Рим vs Галлия: украденная история кельтов. Проникновение кельтов в Подунавье и на Балканы

Античная цивилизация зародилась в прибрежных областях Средиземного моря. В географическом плане Средиземноморье представляет собой единый ландшафт, который состоит из зажатых горами прибрежных долин, являвшихся центрами земледелия и городского образа жизни. От центральной части Европейского континента оно отделено естественными барьерами в виде горных систем - Балканами, Альпами, Пиренеями.

Имея довольно полное представление о других народах Средиземноморья, греки и римляне слабо представляли себе мир за его пределами. Его обитателей они считали дикими варварами и обычно не удостаивали своим интересом. Будучи плохо информированными о том, что происходит в землях варваров, они оказались застигнутыми врасплох, когда оттуда на них надвинулась военная угроза в лице многочисленных кельтских племен. О том, откуда и зачем пришли в Средиземноморье кельты, рассказывает первая статья нового цикла.

Кельты глазами древних греков

Одним из первых среди греческих авторов об обитателях центральной и западной части Европы упоминает Геродот (485–425 годы до н.э.). Рассказывая в своём повествовании об истоках Истра (Дуная), он сообщает, что верховья реки находятся у подножия гор, где живут кельты, самый западный народ Европы. Согласно Геродоту, кельты живут также в Иберии за Геракловыми столбами по соседству с лигурами-кинетами.

Карта мира, каким видели его Геродот и другие греческие авторы в середине V века до н. э.

Такая картина расселения кельтов характерна также и для более поздних греческих авторов. Эфор (405–330 годы до до н.э.) упоминает страну кельтов «Кельтику» на дальнем западе континента. Тимей (350–250 годы до н.э.) пишет о том, что кельты живут на берегу Океана и что в него впадают стекающие с гор реки Кельтики. Он также впервые упоминает о кельтиберах, народе, возникшем в результате смешивания кельтов и иберов. В целом, греки в это время считали кельтов крупнейшим варварским народом, жившим в области, простиравшейся от северных склонов Альп и истоков Дуная до западного окончания континента.

Одним из первых греческих авторов, сообщивших о военных походах кельтов, стал Гераклид Понтийский (388–310 годы до н.э.). В своём сочинении, не сохранившемся до нашего времени и известном нам лишь из упоминания о нём Плутарха (50–120 годы до н.э.), он сообщал о том, как варварское войско, явившееся из страны гипербореев, захватило и разрушило греческий город Рим, лежащий где-то на Великом море. Это сообщение, в котором правда и выдумка сливаются самым непостижимым образом, является хорошим отражением того, как слабо греки в это время представляли себе мир, лежавший за пределами их собственного.

Аристотель (384–322 годы до н.э.), по словам того же Плутарха, также имел сведения о взятии Рима кельтами. Кроме того, Феопомп (376–315 годы до н.э.) упоминал о кельтах в Подунавье, которые в 359–358 годах до н.э. одолели живших здесь иллирийцев, отравив им еду. Известен также факт кельтского посольства к Александру Македонскому в 335 году до н.э., если, конечно, он не является выдумкой более поздних авторов.

Появление кельтов в Италии

Для римлян первым опытом знакомства с кельтами, или галлами, как называли их жители Вечного города, стало галльское вторжение в северную Италию и взятие самого Рима. Из-за утраты более ранних рассказывавших об этом событии источников определяющим дату этого события является указание Полибия (200–118 годы до н.э.), который датирует его девятнадцатым годом после битвы при Эгоспотамах. Это соответствует 387 или 386 годам до н.э.


Культовая повозка VII века до нашей эры, найденная в богатом погребении у Стреттвег, Австрия. Многофигурная композиция, возможно, изображает ритуал плодородия

Римский историк Тит Ливий (59 год до н.э. – 17 год н.э.) придерживается датировки этого события 390 годом до н.э. Однако современные авторы считают это результатом допущенной Ливием ошибки хронологии и обычно придерживаются полибиевой датировки.

Рассказывая об этих драматических событиях, Полибий исходит из того, что галлы появились в северной Италии лишь незадолго до этого времени. Прежде чем напасть на Рим, они нанесли поражение этрускам и захватили их владения в долине Пада (По).

Той же хронологии придерживались Диодор Сицилийский (90–30 годы до н.э.), Аппиан (100–180 годы до н.э.) и другие греческие и римские авторы. Корнелий Непот (99–24 годы до н.э.), которого цитирует Плиний Старший (23–79 годы н.э.), даже датирует победу галлов над этрусками и последовавшее за ней разрушение богатого города Мельпума тем же самым днём и годом, когда римляне захватили Вейи, т.е. 396 годом до н.э.

Иной точки зрения на последовательность событий придерживается Тит Ливий. Победу галлов над этрусками и последовавшее за ней нападение на Рим он считает лишь очередным эпизодом в длительном процессе галльского проникновения за Альпы. Ему предшествовали более ранние контакты и, возможно, более ранние миграции. О первом появлении галлов в Италии он пишет:

«Совершенно ясно, что осаждавшие Клузий не были первыми, кто перешел через Альпы. Ведь галлы пришли в Италию еще за двести лет до осады Клузия и взятия Рима; воинства же галльские сражались сперва не с этими этрусками, но еще много прежде они нередко сталкивались с теми из них, что жили между Апеннинами и Альпами».

«Когда в Риме царствовал Тарквиний Древний, высшая власть у кельтов, занимавших треть Галлии, принадлежала битуригам, которые давали кельтскому миру царя. В доблестное правление Амбигата и сам он, и государство разбогатели, а Галлия стала так изобильна плодами и людьми, что невозможно оказалось ею управлять. Поскольку население стремительно увеличивалось, Амбигат решил избавить свое царство от избытка людей. Беловезу и Сеговезу, сыновьям своей сестры, он решил назначить для обживания те места, на какие боги укажут в гаданиях. Они могли взять с собой столько людей, сколько хотели, дабы ни одно племя не было в состоянии помешать переселенцам. Тогда Сеговезу достались лесистые Герцинские горы, а Беловезу, к огромной его радости, боги указали путь в Италию. Он повел за собой всех, кому не хватало места среди своего народа, выбрав таких людей из битуригов, арвернов, сенонов, эдуев, амбарров, карнутов и аулерков».

Кельтский воин, бронзовая статуэтка из южной Франции, V век до н.э.

Некоторое время кельты находились в стране трикастинов между Альпами и Пиренеями, а затем через западноальпийские перевалы перешли горы и оказались в туринской области в Италии. Здесь они сразились с этрусками на реке Тицине, разбили их войско и изгнали из занимаемой ими страны.

Развитие археологии

Историки-классики XIX – начала ХХ веков., в том числе великий Теодор Моммзен, при изложении римской истории V–IV веков до н.э. были вынуждены опираться на данные античной повествовательной традиции, в этом вопросе зачастую фрагментарные и, увы, далеко не всегда достоверные.

Поскольку археология в это время делала лишь свои первые шаги, проверить достоверность свидетельств античных источников было попросту нечем. Благодаря её бурному развитию в середине – второй половине ХХ века наши знания о древнейшем прошлом европейского континента значительно увеличились.

Неуверенные поиски и первоначальные догадки постепенно уступили место систематическому изучению, в процессе которого были сделаны попытки восстановить утерянную доисторию западной и центральной Европы в древности. Полученная таким образом информация позволяет нам в числе прочего корректировать некоторые старые выводы, сделанные преимущественно на основе толкования античных текстов.

Галльштаттская культура

Время, когда кельты попадают в поле зрения античной исторической традиции, совпадает со значительными изменениями, происходившими в их обществе и культуре. Согласно оценкам археологов, период между 650 и 475 годами до н.э. связан с последней стадией развития Галльштаттской культуры раннего Железного века.


Галльштаттское оружие: бронзовые и железные мечи, наконечник копья и щиты

Своё название она получила от могильника близ Галльштатта в Юго-Западной Австрии, где в середине XIX века были проведены первые крупномасштабные раскопки, ознаменовавшиеся обнаружением более 2 тысяч погребений с богатыми приношениями, датируемые VIII–V веками до н.э. Сходные погребальные практики и материальные артефакты впоследствии были обнаружены в других частях европейского континента, что позволило исследователям объединить их под общим названием Галльштаттской культуры.

В период максимального расцвета её ареал распространялся на огромном пространстве центральной и западной Европы, включая юг Германии, Швейцарию, Францию, северную часть Балканского полуострова, значительную часть Испании и Британии. Исследователи выделяют внутри ареала Галльштаттской культуры ряд географических регионов, где её развитие протекало с местными особенностями. С исторической точки зрения важно различать две главные области: восточно-галльштаттскую (от восточных предгорий Альп до Карпатской котловины и берегов Адриатики) и западно-галльштаттскую (южно-немецкую, швейцарскую и западно-французскую). Поскольку основные центры Галльштаттской культуры находятся в тех местах, где античные авторы размещали кельтов, современные исследователи сходятся в том, что её основными носителями в западно-галльштатском ареале являлись кельты или, по крайней мере, протокельты, а на Балканах - также иллирийцы и фракийцы.


