Куранты спасской башни.

Фото: Stepan Kildishev/Rusmediabank.ru

Неотъемлемым атрибутом Красной площади являются часы на Спасской башне Кремля.

Без них мы не представляем себе , по ним отмеряем московское время. А ведь у кремлевских курантов довольно бурная история, которая началась 700 лет назад…

Человек с молотом и небесный циферблат

Первые башенные часы в Кремле появились в XIV в. при Великом князе Василии I. Они представляли собой сложный механизм и состояли из человеческой фигуры, железного молота и колокола. Каждый час «человек» отбивал время, ударяя в колокол. В 1491 году, когда вместо белокаменного возводили кирпичный Кремль, на Фроловской (впоследствии Спасской) башне были установлены первые «классические» куранты.

В летописях упоминается, что в 1624 г. пришедший в негодность кремлевский хронометр «списали» и продали Спасскому ярославскому монастырю за «смешную» цену в 48 рублей. Какое-то время Спасская башня оставалась вовсе без часов. Однако, вступив в 1625 г. на российский престол, царь Михаил Федорович Романов сделал заказ на новые башенные часы известному английскому часовых дел мастеру Христофору Головею. «Команда профессионалов» под руководством Головея изготовила и водрузила на Спасскую башню часы с тринадцатью колоколами. Правда, узнать по ним время было не так-то просто: часы обладали огромным вращающимся циферблатом, но не имели обычных стрелок…

Циферблат был сколочен из досок и выкрашен в голубой цвет, имитируя небо. По нему было разбросано множество звездочек из жести. Наверху находилось изображение солнца, испускавшего неподвижный луч, который и играл роль часовой стрелки. Деления были обозначены буквами старославянского алфавита. Каждый час звонили колокола, перезвон которых слышался более чем за 10 верст.

Увы, в 1626 г. часы сгорели. Их отреставрировали, но они постоянно барахлили, а в конце XVII столетия и вовсе вышли из строя…

Петровские нововведения

В 1705 г. ввел в России единый суточный отсчет времени и отдал распоряжение заменить старомодное «диво» голландскими башенными часами с двенадцатичасовым циферблатом. Они отбивали не только каждый час, но и четверти часа, а также играли музыку. Однако, часы постоянно ломались. Во время пожара 1737 г. деревянная «внутренность» Спасской башни сильно пострадала, а куранты получили настолько сильные повреждения, что перестали проигрывать мелодии.

Екатерининские и николаевские

Екатерина II отдала распоряжение демонтировать старые часы. На их место были установлены другие, из Грановитой палаты Кремля. Монтажом на сей раз занялся немецкий часовых дел мастер Фац. Так в 1770 г. на башне появились четвертые по счету куранты, игравшие легкомысленную песенку «Ах, мой милый Августин».

Новые куранты, прозванные Екатерининскими, продержались достаточно долго. Во время пожара Москвы в 1812 г. они перестали идти, но были восстановлены через три года часовщиком Яковом Лебедевым, за что его удостоили особого звания - «мастер Спасских часов». После этого они исправно шли более восьмидесяти лет. В 1851 г. их отреставрировали, но для этого пришлось заменить всю начинку. Количество колоколов увеличилось с 24 до 48: 16 переместили сюда с Троицкой и 8 - с Боровицкой башен. По повелению императора Николая I отреставрированные куранты отныне в 3 и 9 ч. играли гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», а в 6 и 12 ч. - марш лейб-гвардии Преображенского полка.

Конец музыки…

Октябрьская революция, разумеется, внесла свои коррективы. Во время штурма Кремля рабочий механизм курантов был поврежден артиллерийским снарядом. У часов переломилась стрелка. Починку поручили опытному слесарю Николаю Беренсу. К июлю 1918 г. часы удалось исправить. Правда, теперь в 12 ч. дня они в соответствии с веяниями времени исполняли «Интернационал», а в полночь - «Вы жертвою пали в борьбе роковой…»

В 1932 г. по указанию был изготовлен новый циферблат, который представлял собой точную копию старого. Мелодию оставили одну - «Интернационал». Правда, шесть лет спустя и он перестал звучать: музыкальный механизм был признан изношенным…

В последний раз в советскую эпоху реконструкция Кремлевских курантов проводилась в 1974 г. специалистами из НИИ часовой промышленности. Часы были остановлены на 100 дней. За это время удалось полностью разобрать механизм и заменить изношенные детали. Также отныне куранты стали управляться электронным, а не ручным способом. Но музыки они больше не играли.

Символ возрожденной России

В следующий раз часы исполнили музыкальную мелодию лишь в 1996 г., на инаугурации первого президента России Бориса Ельцина, избранного на второй срок. В полдень и в полночь отныне звучала «Патриотическая песня», с 1993 по 2000 год являвшаяся официальным гимном страны, а в три и девять часов – ария «Славься» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя».

Начиная с 1999 г. кремлевские куранты стали исполнять новый, официально утвержденный гимн России…

Куранты на Спасской башне в сознании многих поколений являются символом не только Московского Кремля, но и всей России. По ним сверяются часы, их боем начинается каждый новый год. Знаменитые кремлевские куранты украшают Кремль уже много столетий и неразрывно связаны с историей России, с ее славными, а порой и драматическими страницами.

О длительной истории курантов осталось много документальных свидетельств. Это указы и распоряжения великих князей, царей, императоров, высших должностных лиц российского государства, касающиеся Спасской башни и ее часов; отчеты о создании и наладке курантов, описи ремонтных работ, рапорты, донесения комендантов Кремля, архитекторов, часовщиков, мастеров, которые занимались и занимаются поддержанием их надлежащего состояния. Можно выделить несколько крупных этапов в процессе строительства и реконструкции главных часов страны, которые приходятся на самые значимые эпохи российской истории.

Каждая башня Московского Кремля уникальна, имеет свою историю, предназначение, все они с момента их постройки имеют собственные имена. Знаменитые куранты находятся на Спасской башне, которая издревле являлась главной и особо почитаемой кремлевской башней.

Спасская башня воздвигнута в 1491 году зодчим Петром Антонио Соларио, который наряду с другими итальянскими зодчими был приглашен для строительства Кремля великим князем Иваном III. На годы его правления пришлись многие значимые события для Руси: окончательное свержение татаро-монгольского ига и практически завершение длительного процесса объединения русских земель со столицей в Москве. После падения Византии в 1453 году Русь, которая приняла от нее православие, объявляет себя ее наследницей, и Москва претендует на роль новой столицы православного мира. Именно в это время оформляется теория «Москва – третий Рим» и зарождается концепция самодержавной государственной власти, которая получит дальнейшее развитие при внуке Ивана III – Иване IV Грозном. Поэтому грандиозная перестройка древнего Кремля была обусловлена политическими и идеологическими причинами. Древнейшая часть Кремля была связана с именем великого князя Ивана Калиты, который в первой половине XIV века, когда Русь находилась под татаро-монгольским игом, начал процесс собирания русских земель и выдвижения Московского княжества как центра политической и духовной жизни страны. Вторым знаменитым строителем стал великий князь Дмитрий Донской, чья победа на Куликовом поле в 1380 году положила начало освобождению Руси от татаро­монгольского ига.

Спасская башня была построена на месте белокаменных ворот Кремля эпохи Дмитрия Донского, просуществовавших с 1367-го по 1491 год, и первоначально носила название Фроловской в честь церкви святых Фрола и Лавра, к которой шел путь через эти ворота Кремля. Эти ворота назывались и Ерусалимскими, так как через них совершалось патриаршее шествие в Московский Иерусалим – храм Василия Блаженного.

