14 декабря тютчев. «Вторичные признаки» художественного слова и cмысл

Значимым откликом Тютчева на роковые минуты истории стало стихотворение «14-ое декабря 1825», анализ которого мы проведем. Оно было создано в 1826 году. Как свидетельствует название, поэт посвятил его восстанию декабристов.

Позиция, занятая Тютчевым, весьма показательна для ранней поры его творчества. Вспомним, как в своём послании в Сибирь высоко оценивал подвиг узников каторжных нор Пушкин, поддерживая их своей любовью, дружеством и верой в бессмертие их дела. Герцен скажет о «первенцах свободы» как о фаланге героев, потрясших Россию своим подвигом самопожертвования. Тютчев подошел к оценке события, имевшего роковые последствия, по-своему. Поэт не принимает тактики декабристов, оценивает их выступление как безрассудство. Он убежден, что члены тайных обществ стали «жертвой мысли безрассудной», что они пошли против «неподкупного закона». Гибель людей 14 декабря 1825 года, по Тютчеву, бесцельна, их «скудная» кровь не оставит своих следов. «Народ, чуждаясь вероломства, // Поносит ваши имена, — осуждающе заявляет поэт. — И ваша память для потомства, // Как труп в земле, схоронена».

Но одновременно с этой оценкой в стихотворении даётся характеристика другой стороны исторического конфликта. В первом стихе говорится о Самовластье, которое на языке той эпохи означало «самодержавие». Именно оно, по убеждению поэта, своим произволом «развратило» своих граждан, а значит и декабристов, стало виновником выступления, спровоцировав его. Оно же обрушило свой меч на головы своих жертв. Мужественно говорит Тютчев и о том, что Самовластье постаралось стереть память о декабристах от потомства, схоронив её, как труп в земле. Даже место захоронения смельчаков, намекает поэт, осталось неизвестным людям.

Ещё более резким становится осуждение властей во второй строфе анализируемого стихотворения. Самовластье метафорически определяется здесь как «вечный полюс», который невозможно растопить, как «вековая громада льдов», как «зима железная». Все эти перифразы подчеркивают ледяной холод, которому противопоставлена теплота дымящейся крови героев произведения. Эпитет «железная» вызывает ассоциацию с аналогичными определениями в гражданской поэзии той эпохи, где он применялся к власти, её узде, закону и веку. Как видим, позиция поэта отличается своей противоречивостью, а стихотворение «14 декабря 1825», анализ которого нас интересует, — очевидной двойственностью и иногда двусмысленностью. Но совершенно ясно, что неизменный монархист, каким был Тютчев, не принимает идеи насильственного низвержения самодержавия и подвигом выступление врагов престола не считает. Вероятно, ощущая неоднозначность и некоторую нечеткость своих оценок, Тютчев не посчитал возможным публиковать это стихотворение. Оно будет напечатано лишь после смерти поэта, в 1881 году.

В стихотворении «14-е декабря 1825» Тютчев рисует восстание декабристов как не принятую народом («Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена») и историей жертву, подвиг, недостойный названия героического, обреченный на забвение, следствие ослепления, рокового заблуждения. Тютчев осуждает декабристов, но осуждение, которое содержится в его стихотворении, двусмысленно и не абсолютно.

Отметая их идеалы, их политические доктрины как неосуществимые, утопичные, он изображает их жертвами энтузиазма и мечты об освобождении. Именно в этом стихотворении Тютчев создает обобщающий образ крепостнической монархии России как «вечного полюса» , пронизанного железным дыханием ночи, – образ, предвосхищающий данную Герценом символическую картину последекабрьской реакции («О развитии революционных идей в России») .

Строфа, завершающая «14-е декабря 1825», двусмысленна, как и все стихотворение. Теплая кровь, дымящаяся и замерзающая на железном ветру, – образ, выражающий человеческую беззащитность жертв деспотизма и жестокость силы, против которой они восстали. Исследователь творчества Тютчева Н. В. Королева отмечает, что образ крови в стихотворениях поэта всегда имеет высокий и трагический смысл.

Вместе с тем последний стих этого произведения – «И не осталось и следов» – дает основание сблизить «14-е декабря 1825» с лирикой Тютчева 40-50-х гг. , в которой тема непроясненного трагизма, обыденного существования «без отрады и без слез» , «глухой» , бесследной гибели становится одной из ведущих.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение написано 26 апреля – начало мая 1867г. Написано в связи с появлением в мартовской книжке РВ за 1867 г....
  2. В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября,...
  3. Тютчев – признанный певец ночи. Темному времени суток он посвятил множество стихотворений. В большинстве из них ночь представлена как период...
  4. Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» – его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году...

