Как сша сбросили водородные бомбы на пляж в испании. Как американцы потеряли над испанией четыре термоядерные бомбы, и что из этого вышло

11 марта 1958 года в деревне Марс-Блафф в округе Флоренс штата Южная Каролина 37-летний проводник поезда Уолтер Грегг вместе с сыном делали скамейки в мастерской, а жена Эффи хлопотала по хозяйству в доме, построенном предками Уолтера более века назад. Их дочери Елена и Френсис с двоюродной сестрой Эллой играли за домом, в маленьком деревянном домике, который смастерил для них отец.

А в это время над Южной Каролиной на высоте 4600 м летел американский реактивный бомбардировщик Boeing B-47E-LM. Он вылетел с авиабазы вблизи города Саванны в штате Джорджия и направлялся на британскую авиабазу «Брантингторп» в графстве Лестершир.

На борту самолета на случай вооруженного конфликта с СССР находилась 30-килотонная атомная бомба Mk.6.

В 1950-х годах она была основным оружием стратегической авиации США и состояла на вооружении до 1962 года.

В кабине пилотов загорелся сигнал, свидетельствовавший о неисправности фиксатора механизма сброса бомбы. Командир велел штурману Брюсу Кульке проверить предохранительную чеку. Кулька спустился в бомбовый отсек, но не смог найти фиксатор. В поисках он залез на спусковое устройство и случайно его активировал.

Кульке удалось удержаться на борту. А вот бомба проломила люк самолета и стремительно понеслась вниз, прямо к дому Греггов.

Бомба обрушилась на лес рядом с домиком для игр.

От катастрофы деревню спасло то, что ядерный заряд хранился на самолете отдельно. Но бомба была начинена и обычной взрывчаткой, которая взорвалась при столкновении с землей.

На месте падения бомбы остался кратер размером 20 м в диаметре и 10 м глубиной. Огород, дом, домик для игр и еще несколько построек смело взрывом. По счастливой случайности девочки в это время отошли от деревянного домика. Все члены семьи Греггов выжили, хотя и были ранены.

По словам Уолтера Грегга, они с сыном слышали, как над домом пролетел самолет. А через секунду землю сотряс мощный взрыв. Вокруг поднялись клубы дыма и пыли.

Грегг забежал во двор в поисках жены и дочерей. В его ушах стоял звон. Почувствовав боль в боку, Грегг обнаружил глубокую рану под правой рукой. Но больше всего в этот момент его волновал баллон с газом рядом с домом, который мог взорваться в любой момент. До Грегга доносились крики жены и девочек.

«Это невозможно описать, — говорил после сын Грегга, Уолтер-младший. — Шум был невероятным, пыли было безумное количество».

Обломки повредили соседние дома и церковь. Когда пыль немного рассеялась, Грегг нашел свою семью. Дочери были в синяках и порезах, Элла жаловалась на боль в спине и боку, жене рассекло голову куском штукатурки. Но все они были живы и в сознании.

Почти сразу после взрыва вокруг обломков дома Греггов собрались соседи. Первым на участке появился проезжавший мимо солдат. Прибыли на место происшествия и его непосредственные виновники.

ВВС немедленно велели всем военным поблизости собраться и оцепить район. Экипаж самолета должен был вернуться на базу в Саванне.

Семья Греггов провела ночь в доме своего семейного врача. Он наложил швы, прооперировал Эллу — у той оказалось внутреннее кровотечение. На протяжении нескольких месяцев Грегги проходили радиационный контроль, но следов облучения не было.

Местные газеты узнали о причине взрыва раньше самих Греггов.

Спустя буквально полчаса после падения бомбы спортивный комментатор Томас Андерсен из газеты The Florence Morning News уже успел пообщаться с офицером ВВС США и вместе с ним отправился на место событий, прихватив с собой фотографа. Так скромное локальное издание получило свою минуту славы, наиболее полно и своевременно осветив события. В редакцию потом еще долго сыпались звонки из крупных газет вроде The New York Times и даже иностранной прессы.

Инцидент обеспокоил власти Великобритании. «Это происшествие отлично иллюстрирует опасности, связанные с размещением у нас водородных бомб», — отметил Фредерик Мессер, лидер фракции лейбористов. Вопрос о размещении бомб лейбористы решили вынести на обсуждение в парламенте.

Военные еще долго собирали разлетевшиеся обломки бомбы. Им даже пришлось обратиться к жителям, которые растащили обломки на сувениры, чтобы те вернули их ВВС.

Инцидент заставил ВВС пересмотреть конфигурацию бомб. Состав взрывчатки был переработан, как и спусковой механизм — теперь столкновение с землей не могло спровоцировать взрыв, для этого требовался электрический импульс.

Экипаж бомбардировщика извинился перед семьей и смог избежать наказания. А вот за компенсацию Греггам пришлось побороться. Регламент выплат подразумевал опись всего имущества, от автомобиля до фарфорового сервиза и цыплят, с указанием первоначальной стоимости. Поэтому добиваться возмещения ущерба семье пришлось через суд.

Грегги подали иск к ВВС США и спустя год и три месяца получили компенсацию в $54 тыс. — почти полмиллиона долларов в пересчете на современные цены. Кратер от взрыва остался и по сей день, хотя и зарос травой. Место падения бомбы отмечено памятной табличкой. Сами же Грегги перебрались в новый дом в том же округе.

Предположительно, в годы Холодной войны было утеряно порядка 50 ядерных боеголовок, и далеко не все они остались лежать в безлюдных районах.

Министерство обороны США впервые опубликовало список случаев аварий с ядерным оружием еще в 1968 году, в котором было упомянуто 13 серьезных катастроф с ядерным оружием между 1950 и 1968 годами. Дополненный список был выпущен в 1980 году, в котором было уже 32 случая. В то же время, те же документы были выпущены и военно-морским флотом в соответствии с законом о свободе информации, в котором значился 381 инцидент с ядерным оружием в США между 1965 и 1977 годами.

В январе 1966 года над испанской деревушкой Паломарес, во время осуществления дозаправки в воздухе, на высоте 9000 метров столкнулись американский бомбардировщик B-52 и самолет-заправщик KC-135. Самолеты мгновенно превратились в один гигантский пылающий шар, а меж тем, на борту B-52 находились четыре водородные бомбы. По непонятной причине, одна из них целой и невредимой упала в поле рядом с деревней. Неядерные предохранители еще двух сдетонировали, и фрагменты бомбы вместе с плутониевой пылью устроили на месте падения небольшой радиоактивный дождик. Четвертая упала недалеко от побережья, но вот где именно? Стоит отметить, что мощность этой потерявшейся бомбы, в 1000 раз превышает мощность той, что сравняла с землей Хиросиму.

