Геометрическая цепочка. Приемы развития умений у обучающихся построения логической цепочки рассуждений

Урок № 17-18

Логика 5 класс

Тема: « Решение логических цепочек»

Цель:

    знакомство с логическими цепочками – что это такое;

    виды логических цепочек и их решение;

    познакомить ребят с правилами составления логических цепочек;

    научить их придумывать такие цепочки;

    способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; развивать осознанную математическую речь; развитие познавательного интереса учащихся;

    содействовать воспитанию таких качеств как: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, целенаправленность, трудолюбие, аккуратность, ответственность

Задачи:

- Продолжить формирование навыков контроля результатов деятельности.

Способствовать развитию коммуникативных навыков. Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные, творческие и исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам.

Формирование логического, абстрактного, эвристического, системного мышления.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентации

План.

    Организационные моменты

    Что такое логическая цепочка.

В природе все взаимосвязано. Все на все влияет, и все зависит друг от друга. Складываются сложные цепочки событий. И если вынуть хоть одно звено вся цепочка разорвется. Что будет, если из всем известного дела – заваривание чая – выбросить только одно действие: не наливать воды в чайник, когда ставим его на плиту? Результат – расплавленный чайник. Или – не класть в чайник заварку. Результат – вместо ароматного чая будет противный кипяток.

Цель нашего урока: научиться выстраивать в нужном порядке все звенья логической цепи и научиться предугадывать конечный результат.

Эти умения нужны при обработке информации. Информацию следует обрабатывать по определенным правилам, которые выполняются в определенном порядке.

Определение. План действий над информацией по определенным правилам, называется алгоритмом.

Задание 1. Нарисуйте домик. Ребята в тетрадях рисуют домики.

У каждого получились свои домики, потому что каждый представил свой домик.

Задание 2. Выполни следующую последовательность действий. Ребята выполняют задание в тетрадях, один учащийся у доски.

    Найди верхний левый угол.

    Отступи вправо 4 клетки и вниз 5 клеток.

    Двигаясь по часовой стрелке, нарисуй квадрат со стороной 6 клеточек.

    Отступи вправо и вверх на 3 клеточки.

    Поставь точку.

    Соедини эту точку с верхними уголками квадрата.

    Найди верхний левый угол квадрата.

    Отступи 2 клетки вправо и 2 клетки вниз.

    Двигаясь по часовой стрелки, нарисуй квадрат со стороной 2 клетки.

    Раздели маленький квадрат на четыре квадрата.

Теперь у всех получились одинаковые домики, потому что все действовали по одному и тому же плану (алгоритму) и выполняли действия, понятные каждому. В результате выполнения каждого действия можно получить только одну картинку.

Задание 3. Составь алгоритм заварки чая, расставив действия в нужном порядке. Самостоятельное выполнение задания. Проверка задания.

Чтобы получить ароматный чай нужно выполнять все действия алгоритма друг за другом, такой алгоритм называется линейным. Запишите определение в тетради.

Определение. Алгоритм, в котором действия выполняются строго друг за другом, называется линейным.

И так, мы сегодня узнали, что такое алгоритм. Кто даст определение алгоритму? Учащиеся дают определение алгоритма.

    Решение математических задач на логические цепочки.

Использование презентаций 1-17

    Итоги урока

Что нового и интересного узнали на уроке

    Домашнее задание.

    Составить алгоритм открывания двери

    Жили – были две фигуры: Круг и Квадрат. На улице где они жили, стояло 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, а третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем домике. Круг и квадрат жили в домиках с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком домике жил?

Задания на логические цепочки

Задание №1 «Счет с препятствиями».

На рисунке попугаи, мартышки и удавы. Сосчитайте их, считая всех подряд по порядку: первый попугай, первый удав, второй попугай, первая мартышка, третий попугай и т.д. Если не удастся сосчитать с первого раза, возвращайтесь к этому заданию несколько раз.

Задание №2

Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?

Задание №3.

