Реализуем требования фгос в доу. «анализ деятельности по реализации фгос до дошкольными образовательными учреждениями
Анастасия Обелова
Реализация ФГОС ДО в детском саду
Отчет о внедрении ФГОС ДО в МБДОУ Трофимовском детском саду
Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС .
В течение 2013-2014-2015 года было организовано методическое сопровождение перехода МБДОУ на работу по ФГОС ДО . На начальном этапе осуществлялась диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов МБДОУ (анкеты для воспитателей, наблюдение и анализ деятельности воспитателей, беседы с воспитателями, анализ кадрового состава). По результатам мероприятий были внесены изменений в план курсовой подготовки педагогических кадров.
Профессиональное развитие педагогов необходимо было направить на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка. С этой целью были проведены :
Семинар – практикум «Внедрение ФГОС ДО » , «Изучаем и работаем по ФГОС - проектирование образовательного процесса».
- Семинар – практикум : «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ».
- Семинар – практикум : «Маркеры игрового пространства» .
Конкурс среди групп МБДОУ : «Организация предметно – развивающей игровой среды в соответствии с ФГОС ».
Обеспечено участие в районных методических объединениях педагогов МБДОУ где рассматривались вопросы связанные с введением ФГОС ДО .
Изучение опыта внедрения ФГОС ДО в других регионах посредствам сети Интернет. Все педагоги изучают проекты примерных образовательных программы на сайте ФИРО.
Вывод :. К концу 2015 года наблюдаем :
Рост педагогической компетентности, уровня квалификации;
Активное участие педагогов в профессиональных интернет - конкурсах;
Опыт педагогов был представлен на РМО по развитию речи «Развитие речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
Основная образовательная программа
МБДОУ Трофиммовского детского сада принята на заседании педсовета (протокол № 1 от 27.08.2015г., утверждено приказом № 69-о от 27.08.2015г
Целевой раздел Пояснительная записка. Нормативная база. Цели, задачи и принципы ООП. Особенности осуществления образовательного процесса. Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы
Содержание воспитательно-образовательной работы в соответствии с пятью образовательными областями (познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие. МБДОУ реализует основную образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Образовательная программа осваивается в следующих основных формах : непосредственная образовательная деятельность, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность воспитанников. В соответствии с образовательной программой МБДОУ составляется учебный план, расписание непосредственной образовательной деятельности При организации образовательного процесса нами учтены принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей через различные виды детской деятельности . Содержание данной программы предполагает определенный перечень занятий познавательного плана для каждой возрастной группы.
Содержание воспитательно-образовательной работы по приоритетным направлениям (дано краткое описание используемых парциальных программ) С целью обеспечения организации образовательного процесса наряду с основной образовательной программой педагогический коллектив МБДОУ использует парциальные программы и программу дополнительного образования фольклорного кружка «Ручеёк» по направлению нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Цель программы развитие творческих способностей детей через музыкальный фольклор, углубление знаний о русской народной культуре
Формы взаимодействия с семьей. (прописаны формы взаимодействия с семьёй : консультации, родительские собрания, семинары, привлечение родителей к участию в мероприятиях, проектах, праздниках)
Организационный раздел. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Учебный план. Режим дня на тёплое и холодное время года. Система физкультурно-оздоровительной работы. Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Программа предусматривает комплектование групп детьми в соответствии с возрастом воспитанников (по необходимости дети двух смежных возрастов могут быть объединены в одну разновозрастную группу). Для каждой группы (в соответствии с возрастными особенностями детей) составляются расписание непосредственной образовательной деятельности и режим дня. Педагоги планируют работу с детьми по пяти образовательным областям, используя различные виды детской деятельности . В течении дня педагоги проводят непосредственную образовательную деятельность (для детей от 3 до 7 лет в первой половине дня, для детей от 2 до 3 лет в первой и второй половине дня, а так же индивидуальную работу с воспитанниками.
Материально-технические условия введения ФГОС ДО .
Успешное выполнение образовательной программы требует создания развивающей предметно-пространственной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Обеспечено обновление МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к минимальной оснащенности образовательного процесса (приобретена методическая литература, дидактический материал, игрушки, новая мебель, спортивный инвентарь.)