От редакции : 27 декабря исполняется 180 лет со дня знаменитого бунта декабристов на Сенатской площади. Правда, юбилей уже отметили как наследники декабристов, так и их противники, но сделали это за 13 дней до самой даты. Причем, происходит это уже не первый год. Видимо тот, кто установил еще в советское время эту курьезную традицию, либо не знал о разнице между юлианским и григорианским календарем, либо решил, что 27-го вспоминать про декабристов несподручно, надо уже начинать встречать Новый год. Однако РЛ старается следовать исторической достоверности. Поэтому мы публикуем статью известного русского ученого профессора Московского университета Владимира Алексеевича Воропаева именно накануне того дня, когда в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге произошли печальные события.

Декабристы - историческая случайность, обросшая литературой
В.О.Ключевский

Речь пойдет о стихотворении Ф.И.Тютчева "14-ое Декабря 1825" ("Вас развратило Самовластье..."), которое при жизни поэта не печаталось. Впервые оно было опубликовано в 1881 году в журнале "Русский Архив". На автографе, хранящемся в Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва), в правом верхнем углу зачеркнута пагинация "9", сделанная синим карандашом рукой князя Ивана Сергеевича Гагарина. На обороте листа - автограф стихотворения "Вечер" с такой же пагинацией - "10". Пометы князя Гагарина, известного политического эмигранта, старого знакомого Тютчева, проясняют творческую историю стихотворения "14-ое Декабря 1825". Долгое время его автограф вместе с другими рукописями поэта находился у него, а затем был передан Ивану Сергеевичу Аксакову. Это следует из их переписки, опубликованной в тютчевском томе "Литературного наследства".

14/26 ноября 1874 года князь Гагарин писал Ивану Аксакову из Парижа: "Рукописями Тютчева я очень дорожу и, вероятно, никому бы их не уступил. Вам же я отказать не могу - вы на них имеете больше прав, нежели я, их место в Москве, в ваших руках, скорее нежели в Париже у меня. Кроме того, мне очень приятно исполнить желание уважаемого противника, издателя "Дня" и "Москвы". Следовательно, все стихотворения Тютчева, писанные его рукой, хранящиеся у меня, вам принадлежат"[1 ].

В ответном письме от 24 ноября /6 декабря 1874 года Аксаков от всего сердца благодарит князя за обещание передать ему рукопись стихотворений Тютчева: "Вижу, что интересы русской литературы вам дороги по-прежнему, что живо в вас русское чувство, что, поставленный личною судьбою вне родной земли, вы не разорвали с нею душевной связи". Здесь же Аксаков говорит и о стихотворении "14-ое Декабря 1825": "Из присланных вами двух стихотворений одно, полагаю, относится к декабристам ("Вас развратило самовластье..."), стало быть: писано в 1826 году, когда ему было 23 года. Оно сурово в своем приговоре. Ни Пушкин, никто в то время, из страха прослыть нелиберальным, не решился бы высказать такое самостоятельное мнение - и совершенно искреннее, чуждое всяких расчетов, потому что, кроме вас, до сих пор в течение почти пятидесяти лет оно никому не сообщалось"[2 ].

Итак, стихотворение датируется второй половиной 1826 года. Поводом для его написания послужило обнародование приговора по делу декабристов. Вот оно.

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, -
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена -
И ваша память для потомства,
Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула -
И не осталось и следов.

Комментаторы стихотворения единодушны в понимании его смысла. К.В.Пигарев пишет: "Казалось бы, Тютчев всецело на стороне правительства: декабристы для поэта - "жертвы мысли безрассудной", дерзнувшие посягнуть на исторически сложившийся строй. Однако в том, что произошло, Тютчев винит не одних декабристов, но и произвол "самовластья". А для самого строя у него не нашлось иных поэтических образов, кроме "вечного полюса", "вековой громады льдов" и "зимы железной"[3 ].

В том же ключе толкует стихотворение и В.В.Кожинов: "С первого взгляда может показаться, что Тютчев здесь "осуждает" декабристов. На самом же деле его позиция сложна и многозначна. Уже в первой строке историческая "вина" возложена на "Самовластье", которое в завершающей строфе предстает в предельно мрачных тонах: "вечный полюс", "вековая громада льдов", "зима железная". Тютчев говорит о заведомой обреченности декабристов - и в этом он исторически прав: восстание узкого круга дворянских революционеров было обречено на поражение. Точно так же прав он, говоря о полной оторванности декабристов от народа... Но Тютчев решительно ошибался в одном: он полагал, что "потомство" забудет декабристов, а в действительности они стали примером для следующих поколений революционеров. В замечательных последних строках поэт запечатлел самоотверженный, "безрассудный" героизм декабристов, отдавших свою "скудную кровь", которая "дымясь... сверкнула на вековой громаде льдов"[4 ].