24 сентября 2011 в 00:06

Простейшие логические цепи. Часть 1: общая информация о логических цепях и простые логические модули

  • Электроника для начинающих

Приветствую всех.
Решил написать несколько статей про простейшие логические цепи.
Этот топик будет интересен скорее для людей, имеющих слабое представление об алгебре логики и логических конструкциях, чем для профессионалов и знатоков данной темы.

Итак, начнём.

Что такое комбинационная логическая цепь?

Это – цепь, способная обрабатывать бинарные электрические сигналы. В каждый момент времени исходящие сигналы комбинационной логической цепи (КЛЦ) зависят исключительно от входящих сигналов. Следовательно, одной и той же комбинации входящих значений соответствует одна и та же комбинация исходящих.

Характеристикой КЛЦ является отсутствие памяти. Тоесть не имеют значения сигналы, ранее поступавшие в цепь. («Важен текущий момент», – так сказал один из героев фильма «21».)

Математическая модель КЛЦ

Для лучшего понимания, анализа и изображения сложных цепей используются их несколько упрощённые математические модели.
В большинстве моделей во время разработки КЛЦ не принимается во внимание время взаимодействия элементов цепи. Поэтому мы будем считать, что выходные сигналы цепи моментально реагируют на изменения во входящих сигналах. Также, вместо функции сигнала от времени x(t), который может менять свою суть в зависимости от используемой технологии (например, 0 и 5 вольт в TTL; 0 и 3.1 вольт в CMOS), мы будем использовать логическую функцию x, которая может принимать значения 0 и 1.

Описание работы КЛЦ

Для описания работы КЛЦ используется так называемая таблица истинности. Эта таблица указывает значения выходных сигналов при определённых значениях входящих сигналов. Это может выглядеть так:

В таблице истинности значения каждого из сигналов располагаются в колонках, а ряды обозначают соответствия между сигналами.

Приведу пример логической задачи, которая решается с помощью такой таблицы.

Допустим, что у нас есть водонапорная башня. Чтобы создавать необходимый напор в тробопроводной системе, в башне круглые сутки должен находиться некий объём воды. Но нельзя всё время набирать воду в башню – она не безразмерна, да и элекроэнергия недешёвая. Нам нужно создать контроллер, который будет включать и выключать подачу воды в башню в зависимости от нескольких показателей.

На картинке показаны несколько датчиков:
X – время суток, где 1 – это день, а 0 – ночь (ночью электроэнергия дешевле);
Y и Z – датчики влажности, для них 1 – есть вода, а 0 – сухо.

W же будет управлять вентилем, включая его (1) и выключая (0) при необходимости.

Таблицы истинности для данного случая будут выглядеть вот так:

А) мы просто перечисляем все возможные сочетания показаний X, Y и Z;
b) смотрим самые простые варианты: если и Y, и Z имеют значение 0, то это значит, что воды нет совсем, поэтому W нужно включить, и без разницы, ночь ли сейчас или день. Если же и Y и Z – имеют значение 1, то это значит, что резервуар полный, соответственно W нужно выключить;
c) теперь об экономии: если Z=1, а Y=0, то уровень воды в баке – между двумя датчиками. При этом, если это происходит ночью (X=0), то стоит набрать воды до максимума (W=1), а днём (X=1(– оставить всё как есть (W=0);
d) без невероятного никуда: есть шанс, что Y будет иметь значение 1 при Z=0. Тогда, по логике, следовало бы отправить сообщение о неисправности в системе, но мы просто покажем, что такого просто не может быть.

Простые логические модули

Рассмотрим самые простые КЛЦ: модули Not-1, And-2 и Or-2.

Not-1

Это – самая простая КЛЦ, с одним входом и одним выходом. Функция этого модуля заключается в выводе значения, обратного входу. Так как вход один, то вариантов выхода всего два:

And-2

Этот модуль уже немного сложнее. У него два входа и один выход. Функция модуля And-2 заключается в следующем: выход будет иметь значение 1 только если оба входа также равны единице:

Or-2

Теперь ещё один модуль с двумя входами и одим выходом. Только теперь на выходе 1 будет если хотя бы один из входов имеет значение 1:

Продолжение следует.