В МБДОУ имеется комплект методической литературы для каждой возрастной группы по всем направлениям развития ребенка. С 2013 года была приобретена новая методическая литература по всем направлениям развития ребенка на каждую возрастную группу (по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим, физической культуре, изобразительной деятельности. Для работы с детьми 2-3 лет необходимо обновить комплект методической литературы по физической культуре.) Для непосредственной образовательной деятельности с детьми и индивидуальной работы в МБДОУ имеется необходимый дидактический материал (в том числе, изготовленный педагогами детского сада , который ежегодно в небольших количествах пополняется и обновляется. В настоящее время в МБДОУ формируется банк электронных образовательных ресурсов по всем разделам программы. Кроме методичек в детском саду есть дополнительная литература для педагогов, а также периодические издания : «Дошкольное воспитание» , «Ребёнок в детском саду » , «Музыкальный руководитель» . Для чтения детям в группах имеется необходимая художественная литература с программными произведениями.
Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ обеспечивает реализацию образовательного потенциала учреждения. В группах созданы центры активности разной направленности, которые эстетично оформлены и привлекательны для детей, их наполнение изменяется соответственно тематике, интересам детей. Весь игровой материал безопасен и доступен детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам самостоятельно выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда содержит многофункциональные предметы (которые могут быть использованы в разных видах детской деятельности ) и маркеры игрового пространства (различные ширмы) .
В предметно-пространственная среде МБДОУ содержатся изделия народного искусства, предметы старинного быта, а также продукты детского творчества (рисунки, поделки) др. Развивающие материалы уголков доступны детям и соответствуют их возрастным особенностям. В МБДОУ имеется возможность использования ИКТ (для показа детских презентаций имеется мультимедийный проектор, ноутбук. В каждой группе есть телевизор с DVD приставкой и медиотека, имеется музыкальный центр.) Мебель в группах соответствует росту детей, столы и стулья на регулируемых ножках, они достаточно лёгкие и их можно легко перемещать, меняя пространство в зависимости от ситуации. Для спортивных и подвижных игр на воздухе имеется спортивная площадка и спортивный инвентарь. Игровые площадки оборудованы самодельными игровыми комплексами.
Не только среда, но и разнообразные формы организации детской деятельности способствуют всестороннему развитию воспитанников с учётом их интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.
Взаимодействие с детьми
ФГОС ДО подразумевает изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой модели взаимоотношений участников образовательного процесса в дошкольном образовании. Это влечет за собой изменения в деятельности МБДОУ и каждого конкретного педагога. (изменение способа организации детских видов деятельности : не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка)
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего» , многие методики и технологии должны быть пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.
В соответствии ФГОС непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровую, двигательную, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от возраста детей, их интересов и решения конкретных образовательных задач.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении
всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это :
Непосредственно-образовательная деятельность;
Индивидуальная работа с детьми;
Самостоятельная деятельность детей.
Главная особенность организации образовательной деятельности в МБДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Для поддержки детской инициативы начиная со средней группы используем проектную деятельность (групповые и индивидуальные проекты) . Включаем в процесс эффективные формы работы с детьми : ИКТ, игровые, проблемно - обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей. Образовательная работа с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с сельской детской библиотекой , физкультурно-оздоровительным комплексом, Лысковским краеведческим музеем.
Взаимодействие взрослых с детьми необходимо осуществлять таким образом, чтобы создать ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
Взаимодействие с родителями
Для полноценного развития ребенка необходимым условием является участие семьи в воспитательно-образовательном процессе.
Задача детского сада на данном этапе - привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка и при необходимости оказать ей педагогическую помощь. При взаимодействии с родительской общественностью надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Главная цель МБДОУ – создать единое пространство развития ребенка, сделать родителей активными участниками полноценного образов ательного процесса, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Для этого мы используем различные варианты сотрудничества с семьёй : по нашему мнению самые эффективные это семинары-практикумы (обмен опытом, совместные досуги и праздники, привлечение родителей к подготовке мероприятий, к организации и пополнению развивающей предметно-пространственной среды, привлечение родителей к проектной деятельности, к участию в конкурсах и выставках.
Но нельзя забывать и о таких формах как…родительское собрание, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации в родительских уголках их мы тоже используем в своей работе.
Имеются перспективы взаимодействия с родительской общественностью посредствам сайта МБДОУ.