По сути точно так же смысл стихотворения трактуется и в новом Полном собрании сочинений и писем Тютчева. В комментарии В.Н.Касаткиной отмечается "двойственность позиции автора по отношению к декабристам": "Самовластье" - развращающая сила, оно "вечный полюс", "вековая громада льдов", но усилия деятелей 14 декабря бесплодны и исторически бесперспективны из-за их малочисленности ("скудной крови") и этической недозволенности ("вероломства"), поэт апеллирует к объективности ("неподкупности") закона"[5 ].

Не трудно заметить, что в подобных толкованиях стихотворения "самовластье" (или произвол самовластья, что одно и то же) тождественно исторически сложившемуся строю, иными словами - самодержавию. При этом остается непонятным, как Тютчев, убежденный монархист, противник всяких революций, мог возложить хотя бы и часть вины на самодержавие, сочувствовать декабрьскому бунту. Политические взгляды поэта хорошо известны. Как свидетельствовал тот же Иван Аксаков, самодержавие признавалось Тютчевым "тою национальною формой правления, вне которой Россия покуда не может измыслить никакой другой, не сойдя с национальной исторической формы, без окончательного, гибельного разрыва общества с народом"[6 ].

А.Л.Осповат, посвятивший стихотворению "14-ое Декабря 1825" специальную статью, казалось бы, вносит важное уточнение: "Вас развратило Самовластье..." отнюдь не равнозначно суждению: "Вас спровоцировало на бунт самодержавие". По мнению исследователя, "политический противник" декабристов и Тютчева - "не самодержавие как таковое, но "самовластье", то есть деспотизм"[7 ].

Однако подобное уточнение не привносит ничего нового в уяснение смысла стихотворения. "Развращающее" самовластье (произвол самодержавия) - подвигнуло декабристов на бунт. И "меч" этого самовластья поразил бунтовщиков. Остается все та же "двойственность" в отношении Тютчева к декабристам. И.Непомнящий в недавней работе, посвященной литературным источникам стихотворения, приходит к заключению: "Исторический мыслитель, Тютчев, соглашаясь с декабристской критикой самодержавно-крепостнической действительности, не может согласиться с теми беззаконными средствами изменения политического строя, которые избрали заговорщики"[8 ].

Между тем, для современников поэта смысл стихотворения не содержал в себе никакой двойственности. По словам Ивана Аксакова, "оно сурово в своем приговоре". Память о декабристах - "как труп в земле схоронена". Мы до сих пор не знаем точного места захоронения казненных декабристов. Издатель "Русского Архива" Петр Бартенев заметил: "...в Ярославле народ кидал мерзлою грязью в декабристов, что дало повод Ф.И.Тютчеву к стихам: "Народ, чуждаясь вероломства, поносит ваши имена"[9 ].

Думается, что главная мысль стихотворения заключена в его первой строке, точнее, в слове "самовластье". В современном академическом словаре русского языка приводятся два значения этого слова: 1. "единоличная, неограниченная власть (правителя, государя), а также система государственного управления, основанное на такой власти; самодержавие". 2. "склонность властвовать, повелевать, подчинять все своей воле, властолюбие, властность". Приблизительно так же понималось данное слово и в эпоху Тютчева. Возьмем, например, словарь языка Пушкина. Там отмечено: "Самовластье - ничем не ограниченная власть, деспотизм". В качестве примера такого словоупотребления приводятся знаменитые строки из стихотворения "К Чаадаеву" (1818):

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

В данном случае слово "самовластье" близко по значению к понятию "самодержавие". Зато в оде "Вольность" (1817) Пушкин говорит не о самодержавии, а как раз о самовластии (деспотизме), олицетворением которого является Наполеон.

Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

К Французской революции Пушкин, как известно, относился отрицательно (см. элегию "Андрей Шенье"), как, впрочем, и к бунту вообще ("Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный"). По мысли поэта, власть должна опираться на Закон.

Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

Царь, монарх первый должен склониться перед вечным Законом, иметь смирение перед Промыслом Божиим. Если же он становится самовластным тираном, то нарушает законность самодержавия своего, благословленного при коронации Богом. Это несет беду тем, над которыми он поставлен, и ему самому. Он делается жертвой восстания, заговора.