На днях напишу ещё несколько статей – на очереди мультиплексоры, half- и full-adder"ы, а также всевозможные сочетания модулей.
Спасибо за внимание.

Сегодня в рамках рубрики Мария Костюченко предлагает вам заняться развитием логического мышления вашего малыша. Страшно звучит? А ведь на самом деле всё легко и просто.

Что нам понадобится для создания самодельного пособия для логических игр? Несколько фигурных дыроколов и штампы.

Если фигурного дырокола у вас нет, то можно играть исключительно со штампами. Можно использовать покупные штампы или сделать самому. Самим их можно изготовить из обычного ластика при помощи макетного ножа, как это сделала Наташа Горобец . Или использовать самую обычную картофелину, которую вы разрезаете пополам и на ней, по тому же принципу, что и на ластике, вырезаете рисунок.

Итак, переходим непосредственно к логике.

Приготовьте набор штампов (покупных или самодельных) и несколько разноцветных кучек разноцветных картинок, сделанных с помощью фигурных дыроколов.

Возьмите обычный лист А4 и разлинуйте его на крупные клетки. У вас должно получится несколько рядов с клетками (размер зависит от картинок и штампов, которые вы приготовили). У меня поле получилось из клеток 1,5*1,5 см и 3*3 см.

В начале каждого ряда обозначьте логическую последовательность, которую должен продолжить ваш ребёнок. Например, штампами с буквами алфавита я обозначила один ряд: Б А, т.е. ребёнок должен понять, что после А будет идти снова Б и именно того цвета, что я указала в начале. Далее последовательность уже из трёх букв ДВА и каждая буква имеет свой цвет, ребёнок снова должен понять, как именно ему продолжать этот ряд. Точно также дело обстоит и с картинками.

Если ребёнок легко справился с этой задачей, то тогда предложите ему самому придумать последовательность и выложить её.

Чем старше становится ребёнок, тем больше можно усложнять логические цепочки для детей, и включать сюда и счёт, и знание букв и т.д. Например, вы можете предложить ему выкладывать последовательность из цифр 2, 4, 6, 8, 10 ….. т.е. ребёнок должен не только знать цифры и уметь считать, но и понять закономерность, по которой эти цифры находятся в данной последовательности.

Но это ещё не всё, помимо рядов, вы можете с ребёнком составлять и матрицы. Звучит тоже страшно, но всё очень легко и просто. Вы расчерчиваете поле, как для игры в крестики нолики, состоящее из 3*3, 4*4 и т.д. квадратов и приклеиваете или проштамповываете некоторые клетки, оставляя при этом несколько клеток пустыми, чтобы ребёнок сам догадался, что именно там должно находиться.

Всё это можно проделывать и с набором карточек, но они иногда надоедают, а фигурные штампы и картинки, которые ребёнок к тому же сам может сделать с помощью дырокола, могут очень разнообразить ваши будни.
Увлекательных вам игр и до новых встреч!

Часть Третья.

Итак. Продолжим.

Напомню, что мы строим версию японского следа в событиях 9/11.
У нас есть тэги, которые мы выделили при рассмотрении некоторых событий из 1945 года.
Именно на основе этих событий мы и строим свою версию.

Построение версии надо начинать с выделения таких тэгов и меток и с подбора мотивационных причин и фундаментов.
Это важно. Мотивация, мотив - это очень важный элемент любой версии. По сути - это цемент, раствор строительства любой версии.

Итак мотивация:

То, что случилось в Хиросиме и Нагасаки - очень страшное. На мой взгляд - это было самое страшное, что случалось на нашей планете.
В одну секунду адский огонь унёс жизни сотни тысяч людей, ещё столько же умирали в муках, медленно. Остальные это всё наблюдали, растаскивали камни с негативом своих детей, соскабливали со стен куски пепла, которые ещё недавно смеялись и были простыми школьниками.