Ареал Галльштаттской культуры с выделением западного и восточного её ареала

Галыштаттская эпоха характеризуется высоким уровнем развития металлургии с постепенным ростом применения железа, из которого изготавливались оружие и основные ремесленные инструменты. Среди наиболее характерных находок встречаются железные мечи с клинком, расширяющимся в средней части, и рукоятью с антенновидным навершием. Такая форма подражает более ранним моделям, отливавшимся из бронзы. Также найдено много кинжалов, топоров, ножей, железных и медных наконечников копий.

К числу украшений относятся фибулы – очкообразные, арбалетовидные, змеевидные, украшенные фигурками зверей или плоскими привесками в виде треугольников, – бронзовые накладки на пояса с выбитыми изнутри выпуклыми узорами, а также шейные гривны и браслеты. Большинство украшений сделано из бронзы, но изредка встречаются вещи из золота, стекла, янтаря и слоновой кости. Серебро встречается очень редко.

Галльштаттская керамика довольно однообразна в различных регионах. Большинство сосудов изготавливалось вручную, без помощи гончарного круга. Поверхность сосудов имеет характерный черный блеск и украшена характерным геометрическим орнаментом в виде перевёрнутых треугольников, заштрихованных косыми клетками ромбов, и рядов очень сложных меандров, сделанных белой, красной и чёрной красками.


Реконструкция княжеского погребения галльштаттской эпохи. Тело покойника уложено на погребальной повозке рядом с оружием и богатыми приношениями. Археологический музей, Бонн

Характерной чертой погребального обряда становится распространение курганных захоронений, через юг Германии и северо-запад Швейцарии постепенно доходящих до восточной Франции. Курганные насыпи, которые иногда достигают огромных размеров, сооружались кельтами над просторными погребальными камерами со стенками, обложенными деревом. Вместе с телом покойного внутри камеры обычно находят остатки четырёхколёсных повозок, а также роскошную конскую упряжь с бронзовыми накладками, меч в бронзовых ножнах и пиршественные принадлежности (столовая утварь и приборы, рога для питья, котлы, керамические сосуды).

Инвентарь роскошных «княжеских» погребений свидетельствует о далеко зашедшей социальной дифференциации и необычайной роскоши, которой при жизни окружала себя знать. Эти погребения содержат множество золотых изделий: широкие браслеты со штампованным орнаментом, височные подвески, шейные гривны. Золотом украшались эфесы мечей и антенны кинжалов, и даже на самом железном клинке выполнялась инкрустация в виде золотых кружков.

Многие вещи из кельтских погребений являются драгоценными импортами, прибывшими издалека в результате торговых сношений, в которые была вовлечена захоронённая в курганах галльштаттская знать. Таковы различной формы фибулы, браслеты, подвески и т.п. Среди импортных материалов, кроме янтаря, встречаются слоновая кость (для бус, колец и украшения рукоятей мечей и кинжалов), средиземноморские кораллы (для бус и вставок в металлические изделия) и стекло.

Торговые связи и галльштаттские элиты

В поздний период центром Галльштатской культуры были южная Германия наряду с восточно-альпийским регионом, Чехия и, со временем во всё большей и большей мере, земли к западу от Рейна на территории современной северо-восточной Франции. Здесь находятся остатки наиболее крупных городищ, являвшихся центрами прилегающих территорий, а также укреплённые наподобие замков резиденции знати и примыкающие к ним курганные могильники, в которых с большой роскошью хоронили их хозяев.


Кельтские вожди с оружием и снаряжением галльштаттской и ранне-латенской эпохи

Одним из наиболее известных памятников северо-альпийской зоны является городище Хохен Асперг, возле которого было обнаружено богатое погребение князя из Хохдорфа; западной зоны – городище в Мон Лассу в истоках Сены с примыкающим к нему княжеским могильником в Виксе. В территориальном плане этот регион располагался на водоразделе речных систем Роны, Соны, Сены, верхнего Рейна и Дуная, вдоль которых осуществлялась торговля между богатыми месторождениями золота, серебра, олова, свинца и меди регионами атлантического побережья и потребляющими их во всё более возрастающих количествах средиземноморскими промышленными центрами.

Помимо слитков драгоценных металлов и бронзы в число перевозимых товаров входили также соль, кожи, меха, шерсть и рабы. За эти товары греческие и этрусские торговцы главным образом расплачивались вином. Остатки средиземноморской керамики, найденной как на городищах, так и в составе инвентаря княжеских погребений, подтверждают слова греческих и римских авторов о слабости, которую кельты питали к этому плоду средиземноморской цивилизации. Резкое увеличение количества находок свидетельствуют о значительном расширении такого рода контактов со второй четверти – середины VI века до н.э.


Одним из наиболее роскошных галльштаттских погребений является захоронение «княгини из Викса» около 500 года до н.э. из департамента Кот-д’Ор, северо-восточная Бургундия. Она содержит богатые находки, в том числе большое количество ювелирных изделий и бронзовый кратер греческого происхождения 1,63 м в высоту

В хронологическом плане этот процесс совпадает с основанием греками-фокейцами колонии Массалии (Марсель) около 600 года до н.э., после которого коридор Рона – Сона стал важнейшей осью коммуникации между средиземноморским и внутренним регионами европейского континента. Помимо греческих, им пользовались также и этрусские торговцы, о чём свидетельствует большое число находок бронзовых сосудов этрусского производства, датируемых временем между 540 и 480 годами до н.э.

Эти находки следует отличать от, собственно, этрусской торговли, которая расцвела в самом конце галльштаттского периода между 480 и 450 годами до н.э. и стала результатом начала колонизации этрусками долины По в северной Италии и появления там этрусских поселений. Эта торговля осуществлялась преимущественно через область западно-альпийских перевалов (Сен-Готард, Монженевр, Большой и Малый Сен-Бернар). Посредниками в ней служили лигуры, носители археологической культуры Голасекка на востоке Ломбардии, Пьемонта и швейцарского кантона Тичино. О связях жителей этих территорий с населением трансальпийских регионов свидетельствуют предметы материальной культуры, такие как оружие и украшения, а также обычай использования погребальных повозок в захоронениях местной знати в Сесто Календе и Каса Морта.

Конструктивные элементы повозки из последнего погребения имеют сходство с несколько более ранней по времени повозкой из Викса. С другой стороны, женщина из княжеского погребения Викса, по мнению антропологов, сама происходила откуда-то из альпийской области северной Италии. Эти и другие признаки свидетельствуют о наличии постоянных культурных контактов между населением по обе стороны Альп в течении длительного периода. Наличие соответствующих связей, с одной стороны, облегчило этрусское торговое проникновение в трансальпийский регион после 480 года до н.э., а с другой стороны –обусловило движение в обратном направлении, которое в итоге привело к появлению кельтов на севере Италии.

Конец галльштаттской эпохи и ранний Латен

Во второй четверти V века до н.э. на территории европейского континента к северу от Альп произошёл ряд кардинальных изменений, связанных с переходом от Галльштаттского к Латенскому периоду Железного века. Этот переход хорошо заметен на примере эволюции предметов материальной культуры и изменения художественного стиля, однако связанные с ним социальные и политические трансформации остаются не вполне понятными до сих пор.

В территориальном плане политические центры Латенского времени смещаются ещё далее на северо-запад к среднему течению Рейна, Марны, Мозеля, Майна и Неккара. При этом старые центры, расположенные в верхнем течении Дуная, в это время не просто приходят в упадок, но явно оказываются разрушенными. Значительно сокращается зона пышных захоронений знати, которые сменяются относительно бедными грунтовыми могильниками.

Количество средиземноморских импортов в составе погребальных комплексов также значительно уменьшается. Вместо предметов демонстративного потребления и драгоценных украшений в могильники помещается оружие (меч, копьё, иногда щит), вместо четырехколёсной погребальной повозки – двухколёсная боевая колесница. К настоящему времени обнаружено более 200 подобных погребений с колесницами. Эти изменения, которые одновременно прослеживаются от Шампани по всей северной Франции до самого Рейна, отражают возросшую милитаризацию общества и фрагментацию традиционной политической структуры.


Поздний Галльштатт, ранний Латен с направлениями будущих кельтских миграций

По поводу причин и характера происходящих в это время изменений высказывались разные мнения. Некоторое время назад они объяснялись проникновением на территорию центральной и западной Европы новых групп населения с востока. В наше время эта точка зрения полностью отброшена, ибо сегодня ясно, что переход от раннего к позднему Железному веку связан не с миграциями, а с какими-то внутренними конфликтами и неурядицами.

Поскольку новый тип захоронений впервые появляется в отдалённых районах, мало затронутых средиземноморскими влияниями, и лишь затем проявляется в центре кельтского мира, было высказано предположение о том, что события V века до н. э. представляют собой реванш периферийных обществ, в течение длительного времени находившихся в зависимости от западно-галльштаттских политических центров, но постепенно развивших собственную склонность к южной роскоши.

Во главе этих обществ стояли военные вожди, власть которых основывалась на одержанных на поле боя победах и на захваченной во время набегов добыче. Они могли вовлекать целые племена в разбойничьи походы, что позволяет вспомнить рассказанную Титом Ливием легенду о Беловезе и Сеговезе, беспокойных племянниках царя Амбиката. Их набеги вполне могли вызвать дестабилизацию и разрушение старой политической системы, за которым произошло изменение направлений торговых потоков.