В 1658 году вышел указ царя Алексея Михайловича о переименовании всех башен Кремля, и она стала называться Спасской в честь двух икон: Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами башни со стороны Красной площади, и иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. На протяжении всей своей истории ворота Спасской башни являются главными парадными проездными воротами Кремля. Они всегда особенно почитались в народе и назывались «святыми». Через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой. Через них входили и выходили полки, выступающие в военный поход, они служили для въездов и выездов царей, торжественных выходов патриарха, крестных ходов, встреч иностранных посольств, прибывающих на аудиенцию к великому князю или царю.

Впервые часы-куранты в Московском Кремле появились на надвратной башне при великом князе Василии I в 1404 году. Они были установлены на въезде в подворье великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, рядом с современной Троицкой башней. Известно, что эти часы изготовил и установил сербский монах Лазарь из Афонского монастыря. Часы представляли собой огромный циферблат, который вращался, а стрелка, направленная вниз, была закреплена неподвижно: «Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате – первый час ночи…» Стоит иметь в виду, что на циферблате курантов было отмечено всего семнадцать часов. Дело в том, что ночью без искусственной подсветки циферблат не был виден, и за ненадобностью цифры отсутствовали.

На крепостных башнях Московского Кремля часы или куранты появляются во второй половине XVI века в связи «с распространением города и особенно большого посада, впоследствии Китай-города, где сосредоточивалась торговля и всякого рода промышленность и где, следовательно, знать время для всякого было необходимостью, – потребовалось устроить часы и на пользу всех обывателей». Точная дата появления часов-курантов на Фроловской башне в настоящее время неизвестна. Но наиболее вероятно, что впервые это произошло вскоре после ее постройки и располагались они над створом ворот. Очевидно, что именно на Спасской башне они появились в первую очередь, «так как Кремль построен треугольником, то весьма удобно было и с других двух сторон открыть городу показание времени, тем более что в этом очень нуждался и дворец государев, назначавший всему час и время, когда собираться в думу, на выход, на обед, на потеху и т. д. Кроме того, расположенные таким образом башенные часы с большим удобством показывали время для всех служб и должностей обширного дворца».

К 1585 году они уже существовали, о чем свидетельствуют документальные упоминания о мастерах – часовщиках Фроловских, Тайницких (Водяных) и Троицких (Ризположенских) ворот. На начало XVII века приходятся упоминания о часах и над воротами Никольской башни. По всей видимости, часы-куранты были достаточно простого устройства – русские, с разделением на часы дневные, от восхода до захода солнца, и ночные.

В 1625 году в правление царя Михаила Федоровича – первого царя из династии Романовых – они были заменены на более совершенные. Старые часы со Спасских ворот были проданы «на вес Спасскому Ярославскому монастырю». Новые часы были изготовлены и установлены английским мастером Христофором Галовеем (Halloway). Специально для них было построено красивое резное белокаменное шатровое навершие, чтобы защитить дорогостоящие часы от страшных московских пожаров. Механизм их действия был традиционным для той эпохи. Вращались не стрелки, а сам циферблат, проводя цифры мимо неподвижного луча солнца, пригвожденного к стене выше циферблата. Цифры, мерой в аршин, были вызолочены; середина круга, покрытая лазоревой краской и усеянная золотыми и серебряными звездами, с луной и солнцем, изображала небесный свод. Показания часов менялись в зависимости от высоты солнцестояния. В самые долгие дни и часы доходили до цифры 17, числа дневных часов.
Циферблаты были помещены этажом ниже, чем в настоящее время; на том же месте, где они находятся теперь, правильным кругом были расположены слова молитвы и знаки зодиака. Часы были длиной в 3 аршина, вышиной в 2¾ аршина, шириной 1½ аршина, циферблаты ¼ аршина в диаметре. По мнению специалистов, они были не очень совершенного устройства, правильность их хода в значительной степени зависела от искусства часовщика, наблюдавшего за ними. Куранты имели музыкальный механизм, в 1624 году для них специально отлил тринадцать колоколов мастер Кирилл Самойлов.

Часы Галовея простояли на Спасской башне достаточно долго, но башня неоднократно страдала от пожаров; очень сильные разрушения были причинены пожаром 1654 года. Сохранился отзыв архидьякона Павла Алеппского о том, какое впечатление произвело описанное несчастье на царя Алексея Михайловича, когда он вернулся в Москву после польского похода. Это свидетельство важно еще и потому, что позволяет нам понять значение Спасской башни и ее курантов среди кремлевских памятников. «Над воротами возвышается башня, высоковозведенная на прочных основаниях, где находились чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по громкому звуку своего большого колокола, который слышен был не только во всем городе, но и окрестных деревнях, более чем за 10 верст. «На праздник нынешнего Рождества (это ошибка – пожар был 5 октября – прим. авторов), по зависти дьявола, загорелись брусья, что внутри часов, и вся башня охвачена была пламенем вместе с часами, колоколами и всеми их принадлежностями, которые при падении разрушили своею тяжестью два свода из кирпича и камни и эта удивительная редкостная вещь… была испорчена. И когда взоры царя упали издали на эту прекрасную сгоревшую башню, коей украшения и флюгера были обезображены, и разнообразные, высеченные из камня, статуи обрушились, он пролил обильные слезы». Башня и часы были восстановлены. В 1668 году состоялся их следующий ремонт.

К началу XVIII века они сильно износились и устарели по своим техническим характеристикам. А в 1701 году после очередного жестокого пожара в Кремле часы сгорели вместе с другими зданиями. Петр Великий заказал в Голландии часы для Спасской башни с колокольной игрой и танцами (курантами). В 1704 году в Москву из Амстердама часы доставили на 30 подводах в Посольский двор на Ильинке, и они поступили в заведование Оружейной Палаты. Их стоимость составляла 42 474 рублей. В 1705 году началась их установка, которая частично завершилась в 1706 году, но окончательно лишь к 1709 году. Ставил их на место и собирал Яким Гарнов, Гарнель (Gamault). Новые часы имели традиционный вид циферблата, поделенного на 12 часов. Внешний вид часов напоминал часы Галовея, так как циферблаты были усеяны звездами. Но петровские часы часто ломались и к началу 1730-х годов пришли в ветхость, хотя окончательно погибли во время сильнейшего Троицкого пожара 1737 года.

Частые рапорты часовщиков и архитекторов о печальном состоянии часов оставались без ответа. К восстановлению часов приступили при Екатерине II. Надо отметить, что Екатерина Алексеевна хорошо относилась к Москве и Кремлю, достаточно часто туда приезжала, а в 1760-х годах долго жила. По указанию императрицы В. И. Баженов разработал грандиозный проект реконструкции всего Кремля, который так и не был осуществлен.

Предпринятая попытка восстановить петровские часы не увенчалась успехом. В 1763 году в помещениях под Грановитой Палатой происходила разборка архивных дел бывших Преображенского и Семёновского приказов, когда были найдены «большие английские курантовые часы» (быть может, когда-то сняты с одной из башен). Именным указом императрицы Екатерины II в 1767 году эти часы велено было поставить на Спасской башне, для чего был приглашён часовой мастер Фаций. В 1770 году Сенату было объявлено, что работа окончена. С этого времени вот уже 250 лет именно эти часы ведут счет времени, украшая собой Московский Кремль.

Установленные при Екатерине II часы успешно работали без существенного ремонта до начала XIX века. В 1812 году во время пребывания в Кремле армии Наполеона часы получили повреждения. После изгнания французов часы были обследованы, о чем свидетельствует прошение механика Якоба Лебедева в Экспедицию кремлёвского строения, датированное 10 февраля 1813 года. В 1815 году часы были исправлены.

