Конные группы на аничковом мосту. Аничков мост


Знаменитые кони Клодта, украшающие Аничков мост, являются гордостью Петербурга. А автором этих знаменитых шедевров является Петр Карлович Клодт, потративший на их создание около 20 лет. Сейчас кажется, что лучшего места для этих великолепных скульптур не найти. Но на самом деле история их установки началась совсем не с Аничкового моста.

В 1832 году Университетскую набережную, напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии.


Выполнить этот заказ поручили скульптору из Санкт-Петербурга Петру Клодту, который и приступил к работе. Однако спустя некоторое время планы поменялись – и на набережной вместо коней легли древние изваяния двух сфинксов XIII века, доставленных из столицы Египта.


В то время над ансамблем Дворцовой площади работал знаменитый скульптор Карл Росси. И он решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Но император Николай I такую идею не одобрил, на пристани разместили сторожевых львов с шарами и вазы. Петр Клодт стал самостоятельно подыскивать место для их установки, и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу.


За год Клодт изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.

В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. По замыслу Клодта, фигуры на мосту расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно, а рассматривать их следует, постепенно переходя от одной к другой. Но в зависимости от начальной точки, сюжет будет выглядеть по-разному.

Например, так:


Юноша в ожидание противоборства в напряжении сдерживает вставшего на дыбы коня. Конь стоит на дыбах, пытаясь вырваться, юноша его удерживает. Конь сбросил попону и почти вырвался. Юноша повержен, но коня удерживает, натягивая узду. Приподнявшись и опираясь на колено, юноша подчиняет себе дикого коня.

Или так:


Начало поединка… Юноша пытается схватить коня, вставшего на дыбы.
Коню почти удалось вырваться, но юноша удерживает его из последних сил.
Юноша уже уверенно сдерживает коня, а тот ему постепенно покоряется.
Победивший юноша уверенно ведет под уздцы подчинившегося коня.

Но есть одна интересная деталь: на копытах обоих коней, обращенных в сторону Адмиралтейства, имеются подковы, а два коня на другой стороне – не подкованы.


Многие объясняют это так: в те времена на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились литейные мастерские и кузницы, поэтому от кузниц движутся уже подкованные лошади.


В начале борьбы дикие кони должны быть неподкованными, и лишь после того, как человек их приручил, коней можно было подковать. С учетом этого факта, сюжет представляется по-другому:


Припавший на одно колено юноша, останавливает дикого, еще не подкованного, коня.
Конь сбросил юношу и почти вырвался от него. Конь, еще пытаясь сопротивляться, начинает подчиняться воле человека. Конь подкован. Укротитель и взнузданный и подкованный конь уверенно шагают рядом.

Но на этом варианты не заканчиваются, есть еще один интересный:


Человек лежит на земле. Вот он встал на колено. Вот он уже встал на ноги. И вот он уже идет во весь рост, взяв коня под уздцы. Но разве может лежащий на земле кого-то укротить? Человек может с помощью коня подняться с земли, и тогда выходит что вся эта композиция не Укрощение коня, а Возвышение человека, устремление его ввысь, благодаря коню. И убеждает в этом последняя группа, где рядом идут два самых великолепных существа на земле, одинаково красивых сильных и грациозных. Кстати, сам Клодт назвал свои изваяния Конь с водничим, именно Конь стоит у него на первом месте.

БОНУС

Став по правой стороне моста спиной к Адмиралтейству, многие туристы стремятся заглянуть под скакуна, который ближе к Аничковому дворцу.


По одной из самых известных баек Клодт вылепил гениталии этого коня в виде лица – то ли Наполеона, то ли любовника своей супруги. К реальности это отношение вряд ли имеет, но туристов забавляет.

Специально для тех, кто интересуется историей и достопримечательностями Санкт-Петербурга .

В первое время существования этой магистрали (с 1710 года) перевоз через реку здесь производился, по всей видимости, при помощи парома. Но нагрузка на него постоянно росла. Поэтому, несмотря на нелюбовь к мостам, в 1715 году Пётр I распорядился устроить здесь постоянную деревянную переправу: "За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост " [Цит. по: 3, с. 395].

