Копинг отвлечение. Понятие копинга в психологии

Формы поведения, которые направлены на преодоление стрессовой или конфликтной ситуации, в психологии получили название преодолевающего поведения, или копинга. Направлено такое поведение на разрешение стрессовой или конфликтной ситуации с использованием определенных действий.

Основные определения

Копинг-поведение - это действия, выполняемые человеком, направленные на преодоление стресса. Данный термин включает в себя когнитивные, эмоциональные, а также поведенческие методы. Они применяются для того, чтобы справляться с запросами обыденной жизни. Копинг-поведение - это также и управление эмоциями, стресс-менеджмент. К этой категории относят все стратегии, направленные на саморегуляцию поведения.

Возникновение термина

Данный термин впервые возник в психологии во второй половине XX века. Его автором считается Абрахам Харольд Маслоу. Также это понятие встречается и в трудах Л. Мэрфи. Он использовал термин «копинг» в 1962 году, в процессе изучения способов преодоления стресса детьми. Через четыре года, в 1966 году, Р. Лазарус в своем исследовании «Психологический стресс и процесс совладания с ним» также использовал этот термин. Перевод данного слова - «совладать», «преодолевать», «бороться», «мериться», «справляться». Происходит термин coping, перевод которого был представлен выше, от английского глагола соре. В психологии понятие копинга давно связано с процессом совладания со стрессом, преодоления неприятных ситуаций и обстоятельств.

Другие дефиниции

Более точное определение данного понятия звучит так: копинг-поведение - это непрерывно изменяющиеся умственные и поведенческие попытки человека совладать с определенными внешними и внутренними требованиями, которые субъективно оцениваются как чрезмерные или же превышающие имеющиеся ресурсы. Данный процесс постоянно меняется по той причине, что индивид и окружающая среда образуют между собой динамическую взаимосвязь. Они постоянно оказывают друг на друга взаимное влияние. Абрахам Харольд Маслоу определяет копинг как одну из форм человеческого поведения. Она предполагает сформированное у индивида умение применять конкретные средства для преодоления эмоционального стресса. Предназначается такое поведение для адаптации.

Особенности стрессового состояния

Внутренний конфликт или же острые стрессовые реакции у подавляющего большинства людей сопровождается негативными переживаниями, чувствами, которые совершенно неприемлемы для человека и несовместимы с его образом собственного «Я». Это агрессия по отношению к себе и близким, зависть, страх и другие переживаниями. Отсутствие данных реакций в тяжелой ситуации являются симптомом психопатологии, ненормального функционирования эмоциональной сферы.

Необходимость выражения эмоций

Нередко оказывается неприемлемым не просто какое-либо чувство, а невозможность выразить его в открытую. Например, это иллюстрирует установка «настоящие мужчины не плачут». В результате подобного действия психологических защит переживания и эмоции во время острой стрессовой реакции вытесняются. А тот внутриличностный конфликт, который спровоцировал начало негативной реакции, нередко остается актуальным. В некоторых случаях он остается в бессознательном на долгие годы.

Копинг-поведение - это определенная стратегия, направленная на то, чтобы отыскать приемлемый метод выражения негативных переживаний, которые связаны с конфликтом либо При этом признается реальность, значимость самих переживаний. Нередко найденный путь совладания со стрессом оказывается не прямым, а косвенным.

Копинг как способ реагирования на стресс

Постепенно ученые психологи стали дополнять данное определение. Со временем стало ясно, что копинг-поведение - это реакции не только на чрезмерные или же неординарные раздражители, которые превышают имеющиеся у человека ресурсы. Это также и ежедневные способы реагирования на стрессовые обстоятельства.

Содержание копинг-стратегии, однако, остается все тем же - оно включает в себя все те действия, которые позволяют человеку справиться со стрессом. Копинг объединяет в себе познавательные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с повседневными запросами реальности. Во многом выбор той или иной стратегии зависит от уровня стрессоустойчивости человека. Например, индивид с низкой стрессоустойчивостью изберет стратегию избегания. Тот же, у кого этот показатель более высок, остановится на методе принятия ответственности.

Продуктивные и непродуктивные стратегии

Психологи, которые занимаются проблематикой копинг-стратегий, имеют разное мнение об эффективности различных стратегий совладания со стрессом. Во многих концепциях учитывается, что сами по себе эти способы преодоления стресса могут быть и продуктивными, и дисфункциональными. Иными словами, многие авторы учитывают полезность того или иного подхода, с помощью которого человек справляется со стрессом. Например, индивид постоянно использует стратегию «обращение за помощью к другим». Однако если такой подход помогает ему избавиться от стресса, то для окружающих данный метод может быть не совсем приятен и уместен. Не всякий, даже близкий, друг готов постоянно оказывать поддержку человеку, все время находящемуся в стрессовом состоянии.

Эмоционально-ориентированный копинг

Выделяют большое количество типов поведения в стрессовых ситуациях, которые направлены на работу с эмоциями и переживаниями. Чаще всего избранный путь оказывается не прямым, а косвенным, обходным.

