Конспект открытого занятия по окружающему миру с использованием триз - технологии для первой младшей группы. тема: «удивительное мыло

Ознакомления с именами признаков.

Технологические карты

Процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребенка осознанного отношения к персептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака – обобщающее слово, название признака: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения этих имен признаков чрезвычайно многообразны и могут быть: мокрый - сухой, круглый - квадратный, красный - белый, большой - маленький и др.

Значения признаков человек воспринимает анализаторами, когда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый – мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слово и не воспринимаем зрением.

Традиционно детей дошкольного возраста сначала обучали различению значений имен признаков, а обобщающее слово (имя признака) предполагалось, что сформируется само по себе.

В данной технологии имя признака первостепенно, а значения этого признака набираются детьми в качестве многообразия вариантов определенного имени признака.

Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляет длительный поиск значений этого признака. Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Воспитатель предлагает детям поискать имя признака «влажность» и увлеченно «ищет» значения признака «влажность» в ближайшем окружении длительное время вместе с детьми.

Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Руки ощущают сухую ткань, из-за этого умная голова понимает, что полотенце по влажности сухое.

На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема (значок) к объекту.

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Изображается капля (или какой-либо другой значок) и формулируется от имени этого значка вопрос: «Какой объект по влажности?». Глядя на значок, дети сами задают вопрос к любому выбранному объекту.

Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. Значки имен признаков находятся на универсальном пособии (приложение № 1). По мере запоминания в старшем дошкольном возрасте значки становятся ненужными и убираются педагогом. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и можно его исследовать помощниками умной головы.



Имена признаков объектов, представленные в технологических картах: влажность, температура, рельеф, звук, запах, цвет, вкус, вес, действие, направление, материал, время, место, часть, размер, количество, форма.

Цель: Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Наглядность: схемы имен признаков (17 признаков) объединены сюжетом. Рекомендации к оформлению: капельки тучи, семечки арбуза, яблоки на яблоне и т.д. Схемы имен признаков появляются по мере освоения их детьми.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «влажность»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «влажность» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «влажность» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «влажность». Например: «Подоконник, какой ты по влажности?» Дети трогают и сами говорят: «Сухой, мокрый». Воспитатель побуждает детей повторить: «Подоконник сухой по влажности, полотенце мокрое по влажности».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные: мокрый, сухой, водяной, высушенный и т. д.; наречия: мокро, сухо, влажно и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «влажность» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про влажность?». Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «влажность». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по влажности?»

5. Значок «влажность» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак влажности, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «температура» (с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «температура» и мы будем искать значения этого признака.

2. Организовать «поиск» значения признака «температура» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака «температура». Например: «Стол, какой ты по температуре?» Дети трогают и сами говорят: «горячий, теплый, прохладный, холодный». Воспитатель побуждает детей повторить: «Подоконник по температуре горячий. Вода по температуре прохладная, пол по температуре холодный и др.»

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные прохладный, ледяной, холодный, теплый, огненный и т. д.. Наречия: холодно, тепло, горячо и т. д.. Глаголы: теплеет, разогревается и т. д.

3. Проверить усвоение детьми признака «температура» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про температуру объекта?». Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «температура». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?» Дети: «Объект, какой ты по температуре?»

5. Значок «температура» помещается на пособие по именам признака. Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак температуры, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «рельеф»

(с 2.5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас признак «рельеф» и мы будем искать значения этого признака.

2. Организовать поиск значения признака «рельеф» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака «рельеф». Например: «Ковер, какой ты по рельефу?» Дети трогают и сами говорят: «мягкий, шероховатый, колючий». Воспитатель побуждает детей повторять: «Ковер по рельефу мягкий. Стол по рельефу гладкий. Полотенце по рельефу шероховатое».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные пупырчатый, шероховатый, твердый, гладкий, мохнатый и т.д. Наречие: остро, тупо, твердо, пупырчато. Глагол: заострился, распушился и т. д.

3. Проверить усвоение детьми признака имени признака «рельеф» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про рельеф объекта?» Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «рельеф». Спросить детей, про какой признак у объекта спрашивает значок.

Дети: «Объект, какой ты по рельефу?».

5. Значок «рельеф» помещается на пособие по именам признака. Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак рельефа, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «звук»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «звук» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «звук» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «звук». Например: «Погремушка, какая ты по звуку?» Дети прислушиваются к звуку и дают описание: «погремушка по звуку звонкая и громкая».

Активизация словаря. В речь ребенка включаются прилагательные тихий, громкий, звонкий, глухой, шуршащий, шипящий, приятный, резкий, музыкальный и другой звук. Наречия: громко, тихо, резко и т.д. Глаголы: гремит, звенит, режет (слух) и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «звук» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про звук объекта?». Дети: «Объектом надо поиграть и ушами послушать звук. Уши помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «звук». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты звук издаешь?», «Объект, как ты можешь звучать?»