В Японии - миллионы жителей, это одна из самых древних стран мира, с древнейшей и почитаемой государственностью, культурой, традициями и.т.д
Японцы - жёсткие в войне люди, и странные для нашего понимания в миру.
И как все пра-японо-корее-китайцы - умеют ждать.
Это наиважнейшая черта корейцев, китайцев и японцев.
Сидеть на берегу реки Жизни и ждать пока вдоль тебя проплывёт труп врага.
Если надо - они готовы ждать столетиями.
И все эти сотни лет - будут улыбаться врагу, если это нужно для того, чтобы случилось то самое, на берегу реки.
И даже больше чем улыбаться.
Это их особенность.
Ни один народ мира в массе своей не способен уметь так долго ждать чего либо или терпеть.
Это как кошки, способные часами высматривать не двигаясь какую нибудь мошку. Или мышку.

Вторая особенность этих людей в том, что они умеют учиться.
Впитывать.
Как свои, так и чужие ошибки. Они впитывают всё - от рокендрола до знаний, от патентов до героина, но делают выводы.
И один из выводов второй мировой - Япония никогда, и ни при каких условиях не подставит под удар своих детей.
Это уже прописано у них во внутреннем кодексе. И если кто полезет и потребует отдать им кусок чего-либо, они скорее всего отдадут.
И будут ждать, когда придёт момент, чтобы забрать в три раза больше.
А это значит - Япония не может воевать или мстить кому-то, если знает, что возможен удар по их детям, сравнимый с Хиросимой.

Поэтому всегда будет искать обходные пути.
Вот это - важное замечание.
ОБХОДНЫЕ ПУТИ.
Япония не может быть в своей игре стороной этой игры.
Поэтому она уйдёт в тень, а играть будет другой. И даже дёргать нитки будет другой. Но по пьесе, написанной Орденом.

Почему я так уверен, что Япония ещё не закончила свою войну?

А потому, что война заканчивается, когда похоронен последний её солдат. Тут с этим нет проблем.
Эта война - закончена.
Но я говорю о Великом Преступлении, а не о самой войне.
А у него нет срока давности.

Десятки тысяч японских солдат и офицеров, нёсших службу на фронтах, на бесконечных островах, в Маньчжурии, в Китае - получили то страшное известие.
В один миг они потеряли всё. Детей, жён, родителей, близких, друзей, дом, родных, страну и всё всё.
Всё что у них осталось после того, как у них забрали их винтовки перед интернированием - это бессмысленное существование. Многие из них не нашли причин жить дальше и сами прекратили свою.
Но некоторые жили. Одной целью. И мы все понимаем какой.
Не должны родители хоронить своих детей.
А эти отцы - были ещё и солдатами.
И рано или поздно, один нашёл другого, потом третьего. И у них появился Смысл жить и развиваться дальше.
Они определили кто враг и почему, как и когда, насколько ответственнен и за что.
Так родилась эта организация. Орден Сакуры.
Она росла, училась, передавала опыт молодым, приходившим на место стариков. Действовала. Но осторожно. Никто не должен был знать что они задумали иначе бы это погубило всю их страну.
И ждали у берега реки.
И трупы проплывали.

И главное.
Никто мне не скажет, что такая организация мало-мотивирована или она не способна существовать долго.
Потому, что таких организаций в мире довольно много, и некоторые из них существуют и две тысячи лет и даже больше.
Надеюсь понимаете, о чём я...

Вернусь к Ордену Сакуры, а так я называю эту организацию и к "1000 бумажных журавликов" - её передовому отряду.
Невидимки из этой организации били врага всюду, где только могли - в Корее, Вьетнаме, в Лаосе. Становясь вьетнамцами, лаосцами, камбоджийцами и т.д.
Они учились быть сильными, умными, технологичными, неуязвимыми.
Если было надо - они становились европейцами, меняли пол, возраст, место жительства, годами жили вне Родины.
И плели свою сеть, огромную, неощутимую, но смертельную для любого, кто был легитимной для них целью.

