Правописание окончаний имен прилагательных правило. «Безударные падежные окончания имён прилагательных

Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.

Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

Дятел угощался вкусными шишками ели . → угощался (чем?) шишками ТП, шишками (какими ?) вкусными .

Прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ый , -ий .

Мужской род : как ой ? -ой , -ый , -ий : лихой , смелый , великий

Средний род : какое ? -ое , -ее : белое , синее

Пример: В цирке был веселый клоун . → был (кто?) клоун ИП , клоун (какой ?) смелый . м.р. ИП

Родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого , -его : ближнего , веселого .

Сережа позвал своего любимого щенка позвал (кого?) щенка РП , щенка (какого ?) любимого . м.р. РП

Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому?) и имеют окончания -ому , -ему : красивому , ближнему .

Мы подъехали к красивому зданию . → подъехали (к чему?) к зданию ДП , зданию (какому ?) красивому . с.р. ДП

Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким?) имеют окончание -ым , -им : хорошим , веселым .

Самолет летел над огромным городом . → летел над (чем?) городом ТП , городом (каким?) огромным . м.р. ТП

Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком?) и имеют окончания -ом , -ем : о веселом , о ближнем .

Я рассказал о любимом писателе . → рассказал (о ком?) о писателе ПП , писателе (каком ?) любимом . м.р. ПП

Прилагательные женского рода в родительном , дательном , творительном и предложном падежах , отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой , -ей . красивой , старшей .

Она была веселой девочкой . → была (кем?) девочкой ТП , девочкой (какой ?) веселой . ж.р. ТП

В творительном падеже могут быть еще окончания -ою , -ею .

Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания -ую , -юю .

Они пошли на вечернюю дискотеку . → Пошли (куда? на что?) на дискотеку ВП , дискотеку (какую?) вечернюю . ж.р. ВП

Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.

Окончания и прилагательных удобнее всего проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, так как окончания вопроса и прилагательного совпадают, например: Ему было тяжело идти после трудного (какого ?) дня . Исключением является именительный падеж единственного числа мужского рода (и сходный с ним винительный падеж), где под ударением пишется окончание -ой (отрывно́й календарь, делово́й человек ), а без ударения —ый или -ий (насто́льный календарь, и́скренний человек ).

В прилагательных на -ий , -ья , -ье (волчий , волчья , волчье ) во всех падежах, кроме именительного (и сходного с ним винительного) падежа мужского рода единственного числа, пишется буква ь , например: волчь я (стая), волчь е (логово), волчь и (следы); волчь его, волчь ей, волчь их, волчь им и т. д. (но: волчий вой ).

Окончания именительного падежа

В женском роде в именительном падеже единственного числа пишется окончание -ая или -яя , а в среднем роде — -ое или -ее (какая? заочная средняя школа ; какое? интересное всестороннее исследование ).

Во множественном числе всех трех родов пишется окончание -ые или -ие (какие? морозные зимние дни, ночи, утра ).

Окончания винительного падежа

В женском роде в винительном падеже единственного числа пишется окончание -ую или -юю (отвечает на вопрос какую? ), например: окончить (какую?) заочную среднюю школу .

Окончания творительного падежа

В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким? ), например: наслаждаться (каким?) теплым осенним днем, утром .

В женском роде единственного числа пишется окончание -ой (-ою ) или -ей (-ею ) (отвечает на вопрос какой? какою? ), например: шефствовать над (какой? какою?) сменной средней школой .

Окончания предложного падежа

В мужском и среднем роде в предложном падеже единственного числа пишется окончание -ом или -ем (отвечает на вопрос каком? ), например: писать о (каком?) теплом осеннем дне, утре .

