Связь евгеники с другими науками. Евгеника – учение о селекции человеческого рода

Евгеника, евгеники, евгеники, евгеник, евгенике, евгеникам, евгенику, евгеники, евгеникой, евгеникою, евгениками, евгенике, евгениках Грамматический словарь Зализняка

  • ЕВГЕНИКА - ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes - породистый, хорошего рода) - англ. eugenics; нем. Eugenik. Учение о наследственном здоровье человека, соц. Социологический словарь
  • евгеника - ЕВГЕНИКА -и; ж. [от греч. eugenēs - благородного происхождения, хорошей породы] Учение о наследственном здоровье и наследственных способностях человека, возможностях ограничения передачи наследственных заболеваний последующим поколениям и влиянии на эволюцию человечества. Толковый словарь Кузнецова
  • евгеника - (греч. eugenes - хорошего рода), учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы Е. были впервые сформулированы в 1869 Ф. Гальтоном, предложившим изучать влияния, к-рые могут улучшить наследств, качества (здоровье, умств. Биологический энциклопедический словарь
  • евгеника - -и, ж. Учение о предупреждении возможного ухудшения наследственных качеств человека. [От греч. ε’υγενής - благородного происхождения, хорошей породы] Малый академический словарь
  • евгеника - орф. евгеника, -и Орфографический словарь Лопатина
  • ЕВГЕНИКА - ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes - хорошего рода) - теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы евгеники были впервые сформулированы... Большой энциклопедический словарь
  • ЕВГЕНИКА - ЕВГЕНИКА, дисциплина, посвященная улучшению человеческой породы путем СЕЛЕКЦИИ, созданная в XIX в. Френсисом ГАЛЬТОНОМ. Он предлагал «улучшить» человеческий род, установив общественный контроль над брачными парами и поощряя родителей... Научно-технический словарь
  • евгеника - ЕВГ’ЕНИКА, евгеники, мн. нет, ·жен. (от ·греч. eugeneia - хорошее происхождение). Буржуазное учение об улучшении человеческой природы биологическим путем. Толковый словарь Ушакова
  • Евгеника - I Евгеника (греч. eugenēs благородный, хорошей породы) теория улучшения генофонда человечества путем отбора и тщательного контроля за передачей наследственных факторов; расистами использовалась в реакционных целях - см. Генетика. II Евгеника (греч. Медицинская энциклопедия
  • евгеника - Евгеники, мн. нет, ж. [от греч. eugeneia – хорошее происхождение]. Наука –часть генетики, изучающая факторы воздействия на физические и психические свойства и качества потомства с целью улучшения наследственного здоровья человека. Большой словарь иностранных слов
  • ЕВГЕНИКА - ЕВГЕНИКА (греч. eugenes - благородный, хорошего рода) - учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств... Новейший философский словарь
  • Евгеника - (от греч. eugenēs - хорошего рода) учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы... Большая советская энциклопедия
  • Евгеника - (греч. eugenes – породистый) – в работах некоторых авторов этот термин используется для обозначения теории, близкой к расизму и неомальтузианству, которая, извращая учение Дарвина... Словарь по культурологии
  • евгеника - евгеника ж. Учение о наследственном здоровье человека, об улучшении человеческой природы биологическим путём, о законах наследования одаренности и об ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям. Толковый словарь Ефремовой
  • Евгеника (от греч. ευγενες - «хорошего рода», «породистый») - учение об искусственной селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

    Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.

    В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

    Виды евгеники

    Различают „позитивную“ и „негативную“ евгенику.

    Цель позитивной евгеники - содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда - высокий интеллект).

    Цель негативной евгеники - прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными.

    «Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г., отвергало негативную евгенику и стало заниматься проблемами евгеники позитивной.

    Грань между негативной и позитивной евгеникой условна.

    Основные мировые религии в настоящее время осуждают евгенику в целом.

    Однако на государственном уровне евгеника по сути применяется, порою довольно заметно. Так, в Китае, Индии широко практикуют диагностику пола плода и часто абортируют девочек. Например, по данным индийско-канадских исследований, ежегодно при попустительстве властей в Индии производятся примерно полмиллиона абортов (500 тыс.) плодов женского пола. «В этой стране приходится 927 девочек на каждых 1000 мальчиков в возрасте до 6 лет. В мире это соотношение в среднем составляет 1050 девочек к 1000 мальчиков». Тем самым нарушается естественное соотношение мальчиков и девочек, что приводит к негативным последствиям для общества.

    По сути негативной евгеникой можно назвать любое серийное и/или массовое насильственное устранение из человеческой популяции тех, кто в данном обществе воспринимаются, по тем или иным мотивам, как нежелательные.

    Исторический аспект

    Древний мир

    Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности.

    В Спарте детей, которые признаны неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, - живьём сбрасывали в пропасть (хотя греческий профессор Теодорос Пициос в 2007 г. оспаривал это, основываясь на результаты проводимых им археологических исследованиях).

    Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. С другой стороны, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

    У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.

    Рождение понятия «евгеника»

    Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1883 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869).

    В 1883 Гальтон году ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека.

    Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными. В своей книге «Тропическая Южная Африка» он написал: «Эти дикари напрашиваются на рабство. У них, вообще говоря, отсутствует независимость, они идут за хозяином, как спаниель».
    Слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным вариететам человечества….
    Гальтон
    Он также считал, что бедные и больные недостойны иметь потомство.

    В этот же период были сформированы основные идеи социального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин «евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). В 1904 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».

    Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

    XX век

    Евгенические теории получили широкое распространение в научных кругах разных стран, а в некоторых - евгеника утвердилась и на государственном уровне: и их правительства стали применять её для „улучшения человеческих качеств“. Там те, кто признаны вредными для общества (бродяги, алкоголики, «половые извращенцы»), подлежат обязательной стерилизации.

    Подобные же программы осуществлялись в 1920-1950 гг. и в ряде штатов США.

    На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее:

    «Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.».

    В некоторых штатах США для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, возможность замены пожизненного заключения добровольной кастрацией предусмотрена и до настоящего времени.

    В этом случае кастрация выполняет одновременно как карательную, так превентивную роль.

    В Европе такая кастрация была впервые осуществлёна в 1925 году в Дании, по решению суда.

    С 1934 по 1976 программа насильственной стерилизации «неполноценных» осуществлялась в Швеции.

    Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии.

    В нацистской Германии (1933-1945) принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, уроды, душевно больные, гомосексуалисты, коммунисты и т.д. Затем было принято решение о большей сообразности их физического уничтожения.

    Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы „предотвращения вырождения немецкого народа как представителя арийской расы“, а впоследствии - и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:

    Программа эвтаназии Т-4 - уничтожение психических больных, и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных.
    Уничтожение гомосексуалистов
    Лебенсборн - Зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.
    «Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение)
    План «Ост» - Захват восточных территорий и «сокращение» местного населения, как относящегося к низшей расе.