Они следующие:

  • Выражение переживаний. Насколько бы они ни были интенсивными, чувства должны найти свой выход социально приемлемым способом. Выражение эмоций желательно, если оно не создает дополнительных трудностей в социальном взаимодействии.
  • Замещающая деятельность. В некотором роде данная стратегия похожа на понятие сублимации в психоанализе. Однако термин «замещающая деятельность» более широк. В процессе такой активности находят выход стремления, которые невозможно реализовать определенную потребность. Например, те люди, которые лишены семейного тепла, нередко склонны заводить домашних животных, чтобы реализовать свою потребность в любви. Люди, по каким-то причинам не сумевшие реализовать свои карьерные амбиции, с головой погружаются в различные хобби либо общественную деятельность.
  • Разрядка представляет собой перенос отрицательных переживаний на материальные предметы, которые можно сломать или разбить. Как правило, такие действия осуждаются в обществе. Но если можно избежать порицания (например, оставшись одному), и если материальный ущерб от разрядки не будет велик, то подобный способ в некоторых случаях хорошо помогает справиться с нахлынувшими переживаниями.
  • Фантазия, или преодоление трудностей вне реальности. Данная реакция людей на стресс позволяет достичь желаемого хотя бы в мире воображения. Возникающие при этом положительные переживания дают силы для жизни в сложных жизненных ситуациях.
  • Творчество - один из наиболее эффективных способов преодолевающего поведения. Основывается на нескольких или даже всех вышеописанных форм преодоления стресса. Творчество позволяет выразить переживания - к примеру, в картине или же в актерской игре. Оно представляет собой одобряемый вариант разрядки, способствует воплощению фантазий в конкретном произведении искусства.

  • Сдерживание. Аналогично психологическому вытеснению в бессознательное. Представляет собой осознанное поведение, направленное на избегание неприятных мыслей, дел, трудностей. Нередко сочетается с отвлечением на другие переживания, мысли, занятия. Человек стремится переключить сознание на другие виды активности, чтобы избежать психотравмирующей ситуации.
  • Отстранение. Человек, использующий это копинг поведение, стремится воспринимать обстоятельства без Его эмоции как бы «выключаются», или же он чувствует нереальность всего происходящего с ним.
  • Юмор. Представляет собой переосмысление трудности с подчеркиванием ее забавных сторон.

Проблемно-ориентированный копинг

Есть и другие стратегии совладания со стрессом, разные такого поведения, которые в зарубежной науке называются словом coping (перевод данного термина был рассмотрен выше). Следующие стратегии направлены не на совладание с эмоциями, а на работу с проблемой. Человек может использовать одну или несколько из нижеперечисленных:

  • Конфронтация - это активная деятельность, которая направлена на преобразование конфликтной ситуации. Обычно данную стратегию предпочитают те люди, которые склонны к импульсивному поведению, враждебности, конфликтные личности.
  • Самоконтроль - это сдерживание и последующее подавление эмоций. Как правило, данная стратегия используется теми людьми, которые стремятся скрывать от окружающих переживаемые эмоции.
  • Поиски социальной поддержки. Человек, использующий данный способ копинга, стремится привлечь внешние ресурсы, ищет тез людей, которые могут посочувствовать ему или же поддержать.
  • Избегание. Человек стремится избегать имеющихся проблем. Не всегда это переключение внимания - слабые личности, не желающие признавать объективной реальности, уходят в алкоголизм, наркоманию, игроманию и прочие зависимости. Такой тип копинга считается деструктивным.

Самоизменение

Наконец, один из самых важных способов копинга является переоценка ценностей, а также самоизменение. Обстоятельства, в которых человек должен преодолеть конфликт, рассматривается как источник личностного роста, возможность приобретения опыта и изменения к лучшему.

Самовосприятие может измениться у такого человека в сторону представления о себе как об уверенной и сильной личности. Таким образом, кризис выступает в роли основы для изменения системы мировоззрения и ценностей, возможности приобщиться к новым философским либо религиозным воззрениям. Именно поэтому любой, даже самый неудачный опыт может иметь позитивный аспект - в том случае, если он будет служить базой для позитивных личностных преобразований.

Смешанная стратегия: принятие ответственности

Принятие ответственности - это способ преодоления стресса, к которому не всегда оказывается способным прибегнуть человек. Однако некоторые индивиды способны переориентировать вектор своего поведения с попыток избавиться от негативных переживаний на ответственные действия. В таком случае личность осознает свою роль в той или иной ситуации и начинает действовать согласно имеющимся возможностям. Но в некоторых случаях данная стратегия приводит к избыточному чувству вины. Выражается оно в чрезмерной самокритике. Либо человек впадает в излишние извинения, попытки все загладить собственными силами без осознания роли другой стороны в ситуации.

Считается, что здоровый человек должен использовать разные способы борьбы со стрессом. Зацикливание на одной стратегии говорит о том, что индивиду необходимо задуматься над привнесением разнообразия в данной сфере.