Приказ был исполнен к маю следующего года солдатами располагавшегося неподалёку адмиралтейского "строительного батальона". Руководил ими подполковник М. О. Аничков, фамилия которого впоследствии закрепилась в названии переправы.

Мост через Фонтанку стал пограничным для города. На его строительство потратили 50 рублей. Длина первого Аничкова моста составляла 150 метров, он перекрывал не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки. Ширина проезжей части была так узка, что на переправе не могли разъехаться две подводы. О размерах Аничкова моста можно судить по докладу от 15 мая 1716 года:

"На першпективе через реку Фонтанку сделано: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперёк 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина, и подъёмные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья" [Цит. по: 5, с. 7].

Для проводки по Фонтанке мачтовых судов упомянутые в докладе подъёмные щиты снимались и возвращались на место вручную. То есть разводного пролёта здесь изначально не было.

Как любая деревянная постройка того времени Аничков мост быстро обветшал. 3 апреля 1719 года генерал-полицмейстер А. М. Девиер докладывал обер-комиссару Канцелярии городовых дел А. М. Черкасскому:

"Понеже я вам моему Государю многократно говорил чтоб мост зделать чрез Фантанную речку... и о том изволил Его царское величество приказать чтоб делать и время уходит, а ничего не зачинано делать. А ежели то не зделано будет вскоре, то остановка в проезде а по першпективой дороге уже стало что нельзя ездить, и о том изволте приложить свои труды" [Там же].

На следующий год за реконструкцию Аничкова моста взялся инженер Герман ван Болес. Это стало одной из первых его забот в Петербурге. В дальнейшем ван Болес прославился как мастер по установке шпилей и устройству разводных мостов. По всей видимости, ван Болес только составил проект, тогда как его реализацией занимался Доменико Трезини . Об этом свидетельствует доношение в Канцелярию городовых дел:

"Нынешнего 1721 года в январе месяце повелено отпустить из города архитектору Андрею Тризину к строению подъёмного мосту, который строится через фонтаную речку, для ящиков дикого камня, из города четырнадцать саженей...
Отпущено к подъёмному мосту десять саженей дикого камня... да в прибавку кошту барками, для мощения помянутого мосту судовых днищ триста досок да для укрепления помянутого подъёмного мосту железных шесть цепей, по моделям каковы показаны от мастера фон Болеса..." [Цит. по: 5, с. 9]

При реконструкции по проекту Германа ван Болеса Аничков мост приобрёл разводной пролёт, что значительно упростило проводку судов по Фонтанке. Вместо ручной разборки одного из пролётов теперь было достаточно поднять крылья моста при помощи цепей и деревянного рычажного устройства. Это могли делать только два человека. В 1723 году Канцелярия от строений распорядилась покрасить переправу. Перила Аничкова моста тогда были выкрашены в красный цвет .

После смерти Петра I положение его вдовы императрицы Екатерины I не было твёрдым. Ради предосторожности 17 февраля 1726 года она издала указ о постройке у Аничкова моста караульного дома . До этого укрытием для солдат служил простой шалаш. Этот караульный дом располагался на месте дома № по Невскому проспекту. У переправы была устроена рогатка (шлагбаум), которая в ночное время перекрывала проезд. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въёзд. Причём такой платой могли быть не только деньги, но и камни, которые городу были нужны для мощения улиц.

В 1742 году под переправу были подведены новые сваи. В 1749 году по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны - подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. При въезде на переправу установили фонари на высоких деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше длины современного.

В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На его быках находились башни с разводным механизмом. Аничков мост оградили каменные парапеты. В начале XIX века их заменили решётки с каменными тумбами, повторяющие ограду набережных Фонтанки. При въезде на мост установили каменные обелиски, на каждом из них повесили по два фонаря.

Булыжную мостовую на Аничковом мосту в 1832 году сменила торцевая мостовая.

К середине XIX века Аничков мост для главной улицы Петербурга стал слишком узок. В 1839 году было принято решение о его перестройке. Соответствующий проект, утверждённый в декабре 1840 года, разработали инженеры И. Ф. Буттац, А. Х. Редер и А. Д. Готман . Для наблюдения за его реализацией был создан специальный комитет, который возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант А. Д. Готман.

