Как справиться с аэрофобией и не бояться летать на самолете? Как избавиться от страха перед полётами.

Небо. Высота. Самолет. Для одних людей перелеты – это неповторимая романтика и потрясающая красота, для других – большой стресс и серьезная проблема. Если верить статистике, приблизительно 40 человек из сотни боятся летать на самолете.

Одних пугает высота и неконтролируемость ситуации, других – турбулентность, третьих – замкнутое пространство, а четвертые не могут заставить себя ступить на борт самолета из-за боязни террористической атаки. Кто-то сдерживает переживания внутри и покрывается мурашками с головы до пят, а некоторых людей страх летать доводит до настоящей истерики.

Одни аэрофобы решают эту проблему категорично: раз и навсегда отказываются от перелетов. Другие - иногда летают, но при этом постоянно прислушиваются к работе двигателей, замирают от страха при любой тряске, принимают алкоголь или успокоительные средства.

Последствия аэрофобии малоприятны – отказ от важных командировок, стажировок, путешествий, которые связаны с перелетом. А ведь для того чтобы жить полноценной жизнью, и в частности иметь возможность побывать у лучших достопримечательностей планеты , нужно всего лишь справиться с боязнью летать! Мы расскажем о том, как это сделать.

Готовимся к перелету

1. Посещаем курсы

Самый простой способ избавления от аэрофобии – посещение специализированных курсов. Людей, которые испытывают страх перед полетами, здесь обеспечат необходимой литературой, пособиями, дисками. Занятия, как правило, состоят из теоретического и практического блоков (встречи с психологами, посещение аэропорта, авиационного музея и даже пробный полет при школе летчиков). В Интернете при желании можно найти не одно подобное предложение.

2. Собираем положительный опыт

Если посещать групповые занятия не получается, можно самостоятельно избавляться от боязни летать. Главное – заручиться поддержкой близких людей и друзей. Для этого необходимо за несколько недель до предстоящего полета начать собирать чужие положительные эмоции, связанные с авиаперелетами, и постепенно изменять к ним свое отношение.

3. Практикуем самовнушение

Накануне полета необходимо внушить себе следующее:

  • воздушные перелеты являются самым безопасным способом передвижения;
  • на земле человека поджидает гораздо больше опасностей, чем в небе;
  • самолет подобно автобусу совершает несколько рейсов в день;
  • пилоты – тоже люди, которые хотят жить, поэтому провоцировать создание аварийных ситуаций никто из них не намерен.

4. Клин клином вышибаем

Чтобы перенести перелет с комфортом, можно заранее узнать, как устроены самолеты. Для начала пролистайте иллюстрированную энциклопедию, посвященную их устройству. Можно прибрести в магазине для детей модель летательного аппарата и создать «свой» самолет. Это занятие вас надолго увлечет! Даже самый заядлый аэрофоб не останется равнодушным после просмотра телепередач об изобретениях выдающихся авиаконструкторов. Поиграйте в компьютерные игры, которые связаны с авиационной техникой, станьте на время пилотом и летайте в свое удовольствие!

5. Выбираем правильное место в самолете

В процессе регистрации на рейс выбирайте удобное место в салоне. Боитесь высоты? Тогда не нужно садиться у иллюминатора (к тому же при долгом перелете на этом месте быстро сказывается ограниченность пассажира в движениях). Вас пугает турбулентность? Откажитесь от места в хвосте, отдав предпочтение середине салона. При клаустрофобии расположитесь поближе к аварийному выходу. Конкретные желаемые места лучше бронировать заранее. И постарайтесь не опаздывать на регистрацию, чтобы не усиливать чувство тревоги.

Что делать на борту самолета, чтобы не бояться лететь

1. Знакомимся с попутчиком

Вы поднялись на борт самолета, нашли свое место и положили вещи в отсек для багажа. Самое время осмотреться и познакомиться с соседом. Можно сообщить ему о своей боязни летать, скорее всего, он подбодрит вас, а интересная беседа поможет отвлечься от переживаний. В борьбе со страхом полета поможет и легкий флирт с симпатичным попутчиком или попутчицей. Посмотрите на других пассажиров. Их спокойствие и уверенное поведение тоже пойдет вам на пользу.