    Евгеника и современность

    По мнению генетика С.М. Гершензона, в связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности, евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.

    «Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед».

    Дискуссия вокруг евгеники

    Доводы «За»

    В развитых странах на практике растет т.н. генетический груз. В т.ч. это результат сохранения маложизнеспособных особей (например, при переводе беременных в режим «на сохранение». При естественном процессе беременности часть возникших мутационных нарушений отсеиваются за счет выкидышей; а при искусственном поддержании такой беременности - происходит также и сохранение отрицательного фактора (т.е. вызывающего то самое естественное отторжение).

    Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям. В связи с этими факторами концепция евгеники в отношении человека сегодня более актуальна, нежели 100 лет назад.

    Способом сокращения генетического груза, помимо аборта, основанного на результатах анализов, в том числе амниотической жидкости, является превентивное консультирование родителей в медико-генетических центрах.

    Евгенические принципы сегодня частично реализуется в рекомендациях к желательной/нежелательной беременности - пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, являются методы искусственного оплодотворения, а также институт усыновления.

    Доводы «Против»

    Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в нацистской Германии, после Второй мировой войны был «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее существовал ряд региональных и национальных правительств, которые поддерживали евгенические программы до 1970-х годов.

    Пренатальная диагностика

    Пренатальная диагностика позволяет установить наличие у развивающегося плода широкого спектра наследственных заболеваний или хромосомных аберраций и может способствовать отрицательной евгенике, если родители по результатам диагностики решат прервать беременность.

    В настоящее время в ряде стран уже доступна пренатальная (т.е дородовая) диагностика эмбриона, развившегося в результате искусственного оплодотворения (при числе клеток около 10). Определяется наличие маркеров около 6000 наследственных заболеваний, после чего решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Это позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных заболеваний. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что практика вмешательства в природное разнообразие генов несёт в себе определённые скрытые риски. Тем не менее эти методы разработаны не для улучшения генофонда человека, а для помощи отдельным парам в осуществлении их желания иметь ребенка.

    Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда

    В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине - генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней. Однако в настоящее время во всех странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой линии (половые клетки и их предшественники). Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества (то есть актуальность негативной евгеники) существенно снизится или полностью исчезнет.

    Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.

    О возможностях этого направления говорят результаты последних опытов по улучшению генома мышей:

    Существенное улучшение некоторых видов памяти
    улучшение цветового зрения
    существенное продление периода активной молодости
    усиление регенерации тканей
    увеличение физической силы и выносливости
    снижение риска раковых заболеваний
    снижение риска ожирения

    Конвенция о биомедицине и правах человека

    Страны - члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых стран и не только развитых), поддерживая Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года.
    Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица.
    Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.
    Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит:
    В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов.
    Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.

    Существующие международные документы, по данной теме:

    Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, ЮНЕСКО, 1997
    Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1997) и дополнительные протоколы к ней: о запрете клонирования человека, о трансплантологии и биомедицинских исследованиях.
    Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, ЮНЕСКО, 2005
    Декларация о клонировании человека, ООН, 2005
    Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1964 года, с последней редакцией 2000 года) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека».
    Кроме того в рамках Европейского союза евгеника запрещена в соответствии с хартией основных прав Европейского союза, (Ницца, 7 декабря 2000 года). Ст. 3 Хартии предусматривает «запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека».

