Без акваланга против законов физики. Движение, скорость, ускорение

Семинар закончился в 16.45. Оставалось 15 минут до встречи со Львом Владимировичем. И я, минуя лифт, не спеша стал спускаться к выходу по ступенькам физического факультета МГУ им. Ломоносова, на ходу размышляя, как лучше задать давно волнующий меня вопрос. Опыт четырех лет общения с такими людьми подсказывал: «правильно заданный вопрос - это 50 процентов верного и нужного тебе ответа».

Мне повезло - мой научный руководитель Лев Владимирович - доктор физико-математических наук, известный и признанный в своей области ученый. Он недавно вернулся из Вашингтона с конференции по тематике нашей кафедры, и мне было интересно узнать новости с фронта науки, а главное - попробовать получить ответ на свой вопрос.

Один ответ у меня уже был. Неделю до этого вечером я работал в лаборатории. Мысли были совсем не об эксперименте, я не мог сосредоточиться и, не выдержав, подошел к Анатолию Сергеевичу - главному научному сотруднику и заведующему лабораторией. Он стоял спиной ко мне у письменного стола, собирая документы в свою огромную, потертую черную папку.

Извините, Анатолий Сергеевич. Как вы считаете, можно ли в наше время прожить, занимаясь наукой?

Он резко оглянулся, нахмурил старческие мохнатые брови. Затем спокойно сел в кресло. Закурил.

Нет. Я считаю, что нет - невозможно. Если, конечно, за бугор не податься. Но с нынешним отношением правительства к науке - невозможно. Правда, обещают в скором будущем прибавки к зарплате, увеличение финансирования, но на моей памяти это продолжается уже лет так 10. Прибавки, если они и есть, совершенно мизерны. А чтобы что-то реально изменилось, нужно поднять зарплату и финансирование минимум в три, а лучше в пять раз. Нам, старикам, тянуть эту лямку уже привычно. А молодым, да еще немосквичам, без квартиры и прописки на 6 тысяч рублей просто не прожить.

А как же частные научные фирмы? Там тоже все бесперспективно?

Я не говорю сейчас о них. Я говорю о большой науке, без которой страна нормально развиваться не может и которая сейчас находится в унизительном положении. Но еще как-то держится. В основном на иностранные деньги. А ты готовься, если тебе нравится заниматься физикой, что она будет тебе по жизни интересным хобби, но никак не источником доходов. Поспрашивай моих аспирантов. Так почти у каждого подработка: Стас работает программистом, Олег занимается графикой...

В тот вечер опыты для меня были закончены. Я опустился в кресло и долго не сводил глаз с висящих на стене полки со стопкой книг и доски, исписанной мелом: наглядная схема эксперимента, формулы, оценочные расчеты...

Для чего это все, если Анатолий Сергеевич прав? Для чего книги, трудные зачеты и экзамены? Для хобби? Было странно и грустно, что я, студент 4-го курса физического факультета Московского государственного университета, не могу ответить на этот, казалось бы, тривиальный вопрос...

Лев Владимирович уже ждал меня у входа в главное здание университета. Его внешний вид совершенно не выдавал его. Кроссовки, потертые джинсы, свитер, ветровка, очки, кепка и фирменная сумка с логотипом иностранной конференции через плечо - стандартный будничный имидж русского ученого в прохладную пору. Вряд ли случайные соседи в автобусе, на котором каждое утро он добирается на факультет, догадываются или чувствуют, что радом с ними сидит всемирно известный ученый. Да и его манера говорить, и обхождение с людьми не способствуют «разоблачению». Только взгляд - острый и глубокий - выдает необычного человека.

Здравствуй, Даниил. Как учеба?

Здравствуйте, Лев Владимирович. Спасибо, пока все хорошо.

Я тут смотрел расписание ваших экзаменов. Тебе предстоит сдавать квантовую механику. Это коварный экзамен. Так что готовься.

Спасибо за предупреждение.

Оглянувшись, он продолжил:

У меня предложение. Сейчас все равно на Ломоносовском проспекте пробка, и на автобусе мы в ней застрянем. А я хотел, чтобы ты взял у меня кое-какие полезные материалы с конференции. Так что быстрее и здоровее будет добраться пешком. Тут минут сорок идти. Заодно расскажу про науку.

Конечно, пойдемте.

Тогда нам в ту сторону. Ну так вот... Поехал я неделю назад в славный город Вашингтон...

И он принялся увлеченно рассказывать о конференции, о достижениях и заблуждениях выступавших там ученых. О его победном споре с австралийским профессором и о большом числе среди докладчиков русских исследователей, к сожалению, часто представляющих интересы не нашей страны.

По мере все возрастающего увлечения разговором все заметнее стиралась грань между нами. Между моими 20-ю и его 69-ю. Между студентом 4-го курса и доктором наук. На эти сорок минут мы превратились в тех, кого называют одним словом, - коллеги. Конец рассказа совпал с окончанием нашего пути - в районе станции метро с говорящим названием «Академическая».

Даня, ты есть хочешь?

Я замялся.

Да ладно. Я сам когда-то жил в общаге и поэтому признаю, что задал глупый вопрос. Пойдем чего-нибудь купим.

