Пипин короткий почему. Не вошедшее в сборник сочинений

(1823-12-22 ) , Сен-Леон , Франция - 11 октября , Сериньян-дю-Конта , Франция) - французский энтомолог и писатель, член многих научных обществ, офицер ордена Почётного легиона (1910).

В возрасте 55 лет Фабр купил участок земли в деревне Сериньян-дю-Конта в Провансе , на расстоянии в 80 км от побережья. Постепенно Фабр сделал из этой земли настоящую лабораторию для полевого изучения жизни насекомых и назвал её «Пустырём».

Тридцать лет своей жизни на юге Франции Фабр посвятил изучению насекомых. Учёный исследовал жизнь пчёл-каменщиц, роющих ос , богомолов , бабочки психеи , гусениц соснового походного шелкопряда и многих других насекомых. Первые публикации появились в 1855 году. В 1879 из печати вышел первый том Энтомологических воспоминаний (fr:Souvenirs Entomologiques). И прошло почти тридцать лет прежде чем на свет появился последний, 10-й том этого сочинения, (когда ученому было уже 86 лет). Некоторые его исследования длились десятилетиями: например поведение жуков скарабеев он изучал почти 40 лет. Хотя Фабр писал и о жуках, и о гусеницах бабочек, и о сверчках, и о пчёлах, его наибольшие симпатии были на стороне ос . Разгадывание их нравов стало делом жизни Фабра: 4 тома «Воспоминаний» написаны как раз об осах.

Работы Фабра были не только оригинальны, но и еще соответствовали высочайшим стандартам. Его биограф и доктор Г. В. Легрос писал, что «он мало чем обязан другим ученым и авторам, ведь его стиль, а также секрет его мастерства уникальны» . Так, в его книгах научная педантичность сочетается с несомненными литературными достоинствами и живостью изложения, а своей манере изложения Фабр во многом обязан мировой славе писателя-популяризатора науки. .

«Большой ученый, который думает в качестве философа, видит в качестве артиста и высказывается в качестве поэта»

Уже после выхода последнего тома Энтомологических воспоминаний Фабр получил признание учёного мира и получил за свой фундаментальный труд специальную премию Института Франции . Совершенно новым для энтомологии тех лет стали полевые исследования Фабра, во время которых изучались именно живые, а не мёртвые существа из коллекций, он описывал поведение и образ жизни насекомых. Поэтому Фабр считается одним из основоположников этологии .

«Пустырь», где Фабр проводил свои исследования и который он называл «Раем», стал известен во всём мире и в настоящее время находится под охраной Музея естественной истории.