Строительные работы осуществлялись подрядчиком Макаром Пименовым. Они были начаты с разборки старой переправы, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Три арки выложили всего за четыре месяца- нужно было как можно скорее восстановить движение по магистрали. На период строительства движение транспорта осуществлялось по временному обходному деревянному мосту.

Кирпичные своды нового Аничкова моста облицевали розовым гранитом, который в то время завозили в Петербург для возведения Исаакиевского собора . Все работы были завершены уже к осени, они длились всего шесть месяцев.

Изначально предполагалось украсить своды моста бронзовыми декоративными накладками, на каждом из быков поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях - конные группы. Но в процессе строительства было решено ограничиться только последними.

В начале ноября 1841 года на Аничковом мосту были установлены перила и гранитные пьедесталы для статуй. Ограда была создана по рисункам немецкого архитектора Карла Шинкеля. Точно такой же рисунок ранее (в 1822-1824 годах) был использован для сооружения перил Дворцового моста в Берлине. По отчётам Министерства финансов строительство переправы обошлось в 195 294 рубля серебром.

Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года (?). Движение по Аничкову мосту было открыто в январе 1842 года. Современник этих событий писал:

«Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми - смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!... Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!» [Цит. по: 4, с. 74].

В те годы петербургский скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить двумя скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Укротителей коней же, по предложению скульптора, было решено установить на перестроенном Аничковом мосту.

Из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке клодтовских коней переместил взвод сапёров. По сведениям А. Л. Пунина это произошло 20 ноября 1841 года, а через два дня их установили на пьедесталах у западного берега реки . Это противоречит тому, что именно 20 ноября произошло торжественное открытие переправы. С восточной стороны установили гипсовые копии скульптурных групп, выкрашенные краской под бронзу.

Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их в 1842 году по указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Кони Клодта оказались в Берлине. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре .

Гипсовые скульптуры на восточном берегу Фонтанки быстро пришли в негодность. Обер-полицмейстер сообщал президенту Академии художеств, что "у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной " [Цит. по: 5, с. 25]. В конце концов у лошади отвалился хвост, и обер-полицмейстер докладывал об опасности для пешеходов.

Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены 9 октября 1843 года. Но в апреле 1846 года их сняли с переправы. Их снова подарили, на этот раз королю Сицилии Фердинанду II. Этим подарком русский царь отблагодарил сицилийского монарха за пышный приём его супруги. Скульптуры отправились в Неаполь, их место снова заняли гипсовые копии. В конце концов Клодт отказался от установки на Аничковом мосту копий и решил создать две новые композиции, развить сюжет "Покорение коня человеком". О работе над скульптурами писал сын Клодта Михаил:

"В Павловске отец завёл лошадь Серко. Серко, старый ветеран придворной конюшни, совершенно белый, стужил отцу моделью, когда он лепил аничковых коней. В Павловске Серко сделался "членом" нашей семьи. Отец часто возил на нём нас, детей, по дорожкам сада. Мы лазили у смирной лошади под брюхом...
Другая лошадь - Амалатбек - тоже модель для аничковых лошадей, была белая арабская, послушная и прекрасно, безукоризненно сложенная. Отец дрессировал её: она, по его приказу, становилась на дыбы и принимала всевозможные позы. Моя сестра, двенадцатилетняя девочка, ездила на Амалатбеке в амазонке, и, по воле отца, лошадь с всадницей лихо взвивалась на дыбы" [Цит. по: 5, с. 27, 28].

Эскизы последних двух групп были готовы в 1848 году. Спустя ещё два года замысел Клодта был завершён. По замыслу скульптора находясь на Аничковом мосту нельзя увидеть все четыре фигуры. Их нужно рассматривать постепенно, одну за другой. Наиболее полно сюжет Клодта раскроется, если начать обзор ансамбля с западной стороны, от первой группы, изображающей укротителя с кордой в руках. Затем надо перейти Невский проспект, затем через мост на его восточную сторону. Вторая скульптура передаёт усиленную динамику борьбы. Человек повержен конём, который почти вырвался на свободу. В третьей группе драматизм постепенно спадает, а четвёртая показывает укротителя, спокойно шагающего рядом с конём, чья спина укрыта шкурой барса. Процесс укрощение коня символизируется в том числе тем, что кони третьей и четвёртой группы, в отличие от первых, подкованы.