5. Значок «звук» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты издают звук, если на них каким-то образом воздействовать. Чтобы определить звук, надо прислушаться. Уши – помощник умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «запах»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «запах» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «запах» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «запах». Например: «Цветок, какой ты по запаху?», «суп, какой ты по запаху?», «Подушка, чем ты пахнешь?» Дети принюхиваются и дают описание: «Цветок пахнет приятно и душисто», «Суп имеет вкусный аппетитный запах», «Подушка непонятно пахнет».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные непонятный, слабый, вонючий, резкий, травяной, бензиновый и другие запахи. Наречия: непонятно, ароматно, резко и т. д.

Глаголы: воняет, приятно пахнет, ароматизирует и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «запах» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про запах объекта?». Дети: «Объект надо понюхать. Нос – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «запах». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по запаху?», «Объект, чем ты пахнешь?»

5. Значок «запах» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты пахнут. Чтобы определить запах, надо принюхаться. Нос – помощник умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «цвет»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «цвет» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «цвет» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 10 дней в 1-ой младшей группе;

· 5 – 7 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 3-4 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «цвет». Например: «Пирамидка, какая ты по цвету?», «Радуга, какого ты цвета?», «Какого цвета одежда?» Дети всматриваются в объекты и дают описание: «Пирамидка красная по цвету». «Радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый». «Одежда – разная по цвету».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные одноцветный, разноцветный, бесцветный. Цвета, как товарный знак (синий, красный, желтый и др.). Цвета, как сравнительное описание (малиновый, небесный, огненный, лимонный и т.д.). Наречия: бесцветно, прозрачно, насыщено и т.д. Глаголы: синеет, зеленеет и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «цвет» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать цвет объекта?». Дети: «На объект надо посмотреть. Глаза – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «цвет». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по цвету?», «Объект, какого ты цвета?»

5. Значок «цвет» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты имеют цвет. Чтобы определить цвет, надо посмотреть на объект. Глаза – помощники умной головы.

Примечание: признак «цвет» зависит от источника освещения, поэтому он может меняться у любого объекта. Необходимо детям показать изменения признака цвет и побуждать самостоятельно, исследовать цветовые эффекты.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «вкус»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «вкус» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «вкус» в съедобных объектах. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

Во время приема пищи или в специально организованных воздействиях определяют значения признака «вкус». Например: «Компот, какой ты по вкусу?», «каша, какой у тебя вкус?» Дети пробуют пищу и дают описание: «Компот фруктовый и сладкий по вкусу», «Каша – молочная и вкусная».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные вкусный, сладкий, безвкусный, соленый, кислый и другой вкус. Наречие: сладко, вкусно, кисло и т. д. Глаголы: кислит, подсластить и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «вкус» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать вкус пищи?». Дети: «Пищу надо попробовать на вкус. Язык – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «вкус». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по вкусу?».

5. Значок «вкус» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос при приеме пищи.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты имеют вкус, но некоторые – съедобны, некоторые нет. Язык – помощник умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «вес»

(с 3-х лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас признак «вес» и мы будем искать значения этого признака.

2. Организовать поиск значения признака «вес» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака «вес» относительно каких-либо объектов. Например: «Кукла, какой ты по весу?», «Какие по весу ботинки?», «Стул и стол какие по весу?»» Дети держат руками объекты, взвешивают их относительно друг друга и сами говорят: «Кукла не тяжелая, потому что не трудно ее держать в руках», «Правый и левый ботинок весят одинаково», «Стол я не могу поднять, он тяжелее стула». Воспитатель побуждает детей повторять: «Стол тяжелый, ботинки одинаковые по весу».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные тяжелый, легкий, одинаковый по весу, многотонный и др. Наречие: тяжелее, легче, тяжело, легко и др.

3. Проверить усвоение детьми признака имени признака «вес» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про вес объекта?» Дети: «Действовать руками: приподнять, взвесить в одной и другой руке два объекта сразу. Руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «вес». Спросить детей, про какой признак у объекта спрашивает значок. Дети: «Объект, какой ты по весу?».

5. Значок «вес» помещается на пособие по именам признака. Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак веса, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

Примечание: В младших группах детского сада признак «вес» определяется субъективно и тяжело – легко может быть относительно самого ребенка. С 4,5 лет значение признака вес может иметь числовое обозначение: «Пять килограммов – это для меня тяжело, а папе легко». В старшем возрасте применяются обозначение веса с приставками супер - или мини. Например: «Штанга – супер-тяжелая», «перышко – супер-легкое».

Технологическая карта ознакомления с именем признака «действие»

(с 3-х лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «действие» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «действие» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе, во 2-ой младшей и средней группах;

· 3-5 дней в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «действие». Например: «Что делает строительный материал?» «Какое действие совершают дети?» «Что делает помощник воспитателя?» «Какое действие совершает стул?» Дети смотрят и сами говорят: «Строительный материал лежит, дети бегают, помощник воспитателя идет, стул стоит».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются глаголы, так как все они обозначают действие.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «действие» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про действие объекта?». Дети: «посмотреть на объект. Глаза – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «действие». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какое ты действие совершаешь?», «Объект, что ты делаешь?».

5. Значок «действие» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты окружающего мира выполняют действие, и чтобы его определить нужно на объект посмотреть. Глаза – помощники умной головы.