Говорят, что после этого случая окрестности Паломарес еще долго напоминали декорации к фильму об Апокалипсисе. Место падения бомб вычисляли при помощи счетчиков Гейгера, береговую линию окружили американские военные корабли.

Давайте почитаем про этот случай и другие подробнее…

17 января 1966 года, 9:30 утра. С авиабазы НАТО под Севильей взлетает «воздушный танкер» KC-135A «Стратотанкер» (сер. номер 61-0273, 97-е бомбардировочное крыло, командир корабля майор Эмиль Чапла) со 110 т. керосина на борту. Предстоит обычный полет и рутинная дозаправка очередного стратегического бомбардировщика ВВС США, одного из тех, что круглосуточно патрулировали южные границы воздушного пространства стран Варшавского Договора.

10:05 утра. Стратегический бомбардировщик B-52G «Стратофортресс» (сер. номер 58‑0256, 68-е бомбардировочное крыло, командир корабля капитан Чарльз Вендорф) американских ВВС с четырьмя 1,5-мегатонными водородными бомбами B28 на борту делает разворот над Средиземным морем и берет курс на свою базу в США после 12-часового дежурства. До встречи с дозаправщиком, идущим в 32 километрах на высоте 9300 метров со скоростью 600 км/час, остается примерно 5 минут.

10:11 утра. В 8 километрах от побережья Испании Б-52 идет на завершающий маневр по сближению с КС-135. Майор Эмила Чапла, командир КС-135, переводит тумблер заправочного шланга в положение «выпуск» и в этот момент обнаруживает, что сближение происходит слишком быстро. Она нажимает кнопку микрофона, чтобы предупредить экипаж Б-52, но успевает произнести лишь первые слова. Через мгновение Б-52 сильным ударом в нижнюю часть фюзеляжа таранит К-135, и оба самолета охватывает пламя.

10:22 утра. Пожар, последовавший на борту Б-52 сразу после столкновения и взрывной разгерметизации, вынуждает экипаж привести в действие механизм аварийного сброса ядерных бомб. Вслед за этим командир отдает приказ катапультироваться — его успевают выполнить четверо из семи членов экипажа. Спустя секунду восьмимоторная «летающая крепость» взрывается в воздухе. Обломки обоих самолетов, распавшихся при падении на тысячи кусков, позже пришлось собирать на территории почти 40 квадратных километров. Говорят, их отдельные фрагменты находят до сих пор…

Теоретически в случае аварийного сброса ядерных бомб каждая из них опускается на землю на двухкупольном парашюте… Но это лишь теоретически.

Франсиско Симо Ортс, 40-летний рыбак из деревушки Паломарес, где все население округи едва дотягивало до полутора тысяч человек, как раз промышлял на своей лодке в нескольких километрах от берега, когда в небе над его головой расцвел и погас огненный шар. Через некоторое время большой металлический цилиндр голубого цвета, спускавшийся сверху на двух парашютах, упал в воду в сотне метрах от его рыбацкого судна, подняв огромный сноп брызг, и сейчас же утонул. Франсиско, заинтересованный таким необычным явлением природы, несколько раз прошел на своей шхуне над местом падения, но ничего подозрительного не обнаружил и, вернувшись домой, рассказал о происшествии друзьям. Те решили обратиться в полицию, однако там лишь пожали плечами – власти предпочли не информировать местную полицию об операции «Сломанная стрела». Бомбу, падение которой наблюдал испанский рыбак, 18 кораблей ВМС США и 3800 военных искали на дне моря почти три месяца.

Спустя менее суток забытая Богом испанская деревня превратилась в важнейший стратегический объект НАТО. Десятикилометровая зона вокруг нее была моментально оцеплена — ни войти, ни выйти без специального пропуска было невозможно. Три сотни военных инженеров и экспертов по ЧП со счетчиками Гейгера наперевес к огромному неудовольствию местных жителей топтали окрестные поля, уничтожая армейскими ботинками урожай помидоров и фасоли. В течение трех дней к ним присоединились еще три сотни искателей, и тогда же, 20-го января, стратегическое командование ВВС США разродилось сухим комментарием, признававшим наличие на упавшем Б-52 всего ОДНОЙ ядерной бомбы, каковая, якобы, упала в море. Опасности для населения, согласно этому коммюнике, не имелось.

В коммюнике не сообщалось, что одновременно с падением первой бомбы в Средиземное море вторая опустилась на своем парашюте в полувысохшее русло реки Альмансора. И уж тем более там не было ни слова про то, что минутами раньше две оставшиеся ядерные бомбы, парашюты которых по неизвестным причинам не раскрылись, на скорости более 300 км/час врезались в землю: одна в холмистой местности в полутора километрах к западу от деревни («Зона 2″), вторая — рядом с домом одного из местных жителей на восточной окраине Паломареса («Зона 3″). Если бы от удара пришел в действие электрический запал боеголовки, обеспечивающий одновременный подрыв окружающих ее тротиловых шашек, суммарная мощность взрыва составила бы примерно 1.250 бомб, сброшенных на Хиросиму. Однако, тротил сдетонировал самостоятельно, без электрозапала, и, как следствие, неравномерно: в результате вместо того, чтобы сжать плутониевую начинку бомбы до критической массы, он «всего лишь» выбросил ее в атмосферу плотным облаком пыли чудовищной радиоактивности.

По официальным данным в результате инцидента радиоактивному заражению разной степени интенсивности подверглись около 230 гектаров почвы, часть из которой использовалась под пашню. Жертв среди гражданского населения зафиксировано не было. Несмотря на своевременно проведенные работы по дезактивации грунта и зданий, радиационный мониторинг в этой местности осуществляется по сей день. Подвергшиеся сильному заражению места падений 2 и 3 («impact point» на схеме), общей площадью более 2 гектаров, объявлены карантинными и посещение их не рекомендуется.

В силу с конструктивных особенностей аварийного сброса бомб, они должны были спустится на землю на парашютах. Но в данном случае парашют раскрылся только у одной бомбы.

Первая бомба, у которой парашют не раскрылся, рухнула в Средиземное море. Искали её потом три месяца. Ещё одна бомба, у которой парашют раскрылся спустилась в русло реки Альмансора, недалеко от побережья. Но наибольшую опасность представляли две бомбы, которые на скорости более 300 километров в час рухнули на землю. Одна из них рядом с домом жителя деревушки Паломарес.

Спустя день три утерянные бомбы разыскали на побережье; инициирующий заряд двух из них сработал от удара о грунт. К счастью, противоположные объемы тротила взорвались несинхронно, и вместо сжатия детонационной радиоактивной массы разбросали ее вокруг. Поиски четвертой развернулись на территории 70 кв. км. Через полтора месяца напряженных работ из-под воды были извлечены тонны обломков, но бомбы среди них не было.