Кони на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга. Ещё три пары таких же скульптурных групп впоследствии были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой.

Несмотря на протесты Академии художеств, городская администрация продолжала совершенствовать Аничков мост. Вскоре после его открытия на нём появились фонари только входящего в моду газового освещения. В 1890-х годах здесь появилась часовенка высотой не более 1,5 метров.

А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста:

Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда...
Все пребывало. Движенья, страданья -
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.

При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.

Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.

После реконструкции переправы на ней появилась табличка "Аничкин мост". Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.

Предложения по "улучшению" Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.

В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.

Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оказались рядом с Ленинградом, в октябре 1941 года Исполкомом Ленгорсовета было принято решение о сбережении скульптур Аничкова моста. В постановлении говорилось:

"1) Снять четыре скульптурные группы с Аничкова моста и закопать в саду Дворца пионеров с соответствующей защитой и маскировкой.
2) Поручить производство работ управлению "Дормост" с привлечением специалистов по бронзе, по рекомендации отдела охраны памятников..." [Цит. по: 5, с. 42]

Укрытием конных групп руководил инженер В. Макаров. Скульптуры прятали в уже промёрзшую землю, которую пришлось долбить дабы вырыть четыре ямы. Каждая фигура была помещена в деревянный ящик. Бронзовые фигуры были смазаны тавотом и оклеены бумагой. Пустоты между ними и стенками ящиков засыпали песком. Опустили в землю их только на половину, дабы не подвергать скульптуры воздействию грунтовых вод. Над ними насыпали холмы, которые стали частью газонов.

После укрытия скульптур в саду Дворца пионеров на освободившихся постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая бомба попала в переправу, отчего 30 метров чугунной решётки и гранитная тумба оказались в Фонтанке. Но уже 7 ноября здесь было восстановлено трамвайное движение, а спустя пять дней восстановили ограду. Новые части решётки можно отличить от старых только по клейму "Лентрублит". Конные статуи были возвращены на Аничков мост накануне 1 мая 1945 года. Ленинградский поэт Николай Браун писал:

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня...

Но мышцы юношей могучих
Смиряют дикий нрав коня...
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня.