Результат :
В МБДОУ имеется совет родителей
Родители проинформированы о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через информационные стенды, буклеты, сайт, проведение родительских собраний. (Родительское собрание «Что такое ФГОС » )
Заключение
В заключении можно сказать, что результатами введения Стандарта стали следующие изменения :
нормативно – правовая база МБДОУ приведена в соответствие с ФГОС ДО .
у педагогов активизировалось стремление к повышению квалификации своего профессионального уровня, освоению новых технологий, средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений;
пополнена развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ
изменился характер взаимодействия с воспитанниками (исследовательская деятельность, творческая, игровая деятельность стала преобладать);
повысилась заинтересованность родителей к участию в образовательной деятельности;
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить :
1. Отсутствие по некоторым направлениям учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (дидактические материалы, методическая литература, контрольно-измерительный инструментарий).
2. Недостаточная психологическая и профессиональная готовность педагогов к реализации ООП .
3. Проблемы в организации предметно-пространственной среды, с учетом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку. Отсутствие отдельного помещения для проведения праздников, музыки и физической культуры.
Пути решения выявленных проблем
1. Формирование нового профессионального мировоззрения педагогов МБДОУ в контексте ФГОС ДО . (путём обучения, разъяснения, обмена опытом) . Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических технологий.
2. Следить за выпуском новинок метод литературы и приобретать необходимое.
3. Обновление и правильная организация предметно-развивающей среды в группе.
Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений
Сейчас основная тема — это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в нашей работе с введение ФГОС ДО. Я постаралась наиболее доступным языком для педагогов изложить суть ФГОС ДО, а также разработала анкету для выявления представлений педагогов о ФГОС ДО. Предлагаю вашему вниманию данный материал. Я искренне надеюсь, что он вам пригодится.
ФГОС ДО — Федеральный государственный стандарт дошкольного образования — документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.
Этому предшествовала следующая работа:
1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;
2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.
Что же обсуждалось рабочей группой?
— требования к программе;
— требования к условиям;
— требования к результатам социализации.
Перед разработчиками возникли следующие вопросы:
1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?
2) В чем уникальность Стандарта?
3) Каковы будут результаты?
4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;
5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.
Чего ждут от Стандарта:
ВОСПИТАТЕЛИ
Обеспечения безопасности;
Толерантного отношения со стороны родителей;
Снижение документооборота;
Больше доступных образовательных программ;
Обучение счету и письму должно быть в школе;
— Желание обучаться – курсы ПК
— послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению
РОДИТЕЛИ
— за раннее и ускоренное развитие;
— за образование отвечает государство;
— главное – здоровье детей;
— кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)
Чем обусловлена разработка данного документа?
Два основания для введения ФГОС ДО:
1) Закон «Об образовании РФ»;
2) Современная социокультурная ситуация.
ФГОС ДО основан следующих документах:
1) Конвенция о правах ребенка;
2) Закон об образовании РФ;
3) Конституция РФ.
4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»
Закон об образовании РФ предусматривает:
1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.
2) Обнародование Стандарта в 2013 году.
4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;
5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ;
6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;
7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.
Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.
ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .
До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.
Основные понятия ФГОС ДО:
1) Единство образовательного пространства:
Обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;
2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)
3) развивающая предметно-пространственная среда;
4) социальная ситуация развития.
Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?
2 группы требований:
— к структуре ООП;
К условиям реализации ООП;
— 10 образовательных областей;
80%- обязательная часть программы;
20% — вариативная
ФГОС ДО
3 группы требований
К структуре ООП;
К условиям реализации ООП;
— к результатам освоения ООП
5 образовательных областей:
Физическое развитие
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное);
Речевое развитие
60%- обязательная часть программы;
40% — вариативная
В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка — сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы — Стандарт реализован.
Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:
1) Пространственно-временные- пространство и игрушки;
2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.
Главное условие – численность детей в группе.
Какие же требования предъявляются к условиям:
1) Психолого-педагогические;
2) Кадровые;
3) Материально-технические;
4) Финансовые;
5) К предметно-развивающей среде.
Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.
Оценка профессиональной деятельности педагога:
— динамика развития интегративных качеств педагога;
— положительное отношение ребенка к детскому саду;
Высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
Требования к результатам освоения программы:
Основной результат – это социализация детей.
1) Результат социализации;
2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.
ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) .
Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:
* Инициативность
* Самостоятельность
* Уверенность в себе
* Воображение
* Физическое развитие
* Волевые усилия
* Любознательность
* Интерес ребенка.
Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.
Что же будет оцениваться:
1) Педагогический процесс;
2) Условия (социальная ситуация развития) ;
3) Педагогические кадры.
Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.
Требования к структуре ООП.
ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.
ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.
ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.
Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.
1) Варианты сетки занятий;
2) Парциальные программы;
3) Формы планирования;
4) Режим дня, жизнедеятельности;
5) Методическое обеспечение;
6) Учебный план;
7) Мониторинг.
Готовность ДОО к введению ФГОС ДО
1) Разработана и утверждена ООП ДОО;
2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;
3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;
4) Определен перечень парциальных программ;
5) Разработаны локальные акты;
6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;
7) План методической работы к введению ФГОС ДО;
8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;
9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.
Уважаемые коллеги! Мною разработана анкета для педагогов по теме ФГОС ДО.
Цель данного анкетирования: выявить представления педагогов о ФГОС ДО.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Что такое ФГОС ДО? Когда вступил в силу? Чем обусловлена разработка данного документа – ФГОС ДО? На каких документах основан ФГОС ДО? Какие права граждан закрепляет ФГОС ДО? Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО? С учетом чего должны реализовывать ФГОС ДО дошкольные образовательные организации? Принятие стандарта приведет к росту социального статуса (укажите) :
* — детства
* — семей
* — дошкольных учреждений
* — воспитателей
Как будет называться образовательная деятельность после введения ФГОС ДО:
1) занятие
Что позитивное, по вашему мнению, из ФГТ перешло во ФГОС ДО?
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Татьяна Карпина
Опыт реализации ФГОС в ДОУ
Понимая актуальность введения ФГОС ДО , я решила изменить свою профессиональную позицию педагога и совершенствовать и пополнять знания.
Прошла курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы ДО в условиях введения в ФГОС ДО » . В нашем детском саду был разработан план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На основании этого плана я наметила для себя свой план по самообразованию. Надо было всё понять, осмыслить, было трудно. Я изучала нормативные документы как самостоятельно, так и на педсоветах, на совещаниях при заведующем. На одном из педсоветов подготовила доклад «План работы воспитателя в дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС ДО ». В детском саду мы внесли изменения в ООП ДО и каждый педагог разработал рабочую программу для своей возрастной группы, которая не ставит воспитателя в жесткие рамки, а дает возможность проявлять свое творчество, работать, учитывая пожелания родителей и интересы детей.
В соответствии с новыми требованиями я пересмотрела систему планирования воспитательно - образовательной работы (схема написания плана была принята на педсовете) . При планировании соблюдаю комплексно - тематический принцип. Действительно, при таком подходе дети получают знания непосредственно, ненавязчиво. Вот, например, тема в подготовительной группе «Космические просторы» . Я читала детям книги о космосе, о Солнце, о планетах, о космонавтах; мы смотрели презентации «Покорение космоса» , «Созвездие Большой и Малой Медведицы» , «С. П. Королев» и другие. Мы рисовали, лепили, конструировали на космические темы; разучивали и прослушивали песни «Полёт на луну» , «Знаете, каким он парнем был» ; отгадывали космические загадки; раскрашивали готовые картинки о космосе. Проводили подвижные игры и игры - соревнования «Ракета» , «Космонавты и инопланетяне» , «Построй ракету из модулей» , «Чья ракета быстрей долетит» ; я создавала условия, побуждающие детей играть в сюжетно – ролевые и строительные игры на космические темы. Итоговым мероприятием стал музыкально-спортивный досуг «Ждут нас быстрые ракеты» . Эта тема у детей вызвала большой интерес. Они много рассказывали дома о космосе, и было приятно услышать признание от родителей : «Наши дети знают больше нас» . Одна девочка сказала : «Татьяна Александровна, скажите моим родителям, что есть такой космонавт Гречко, и он любит бывать в Нижнем Новгороде». При разработке этой темы и других, мне очень помогло сотрудничество с районной детской библиотекой. Работники библиотеки приносили в группу подборку книг и журналов на интересующую нас тему, совместно с ними мы проводили викторины и смотрели презентации.
Я считаю, что значительную помощь педагогу оказывает интернет и мультимедийное оборудование, которое есть в нашем детском саду. Это тоже важное условие для реализации ФГОС ДО . Коллективом создана копилка презентаций по темам, есть развивающие компьютерные игры.