2. Взлетаем!

Когда самолет взлетает, воспользуйтесь леденцами, которые предлагают бортпроводники, не закрывайте глаза, чаще глотайте. Всегда четко следуйте инструкциям, с которыми вас познакомят перед полетом.

3. Дышим и расслабляемся

Чувствуете, что от страха ноги стали ватными, а тело – одной напряженной мышцей? Дышите спокойно, медленно и глубоко, задействуйте для этого низ живота. Сконцентрируйтесь на своем дыхании - и через несколько минут наступит расслабление. Снимите или расстегните все удушающие предметы (галстуки, ремни, часы), обувь на каблуке. Займите максимально удобное положение, перестаньте прислушиваться к работе двигателей и тревожно поглядывать в иллюминатор. Учитесь получать от полета удовольствие.

4. Коротаем время с пользой

Отвлечься от боязни летать поможет чтение интересной книги, разгадывание увлекательных кроссвордов, прослушивание любимых мелодий или просмотр фильмов. При занятии любимым делом время пролетает незаметно, а о фобиях не хочется и вспоминать.
Если в какой-то момент перелета вы все же почувствуете, что становится страшно, попробуйте посчитать от 1000 до 100, заведите громкий разговор или глубоко подышите на счет. Можно вспомнить о тех вещах, которые действуют на вас успокаивающе. Оцените реальные шансы благополучно приземлиться, и к своему удивлению вы поймете, что они очень высоки. Эти простые действия помогут отвлечься от пугающих мыслей и сохранить самообладание.

5. Не забываем перекусить

Еще несколько приятных минут в полете связаны с приемом пищи. Вам будут предложены напитки, горячие блюда, выпечка. Не отказывайте себе в этом удовольствии, позвольте полному желудку отвлечь ваш мозг от ненужных размышлений. К тому же доказано, что при повышении уровня сахара в крови у человека снижается тревожность. Для уменьшения нервозности и беспокойства, которые провоцируют приступы страха, не пейте кофе и напитки, которые содержат кофеин.
Летайте больше!

И напоследок еще один совет: чтобы побороть панику и страх, летать нужно как можно чаще! Ведь ваша боязнь перелетов – это большой мыльный пузырь, внутри которого – пустота. Так лопните же его скорее! Не отказывайте себе в удовольствии взглянуть на нашу удивительную планету через иллюминатор и насладиться зрелищем потрясающей красоты! Разве эти эмоции и впечатления сравнимы с каким-то страхом? В мире

Лётчик Лёха - он же пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов - рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога - и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься - почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха , начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся - аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. - Прим. Лайфа ) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы - почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей - это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас - ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа - самая сложная - им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь - за две недели или за месяц, - они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: "Никто не погиб", "Пострадавших нет". Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе - штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки - это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт - паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет "выйти" в полёте.

"Как говорили классики, знание - сила", добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт - посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не "бежит", но ещё не летит, потом отрыв - и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный - среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать - там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы - теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять "бочку". Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь - хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят "болтанку" - азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете - верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде - есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300-400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт


Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах - значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи "Я люблю тебя, Маша", слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле - надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов - 17 лет. Самый молодой - у "Победы": у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, "детские болезни" есть, так и здесь - вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Иногда долгожданные дни отпуска или заграничной командировки может омрачить такая неприятность, как аэрофобия – боязнь полета на самолете и других летательных аппаратах. Из-за необходимости воздушных перемещений между городами и странами к этой проблеме современное общество привлекает повышенное внимание по сравнению с другими страхами.

Аэрофобия – что это такое?

По результатам исследований от 25 до 40% всех людей боятся летать – не учитывая, что самолеты признаны одним из самых безопасных видов транспорта. Более 15% из этого числа страдают фобией, хотя не задумывались о том, что такое аэрофобия и как с ней бороться. Важно понимать, что аэрофобия – это не болезнь, а симптом. Иногда она свидетельствует о наличии других страхов и расстройств:

  • боязни высоты – акрофобии;
  • боязни закрытых пространств (поэтому в салоне самолета человек чувствует себя неуютно);
  • страха перед террористическим актом;
  • пережитого стресса.

