Судьба России и Марины.

Цель работы: развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, их умения самостоятельно мыслить.

а) исследовать язык стихотворения М. Цветаевой “под лингвистическим микроскопом”;

б) раскрыть метафоричность языка поэта, его поэтическое очарование и цельность;

в) увлечь учащихся поэтическим творчеством М. Цветаевой.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование: презентация к уроку (Приложение 1), веточка рябины, стихотворение М.Цветаевой “Рябину рубили…”.

Ход урока

I. Слово учителя. (Слайд 2)

Рябина, пылающая и горькая на излете осени, стала символом судьбы Марины Цветаевой, тоже горькой и пылающей творчеством. (Учитель читает стихотворение) (Слайд 3)

Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина –
Судьбина
Горькая.
Рябина –
Седыми
Спусками…
Рябина!
Судьбина
Русская. (1934 г.)

Главная задача нашего сегодняшнего урока – на основе стилистического анализа прозвучавшего стихотворения исследовать язык художественного произведения, найти заключительную в нем образную информацию и вместе с тем не свести анализ к набору разрозненных микрообразов, не лишить стихотворение его поэтического очарования, цельности. Сегодня у нас урок словесности, то есть и русского языка, и литературы одновременно, точнее сказать, урок-исследование.

(Проблемный вопрос)

О чем рассказывает Марина Цветаева в 12 словах, 12 строках стихотворения? (Слайд 4)

Запишите тему урока, эпиграф и проблемный вопрос в тетрадь.

II. Стилистический анализ стихотворения.

Перечитаем стихотворение, вдумаемся в его смысл. (Чтение стихотворения учащимися.)

Найдите в тексте ключевые слова. (Рябина – судьбина (горькая) – судьбина (русская)).

А какое слово могло бы стоять в этом ряду, рифмуясь со словами “рябина”, “судьбина”? (Марина)

Ставим это слово в начало ряда: Марина – рябина – судьбина. Вспомним строки Марины Цветаевой:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

Определите тему и основную мысль. (Через образ рябины автор хочет сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще)

Определите жанр. (Это лирическое стихотворение)

Разбейте текст на смысловые отрывки. Сколько их выделите? (В стихотворении 4 смысловых отрывка: каждые три строки объединены общей темой)

- (Слайд 6) Всеволод Рождественский о языке поэзии М. Цветаевой писал: “Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости, когда опускается все понятное само собой и остаются только самые необходимые акценты мысли, - становится особой приметой ее стиля…”.

Каждый смысловой отрезок начинается со слова рябина. И это не случайно.

Еще в 1916 году Марина Цветаева написала (читает наизусть подготовленный ученик):

Красною кистью
Рябина зажглась,
Падали листья,
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

(Слайд 8)

А.И. Павловский в книге “Куст рябины” пишет: “Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения”.

А теперь определим, как меняется мысль автора по мере движения от первой микротемы к последней (ответ учащихся):

Рябину рубили на заре.
Рябина – это судьба горькая.
Рябина – седыми спусками.
Рябина – судьба русская.

Перед нами развернутая метафора: рябина как судьба Марины, рябина как судьба русская.

Ваши выводы подтверждают и слова Павловского: “Поэт – романтик, она любит яркую и динамичную метафору, развертывающуюся подобно пружине…она любила уточнение, растолкование, последовательное обнажение существа, сердцевины: Цветаева – поэт синонимики”.

Групповая работа. Каждая группа получает творческое задание и карточку - информатор, которая помогает в работе, в течение 5-7 минут идёт подготовка. Из числа сильных учеников назначается эксперт, который должен будет дать оценку работе каждой группы и сделать в конце урока вывод.

Теперь приступаем к рассмотрению каждой микротемы текста. Слово первой группе. (Учащиеся делают записи в тетради по анализу каждой микротемы)

1. Прочитайте первую микротему. (Слайд 9)

Рябину
Рубили
Зорькою.

2. Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса и стилистики? (Это односоставное, неопределенно-личное предложение, так как сказуемое “рубили” выражено глаголом прошедшего времени множественного числа)

3. Карточка-информатор: Ученый-лингвист А. Пешковский писал о стилистических особенностях неопределенно-личных предложений: “Все сосредоточенно на действии, действующее лицо “намеренно” устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное”.