Итогом миграционных процессов, сопровождавших распространение латенской культуры на большую часть европейского континента, стали хорошо документированные вторжения кельтов, затронувшие италийские, а позже также греческие центры античной цивилизации.

Литература:

  1. Биркхан Г. Кельты. История и культура. М., 2007.
  2. Коллис Дж. Кельты: истоки, история, миф. - М., 2007.
  3. Пауэлл Т. Кельты. Воины и маги. М., 2003.
  4. Широкова Н. С. Переселения кельтов // Город и государство в древних обществах. Л., 1982.
  5. Филлип Я. Кельты и кельтская цивилизация. Прага. 1961.
  6. Collis, J. R. The European Iron age. London, 1984.
  7. Cunliffe B. Ancient celts. Oxford, 1997.

По мере того как ледник уходил на запад, Европа стала заселяться людьми. Естественно, освоение началось с прибрежных зон. Отличительной особенностью колонизации Европы было то, что переселенцы приходили на пустые земли. Во всех остальных местах религиозные воины русы создавали особый тип государств, который Лев Гумилев назвал химерой. Русы становились религиозной властной кастой. В некоторых случаях местное население быстро перенимало у русов принесенные ими знания и через прошествие нескольких веков, когда высшее сословие сливалось с потомками местных женщин, продолжало свой самостоятельный путь, дольше других сохраняя своеобразие мироощущения ариев. К примеру, в Китае и Японии сохраняется культура монахов-воинов, сохраняются традиции в монастырях на Тибете. Да и знаменитые японские самураи, как мы уже говорили, донесли традиции и мировоззрение русов практически до современности, хотя и утеряли или не смогли перенять алфавит.
В Европе было все иначе. Сначала была освоена прибрежная полоса Средиземного моря. Мы уже писали, что реконструировать события, предшествующие возникновению средиземноморской цивилизации, можно следующим образом. Различные племена ариев расселяются на узкой прибрежной полосе Средиземноморья. Их называют пеласгами.

Они заселяют Грецию и Палестину. Племя ариев под названием кимвров или киммерийцев образует Трою. Кстати, в Тверской области есть город Кимры, который входил в земли древней Гипербореи. Волхвы новой империи Арата, будучи астрологами и мистиками, скопировали карту Гипербореи и таким же образом оборудовали новое государство. Поэтому так много совпадающих названий на севере и юге России. Вся история современной цивилизации - это клонирование Гипербореи. Чем более древняя история, тем больше похожа копия на первоначальный образец. Арата была всего лишь второй копией.
После падения Трои (ориентировочно в XIII в. до н.э.) ее жители переселяются на кораблях сначала на остров Сардинию, а в VII в. до н.э. - на территорию современной Италии. Эта область получает название ЭТРУС, что можно реконструировать как "нет русов". То есть сюда переселились не религиозные воины русы, а рядовые арии. Таким образом, Трою можно считать точкой рождения третьего клона Гипербореи, не связанного мистическими связями с замком Дивногорья. Напомним, что за много веков до этого арийский этнос уже разделился на древнюю Гиперборею, где остались жить германские и финно-угорские племена, и Арату. Теперь возник Рим. История средневековой Европы - это столкновение этих трех клонов арийской общности.
А климат теплел, и в Западной Европе открывались благодатные луга, куда из центральных областей страны хлынули переселенцы. Наученный горьким опытом Трои, замок Дивногорье взял этот процесс под контроль. С переселенцами двинулись волхвы и русы. К тому же роза ветров менялась, южнорусские степи уже не могли прокормить огромный народ Араты. Климат в Западной Европе, наоборот, становился благодатным. В Западной Европе появляются кельты. В митрополии это привело к окончательному запустению центральных областей Араты. Страна, отдавшая все свои молодые силы детям, новым этносам, расселившимся по всему миру, окончательно состарилась. До начала нового этапа собирания земель было еще очень далеко.
Близкие по языку и культуре племена, известные в истории под именем кельтов (это название идет от древних греков, римляне их называли галлами), примерно три тысячи лет назад расселились почти по всей Европе. Их пребывание на континенте отмечено многими успехами в области материальной культуры, которыми пользовались и их соседи.
Герои многих средневековых сказаний: Тристан и Изольда, принц Айзенхерц (Железное сердце) и волшебник Мерлин - все они были рождены фантазией кельтов. В их героических сагах, записанных в VIII столетии ирландскими монахами, фигурируют сказочные рыцари Грааля, такие как Персифаль и Ланселот.

Сегодня довольно мало пишется о жизни кельтов и той роли, какую сыграли они в истории Европы. Больше повезло им в современной развлекательной литературе. Кельтов рисуют эдакими варварами в рогатых шлемах, любителями выпить и полакомиться кабанятиной. Пусть этот образ грубого, хотя и веселого, беззаботного дикаря останется на совести творцов нынешней бульварной литературы. Современник кельтов Аристотель называл их "мудрыми и искусными".
Умелость кельтов подтверждают сегодня археологические находки. Еще в 1853 году в Швейцарии была найдена конская сбруя; искусство, с которым были выполнены ее детали, заставило ученых усомниться: действительно ли она сделана в далекие времена кельтами или это современная подделка? Кельтские мастера были способны на тончайшее исполнение великолепных художественных замыслов.