Первым, кто использовал термин «coping», был L. Murphy (1962). Он исследовал способы преодоления детьми требований, выдвигаемых кризи­сами развития. К ним относились активные усилия личности, направлен­ные на овладение трудной ситуацией или проблемой. Термин «coping»при этом понимается, как стрем­ление индивида решить определенную проблему.

R. S. Lazarus (1966) дает следующее определение копинга: «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные воз­можности».

Таким образом, «копинг» – или «преодоление стресса» рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетво­ряющими этим требованиям (Coyne J., 1981). Н. Weber (1992) считает, что психологическое пред­назначение «копинга» состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования. По мнению автора, главная задача «копинга» – обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоро­вья и удовлетворенности социальными отношениями.

Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, по мнению R. Lazarus (1966, 1991, 1998), существуют два глобальных стиля реагирования. Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль, на­правленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъективно-ориентированньй стиль (emotion-focused) является следствием эмоцио­нального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, раство­рить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрица­тельные эмоции едой. Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмо­циональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пыта­ется редуцировать эмоциональное напряжение.

По-разному оцениваются эмоционально-экспрессивные формы пре­одоления. Вообще, выражение чувств, принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса; исключение составляет лишь открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности (Weber Н., 1992). Но и сдерживание гнева, как показывают данные психосоматических исследований, представляет собой фактор риска нарушения психологического благополучия человека (Nakano К., 1991).

Говоря о полоролевых стереотипах реагирования на стресс, G. Blanchardfield (1991) и D. Seek (1992) отмечают, что женщины (и фемининные мужчи­ны) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально, а мужчины (и маскулинные женщины) – инструментально, путем преобразования внешней ситуации.

Р. Лазарус полагал, что взаимодействие между личностью и средой ре­гулируют два основных конструкта – когнитивная оценка и копинг. Авто­р различают два вида когнитивной активности: первичную и вторичную. Первичная оценка позволяет субъекту сделать вывод о том, что ему сулит стрессор – угрозу или благоденствие. Первичная оценка стрессорного воздействия заключается в вопросе – «что это значит для меня лично?». Стресс воспринимается и оценивается в таких субъективных параметрах, как масштаб угрозы или повреждения, которые приписываются событию, или оценка масштабов его влияния (Lazarus R., Folkman S., 1984). За восприятием и оценкой стрессора следуют нагрузочные эмоции (злость, страх, подавленность, надежда большей или меньшей интенсивности).

Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в по­становке вопроса «Что могу сделать в данной ситуации?», оцениваются собственные ресурсы и возможности решить задачу. Вторичная оценка яв­ляется дополнением первичной и определяет то, какими методами мы мо­жем влиять на негативные события, их исход и выбор ресурса преодоления стресса. Включаются более сложные процессы регуляции поведения: цели, ценности и нравственные установки. В резуль­тате личность сознательно выбирает и инициирует действия по преодоле­нию стрессового события (Perrez M., Reicherts M., 1992). Стадии оценки могyт происходить независимо и синхронно.

Р. Лазарус утверждает, что первичная и вторичная оценки влияют на форму проявления стресса, интенсивность и качество последующей реак­ции (Lazarus R., Folkman S., 1984).

Сходные взгляды высказывают и другие авторы (Rahe R., 1978; Wiedl K. H., 1991), в рамках которых излагается точка зрения о том, что индивидуальная когнитивная оценка определяет количество стресса, генерированного событием или ситуацией. Первый шаг в процессе когнитивной оценки представлен «поляризующим фильтром», который может усилить или ослабить значимость события. Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

После когнитивной оценки ситуации индивид присту­пает к разработке механизмов преодоления стресса, то есть собственно к копингу. В случае неуспешного копинга, стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания.

Из этого следует, что структура копинг-процесса начинается с восприятия стресса, далее – когнитивная оценка, выработка стратегии пре­одоления и оценка результата действий (Схема 2.).

Схема 2. Структура копинг-процесса

Как считает A. Bandura (1977), «ожидание личной эффективности, мастерства отражается как на инициативе, так и на настойчивости в купирующем поведении. Сила убеждения человека в своей собственной эффек­тивности дает надежду на успех». Убеждение в том, что подобных способностей не хватает (низкая самоэффективность), может привести к такой вторичной оценке, которая определит событие как неподдающееся управлению и поэтому как стрессовое (Бодров В. А., 1996). Если на стрессор возможно повлиять объективно, то такая попытка будет адекватной копинговой реакцией. Если по объективным причинам индивид не может повлиять на ситуацию и изменить ее, то адекватным функциональным способом совладания является избегание. Если человек объективно не мо­жет ни избежать ситуации, ни повлиять на нее, то функционально адекват­ной копинговой реакцией является когнитивная переоценка ситуации, придача ей другого смысла (Perrez M., Reichert M., 1992). По мнению авто­ров, успешная адаптация возможна тогда, когда субъект в состоянии объ­ективно и в полном объеме воспринимать стрессор (по Исаеву 1999, с. 18).