    ЕВГЕНИКА (от греч. ей - хорошо и ge-nos - род), по определению ее основателя Гальтона - «дисциплина, изучающая, какие факторы улучшают и какие ухудшают врожденные качества расы». В основе Е. лежит изучение законов наследственности, генетики (см.) человека. Нек-рая часть евге-нистов противополагает евгенику науке об улучшении окружающих условий (евфени-ка, см.). Но при правильном биологическом отношении к вопросу такое противоположение является недопустимым. В современной биологии различают два фактора, конструирующие живой организм (фенотип): сложную систему сил, образовавшуюся в результате долгих веков постепенного развития организма и закрепленную в виде наследственных потенций (генотип), и систему окружающей среды, из которой организм получает материал для своего индивидуального развития и существования. По сравнению В. Штерна «наследственные силы есть лишь источник света определенного характера и силы; через ряд препятствий - особенностей внешней среды,-уклоняясь, концентрируясь и рассеиваясь, преломляясь вследствие встречи с ними, проходит луч от этого источника, прежде чем образовать реальную личность». Е. - наука о наилучшем выявлении положительных наследственных признаков - будет успешно осуществляться в жизни только тогда, «когда все индивидуумы будут находиться в одинаково благоприятных условиях для проявления этих сил» (Wallace), когда этому проявлению не мешают голод, нужда, плохие жилища, подневольный труд, переутомление. При плохих условиях «гиб- лечения невритов. В случае травматической этиологии особенно рекомендуется иодо-ио-но-гальванизация. От применения последней получаются очень удовлетворительные результаты при лечении акушерских параличей даже в самом раннем детстве (у детей 1-2 мес). При ранениях необходимо ставить вопрос о показаниях к оперативному вмешательству и сроке хир. помощи. При консервативном лечении паралича Дюшен-Эрба (тепло, свет, электролечение, массаж) важно правильно оценивать сроки ожидаемого выздоровления, прежде чем давать заключение о невосстановимости функции или необходимости операции. Лит.: Даркшевич Л., Курс нервных болез ней, т. II, ч. 1, стр. 111-121, М.-Л., 1925; Милиция В., Лечение акушерских параличей иод-ионизацией- в раннем детском возрасте, Нов. хир. арх., т. X, кн. 4, № 40, 1926; Муратов В., Руководство к изучению болезней нервной системы, вып. 1, стр. 142-148, Москва, 1917; Cassirer A., Die Duchenne-Erbsche kombinierte Schulterarmlahmung (H. Oppenheim, Lehrbucl) der Nervenkrankheiten, B.I,В., 1923); FordFr.,Crothers B. a. Putnam M., Birth injuries of the central nervous system, Baltimore, 1927; Stransky E., t)ber d. Entbin-dungslahmungen der oberen Extremitat beim Kinde, Zentralblatt f. d. Grenzgebiete d. Medizin u. Chirur-gie, B. V, 1902.В. Хорошко. нут таланты». Первым и предварительным условием всякой Е. является постановка масс населения в такие условия, при к-рых вследствие неблагоприятных экономических и соц. условий не могли бы погибать положительные задатки, а наоборот,-всем людям представлялась бы возможность развития способностей. Таким образом забота об улучшении внешних условий не только не противоречит евгенике, но является важнейшим условием проведения в жизнь принципов евгеники. Е.-наука не только биологическая, но и социальная; она не только изучает генетику человека, но стремится также улучшить его наследственные особенности. С евгеникой тесно связано понимание того, что есть лучшее, чтб «ценно». Ясно, что разные социальные эпохи, разные классовые установки дадут и разное понимание «ценности». В рамках капиталистического общества ценными считаются особенности господствующего класса капиталистов, и задача Е. в таком случае состоит в создании расы властителей и расы рабов. Ясно, что с точки зрения социалистического общества такое направление Е. является реакционным и что Е., проводимая при диктатуре рабочего класса, должна преследовать иные цели. Задача Е. в социалистическом обществе будет состоять в обеспечении народного хозяйства самым разнообразным человеческим материалом, в учете всего генотипического запаса (генофонда) страны и в наилучшем использовании всех творческих способностей населения. В современной Е. существует также и два биол. направления. Из них одно стремится к восстановлению «чистой» идеальной расы (Stammrasse), к культивированию «высокого, с большим черепом, с фронтальной долихоцефалией и светлой пигментацией» человека, т. е. человека чистой североевропейской расы (белокурого, голубоглазого), к-рый «есть единственный совершенный представитель человеческого рода и высший продукт человеческого развития» (Гобино, Вольтман, Чемберлен, Мадиссон-Грант, Гюнтер и др.). Другое направление имеет целью поддержание и развитие всех положительных вариаций человеческого рода и закрепление среди исторически сложившихся смешанных рас признаков всех наиболее одаренных в разных отношениях родов. Ясно, что из этих биол. направлений первое с его стремлением к «сверхчеловеку» (а по существу идеализирующее тип империалиста-колонизатора) является явно реакционным и насквозь буржуазным. Между тем Е. капиталистических стран идет именно по этому первому пути. Почти, все видные евгенисты Америки, Германии, Англии (Ленц, Грубер, Шальмейер, Рюдин, Грант, Гальтон и др.) в той или иной степени являются сторонниками реакционнейшей теории об обусловленности классового деления общества естественным отбором. Высшие по имущественному положению классы соответствуют высшим биол. типам человечества, отобравшимся в командующую верхушку благодаря положительным, наследственно закрепляемым качествам: уму, одаренности, энергии и т. п. Именно это реакционное направление виднейших представителей Е. ведет к конфликту между Е. и соц. гигиеной. Реакционные евгенисты выдвигают на первый план устранение всего, что препятствует естественному отбору в человеческом обществе, и высказываются против соц.-гиг. мероприятий (охрана материнства и младенчества, борьба с tbc и даже с острыми инфекциями) как контраселекции и выдвигают вместо социальной гигиены с е-лективную гигиену, гигиену для избранных, для генотипически благонадежных групп и следовательно для имущих слоев (высшее и среднее чиновничество, зажиточное крестьянство и т. д.). В действительности необходимость Е. вытекает не из реакционных стремлений к «сверхчеловеку», а основана между прочим на том, что эконо-мич. условия настоящей эпохи, требуя плановости в использовании всех материальных и интелектуальных ресурсов, требуют в то же время рационализации в размножении человечества, рационального использования всех способностей населения. И здесь Октябрьская революция совершила величайший переворот, расширив для отбора человеческое поле: она впервые вовлекла в культурное творчество широчайшие пролетарские и крестьянские массы и создала возможность отбора не только из «верхних десяти тысяч», но и из «нижних миллионов», возможность действительного использования ценного генотипического запаса в с е-г о населения. Е. как наука возникла в 1904 г., когда Гальтон впервые б. или м. точно формулировал ее основные научные положения в докладе Лондонскому социологическому обществу под заглавием: «Евгеника, ее опре- деление, задачи и цели». Но, как всякая жизненная идея, мысль об улучшении потомства, евгеника существовала с древнейших времен: в Спарте все дети, родившиеся слабыми, уничтожались; Семирамида приказала кастрировать всех слабых и больных мужчин; у многих диких племен перед женитьбой требовался искус в храбрости и выносливости; Платон мечтал о контроле государства над деторождением, позже о том же мечтал и монах-еретик Кампанелла и утопист-социалист Томас Mop (Thomas More, Morus). Однако, научное развитие евгеники стало возможным лишь в связи с научным изучением наследственности. Основанная Гальтоном и развитая Пирсоном статистическая (биометрическая) школа изучения наследственности думала найти ее законы, исходя из изучения средних величин и вариаций признаков в населении, но генетика стала бурно развиваться лишь с применением законов Менделя и учения Иогаисе-на о чистых линиях; вместе с генетикой крепло и евгеническое движение. Главнейшей научной задачей современной Е. является изучение наследственности человека. Для этой цели в наст. время основан ряд научно-исследовательск. ин-тов: Евгеническая лаборатория в Лондоне, основанная Гальтоном (Francis Galton Laboratory for National Eugenics), специальное отделение (Eugenics record office) при Department of Genetics Института Карнеги (Лонг-Айланд в штате Нью Иорк; директор Ч. Девенпорт), Шведский государственный ин-т расовой биологии в Упсале (Statens Institut for Rasbiologi; директор Б. Лундборг) и наконец основанный в 1927 г. в Берлине Исследовательский ин-т антропологии, наследственности человека и евгеники, во главе к-рого стоит Э. Фишер. В РСФСР при Ин-те экспериментальной биологии НКЗдрава (директор П. К. Кольцов) имеется евгеническое отделение, при Академии наук СССР с 1921 г. имеется Бюро по генетике и евгенике (Ю. А. Филипчеыко), в Киеве А. А. Крон-товским организовано Бюро по изучению наследственности человека. Кроме того изучение наследственности человека и Е. ведется большим числом биол. и клин, лабораторий как в Америке (Джонсон, Перл, Стоккард, Кастль и др.) и Европе (Ленц, Зоммер, Рюдин, Гофман, Бауер и др.), так и в СССР (Бунак, Давиденков, Авербах, Юдин и др.). Изучается наследственность человека, в виду невозможности эксперимента, путем собирания генеалогических семейных таблиц (см. Генеалогия). За последнее время большое значение для выяснения ге-нотипической структуры человека и широты модификации отдельных признаков придается изучению близнецов (см. Близнецы). Здесь должны быть отмечены работы Сименса, Фершуера, Ланге, у нас в СССР-Бунака, Соболевой, Юдина. В виду столь недавнего возникновения Е. практическое проведение евгенических мероприятий в жизнь еще не может быть широким, и главнейшей задачей практической Е. в наст, время является массовая пропаганда научных основ Е. и идеи о необходимости заботиться о здоровьи будущего поколения. Для целей научной пропаганды, а также для научного объединения евгенистов почти во всех странах мира- от Америки до Китая и Индии-учреждены евгенические об-ва: английское Eugenics Education Society, евгеническое отделение при American Genetic Association, Deutsche Gesellschaft fur Rassenhygiene, Русское евгеническое об-во в Москве (с 1920 г.) с отделениями в Ленинграде, Одессе, Киеве, Саратове. Главнейшие об-ва издают свои журналы. В 1912 г. в Лондоне и в 1921 г. в Нью Йорке состоялись международные евгенические конгрессы и был сформирован постоянный Международный евгенический комитет, в к-рый входят представители 15 стран, в том числе от СССР (Н. К. Кольцов). Непосредственно практические евгенические мероприятия подразделяют на 1) запретительные, к-рые стремятся к возможному уменьшению размножения отрицательных задатков, 2) созидательные, к-рые всякими путями содействуют размножению биологически ценных индивидуумов, и 3) предупредительные, имеющие в виду создать условия, при к-рых положительные свойства находили бы наилучшие условия для своего проявления. В первое время наибольшее внимание было обращено на з а-претительные мероприятия. Особенно много попыток в этом направлении сделано в С.-А. С. Ш. Здесь в целом ряде штатов были изданы законы, запрещающие под угрозой штрафа и тюрьмы (от 1 мес. до 20 лет) браки с душевнобольными, эпилептиками, слабоумными, алкоголиками, венериками. В Америке же с целью лишения больных и преступников-рецидивистов возможности иметь потомство была введена «с т е -р и л и з а ц и я» их, т. е. операция перерезки семявыводящих протоков у мужчин и туберо- или сальпинготомия у женщин. Впервые эту операцию произвел в 1899 г. в Чикаго Окснер; главными поборниками важности этой операции для Е. являются Шарп в Америке, Рентул в Англии, а за последние годы и многие другие (Бётерс в Германии, Навилль в Бельгии, Петрен в Швеции, М. Волоцкой в СССР). В 1905 г. в штате Пенсильвания впервые были сделаны попытки ввести в закон обязательную стерилизацию преступников-рецидивистов и хронических, неизлечимых душевнобольных, но пальма первенства проведения такого закона принадлежит штату Индиана (1907). К 1 января 1926 г. закон о стерилизации был принят в 23 из 48 североамериканских штатов. Однако число фактически произведенных стерилизаций в Америке сравнительно невелико: всего на 1 января 1928 г. по всем штатам зарегистрировано 8.515 стерилизаций. Помимо неправильной принципиальной установки целый ряд и теоретических соображений говорит против значения стерилизации для евгеники. Центральная ассоциация по психической гигиене в Англии высказалась против законов о стерилизации на следующих основаниях: а) значение стерилизации как евгенически-профилактического мероприятия крайне ограничено,т. к. главными распространителями б-ней являются рецессивные гетерозиготы, к-рые внешне остаются здоровыми и потому стерилизации не подвергаются; б) производство операции в широких размерах, требуемых существом дела, невозможно (по Лафлину, в С.-А. С. Ш. напр. нужно ежегодно до 1980 г. стерилизовать не менее 400.000 чел.); в) широкое распространение стерилизации может повести к- половой распущенности и распространению вен. б-ней. Из европейских стран фактически стерилизация применялась только в Швейцарии (70 случаев), но и здесь гл. обр. не в евгенических, а лечебных целях у половых психопатов и гл. обр. собственно кастрация, а не стерилизация (из 70 случаев -31 случай кастрации); в 1923 г. Бётерсом стерилизация применялась в Саксонии (63 стерилизации). В 1928 г. швейцарский кантон Во принял облигаторную стерилизацию для душевнобольных как закон. Гораздо большее значение, чем стерилизация, имеет для Е. предбрачное освидетельствование брачущихся. Первые попытки законодательного требования такого освидетельствования были проведены в Америке в штате Огайо в 1898 г., в штате Сев. Дакота в 1899 г. и в Вашингтоне в 1909 г., но эти законы вызывали такое противодействие населения, что скоро отменялись. Вообще же следует иметь в виду, что возникновение евгенического движения в С.-А. С. Ш. и первоначальный успех запретительных мероприятий (стерилизация) имели реакционную политическую подоплеку в связи с желанием создать лженаучную теорию, оправдывающую сокращение иммиграции во имя сохранения чистоты американской «расы». Иначе пошло дело с введением предбрачного освидетельствования в Германии. Здесь на первое время, в 1920 году, проведена была законодательно лишь обязательная широкая пропаганда значения здоровья брачущихся супругов для потомства и пользы предбрачного освидетельствования и был открыт ряд специальных консультативных бюро (Eheberatungs-stelle). Затем, в 1926 г., был издан приказ об учреждении гос. консультативных бюро в каждом врачебном округе, и в наст, время Прусский ландтаг обсуждает вопрос об издании закона об обязательном обмене перед браком врачебными свидетельствами, однако без принуждения следовать данным в свидетельстве заключениям. В немецких предбрачных консультациях при первом посещении дается опросный лист о родственниках (составление генеалогии), собирается личный анамнез, берется кровь для реакции Вассермана, производится первоначальное соматическое обследование и, если нужно, пациент посылается к врачам-специалистам. При втором посещении обсуждается генеалогия, производится подробное исследование. Заключение дается только при третьем посещении. Пациент признается: способным к браку, ограниченно способным, в настоящий момент (временно) неспособным, длительно неспособным. Длительно неспособными признаются страдающие эпилепсией, схизофренией, маниакально-депрессивным психозом, хрон. алкоголизмом, тяжелыми психопатиями, наследственными органическими нервными б-нями, глухонемотой, ге-