Мы зашли в продуктовый магазин, и Лев Владимирович купил пачку пельменей.

Вот моя библиотека. Друзья говорят, что я живу в книгах, - сказал он, когда мы вошли в квартиру. Словно обои, шкафы с книгами заняли стены двух комнат. В просветах между шкафами ютились знаменитые репродукции и солнечные пейзажи. Книг было так много, что даже шторы не могли спрятать увесистые кипы на подоконниках.

Ты тут осмотрись, а я пойду похлопочу на кухне.

Может, я вам помогу?

Не стоит. Вдвоем мы там не развернемся.

И я остался наедине с книгами, в которые сразу же окунулся с головой и не выныривал, пока Лев Владимирович не позвал меня к столу. В маленькой кухоньке за пельменями мы обсуждали последние результаты эксперимента для моей курсовой работы. Чайник вскипел, и Лев Владимирович достал из холодильника банку клубничного варенья. И тут я решился:

Лев Владимирович, как вы считаете, можно ли в наше время прожить, я имею в виду материальную сторону, занимаясь наукой? Этот вопрос я уже не раз задавал разным людям: преподавателям, моим сокурсникам - и обычно получал отрицательный ответ. Но если это так, то зачем нас учат, тратят на нас средства? Чтобы потом мы становились программистами, переучивались на экономистов или еще на кого-нибудь дабы прокормить себя и семью, и в итоге навсегда забывая про физику? Но тогда получается ужасно нелогично - у нас нет возможности реализовать потенциал, заложенный в нас вами, а главное - страна не получит отдачу от потраченных на наше обучение средств. Неужели остается только путь за границу?

Он внимательно слушал меня, потом слегка улыбнулся и ответил вопросом:

-А ты сможешь прожить без физики?

Я растерялся

В смысле...

Ну, ты можешь представить свою жизнь без науки? - переформулировал он.

Я как-то не задумывался над этим. Просто мне нравилось ею заниматься в школе, поэтому я поступил на физфак. Да и теперь тоже интересно...

Понимаешь, простого «мне нравится» в ответе на этот вопрос недостаточно. Мне, допустим, нравится играть в футбол, но я, как видишь, не футболист. Должна быть внутренняя уверенность и преданность выбранной профессии. А главное - ты от нее должен получать удовольствие. То есть твоя профессия и твои успехи в ней должны сделать из тебя счастливого человека.

Но, Лев Владимирович, должна быть и материальная основа? - перебил я.

- Постой, я не закончил. Сейчас мы переживаем трудный период в истории нашей науки. Это нужно хорошо и глубоко понимать, особенно тому, кто решил стать ученым. Ты должен оценить свои силы, а главное - меру привязанности к науке и признаться себе: смогу ли я преодолеть все эти трудности и при этом быть счастливым. Вот, например, мой сын. Он тоже закончил физфак и проработал с полгода в Московском радиотехническом институте, но вскоре понял, что это не его. Физика не может обеспечить ему счастливую жизнь. Сейчас он финансовый советчик в крупном банке, вполне собой доволен и не жалеет об уходе из института. Мне кажется, что он поступил правильно. Нигде, как в науке, такую важную роль не играет вера в себя и в правильность выбранного пути.

Теперь о материальной основе. Если ты точно решил связать свою жизнь с наукой, наилучшую схему развития твоей карьеры я вижу так: после окончания физфака нужно обязательно поступать в аспирантуру. Во многих научных центрах сейчас катастрофическая нехватка молодых умных голов и умелых рук.

В аспирантуре, помимо науки, придется подрабатывать. Конечно, может случиться, что ты уже аспирантом будешь входить в команду, работающую по какому-либо гранту, и тебе будут платить зарплату. Но есть и другой вариант - репетиторство. Как мне известно, сейчас полтора часа занятий стоят от 700 рублей и выше. Но обучать других не каждому дано. Главное - подработка не должна отнимать больше сил, чем занятия наукой. В итоге, если ты не лентяй и «вертишься», за время аспирантуры сможешь получать 400 и более долларов в месяц. С учетом того, что аспирантам предоставляется общежитие - жить можно. Затем ты должен заслужить степень кандидата.

После защиты самое время съездить на стажировку за границу. Посмотреть, что да как, себя показать, да и денег заработать. Ехать за границу лучше со степенью - больше уважения и перспектив. Кстати, за кордоном до сих пор уважают и признают русскую физическую школу, а некоторые большие ученые даже считают, что только в России остались самые мощные физики. Почему так - тоже расскажу.

Многие молодые ученые, уехав за рубеж, не возвращаются. Всем до боли известны их аргументы. Я же знаю два основных аргумента, почему нужно возвращаться. Первое - сейчас в России созданы уникальные условия, в которых худо-бедно, но можно заниматься любым направлением в физике. Происходит это примерно так: собирается группа ученых, оговаривает тематику, а потом ищет подходящий иностранный грант, так как официальной зарплаты хватает лишь на сигареты. Потом заключают контракт и занимаются любимым делом так, как им хочется, в среднем получая по тысяче долларов в месяц.

За границей по-другому. Там почти всегда над тобою есть начальник, который говорит, как и что нужно делать, уменьшая область полета твоей новаторской фантазии до критического объема. Наши ученые в основном живут именно за счет своей обширной новаторской фантазии. Вот почему в России остались самые мощные физики в мире.

Есть известный пример, когда одного именитого русского физика спросили: «Почему у вас в России ученым так мало платят?» Он, не задумываясь, ответил: «Как же, все логично. Например, у водителя автобуса трудная и скучная работа - вредная, одним словом. У ученого, напротив, очень интересная и приятная работа. Выходит, водителю автобуса нужно доплачивать за вредность». Больше вопросов не последовало.

Есть второй и, на мой взгляд, главный аргумент. Сейчас средний возраст ученого - далеко за 50. Поколение физиков-выпускников 1990-х годов растворилось в бизнесе или эмигрировало. Наука держится на нашем поколении. Но через 7-10 лет нас просто не станет. Возникнет колоссальный дефицит научных кадров. Страна вынуждена будет резко изменить свою политику в отношении науки. И именно вы будете востребованы, и на ваших плечах будет строиться и восстанавливаться русская наука. Хотелось бы мне дожить до этого.

Лев Владимирович отпил глоток чая.

Я очнулся от рассказа.

Данька, поставь еще кипятку, а то и чай уже остыл. Ешь варенье, не стесняйся...

За окном давно стемнело. Но мы еще долго сидели в маленькой кухне, пили чай и разговаривали.

А потом я возвращался домой с кипой иностранных научных журналов и без ответа на мой вопрос. Но теперь я знал его точную и ясную формулировку: «Ты сможешь прожить без физики?», а значит - и половину правильного ответа. Где искать остальные пятьдесят процентов, нетрудно догадаться.

Джонн Бриггс (John Briggs) и Дарко Димитровски (Darko Dimitrovski) из университета Фрайбурга (Universität Freiburg) обосновали и рассчитали придуманный ими метод создания атомов без ядра. С развивающимися ныне технологиями такой «фокус» будет доступен экспериментаторам во вполне обозримом будущем.

Атом без ядра — это набор электронных оболочек, сохраняющих свою «форму» так, словно бы они всё ещё удерживаются ядром.

Создать такое странное образование возможно, если воздействовать на какой-либо атом чрезвычайно коротким и при этом очень мощным импульсом лазера, говорят учёные.

Правда, этот экзотический атом без ядра будет жить ничтожно короткое мгновение, но всё же — он будет реально существовать.

Бриггс и Димитровски посчитали, как будет работать их метод. Итак: лазер с импульсом длительностью примерно 10 аттосекунд (1 аттосекунда равна 10 -18 с), вроде того что был использован в этом необычном опыте, но только чрезвычайно мощный (а именно — 10 18 ватт), воздействует на атом. Период орбитального движения электронов в атоме заметно больше, чем длительность такого импульса. Так, к примеру, у водорода электрон «обегает» вокруг ядра за 24 аттосекунды.

Если сила электрического поля в луче будет больше, чем сила связи электронов с ядром, – вся электронная оболочка будет оторвана от ядра и аккуратно смещена в сторону.

Ключ к успеху тут — быстротечность импульса и правильная его частота, ведь «сбивание» электронных оболочек (всех их уровней сразу, если речь идёт об атоме, куда более сложном, нежели водород) должно произойти за счёт действия всего лишь одного полупериода электромагнитной волны использованного в опыте излучения.

Второй полупериод этой волны послужит для торможения полного волнового пакета в новом месте его расположения — на некотором расстоянии от ядра. Тут имеется в виду волновой пакет всех электронов атома, разумеется.

Поскольку импульс лазера столь короток, за время своего смещения в пространстве электроны, образно говоря, не успеют ничего «предпринять». Их волновая функция почти не претерпит искажений, да и разбежаться в стороны от действия сил Кулона электроны не успеют, поясняют изобретатели метода.

Разумеется, такой «атом» через очень краткий миг распадётся, но если зафиксировать приборами все разлетевшиеся электроны, можно будет потом в компьютере восстановить облик первоначального волнового пакета, то есть того самого атома без ядра — самостоятельно существующего электронного облака, воспроизводящего форму оболочек исходного атома.

Удивительно, но, по расчётам Джона и Дарко, «снять» с минимальным «повреждением» разом все электронные оболочки можно не только с лёгких, но и с тяжёлых атомов, и более того — подобный «трюк» можно проделать даже с молекулами. Понятно, чтобы осуществить такой опыт, нужно ещё создать очень мощный аттосекундный лазер.

И, надо сказать, техника постепенно подступается к этой задаче. Ведь уже существующие установки демонстрируют потрясающие вещи. Например, познакомьтесь с лазерами: выдавшим недавно самый яркий свет во Вселенной, обошедшим некоторые капризы квантовой физики, мощным рентгеновским , который взорвал объект наблюдения; а также с историями о том, как сверхкороткие лазерные импульсы позволили отснять молекулы , создать чёрный металл и поставить рекорд скорости нагрева в 10 18 градусов в секунду, а ещё — аккуратно

Физика - одна из важнейших наук, изучаемых человеком. Ее присутствие заметно во всех сферах жизни, иногда открытия даже меняют ход истории. Поэтому великие физики так интересны и значимы для людей: их работа актуальна даже по прошествии многих веков после их смерти. Каких ученых стоит знать в первую очередь?

Андре-Мари Ампер

Французский физик появился на свет в семье коммерсанта из Лиона. Библиотека родителей была полна трудов ведущих ученых, писателей и философов. С детства Андре увлекался чтением, что помогло ему обрести глубокие знания. К двенадцати годам мальчик уже изучил основы высшей математики, а в следующем году представил свои работы в Лионскую Академию. Вскоре он начал давать частные уроки, а с 1802-го трудился преподавателем физики и химии, сначала в Лионе, а затем и в Политехнической школе Парижа. Через десять лет его избрали членом Академии наук. Имена великих физиков нередко связаны с понятиями, изучению которых они посвятили жизнь, и Ампер не исключение. Он занимался проблемами электродинамики. Единица силы электрического тока измеряется в амперах. Кроме того, именно ученый ввел многие используемые и сейчас термины. Например, это определения «гальванометр», «напряжение», «электрический ток» и многие другие.

Роберт Бойль

Многие великие физики вели свою работу во времена, когда техника и наука были практически в зачаточном состоянии, и, несмотря на это, добивались успеха. Например, уроженец Ирландии. Он занимался разнообразными физическими и химическими экспериментами, развивая атомистическую теорию. В 1660 году ему удалось открыть закон изменения объема газов в зависимости от давления. Многие великие его времени не имели представления об атомах, а Бойль не только был убежден в их существовании, но и сформировал несколько связанных с ними понятий, например «элементы» или «первичные корпускулы». В 1663 году ему удалось изобрести лакмус, а в 1680-м он первым предложил способ получения фосфора из костей. Бойль являлся членом Лондонского королевского общества и оставил после себя множество научных трудов.

Нильс Бор

Нередко великие физики оказывались значимыми учеными и в других сферах. Например, Нильс Бор также был и химиком. Член Датского королевского общества наук и ведущий ученый двадцатого века, Нильс Бор родился в Копенгагене, где и получил высшее образование. Некоторое время сотрудничал с английскими физиками Томсоном и Резерфордом. Научные работы Бора стали основой для создания квантовой теории. Многие великие физики впоследствии работали в направлениях, изначально созданных Нильсом, например, в некоторых областях теоретической физики и химии. Мало кто знает, но он также был первым ученым, заложившим основы периодический системы элементов. В 1930-х гг. сделал немало важнейших открытий в атомной теории. За достижения был отмечен Нобелевской премией по физике.

Макс Борн

Многие великие ученые-физики были родом из Германии. Например, Макс Борн родился в Бреслау, в семье профессора и пианистки. Он с детства увлекался физикой и математикой и поступил в Геттингенский университет для их изучения. В 1907 году Макс Борн защитил диссертацию, посвященную устойчивости упругих тел. Как и другие великие ученые-физики того времени, например Нильс Бор, Макс сотрудничал со специалистами Кембриджа, а именно с Томсоном. Вдохновляли Борна и идеи Эйнштейна. Макс занимался исследованием кристаллов и разработал несколько аналитических теорий. Кроме того, Борн создал математическую основу квантовой теории. Как и другие физики, Великой Отечественной войны антимилитарист Борн категорически не хотел, и в годы сражений ему пришлось эмигрировать. Впоследствии он выступит с осуждением разработок ядерного оружия. За все свои достижения Макс Борн получил Нобелевскую премию, а также был принят во многие научные академии.

Галилео Галилей

Некоторые великие физики и их открытия связаны со сферой астрономии и естествознания. К примеру, Галилей, итальянский ученый. Обучаясь медицине в университете Пизы, он ознакомился с физикой Аристотеля и принялся читать древних математиков. Увлекшись этими науками, бросил учебу и занялся сочинением «Маленьких весов» - работы, которая помогала определять массу металлических сплавов и описывала центры тяжести фигур. Галилей прославился среди итальянских математиков и получил место на кафедре в Пизе. Через какое-то время он стал придворным философом герцога Медичи. В своих работах он занимался исследованиями принципов равновесия, динамики, падения и движения тел, а также прочности материалов. В 1609 году построил первый телескоп, дающий трехкратное увеличение, а затем - и с тридцатидвухкратным. Его наблюдения дали информацию о поверхности Луны и размерах звезд. Галилей обнаружил спутники Юпитера. Его открытия произвели фурор в научной сфере. Великий физик Галилей был не слишком одобрен церковью, и это определило отношение к нему в обществе. Тем не менее, он продолжил работу, что стало поводом для доноса в инквизицию. Ему пришлось отказаться от своих учений. Но все же через несколько лет трактаты о вращении Земли вокруг Солнца, созданные на основе идей Коперника, были опубликованы: с пояснением, что это лишь гипотеза. Так, важнейший вклад ученого был сохранен для общества.

Исаак Ньютон

Изобретения и высказывания великих физиков часто становятся своего рода метафорами, но легенда про яблоко и закон тяготения известнее всех. Каждому знаком герой этой истории, согласно которой он и открыл закон тяготения. Кроме того, ученый разработал интегральное и дифференциальное исчисление, стал изобретателем зеркального телескопа и написал немало фундаментальных трудов по оптике. Современные физики считают его создателем классической науки. Ньютон родился в бедной семье, обучался в простой школе, а затем в Кембридже, параллельно работая слугой, чтобы оплатить учебу. Уже в ранние годы к нему пришли идеи, которые в будущем станут основой для изобретения систем исчислений и открытия закона тяготения. В 1669 году он стал преподавателем кафедры, а в 1672-м - членом Лондонского королевского общества. В 1687 году был опубликован важнейший труд под названием «Начала». За неоценимые достижения в 1705 году Ньютону даровали дворянство.

Христиан Гюйгенс

Как и многие другие великие люди, физики нередко являлись талантливыми в разных сферах. Например, Христиан Гюйгенс, уроженец Гааги. Его отец был дипломатом, ученым и литератором, сын получил прекрасное образование в юридической сфере, но увлекся математикой. Кроме того, Христиан прекрасно говорил на латыни, умел танцевать и ездить верхом, музицировал на лютне и клавесине. Еще в детстве он сумел самостоятельно построить себе и работал на нем. В университетские годы Гюйгенс переписывался с парижским математиком Мерсенном, что сильно повлияло на юношу. Уже в 1651 году он опубликовал труд о квадратуре круга, эллипса и гиперболы. Его работы позволили ему обрести репутацию прекрасного математика. Затем он заинтересовался и физикой, написал несколько трудов о сталкивающихся телах, которые серьезно повлияли на представления современников. Кроме того, он сделал вклад в оптику, сконструировал телескоп и даже написал работу о расчетах в азартной игре, связанных с теорией вероятности. Все это делает его выдающейся фигурой в истории науки.

Джеймс Максвелл

Великие физики и их открытия заслуживают всяческого интереса. Так, Джеймс-Клерк Максвелл добился впечатляющих результатов, с которым стоит ознакомиться всякому. Он стал основоположником теорий электродинамики. Ученый родился в дворянской семье и получил образование в университетах Эдинбурга и Кембриджа. За достижения был принят в Лондонское королевское общество. Максвелл открыл Кавендишскую лабораторию, которая была оборудована по последнему слову техники для проведения физических экспериментов. В ходе работы Максвелл изучал электромагнетизм, кинетическую теорию газов, вопросы цветного зрения и оптики. Проявил себя и как астроном: именно он установил, что устойчивы и состоят из не связанных частиц. Занимался также изучением динамики и электричества, оказав серьезное влияние на Фарадея. Исчерпывающие трактаты о многих физических явлениях до сих пор считаются актуальными и востребованными в научной среде, делая Максвелла одним из величайших специалистов в данной сфере.

Альберт Эйнштейн

Будущий ученый родился в Германии. С детства Эйнштейн любил математику, философию, увлекался чтением научно-популярных книг. За образованием Альберт отправился в технологический институт, где изучал любимую науку. В 1902 году стал сотрудником патентного бюро. За годы работы там он опубликует несколько успешных научных работ. Первые его труды связаны с термодинамикой и взаимодействием между молекулами. В 1905 году одна из работ была принята как диссертация, и Эйнштейн стал доктором наук. Альберту принадлежали множество революционных идей об энергии электронов, природе света и фотоэффекте. Самой важной стала теория относительности. Выводы Эйнштейна преобразили представления человечества о времени и пространстве. Абсолютно заслуженно он был отмечен Нобелевской премией и признан во всем научном мире.

Физика — какая емкость слова!
Физика — для нас не просто звук,
Физика — основа и опора
Всех без исключения наук!

Физика нужна!
Физика важна!
Без нее не сделать нам ни шагу!
Как из березы получить бумагу?
Как мобильный телефон превратить в магнитофон?
Как получить незатухающий костер?
Как сделать умный полотер?
Как увидеть микромир?
Как создать нам новый мир?
Как нано-технологии внедрить?
И параллельные миры заполучить?
Как заглянуть в другие времена?
Как в невесомости взрастить нам семена?
Ответ один: тут физика нужна!
Учи ее, и станешь умным ты,
Достигнешь с ней карьерной высоты!

Физика — богиня!
Физика — царица!
Физике учиться
Мы не должны лениться!

Физику знай — всегда пригодится,
Люди изучали, надо научиться.
Кто такой Джеймс, не Бонд, а Максвелл,
Что он открыл? Был нем?
Много веществ, физических тел,
Вода от водорода отличается чем.
Знаешь молекулы, атомы знай,
В физике частицы веществ изучай.
Знай единицы в системе СИ,
Много читай, немало учи!
Сила упругости, тяжести, вес —
Знанья на голову не свалятся с небес.
Если ты знаешь как скорость искать,
Время и путь надо узнать.
Формулы выведи сам,
Из того, что изучено очень давно.
В физике много узнаешь ты тем,
Задачи решишь без всяких проблем.
Но, если ты просто с доски все списал,
Сам не понял, сам не решал,
Знания золото ты не найдешь,
Если не учишь, то не поймешь!

Кочкина Диана

Физика — сложнейшая наука.
Физика не любит дураков.
Расскажу вам я про двух учеников,
Которые запоминали закон Гука.

Вася, Коля Богачёвы —
Два братишки-близнеца
Приходили после школы.
Два прилежных молодца.

— Надо делать нам уроки! —
Вдруг воскликнул братец Коля —
Да еще, в какие сроки!
Физику поучим что ли?!

Сила упругости —
Это вам не глупости!
А вот уж закон Гука —
Серьёзнейшая штука.

И принялись два брата,
Два верных близнеца
Учить закончик Гука
Почти до утреца.

Минус «К» и дельта «Эль»
О боже, что за мука!
Минус «К» и дельта «Эль» —
Серьёзнейшая штука!

А ещё и дельта «Эль» подкралася внезапно.
Закружилась голова:
Дельты, минус, «К» и «Ло»
Что-то нам невеселО!

Тихоньки стали
Два братишки-близнеца.
И спокойно, крепко спали
Два прилежных молодца.

А наутро, вставши рано,
В школу быстренько пошли.
И, державши спину прямо,
Физику сдавать пришли.

Вот и первый наш звонок.
Начался уже урок.
Вася, Коля Богачёвы
Отвечайте на вопрос.

Расскажите закон Гука.
Для мальчишек погас свет:
Нет у нас закона Гука!
Закон есть, а Гука нет!

— Это что ещё за штука?! —
Учитель говорит в ответ, —
Вот за этого, за Гука
Шлю родителям привет!

Открывайте дневники!
Горе вы ученики.
— Нет постойте! Мы учили!
Да немножко подзабыли!

— Двойки ставлю, и конец!
Это вам не шутка!
Учить закончик Гука —
Серьёзнейшая штука!

Мальчики переглянулись.
Но совсем не улыбнулись!
— Коля, надо не грустить.
А получше нам учить!

Ростовская Д.

Физика вовсе не простой предмет,
И как его выучить – дам я совет.
Надо все формулы знать назубок,
И не пропускать без причины урок.
Правильно нужно задачи решать,
Четко, как учат их оформлять.
Теорию нужно всем знать, да чтоб так,
Что рассказать её будет пустяк.
Контрольные надо писать лишь на пять.
Обязательно всем надо физику знать!
Знать про альфа — распады и громкость звука.
Физика, вовсе, скажу вам, не скука.
А опыты… Боже, это так интересно!
Их готова творить я везде, повсеместно.
В общем одно я хочу лишь сказать:
Физику надо учить всем и знать!

Что изучает физика?
Знаете, как говорится в народе?
Физика — царица всех наук о природе!
Физика много разделов включает,
Каждый вопросы свои изучает.
Например, проводов всех «величество»
Изучает раздел «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО».
«МЕХАНИКА» все изучает движения,
Действия сил, точки их приложения,
Тепловых процессов динамику
Изучает «ТЕРМОДИНАМИКА».
Отражение света, его преломление,
Прямолинейное распространение,
Как изображение глаз получает —
Все это «ОПТИКА» изучает.
Что собой представляет ядро или атом
Мы из «АТОМНОЙ ФИЗИКИ» узнаем когда-то.
В каждом разделе много полезного,
Познавательного и интересного!

Любите физику, друзья,
Без космоса никак нельзя,
Без света не прожить и дня,
Как в древнем мире без огня.

Учёный сильно удивлён,
В магнитном поле электрон,
И лазер — квантовый прибор,
Идей талантливых простор.

Машина или самолёт,
Большой корабль колет лёд,
И атом служит нам сейчас,
Всё это физика для нас!

Без физики не только свет,
Компьютер или Интернет,
Мы не могли бы получить,
Давайте физику учить!

Львовский Марк

Нас физика, увы, повсюду окружает.
Из дома в школу утром провожает.
Набраться бы ученикам терпения:
Подняться из постели тяготения,

Умыться, применяя силу трения,
В кабине лифта ощутить падение,
На тротуаре – сильное скольжение.
А вот и школа — вечное движение!

Всем физикам – почет и уважение!

Каретникова Н.

Скажи, зачем нам физика?
— Чтобы её сдавать,
И всё равно не знать,
И двойки получать!

А может, чтоб природу,
Нам лучше понимать?

Узнать, как мир устроен,
Что в атоме ядро,
Возможно, в чёрных дырах,
Галактики нутро.

Львовский Марк

Рассматривает физика природу,
Описывая разные объекты
И связи между ними – всё в угоду
Растущему без меры интеллекту.

За грань пытаясь заглянуть прибором,
Теорию шлифуя многократно —
Сличать себя то с Ньютоном, то с Бором
Учёным, без сомнения, приятно.

На самом деле, физика — лирична.
Законы из природы вычленяя
Она – то адекватно-аскетична,
То – гимназисткой юной расцветает.

Вот посмотрите: «странные» частицы,
Из синхрофазотронов вылетают,
Им «модами» распада расщепиться
Законы резонанса позволяют…

А «очарованные» антикварки —
Сплетаются в туманные «триплеты»,
И сохраняя «чарм», в пылу запарки
Аннигилируют порой при этом…

Подумайте: гиганты от Науки,
Исследуя строение Вселенной,
Дают названья вновь открытой «штуке»
Достойные Поэзии нетленной…

Я был неисправимый лирик,
К наукам точным равнодушен.
Прекрасного так много в мире,
Что мне Эйнштейн совсем не нужен.

Взамен Ньютона и Капицы
Мне Лист и Паганини ближе;
Чудесны на портретах лица
В музеях Рима и Парижа.

Поэтом я могу не быть,
Стать физиком – избави Боже!
Ну, как мне Пушкина забыть,
А с ним и Лермонтова тоже.

Стихи мне музыкой звучат,
Их сборники, как партитуры,
А муза с лирою в лучах, —
Как символ всей литературы.

И пусть пульсируют упруго
Сосуды в сердце и в мозгу,
Вот только квадратуру круга
Постичь я всё же не могу.

Краснокутский Ю.

Кто сказал, что физик не поэт?
Может он стихи писать, как бог.
Кто сказал, что скучен белый свет?
Он расцвечен спектрами дорог.
Любят слушать звёздные хоры
Физики — смешные человеки.
Микро- , макро- и т. д. миры
Поселились в душах их навеки
В ураганах квантов и полей
Слышится дыхание Вселенной.
Физики счастливей всех людей,
С ними даже Время откровенно.
Им видны и смысл, и красота
В дебрях самых сложных уравнений,
А ещё им снится иногда
Звёзд далёких бурное рождение.

Мартыновa Л.

На уроках нас учили,
Больше масса, больше сила,
Масса есть и ускоренье,
Сила их произведенье.

Есть опора и подвес,
Это значит, есть и вес,
Нет опоры и подвеса,
Однозначно, нет и веса!

Есть земное притяженье,
Сила есть и ускоренье,
Свет проходит по прямой,
Только снится нам покой!

Львовский Марк

Л. Г. ,
МОО СОШ № 5, г. Абдулино, Оренбургская обл.

«Нам без физики удачи не видать»

Оформление. На доске написаны слова: «Физика важна! Физика нужна! Без неё не сделать нам ни шагу!»

Реквизит: стол, стулья, стопка учебников по физике, видеоролики с интервью, взятыми у представителей разных профессий, родителей.

Цели занятия: в доступной и увлекательной форме показать ученикам, что знание законов физики может пригодиться им в различных жизненных ситуациях поднять престиж учебного предмета заронить мысль о том, что только знающий человек может быть успешным в жизни научить владеть аудиторией, работать в команде, быть коммуникабельными.

Ход занятия

Вступление (2 мин)

Звучит песня на мотив «Учат в школе» в исполнении учащихся. На экране сменяются фотографии из цикла «С уроков физики».

Массу с весом различать и мензуркой измерять

Как длину волны найти, в метры всё перевести,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Задачу сложную решить, путь на скорость разделить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Как устроен тепловоз, что таится в недрах звёзд,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Амперметр подключить, атом как изобразить,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе...

Сценка «После урока физики» (4 мин)

Первый ученик. Не буду физику учить, пусть её учат технари! Я от рождения гуманитарий. Юристом буду, и без физики себя прославлю!

Второй ученик. А я пойду учиться в МГУ и стану знаменитым журналистом! Скажите, в толк я не возьму, где физика мне может пригодиться?

Третий ученик. А я тем более учить её не буду, мне папа долю в бизнесе отдаст. И школу быстро я забуду! Законы физики для нас – балласт!

Четвёртый ученик. Я, как папа, менеджером буду! Торговать – моё призвание! И без физики смогу я товаров выучить названия!

(Уходят. )

Ведущий. Прошли годы...

Сценка «Менеджер» (4 мин)

Стол с табличкой «Генеральный директор». За стол садится ди­ректор, нажимает на кнопку и просит секретар­шу пригласить менеджера Соколова. Приходит Соколов – ученик, ко­торый когда-то хотел стать менеджером. Директор ставит перед ним большую коробку и даёт задание: разо­браться в находящемся в ней бытовом приборе нового поколения, принести завтра полное описание этого прибора, его основные характеристики, рассказать, как им пользо­ваться, чтобы затем научить продавцов успешно продавать этот прибор и инструктировать покупателей. Менеджер начинает перебирать детали, относящиеся к прибору, что-то мямлит.

Директор. Ты что, ни одной лабораторной работы не сделал? Придётся тебя уволить.

Менеджер идёт прочь, берёт учебник физики и садится читать.

Сценка «Журналист» (5 мин)

На сцену выходит весь обвешанный фотоаппаратами ученик, когда-то собиравшийся стать журналистом. За столом сидит редактор. На столе – соответствующая табличка.

Редактор. Принёс репортаж?

Журналист. Принёс. (Подаёт рукопись. Редактор читает её. )

Редактор. Ты что написал?! «Машинист резко нажал на тормоз, и поезд встал, как вкопанный».

Журналист. А почему бы и нет?

Редактор. А это?! «Теплоход проплывал мимо меня, и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянущейся по всему борту теплохода».

Журналист. А разве так не бывает?

Редактор. Слушай! «Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, вглубь». Ты сколько классов окончил?

Журналист. Одиннадцать классов и факультет журналистики.

Редактор. На уроках физики спал, наверное? А это что? «Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть». Нельзя в печать это отдавать, засмеют нас! Ты совсем не знаешь ни физику, ни биологию! У нас серьёзный журнал, и без знания физики здесь делать нечего! Поищи работу в какой-нибудь дешёвой газетёнке!

Журналист хватает учебник и подсаживается к менеджеру учить физику.

Игра со зрителями «Что не понравилось редактору?» (5 мин)

Сценка «Бизнесмен» (5 мин)

За столом сидит и играет с мобильным телефоном тот, кто хотел стать бизнесменом. К нему подходит дочка и просит помочь выполнить трудное задание по физике.

Девочка. Пап, ты у меня такой крутой, почему ты не делаешь со мной уроки? Ты плохо учился?

Бизнесмен. Да ты что? Я был лучшим учеником!

Девочка. И по физике?

Бизнесмен. Само собой!

Девочка. Тогда помоги мне ответить на вопросы по физике!

Бизнесмен (нехотя ). Давай.

Девочка. Кто впервые измерил атмосферное давление?

Бизнесмен. Ньютон, конечно!

Девочка. В горах или в долине вода кипит при 80 °С?

Бизнесмен. Вода везде кипит при 100 °С!

Девочка. Почему молекулы воздуха не падают на Землю?

Бизнесмен. Потому что они очень лёгкие.

Девочка. Чему равно нормальное атмосферное давление?

Бизнесмен . 1000 ньютонов.

Девочка. Легко ли дышится на Эвересте?

Бизнесмен. На любом курорте легко дышится!

Девочка. Что такое вакуум?

Бизнесмен. Пылесос такой есть.

Девочка. Что измеряет барометр?

Бизнесмен. Хм... Судя по названию, это связано с баром... Объём, похоже!

Девочка. Всё. Спасибо, папочка! Ты такой умный у меня!

Ведущий. На следующий день...

Папа сидит там же. Приходит из школы дочка и закатывает отцу истерику.

Девочка (плача ). Что ты мне наговорил! Ты меня опозорил! Меня высмеяли на уроке. Я получила «2» за ответы! Ничего ты не знаешь! Я не люблю тебя больше!

Убегает вся в слезах. Бизнесмен со вздохом берёт учебник и садится к тем двоим.

Игра со зрителями «Чего не знал бизнесмен?» (4 мин)

Сценка «Юрист» (5 мин)

Появляется ученик, желавший стать юристом. В руках у него пакет «Кодак».

Юрист. Ура! Меня недавно назначили следователем и поручили сложное задание! Я выследил банду грабителей! Теперь они не отвертятся! Иду сдавать отчёт о выполнении работы. У меня есть неопровержимые доказательства! Я все их пере­говоры и само ограбление записал на диктофон и сфотографировал! Нелегко мне это далось. Всю ночь в засаде просидел! (Вынимает из пакета и показывает большой фотоаппарат. Подходит к столу, за которым сидит начальник отдела, и докладывает о проделанной работе. Начальник радуется, включает диктофон... Раздаются шорохи, шипение. )

Начальник. Это что такое?! Ты где записывал? Почему одни шорохи?

Юрист. Не знаю! Я за стеной стоял, снаружи.

Начальник. Там же толстая бетонная стена, звук просто потерялся!

Юрист. Ну что вы! Я хорошо знаю, что для электромагнитных волн такие стены - не препятствие.

Начальник. Ты считаешь, что звук - это электромагнитные волны?

Юрист. Конечно!

Начальник. Я смотрю, ты физику совсем не знаешь! Стыдно! (Смотрит фотографии. ) Не понял! Почему на снимках одни силуэты? Никого не узнать!

Юрист. Так ночь же была! А вспышкой нельзя было пользоваться!

Начальник. Так в инфракрасном свете надо было снимать! Тебе же дали ИК-аппарат!

Юрист. При чём здесь красный свет? Не было там красных ламп!

Начальник (задумчиво ). Не думал я, что есть такие неучи, которые не знают, что такое инфракрасное излучение. Иди физику учи! Завалил такую операцию!

Горе-юрист берёт учебник и садится к другим неучам.

Заключение (3 мин)

Выходят все участники представления и по очереди (по строчкам) читают стихи:

Физика нужна! Физика важна!
Без неё не сделать нам ни шагу!
Как из берёзы получить бумагу?
Как мобильный телефон превратить в магнитофон?
Как получить незатухающий костёр?
Как сделать умный полотёр?
Как увидеть микромир?
Как создать нам новый мир?
Как нанотехнологии внедрить?
Как параллельные миры заполучить?
Как заглянуть в другие времена?
Как в невесомости взрастить нам семена?
Ответ один: тут физика нужна!
Учи её, и станешь умным ты,
Достигнешь с ней в карьере высоты!

Подведение итогов (3 мин)

Людмила Геннадьевна Курдюмова – учитель физики первой квалификационной категории, окончила Орский ГПИ по специальности «Учитель физики и математики», педагогический стаж 26 лет. По распределению приехала в г. Абдулино и начала свою педагогическую деятельность в СОШ № 5, где и работает по сей день. Высокий уровень предметно-методической подготовки позволяет ей отбирать учебный материал, организовывать самостоятельную и исследовательскую работу учащихся. На её уроках царят полное взаимопонимание и взаимоуважение учителя и учащихся. Микроклимат на уроке определяет их творческое содружество. Педагогический труд Людмилы Геннадьевны высоко оценён: она имеет звание «Почётный работник общего образования РФ». В настоящее время учитель работает над проблемой «Телекоммуникационный проект как форма организации продуктивной деятельности учащихся на уроках физики».