(Fabre, Jean Henri)
(1823-1915), французский энтомолог и писатель. Родился 22 декабря 1823 в Сен-Леоне. По окончании педагогического училища (1842) работал школьным учителем. С 1849 преподавал в коллеже в Аяччо (о.Корсика). Собирая на берегу моря ракушки, заболел лихорадкой и был вынужден уехать с острова. Получив в Париже докторскую степень, Фабр в 1852 стал преподавателем физики и химии в Авиньонском лицее. Поворотный момент в его жизни наступил в 1852, когда он, потратив все свое месячное жалование, купил дорогую, хорошо иллюстрированную книгу о насекомых. Вначале наблюдения за поведением насекомых Фабр мог проводить только во время каникул. Но в 1871 он был отстранен от преподавания за прогрессивные идеи по реформированию системы образования, и поселился в маленьком домике на окраине Оранжа. У него появилось значительно больше времени для наблюдений и экспериментов, хотя он по-прежнему жил в нужде, преследовавшей его в течение всей жизни. Ему приходилось самому изготавливать все необходимое лабораторное оборудование, так как он не мог позволить себе его приобретение. Когда Фабру было уже 55 лет, он наконец приобрел участок земли в небольшой деревне Сериньян-дю-Конта в Провансе, примерно в 80 км от побережья. Для местных жителей это был пустырь, но Фабр именовал эту землю "Раем" и превратил ее в настоящую полевую лабораторию для изучения жизни насекомых. Здесь ему никто не мешал работать, и он мог целиком погрузиться в эксперименты и наблюдения. В 1878, вскоре после переезда в Сериньян, он начал публиковать результаты своих классических исследований пчел-каменщиц, роющих ос, гусениц соснового походного шелкопряда, богомолов, бабочки психеи и многих других насекомых. В том же году вышел из печати первый том Энтомологических воспоминаний (Souvenirs Entomologiques) - работы, принесшей Фабру славу. Прежде чем на свет появился последний, 10-й том этого сочинения, прошло почти тридцать лет. Некоторые его исследования, например жуков скарабеев, продолжались около 40 лет. Поначалу книги Фабра не привлекали широкого внимания публики, хотя В.Гюго и назвал его "Гомером насекомых", а Ч.Дарвин отзывался о нем как о "неподражаемом наблюдателе". Только с выходом последнего тома Энтомологических воспоминаний Фабр получил признание как в научном, так и в литературном мире. Он был избран членом ряда научных обществ; на юбилей Фабра 3 апреля 1910 в деревню, где он жил, съехались именитые представители многих научных обществ, а Энтомологические воспоминания были удостоены специальной премии Института Франции. До появления работ Фабра почти все посвященные насекомым книги представляли собой сухие сводки фактов. Наверное, он тоже мог бы ограничиться пунктуальным изложением того, что наблюдал, предоставив читателю возможность самому судить о результатах его наблюдений. Однако к живому описанию сделанных им открытий Фабр добавил толику философских и поэтических рассуждений. Склонный в силу своего характера к уединенному образу жизни, мало контактируя с внешним миром, он иногда, сам того не ведая, повторял эксперименты, которые до него уже проводили другие ученые. Хотя Фабр и переписывался с Ч.Дарвином, он никогда не разделял его эволюционных воззрений. Принципиальная новизна его вклада в энтомологию заключалась в том, что объектами исследований стали живые существа, тогда как ранее главным источником знания в этой науке были мертвые экземпляры, наколотые на булавки. Для тех, кто изучает поведение животных, сравнительную психологию или биологию насекомых, труды Фабра актуальны и по сей день. Литературные достоинства сочинений Фабра привлекали множество читателей. "Пустырь", на котором Фабр сделал свои открытия, получил всемирную известность и теперь находится под охраной государственного Музея естественной истории.
Умер Фабр в Сериньяне-дю-Конта 11 октября 1915.
ЛИТЕРАТУРА
Фабр Ж.А. Жизнь насекомых. М., 1963 Васильева Е.Н., Халифман И.А. Фабр. М., 1966 Фабр Ж.А. Инстинкт и нравы насекомых, тт. 1-2. М., 1993