Аэрофобия – причины

Можно бесконечно долго убеждать человека, боящегося летать, что самолет – это безопасно, и шанс попасть в авиакатастрофу равняется 1:45000000. С точки зрения логики возникающие негативные реакции на полет нормальны. Ведь летать – не предусмотрено природой. И все-таки, почему возникает аэрофобия? Из-за других страхов, впечатлительности, нервного или . Люди индивидуальны, но можно назвать несколько общих причин:

  • негативный травматический опыт;
  • неприятные ассоциации, эмоции и их накопление;
  • инциденты в прошлом (жесткая посадка, турбулентность и пр.);
  • страхи перед реакцией собственного организма на полет.


Страх летать на самолете - психология

Психология разделяет боязнь летать на самолете на несколько видов. Они различаются по распространенности и основной причине возникновения:

  • страх перед катастрофой и смертью;
  • боязнь высоты;
  • клаустрофобия;
  • страх потерять контроль над собой и ситуацией;
  • склонность к навязчивым состояниям и панике;
  • боязнь большого скопления людей;
  • страх турбулентности.

Аэрофобия – симптомы

Как правило человек, страдающий боязнью полетов, не подозревает об этом и возникающие симптомы списывает на нервы, усталость и пр. Но болезнь усугубляется, если не принимать меры, и количество симптомов растет. Признаки аэрофобии можно поделить на два вида: психологические и физические. К первым относят:

  • паника перед полетом (за день – неделю до запланированного события);
  • негативные образы, возникающие в сознании, «накручивание» себя;
  • внимательность к деталям и поиск негатива;
  • ухудшение памяти, сосредоточенность на предстоящем полете;
  • желание все бросить и сбежать.

Физические признаки аэрофобии можно заметить невооруженным глазом. Человек нервничает, и об этом сигнализируют телесные проявления:

  • сбивчивое дыхание;
  • потливость;
  • напряжение в мышцах;
  • головокружение;
  • боли в сердце;
  • бледность и т.д.


Аэрофобия - как избавиться?

Всякая фобия подлежит лечению, не исключение и страх перед полетом. Для нормализации психофизического состояния применяется экспозиционная терапия. С ее помощью пациент учится связывать позитивные образы с полетом и противостоять возникающему страху. Возможно, для этого придется углубиться в среду и под присмотром психолога полетать на авиасимуляторе. В особо сложных случаях применяется гипноз от аэрофобии.

Вопрос в том, хочет ли человек, осознающий свой страх, обращаться к специалистам. Многие не считают это большой проблемой и пытаются разобраться самостоятельно, употребляя перед полетом алкоголь для расслабления или успокоительное. К сожалению, такие методы только ухудшают состояние. Задаваясь вопросом: как бороться с аэрофобией, лучше руководствоваться проверенными способами и практиковать такие методы, как

  • психотерапия;
  • психокоррекция;
  • расслабляющие упражнения;
  • медикаментозное лечение.

Как избавиться от аэрофобии самостоятельно?

Лечение аэрофобии желательно начинать с проявлением первых симптомов, тогда она не успеет превратиться в навязчивое состояние, от которого будет трудно избавиться. Как победить аэрофобию не прибегая к помощи врачей? Нужно следовать некоторым рекомендациям перед и во время полета:

  • обсудить страх с близким человеком в спокойной обстановке, что поможет взглянуть на вещи под другим углом;
  • понять, что действия и переживания никак не повлияют на ход полета;
  • не фокусироваться на негативных моментах, отвлекаться от грустных мыслей (помогает занятие спортом и любые действия с выбросом адреналина);
  • абстрагироваться от всего, что напоминает о предстоящем полете;
  • отказаться от алкоголя и кофе до и во время рейса;
  • внимательно слушать инструкции стюардессы;
  • в самолете стараться отвлекаться на чтение или разговор с интересным собеседником;
  • позитивно смотреть в будущее (после приземления ждет отдых и т.д.).