Примечание: признак «действие» связан с проявлениями других признаков, поэтому описание объекта может быть комплексным. С позиции «действия» (звенит) и с позиции признака «звук» (громко). Самостоятельная оценка ребенком проявлений разных признаков и размышления на этот счет можно считать высоким уровнем рефлексии. Например: оценивая проявления признаков в объекте МАШИНА речевые обороты ребенка: «Машина стоит – признак «действия». Громко гудит – признаки «звук» и «действие». От нее идет бензиновый запах – признаки «действие» и «запах».

В связи с тем, что признак «действие» и другие признаки между собой интегрируются, то и каналы восприятия так же работают взаимосвязано. В связи с этим однозначно сказать, что значение признака «пахнет» – это только имя признака «действие» или только имя признака «запах» – нельзя.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «место»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Наши умные помощники»

Голышевская Наталья Михайловна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №12» общеразвивающего вида г. Барнаула
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Наши умные помощники» Данный материал будет полезен воспитателям старших групп.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность»
Цель: развивать познавательный интерес к человеку.
Задачи:
Образовательные: закрепить представления детей о строении человеческого тела, об основных органах чувств человека и их значении.
Развивающие: развивать внимание, мышление, артикуляционную моторику, тактильные ощущения, слуховое и зрительное восприятие.
Речевые: расширять словарный запас, развивать связную речь детей.
Воспитательные: формировать ценностное отношение детей к собственному организму.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением человека без ушей, глаз, носа, рта, детскиемузыкальные инструменты (бубен, погремушка, свисток, колокольчик).
Раздаточный материал: муляжи овощей и фруктов, баночки с запахами чеснока, лука, мандарина, кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколада.
Оборудование: медицинский халат, шапочка, очки, чемоданчик, мешочек, маркеры.
Методические приемы: пальчиковая гимнастика, игровые упражнения, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, чистоговорки, дыхательная гимнастика.

Ход НОД
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел доктор Пилюлькин из Цветочного города.
Доктор Пилюлькин: Здравствуйте, ребята! Мой друг Незнайка нарисовал портреты вот этого симпатичного мальчика. Вам не кажется, что они какие-то странные?
Рассматривание иллюстраций.
- Чего-то в каждом портрете не хватает? Чего? (На голове не хватает ушей. На лице не хватает глаз, носа, рта).
- Глаза, нос, уши, рот - это наши «умные» помощники. А как они помогают человеку, мы сегодня с вами узнаем. Но сначала я проверю, какие вы внимательные.
Игра «Нос-ухо-нос»
Указательным пальцем правой руки доктор Пилюлькин дотрагивается до носа и при этом говорит: «Нос». Потом касается уха и говорит: «Ухо». Таким образом, он дотрагивается до различных участков лица, называя их. Дети должны следить за тем, что говорит ведущий и выполнять это, не обращая внимания на его действия. Затем быстро звучат слова: «Нoc – нос - нос – ухо – глаз!». В какой-то момент доктор Пилюлькин указывает на подбородок и говорит: «Лоб». Многие дети невольно повторяют за ним движение, игнорируя слова.
Доктор Пилюлькин: Я принес с собой чемоданчик, в котором много чего интересного (достает из чемодана мешочек).
- В этом мешочке находятся разные предметы, попробуйте угадать, что там лежит.
Игра «Чудесный мешочек»
Дети по очереди определяют на ощупь, что находится в мешочке, достают предмет, называют его.
Доктор Пилюлькин: С помощью чего вы определили содержимое мешочка? (с помощью рук)
- Для чего человеку нужны руки? (с помощью рук мы одеваемся, держим предметы, рисуем и т.д.)
- Руки – тоже наши главные помощники.
Воспитатель: Чтоб здоровыми нам быть, надо с пальчиками дружить!
Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои
Их как хочешь, поверни.
Хочешь, эдак, хочешь так,
Не обидятся никак.
Действия выполняются в соответствии с текстом
Доктор Пилюлькин: Ребята, рассмотрите внимательно предметы, которые вы достали из мешочка. Какого они цвета? (Помидор - красный, лимон - желтый, огурец – зеленый и т.д.)
- А с помощью чего вы определили цвет предметов? (с помощью глаз)
- Для чего человеку нужны глаза? (С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении и т.д.)
На портрете дорисовываются глаза.
Доктор Пилюлькин: А что нужно делать, чтобы наши глаза были здоровыми? (Беречь глаза, тренировать - делать гимнастику для глаз, есть продукты, содержащие витамины и т.д.)
Воспитатель: А теперь гимнастика для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули.
Физкультминутка «Самолет»
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим «самолетом»
Правое крыло отвел, посмотрел,
Левое крыло отвел, посмотрел.
Отводят попеременно правую и левую руки и прослеживают за ним взглядом.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
Делают вращательные движения руками и прослеживают за ними руками.
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
Встают на носочки и изображают полет самолета.
Доктор Пилюлькин: В моем чемоданчике есть кое-что съедобное. Попробуйте угадать что, но для этого нужно закрыть глаза.
Дети пробуют продукты на вкус кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколад и определяют, что это и какой вкус имеет (кислый, соленый, сладкий)
- С помощью чего вы определили, что это за продукты и какие они на вкус? (С помощью языка)
- Значит, язык – еще один наш помощник.
На портрете дорисовывается рот.
Воспитатель: Давайте поиграем язычком. Я нам начну, а вы продолжите.
Ша-ша-ша – у меня …лапша.
Са-са-са – прилетела к нам …оса.
Бы-бы-бы – во дворе стоят …столбы.
Та-та-та – горячая …плита.
Доктор Пилюлькин: Я принес с собой эти загадочные баночки с запахом. Попробуйте угадать, чей запах «спрятался» в каждом из них.
Игра «Отгадай по запаху»
Дети определяют продукт (чеснок, лук, мандарин) и называют его.
- С помощью чего вы угадали, что находится в баночках? (С помощью носа)
На портрете дорисовывается нос.
- А для чего человеку нужен нос? (Чтобы дышать; нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т.д.)
- А еще он нужен для того, чтобы красиво говорить. Зажмите носик пальцами и повторите ни-на. Что получилось? А теперь скажите ма-ма.
Воспитатель: О носике тоже надо заботиться, ведь он так нам помогает.
Дыхательная гимнастика:
1.Глубоко вдыхаем и длительно выдыхаем через нос. Рот закрыт.
2.Вдох через нос, выдох через рот.
Доктор Пилюлькин: А еще в моем чемоданчике есть замечательные вещи. Сейчас вы их услышите.
Дети, сидя спиной, угадывают издаваемые звуки бубна, погремушки, свистка, колокольчика.
- С помощью чего вы слышали звуки? (с помощью ушей)
На портрете дорисовываются уши.
- А как нужно заботиться об ушах? (мыть, чистить, надевать головной убор, если холодно и т.д.)
Доктор Пилюлькин: Посмотрите, какой замечательный портрет у нас получился!

Данная презентация заинтерисует прежде всего воспитателей, практикующих использование ТРИЗ-технологий в своей работе. В презентации подробно описано, как знакомить детей с анализаторами - слуховым, зрительным, вкусовым, тактильным, обонятельным. также представлена карта знакомства с миром эмоций. Кроме этого прилагаются изображения всех анализаторов для использования их в работе с детьми. При составлении презентации я использовала материалы методического комплекса "Я познаю мир" Т.А.Сидорчук.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию выполнила воспитатель МБДОУ №1 « Сибирячок » Слажнева О.А. Технологические карты Ознакомление с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека (с 2, 5 лет)

Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным и бережливым он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств дает информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать. Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств и свойств характера человека. Наглядность: на универсальном пособии представлен образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематическое изображение сердца. Рекомендации: образ человека на универсальном пособии может быть любого возраста и пола, реальный или сказочный.

Технологическая карта ознакомления с возможностями тактильного анализатора. «Руки – помощники умной головы» * Предложить детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: « У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». Организовать процессы обследования объектов руками. Предложить детям повторять фразы: «Руки – помощники умной головы» «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов» « Руки ощущают значения признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т.д.». (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т. д.) На универсальном пособии у человека найти руки и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать умной голове информацию о значениях признаков. На основе полученной информации у человека появляются мысли. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с тактильного анализатора. Примечание. Возможности тактильного анализатора расширяются за счет присутствия его на коже человека. В частности полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор), а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».

Технологическая карта ознакомления с возможностями зрительного анализатора. «Глаза – помощники умной головы» Предложить детям посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть глаза, и ими можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать». Организовать процессы рассматривания объектов глазами. Предложить детям повторять фразы: * « Глаза – помощники умной головы» * «Глаза смотрят, а голова «видит» и понимает признаки объектов» * «Глаза ощущают значения признаков: цвет, форма, размер и т.д.» (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: цвет, размер, форма и т. д.) На универсальном пособии у образа человека найти глаза и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть глаза и они могут дать голове информацию о значениях признаков. У человека на основе полученной информации появляются мысли. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со зрительного анализатора. Примечание. Зрительный анализатор дает большое количество информации человеческому мозгу. В то же время достоверность информации проверяется другими анализаторами или исследовательскими действиями. Например: * глаза человека дают информацию, о том, что хвойный лес вдалеке голубого цвета. Необходимо подойти поближе и увидеть изменение цвета; стол кажется мокрым, такую информацию дает зрительный анализатор. Надо потрогать рукой, чтобы убедиться в обратном: стол сухой, но блестящий. Фиксируется обман зрения, рука – контролер правильности воспринимаемых ощущений.

Технологическая карта ознакомления с возможностями слухового анализатора. «Уши – помощники умной головы» * Предложить детям посмотреть в зеркало на свои уши, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть уши, и ими можно слушать звуки, которые издают объекты. Уши могут ощущать». * Организовать воспроизведение звуков разными объектами. Предложить детям повторять фразы: «Уши – помощники умной головы» «Уши слушают, а голова «слышит» и понимает признаки звуков». * На универсальном пособии у образа человека найти уши и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. (Фраза сообщается после ознакомления детей с именем признака звук и его значениями: громко – тихо, высоко – низко и т. д.) * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть уши и они могут дать голове информацию о значениях признаков звука. У человека на основе полученной информации появляются мысли * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со слухового анализатора. Примечание. При описании звуков важно использовать прилагательные, характеризующие звук. Например: * стул упал, и мы услышали глухой, громкий звук; * металлофон издает звонкий и разный по громкости звук, если использовать специальные молоточки. * Звуки издают все объекты при взаимодействии с другими объектамиили воздействии на них. Слуховой анализатор человека имеет ограниченные возможности, поэтому мы слышим не все звуки.

Технологическая карта ознакомления с возможностями вкусового анализатора. «Язык – помощник умной головы» * Предложить детям посмотреть в зеркало на свой язык, сосредоточить на нем внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть язык, и им можно пробовать объекты на вкус. Язык может ощущать вкус». * Организовать процессы определения вкуса съедобных объектов. Предложить детям повторять фразы: «Язык – помощник умной головы» «Язык пробует, а голова понимает значения признака «вкус» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями признака вкус: кислый, сладкий, приятный и т. д.) * На универсальном пособии у образа человека найти язык и предложить детям самостоятельно рассказать о его возможностях. * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть язык и он может дать голове информацию о значениях признака «вкус». У человека на основе полученной информации появляются мысли. * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с вкусового анализатора. Примечание: Полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным анализатором. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор), а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».

Технологическая карта ознакомления с возможностями обонятельного анализатора. «Нос – помощник умной головы» * Предложить детям посмотреть в зеркало на свой нос, сосредоточить на нем свое внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть нос, и им можно нюхать объекты. Нос может ощущать запах». * Организовать процессы обследования запахов объектов носом. Предложить детям повторять фразы: «Нос – помощник умной головы» «Нос нюхает, а голова понимает значения признака «запах» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями признака запах: резкий, слабый, химический, ванильный и т. д.) * На универсальном пособии у образа человека найти нос и предложить детям самостоятельно рассказать о его возможностях. * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть нос и он может дать голове информацию о значениях признака «запах». У человека на основе полученной информации появляются мысли. * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с обонятельного анализатора. Примечание: Запахом обладает любой объект окружающего мира. Возможности обонятельного анализатора у человека ограничены. При описании значений признака «запах» целесообразно использовать прилагательные: лимонный, бензиновый и т.д. запахи.

Технологическая карта ознакомления с миром эмоций. «Сердце дарит нам настроение» * Предложить детям определить свое настроение или настроение кого-либо (реальный объект или объект на картине). Повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть настроение, и оно идет от сердца. Сердце может подсказать нам наше настроение ». Организовать процессы обследования признаков объектов различными анализаторами, при условии разности настроений. Предложить детям повторять фразы: «Когда мне весело, то солнце светит ярче, а мороженое вкуснее». «Когда мне грустно, то вид игрушки мне не нравится, а суп пахнет не вкусно». «Настроение улучшает или ухудшает значения признаков для меня». «Одно и то же значение какого-то признака может восприниматься по - разному, в зависимости от настроения». * На универсальном пособии (у образа человека) найти сердце и предложить детям самостоятельно рассказать о возможных настроениях человека. * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть настроение и от него зависит степень восприятия значений признаков объектов. У человека в зависимости от эмоционального состояния появляются мысли. * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с эмоциональным отношением к информации, полученной с анализаторов. Примечание: * Целесообразно воспитателю собрать копилку свойств характера, эмоциональных характеристик человека. С помощью них проводить тренинги с детьми старшего дошкольного возраста: например, свойства характера – злобность (злая баба Яга) и добродушие (Дюймовочка) воспринимает одни и те же значения признаков объекта (Аленький цветочек) по-разному. Баба Яга, смотря на цветок, злится и ненавидит алый цвет и душистый запах, а Дюймовочка радуется яркому цвету и цветочному запаху. * Необходимо обсуждать с детьми значение признаков объектов при разных эмоциональных состояниях и не видеть проблемы в признаке объекта. Проблема в эмоциональном состоянии человека: надо уметь менять точку зрения на события и понимать свое настроение.

«Язык – помощник умной головы» «Руки – помощники умной головы»

«Глаза – помощники умной головы» «Уши – помощники умной головы»

«Нос – помощник умной головы» «Сердце дарит нам настроение»


26.01.2017 - Ознакомление с возможностями органов восприятия

Раздел «Наши органы чувств».

Вашему ребенку важно понять, что у представителей животного мира есть органы чувств, которые позволяют познать окружающий мир. Воспринимая объект с помощью тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов человек может получить информацию о значениях признаков данного объекта. Чрезвычайно важно желание воспринимать объекты, поэтому устойчивая мотивация играет особую роль в процессе познания.

При выполнении заданий обращайте внимание на настроение ребенка и стимулируйте его процесс восприятия фразами: «У нас хорошее настроение, и оно помогает познать признаки объектов. Помощники умной головы работают лучше, если у тебя есть настроение познать что-либо».

Спросить ребенка, с каким чувством он исследует объекты. Предложить превратится в какого-либо сказочного героя и представить, как бы он познавал объекты, если бы ему было весело, как беззаботному Вини-Пуху, или страшно, как трусливому Зайцу.

Сообщить ребенку, что у человека появляются мысли в зависимости от эмоционального состояния, при котором осуществлялся процесс познания.

Оборудование: графическое изображение человека (людей любого возраста и пола), с ярко выраженными помощниками умной головы и сердцем, открытым для познания.

Тема: «Руки – помощники умной головы».

Человек с помощью тактильного анализатора познаёт признаки объекта. Трогая различные предметы, ребенок получает информацию об их признаках, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что руки являются помощниками «умной головы». Руки трогают, а голова понимает признаки объектов.

Цель: создать условия для осознанного отношения к тактильному анализатору.

Задание № 1.

«Как руки помогают «умной голове» (с 2, 5 лет).

Предложите вашему малышу рассмотреть свои руки и потрогать какие–либо предметы, контрастные по признакам. Обозначить словами ощущения. Сообщить ребенку о том, что руки трогают объекты, а «умная голова» понимает разницу признаков.

Например:

Предлагаются два объекта разные по температуре. Восприятие сопровождаются словами: «Руки трогают, а голова понимает, что бутылка теплая по температуре. Руки трогают, а голова понимает, что другая бутылка холодная по температуре».

Рекомендации: предложите детям объекты различные по рельефу, по влажности, по форме. Обращайте внимание на действие своих рук и рук ребенка. Поблагодарите «умную голову» и ее помощников – руки, за то что они могут различать признаки объектов: гладкое – шероховатое, мокрое – сухое, круглое – квадратное и т.д.

В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать руки – помощники «умной головы».

Задание № 2.

«Руки трогают, а голова получает информацию» (с 4 лет).

Предложить ребенку, вспомнить, почему руки называют помощниками «умной головы».

Поиграйте в «Чудесный мешочек», с условием не угадывать спрятанный объект, а описывать его по признакам: температура, части, рельеф, форма, влажность, вес, размер и др.

В рабочей тетради сделать схемы признаков, значения которых распознаются с помощью тактильного анализатора (см. приложение «Имена признаков»).

Тема: «Глаза – помощники умной головы».

Человек с помощью зрительного анализатора познаёт признаки объекта. Глядя на различные предметы, ребенок получает информацию об их признаках, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что глаза являются помощниками «умной головы». Глаза смотрят, а голова видит.

Цель: создать условия для осознанного отношения к зрительному анализатору.

Задание № 1.

«Как глаза помогают «умной голове» (с 2, 5 лет).

Предложите вашему малышу посмотреть на себя в зеркало и увидеть свои глаза. Затем рассмотреть какой-либо предмет со словами: «Глаза смотрят, а голова понимает, что это за объект».

Обратить внимание на цвет объектов. Обозначить словами процесс восприятия цвета: «Глаза смотрят на красное яблоко, а голова понимает, что это цвет яблока».

В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать глаза – помощники «умной головы».

Задание № 2.

«Глаза смотрят, а голова получает информацию» (с 4 лет).

Предложить ребенку, вспомнить, почему глаза называют помощниками «умной головы».

Поиграйте вместе с ребенком в игру «Посмотри на объект и назови признаки, которые увидел». Выиграет тот, кто больше назовет признаков объектов. В качестве подсказки можно использовать значки имен признаков.

В рабочей тетради сделать схемы признаков, значения которых распознаются с помощью зрительного анализатора (см. приложение «Схемы имен признаков»).

Тема: «Уши – помощники умной головы».

Человек с помощью слухового анализатора познаёт разнообразные признаки звука. Прислушиваясь к звучанию, ребенок получает информацию, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что уши являются помощниками «умной головы». Уши слушают, а голова слышит.

Цель: создать условия для осознанного отношения к слуховому анализатору.

Задание № 1.

«Как уши помогают «умной голове» (с 2, 5 лет).

Предложите вашему малышу посмотреть на себя в зеркало и увидеть свои уши. Затем прислушаться к какому-либо источнику звука: «уши слушают, а голова слышит, понимает и различает признаки звуков».

Обратить внимание на громкость звуков. Обозначить словами силу звука, его направление и другие характеристики.

В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать уши – помощники «умной головы».

Задание № 2.

«Уши слушают, а голова получает информацию» (с 4 лет).

Предложить ребенку, вспомнить, почему уши называют помощниками «умной головы».

Поиграйте вместе с ребенком в игру «Звуки за ширмой».

Условия игры: не называть звучащий объект, а дать характеристику его звука. Выиграет тот, кто больше назовет признаков звука.

В рабочей тетради сделать схему имени признака «звук» (см. приложение «Имена признаков»).

Тема: «Нос – помощник умной головы».

Человек с помощью обоняния познаёт запахи объектов. Ребенок получает информацию о различных признаках запаха, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что нос являются помощниками «умной головы». Нос нюхает, а голова различает запахи.

Цель: создать условия для осознанного отношения к обонятельному анализатору.

Задание № 1.

«Как нос помогает «умной голове» (с 2, 5 лет).

Предложите вашему малышу посмотреть на себя в зеркало и увидеть свой нос. Затем определить запах какого-либо объекта со словами: «Нос нюхает, а голова понимает, чем пахнет».

Обратить внимание на разнообразие запахов. Обозначить словами противоположные значения признака «запах»: приятный запах – неприятный запах, кислый запах – сладкий запах, резкий – слабый и т.д.

В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать нос – помощник «умной головы».

Задание № 2.

«Нос нюхает, а голова получает информацию» (с 4 лет).

Предложить ребенку, вспомнить, почему нос называют помощником «умной головы».

Поиграйте вместе с ребенком в игру «Определи признаки запаха». Условия игры – дать описания признака запаха, а не угадать объект. Поэтому лучше всего использовать ароматизированную ветошь. Выиграет тот, кто больше назовет признаков запаха.

Тема: «Язык – помощник умной головы».

Человек с помощью вкусового анализатора познаёт разнообразные признаки вкуса. Воспринимая пищу на вкус, ребенок получает информацию о разнообразии этого признака, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что язык является помощником «умной головы». Язык пробует на вкус, а понимает признаки вкуса.

Цель: создать условия для осознанного отношения к вкусовому анализатору.

Задание № 1.

«Как язык помогает «умной голове» (с 2, 5 лет).

Предложите вашему малышу посмотреть на себя в зеркало на свой язык. Сосредоточить на нем внимание со словами: «У нас есть язык, и он может ощущать вкус». Затем предложить попробовать какой-либо напиток на вкус, сравнить его с другим напитком.

Обратить внимание на разность вкусов: что бывает соленым, сладким, горьким, кислым. Различаются они по степени проявления: пересоленный – недосоленный. Обозначить словами процесс восприятия вкуса: «Язык пробует, а голова понимает, какой объект по вкусу».

В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать язык – помощник «умной головы».

Задание № 2.

«Язык пробует на вкус, а голова получает информацию» (с 4 лет).

Предложить ребенку, вспомнить, почему язык называют помощником «умной головы».

Поиграйте вместе с ребенком в игру «Расскажи, какой на вкус». Выиграет тот, кто больше назовет признаков вкуса.

Например: во рту у ребенка конфета, сверху она сладкая, а начинка сначала очень кислая, потом становится пресной.

Приложение 3

Приято педагогическим Советом УТВЕРЖДАЮ

МКДОУ Краснозерский детский сад №6 Заведующая МКДОУ

Краснозерский детский сад №6

От «____» -------------------- 2014года _____________/С.В.Клочкова/

Приказ № от «____» 2014г.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозрский детский сад №6

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Знайкины друзья»

для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет на 2014-2015 учебный год.

Руководитель: Маслова Галина Ивановна,

воспитатель первой квалификационной категории

1. Пояснительная записка - направленность

- актуальность

- цель, задачи

- формы, методы, режим занятий

- ресурсное обеспечение

- ожидаемый результат

2. Тематический план

3.Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность. Программа кружка «Знайкины друзья» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Она обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Современный мир стремительно меняется, и требует новых подходов к воспитанию нового поколения детей. Поэтому все чаще в системе дошкольного образования используются методы и приемы инновационных технологий, таких как методы ТРИЗ.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности у ребенка формируется способность анализировать окружающий мир, устанавливать причинно-следственные связи, правильно формулировать и задавать интересующие его вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение познавательного развития ребенка, и был разработан план кружка «Знайкины друзья» для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту познавательно-исследовательской деятельности для формирования естественно - научных представлений дошкольников и развития творческих способностей. Мы стремимся не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Включение элементов ТРИЗ позитивно будет влиять на актуализацию познавательной потребности детей, их стремление научиться чему-нибудь новому и стать лучше.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством наблюдений и экспериментальной деятельности.

Задачи:

Познавательные:

Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени).

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Режим и форма занятий

Занятия кружковой деятельности организуются один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 25 - 30 минут.

Для начала усвоения материала кружковой деятельности к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Материал кружка рассчитан как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе кружковой деятельности будут разными.

Мотивация детей: Я – могу, хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!

Базовые средства:

Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Ожидаемый результат

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе наблюдений и экспериментальной деятельности, применении знаний на практике. Анализ и диагностика результативности реализации программы кружка «Знайкины друзья» проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Форма подведения итогов: «Тематические выставки», схемы, зарисовки

Методы и приёмы, используемые при реализации программы кружка

Приёмы организации детей в процессе обучения:

Работа небольшими группами;

Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации познавательной активности детей:

Включение игровых упражнений;

Включение методов ТРИЗ;

Выполнение нетрадиционных заданий;

Решение проблемных ситуаций;

Моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

Показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

Вопросы к детям.

Отличительные особенности плана кружковой деятельности:

Включение элементов ТРИЗ способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.

Тематический план работы кружка

Тема

Задачи

Экскурсия в лабораторию. Занимательные опыты.

1. Формировать желание находить самостоятельно находить решение в проблемной ситуации

2. .Формировать познавательный интерес к исследовательской деятельности. . Способствовать формированию мировоззрения ребёнка, повышению интереса к окружающему миру.

3. Развитие доказательной речи детей

4. Создание положительного эмоционального отклика на проведения опытов и экспериментов.

5. Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство).

6. Познакомить с понятиями«наука» (познание), «гипотеза» (предположение)

7. Познакомить с правилами поведения в детской лаборатории

8. Поощрение детской инициативы при планировании хода экспериментов

«Волшебное кольцо»

1. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу наблюдения.

2. Научить детей понимать, как и для чего проводится наблюдение.

3. Создать условия для усвоения обобщенной модели процесса наблюдения.

4. Воспитание коммуникативных навыков.

«Руки – помощники умной головы»

1.Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия.

2.Дать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников).

3. Познакомить с тактильным анализатором.

«Удивительный квадрат»

1. Познакомить детей с разными видами

2. бумаги: салфеточная, писчая, оберточная,

3. чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства

4. Развитие прогнозирования результатов опытов и экспериментирования.

5. Расширение словарного запаса

«Свойства воздуха»

1.Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.

2. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. 3.Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

4.Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

«Вода источник жизни»

1. Познакомить с презентацией по теме «Вода»

2. Формировать представления о важности воды в жизни человека и живой природы вообще

3. Познакомить с понятием «фильтрование»

4. Пополнить словарь научными терминами.

5. Закрепить правила безопасности поведения при экспериментировании с водой.

«Восполняющий вопрос»

1.Познакомить детей с моделью построения вопроса.

2. Научить задавать вопросы восполняющего типа. 3. Воспитывать интерес к самостоятельному проговариванию вопроса и ответа на него.

«Моделирование «Маленькими человечками»

1. Познакомить детей с ТРИЗ

2. Формировать умение составлять схему с помощью ММЧ

3. Закрепить представления о свойствах различных материалов.

4. Развивать логическое мышление, доказательную речь

«Пространственная ДА-НЕТка»

1.Познакомить детей с правилами игры.

2.Учить находить загаданный предмет методом исключения.

3.Побуждать правильно задавать вопросы и отвечать на них.

«Электричество»

1. Познакомить детей с понятием «Электричество»

2. С помощью экспериментов с различными материалами обнаружить «статическое электричество».

3. Развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование

«Что мы знаем о времени»

1. Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней).

2.Закрепить понятие «беречь время».

1. Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.

2. Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.

3. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение.

4. Активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме.

Что такое масса?

1. Выявить свойство предметов – масса. Познакомить с приборами для измерения массы чашечными весами.

2. Показать способы их использования

3. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

4. Способствовать умению видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

5. Развивать личностные свойства - целеустремленность, настойчивость, решительность.

1. Формировать умение смешивать краски для

получения нового цвета.

2. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений

«Чем можно

измерить длину?»

1. Познакомить с измерительными приборами:

линейкой, сантиметровой лентой.

2. Развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, ладонь, палец)

Опыты с предметами. Волшебные

стеклышки

1. Познакомить детей с приборами для наблюдения: микроскопом, лупой, биноклем.

2. Объяснить, для чего они нужны человеку

3. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение

«Опыты с предметами» «Почему не тонут корабли?»

1. Выявить с детьми зависимость плавучести

2. предметов от равновесия сил: соответствие

3. Размера, формы предмета с весом

4. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром отстаивать собственное мнение.

5. Развивать логическое мышление, доказательную речь

«Магнит фокусник»

1. Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.

2. Развивать у детей мышление, сообразительность.

3. Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.

«Мир ткани и ниток

Кукла из ниток»

1. Узнать различные виды тканей, сравнить их

2. качества и свойства. Познакомить со способами использования различных тканей.

3. Познакомить со способом изготовления кукол из ниток

предметы

движутся?»

1. Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трения».

2. Показать пользу «трения»

«Все обо всем»

1. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе

«Свет». «Солнце дарит нам тепло и свет»

1.Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света.

2.Познакомить с понятием«световая энергия». 3.Показать степень ее поглощения разными предметами и материалами

Приключения Буратино (Свойства дерева)

1. Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде);

2. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации

Забавные фокусы

1.Развивать у детей любознательность, наблюдательность.

2.Активизировать мыслительные процессы детей.

«Солнце, Земля и другие планеты»

1.Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета.

2.Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

«Этот загадочный космос»

1.Познакомить детей с символикой созвездий. 2.Вызвать интерес к космическому пространству. 3.Расширять представления о профессии космонавта.

4.Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

«Радуга в небе»

1.Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр.

2. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму.

3. Развивать любознательность и внимание.

«Описательный вопрос»

1. Познакомить детей с моделью построения вопроса.

2.Научить задавать вопросы описательного типа

«Язык – помощник умной головы»

1.Продолжать формировать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников).

2.Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия.

«Почемучкин вопрос»

1.Продолжать знакомить детей с моделью построения вопроса.

2. Ннаучить задавать вопросы «почемучкиного» типа (почему?, отчего?).

«Мы Знайкины друзья» - открытое занятие

Подвести итоги работы.

Ресурсное обеспечение

Основное оборудование мини-лаборатории:

1. Приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

2. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

3. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

4. Разные виды бумаги; ткани

5. Красители: гуашь, акварельные краски;

6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

7. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито,

Список литературы:

1. Дыбина О. В . Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В . Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до...: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.

4. Николаева С. Н . Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой . М.: АРКТ

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность

для среднего и старшего дошкольного возраста»

7. Поддьяков Н. Н . Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, No2.

8. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбино й. М.: ТЦ Сфера, 2005.