Методический практикум по русскому языку название. Методическая разработка по русскому языку на тему: практикум по русскому языку сборник практических работ для специальностей спо

Кафедра математических методов и информационных технологий в управлении

Из всех наук я больше всего люблю
математику, так как в этой науке
совершенно невозможно лицемерие

Стендаль

При обучении студентов самых разных специальностей в МГУ имени М.В. Ломоносова математике традиционно отводилась весьма существенная роль. Необходимость сохранения этой традиции и сегодня диктуется не только успешным опытом многих поколений выпускников, завоевавших высокий авторитет отечественной науке в мировом сообществе, но и пониманием того обстоятельства, что математика, являясь неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, наделена способностью, абстрагируясь от множества несущественных для изучаемых явлений свойств, выявлять закономерности, носящие универсальный характер.

В то же время современное общество невозможно представить без информационных технологий. Они прочно вошли в нашу жизнь и применяются практически повсеместно, позволяя использовать опыт человечества, накопленный в формализованном (математическом) виде, на практике. Поэтому, широкое внедрение информационных технологий очень важно для реализации перспективных проектов, в том числе и в сфере государственного управления.

Изучение курсов с математическим наполнением прививает будущему выпускнику факультета навыки конструктивного и точного мышления, позволяющие чётко формулировать проблему, требующую управленческого решения, определять круг поиска разумных альтернатив и, тем самым, вносить заметный вклад в подготовку такого решения. Содержание дисциплин математического цикла, а также методология и методика их преподнесения студенческой аудитории основываются на нашем представлении о наборе умений и навыков, которыми выпускник факультета государственного управления должен обладать.

С другой стороны, знания, полученные студентами при изучении дисциплин математического курса, в полной мере подкрепляются современными теоретическими и практическими подходами, основанными на информационно-аналитических технологиях. Это позволяет «перекинуть мостик» между той традиционной математической школой, которой всегда славился МГУ, и, теми новыми веяниями и тенденциями, которыми отличается наука XXI века.

Выпускник ФГУ должен знать возможности математических методов, применяемых для разрешения управленческих задач, понимать характер идеализаций и огрублений, производимых при построении модели управленческой ситуации с тем, чтобы достаточно ясно осознавать границы применимости получаемых результатов. Кроме этого, он должен в полной мере представлять те захватывающие горизонты, которые открывает ему владение интеллектуальными компьютерными технологиями.

Преподавание математических курсов на ФГУ началось с 1995 года математической группой (А.Г. Чхартишвили и Е.В. Шикин). Кафедра математических методов в управлении была создана в 2001 году. В её состав вошли А.А. Григорян, С.Н. Бычков и Е.В. Шикин (в то время заведующий кафедрой).

Информатику и информационные технологии на факультете начали читать с 1996 года А.В. Сурин и Ю.Ю. Петрунин, позднее к ним присоединились приглашённые с факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ Т.Н. Руденко и А.В. Абрамов. В 2005 году создана кафедра информационных систем в управлении, куда вошли И.А. Смольникова и А.А. Поляков (в то время заведующий кафедрой).

Кафедра математических методов и информационных технологий в управлении появилась в 2011 году путём объединения двух кафедр под руководством Е.В. Шикина. С 2016 года кафедрой руководит Ю.Ю. Петрунин.


Образовательная деятельность

Научная работа

За годы существования кафедры были защищены две докторские диссертации: по физико-математическим наукам А.Г. Чхартишвили (в настоящее время работает в Институте проблем управления РАН) и по философским наукам С.Н. Бычковым (в настоящее время работает в Финансовой академии при Правительстве РФ).

Область научных интересов кафедры: искусственный интеллект и интеллектуальные системы в управлении, управление знаниями, анализ больших данных в общественных науках, антикризисное управление.

Кафедральные научные семинары: « Управление знаниями» (совместно с Научным советом РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований), «Математика. Управление. Культура», «Математические методы и информационные технологии».

Кафедра активно сотрудничает с Научным советом РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований, компаниями Интерфакс, StatsoftRussia, BaseGroupLabs, Сбербанк Технологии.

На базе кафедры в 2018 году создан Центр анализа больших данных (BigData) в общественных науках. Руководитель Центра – Ю.Ю. Петрунин. Научный руководитель – М.Г. Мягков.

практикум по русскому языку

Учебно-методический комплекс дисциплины

БПГУ имени

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Бийский педагогический государственный университет

практикум по русскому языку

Учебно-методический комплекс дисциплины

БПГУ имени

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени

Научный редактор :

канд. … наук, доцент

Рецензент:

канд. … наук, доцент

Д Практикум по русскому языку [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: ; Бийский пед. гос. ун-т им. . – Бийск: БПГУ им. , 2008. – 85 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к практическим занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 050300.62 Филологическое образование.

Ó БПГУ им. , 2008.

Ó Сост.: , 2008.

1.1. Учебная программа дисциплины «Практикум по русскому языку» 4

1.1.1 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Практикум по языку. ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ». 4

1.1.2 Выписка из ГОССТАНДАРТА.. 8

1.1.3 модульная рабочая программа дисциплины... 8

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ... 13

2.1. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ .. 13

3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ .. 46

3.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ .. 47

3.3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ .. 58

3.4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ .. 59

Приложение 1 . 61

Приложение 2 . 63

Приложение 3 . 65

Приложение 4 . 66

Приложение 5 . 67

Приложение 6 . 77

Утверждаю

Рабочая программа

Шифр и наименование

дисциплины_____________________________________________________________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД),

наименование дисциплины)

Статус _______________________________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)_________________________________________________________________

(коды специальностей (направлений)

дневная

Формы обучения_______________________________________________________________

(дневная, заочная)

108

Объем дисциплины ____________________________________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

семестра

Учебные занятия

курсовых

проектов

расчетных

итоговой

аттестации

(зачет, экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

самостоятельная

практические

лабораторные


Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.2001 года.

ОПД. Ф.07 Практикум по русскому языку

Современное правописание: нормы и традиции. Принципы русской орфографии . Отступления от морфологического принципа. Орфографическая норма и понятие орфографической вариантности. Репрезентация орфографических норм в словарях разных типов. Анализ трудных орфограмм и их классификация. Выделение иерархии признаков орфограмм для теоретического осмысления правил написания трудных и спорных орфограмм. Правила, регламентирующие слитное, дефисное и раздельное написание слов. Спорные вопросы в русском правописании. Норма и вариативность в пунктуации . Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания в организации предложения и текста.

Разработчик ассистент

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры 3 февраля 2009

русского языка

Заведующий кафедрой

Одобрена Ученым советом филологического факультета

1. Организационно-нормативная документация

для специальности 050300.62 «Филологическое образование»

Форма обучения: очная.

Номер семестра

Учебные занятия

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание предлагаемой программы, её объём и характер обусловливают, в свою очередь, необходимость оптимизации учебного процесса не только в плане отбора материала обучения, но и в плане способов его организации, а также контроля текущей учебной работы. Одновременно возрастает удельный вес внеаудиторной (самостоятельной) работы, которая, наряду с практическими и лабораторными занятиями, становится полноценным и обязательным видом учебно-познавательной деятельности студентов.

Учитывая проблемы создания письменных текстов, адекватных действующим нормам правописания, характерные для многих студентов, обязательным является формирование каждым студентом индивидуальной программы работы над грамотностью.

Текущий контроль качества усвоения знаний

Проверка качества усвоения знаний проводится не только в устной, но и в письменной форме. Проведение разных по форме и по объему письменных работ дисциплинирует студента-первокурсника, вводя его в новую для него систему вузовского обучения; дает преподавателю основания объективной оценки знаний каждого студента; позволяет самому студенту представить уровень собственных знаний по предмету, увидеть свои сильные и слабые стороны, чтобы учесть их в последующей работе.

Итоговая аттестация

Курс завершается итоговым диктантом и зачетом, на котором проверяется уровень практической грамотности, умение давать орфографический комментарий, исправлять и анализировать ошибки, находить ответы на вопросы в лексикографических изданиях.

Основное содержание

1. Понятие об орфограмме. История русской орфографии. Фонетическое письмо в древней Руси. Членение текста на слова (XVI в.) как основная предпосылка необходимости выработки орфографических правил. Первая попытка унификации правописания в грамматике М. Смотрицкого. Роль, в унификации правописания. “Русское правописание” . Реформа 1918 г. Формирование орфографической нормы.

2. Принципы русской орфографии. Понятие о морфологическом принципе как ведущем в русской орфографии. Фонетический и традиционно-исторический принципы. Дифференцирующие написания. Способ слитного, раздельного и дефисного (полуслитного) написания.

3. Лингвистические основы орфографического анализа слова. Его связь с другими видами лингвистического разбора. Роль морфологического, морфемного , словообразовательного анализа при орфографическом разборе слова. Методика орфографического анализа.

4. Правописание согласных в корне. Чередующиеся согласные в корне. Конечные согласные корня перед суффиксами - чин-, - чик-, - чат-. Правописание женских отчеств. Двойные согласные в корнях русских слов и в заимствованных словах.

5. Правописание гласных в корне. Безударные гласные, проверяемые ударением. Чередование гласных в корне. Гласные после шипящих (в корнях, окончаниях, суффиксах). Гласные после “ц”. Правописание “ы”, “и” в корне после приставок.

6. Правописание приставок в русском языке. Конечные согласные приставок. Безударные гласные в приставках.

7. Правописание окончаний и суффиксов глаголов, прилагательных, существительных.

8. “Н” и “НН” в суффиксах прилагательных и причастий.

9. Правописание числительных. Склонение составных числительных.

10. Правописание наречий. Суффиксы наречий. “Ь” в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Дефисное написание.

11. Правописание сложных слов. Сложные прилагательные.

12. Правописание частиц. Частицы “НЕ” и “НИ” с разными частями речи.

13. Употребление строчных и прописных букв.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает: чтение рекомендуемой литературы, выступление с докладами, работа со словарями (сопоставление различных лексикографических изданий для решения конкретных познавательных задач), орфографический анализ диктантов, конструирование текстов, связанных с определенными блоками правил, подбор и составление словарных диктантов, текстов для диктантов.

Основные понятия

Принцип орфографии, орфограмма, орфографическая норма, орфографическое правило, орфографическая ошибка, принцип пунктуации, пунктограмма, пунктуационная норма, пунктуационное правило, пунктуационная ошибка, колебание, вариативность, факультативность написания, авторский знак, нерегламентированная пунктуация.

Основная

Валгина, Н. С. Трудные вопросы пунктуации [Текст]: Пособие для учителя. / . − М., 1983.

Иванова, В. Ф . Современный русский язык. Графика. Орфография [Текст] / . − М., 1982.

Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии [Текст] / . − М., 1982.

Иванова, В. Ф. Современная русская орфография [Текст] / . − М., 1991.

Кайдалова, А. И. Современная русская орфография [Текст] / , . − М., 1983.

Осипов, Б. И. История русской орфографии и пунктуации [Текст] / . Новосибирск, 1992.

Розенталь, Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации [Текст] / . − Челябинск. 1994.

Шапиро, А. Б. Современный русский язык. Пунктуация [Текст] / А. Б. Шапиро. − М., 1984.

Шубина, Н. Л. Пунктуационная система русского языка [Текст]: Лекции / . − СПб., 1993.

Дополнительная

Активизация работы учащихся по орфографии (5–8 классы) [Текст]: Сб. статей / Под ред. . − М., 1961.

Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков [Текст]: Пособие для учителя. / . М., 1987.

Бабайцева, В. В. Тайны орфографической зоркости [Текст] / // Русская словесность. − 2000. − №1. − С. 62–68.

Бадмаев, Б. Ц. Психологические приёмы ускоренного обучения русскому правописанию [Текст] / , // Вопросы психологии. − 1997. − №3. − С. 51–61.

Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии [Текст] / . − М., 1966.

Букчина, Б. З. Орфографический словарь – всегда ли закон? [Текст] / // Русская речь. − 1997. − №1.

Букчина, Б. З. Сложные слова [Текст] / , . − М., 1974.

Власенков, А. И. Пособие по орфографии [Текст]: Для уч-ся средних профтехучилищ / . − М., 1983.

Гадалова, В. В. Работа с орфографическими понятиями при изучении видов орфограмм [Текст] / // РЯШ. − 1996. − №4. − С. 31–36.

Глазков, А. В. “Мягкая” реформа орфографии [Текст] / // Научные труды МПГУ им. . Сер. Гуманитарные науки. − 1995. − С.100.

Глазков, А. В. Орфографическая ошибка как предмет лингвистического исследования [Текст] / // Учёные записки Московского Культурологического лицея № 000. Сер. Филология. − №1 (99) − Вып. 7. − М., 1999.

Голев, Н. Д. Антиномии русской орфографии [Текст] / . − Красноярск, 1987.

Грот, Я. К. Русское правописание [Текст] / . − СПб., 1885.

Еськова, Н. А. Заставь дурака… Ещё раз о Боге и боге [Текст] / // Русская речь. − 2000. − № 1. − С. 45-47.

Еськова, Н. А. О недостаточности действующего правила употребления так называемой буквы ё [Текст] / // Вопросы культуры речи . − Вып. 8. − М., 1967. − С. 73–84.

Еськова, Н. А. О некоторых “каверзах” дефиса [Текст] / // Нерешённые вопросы русского правописания. − М., 1974.

Еськова, Н. А. О разделительных знаках [Текст] / // О современной русской орфографии. − М., 1964.

Костинский, Ю. М. Об одном неудачном, дезориентирующем правиле [Текст] / // РЯШ. − 2000. − №1. − С.78–80, 126.

Кузьмина, С. М. О новой редакции “Правил русской орфографии и пунктуации” [Текст] / // Русская словесность. − 1995. − №2.

Кузьмина, С. М. Теория русской орфографии [Текст] / . − М., 1981.

Ладыженская, Т. А. Творческие диктанты [Текст] / . − М., 1963.

Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку [Текст]: Книга для учителя. Из опыта работы. / . − М., 1991.

Львов, М. Р. Правописание в начальных классах [Текст] / . − М., 1990.

Моисеев, А. И. Буквы и звуки [Текст] / . − Л., 1969.

Моисеев, А. И . Основной принцип современной русской орфографии: морфологический или фонемный? [Текст] / // РЯШ. − 1995. − №1. − С. 59–63.

Парубченко, Л. Б. О научном отношении к методам обучения орфографии [Текст] / // Русская словесность. − 1997. − № 4. − С. 58–62.

Покровский, Л. Л. Работа над орфографическим правилом [Текст] / // РЯШ. − 1995. − №4. − С. 18–23.

Разумовская, М. М. Оценка орфографической грамотности учащихся [Текст] / // РЯШ. − 1993. − №1. − С. 80–84.

Репкин, В. В. Формирование орфографического навыка как умственного действия [Текст] / // Вопросы психологии. − 1960. − №2. − С. 135–141.

Соколова, Г. П . Правописание не и ни [Текст] / . − М., 1981.

Тихонов, А. А. Орфография…это очень трудно? [Текст] / // РЯШ. − 1988. − № 6.

Шустов, А. Н. Каратэ и камикадзе [Текст] / // РЯШ. − 1995. − № 1. − С. 68–72.

Щерба, Л. В. Теория русского письма. [Текст] / . − Л., 1983.

Словари и справочники

Правила русской орфографии и пунктуации [Текст] − М., 1956.

Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка [Текст] / − М., 1999.

Богданова, Г. А. Русский язык в таблицах, схемах, алгоритмах. Орфография. Пунктуация [Текст] / , − М., 1998.

Букчина, Б. З. Слитно или раздельно? [Текст]: Опыт словаря-справочника / , − М., 1976.

Былинский, К. И. Трудные случаи пунктуации [Текст] / , − М., 1961.

Валгина, Н. С. Орфография и пунктуация [Текст]: Справочник. / , − М., 1993.

Добромыслов, В. А. Трудные вопросы грамматики и правописания [Текст]: Пособие для учителей. / , . − М., 1965.

Орфографический словарь русского языка [Текст] / Под ред. и др. − М., 1982.

Полный справочник по орфографии и пунктуации [Текст] /Под ред. − М., 1999.

Розенталь, Д. Э. Прописная или строчная? [Текст]: Словарь-справочник / − М., 1988.

Соловьёв, Н. В. Орфографический словарь. Комментарии. Правила [Текст]: Справочник / ёв. − СПб., 2000.

Тихонов, А. Н. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование , морфемика, грамматика, частота употребления слов [Текст] / − М.: Цитадель, 1997.

Ушаков, Д. Н. Орфографический словарь [Текст]: Для учащихся средней школы / , . − М., 1990.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300.62 «Филологическое образование».

Программа обсуждена и одобрена на заседании Учебно-методического совета по направлению 050300.62 «Филологическое образование» Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. (протокол от 01.01.01 г.).

1.1.2 Выписка из ГОССТАНДАРТА

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (Москва, 2005) по специальности 050300.62 – «Филологическое образование».

1.1.3 модульная рабочая программа дисциплины

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Практикум по русскому языку

Современное правописание: нормы и традиции. Принципы русской орфографии. Отступления от морфологического принципа. Орфографическая норма и понятие орфографической вариантности. Репрезентация орфографических норм в словарях разных типов. Анализ трудных орфограмм и их классификация. Выделение иерархии признаков орфограмм для теоретического осмысления правил написания трудных и спорных орфограмм. Правила, регламентирующие слитное, дефисное и раздельное написание слов. Спорные вопросы в русском правописании. Норма и вариативность в пунктуации. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания в организации предложения и текста.

Цель и задачи преподавания дисциплины

Цель курса – систематизировать знания по русскому языку, полученные в школе; восстановить и закрепить орфографические и пунктуационные навыки; способствовать овладению важнейшими лексическими, орфоэпическими , словообразовательными, грамматическими, стилистическими нормами; совершенствовать культуру устной и письменной речи; подготовить студентов к более к углубленному изучению речеведческих и лингвистических дисциплин.

Задачи курса:

Сформировать устойчивые орфографические навыки на базе обобщения и теоретического осмысления знаний, полученных в школе;

Сформировать навыки сознательной оценки письменного текста с точки зрения действующих норм правописания;

Сформировать базовый понятийный аппарат, необходимый для восприятия и осмысления последующих курсов в блоке лингвистических дисциплин;

Создать предпосылки для сознательного освоения культуры письма.

Место дисциплины в учебном процессе

Курс «Практикум по русскому языку» тесно связан с другими дисциплинами лингвистического цикла – «Введение в языкознание », «Современный русский язык», «Методика преподавания русского языка».

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты по окончании изучения курса должны

Точную формулировку правил, объясняющих написание;

Основные лексические, грамматические, орфографические, орфоэпические нормы русского литературного языка.

Быстро находить орфограммы, пунктограммы;

Классифицировать и объяснять пунктограммы в пределах простого и сложного предложений;

Правописание сложных существительных. Правописание сложных прилагательных. Правописание сложносокращенных слов, аббревиатур.

Упражнения на правописание сложных, сложносокращенных слов, аббревиатур

Повторение

Упражнения по пройденному материалу

Фонетика и орфоэпия

Фонетика как раздел языкознания. Гласные и согласные звуки. Орфоэпия как раздел языкознания. Орфоэпические нормы.

Упражнения на правильную постановку ударения (работа со словарем). Фонетический разбор слов

Состав слова. Словообразование

Понятие о морфемном составе слова.

Разбор слов по составу.

Морфологические способы словообразования.

Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательный разбор слов

Контрольная работа №1

Компьютерная диагностика по темам «Правила орфографии, касающиеся написания корней и приставок, одинаковые для всех частей речи», «Правописание сложных, сложносокращенных слов, аббревиатур», «Орфоэпические нормы», «Состав слова. Словообразование».

Орфографический анализ текста (правописание гласных и согласных в корне, приставке, на стыке корня и приставки слов, правописание сложных слов).

Грамматические задания (фонетический, морфемный, словообразовательный разборы слов)

Имя существительное

Морфологический разбор местоимений

Правописание местоимений

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.

Упражнения на правописание местоимений

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глаголов.

Морфологический разбор глаголов

Правописание глаголов

Правописание личных окончаний глаголов. Мягкий знак в глагольных формах. Суффиксы в глаголах.

Упражнения на правописание глаголов

Причастие как особая форма глагола

Морфологические признаки, образование причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий. Суффиксы –н- и –нн- в страдательных причастиях.

Морфологический разбор причастий.

Упражнения на правописание причастий

Деепричастие как особая форма глагола

Морфологические признаки, образование, правописание деепричастий .

Морфологический разбор деепричастий.

Упражнения на правописание деепричастий

Наречие как часть речи.

Морфологический разбор наречий

Правописание наречий

Гласные и ь в конце наречий. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

Упражнения на правописание наречий

Служебные части речи

Понятие о служебных частях речи.

Морфологический разбор слов служебных частей речи

Правописание служебных частей речи

Правописание частиц. Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание междометий и звукоподражаний.

Упражнения на правописание служебных частей речи

Повторение

Упражнения на повторение всего пройденного материала. Морфологический разбор слов разных частей речи.

Контрольная работа №2

Работа с текстом, грамматические задания

Синтаксис и пунктуация. Пунктуация в простом предложении

Понятия «синтаксис», «пунктуация».

Знаки препинания в конце предложения. Односоставные, двусоставные, неполные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Упражнения на изученные правила пунктуации

Пунктуация в предложениях с однородными членами

Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Упражнения по пунктуации в предложениях с однородными членами

Пунктуация в предложениях с обособленными определениями

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. Знаки препинания в предложениях с несогласованными определениями.

Упражнения по пунктуации в предложениях с обособленными определениями

Пунктуация в предложениях с обособленными приложениями

Правописание одиночных приложений. Запятая в предложениях с распространенными приложениями. Тире в предложениях с распространенными приложениями.

Упражнения по пунктуации в предложениях с обособленными приложениями

Предложения с обособленными обстоятельствами

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными, наречиями. Упражнения по пунктуации в предложениях с обособленными обстоятельствами

Пунктуация в предложениях с обособленными дополнениями

Обособление дополнений.

Упражнения по пунктуации в предложениях с обособленными дополнениями

Пунктуация в предложениях с уточняющими, пояснительными, присоединительными членами

Уточняющие обстоятельства, определения. Слова вернее, точнее в роли вводных слов. Конструкции со словами а именно, то есть; или; даже, особенно, например, в частности, в том числе, да и, и притом и др. Бессоюзные присоединительные конструкции.

Упражнения по пунктуации в предложениях с уточняющими, пояснительными, присоединительными членами

Сравнительные обороты

Пунктуация при сравнительных оборотах. Упражнения по пунктуации в предложениях со сравнительными оборотами

Знаки препинания при словах, словосочетаниях, предложениях, грамматически не связанных с членами предложения

Вводные слова и словосочетания. Вводные и вставные предложения. Обращение. Междометие. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Упражнения по пунктуации в предложениях со словами, словосочетаниями, предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Понятие о сложном предложении. Сложносочиненное предложение

Запятая в сложносочиненном предложении. Отсутствие запятой в сложносочиненном предложении.

Упражнения по пунктуации в сложносочиненном предложении.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение с одним и несколькими придаточными.

Упражнения по пунктуации в сложноподчиненном предложении.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

Бессоюзное сложное предложение

Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении.

Упражнения по пунктуации в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Сложные предложения с разными видами связи

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Упражнения по пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты

Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Диалог. Знаки препинания при цитатах.

Упражнения по пунктуации в предложениях с прямой и косвенной речью, диалогами, цитатами

Повторение

Упражнения на повторение всего пройденного материала

Контрольный диктант №2

Контрольный диктант.

Грамматические задания к диктанту (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический разборы слов, синтаксический разбор простого предложения)

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками

Лексика и фразеология

Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Употребление омонимов , синонимов, антонимов . Значение и употребление фразеологизмов.

Упражнения на подбор синонимов, антонимов, фразеологизмов, замену повторяющихся слов

Стилистика

Понятие о функциональных стилях. Научный, официально-деловой, публицистический, разговорный стили и их особенности. Стиль художественной литературы . Стилистические ошибки.

Упражнения по определению функционального стиля текста, на нахождение стилистических ошибок


2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра «Русский язык»

М.Б. Серпикова

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Практикум

МОСКВА – 2011

ФГБ ОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра «Русский язык»

М.Б. Серпикова

МОСКВА – 2011

Серпикова М.Б. Русский язык и культура речи.

Практикум. - М.: МИИТ, 2011. – 129 с.

Настоящие учебные материалы предназначены для студентов всех специальностей университета и содержат задания, направленные на усвоение и практическое применение знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи». Цель практикума - на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать выразительные средства русского языка в зависимости от ситуаций речевого общения.

© ФГБ ОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»,

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель лекционно-практического курса «Русский язык и культура речи» - дать учащимся основы современных теоретических знаний в области русского языка и его литературных норм, привить им навыки практического применения полученных знаний.

Данные учебные материалы дополняют изданное ранее учебное пособие (см. Серпикова М.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для всех специальностей университета. – М.: МИИТ, 2008), содержащее теоретические и нормативные сведения по русскому языку и культуре речи, и включают в себя практические задания, которые рекомендуется выполнять в процессе изучения той или иной темы с целью выработать у учащихся умение правильно оценивать как устные, так и письменные высказывания с нормативно-стилистической точки зрения, преодолевать ошибки своей и чужой устной и письменной речи, определять их источники и причины.

Практикум составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации (М., 2000) к дисциплине «Русский язык и культура речи» и тематически делится на девять разделов:

Современный русский литературный язык и культура речи. Орфоэпические нормы

Культура речи и стилистика. Лексические нормы

Лексическая стилистика. Лексические нормы

(продолжение)

Лексикография

Культура деловой речи. Грамматические нормы

Культура научной речи

I. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Задание 1 . Заполните таблицу «Стили речи»:

Научный ально -

стический

С какой целью говорим?

В какой обстановке говорим?

Речевые жанры

Языковые средства выражения

Стилевые

Задание 2. Из данных ниже слов выберите а) диалектизмы; б) профессионализмы; в) жаргонизмы; г) просторечные слова; д) термины.

Аська, баранка, давеча, дюже, интеграция, камбуз, клава, логистика, лох, менеджмент, пимы, прикольный, рукотѐрник, синтез, спинжак, тачка, тащиться, туес, ходить (в море), ширмач, шухер.

Какие из данных слов не являются литературными?

Задание 3. Найдите термины и профессионализмы в данных предложениях.

1. Крепче за баранку держись, шофер! 2. Ты лишь участник Броунова движения – беспорядочной толкотни человеческих молекул. 3. Около камбуза на дубовом чурбане кок рубил на части бычью тушу. 4. Сущность синекдохи заключается в том, что одно и то же слово употребляется и как название целого, и для обозначения части этого целого. 5. И вот наконец звучит команда: «Отдать швартовы!». 6. Близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением называются паронимами.

Задание 4. Прочитайте предложения. Выделите в них диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Объясните их значение. Укажите стилистическую функцию.

1. Мы поехали в лес, или, как у нас говорится, в "заказ". 2. Около камбуза на дубовом чурбане кок Жеребцов рубит на части бычью тушу. 3. Вот, видите, висит "кирпич" - знак, запрещающий всякое движение. 4. Летом, в страду, отец гнал нас всех на покос и давал по литовке. 5. "Убери пушку в кобуру", - приказал Ракитин. 6. Запомните раз и навсегда - в морском деле не было и не существует слова "верѐвка". На корабле есть ванты, есть фалы, есть шкоты, есть канаты якорные и причальные. Но если вы в открытом море скажете "верѐвка" - вас молча выбросят за борт, как безнадѐжно сухопутного человека. 7. Бабы кричали у калиток заунывно и ласково, скликая телят: "Тялуш, тялуш!..".

Задание 5. Подберите к диалектным словам (группа А) общеупотребительные словасинонимы (группа Б). Сравните способы выражения близких понятий.

А. Рогач, ѐмки; рукотерник; утирка; слаборукий; ротан; брунтать, жундеть; мызнуть; пуховка; хоронушки, ловички; позвонок.

Б. Ухват, гудеть, прятки, юркнуть, полотенце, драчливый, носовой платок, крикливый человек, колокольчик, гриб-дождевик.

Задание 6. Заполните таблицу своими примерами:

Фонетический

Морфологический

Традиционный

Дифференци-

принцип пра-

принцип правопи-

принцип право-

рующие на-

вописания

Безыдейный

Очарование (чары)

Компания –

кампания

Задание 7. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Определите принцип правописания в каждом случае.

К…лач, ож…г (сущ.) , рож…, ж…молость, л…сица, ст…кан, свис…нуть, выпр…мить, песч…ный, тиш…, плач…(глаг.) , ра…пилить, туш…(муж. р.) , из…скания, бе…корыс…ный.

Задание 8. Проанализируйте данные ниже предложения. Приведите примеры предложений, доказывающие, что правила русской пунктуации связаны с различиями в средствах выражения смысла.

1. Она видимо (т.е. явно) смутилась. (Утвер-

ждение ) – Она, видимо, смутилась. (Предположение )

2. Стало скучно. Все уехали с дачи. (Простая по-

следовательность событий ) - Стало скучно - все уехали

с дачи. (Следствие ) – Стало скучно: все уехали с дачи.

(Причина)

3. За столом собрались друзья отца, Нина – моя двоюродная сестра, мама и я. – За столом собрались друзья отца, Нина, моя двоюродная сестра, мама и я.

(Сформулируйте самостоятельно, в чем заключается смысловое отличие данных предложений.)

Задание 9. Составьте предложение, в котором были бы представлены а) только выделительные знаки препинания; б) только разделительные знаки препинания; в) разделительные и выделительные знаки препинания. Во всех ли случаях в качестве примера может выступать как простое, так и сложное предложение? Свой ответ обоснуйте.

Задание 10. Расставьте ударения в данных существительных. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

1. Агент, газопровод, досуг, жалюзи, знамение, изобретение, кремень, кулинария, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.

2. Апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, цемент, упрочение, феерия, феномен, эксперт.

3. Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, диспансер, жизнеобеспечение, договор, искра, каталог,

камбала, квартал, некролог, нефтепровод, маркетинг, мизер, средства, танцовщица, торты.

4. Диалог, игрище, искра, кинза, кладовая, колосс, недуг, партер, патриархия, петля, пиццерия, премирование, путепровод, ракурс, столяр, танцовщик, узаконение.

Задание 11. Расставьте ударения в следующих кратких прилагательных. Распределите эти прилагательные по акцентологическим группам:

1) прилагательные с неподвижным ударением на

2) прилагательные с подвижным ударением, переходящим с основы на окончание в форме женского рода;

3) прилагательные с ударением, переходящим на окончание в сред. р., жен. р. и во множественном числе.

Бережлив, бережливо, бережлива, бережливы; вечен, вечна, вечны; высок, высока, высоки; добр, добро, добра, добры; моден, модно, модна, модны; мудр, мудро, мудра, мудры; нужен, нужно, нужна, нужны; прочен, прочно, прочна, прочны; смешон, смешно, смешна, смешны.

Задание 12 . Объясните значения слов с разными ударениями. Составьте словосочетания с данными словами.

1. А тлас - атла с, бро ня - броня , ви дение - виде- ние,и рис - ири с, клу бы - клубы , кре дит - креди т, ло скутлоску т, остро та - острота , ха ос - хао с,о рган - орга н, фено мен – феноме н.

2. Л а вровый - лавро вый,у гольный - уго льный, хара ктерный - характе рный, языково й - языко вый.

3. Заброн и ровать - забронирова ть, мо рщить -

Цель пособия – оказать помощь преподавателю в планировании и проведении практических занятий по русскому языку, а студентам эффективно систематизировать, обобщать, дополнять и закреплять знания по данной дисциплине.

Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Бурятия

«Республиканский многоуровневый колледж»

Д-Ц.И. Сахияева

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Сборник практических работ

для специальностей СПО

часть 1

Сахияева Дулма-Цырен Ишидоржиевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензент: Новокрещенных Елена Георгиевна, кандидат филологических наук, преподаватель колледжа искусств имени П. И. Чайковского.

Цель пособия – оказать помощь преподавателю в планировании и проведении практических занятий по русскому языку, а студентам эффективно систематизировать, обобщать, дополнять и закреплять знания по данной дисциплине.

Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.

Cодержание

Введение …………………………………………………………………..

Перечень практических занятий ………………………………………...

Тема: «Функциональные стили языка».

Практическая работа № 1. Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов ……………………………………………….

Тема: «Функционально-смысловые типы речи».

Практическая работа № 2. Лингвостилистический анализ текста ……

Тема: «Лексика и фразеология»

Практическая работа № 3. Лексические ошибки и способы их устранения ………………………………………………………………..

Тема: «Фонетика. Фонетические единицы».

Практическая работа № 4. Фонетический разбор слов ………………..

Тема: «Фонетика. Орфография».

Практическая работа № 5. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок ………………………………….

Тема: «Фонетика. Орфоэпия».

Практическая работа № 6. Орфоэпические нормы …………………….

Тема: «Морфемика, словообразование, орфография».

Практическая работа № 7. Морфемный и словообразовательный анализ слов ………………………………………………………………..

Тема: «Морфемика, орфография».

Практическая работа № 8. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ - …………………

Заключение ……………………………………………………………….

Список использованной литературы ……………………………………

Приложение № 1 …………………………………………………………

Приложение № 2 …………………………………………………………

Приложение № 3 …………………………………………………………

Приложение № 4 …………………………………………………………

Приложение № 5 …………………………………………………………

Приложение № 6 …………………………………………………………

Приложение № 7 …………………………………………………………

Приложение № 8 …………………………………………………………

Приложение № 9 …………………………………………………………

Приложение № 10 ………………………………………………………..

Приложение № 11 ………………………………………………………..

Введение

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык» предназначены не только для преподавателей русского языка, работающих в учреждениях СПО, для организации и проведения практических занятий по данной дисциплине, но и для студентов колледжей, техникумов для повторения и систематизации знаний по русскому языку.

Цель практических занятий - формирование современной языковой личности, повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в письменной и устной его разновидностях и в различных сферах функционирования.

Выполнение студентами практических работ направлено на решение следующих задач:

Обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;

Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

Выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Состав и содержание практических работ направлены на реализацию Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений и на основе примерной программы по дисциплине «Русский язык»

(Москва 2008 г.).

Методические рекомендации состоят из 3-х частей:1-ая часть включает в себя 8 практических занятий по разделам: «Стили речи» - 2, «Лексика и фразеология» - 1, «Фонетика. Орфоэпия. Орфография.» - 3, «Морфемика и словообразование. Орфография» - 2. 2-ая часть содержит 7 занятий по разделу «Морфология и орфография» (знаменательные части речи). 3-я часть состоит из 8 практических занятий: продолжается «Морфология и орфография» (служебные части речи) – 4, «Синтаксис и пунктуация» - 3 и итоговое занятие «Орфография. Пунктуация. Культура речи».

Методические рекомендации ориентируют на повторение и обобщение основных разделов русского языка (фонетики, орфоэпии, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики и культуры речи), основное внимание уделяется заданиям, повышающим уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Развитие личности обучающихся реализуется в системе заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа и призванных помочь осмыслить свою деятельность, ее результаты. К каждому занятию подобран дидактический материал в 2 варианта: упражнения содержат разноуровневый языковой материал, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке. Задания расположены по возрастающей степени трудности, поэтому каждый студент варьирует количество и качество упражнений по своим способностям.

Практическая работа выполняется студентом по заданию преподавателя на учебном занятии в тетрадях для практических работ.

Отдельный вопрос по оцениванию работ: в зависимости от их содержания я выбираю разные критерии оценивания. В основном, оценивается каждое задание по пятибалльной системе, а потом ещё и в зависимости от объёма выполненной работы выставляется одна средняя отметка. В некоторых работах, таких как № 6 («Орфоэпические нормы»), выявляется максимальное количество баллов, например: 83, т.е. за каждое правильное решение слова – 1 балл. И работы оцениваются таким образом:

«5» - 90-100%

«4» - 60-89%

«3» - 40-59%

«2» - 39% и меньше.

Студенты уже знают эти критерии, и переводят эти проценты в баллы. И они также знают, что в зависимости от уровня группы и от сложности работы эти критерии могут меняться в большую или меньшую сторону.

Оценка за каждую практическую работу проставляется в журнале и учитывается как показатель текущей успеваемости студента , но по желанию преподавателя может дублироваться в отдельную ведомость выполнения практической работы (Приложение 11) для мониторинга успеваемости и организации индивидуальных консультаций для неуспевающих.

Каждая практическая работа рассчитана на 1 академический час, кроме практической работы № 2 «Лингвостилистический анализ текста» -2ч. Итого планирование составлено на 24 учебных часа, но предлагаемый преподавателю материал достаточно объёмен и может быть использован и при большем количестве часов.

Перечень практических занятий.

п/п

Тематика занятий

Кол-во

часов

Практическая работа № 1 . Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов

Практическая работа № 2 . Лингвостилистический анализ текста

Практическая работа № 3 . Лексические ошибки и способы их устранения

Практическая работа № 4 . Фонетический разбор слов

Практическая работа № 5 . Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С -. Правописание И – Ы после приставок

Практическая работа № 6. Орфоэпические нормы

Практическая работа № 7 . Морфемный и словообразовательный анализ слов

Практическая работа № 8 . Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ -/ПРЕ -

Практическая работа № 9 . Правописание суффиксов и окончаний имён существительных

Практическая работа № 10 . Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных

Практическая работа № 11 . Склонение и правописание имён числительных

Практическая работа № 12 . Правописание местоимений

Практическая работа № 13 . Правописание суффиксов и личных окончаний глагола

Практическая работа № 14 . Правописание -Н- и -НН- в суффиксах

отымённых прилагательных. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Практическая работа № 15 . Правописание наречий

Практическая работа № 16 . Правописание предлогов.

Практическая работа № 17 . Слитное, дефисное, раздельное написание

Практическая работа № 18 . Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи

Практическая работа № 19 . Морфологический анализ слов

Практическая работа № 20 . Синтаксический разбор словосочетаний.

Практическая работа № 21 . Анализ структуры простого предложения

Практическая работа № 22 . Анализ структуры сложного предложения.

Практическая работа № 23 . Орфография. Пунктуация. Культура речи.

ВСЕГО:


Практикум предназначен для проведения семинарских занятий по курсу «Русский язык и культура речи» и направлен на коррекцию и предупреждение типичных речевых ошибок, снижающих эффективность коммуникации в учебно-социальной, деловой и научной сферах деятельности будущих специалистов. Пособие содержит материалы по трем учебным модулям курса: «Нормы русского литературного языка»; «Культура деловой речи»; «Культура
научной речи». Материалы Практикума соотносятся с Рабочей тетрадью и электронным изданием лекционного курса по указанной дисциплине.
Для студентов III−IV курсов всех факультетов и специальностей МГТУ им. Н.Э. Баумана. Возможно использование отдельных материалов пособия при изучении аналогичных языковых курсов студентами других нефилологических вузов, а а также в работе с иностранными учащимися на продвинутом этапе обучения.

НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Языковая норма - это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т. е. правила произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических средств. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Типы норм. В зависимости от того, к какому уровню языка относится конкретная норма, различают следующие типы норм.
Орфоэпические нормы (нормы произношения) охватывают собственно произношение и нормы словесного ударения. Эти нормы связаны с фонетическим уровнем языка.

Лексические нормы (нормы словоупотребления) связаны с осмыслением правильности, точности, уместности слова в контексте и тексте.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) регламентируют выбор нужных грамматических форм слов или грамматических конструкций. Эти нормы связаны с морфологическим и синтаксическим уровнями языка и опираются на их систематику.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел 1. Нормы русского литературного языка
Задания для аудиторной работы
Орфоэпические нормы
Морфологические нормы
Синтаксические нормы
Лексические нормы
Типология речевых ошибок
Грамматические ошибки
Контрольные задания
Лексико-стилистические ошибки
Контрольные задания
Справочные материалы
Орфоэпические нормы
Акцентологические трудности
Акцентологический минимум
Произносительные трудности
Морфологические нормы
Колебания в падежных окончаниях имен существительных
Окончания существительных родительного падежа
множественного числа
Колебания в роде имен существительных
Употребление имен числительных
Синтаксические нормы
Нормы согласования
Нормы управления
Употребление деепричастного оборота
Лексические нормы
Раздел 2. Культура деловой речи. Составление и оформление документов служебного и личного характера
Типичные грамматические ошибки в языке деловых бумаг
Контрольные задания
Типичные лексические ошибки в языке деловых бумаг
Контрольные задания
Составление личных документов
Контрольные задания
Раздел 3. Культура научной речи. Составление и оформление вторичных учебно-научных текстов
Типичные грамматические ошибки в научных текстах
Контрольные задания
Типичные лексические ошибки в научных текстах
Контрольные задания
Правила оформления библиографии
Контрольное задание
Правила оформления цитат
Контрольные задания
Вторичные учебно-научные тексты
Контрольные задания
Проверочные задания к лекционному курсу но русскому языку и культуре речи
К лекции № 1 Тестовый практикум «Нормы русского литературного языка»
К лекции № 2 Жанрово-стилистические особенности текста
К лекции № 3 Основные характеристики официально-делового стиля
К лекции № 4 Основные характеристики научного стиля
Итоговый тест к лекционному курсу по русскому языку и культуре речи
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практикум по русскому языку и культуре речи, Скорикова Т.П., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Давайте поговорим по-русски, Русский как иностранный, Батищева Е., 2018
  • Русский язык, 1 класс, Самые нужные правила и упражнения, Шевелёва Н.Н., 2018

Следующие учебники и книги.