    Что такое евгеника и как она появилась? С развитием биологии человечество пыталось найти новые способы повышения урожайности взращиваемых культур и улучшения показателей производительности домашних животных. Для достижения этих целей использовали методы селекции. Одновременно с этим в научных кругах нарастало желание применить полученные навыки для улучшения собственного генофонда. Попытки воплотить эти идеи в жизнь и отразились в новом учении - евгенике.

    Основные понятия

    Что такое евгеника? Можно ли назвать это направление научным, и есть ли у него будущее? Об этом до сих пор ведутся споры. Кто-то называет евгенику псевдонаукой, кто-то - наукой будущего. Для многих деятелей, занимающихся вопросами улучшения генотипа, грань между научными исследованиями и расизмом является слишком тонкой. В этом учении пересекаются этические и социальные нормы, поэтому воспринимать его только как науку нельзя.

    Термином «евгеника» обозначают научную деятельность, направленную на сохранение и улучшение наследственных характеристик человеческого организма. Слово это греческого происхождения и дословно обозначает «хороший род». Таким образом, евгеника - это наука, изучающая влияние различных окружающих и наследственных факторов на врожденные качества человека. Цель деятельности - определить негативные показатели и свести их присутствие к минимуму.

    Многие ученые в разное время стремились отделить внешние факторы от генетических. Однако, как показали исследования, это невозможно. Эти факторы взаимодействуют между собой. Так, например, климатические условия формируют такие свойства организма, как пигментация кожи, а социум, в котором обитает человек, оказывает значительное влияние на его психику в целом.

