В зависимости от личных потребностей. Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Cтраница 1


Личные потребности и потребности фирмы могут совмещаться разнообразными способами. Согласно последнему обзору Американской ассоциации менеджмента, наиболее широко распространенными являются неформальное консультирование специалистами-кадровиками и консультирование непосредственными руководителями. Эти подходы довольно неформальны. Более формальными и быстро распространяющимися, но менее широко применяемыми практиками, являются специальные семинары и особые центры самооценки.  

Личные потребности составляют важнейшую, можно сказать, центральную часть всей системы общественных потребностей. Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они представляют собой осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий воспроизводства своей жизни, рождению и воспитанию детей, жизни членов его семьи на достаточно высоком уровне благосостояния и всестороннего развития личности.  

Личные потребности, к какой бы из рассмотренных групп они ни относились, имеют устойчивую тенденцию изменять свой характер и увеличиваться численно.  

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.  

Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от характера, природы возникновения выделяют три их группы (класса): физические, социальные и интеллектуальные.  

Личные потребности удовлетворяются предметами и услугами личного потребления. Производственные потребности выражают потребности общества в средствах производства.  

Личные потребности и потребности предприятия могут совмещаться различными способами. Наиболее широко распространенными являются неформальное консультирование специалистами по управлению персоналом и консультирование непосредственными руководителями. Каждый руководитель является по совместительству преподавателем, который постоянно развивает людей. В повседневной практической деятельности руководителя большое значение придается консультированию.  

Личные потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Последняя в конечном счете всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек стремится полнее удовлетворить их.  

К личным потребностям относятся также потребности в ведении домашнего хозяйства, организации досуга, культуры, физического развития, укрепления и сохранения здоровья. Большинство таких потребностей в той или иной степени удовлетворяется или прямо при помощи материальных предметов, созданных трудом людей, или при их участии. По этой причине удовлетворение таких потребностей теснейшим образом связано с качеством, зависит от него и имеет прямое отношение к рассматриваемой проблематике.  

Время на личные потребности и на отдых при тяжелых работах также устанавливается в процентах к оперативному времени.  

Время на личные потребности ta на отдых, производственную гимнастику регламентируют законодательством и исчисляют в процентах к оперативному времени.  

Чтобы удовлетворить общественные и личные потребности, любая вещь должна обладать определенными свойствами, которые делают ее полезной, делают ее потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость выражает вообще полезность продукции, то степень ее полезности, меру, в какой она объективно способна удовлетворить определенную потребность, характеризует категория качества продукции.  

В удовлетворении личных потребностей проявляет скромность.  

При таком подходе личные потребности окажутся лишь одним из восьми уровней нужд человечества наряду с групповыми потребностями вплоть до глобальной совокупности людей в целом. Предлагаемый подход усложняет анализ, но его осуществление может обогатить наше знание о нуждах человека и его системных объединений, что весьма существенно для социально-экономической экологии человека.  

Отличительной особенностью системы личных потребностей является то, что входящие в нее виды потребностей не взаимозаменяемы. Например, полное удовлетворение потребности в пище не может заменить необходимости удовлетворения потребности в жилье, одежде или духовных потребностей. Взаимозаменяемость имеет место лишь в отношении конкретных благ, служащих удовлетворению отдельных видов потребностей.  

Потребности человека.

Отсутствие мотивации - величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.

Потребность - это нужда, необходимость чего - либо для жизнедеятельности человека.

Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро - и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

Ориентировки,

Любопытства,

Направленного интереса,

Склонности,

Осознанного самообразования,

Творческого поиска.

Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем - либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что - то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей - процесс возвращение организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей :

Естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

Материальные, или предметно - вещные,

Духовные - порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших - биологических, до высших - духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

  1. Физиологические потребности - пища, дыхание, сон, и т.п.
  2. Потребность в безопасности - стремление защитить свою жизнь.
  3. Социальные потребности - дружба, любовь, общение.
  4. престижные потребности - уважение, признание членами общества.
  5. Духовные потребности - самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные ) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности - это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

  1. Социальные установки.
  2. Убеждения.
  3. Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.
Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.

Потребности или нужда – это самый сильный фактор, определяющий целенаправленность активности любого субъекта, поскольку личностные потребности человека являются основной мотивацией, двигающей силой, побуждающей индивидуум на конкретные действия с целью их удовлетворения.

Можно также говорить о том, что потребности человека – это специфическое состояние личности, проявляющееся зависимостью от возможности в определенных условиях или событиях.

Активность личности находит свое проявление именно в удовлетворении появляющихся потребностей, которые формируются под влиянием условий воспитания и различных культурных, духовных ценностей.

Сугубо биологическая точка зрения рассматривает такое понятие как «надобность» в качестве специфического состояния организма, выражающее объективное желание в каком-либо материальном или духовном благе. Исходя из такого определения, можно говорить, что потребности полностью зависят от жизненного образа конкретного индивидуума. А также от сферы его обитания и условий, которые она ему задает.

В современном мире существует много различных возможностей, что приводит к наличию большого спектра потребностей каждого индивидуума. Не стоит также забывать, что на формирование желаний влияют особенности воспитания, культурный уровень, масса различных социальных условий. Создать единую систему, которая позволила бы максимально точно классифицировать все виды личностных потребностей практически нереально.

Сейчас уже предложена масса классификаций, распределяющих потребности в группы по тому или иному признаку. Простейшая из них подразделяет индивидуальные нужды на материальные и духовные. Материальные нужды также принято называть биологическими, подразумевая тот факт, что они реализуются как исключительно естественные потребности человека как существующего вида.

К биологическим потребностям относят, например, потребность в еде, отдыхе и сне, необходимость в тепле и одежде, наличие дома, личное пространство, сексуальные потребности. Другой же вид потребностей, которые принято называть духовными или идеальными, включает в себя такие стремления как потребность в своем социальном признании, дружбе, отношениях, общении, познании мира в целом.

Также популярной является концепция, выдвинутая А.Х. Маслоу. Согласно ей, иерархическая структура потребностей представляет собой определенное направление деятельности индивидуума в зависимости от того, какой «уровень» иерархии потребностей удовлетворен, а какой – нет. Сам Маслоу изображал ее в виде пирамиды, где каждый последующий сегмент заключал в себе определенную потребность, регулирующую поведение субъекта в зависимости от степени удовлетворения предыдущих сегментов.

Следует отметить тот неизменный факт, что у каждого индивидуума существует своя степень выраженности любых потребностей, так как эта черта является сугубо уникальной. Тем не менее, ни один человек не сможет полноценно существовать, скажем, без окружающего социума, поскольку его наличие делает возможным удовлетворение потребности в актуализации своего «Я».

Ведущие потребности личности

В психологии все чаще применяется выделенный ряд надобностей, которые представляют собой так называемые ведущие потребности личности или основные потребности. Наличие данного ряда потребностей не зависит от возраста или пола индивидуума, при этом они могу розниться не только по своему содержанию, но и по уровню их выраженности в окружающем социуме.

Подразумевается первичное соотношение одной потребности к другим, что обуславливает некоторую приоритетность. Это факт также подчеркивал создатель иерархической структуры потребностей Маслоу. При этом он называл потребности, вызванные отсутствием того или иного блага «дефицитными».

В случае «дефицитной» потребности индивидуум всячески концентрирует свои действия на восполнение данного дефицита, в то время как другие потребности становятся «вторичными». К примеру, если человек испытывает выраженное чувство жажды или голода, его уже мало беспокоит мнение соседа или близких людей о его внешнем виде или каком-то поступке.

Выделяют шесть общих групп ведущих потребностей:

  • Физические потребности и нужды. Они включают в себя такие естественные и физиологические нужды как наличие воздуха, еды, питья, возможности отдыха и сна. Также к данной группе причисляют и социальные потребности в общении и интимных отношениях.
  • Отдельным уровнем выделены эмоциональные потребности. Это может быть необходимость в постороннем доверии, признании, чувствах дружбы и любви.
  • Общественная потребность – нужда в том, чтобы обладать определенной «нишей» в каком-либо обществе, дружеском коллективе, организации.
  • Интеллектуальные потребности представляют собой необходимость находить ответы на возникающие вопросы, нужду в удовлетворении любопытства.
  • Также выделяют ряд духовных потребностей. Они заключаются в необходимости веры в божество, высшее существование, определенную атрибутику. Подобные вещи помогают сохранить внутреннюю гармонию и переносить возникающие трудности.
  • Творческая потребность, заключающаяся в необходимости самовыражения любым из доступных способов, творческой реализации.

Необходимо подчеркнуть, что удовлетворение личностных потребностей человека – это неотъемлемая часть его благосостояния. Выполнение всех основных нужд является залогом позитивного настроя и эмоциональной гармонии человека.

Личностные потребности и мотивация

Мотивационный процесс человека характерен тем, что он представляет собой совокупность различной направленности деятельности индивидуума. Она может заключаться как в стремлении достижения определенной цели, так и в попытках любым способом избежать ее, выражаться в решении вопроса о том, должно быть реализовано определенное действие или же нет.

Характерным является то, что данные сложные процессы в сознании сопровождаются определенным эмоциональным всплеском, который может найти свое проявление в возбуждении, волнении, радости или страха. Также мотивационные процессы нередко сопровождаются субъективным ощущением внезапного роста или упадка сил.

Можно утверждать, что личностные потребности и мотивация связаны между собой, поскольку именно она определяет целенаправленность действий индивидуума, являясь движущим механизмом в принятии решений, собранности, преодолении возникающих преград и трудностей. Дело в том, что под мотивацией подразумевают не только совокупность конкретных мотивов, подталкивающих к достижению целей.

Мотивация – это набор психофизиологических процессов, влияющих на целенаправленность действий и уровень внутренней энергии, которая является необходимой для выполнения этих самых действий.

Следует отметить, что мотивация является своеобразным следствием возникающих у индивидуума потребностей. По сути, она представляет собой своеобразный «посредник» между возникающей потребностью и реальными физическим активными действиями, выражаясь в виде психического «побуждения к движению». Этим также объясняется тот факт, что за, казалось бы, одинаковыми действиями разных индивидуумов, стоит совершенно разная мотивация и причина.

Последние мероприятия имели под собой, вероятно, несколько мотивов. В экономическом плане их немаловажную чисто практическую сторону составила своеобразная политика одновременно кредитной и дебитной рестрикции, направленная против перенакопления свободных денежных средств частными лицами, а также на сдерживание инфляции. В социальном аспекте эти меры были призваны сгладить наиболее одиозные из сохранявшихся проявлений имущественного неравенства. Наконец, они вписывались в концептуальную схему нового социализма М. Каддафи, где любое накопление, кроме как за счет экономии на личных потребностях индивидуума и от продукта его собственного труда, признавалось посягательством на общественное достояние . В политическом плане данные мероприятия лишали внутреннюю оппозицию последней легальной финансовой опоры.  

Наглядный пример поведения, которое определяется стремлением удовлетворить потребность , - это поведение классного шута. Все его шуточки и выходки - это неприкрытая мольба об общественном признании и одобрении. Хотя поведение классного шута вступает в конфликт с целями школы, обучением, и потому считается непроизводительным, оно удовлетворяет личные потребности самого шута. По-  

ОЖИДАНИЯ. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации , люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно, они решают, насколько вероятно или насколько нереально свершение чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на их сегодняшнее поведение. Например, если продавец ожидает, что еще 9 сделок в неделю увеличит объем реализации продукции на 15% и тем самым ему будет гарантирована премия, то, вероятно, он сделает еще несколько звонков потенциальным покупателям . Однако, если продавец считает, что продукция настолько хороша или настолько плоха, что дополнительные торговые сделки не изменят результата, или что не предвидится вознаграждения за то, что он приложит к работе больше усилий, это может привести к тому, что во второй половине дня он уйдет с работы. Как видно даже из очень простого примера , если люди не ожидают, что поведение, которого ждет от них организация, приведет к достижению желаемых целей или удовлетворению личных потребностей, они, вероятно, не будут работать эффективно.  

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА. Этап проверки и оценки наступает после истечения установленного периода времени. Его задачей является определение степени достижения целей, выявление проблем и помех, определение причин этих проблем, выявление личных потребностей и вознаграждение за эффективную работу . Факторы, связанные с оценкой эффективной работы , рассматриваются в следующей главе, посвященной обсуждению вопросов управления человеческими ресурсами.  

Эти вознаграждения могут выступать почти в любой форме. Дополнительная оплата , повышение по службе, необычное звание, благодарность, особый статус и более комфортабельные условия работы - все это доказало свою эффективность. Необходимость применения вознаграждений обоснована тем, что подчиненный видит четкую связь между принятием дополнительной ответственности и удовлетворением личных потребностей. Так же важно для высшего руководства создать систему стимулирования руководителей за успешное делегирование дополнительных полномочий в соответствии с целями организации.  

Самое большое преимущество в использовании убеждения в организациях заключается в том, что выполнение работы человеком, на которого влияют, не нужно будет проверять, и он, по всей вероятности, постарается выполнить больше, чем минимальные требования, потому что он считает, что эти действия помогут удовлетворить его личные потребности на многих уровнях. Человек, получивший приказ, подкрепленный принуждением, обычно выполняет его, но по минимуму. Иногда кажется, что методика принуждения эффективна, но связанные с ней проблемы могут возникнуть несколькими неделями или месяцами позже на стадии выполнения.  

Продукция должна удовлетворять определенные общественные или личные потребности. Степень полезности характеризуется многими признаками, некоторые из них считаются основными.  

К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям  

Непосредственным результатом выполнения НИР является создание принципиально новых, ранее не производившихся изделий, совершенствование уже изготавливаемых изделий и расширение производства продукции (работ). В конечном счете результаты НИР сводятся к удовлетворению соответствующих общественных и личных потребностей социального, гигиенического, экологического и другого характера с меньшими затратами труда.  

В условиях развитого социализма экономика нашей страны достигла высокого уровня развития, что привело к объективной необходимости дальнейшего улучшения управления народным хозяйством СССР . Возросшие масштабы производства , многосторонние экономические связи и научно-технический прогресс определяют дополнительные требования к совершенствованию хозяйственного механизма . Управленческая и плановая деятельность министерств, объединений и предприятий направляется Коммунистической партией на повышение эффективности производства и качества работы Для достижения высоких конечных народнохозяйственных результатов и более полного удовлетворения растущих общественных и личных потребностей.  

Время на личные потребности и на отдых при тяжелых работах также устанавливается в процентах к оперативному времени.  

Время на личные потребности.  

Нормативы времени на машинно-ручные и ручные приемы устанавливают путем проведения хронометражных исследований процесса подъема и спуска инструмента, а на отдых и личные потребности (регламентируемые перерывы) - по данным фотографии рабочего времени.  

Регламентированные перерывы включают время для личных потребностей, а также неустранимые перерывы, обусловленные особенностями технологии и организации производства (например, перерыв в работе крановщика в связи с установкой монтажниками поднятой детали).  

Время на личные потребности - часть штучного времени, затрачиваемого человеком на личные надобности и, при утомительных работах, на дополнительный отдых.  

Недвижимость в руках собственника может использоваться для удовлетворения личных потребностей, а также получения дохода или прибыли. Что касается жилой недвижимости , то она, прежде всего, удовлетворяет личные потребности ее собственника, а в ряде случаев служит источником получения дохода при сдаче ее в аренду.  

Следующая отличительная черта - разные формы изучаемых общественных отношений . Экономисты изучают в основном формализованные отношения, базирующиеся на строго регламентированных законодательных нормах, должностных позициях, которые регулируют поведение разных групп работников в формальных организациях - министерствах, объединениях, предприятиях и т. д., а между ними. Для социологов в равной мере важны как формальные, так и неформализованные отношения. Наконец, два подхода базируется на разных моделях человека. При экономическом подходе человек рассматривается, с одной стороны, как условие производства (элемент трудовых ресурсов , носитель рабочей силы), с другой стороны - как покупатель и потребитель создаваемых благ. Предполагается, что трудовые ресурсы можно использовать , распределять, формировать, улучшать (самостоятельное поведение работников, как правило, не рассматривается). Они выступают скорее объектом, чем субъектом управления . При социологическом подходе человек рассматривается как субъект экономических и социальных процессов. Учитывается наличие у него собственной системы ценностей , личных потребностей и интересов, направляющих его на удовлетворение этих потребностей.  

Недвижимость обладает свойством приносить доход своему владельцу. Это одна из основных причин, почему люди покупают недвижимость. Другими причинами являются покупка для непосредственного проживания и удовлетворение личных потребностей владельца.  

Значительно увеличивается часть прибавочного продукта , направленная в фонд накопления . В результате быстро растет объем национального богатства . Следовательно, каждое новое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта . При этом возрастает как объем необходимого продукта , используемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта , направляемого на развитие производства и на образование общественных фондов потребления , в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.  

Если мы идем на рынок и что-либо приобретаем, то это еще не означает, что мы вступаем с продавцом в финансовые отношения . Мы просто покупаем, т. е. взамен некоторой суммы денег получаем товар (услугу), или, как сегодня принято говорить, частное благо , удовлетворяющее личную потребность. Никаких финансовых отношений здесь нет. Мои финансы поют романсы, - говорим мы, сетуя на нехватку денег, и в корне ошибаемся, потому что деньги и финансы - это не одно и то же.  

Налоговой теорией и практикой описаны четыре вида причин уклонения от налогов моральные, политические, экономические и технические. Общеизвестно, что для многих граждан украсть из казны - не значит украсть. Более того, в любом государстве имеют место факты коррупции в высших эшелонах власти, использования государственных средств на личные потребности. Поэтому налогоплательщики не чувствуют моральной ответственности за уход от налогообложения. При этом осознание государства как персонифицированного товаропроизводителя и распорядителя общественных благ для большинства граждан - настолько абстрактное понятие, что не воспринимается вовсе.  

Банковский потенциал (БП) может быть определен как агрегированная способность наличных материально-технических , трудовых, интеллектуальных и других ресурсов обеспечивать максимальный в данных условиях объем производства финансовых посреднических услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребностей банковского учреждения во входящих денежных потоках , являющихся прибыли и оплаты труда сотрудников личных потребностей населения потребностей государства в налоговых поступлениях по результатам банковской деятельности и обслуживании кассового исполнения государственного бюджета , а также создания условий для дальнейшего поступательного развития и расширения банковской деятельности.  

Общее потребление населением материальных благ и услуг является основным обобщающим показателем, характеризующим уровень жизни населения. Он включает личное потребление населением материальных благ и в полном объеме платные услуги, предоставляемые населению. Расчет этого показателя обеспечивает взаимосвязь отдельных показателей благосостояния населения, что позволяет рассматривать уровень и