Отзыв о сказке «Дочь-семилетка. Русская народная сказка дочь-семилетка

Семилеточка. Ехали два брата. Сказка!!

....

Е хали два брата.

О дин бедный, другой именитый. У обоих по лошади. У бедного кобыла, у именитого мерин.

О становились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка. Жеребёнок этот подкатился под телегу богатого. Будит он наутре бедного:

- В ставай, брат, у меня телега ночью жеребёнка родила.

Б рат встаёт и говорит:

- К ак можно, чтобы телега жеребёнка родила! Это моя кобыла принесла.

Б огатый говорит:

- К абы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был!

П оспорили они и пошли до начальства, именитый дарит судей деньгами, а бедный словами оправдывается.

Д ошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:

- Ч то всего в свете сильней и быстрее, что всего в свете жирнее, что всего мягче и что всего милее?

И положил им сроку три дня:

- Н а четвёртый приходите, ответ дайте!

Б огатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошёл к ней совета просить. Она посадила его за стол, стала угощать. А сама спрашивает:

- Ч то так печален, куманёк?

- Д а загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.

- Ч то такое? Скажи мне.

- А вот что, кума, первая загадка − что всего в свете сильней и быстрее?

- Э кая загадка! У моего мужа каряя кобыла есть. Нет её быстрее! Коли кнутом приударишь − зайца догонит.

- В торая загадка, что всего в свете жирнее?

- У нас другой год рябой боров кормится. Такой жирный стал, что и на ноги не подымается!

- Т ретья загадка, что всего в свете мягче?

- И звестное дело − пуховик, уж мягче не выдумаешь!

- Ч етвёртая загадка, что всего в свете милее?

- М илее всего внучек Иванушка!

- С пасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век не забуду.

А бедный брат залился горькими слезами и пошёл домой. Встречает его дочь-семилетка, только и семьи-то у него было, что дочь одна.

- О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?

- К ак же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которых мне и в жизнь не разгадать.

- С кажи мне, какие загадки?

- А вот какие, дочка, что всего в свете сильней и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?

- С тупай, батюшка, и скажи царю, сильней и быстрей всего ветер. Жирнее всего земля, что ни растёт, что ни живёт − земля питает! Мягче всего рука, на что человек ни ляжет, а все руку под голову кладёт, а милее сна ничего на свете!

П ришли к царю оба брата, и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного.

- С ам ли ты дошёл, или кто тебя научил?

О твечает бедный:

- В аше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила.

- К огда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шёлковая. Пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое.

М ужик взял шёлковую ниточку, приходит домой кручинный, печальный.

- Б еда наша! − Говорит дочери − Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце.

- Н

О тломила прутик от веника, подаёт отцу и наказывает:

- П ойди к царю, скажи, чтоб нашёл такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросны, было бы на чём полотенце ткать!

М ужик доложил про то царю. Царь даёт ему полтораста яиц и говорит:

- О тдай своей дочери и пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.

В оротился мужик домой ещё кручиннее, ещё печальнее:

- А х, дочка! От одной беды увернёшься, другая навяжется!

- Н е кручинься, батюшка! − Отвечала семилетка.

П опекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю:

- С кажи ему, что цыплятам на корм нужно однодённое пшено, в один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено. Другого пшена наши цыплята и клевать не станут!

Ц арь выслушал и говорит:

- К огда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится, да только ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.

- Н у, − думает мужик, − такой хитрой задачи и дочь не разрешит. Пришло совсем пропадать!

- Н е кручинься, батюшка! − Сказала ему дочь − семилетка. Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепёлку.

О тец пошёл и купил ей зайца и перепёлку.

Н а другой день поутру сбросила семилетка всю одежу, надела на себя сетку, в руки взяла перепёлку, села верхом на зайца и поехала во дворец.

Ц арь её у ворот встречает. Поклонилась она царю:

- В от тебе, государь подарочек!

И подаёт ему перепёлку. Царь протянул было руку, а перепёлка порх, да и улетела!

- Х орошо, − говорит царь, − как приказал, так и сделала. Скажи мне теперь, ведь отец твой беден, так чем вы кормитесь?