При комплексно-тематическом планировании осуществляется интегрирование пяти образовательных областей. Это способствует развитию детей. После изучения темы заполняю мониторинговую карту. Такая оценка необходима в первую очередь мне для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей.
В работе с родителями стараюсь использовать новые формы, но не забываю и такие испытанные, как наглядно-информационные средства, родительские собрания, анкетирование. Наглядная информация в родительском уголке и на сайте детского сада позволяет родителям объективнее увидеть мою работу.
В нашем детском саду (и в моей группе) сложились свои традиции, и родители принимают активное участие в мероприятиях. Это и выставки совместных творческих работ родителей и детей : я проводила выставки «Воспоминание о лете» , «Дары осени» , «Новогодняя игрушка» , «Новогодняя открытка» , «Волшебная снежинка» , «У мамы золотые руки» , «Этих дней не смолкнет слава» и другие. Проведение спортивных праздников и развлечений, где родители становятся участниками, а не зрителями (досуги «Вместе с папой» , «Вместе с мамой» , «Мы едем, едем в далекие края» и другие) еще больше сближает семьи. Сколько радости в глазах детей! Как они гордятся своими родителями! Ведь родители - самые главные люди в жизни детей.
Хочется ещё рассказать о небольшой традиции именно моей группы. К таким праздникам, как «День матери» , «8 Марта» , «23 февраля» мы учим всей группой стихотворение, и когда дети вручают подарки, они поздравляют родителей в стихотворной форме. Я уверена, что любовь к Родине начинается именно с любви и уважения к своим родителям.
В работе с семьей я использовала и метод проектов. Были реализованы следующие проекты : «Весна-красна» , «Моя семья» , «Безопасная дорога в школу» , «Знакомим детей с творчеством Виталия Бианки» (в подготовительной группе, «Воспитание культурно- гигиенических навыков» (первая младшая группа) . Участие родителей в выставках, праздниках, проектах позволило мне более эффективно влиять на развитие положительной «семейной педагогики» .
Очень мне нравится такая форма работы, как индивидуальные беседы. Родители видят, что я знаю их ребенка, переживаю за него, вижу его положительные стороны, обращаю внимание на слабые места, советую, как добиться лучшего результата, и радуюсь за каждый даже маленький успех малыша. На родительских собраниях педагог лишен возможности поговорить «глаза в глаза» с мамой или папой ребенка, тем более неэтично обсуждать проблемы семьи в присутствии других родителей.
Фотоотчеты о проведенных мероприятиях, фотогазеты, выставки детских работ («Портрет мамы» , «Портрет папы» и т. д.») информируют родителей о жизни в группе, ведь недаром говорят : лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Имеются также перспективы взаимодействия с родительской общественностью посредством сайта МДОУ д/с «Колосок» , где есть страничка нашей группы. Но необходимо отметить, что организация взаимодействия с семьёй - работа непростая, не имеющая готовых рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником для семьи
Ещё одно важное условие для реализации ФГОС в ДОО – это создание развивающей предметно-пространственной среды. Она способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей и интересов. При оформлении групп я опираюсь на требования ФГОС и учитываю методические рекомендации, данные в учебно-методическом пособии авторов Карабановой О. А., Алиевой Э. Ф. и др. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО », стараюсь создать условия для полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых. В подготовительной группе мы условно выделили зону сюжетно-ролевых игр, центр строительства, центр «Азбука безопасности» , «Спорт - это жизнь» , «Мы патриоты» , «Экология и экспериментирование» , центр «Развивайка» и «Читайка» , центр «Творчество» . Интеграция зон при размещении игрового материала обеспечивает реализацию актуальных потребностей детей, свободу выбора детской деятельности. Стараюсь, чтоб у детей была возможность двигательной активности, а также возможности для уединения : игровая зона есть в спальной комнате, были созданы условия для уединения детей в раздевалке. Большую помощь в создании среды мне оказали родители. Для детей они шили и вязали (одежда для кукол, кукольное постельное бельё, костюмы для сюжетно-ролевых игр, делали дидактические пособия по математике, по сенсорике (панно для развития мелкой моторики, различные макеты. Насыщенная предметно-пространственная среда создавалась в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием Программы. Самоанализом своей деятельности в этом направлении считаю свое участие в конкурсе среди педагогов района «Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО » в 2015 году.