Уже здесь, в Европе, арии, наследники традиций Араты, продолжают совершенствовать инженерное дело и создавать индустрию.
На территории современной Баварии кельты воздвигли 250 культовых храмов и построили 8 больших городов. 650 гектаров занимал, например, город Кельхайм; другой город, Хайденграбен, был в два с половиной раза больше - 1600 гектаров; на такой же площади раскинулся и Ингольштадт (здесь приводятся современные названия немецких городов, возникших на местах кельтских). Его окружал крепостной вал длиной в семь километров. Это кольцо было идеально с точки зрения геометрии. Древние строители ради точности круговой линии изменили течение нескольких ручьев.
Внутри кельтских городов царило оживление. Профессиональные акробаты и силачи на улицах развлекали горожан. Римские авторы говорят о кельтах как о прирожденных всадниках и все как один подчеркивают щегольство их женщин. Они сбривали брови, носили узкие пояса, подчеркивающие тонкую талию, украшали лицо налобными повязками, и почти каждая имела бусы из янтаря. Массивные браслеты и шейные кольца из золота звенели при малейшем движении. Прически напоминали башни - для этого волосы смачивались известковой водой. Мода в одежде - по-восточному яркой и пестрой - часто менялась. Мужчины все носили усы и золотые кольца на шее, женщины - браслеты на ногах, которые заковывались еще в девичьем возрасте.
У кельтов был закон - надо быть худым, а потому многие занимались спортом. Кому не налезал "стандартный" пояс, того штрафовали.
Женщина пользовалась большой свободой, ей легко было добиться развода и забрать обратно принесенное с собой приданое. В Восточных Альпах кельты добывали соль.
Находки в соляных разработках открывают их таинственный мир. Деревянные лопаты, но вместе с тем железные кирки, обмотки для ног, остатки шерстяных свитеров и меховых колпаков - все это нашли археологи в давно заброшенных штольнях. Среда, в избытке содержащая соль, препятствует распаду органических материалов. Отрезанные кончики колбасы, вареные бобы. Лежанки говорят о том, что люди подолгу не выходили из шахты, спали рядом с забоем. По приблизительным оценкам, в шахте одновременно трудились около 200 человек. В шахтах работали главным образом карлики. Найденная там обувь говорит о том, что здесь трудились люди, размер ноги которых соответствует размеру ноги шестилетнего ребенка современного человека.
В ирландском культовом месте "Эмайн Маха", традиционной для ариев обсерватории, был найден обезьяний череп. Возможно, они так отмечали, в какой стороне света обитают эти животные. Традиции занятий астрологией и математикой еще сохраняются. Это же доказывает, что кельты поддерживают отношения с другими колониями Араты, несмотря на ее медленное угасание. Понятно, что череп обезьяны мог попасть им только из Африки или Индии.
Ряд исторических источников свидетельствует о существовании устойчивой касты жрецов на территории Европы. В традиции Западной Европы волхвы получили наименование друидов.
Большую роль друиды играли как прорицатели будущего. На большинстве территорий они составляли верхний слой общества.
Римские императоры после победы над кельтами сделали их своими данниками, запретили человеческие жертвоприношения, отняли у друидов многие привилегии. Правда, долгое время они еще существовали как странствующие прорицатели.
На 1000 метров подняли кельты свой ритуальный храм в Каринтских Альпах около Магдаленсберга.. Здесь же стояли печи-домны, в которых руда превращалась в металл, здесь находились и кузни, где производились стальные мечи, наконечники копий, шлемы и инструменты. Никто в Западном мире тогда не делал подобного.
Обнаруженные надписи говорят об оживленной торговле сталью с Римом.
Антропологический реактор по улучшению породы человека продолжает работать. Цезарь описывает групповые сожжения, применявшиеся жрецами. Исследователь Биркхан сообщает об обычае пить вино из кубка, сделанного из черепа врага. Удалось восстановить технику ритуальных убийств у ариев. Вначале жертва получала удар топором по черепу, затем ее душили петлей и, наконец, перерезали горло. Кельты еще сохраняли дисциплинированность древних арийцев, принимали свое ритуальное убийство как великую честь.
Английский археолог Барри Ганлайф отмечает, что в жизни кельтов по-прежнему сохраняется непомерная роль всяческих запретов, табу. Ирландские кельты, например, не ели мясо журавлей, кельты-британцы не употребляли в пищу зайцев, кур и гусей, а определенные дела можно было делать только левой рукой.
Кельты, похоже, еще владели древним языком ариев, поэтому очень осторожно обращались со словом, они еще знали их магическую силу. Боялись и проклятий.
В одежде погребенных угадываются восточные мотивы: остроносая обувь, знать носила шаровары. Надо добавить еще круглые конические шляпы, которые до сих пор носят вьетнамские крестьяне.
Первый материальный сигнал своего присутствия в Европе кельты подали в 550 году до Р.Х. (В то время Рим только образовывался, греки были заняты своим Средиземноморьем, германцы еще не вышли из доисторической тьмы.) Тогда кельты заявили о себе, создав в Альпах намогильные холмы для упокоения русов. Холмы были высотой до 60 метров, что позволило им уцелеть до наших времен. Погребальные камеры были полны редкими вещами: это кастаньеты, ложе из бронзы, мебель из слоновой кости.
В одной из могил нашли самый большой (для античных времен) бронзовый сосуд. Он принадлежал русу Фиксу и вмещал 1100 литров вина. Тело князя было завернуто в тонкую ткань красного цвета. Нити толщиной 0,2 миллиметра сравнимы с толщиной конского волоса. Рядом стояли бронзовый сосуд с 400 литрами медовухи и повозка, собранная из 1450 деталей.
Останки этого князя перевезены в музей Штутгарта. 40-летний древний рус был ростом в 1,87 метра, поражают кости его скелета, они чрезвычайно массивны. По заказу музея завод "Шкода" взялся сделать копию бронзового сосуда, в который была налита медовуха. Кстати, секрет изготовления медовухи и привычка ее пить сохраняется до сих пор на севере России, на территории бывшего Владимиро-Суздалского княжества.
Толщина стенок сосуда - 2,5 миллиметра. Однако секрет древних металлургов так и не удалось открыть: у современных мастеров при изготовлении сосуда бронза все время разрывалась.
Примерно в VI веке до Р.Х. устанавливаются торговые связи с греками, те стали подниматься вверх по Роне, везя предметы роскоши и вино. Кстати, сами кельты торговать не любили. Их удел был производство.
Ходовым товаром были рабыни-блондинки, которых кельты захватывали в северных германских землях, металл и тонкие ткани. Более того, на пути греков кельты создали, как бы теперь сказали, "специализированные рынки". В Манчинге можно было обменять греческий товар на металлические изделия из железа и стали. В Хохдорфе свой товар предлагали кельты-текстильщики. В Магдаленсберге не только производили сталь, но и торговали альпийскими камнями - горным хрусталем и другими редкими чудесами природы.
Особенным вниманием греческих купцов пользовалось кельтское олово - непременный элемент при выплавке бронзы. Оловянные прииски были только в Корнуэлле (Англия). Весь средиземноморский мир покупал здесь этот металл.
В это же время происходит стремительное расширение территории, занимаемой кельтскими племенами, которые двинулись на юг и на юго-восток Европы. В IV веке до Р.Х. они с севера перевалили через Альпы, и перед ними предстали райские красоты Южного Тироля и плодородная долина реки По. Это были земли этрусков, но кельты имели военное превосходство, тысячи их колесниц штурмовали Бреннерский перевал. В кавалерии применялся особый прием: одна лошадь несла двух всадников. Один управлял конем, другой бросал копья. В ближнем бою оба спешивались и дрались пиками с винтообразными остриями, так что воины противника получали тяжелейшие ранения.
В 387 году до Р.Х. кельты под предводительством руса Бренниуса начали марш на столицу римской империи. Семь месяцев длилась осада города, после чего Рим сдался. 1000 фунтов золота дани заплатили жители столицы. "Горе побежденным!" - вскричал Бренниус, бросая свой меч на весы, отмеривавшие драгоценный металл. "Это было глубочайшее унижение, которое перенес Рим за всю свою историю", - так оценил победу кельтов историк Герхард Херм.
Добыча исчезла в храмах победителей: по законам кельтов десятую часть всей военной добычи полагалось отдать друидам. За столетия, прошедшие с той поры, как кельты появились в Европе, в храмах скопились тонны драгоценного металла.
В геополитическом и военном отношении кельты достигли к этому времени вершины своего могущества. От Испании до Шотландии, от Тосканы до Дуная господствовали их племена.
В баварско-чешском пространстве возведено за третье столетие до нашей эры более 300 культовых, жертвенных мест. Все рекорды в этом смысле побил погребальный храм в Рибемонте, он считался центральным культовым местом и занимал площадь размером 150 на 180 метров. Здесь был небольшой участок, на котором археологи нашли более 10000 человеческих костей.
Севернее Альп они возвели большие города. Каждое такое укрепленное поселение могло вместить до десяти тысяч жителей.
Ледник таял. По мере продвижения его на север стал открываться путь из Гипербореи в земли кельтов. В 120 году до Р.Х. произошла новая встреча народа, разделенного много тысяч лет назад лесами валдайской возвышенности.
Орды северных гиперборейцев - кимвров, того же племени, потомки которого создали Трою, и тевтонов - пересекли границу по Майну и вторглись в земли кельтов.

Глава из книги Геннадия Климова "История Европы. Ось времени"

Законы древних кельтов: мудрые, справедливые, забытые

Несмотря на популярность, которую приобрела в последние десятилетия «кельтская тема» - в музыке и литературе, дизайне и моде - древние кельты остаются одним из самых загадочных народов, когда-либо живших на планете. Все, что нам о них известно, рассказано теми, кто пришел на их земли не с миром, а с мечом - или же и вовсе не бывали там… Можно ли доверять этим описаниям? Насколько достоверно воссоздают они кельтские обряды, обычаи и законы?

Наиболее ранние упоминания о кельтах встречаются в трудах греческих авторов VI - V вв. до н.э.: Гекатея Милетского и Геродота. В своей монументальной «Истории» Геродот описывает кельтов, как народ, живущий в верховьях Дуная - правда, расположив сам Дунай на Иберийском полуострове (то есть на территории Испании), знаменитый летописец был, мягко говоря, не вполне точен. Археологические раскопки и косвенные свидетельства позволяют возводить историю галлов к VI в. до н.э., и даже ранее. Следы кельтских племен обнаружены от западных переделов Европы (включая Британские острова, что общеизвестно), до Балкан, Малой Азии и Причерноморья, включая территорию современной Украины, юг России, Кавказ, и даже - Среднюю Азию. Поскольку сами галлы не документировали в письменном виде ни свою историю, ни переселения, восстанавливать ретроспективу часто приходится по сторонним свидетельствам и культурным аналогиям, зачастую - весьма неожиданным. Так, современные ирландцы, волею судьбы попадающие в Киргизию, дивятся тому, насколько традиционные музыкальные инструменты местных жителей схожи с древнекельтскими.

Несмотря на то, что значительная часть галльской истории сокрыта в тумане веков, можно сказать однозначно: ко времени основания Рима, средине 8 в. до н.э., кельты уже активно перемещались по территории Европы и за ее пределами.

Первый из зафиксированных контактов, отнюдь не мирный, между римлянами и кельтами, состоялся в IVв до н.э. В 390 г. объединенные силы кельтских племен сошлись с войсками Римской империи в битве при Алии - и одержали победу. Чуть позже пал и сам Рим, что заслуживает отдельного описания. История “варварских” набегов на различные европейские территории достаточно обширна. Однако, все военные походы кельтов имели практический характер: добыча и воинская доблесть были наряду с ремесленным искусством или друидическими знаниями основными способами достижения значимого положения в обществе.

В большинстве случаев к завоеванию чужих земель галлов толкало банальное отсутствие жизненного пространства. При этом степень их агрессии была прямо пропорциональна реакции местного населения. В 390 г. кельтские племена под предводительством Бренна заняли земли возле города Клузия на Аппенинах, находившегося под римской протекцией. Опираясь на свою военную мощь, они потребовали у жителей выделения для себя плодородных земель. Естественно, клузианцам это не понравилось, и они запросили помощи в переговорах у Рима. Оттуда прибыли трое братьев Фабиев, не отличавшихся особой дипломатичностью, чьи действия вскоре привели к нападению на пришельцев и убийству одного из кельтских вождей. Такое поведение парламентеров было грубейшим нарушением установившегося на тот момент международного права. “Варвары” проявили к обычаям большее уважение, позволили Фабиям вернуться в Рим, и отправили туда собственную делегацию для разбора ситуации. В Риме посланники обнаружили, что нарушители не только не порицаемы, но и купаются во всевозможных почестях.