Благодаря рыболовам, ставшими свидетелями трагедии, 15 марта было установлено место падения злополучного груза. Бомбу обнаружили на глубине 777 м, над крутой донной расщелиной. Ценой нечеловеческих усилий, после нескольких соскальзываний и обрывов тросов, 7 апреля бомбу удалось поднять. Она пролежала на дне 79 суток 22 часа 23 минуты. Еще через 1 час 29 минут ее обезвредили специалисты. Это была самая дорогая спасательная операция на море в ХХ веке - расходы по ней составили $84 миллионов долларов.

Довольные генералы рядом с водородной бомбой, которую спустя 3 месяца достали со дна моря.

Эта бомба, упав в Паломаресе, чудом не взорвалась. Но могло быть иначе…

Если бы от удара сработал запал бомб, побережье Испании, так любимое сейчас туристами, было бы обезображенным радиоактивным полем. Суммарная мощность взрыва составила бы более 1000 Хиросим. Но к счастью, запал не сработал. Произошел взрыв тротила внутри одной из бомб, который отдельно от запала не привел к детонации и взрыву плутониевой начинки.

Результатом взрыва стал выброс в атмосферу облака радиоактивной пыли.

Первые испанские военные на месте падения самолетов.

Место падения В-52. Образована воронка 30 x 10 x 3 m

После авиакатастрофы над Паломарес США заявили, что прекращают полёты над Испанией бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Через несколько дней правительство Испании установило формальный запрет на такие полёты.

США провели очистку заражённой территории и удовлетворили 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тыс. долларов.

Бочки с собранной почвой готовятся к отправке в Соединенные Штаты для обработки.

Участники радиоактивной очистки из армии США.

Карта радиоактивного заражения почвы в районе Паломарес и местонахождение регистрирующей аппаратуры.

В том же году испанский чиновник, Мануэль Фрага Илибарн (Manuel Fraga Iribarne), в центре, и американский посол, Ангьер Бидл Дюк (Angier Biddle Duke), слева, плавали в море, чтобы демонстрируя безопасность моря.

Ещё 14,5 тыс. долларов было выплачено рыбаку, наблюдавшему падение бомбы в море.

В самом Паломаресе десятилетия спустя о произошедшем не напоминает ничего, кроме улицы «17 января 1966».

Место падения одной из бомб.

Осенью 2006 года Испания и США подписали соглашение об очистке территории близ поселка Паломарес, расположенного на побережье провинции Альмерия в Андалусии, от остатков плутония-239, попавшего в этот район в результате катастрофы американского бомбардировщика с атомными бомбами на борту 17 января 1966 года.

«Правительства двух стран договорились о производстве совместных работ по очистке 10 гектаров почвы близ поселка Паломарес, который продолжает оставаться загрязненным остатками плутония», — сообщило 8 октября Национальное радио Испании со ссылкой на не названные «компетентные источники».

В более чем странном сообщении не были указаны ни дата подписания соглашения, ни лица, его подписавшие, ни срок начала работ, ни сумма, ассигнованная на эти цели. Было лишь сказано, что «расходы стороны поделят пополам».

Сразу же после катастрофы силами американских военных были произведены очистные работы, которые обошлись в 80 млн. долларов. Отметим, что 40 лет назад эта сумма была намного значительней, чем в наше время. Тогдашний министр информации и туризма Мануэль Фрага в пропагандистских целях лично искупался в Средиземном море, желая показать всему миру, что никакой опасности нет и избегать Испанию туристам нет никаких оснований.

Производимые в последние годы замеры в зоне поражения показывают, что в районе Паломареса продолжает сохраняться уровень радиации, значительно превышающий допустимый.

С середины 80-х годов в зоне Паломареса запрещено жилищное строительство. Государство выкупило у частных владельцев десятки гектаров земли, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность.
Информация о радиоактивной обстановке и о состоянии здоровья местного населения в прессу попадает исключительно редко.

В какой то мере, инцидент в Паломаресе, послужил идеей для создания антивоенной комедии «День, когда всплыла рыба» (The Day the Fish Came Out).

Разумеется, это не первые и не последние Бомбы потерянные и чудом не взорвавшиеся.

В воздухе

На бомбардировщике ВВС США В-36 с ядерным оружием на борту при следовании с Аляски на авиабазу в штате Техас на высоте 2400 метров из-за сильного обледенения загорелся один из двигателей.

Экипаж сбросил атомную бомбу в океан, а затем покинул самолет на парашютах (The Defense Monitor, 1981).

На бомбардировщике В-50, (развитие B-29) несущем на своем борту атомную бомбу «Марк-4», произошла неисправность двигателя.

Бомба была сброшена с высоты 3200 метров и попала в реку. В результате детонации заряда ВВ и разрушения боеголовки река была загрязнена почти 45 килограммами высокообогащенного урана (The Defense Monitor, 1981).


Без ведома марокканских должностных лиц, B-47 с ядерным оружием, рухнул и загорелся на взлетно-посадочную полосу базы ВВС США в 90 милях к северо-востоку от Рабата. ВВС приняли эвакуацию базы.

Бомбардировщик продолжать гореть в течение 7 часов. Большое количество автомобилей и самолетов были заражены радиацией. (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 США с двумя ядерными бомбами на борту исчез во время полета. Он совершал беспосадочный перелет с авиабазы ВВС США во Флориде на неизвестную заграничную базу.

Были намечены две дозаправки топливом в воздухе. Первая прошла успешно, но со вторым самолетом-дозаправщиком бомбардировщик так и не вступил в контакт, как планировалось, над Средиземным морем. Несмотря на тщательные и обширные по площади поисковые работы, никаких следов самолета, ядерного оружия или экипажа найдено не было (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 с водородной бомбой на борту столкнулся в воздухе с истребителем. При этом у бомбардировщика было повреждено крыло, что привело к смещению одного из двигателей. Пилот бомбардировщика после трех неудачных попыток приземлиться с ядерным оружием сбросил водородную бомбу на мелководье в устье реки Саванна.

В течение пяти недель ВВС США безуспешно искали бомбу. Поиски прекратили после того, как 11 марта 1958 года в штате Южная Каролина с бомбардировщика была случайно сброшена другая водородная бомба, что привело к более тяжелым последствиям. Тогда первую из двух бомб стали рассматривать как безвозвратно потерянную. Поданным экспертов министерства обороны США, в настоящее время она покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, погруженная в песок на 5 метров. Для ее поиска и извлечения, по расчетам специалистов, требуется около пяти лет и 23 млн долларов (Clair, 2001; The Australian, 2001).