В детском саду во все группы приобретены многофункциональные стеллажи, передвижные ящики на колесиках, детская современная мебель, новые игрушки и дидактические пособия. Все это обеспечивает комфорт, удобство и безопасность, а так же мобильность. Мы обновляем среду в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов детей.
В заключении хочу сказать, что работа в соответствии со Стандартом, активизировала у меня стремление к повышению своего профессионального мастерства, к освоению новых технологий. Я всегда эффективно использовала игровые технологии в педпроцессе, теперь более уверенно применяю ИКТ технологии, активно стимулирую детей на поиск, и исследовательская, творческая деятельность теперь важная часть моей работы. Наши родители стали активными участниками образовательного процесса.
Но наряду с положительными моментами я вижу следующие проблемы :
1. Отсутствие по некоторым направлениям учебно-методических разработок и материалов в соответствии с ФГОС .
2. Противоречия в разработке мониторинга образовательного процесса, трудоемкость процесса создания индивидуальных образовательных маршрутов.
3. Проблема в организации предметно-пространственной среды с учётом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку.
4. Я вижу, что задумка по введению ФГОС ДО имеет правильную цель. Немало мудрых тезисов о развитии личности ребенка, об индивидуальном подходе прозвучало в этом документе. Очень радует возврат к значимости игровой деятельности как ведущей для дошкольника. Поэтому, хочется верить, что будет выработана и разумная система требований к работе педагога. Но как это получится, пока трудно сказать.
Приказ Минобрнауки РФ от г «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года от 23 ноября 2009 г. 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20 июля 2011 г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Повышение социального статуса ДО Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ) Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения… Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Направления развития ребенка дошкольного возраста Образовательные области в ФГТ Образовательные области в ФГОС ДО Социально- коммуникативное развитие Социализация Социально- коммуникативное развитие Труд Безопасность Познавательно- речевое развитие Познание Познавательное развитие Чтение художественной литературы Речевое развитие Коммуникация Физическое развитие Физическая культура Физическое развитие Здоровье Художественно- эстетическое развитие Художественное творчество Художественно- эстетическое развитие Музыка
В 2014 году коллектив МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» приступил к внедрению и реализации ФГОС ДО.
Период внедрения ФГОС ДО - 2014-2016 г.г.
Реализация ФГОС ДО осуществляется через:
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС:
Создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ:
Федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС ДО:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Локальные акты ДОУ по введению ФГОС ДО:
1. Приказ № 65 от 25.08.2014 г. « О подготовке к внедрению ФГОС ДО МДОУ детский сад № 42»Чебурашка»
2. Приказ № 133/1от 15.09.2014 г « Об утверждении рабочей группы по внедрению ФГОС ДО МДОУ детский сад № 42 «Чебурашка» .
3. Приказ № 22/1 от 19.02.2015г. «О создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» на основе ФГОС ДО».
4. Приказ № 133/1 от 15.09.2014г. «Об утверждении плана –графика мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС ДО. Плана-графика повышения квалификации педагогов МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» в рамках подготовки внедрения ФГОС ДО.
Кроме этого, проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС ДО:
1. Моделирован учебный план ДОУ с учетом методических рекомендаций и социального запроса родителей воспитанников;
2. Внесены изменения в коллективный договор (в локальные акты, которые регламентируют стимулирующие и компенсационные выплаты педагогам в связи с переходом на ФГОС).
Выводы по итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО:
1. Педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ДОУ на работу по ФГОС (Протоколы заседания Рабочей группы за 2014 , 2015 год)
2. Разработаны необходимые для реализации ФГОС ДО локальные документы.)
3. В план внутрисадового контроля ДОУ на 2014-2015 уч. г. были включены мероприятия по контролю введения ФГОС (Тематический контроль «Создание условий для внедрения ФГОС»).
Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС.
В течение 2014 и 2015 года было организовано методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС:
1. Осуществляется диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (в свете введения ФГОС ДО) и внесение изменений в план курсовой подготовки ОУ;
2. Проведен анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.
3. Комплектование библиотеки ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.