Столь наглое попрание закона возмутило кельтов, и они предприняли 80-километровый бросок от Клузия на Рим. Плутарх описывает этот поход следующим образом: «Вопреки ожиданиям, проходя, они никому не нанесли увечий, ничего не взяли с полей. Когда они шли мимо какого-либо города, то кричали, что идут в Рим, что их враги - только римляне и что они готовы стать друзьями всем остальным». В итоге Рим был разграблен и унижен: за свой уход галлы запросили (и получили) 1000 фунтов золота. Империя была настолько шокирована, что историк Ливий даже 300 лет спустя переживает позор ситуации: «Вообразите, тысяча фунтов золота - цена нации, которая скоро будет править миром!»

Под влиянием пережитого ужаса Римская империя до самого своего падения старалась раздвинуть собственные границы, колонизировать все более и более дальних соседей. Попутными преференциями были награбленные богатства, сбор дани, захват рабов. Но в основе всех экспансий лежал страх перед тем, что соседи вздумают побеспокоить “цивилизованное” благополучие. Поэтому имперская армия всегда была орудием нападения, и многие историки даже увязывают упадок Рима с сужением городских ворот. Как только их размер стал определяться не соображениями быстрой атаки и развертывания за стенами боевых порядков, а нуждами обороны - государство, жившее агрессией, утратило жизнеспособность.

Впрочем, в период расцвета римское войско позволило империи где – изгнать, где – сделать вассалами кельтские племена практически на всем ареале обитания последних. Это было великое противостояние древней традиции и новоизобретенного формального законодательства. Хотя кельтские воины по праву считались лучшими бойцами Европы, клановая структура их общества, неразвитая стратегия, отсутствие изобретений в области боевой техники, а также система заключения ситуативных племенных союзов для конкретных военных кампаний, не позволили им одолеть латинскую военную машину.

Последним оплотом галлов стали Британские острова, но и их со временем пытались оккупировать римляне. Впрочем, восстания коренного населения будоражили имперские форпосты и поселения едва ли не каждое десятилетия, а северные территории, где ныне располагается Шотландия, так и остались территорией, куда не ступала нога легионера.

Как Рим нес свет цивилизации “варварам”:

Военные действия между кельтами и римлянами продолжались с переменным успехом вплоть до середины I в. до н.э. Точка - впрочем, скорее, запятая - в «кельтском вопросе» была поставлена Цезарем, который в 50 г. до н.э. окончательно утвердил римское владычество в Галлии, а чуть позже высадился и в Британии. Цезаря стали основным источником информации о древних кельтах - как континентальных, так и островных; именно с его легкой руки самые разные авторы, начиная с античности и до наших дней, повторяют рассказы о человеческих жертвоприношениях, совершаемых друидами, да и множество прочих несуразиц.

Однако, по остроумному замечанию Лоренса Гиннелла, английского юриста 19-го века и исследователя древних кельтских законов, при написании этих мемуаров Цезаря интересовал главным образом Цезарь, а вовсе не тонкости обычаев племен, которые он считал варварскими. Гиннелл берет на себя смелость утверждать, что пресловутые «жертвоприношения» могли представлять собой некое, совершенно иное по смыслу событие, неверно интерпретированное Цезарем.

В то же время, «Записки о Галльской войне» представляют несомненный интерес, как наиболее подробный - можно даже сказать, единственный, из дошедших, письменных источников античной эпохи, содержащих информацию о кельтах. Ибо сами кельты письменностью пользовались чрезвычайно редко - но отнюдь не потому, что были отсталым и скудоумным народом.

Что не записано пером, то вырубается… мечом

Основой кельтской культуры являлась заложенная друидами традиция устной передачи накопленных народом знаний (фольклора) из поколения в поколение. В ней был глубокий смысл, как практический, так и сакральный (впрочем, древнему кельту сама идея о подобном разделении показалась бы крайне странной). Такой обмен информацией, а особенно процесс обучения - всегда уникальный, живой, эмоционально окрашенный, в отличие от чтения текста. Древние хорошо знали, что знание может быть не только даром, но и оружием, приносить великую пользу - и страшный вред; устная передача подразумевала прямую личную ответственность как дающего, так и принимающего знание.

В рамках кельтской культуры и общества эта традиция была вполне жизнеспособна. Однако с приходом завоевателей обнаружилось ее слабое место: неписаные знания стали постепенно утрачиваться под влиянием навязанного пришельцами образа жизни и мышления. Особенно сильно это сказалось на континентальных кельтах: романизация Галлии была настолько полной, что даже при самом тщательном исследовании там можно отыскать разве что остаточные следы кельтского духа. Также сыграла фатальную роль слабость плоти: обучение друида, способного хранить в памяти тысячи легенд, обычаев и законов, длилось не один десяток лет. А оборвать его жизнь ударом меча - секундное дело. При том, что, в отличие от римской знати, вожди и носители кельтских традиций участвовали в бою на равных с соплеменниками, как правило - в первых рядах.

Сколько миль до Аваллона? И все, и ни одной…

Однако есть страна, которая в наибольшей степени сохранила изначальный строй и лад кельтской культуры, и это - Ирландия. Ни римское, ни норманнское влияние, ни даже века христианства не смогли переделать национальный ирландский характер; старинные обычаи - пусть даже их происхождение было забыто, а форма слегка изменена - оставались естественной составной частью повседневной жизни народа.

Когда же в конце 19-го - начале 20-го веков начался так называемый «Кельтский ренессанс», десятки исследователей принялись восстанавливать по крупицам древнюю традицию - и обнаружили, что разрозненные кусочки складываются в стройную, пусть и не вполне законченную, картину. Саги и сказки, пословицы и старинные манускрипты говорили об одном: основой культуры и общественного устройства древних кельтов были гармония и справедливость - которые, в сущности, и были основными законами сами по себе. В то же время, древнекельтская юриспруденция представляла собой сложную, тщательно проработанную систему - и даже то немногое, что от нее осталось, заслуживает самого внимательного изучения.

Наиболее полный свод раннего кельтского права, составленный на основании разных источников, получил название Брегонских законов (Brehon Laws), или Брегонского кодекса. Впрочем, полным его можно назвать с большой натяжкой: входящие в него тексты являются либо копиями с навсегда утраченных оригиналов, либо их пересказами; они испещрены комментариями и толкованиями, сделанными разными людьми в разное время.

Ситуация осложняется еще и тем, что манускрипты написаны на древнеирландском, с вкраплениями латинизмов (их составителями были в основном монахи, а к основному тексту, Senchus Mуr, как утверждают, приложил руку сам Святой Патрик) и диалектизмов, в которых с трудом разбираются даже маститые лингвисты. Поэтому единого полного перевода Брегонских законов на современный английский, по всей видимости, не существует. Исследователи, обращавшиеся к этим текстам - историки, этнографы, филологи, юристы (уже упоминавшийся Лоренс Гиннел, например, посвятил Брегонским законам , (англ., на русский не переведена) - использовали лишь то, что непосредственно отвечало их нуждам и интересам. Однако даже из этих обрывочных и разрозненных сведений можно получить представление об основных чертах древних кельтских законов - чертах не просто отличительных, но поистине уникальных. Римскому праву, которое легло в основу всей европейской юриспруденции, во многих отношениях было далеко до кельтского. Брегонский кодекс настолько опередил свое время, что некоторые его статьи кажутся взятыми из современного законодательства какой-нибудь развитой страны - особенно те, которые касаются семейных и брачных отношений.

Брак, семья и клан у древних кельтов

Положение женщины в кельтском обществе разительно отличалось от той подчиненной, второстепенной роли, которая предписывалась ей большинством других культур. Римские матроны, даже самые родовитые, не имели никакого реального влияния на политику (иным путем, кроме кулуарного подзуживания своих супругов). Героини греческих мифов, за редким исключением - отнюдь не героини, а жертвы, ожидающие избавителя, чтобы стать его трофеем. На Востоке женщина и по сей день может являться чем-то средним между дорогой игрушкой и домашним животным, а христианство, заклеймившее женщину «сосудом греха», на долгие века закрепило неравенство между мужем и женой во всех отношениях.

Женщины же у древних кельтов были фактически равноправными партнерами мужчин во всех делах, делили с ними как мирные заботы, так и тяготы войны; они могли занимать сколь угодно высокое общественное положение и преуспеть в любой деятельности или профессии, к которой имели склонность и талант. Королевы-воительницы ирландских саг сражаются и руководят войсками не хуже мужчин; известно о существовании женщин-друидов и женщин-судей. Причем участие женщин в военных сражениях - для кельтов норма. В IV в. н.э. римский офицер Аммиан Марцеллин писал: «Целое войско иноземцев не сможет противостоять одному кельту, если он призовет на помощь жену, которая сильнее его и голубоглаза, особенно когда она, гневно откинув голову, скрежеща зубами и размахивая белоснежными и мощными руками, начнет наносить кулаками и ногами удары не слабее снарядов катапульты, выбрасываемых при помощи скрученных жил. Голос этих женщин ужасен и пугающ, даже если они не сердятся, а говорят дружелюбно.» Хотя в его строках присутствует определенная доля сарказма, очевидно, что римляне на себе испытали боевые качества кельтской “слабой” половины, и не были склонны их недооценивать. Терри Джонс и Алан Эрейра в своей книге говорят: в «цивилизованном» Риме изнасилование не считалось преступлением против женщины, а рассматривалось как нанесение ущерба мужчине, под чьей опекой она находилась, то есть считалось преступлением против его собственности. По кельтским же законам изнасилованная женщина имела право не только на персональную компенсацию, но и на месть.