Авиаперелеты прочно и надежно вошли в жизнь современных людей и играют ключевую роль, когда дело касается скорости перемещения из одного места (города, страны) в другое. Но порой самые бесстрашные и опытные люди, не единожды летавшие на самолетах, испытывают подсознательный необъяснимый страх от одного только вида воздушного судна, на котором им предстоит осуществить перелет. Наиболее остро аэрофобия наблюдается в те моменты, когда человек поднимается по трапу, который передает его в объятия металлического монстра, бороздящего бескрайние воздушные просторы.

Конечно же, все без исключения, кто когда-либо летал на самолете, задавались вопросом «а вдруг самолет упадет»? Естественно, что этот риторический вопрос, точнее предположение, остается для многих пассажиров предметом кратковременных раздумий и воспоминаний известных фантастических фильмов о катастрофах со счастливым концом, а для некоторых – причиной не проходящего панического страха полетов . Этот страх ощутимо портит жизнь людям, в чьей жизни имеют место частые или периодические воздушные путешествия.

Командировка, отправка на отдых в теплые страны, посещение далеко живущих родственников – эти и иные причины могут быть поводом для авиаперелета, который длится несколько часов, и с помощью которого экономится уйма времени. Но каким образом победить аэрофобию и избавиться от этого угнетающего ощущения?

Действительно аэрофобия или незначительное беспокойство?

Сначала вам нужно определить, есть ли вообще у вас аэрофобия. Каждый человек в процессе полета испытывает некоторые ощущения дискомфорта и беспокойства, но если он может контролировать эти негативные эмоции и не дает им захватить себя целиком, то их нельзя отнести к разряду аэрофобии.

Истинный страх не дает человеку ни единого шанса на самоконтроль, то есть полностью его поглощает, когда человек сталкивается с необходимостью осуществления авиаперелета. Тогда этот страх управляет человеком, заставляя его избегать полета любым способом. Если же путешествия по воздуху никак избежать не удается, то нервное напряжение у такого человека во время полета достигает своего предела.

В особо тяжелых случаях лучше обратиться за помощью к психологам, специализирующихся на проблемах подобного рода. На территории Росси уже есть специалисты, способные оказать такие услуги. На сеансах терапии часто присутствуют пилоты, бортпроводники и другие работники, жизнь которых напрямую связана с ежедневными перелетами. Психологи, при участии представителей авиакомпаний, обучают обладателей аэрофобии контролировать свой страх.

Со страхом можно справиться и собственными силами, если он не достигает у вас уровня паники. Но! Сначала узнаем о методах, которые не стоит использовать.

Каких действий нужно избегать при боязни полетов


Некоторые стараются заглушить свою панику употреблением спиртных напитков. Делать этого ни в коем случае не следует, поскольку чревато целым рядом негативных последствий.

Не следует также скрупулезно, до мелочей, изучать информацию об авиалайнере и выискивать в интернете истории о катастрофах с участием этой модели, даже если сильно этого хочется.

В конце концов, нужно знать, взбираясь по ступеням трапа, что самолет – самый безопасный вид транспорта на планете. И это не пустые слова. Данный факт демонстрирует беспристрастная статистика, а она, как все мы знаем, вещь упрямая. Оттого сообщения об авиакатастрофах очень редки, и именно поэтому они привлекают к себе всеобщее внимание.

Сравнивая количество ежедневных рейсов и пассажиров с количеством крушений самолетов и смертей, вы сами убедитесь, что авиакатастрофы – большая редкость.

За год воспользоваться услугами компаний успевает более 5 млрд. человек, из которых гибнет 400-500. То есть, в свой последний путь отправляется всего один из 10 млн. пассажиров. Это как, например, в Москве гибнет 1 человек в год. А вот в столичных автомобильных авариях ежегодно лишаются жизни 30 тыс. человек! Получается, чтобы стать непосредственным участником авиакатастрофы, необходимо каждый день садиться на случайный рейс в течение 21 тыс. лет. У кого есть столько времени?

«Меня это не успокоило. Упадет именно тот самолет, на котором полечу я, ведь я самый невезучий человек в мире», – так, невзирая на цифры статистики, «справляются со страхами» многие пассажиры.