4.Организация совместных мероприятий с средней школой № 13 - составление плана взаимодействия на на 2014-15 уч.год с включением проработки преемственности ФГОС НОО и ДО (Выступление учителя начальных классов Важнова Л.В. с презентацией "Преемственность между школой и ДОУ в свете введения ФГОС ДО")
Кадровое обеспечение введения ФГОС в ОУ.
1.Должностные инструкции работников ДОУ приведены в соответствие с ФГОС и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников"».
2.Разработан перспективный план работы на 2014-2016гг. по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников.
Вывод по итогам реализации кадрового обеспечения введения ФГОС ДО: в детском саду подготовлена необходимая документальная база организации повышения квалификации педагогических работников.
Информационное обеспечение введения ФГОС в ДОУ.
В 2014-2015 гг. проводились консультации для родителей «ФГОС в образовательном процессе», « Работаем по новому. ФГОС ДО», где родителям (законным представителям) была представлена информация о переходе ДОУ на первую ступень образования, о введении ФГОС ДО, представлена программа действий по реализации стандарта.
Информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через информационные стенды, сайт.
Вывод по итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в ДОУ происходит в полной мере, организовано ознакомление педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников с особенностями организации образовательного процесса в ДОУ с введением ФГОС.
Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС ДОУ:
1. Продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного процесса по вопросам введения и реализации ФГОС.
2. Обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС ДО, опубликовывать на сайте ДОУ.
3. Фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения воспитанниками ООП
Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:
1. Использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;
2.
Ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды;
Осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения;
3. Возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами.
На основании введения проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в МДОУ № 42 «Чебурашка» проведены следующие мероприятия:
1. Старшим воспитателем разработан проект методического сопровождения педагогов при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Составлен план изучения педагогами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В соответствии с ним в детском саду проведены следующие мероприятия:
Установочный педагогический совет № 1 от 26.08.2014 г. на котором педагоги ознакомились с проектом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Оформлены стенды для педагогов «Изучаем Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » и родителей «Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?»;
Заседание методического объединения ДОУ № 1 от 25.09.2014г на тему «Обсуждение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Обучающий семинар «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в ДОУ»
Для выполнения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в детском саду организованы следующие мероприятия:
Разработано «Положение о методическом сопровождении введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Педагоги ознакомились с приказом № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», провели сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО;
Составлены «Дорожная карта» и план сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
Старший воспитатель А.А.Манойлович прошла обучение на краткосрочных курсах»Деятельность старшего воспитателя по усовершенствованию работы в ДОУ»-72ч, «Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»-72ч, «Управление конфликтами в педагогических учреждениях»-72ч
На заседании педагогического совета № 2 от 27.11.2014 г. ознакомила педагогов с художественно-эстетическим развитием воспитанников в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Семинар-практикум «Предметно- развивающая среда в группе и ее влияние на развитие творческой деятельности ребенка»
Организована работа постоянно действующего семинара «Введение ФГОС ДО»;
Внесены изменения в нормативно-правовую базу;
Проведен предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В соответствии с планом действий по обеспечению введения ФГОС ДО от 31 декабря 2013 года и приказа Министерства образования и науки Московской области «Об обеспечении введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду проведены следующие мероприятия:
Создана рабочая группа по введению ФГОС ДО;
На педагогическом совете № 2 от 27.11.2014г принят план-график курсовой подготовки педагогов по вопросам введения ФГОС ДО и составом рабочей группы по введению ФГОС ДО
На педагогическом совете № 3 от 19.02.2015 г педагоги ознакомилось с комментариями к ФГОС ДО.
Воспитатель Карпова А.М. прошли курсы повышения квалификации (72ч) по теме «Профессиональная компетентность воспитателя в свете требований ФГОС дошкольного образования»(72 часа), «Методика экологического воспитания дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (72 часа)
воспитатель Кузнецова И.В. прошла курсы повышения квалификации (72ч) ««Профессиональная компетентность воспитателя в свете требований ФГОС дошкольного образования(72 часа), «Методика экологического воспитания дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (72 часа)
В апреле-мае 2015 года проведен мониторинг готовности педагогов и ДОУ к введению ФГОС ДО;
На итоговом заседании педагогического совета были подведены итоги I этапа введения ФГОС ДО;
На сайте ДОУ размещена информация по ключевым позициям введения ФГОС ДО.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что все запланированные мероприятия выполнены. Педагогический коллектив, в основном, ориентируется на Стандарт и готов к перестроению воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ним.