Выходя замуж, женщина сохраняла право на распоряжение своим личным имуществом, которым она обладала до брака. А при разводе, инициатором которого могла выступать жена, (причем по целому ряду причин) - раздел имущества совершался в соответствии с нормами современного законодательства: учитывалось не только добрачное имущество супругов, но и вклад каждого из них в совместно нажитое. Чем больше труда и усилий затратила женщина на ведение хозяйства и приумножение семейного добра, тем больше была ее доля в случае развода.

В том, что касается защиты прав детей, Брегонский кодекс можно назвать уникальным. Законнорожденность ребенка - одна из основных проблем норманнской юриспруденции, сломавшая немало судеб, решающее обстоятельство в вопросах наследования имущества, - в кельтском праве не играет ровным счетом никакой роли. Пословица «чужих детей не бывает» к древним кельтам применима, как ни к какому иному народу. Для установления отцовства достаточно было заявления матери и признания отца (случаи отказа мужчины от ребенка были единичными, если такое вообще случалось), после чего ребенок включался в число наследников на общих основаниях, независимо от того, состояли ли его родители в какой-либо форме брака. Последних Брегонский кодекс признает несколько, в том числе и такие, которые мы сейчас называем «гражданским браком».

Впрочем, понятие «семьи» у древних кельтов было гораздо шире современного: это не только родители и их дети, но и более дальние родственники. Объединение нескольких семей составляло основу клана; а клан, как целое, брал на себя заботу и ответственность даже о самых слабых своих членах - пожилых, больных и слабоумных. Брегонские законы обязывают трудоспособных соплеменников обеспечить полноценный уход и лечение немощным старикам - и даже регламентируют устройство общественных больниц, вплоть до таких деталей, как обязанность сиделок отгонять собак! Ни античность, ни средневековье не испытывали к старости и болезни особого сочувствия; в этом отношении лишь Брегонский кодекс воплотил, и даже превзошел, тот уровень социальной ответственности, который стал присущ человеческому обществу лишь в наши дни.

Особо следует остановиться на институте рабства. В отличие от “цивилизованного” Рима раб у кельтов был скорее в положении бедного крестьянина, чем-то вроде крепостного. Он имел собственное имущество, мог сопровождать хозяина в военных походах, а дети раба росли и воспитывались вместе со всеми остальными. Причем рабский статус не передавался по наследству, а сам невольник мог заслужить свободу храбростью в бою или прочими выдающимися достижениями. Теоретически раба могли безнаказанно убить - но поводом могло послужить лишь очень тяжкое преступление, да и были такие случаи единичны. В целом же институт рабства не был широко распространен, и захваченные в походах пленники, как правило, отпускались за выкуп, либо продавались тем же римлянам.

Представление о том, насколько кельтская практика отличалась от римской, можно получить из любой исторической хроники имперского периода. Этот вопрос наукой освещен достаточно подробно.

Культура, ремесла и духовность

Каковы же были технологические достижения “варваров”? Европейские историки вообще, и римские - в частности, кельтов боялись, не знали и не понимали. Естественно, подобных монстров в своих работах они наделяли всеми недостатками, которые только могли сочинить. Сами же кельты, не оставившие после себя письменных источников, реабилитироваться не способны.

Однако помочь в этом могут современные археологические находки. Хотя основу кельтского уклада составляли сравнительно небольшие сельские общины, занимавшиеся сельским хозяйством, сейчас обнаружены и огромные города, площадью в несколько тысяч гектаров. В них были каменные здания с паровым отоплением полов, стены, возведенные с помощью строительного раствора. Полисы строились по общему плану, с соблюдением геометрических законов, в них устраивались школы, административные здания, больницы и дома престарелых. При их сооружении выполнялись огромные объемы земляных и строительных работ, при необходимости осушались или создавались водоемы, насыпались искусственные острова, отводились реки и ручьи. Давно стали легендами Стоунхендж, менгиры и дольмены, прочие мегалитические памятники галлов.

Ремесло зодчего ценилось так же высоко, как оружейное, и было не менее почетным, чем воинское искусство. Кузнецы владели секретами тонкой работы, создавая ювелирные украшения столь филигранные, что подобного уровня удалось достичь лишь к периоду Средневековья. Обработку железа кельты также освоили первыми в Европе, и их оружие веками оставалось непревзойденным. Когда археологи при раскопках обнаружили конскую сбрую, изготовленную кельтскими мастерами, то приняли ее за современную высокотехнологичную подделку - настолько совершенно было изделие. И лишь инструментальные методы датировки убедили их в аутентичности находки.

Историки, слепо исповедовавшие римскую версию истории “варваров”, описывали кельтских воинов, нанимавшихся в римскую армию, чтобы заработать немного золота. Однако недавние раскопки показывают всю смехотворность этой версии. На территории Англии только в одном небольшом регионе найдены сотни качественно разработанных золотых рудников. По оценкам специалистов, только эта область была в состоянии поставлять на рынок 300 тонн золота ежегодно. Также древние авторы описывают пристрастие кельтов (как женщин, так и мужчин), независимо от сословия, к украшениям из драгоценных металлов. И для их повсеместного распространения явно не хватило бы ни грабительских походов, ни, тем более, жалких наемнических динариев Рима.

Мировоззрение кельтов также было основано на знании естественных законов природы (не всегда очевидных) и следованию им, как в торжественных ритуальных церемониях, так и в ежедневных практических делах. В то время, как римляне проявили себя оккупантами не только в отношении соседних народов, но и окружающей среды, принимая во внимание лишь собственные прихоти, кельты были настоящими детьми природы. Они черпали в окружающем мире силы, но таким образом, чтобы не нарушить его гармонии. Осквернение или бессмысленное уничтожение дерева, особенно игравшего сакральную роль, было тяжким грехом. Да и божества кельтского пантеона - “живые”, не обитающие где-то в недоступных высях, а постоянно присутствующие рядом, участвующие в судьбах и князей, и простолюдинов. Тогда как для римлян религия, даже “официальная”, была почти бутафорским придатком государства. Они не вмешивались в отправление культов завоеванных народов, пока отводилось “Богу - богово, кесарю-кесарево”. В центре истинной их религии стоял идол золотого тельца.

Кельтское «варварство» против римской «цивилизации» - жизнь в гармонии или вечная борьба?

Римская империя не только довлела над античным миром; она задала импульс, оказавший едва ли не решающее влияние на историю человечества. Само мышление и устройство государства, которое мы называем «имперским», зародилось именно там. Британская и Российская империи, СССР, а теперь США веками исповедовали принципы приоритета государственного над личным, идеи над индивидуальностью, территориальной и культурной экспансии. Со становлением государства, как механизма подавления, и формализацией закона ушла родоплеменная эра, с ее уютом, “домашнестью”, вниманием к отдельному члену общины, судом не по букве, а по совести.

Отваги и доблести кельтам было не занимать - даже Цезарь отдал должное их воинским качествам; однако захватнические устремления им были не свойственны. Жить в мире с собой и окружающими, со своей землей - вот чему учат кельтские законы, мудрые, древние и в то же время как нельзя более современные. Не зря последователи друидизма в наши дни обращаются именно к Брегонскому кодексу: при всей неполноте и неточностях, сквозь него можно рассмотреть - как камешки на дне ручья сквозь прозрачную воду - еще более раннюю и сложную этическую, философскую и духовную систему, на основе которой и сложилась кельтская традиция. Эта система не может быть ничем иным, кроме друидизма - того подлинного друидизма, о котором известно крайне мало, а достоверно, можно сказать, и вовсе не известно ничего - и насколько же мощной она должна была быть, если даже отзвуки ее, рассыпавшиеся эхом, долетели сквозь столетия до наших дней…

В своем чаянии дойти до предела и выйти за него человечество неудержимо стремится… куда? Возможно, к новому этапу в своем развитии; возможно, к пропасти и гибели. И те немногие, кто чувствует это, стараются найти опору в забытых древних знаниях. Кельтская традиция - один из самых чистых источников, к которому стоит возвращаться снова и снова, приходя к нему то за мудростью, то за справедливостью, то за гармонией - пока не придет понимание, что главный, неисчерпаемый источник мудрости, справедливости и гармонии каждый из нас может обрести только в самом себе.

Пока жив Стоунхендж - живы и кельты


Метки: ,
Запись: Рим vs Галлия: украденная история кельтов
опубликована 12 сентября, 2012 в 17:17 и находится в |
Копирование разрешено ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ :

Гальштат – небольшой городок в Верхней Австрии. В 1846 году Георг Рамзауэр открыл в окрестностях Гальштата обширный древний могильник. Сделанные им находки были сенсационны: они свидетельствовали о существовании здесь в 700–500 гг. до н.э. цивилизации, использовавшей железо!

Что за народ жил в этом глухом горном районе? Речь идет про кельты . Именно здесь, в горном районе Австрии, приблизительно к 700 году до н.э. сложилась ранняя кельтская культура. Благодаря многообразию и богатству археологического материала, эта культура получила название гальштатской.