При взлете произошла поломка двигателя у самолета ВВС США В-47. Для спасения его два топливных бака, находившихся на концах крыльев, были сброшены с высоты 2500 метров. Один из них взорвался на расстоянии 20 метров от другого самолета такого же типа, стоявшего на парковке, на борту которого имелись три ядерных заряда. Пожар, возникший в результате этого и длившийся около 16 часов, стал причиной взрыва взрывчатых веществ (ВВ) как минимум одного заряда, разрушения бомбардировщика, гибели двух человек и ранения еще восьми. Пожар и взрыв привели к выбросу плутония и высоко-обогащенного урана. Однако ВВС США и британское министерство обороны так и не признали, что в этом инциденте присутствовало ядерное оружие. Хотя двое ученых еще в 1960 году обнаружили вблизи авиабазы значительное загрязнение местности ядерными материалами, их секретный доклад был обнародован лишь в 1996 году (Shaun, 1990; Broken Arrow, 1996; Хансен, 2001).

Бомбардировщик В-47 при перелете с авиабазы в штате Джорджия на зарубежную случайно сбросил за борт ядерную бомбу, которая упала в малонаселенном районе в 6 милях к востоку от города Флоренс. Заряд её взорвался при столкновении с землей. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 10 метров и диаметром 20. Был поврежден частный дом. Ранение получили шесть его жителей. Кроме того, были частично разрушены пять домов и церковь (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-52 с двумя ядерными бомбами на борту столкнулся на высоте 10 000 метров с самолетом-заправщиком КС-135 вскоре после начала процедуры дозаправки топливом.

При крушении погибли восемь членов экипажей. Две ядерные боеголовки впоследствии были найдены и утилизированы (The National Times, 1981).

В 10 км от береговой линии США лежит мощнейшая атомная бомба, сообщает газета The Australian

На дне моря всего в 10 км от береговой линии США лежит мощнейшая атомная бомба, сообщает газета The Australian. Эта бомба – в 100 раз мощнее сброшенной на Хиросиму в 1945 году. Данные об этом до последнего времени хранились Пентагоном в строжайшем секрете и были обнародованы в соответствии с законом о доступе к секретным материалам. Из рассекреченных архивов стало известно, что водородная бомба «Марк 15″ массой 3450 кг была сброшена 40 лет назад с бомбардировщика B-47 Stratojet после его столкновения в воздухе с истребителем во время тренировочных полетов. Пилот бомбардировщика майор Ховард Ричардсон получил приказ командования сбросить бомбу, так как в ином случае он не смог бы посадить машину. С 1958 года «Марк 15″ лежит у берегов острова Тайби, штат Джорджия, и никто не знает, где именно. Бомбу искали в течение 10 недель, но безрезультатно. В записке Пентагона председателю Комиссии по атомной энергии говорится: «Самолет В-47 с атомным оружием на борту получил повреждения при столкновении с истребителем F-86 близ Сильвании. Пилот предпринял три попытки приземлиться с бомбой, но они закончились неудачей. После этого бомба была сброшена в воду у устья реки Саванна. Детонации не было зафиксировано».

Как свидетельствуют документы, поиски были завершены после того, как еще одна водородная бомба была случайно сброшена у берегов Флоренции в Южной Каролине. В результате сдетонировал заряд тринитротолуола, но атомная боеголовка не взорвалась. Поисковую команду срочно направили на место нового ЧП, и она так и не вернулась на остров Тайби. Представители Пентагона заверяют, что бомба не представляет опасности, и гораздо опаснее ее трогать, чем оставить на дне. «Поиски бомбы были завершены 16 апреля 1958 года, и она считается безвозвратно потерянной», - говорится в одном из документов. По данным экспертов военного ведомства США, сейчас «Марк 15″ покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, на 5 метров погруженный в песок. Жители Джорджии требуют что-то сделать для их безопасности, но военные говорят, что извлечение бомбы займет 5 лет, и на проведение этой операции потребуется 23 млн. долларов. По словам военных, бомба не может взорваться, так как с нее снята важная деталь – капсула с плутонием, соединяющая заряд тринитротолуола с боеголовкой. Между тем бывшие военные и местные жители утверждают, что они нашли документы, свидетельствующие о том, что бомба заряжена. По словам бывшего пилота США, в служебной записке Конгрессу говорилось, что бомба является «полностью боевым оружием». По словам еще одного бывшего военного, все бомбы, использовавшиеся на учениях в 1957-1959 годах, были заряжены.

США потеряли атомную бомбу у берегов Гренландии

21 января 1968 года стратегический бомбардировщик ВВС В-52 США потерпел катастрофу вблизи американской базы Норс Стар-бей. С этой базы осуществлялся мониторинг советской территории, а также управление полетами стратегической ядерной ударной авиации США, самолеты которой имели на борту находившееся на боевом взводе ядерное оружие - атомные бомбы.
На борту потерпевшего аварию самолета было четыре такие бомбы. Самолет пробил лед и оказался на морском дне. Как рассказали спустя 40 лет пилоты бомбардировщика - Джон Хьюг и Джо Дэ Амарио - американские военнослужащие и датские рабочие провели операцию, продлившуюся несколько месяцев. Официально власти США заявили, что все атомные бомбы подняты с морского дня. Однако в действительности были обнаружены и извлечены из Ледовитого океана только три бомбы. А четвертый заряд так и не был найден. Об этом свидетельствует рассекреченное американское правительственное видео, полученное ВВС.

Согласно документам, уже к концу января была видна почерневшая одна из секций льда в районе аварии. Лед там замерз повторно, а сквозь него просматривались очертания парашюта оружия. К апрелю было решено отправить в район инцидента субмарину Star III, чтобы искать потерянную бомбу под регистрационным номером 78252. Реальная цель прибытия субмарины была преднамеренно скрыта от датских властей, отмечает ВВС.

«Факт, что эта операция включает поиск объекта или недостающую часть оружия, нужно рассматривать как конфиденциальный NOFORN (что обозначает не быть раскрытым любой зарубежной стране) «, - говорится в одном из документов, датированном июлем.
Между тем подводный поиск так и не увенчался успехом. Сначала этому мешали всякие технические проблемы, а затем наступила зима. Решено было остановить поисковую операцию, говорится в документах. В них также сказано, что в пропавшей части оружия находились такие радиоактивные элементы как уран и плутоний.
И теперь, как отмечает ВВС, местные жители сейчас обеспокоены тем, что бомба проржавела под воздействием соленой воды и представляет огромную угрозу для окружающей среды.

Эксперт по ядерным вооружениям, директор Берлинского «Информационного центра трансатлантической безопасности» Отфрид Нассер заявил, что только оборонный департамент США «признал утерю 11 атомных бомб».