Итак, в неопределенно -личном предложении повышается смысловая роль главного члена. У нас какое это слово? (Глагол рубили)

Обратим внимание на другой языковой уровень – фонетический. Охарактеризуйте согласные звуки в этом слове ([ р ] , [ б" ] , [ л" ] - звонкие согласные звуки)

Что скажете о фонетическом строе слов рябина, зорька? ([ р" ] , [ б" ] , [ н ] - звонкие согласные,

[ з ] , [ р" ] - звонкие согласные).

О каком средстве выразительности языка мы можем здесь сказать? (Использование аллитерации – опасность, тревога за человеческую жизнь)

Что представляет собой первая микротема с точки зрения содержания? (Перед нами картина жизни (даже неважно, реальная или существующая в воображении поэтессы), поразившая и вызвавшая в душевном мире Цветаевой определенные ассоциации. Стихотворение написано в эмиграции в 1934 году. В это время Цветаева рвется на Родину. В этом же году она пишет стихотворение “Тоска по родине…”, которое заканчивается словами. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все – едино.
Но если по дороге куст
Встает, особенно – рябина…

Так возникает у нас новое ключевое слово: рябина – Россия – Родина. В данном случае слово Россия, Родина контекстуальные синонимы слову рябина. Таким образом, рассмотрев первую микротему, мы подтвердили мысль: рябина – символ судьбы М. Цветаевой.)

Рассматриваем вторую микротему, слово 2 группе.

1. Прочитайте вторую микротему : (Слайд 11)

Рябина –
Судьбина
Горькая.

2. Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса и стилистики? (Это двусоставное предложение с нулевой связкой, на месте нулевой связки ставится тире)

3. Карточка-информатор: Стилистические особенности такой конструкции А. Гвоздев в “Очерках по стилистике русского языка” определил следующим образом: “Именительный падеж существительного без связки выражает наибольшее постоянство, отношений двух понятий – неизменный, вневременный характер связи между ними”. И действительно, образ “рябина - судьбина” в творчестве поэтессы неизменен.

Как разворачивается метафора во второй части? Найдите синонимы к слову судьбина? (Рябина – судьбина. К слову судьбина можно подобрать синонимы - судьба, участь, доля.)

Какая морфема вносит дополнительный оттенок в значение слова? (Суффикс -ин)

В чем различие слов судьба и судьбина? (Индивидуальное задание: работа со словарем Ожегова) Из словаря Ожегова узнаем, что слово “судьбина” употребляется в народной речи. Суффикс - ин вносит в слово значение чего - то большого, значительного, обобщающего.)

В каком значении употребляется определение горькая? Подберите синонимы. (В переносном значении горькая – горестная, трудная, тяжелая)

Слово 3-й группе

1. Перечитайте третью микротему: (Слайд 12)

Рябина –
Седыми
Спусками…

2. Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса? (Это неполное предложение, так как пропущено сказуемое)

3. Для чего используется неполное предложение в поэтической речи?

Карточка-информатор: В поэтической речи пропуск одного из членов предложения используется как стилистический прием достижения динамичности, сжатости речи, передачи взволнованности автора.

Такая неполнота – характерная черта стиля Цветаевой, и это не случайно. Прочитайте эпиграф к уроку: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!”.

Метафора продолжает развиваться, появляются новые оттенки: седыми спусками. Давайте подумаем, почему появляется этот образ?

Во-первых, листья рябины продолговатые, опущены вниз, обратная сторона их серая; во-вторых, уже в 20-е годы у Марины Цветаевой появляются стихи. (Слайд 13)

Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
- Не жалейте! Все сбылось,
Все в груди слилось и спелось…
Это пеплы сокровищ:
Утрат, обид.
Это пеплы, пред коими
В прах – гранит.

Серые листья, седые волосы… Почему в конце этого предложения стоит многоточие? Это “самый семантический” знак препинания, по определению В.В.Бабайцевой. Он заставляет нас остановиться, задуматься. Кажется, что до главной мысли остается один шаг. Она заключена в четвертой микротеме.

Слово 4-й группе.

1. Перечитайте четвёртую микротему. (Слайд 14)

Рябина!
Судьбина
Русская.