После этого в течение нескольких десятилетий существенных перемен с часами на Спасской башне не происходило. Однако в царствование Николая I часам потребовался серьезный ремонт. 27 ноября 1850 года часовой ученик Корчагин сделал донесение в Дворцовую контору, что «башенные часы с принадлежностями их… нужно не только вычистить по случаю накопившейся в них грязи от пыли и смазки в течение многих лет, но исправить по случаю долговременного их существования в действии с 1769 года…» В том же году после рапорта Корчагина был произведён небольшой ремонт часов братьями Бутеноп, однако не было гарантии, что часы смогут работать безотказно продолжительное время. 28 февраля 1851 года президент Московской дворцовой конторы писал министру императорского дворца о состоянии этих часов следующее: «…железные колёса и шестерни от времени так истёрлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость... дубовый фундамент под часами от долговременности сгнил». После этого принимается решение о полной реконструкции часов, которую осуществили в 1851 – 1852 годах братья Бутеноп.

В 1878 году часовой мастер В. Фреймут сообщил о неисправности курантов Спасской башни, у которых заметно проржавели железные части, вследствие чего необходим ремонт всего механизма. Уже в следующем году ремонтные работы были осуществлены.

В таком виде часы проработали вплоть до начала ХХ века. Последний раз в дореволюционное время они реставрировались в 1911 году часовым мастером М. В. Волынским.

Следующий этап в истории курантов на Спасской башне связан с драматичными событиями. В ходе октябрьских-ноябрьских революцион­ных событий 1917 года в Москве Спасская башня, как, впрочем, и весь Кремль, серьезно пострадала. 2 ноября 1917 года во время обстрела и штурма Московского Кремля красногвардейцами снаряд попал в циферблат курантов, перебил стрелку часов, в результате чего из строя вышел механизм вращения стрелок и часы остановились. Правда, на непродолжительное время. В 1918 году по указанию нового главы государства В. И. Ленина произведены восстановительные работы, которые осуществил Н. В. Беренс. Для курантов изготовили новый маятник длиной около полутора метров и весом 32 кг.

В 1937 году вновь встал вопрос о ремонте часов. От времени в плохом состоянии находился циферблат часов, который был сделан из железа и позолочен сусальным золотом. Местами он сильно проржавел, имел много отверстий от пуль, оставшихся еще с 1917 года, отваливалась позолота с обода циферблата. Цифры, знаки и стрелки были медными с позолотой и также нуждались в обновлении. В результате произведенного ремонта старый циферблат заменили новым. Его также изготовили из железа, толщина которого составила 3 мм, обода сделали из красной меди, которую посеребрили и позолотили электролитическим способом. Цифры, знаки и стрелки были использованы старые, но их вновь посеребрили и позолотили. Толщина покрытия золотом составила около 3 микрон, на покрытие ободов часов и цифр израсходовали 26 кг золота. Циферблаты были изготовлены и установлены на Спасской башне заводом «Парострой», золочение выполнил Научно-исследовательский физико-химический институт им. Л. Я. Карпова. Механизм часов отремонтировал Карачаровский механический завод Наркомхоза РСФСР. Его полностью разобрали, почистили и покрасили, сделали частичные замены отдельных деталей. В частности, заменили все трипки, которые сделали с вращающимися шпильками, поставили новое анкерное колесо, втулки, перебрали все подшипники, пеньковый канат заменили стальным тросом, отлили новый груз для маятника, поставили четыре электромотора для заводки часов, которая до этого производилась вручную, сделали площадку и лестницу – для осмотра и смазки передающих шестерен. Покраску циферблата курантов произвела московская контора «Лакокраскопокрытия­». Окраска циферблата была произведена горячим способом сначала суриком, а потом черным лаком, и дополнительно циферблаты подкрашивались на месте черным матовым лаком.

Последние ремонтные работы кремлевских часов перед началом Великой Отечественной войны прошли в 1940 году, когда старая скобка анкерного колеса, захватывающая пять зубьев, была заменена новой скобкой, захватывающей семь зубьев, что облегчило ход часов. Кроме того старый погон маятника, набранный из медных и железных прутьев, заменили деревянным, для уменьшения влияния температуры на ход часов и большей точности хода. В 1941 году был смонтирован электромеханический привод, но наступившая война помещала произвести приемку правительственной комиссией и установку его на место.

В 1974 году Научно-исследовательский институт часовой промышленности (НИИЧаспром) получил заказ на реставрацию механизма главных часов страны, была проведена одна из крупнейших реставраций механизма в советские годы. Часы остановились на 100 дней. Их механизм полностью разобрали и более тысячи уникальных деталей заменили новыми. В ходе реставрации задействовали новейшие автоматические установки, в частности, для смазки поверхностей более чем 120 трущихся деталей, которая до этого времени проводилась вручную.

В 1995 году была осуществлена комплексная реставрация курантов. Циферблаты и стрелки были демонтированы, подвергнуты рентгеноскопии, покрыты грунтовкой и позолочены. Эта работа художниками-реставраторами проводилась на месте, то есть на Спасской башне (средний ярус), где тщательной обработке подверглись четыре циферблата, восемь стрелок и 48 цифр. Затем все было установлено на своем месте, механизм отрегулирован и запущен вновь.

Последняя крупная реставрация часов в ХХ веке состоялась в 1999 году. Вместе с обновлением часов, в частности, позолотили стрелки и цифры, настроили бой и др., был восстановлен исторический облик верхних ярусов Спасской башни.

В новом ХХI веке куранты также реставрировались. В 2005 году был отреставрирован циферблат часов. В 2014 – 2015 годах в ходе комплексной реставрации стен и башен Московского Кремля обновились фасадные фрагменты курантов: циферблаты, цифры и стрелки. Все они демонтировались, и в специальных условиях с ними проводились реставрационные и консервативные работы, при этом механизмы курантов оставались в рабочем состоянии, т. е. отбивали четверти, каждый час и исполняли мелодию Гимна России.


Механизм часов на Спасской башне

Кремлевские куранты помещаются в шатровом завершении Спасской башни, занимают три этажа (яруса) – 8, 9 и 10-й. Всего в башне 10 этажей, по пять в нижней и верхней частях. Первый этаж занят проездом, который расписан фресковой живописью XVII столетия. В стенах его имеются 4 углубления для икон, чего нет в других проездных воротах Кремля. В южной стене проезда две двери, одна ведет к пролету для часовых гирь, другая, с каменной лестницей, – внутрь башни.

Нижний, главный массив башни имеет двойные стены. Пространство между ними занято со стороны Кремля каменной лестницей; а с других трех – коридорами, своды которых делят его на этажи, со второго по пятый. Центральная часть башни представляет собой помещение с цилиндрическим сводом, очень высокое, так как деревянные помосты ярусов были демонтированы еще на рубеже XVIII – XIX веков. Поэтому в стенах его на разной высоте расположены окна и следы заложенных выходов. Вверху это помещение сужается, отчего огибающие его коридоры соответственно делаются шире. Верхняя часть башни меньшей площади, чем нижняя, и не имеет двойных стен.

Часы состоят из трех отдельных узлов: механизма хода, механизма боя часов и музыкального механизма. В действие каждый механизм приводится тремя гирями, натягивающими тросы, весом от 160 до 224 кг. Точность хода часов достигается при помощи маятника весом 32 кг, длиной 1,5 м. Механизм часов заводится два раза в сутки. Часы имеют 4 циферблата диаметром 6,12 м, они размещены на уровне 8-го яруса и выходят на четыре стороны башни.

По краю поля циферблатов расположен широкий обод. Знаки, определяющие часы, обозначены римскими цифрами – от I до ХII. Высота цифр 0,72 м, длина минутной стрелки 3,27 м, длина часовой стрелки 2,98 м. Обод, цифры, минутные деления и стрелки позолочены и отчетливо выделяются на черном поле циферблата. Циферблат склепан из стальных трехмиллиметровых листов и покрыт черной матовой краской. Вес курантов 25 тонн.