(Fabre, Jean Henri) (1823-1915), французский энтомолог и писатель. Родился 22 декабря 1823 в Сен-Леоне. По окончании педагогического училища (1842) работал школьным учителем. С 1849 преподавал в коллеже в Аяччо (о.Корсика). Собирая на берегу моря ракушки, заболел лихорадкой и был вынужден уехать с острова. Получив в Париже докторскую степень, Фабр в 1852 стал преподавателем физики и химии в Авиньонском лицее. Поворотный момент в его жизни наступил в 1852, когда он, потратив все свое месячное жалование, купил дорогую, хорошо иллюстрированную книгу о насекомых. Вначале наблюдения за поведением насекомых Фабр мог проводить только во время каникул. Но в 1871 он был отстранен от преподавания за прогрессивные идеи по реформированию системы образования, и поселился в маленьком домике на окраине Оранжа. У него появилось значительно больше времени для наблюдений и экспериментов, хотя он по-прежнему жил в нужде, преследовавшей его в течение всей жизни. Ему приходилось самому изготавливать все необходимое лабораторное оборудование, так как он не мог позволить себе его приобретение. Когда Фабру было уже 55 лет, он наконец приобрел участок земли в небольшой деревне Сериньян-дю-Конта в Провансе, примерно в 80 км от побережья. Для местных жителей это был пустырь, но Фабр именовал эту землю "Раем" и превратил ее в настоящую полевую лабораторию для изучения жизни насекомых. Здесь ему никто не мешал работать, и он мог целиком погрузиться в эксперименты и наблюдения. В 1878, вскоре после переезда в Сериньян, он начал публиковать результаты своих классических исследований пчел-каменщиц, роющих ос, гусениц соснового походного шелкопряда, богомолов, бабочки психеи и многих других насекомых. В том же году вышел из печати первый том Энтомологических воспоминаний (Souvenirs Entomologiques) - работы, принесшей Фабру славу. Прежде чем на свет появился последний, 10-й том этого сочинения, прошло почти тридцать лет. Некоторые его исследования, например жуков скарабеев, продолжались около 40 лет. Поначалу книги Фабра не привлекали широкого внимания публики, хотя В.Гюго и назвал его "Гомером насекомых", а Ч.Дарвин отзывался о нем как о "неподражаемом наблюдателе". Только с выходом последнего тома Энтомологических воспоминаний Фабр получил признание как в научном, так и в литературном мире. Он был избран членом ряда научных обществ; на юбилей Фабра 3 апреля 1910 в деревню, где он жил, съехались именитые представители многих научных обществ, а Энтомологические воспоминания были удостоены специальной премии Института Франции. До появления работ Фабра почти все посвященные насекомым книги представляли собой сухие сводки фактов. Наверное, он тоже мог бы ограничиться пунктуальным изложением того , что наблюдал, предоставив читателю возможность самому судить о результатах его наблюдений. Однако к живому описанию сделанных им открытий Фабр добавил толику философских и поэтических рассуждений. Склонный в силу своего характера к уединенному образу жизни, мало контактируя с внешним миром, он иногда, сам того не ведая, повторял эксперименты, которые до него уже проводили другие ученые. Хотя Фабр и переписывался с Ч.Дарвином, он никогда не разделял его эволюционных воззрений. Принципиальная новизна его вклада в энтомологию заключалась в том, что объектами исследований стали живые существа, тогда как ранее главным источником знания в этой науке были мертвые экземпляры, наколотые на булавки. Для тех, кто изучает поведение животных, сравнительную психологию или биологию насекомых, труды Фабра актуальны и по сей день. Литературные достоинства сочинений Фабра привлекали множество читателей. "Пустырь", на котором Фабр сделал свои открытия, получил всемирную известность и теперь находится под охраной государственного Музея естественной истории. Умер Фабр в Сериньяне-дю-Конта 11 октября 1915.

, Франция) - французский энтомолог и писатель, член многих научных обществ, Офицер Ордена Почётного легиона (1910).

Краткая биография

  • 1842 - окончил педагогическое училище, работал школьным учителем.
  • 1849 - начал преподавать в лицее Аяччо (о. Корсика). Переехав в Париж, получил докторскую степень.
  • 1852 - преподаватель физики и химии в Авиньонском лицее.
  • 1855 - была опубликована первая научная статья.
  • 1866-1873 - муниципалитет назначает Фабра на пост хранителя музея Естествознания Авиньона (переименованного из музея fr:Esprit Requien с 1851 года), тогда находившийся в недействующей военной церкви. Здесь в 1867 году его неожиданно посещает министр просвещения Виктор Дюрюи (1811-1894). Этот сын рабочего, ставший студентом педагогического факультета и инспектором образования, а затем и академиком, подружился с Фабром и лелеял мечту подготовки программ обучения для низших слоёв общества. Ставший Министром народного просвещения в 1865 году, Дюрюи двумя годами позже вызывает Фабра в Париж, чтобы вручить ему Орден Почетного легиона и представить энтомолога императору Наполеону III .
  • 1871 - отстранение от преподавания (за высказанные им идеи по реформированию обучения) и поселение в небольшом домике на окраине Оранжа .