2. Что представляет собой четвертая микротема с точки зрения синтаксиса?

(Это два назывные предложения. Первое – восклицательное. Второе – повествовательное.)

Почему М. Цветаева в первом предложении ставит восклицательный знак?

(Чтобы мы поняли главное: рябина – это ведь судьбина русская! Метафора раскрылась до конца.)

3. Назовите стилистические особенности назывных предложений. Карточка-информатор: (Эмоциональная оценка изображаемого. Смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать о многом. В данном случае последние предложения являются выводом из всего, сказанного выше.)

Какие языковые уровни мы рассмотрели в процессе лингвистического анализа? Слово экспертной группе. (Слайд 15)

(Синтаксис – стилистические особенности односоставных предложений. Пунктуация – функции знаков препинания. Фонетика – аллитерация. Лексика – синонимия, многозначность. На мой взгляд, также необходимо было провести небольшой статистический анализ частей речи в этом стихотворении, морфологии как языкового уровня. В стихотворении 12 слов: 1 глагол, 8 существительных, из них четыре слова рябина, 3 прилагательных.)

III. Вывод. Учащиеся дают ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. (Слайд 16)

Можно ли в 12 словах, в 12 строках стихотворения рассказать о своей судьбе и судьбе Отечества? (Да, конечно, в эти 12 слов уместились размышления Цветаевой о времени, о своей судьбе, своих соотечественников, сломленных жестокой волей новой власти).

Поближе вы познакомитесь с судьбой поэтессы на уроках литературы.

IV. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение “Двенадцать слов… Двенадцать строк Марины Цветаевой”.

«Мастер – класс»

Тема: «Лингвистический анализ текста М.Цветаевой

«Рябину рубили зорькою…»

Цель:

Исследовать язык художественного произведения;

Расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-

ную в нём образную информацию;

Разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость.

Оборудование : магнитофон с записью песен на стихи М.Цветаевой,

портрет поэтессы, карточки – «помощники», раздаточные карточки

с текстом.

Эпиграф.

Рябина навсегда вошла в геральдику её

поэзии. Пылающая и горькая…она стала

символом судьбы, тоже переходной и

горькой, пылающей творчеством и ухо-

дящей в забвение.

А.Павловский «Куст рябины».

Ход урока.

Муз. вставка.

Песня на слова М.Цветаевой «Благословляю вас…»

1.Слово учителя.

С этих замечательных строк «благословления» я и хочу начать

свой урок, связанный с нелёгкой творческой судьбой гениальной

поэтессы России М.Цветаевой и посвящённый лингвистическому анализу её стихотворения, написанного в эмиграции в 1934 году,

вдали от Родины «Рябину рубили зорькою…»

А цель нашего урока:

Попытаться исследовать поэтический текст через различные языковые уровни, расшифровать заложенную в нём «образную»

информацию и, конечно, разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость.

2. Анализ текста.

Итак, знакомимся с текстом:

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина-

Судьбина

Горькая.

Рябина-

Седыми

Спусками…

Рябина!

Судьбина

Русская.

Вдумаемся в его смысл и попробуем определить тему. А в этом

нам помогут ключевые слова. Назовите их

(Рябина – судьбина - …)

Какое слово хочется поставить в этот ряд, рифмующееся с нашими ключевыми словами?

(Марина)

Рябина – судьбина – Марина

Как это можно расшифровать?

(Марина хочет через образ рябины сказать о своей судьбе)

Определите жанр произведения.

(лирическое стихотворение)

На сколько смысловых отрезков мы можем разделить этот текст?

В стихотворении 4 микротемы. Каждые 3 строки объединены

Общей темой и начинаются со слова «рябина»

(Это стилистическая фигураанафора - повтор начал. слова)

И это не случайно. Ещё в 1916году М.Цветаева писала:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

А известный русский лингвист А. Павловский в своей книге «Куст рябины» говорит о том, что «…рябина навсегда вошла в геральди-

ку её поэзии… она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в забвение»

Итак, с образом рябины Марина ассоциирует свой образ.

Рассмотрим каждую микротему.

Первую разбираем вместе, а остальные в группах. Для этого

У вас на столах есть всё необходимое; текст, карточки-«помощники».