Карта ежедневных полетов

Распространенные стереотипы

В процессе изучения аэрофобии, мы сделали вывод, 65% людей страдающих данным недугом, испытывают страх при потряхивании самолета в воздухе, турбулентности и считают, что судно может рухнуть с высоты 10км, провалившись в «воздушную яму». Для опровержения данно гипотезы мы скоро напишем статью - «Элементарные законы физики и турбулентность».

Так же, согласно общественному опросу, считается, что российские авиакомпании эксплуатируют очень старые самолеты, а пилоты и бортпроводники сплошные алкоголики. Это не так!

Все авиакомпании в России, осуществляющие внутренние и международные перелеты, имеют сертификаты соответствия: ICAO, IOSA и IATA. Которые подтверждают квалифицированное сервисное и техническое обслуживание самолетов. А так же, высокую квалификацию экипажей удовлетворяющих мировым стандартам.

И не стоит волноваться, если самолету на котором вам предстоит лететь, 10, 15 или 20 лет. В крупнейшей авиакомпании мира «Delta Air Lines», у половины парка авиалайнеров возраст за 20 лет. В России самолеты, с возрастом за 25 лет практически нет. Однако, судна которым 25 лет и больше — это вполне нормально, ресурс авиатехники очень большой.

Переключите внимание!

Если логические доводы не помогают, и подобные мысли бомбардируют ваше сознание, остаются только методы релаксации. Можно послушать умиротворяющую музыку или звуки природы , почитать журнал или книгу, короче, как-то отвлечься от происходящего.

Многолетняя практика полетов показывает, что многих людей способна успокоить вкусная еда и напитки, так что возьмите с собой что-нибудь подходящее. Напитки, содержащие кофеин и другие стимуляторы нервной системы пить не стоит, поскольку это взбудоражит и без того взвинченную нервную систему. Поэтому лучше принять успокоительную таблетку на травах и запить ее водичкой.

Если ни один из методов вам не помог, то нужно закрыть глаза, размеренно дышать и сосредоточиться только на позитивных моментах, которые принесет эта поездка. Это живописная страна, в которую вы направляетесь? Тогда вы в шаге от реализации вашей мечты! Вас ждет повышение по службе после поездки? Именно сейчас вы стремительно приближаетесь к своему благополучию.

Самолет – самый безопасный способ передвижения на планете!



Несколько фактов о «железных птицах» напоследок:

  • Все системы имеют запасные варианты, а некоторые по 2-4 дубликата. Зачастую в них 4 тормозных, 3 топливных, 3 противопожарных системы, 3 системы управления, 3 системы выпуска шасси.
  • Минимум два двигателя , одновременный отказ которых ничтожно мал. Отказ двигателя происходит примерно 1 раз на 2 млн. часов полета, что составляет 228 лет непрерывной эксплуатации. При отказе одного из двигателей самолет способен лететь без снижения (без перегруза и в стандартных метеоусловиях) и безопасно совершить посадку. Например, Boeing 737 может лететь 2 часа в аварийном режиме.
  • По современным мировым стандартам для пассажирских самолётов, при отказе одного из двигателей, судно должно сохранять способность лететь без потери высоты (при стандартных метеоусловиях) и безопасно совершать посадку.

    К примеру, на лайнере Boeing 737, плановое время аварийного полета (на 1 двигателе) составляет 2 часа.

  • Перед каждым полетом все самолеты проходят технический осмотр целой командой профессиональных специалистов.
  • Авиакатастрофы обычно случаются не по одной причине, а по стечению многих обстоятельств, которые тщательно изучаются и предпринимаются действенные меры для их повторного недопущения.
  • Каждый год пассажиропоток возрастает на 10%, а аварии сокращаются на 15%.

Все это подтверждает, что на планете Земля самое безопасное транспортное средство – это самолет!

боятся летать на самолете . Страх полета – самый распространенный тип фобии в современном мире.

Аэрофобия это боязнь летать, а в более широком значении - страх холодного воздуха и сквозняков .