Виллсом и Шифманом предложено разделение копинга на антиципаторный и восстановительный. Антиципаторный копинг рассматривается как предвосхищаемый, предвидимый ответ на стрессовое событие, происхождение которого ожидается, как средство управления событиями, которые произойдут. Восстановительный копинг рассматривается как механизм, помогающий снова обрести психологическое равновесие после произошедших неприятных событий.

Эффективность копинг-поведения определяется спецификой ситуа­ции в конкретном случае. Как показывают исследования V. Conway и D. Теnу (1992), инструментальные стратегии преодоления эффективны в том случае, если ситуация контролируется субъектом, а эмоциональные умест­ны, когда ситуация не зависит от воли человека.

В зависимости от интерпретации си­туации либо как неизбежной, либо как преодолеваемой посредством ак­тивности и борьбы с ней, Лазарус и Фолкман различают два вида совладающего поведения. Целенаправ­ленное поведение на устранение или избегание угрозы (борьба или отсту­пление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, рассматривается как активное копинг-поведение. Пассивное копинг-поведение представляет собой интрапсихические фор­мы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предна­значенные для снижения эмоционального возбуждения раньше, чем изме­нится ситуация. (Lazarus R., Folkman S., 1984).

A. Bandura (1977, 1986) убежден, что человек может себя предста­вить в любом эмоциональном состоянии. Автор считает, что стресс и тревога возрастают, в основ­ном, когда индивид верит, что он не может управлять приближающимися проблемами. Собственная оценка по отноше­нию к человеческим способностям справляться с жизненными событиями осно­вывается на предыдущем опыте действий в подобных ситуациях, вере в себя, на социальной поддержке людей, самоуверенности и рискованно­сти (Holroyd К., Lazarus R., 1982).

В целом большинство исследователей придерживается единой класси­фикации способов совладания:

    копинг, нацеленный на оценку;

    копинг, нацеленный на проблему;

    копинг, на­целенный на эмоции.

В 1998 году Шенпфлюг с соавторами предложил биокибернетическую модель копинга. Модель основывается на том, что среда и личность изменчивы, это определяет обоюдное влияние их друг на друга, то есть требования выражено влияют на личность, в то время как реакции личности влияют на среду. Согласно этой концепции, старые процессы регуляции перепрограммируются или начинается развитие новых регуляторных процессов, что может приводить к возникновению новых форм регуляции поведения.

Исследования, проведенные в Японии (Nacano К., 1991), показали, что активные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы, ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, тогда как избегание и другие ко­пинг-стратегии, направленные на редукцию эмоционального напряжения, приводят к усилению симптоматики.

Многие исследователи в области принятия решения отмечают, что люди под воздействием стресса недостаточно часто используют рациональные когинг-стратегии (Slovic P., Fischhoff B., Liechtenstein S. C., 1977).

На основе анализа работ различных авторов, можно выделить три подхода к понятию «копинг»: определение копинга – как свойство личности, относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовое событие (Billngs A., Moos R., 1984); рассмотрение копинга в ка­честве одного из способов психологической защиты, используемой для ос­лабления напряжения (Нааn N., 1977). К третьему подходу принадлежат R. Lazarus и S. Folkman (1984), согласно которым копинг пони­мается как динамический процесс, постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внутренними и (или) внешними тре­бованиями, которые оцениваются как напрягающие или предвосхищаю­щие ресурсы личности.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что копинг-поведение – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведен­ческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или ме­нее успешной адаптации.

Сегодня я хочу представить вам статью замечательного психолога - Людмилы Пономаревой о копинг-стратегиях и их роли в борьбе со стрессом. Выбор адекватной копинг-стратегии важен для того, чтобы успешно справляться со стрессами, а знать виды стратегий полезно для того, чтобы видеть весь спектр доступных нам инструментов.



По набережной гуляла молодая девушка со своим другом, который был старым моряком.
В жизни девушки не всё было гладко, её мучили какие-то свои жизненные проблемы, и она шла, погружённая в эти заботы.
Естественно, друг заметил переживания девушки.Он спросил её:
- Как ты думаешь, если бы я упал сейчас в воду, то обязательно утонул бы?
Девушка перекинулась, через перила и посмотрела вниз на бушующие холодные волны.
- Конечно, ты бы утонул! - сказала она.
Но моряк возразил:
- Сомневаюсь! Я ещё ни разу в жизни не видел, чтобы кто-нибудь утонул только потому, что оказался в воде.
- Посмотри, какие сильные волны! - сказала девушка. - Даже если ты останешься жив, то точно попадёшь в больницу с переохлаждением.
- Только в том случае, если пробуду в воде слишком долго, - не унимался её друг. - Я же моряк! Я много раз падал в воду, поэтому я точно знаю, о чем говорю. Когда я первый раз упал, то ужасно испугался. Но потом я понял, что мне ничего не грозит, если я быстро выберусь обратно.
Точно так же обстоят дела и с твоими проблемами! - ласково обратился друг к девушке. - Вместо того, чтобы вздыхать и мучиться, ты лучше подумай, как тебе поскорее из всего этого выбраться!
Чаще всего проблема заключается не в самой проблеме, а в том, как мы её воспринимаем.“