Самое трудное в подобных анализах и размышлениях - ставить себя на место того, чьё поведение или действия пытаешься эмулировать или моделировать.
Не всем, даже экспертам, подвластна такая тактика, потому, что многим мешает идеология, эмоции, нехватка базовых знаний или специальных навыков.
Попробуйте поставить себя на место отца, потерявшего всех близких, от которых у него остался лишь кирпич с куском тени его детей.
И отцу - нет и 30. Он молод, здоров, и только что вернулся с войны.
Мало кто способен жить дальше..
Некоторые взорвутся злобой, ненавистью, местью, возможно нанесут спонтанный удар, даже болезненный по врагу, но тут же будут сражены.
Но не японцы в большинстве своём.
Некоторые сумеют сохранить внешнюю хладнокровность и будут готовы ждать, хоть десятилетия. Это и будет смыслом их жизни и по сути жизни и всей страны.
Как бы вы постулили будь на месте такого японца?
Я задал вопрос самому себе и тут же ответил.
Наверно я бы тоже поступил так, как поступил бы японец. Я бы сделал целью своей жизни - месть.
Но такую, чтобы это не мешало и в дальнейшем наблюдать как проплывают по реке времени его трупы.

Это другие будут кидаться с ножами на танки, бездумно лезть под пулемёты и всячески убивать самих себя, думая, что убивают врагов.
Японец будет строить корпорации, бизнес, придумывать технологии, растить умниц, убедит весь мир в том, что он самый мирный, всех простил и весь мир рано или поздно поверит в это.
И вот в один прекрасный момент, когда мир потеряет бдительность, острый самурайский меч пронзит врага, да так, что мир столкнётся лбами.
И единственный, на кого не падёт ни капли подозрения - будет сама Япония.
Японии не нужны конкретные солдаты, даже командиры. Им не нужны конкретные смерти и даже их количество, а тем более мёртвые дети, даже если они дети врага.
Нет.
Им нужна смерть всей системы, которая спалила их детей. И смерть того, что спалило их детей. Сам атом в его военном понимании.
Поэтому они будут ждать и готовиться, тренировать парней и девчат, и группы-невидимки "Отряда 1000 бумажных журавликов" - будут изредка выходить на задание, чтобы нанести очередной удар системе.
И мир всё ближе к краху, всё ближе к тому пеплу, который бьётся в сердце каждого самурая.
И вот когда мир наконец то врежется друг в друга лбами, вспарывая друг другу внутренности, тогда возможно он и узреет тот самый сверкающий самурайский меч, с гербом Императора.

Итак мы имеем мотивацию. Мотивационная подоплёка - понятна. Причём - она очень сильна и понятна.

Большинство людей планеты понимают причины. Поэтому с точки зрения мотивов - версия очень сильна. Сильнее любой другой.

Аргументы типа 70 лет ждали - не принимаются, потому, что и японцы и корейцы и китайцы, согласно особенностям ментального и культурного базисов - умеют ждать и планировать события, которые расположены в шкале времени даже шире, чем собственная их жизнь. Это норма для этого общества.
И если нам например, сдохни - но подай сейчас или на крайняк завтра, то для японца ждать всю жизнь, потом передать это ожидание своим потомкам, чтобы и те ждали - вполне обычное явление. Это ожидание - уже часть их Жизни, причём важная.

Задумывались ли вы, почему в некоторых кругах или культурах, так ценится ожидание будущего секса, а не сам секс?
И его искусственно растягивают, как можно дальше, иногда пренебрегая даже самим результатом?
Да потому, что результат - само ожидание, а не сам результат. Это ожидание - и есть главная подпитка энергией.
Вот тут примерно тот же психо-механизм развития алгоритма.

Итак. Мотивация - имеется.
Исполнители - тем более. Ментальность и особенности японцев, их почитание традиций и кодексов, их способность бережно сохранять традиции, несмотря на весь современный мир - это огромная база потенциальных исполнителей и членов Ордена.
Напомню, что непосредственно пострадавших было - сотни тысяч, а прямо затронутых - миллионы. А потомственное - это часть их культуры.

Вопрос. Неожиданный. Покопайтесь в своей памяти, достаньте оттуда информационный скелет и ответьте:

Куда и как бы вы нанесли удар, будучи на месте участника организации "1000 бумажных журавликов" или членом Ордена Сакуры?