1 микротема:

Рябину

Рубили

Зорькою

Подсказка зашифрована в словах А.Пешковского:

«Стилистические особенности неопределённо – личных предложений

неопределённое».

Значит, повышается смысловая роль глагола «рубили».

Подберите образные синонимы:

Рубили – вредили, губили

Охарактеризуйте языковой уровень, какие звуки преобладают?

(р) (б*) л*) – приём аллитерации

С чем ассоциируются звонкие сог. звуки?

(со стуком топора)

Вывод:

Перед нами картина жизни, которая очень поразила духовный мир Марины, вызвала определённые мысли. Стихотворение

написано в 1934году, в эмиграции. В это время Марина рвётся на Родину.

Таким образом, появляется новое ключевое слово

Рябина – Россия, Родина – контекстные синонимы к слову «рябина».

А почему возник образ зорьки?

(«Знаю, умру я на заре…» - пишет Цветаева в одном из своих стихотворений).

Рассмотрев первую микротему, мы подтверждаем мысль:

Рябина – символ судьбы Марины Цветаевой.

2-я микротема (помогает одна из групп):

Рябина-

Судьина

Горькая.

Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

(А.Гвоздев: «Именной падеж существительного и отсутствие связки выражает постоянство двух понятий ».)

В нашем случае, какие образы в творчестве поэтессы неизменны?

(рябина – судьбина)

Подберите синонимы к слову «судьбина»

(судьба, доля, участь)

Чем «судьба» отличается от «судьбины»?

(суффиксом ин, который вносит в слово что-то большее, значительное).

Из словаря Ожегова узнаём, что слово «судьбина» употребляется в народной речи.

Вкаком значении определение «горькая»? Подберите синонимы

(горестная, трудная, тяжёлая)

Вывод:

Рябина – символ тяжёлой доли, участи поэтессы.

3-я микротема (помогает другая группа):

Рябина –

Седыми

Спусками…

Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».

(А. Решетов: «Пропуск одного из членов предложения есть стилистический приём достижения динамичности, сжатости речи. взволнованности автора»)

Это предложение неполное.

Здесь присутствует стилистическая фигура «седыми спусками»,

назовите её.

(метафора)

Как можно её объяснить, откуда взялся этот образ?

(1.Листья рябины опущены вниз, обратная сторона листьев

серая, как седая.

2.Седые волосы Марины.

В 20-е годы у Марины появляются стихи:

Золото моих волос

Тихо переходит в седость…

Это пеплы сокровищ,

Утрат и обид.

Это пеплы, пред коими

В прах-гранит .)

Почему в конце многоточие?

(Недосказанность. Этот знак заставляет нас остановиться,

задуматься. Кажется, что до главной мысли остаётся один шаг)

Рябина – больше, глубже и трагичнее, чем судьба Марины

4-я микротема (помогает группа):

Рябина!

Судьбина

Русская.

Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».

(А.Гвоздев: «Назывные предложения – это эмоциональная оценка изображаемого, смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать многое»)

Это два назывных предложения.

Почему в первом стоит восклицательный знак?

(Её как бы осенило, и нас тоже. Мы поняли главное, что рябина – это ведь судьба русская)

Вот вам и вывод:

Рябина – судьба русская.

Перед нами развёрнутая метафора, которая раскрывается по всем микротемам:

Рябину рубили на заре.

Рябина – это судьба горькая.

Рябина – седыми спусками.

Рябина судьба русская.

Рябина как судьба Марины, рябина как судьба русская!

Какие языковые уровни мы рассмотрели с вами?

(синтаксис, лексика, морфология, стилистика, пунктуация)

А стилистические особенности?

(аллитерация, анафора, недосказанность)

Проведём небольшой стилистический анализ частей речи в этом стихотворении:

12слов, 1 глагол, 8 существительных, из них 4 слова «рябина»,

3 прилагательных.

Вывод – заключение учителя:

Двенадцать слов, двенадцать строчек

Пред нами живо пронеслись.

Судьба России и Марины

В рябины красный куст слились.

И для меня, как наважденье,

Как символ святости земной,

Звучат цветаевские строки:

«Мне нравится, что вы больны не мной …»

(В.Рахматуллина)

(Музыкальная вставка: «Мне нравится, что вы больны не мной…»

Карточка – « помощница» №1.