И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Пушкин даже в ранней "вольнолюбивой" лирике (отдав дань своему времени) был очень умеренных взглядов. В оде "Вольность" нет ничего революционного, крамольного. Подобные мысли высказывал сам Император Александр I. Вопрос, однако, заключается в том, как понимать Закон. Эпоха Просвещения выдвинула идею закона, не связанного с Божьим предначертанием. Таков "Общественный договор" Жан-Жака Руссо. По мысли французского философа-просветителя, люди заключают договор между собой и ему подчиняются. И все будто бы должно быть хорошо. Такое материалистическое понимание закона неприемлемо для русского человека, имеющего православное устроение души. Закон только тогда тверд и незыблем, когда установлен свыше, не людьми. Тогда не опасно такому закону и монарху подчиниться. Ибо в этом законе он подчиняется Божьей воле. С другой стороны, Французская революция показала, насколько уязвим бывает тот общественный договор, который создан людьми, упоенными самовластием, стремящимися подчинить других своей воле.

Такое понимание "самовластья" находит подтверждение в пушкинском стихотворении "Анчар" (1828). Анчар - древо яда, источник смерти, проклятие природы.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Но самого древа нельзя обвинять в том, что оно несет зло. Это попущено Творцом природы. Никому, кроме человека, анчар не грозит бедой:

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет...

Человек - вот существо, хотя и сотворенное Богом, но наделенное самовластием, то есть свободой воли. И.И.Срезневский в словаре древнерусского языка указывает: "Самовластие - свободная воля". В православной аскетике под "самовластием" понимается свойственная человеку как разумному существу способность сознательного выбора между добром и злом. Если он еще имеет власть и над другими людьми, то не всегда с честью выдерживает это испытание.

...Человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

В черновике мысль Пушкина выражена еще отчетливее: "Послал к анчару самовластно". Источник зла - самовластная воля человека. Словарь языка Пушкина отмечает: "Самовластно - по личному усмотрению, произволу, самовольно". Самовластно у Пушкина может поступать не только царь, но и разбойник. Словарь дает пример такого словоупотребления из "Капитанской дочки": "Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали..."

В этом - пушкинском - контексте следует, как нам кажется, понимать и смысл стихотворения "14-ое Декабря 1825". Прояснить его помогает статья Тютчева "Россия и революция", написанная по-французски и впервые напечатанная в Париже в 1849 году. Здесь, в частности говорится: "Человеческое я , желающее зависеть лишь от самого себя, не признающее и не принимающее другого закона, кроме собственного волеизъявления, одним словом, человеческое я , заменяющее собой Бога, конечно же, не является чем-то новым среди людей; новым становится самовластие человеческого я, возведенное в политическое и общественное право и стремящееся с его помощью овладеть обществом. Это новшество и получило в 1789 году имя Французской революции"[10 ].

Та же мысль звучит и в стихотворении Тютчева "Наполеон":

Сын Революции, ты с матерью ужасной
Отважно в бой вступил - и изнемог в борьбе...
Не одолел ее твой гений самовластный!..
Бой невозможный, труд напрасный!..
Ты всю ее носил в самом себе...

Таким образом, Тютчев пытается определить духовные причины революции. Ее идея заключается в "самовластии человеческого я , возведенного в политическое и общественное право". Именно в этом смысле и употребляется слово "самовластье" в стихотворении "14-ое Декабря 1825". Иван Аксаков, близко знавший Тютчева и написавший его биографию, отмечал, что "в его писаниях с самых ранних лет выражалась замечательная самостоятельность и единство мысли"[11 ]. Развращенные "самовластием человеческого я" ("Вас развратило Самовластье..."), декабристы носили кару сами в себе ("И меч его вас поразил..."). По Тютчеву, причина бунта и гибели декабристов по отношению к ним не внешняя - самовластье (самодержавие), а внутренняя - стремление утвердить власть собственного "я".

"Самовластье" у Тютчева во многом понимается как "любоначалие" - желание властвовать. Здесь снова уместно вспомнить Пушкина:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей

("Отцы пустынники и жены непорочны...", 1836).

В словаре языка Пушкина приводится лишь одно значение слова "любоначалие" - "властолюбие, стремление властвовать над другими". Но страсть любоначалия многообразна. Это не только властолюбие, но также превозношение и гордость. Оно (любоначалие) прямо противоречит евангельской заповеди: "Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом" (Мф. 20, 26-27). Нарушение Адамом и Евой запрета, наложенного Богом, не было простым непослушанием. "И вы будете, как боги", - сказал им змий во искушение (Быт. 3, 5). Вот где лежит исток самовластия восставших декабристов.

Что касается второй строфы стихотворения, то ее образы - "вечный полюс", "вековая громада льдов", "зима железная" - связаны с символикой русской государственности. Напротив, таяние снега, льда символизировали в ту эпоху революцию. По Тютчеву, декабристы покусились на коренные законы русской жизни, на которых покоилась Российская Империя, и потому их безрассудный бунт был обречен: "И не осталось и следов".

СНОСКИ :
1. Литературное наследство. Т. 97: В 2 кн. Федор Иванович Тютчев. Кн. 2. М., 1989. С. 52 - 53.
2. Там же. С. 56.
3. Тютчев Ф.И. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1984. С. 455.
4. Тютчев Ф.И. Стихотворения. М., 1986. С. 273.
5. Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. и письма. Т. 1. М., 2002. С. 313.
6. Литературное наследство. Т. 97. Кн. 2. С. 56 - 57.
7. Тютчевский сборник. Таллин, 1990. С. 241.
8. Непомнящий И. "О нашей мысли обольщенье..." (о лирике Ф.И.Тютчева). Брянск, 2002. С. 78.
9. Русский Архив. 1896. N 10. С. 166.
10. Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. и письма. Т. 3. М., 2003. С. 145; перевод Б.Н.Тарасова.
11. Литературное наследство. Т. 97. Кн. 2. С. 56.

Девятнадцатый век вошел в историю как время важных событий в жизни Российского государства. На фоне Отечественной Войны 1812 года, русско-турецких войн, попытками либеральных реформ восстание декабристов 14 декабря 1825 года кажется незначительным эпизодом жизни большой страны. Но это событие всколыхнуло российское общество, ведь заговорщиками оказались представители привилегированного класса и высокие военные чины.

Стихотворение Тютчева является откликом поэта на попытку декабристов изменить власть в стране. В то время в литературном сообществе царили либеральные взгляды. Тютчев не боится осуждения своих коллег и занимает сложную позицию по отношению к произошедшим событиям. По своим политическим убеждениям поэт был государственником, сторонником монархического строя. Он отрицательно относился к революционным веяниям, считал их губительными для России и осуждал декабристов за стремление к власти и гордыню. Именно это отношение выражено Тютчевым в первой строфе стихотворения. Обращаясь к участникам восстания он упрекает их в нарушении закона, исторических традиций России и соглашается со справедливостью приговора. Поэт напоминает декабристам о том, что среди русского народа цареубийство считается грехом и пророчит заговорщикам осуждение потомков и забвение.

Но во втором восьмистишии Тютчев признает, что выступление декабристов было частично спровоцировано деспотической царской властью, которая описывается мрачными эпитетами «вечный полюс», «вековая громада льдов», «зима железная». По мнению Тютчева восстание было обречено на поражение и он сочувствует декабристам, пострадавшим от собственных заблуждений.

Казалось бы, двойственное и противоречивое отношение поэта к событиям 14 декабря, на самом деле является логичным выражением его гражданской позиции. Тютчев осуждает самовластье царского режима, но не принимает беззаконные способы изменения политического строя страны.

Картинка к стихотворению 14 декабря 1825

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Гумилева Кенгуру

    Николай Гумилёв и Анна Ахматова не смогли создать счастливый брак. Анна считала, что она согласилась на брак с навязчивым молодым человеком только из-за того, что опасалась самоубийства Гумилёва. Он догадывался, что Анна любит его не особо,

  • Анализ стихотворения Тургенева Роза

    Символ растения в XIX эпохе – очень востребована. Розу связывали с страстью, дамской красой, юностью, блаженством, к тому же самой существованием. Данный цветочек – актуальный составляющую произведения «Вешние воды», он наличествует в

  • Анализ стихотворения Бунина И цветы и шмели и трава и колосья

    Бунина, как поэта, никто не воспринимал всерьез, но это было ошибочное мнение, так как этот прекрасный прозаик, создал огромное количество прекрасных стихов, которые поражают читателя своей определенной глубиной,

  • Анализ стихотворения Блока Коршун

    Концепция, изречения в элегии, были исходом воспоминаний и волнений творца от наблюдения страстей войны, которая терзала народонаселение России в населенных пунктах и деревеньках. Блок в период длительной эпохи позиционировался

  • Анализ стихотворения Пушкина Цветок

    Огромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях - формах, цветовых оттенках,

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.