Экологическую очистку почвы проводили в течение восьми месяцев свыше 700 человек — американские военнослужащие и датские гражданские сотрудники авиабазы. Несмотря на крайне тяжелые погодные условия, почти все работы удалось закончить до начала весеннего таяния: 10 500 тонн загрязненного снега, льда и других радиоактивных отходов были собраны в бочки и отправлены для захоронения в США на завод «Саванна Ривер». Однако остатки радиоактивных веществ всё-таки попали в воды залива. Общая стоимость работ по экологической очистке была оценена приблизительно в 9,4 млн долларов. После этой аварии министр обороны США Роберт Макнамара приказал удалить ядерное оружие с бомбардировщиков, осуществлявших боевое дежурство (SAC, 1969; Smith, 1994; Atomic Audit, 1998).

На земле

Бомбардировщик ВВС США В-47 врезался в ангар на авиабазе в 20 милях к северо-востоку от Кембриджа, где хранились три ядерные боеголовки МК-6. Огнеборцы потушили пожар раньше, чем смогли загореться и детонировать взрывчатые вещества боеприпасов. Один из генералов военно-воздушных сил США высказался так по этому поводу: «если бы горящее самолетное топливо вызвало химический взрыв ядерных боеприпасов, часть территории на востоке Англии могла бы превратиться в пустыню». Другой офицер сказал, что крупной аварии с ядерным оружием удалось избежать лишь «благодаря комбинации огромного героизма, большой удачи и воли Бога» (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

На крылатой ракете от взрыва контейнера с гелием разрушились и загорелись топливные баки. Пожар продолжался 45 минут. Ракета с ядерной боеголовкой превратилась в расплавленную массу. Радиоактивное загрязнение в районе аварии было отмечено в радиусе нескольких десятков метров (Greenpeace, 1996).

Тормозной ракетный двигатель возвращаемого аппарата межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмен-1»загорелся из-за того, что была нарушена система управления шахтной пусковой установкой. Ракета находилась на стратегическом боевом дежурстве и была вооружена ядерной боеголовкой (Greenpeace, 1996).

Инцидент случился из-за того, что работник из обслуживающего персонала баллистической ракеты, действуя при осмотре ракеты в нарушение правил в одиночку, случайно удалил пиро-болт и его детонирующий кабель. Произошло падение ядерной боеголовки. При этом был поврежден её теплозащитный материал (Greenpeace, 1996).

Авария на шахтной пусковой установке с межконтинентальной баллистической ракетой «Титан II». Техник во время регламентных работ уронил разводной гаечный ключ, который пробил топливный бак ракеты. Это привело к утечке компонентов топлива и к взрыву его паров. В результате 740-тонная крышка ракетной шахты была сорвана, а 9-мегатонная ядерная боеголовка подброшена на высоту 180 метров и попала за пределы технологической площадки. Однако ядерного взрыва не последовало, боеголовку вовремя обнаружили и утилизировали. И всё-таки не обошлось без жертв: один человек погиб, 21 был ранен (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

Один из самых опасных инцидентов с британским ядерным оружием. При погрузке авиабомбы в самолет из-за непрофессиональных действий обслуживающего персонала она сорвалась с транспортной тележки и упала на бетонную поверхность. На базе была объявлена тревога. Состояние повышенной боевой готовности продолжалось 48 часов. Обследовав бомбу, обнаружили значительные повреждения отдельных элементов её ядерного боеприпаса. Причем такие, что из Великобритании срочно были вызваны специалисты по дезактивации местности (Чрезвычайные происшествия, 2001).

На море

С авианосца ВМФ США, находившегося в плавании у берегов Японии, сорвался с подъемника, упал в открытое море около острова Окинава и затонул на глубине 4800 метров бомбардировщик с атомной бомбой на борту (IAEA, 2001).

В 1968 году в районе Азорских островов затонула американская субмарина, на борту которой находились две торпеды с ядерными боеголовками. Но не только стараниями американцев Атлантический океан превратился в склад ядерных боеголовок. В 1989 году в северной части Атлантики пошла ко дну советская подводная лодка «Комсомолец». Вместе с ней на глубине 1700 метров оказались еще две торпеды с ядерными боеголовками. Из-за большой глубины ни одну, ни вторую подлодку, ни их опасный груз извлечь со дна моря не удалось.

Авианосец ВМФ США столкнулся с советской АПЛ класса «Виктор». На борту авианосца было несколько десятков ядерных боеголовок, на борту советской субмарины — две ядерные торпеды (Greenpeace, 1996).

Но больше всего атомных бомб было утеряно в результате авиакатастроф, происходивших над океанами. Особенно часто это случалось в первые годы холодной войны - топлива очень часто не хватало не то, что бы пересечь Атлантический океан, и, исчерпав запасы горючего, бомбардировщики просто падали в воду. По словам Нассера, основные четыре маршрута пролегали над Гренландией, Испанским Средиземноморьем, Японией и Аляской. И, по всей видимости, именно там до сих пор хранятся смертельно опасные «подарки» холодной войны потомкам.

http://nuclearno.ru/text.asp?316

http://gunman.ru/news/53.html

http://www.mignews.com/news/politic/world/161108_123710_73122.html

Напоминаю вам подробней про и историю, Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - "Broken arrows" - это американское кодовое обозначение для аварии на ядерном объекте, которая не создаёт риск ядерной войны. В их число также входят инциденты со случайными взрывами ядерного оружия. В настоящее время американское Министерство обороны признаёт 32 таких инцидента. Они являются примерами того, как одна крошечная ошибка может нанести крупный неумышленный ущерб.

10. Британская Колумбия, 1950.

Первый зарегистрированный случай утери боевого ядерного оружия в Америке имел место в Британской Колумбии 14 февраля 1950 года. Бомбардировщик B-36 двигался с Авиабазы ВВС Эйелсона под Фербанксом, Аляска, на Авиабазу ВВС Карсвелл в Форт-Уэрте, Техас. Он должен был принять участие в миссии, которая моделировала ядерный удар по Сан-Франциско. Основной задачей было выяснить, могли ли такие типы самолётов выполнить облёт перед заходом на цель в чрезвычайно холодной погоде. Так вооружённые силы США хотели понять, как поступит бомбардировщик, если на них когда-нибудь нападет СССР.

Для большей реалистичности, самолёт нёс атомную бомбу Mark IV. Вооружённые силы США не планировали сбрасывать атомную бомбу на кого-либо, но на всякий случай из неё изъяли плутониевое ядро, необходимое для ядерного взрыва. Несмотря на это, она содержала приблизительно 2250 килограмм взрывчатых веществ, таким образом, Mark IV теоретически мог создать огромный взрыв.

С одной стороны, миссия имела успех. Вооружённые силы США хотели узнать, мог ли B-36 напасть на СССР в условиях арктической зимы, и они получили однозначный ответ - нет. Из-за суровых погодных условий половина двигателей вышла из строя, и экипаж был вынужден прыгать с парашютом, но сначала они выбросили за борт Mark IV и взорвали её в местечке Inside Passage в Канаде. Пять из 17 мужчин на борту B-36 погибли.