    Виды евгеники

    Принято выделять два основных направления:

    1. Позитивная евгеника. В этом случае улучшение наследственных характеристик достигается путем стимуляции распространения генотипов, свободных от заболеваний, которые способны передаваться из поколения в поколение.

    2. Негативная евгеника. Это направление считается более жестким и категоричным. Оно препятствует распространению негативного генофонда.

    Позитивная евгеника является более щадящей. Однако она не получила распространения, и методы ее применения так и не были сформированы. Причина в том, что до настоящего времени нет четкого понимания того, как вывести и сохранить ценный генофонд.

    С негативной евгеникой дела обстоят значительно проще. Существует богатая практика выявления нежелательных наследственных качеств, которую можно успешно применять. К сожалению, опыт использования этих методов довольно печален. Что такое евгеника негативная на практике? Именно ее применяла нацистская Германия, пытаясь уничтожить асоциальных, по ее мнению, представителей общества. В США и некоторых странах Европы насильно стерилизовались преступники, душевнобольные и другие люди, неугодные обществу.

    Предыстория

    О селекции человеческого вида впервые серьезно заговорили после выхода в свет теории Дарвина о происхождении видов. Именно тогда вопросы эволюции и поиски способов влияния на нее обсуждались во всех научных кругах.

    Следует отметить, что идеи улучшения генофонда существовали с древних времен. Например, древнегреческий философ Платон считал, что людей неполноценных и порочных не следует лечить, а «моральные выродки» должны подвергнуться казни. Слабых и болезненных детей в Спарте и странах Скандинавии умерщвляли во младенчестве, так как считалось, что они не смогут справиться с суровыми жизненными условиями. Царь-реформатор Петр Великий даже издал указ, в котором говорилось, что «дураки, что ни в какую науку и службу не годятся», не должны воспроизводить потомство, так как «доброе наследие» у них отсутствовало и не могло передаться их детям.

    История возникновения

    Вопросы и задачи евгеники человека первым сформулировал натуралист Фрэнсис Гальтон из Англии. Он был знатного происхождения и приходился Чарльзу Дарвину двоюродным братом. Начиная с 1863 года он изучал родословные благородных семейств, пытаясь выявить закономерность наследования умственных и физических данных потомками. Первые его наработки были опубликованы в 1965 году в статье «Наследственный талант и характер». Через четыре года в свет вышла его книга «Наследование таланта».

    Термины и основные положения новой науки были сформулированы в 1883 году. Они касались селекции сельскохозяйственных культур, улучшения породы домашних животных, сохранения и облагораживания человеческого вида. Эти аспекты были описаны в первой книге по евгенике, вышедшей в том же году.

    Следует отметить, что в царской России тоже велись аналогичные научные исследования. Врач и писатель Василий Маркович Флоринский в 1866 году опубликовал свой труд «Усовершенствование и вырождение человеческого рода».

    Формирование евгеники как науки

    В 1907 году Фрэнсис Гальтон определил евгенику как науку, которая занимается улучшением врожденных характеристик расы. С этого момента она стала заниматься вопросами исключительно человеческого генофонда. Появилось и другое определение евгеники. Это наука, использующая методы социального влияния на эволюцию человеческого вида.

    Несмотря на то что Гальтон проповедовал позитивные меры улучшения расы, в 20 веке почти во всех развитых государствах широкое распространение получила негативная евгеника. В 1920 году в СССР было образовано Русское евгеническое общество, в котором участвовали ведущие генетики и врачи того времени. В странах Европы активно применялась принудительная стерилизация. Такая мера использовалась и в США.

    В начале прошлого столетия появилось устойчивое словосочетание - индианский метод. В истории евгеники это был первый опыт использования негативного направления. Название методу дал штат Индиана, где эта практика применялась первоначально. Позже она распространилась и в других штатах. Начиная с 1904 года, согласно официально принятому в США закону, принудительной стерилизации подвергались «нежелательные обществу» люди. Это были преступники, наркоманы, алкоголики, душевнобольные.

    Евгеника в СССР

    История русской евгеники началась в 1920 году с основания Русского евгенического общества. Во главе этой группы стоял биолог-новатор, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук Николай Кольцов. Он также являлся редактором «Русского евгенического журнала».

    В стенах Общества проводилась активная научно-исследовательская деятельность. Участники занимались изучением фенотипа и генотипа человека. Они собирали данные русских семейных хроник, проводили анкетирование людей с выдающимися способностями. Целью этих исследований был поиск закономерности наследования и приобретения тех или иных способностей человека.

    Кардинальное отличие русской евгеники от евгеники других государств в том, что в СССР не принимались меры по стерилизации и истреблению носителей нежелательной наследственности. В труде Кольцова об улучшении породы человека была сформулирована идея создания человека созидающего (HomoCreator). Биолог считал, что снижение рождаемости искусственным путем приведет к отрицательному результату в вопросе улучшения генофонда. Верным методом, по его мнению, являлось создание благоприятной среды для поддержки носителей хорошей наследственности.

    Генетик Юрий Филипченко и евгенист Михаил Волоцкий, напротив, считали евгенический опыт стерилизации, применяемый в США, наиболее удачным. Психиатр Виктор Осипов главным фактором, влияющим на вырождение русской нации, считал алкоголь.

    Ученый Серебровский предлагал создать отдельную евгенику для каждого класса. Это было вполне логично, ведь каждая социальная группа имела определенный набор положительных и отрицательных качеств, сложившихся поколениями. В целом, утверждал он, для достижения целей, которые преследовала евгеника, необходимо улучшить условия жизни граждан. Также он предлагал создать банк спермы с образцами семенной жидкости представителей социальной элиты для искусственного осеменения женщин.

    С приходом к власти Сталина наука претерпела ряд изменений. Общество, образованное в 1920 году, распалось. Евгеника переродилась в медицинскую генетику.

    Наука и нацизм

    В первой половине 20 века принудительная стерилизация была популярна и в Германии. Однако меры евгеники Третьего рейха были значительно жестче, чем в других странах Европы. Потомство запрещалось иметь не только больным и неблагонадежным гражданам. Эта участь постигла цыган и евреев. Такие же меры были предприняты и относительно людей с коммунистическими взглядами. Затем было принято решение не только стерилизовать неугодных Третьему рейху людей, но и истреблять их физически. Изначально такие меры осуществлялись только на территории Германии, но позже распространились и на захваченные нацистами земли.

    Немцы считали, что такая «евгеника» предотвратит вырождение арийской расы, единственными представителями которой они и были. Однако это был геноцид в самом жестоком его проявлении.

    После Второй мировой войны отношение к евгенике кардинально изменилось. На нее плотно легла тень фашизма и тех ужасов, которые происходили под руководством Гитлера. С того времени люди, не посвященные в тонкости науки и историю ее происхождения, неумолимо ассоциирует ее исключительно с Третьим рейхом. Именно это является основной причиной негативного отношения к науке.