17.01.2014 г. 16:22

20 ноября 1841 года «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно водничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую».
Первые две скульптуры Петра Клодта, отлитые в бронзе, - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» - появились на западной стороне в 1841 году. На противоположной стороне, как предполагалось вначале, будут стоять точно такие же юноши с конями. И сначала это действительно были гипсовые копии, выкрашенные краской «под бронзу».
Но скульптор решил создать две совершенно новые композиции, продолжив тему покорения коня прекрасным юношей. Через десять лет Аничков мост украшали все четыре скульптурных группы.
Сюжет получился таким.
1. Юноша сдерживает вздыбленного коня, человек и конь напряжены, ожидание противоборства.
2. Бунт коня: голова животного высоко поднята, он стоит на дыбах, оскалив пасть и раздув ноздри. Юноша почти висит на узде, изо всех сил пытаясь удержать дикое животное.
3. Конь, кажется, побеждает - еще миг, и он вырвется на волю, сбросив попону и освободившись от узды. Юноша повержен на землю, но узду из рук не выпускает.
4. Человек укрощает коня: опираясь на одно колено, юноша подчиняет себе животное. Конь успокаивается.
История клодтовских коней, ставших одним из узнаваемых символов Петербурга, интересна и поучительна.
Первоначально юноши и кони должны были украшать спуск к Неве у Зимнего дворца . Это место, что называется, было прямо под окнами у государя, поэтому все проекты подвергались тщательному рассмотрению. Вазы, львы, женские фигуры в обнимку со львами, все эти проекты не удовлетворяли государя. Появилась идея украсить набережную диоскурами. (Диоскуры - прекрасные боги-близнецы, сыновья богини Леды, которым Посейдон подарил изумительной красоты коней). Известный скульптор В.И.Демут-Малиновский, обратившись к довольно истасканному сюжету с близнецами, создал модель скульптурной группы, которую условно назвал «Конь с водничим». Скульптура была отклонена, но сама идея получила высочайшее одобрение.
Обратили взоры за границу. В Париже на въезде на Елисейские поля стоят «Кони Марни» - свирепые жеребцы, которые пытаются вырваться из рук красивых юношей, работа Гийома Кусту 1745 года. Государь пожелал иметь на Дворцовой набережной нечто подобное. Во Францию был отправлен запрос о получении копий скульптур. Но когда, наконец, пришел положительный ответ, комиссия, оценив стоимость отливки, признала, что 32 тысячи рублей за одну скульптурную группу - чересчур дорого.
Решено было изготовить собственные работы, а не копировать заграничное. Забегая вперед, скажем, что когда Петр Клодт закончил две скульптурные группы (их и предполагалось первоначально изготовить только две), засомневался, что Дворцовая набережная - это самое подходящее место. Мастер исходил пешком весь центр Петербурга, и остановился на Аничковом мосту, который в то время ремонтировался. На опорах моста воздвигли постаменты - на них в дальнейшем должны были стоять декоративные вазы. Именно здесь и коням будет видно все, и коней все увидят, - вроде бы решил скульптор, и доложил о том Художественной комиссии, а комиссия - государю.
Государь согласился. Коней поставили на мосту, а на Дворцовой установили вазы и сторожевых львов с шарами...
Изображая животных, Клодт старался как можно точнее передать анатомию - напрягшиеся мускулы, вздувшиеся жилки, складки кожи. Его кони были так хороши, что государь восхитился однажды: "Твои жеребцы, Клодт, лучше моих!" А у него в конюшне были только чистокровные лошади...
Сначала скульптор раздобыл на бойне лошадиные трупы, препарировал их, копировал почти буквально, затем делал гипсовые «запчасти» и соединял их в единое целое. Потом ему подарили из императорской конюшни двух чистокровных арабских скакунов, и скульптор просил своих домашних помогать ему. Кто-то садился на жеребца и поднимал его на дыбы. И так продолжалось часами… По мнению специалистов, Петр Клодт, изображая животных, ближе всех приблизился к античному канону красоты и по праву считается лучшим российским скульптором-анималистом.

Легенды Петербурга

Почему у двух коней нет подков?
Интересно, что статуи коней, которые направлены в сторону Адмиралтейства , - имеют на копытах подковы, а кони, которые повернуты к Адмиралтейству хвостом, - не подкованы. Петербургская молва тут же придумала этому свое, народное объяснение - в то время в Литейной части были литейные мастерские и кузницы. Поэтому неподкованные лошади идут туда, а подкованные - оттуда.
Говорили еще, что скульптор изобразил на одном из копыт карикатурный профиль Наполеона. Многие пытаются найти его - но не всем это удается. Якобы это изображение можно увидеть только при определенном солнечном освещении.

…Когда отлили копии скульптур, Николай решил подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. С этой миссией отправили в Берлин их автора. Фридрих Вильгельм пожаловал Клодту (полная его фамилия, между прочим, - Клодт фон Югенсбург) орден Красного Орла и бриллиантовую табакерку. Из прусской столицы скульптор, считавший себя русским человеком, писал своему другу Брюллову: «Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб да квас - только бы поскорее вернуться в Россию!»

Вернувшись, Клодт снова отлил своих коней. Но и эта пара простояла на мосту недолго, всего два года: Николай опять подарил коней, на этот раз королю обеих Сицилий Фердинанду II - за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. (На снимке - кони Клодта в Неаполе). Фердинанд наградил русского ваятеля Неаполитанским орденом. В европейских газетах писали: «В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое со Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя со Креста» - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта».
В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне , и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках. В 1900-х годах копии скульптур появились в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома, Их отливал внук Петра Клодта скульптор К. А. Клодт.
Клодтовские кони покидали Аничков мост дважды - во время войны их зарыли в землю во дворе Аничкова дворца, а в 2000-м году их снимали для реставрации к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.

Имена Петербурга

Петр Карлович Клодт
Скульптор, чьими работами будут восхищаться и современники, и потомки, вышел из славного, но обедневшего дворянского рода. Выходцы из него шли большей частью по военной стезе. Прапрадед Клодта - один из известных героев Северной войны. Отец ваятеля - боевой генерал, отличившийся в Отечественной войне 1812 года (портрет его есть в Галерее героев войны в Зимнем дворце).
Петр Клодт родился в 1805 году в Петербурге. Вскоре после его рождения семья переехала в Омск, куда его отца назначили начальником штаба Отдельного Сибирского корпуса. Еще в детстве у мальчика проявились художественные способности. Больше всего он любил рисовать лошадей.
Семнадцати лет отпрыска из военного рода отдали в Артиллерийское училище. Он занимался прилежно, но каждую свободную минуту «брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей», как вспоминали современники, «не имея иного наставника, кроме натуры». Сохранилось семейное предание о том, что однажды, когда Петенька в очередной раз из березового полена вырезал лошадку, его старший брат презрительно воскликнул: Петька, ты нашего рода предатель! Лошадник! Ямщик!»
Еще одна легенда рассказывает о том, как в Петров день пришли к подпоручику Петру Клодту сослуживцы, а с ними незнакомый штабс-капитан. Он с интересом рассматривал деревянных лошадок, которых у подпоручика было уже не меньше двух десятков. И сказал: «Продайте коня, барон!» «Не продается», - ответил Петр. «Отчего же?» - «Офицерская честь не велит. А вот подарить могу».
Каким-то образом эта игрушка оказалась у человека из свиты Николая Первого. Он и преподнес скульптуру государю. «Кто же этот даровитый резчик?» - будто бы поинтересовался император. Ему назвали имя барона Клодта. Тогда государь попросил вырезать для него целый отряд деревянных всадников. После чего барон был представлен Николаю.
«Пусть учится!» - приказал государь. И Петербургская Императорская академия художеств взяла под покровительство талантливого скульптора-самоучку, который не без облегчения оставил военную службу. В двадцать пять лет Петр Клодт начал постигать художественные премудрости в качестве вольного слушателя.
В Петербурге тем временем воздвигли НарвскиеТриумфальные ворота. Их должна была венчать колесница славы. Но фигуры коней работы скульптора С.С.Пименова не понравились Николаю Первому, который хорошо разбирался в лошадях. «Слишком худы», - заявил он. Работы поручают Гальбергу и Орловскому, известным ваятелям. Но они отказываются, используя благовидные предлоги. Когда и Петр Клодт, из боязни вызвать гнев императора, тоже хотел отказаться, ему намекнули: вы не можете. Кому это, быть может, и сойдет. А вам прощения не будет, ибо вы никто.
И Петр, до этого никогда не делавший большие скульптурные формы, выполнил своего коня так, что художественный совет вынес вердикт: «Сия модель сделана с желаемым успехом». Шестерка стремительно несущихся коней, которая и до сих пор венчает арку на Нарвских воротах, стала настоящим украшением Петербурга.
Клодт получил известность, удостоился звания академика и заслужил покровительство императора Николая. Говорят, что государь похвалил автора таким образом: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец!»
В 1832 году Петр Карлович Клодт женился на Юлии Мартос, племяннице ректора академии художеств, с которой счастливо прожил всю жизнь. (Художник Михаил Петрович Клодт, сын скульптора, вспоминал: «Моя мать была чпрезвычайно хороша собой, стройна и грациозна. Притом развеселого характера»). В семье Клодтов хранят еще одно предание - о том, как однажды Петр Карлович получил большую сумму денег за выполненную работу. Он завернул их в бумагу и пошел домой, но по пути свернул в мастерскую: его осенила очередная идея. Он положил деньги рядом с печкой и забыл о них. А наутро выяснилось, что этой бумагой - не разворачивая ее - рабочий растопил печь. «О, черт возьми! Ну что поделаешь!» - воскликнул Петр Карлович и ничуть не расстроился. Он любил повторять: «Много ли человеку надо - кусок хлеба - и сыт!»
В том же году он получил заказ на диоскуров, статуями которых решено было украсить Дворцовую набережную .
На эту работу мастер потратил двадцать лет своей жизни, и по общему признанию, серия работ под условным названием «Покорение коня человеком» - это вершина его творчества. Потом были еще:
. семидесятиметровый барельеф «Лошадь на службе человека», украшающий «Служебный дом» Мраморного дворца ;
. памятник Ивану Крылову в Петербурге (скульптор создал реалистически точный образ баснописца, с удивительным портретным сходством, а по периметру пьедестала разместил многочисленные персонажи из басен);
. бронзовая статуя князя Владимира (высота 4,5 м) в Киеве, на редкость удачно вписанную в пейзаж (этот монумент украшает современные украинские деньги);
. памятник Николаю Первому в Петербурге (конь имеет всего две точки опоры, что потребовало точных инженерных расчетов);
. скульптуры, украшающие храм Христа-Спасителя в Москве.
Петр Клодт, отливая свои скульптуры самостоятельно, постиг искусство отливки в совершенстве, и долгое время возглавлял Литейный двор Академии художеств.
Умер в поместье Халола под Петербургом (сейчас Финляндия) в 1867 году.

























Аничков мост через реку Фонтанка, безусловно, является украшением Санкт-Петербурга. На нем располагаются четыре скульптурные композиции «Укротители коней», изображающие противоборство человека и коня, который изо всех сил стремится вырваться на волю. Автором этих скульптур является барон Петр Карлович Клодт, который в середине XIX века снискал себе славу величайшего «лошадиного» мастера.

Пётр Клодт происходил из небогатой, но весьма аристократической балтийской немецкой семьи, состоявшей из доблестных воинов. Его прапрадед был одним из известных деятелей в истории Северной Войны, который честно служил Швеции в чине генерал-майора. Отец Петра был генералом, показавшим себя на полях сражений в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца. Юные годы будущего скульптора прошли в Омске, где служил его отец. Именно здесь, в тихом городе, отдалённом от шумного и блестящего Петербурга с его соблазнами и пороками, Клодт увлекся рисованием и лепкой, оживляя в своих работах образы лошадей, которые у него особенно реалистично получались.

Петр Карлович Клодт
(1805-1867)

После обучения в войсковом казачьем училище Клодт вернулся в Петербург. В тот момент ему было 17 лет. Он без проблем поступил в артиллерийское училище, но свободные часы с вдохновением отдавал любимому хобби. При малейшей возможности Клодт брался за карандаш и рисовал фигуры лошадей, одновременно с этим углубленно изучая повадки грациозных животных.

После окончания училища Клодт получил действительный чин подпоручика и даже некоторое время прослужил в учебной артиллерийской бригаде, однако уже в 1828 году ушёл с военной службы, решив отныне заниматься только скульптурой. Двумя годами позже, не прекращая заниматься самообразованием, он поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Он состоял при мастерской известного литейщика Екимова, который руководил отливкой самых знаменательных памятников начала XIX века. Именно Екимов посвятил ученика в секреты своего дела.

Скоро Клодту поручили выполнить большой правительственный заказ совместно с такими опытными скульпторами как С. Пименов и В. Демут-Малиновский. Так появилась на аттике арки Нарвских триумфальных ворот несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта встают на дыбы, но при этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство царя Николая I. Известна легенда о том, что Николай I произнес фразу: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Старая почтовая карточка начала ХХ века

Следующее и, пожалуй, самое известное творение Клодта, над которым он трудился около 20 лет — это, конечно, скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту. Заказ был получен в 1832 году. Знаменитые «Укротители коней» сначала должны были располагаться совсем не там, где их можно увидеть сегодня. Скульптурами планировалось украсить пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Место, и сам проект одобрил лично Николай I. Когда все уже было готово для отливки, Клодт решил, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и довольно быстро его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Скульптор намекнул о своей идее, и император его поддержал.

На Невском закипела перестройка Аничкова моста. Архитекторы, путейцы, строители — весь Петербург работал на коней Клодта. Вскоре были отлиты две группы «Укротителей». И к первой и ко второй бронзовым группам Клодт сделал их копии в гипсе, тонировав под бронзу. Царю не терпелось поскорее открыть новый Аничков, поставив скульптуры на все четыре угла моста.

Аничков мост в Санкт-Петербурге в середине XIX века

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. То, что увидел Петербург, восхитило всех. «Толпами собираются люди у нового Аничкова моста, — писали газеты. — Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно возничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую». После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту их повторные бронзовые отливы отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, который был от скульптур без ума. Николай I подарил их прямо «с моста», и они отправились в Берлин украшать главные ворота Королевского дворца. Их установили на террасе перед порталом Королевского дворца со стороны Люстгартена. Сейчас они отреставрированы и находятся в Кляйст-парке перед зданием суда. Будут ли они возвращены на прежнее место, когда восстановят королевский дворец — неизвестно.

Терраса Королевского дворца в Берлине в середине XIX века

Король Пруссии в качестве ответного подарка заказал видному немецкому скульптору Х.Д.Рауху изготовление копий двух статуй Победы, созданных этим ваятелем и установленных в парке Эрцгерцогского дворца в Шарлоттенбурге в 1839 году и в Берлине на Белле-Аллианс Плаце в 1843 году. Две парные статуи аллегорических крылатых фигур были отлиты к ноябрю 1844 году в Лаухаммере и отправлены в Петербург, чтобы быть установленными на колоннах Славы, выполненных по проекту архитектора Карла Росси из серого гранита. Высота каждой колонны составляет 12 метров, из которых 2,5 метра занимают две крылатые фигуры богини Славы, венчающие эти колонны. Находится эта композиция в начале Конногвардейского бульвара, возникшего на месте Адмиралтейского канала, когда-то соединявшего Адмиралтейство с Новой Голландией.

Между тем, Клодту пришлось ехать с подарком в Берлин. По доставлении в Берлин, подаренных Государем Императором Его Величеству королю Прусскому двух конных групп, Клодт был пожалован от Его Королевского Величества орденом Красного Орла III степени 14 августа 1842 года. Известно, что находясь в Германии, Клодт ужасно тосковал по родине. Впрочем, «страдания» Клодта были вознаграждены: Фридрих Вильгельм IV, помимо ордена, пожаловал ему еще и бриллиантовую табакерку.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их Николай I опять подарил теперь монарху Королевства Обеих Сицилий Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Король Фердинанд II Бурбон, увидев коней Клодта пришел в полный восторг. Петр Клодт был награжден Неаполитанским орденом, а местные газеты вышли с заголовками: «В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое с креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя с Креста» - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта». До сих пор скульптуры находятся у въездных ворот в Королевский дворец Неаполя — Палаццо Реале, где сейчас располагается Национальная библиотека.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

Следующие скульптурные группы коней, отлитые в очередной раз Клодтом, были установлены у павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, построенном Николаем I для своей жены императрицы Александры. Но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли.

Павильон Бельведер в Петергофе. До военная фотография

Кони авторской отливки Клодта стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне, установленные на высоких постаментах перед фасадом дворца, обращенного к пруду.Территория была подарена графу, а позднее князю Алексею Федоровичу Орлову императором Николаем I в 1834 году за заслуги в подавлении декабрьского бунта 1825 года. Во время войны и оккупации германскими войсками скульптуры из Орловского парка тоже были похищены немцами. А сама усадьба сильно пострадала во время боевых действий Великой Отечественной войны, уцелели лишь башня с колодцем.

В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке в очередной раз отлитые Клодтом кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней.

Конный двор в усадьбе Кузьминки. До военная фотография

Усадьба Кузьминки известна с XVIII века. Ее владельцами были бароны Строгановы и князья Голицыны. В XIX веке Кузьминки считались одним из красивейших мест в окрестностях Москвы. Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в первой четверти XIX века при Сергее Михайловиче Голицыне. При нем усадьбу называли московским Павловском. Образцовое хозяйство, продуманная планировка, прекрасные архитектурные сооружения, живописные парки с прудами, островами, мостиками привлекали в усадьбу множество гостей.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1846 году Петр Клодт решил не делать больше копий коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста, и замысел скульптора был полностью воплощен в четырех скульптурных группах.

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только на фотографиях, но и во многих произведениях живописи. Композиция барона П. Клодта «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга.

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.


Перед Аничковым мостом размещалась застава, - в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, - они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили - теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.


В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали - теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине .

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией - укрощение коня, победа человека над дикой силой.



Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя - в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы - «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти - в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, - из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел - для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть - цвет расчищенной бронзы, - именно такими и создал их Клодт.


После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, - если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, - композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция - самая спокойная, - жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.


Аничков мост зимой

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Фрагмент скульптуры

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.