Схема конспект общественные и индивидуальные потребности. Урок по обществознанию "потребности человека"

Конспект урока по обществознанию, 6 А класса;

Учитель: Джамалова Н.М., ВП, 1к.

Тема: «Потребности человека»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: 1. Деятельностная: формировать у обучающихся представление о человеческих потребностях, позволяющих создавать новые возможности человека.

2. Содержательная: познакомить обучающихся с понятием «духовный мир человека», а также развить представление о потребностях человека как источнике его активности.

Планируемые результаты:

Предметные:

    Научатся определять понятие потребность;

    Классифицировать основные виды потребностей;

    На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между потребностями человека и животных;

    Научатся понимать важность и необходимость развития духовного мира человека.

Личностные:

    Оценивают свою деятельность, достижения,

    Характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих,

    Стоят свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные:

    Ставить цель, решать учебную задачу, проблему, анализируют вопросы (регулятивные);

    Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.​ (познавательные)

    Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. (коммуникативные)

Технологии: ТДМ

Ход урока.

    Мотивационный этап: (1 минут)

«Кто ни о чем не спрашивает, тот ни чему не научится.» (Томас Фуллер) (1 слайд)

- Объясните значение слов Томаса Фуллера .

Вывод: - Я рада, что вы готовы отвечать на вопросы, рассуждать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

(Ситуация на экране) Читает___________________

Жил на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастической. (2 слайд)

- Может ли такая ситуация реально быть в жизни человека?

Вывод: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои какие-либо желания.

    Актуализация знаний (7 мин)

Личность, деятельность, самооценка, потребность, самосознание. (3 слайд)

Какое понятие можете охарактеризовать?

Какое вам незнакомо?

3. Проблемная ситуация (7 мин)

Где вы встречали это слово?

Давайте подумаем, каким словом можно заменить потребность?

- Потребность – желание – нужда (4 слайд)

А теперь мы с вами попробуем найти определение понятия в различных источниках;

(по группам)

- (ИМЯ) вы корреспондент, вам необходимо провести опрос среди наших гостей с целью выяснения их мнения «Что такое потребность?»

- (ИМЯ) вы активный пользователь в Интернете, с помощью данного ресурса найдите определение термина потребность;

- (ИМЯ) вы приверженец традиционных способов поисков информации, вам необходимо дать определение термина потребность с помощью толкового словаря;

Несколько определений термина потребность перед вами на листочках выберете то, которое вы считаете наиболее подходящим, аргументируйте свой ответ

Потребность - это

Форма активности живых существ;

Это необходимые условия для существования;

Это возможность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место;

Это нужда в том, что необходимо для существования личности.

(Поводим итоги) Слово детям

    Выход из проблемы (2 мин)

Давайте сравним с эталоном, то что у вас получилось, и все вместе проговорим в слух определение.

Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (5 слайд)

Какой можно сделать вывод на этом этапе урока, что вы узнали на этом этапе урока? Если у человека есть потребности, то он способен к саморазвитию.

Физминутка

- Я вам предлагаю помечтать. Закройте глаза, чтобы вас ничкго не отвлекало и ответьте себе на вопрос: Что я хочу в ближайшее время? Можете закрыть глаза и воспроизвести в представлении образ желаемого. (1 мин)

Первичное закрепление: (5 мин)

Потребностей у человека огромное количество. И обществоведы пришли к выводу, что их можно разделить по группам, т.е. классифицировать.

(6 слайд) Потребности: биологические

социальные

духовные

А теперь давайте поработаем с учебником. Открываем учебник на странице 34 и находим группы потребностей и раскрываем их понятия.

Твоя мечта к какой группе потребностей можно отнести.

6. Самостоятельная работа: (разноуровневая) (10 мин)

Сейчас вы будете работать самостоятельно, у каждого ряда будет свое задание;

    первый ряд дает определение терминам «личность» и «самооценка»

    третий ряд дает определение терминам «деятельность» и «самосознание»

    второй ряд устанавливает соответствие, каждому понятию, подберите соответствующую характеристику.

- Теперь давайте проверим по образцу (5 мин)

    слайд) Личность – это

Деятельность – это

Самооценка – это

Самосознание – это

Самооценка. Кто справился с заданием? Что помогло? (Знания, полученные на уроке)

    Рефлексия: (5 мин) (7 слайд)

Давайте подведем итог урока вместе. У вас на парте лежат карточки с опорными словами. Оцените свою работу на уроке.

На уроке было трудно………

Я работал (активно/пассивно)………..

Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)……..

Урок мне показался (интересным/скучным)………..

За урок я (не устал/ устал)

Моё настроение стало(лучше/хуже)

Материал урока полезный и понятный….

    Домашнее задание (2 мин) (8 слайд)

§4, ответ на вопрос, письменно «Как влияют потребности человека на развитие общества?»

План – конспект открытого урока в 8 классе

Учитель : Левкина Н.В.

Тема урока: « Потребности человека».

Форма урока : комбинированный урок в форме практикума.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока :

раскрыть сущность, виды потребностей, их влияние на жизнедеятельность человека, связь потребностей с социальной средой и личностью.

Задачи:

образовательные:

выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущем уроке по теме «Личность и социальная среда».

в ходе обсуждения развить знания учащихся по теме «Потребности человека»,

∙ воспитательные: воспитывать умение выбирать решение и высказывать свою точку зрения на заданную тему, воспитывать толерантность.

∙ развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение от практической деятельности переходить к интеллектуальной: объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, формулировать выводы.

∙ опережающие: зона ближайшего развития - формирование понятия о связи потребностей с воспитанием и самовоспитанием.

Применяемые методы :

Проблемно-поисковый

Репродуктивный

Практический

Творческий

Формы работы :

Фронтальная;

Индивидуальная;

Самостоятельная.

Групповая

Местоположение урока в планировании :

Данный урок восьмой в теме: «Понятие общества и его основные признаки».

Прогнозируемый результат : закрепление знаний о взаимосвязи социальной среды и высших потребностей человека, свободы и ответственности в удовлетворении потребностей.

Оборудование урока : Компьютер с презентацией урока «Потребности человека», учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 8 класс, рабочая тетрадь к учебнику А.И.Кравченко, тетради.

Основные понятия: потребности, первичные и вторичные потребности, иерархия потребностей, духовные потребности.

Ход урока

I – организационный этап: сообщение темы урока, постановка целей урока

Учитель : Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о потребностях человека, что человеку нужно, чего он хочет, мы выясним различные виды потребностей.

От чего зависит возникновение тех или иных потребностей в разные эпохи.

II этап -актуализация опорных знаний и умений учащихся:

«Метод – паучок» На доске от понятия проводят ассоциативные лучи

Понятие для обсуждения : Что такое потребности?

(Обсуждение, подведение итогов)

Потребность - это нужда, необходимость чего-либо для жизнедеятельности человека.

Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей - процесс возвращения организма в состояние равновесия.

Вопрос для обсуждения : Вспомните прошлый урок и объясните, как вы поняли выражение «потребность быть личностью».(Вопрос 5 дом. задания, стр. 45 )

II этап – проверка дифференцированного домашнего задания ;

1 группа - репродуктивный уровень: Учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 8класс, стр. 45 в.1,2,4-, Рабочая тетрадь к учебнику, стр17-18, задание 1,2.

2группа- проверка практического задание: , Рабочая тетрадь к учебнику, стр18, задание 3,4

3 группа- проблемно-поисковое задание : зачитывание группой мини-сочинения по проблеме учебника А.И.Кравченко, стр. 45. «Почему человек ценится как личность больше в обществе с более высоким культурным уровнем?»

III этап –практическая работа по теме урока.

Учитель: Можно выделить 3 вида потребностей:

Естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма;

Материальные, или предметно-вещные;

Духовные - порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Посмотрите на экран.


Слайд №1 Пирамида Маслоу.

Первым, кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «Иерархическая теория потребностей». А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших - биологических, до высших - духовных:

1. Физиологические потребности - в употреблении пищи, дыхании и т. д.

2. Потребности в безопасности - стремление сохранить и защитить свою жизнь.

3. Социальные потребности- свидетельствуют о том, что человек -живое, социальное, коллективное существо и вне группы жить не может.

4. Престижные потребности - стремление выделиться, желание получить карьеру, более высокий статус, престиж, признание и оценку.

5. Духовные потребности - стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, то есть самореализоваться.

Первые два типа потребностей называются первичными(врождёнными), остальные - вторичными(приобретёнными).

Практическая работа по слайду. (Работа по группам письменно).

Задание 1.

1-я группа

Из предложенного ниже списка выберите то, что является первичными потребностями, и что вторичными и запишите в 2 колонки соответственно этим видам потребностей: пища, общение с другими людьми, сон, жилье, температурный комфорт, познание, курение, кислород, труд, посуда, признание со стороны других людей, одежда.

2-я группа

Отличаются ли естественные (первичные) потребности человека от естественных потребностей животных? В чем проявляется «очеловечивание» этих потребностей?

Слайд №2 Рисунок рыцаря и современного человека .

От имени представителей данных эпох составьте список того, что вы хотели бы иметь в жизни, в чем испытываете нужду.

1-я группа

Ученики 1группы - «люди средневековой Европы»;

Ученики 2группы - «современные люди».

Заслушав все ответы, сделайте вывод о том, от чего зависят потребности человека.

Осознанные потребности - это желания, их человек может сформулировать как свою цель. Для осуществления цели необходима активная деятельность самого человека.

Слайд №3. На экране понятия: желания, потребности, деятельность, цель .

Задание: Расположите в логически правильной последовательности понятия: желания, потребности, деятельность, цель (поясните их значение).

Слайд №4. Иллюстрации к сказкам «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина и «Приключение Буратино».

1-я группа

Какое отношение к проблеме потребности человека имеет «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина? Какую проблему поднимает эта сказка?

2-я группа

Какие потребности возникали у Буратино, после его изготовления шарманщиком Карло? Какую проблему поднимает эта сказка?

Слайд №5 Пирамида Маслоу.

Ещё раз посмотрите на этот слайд, до какой ступени поднялись герои сказок? Почему в сказке Пушкина показан крах цели персонажа сказки, а в сказке Толстого персонаж добивается успеха?

Вывод о роли духовных потребностей в развитии личности, замыкание круга проблематики.

Зелёный – Старался справиться с заданиями, но не - всегда успевал.

Синий - Часто отвлекался от работы, было скучно.

Домашнее задание: параграф 6, ответить письменно на вопрос 2 рабочей тетради к учебнику А.И.Кравченко, стр21, задания 3,4 стр22-23.

Устно вопросы 3,4,


Microsoft Power Point «Какие бывают потребности».

Цель: развитие познавательных способностей учащихся через включение их в различные

виды деятельности.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятием «потребности».

2. Формировать представление о потребностях человека как об источнике его

активности, самовыражении.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к

разумным потребностям.

Основные понятия: потребности, биологические потребности, материальные

потребности, социальные потребности, духовные потребности.

Оборудование: Учебник: Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,

раздаточный материал с заданиями для учащихся, компьютер,

мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point

«Какие бывают потребности», плакат «Потребности» для игрового

закрепления вопроса о видах потребностей.

План урока:

    Что такое потребности?

    Какие бывают потребности?

    «Вечны» ли потребности?

    Ложные потребности.

    Закрепление изученного материала.

Ход урока.

I . Размышление над вопросом рубрики «Обсудим вместе», § 6, с. 55.:

Зачитывается задание вслух:

Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

(ребята отвечают на вопрос)

Учитель обобщает ответы ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких не может существовать.

Тема нашего урока: Какие бывают потребности.

(на экране – слайд №1 с темой урока).

    Что нужно человеку?

Учитель: Давайте выясним, что же такое потребности.

Есть такая наука – психология, которая различает два понятия: «нужда» и «потребность».

Что такое нужда? Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда, когда кислорода будет не хватать (заболевают органы дыхания), тогда человек предпринимает какие то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. И тогда нужда становится потребностью.

Нужда – то, что человеку необходимо, но он об этом не задумывается, а потребность – то, что человек осознает и переживает.

(слайд № 2 «Что нужно человеку?» : Всю свою жизнь человек постоянно в чем-то нуждается → всю свою жизнь человек удовлетворяет свои потребности. →

Что же такое потребность? → нужда человека в чем либо (это все то, что человек хочет иметь в жизни.)

Закончи предложение.

Потребность – это ___________________________________________________.

(ребята заполняют пропуск и отвечают на вопрос: что такое потребности?)

    Какие бывают потребности?

(слайд № 3. Высвечивается: какие бывают потребности?)

Вопрос к классу: Попробуйте назвать потребности человека? (ребята называют)

Учитель обобщает ответы: вы назвали много потребностей человека, а теперь давайте попробуем разделить их на отдельные группы.

Вопрос: Какие потребности отражают нужды нашего организма? (ребята называют)

Учитель: Эти потребности называются биологические.

На экране появляются картинки. Делается вывод:

Биологические потребности нужны человеку, чтобы жить.

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Биологические потребности - _________________________________

Учитель: Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются от потребностей человека? (выслушав ответы:) Отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей (занимается земледелием, шьет одежду и т.д.)

Любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда есть осознание нужды в чем-то. Философ Фалес много путешествовал, растратил все свои деньги и жил небогато, занимаясь исследованиями явлений природы. Он учил, что человеку нужна мудрость, а не деньги. Жители Милета насмехались над ним. «Ты поучаешь людей, а сам живешь в бедности»,- говорили ему. Тогда Фалес взял в долг денег и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу должен был быть необычайно большой урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом мог бы стать богатейшим человеком.

Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Древнеримский император Диоклетиан (243-312), утратив интерес к государственным делам, отрекся от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый друг стал уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту - и скажи, в чем я добился больших успехов?» - ответил Диоклетиан.

(слайд № 4. Материальные потребности : человек нуждается в жилище, одежде, посуде и т.д., т.е. материальные потребности – это потребность человека в вещах ).

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Материальные потребности - __________________________________________

(слайд № 5 – Социальные потребности.) Человек не может стать счастливым, если не сможет показать свои способности, не найдет свое место в жизни. Поэтому, у него существуют Социальные потребности (высвечивается).

Социальные потребности – это потребности в общении, труде. Они возникают только в обществе.

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Социальные потребности - ________________________________________________

Вопрос: могут ли быть социальные потребности у животных?

(слайд № 6. – Духовные потребности. )

Среди потребностей человека выделяются Духовные потребности. (после показа) →

Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, мира получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Духовные потребности - __________________________________________________

Вопрос: Какие группы потребностей мы выделили? Что это за потребности? (ребята отвечают)

А сейчас поиграем в игру, где вы должны будете узнать потребности и поместить их в соответствующие группы.

Игра:

(Зачитываются строчки из разных стихотворений, ребята называют потребность, учитель дает отгадавшему карточку с соответствующим названием и ученик должен разместить ее в соответствующей группе потребностей).

1) “ Я лежу, болею
Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) - социальные

2) “ В коридоре, в классе-ли
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел” (В ремонт е) – материальные

3) Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике…
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) (потребность в образовании) - духовные

4) “ Муха, Муха- Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар” (Потребность в покупке посуды ) – материальные

5) Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) (Потребность в пище) биологические

6) У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
(С. Михалков. Светлана.) (потребность в безопасности) социальные

    Сделать хотел грозу,

А получил козу,

Розовую козу

С желтою полосой (потребность в творчестве ) – духовные

    «Вечны» ли потребности?

(слайд № 7 – «Вечны» ли потребности?)

Телефон и телевизор, автомобиль, самолет… Все когда-то было в диковинку. Но по мере того как они распространялись, завоевывали себе жизненное пространство, человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!

А вот в первобытном обществе, вряд ли люди могли ими даже воспользоваться.

Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем.

V . Потребности и возможности. (слайд № 8)

В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает?

Потребности должны соответствовать возможностям.

Учитель: Ни одну потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, развивается, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для ее удовлетворения, » человек должен трудиться.

(слайд № 9 – Труд как потребность ).

Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?

Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность.

На слайде: Труд дает больше возможностей для удовлетворения потребностей.

Итак, мы выяснили, 1) что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие?

(ребята отвечают: воздух, вода, еда, крыша над головой)

2) Без каких потребностей прожить можно, но трудно?

(ребята отвечают: телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)

3) Без чего человек может прожить?

(ребята отвечают: алкаголь, наркотики, курение; если затрудняются – учитель помогает рисунками слайда № 10 )

(слайд № 10 – Ложные потребности).

Учитель: у человека иногда возникают ложные потребности.

Какой вред они могут принести людям? (ребята отвечают).

Обобщая ответы учащихся, учитель:

На слайде:

Вредные привычки наносят вред человеку – вред его здоровью, силам, положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может попасть в беду.

Учитель дополняет: Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься: «А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?».

Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед вместе с ней, то мы развиваемся. А если мы останавливаемся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. Т.е., человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед собой.

Задание: в раздаточном материале № 2 и на слайде № 11.:

Выберите верные суждения о потребностях человека:

а) Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.

б) Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.

в) Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности.

(ответ: а, в) – объяснить свой выбор.

Вопрос: Влияют ли потребности человека на развитие общества?

(ребята отвечают):

Учитель обобщает : общество порождает определенные потребности человека, который, в свою очередь оказывает влияние на развитие самого общества.

Вопросы для повторения:

    Что такое потребности?

    Какие бывают потребности?

    Что такое биологические, материальные, социальные, духовные потребности?

    Все ли потребности человек может удовлетворить? От чего это зависит?

    Без чего человек может прожить?

    Какое влияние потребности оказывают на развитие общества?

Д/з (слайд № 12) : § 6, с. 55 – 57, рубрика «Проверь себя», вопр. 1, 2, с. 62

Спасибо за работу (слайд № 13.)

Использованные материалы и литература:

    Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,

Интернет-ресурсы:

    http://www.lesson-history.narod.ru

Главная > Урок

Урок «Потребности человека» 8 класс

Потребность -нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности человека не могут быть одинаковы во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства. Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность. Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия. Потребность становится целью деятельности человека и побуждает его к действию. Действие направлено на удовлетворение потребности.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется иерархической теорией потребностей . А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.

Можно выделить следующие виды потребностей.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе. Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности человека в пище, одежде, жилище естественны, но имеют разумные границы; потребности в знаниях, творческой деятельности, красоте беспредельны. Таким образом высшие потребности вносят большой вклад в формирование личности, нежели низшие, там, где н6ачинаются высшие потребности, там начинается личность. Потребности связаны с ценностными ориентациями. Ценностные ориентации - жизненные ориентиры, являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей. Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека. Если для человека особо значимо приобретение вещей, то у него преобладают материальные потребности. Если он считает предпочтительным для себя заниматься творческой деятельностью, то у него формируются различные духовные потребности. Потребности являются источником активности людей. Процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ПРАКТИКУМ «Человек, личность, деятельность, потребности»

1. Верны ли следующие суждения?А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.2. К социальным относятся потребности человека в:1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении.3. Верны ли следующие суждения о человеке?А. Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.4.Установите соответствие: 5. Качества личности проявляются в:1) чертах человека как биологического организма; 2) наследственной предрасположенности;3) особенностях темперамента; 4) социально-преобразующей деятельности.6. Человек, в отличие от животного, обладает способностью:1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий;3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности.7. И человек, и животные способны:1) использовать предметы природы;2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда;3) передавать трудовые навыки последующим поколениям;4) осознавать собственные потребности.8. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей

Характеристики

1) физиологические;2) потребность в безопасности;3) социальные;4) престижные;5) духовные. A. Потребность человека жить в коллективе, в общении, дружбе, любви, уважении и взаимопонимании.Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.
9. Приведите в соответствие понятия «человек», «индивид», «личность» с их смысловыми значениями и существенными признаками:

Характеристики

1) Индивид.2) Индивидуальность.3) Личность A. Это набор качеств: внешних, нравственных, социальных, культурных и т. д., которые отличают одного человека от другого.Б. Пол, возраст, раса, статус, роль.B. Лицо, обладающее всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.Г. Своеобразие, уникальность, неповторимость конкретного человека.Д. Человек, способный управлять своим поведением и деятельностью, имеющий собственное убеждение, обладающий силой воли, отличающийся самостоятельностью в поступках, способный нести ответственность и решать проблемы, реализующий себя посредством тех или иных социальных ролей, проявляя инициативу, предприимчивость, целеустремленность, трудолюбие и силу воли.Е. Яркая, музыкальная, спортивная, артистичная, обладающая художественным вкусом натура.
10. Верны ли следующие суждения?А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.11. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.12. Верны ли следующие суждения?А. Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, обладает набором особых свойств. Как биологическое существо, он сумел приспособиться к внешней среде и сохранить вид.Б. Человек - существо социальное, проживающее в обществе и обладающее такими качествами, как творчество, свобода, социальность.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.13. О каком понятии идет речь:«Это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе».14. Верны ли следующие суждения?А. Гениальным человека делает природа, а великим - общество.Б. Эмоциональное переживание и целеполагание - отличительные черты деятельности человека от жизнедеятельности других живых существ.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.15. О каком понятии идет речь. Своеобразие человека по следующим признакам:1) особенности внешнего облика;2) неповторимость внутреннего мира;3) неповторимость проявления внутреннего мира в поведении и деятельности - обозначается термином16.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.17. Способность, лежащая в основе отличия человека от животных:1) к общению (обмену информацией с себе подобными);2) к взаимопомощи (оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию);3) подражанию (усвоению форм поведения других);4) к сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда).18. Сергей делится по телефону с Александром своими впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример1) игры 2) общения 3) учения 4) труда19. Вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата, - это1) игра 2) общение 3) учеба 4) труд20. Виктор посещает лекции в Инженерно-экономическом университете. Это пример1) труда 2) учебы 3) общения 4) игры21. Ювелиры в Древней Руси на поверхность предмета по линиям заранее нанесенного рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Какой вид деятельности иллюстрирует этот пример?1) труд 2) учебу 3) общение 4) игру22. Верны ли следующие суждения об основе человеческого существования?А. Основой человеческого существования является деятельность. Б. Основой человеческого существования является потребительство.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны23. Верны ли следующие суждения о способностях?А. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности.Б. Способности - индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в определенной деятельности.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны24. Девятиклассница Ольга поражает всех тонким слухом. Как можно назвать качество, которым обладает Ольга?1) способность 2) задаток 3) талант 4) гениальность25. К специальным способностям относятся1) литературные 2) спортивные 3) математические 4) все перечисленные26. К общим способностям относятся1) музыкальные 2) умственные3) технические 4) художественно-творческие27. Леонардо да Винчи был великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером. Ему обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Какими качествами обладал Леонардо да Винчи?1) способностями 2) одаренностью 3) талантом 4) гениальностью28. Установите соответствие: 29. Установите соответствие: 30. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.

Цели урока: обеспечить усвоение наиболее распространенных подходов к изучению человеческих потребностей, познакомить с классификацией Маслоу, развивать умения работать с дополнительным материалом, помочь развивать интерес к изучаемому курсу.

Понятийный аппарат: потребности, духовность, культурные ценности,

Оборудование: презентация по теме

План урока:

1. Оргмомент

2. Актуализация субъективного опыта учащихся

Что нужно современному человеку?

А)Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: «Что нужно современному человеку в повседневной жизни?»и проранжировать свои ответы по степени значимости. Ответы заслушиваются и записы­ваются на доске в три колонки:

Очень нужно Нужно Не очень нужно
Учитель подводит итог дискуссии и просит учеников дать опреде­ление слову «потребности». Мнения заслушиваются, определение «по­требности» записывается в тетрадь. (Например: потребности - это все то, в чем нуждается человек и без чего трудно или невозможно жить.)

3. Этап изучения нового материала. Работа с презентацией.

А)Рассматривание понятия «потребность».

В психологии проблема потребностей более внимательно стала изучаться в первой четверти XX века.

Л. Брентано рассматривает потребность как любое негативное чувство, которое индивид старается устранить.

Многие ученые пытались объяснить природу потребностей:

Д. Н. Узнадзе - потребность как нужда;

В. Г. Лежнев - потребность как предмет удовлетворения нужды;

В. С. Магун - потребность как отсутствие блага, как цен­ность;

Б. Ф. Ломов, Д. А. Леонтьев - потребность как необходимость;

И. А. Джидарьян, П. А. Рудик - потребность как состояние напряжения;

Й. Шванцер - потребность как системная реакция;

Б. Ф. Поршнев - потребность как исходное противоречие ме­жду реальным и необходимым, должным и сущным.

Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в том, что потребности являются источником активности индивида.

По схемам 1,2 расскажите о функциях потребностей.

Б) Работа по учебнику.Функции потребностей

Целеполагания- обусловлена системой смысловых образований

Побуждения- системой ценностных образований личности

Потребности вызывают у человека стремление действовать, предпринимать меры по устранению негативных состояний дис­комфорта."

Удовлетворение потребности ведет к снятию напряжения, рав­новесию и самозащите.

Но существуют и ненасыщаемые потребности. К таким потреб­ностям Л. И. Божович относит игру, а А. Маслоу - потребность в развитии, совершенствовании.

3. Виды потребностей и способы их удовлетворения. Анализ схемы.

Учитель обсуждает с учащимися, как можно классифицировать потребности человека. Он информирует о типологии потребностей, при­нятой в экономической науке, и в виде схемы изображает ее на доске:

Потребности:

Материальные

Духовные

Социальные

Специфические

Функции потребностей:

Физиологическая

Психологическая

Физиологическое и психологическое развитие человека, со­вершенствование его как личности определяет развитие, видоизме­нение и его потребностей.

1.Иерархия потребностей (по А.Маслоу)

1.физиологические (пища, сон, движение)

2.экзистенциальные (в безопасности)

3.социальные (дружба, любовь)

4.престижные (уважение)

5.духовные (самореализация)

5.). Первичное закрепление материала.

Какие материальные и духовные потребности вам знакомы?

Как можно определить социальные потребности?

Что называют специфическими потребностями? Все ли эти потребности обусловлены жизнью человека? Какие из них не являют­ся жизненно важными?

Учитель предлагает подобрать примеры к каждому виду пред­ложенных потребностей, которые также фиксируются на доске.

6. ) Подведение итога урока.

Как человек может удовлетворить свои потребности?

7) Домашнее задание:

Т. 6, письменный ответ на вопрос: «Может ли человечество полностью удовлетворить свои потребности?».

С. А. Гребёнкина, БОУ "Кустовская СОШ, Яковлевский район, Белгородская область