- О тец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушки в воду не становит, а я приполом рыбу ношу, да уху варю. Тем мы и кормимся.

- Ч то ты, глупая! Когда рыба на сухом берегу живёт? Рыба в воде плавает!

- А ты умён ли царь? Когда видано, чтоб телега жеребёнка принесла? Не телега, кобыла родит!

Ц арь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе. Когда семилеточка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.

++++++++++++++++++++++++++++++

Тема «Дочь-семилетка.

УМК Гармония 3 класс.

обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;

познакомить с содержанием армянской сказки и провести работу по её содержанию;

продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;

рассматривать сказку как систему отношений;

формировать интерес детей к чтению,

I. Организационный момент.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

Побеждает зло

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

Выслушиваются и анализируются пересказы учащихся сказки «Морской царь и Василиса Премудрая» от лица литературных персонажей, затем проверяется правильность выполнения заданий тетради (фронтально).

IIΙ. Актуализация опорных знаний.

Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? (- О сказке)

Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)

Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки народ, писатели)

А как называются сказки, которые сочинил народ?

III. Сообщение темы и цели урока.

Тетрадь задания №1,2 выполняются в парах.

Сегодня мы прочитаем новое произведение, а вы послушав, должны сказать и доказать, какой жанр у этого произведения? (Сказка - элементы выдумки)

1. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.

- Чтобы узнать какой народ сочинил эту сказку, о ткройте учебники на странице 82.

Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

2) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

Сколько загадок загадал царь бедному мужику? (4)

Как называлась лошадь богатого мужика? (Мерин)

Какое количество заданий для девочки придумано было царём?(3)

Какое задание было вторым? (Вывести полтораста цыплят за один день)

Что попросила дочь купить у охотников? (Живого зайца и живую перепёлку)

3) Кто герои сказки?

4) Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала

5) На чем же основан вымысел в данной сказке? (Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются)

Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила?)жеребёнок оказался под телегой)

Догадались почему?

Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Это можно объяснить, что…? (Богатый хитрый и жадный)

Для чего царь загадывал загадки?(Проверить насколько умны)

Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет

Почему? (Она была глупой, злой, хитрой)

Как побеждают бедный брат своих противников? (Помогла дочь)

Есть ли у него волшебные помощники? Нет

Какой была девочка? Умной, доброй, честной

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

– Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

Зачитайте загадки…

Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев. Учебник стр.35)

Какие особенности сказочной речи вы увидели?

1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.

2) Найдите просторечные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.

3) Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»

Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?

О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть? (выслушивание ответов детей). Что произошло дальше? Какие загадки предложил царь братьям? Как озаглавить 2часть?

Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?

Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.

Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части? Какая главная мысль этой сказки?

Какова особенность бытовой сказки? (В бытовых сказках герои настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.)

Краткий пересказ сказки.

V. Подведение итогов.

У вас на столе есть список пословиц и поговорок. Выберите те, которые подходят к нашей сказке. Докажите свой выбор. (Дети выполняют задание)

Примеры пословиц и поговорок.

    Семь раз примерь, один - отрежь.

    Без дела жить - только небо коптить.

    В чем оплошаешь, за то и отвечаешь.

    Во всяком мудреце довольно простоты.

    Болтовня и красна, и пестра, да пуста.

    Был пирог, найдется и едок.

    Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

    Всяк своим умом живет.

    Язык мягок - что хочет, то и лопочет.

    Уговор дороже денег.

    Худ солдат, который не надеется быть генералом.

    Давши слово, держись, а, не давши – крепись.

    По заслуге и плата.

    Соврет – глазом не моргнёт.

    Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

    Делу время, потехе час.

    Всяк человек своего счастья кузнец.

VI. Итог урока.

Домашнее задание.

Русская народная сказка Дочь-семилетка

Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:

Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила.

Брат встаёт и говорит:

Как можно, чтоб телега жеребёнка родила? Это моя кобыла принесла.

Богатый говорит:

Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле был!

Поспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывался.

Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:

Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? И что всего милее?

И положил им сроку три дня:

На четвёртый приходите, ответ дайте!

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошёл к ней совета просить.