Это довольно известная притча. Явный посыл всем понятен:то, что для одного человека воспринимается как «раз плюнуть», для другого может стать катастрофой. Если пойти дальше и повернуться к понятию стресса, то мы увидим очень важную вещь. Чтобы научиться пользоваться ресурсами стрессоустойчивости, нужно уйти от тех стереотипных мыслей и действий, которые мы часто используем в силу привычки, но которые очевидно или неочевидно неэффективны.

Что такое «копинг»?

Копингом в психологии называют как раз те самые мысли и действия, которые вызывает у нас стрессовая ситуация. Под действием своих привычных копинг-стратегий мы ищем или неищем ресурсы для борьбы со стрессом, используем или не используем их. Таким образом, человекможет знать очень много о том, как сохранить свое здоровье и не стать «жертвой» патовой ситуации, но не может пользоваться своими знаниями.

Как формируются копинг–стратегии?

Человек ежесекундно учится взаимодействовать с миром. Его учат определенным правилам поведения в тех или иных ситуациях, они могут быть заложены и в культуре и быть сформированы личным опытом. Выбор стратегий взаимодействия со стрессовой ситуаций зависит от тех ресурсов, которыми владеет человек: знания, здоровье, социальная поддержка и т.п.

Какие бывают копинг – стратегии?

Когда возникает стрессовая ситуация, мы начинаем думать – чувствовать – действовать. Поэтому существуют аналогичные копинг – стратегии – когнитивные, эмоциональные стратегий, поведенческие. В научной литературе классификаций копингов много, но все они, так или иначе, касаются этих трех сфер.

Например, человек, попадая в трудную ситуацию, может занять активную, ориентированную на проблему, позицию: изучать ситуацию, искать социальную поддержку.

Также человек может выбрать такой тип совладания со стрессом, при котором он не будет взаимодействовать с ситуацией, а будет только снижать физиологический ответ на стресс. Человек начнет принимать алкоголь, наркотики, переедать, много спать или отказываться от сна, нагружать себя тяжелой работой и т.п.

Исходя из когнитивного компонента, человек может выбрать когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение от ситуации.

Или выбрать фантазии о том, как он справится со стрессом.

Или пытаться сознательно изменить свое отношения к ситуации. Такая позиция хорошо иллюстрируется фразой: «Если ты не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней».

В плане эмоций человек может выбирать или выразить эмоции или их подавить их. «Настоящие мужчины не плачут» – классическая копинг – стратегия, сформированнаякультурой.

Согласно Р. Лазарусу, существует 8 типов совладания со стрессом:

«Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;

Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;

Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;

Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;

Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;

Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;

Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием».

Хочу еще раз подчеркнуть, что мы часто выбираем те или иные стратегии восприятия и реагирования на ситуацию стереотипно и автоматически, не задумываясь, потому что так привыкли или так было усвоено. При этом мы не учитываем то, что наше поведение может быть неэффективно.


Получается, есть эффективные и неэффективные копинг – стратегии? Почему мы тогда продолжаем ими пользоваться?

Да, копинг – стратегии бывают со знаком плюс и минус. Продуктивные копинг – стратегии – это те, которые направлены на решения проблемы, не снижают уровень здоровья, не приводят к социальной дезадаптации. Непродуктивные являются антагонистами продуктивных стратегий, т.е. ведут к ухудшению здоровья, снижению активности и социальной адаптации на фоне стресса. Мы продолжаем или пользоваться в силу разных причин:

1. Раньше это поведение приносило положительные изменения. Несколько раз человеку удалось справиться со стрессом. Однако условия изменились, и теперь данный тип поведения является непродуктивным. Но человек в силу прошлого опыта продолжает им пользоваться.

2. Родительский опыт. Грубо говоря, так научили. Часто родители говорят своим детям «ударь в ответ» – копинг взаимодействия с ситуацией, или «не трогай его, не пачкай руки» - копинг избегания. При этом у ребенка могут быть совершенно иные чувства по отношению к ситуации, однако он научается регулировать себя в соотвествиис выученными правилами поведения

3. Социальный опыт. Общество, в котором мы живем, диктует нам то, как мы должны вести себя. Не всегда существующие клише эффективны при стрессоустойчивости. Например, мужчина всегда должен агрессивно реагировать на стрессовую ситуацию.

4. Личный опыт. Это те модели поведения и реакции, которые были сформированы человеком в процессе жизни.

5. Наличие ресурсов, личностная и социальная характеристики. Сюда включаются самооценка, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности, ресурсы самоэффективности, пол и возраст, принадлежность к определенной социальной группе.