1 микротема:

Рябину

Рубили

Зорькою.

1.Синтаксическая конструкция.

Особенности неопределённо – личных предложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,

неопределённое

А.Пешковский.

2.Стилистический приём.

Аллитерация – повтор звонких согласных звуков.

_________________________________________________________________________________________

Карточка – « помощница» №2.

2 микротема:

Рябина -

Судьбина

Горькая

1. Синтаксическая конструкция.

Особенность двусоставного предложения с нулевой связкой

состоит в том, что именительный падеж существительных без связки выражает постоянство отношений двух понятий и указывает на тесную связь между ними.

А.Гвоздев.

2.Лексическое понятие.

Синонимы – слова близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

____________________________________________________________________________________________

Карточка – « помощница» №3.

3 микротема:

Рябина -

Седыми

Спусками…

1. Синтаксическая конструкция.

В неполном предложении пропуск одного из членов есть стилистический приём достижения динамичности,

А.Решетов.

2.Стилистический приём.

а)Метафора – образное скрытое сравнение.

б)Недосказанность заставляет оста –

новиться, задуматься над чем-то.

Карточка – « помощница» №4.

4 микротема:

Рябина !

Судьбина

Русская.

1. Синтаксическая конструкция.

Назывные предложения - это эмоциональная оценка изображае –

мого, смысловая насыщенность,

способность в немногих словах

сказать многое.

А.Гвоздев.

2.Стилистический приём.

а)Анафора – повтор начального слова.

«Мастер – класс» Русский язык.

Тема: «Лингвистический анализ текста М. Цветаевой

«Рябину рубили зорькою…»

Цель:

Исследовать язык художественного произведения;

Расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-

ную в нём образную информацию;

Разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость.

Оборудование : магнитофон с записью песен на стихи М. Цветаевой,

портрет поэтессы, карточки – «помощники», раздаточные карточки

с текстом.

Эпиграф.

Рябина навсегда вошла в геральдику её

поэзии. Пылающая и горькая…она стала

символом судьбы, тоже переходной и

горькой, пылающей творчеством и ухо-

дящей в забвение.

А. Павловский «Куст рябины».

Ход урока.

Муз. вставка.

Песня на слова М. Цветаевой «Благословляю вас…»

1.Слово учителя.

С этих замечательных строк «благословления» я и хочу начать

свой урок, связанный с нелёгкой творческой судьбой гениальной

поэтессы России М. Цветаевой и посвящённый лингвистическому анализу её стихотворения, написанного в эмиграции в 1934 году,

вдали от Родины «Рябину рубили зорькою…»

А цель нашего урока:

Попытаться исследовать поэтический текст через различные языковые уровни, расшифровать заложенную в нём «образную»

информацию и, конечно, разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость.

2. Анализ текста.

Итак, знакомимся с текстом:

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина-

Судьбина

Горькая.

Рябина-

Седыми

Спусками…

Рябина!

Судьбина

Русская.

1934г.

Вдумаемся в его смысл и попробуем определить тему. А в этом

нам помогут ключевые слова. Назовите их

(Рябина – судьбина - …)

Какое слово хочется поставить в этот ряд, рифмующееся с нашими ключевыми словами?

(Марина)

Рябина – судьбина – Марина

Как это можно расшифровать?

(Марина хочет через образ рябины сказать о своей судьбе)

Определите жанр произведения.

(лирическое стихотворение)

На сколько смысловых отрезков мы можем разделить этот текст?

В стихотворении 4 микротемы. Каждые 3 строки объединены

Общей темой и начинаются со слова «рябина»

(Это стилистическая фигура – анафора - повтор начал. слова)

И это не случайно. Ещё в 1916году М. Цветаева писала:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

А известный русский лингвист А. Павловский в своей книге «Куст рябины» говорит о том, что «…рябина навсегда вошла в геральди-

ку её поэзии… она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в забвение»

Итак, с образом рябины Марина ассоциирует свой образ.

Рассмотрим каждую микротему.

Первую разбираем вместе, а остальные в группах. Для этого

У вас на столах есть всё необходимое; текст, карточки-«помощники».