В возрасте 55 лет Фабр купил участок земли в деревне Сериньян-дю-Конта в Провансе , на расстоянии в 80 км от побережья. Постепенно Фабр сделал из этой земли настоящую лабораторию для полевого изучения жизни насекомых и назвал её «Пустырём».

Научная деятельность

Тридцать лет своей жизни на юге Франции Фабр посвятил изучению насекомых. Учёный исследовал жизнь пчёл-каменщиц, роющих ос , богомолов , бабочки психеи , гусениц соснового походного шелкопряда и многих других насекомых. Первые публикации появились в 1878 году. Тогда из печати вышел первый том Энтомологических воспоминаний (fr:Souvenirs Entomologiques). И прошло почти тридцать лет прежде чем на свет появился последний, 10-й том этого сочинения, (когда ученому было уже 86 лет). Некоторые его исследования длились десятилетиями: например поведение жуков скарабеев он изучал почти 40 лет. Хотя Фабр писал и о жуках, и о гусеницах бабочек, и о сверчках, и о пчелах, его наибольшие симпатии были на стороне ос . Разгадывание их нравов стало делом жизни Фабра: 4 тома «Воспоминаний» написаны как раз об осах.

Уже после выхода последнего тома Энтомологических воспоминаний Фабр получил признание учёного мира и получил за свой фундаментальный труд специальную премию Института Франции . Совершенно новым для энтомологии тех лет стали полевые исследования Фабра, во время которых изучались именно живые, а не мёртвые существа из коллекций, он описывал поведение и образ жизни насекомых. Поэтому Фабр считается одним из основоположников этологии .

«Пустырь», где Фабр проводил свои исследования и который он называл «Раем», стал известен во всём мире и в настоящее время находится под охраной Музея естественной истории.