    Проблемы евгеники

    На Нюрнбергском процессе ученые-евгенисты Третьего рейха были причислены к палачам за опыты, проводимые над заключенными, а на само учение было наложено строжайшее табу. Кроме того, в обществе вызывали критику и некоторые методы, предлагаемые евгенистами. В Советском Союзе, например, предлагалось ввести искусственное осеменение женщин.

    Основной проблемой, с которой столкнулась евгеника, является недостаток информации о передаче положительных и отрицательных наследственных качеств из поколения в поколение. Нет формулы, которая определяла бы и прогнозировала наличие высокого уровня интеллекта или таланта в какой-либо области у детей. Из этого следует, что позитивная евгеника построена на гипотезах и не имеет научного подтверждения. А негативное направление встретило резкую критику общества.

    Евгеника как научная деятельность начала возрождаться спустя много лет. Преимущество отдается исследованиям позитивного направления. Современные ученые в большинстве своем склоняются к мнению, что эта наука сегодня утратила смысл. Поставленные цели так и не были достигнуты, а деятельность, которая первоначально позиционировалась сугубо научной, тесно переплелась с нормами этики и морали.

    Евгеника и права человека

    Всем известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Так произошло и с евгеникой. Наука столкнулась с моралью. Дело в том, что процесс совершенствования начинается с определения эталона, к которому следует стремиться. Таким образом происходит выявление хороших качеств и плохих. В евгенике разделение произошло на людей, достойных жить и производить потомство, и недостойных.

    Следует отметить, что количество неугодных обществу значительно превосходило число тех, у кого наблюдалась положительная наследственность. Ведь среди них были не только больные и преступники. Отбор происходил по целому ряду признаков, которые часто не имели никакого отношения к наследственности. Это могла быть религия, социальная принадлежность, уровень достатка.

    Чтобы избежать ущемления прав и свобод человека, был принят ряд юридических мер. Странами Европы были подписаны конвенции и декларации, посвященные этой теме. Согласно Хартии основных прав Европейского Союза (2000 год), евгеника стала запрещенной наукой.

    Евгеника сегодня

    В современном мире задачи евгеники решаются наукой генетикой. Пары, желающие иметь ребенка, но опасающиеся появления у малыша наследственных заболеваний, могут при помощи специалистов провести анализ своих данных и оценить риски. Такое консультирование позволяет рассчитать вероятность того, что потомство будет/не будет обладать тем или иным пороком.

    Широко используются методы пренатальной диагностики. Исследование плода, развивающегося в утробе матери, помогает выявить большинство наследственных заболеваний и патологий. В случае необходимости женщина имеет возможность прервать беременность на ранних сроках.

    Генная инженерия занимается непосредственно нахождением и исследованием способов, которые могли бы позволить улучшить генофонд и избавить человечество от заболеваний, передающихся по наследству.

    Другая евгеника

    Если вплотную заняться поиском сведений о евгенике, на страничках информационных ресурсов можно найти ответы, никак не связанные с наукой. В выпадающем списке появляются словосочетания: «евгеника инстаграм», «евгеника дидюля», «евгеника певица» и тому подобное. Что обозначают эти фразы и какое отношение они имеют к селекции человека? Абсолютно никакого.

    Под звучным псевдонимом Евгеника скрывается Евгения Дидюля. «Певица. Актриса. Модель. Телеведущая. Чудо-жена» - так пишет она о себе в социальных сетях. В данный момент она задействована в проекте «ДиДюЛя». Кроме того, она является блогером и часто появляется в различных ток-шоу.

    Евгения имеет два высших образования по специальности «Вокал», замужем, у нее есть дочь. Ее муж - Валерий Дидюля, знаменитый гитарист-виртуоз, композитор и шоумен. По совместительству он является продюсером красавицы.

    В своем блоге Евгеника Дидюля читает различные саркастичные стишки. Авторы этих стихов - режиссер Олег Ломовой, сетевая поэтесса Юлия Соломонова и другие.

    Творчество Евгеники

    Певица выпустила свой первый альбом летом 2017 года. Он называется «Оптимистка». Песни Евгеники наполнены юмором и жизненной простотой. Как утверждает сама исполнительница, они полностью отражают ее характер и взгляды на жизнь. Клипы певицы также юмористичны. Кроме того, она не стесняется показаться публике как в откровенных нарядах, так и в мужском образе. Ярким примером тому служит клип на песню Евгеники «Бабы».

    Немногие идеи за последние 120 лет причинили человечеству больший вред, чем идеи сэра Френсиса Гальтона. Гальтон стал основоположником науки Евгеники – эволюционистской псевдонауки, в основе которой лежит теория о выживании наиболее приспособленных особей. Следствием евгеники как науки в наши дни стали этнические чистки, аборты с целью избавления от дефективного потомства, убийства новорожденных, эвтаназия, отбор нерожденных детей для научных исследований. Так кто же такой Гальтон? Что представляет собой евгеника наука , и какой от нее вред человечеству?

    Френсис Гальтон - основоположник науки Евгеники

    Фотографии Дарвина предоставлены TFE Graphics, Гитлера и Гальтона Wikipedia.org.

    Френсис Гальтон (на фото справа вверху) родился в 1822 году в Бирмингеме в квакерской семье. Он был внуком Эразма Дарвина по материнской линии и, таким образом, кузеном Чарльза Дарвина (на фотографии слева вверху). Почти всю свою сознательную жизнь Гальтон был таким же агностиком и противником христианства, как и Дарвин.

    К полутора годам он уже знал алфавит, в два умел читать, в пять наизусть рассказывал стихи, а в шесть – обсуждал «Илиаду». В 1840 году Гальтон стал изучать в Кембриджском университете медицину, а затем математику. Однако, вследствие нервного расстройства, довольствовался скромной степенью бакалавра, которую получил в январе 1844 года. В том же году умер его отец, и Гальтон унаследовал такое состояние, что до конца жизни не работал и не нуждался в средствах.

    Богатство дает молодому Гальтону свободное время, а также возможность "развлечений" и любительских занятий различными науками. В частности, он предпринимает путешествие по юго-западной Африке, исследуя большие территории. За эти исследования в 1853 году он удостаивается членства в Королевском географическом обществе, а спустя еще 3 года – в Королевском научном обществе. В том же 1853 году Гальтон женится на Луизе Батлер, дочери директора школы Хэрроу.

    Гальтона как ученого-любителя отличали безграничное любопытство и неиссякаемая энергия. Его перу принадлежат 14 книг и свыше 200 статей. В числе его изобретений «бесшумный» свисток для подзывания собак, печатающее устройство для телетайпа, а также различные инструменты и методики измерения интеллекта и частей тела человека. Кроме того, он изобрел синоптическую карту и первым научно описал такое явление, как антициклоны.