Она посадила его за стол, стала угощать, а сама спрашивает:

Что так печален, куманёк?

Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.

Что такое, скажи мне.

А вот что, кума! Первая загадка: что всего на свете сильнее и быстрее?

Экая загадка! У моего мужа карая кобыла есть; нет её быстрее! Коли кнутом приударишь, зайца догонит.

Вторая загадка: что всего на свете жирнее?

У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что на ноги не поднимается!

Третья загадка: что всего на свете мягче?

Известное дело - пуховик, уж мягче не выдумаешь!

Четвёртая загадка: что всего на свете милее?

Милее всего внучек Иванушка!

Ну, спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век тебя не забуду.

А бедный брат залился горькими слезами и пошёл домой. Встречает его дочь-семилетка:

О чём ты, батюшка, вздыхаешь да слёзы ронишь?

Как же мне не вздыхать, как слёз не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разгадать.

Скажи мне, какие загадки.

А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?

Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живёт, земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а всё руку под голову кладёт; а милее сна нет ничего на свете!

Пришли к царю оба брата - и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного:

Сам ли ты дошёл или кто тебя научил?

Отвечает бедный:

Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила.

Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое.

Мужик взял шелковую ниточку, приходит домой кручинный, печальный.

Беда наша! - говорит дочери. - Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце.

Не кручинься, батюшка! - отвечала семилетка, отломила прутик от веника, подаёт отцу и наказывает: - Поди к царю, скажи, чтоб нашёл такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чём полотенце ткать!

Мужик доложил про то царю. Царь даёт ему полтораста яиц.

Отдай, - говорит, - своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.

Воротился мужик домой ещё кручиннее, ещё печальнее:

Ах, дочка! От одной беды увернёшься - другая навяжется!

Не кручинься, батюшка! - отвечала семилетка.

Попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю:

Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено. Другого пшена наши цыплята и клевать не станут.

Царь выслушал и говорит:

Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.

"Ну, - думает мужик, - такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!"

Не кручинься, батюшка! - сказала ему дочь-семилетка. - Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепёлку.

Отец пошёл и купил ей зайца и перепёлку.

На другой день поутру сбросила семилетка всю одежду, надела на себя сетку, в руки взяла перепёлку, села верхом на зайца и поехала во дворец.

Царь её у ворот встречает. Поклонилась она царю.

Вот тебе, государь, подарочек! - и подаёт ему перепёлку.

Царь протянул было руку, перепёлка - порх - и улетела!

Хорошо, - говорит царь, - как приказал, так и сделано. Скажи мне теперь: ведь твой отец беден, чем вы кормитесь?

Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушек в воду не ставит, а я подолом рыбу ношу да уху варю.

Что ты, глупая, когда рыба на сухом берегу живёт? Рыба в воде плавает!

А ты умён? Когда видано, чтобы телега жеребёнка принесла?

Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе. Когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.

Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:

Вставай, брат! У меня телега ночью жеребенка родила.
Брат встает и говорит:
- Как можно, чтоб телега жеребенка родила? Это моя кобыла принесла.
Богатый говорит:
- Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле был!
Поспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывался.
Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:
- Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? И что всего милее?
И положил им сроку три дня:
- На четвертый приходите, ответ дайте!
Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить.
Она посадила его за стол, стала угощать, а сама спрашивает:
- Что так печален, куманек?
- Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.
- Что такое, скажи мне.
- А вот что, кума! Первая загадка: что всего в свете сильнее и быстрее?
- Экая загадка! У моего мужа карая кобыла есть; нет ее быстрее! Коли кнутом приударишь, зайца догонит.
- Вторая загадка: что всего на свете жирнее?
- У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что на ноги не поднимается!
- Третья загадка: что всего в свете мягче?
- Известное дело - пуховик, уж мягче не выдумаешь!
- Четвертая загадка: что всего на свете милее?
- Милее всего внучек Иванушка!
- Ну, спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век тебя не забуду.
А бедный брат залился горькими слезами и пошел домой. Встречает его дочь-семилетка:
- О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?
- Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разгадать.
- Скажи мне, какие загадки.
- А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?
- Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет, земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете!
Пришли к царю оба брата - и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного:
- Сам ли ты дошел или кто тебя научил?
Отвечает бедный:
- Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила.
- Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткет мне полотенце узорчатое.
Мужик взял шелковую ниточку, приходит домой кручинный, печальный.
- Беда наша! - говорит дочери. - Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце.
- Не кручинься, батюшка! - отвечала семилетка, отломила прутик от веника, подает отцу и наказывает: - Поди к царю, скажи, чтоб нашел такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чем полотенце ткать!
Мужик доложил про то царю. Царь дает ему полтораста яиц.
- Отдай, - говорит, - своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.
Воротился мужик домой еще кручиннее, еще печальнее:
- Ах, дочка! От одной беды увернешься - другая навяжется!
- Не кручинься, батюшка! - отвечала семилетка.
Попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю:
- Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено. Другого пшена наши цыплята и клевать не станут.
Царь выслушал и говорит:
- Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.
"Ну, - думает мужик, - такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!"
- Не кручинься, батюшка! - сказала ему дочь-семилетка. - Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепелку.
Отец пошел и купил ей зайца и перепелку.
На другой день поутру сбросила семилетка всю одежду, надела на себя сетку, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец.
Царь ее у ворот встречает. Поклонилась она царю.
- Вот тебе, государь, подарочек! - и подает ему перепелку.
Царь протянул было руку, перепелка - порх - и улетела!
- Хорошо, - говорит царь, - как приказал, так и сделано. Скажи теперь: ведь твой отец беден, чем вы кормитесь?
- Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушек в воду не ставит, а я подолом рыбу ношу да уху варю.
- Что ты, глупая, когда рыба на сухом берегу живет? Рыба в воде плавает!
- А ты умен? Когда видано, чтобы телега жеребенка принесла?
Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику, а дочь его взял к себе. Когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.


«Дочь-семилетка» построена по классическим канонам русской народной сказки. Главные герои русской народной сказки «Дочь-семилетка» — два брата-крестьянина, богатый и бедный, и еще дочка бедного крестьянина, семи лет от роду. Начинается сказка с того, что во время путешествия двух братьев кобыла бедного крестьянина ночью принесла жеребенка, да тот под телегу богатого закатился. Вот богатый брат и заявил, что его телега жеребенка родила и требовал жеребенка ему отдать.

Стали братья судиться, и дело до самого царя дошло. А царь спорщикам трудные загадки загадал. Богатому брату не удалось правильные ответы дать, а бедному дочка-семилетка с ответами помогла. Удивили царя мудрые ответы и выведал он у бедного крестьянина, кто ему помог. После чего стал давать дочке-семилетке разные трудновыполнимые задания. А девочка умна была не по годам и со всеми трудностями справилась. В конце сказки царь приказал вернуть жеребенка бедному крестьянину, а дочку-семилетку к себе во дворец взял, а когда она стала взрослой, женился на ней, и стала она царицей.

Таково краткое содержание сказки.

В сказке мне понравилось, как действовала дочь-семилетка. Она додумалась на невыполнимые задания царя выставлять встречные невыполнимые условия. Также следует отметить высокий уровень логического мышления девочки, запутавшей царя рассказом о том, как ее отец рыбу на суше ловил. Когда возмущенный царь спросил, где это видано, чтобы рыбу на суше ловили, девочка спросила его в ответ: «А где это видано, чтобы телега жеребят рожала?» После чего вопрос с жеребенком и решился в пользу бедного крестьянина.

Какова главная мысль сказки «Дочь-семилетка»?

Из этой сказки много ценного узнать можно. Как не пытайся утопить правду в море лжи — а она всё равно обнаружится. В начале сказки кажется, что путь к правде и справедливости закрыт, но в конце произведения правда восторжествовала. Так рождается уверенность народа в силе правды.

Какие пословицы подходит к сказке «Дочь-семилетка»?

К этой сказке можно указать, например, такие пословицы: «Мал, да удал», «Находчивый свое возьмет», «Не за бороду – за ум жалуют». А еще в самой сказке упоминается такая пословица: «От одной беды увернешься - другая навяжется!»