Всё началось с Манхэттенского Проекта.
Что есть Манхэттен?
Остров в Америке.
Именно ОСТРОВ.
Это важный информационный элемент.
Манхэттен - это символ величия Америки. Это средоточение всего американского. Памятник доллару и капитализму, это храм Капитала и его жрецы.
Поэтому Манхэттен - лучшая цель в Америке в том смысле, в котором я говорю.

И если бы я мстил за Хиросиму, я бы несомненно выбрал Манхэттен. И назвал бы свой план - "МАНХЭТТЕНСКИЙ ПРОЕКТ "

Продолжение следует.

Устал. Пойду передохну, перекушу.
Я вообще люблю перекусить как вы заметили.

Как вам известно, мозг человека состоит из двух полушарий, отвечающих за разные мыслительные процессы. Во всяком случае, так утверждают ученые, и на этом принципе строится вся педагогика.

Особенности мышления

Правое полушарие ответственно за логическое мышление, а левое – за творческое. Задача родителей и педагогов – совершенствовать оба типа мышления. Однако если с творческим мышлением в отношении дошкольников более-менее понятно (дети любят придумывать, фантазировать, нужно только дать им тему), то с логическим мышлением дела обстоят сложнее. В три-пять лет малыш еще не может анализировать и обобщать в силу своего раннего возраста. Способность к обобщению, а значит, к нахождению логических связей между явлениями формируется значительно позже. Но это не значит, что можно пустить этот процесс «плыть по течению» и спокойно дожидаться школы, где «научат всему». Игра «Логические цепочки» легко решает данную проблему в отношении детей дошкольного возраста. Здесь следует дать объяснение, что такое игра под названием «Логическая цепочка», так как иногда не все взрослые имеют о ней понятие. Эта игра встречается нам на каждом шагу. Самый простой пример – кроссворды, ребусы. Многие из нас любят разгадывать их на досуге. Более сложный вариант - матрицы, где ставится задача найти закономерность и восстановить логическую цепочку. Простые ребусы и матрицы можно предложить детям.

Как работать с материалами?

На нашем сайте вы найдете примеры таких заданий. Распечатайте несколько наиболее понравившихся, и принимайтесь за дело. Например, в некоторых из них малыша попросят заполнить логическую цепочку, установив закономерность в порядке расположения предметов в клетках. Для этого в пустые клетки дорисовываем или вклеиваем картинки какого-либо предмета согласно последовательности его расположения в таблице. Другой похожий способ – дать ребенку образец и предложить продолжить логическую цепочку. Эта игра более простая, поскольку делается по заданному образцу и не требует дополнительного анализа. Его можно использовать для дошкольников, только начинающих изучать логические связи. Однако в этом случае пример должны быть более объемным, иначе ребенок не сможет выявить закономерность, задание покажется ему скучным и неинтересным, и вы рискуете выработать у малыша с детства неприятие подобного рода заданий. В целом, возраст, когда можно применять данную методику, - от 3 лет (в зависимости от общей развитости ребенка). Малыш уже готов анализировать, знает простые числа, умеет обобщать предметы в группы. Следующий шаг – учить его логически мыслить.

Чтобы заинтересовать дошкольника, распечатайте цветные картинки. Игра должна привлечь внимание ребенка. Начните с простого, даже если малыш уже взрослый. Покажите ему самый простой пример. Постепенно увеличивайте сложность. Вы увидите, как ребенок сам будет заинтересован в решении подобных задачек. Сначала создателями цепочек будут родители, воспитатели, но затем малыш сможет строить их сам, чередуя картинки.

Итак, игра под названием «Логическая цепочка» – универсальный способ развития логического мышления, без которого современный человек не способен выжить в обществе, даже при наличии хороших творческих задатков. Любой порыв фантазии нужно подчинить законам природы и общественной организации, чтобы он обрел полезную и действенную для других людей форму. Способность творить должна ложиться на твердую логическую основу, тогда вы получите действительно всесторонне развитую личность, готовую делать великие открытия в этом мире.

Материалы для игр

Здесь Вы можете бесплатно скачать материалы на развитие логического мышления у ребенка.

Логическая цепочка из осенних листиков:

Логическая цепочка с животными и насекомыми:

Животные: