Средства интонации. Просодические (интонационные) средства и их реализация

Просодические или интонационные средства делятся на:

Тональные,

Тембровые (фонационные),

Количественно-динамические.

Тональные просодические параметры (мелодика) являются основным интонационным средством и связаны с из­менениями частоты основного тона. У каждого говорящего свой средний тон речи. Но в некоторых местах синтагмы и фразы говорящий делает повышение или понижение тона.

В русском языке в наиболее компактном виде выделяется шесть основных интонационных конструкций (сокращенно - ИК [ика]). Каждая из них имеет центр - слог, на который падает основное ударение (синтагменное, фразовое или ло­гическое). Выделяются также предцентровая и постцентровая части синтагмы, которые в ряде случаев могут отсут­ствовать. Например: Наступило лето; Дверь не заперта; Где книга? - Здесь. Предцентровая часть обычно произносит­ся на среднем тоне. Основными различительными призна­ками ИК являются направление движения тона в центре и уровень тона постцентровой части. Интонационные конст­рукции можно схематически изобразить линиями движе­ния тона.

на звуках центра происходит понижение тона, тон постцен­тровой части ниже среднего. ИК-1 обычно встречается при выражении завершенности в повествовательном предложе­нии: Поздняя о \сень. Грачи \ улетели, ле с\ обнажился, поля \ опустели... (Н. Некрасов) - интонационный центр в при­мерах отмечен жирным выделением, падение тона в центре показано знаком \ после ударного слога.

звуки центра произносятся в пределах диапазона предцентровой части, на следующем после центра слоге понижение тона ниже среднего уровня. ИК-2 обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением, волеизъявлением: Куда ты\ идёшь? Серёжа\, там опа сно\! Падение тона показано знаком \ после слога, где оно происходит.

У ИК-1 и ИК-2 один и тот же мелодический контур: от среднего тона резкое понижение, а затем тон ниже средне­го. Различие в этих ИК в месте падения тона: у ИК-1 оно происходит в центре, а у ИК-2 на следующем после центра слоге. Так, фразы Грачи улетели и Куда ты идёшь? можно произнести с ИК-1: падение тона на выделенном ударени­ем центре ИК - Грачи \ улетели, Куда \ ты идёшь? Эти фразы можно произнести и с ИК-2: падение тона на пер­вом после центра слоге - Грачи у\летели, Куда ты\ идёшь?


на звуках центра резко восходящее движение тона, тон пост­центровой части ниже среднего. ИК-3 характерна для вы­ражения незавершенности речи. Так, ИК-3 обычно встреча­ется в вопросительных предложениях без вопросительного слова: А/нна\ пьёт сок? Анна пьёт/ сок\? - повышение тона в центре показано знаком / после ударного слога. Ти­пична ИК-3 для неконечной синтагмы во фразе: Когда Каштанка опо/мни\лась, | музыка уже не играла (А. Чехов). Встречается ИК-3 и при обращениях, выражении просьбы: Мари /но\чка, \ позвони / за\втра. При отсутствии постцен­тровой части в некоторых случаях наблюдается восходяще­-нисходящее движение тона: Ва -ань/\! Иди сюда\. Однако в большинстве подобных случаев тон прерывается на верхнем уровне: Анна пьет со к/? Сдам заче т/| - поеду домой.

на звуках центра нисходящее движение тона, тон постцент­ровой части выше среднего. ИК-4 обычно встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставитель­ным союзом а, в вопросах с оттенком требования: А Ната \ша/? Ваше и \мя/? Фами \ли/я? Повышение тона в пост­центровой части может происходить на первом заударном слоге: А Ба \ри/нова? - или на последнем: А Ба \ринова/? - либо равномерно повышаться на всей заударной части. При отсутствии постцентровой части нисходяще-восходящее дви­жение тона происходит на звуках центра: А мы\/?



имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго центра или на следую­щем за ним слоге - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-5 обычно встречается при выражении высокой степени при­знака, действия, состояния: Како й/ у неё го \лос? или Ка­ко й/ у неё го лос\! Ка к/ она танцу \ет! или Ка к/ она танцу­ ет\! Настоя /щая весна \! ИК-5 часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросительным словом: Куда/ ты идёшь\? Какой/ у нее го\лос? ИК-5 может быть и на фразе, состоящей из одного слова с побочным ударени­ем, обычно при выражении эмоции: В`е/ликоле \пно! В`о/ схити \телъно!


на звуках центра восходящее движение тона, тон постцент­ровой части выше среднего. ИК-6 обычно встречается при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния: Какой компо т/ вкусный! Как она танцу/ет! Сколько воды/ набралось! При отсутствии постцентровой части ИК-3 и ИК-6 обычно не различаются, нейтрализуются; ср. Сколько воды /? и Сколько воды /!

Общий уровень тона фонетической синтагмы или фразы может в некоторых случаях сдвигаться вверх или вниз. В свя­зи с этим выделяются:

- средний регистр тона , на котором произносит­ся большинство речевых тактов и фраз: Он такой вялый, грустный, ленивый;

- верхний регистр :Он такой хорошенький, пух­ленький, курносенький! Он типичен для переспросов: Куда, ты сказал, тебе надо ехать !;

- нижний регистр :Он такой грубый, грязный, хмурый; в нижнем регистре обычно произносятся вставные слова и предложения, сообщающие факультативную инфор­мацию: У Саввы, пастуха (он барских пас овец), вдруг убы­вать овечки стали (И. Крылов); переспросы-припоминания: Как ее зовут? - Как ее зовут? Не знаю. Слова автора, сто­ящие после прямой речи или внутри нее, обычно отличают­ся от прямой речи регистром. Так, если прямая речь произ­несена в среднем регистре, то слова автора - в нижнем или верхнем: Вот хороший выстрел, - сказал я, обраща­ясь к графу. - Да, - отвечал он, - выстрел очень замеча­тельный (А. Пушкин).

Слово «интонация» восходит к латинскому глаголу intono "громко произношу". Обычно оно означает совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и так называемой фонации (качества голоса). Интонация, вместе с ударением, является одно из просодических характеристик звучащей речи, но уже на уровне ее большого отрезка (такта или фразы). В просодию как раздел фонетики, помимо акцентологии, изучающей ударение, входит интонология . ИНТОНОЛОГИЯ (лат. intonare «громко произносить» + греч. logos - «учение») –– раздел языкознания, изучающий фразовую интонацию.

ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare «громко произносить») в широком смысле –– это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка - звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).

Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др.): 1) мелодика, т.е. движение тона по фразе, 2) различные типы ударения, 3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование .

Интонационное членение. Членение звучащего текста на интонационные группы предопределено в первую очередь его семантико-грамматической структурой. Однако на него могут влиять и собственно фонетические факторы. Имеется тенденция разбиения потока речи на интонационные кванты, соотносимые с длительностью дыхательных групп, которые соизмеримы по продолжительности со «средним» предложением. Поэтому предложение часто совпадает с интонационной группой и обрамляется паузами (знак ||): || Я убедил его приехать (\\)||. Если время произнесения предложения превышает идеальный временной порог, оно может быть расчленено на интонационные группы («фонологические синтагмы») в соответствии с его коммуникативной и синтаксической структурой: || Я убедил его в том (/), | что необходимо приехать (\\) ||. Здесь восходящий акцент в конце первой группы имеет структурную функцию, указывая на незаконченность высказывания.

Единица интонации - интонема, или интонационная конструкция.

В русском языке исследователи (Е.А. Брызгунова) выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК) в зависимости от соотношения частей ИК: центра, предцентра и постцентровой частей.

Каждая интонационная конструкция имеет центр, предцентровую и постцентровую части. Центр - слог, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Передвижение интонационного центра выражает смысловые различия внутри предложения и изменяет соотношение предцентровой и постцентровой частей.

Различительные признаки ИК - направление тона на гласном центра и соотношение уровней тона составных частей ИК. При сходстве направления и уровней тона в качестве различительных признаков используется длительность центров ИК, или усиление словесного ударения центра в результате большей напряженности артикуляции гласного, усиливающей отчетливость тембра, или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.

ИК-1: –– –– \ __ на гласном центра нисходящее движение тона ниже предцентра, уровень тона постцентра ниже центра. Употребляется при выражении завершенности: Он живет в Киеве.

ИК-2: –– -\__ __ на гласном центра нисходящее движение тона в пределах диапазона предцентра или незначительно ниже, усилено словесное ударение; уровень тона постцентра ниже центра, ниже среднего уровня. Употребляется при выражении вопроса в предложении с вопросительным словом, требования: Какая у него специальность? Закройте дверь!

ИК-3: –– ––/__ на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже среднего. Употребляется при выражении вопроса, незавершенности, просьбы, оценки в предложениях со словами так, такой, вот: Там так красиво! Он такой вредный! Вот молодец!

ИК-4: –– –– \ на гласном центра нисходящее-восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра выше среднего, выше, центра. Употребляется при выражении вопроса в предложениях с сопоставительным а, вопросов с оттенком требования, незавершенности (с оттенком официальности): А Павел? Ваш билет?

ИК-5: –– / \ __ имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго - нисходящее: уровень тона между центрами выше предцентра и постцентра. Употребляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния: Какой у нее голос! Настоящая весна!

ИК-6: –– / на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра также выше среднего, выше предцентра. Употребляется для выражения незавершенности (с оттенком приподнятости, торжественности), высокой степени количественного и качественного признака, действия, состояния: Все системы работают нормально! Воды набралось! Море!

ИК-7: –– –– /

На гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже центра, в конце гласного центра смычка голосовых связок. Употребляется при выражении экспрессивного отрицания, усиления оценки: Какой он охотни! Тишина!

В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому.

В общем случае небольшой набор ИК не способен описать все разнообразие русских интонаций и удобен лишь для тех практических целей, для которых он и был разработан. Имеется большое число других просодических характеристик, и комбинаторные возможности интонации огромны.

Тип ИК во всем многообразии его реализаций, передвижения центра ИК, членение речевого потока составляют основные интонационные средства русского языка. Кроме этого, в интонационный рисунок речи входит тип акцента и характер интегральной просодии.

Размещение акцентов. Размещение фразового акцента связано в первую очередь с маркировкой фокуса (ремы) высказывания. Например, во фразах –– Он приедет (/) завтра ? и –– Он приедет завтра (/)? место восходящего акцента (обозначен знаком /) указывает, чего касается вопрос –– осуществления события или его времени. При этом тип акцента сообщает о цели высказывания и, в частности, позволяет отличить вопрос от сообщения: –– Он приедет во вторник (\\).

В русском языке фокальный акцент совмещен с иллокутивным, в других языках они могут быть независимы. Например, в польском языке фраза –– Это вы (/) сделали ? будет выглядеть так: –– Czy to Pan (\\) zrobil (/) ? Здесь восходящий акцент вопроса помещается на конечном слоге предложения (обычно безударном), отдельно от акцента ремы. Сходное различие мы находим между русским и английским, однако в английском восходящий тон ориентирован на ударный слог конечного слова: –– Он принес (/) ей подарок? –– Did he bring (\\) her a present (/)?

Интегральные просодии. Просодический признак может охватывать синтагму или целое предложение. Так, пояснительная вставка произносится на низком тоне (Н): –– Тебя Ваня (/) –– он уже вернулся (Н) –– просил позвонить (\\) . При переспросах быстрый темп (Б) относится ко всему предложению: –– Когда (/=), ты говоришь, он приехал (Б)?

Интегральные огласовки предложений и синтагм очень разнообразны. Кроме различий в общем уровне тона, громкости и в темпе, в экспрессивных целях активно используются специфические качества голоса, называемые фонациями . Так, придыхательный голос (ПДХ) маркирует высокую степень эмоции: –– Какой он виртуоз! (ПДХ), тогда как скрипучий голос (СКР) используется как фигура отрицания: –– Да какой он виртуоз! (СКР) Ерунда!

Комбинации разнообразных акцентов с многочисленными интегральными просодиями дают огромный инвентарь потенциальных средств интонационного оформления высказывания. Однако далеко не все из них в равной степени активно используются в разных стилях речи. Наибольшее богатство обнаруживает неформальный диалогический стиль, тогда как формализованная речь использует гораздо более ограниченный набор средств.

Функции интонации .

Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос, возражение, обращение и т.д. (т.е. указывает на его так называемую иллокутивную функцию). Эта функция реализуется в основном с помощью тональных акцентов разных конфигураций. К ней примыкает еще одна функция –– выражение оценок, в том числе экспрессивных (модальная функция). Она выражается различиями в интегральном уровне тона и фонационными средствами.

Важнейшим интонационным показателем является местоположение акцентов в предложении. Наличие акцента на слове указывает на его существенную коммуникативную функцию: акцент маркирует категории ремы, новой темы и фокуса противопоставления.

Кроме семантических, интонация выполняет и структурные функции: она осуществляет членение устного текста на предложения и синтагмы и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершенности/незавершенности).

1) Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (вопросительное, пуобудительное, повествовательное)

2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема)

3) Интнация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращенияи т.д.

4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски –– восклицательный не восклицательный. Интонация, например, выступает как средство выражения иронии, авторской оценки.

К сожалению, в последние десятилетия в речи молодежи, в молодежном теле- и радиоэфире наблюдается американизация интонации –– привнесение в русскую речь интонационных элементов, свойственных американскому варианту английского языка, что, безусловно, не способствует повышению культуры русской речи.

Нелитературным (просторечным) типом интонации является протяжный подъем вверх голоса при обращении: –– Ми-и-иш(/)!

Каждая произнесённая фраза обладает определённой схемой интонации.

Инт-я относится к просодическим элементам языка. Она состоит:

1) из повышений и понижений голоса; это мелодика речи, имеющая в каждом языке свой рисунок. Так, в русском языке легкое повышение голоса в приступе к фразе, ровная середина и резкое понижение на отступе в повествовательной фразе или резкое повышение на отступе в вопросительной";.

2) из соотношений сильных и слабых, долгих и кратких слогов, что само по себе является фактом такта, но в пределах фразы придает ей ритм .

Наиболее загруженной частью фразы в русском является ее конец, там сосредоточено “фразовое ударение”; перенос резкого понижения (реже - повышения) с отступа в середину фразы обычно называют логическим ударением, т. е. смещенным фразовым ударением;

3) из скорости или медленности протекания речи во времени, из ускорений и замедлений, что образует темп речи;

4) из силы или слабости произнесения, из усиления и ослабления выдыхания, что образует интенсивность речи;

5) из наличия или отсутствия внутрифразовых пауз , которые могут выделять отдельные части фразы или делить фразу на полуфразы (Вороны сидели / на старой березе). Внутреннее паузирование отражается на ритмике фразы;

6) из общего тембра высказывания, который в зависимости от целевой установки высказывания может быть “мрачным”, “веселым”, “игривым”, “испуганным” и пр..

Интонация относится не к слову, а к фразе и тем самым грамматически связана с предложением и его строением.

1) Прежде всего это относится к модальной (убеждение, вопрос, сомнение, приказание или личные отношения говорящего к тому, что он говорит, и пр.) форме предложения: при том же порядке тех же слов во многих языках можно отличать интонацией вопросительные предложения от утвердительных, предложения, выражающие сомнение, от предложений, выражающих удивление или побуждение, и т. п. (Он пришел?; Онпришел; Он пришел...; Он... пришел?... и т. п.). Эти оттенки выражаются градацией высоты, интенсивности и темпа.

2) Расстановка и градация пауз внутри предложения может показывать группировку членов предложения или расчленение предложения, например: Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог; Человек - с портфелем пришел и Человек с портфелем - пришел. На этом же основан и анекдот с “роковой” запятой: Казнить, нельзя миловать и Казнить нельзя, миловать.

3) Паузирование может различать простое и сложное предложение; без паузы: Вижу лицо в морщинах - простое предложение, с паузами; Вижу: лицо - в морщинах - сложное, где двоеточие и тире обозначают соответственно паузы.

4) Интонацией можно отличать сочинительную связь от подчинительной при отсутствии союзов; например, с интонацией перечисления (т. е. с повторением той же интонационной волны). Лес рубят, щепки летят - сочинение, а с контрастной интонацией обеих половин (первая на высоком тоне, вторая - на низком) Лес рубят - щепки летят -подчинение, те лес рубят -придаточное предложение, а щепки летят - главное.


5) Особое явление представляет собой так называемое “логическое ударение”, т. е. то или иное смещение фразового ударения для подчеркивания каких-либо элементов предложения; особенно отчетливо это выявляется в вопросительном предложении, где нормальное для русского языка фразовое ударение конца фразы (тогда вопрос относится ко всему целому) может перемещаться в середину или начало фразы, чтобы показать, к чему именно относится вопрос:

Ты сегодня пойдешь в институт? (а не куда-то);

Ты сегодня пойдёшь в институт? (а не поедешь);

Ты сегодня пойдешь в институт? (а не завтра);

Ты сегодня пойдешь в институт? (а не кто-нибудь другой).

6) Интонацией, а именно убыстрением темпа и ломкой нормальной интонационной волны, выделяются вводные слова и выражения, чем они и отличаются от членов предложения; например: Он безусловно прав (без выделения обстоятельства безусловно) и Он, безусловно, прав (с выделением вводного слова безусловно), или: Он может быть здесь (без выделения сказуемого может быть) и Он, может быть, здесь (с выделением вводных слов может быть).

Выражение экспрессии и прежде всего различных чувств (радости, гнева, восторга, умиления, огорчения и т. п.) тесно связано с интонацией, но к области грамматики не относится, равно как и придание тем или иным словам особого смысла, например иронического, что тоже достигается интонацией.

Французская “напевная” интонация очень безразлична к выражению грамматики (поэтому по-французски можно спрашивать и отвечать с той же интонационной волной, но при вопросе употреблять служебную вопросительную частицу est ce que1).

Нейтральную интонацию какого-либо языка, отклонение от которой можно использовать как грамматический способ, легче всего определять на интонировании счета (ср. в русском: раз, два; раз, два, три; раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь... и т. д., где при любом количестве числительных на первом происходит подъем, а на последнем - падение интонации, тогда как вся середина интонируется ровно, и во французском: un, deux; un, deux, trois; un, deux, trois, quatre, cing, six, sept..., где внутри любой длины фразы имеются подъемы и понижения); чем более “плоская” и, казалось бы, менее “выразительная” интонация, тем легче она может быть использована в грамматике как выразительный способ; такова русская интонация.

ИНТОНАЦИЯ - различные изменения высоты тона, громкости голоса, темпа речи и напряжённости произнесения звуков. Одни части предложения произносятся громче и выразительнее, а другие – приглушённо. В определённых местах человек делает паузы, какие-то фрагменты высказывания проговаривает быстрее, а какие-то – медленнее. И, наконец, тон речи не остаётся ровным: он может повышаться и понижаться.

И. выполняет в речи ряд функций. Во-первых, она превращает комбинацию слов или отдельное слово в высказывание, обладающее определённой коммуникативной целью . Предположим, вам дали задание составить предложение из списка слов: погода, будет, хорошая, завтра . Допустим, у вас получилось Завтра будет хорошая погода . Одинаково ли вы произнесёте список слов и высказывание, которое составили из них? Очевидно, нет. Если высказывание вопросительное, оно будет произноситься иначе, чем утвердительное (тон будет резко повышаться на одном из слов, например, на слове хорошая ): Завтра будет хорошая погода? В восклицательных предложениях И. также имеет свои особенности, она отличается в зависимости от эмоций говорящего: радость (Завтра будет хорошая погода! ) и негодование (Завтра будет хо-ро-шая по-го-да?! ).

Во-вторых, при помощи И. можно выделить какой-то фрагмент предложения . Рассмотрим высказывание Карл у Клары украл кораллы . Когда мы ставим логическое ударение на слове Карл , это значит, что нам важно показать, кто украл кораллы у Клары (Карл, а не, предположим, Эдуард или кто-то ещё). Если выделяется слово Клары , то акцентируется внимание на потерпевшем (у Клары, а не у Розы или кого-то другого). Или, наоборот, при помощи И. можно выделить действие, которое совершил Карл: украл, а не, к примеру, купил. И, наконец, фразовое ударение на последнем слове в предложении подчёркивает, что речь идёт о кораллах, а не о кошельке или мобильном телефоне.

В-третьих, И. выражает чувства говорящего, его отношение к тому, о чём или о ком он говорит. По И. зачастую можно понять, спокоен человек или раздражён, находится он в приподнятом настроении или, наоборот, подавленном и т.п.

Интонация (звук. средства языка) Интонация (от лат. intono ‒ громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки ‒ синтагмы ; б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; г) выражают различные эмоции. Фонетические средства И. (интонационные средства): распределение силы динамического (иначе ‒ экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи , паузы, темп речи и отдельных её отрезков, ритмико-мелодические средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра.

Являясь важным языковым средством, фразовая И. соотносительна с другими языковыми средствами: грамматическими формами (например, повелительным наклонением глагола), вопросительными и восклицательными словами и частицами, союзами, порядком слов. И. присутствует в речи всегда: вне И. устная речь невозможна. Нередко И. служит во фразе единственным средством выражения определённых элементов значения.

В различных языках интонационные средства применяются неодинаковым об разом. В русском и в германских языках основным средством выражения логического отношения предикативности служат распределение силы ударения и мелодика речи, тогда как во французском языке эта функция нередко выполняется другими грамматическими средствами (так называемый описательный оборот). В тоже время разные языки обнаруживают в области И. существенные сходства. Так, почти во всех языках повествовательное значение выражается мелодическим понижением конца фразы, а вопросительное значение ‒ заметным мелодическим повышением одного из слогов; перед паузой внутри фразы обычно (кроме определенных случаев) наблюдается повышение голоса. Вне собственно языковой системы наибольшее интонационное сходство между самыми различными языками обнаруживается в отношении вариации эмоциональных тембров голоса. Выражая тончайшие оттенки чувств и особенности психического склада говорящего, И. является одним из основных средств создания художественного образа на сцене, в кино и в искусстве художественного чтения.

На письме И. в известной мере выражается посредством знаков препинания и другими графическими средствами (например, членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов). Однако полного соответствия между И. и пунктуацией нет: круг значений и смысловых отношений, выражаемых И., значительно шире, чем тот, который доступен пунктуационному выражению, особенно в области эмоциональной. Устная речь по своей природе благодаря И. значительно более конкретна, чем письменная речь.

Лит.: Берштейн С. И., Материалы для библиографии по вопросам фразовой интонации, в кн.: Экспериментальная фонетика и психология в обучении иностранному языку, М., 1940; Златоустова Л. В., Фонетическая структура слова в потоке речи, Каз ., 1962; Брызгунова Е. А., Практическая фонетика и интонация русского языка, М., 1963; Lieberman Ph., Intonation, perception and language, Camb. (Mass.), 1967; Pike K. L., The intonation of American English, Ann Arbor, 1947; Lehiste J., Suprasegmentals, Camb. (Mass.) ‒ L., 1970.

С. И. Бернштейн.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Интонация (звук. средства языка)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Интонация. Не следует путать с тоном. Интонация (лат. intonō «громко произношу») совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Интонация. Интонация (позднелат. intonatio «пение в [церковном] тоне» или «настройка на [церковный] тон») в богослужебном пении католиков распев псалма по мелодии модели (мелодической… … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Не следует путать с фонетическим алфавитом НАТО. Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки Зарезервирован для … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия - (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

    I Язык (lingua, или glossa) непарный вырост дна ротовой полости у позвоночных животных и человека. Я. рыб образован складкой слизистой оболочки; не имеет мускулатуры (за исключением двоякодышащих) и движется вместе со всем висцеральным… … Большая советская энциклопедия

Таблица № 7

Врожденные и приобретенные на их основе национально-специфические знаки эмоциональной выразительности Фонетические формы языковых знаков
Младенческие крики меняющейся громкости и производные от них голосовые реакции умеренной разговорной интенсивности Динамические единицы логического выделения единиц текста (тема-рематического членения)
Реакции гуления и производные от них знаки эмоциональной выразительности - вокализации Ударные и безударные гласные
Реакции лепета и производные от них знаки эмоциональной выразительности - сегменты восходящей звучности Слоги открытого типа СГ, различающиеся по сумме признаков слогового контраста
Лепетные псевдослова Слоговые ритмические структуры фонетических слов
Поздний мелодический лепет Мелодические конструкции коммуникативных типов синтагм: повествовательных, вопросительных, восклицательных и незавершенных

Минимальной значащей единицей интонации фразы является просодема.

Акустические компоненты, передающие мелодику, называются мелодемой.

Акустические компоненты, передающие временные характеристики, называются хронемой.

Компоненты, передающие интенсивность и экспрессию, называются акцентемой.

Более сложной единицей высказываний, определяющей разные коммуникативные функции, является интонема. В интонему входят разные просодемы для выражения разных семантических оттенков речи.

Мелодемы передают синтаксическое значение.

Темповые хронемы подчеркивают противопоставления в речи. Паузальные хронемы применяются для пояснения чего-то, убеждения в чем-то.

Интонация - основная составляющая просодии. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, мелодику, паузы, словесное логическое ударение, темп речи. Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.

Интонация увеличивает объем сообщения, сообщая не только то, что содержится в тексте, но и то, что в подтексте. Анатомо-физиологическую природу интонации составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуковой речи (Жинкин).

Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций - повествования, перечисления, выделения ударных слов, изменения темпа речи.

Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение. Это связывают с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирования устной речи.

Классификацию типов интонации предложил А. К. Целлитис и выделил следующие:

1. Интеллектуальные

2. Волюнтативные

а) повествовательные

б) побудительные

3. Эмотивные

4. Изобразительные

Значение интеллектуальных типов интонации представляет собой отраженные в языке моменты мыслительной деятельности, связанной с порождением высказываний: утверждение (передача информации) или вопрос (выражение желания получить информацию).

Волюнтативные значения интонации относятся к сфере речевой деятельности человека. Выделяют две группы волюнтативной интонации:

а) повествовательные - интонация констатации в высказываниях факта или суждения, но не выражающих интонационно волю или эмоциональное состояние говорящего; интонация совета, но без принуждения исполнить его;

б) побудительные типы интонации: интонация приказа; интонация просьбы.

Эмотивная интонация - выражение эмоций интонационными средствами: гнева, испуга, нежности, печали, равнодушия, стыда, удивления.

Изобразительные типы интонации служат для воспроизведения физических свойств явления, предмета. Семантика этих типов интонации связана с такими психическими процессами, как восприятие, ощущение, воображение. Например, для сообщения о чем-то большом используется низкий диапазон голоса, т.е. низкие частоты и замедленный темп, а для характеристики чего-то маленького используется высокий диапазон голоса.

Мелодика является основным компонентом интонации и обеспечивает повышение и понижение тона голоса. Фонетическая мелодика в сочетании с ударением и паузами оформляет смысловые отношения между частями фразы. Русской речи свойственно четыре вида мелодики по направлению движения тона: нисходящая мелодика, восходящая мелодика, восходяще-нисходящая мелодика, ровная мелодика.

Мелодика определяет коммуникативный тип предложения. Выделяются три вида мелодики:

1. Повествовательная мелодика речи, которая характеризуется понижением голоса на последнем ударном слоге.

2. Вопросительная мелодика речи, которая характеризуется повышением тона голоса на том слове, которое служит смысловым центром (ключевым словом) вопроса.

3. Восклицательная мелодика речи, свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

В интонацию включается ударение. В основе ударения лежит интенсивность, сила звука. Акустически ударение выражается интенсивностью, длительностью, повышением или понижением основного тона. Выделяют словесное, синтагматическое, фразовое и логическое ударение.

Под словесным ударением подразумевают вершину слова.

Синтагматическое ударение служит для выделения в составе синтагмы и предложения наиболее информативного, наиболее коммуникативно важного слова. Синтагматическое ударение является смысловым центром. Основное слово синтагмы произносится с большей длительностью и большей интенсивностью, чем остальные слова.

Фразовое ударение передается подъемом или снижением всего контура предложения, выражает законченность высказывания.

Для подчеркивания семантической стороны высказывания применяется логическое ударение. Логическое ударение реализуется путем выделения наиболее важного слова в ряду остальных слов, для того чтобы придать предложению более точный смысл. Логическим признается смысловое ударение, максимально акцентируемое, четко выделенное интонационно силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением. Логическое ударение является усиленным акцентированным словесным ударением, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога. Таким образом, специфика логического ударения - в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова.

Интонация зависит от изменения тона голоса по высоте, т.е. от модуляций. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки полости рта и носа.

Дополнительная окраска голоса называется тембром голоса. Тон голоса может быть общим для многих людей, тембр же голоса является индивидуальным и зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций.

От характера речевого дыхания зависит звучащая речь: голос, звукопроизношение и вся просодическая сторона речи.

Одним из сильных просодических средств являются паузы, т.е. остановки в речи. Паузы могут быть действительными и нулевыми. Действительные паузы - это перерывы в звучании, а при нулевых паузах нет перерывов в звучании, но меняется мелодика. Чаще такого рода паузы появляются на стыке между синтагмами (Л.Р. Зиндер).

В интонацию включают темп речи. Темп - это скорость речи. Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5-6 слогов в секунду. Темп играет значительную роль в передаче эмоциональной стороны высказывания. Отклонение темпа от средних величин (ускорение или замедление) мешают восприятию смысловой стороны высказывания, т.к. резко ухудшается произносительная сторона речи.

Выбранный человеком темп речи определяет такой компонент просодии, как ритм. Ритм определяется как последовательное чередование элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, чередование осуществляется через определенные отрезки времени. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Ударные слоги и слова произносятся более длительно. Это сопровождается выраженными изменениями высоты голоса. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность.