Королевство Великобритания: королевская семья и ее история.

В одном из своих интервью скрипач Сергей Стадлер рассказывал, как после победы на конкурсе, для выступления на заключительном концерте ему предложили старинную скрипку, принадлежавшую когда-то Паганини. Страшно возбудившись, околомузыкальная журналистка немедленно спросила, что же он чувствовал, играя на ТАКОМ инструменте? Стадлер ответил весьма сдержанно - мол, разумеется, ему было весьма приятно сознавать, что ему оказали такую честь, предоставив скрипку величайшего маэстро…
- А как же все эти легенды и тайны? – чуть ли не вскрикнула ведущая. – Дух Паганини, вибрации гения?
- Ну… это все сказки, - сказал Стадлер и отвел глаза.

В небольшом итальянском городке жил скрипичный мастер. Он был Великим Мастером. Со всей Европы приезжали к нему музыканты и просили сделать для них инструмент. Да-да, им приходилось ехать в каретах несколько дней и ночей, чтобы сделать заказ. Только посмотрев на музыканта и послушав его игру, Мастер мог сделать для него скрипку. «Скрипка, как женщина, - говорил он. – Лишь одна-единственная сможет стать твоей судьбой.»
Как положено, у Мастера были ученики. Они сортировали древесину, вырезали заготовки, разводили лак, - в общем, выполняли всякую черновую работу. Но один из них, юноша по имени Илиа, не желал всю жизнь оставаться в подмастерьях. Он знал, что может сделать инструмент ничуть не хуже, а может, даже и лучше, чем его учитель. Днем он послушно строгал болванки, а по ночам делал свою Скрипку. Твердая рука и интуиция помогали ему. И вот, скрипка была готова. Испытывая гордость за свою работу и дрожа от нетерпения, он решил показать инструмент Мастеру.
Была глубокая ночь, Старый Мастер уже давно спал, но Илие было все равно; он постучал в дверь и вошел в комнату учителя.
- Чего тебе надо, болван? – старик был явно не в духе. Да и выпитый за ужином кувшин вина давал о себе знать.
- Учитель, посмотрите, это сделал я сам!
Мастер, ворча, поднялся с кровати и посмотрел на скрипку.
Она была прекрасна! Ее талии могли позавидовать первые красавицы Рима, а темный красноватый лак отсвечивал огненным румянцем, отражая дрожащее пламя свечи. Жгучая зависть захлестнула старика – он всю жизнь работал, как проклятый, не разгибая спины, по крупице постигая тайны ремесла, а этот юнец...
- Убирайся вон, щенок, - закричал Мастер. – И разбей эту деревяшку об свою тупую голову!
Не помня себя от обиды, Илиа схватил скрипку и выбежал из комнаты. Он все понял, и знал, что учитель не потерпит превосходства ученика. Его судьба и судьба скрипки были решены – Мастер их уничтожит.
- Ну что ж, пусть будет так, - решил юноша. Но перед тем, как его с позором выгонят из города, он заставит всех услышать голос своей скрипки.
По балконам и водосточным трубам он забрался на крышу самого высокого здания, достал инструмент и заиграл… Одно за другим зажигались в домах окна, люди просыпались и шли на площадь, влекомые чарующими звуками. Пришел и Старый Мастер.
- Немедленно слезь, идиот, ты убьешься! – хриплый голос старика привел юношу в чувство. Он вдруг понял, что стоит на скользкой крыше, и только узкий карниз отделяет его от пропасти и неизбежной, как могила, булыжной мостовой. Илиа пошатнулся. Люди внизу закричали. Ноги его не слушались, сандалии соскальзывали все ближе к краю, голова кружилась. Нелепо взмахнув руками, Илиа попытался сесть и, потеряв равновесие, сорвался вниз…
В этом городе повсюду рос виноград, его лианы оплетали дома, балконы и беседки. Местные жители его любили – виноград давал тень, плоды и вино.
…Затаив дыхание, толпа, собравшаяся на площади, следила, как на высоте третьего этажа раскачивался в воздухе человек. Одной рукой он из последних сил цеплялся за виноградную лозу, а в другой – была скрипка…

Эту легенду любил рассказывать мой давнишний приятель Король. Он учился в консерватории по классу скрипки, и у него (как и у всех нормальных людей) конечно же было имя, но его никто не помнил, а некоторые даже и не знали. Кого интересует имя, если у человека такая фамилия!
Король был славным и застенчивым еврейским мальчиком, который приехал из Одессы, жил в общаге, все время хотел есть и мечтал стать великим музыкантом. На наших шумных сборищах он с неподражаемым артистизмом рассказывал еврейские анекдоты, а ближе к ночи, когда общение переходило в более камерную фазу, и разговоры велись уже вполголоса, он обязательно преподносил нам сюрприз в виде какой-нибудь таинственной и загадочной истории. Легенда о старинной скрипке была одна из его любимых.
Правда, в зависимости от настроения, публики и количества выпитого, она всякий раз имела другой финал.

Брось эту чертову скрипку!
- Держись, мы тебя сейчас снимем!
Площадь осветилась факелами, кто-то уже тащил пожарную лестницу. Илиа понимал, что долго он не продержится – пальцы уже онемели, руку сводило судорогой. Но бросить скрипку! Свое первое и, может быть, лучшее творенье… Нет, никогда!
…Переломанное и изуродованное тело юноши лежало на мостовой. В скорбном молчании стояли люди на площади. Подбежавший врач был уже не нужен. Одна рука Илии была странно подвернута, а другая прижимала к груди совершенно целую скрипку.
Старый Мастер стоял на коленях рядом с безжизненным телом ученика, рука его потянулась к инструменту, но замерла в воздухе. Он должен был сохранить для людей это чудо, но вид капель крови, так похожих по цвету на этот необычный лак, пугал его. Он знал, что с этого дня каждый, кто возьмет в руки скрипку, будет слышать предсмертный крик юноши в ее дьявольском forte и его последний вздох в замирающем piano.

Король примчался ко мне домой в разгар зимней сессии. Он бегал по квартире, размахивал руками и просил в долг сто долларов. Мое любопытство оказалось сильнее дружеских чувств, и я сказала, что пока он не расскажет мне, что, собственно, произошло, я не дам ему ни копейки. После трех выкуренных одна за другой сигарет, он все-таки сел на стул и поведал совершенно фантастическую историю.
В Америке, в возрасте 86 лет скончалась его многоюродная бабушка – старшая сестра второй жены племянника его дедушки, или что-то в этом духе. Перед смертью весьма небедная старушка вспомнила, что она родом из России и озадачилась поиском забытых родственников. В своем завещании она указала, что хочет оставить свой рояль – великолепный концертный «Бехштейн», на котором играл сам Рахманинов – потомкам из России, при условии, что найденные потомки будут иметь отношение к музыке.
Как вы уже догадались, этим самым наследником и оказался Король.
Собрав по знакомым деньги на билет, плюнув на консерваторию и взяв с собой только скрипку, мой приятель сел в самолет и исчез из нашей жизни.

Пару лет спустя, знакомые музыканты вернулись из гастрольной поездки по Штатам и рассказали ужасную и трагическую историю.
Совершенно потрясенный неожиданно свалившимся на него фантастическим наследством, Король ни на секунду не задумался о том, ЧТО он будет делать с этим роялем. Отправка инструмента в Россию стоила баснословных денег, в Америке ему некуда было его забирать, а о продаже такой ценности не могло быть и речи.
Король уговорил родню бабули подержать рояль у себя, пока не решится вопрос с жильем. Чтобы заработать много и быстро, он связался с торговцами наркотиками и работал у них курьером, перевозя порошок в футляре для скрипки. Ему необыкновенно везло – видимо, классическая внешность печального мальчика со скрипочкой не вызывала у стражей порядка никаких подозрений. Но, тем не менее, его выследили, взяли с поличным и, убегая от полиции на угнанном автомобиле, он насмерть разбился, не вписавшись в поворот.
Рояль, из-за которого все случилось, так и остался в доме старушки. Говорят, ее американская родня была поражена случившимся. «О, эти странные русские! – качали головами они. – Мальчик мог продать рояль и на эти деньги решить все свои проблемы! Какая глупость расстаться с жизнью из-за музыкального инструмента, даже если бы на нем играл не Рахманинов, а сам Авраам Линкольн!»

Илиа висел в воздухе. Виноградная лоза была достаточно крепкой, чтобы выдержать его вес. По ней он даже смог бы добраться до ближайшего балкона, но в руке была скрипка. Его Скрипка. Его произведение, в которое он вложил столько души и труда. Как любовно шлифовал он каждый изгиб, с какой нежностью покрывал этим необыкновенным лаком…
Пальцы слабели, еще немного, и он упадет…
Что за глупость! Он сделает еще десятки скрипок, в тысячу раз лучше, чем эта! Печально звякнув струной, скрипка полетела вниз.
Посреди притихшей толпы на коленях стоял Старый Мастер. По его щекам текли слезы, а дрожащие руки все перебирали, лаская, красноватые щепки.
- Он убил тебя, девочка, - шептал старик. – Он убил свое дитя… Будь ты проклят!
Толпа уже давно разошлась, увели под руки и плачущего Старого мастера, а Илиа так и стоял на площади. В отблесках багрового рассвета он ясно видел забрызганные кровью булыжники, хотя это были всего лишь маленькие кусочки засохшего красного лака…

Прошло еще несколько лет, и очередные знакомые рассказали, что кто-то, будучи в Америке, видел… Короля. Он стоял со своей скрипочкой на улице, а перед ним лежал футляр, в который добросердечные граждане бросали мелочь.
- Какие наркотики? Вы что, охренели? – он искренне удивился, услышав историю о собственной трагической гибели.
Как выяснилось, правдой из той байки было только то, что он действительно не мог забрать рояль. Конечно, было безумно обидно стать обладателем такого уникального инструмента всего лишь на бумаге, но… жизнь есть жизнь, и, после недолгих колебаний, рояль был продан на аукционе за немыслимую сумму с совершенно неприличным количеством нулей.
- Он почувствовал себя настоящим королем, – этот каламбур прямо-таки просился в рассказ!
Первое, что решил сделать наш приятель, разбогатев, - отправиться в кругосветное путешествие. В Италии он познакомился с девицей, в которую по уши влюбился, и дальше они путешествовали вместе до тех пор, пока она не исчезла вместе со всей его наличностью где-то в районе Монте-Карло. С горя он запил и решил, что лучший способ вернуть утраченное – обналичить чеки и попытать счастья в казино. Разумеется, он проигрался в пух и прах, и оставшихся денег едва хватило на билет до Нью-Йорка.
Так что сейчас он днем моет посуду в каком-то ресторане, а по вечерам играет на улице.
- Ха, я в великолепной форме! Меня уже почти пригласили в Бостонский симфонический! – и в его глазах мелькает безумный огонек.

Да, очень важная деталь: напротив дома Скрипичного Мастера была пекарня. Дочь булочника, юная Мария, выросшая на свежайшей сдобе, обладала необъятной фигурой и ангельским лицом. Помогая отцу, она лепила пирожки, сидя у окна, из которого открывался великолепный вид на дверь скрипичной мастерской.
Каждый раз, когда дверь открывалась, и из нее появлялся Илиа, она приветливо махала ему рукой и угощала самой свежей и ароматной булочкой. Стоит ли говорить о том, что юноша краснел, как рак, его бросало в жар от ее взгляда, а самым большим счастьем он считал незаметное пожатие нежных пухлых пальчиков в момент передачи булочки!
В ту ужасную ночь Мария, как и многие другие, пришла на площадь. Она была в отчаянии – неужели ее возлюбленный разобьется насмерть, так и не подарив ей первого поцелуя? Нет, она не могла этого допустить! Опрометью бросилась она в отцовскую пекарню и, собрав всю свою силу (которой, кстати, природа ее не обделила), выкатила на улицу огромную кадушку с тестом – воздушным и мягким, как перина. На помощь ей уже спешили ученики Старого Мастера.
- Прыгай! – закричала она, когда кадушку подкатили к стене здания. – Вытянись, как струна и прыгай!
Прижимая к груди скрипку, по уши в тесте, Илиа сидел в бочке. Толпа хохотала, а на его губах все еще горел пахнущий свежей сдобой поцелуй Марии. И внезапно он понял, что не будет больше мастерить скрипки, а лучшим его произведением станет самый вкусный в мире свадебный торт, испеченный в доме булочника и его дочери.

Не так давно среди ночи меня разбудил телефонный звонок. Смутно знакомый мужской голос с едва заметным акцентом извинился, посетовал на разницу во времени и сообщил, что скоро будет в Москве.
- Ну разумеется, какие проблемы! – пробурчала я и пошла досматривать сон.
Наутро я об этом даже не вспомнила, но через неделю тот же голос (уже в традиционное для звонка время суток) вновь посетовал на разницу во времени, ставшую причиной хронического недосыпания, и объявил, что сейчас приедет.
- Простите, а вы кто?
- Я? Король.

Мы проболтали полночи. Он все говорил и говорил, явно наслаждаясь звучанием русских слов – о том, как он скучал, о том, какое все другое в Америке, как изменилась за эти годы Москва… Я терпеливо слушала и ждала, когда же, наконец, он расскажет НАСТОЯЩУЮ историю про свое удивительное наследство.

Новые жильцы дома, где обитал рояль, оказались милейшими людьми. Они так прониклись историей «бедного мальчика», что приютили его, помогли с оформлением вида на жительство, с освоением английского и при этом ничуть не торопили «нашего беженца» с решением судьбы рояля.
Он устроился работать таксистом (все с этого начинают), но попал в аварию и с тех пор никогда больше не садился за руль.
Он пытался продать рояль, но везде слышал одно и то же: инструмент очень старый и требует серьезной реставрации, так что много (им плевать на историю!) мы вам за него предложить не можем.
Он играл в джаз-банде, который ангажировали сопровождать средиземноморский круиз (я чуть не спился на этом чертовом теплоходе!), но по возвращении расстался с группой из-за «разницы в мировоззрениях».
Потом он устроился помощником повара (всегда любил вкусно поесть!), а по вечерам в том же ресторане играл на скрипке.
Через несколько лет он дослужился до хорошей зарплаты, обзавелся кредитными карточками, избавился от русского акцента и уже собирался прекратить злоупотреблять гостеприимством американской семьи, но… появилась Мэри. Она училась в Англии и навещала родных только на каникулах. Однако этих недолгих и нечастых встреч хватило для того, чтобы молодые люди без памяти влюбились друг в друга…
Сейчас у них трое детей, Король стал совладельцем небольшого ресторанчика, и они по-прежнему живут в том же старом доме; а в гостиной, как и много-много лет назад, стоит великолепный концертный «Бехштейн», на котором когда-то играл сам Рахманинов.

PS. Он уехал в аэропорт рано утром, когда я еще спала. На столе лежала фотография: возле рояля, в окружении детей, обнявшись, стояли мужчина со скрипкой и круглая, как колобок, светловолосая женщина с милыми и мягкими чертами лица. На обратной стороне была надпись:
«Это – моя жизнь.
Илья Король.»

Сегодня государственным устройством Соединенного Королевства является конституционная монархия. Однако Елизавета Вторая продолжает считаться одной из самых уважаемых и влиятельных людей на планете. Почтение, которое оказывает ей народ ее страны, распространяется и на членов ее семьи - Дом Виндзоров.

Несмотря на то что в Англии нет строгого определения (ни юридического, ни формального) членов семьи монарха, тем не менее ими, как правило, считаются следующие лица: сам монарх (король и королева), супруг королевы (в случае если он не является королем), дети монарха и их супруги, дети сыновей монарха (т. е. внуки по мужской линии) и их жены (мужья). Король и королева Великобритании носят титул Ее (Его) королевское величество, а остальные члены семьи - их королевские высочества. Они считаются принцами и принцессами. В прежние времена каждый из членов монархической семьи представлял короля (королеву) по всей стране, занимая ответственные государственные посты. Переход к конституционной монархии многое изменил в королевстве Великобритания: королевская семья утратила многие свои полномочия, и сегодня ее члены выполняют только лишь социальные и церемониальные функции как внутри королевства, так и за ее рубежами. То же самое касается и роли королевы в делах государства. Страной управляет кабинет министров, ответственный перед парламентом. Однако у нее есть а также она может по собственному усмотрению распустить парламент и назначить новые выборы и т. д.

Все члены королевской семьи Великобритании

Итак, первыми по списку, конечно же, идут королева Елизавета Вторая и ее супруг - принц-консорт. Затем следуют наследник британского престола, старший сын королевы, и его супруга (вторая) - Камилла Паркер-Боулз - герцогиня Корнуэла. Дальше по списку идут новоиспеченные родители - герцог и герцогиня Кембриджские - принц Уильям (старший внук королевы) и принцесса Кэтрин (в девичестве Мидлтон), ну и, конечно же, их сын - правнук Елизаветы Второй - принц Джон Кембриджский - самый младший член королевской семьи. Следующим в списке является второй сын принца Чарльза и его первой супруги - принц Генри Уэльс, которого в мире больше знают как принца Гарри. За ним следуют его дядя (второй сын королевы) принц Эндрю Йоркский и его дочери - принцессы Беатрис и Евгения, затем - семья третьего сына Елизаветы II, графа Эдварда Уэссекского (его жена София, сын - виконт Джеймс Северен, дочь - Луиза Виндзор), и единственная дочь королевы и герцога Эдинбурга - Анна - принцесса королевства Великобритания. Королевская семья не ограничивается таким количеством царственных особ. Дальше в списке идут двоюродные братья и сестры Елизаветы Второй и т. д.

Династия Виндзоров - это британская ветвь Готской династии Саксен-Кобург, следовательно, также дома Веттинов, из которого происходит принц Альберт - муж королевы Виктории (Ганноверской). Однако в период Первой мировой войны, когда Англия находилась во вражеских отношениях с Германией, король Георг Пятый отказался от саксонских и других немецких титулов, переименовав прежнюю династию в дом Виндзоров. Монархами этой династии были который правил с 1910 по 1936 год, Эдуард Восьмой, которого сразу же сменил на престоле Георг Шестой - отец нынешней королевы, правивший королевством 16 лет, ну и Елизавета Вторая, ныне здравствующая королева Соединенного Королевства Великобритания. Королевская семья, несмотря на время от времени возникающие мелкие скандалы, тем не менее в стране пользуется большой любовью и уважением. Любое событие, касающееся их, как радостное, так и печальное, народ принимает как свое собственное. В этой стране одним из самых любимых праздников является День рождения любимой королевы.

Довольно редко в истории бывают такие случаи, когда король желает отречься от престола ради любви к женщине. В Польше был такой случай, когда правитель хотел покинуть трон только ради того, чтобы быть рядом со своей женщиной, которую любил он, но презирала вся страна.

Это случилось в XVI веке, а главными виновниками драмы стали король Сигизмунд Август (1520-1572), происходивший из династии Ягеллонов, и Барбара Радзивилл (1520-1551), литовская аристократка и вдова смотрителя замка Гаштольда. Их тайный роман и брак глубоко расстроил польский народ, который считал избранницу короля недостойной такого брака, о ней думали как о блуднице, по причине ее многочисленных любовных связей. Однако для последующих поколений, этот роман стал символом красивой и вечной любви.

Сигизмунд Август (ниже вы видите портрет, выполненный Лукасом Кранахом Младшим ) был единственным сыном короля Сигизмунда Старого, которому жена-итальянка, Бона Сфорца Бари, подарила еще четырех дочерей (второй сын не выжил в результате преждевременных родов, которые были вызваны падением с лошади во время охоты). Королева Бона (одна из самых значимых женщин в истории Польши) была весьма амбициозной и имела талант политика, она хотела укрепить династию Ягеллонов, но, к сожалению, будущие события и выбор ее сына положили конец этим надеждам. Сигизмунд Август был очень красивым мужчиной, культурным, высокообразованным и толерантным (что было таким нечастым явлением в эпоху религиозных войн) и обладал довольно страстным темпераментом (в его жилах текла южная кровь). Ему нравились только опытные женщины, которые разбирались в тонкостях сексуальных отношений, поэтому неудивительно, что молодой король не был удовлетворен своей первой женой, молодой Елизаветой Австрийской (дочерью Фердинанда I Габсбургского, короля Венгрии и Богемии), на которой он женился 6 мая 1543 года в Кракове. Совершенно не подготовленная к исполнению своих супружеских обязанностей, робкая и запуганная Елизавета была не в состоянии пробудить желание в своем муже, хуже всего, ее положение усугублялось эпилепсией. При таких обстоятельствах, Сигизмунд Августовский не видел препятствий для того, чтобы изменить своей жене и завязать любовный роман с Барбарой Радзивилл.

Радзивилл, или же Госпожа Гаштольд, была очень красивой женщиной, блондинкой с темными глазами, влюбленной в дорогие одежды и драгоценности, а в особенности в жемчуг, слава о котором широко распрост ранилась по современной Европе (английская королева Елизавета I была сильно заинтересована в покупке этого жемчуга после смерти Барбары). Она также была весьма свободной женщиной и искушенной соблазнительницей, у которой было много любовников, что сделало ее чрезвычайно опытной в искусстве любви. Именно такой Сигизмунд Август представлял себе идеальную любовницу, поэтому он не был против нее, в то время как консервативные с точки зрения морали поляки считали ее распутницей. Безусловно, он не ожидал, что завязавшийся ранний роман превратится в вечную любовь, а смерть Барбары станет самой большой трагедией его жизни. На иллюстрации: предполагаемый портрет Барбары Радзивилл (только этот портрет может рассказать о ее красоте).

Роман начался в 1543 году, когда молодой король находился в Литве. Им обоим было по 23 года, молодые и красивые, они жаждали развлечений и сексуального удовольствия, которое они с легкость доставляли друг другу. Изначально лишь безобидное любовное увлечение перешло в нечто большее, поэтому, после смерти Елизаветы (отвергнутая королева умерла в Вильнюсе в 1544 году, возможно осведомленная о романе своего мужа с Барбарой), роман перешел в тайный брак. Однако не обошлось без давления и интриг со стороны родственников невесты – Николоса Редхеарда, брата Барбары, и ее двоюродного брата, Николоса Блэка, которые рассматривали данный брак как удачную возможность повысить статус семьи.

Их бракосочетание проходило в Вильнюсе, летом 1547 года, несмотря на то, что оно держалось в тайне, вскоре в Польше все стало известно, это привело к широкому возмущению и протестам родителей короля. Можно только предположить, что новость стала большим ударом, в особенности для амбициозной Боны. Ск андальный брак ее сына с женщиной из семьи Радзивилл, был нежелателен не только из-за дурного мнения вокруг персоны невесты, он был неравным браком, который разрушал планы Боны по укреплению своей династии в Европе. Как нетрудно себе представить, это привело к широкому протесту народа против Барбары и семьи Радзивилл, который не закончилось после смерти Сигизмунда Старого в 1548 году. Как независимый правитель, Сигизмунд Август отказался от расторжения брака и, более того, он решил присвоить титул королевы своей любимой Барбаре. Особенно драматичным оказалось заседание парламента, на котором депутаты умоляли короля, стоя на коленях, о признании брака недействительным. Он сам пострадал, находясь в такой напряженной атмосфере, и даже хотел отречься от престола, но в итоге добился своего. Его подданные были вынуждены признать брак и короновать ненавистную женщину. На фото: Тайная часовня, в которой Сигизмунд Август и Барбара Радзивилл тайно поженились в 1547 году.

Коронация Барбары Радзивилл проходила 12 декабря 1550 года, но радость такого события была нарушена прогрессирующей болезнью Барбары, что, в конечном счете, привело к ее смерти шесть месяцев спустя.

“Барбара Радзивилловна”, 1937год

Сегодня трудно сказать, что послужило причиной ранней смерти Радзивилл, но, вероятно, это был рак шейки матки. На тот момент предполагали, что болезнь была вызвана некоторыми процедурами, которые должны были помочь королеве забеременеть, некоторые даже говорили, что ее отравила Бона. (Не забывайте, что итальянцы в те времена считались искусными отравителями, кстати, после возвращения Боны в семью Бари, ее придворный советник, который работал у нее долгое время, отравил и ограбил ее). Барбара умирала в течение длительного времени, весьма неприятным образом. К концу болезни ее тело издавало такой неприятный запах, что никто не хотел оставаться у ее кровати и ухаживать за ней. Никто, кроме короля, который преданно заботился о своей любимой женщине и все время верил в возможность ее выздоровления. Она умерла 8 мая 1551 года в присутствии своего мужа (некоторые легенды позже утверждают, что она умерла на его руках). Ей был всего 31 год.

Смерть Барбары Радзивилл, Йозеф Зимлер

Согласно пожеланию умершей, король доставил ее тело в Вильнюс, поскольку королева не хотела быть похороненной в неприветливом Кракове. Гроб был помещен в подвале городского собора. Во время поездки, которая продолжалась один месяц, король часто шел пешком за катафалком, наедине со своим отчаянием (мало кто оплакивал смерть Барбары) – не великий правитель, а мужчина, разбитый огромной болью и горечью. В каждой деревне и месте, которое было связано с хорошими воспоминаниями о прекрасных мгновениях с Барбарой, катафалк по его требованию останавливался на некоторое время. Можно только догадываться, что он чувствовал, когда известью были покрыты останки женщины, которую, он когда-то держал на руках (однажды они должны были открыть гроб, чтобы положить известь на гнивший труп Барбары.)

После похорон Сигизмунд Август стал совершенно другим человеком. Несмотря на то, что он не отказался от своей бурной половой жизни, ни одна женщина не могла заменить Барбару. До конца своей жизни он носил черные одежды, переживая свою утрату, он рассматривал ее платья, а согласно некоторым легендам, попросил известного колдуна Пана Твардовского вызвать дух умершей королевы.

Дух Барбары Радзивилл, Войцех Герсон

В последние годы своей жизни король был в отношениях с женщиной, которая была очень похожа на умершую, ее звали Кристина Гизанска. Он также женился на Катерине Габсбург, родной сестре Елизаветы, но позже отверг ее и попросил покинуть Польшу. Ни одна из всех этих женщин не родила ему ребенка, поэтому после его смерти, трон перешел к его сестре Анне Яггелонской, которая должна была выйти замуж за принца Венгрии – Стефана Батория (в Польше женщина не имела права править в одиночку). К сожалению, в виду ее возраста (ей было больше 50 лет), Анна не смогла родить наследника для продолжения династии. Со смертью последних представителей династии Ягеллонов лучший период в истории Первого Содружества завершился.

История любви Сигизмунда Августа и Барбары Радзивилл вызвала широкий резонанс в романтических легендах, литературных произведениях, картинах и даже в фильмах. Историки, однако, более критично относятся к поступку Сигизмунда, который поставил скандальную любовь выше государства и интересов династии, которые привели к большому количеству негативных последствий в Польше.

Эпитафия Барбары Радзивилл , 1982 год

Рената Глушек

Во время посещения Королевского Замка Вавель в Кракове вы увидите всех участников этой трагической истории:

  • Королеву Бону, амбициозную женщину, которая была сильна в политике, но в конце своей жизни обнаружила, что все ее мечты были разрушены
  • Короля Сигизмунда Августа в глубокой печали после потери своей любимой женщины, но в то же время, одаренного судьбой великой любовью, которая обычно не свойственна королевским дворам
  • Несчастную Барбару Радзивилл, которая так рано ушла из жизни
  • Многострадальную Елизавету Габсбург, которая была отвергнута и унижена своим мужем, запугана свекровью (Боной), в драматичной жизни которой не было счастья, а одни лишь слезы

Нажмите на картинку для увеличения

Истории любви монарших особ всегда волновали кинематографистов. Часто они напоминают закрученный бестселлер со множеством драматических поворотов и бурей страстей. Кажется, снято практически обо всех королевских домах прошлого и настоящего.

Правда, современные дворы не слишком рады пристальному вниманию со стороны режиссеров и продюсеров. Они и так постоянно на виду и регулярно оказываются в центре скандалов. Особенно в этом плане отличается британский дом.

Чаще всего главной героиней историй о Винзорах является принцесса Диана. Фильмов о ее драматической судьбе снято множество, и ни один не устроил членов семьи. Они доброжелательно приняли только картину «Королева». Там тоже весь сюжет вертится вокруг Дианы, но показан глазами Елизаветы II. Ее реакция на новость о гибели бывшей невестки, попытки восстановить доверие народа к королевской семье и вообще к монархии.

Сценаристы подошли к столь щекотливой теме очень тактично, стараясь никого не обижать, не строить никаких предположений. Сыгравшая Елизавету актриса Хелен Миррен удостоилась за эту роль премий «Оскар», «Золотой глобус» и Британской киноакадемии. А также личной аудиенции королевы.

Еще один «оскароносный» фильм «Король говорит» рассказывает о родителях Елизаветы. Он тоже о кризисе монархии – отречении от престола короля Эдуарда VII ради дважды разведенной американки Уоллис Симпсон. В этой ситуации все взоры были обращены на его младшего брата. Однако ни он, ни его супруга не жаждали власти. Все, чего они хотели, жить тихой семейной жизнью. Но долг перед страной оказался на первом месте. А застенчивый король Георг VI начинает учиться ораторскому искусству. Он в этом настолько преуспел, что его речи стали главным вдохновением народа на борьбу с фашистской Германией. Дуэт актеров Колина Ферта (Георг) и Хелены Бонэм-Картер (Елизавета) получился настолько впечатляющим, что теперь реальных героев именно так и представляют. Сами же англичане говорят, что супруге принца Уильяма Кэтрин надо брать пример не с Дианы, а с этой королевы, которая за всю свою долгую жизнь ни разу не совершала необдуманных поступков и была образцовой женой и матерью.

Разумеется, кинематографисты не могли обойти стороной историю любви Уильяма и Кейт Миддлтон. Она похожа на сказку про Золушку, но только на первый взгляд. Кейт пришлось десять лет ждать, пока на ее руке появится обручальное кольцо. И все это под пристальным взглядом репортеров и пересудами всей страны – «Женится, не женится». Согласитесь, приятного мало, и неизвестно, стоит ли корона таких нервов. К тому же спокойную жизнь после свадьбы ей никто не обещал. Трогательная мелодрама «Уильям и Кейт» рассказывает о том, как пара познакомилась, как зарождались их чувства и что им пришлось преодолеть, чтобы быть вместе. Сами они об этом никогда не говорили, так что сценаристы опираются на слова их университетских друзей да на изыскания биографов, по крупицам собиравших целостную картину этой истории любви.

В фильме все преподнесено очень красиво, он и в самом деле как сказка про Золушку, в которой еще и отсутствуют злодеи. В 2001 году принц Уильям поступает в университет Сент-Эндрюс в Шотландии. Он хочет жить, как обычный студент, но скрыть свое происхождение невозможно. Около колледжа крутятся репортеры, все девушки мечтают с ним познакомиться, а по пятам ходят охранники, пытающиеся слиться с толпой. И все же Уильяму удается завести друзей, вместе с которыми он весело проводит время. Однажды в этом кругу оказалась Кейт Миддлтон – очаровательная, остроумная и совершенно не стремящаяся завоевать Уильяма. Она становится его отдушиной для разговоров, дает дельные советы. То, что Кейт еще и потрясающе красива, Уильям увидел на благотворительном вечере, когда она предстала в полупрозрачном платье. (Сей факт имел место, есть снимки с этого мероприятия, а само платье позднее ушло с аукциона).

На втором курсе их компания снимает дом, здесь и начинается роман Уильяма и Кейт, который пара долгое время тщательно скрывает. И это, пожалуй, самое счастливое время в жизни молодых людей, когда не преследуют репортеры, а злые языки не обсуждают, достойна ли простолюдинка быть девушкой принца. Уильям представляет ее отцу – принцу Чарльзу, и они сразу же находят общий язык. Неизвестно, как на самом деле принял Чарльз Кейт, но он действительно всегда был на стороне сына в этом вопросе и ограждал его девушку от нападок прессы и светского общества. В фильме он любящий отец, готовый всегда прийти на помощь сыну, откровенно говорящий с ним на любые, даже личные, темы. И уж совсем пафосно звучат его теплые слова о Диане. Многие считают, что его симпатия к Кейт основана на том, что ему не дали жениться на своей студенческой любви. И он не хотел такой участи для сына. Никак не раскрыты отношения Уильяма с братом Гарри, дружба Гарри с Кейт. Взаимоотношения пары после окончания университета показаны не очень подробно. В основном сосредоточились на борьбе
с репортерами. Британская пресса не слишком жаловала безродную невесту принца, особенно ее раздражало, что они живут вместе. Да и многие светские друзья Уильяма нелестно отзывались о Кейт, провоцируя его на загулы. Тогда же и произошло то знаменитое расставание. Перерыв в отношениях помог понять: они не могут друг без друга и надо искать компромиссы. Однако трогательное воссоединение на глазах у всех в парке – явно плод фантазии авторов.

Выпущен из виду целый кусок их жизни на авиабазе в Уэльсе. А это одна из важных частей истории любви. Они были официальной парой, но еще без особых королевских обязанностей. Вели совместное хозяйство, ходили в местные пабы, общались с простыми людьми. Позднее жители городка с теплотой вспоминали об Уильяме и Кейт, которых запросто можно было увидеть на улице. Фильм заканчивается кадрами со знаменитой свадьбы, вызвавшей у одних слезы умиления, у других – зависть. Впереди реальная, совсем не сказочная жизнь.