Склонения причастий, порядковых числительных

Так же, как качественные и относительные прилагательные, изменяются (склоняются) причастия, некоторые местоимения (каждый, всякий, самый, этот и др.), порядковые числительные (первый, второй, четвертый и т. д., кроме третий, склоняющегося, как притяжательное прилагательное волчий). Правописание окончаний всех этих слов можно проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, например: Он стремился почитать (какую?) каждую появляющуюся научную статью по (какому?) интересующему его вопросу.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

I. 1. Падежные окончания прилагательных удобнее всего проверять постановкой вопроса какой? в нужном падеже, так как окончания прилагательных и вопроса совпа- дают. Исключение составляет именительный (и сходный с ним винительный) падеж единственного числа мужского рода.
В именительном падеже единственного числа в мужском роде пишется -ой (при ударении на окончании), -ый
или -ий (при ударении на основе); в женском роде ая
или -яя; в среднем роде ое или -ее, например: яркий голубой (зелёный) цвет; яркая синяя краска; яркое синее платье. Во множественном числе всех трёх родов пишется -ые или -ие, например: яркие голубые (цвета, краски, платья).
В творительном падеже единственного числа прилагательных мужского и среднего рода пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким?), а в предлож-ном ом или -ем (отвечает на вопрос каком?), например: пробирались мрачным, дремучим (каким?) лесом; говорили о мрачном, дремучем (о каком?) лесе.
В винительном падеже единственного числа прилагательных женского рода пишется окончание -ую или -юю
(отвечает на вопрос какую?), а в творительном ой или
-ей (-ою или -ею) (отвечает на вопрос какой? какою?), например: вижу прекрасную утреннюю (какую?) зарю; любуюсь прекрасной (ою) утренней (ею) (какой? какою?) зарёй.
В притяжательных прилагательных на -ий, -ья, -ье (охотничий, охотничья, охотничье) ь пишется во всех формах, кроме именительного (и сходного с ним винительного) падежа единственного числа мужского рода (охотничий), например: охотничью собаку, охотничьим ружьём, охотничьих приключений и т. д.
В краткой форме прилагательных мужского рода единственного числа после шипящих ь не пишется: жгуч, блестящ.
236. Спишите. К именам прилагательным ставьте в скобках вопрос, на который они отвечают. Окончания подчеркните.
Образец. В синем (в каком?) небе звёзды блещут.
I. 1) Летн.. день что зимн.. неделя. 2) Хорош., дело два века живёт. 3) Вчерашн.. дня не воротишь. 4) В согласи., стаде волк не страшен. 5) Худ., сетью рыбы не наловишь.
6) Бездонн.. бочку водой не наполнишь. 7) На остр., косу много покосу. 8) В летн.. ночь заря с зарёю сходится. 9) В колюч., кустарнике не спрячешься.
(Пословицы)
II. 1) Туман прогнало утренн.. ветерком. (Ч.) 2) Сквозь прошлогодн.. бур., листву кое-где растут высокие травы. (Т.) 3) Компания охотников ночевала на свеж., сене. (Ч.)
Пахло дождём и свеж., сеном. (Ч.) 5) Бричка взвизгивала при малейш.. движении. (Ч.) 6) В поздн.. ночь над устал., деревнею сон непробудн.. царит, только старуху столетн.., древн.. не посетил он - не спит. (Н.) 7) По верхушкам леса потянулся гул от пр..утренн.. ветра. (Кор.) 8) С огромн.. силой Нагульнов толкнул лев.. плеч, .м дверь. (Шол.) 9) Давыдов долго сидел за столом в мрачн.. раздумь.. . (Шол.)
Спишите, согласовывая поставленные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся.
1) Днепр серебрился, как (волчий) шерсть среди ночи. (Г.) 2) Удивительные вещи увидели мы на (птичий) базаре. (Аре.) 3) Река Сица считается (хороший, охотничий) местом. (Аре.) 4) Он [Собакевич] опрокинул половину (бараний) бока к себе на тарелку, съел всё, обгрыз, обсосал до (последний) косточки. За (бараний) боком последовали ватрушки. (Г.)
Для довершения сходства фрак на нём был совершенно (медвежий) цвета. (Г.) 6) На другой день, в 8 часов утра, Анна вышла одна из (извозчичий) кареты и позвонила у большого подъезда своего (бывший) дома. (JI. Т.) 7) Зверолов заранее осматривает (волчий и лисий) тропы. (Акс.) 8) (Волчий) воем пели снасти. (Пауст.) 9) Уж за горой (дремучий) погас вечерний луч, едва струёй (гремучий) сверкает жаркий ключ. (JI.) 10) Усатый (помещичий) егерь, махнув через ров на (проворный) коне, дорогу у псов отбивает. (Н.)
Спишите, заменяя полные формы прилагательных краткими. Когда (до или после замены) утверждение выражено более ка-тегорично?
1) Морозец жгучий. - Морозец жгуч. 2) Ветер резкий и свежий. 3) Борщ горячий. 4) Ситец довольно линючий. 5) Мотив песни вялый и тягучий. 6) Ответ остроумный, блестящий.

Во всех (заячьего, заячьему, заячьим, о заячьем, заячьи, заячьих, заячьим, заячьи, заячьими, о заячьих). Исключение составляют именительный и винительный мужского рода единственного числа (заячий).

Прилагательные, заканчивающиеся на –чий (зрячий, бродячий) в падежных формах пишутся иначе. Из-за отсутствия суффикса йот в косвенных падежах мягкий знак в подобных словах не . Например, зрячего пирата, с бродячим псом.

Слова междугородный, загородный, пригородный являются исключениями и заканчиваются на –ый, -ое(пригородное, междугородное, загородное), -ая (пригородная, междугородная, загородная), -ые (пригородные, междугородные, загородные), в связи с изменением по твердой разновидности склонения. Слова бескрайний, иногородний изменяются по мягкой разновидности склонения и заканчиваются на –ий, -ее (бескрайнее, иногороднее), -яя (бескрайняя, иногородняя), -ие (бескрайние, иногородние). Написание этих слов необходимо запомнить.

Согласно материалам сайта www.gramma.ru , опирающимся на исследования Д. Э. Розенталя, имена прилагательные, заканчивающиеся на –йный, в именительном падеже мужского рода единственного числа имеют краткую форму, которая заканчивается на –ен. Например, стройный – строен.

Источники:

  • www.gramma.ru

Хорошим тоном в современном обществе является умение грамотно излагать свои мысли как устно, так и письменно. С распространением компьютерной техники и средств электронной коммуникации стало проще проверять орфографию.

Инструкция

Если использовать компьютер, то для проверки может подойти Word из пакета программ Microsoft Office. Запустите её и выберете в меню "Файл" команду "Создать". Начните вводить текст. По мере набора текста программа будет проверять ваши , а ошибочные будет выделять красным подчёркиванием, предлагая варианты исправления через контекстное меню, вызываемое щелчком правой кнопкой мыши.

Для проверки орфографии можно воспользоваться ресурсами интернета. Запустите браузер и в строке ввода адреса наберите http://api.yandex.ru/speller , а затем нажмите клавишу Enter. Перед вами отобразится интерфейс страницы проверки в виде большого текстового поля. Введите текст или вставьте ранее скопированный отрывок, а затем нажмите "Проверить текст".

Подобным сервисом можно воспользоваться по http://soft-4-free.ru/speller/proverka-orfografii.html . Воспользуйтесь ресурсом мультиязычной проверки орфографии -сервиса "Адвего", который по адресу http://advego.ru/text . Попробуйте воспользоваться Orangoo – альтернативным мультиязычным сервисом. Для этого зайдите на страничку http://orangoo.com/spellcheck .

Если требуется автоматическое исправление слов с , в этом помогут сервисы на странице http://perevodspell.ru/speller.php или сервис с расширенным функционалом по адресу http://prolingoffice.com/services/translate .

Видео по теме

Источники:

  • Яндекс.Спеллер в 2019

Совет 3: Как проверить безударное окончание имени существительного

Имя и правильное написание окончаний изучают ещё в школе. Со временем, простые правила забываются и начинают появляться ошибки. Вспомните, что нужно сделать, чтобы проверить безударное окончание имени существительного.

Инструкция

Имена различаются по родам: мужской, женский, средний. Окончание существительного зависит от падежа и от склонения.Чтобы окончание , сначала определите склонение существительного. Повторите: 1 ое склонение – муж., жен., род, окончания А, Я; 2ое склонение – муж. род нулевое окончание , 3е склонение – жен. род нулевое окончание .

Далее определите падеж существительного. Если слово написано в родительном падеже и относится к первому склонению - Ы-И; второму склонению - А-Я; третьему склонению – И. Если слово в дательном падеже первого склонения – Е; второго склонения – У-Ю; третьего склонения – И. Если слово в предложном падеже первого склонения – Е; второго склонения – Е; третьего склонения – И.

Если существительное первого склонения в имени тельном падеже заканчивается на А, в предложном и дательном единственного числа пишите Е – о вод(е), о галер(ее), к юнош(е). Если существительное женского рода в имени тельном падеже заканчивается на ИЯ, в родительном и дательном падежах пишите И. Например, от арм(ии), к дискусс(ии). Это же правило относится к именам собственным – к Мари(и), о Мари(и).

Существительные множественного числа женского рода, оканчивающиеся на А, пишите без , если в слове есть шипящая , например, баржа – барж, кража – краж, роща – рощ. Если существительное женского рода заканчивается на ИЯ и ударение на окончание не падает, в родительном падеже пишите ИЙ – арм(ий), парод(ий), экскурс(ий). Если ударение на окончание падает, например, скам(ья), пишите ЕЙ – скамь(ей).

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе .

Совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;

Определить лексическое значение имён прилагательных, их изменения по родам, числам и падежам;

Обозначить зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного.

Ещё раз подведём итоги и сделаем вывод.

Вывод: Многозначные прилагательные в разных значениях имеют разные антонимы.

5. Работа в группах по 4.

Определите падеж и вставьте окончания в предложенных вам карточках.

Вопросы: Как определить падеж прилагательного?

Как проверить безударное окончание прилагательного?

6. Морфологический разбор прилагательного.

Запишем: «Весна – это утро года. Всё в природе находится в ожидании полного расцвета. Человек тоже ждёт прихода весны.»

Запишите прилагательное « ясною» в начальной форме. (ясный)

Запишите два антонима(пасмурный, ненастный)

Запишите два синонима (солнечный погожий)

Вывод: Прилагательные м. и ср. р. В Р. п. имеют окончания –ого, - его, которые нужно запомнить!!!

7. Работа с текстом.

«Как х..орошо весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса вык…тилось красн.. солнце. В лучах утренн… солнца пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхаю ар..мат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радос..н.. пение птиц.

Прочитайте. Определите вид текста. Как вы считаете, о каком времени года идёт речь? Почему? Какие картины возможно представить себе? Как можно озаглавить текст? Благодаря каким частям речи картина становится живописнее, образнее, красочнее.? Зачитайте эти прилагательные.

Определите какие предложения используются в тексте по цели высказывания? А по наличию второстепенных членов?

ФИЗМИНУТКА.

8. Словарная работа.

9. Письмо по памяти.

Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки.

С веток падает капель,

И слышна синицы трель.

О каком месяце мы с вами говорим?

Что такое «трель»?

Как вы понимаете словосочетание «замер лес»?

Какие изменения в жизни деревьев происходят весной? Подберите слово, описывающее это изменение, дайте ему определение.

Выделите слова, в которых букв больше чем звуков.

Весна, весна!

Капель звенит,

Как будто что-то говорит,

А говорит она одно,

Что долго жить ей не дано!

(О. Кирбитова)

Эти строчки сочинила ученица нашей школы, а давайте и мы представим на минутку, что все присутствующие поэты и попробуем досочинить строчки стихотворений.

На дворе звенит……..(капель)

Солнце греет целый……(день)

От жары я прячусь в ……(тень)

10. Возьмём чистые листочки бумаги, которые пролежали у нас на столе и составим карту своих достижений, при этом разделим листок пополам и в полученных столбиках запишем: в левом « Я знал(а)», в правом «Я научился (ась)».

Поставьте себе самому за работу на уроке, сдайте работы.