Местечко Mars Bluff совсем не мегаполис, да и его домам далеко до небоскребов. Это, по сути своей, крошечное сообщество, расположенное в округе Флоренс, Южная Каролина. Однако, оно довольно таки известно, потому что 11 марта 1958 года Mars Bluff случайно попал под бомбёжку, а точнее на него сбросили ядерную бомбу Mark VI.

Boeing B-47E-LM Stratojet вылетел с Авиабазы ВВС США в Саванне, Джорджия, и направился в Англию. Это была часть операции под названием "Снегопад", в которой бомбардировщики летели в Англию, чтобы выполнить ложное снижение и проверить точность бомбометания. На борту Boeingа была ядерная бомба Mark VI. Как и в инциденте в Британской Колумбии, бомба была недействующей, но имела на своём борту несколько тонн взрывчатых веществ.

А инцидент произошел из-за ошибки капитана воздушного судна. Во время проверки бомбы, он случайно задел спусковой крючок. Это освободило бомбу от ремней безопасности, и она упала на землю с высоты 4500 метров.

Бомба упала на дом Уолтера Грегга. К счастью, никто не погиб от взрыва, хотя Грегг и пять других членов семьи были ранены. Грегг предъявил иск Военно-воздушным силам, и ему возместили 54000$ убытков, что составляет почти 500000$ в пересчете на сегодняшние деньги.

Не думайте, что инциденты с ядерным оружием является делом прошлого; один такой инцидент произошёл в 2007 году на Авиабазе ВВС Майнота в Северной Дакоте.

Миссия была довольно простая - доставить груз состоявший из снятых с вооружения крылатых ракет AGM-129 ACM на кладбище оружия. Дюжина из них была загружена в B-52, по шесть на каждой стороне. Руководитель операции мельком взглянул на ракеты на правой стороне и отдал команду на взлет. Если бы он потрудился осмотреть левую сторону, то он бы заметил нечто довольно интересное. Оказалось, что шесть ракет были всё ещё вооружены ядерными боеголовками, каждая в 10 раз мощнее бомбы сброшенной на Хиросиму.

Этот "забавный" факт оставался незамеченным в течение следующих 36 часов. Эти ракеты, по сути, летели через всю страну в Луизиану без каких-либо протоколов безопасности или любой другой обычной процедуры, которая обязательно сопровождает транспортировку ядерного оружия.

Всё закончилось хорошо, поэтому этот инцидент никогда не классифицировался как "Broken arrows". Несмотря на это, когда всё стало известно, общественность была в гневе, узнав, как легко шесть боеголовок невероятно опасного ядерного оружия могут быть незамечены из-за простой ошибки.

7. Тайби-Айленд, Джорджия, 1958.

1958 год был одним из самых несчастливых годов для ВС США. Это второй из трёх инцидентов, связанных с ядерным оружием, в том году, на сей раз имеющий место в водах Тайби-Айленда около Саванны, Джорджия.

3500-килограммовая ядерная бомба Mark XV была на борту бомбардировщика B-47, выполняющего стандартные упражнения. Но довольно нестандартным оказалось случайное столкновение с истребителем F-86, в результате которого было сильно повреждено крыло B-47. Бомбардировщик едва держался в воздухе, поэтому команда выбросила за борт бомбу, готовясь к аварийной посадке.

Бомба была выброшена за борт над водами реки Саванны. К удивлению команды они так и не услышали взрыв. Пилот довёл бомбардировщик до ближайшей авиационной базы ВВС и даже получил награду за лётные боевые заслуги. Однако, оставался один вопрос: "Где гигантская ядерная бомба?"

Этот вопрос, даже сегодня остаётся без ответа. Бомбу так и не нашли. Даже сейчас, спустя 55 лет после несчастного случая, люди всё ещё ищут её. Эксперты соглашаются, что бомба упала где-то у основания Вассо Саунд, где она оказалась похороненной под несколькими метрами ила.

6. Средиземное море, 1956.

У вооружённых сил США действительно есть такое развлечение - время от времени бесследно терять ядерное оружие. Но обычно, у них, по крайней мере, есть идеи относительно того, где бомбы упали. Но не в этом случае. Это, без сомнения, самый таинственный подобный инцидент.

10 марта 1956 года B-47 Stratojet вылетел с Авиабазы ВВС Макдилла во Флориде с ядерным оружием на борту. Он отправлялся на секретную иностранную Авиабазу Бена Гуерира в Марокко. Во время полёта бомбардировщик должен был совершить две воздушные дозаправки. Первая прошла без проблем, но когда прибыл второй танкер, бомбардировщика нигде не было видно.

Его так никогда и не нашли. Он исчез без следа над Средиземным морем.

ВС США, в сотрудничестве с Францией и Марокко, неоднократно проводили поисково-спасательные операции, но никаких зацепок они так и не нашли. Лучшее, что они смогли придумать, это отчёт о том, что самолёт разбился где-то около прибрежной зоны в Алжире. Самолёт и его груз, в конечном счёте, были объявлены "потерянными в море", а три члена команды были признаны погибшими при исполнении долга.

5. Сан-Антонио, Техас, 1963.

Это уникальный случай, и он подтверждает, что даже с устаревшим ядерным оружием нужно обращаться с осторожностью, поскольку оно всё ещё опасно.

Инцидент имел место на Авиабазе ВВС США в Сан-Антонио. В 1960-х она также использовалась для хранения и дезактивации списанного ядерного оружия.

13 ноября 1963 года на базе произошёл крупный химический взрыв, в результате которого сдетанировало 56000 килограммов неядерных взрывчатых веществ. Обошлось без жертв, только трое рабочих получили небольшие травмы. Ядерные компоненты хранились в другой части здания, таким образом, радиоактивное загрязнение было минимальным.

Инцидент немедленно стал достоянием общественности, но не наделал большой шумихи, потому что всего несколько дней спустя в Далласе был убит президент Кеннеди.

4. Фэрфилд, Калифорния, 1950.

Это один из самых серьёзных инцидентов с точки зрения нанесенного ущерба. 19 человек погибли и почти 180 были ранены. Среди жертв был бригадный генерал Роберт Ф. Трэвис.

Инцидент имел место на Авиабазе ВВС США в Калифорнии. Бушевала Корейская война, и вооружённые силы США перевозили ядерные бомбы Mark IV в Гуам. В тот день десять бомбардировщиков B-29 были загружены ядерным оружием.