Как я могу понять, что не эффективно справляюсь со стрессом и что мне с этим делать?

Часто человек чувствует сам, что, попадая в трудные ситуации, не может из них выбраться. Жизнь меняется в худшую сторону. На приеме у психолога они жалуются на депрессивные мысли, ухудшения здоровья, как будто «бегают по замкнутому кругу». Если Вы ощущаете, нечто подобное, то:

а) необходимо выяснить, какимикопинг-стратегиями Вы пользуетесь чаще всего и насколько они эффективны;

б) повышать ресурсы борьбы со стрессом;

в) форсировать целенаправленные поведенческие изменения: применение новых стратегий поведения, использование ресурсов, тренинги и психотерапия.


Тест Лазаруса*

· Те или иные копинг стратегии могут быть эффективными или неэффективными в зависимости от ситуации. Вы сами можете оценить, насколькоданный типа поведения подуктивен для Вас, сами.

Нартова-Бочавер С. К. «CopingBehavior» в системе понятий психологии личности. Психологическийжурнал, т. 18, № 5, 1997.

Lazarus, R.S., &Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
http://psylist.net/praktikum/00298.htm

Копинг стратегии могут быть как полезными, функциональными, помогающими развитию личности, прошедшей через трудности адаптации, столкновения со стрессовыми факторами, так и непродуктивными, загоняющими человека в еще больший стресс и беспомощность.

Копинг стратегии в психологии

В жизни каждого человека возникают ситуации, с которыми приходится как то справляться, переживать. Копинг – это в психологии сформированные человеком, под воздействие обстоятельств, наработанного опыта – стратегии, помогающие справиться с обрушившимся стрессом или проблемой. Термин «копинг» был впервые использован в 1962 г., во время наблюдения психологом М. Мерфи за детьми, как они преодолевали кризисы развития.

Копинг поведение

Копинг поведение в стрессовых ситуациях – это преодолевающее, помогающее выйти из кризисной ситуации поведение, включающее в себя использование всех имеющихся ресурсов у человека, выполнение определенных активных действий и взаимодействие с другими. Совладающее поведение включает в себя копинг стратегии, о которых и пойдет речь в данной статье.

Последовательность образования копинг поведения

Самым базовым в построении эффективных копинг стратегий и поведения является положительная «Я-концепция», в которую входит адекватная самооценка. Лишь на базе гармоничной личности происходит формирование эффективных стратегий. Завышенная или заниженная самооценка приводит к тому, что у ребенка вырабатываются неадаптивное копинг поведение и ориентируется он больше на неудачи и этот опыт накладывается на дальнейшее либо избегание, либо уже взрослый индивид будет проявлять выученную беспомощность и постоянно искать поддержки у других.


Копинг механизмы

Совладающее поведение личности в стрессовой ситуации и есть копинг механизм, позволяющий успешно адаптироваться в сложившихся обстоятельствах. Копинг механизмы подразделяются в зависимости от типа модальности:

  • эмоциональные – протест, возмущение, разрядка, плач или наоборот изоляция, ;
  • когнитивные – переключение мыслей, уход в творчество, философский подход к проблеме, ситуации;
  • поведенческие – проявление альтруизма, переключение на других, активная деятельность, уход в работу.

Копинг ресурсы

Совладающее поведение и копинг стратегии также зависят от так называемых копинг ресурсов – совокупных условий (ресурсов), помогающих личности преодолевать стресс:

  • физические (выносливость, крепкое здоровье от природы);
  • психологические (положительная «Я-концепция», развитый интеллект, оптимистичный настрой);
  • социальные (статус, выполняемые роли);
  • материальные ресурсы.

Виды копинг стратегий

Копинг стратегии можно подразделять по разным качественным признакам, существует несколько обширных классификаций, созданных психологами, наблюдающими за поведением людей в разных стрессовых ситуациях, но в целом можно разделить копинг на адаптивные или эффективные виды и неадаптивные (неэффективные). Известная классификация копинг стратегий по Р. Лазарусу и С. Фолкману:

  1. Первая группа объединяет в себе копинг стратегии: планирование решения проблемы с аналитическим подходом, конфронтация с присущей этому виду копинга долей агрессии и враждебности, принятие своей ответственности за происходящее. Это активные виды копинга, индивид действует самостоятельно в попытках решить тревожащую проблему.
  2. Вторая группа : самоконтроль, и положительная переоценка, проблема,стрессовая ситуация решается посредством переоценки своего состояния.
  3. Третья группа включает копинг стратегии: дистанцирование и избегание психотравмирующей ситуации.
  4. Четвертая группа – поиск социальной поддержки, не подразумевает активного самостоятельного поиска решения проблемы или изменения эмоционального состояния.

