Триумфальная колонна траяна. Знаменитые рельефы колонны траяна

Одним из главных украшений великого Рима является знаменитый форум Траяна, собравший в себе исторические сооружения древней эпохи. Здесь были сосредоточены главные политические формирования Древнего Рима. Несомненно, главным украшением площади стала известная овеянная легендами и гипотезами колонна Траяна, которая величественно возвышается над городом.

Структура форума была продумана до мелочей. Её автором которой являлся Дамаскинский архитектор Аполлодор. Вход на площадь, вымощенную разноцветным мрамором, украшала триумфальная арка. На трех сторонах были установлены скульптуры известнейших деятелей Римской империи, а четвертая сторона поместила политическое строение - базилику, в котором создавались политические указы. Между греческой и латинской библиотеками расположилась и сама знаменитая колонна Траяна.

История возникновения колонны Траяна

Как утверждают многие историки, сооружение было построено во втором веке н.э. в честь римского императора Траяна, правившего в 98-117 г.г. и одержавшего победу в войне с даками. По их мнению, изображенные на колонне фигуры людей, отражают фрагменты эпохи правления и сражений Траяна во главе с самим императором, хотя на самом сооружении нет никаких надписей подтверждающих эти события. Было выдвинуто предположение, что первой пьедестал колонны возглавляла фигура золотого орла, потом императора Траяна, а позже, так как Траян не был истинным христианином, а язычником, было принято решение установить постамент Святого Петра, который, как все знают, стоит там и поныне.

Загадки и занимательные тайны троянской колонны

Беломраморное сооружение состоит из 30 метровой колонны и постамента высотой 5,5 метров. Считается, что колонна содержит полые мраморные цилиндры, соединенные между собой, как позже выяснится - это не совсем так. В середине колонны находятся 185 ступеней ведущих вверх к капитель-площадке. Барельеф колонны - вот главная особенность и историческая ценность данной конструкции. Он содержит более чем 2500 человеческих образов и мифических фигур прошлого времени. Некоторые историки утверждают, что облик Траяна запечатлен около 90 раз на барельефе колонны. На самом деле ‒ это всего лишь ошибочное предположение, которое на протяжении многих лет трактовали историографы, не обращая внимания непосредственно на противоречащие факты.

Троянская колонна как выяснилось, была возведена не раньше, а даже позже второй половины 13 века. Фигуры людей, изображенные на ней - это повествование об известной всем Троянской войне, которая произошла в 13 веке, т.е. знаменитые Крестовые походы - вот что в действительности изображено мастерами сооружения. Это не просто очередные догадки, есть несколько весомых аргументов, которые никак не могут опровергнуть данное предположение.

Неопровержимые факты возникновения троянской колонны:

  1. Колонна Траяна не имеет ни единой надписи, имен, цифр которые могли бы в точности подтвердить или опровергнуть дату строения памятки архитектуры. Одна надпись, правда, имеется на цоколе, но она тоже, ни о чем не свидетельствует. Вся поверхность колонны содержит картинки военного характера, которые говорят о сражениях, перемириях, традициях людей той эпохи.
  2. Сама троянская колонна, сделана не из чистого мрамора как утверждалось, а отлита из обычного бетона, которым начали пользоваться гораздо позже. Отдельные изображения же вытеснены из более высококачественного бетона и мраморных фрагментов. Об этом свидетельствует отпавшие в некоторых местах по истечению многих лет верхние слои, под которыми видны участки грубого бетона. Возможно, сооружение было построено во времена Реформации, а за основу было взято исторические эпизоды прошлых времен.
  3. Щиты воинов изображенных непосредственно на колонне Траяна, содержат рисунки в виде христианских крестов, звезд, османских полумесяцев, чего никак не могло быть в тёмные античные времена. Язычники имели совершенно другую символику, что ещё раз подтверждает ошибочную гипотезу. Об этом явном факте, современные историки умалчивают, и по сей день, боясь разрушить устоявшуюся скалигеровскую версию.
  4. Если рассматривать фотографии колонны с промежутком за последние сто, максимум двести лет, то можно заметить явные повреждения, образовавшиеся выбоины, трещины и разрушения конструкции. Из этого следует, что если бы колонне Траяна было в действительности больше чем 1800 лет, она давно бы развалилась и превратилась в исторические руины. Вероятнее всего, знаменитой троянской колонне всего лишь около 500 лет.