Вскоре после взлёта на одном из самолётов обнаружилась неисправность двигателя. Генерал Трэвис намеревался лететь обратно, но другая неисправность не давала выпустить шасси. Самолёт разбился при посадке в отдалённом районе. Из 20 человек на борту самолёта погибли 12, включая Трэвиса. Оставшийся в живых экипаж попытался потушить пожар, прежде чем взорвётся бомба, но ядерная бомба Mark IV с 2300 килограммами взрывчатых веществ всё-таки рванула, убив ещё семь человек.

Вооружённые силы попытались скрыть инцидент, утверждая, что самолёт был загружен только обычными боеприпасами. В отчёте об аварии не упоминали о ядерном оружии на борту бомбардировщика. А после, авиабазу переименовали в честь погибшего генерала.

3. Паломарес, Испания, 1966.

Инцидент, который произошел в Паломарес, Испания, 17 января 1966, был просто ужасным. Сначала разбились два самолёта и погибли семь человек на борту. Кроме того, взорвались две из четырёх водородных бомб. И главное, все это имело место в другом государстве, что навредило имиджу Соединённых Штатов.

Бомбардировщик B-52G пролетал над Средиземным морем, когда к нему приблизился танкер для стандартной воздушной дозаправки. Самолёты столкнулись, и оба были полностью разрушены. Бомбардировщик нёс четыре водородные бомбы MK28 на борту. Одна упала в устье реки и не сдетанировала. Другая упала в море и была найдена несколько месяцев спустя. Две бомбы упали недалеко от испанской деревни Паломарес и взорвались. Они превратили участок радиусом в 2.5 километра в зону отчуждения, хотя от взрывов никто не погиб.

Несколько месяцев спустя американскому правительству предъявил иск испанский рыбак Франсиско Симо Ортис, который помог найти бомбу, упавшую в море. Согласно морскому праву, он имел законное право на вознаграждение за спасение, которое составляло 1 процент от общей стоимости трофея. К счастью для него, ценность того спасения составляла $2 миллиарда, таким образом, он попросил $20 миллионов. Он отказался от иска, но покинул суд с большой суммой денег, которую он никогда не разглашал.

2. Гренландия, 1968.

Инцидент в Гренландии произошёл спустя всего два года после инцидента в Испании и он имеет очень много общих черт с предыдущим инцидентом. Он также касается четырех водородных бомб и имел место в иностранном государстве, что вызвало дипломатические проблемы у Соединённых Штатов.

21 января 1968 года бомбардировщик B-52, несущий четыре водородных бомбы, пролетал над Баффиновым заливом в Гренландии, когда загорелась кабина. План состоял в том, чтобы совершить аварийную посадку на Авиабазе Тулия, но огонь был слишком сильным, и самолёт не смог этого сделать. Шесть из семи членов команды покинули его живыми, пока он не врезался в покрытое льдом море.

Одна из бомб взорвалась, распространяя радиоактивное загрязнение более чем на 300 метров вокруг. Загрязнённым снегом и льдом вынуждены были заниматься Соединённые Штаты. Другая бомба просто сгорела без взрыва, а две оставшиеся упали в ледяную воду. Одна из них была найдена приблизительно 10 лет спустя, но другая всё ещё находится где-то в Баффиновом заливе.

Достаточно странно, что датское правительство стало участником данной проблемы. Гренландия является территорией, которой управляет Дания, и в 1957 году страна проводила безъядерную политику. В итоге выходило, что датское правительство тайно позволяло хранить запасы ядерного оружия на своей территории.

1. Альбукерке, Нью-Мексико, 1957.

Мы, наконец, дошли до самого известного инцидента с кодовым обозначением "Broken arrows", которое американское правительство скрывало в течение 30 лет.

22 мая 1957 года бомбардировщик B-36 транспортировал гигантскую водородную бомбу Mark XVII из Техаса на Авиабазу ВВС Кирклэнд под Альбукерке, Нью-Мексико. Она была одной из самых больших когда-либо созданных ядерных бомб, 8 метров в длину и со взрывчатым веществом мощностью в 10 мегатонн.

Всё шло прекрасно, пока самолёт не сбился приблизительно на 6 километров от заданного курса. Затем по причинам, которые остаются неизвестными, подвели ремни, фиксирующие бомбу и гигантская водородная бомба упала с высоты 500 метров прямо на землю.

К счастью, далее следуют две хорошие новости. Во-первых, плутониевые детонаторы были сняты с бомбы на время транспортировки, таким образом, ядерный взрыв произойти просто не мог. Во-вторых, бомба упала в пустынном районе.

В результате падения, сдетанировало только взрывчатое вещество, но ядерная реакция не началась. В результате происшествия, бомба оставила 3.5-метровый кратер и загрязнила радиацией область в радиусе 1.5 километра. Но этот урон можно считать минимальным, по сравнению с тем, что могло бы случиться, если бы с бомбы не сняли детонаторы. Из живых существа пострадала лишь несчастная корова, которая паслась недалеко от взрыва.

В течение 29 лет правительство хранило несчастный случай в тайне. В связи с этим, когда оно было обнародовано, все посчитали его крупнейшим обманом со стороны правительства США.

Материал подготовила GusenaLapchataya - по материалу сайта listverse.com

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?



В ясный безоблачный день 17 января 1966 года в небе Западного Средиземноморья над самой кромкой испанского побережья состоялось плановое рандеву двух гигантских американских самолетов, в результате которого на территорию Испании случайно упали четыре термоядерные бомбы. История могла закончиться крупнейшей катастрофой в истории государства.

Одним из них был восьмимоторный бомбардировщик B-52G, находящийся на круглосуточном дежурстве в воздухе, с четырьмя водородными бомбами на борту. Каждая из них по разрушительной силе превосходила атомный заряд, сброшенный на Хиросиму, примерно в 80,5 раза. В строго оговоренное время в намеченной точке встречи его поджидала «воздушная корова», как было принято называть на сленге ВВС США самолет-заправщик КС-135. Самолеты сблизились и летели на высоте около 9500 метров со скоростью 600 км/ч. Дистанция между ними не превышала 50 м.

Началась перекачка топлива от заправщика в баки бомбардировщика. Операция, давно ставшая рутинной, проходила штатным образом до тех пор, пока у B-52G неожиданно не вспыхнул один из двигателей. Как позже выяснилось, авария случилась из-за того, что самолеты слишком сильно сблизились. В результате заправочная штанга ударила бомбардировщик в верхнюю часть фюзеляжа. Удар оказался настолько сильным, что сломал лонжерон и вызвал возгорание. Прежде чем огонь охватил огромную машину, экипаж успел в соответствии с инструкцией выполнить аварийный сброс на парашютах своей страшной смертоносной ноши. Члены экипажа, не участвовавшие в этой процедуре непосредственно, тоже успели покинуть гибнущий самолет. Затем последовал страшный взрыв, и оба самолета рухнули вниз, унеся жизни семи летчиков.

Огонь в небе.