Aero (анг.) – воздушный, phobia (англ.) – фобия, страх, боязнь. Психология выделяет еще один тип фобии – авиафобия. Авиа – авиационный, связанный с самолетами. Понятия аэрофобия и авиафобия близки по своему значению, поэтому чаще всего их используют, подразумевая единый формат страха – страх перелетов.

По статистике, около 25% населения в возрасте более 25 лет боятся лететь.

В связи с этим, многие отказывают себе в удовольствии увидеть мир, посетить близких людей, поменять место жительства и т.п. Основной причиной, провоцирующей возникновение и развитие аэрофобии – страх возможного крушения самолета. В момент посадки в самолет и в процессе полета такие люди испытывают сильный стресс, пережить который еще раз возможно только в случае крайней необходимости.

Часто страх полета присутствует у человека совместно с другими аналогичными фобиями: страхом закрытых пространств, высоты, пожаров, смерти. Люди боятся не столько лететь, сколько тех условий, в которых проходит полет. Поэтому его считают симптомом, а не болезнью.

Причины

В связи с распространенностью страха перед полетами, психология активно исследует этот тип фобии. И, прежде чем назначать лечение, необходимо разобраться в причинах панических состояний. Они индивидуальны, но существуют наиболее распространенные причины, встречающиеся у большинства населения:

  1. Стресс, пережитый во время перелетов, часто провоцирует возникновение фобии. Это может произойти в период сильной турбулентности, жесткой посадки, плохих погодных условий. В этот момент человек погружается в негативные ассоциации, представляет падение самолета, гибель людей. Страх может оказаться настолько сильным, что происходит его «закрепление» в психике, становится страшно лететь.
  2. Реально произошедшие авиакатастрофы, освещенные в СМИ. В советские времена такую информацию держали в тайне, поэтому мы думали, что наши самолеты не падают. Сейчас, каждое событие подобного рода активно обсуждается на телевидении, в газетах и журналах. А с развитием интернета утаить крушение стало практически нереально. Наша психика устроена таким образом, что любая информация, несущая негатив, сохраняется в подсознании, формируя настороженное отношение к перелетам .
  3. Страх перед реакцией собственного организма. Чаще всего такая причина страха полетов бывает у людей со слабой сердечно-сосудистой системой. Самолет поднимается в небе на высоту около 14000 м., чтобы корпус выдержал подобную нагрузку и мог лететь с высокой скоростью, внутри понижается давление, а при посадке – вновь повышается. От такого воздействия, меняется давление человека.


Люди, не уверенные в своем здоровье, должны иметь при себе таблетки и лекарства, поддерживающие давление в норме, т.к. кроме плохого самочувствия и кровотечений существует угроза инфаркта.

  1. Внутренние, психологические причины. К ним относится отсутствие контроля над машиной, необходимость довериться пилоту. Чаще всего, ей подвержены самодостаточные и успешные люди, способные делать бизнес и управлять сотнями и тысячами подчиненных, которые на первый взгляд никого не боятся. Излишняя самоуверенность и ответственность не позволяет им позволить кому-то управлять и влиять на их жизнь. Страх полетов может быть единственным страхом в их жизни, но имеющим серьезное влияние.

Исходя из того, что такое аэрофобия и почему людям так страшно лететь, психология разделяет страх полета на несколько видов, в зависимости от основной причины и распространенности:

  • Страх перед катастрофой, страх смерти – наиболее часто встречающийся вид боязни перелетов;
  • Страх перед высотой. Существует как отдельный тип фобии (акрофобия), так и в связи с перелетами. Люди, страдающие таким видом страха, так же боятся высотных домов, мостов, лифтов и т.п.;
  • Симптомы

    В большинстве случаев, человек не сразу догадывается, что склонен испытывать боязнь полетов. Первоначально, он диагностирует у себя легкую тревожность, которую списывает на стресс, усталость, новые впечатления и т.п. Со временем, симптомов становится все больше, человек всегда берет с собой в путешествие успокоительное средство. Если болезнь усугубляется – надо назначать лечение, совмещающее прием лекарств и работу с психологом.