Смеем утверждать по итогам выше приведенных фактов - колонна Траяна была построена в 16-17 веках по мотивам Троянской войны 13 века и Крестовых Походов. Убедиться в этом запросто может любой путешественник, который посетит Великую итальянскую столицу.

Сделать это и вовсе не сложно, достаточно лишь обратиться к туристическому оператору на сайт. Мы предлагаем увлекательный отдых, по доступным ценам открывающий исторические тайны и загадки древнего мира, современные курорты с массой развлечений, шопинг-туры и многое другое. Оформление документов не составит для вас никаких хлопот - всю бумажную работу мы обязательно возьмем на себя, чтобы вы могли беззаботно наслаждаться всеми прелестями чарующего отдыха.

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Рим. Колонна Траяна - достопримечательность античного Рима, воплощение славы и победы римлян под предводительством императора Траяна над храбрыми даками.

Находится Колонна Траяна рядом с площадью Венеции и памятнику Витторио Эммануилу, напротив Церкви Санта Мария ди Лорето.

Построена любимым архитектором Траяна Аполлодором Дамасским в 113 году.

Уникальность Колонны Траяна заключается в том, что барельефная лента, изображающая сцены двух дакийских компаний Траяна, является на данный момент единственным полным (графическим) описанием произошедших тогда событий. Письменных источников о войне даков с римлянами, содержащих столь полную историческую информацию нет.

При жизни императора колонну увенчивала скульптурное изображение орла. В 117 году на вершине 38-ми метровой колонны установили памятник Траяну, который в 16 веке был заменен статуей Апостола Петра. В цоколе колонны замурованы урны с прахом самого императора Траяна и его жены.

За что римляне поставили Траяну триумфальную колонну?

Ко времени начала правления Траяна (98 год) Дакийское царство - сильное и богатое государство на территории современных Румынии и Молдавии, - представляло серьезную опасность северо-восточным провинциям империи Мезии (земли нижнего Дуная) и Паннонии (территория к северу от Далмации, часть современных Венгрии, Сербии, Словении и верхней Австрии).

Постоянные набеги, разграбление приграничных городов этих римских провинций уже послужило причиной для проведения военной компании против даков в 85-87 гг. Но тогда римляне потерпели сокрушительное поражение. Границы империи на северо-востоке «держались» к моменту прихода Траяна по сути дела на унизительном договоре с даками, по которому римская империя выплачивала денежную контрибуцию победившей Дакии. Траян понимал, что это перемирие временное и проблема может быть решена только одним способом: превратить Дакию - сильного и опасного «соседа» в еще одну собственную провинцию.

Траян, как блестящий военачальник, начал серьезную подготовку к военной компании против Дакии. Это касалось в первую очередь создания соответствующей инфраструктуры для продвижения римских легионов по плохо изученной и труднопроходимой территории Дакии. Для этого в первую дакийскую компанию (101-102) Траян строит два понтонных моста через Дунай; впоследствии приказывает архитектору Аполлодору Дамасскому заменить один понтонный пост и построить выше по течению от ущелья Железные Ворота (район современного румынского городка Оршова) невиданный для того времени мост с каменными опорами через Дунай длинной более километра (этот мост был готов только ко второй дакийской экспедиции Траяна (105-106)); расширяет морской порт Анконы для переброски второй колонны войск; для улучшения мобильности войсковых частей и их снабжения Траян строит 12-ти мильную дорогу в труднопроходимых для кавалерии скалах Верхней Мезии.

В 106 году Траян после взятия столицы Дакии – Сармизегетузы, одерживает окончательную победу над Дакийским царством, получает все богатства Дакии (в том числе и золотые прииски в Карпатах), контролирует часть северного побережья Черного моря. Это была не просто победа. Это был триумф!

Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных действий в 155 сценах повествует о победе императора над коварным, но доблестным врагом.

В период с 101-го по 106 год император Траян руководил действиями десятков тысяч римских воинов, пересек Дунай по самым длинным мостам, которые в те времена мог построить человек, одержал две победы над могущественной империей варваров на их гористой земле, а затем безжалостно стер эту империю с карты Европы.


Поход Траяна на Дакию, расположенную на территории современной Румынии, был главным событием 19-летнего правления императора. Летописец похвалялся завидными трофеями: 165 тысяч килограммов золота и 331 тысяча килограммов серебра, не считая присоединения к Римской империи новой плодородной провинции.
Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. И она по сей день остается предметом научных споров.

Пополнение казны отразилось на облике Рима. В честь победы император велел выстроить форум: просторная площадь, окруженная колоннадами, две библиотеки и большое гражданское строение, известное как базилика Ульпия. Согласно восторженному описанию римского историка, форум Траяна был творением, «подобного которому смертные никогда более не создадут».

В небо над форумом вознеслась 38-метровая каменная колонна, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Снизу доверху ее оплела рельефная хроника дакских походов на манер современного комикса: в 155 сценах тысячи искусно высеченных римлян и даков маршируют, строят укрепления, плывут на кораблях, подкрадываются к врагу, сражаются, ведут переговоры, молят о пощаде и встречают смерть.

Воздвигнутая в 113 году фантастическая колонна высится над городом почти два тысячелетия. Рельефы сильно пострадали от времени, и, кроме нескольких нижних витков спирали, мало что можно разглядеть. Вокруг руины – пустые пьедесталы, расколотые плиты, обезглавленные колонны и разбитые скульптуры напоминают о былом великолепии форума.

Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. Из века в век историки изучали рельефы как наглядное пособие по истории войн, где Траян представлен героем, а правитель даков Децебал – его достойным противником. Археологи разглядывали мельчайшие детали сцен, чтобы почерпнуть сведения о вооружении, обмундировании и военных тактиках римской армии.



Чтут памятник и современные румыны: Траян разрушил Дакию дотла, и потому колонна, наряду с уцелевшими статуями поверженных воинов, – драгоценное свидетельство того, как могли выглядеть и одеваться их дакские предки.

Шло время, великие памятники прошлого превращались в груды обломков, а колонна по-прежнему поражала воображение. Художники Ренессанса в корзинах, обвязанных веревками, свешивались с вершины колонны, дабы рассмотреть ее во всех деталях. В 1588 году папа Сикст V велел увенчать монумент статуей святого Петра. Тогда же, в XVI веке были сделаны первые гипсовые слепки колонны. Они запечатлели многие детали, ныне утраченные, – загрязнение атмосферы и кислотные дожди сделали свое дело.

Колонна по сей день остается предметом научных споров. Порой кажется, что гипотез не меньше, чем фигур на рельефах, – а их ни много ни мало 2662.

С книжной полки в гостиной своей римской квартиры археолог и искусствовед Филиппо Коарелли достает свой труд – иллюстрированную историю колонны. «Это удивительное сооружение, – говорит он, перелистывая страницы с черно-белыми снимками рельефов. – Что здесь происходит? Дакские женщины истязают римских солдат? Рыдающие даки принимают яд, чтобы не попасться в плен? Похоже на телесериал».

Или на мемуары Траяна, добавляет Коарелли. Колонна была возведена между двумя библиотеками, где могла храниться хроника боевых действий в изложении самого императора-воина. По мнению Коарелли, рельефный фриз напоминает свиток – не исключено, что военный дневник Траяна был именно свитком. «Должно быть, художник исполнял волю императора», – подытоживает ученый.



Так или иначе, перед командой скульпторов стояла задача высечь иллюстрированную версию «свитка Траяна» на 17 блоках отборного каррарского мрамора. Император – главный герой истории. Он появляется в 58 сценах – дальновидный полководец, опытный политик и благочестивый властелин: вот он произносит речь, поднимая боевой дух солдат, вот задумчиво внимает советникам, а вот приносит жертвы богам. «Траян хочет предстать не только воином, – объясняет Коарелли, – но и просвещенным человеком».

Конечно, это лишь гипотеза. В какой бы форме ни записал Траян свои воспоминания, они давно канули в Лету. Сопоставляя рельефы колонны с археологическими находками из дакской столицы Сармизегетузы, ученые склоняются к мысли, что изображения свидетельствуют скорее об умонастроениях римлян, чем о реальных событиях.

У Джона Коулстона, специалиста по римской иконографии, оружию и снаряжению из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, – особое мнение. Несколько месяцев подряд он изучал рельефы с близкого расстояния, примостившись на реставраторских лесах. Собранного материала хватило на диссертацию. «Велик соблазн представить изображения с колонны в виде этакой новостной ленты или кинофильма тех времен, – говорит Коулстон. – Но все эти интерпретации – типичные натяжки, за которыми нет ни слова правды».

Ученый утверждает, что ансамбль рельефов не был подчинен общему замыслу одного мастера. Небольшие стилевые различия и явные оплошности – к примеру, меняющаяся высота фриза или окна, разрывающие сцены, – убедили шотландского ученого в том, что скульпторы высекали рельефы, что называется, на ходу, основываясь на весьма поверхностных представлениях о войне. «Хотя историкам искусства сложно отказаться от заманчивого образа талантливой творческой личности, – говорит Коулстон, – на примере колонны Траяна мы видим, что композиция рождается спонтанно, сразу на кусках мрамора под руками простых каменотесов, а отнюдь не на чертежной доске в мастерской».

По его мнению, создатели фриза скорее вдохновлялись военными событиями, чем основывались на них. Взять хотя бы главные мотивы рельефов. В изображении двух войн на удивление мало боевых действий: сцены осад и битв занимают меньше четверти фриза, при этом сам Траян ни разу не появляется на поле боя.

Легионеры – основа военной машины Рима – преимущественно занимаются строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже сбором урожая. Ко всему прочему, можно подумать, что они еще и неуязвимы – на всей колонне не отыскать ни одного павшего римского воина!

Некоторые сцены остаются неразгаданными. Зачем осажденные даки тянутся к чаше? Чтобы принять яд и тем самым избежать унижений побежденных? Или они просто хотят утолить жажду? Как объяснить шокирующее изображение женщин, истязающих факелами полураздетых связанных пленников? В интерпретации итальянцев, это жены варваров подвергают мучениям плененных римлян. Но у Эрнеста Оберландер-Тарновяну, директора Национального исторического музея Румынии, другое мнение: «Перед нами однозначно пленные даки, которых мучают разгневанные вдовы убитых римских солдат». Судя по всему, то, что мы видим, разглядывая колонну, зависит от наших симпатий – к римлянам или к дакам.

У римских политиков слово «дак» было синонимом лицемера. Именно о даках историк Тацит писал: «Они никогда не были по-настоящему верны Риму». Заключив в 89 году договор о дружбе с императором Домицианом, царь Дакии Децебал, хотя и получал от римлян деньги на защиту границ империи от набегов, сам посылал воинов грабить пограничные города союзников. В 101 году Траян выступил в поход против ненадежных даков. После почти двухлетней войны было заключено перемирие, но вскоре Децебал его нарушил.



Терпение римлян иссякло. Во время второго вторжения, в 105 году, Траян не церемонился – достаточно взглянуть на сцены, живописующие разграбление Сармизегетузы. «Походы были жестоки и разрушительны, – рассказывает Роберто Менегини, итальянский археолог, руководитель раскопок на форуме Траяна. – Посмотрите, как сражаются римляне, держа зубами за волосы отрубленные головы. Война есть война. У римских легионеров была репутация свирепых и безжалостных воинов».

Но как только даки были повержены, за них взялись римские скульпторы. Форум Траяна украшали десятки статуй статных, бородатых дакских воинов – гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Конечно, скульпторы были далеки от того, чтобы подсластить горечь поражения побежденным, большинство которых были проданы в рабство. «Ни один дак не смог бы прийти посмотреть на колонну, – говорит Менегини. – Монумент был предназначен для римских граждан и воплощал мощь имперской машины, способной покорить столь доблестный и воинственный народ».

Колонну Траяна можно считать образцом пропаганды – но, как утверждают археологи, в ее каменной летописи есть доля правды. Новейшие раскопки на территории древней Дакии, в том числе и на развалинах Сармизегетузы, приносят все больше открытий. Все детальнее прорисовывается портрет цивилизации, перешагнувшей «варварскую» ступень развития, вопреки презрительным эпитетам римлян.

У даков не было письменности, и все наши знания об их культуре прошли через фильтр римских источников. Многочисленные находки свидетельствуют о том, что Дакия царила над окрестными землями не одну сотню лет, собирая дань с соседей. Зная толк в кузнечном деле, дакские старатели добывали руду и выплавляли железо, а золотоискатели намывали золото. Венцом творения искусных мастеров были тонко отделанные украшения и оружие.

Сармизегетуза была политической и духовной столицей Дакии. Ее руины покоятся высоко в горах в самом сердце Румынии. От Рима город отделяли 1600 километров – армия Траяна шла сюда больше месяца. Сегодняшним посетителям приходится пробираться по изрытой колдобинами грунтовой дороге через ту самую неприступную долину, которая преграждала путь Траяну.

Развалины Сармизегетузы потонули в зарослях высоких буков. Даже в жаркий день по земле ползут прохладные тени. Широкая мощеная дорога ведет от толстых, наполовину вросших в землю крепостных стен к просторной поляне.

Этот зеленый оазис – терраса, высеченная в скале, – был религиозным центром Дакии. До наших дней дошли остатки зданий – смесь из древних камней и бетонных реконструкций, напоминающих о неосуществленной попытке воссоздать древний комплекс. Тройное кольцо каменных колонн очерчивает контуры некогда величественного храма, отдаленно напоминающего круглые дакские строения на рельефах колонны Траяна. Рядом низкий алтарь – каменный круг с высеченным орнаментом в виде солнечных дисков – святая святых дакской вселенной.

Последние шесть лет румынский археолог Гелу Флореа из Клужского университета имени Бабеша-Больяй проводит летние месяцы на раскопках в Сармизегетузе. Расчищенные руины, а также предметы, конфискованные у кладоискателей, свидетельствуют, что сюда проникали военные технологии из Рима, чувствуется и влияние Греции – архитектурное и художественное. «Поразительно, какими они были космополитами так высоко в горах, – говорит Флореа. – Это самое крупное поселение во всей Дакии, с удивительно сложной организацией». С помощью аэрофотосъемки археологи выявили более 260 искусственных террас, растянувшихся почти на пять километров вдоль долины. Общая площадь поселения превышала 280 гектаров.

Ученые не обнаружили следов возделанных полей – зато раскопали остатки ремесленных мастерских и домов, а также плавильные печи, тонны железных заготовок и десятки наковален. По-видимому, город был центром производства металла, снабжавшим другие дакские поселения вооружением и инструментами в обмен на золото и зерно.

Сегодня все здесь объято зеленью – и тишиной. Неподалеку от бывшего алтаря бьет маленький источник, где можно было брать воду для религиозных ритуалов. Земля под ногами, приправленная крупинками слюды, искрится в солнечных лучах. Вполголоса переговариваются немногочисленные туристы.

Трудно представить себе, что за церемонии проходили в этом городе – и что за страшная участь постигла его обитателей. В воображении всплывают клубы дыма и пронзительные крики, грабежи и резня, самоубийства и паника, изображенные на рельефах колонны Траяна.

«Римляне смели все на своем пути, – рассказывает Флореа. – От крепости камня на камне не осталось. Они хотели продемонстрировать свою мощь: смотрите, у нас есть силы, средства, мы здесь хозяева».



За падением Сармизегетузы последовало разрушение главных храмов и святилищ Дакии. Затем римляне принялись за другие города Дакийского царства. Один из рельефов у самой вершины колонны представляет кровавую развязку – деревня предана огню, жители обращаются в бегство, по опустошенной провинции бродят лишь козы да коровы.

Две войны унесли, как считают ученые, десятки тысяч жизней. По свидетельству современника, Траян взял 500 тысяч пленных, угнав из них около 10 тысяч в Рим для участия в гладиаторских сражениях, которые устраивались в честь победы 123 дня подряд.

Гордый правитель даков избавил себя от позорной участи пленника. Конец Децебала увековечен на колонне его заклятого врага: опустившись на колени под сенью дуба, дак подносит длинный изогнутый меч к собственному горлу.

«Его голова была доставлена в Рим, – писал римский историк Кассий Дион столетие спустя. – Так Дакия стала подвластной римлянам».

Форум Траяна (Foro di Traiano) – величественное сооружение и исторический памятник, расположенный в центральной части неподалеку от площади Венеции (Piazza Venezia). Строительство этого архитектурного памятника началось в 106 году, вскоре после победы императора Траяна над Дакией (форум возведен как раз в честь этого события), окончилось 1 января 112 года. Форум Траяна считается последним императорским форумом, созданным в Риме.

После впечатляющей победы римского императора Траяна над Дакийским царством в 106 году нашей эры (император воевал с даками с 101 года), владыка принял решение увековечить память о своем походе. Не исключено, что Траяну не давала покоя слава великого Александра Македонского, быть может, сыграла роль экономическая составляющая этой победы (присоединение Дакии к Империи дало Риму дополнительные финансовые поступления) – но император заложил не просто стелу или памятник, а возвел самый большой императорский форум из существовавших в то время.

Главным архитектором проекта был назначен Апполодор Дамасский, который являлся любимчиком императора и находился рядом с Траяном во время похода на Дакию (в 105-106 годах он же являлся архитектором моста длиной более километра, возведенного для этого похода – мост носит имя Траяна и находится на берегу Дуная). Также в 106 году Апполодор восстановил одеон (здание, в котором проводились концерты, театральных постановки и состязания, выполненное в форме амфитеатра) последнего римского императора династии Флавиев – Домициана.

Чтобы воплотить проект, архитектору потребовалось срыть часть склонов Квиринальского и Капитолийского – ни один из форумов, строившихся до этого, не требовал изменений природных ландшафтов таких масштабов.

Однако рабочие под руководством Апполодора справились великолепно – на момент окончания строительства форум простирался на 300 метров в длину и 185 метров в ширину, а посреди форума возвышалась (ее посвящение императору произошло в 113 году), составлявшая 38 метров в высоту. В состав комплекса форума входила базилика Ульпия (basilica Vlpia), Имперская библиотека Траяна (bibliotheca Vlpia) и рынок Траяна (mercatvs Traiani). Уже после смерти комплекс пополнился Храмом Божественного Траяна (Templvm Divi Traiani).

Внешний вид комплекса

Искусствоведы говорят, что римляне еще не видывали более прекрасного комплекса ни до, ни после Траяна. Даже сами масштабы комплекса поражают – он занимает столько же места, как и все императорские форумы, созданные до Траяна (форумы Августа, Нервы и Цезаря).

Сам форум представлял из себя колоннаду с местами для сидения, обнесенную стеной и защищенную крышей. Вход в форум венчала великолепная триумфальная арка, украшенная статуей, изображавшей колесницу, запряженную шестью лошадьми. В северной части колоннады – знаменитая базилика Ульпия, отделанная белым мрамором.

Величественная колонна Траяна, высотой в 38 метров, прославляет всю мощь Римской империи и подвиги ее военачальников.

Колонна украшена мраморными плитами, которые отображают события того времени с исторической точностью (пусть и с некоторым преувеличением, которое присуще памятным римским строениям) и в хронологическом порядке. В основном плиты повествуют об истории Дакийской кампании, переход через Дунай, сражения и триумфальное возвращение Траяна с победоносным войском в Рим. Для историков эти плиты – ценнейший материал, который дает возможность судить о событиях той эпохи, одежде и мнениях римлян.

Барельефы на облицовочных плитах изображают стройные ряды могучих римлян в боевых доспехах. В нижней части колонные изображены дакийские воины, бессильные перед натиском римской армии. Всего на барельефах колонны Траяна изображено свыше 2500 человеческих фигур. Сам император Траян изображен на них более 59 раз. Отделка колонны демонстрирует превосходство Римской Империи перед противниками. Верх монумента первоначально украшала позолоченная статуя орла, олицетворяющая величие Рима. Впоследствии ее заменили на статую императора Траяна, но в конце XVI века по приказу Папы Сикста V ее место заняла статуя .

Глядя на величие колонны и ее масштабы, даже не приходит в голову, что внутри она полая! Вернее сказать, внутри нее расположена винтовая лестница (186 ступеней), которая ведет к смотровой площадке на вершине колонны. К сожалению, для посещения туристами смотровая площадка недоступна.

До наших дней дошли отнюдь не все достопримечательности, составляющие Форум Траяна. Лучше всего сохранилась колонна – она, бесспорно, великолепна, но она спроектирована так, чтобы выглядеть наиболее потрясающе в окружении зданий Форума, а в одиночестве она выглядит несколько сиротливо.

Примечательно также то, что под колонной находится могила самого императора Траяна и его жены . Сенат и император Адриан решили сделать исключение из запрета хоронить в городах, чтобы подчеркнуть заслуги императора Траяна перед Римом и его народом.

Рынок Траяна

На территории Форума по приказу Траяна создан первый прототип современного – для того, чтобы заслуги Империи находились на виду у многочисленной публики и гостей города, на территории форума было приказано создать свыше 150 торговых лавок с товарами. Причем обращены они должны были быть в сторону центра площади. Такой внешний вид торговой площади получил название «витрина». Не правда ли, поразительно похоже на современные торговые центры?

Через рынок Траяна проходила улица Виа Бибератика (Via Biberatica), на которой располагались таверны, харчевни. Вероятно, что и само название улицы происходит от латинского bibere, что в переводе означает «пить».

Помимо торговых площадей, Рынок Траяна включал в себя специальные заведения, в которых происходила бесплатная раздача продуктов питания малоимущим.

Интерес представляет архитектурная конструкция рынка – благодаря использованию основы для стен из смеси камня и бетона высота рынка возросла до 5 этажей.

Сейчас на рынке Траяна расположен музей Императорских Форумов. Билет в музей стоит 14 евро и включает в себя посещение выставок и других римских музеев.

Как добраться

Чтобы внимательно осмотреть форум Траяна и проникнуться атмосферой античного Рима без толп туристов, рекомендуем посетить Форум во время . Находится он неподалеку от площади Венеции и палаццо Валентини (palazzo Valentini). Если стоять лицом к , то слева от вас в ста метрах будет Колонна Траяна.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Колонна Траяна - один из самых известных и хорошо сохранившихся древнеримских памятников, дошедших до наших времен. Когда я стою перед ней, то перед глазами у меня нет-нет, да и промелькнёт картина не нынешнего, а античного Рима с громадой и великолепием его императорских форумов.

Это, конечно, секундное наваждение, и вновь - я вижу лишь развалины, в которых трудно угадать былое величие. И только Колонна Траяна стоит, как ни в чём ни бывало, стоит уже больше 1900 лет, практически не изменившись с тех пор. Несомненно, этот монумент заслуживает того, чтобы познакомиться с ним поближе.

История создания

Колонна возведена во славу великого императора дакийского – Марка Ульпия Траяна. Он известен своими завоеваниями, после которых Римская империя только увеличивалась в размерах и укреплялась в своей могущественности.

После покорения Дакии, Траян был провозглашен Дакийским императором . И после этого события на самом большом Римском форуме, в самом его центре и появилась памятная колонна.

Архитектором, которому мы обязаны этим монументом, который уже почти два тысячелетия остается на своем месте, стал Аполлодор Дамасский.

Архитектура

Колонна выполнена с драгоценного материала – каррарского мрамора . Условно ее можно разделить на три части:

  • капитель – верхняя часть
  • сама колонна
  • пьедестал – основание колонны

Высота памятника составляет 38 метров, а диаметр – около 4 метров.

Двадцать сложенных блоков образуют внутри пространство для лестницы со 185 ступенями , которая ведет наверх – к смотровой площадке на капители.

Лента рельефов 23 раза обвивает колонну и представляет взору эпические сцены прошлой реальности . Это изображение Дакийской войны и императора Траяна. К слову, его можно увидеть целых 93 раза!

Волны реки Истры, а ныне Дунай, военный быт и праздничные моменты побед! А лирические мотивы заключены в фигурах женщин и детей. Всего фигур на колонне можно насчитать более двух с половиной тысяч.

На пьедестале колонны высечен текст, который демонстрирует от кого и кому возведен этот мраморный монумент.

А вот и сам текст:

«Сенат и народ римский воздвигли эту колонну Императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германском, Дакийскому, Великому Понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, Императору в 6-й раз, Консулу в 6-й раз, Отцу Отечества, для того, чтобы было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений»

Внутри прямоугольного основания колонны хранится урна с прахом великого императора и его жены.

Колонна Траяна является одним из напоминаний о могуществе Римской империи и о величестве ее императоров. Сцены, изображенные на рельефе колонны, захватывают дыхание и переносят в дни, когда новые победы будоражили умы юных воинов!

  • Чтобы воплотить проект, архитектору потребовалось срыть часть склонов Квиринальского и Капитолийского холмов. Ни один из форумов, строившихся до этого, не требовал изменений природных ландшафтов таких масштабов
  • Первоначально колонну венчало скульптурное изображение орла (символ военного успеха), после смерти Траяна его сменила статуя императора, которая в свою очередь была заменена на статую Апостола Петра, украшающую верхнюю часть сооружения по сей день.
  • Кроме замены венчающих колонну скульптурных изображений других значительных изменений за свою многовековую историю сооружение не претерпело.
  • Во времена правления Траяна существовал запрет на захоронения в пределах территории города. Но после смерти императора для него было сделано исключение, прах его покоится в основании колонны, так что она является своего рода надгробием.
  • Рассматривать барельеф, стоя у основания колонны, было неудобно, поэтому римляне в свое время оборудовали для просмотра крыши двух находящихся поблизости библиотек.

Колонна Траяна была воздвигнута в период наивысшего подъема и расцвета Римской Империи. Сохранившись до наших времен практически в первозданном виде, это сооружение является не только историческим, но и архитектурным памятником , произведением искусства скульпторов.