В помещении 8-го яруса размещается распределительный механизм управления стрелками, который посредством вращения валов от главного механизма обеспечивает перемещение минутных стрелок на всех четырех циферблатах. Часовые стрелки перемещаются при помощи шестеренчатых передач от вращения минутных стрелок.

Главный часовой механизм расположен на 9-м ярусе. Он состоит из трех отдельных механизмов, смонтированных на одной станине: механизма хода часов для ведения стрелок, механизма вызванивания четвертей часа, механизма боя часов. Габаритные размеры главного механизма составляют: длина 3,56 м, ширина 3,12 м, высота 2,96 м. Каждый в отдельности механизм приводится в действие от индивидуальных гиревых двигателей. Вес гирь для механизмов различен и составляет: для хода часов 280 кг, для боя четвертей 280 кг и для боя часов 220 кг. Максимальная высота хода гирь составляет 22 м, что обеспечивает продолжительность хода часов без подзавода, равное 28 часам.

В часах применен спусковой регулятор с ходом Броко, в который входят маятник и колесная система спуска, преобразующая колебания маятника в интервалы времени исполнительного устройства.

Маятник состоит из деревянного – чтобы уменьшить зависимость точности хода часов от окружающей температуры – стержня и свинцового позолоченного диска. В часах имеется вспомогательный завод для обеспечения функционирования часов во время подъема гирь, так как при заводе вращающий момент на барабане меняет направление. Чтобы часы продолжали работу, предусмотрена временная тяга с использованием вспомогательного груза.

Главной частью механизма вызванивания четвертей часа служит стальной барабан, приводимый во вращение индивидуальным гиревым двигателем. На поверхности барабана в определенной последовательности расположены штифты, задающие программу (мелодию) девяти колоколам, вызванивающим четверти часа. Бой часов осуществляется при помощи специальных молотков, ударяющих по поверхности нижнего основания колокола.

Открытие боя четвертей часа производится автоматически, посредством действия рычагов, кинематически связанных с механизмом хода часов. После открытия боя четвертей часа начинает вращаться программный барабан. При этом расположенные на нем штифты цепляются за рычаги, которые натягивают тросики, приводящие в движение молотки на колоколах вызванивания четвертей часа. Перезвон первой четверти часа производится в положении минутной стрелки, соответствующей 15 минутам, и проигрывается один раз, второй четверти часа, соответствующей 30 минутам, – два раза, третьей четверти часа, соответствующей 45 минутам, – три раза, четвертой четверти часа, перед боем часов – четыре раза.

Музыкальный механизм состоит из барабана, длина которого 1425 мм. В середине барабана по его образующей закреплено зубчатое колесо. Параллельно оси музыкального барабана размещена ось для 30 рычагов механизма взвода молотков, обеспечивающих звучание колоколов, расположенных в самом верхнем ярусе Спасской башни.

На самом верхнем, 10-м ярусе Спасской башни, который представляет собой просторное помещение с куполом и открытыми проемами, размещены 10 колоколов. Колокола висят в проемах на толстых поперечных балках, и к каждому из них от распределительного устройства боя часов и «четвертей» часа тянутся стальные тонкие тросики. В центре под куполом подвешен самый большой колокол. Рельефная надпись на нем гласит: «По высочайшему всеавгустѣйшія Государыни императрицы Екатерины великія, премудрыя матери отечества, самодержицы всероссійскія повелѣнію в пользу первопрестольнаго города Москвы снабжена сія Спасская башня часами съ колокольною музыкою акъ онымъ вылитъ сей колоколъ въ лѣто отъ рождества Христова 1769 году Мая 27 дня вѣсу 135 пудъ лилъ мастеръ Семенъ Можжухинъ». Этот колокол предназначен для воспроизведения боя часов. Остальные 9 колоколов меньших размеров предназначены для вызванивания четвертей часа. Все колокола в отличие от церковных не имеют языков. Они звучат от удара молотков, действующих при натяжении тросиков.

За работой механизма часов осуществляется постоянный контроль. Обслуживанием часов занимаются механики-часовщики, в обязанности которых входит технический осмотр часов на месте, ежедневный завод механизмов часов и корректировка точности их хода, еженедельная замена смазки в циферблатных колесах, заливка два раза в месяц специального масла в насосы автоматизированной системы смазки механизмов часов. Точность хода часов Спасской башни контролируется 3 раза в сутки по сигналам точного времени, передаваемым по радио или по времени специального хронометра, установленного в помещении часовой службы. Сверка времени производится по первому звуку колокола вызванивания четвертей часа. Среднесуточная точность хода часов допускается ±10 секунд.

Коррекция хода часов осуществляется путем изменения длины маятника. Для дистанционного контроля работы часов в часовой службе установлен электрический эквивалент этих часов, который связан проводной линией с электрическими датчиками, расположенными на маятнике часов в башне.

До отмены в 2011 году сезонного перевода часов в обязанности механиков-часовщиков входили также задачи по переводу кремлевских часов на летнее и зимнее времяисчисление. Перевод часов на один час вперед с зимнего на летнее время осуществлялся путем ускоренного перемещения стрелок за счет обеспечения свободного их вращения под действием груза гирь. А с летнего на зимнее время – путем их остановки на один час в 2 часа ночи. Последний раз такой перевод состоялся 26 октября 2014 года, когда по новому закону «Об исчислении времени» было установлено зимнее время как постоянное в Российской Федерации.


История колокольного боя курантов Спасской башни

Как отмечалось выше, впервые часы с музыкой были установлены на Спасской башне еще в 1624 году. В начале XVII века для часов на Спасской башне Кремля специально было отлито 13 колоколов. Однако неизвестно, какую именно музыку играли тогда колокола на Спасской башне. История упоминает лишь о том, что зимой 1704 года над заснеженной Москвой раздался звон колоколов и заиграла музыка на европейский манер.

Есть упоминания о том, что в 1770 году после реставрации, проведенной немецким мастером Фацием, кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин». Это стало единственным случаем, когда куранты играли иностранную мелодию.

В ходе реконструкции середины XIX века, проведенной братьями Бутеноп, по указанию императора Николая­ II впервые были набраны музыкальные мелодии.

Сам курант часов состоит из набора колоколов, настроенных в одном тоне в определённой гамме. Колокола курантов Спасских часов составляли по высоте звука хроматическую гамму в две октавы. Механизм курантов связан с механизмом часов, от которого зависит периодичность музыкального исполнения. Куранты башни включались для исполнения мелодий в 12, 15, 18, 21 час, то есть каждые три часа.

Для проведения музыкальной настройки колоколов курантов, а также для боя часов и четвертей были сняты с кремлёвских башен 45 колоколов. Подбор колоколов по звуку осуществлялся не только для курантов, но и для боя часов и четвертей часа. 35 колоколов по «подобрании тонов» были использованы в часах, а неиспользованные 10 колоколов были возвращены обратно. Подбором колоколов по звуку для курантов и по настройке музыкальной колокольной игры для выполнения этих пьес руководил капельмейстер московских театров Штуцман. На программном вале механизма курантов по окружности размещаются деления посредством штифтов на сто сорок четыре полных такта, что составляет 288 полутактов, или 576 четвертных нот.

Выбор мелодий для курантов всегда имел важное идеологическое значение. Император Николай I поставил условие – не набирать гимн «Боже Царя храни». В итоге для исполнения были выбраны гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», написанный в 1794 году композитором Д. С. Бортнянским на стихи М. М. Хераскова, и старинный Преображенский марш, являющийся символом воинской славы русской армии. Эти мелодии кремлевские куранты играли вплоть до 1917 года.