    Аэрофобия, как и любое другое психическое заболевание, проявляется индивидуально, однако также имеет общие симптомы, по которым ее определяют

    1. Физиологические. К ним относятся все телесные проявления:
    • Напряжение в мышцах, дрожание рук и ног, когда сложно делать простейшие движения – в виде завязывания шнурков;
    • Дыхание сбивается, становится учащенным, симптом может проявляться как нехватка воздуха;
    • Боли в области груди, сердце колотится;
    • Дискомфорт в животе, тошнота;
    • Бросает в пот, становится жарко;
    • Кружится голова, появляется слабость, любые движения даются с трудом;
    • Пересыхает во рту;
    • Лицо краснеет или бледнеет.


    1. Психологические:
    • Паника задолго до полета, трудности с переключением внимания;
    • Навязчивые негативные картинки в сознании, в воображении рисуется авиакатастрофа, гибель близких;
    • Излишнее внимание любым действиям экипажа, техническому состоянию самолета, поиск негатива;
    • Ухудшается память, все мысли сосредоточены только на предстоящем полете;
    • Человек детально изучает все случаи авиакатастроф, обращает пристальное внимание на них;
    • Желание убежать из аэропорта, отменить поездку.

    В большинстве случаев, если нет возможности принять успокоительное, люди стремятся бороться с паникой посредством алкоголя. Он затуманивает мозг, снижает тревогу и страх перед полетом. В последний период времени, в СМИ поступало много информации о зачинщиках ссор и драк на борту самолета в связи с сильным алкогольным опьянением. Психология не рекомендует использовать этот способ успокоения – облегчение бывает временным и приносит много неудобств пассажирам и экипажу, а так же может негативно сказаться на организме человека.

    Если не лечить

    В своих крайних проявлениях аэрофобия опасна для человека. Психическое состояние с каждым полетом становится все более неустойчивым, человек начинает чаще чувствовать панические состояния, даже когда находится на земле . Его преследуют кошмары, в которых воздушное судно падает, гибнут все пассажиры, находящиеся на борту. Как следствие - может возникнуть бессонница, больной становится нервным, раздражительным, перестает делать каждодневные обязанности. Портятся отношения с близкими людьми, возникают проблемы на работе. Отпуска проходят однотипно, в пределах железнодорожного или автомобильного сообщения. В плане здоровья – картина выглядит не лучше. Страдающие фобией часто имеет проблемы с сердечно-сосудистой системой организма. Они чаще других подвержены инсультам и инфарктам и проходят курсы лечения у невролога.

    Если же человек, страдающий панической боязнью полетов, все равно вынужден пользоваться данным видом транспорта, и не признает таблетки – то единственным способом унять тревогу становится алкоголь. Частое употребление может привести к алкоголизму, лечение которого редко бывает эффективным, если не устранить причину. Вот почему среди алкоголиков высокий процент людей, страдающих разными видами страхов.


    И в заключение

    Даже если вы обнаружили у себя многие из перечисленных симптомов – не стоит паниковать. Понимание того, что такое аэрофобия, откуда она берется и почему имеет сильное влияние - будет являться преимуществом в борьбе за психическое и физическое здоровье. Аэрофобия очень распространенное явление, особенно в нашем неспокойном мире, в период войн и терактов. Она бывает связана с другими видами страхов, такими как страх высоты, замкнутого пространства, скопления людей и др., а так же может существовать самостоятельно. На усиление фобии могут влиять неприятные события, произошедшие в полете со знакомыми, близкими людьми, задержки рейса, информация о технических неполадках, негативно настроенные попутчики и т.п.

    От аэрофобии надо избавляться – преодолевать свои страхи самостоятельно или проходить лечение у психолога, т.к. со временем она начнет влиять на образ жизни.

    Существуют примеры, когда успешные и знаменитые личности перестали делать над собой усилие и потеряли перспективные проекты, возможности карьерного роста, или даже близких людей из-за своего страха. Не надо бояться самолетов – ведь по статистике вероятность авиакрушения крайне минимальна, и в ДТП ежедневно гибнут в сотни или тысячи раз больше людей. Аэрофобия, как и любой другой страх, не должна мешать жить полной и насыщенной жизнью.