    Отношения с Чарльзом Дарвином

    Выход в свет книги Дарвина «Происхождение видов» в 1859 году, несомненно, стал поворотным пунктом в жизни Гальтона. В 1869 году он писал Дарвину: «Появление Вашего «Происхождения видов» повлекло за собой настоящий перелом в моей жизни; Ваша книга избавила меня от пут старых предрассудков [т. е. от религиозных взглядов, основанных на свидетельствах разумного замысла], как от ночного кошмара, и я впервые обрел свободу мысли» .

    Из Нотт Д.К. и Глиддон Д.Р. Коренные расы Земли, Д.Б. Либбинкотт, Филадельфия, США, 1868 г.

    Гальтон «был одним из первых, кто осознал значение дарвиновской теории для человечества» . Он полагал, что человек наследует от своих предков характер, таланты, интеллект, а также нехватку этих качеств. Согласно этой точке зрения, бедняки – не несчастные жертвы обстоятельств; они стали бедняками, потому что стоят на более низкой ступени биологического развития. Это противоречило преобладавшему в научных кругах мнению, что все подобные качества человека зависят от его окружения – от того, где и как он воспитывался.

    Гальтон считал, что людей, как животных, можно и нужно селекционировать , добиваясь улучшения породы. В 1883 году он придумал слово «евгеника» (от греческого «еu» «хорошо» + «genes» – «рожденный»), которым окрестил науку Евгенику, изучающую способы улучшения физических и интеллектуальных качеств человека.

    Взгляды Гальтона не оставляли места для существования человеческой души, Божьей милости в человеческом сердце, права отличаться от других и даже человеческого достоинства. В своей первой статье на эту тему "Евгеника как наука", опубликованной в 1865 году, он отрицал тот факт, что умственные способности человека дарованы ему Богом; отрицал, что человечество проклято со дня грехопадения Адама и Евы; рассматривал религиозные чувства как «не более чем эволюционные приспособления, обеспечивающие выживание человека как биологического вида» .

    Псевдонаучная иллюстрация так называемой эволюции человеческих “рас”.

    Эта иллюстрация показывает, предлагая рассмотреть сходство с шимпанзе, что черные расы эволюционировали менее успешно, чем белые.

    Даже известный эволюционист Стивен Джей Гоулд заметил, что на этом рисунке череп шимпанзе специально увеличен, а челюсть “негра” чересчур выдвинута вперед, чтобы показать, что “негры” занимают еще более низкое место, чем обезьяны. Эта иллюстрация была взята не из расистской литературы, а из ведущего учебника того времени. Ярые эволюционисты сегодня пытаются избегать социальных подтекстов в своих идеях, но история показывает обратное.

    О смысле первородного греха Гальтон писал следующее: «Согласно моей теории, [это] показывает, что человек не был на более высоком уровне развития, а затем опустился, но, напротив, быстро поднялся с более низкого уровня... и лишь недавно, после десятков тысяч лет варварства, человечество стало цивилизованным и религиозным» .

    В книге «Наследственная гениальность» (Hereditary Genius 1869) Гальтон развивает все эти идеи науки евгеники и высказывает предположение, что система браков по расчету между мужчинами аристократического происхождения и богатыми женщинами позволит в итоге «вывести» народ, представители которого будут более талантливы, чем обычные люди. Когда Чарльз Дарвин прочитал эту книгу, он написал Гальтону: «В некотором отношении Вы обратили в свою веру ее рьяного противника, ибо я всегда утверждал, что, за исключением полных глупцов, люди не слишком отличаются друг от друга интеллектуально; их различают лишь усердие и трудолюбие…» Идеи науки евгеники Гальтона, вне сомнения, помогли Дарвину распространить свою эволюционную теорию и на человечество. Он не упоминает Гальтона в «Происхождении видов», но ссылается на него, по меньшей мере, 11 раз в книге «Происхождение человека», 1871.

    В первой половине XX века состоялись три Международных конгресса по вопросам евгеники как науки – в 1912, 1921 и 1932 годах. На них съезжались ведущие специалисты по науке евгенике из Великобритании, США, Германии, Франции, Австралии, Канады, Индии, Японии, Кении, Маврикии и ЮАР. В числе знаменитостей, которые придерживались евгенетических взглядов перед Второй Мировой Войной, – Уинстон Черчилль, экономист Джон Мэйнард Кейнз, писатель-фантаст Герберт Уэллс, президенты США: Теодор Рузвельт и Кальвин Кулидж.

    В 1901 году Гальтон был награжден медалью Гексли от Института антропологии, в 1902-м получил медаль Дарвина в Королевском научном обществе, в 1908-м – медаль Дарвина-Уоллеса в Линнеевском обществе, а Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему почетные степени; в 1909 году он был произведен в рыцари. Несмотря на эти «почести», Гальтон в жизни являл собой не лучший пример истинности собственных суждений. Его преследовали продолжительные приступы болезни, а хорошей интеллектуальной родословной оказалось недостаточно для того, чтобы они с женой произвели на свет собственных детей, которые унаследовали бы его фамилию и качества. Гальтон умер в 1911 году, и, согласно завещанию, его средства ушли на содержание кафедры науки евгеники и евгенетической лаборатории Гальтона при Лондонском университете.

    Евгеника как наука в действии

    По материалам Wikipedia.org

    Идея совершенствования физических и интеллектуальных качеств человечества в целом на первый взгляд может показаться восхитительной. Однако способы достижения этой цели в недавнем прошлом включали в себя не только повышение рождаемости достойного потомства от родителей, подвергшихся тщательному отбору («позитивная наука евгеника»), но также и сокращение рождаемости людей «наименее приспособленных», которые, по мнению теоретиков евгеники науки, могут нанести ущерб совершенствованию человечества («негативная наука евгеника») . Например, к 1913 году в трети американских штатов (а с 1920-х – в большей части всех штатов) были приняты законы о принудительной стерилизации заключенных, которых официальные лица посчитают «наименее приспособленными». В результате жертвами насильственной стерилизации стали примерно 70 000 человек: уголовные преступники, умственно отсталые, наркоманы, нищие, слепые, глухие, а также больные эпилепсией, туберкулезом и сифилисом. В одном только Линчбурге, штат Виргиния, этой процедуре подверглись свыше 800 человек, а единичные случаи стерилизации продолжались вплоть до 1970-х годов. ,

    В Германии правительство Гитлера в 1933 году издало указ о принудительной стерилизации не только узников тюрем и пациентов больниц, но всех немецких граждан с «нежелательными» признаками. Так хотел оградить «высшую арийскую расу» от «загрязнения» вследствие смешанных браков.

    Впоследствии хирургическое вмешательство было вытеснено более радикальным решением проблемы «бесполезных ртов» – откровенным геноцидом. В период с 1938 по 1945 годы нацисты-убийцы уничтожили свыше 11 миллионов человек, считавшихся людьми низшего сорта, недостойными жизни, что засвидетельствовано в документах и протоколах Нюрнбергского процесса. Жертвами были евреи, протестанты, чернокожие, цыгане, коммунисты, душевнобольные и люди с ампутированными конечностями.