В марте 1918 года советское правительство переезжает в Москву, которой вновь возвращается статус официальный столицы. Естественно, новая власть не оставила без внимания «музыкальные способности» часов. Как вспоминал известный художник и музыкант М. М. Черемных, когда архитектор Н. Д. Виноградов, занимавший в 1918 году должность заместителя наркома имуществ республики, передал ему поручение поставить на кремлевских курантах новую музыку, то он так и сказал: «Владимир Ильич хочет, чтобы Спасская башня занялась агитацией».

Выбор пал на две мелодии: международный пролетарский гимн «Интернационал», который стал официальным гимном Советской России, и похоронный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой» (автор стихов поэт А. Архангельский (наст. фамилия – Амосов)).

М. М. Черемных вспоминал: «Я взялся за это дело, ознакомился с музыкальным механизмом, понял его несложную механику, и в течение 10 дней (5-15 Августа 18 года), сняв с вала курантов “Преображенский Марш” и “Коль славен”, поставил Интернационал и Похоронный Марш. Работали двое – я и слесарь (фамилию нe помню), перевинчивавший по моему указанию колки на барабане.

Помню, Комиссия сидела на Лобном месте, чтобы стук телег и гудки автомобилей не заглушали колоколов. Я со Спасской Башни знаками с ними переговаривался. Прослушав по три раза Интернационал и Похоронный Марш, Комиссия приняла работу и я получил из кассы Моссовета 7 семь тысяч рублей».

Однако вскоре возникли трудности. Сразу после завершения работы по установке новых музыкальных произведений на курантах Черемных уехал из Москвы, а когда вернулся, то узнал, что «куранты молчат». Оказалось, что В. И. Ленин выразил пожелание, чтобы куранты играли не только в дневное время, но и ночью. Завод же курантов был рассчитан на 12 часов, и часовщики стали искать решение проблемы. Тогда Черемных вместе с часовщиком Н. В. Беренсом, ремонтировавшим механизм часов после обстрела 1917 года, нашел решение, предложив заводить их два раза в сутки.

До начала 1930-х годов кремлевские куранты ежедневно играли «Интернационал» и похоронный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой» в 12 и 24 часа. Но уже к 15-летней годовщине революции в 1932 году по указанию И. В. Сталина было отменено исполнение похоронного траурного марша. Вообще, исполнение последнего над Кремлем и Красной площадью создавало свое­образную, далеко не позитивную атмосферу, тем более что к настройке привлекались не всегда знающие люди. Вот как об этом вспоминал М. М. Черемных: «Прошло много лет. Как-то, проходя ночью по Красной Площади, я остановился послушать куранты. Мне стало жутко от колокольного бреда, который раздавался с высоты Спасской башни. Потом мне рассказали, что после меня переложил музыку курантов какой-то сумасшедший музыкант. За достоверность не ручаюсь, но похоже на это.

К 15-летию Октября я счел себя обязанным исправить куранты и мне разрешили. Я снял по просьбе Коменданта Кремля Похоронный Марш и заменил его Интернационалом, так что в 12, 3, 6 и 9 часов играется только Интернационал».

В феврале 1938 году прекратилось и исполнение «Интернационала». Еще в 1937 году, когда проходила реставрация часов, специальная комиссия в составе профессора Голованова Н. С., профессора Гарбузова Н. А. и капельмейстера Аганкина признала исполнение «Интернационала» курантами Спасской башни неудовлетворительным по двум причинам. Во-первых, из-за износа музыкального механизма, беспрерывно работавшего двадцать лет. Во-вторых, было признано, что для исполнения «Интернационала» колокола Спасской башни не совсем подходят по тональности и на расстоянии происходит искажение мелодии. В связи с этим принимается решение остановить музыкальный барабан главных часов страны.

Вместе с тем специалистам Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского поручили разработать конструкцию и изготовить электромеханический привод для исполнения «Интернационала». В декабре 1938 года проект устройства для исполнения «Интернационала» на колоколах со Спасской башни Московского Кремля был готов. В 1941 году электромеханический привод смонтировали и предъявили к сдаче, но наступившая война помешала произвести его приемку. Таким образом, эта попытка наладить колокольный бой курантов не удалась.

В 1944 году принимается новый гимн СССР на музыку А. В. Александрова и стихи С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана. В связи с этим была предпринята попытка настроить куранты для исполнения нового гимна, но она оказалась также неудачной.

В 1970 году на базе проекта 1938 года была осуществлена попытка разработки уникального комплекса «ГИМН». Разработали техническую документацию и создали модель установки. Но и эта система не была реализована.

Характерным является тот факт, что обе разработанные системы игры на колоколах («Интернационала» в 1938 году и гимна СССР в 1970 году) должны были быть с электромагнитным приводом. От использования механического курантного механизма часов Спасской башни отказались, в то время как сам механизм, проработав десятки лет, требовал лишь капитального ремонта.

Таким образом, куранты замолчали на долгие десятилетия, отмечая своим боем каждый час и каждую четверть своего хода.

Задача возродить мелодическое звучание была поставлена в середине 1990-х годов уже в новых исторических условиях. СССР уже перестал существовать, Российская Федерация встала на путь демократических реформ. В 1995 году была задача вернуть курантам музыкальное звучание к моменту вступления в должность президента Б. Н. Ельцина на новый срок.

В качестве первого шага в возрождении курантов Спасской башни Московского Кремля была создана механическая модель курантов в масштабе 1:10. Вместо колоколов здесь использовали била («плоские колокола»). Они были изготовлены из колокольной бронзы. Были проведены акустические измерения бил. Использовались те же принципы, что и при измерении акустических характеристик колоколов. Изготовленные била для воспроизведения мелодий вместе с моделью курантов Спасской башни Московского Кремля прошли успешные испытания. Для исполнения были выбраны два произведения М. И. Глинки: «Славься» из оперы «Жизнь за царя» и «Патриотическая песня», которая с 1993-го по декабрь 2000 года являлась официальным гимном Российской Федерации.

В 1996 году на церемонии вступления в должность президента Б. Н. Ельцина на второй президентский срок после более полувекового молчания вновь заиграли кремлевские куранты.

Однако в 1998 году специалистами НИИЧаспрома была проведена техническая экспертиза устройства воспроизведения мелодий курантами. Данная экспертиза выявила, что использование бил, во-первых, нарушило принцип реставрации и воссоздания уникальных часов, т. к. на Спасской башне всегда исторически использовались только колокола. Во-вторых, дальнейшее применение бил влечет за собой катастрофический износ практически всех узлов часов, так как предполагает увеличение нагрузки на механизм, в несколько раз (до 10 раз) превышающее расчетную. В частности, уже на момент обследования были зафиксированы разрушения колок музыкального барабана, износ посадочных места и оси и др. В итоге был сделан неутешительный прогноз о полной остановке механизма через 3-4 года.

В связи с этим весной 1999 года специалисты НИИЧаспрома преступили к выполнению работ по воссозданию музыкального механизма курантов Спасской башни Московского Кремля в полном объеме, с реконструкцией системы воспроизведения мелодий на колоколах.

В начале для достижения поставленной задачи предлагалось снять все колокола со звонницы Спасской башни и их заменить на новые. Руководитель Президентского оркестра в те годы, П. Б. Овсян­ников, предложил для рассмотрения две комбинации набора колоколов. Однако после анализа весовых характеристик предлагаемых комбинаций колоколов выяснилось, что оба набора будут непригодными по весу для установки на звоннице Спасской башни. С другой стороны, была абсолютно очевидна зависимость силы звука от веса колокола. Легкие маленькие колокола просто не будут слышны с высоты Спасской башни. Кроме того, от идеи заказа нового набора колоколов пришлось отказаться из-за их высокой цены. В результате специальной комиссией было принято решение использовать для исполнения «Славься» и гимна России существующие колокола Спасской башни, добавив в их число новые дополнительные колокола.

Следующим шагом стало определение, какие именно (по тону) колокола необходимо изготовить для того, чтобы в итоге получить набор колоколов, способных проигрывать заданные музыкальные фразы.

Сначала провели запись перезвона сохранившихся на Спасской башне колоколов, сейчас их 13, но в разное время здесь находилось, как показали исторические исследования, до 35 колоколов. В дальнейшем в результате компьютерной обработки специалистами НИИЧаспрома была получена сонограмма записи. Выявив основной тон каждого из девяти колоколов, они определили тона недостающих колоколов. Выяснилось, что для исполнения выбранных мелодий не хватает еще трех колоколов.

Потом для того, чтобы изготовить эти три колокола максимально приближенными по ряду звуковых параметров к существующим, потребовалось произвести аудиозапись отдельно каждого колокола, на основе которой специалисты составили спектральную характеристику всех колоколов. На основе спектрального анализа колоколов устанавливались частоты основных спектральных максимумов, и по ним определялись основные тона звучания колоколов. По специальной спектральной записи звучания каждого недостающие три колокола были заказаны в Голландии. Кстати, это соответствовало исторической традиции, так как еще Петр I покупал весь «колокольный набор» для Спасской башни в этой стране.

Таким образом, для реализации этого проекта потребовалась уникальная научно-исследовательская работа, проведенная специалистами Научно-исследовательского института часовой промышленности (НИИчаспром).

В 2000 году обновленные кремлевские куранты вновь зазвучали. Вместо «Патриотической песни» они заиграли гимн России, принятый в 2000 году, в новой музыкальной редакции (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова). С тех пор каждые три часа куранты на Спасской башне исправно радуют москвичей и гостей столицы перезвоном своих колоколов.

Кремлевские куранты давно стали одним из самых узнаваемых памятников Московского Кремля, а Спасская башня с часами во всем мире воспринимается как символ России. Древние куранты на Спасской башне Московского Кремля продолжают, как и в прошлые столетия, отсчитывать ход истории России.

Подтверждение о наличии Кремлевских часов можно найти в документах 1585 г. Но, предположительно, они появились раньше: сразу по завершении постройки Спасской башни.

Вероятно, отсчет времени был иной: тогда на Руси сутки делились на «денные» и «нощные» временные периоды. Следовательно, длительность часовых промежутков изменялась через две недели. Состоящие на должности мастера-часовщики перенастраивали механизм по специально выданным таблицам о продолжительности дня и ночи, ремонтировали при поломке.

К главным башенным часам относились особенно внимательно. Но нередко возникающие пожары выводили из строя механизм, а случившийся в 1624 г. сильный пожар превратил часы в лом. Русские кузнецы-часовщики из семьи Ждан изготовили новые часы внушительного размера. Руководил работой часовой механик, англичанин Христофор Галовей, а русский мастер Кирилл Самойлов отлил для этого устройства тринадцать колоколов. На возведенном под руководством архитектора Бажена Огурцова высоком шатровом верхе были повешены колокола для курантов, перезвон которых слышался на десять верст. Точность хода придуманного Галовеем механизма напрямую зависела от обслуживающих его людей.

Появившиеся часы стали первыми русскими : по старорусскому отсчету промежутков времени они издавали специально настроенный мелодичный звон. Созданные Галовеем Спасские несколько раз подвергались восстановлению после очередных пожаров, но служили довольно долго.

Изменение отсчета времени

Единый отсчет времени по суткам был установлен в России по указанию Петра I. При этом царе английский механизм главных часов был заменен на голландский, имеющий двенадцатичасовой циферблат. Новые башенные куранты устанавливались под руководством русского часовых дел мастера Екима Гарнова. Заимствованное у голландцев часовое устройство, обслуживаемое иностранцами, вызванивавшее «ассамблейные танцы» и « тревогу», постоянно ломалось. Сильнейший пожар 1737 г. уничтожил деревянные конструкции башни, повредил установленные при Петре куранты. Колокольная музыка затихла. Спасскими часами мало интересовались, обслуживали их небрежно, когда из Москвы столица была перенесена в Санкт-Петербург.

Куранты на башне Кремля вызвали интерес у вступившей на российский престол императрицы Екатерины II. Пришедшие в совершенную негодность башенные часы по ее приказу были заменены на большие английские. Три года Фатц и русский мастер Иван Полянский занимались монтажом. Из-за безразличного отношения властей с 1770 г. в течение года над Красной площадью играла чужая мелодия про «милого Августина», нравившаяся обслуживавшему часы мастеру-немцу.

Жители Москвы смогли спасти от разрушения Спасскую башню во время войны с Наполеоном, но куранты замолчали. Возглавляемая Яковом Лебедевым группа часовщиков через три года восстановила ход главных часов, затем бесперебойно работавших на протяжении долгих лет.

Братья-датчане Бутенопы совместно с архитектором Константином Тоном обследовали куранты в середине девятнадцатого столетия. Состояние их было близко к критическому. Исправление всех неполадок было поручено русским часовых дел мастерам. Старые детали послужили основой для изготовления новых Кремлевских часов. Но искусными часовщиками была осуществлена огромная трудоемкая работа, включающая замену многих механизмов с подбором сплавов, выдерживающих влажность и резкие перепады температуры. Особое внимание мастера уделили внешнему облику новых часов, полностью изменили музыкальный узел часового механизма. Добавили колокола (теперь их стало 48) – перезвон стал мелодичнее и точнее.

Русский царь Николай Павлович повелел набрать на курантах мелодии гимна Д. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе» и марша существовавшего при Петре I Преображенского полка. С перерывом в три часа над главной площадью Москвы до 1917 г. звучали эти мелодии.

Обстрел артиллерии во время штурма Кремля в период Октябрьской революции серьезно повредил Спасские часы. Они почти на год остановили свой ход. Стали восстанавливаться в 1918 г. по указанию Ленина. Слесарь Н. Беренс с сыновьями смогли быстро отремонтировать ставший важным государственный механизм. А музыкальное устройство настраивал музыкант М. Черемных, он установил для воспроизведения революционные мелодии. Утро над Красной площадью столицы каждый день начиналось с «Интернационала».

При И. Сталине изменился циферблат у Спасских курантов, было отменено звучание траурного марша. Но из-за изношенности механизма музыкальное устройство в 1938 г. было остановлено – куранты отбивали только четверти и часы.

Молчавшие более полувека куранты вновь зазвучали в 1996 г., благодаря огромной исследовательской работе, изготовлению новых колоколов. С высоты главной Кремлевской башни полились мелодии «Славься» и официального гимна России до 2000 г. «Патриотической песни» М. Глинки.

В 1999 г. был восстановлен исторический вид верхних шатровых ярусов Спасской башни, усовершенствованы многие работы и контроль за ходом часового механизма. А с боем Кремлевских курантов зазвучал гимн нашего государства.

Часы на Спасской башне сейчас представляют огромное сложное устройство. Удары молотка, действующие на механизмы колоколов, заставляют бить часы. Мелодии гимна России и хора из оперы М. Глинки «Славься» поют колокола на высокой Кремлевской звоннице под действием барабана, заставляющего трудиться и другие механизмы.

Бой кремлевских курантов - мелодия, которую с детства знает каждый житель нашей страны. Кажется, что главные часы страны существовали всегда, а их звучание идет из глубины веков. Увы, это не так. Часы, расположенные на Спасской башне Кремля, как и их звучание, имеют множество предшественников.