Про кельты впервые упоминают греческие историки 5 века до н. э. Гекатей Милетский и Геродот. Позже римляне назвали кельтов галлами, а земли, населенные ими – Галлией. В период между 6–3 вв. до н.э. кельтские племена заселили северную Испанию, Британию, южные районы Германии и территорию современных Венгрии и Чехии.

Кельты находились на достаточно высокой ступени развития уже в 8 – 7 вв. до н.э., а позднее, между 500–250 гг. до н.э., достигли вершины своего расцвета. Затем начался постепенный упадок их влияния и могущества под ударами быстро возвышавшегося Рима. Из кельтских земель только Ирландия и Шотландия осталась неподвластными Римской империи.

В истории Европы известны два кельтских периода. Первый – это древние кельты железного века, современники Древней Греции, империи Александра Македонского и Римской империи, которых римляне постепенно вытеснили на Британские острова. Второй период – это кельты-христиане, преемники древних кельтов, жившие в Ирландии, Шотландии и Уэльсе.

Своих вождей кельты хоронили в великолепных погребальных камерах, выложенных из бревен (чаще всего для этого использовался дуб, считавшийся священным деревом), под насыпными курганами, которые увенчивались статуей покойного в полный рост, изображением божества или надгробным камнем и ритуальной стелой. В могилы кельты клали богато украшенную конскую сбрую, дорогие ювелирные украшения, золотые венцы и диадемы, бронзовые сосуды и многочисленную керамику, простую – местной работы и расписную греческую. Кельты верили, что могила человека есть своего рода преддверие к желанной жизни после смерти.

Обиход древних кельтов был несложен. Жилища их – это деревянный дом с углубленным в землю полом (полуземлянка), покрытый соломой. Такие хижины составляли село или деревню, не защищенную от набегов врага. В периоды частых войн кельты искали убежища в стоящих на возвышенности, достаточно хорошо укрепленных городищах. Эти места, защищенное валом, стеной, сложенной из бревен и камня, и рвом, называлось "оппидум".

Подлинным сокровищем прикладного искусства гальштатских кельтов является коллекция керамических сосудов из курганов близ Шопрона (Венгрия). На этих сосудах можно увидеть изображения сражающихся мужчин, одетых в порты (типичная особенность "варварского" мира) и плащи, ниспадающие свободными складками.

Гальштатская культура стала предшественником культуры "классических" или "исторических" кельтов. Именно с ними связана эпоха расцвета кельтского могущества – между 600 и 220 гг. до н.э., когда владения кельтов простирались от Балтики до Средиземноморья и от до . Кельтская культура этого периода – начиная с середины 6 века до н.э. и далее – получила в науке название латенской. Первые открытия памятников этой культуры были сделаны на поселении Латен, расположенном в Швейцарии.

Примерно с 400 года до н.э. кельты стали доминирующей силой в областях, расположенных к северу от Альп – от Франции до Венгрии. Однако древние кельты не были единой нацией и не основали своего государства. Они жили отдельными племенами и княжествами, иногда создавались федерации племен. Дальше этого политического единение у них не заходило. Многие из крупнейших современных городов Европы были в свое время заложены кельтами. К их числу относятся Лондон, Дублин, Париж, Бонн, Вена, Женева, Цюрих, Болонья. Лион, Лейден, Милан, Коимбра, Белград.

На всем пространстве, заселенном кельтами, господствовала единая культура и единый язык (с диалектными различиями). Однако у древних кельтов не было письменности.

Кельты обожествляли явления природы, реки, горы, животных; среди их богов были триликие божества, змей с головой барана, маленькие духи-гномы; кроме того, существовало множество местных богов. При этом кельты весьма редко изображали своих божеств в человеческом облике – очевидно, на этот счет у них существовало некое табу.

В общекельтском пантеоне почитались бог неба Таранис, богиня – покровительница коней Эпона, триада богинь-кормилиц. Были у кельтов, помимо главных богов, и многочисленные другие божества различного рода, а также духи – хранители священных источников и рощ.

С религиозными представлениями древних кельтов связан и культ мертвой головы. Вероятно, отрубленные головы врагов составляли не только самый значительный трофей победителя, но и имели религиозный смысл, поэтому черепа хранились в святилище.

На территории современной Франции кельтские племена имели несколько священных мест, куда регулярно съезжались вожди племен для свершения культовых обрядов. Одним из таких важнейших мест был Лугдунум (Лион). А в районе Орлеана, вероятно, располагалось святилище друидов – кельтской жреческой касты, учение и обряды которой участники священнодействий хранили в строгой тайне.

Все свидетельства о кельтах говорят о четком делении кельтского общества на три основных класса: "благородных" (жрецы, прорицатели, поэты, воины), свободных ремесленников и земледельцев и, наконец, рабов, составлявших большинство населения. Отношения между тремя классами кельтского общества осуществлялись в рамках так называемого кельтского права – очень древней и самой сложной из европейских правовых систем, с которой вынуждены были считаться даже римляне. Кельтское право устанавливало за каждым членом общества, каким бы низким ни было его положение, определенные права; человек лишался защиты закона, только когда он совершал тяжкое преступление, – его отлучали от участия в жертвоприношениях, а племя от него отрекалось, обрекая на жизнь изгоя.

Кельты любили красивые вещи и не жалели труда и умения на изготовление даже обычной кухонной посуды, украшая ее сложнейшим орнаментом. Они были непревзойденными мастерами чеканки по металлу. Кельтские ювелиры владели различными способами обработки металлов. В их продукции отчетливо видна склонность к сложной орнаментике.

Кельты оставили свой незримый, но ощущаемый и сегодня отпечаток на многих странах, возникших позднее там, где располагались укрепленные городища кельтских племен. И их далеким потомкам, живущим ныне в западной части Британских островов и в Бретани (Франция), удалось сохранить до наших дней ряд самобытных элементов своей древней культуры.

25.08.2014 0 12344


О кельтских народах мы знаем благодаря грекам и римлянам. Кельты выглядят в их описаниях не слишком привлекательно. Это понятно, учитывая что для античных цивилизаций кельты были варварами, которые нападали на их города, грабили и сжигали. Между тем это был очень интересный и разносторонний народ со своей уникальной культурой.

Кельты оставили в истории Европы огромный след. Изначально они жили на землях современной Франции. Потом им стало тесно, и они расселились на огромной территории - от Ирландии, Шотландии и Уэльса на западе до Испании и Италии на юге, а также до Чехии и Венгрии на востоке. На севере они дошли до современной Германии и Польши.

Однако если бы на рубеже эр кто-то попытался найти кельтов, то обнаружил бы, что такого народа нет. А есть племена галлов, галатов, гельветов, белгов, арвернов, бойев, сенонов, битуригов, вольков... Самыми известными из континентальных кельтов были галаты и галлы.

Жертвы вражеской пропаганды

В Грецию кельты вторглись в 279 году до нашей эры. При Фермопилах они были разбиты греками под предводительством Калиппа, но это не остановило варваров. В том же году кельтский вождь Бренн чуть не разграбил храм Аполлона в Дельфах. Говорят, что святилище спасла гроза, разразившаяся, едва Бренн подошел к храму. Он счел это дурным предзнаменованием и повернул обратно. Это событие знаменательно еще и тем, что в столкновении с кельтами у Дельф погиб некий афинский юноша по имени Кидий.

Сам он особо ничем не прославился, но на его могиле осталась надпись, в которой кельты впервые названы галатами. Галаты основали в Малой Азии и на Дунае несколько своих государств. Такие города, как столица нынешней Турции Анкара и сербский Белград, стоят на месте бывших кельтских поселений. Однако в конце концов все эти государства были покорены Римом.

Именно благодаря римлянам мы и знаем большинство сведений о древних кельтах. А Однако это не означает, что те были дикарями, не имевшими письменности и не помнившими своего прошлого. Наоборот, кельты - народ с чрезвычайно богатой и сложной культурой. Но от них до нас не дошло никаких письменных источников.

Дело в том, что друиды, могущественные жрецы древних кельтов, прямо запрещали записывать любые важные сведения о религии и культуре. Вся мифология и описания обрядов передавались исключительно из уст в уста. Так они оберегали свои секреты от посторонних. Поэтому для тех же римлян кельты оставались народом-загадкой. Таинственным и оттого пугающим. Возможно, именно поэтому Рим так настойчиво пытался покорить их и насадить среди кельтских племен романизированную культуру.

Тем не менее кое-что нам известно. Кельты имели свою собственную, довольно сложную религию, в которой присутствовало около 300 богов. Правда, лишь 20-30 из них являлись общекельтскими, в остальных верили только отдельные племена. Самые известные боги - это Луг, которого римляне отождествляли со своим Меркурием, Таранис - бог-громовержец и богиня-мать по имени Эпона.

Фигурка Тараниса

Друиды, хранители кельтских тайн, представляли собой закрытую касту. Свои таинственные обряды они творили в дубовых рощах, не возводя храмов или капищ.

Слухи приписывали им самые разнообразные способности, вплоть до магических. Известно, что особую ценность для друидов имели ветви омелы. Это растение использовали как для лечения, так и для гаданий. Но не всякая омела годилась друидам. Подходящее растение тщательно выбирали, затем срезали золотым серпом и приносили в жертву быков. Из добытой по всем правилам омелы, кроме всего прочего, получалось самое действенное противоядие. Вожди кельтов боялись и уважали друидов. Слово жрецов было законом.

Римляне же в своих рассказах приписывали друидам большую кровожадность.

Именно в римских источниках описывается жестокий обычай человеческих жертвоприношений. Людей, предназначенных в жертву богам, якобы заключали в клетку, сплетенную из ивовых прутьев, а потом сжигали заживо. Современная археология не подтверждает эти рассказы. Но римляне в них верили, а потому кельты вызывали у них страх и отвращение.

Страшные противники

Вторая группа наиболее известных кельтских племен - галлы. Так их назвали римляне, а страну, где те жили, соответственно, окрестили Галлией. На нее римляне долго посматривали с большим интересом. Очень уж лакомым кусочком были богатые земли кельтов для римлян. Римляне выделяли в Галлии несколько областей - Трансальпийскую Галлию, которая располагалась за Альпами, и Цизальпийскую, которая находилась с их стороны гор.

Эту, самую ближнюю часть Галлии римляне делили еще на две части - по эту и по ту сторону реки Пад. Эта река стала первым рубежом, который наметил для завоеваний Рим. И к 222 году до нашей эры он почти осуществил задуманное. Но тут началась Вторая Пуническая война, и римляне на время оставили кельтов в покое.

Галлы воспользовались передышкой и построили для защиты своей территории укрепленные поселения. Они были окружены массивными стенами из каменных блоков. Подписав мирный договор с Карфагеном, римляне вернулись к завоеванию Галлии, и обнаружили, что «варвары» не собираются так просто сдаваться.

Война шла около 30 лет, однако в итоге вся Цизальпийская Галлия оказалась под властью Рима и стала провинцией с центром в Медиолане (будущий Милан). Римляне назвали новую провинцию Галлия Тогата, поскольку ее жители, как и римляне, имели право носить тоги, чего остальным галлам делать не разрешалось.

Годы войны с галлами многому научили римлян. Прежде всего тому, что таких противников стоит принимать всерьез. Кельты шли в бой с дикой яростью, не боясь кидаться на сомкнутый строй легионеров. Зачастую они воевали без доспехов, обнаженными. В бой шли, обмазавшись синей краской и покрыв тела татуировками.

Кстати, многие символы кельтских орнаментов, которые они изображали на своих телах, дожили до наших дней. Например, трискель - символическое изображение трех бегущих ног, «растущих» из одной точки. Оно символизировало бег времени и вращение небесных светил. Впрочем, использовали трискель не только кельты, но и греки и даже этруски.

Для того чтобы подчеркнуть варварство своих врагов, римляне сочиняли про кельтов множество страшных историй. Вплоть до того, что они занимаются каннибализмом. Увы, но некоторые шокирующие подробности были правдой. Например, кельты отрубали побежденным врагам головы, вываривали их в кедровом масле и хранили у себя дома. Это был самый ценный трофей для воинов.

Последнее восстание

Помимо римлян, постоянными врагами кельтов были германцы - народы более грубые и жестокие, с которыми было трудно договориться. Часть кельтских племен считала, что лучше не сражаться с германцами, а переселиться подальше от них. Так, кельтское племя гельветов в 60-х годах до нашей эры снялось со своих земель в районе современной Швейцарии и пошло в римскую провинцию Нарбонская Галлия (юг современной Франции).

Римляне восприняли это довольно напряженно. Гай Юлий Цезарь, который был в это время наместником в галльских провинциях, расценил это как желание гельветов объединить всех кельтов в союз против Рима. Так что Цезарь отказал гельветам в их просьбе. В 58 году до нашей эры кельты решили прорываться, несмотря на запрет. Но римляне нагнали, атаковали и разбили их. Так началась знаменитая Галльская война.

На следующий год после победы над гельветами Цезарь взялся за белгов. И осенью 57 года до нашей эры он отправил в Сенат донесение о подчинении большей части Галлии. Однако галлов такое положение дел не устраивало, и несколько следующих лет на присоединенных землях вспыхивали восстания.

В конце 54 года до нашей эры восстали племена белгов, и римлянам пришлось вводить дополнительные войска, чтобы подавить выступление. В 52 году до нашей эры восстание начали карнуты, и вскоре оно переросло во всеобщее. В отличие от предыдущих, у этого галльского восстания уже был единый лидер - Верцингеториг из племени арвернов.

Цезарь описывал его как жесткого и талантливого полководца. И основания были -в июне 52 года до нашей эры при Герговии войска Верцингеторига одержали победу над римлянами. Кельты старались избегать больших сражений и нападали на обозы и отдельные отряды Цезаря, не оставляли на его пути никаких поселений, где римляне могли бы отдохнуть и пополнить запасы провизии.

Так продолжалось долго, пока Цезарь не дошел до опорного пункта кельтов - Алезии - и не осадил город. Когда запасы еды закончились, Верцингеториг приказал вывести из города множество женщин, детей и стариков. Он надеялся что вот-вот подойдет подкрепление и поможет снять осаду. Увы, подкрепление хоть и пришло, но было разбито римскими войсками. Верцингеториг объявил, что сдается, и сложил оружие к ногам Цезаря.

Драгоценная победа

В Риме в честь этой победы были устроены двадцатидневные торжественные молитвы богам. Цезарю понадобилось еще два года, чтобы окончательно подчинить Трансальпийскую Галлию. Зато в итоге Римская республика приобрела примерно 500 тысяч квадратных километров территории, на которой проживало несколько миллионов человек. А сам Цезарь невероятно разбогател.

Известно, что золото после продажи захваченных им галльских драгоценностей упало в цене на 25%. Ведь кельты были не только жестокими воинами, но и очень искусными мастерами. Они довольно активно добывали золото. Но не для того, чтобы торговать им с греками или римлянами. А для того, чтобы делать удивительно красивые вещи, украшенные затейливыми орнаментами.

Рукоятки мечей, чаши, браслеты, ожерелья, застежки - все, что выходило из рук кельтских мастеров, было настоящим сокровищем. Даже римляне с их тонким вкусом не могли не признать исключительность этих «варварских поделок». Галльские трофеи помогли Цезарю в дальнейшем победить своих врагов в гражданской войне и получить титул императора.

Завоевания Цезаря обрушили на Рим настоящий золотой поток. На покоренных им землях, прежде всего в северных отрогах Пиренеев, располагалось не менее 400 золотых рудников. Перед римским завоеванием там ежегодно добывались сотни тонн золота. В I веке нашей эры римский полководец Гней Юлий Агрикола сообщал:

«С Испанией граничит Галлия, ручьи и реки которой наносят в долины золотой песок. В Аквитании тарбеллеры, жившие по берегам морского залива, принадлежавшего Галлии, с очень небольшой глубины добывали золотые самородки такой величины, что их не нужно было переплавлять...»

А что же галлы? Они получили римские права и постепенно были романизированы. Уже при императоре Августе были завоеваны кельтские земли по Верхнему Дунаю и в Северной Испании, подчинена Галатия, а при Клавдии -значительная часть Британии. Единственным оплотом кельтов остались острова - Ирландия и Шотландия.

Сторожевые гуси

За сто лет до вторжения галлов в Грецию, в 390 году до нашей эры галльский вождь, которого также звали Бренн, собрал войска и двинул на Рим. Римское войско вышло ему навстречу, уверенное в быстрой своей победе. Встретились противники на берегу небольшой речки Аллии, впадающей в Тибр несколько севернее Рима. Там 18 июля 390 года до нашей эры и произошла позорная для римлян битва.

Галлы одержали победу, а остатки римлян бежали и укрылись на Капитолии. Покинуть город отказались только старейшины из числа сенаторов. Они решили, что честь превыше жизни, и встретили галлов, неподвижно восседая в своих креслах на Форуме. Пораженные галлы сначала подумали, что это статуи, а не живые люди. Один из захватчиков не утерпел и дернул «статую» за бороду. В ответ старик-сенатор огрел его посохом.

В мгновение ока героические старейшины были перебиты. Варвары беспрепятственно разграбили и сожгли Рим. Только Капитолий не смогли взять и начали осаду. Римлянам нечего было есть, но они кидались хлебом в галлов, чтобы продемонстрировать силу духа. Бренн понял, что измором их не возьмешь, и предпринял ночную вылазку. По отвесной скале воины полезли в лагерь римлян.

Ни часовой, ни собаки не услышали их. Вероятно, римлян перерезали бы во сне, но тут громко загоготали и захлопали крыльями гуси, которые жили в храме богини Юноны. Они перебудили всех, и римляне отбили нападение. А ведь если бы атака удалась, то, возможно, вся мировая история пошла бы по другому пути. Ведь никакого великого Древнего Рима в ней попросту не было бы.

Но изменить историю галлам не удалось. Они покинули город после того, как им был выплачен огромный выкуп. Но вождь Бренн все же вошел в историю. Когда римляне взвешивали золото для выкупа, он демонстративно бросил на чашу, в дополнение к выставленным гирям, свой тяжелый железный меч. Римляне возмутились: как же так, ведь это нечестно! «Горе побежденным!» - твердо ответил вождь галлов. И эта фраза стала крылатой.