    Это было не что иное, как оголтелый дарвинизм: истребление миллионов людей, заклейменных «неприспособленными и низшими», теми и во славу тех, кто считал себя «высшими и приспособленными».

    Ключевая идея дарвинизма – отбор. Нацисты полагали, что должны управлять процессом отбора для совершенствования арийской расы. Гальтоновская наивная концепция «евгенической утопии» переродилась в кошмар нацистских массовых убийств и этнических чисток.

    К сожалению, идеи расового превосходства и науки евгеники не умерли с падением гитлеровского режима. Труды по евгенике как науке Гальтона, Герберта Уэллса, сэра Артура Кэйта и других, а также ранние работы социобиологов нашего времени, таких как Э. О. Уилсон из Гарварда, заложили основу взглядов печально известного американского расиста Дэвида Дьюка, выступающего против чернокожих и евреев.

    Наука Евгеника в XXI веке

    После Второй мировой войны слово «евгеника» стало ругательным. Теперь приверженцы науки евгеники стали называть себя специалистами в «популяционной биологии», «генетике человека», «расовой политике» и т. п. Журналы также переименовывались. «Анналы евгеники» стал «Анналами генетики человека», а ежеквартальник «Евгеника» – «Вестником социобиологии» . Но сегодня, спустя более шестидесяти лет после Холокоста, смертоносные идеи, порожденные гальтоновской евгеникой как наукой, вновь живы и процветают, прикрывшись лабораторным халатом медицинской респектабельности.

    В наши дни врачи рутинно умерщвляют людей, сотворенных по образу Божию (Бытие 1:26) посредством абортов, эвтаназии, убийств новорожденных детей, а также в процессе исследования стволовых клеток эмбрионов.

    А. Аборты - наследие науки евгеники

    По данным английской газеты «Дэйли Мэйл», «женщины все чаще уничтожают собственных нерожденных детей из-за увечий, не угрожающих жизни последних, – например, деформированных ступней или волчьей пасти», и «детей с синдромом Дауна сейчас чаще убивают, чем позволяют им родиться». Доктор Жаклин Лэнг из лондонского Университета Метрополитен заявила по этому поводу: «Эти цифры весьма характерны для евгенетических тенденций общества потребления – любой ценой избавляться от аномалий ». По словам Нуалы Скарисбрик, специалиста по страхованию жизни из Великобритании, «это – откровенная евгеника. Неполноценным людям фактически намекают, что им не следовало появляться на свет. Это страшно и отвратительно » . По оценкам ученых, каждый год в мире происходит 50 миллионов абортов. Это один аборт на каждые три деторождения. Таким образом, у каждого ребенка, находящегося в материнской утробе, в среднем один шанс из четырех на то, что он будет осознанно умерщвлен.

    Б. Убийства новорожденных - виновата наука евгеника

    Китай известен своей принудительной демографической политикой – не более одного ребенка в семье. На практике в большинстве семей хотят мальчика, поэтому, если рождается девочка, то ее жизни угрожает опасность. Иногда этого зловещего принципа придерживаются еще до рождения ребенка. В Индии принято узнавать пол будущего ребенка, и подавляющее большинство абортов приходится на девочек. В свете этих фактов поддержка абортов феминистками выглядит удручающе парадоксальной.

    Неполноценные младенцы тоже в опасности. «Специалист по этике» Питер Сингер выступает за легализацию убийств детей до определенного возраста. Он пишет: «Убийство неполноценного младенца в этическом плане не равноценно убийству человека. Очень часто в этом нет вовсе ничего плохого» .

    В. Эвтаназия - следствие Евгеники как науки

    В мае 2001 года первой страной, которая легализовала эвтаназию, стала Голландия; закон вступил в силу с января 2002 года. В Бельгии эвтаназию допускали до мая 2002 года, а затем легализовали. Ее допускают в Швейцарии, Норвегии и Колумбии.

    Евгеника как наука - заключение

    Конечно, не все эволюционисты – убийцы, а Френсис Гальтон, возможно, и представить себе не мог, что его теории приведут к убийствам стольких миллионов людей, не говоря уже об умерщвлении беззащитных младенцев в утробе матери. Однако такие действия целиком и полностью согласуются с эволюционной доктриной – в частности, с идеей о выживании наиболее приспособленных в результате уничтожения ими самых слабых. Поступки – следствие убеждений. Иисус сказал: «Худое дерево приносит и плоды худые, не может… приносить плоды добрые» (Матфея 7:17–18).

    Вопреки смертоносной философии науки евгеники, для Бога каждый человек представляет вечную ценность; каждый был сотворен «по образу Божию» (Бытия 1:26–27 ). Кроме того, Бог напрямую запрещает убийство (Исход 20:13 ) и осознанное умерщвление невинных людей. На самом деле Бог так любит человечество, что послал Своего Сына, Господа Иисуса Христа, умереть на кресте, чтобы спасти наши души от греха (Иоанна 3:16–17 ) и преобразить нас, сделав нас «подобными образу Сына Своего», когда мы уверуем в Него (Римлянам 8:29; 2-е Коринфянам 3:18). Вторая Ипостась Троицы приняла человеческую природу в Иисусе (Евреям 2:14 ) и стала последним Адамом (1-е Коринфянам 15:45), сделавшись таким образом (кровным) Искупителем (Исаия 59:20) человечества, ведущего свой род от первого Адама.

    1

    И дарвинисты того времени настаивали на праве Скоупса преподавать по такому учебнику!

    Ссылки и примечания:

    Пожалуй, самый часто задаваемый вопрос о геноциде Холокоста, который опирался на евгенику, это вопрос: «Как такое могло произойти?» В вышедшем в 1961 году фильме студии MGM «Суд в Нюрнберге», о процессе над четырьмя нацистскими военными преступниками, один из обвиняемых взывает к председателю суда Дэну Хейвуду (которого играет Спенсер Трейси): «Эти люди – миллионы людей – я не мог знать, что дойдет до такого! Вы должны поверить мне!» Ответ Хейвуда был красноречив: «До этого дошло, когда вы впервые приговорили к смерти человека, зная, что он невиновен».

    Аналогично, сегодняшнее умерщвление невинных нерожденных детей из-за того, что сторонники евгеники считают их менее совершенными, чем другие, началось в тот первый раз, когда врач согласился на убийство ребенка с увечьем еще в утробе. Все остальное – история.

    1. Основан на третьем Нюрнбергском процессе. Всего их было 13.

    Ссылки и примечания:

    1. Cowan, R., Sir Francis Galton and the study of heredity in the nineteenth century , Garland Publishing Inc., New York, USA, p. vi, 1985.