Проблемно-ориентированный копинг

Эффективное или неэффективное решение проблемы зависит от копинг поведения, выбранного индивидом. Проблемно-ориентированный копинг и его виды:

  1. Конфронтационный копинг – используется для разжигания активных действий в виде противоборства, столкновений взглядов. Конфронтация как копинг поведение свойственна конфликтным, импульсивным людям.
  2. Контроль эмоций – присущ сдержанным людям, не раскрывающихся перед другими.
  3. Поиск одобрения и поддержки от других – умение брать ресурсы из внешних источников, социума.
  4. Избегание – уход от проблемы в иллюзии, алкоголь, наркоманию, копинг стратегия характерна для слабых духом и , но может быть использована на непродолжительный период любым человеком (сильно психотравмирующая ситуация, усталость от тяжелых жизненных обстоятельств).

Эмоционально-ориентированный копинг

Само определение этого вида копинг стратегии говорит об эмоциональной подоплеке и разных способах вовлеченности или наоборот ухода от стрессовой ситуации. Эмоционально-ориентированный копинг виды поведения или стратегии выбираемые индивидом:

  1. Уход в замещающую деятельность – эта копинг реакция схожа с механизмом защиты сублимацией, но здесь существует больший выбор в выборе замещающей деятельности.
  2. Творчество – выражение переживания через рисование, лепку, вышивание. Юмор – стратегия, позволяющая найти в тревожной ситуации что-то позитивное.
  3. Уход в фантазию – фантазирование задействует важный ресурс человека – воображение, которое через фантазирование может показать креативный выход из проблемной тревожащей ситуации.
  4. Выплеск эмоций – в социально-приемлемой форме, но деструктивные эмоции, переживание должны найти выход.
  5. Сдерживание – иногда ситуация настолько психотравмирующая, что должна быть вытеснена в бессознательное, только так человек сможет существовать дальше, часто происходит переключение на другие виды деятельности.
  6. Разрядка – перенос деструктивных переживаний, реакций на материальные предметы.
  7. Отстранение – эмоциональное «выключение».

Копинг стратегии и психологические защиты

Копинг реакции и психологические защиты – оба эти механизма являются важными инструментами адаптации человека к внешним ситуациям-раздражителям, но в них есть существенные различия:

  1. Механизмы психологической защиты возникают на бессознательном уровне, а копинг стратегии формируются в сознании человека, он может управлять этими процессами, варьировать в зависимости от ситуации.
  2. Копинг стратегии способствуют выстраиванию эффективных отношений, психологическая защита возникает как снижение психоэмоционального напряжения.
  3. Копинг поведение разворачивается последовательно во времени, механизмы психологической защиты возникают молниеносно, происходит искажение реальности.
  4. В копинг стратегиях заложены ресурсы, а психологическая защита указывает на ригидность (негибкость) «Я-концепции».

Копинг стратегии в профилактике выгорания

Профессиональная деформация и эмоциональное выгорание нередкий спутник людей, даже горячо любящих свою профессию, от этого синдрома не застрахован никто, и как нигде здесь важен комплекс профилактических мер задолго до того, как первые звоночки дадут о себе знать. Копинг поведение в выгорании это адаптивное поведение и реагирование на трудности, с которыми сталкивается человек в своей профессиональной деятельности.

Молодые специалисты более гибко справляются со стрессами, возникающими на рабочем месте. Нужно понимать, что копинг поведение и стратегии это всегда динамичный процесс, ведь обстоятельства не могут складываться одинаковым образом. Профессионального выгорания можно избежать, если применять эффективные копинг стратегии, для того, чтобы не допускать синдрома выгорания.

Действенные стратегии для профилактики:

  • развивать свой эмоциональный интеллект;
  • уметь на многие вещи посмотреть с юмором;
  • найти в сложившейся тревожной ситуации несколько плюсов;
  • развивать внутренний локус контроля;
  • позволять себе полноценный отдых;
  • найти хобби, увлечение;
  • повышать уровень профессиональной компетенции.

Копинг стратегии – книги

Как происходит формирование копинг стратегий, зарождение копинг поведения и при каких вариантах происходит лучшее , на протяжении жизни с которыми встречается человек можно узнать из следующих книг:

  1. «Психологический стресс и процесс совладания с ним » Р. Лазарус. Книга написана автором в 1966 г., но актуальна и для современного человека. Копинг механизмы и стратегии, начинают формироваться с самого детства. Лазарус написал эту книгу наблюдая, как дети справляются с кризисами разных возрастных периодов и как эти наработанные паттерны влияют на жизнь уже взрослого человека.
  2. «Совладающий интеллект » А. Либина. Многомерная модель совладания со стрессом, представленная автором психологом помогает читателю осознать свои неэффективные копинг стратегии, найти новые ресурсы в борьбе со стрессом и тревожностью.
  3. «Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом » Р.Р. Нибиуллина, И.В. Тухтарова. Почему человек выбирает тот или иной механизм защиты и как это отражается на его жизни. Книга будет полезна для студентов психологов и широкой аудитории читателей.

Психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.

Копинг и психологические защиты

Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате возникает копинг-процесс. Копинг-реакция срабатывает тогда, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций организма. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может происходить в форме психологической защиты.