1 микротема:

Рябину

Рубили

Зорькою

Подсказка зашифрована в словах А. Пешковского:

«Стилистические особенности неопределённо – личных предложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,

неопределённое».

Значит, повышается смысловая роль глагола «рубили».

Подберите образные синонимы:

Рубили – вредили, губили

Охарактеризуйте языковой уровень, какие звуки преобладают?

(р) (б*) л*) – приём аллитерации

С чем ассоциируются звонкие сог. звуки?

(со стуком топора)

Вывод:

Перед нами картина жизни, которая очень поразила духовный мир Марины, вызвала определённые мысли. Стихотворение

написано в 1934году, в эмиграции. В это время Марина рвётся на Родину.

Таким образом, появляется новое ключевое слово

Рябина – Россия, Родина – контекстные синонимы к слову «рябина».

А почему возник образ зорьки?

(«Знаю, умру я на заре…» - пишет Цветаева в одном из своих стихотворений).

Рассмотрев первую микротему, мы подтверждаем мысль:

Рябина – символ судьбы Марины Цветаевой.

2-я микротема (помогает одна из групп):

Рябина-

Судьина

Горькая.

Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

(А. Гвоздев: «Именной падеж существительного и отсутствие связки выражает постоянство двух понятий ».)

В нашем случае, какие образы в творчестве поэтессы неизменны?

(рябина – судьбина)

Подберите синонимы к слову «судьбина»

(судьба, доля, участь)

Чем «судьба» отличается от «судьбины»?

(суффиксом ин, который вносит в слово что-то большее, значительное).

Из словаря Ожегова узнаём, что слово «судьбина» употребляется в народной речи.

Вкаком значении определение «горькая»? Подберите синонимы

(горестная, трудная, тяжёлая)

Вывод:

Рябина – символ тяжёлой доли, участи поэтессы.

3-я микротема (помогает другая группа):

Рябина –

Седыми

Спусками…

Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».

(А. Решетов: «Пропуск одного из членов предложения есть стилистический приём достижения динамичности, сжатости речи. взволнованности автора»)

Это предложение неполное.

Здесь присутствует стилистическая фигура «седыми спусками»,

назовите её.

(метафора)

Как можно её объяснить, откуда взялся этот образ?

(1.Листья рябины опущены вниз, обратная сторона листьев

серая, как седая.

2.Седые волосы Марины.

В 20-е годы у Марины появляются стихи:

Золото моих волос

Тихо переходит в седость…

Это пеплы сокровищ,

Утрат и обид.

Это пеплы, пред коими

В прах-гранит .)

Почему в конце многоточие?

(Недосказанность. Этот знак заставляет нас остановиться,

задуматься. Кажется, что до главной мысли остаётся один шаг)

Рябина – больше, глубже и трагичнее, чем судьба Марины

4-я микротема (помогает группа):

Рябина!

Судьбина

Русская.

Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».

(А. Гвоздев: «Назывные предложения – это эмоциональная оценка изображаемого, смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать многое»)

Это два назывных предложения.

Почему в первом стоит восклицательный знак?

(Её как бы осенило, и нас тоже. Мы поняли главное, что рябина – это ведь судьба русская)

Вот вам и вывод:

Рябина – судьба русская.

Перед нами развёрнутая метафора, которая раскрывается по всем микротемам:

Рябину рубили на заре.

Рябина – это судьба горькая.

Рябина – седыми спусками.

Рябина судьба русская.

Рябина как судьба Марины, рябина как судьба русская!

Какие языковые уровни мы рассмотрели с вами?

А стилистические особенности?

(аллитерация, анафора, недосказанность)

Проведём небольшой стилистический анализ частей речи в этом стихотворении:

12слов, 1 глагол, 8 существительных, из них 4 слова «рябина»,

3 прилагательных.

Вывод – заключение учителя:

Двенадцать слов, двенадцать строчек

Пред нами живо пронеслись.

Судьба России и Марины

В рябины красный куст слились.

И для меня, как наважденье,

Как символ святости земной,

Звучат цветаевские строки:

«Мне нравится, что вы больны не мной …»

(В. Рахматуллина)

(Музыкальная вставка: «Мне нравится, что вы больны не мной…»