Награды и признание

Труды

  • Scène de la vie des insectes
  • Chimie agricole (1862)
  • La Terre (Jean Henri Fabre)|La Terre (1865)
  • Le Ciel (1867) -
  • Catalogue des " Insectes Coléoptères observés aux environs d’Avignon " (1870)
  • Les Ravageurs (1870)
  • Les Auxiliaires (1873)
  • Aurore (1874)
  • Botanique (1874)
  • L’Industrie (1875)
  • Les Serviteurs (1875)
  • Sphériacées du Vaucluse (1878)
  • Souvenirs entomologiques - 1st series (1891) - (1879) -
  • Etude sur les moeurs des Halictes (1879)
  • Le Livre des Champs (1879)
  • Lectures sur la Botanique (1881)
  • Nouveaux souvenirs entomologiques - 2nd series (1882) -
  • Lectures sur la Zoologie (1882)
  • Zoologie (Jean Henri Fabre)|Zoologie (1884)
  • Souvenirs entomologiques - 3rd series (1886) -
  • Histoire naturelles (1889)
  • Souvenirs entomologiques - 4th series (1891) -
  • La plante: leçons à mon fils sur la botanique (livre scolaire) (1892) -
  • Souvenirs entomologiques - 5th series (1897) -
  • Souvenirs entomologiques - 6th series (1900) -
  • Souvenirs entomologiques - 7th series (1901) -
  • Souvenirs entomologiques - 8th series (1903)
  • Souvenirs entomologiques - 9th series (1905)
  • Souvenirs entomologiques - 10th series (1909)
  • Fabre’s Book of Insects retold from Alexander Teixeira de Mattos" translation of Fabre’s Souvenirs entomologiques
  • Oubreto Provençalo dou Felibre di Tavan (1909)
  • La Vie des insectes (1910)
  • Mœurs des insectes (1911)
  • Les Merveilles de l’instinct chez les insectes (1913)
  • Le monde merveilleux des insectes (1921)
  • Poésie françaises et provençales (1925) (final edition)
  • La Vie des araignées (1928)
  • Bramble-Bees and Others ,
  • The Life of the Grasshopper . Dodd, Mead, and company, 1917. ASIN B00085HYR4
  • Insect Adventures . Dodd, Mead, 1917. Selections from Alexander Teixeira de Mattos" translation of Fabre’s Souvenirs entomologiques , retold for young people.
  • The Life of the Caterpillar . Dodd, Mead, 1919. ASIN B00089FB2A
  • Field, Forest, and Farm: Things interesting to young nature lovers, including some matters of moment to gardeners and fruit-growers . The Century Company, 1919. ASIN B00085PDU4
  • This Earth is Ours: Talks about Mountains and Rivers, Volcanoes, Earthquakes, and Geysers & Other Things . Albert & Charles Boni, 1923. ASIN B000EHLE22
  • The Life of The Scorpion . University Press of the Pacific, 2002 (reprinted from the 1923 edition). ISBN 0-89875-842-4
  • The Glow-Worm and Other Beetles . Dodd, Mead, 1919. ASIN B000882F2K
  • The Mason Bees (Translated) Garden City, 1925. ASIN B00086XXU0; Reprinted in 2004 by Kessinger Publishing; ISBN 1-4179-1676-1 ; ISBN 978-1-4179-1676-4 ,
  • Curiosities of Science . The Century Company, 1927. ASIN B00086KVBE
  • The Insect World of J. Henri Fabre . Introduction and Interpretive Comments by Edwin Way Teale; Foreword to 1991 edition by Gerald Durrell. Published by Dodd, Mead in 1949; Reprinted by Beacon Press in 1991; ISBN 0-8070-8513-8
  • The Life of the Spider (Translated) Preface by Maurice Maeterlinck; Introduction by John K. Terres. Published by Horizon Press, 1971; ISBN 0-8180-1705-8 (First published by Dodd, Mead, and company in 1913, ASIN B00085D6P8) ,
  • The Life of the Fly . (Translated) Fredonia Books, 2001. ISBN 1-58963-026-2 ; ISBN 978-1-58963-026-0
  • The Hunting Wasps ISBN 1-4102-0007-8 ; ISBN 978-1-4102-0007-5
  • More Hunting Wasps
  • The Wonders of Instinct: Chapters in the Psychology of Insects . University Press of the Pacific, 2002. ISBN 0-89875-768-1 ; ISBN 978-0-89875-768-2 ,
  • Social Life in the Insect World ,
  • Insect life

На русском языке

  • Жизнь насекомых. Рассказы энтомолога / Сокр. перевод Н. Н. Плавильщикова. - М.: Учпедгиз, 1963. - 460 с.: ил.
  • Жизнь насекомых / перевод Л. В. Очаповского. - Спб., Вятское т-во, 1911, XII, 516 стр., 74 илл.

Напишите отзыв о статье "Фабр, Жан Анри"

Примечания

Литература

  • Васильева Е. Н., Халифман И. А. «Фабр». - М., 1966.
  • Гиляров М. С. Жан Анри Фабр. К 150-летию со дня рождения // Энтомологическое обозрение , 1974, т. 53, № 1.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Фабр, Жан Анри

– А ты?… – обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать.
– Да, может быть… – холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и, нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая.
«Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое?
– А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне.
Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого…
– Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного.
«Да иначе и не могла поступить моя Соня!» подумал Николай.
– Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит, если что сказала…
– А мама просила ее! – с упреком сказал Николай.
– Да, – сказала Наташа. – Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься.
– Ну, этого ты никак не знаешь, – сказал Николай; – но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть, эта Соня! – прибавил он улыбаясь.
– Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала.
Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви.
– Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг…
Соня перебила его.
– Я уж отказалась, – сказала она поспешно.
– Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…
Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.
– Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она.
– Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех…
– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.