Что же было с бомбами? Три из них приземлились на окраине небольшого рыбацкого поселка Паломарес с населением 1200 душ, счастливым образом не вызвав жертв и разрушений. Однако в двух из них при ударе о землю все-таки сработал первичный тротиловый запал. Только случайность спасла всю округу от термоядерного ада. Тротил лишь разрушил корпуса бомб, разбросав вокруг места падения радиоактивные осколки. Назревал международный скандал. На следующее после утро Паломарес заполонили различного рода специалисты. К вечеру их было более трехсот. Пришлось разбить палаточный лагерь. Чужеземцы с дозиметрами в руках бродили по поселку, вызывая недоумение у не знающих ничего о произошедшем инциденте местных жителей. Только через три дня после происшествия правительство США сделало официальное заявление об аварии в воздухе, признав, что на борту одного из самолетов имелось ядерное оружие. При этом американцы заверяли, что ядерный взрыв был исключен, а опасность радиоактивного заражения совершенно точно отсутствует.


Несанкционированного взрыва действительно произойти не могло - слишком много блокировок было предусмотрено, чтобы избежать его. Эксперты подсчитали, что если бы хоть одна из бомб рванула, было бы убито все живое в радиусе как минимум 15 километров. А пожары бы бушевали на удалении до 100 километров от эпицентра. Размеры возможной зоны радиоактивного заражения были непредсказуемы. Вокруг двух разрушившихся бомб и так было заражено около 650 акров земли. После тщательной дезактивации эта земля была объявлена пригодной для использования и проживания.


Четвертая бомба опустилась в море. Случайно метрах в 100 от места ее падения оказалось суденышко рыбака, ставшего очевидцем катастрофы. Заметив примерное место приводнения непонятного предмета, он бросился на помощь трем уцелевшим и спускающимся на парашютах летчикам, которых сумел поднять к себе на борт. Как только американцам стало известно, что одна из бомб покоится в морских глубинах, началась самая дорогостоящая в истории операция по извлечению из моря потерянного имущества. Она продолжалась более 80 дней. В ней участвовало множество кораблей, самолетов и вертолетов, несколько глубоководных аппаратов, водолазы и аквалангисты. Всего было задействовано около 3800 человек. Всей этой армадой, получившей название «Оперативное соединение 65», командовал адмирал Уильям Гест. Операция обошлась бюджету США в 84 миллиона долларов. Воистину - дорогая пропажа!

Подводные поиски.

Сначала к рассказу рыбака отнеслись не слишком серьезно. Чтобы ограничить район поиска, проводили компьютерное моделирование и натурный эксперимент - сбрасывали с такого же В-52 точный макет бомбы. Но долгое время поиски были безрезультатны. Наконец, вся флотилия перешла к месту, указанному рыбаком. И здесь удача улыбнулась им практически моментально.

15 марта здесь ушел под воду глубоководный аппарат «Алвин». Рельеф морского дна в этом районе изрезан многочисленными глубокими каньонами. Спускаясь по одному из них, «Алвин» через полтора часа после погружения оказался на глубине 770 метров. Дно было покрыто слоем ила. Когда поднятая аппаратом муть осела, экипаж сквозь иллюминатор увидел парашют, вероятно, накрывший саму бомбу. Это была огромная удача. «Алвин» сделал несколько фото и связался с базовым кораблем на поверхности. Потом он остался дожидаться подхода другого подводного пилотируемого аппарата - «Алюминаута». Последний с помощью своих манипуляторов закрепил на парашюте маячок-ответчик. Анализ сделанных «Алвином» фото не оставил сомнений в том, что объект поиска обнаружен. Однако до успешного завершения операции было еще далеко.

До 19 марта аппараты тщетно пытались закрепить трос за стропы парашюта. Потом работу на несколько дней приостановил шторм. Когда море успокоилось, «Алвин» и «Алюминаут» сделали несколько попыток зацепить стропы якорем, опущенным на тросе с надводного корабля обеспечения. Очень мешала плохая видимость, вызываемая илом, поднимающимся со дна при малейшем движении винтов и манипуляторов. Наконец якорь зацепил стропы. Начался подъем. Когда до поверхности оставалось уже немного, трос лопнул, и бомба рухнула обратно в море! Восемь тревожных и трудных дней потребовалось, чтобы вновь отыскать бомбу, теперь уже на глубине 870 м. Снова отличились «Алюминаут» и «Алвин». И опять остановка из-за шторма.

Только 5 апреля к бомбе смог спуститься подводный робот - аппарат КУРВ, управляемый с поверхности по кабелю. Он прочно схватил парашют своим манипулятором, который затем отстыковал от себя и оставил на парашюте. «Алвину» оставалось закрепить на манипуляторе подъемный трос, что он и сделал.


Наконец, 7 апреля, спустя 81 день после авиакатастрофы, из воды появился 3,5-метровый цилиндр диаметром более полуметра. Это и была злосчастная четвертая бомба. Подъем выполнялся с чрезвычайной осторожностью и, к счастью, обошелся без эксцессов. Бомба торжественно была установлена на палубу спасательного корабля «Петрель». Чтобы подтвердить тот факт, что термоядерный заряд действительно найден и жителям окрестных земель больше ничего не угрожает, американские военные пошли на беспрецедентный шаг - на палубу «Петре-ля» допустили прессу. Бомбу смогли увидеть более ста журналистов и фотографов. Позднее газета «Нью-Йорк тайме» в репортаже, посвященном этому событию, отметила, что это был первый в мировой истории случай публичной демонстрации ядерного оружия в состоянии боевой готовности.

Дипломатический скандал.

В ознаменование своего успеха все «Соединение 65» с включенными бортовыми огнями в кильватерном строю прошло вдоль испанских берегов, в видимости Паломареса. Однако вряд ли подобный парад был способен восстановить в глазах жителей городка основательно подмоченную репутацию армии США.

Все предпринятые действия не смогли спасти американцев от существенного охлаждения отношений с Испанией. Президенту Линдону Джонсону пришлось спешно заявить, что США прекращают полеты бомбардировщиков, несущих ядерное и термоядерное оружие, над территорией этой страны. А вскоре испанское правительство выпустило официальный запрет, который закрывал небо над Пиренеями для американских В-52 на веки вечные. Впрочем, к тому времени необходимость постоянно держать в воздухе бомбардировщики с ядерным оружием начала постепенно сходить на нет. Наступала эпоха межконтинентальных баллистических ракет.


Помимо этого американцам пришлось удовлетворить 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тысяч долларов. Компенсировать пришлось ущерб, нанесенный имуществу, потерю доходов в связи с невозможностью заниматься сельским хозяйством или рыболовством из-за поисковых работ. В том числе 14,5 тысячи получил и тот самый рыбак, наблюдавший падение бомбы в море.