В общем континууме психологической регуляции копинг-стратегии играют компенсаторную функцию, а психологические защиты занимают последний уровень в системе адаптации - уровень декомпенсации. На схеме 1. отображены два возможных стиля реагирования на негативные события.

Схема 1. Копинг-стратегия и психологическая защита. Стили реагирования в стрессовой ситуации.

Два стиля реагирования в проблемной ситуации

    Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль - это рациональный анализ проблемы, связанный с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации, его проявление можно увидеть в таких реакциях: самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

    Субъективно-ориентированный (emotion-focused) стиль - следствие эмоционального реагирования на ситуацию. Он не сопровождается конкретными действиями, а проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечением других в свои переживания, желанием забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрицательные эмоции едой.

Психологические защиты

Психологические защиты это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний. Ограждение происходит путем вытеснения информации противоречащей Я-концепции человека.

Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения путем искажения существующей действительности или приводя организм к следующим изменениям:

  • психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункциям), проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов,
  • изменениям способов поведения.

При длительном неврозе допускается появление так называемых вторичных защитных механизмов, которые закрепляют невротическое поведение (пример, возникает рационализация с целью оправдать свою несостоятельность, уход в болезнь, освобождающий от ответственности за решение проблем).

Копинг

Копинг (англ. «cope» - справиться, выдержать, совладать) - это стабилизирующий фактор, помогающий личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. Копинг-стратегии это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации.
это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Проблемная ситуация характеризуется неопределенностью, повышенной сложностью, стрессогенностью, противоречивостью.

Виды стрессовых ситуации

    Макрострессоры - критические жизненные события, требующие продолжительной социальной адаптации, затрат большого количества сил и сопровождающиеся стойкими аффективными нарушениями.

    Микрострессоры - повседневные перегрузки и неприятности, локализованные во времени, влекущие за собой ухудшение самочувствия для восстановления адаптации, требующие небольшое количество времени (минуты).

    Психотравмы - травматические события, характеризующиеся запредельным порогом интенсивности, внезапным и непредсказуемым началом.

    Хронические стрессоры – это перегрузки с длительной протяженностью во времени, характеризуются повторяющимися однотипными стрессовыми нагрузками.

Стресс также может выполнять защитную и саногенную функцию.

Когнитивно-феноменологический подход - это теория преодоления стресса по Лазарусу (R. Lazarus, 1966-1998)

Данная теория описывает взаимодействие человека и стресса, концепция преодоления стресса состоит из двух этапов:

1) Первичная оценка позволяет индивиду сделать вывод о том, что ему грозит: стрессор - угроза или благоденствие. Первичная оценка стрессового воздействия заключается в вопросе: «что это значит для меня лично?»

При оценке события как дестабилизирующего, возникает потребность в адаптации, ее удовлетворение осуществляется по трем каналам:

  1. Первый канал - освобождение эмоций.
  2. Второй - выработка стратегии совладения.
  3. Третий - социальный канал, он влияет меньше - не учитывается.

2) Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в постановке вопроса: «Что могу сделать в данной ситуации?» - оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы, такие как:

  • эмоциональная стабильность;
  • психологическая выносливость - это система убеждений;
  • умение ставить цель и умение видеть смысл в том, что делаешь;
  • используемый тип психологической защиты;
  • состояние в момент стресса;
  • предрасположенность к состояниям страха и гнева;
  • социальная поддержка.

Критерии, по которым узнаем характеристики социальной поддержки:

  • Есть ли те люди, которые являются значимыми.
  • Оценка социального положения этих людей.
  • Насколько они влиятельны в социальной среде.
  • Могут ли они своей личностью воздействовать на стрессор.
  • Частота контактов с этими людьми.

Социальная поддержка осуществляет эффект буфера, она смягчает удар.

Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Результат соотношения первичной и вторичной оценки - решение о приоритетном для организма типе реакции на стресс, а также выработка копинг-стратегии.

Классификация копинг-стратегий (Перре, Райхертс, 1992)

Теории о механизмах психологической защиты и копинг-стратегиях используется во время планирования психотерапевтической интервенции.

При этом, диагностируемые механизмы защит свидетельствуют о наличии ригидности «Я-концепции», об огромном пласте психотерапевтической работы.

Диагностируемая копинг-реакция, в свою очередь, говорит о возможных вариантах совладания и тех ресурсах личности, которые эффективно помогают преодолевать проблемную ситуацию.

литература:

  1. Перре М., Бауман У. Клиническая психология - Питер, 2007 - 1312 стр.
  2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология - Питер, 2004 - 539 стр.
  3. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом / Учебно-методическое пособие - Казань, 2003 - 98 стр.
  4. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности - Изд-во Алтайского государственного университета, 2000 - 123 стр.
  5. Аннелизе Х., Франц Х., Юрген О., Ульрих Р. Базисное руководство по психотерапии - Изд-во «Речь», 1998 - 784 стр.
  6. Лекции по клинической психологии - ГрГМУ, Беларусь, 2006.