Рождение легенды

Несмотря на то, что на протяжении столетий главными часами России являлись различные разновидности курантов, установленные на Спасской башне Московского кремля, первыми курантами в стране были не они. Более чем за сто лет до появления часов на Спасской башне, их предшественники уже отмеряли время в резиденции Великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Самое удивительное, что в то далекое время это был не просто циферблат со стрелками, а сложный механизм внешне выполненный, как фигура человека, каждый час бьющего специальным молотом в колокол. Если говорить о первых курантах на Фроловской (в наши дни Спасской) башни Московского кремля, то они появились сразу после ее постройки в 1491 году. Тем не менее, в летописях первое описание курантов появляется лишь спустя сто лет в 1585 году. Самое интересное, что башенные часы размещались не на одной как сегодня, а сразу на трех башнях Московского кремля: Фроловской (Спасской), Тайницкой и Троицкой. К сожалению, до наших дней не дошел внешний вид первых курантов Московского кремля. Сохранились только данные о весе часов, который составлял 960 килограмм. Когда часы пришли в негодность их продали в Ярославль за 48 рублей в качестве лома.

Вторые куранты: удивительные

Вторые куранты, которые появились на Спасской башне Московского кремля во время правления Михаила Федоровича Романова. Тем не менее, с точки зрения современного человека их и часами-то назвать было сложно. Для создания вторых курантов из Англии прибыл известный часовщик Христофор Головей. Его помощниками стали кузнец Ждан, его сын Шумило и внук Алексей. Внешне новые часы поражали воображение. Это был гигантский циферблат, олицетворявший собой небо. Стрелка у часов была только одна. Но вращалась не она, а сам циферблат, сколоченный из досок и выкрашенный в цвет неба. На его поверхности в хаотичном порядке были раскиданы желтые жестяные звезды. Кроме них на циферблате располагалось изображение Солнца, чей луч одновременно являлся единственной стрелкой часов и Луны. Вместо чисел на циферблате располагались буквы старославянского алфавита. Каждый час звонили колокола. Причем днем и ночью колокола курантов звонили по-разному, а сами часы умели отличать световой день от ночи. Например, летом в день солнцестояния, колокола часов били семнадцать раз дневную мелодию и семь раз ночную. Менялось соотношение светового дня к ночи, менялось и количество ночных и дневных мелодий колоколов. Разумеется, для точной работы часов, мастера, следящие за их работой, должны были точно знать соотношение дня и ночи в каждый конкретный день года. Для этого в их распоряжении имелись специальные таблички. Не удивительно, что иностранцы посещавшие Москву прозвали необычные куранты «Дивом мира». К сожалению, прослужили они всего около сорока лет, погибнув во время пожара 1626 года.

Третьи куранты: неудачные

Следующие часы для Спасской башни Московского кремля закупили при Петре I в Голландии. На этот раз на башне оказались обычные часы с классическим циферблатом, разбитым на двенадцать часов. Третьи куранты отбивали: час, четверть часа, а также играли нехитрую мелодию. Необходимо отметить, что замену курантов в Московском кремле Петр Iприурочил к переходу страны на новый суточный отсчет времени, принятый в Европе. Однако, голландский часовой механизм оказался крайне не надежным и часто ломался. Для его починки в кремле постоянно дежурила бригада иностранных часовщиков, но это помогало мало. Когда третьи куранты были разрушены вследствие пожара 1737 года, никто сильно не расстроился. Тем более к этому времени столица переехала в Санкт-Петербург, а император давно потерял интерес, как к Москве, так и к курантам, некогда установленным по его личному распоряжению.

Четвертые куранты: немецкая мелодия для русских часов

В следующий раз часы на Спасской башне были заменены по прихоти Екатерины II. Несмотря на то, что ее императорский двор находился в северной столице императрица не оставляла своим вниманием и Москву. Однажды после посещения города, она приказала установить новые куранты, которые, как оказалось, были давно куплены и пылились в Грановитой палате Московского кремля. Новые часы работали довольно сносно, но случился неприятный казус. После монтажа часов в 1770 году они неожиданно заиграли веселенькую австрийскую песенку «Ах, мой милый Августин». Скандал был жуткий. Тем не менее, часы не демонтировали, а лишь убрали мелодию. Даже после того, как в 1812 году в куранты попал снаряд, они были восстановлены часовщиком Яковом Лебедевым. Лишь в 1815 году, после того, как шестерни часов были признаны аварийными, куранты существенно модернизировали. Фактически был заменен весь механизм часов, отремонтированы полы в механическом зале, установлен новый маятник, заменен циферблат. С этого момента он стал черного цвета с арабскими цифрами. В качестве мелодии поставили мелодию гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» в 3 и 9 часов и марша лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен» в 12 и 6 часов. Так продолжалось вплоть до революции 1917 года.

Пятые куранты: современные

Первое время после установления Советской власти, руководству страны было не до курантов, которые встали, после того как в них во время революционных волнений попал снаряд. Тем не менее, после переезда правительства в Москву В.И. Ленин распорядился куранты восстановить. Увы, часовая компания, ранее обслуживавшая часы, заломила астрономическую сумму в золоте, и от ее услуг пришлось отказаться. Неожиданно свою помощь предложил обычный слесарь Николай Беренс, который вместе с отцом обслуживал механизм курантов до революции. Благодаря его усилиям, часы были отремонтированы и пошли вновь. Изменилась лишь мелодия, которую играли куранты. Теперь в 12 часов они исполняли «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В 1932 году по распоряжению И.В. Сталина часы были в очередной раз модернизированы. В 1974 году часы остановили на 100 дней, чтобы привести в порядок и установить электронное управление. Сегодня начиная с 1999 года, куранты исполняют гимн России.

РИА "Новости"

310 лет назад кремлевские куранты впервые пробили наступление нового часа. С тех пор менялись и переименовывались столицы, но часы на Спасской башне все равно оставались главным хронометром страны. Впрочем, в Москве есть и не менее интересные экспонаты: “Газета.Ru” рассказывает о самых примечательных из них.

Часы-куранты на Спасской башне Московского Кремля

Первые часы на Спасской башне Кремля появились еще в XVI веке, по крайней мере, об этом свидетельствует упоминание часовщиков, находящихся на службе при Спасских воротах. За труды им полагалось неплохое годовое жалованье: по 4 рубля и 2 гривны деньгами, а также по четыре аршина на кафтан. Однако первые часы были проданы Спасскому монастырю в Ярославле на вес, так что англичанин Кристофер Галлоуэй изготовил новые.

Циферблат показывал дневные и ночные часы, в зависимости от времени года и долготы дня их соотношение менялось. При этом вращалась не стрелка, выполненная в виде золотого луча солнца, а сам циферблат.

Галлоуэй то ли в шутку, то ли всерьез объяснял это тем, что “так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно”.

Эти куранты сгорели в 1656 году. Часовщик на допросе после пожара сказал, что “заводил часы без огня и от чего на башне загорелось, он про то не ведает”. Современники рассказывали, что когда царь Алексей Михайлович, вернувшись из литовского похода, увидел обгоревшую Спасскую башню, то горько заплакал. Восстановить часы решили только спустя 13 лет. Все металлические части “мылись в большом корыте”, а затем двое суток варились в огромном пивном котле. После тщательной чистки всех металлических частей, на что пошел целый воз мелкого речного песку, их протерли ветошью и обильно “смазали квашеным салом”. Однако к 1702 году они пришли в полную негодность.

Петр I распорядился доставить в Москву новые часы “с колокольной игрой с танцами, на манер, каковы в Амстердаме”. Из Голландии механизм, купленный за 42 тыс. серебряных талеров, привезли на 30 подводах. Звон 33 колоколов, установленных на Спасской башне Кремля, был слышен, по воспоминаниям иностранцев, “в окрестных деревнях более чем на десять верст”. Также там установили дополнительные колокола-набаты, оповещающие о пожарах в городе. Циферблат на петровских часах наконец-то стал привычного вида, с 12-часовыми делениями.

Читать еще

Мелодию часов, которую москвичи услышали в 9 утра 9 декабря 1706 года, история, к сожалению, не сохранила. Куранты прослужили до 1737 года и погибли в очередном пожаре. Чинить их не спешили - столица к тому времени была перенесена в Петербург. Спустя почти 30 лет в Грановитой палате нашли большие английские курантовые часы, невесть как туда попавшие. Установить их пригласили немецкого мастера, который настроил их так, чтобы они играли мелодию “Ах, мой милый Августин”.

Это единственный в истории страны случай, когда куранты играли иностранную мелодию.

К 1851 году от пожаров (включая охвативший весь город в 1812 году) и ремонтов куранты пришли, по характеристике компании “Братья Бутеноп”, “в состояние, близкое к совершенному расстройству”. Эти же братья изготовили новый механизм и провели реставрацию часового помещения. Новые железные циферблаты были установлены на всех четырех сторонах. Николай I распорядился оставить для звона две мелодии из 16 наиболее знакомых москвичам: “…чтобы часовые куранты разыгрывали утром - Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером - молитву “Коль славен наш Господь в Сионе”, обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки”. При этом от исполнения “Боже, царя храни” колоколами император отказался, написав, что “куранты могут играть любые песни, кроме гимна”.

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год, пока Ленин не решил: “Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком”. Таким образом восстановленные часы с 18 августа 1918 года начали играть “Интернационал” в 6 утра, а в 9 утра и в 15 часов - “Вы жертвою пали…”. Впоследствии “Интернационал” оставили на полдень, а “жертв” - на полночь, но с 1932 года остался только “Интернационал”. Впрочем, властвовать над ушами горожан ему пришлось недолго: поскольку устройство курантов подвергалось деформации от времени и морозов, мелодия становилась неузнаваемой. Так что в 1938 году часы замолчали - на целых 58 лет! Во время инаугурации Ельцина куранты с добавленными колоколами сыграли “Патриотическую песню” Глинки. Позже к этой мелодии добавился хор “Славься” из оперы “Жизнь за царя”.

Сейчас куранты бьют Государственный гимн Российской Федерации в полдень, полночь, 6 утра и 18 часов, а в 3 и 9 утра, 15 часов и 21 час исполняется “Славься”. Интересно, что многие считают удары колокола (первый или последний) в полночь 31 декабря возвещающими наступление нового года.

Однако на самом деле новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара колокола.

Часы на здании Центрального телеграфа


Внутри часового механизма "Центрального телеграфа". Фото: ТАСС

Первая телеграфическая станция размещалась в здании Николаевского вокзала на Каланчевской площади (ныне - Ленинградский вокзал на Комсомольской площади). Через четыре года, с целью удобства пользования телеграфом во время пребывания императора в Москве, принято Предположение на устройство телеграфической станции в Кремлевском дворце в Москве. В этом документе предписано: “Назначено устроить телеграфическую станцию с учреждением на оной приема депеш как частных”. В 1859 году в связи с развитием телеграфной сети в Газетном переулке открывается Московская телеграфная станция.

Со стороны Никитского переулка можно увидеть огромные часы, а внимательные наблюдатели заметят, что цифра “четыре” на циферблате сделана на старинный манер - IIII, тогда как на той же Спасской башне она обозначается традиционно - IV.

Сам часовой механизм, который необходимо заводить каждую неделю, изготовлен фирмой “Сименс-Гальске”. На тот момент это была самая практичная и высокотехнологичная система контроля времени. И самая точная - именно с этими часами сверялись министерства и Московский университет. Еще в Положении о приеме и передаче телеграфических депеш по электромагнитному телеграфу, утвержденном Александром II в 1855 году, имелся особый параграф “…о поверке часов всех станций на всех телеграфах империи”, так что внимание точному времени уделялось огромное.

Часовая станция, размещенная в “сердце” телеграфа, бесперебойно работает уже около 80 лет, передавая импульсы на все вторичные часы здания. А “наружные куранты” установлены в чердачном помещении. Примечательно, что все это время часы отмечают каждые полчаса и час боем колоколов. Правда, жители соседних домов еще в 30-е годы прошлого века пожаловались на шум, и с тех пор часы бьют тише. А в наше время их звона не слышно вообще из-за шума Тверской улицы.

Кстати, колокол телеграфа, как и крыша, зеленого цвета. Но это не медная патина, а краска, нанесенная на объекты в военное время в целях маскировки, - ведь телеграф всегда являлся важным стратегическим объектом и первой целью в воздушных налетах.

Кроме необычных часов, на здании Центрального телеграфа ныне можно увидеть один из ранних проектов герба Советского Союза (1923): земной шар окружен колосьями, вверху красная звезда, по сторонам серп и молот.

Часовая башня главного здания МГУ


Часы на Главном здании МГУ

Часы на главном здании МГУ вполне могут называться “русским Биг-Беном”. Точнее, четырьмя “биг-бенами”, поскольку на каждой башне по два циферблата, смотрящих на разные стороны света. Инженеры так и называют их: Восточные часы, Северные, Южные и Западные. Диаметр их циферблата девять метров, как и у лондонской достопримечательности. Раньше они считались самыми большими в мире, но сейчас отодвинулись в конец десятки и делят место с часами железнодорожного вокзала швейцарского городка Арау. Длина минутной стрелки - более четырех метров, и однажды часы чуть ее не лишились. Мастера при очередной смазке ослабили шестерни немного больше, чем следовало, и огромную стрелку буквально пришлось удерживать руками, чтобы она не рухнула вниз.

Часы были установлены в 1953 году, когда было завершено строительство главного здания МГУ. Изначально маятниковый механизм приводили в движение тяжеленные гири, спускавшиеся на тросах в шахты глубиной в шесть этажей. Однако обслуживать систему приходилось множеству людей, что было просто невыгодно. Поэтому в 1957 году все башенные часы МГУ были переведены на работу от электродвигателя. Кроме того, советский инженер Евгений Лапкин изобрел, сконструировал, внедрил и запатентовал уникальную разработку. А именно часовую электрическую станцию с системой обратного контроля, связавшую все 1500 часов, находящихся в зданиях университета. Если ход хотя бы одних часов нарушался, сигнал об этом тут же поступал на табло, и мастер на станции точно знал место неисправности.

В 1983 году случился курьез.

Бдительные советские пенсионеры написали письмо в газету “Правда” с жалобой на то, что часы на разных башнях МГУ показывают разное время.

Дескать, непорядок. Поднялась шумиха, срочно выслали корреспондента, который, прибыв на место, к собственному удивлению, выяснил: оказывается, на университете установлены не только часы, но и самые крупные в мире барометр и термометр, которые и “показывали время” вразнобой.

После первого и единственного крупного ремонта в 2000 году у часов появилось новое “сердце” - современный мотор. Часовая станция теперь автоматически корректирует время по сигналам радиотрансляционной сети. Кроме этого, управляет звонками, извещающими о начале и конце занятий, что для МГУ немаловажно. Если же происходит временное отключение электричества, часы “запоминают” время на срок до 30 суток и автоматически выставляют все 1500 вторичных часов. А ведь когда-то часы останавливали и дожидались момента, когда положение стрелок совпадет с “правильным” временем.

Часы на Центральном театре кукол имени Образцова


Часы на здании театра кукол имени Образцова

Знаменитые часы, сделанные из того же материала, что и детали для реактивных самолетов, на здании кукольного театра были установлены в 1970 году параллельно с открытием самого центра. Часы на унылой бетонной коробке без окон привлекают внимание необычным видом: это ансамбль из 12 домиков с коваными закрытыми дверцами. Когда стрелка указывает на домик, они распахиваются, раздается кукареканье и под музыку “Во саду ли, в огороде” из домика выходит какой-либо сказочный персонаж - животное или птица. В “зверинце” есть осел, сова, кот, заяц, лиса и другие персонажи, меняющиеся от времени суток. В полдень и в полночь из домиков выходят сразу все животные, часто собирая большую толпу зрителей.