Когда день штурмана вмф рф. Кафедра штурманской службы военно-морского флота

На протяжении всего периода своего существования человечество обнаруживало бессознательную потребность в управлении. У первобытных общин были вожаки, войско непременно обзаводилось главнокомандующим и т.д. С возникновением первых наземных транспортных средств необходимость тотального контроля ситуации еще более возросла, так как одно дело – нести ответственность за народ, сидя во дворце, и совсем другое – находясь внутри работающего механизма. Когда же люди изобрели корабль с целью освоения морских дорог, к потребности в управленческой функции добавилось еще и обязательное владение знаниями в области пространственной ориентации. Так появилась профессия штурмана, представители которой отмечают 25 января свой главный праздник День штурмана ВМФ РФ.


Историческая справка

Море вызывает массу ассоциаций: крик чаек, плавание, брызги, переливающиеся на солнце, белая пена волн… Но это у обычных людей, у лиц же, связанных с государством военной службой, необозримое водное пространство – ни что иное, как возможное поле боевых действий, а также своеобразная замена «тверди земной» под днищем крейсера, миноносца и прочей техники. Для штурмана море – родная стихия, ведь за годы плавания человек, ведущий корабль сквозь ветра и расстояния к цели, успевает привыкнуть и качке, и к холодному неменяющемуся пейзажу за иллюминатором, и даже к мысли, что машина, за которую он в ответе, ограничивает возможности оказаться в стандартной обстановке в условиях неотвратимой опасности.

Разумеется, управляющие судами на Руси были с тех самых пор, как появился военно-морской флот. Вот только официально сей факт нигде закреплен не был, да и обучения данной профессии никакого специализированного не практиковалось. Празднование штурмана традиционно связывали с природными датами наилучшей ориентации в расположении сторон света без применения каких-либо дополнительных приспособлений, а именно – с осенним и весенним равноденствием.

Только в 1997 году руководством ВМФ было решено учредить праздник в честь славных трудяг-штурманов. Почему именно 25 января выбрано для празднования Дня штурмана ВМФ РФ? Дело в том, что этот день, правда, более трех столетий назад, с подачи императора Петра Великого стал моментом возникновения незаменимого штурманского подразделения. В устах венценосной особы распоряжение звучало следующим образом: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Кстати, тем же Петром были сделаны особые указания, изданные в виде свода обязательных правил поведения для субъектов, занимающих место непосредственно за корабельным штурвалом. Таким образом, император, по всей видимости, хотел донести до управляющих судами специалистов свое абсолютное убеждение в том, что лицо, осуществляющее ведение боевой машины в открытом море, обязано служить образцово-показательным примером для всей команды.


Штурман – первая ступень на длинной лестнице военной карьеры, доказательством чему являются многочисленные примеры из истории ВМФ. Известные адмиралы России задолго до того, как занять свою высокую и более ответственную должность, годами внимательно изучали навигационные карты и определяли изменение погоды по особым природным признакам. Отношение русского народа к штурманам всегда было исключительно уважительным, иначе не носили бы географические объекты нашей страны их имена, а таковых в одном Приморье более 80.

Профессия штурман ВМФ РФ

В этот зимний профессиональный праздник 25 января, День штурмана ВМФ РФ, хочется сказать о важности этой нелегкой военной профессии - штурман.

Слово штурман голландского происхождения, означает буквально «человек за рулем». Данное понятие в полной мере отражает смысл этой нелегкой специальности. Объем навыков и знаний, которыми просто обязан владеть штурман, ставит его профессию в один ряд с летчиками и капитанами-подводниками. Большая ответственность лежит на плечах управляющего судном – слишком много в море опасностей и непредвиденных обстоятельств.


Разумеется, навигационные приборы нового поколения существенно облегчают работу современного морского штурмана, однако, вопросов, которые при помощи одной только электронной техники не решить, немало. Так, нередко бывает, что сведения о координатах судна, «сообщаемые» интерактивной картой, не совпадают с истинным раскладом. Тогда здорово выручает старый добрый бумажный аналог, но для его применения необходимо владеть географическим языком. Это всего лишь пример. В реальности ситуации, требующие от штурмана непосредственного применения багажа своих знаний, встречаются чуть ли не на каждом шагу. Поэтому, во-избежании срыва стоящих перед командой корабля служебных и боевых задач, нужно без затруднений в случае чего и стороны света при отсутствии компаса определить, и через так называемую «узкость» судно провести, и с негодованием природы справиться. Пессимистам и хлюпикам в военно-морском флоте делать нечего – здесь нужны сильные духом, физически крепкие, отважные, сообразительные, с быстрой реакцией люди. Важное качество штурманов, требуемое в условиях специфики работы, это творческий подход к делу и склонность к импровизации. И, конечно же, чтобы стать корабельным управляющим, следует иметь соответственное образование: судоводительскую специальность.

Что подарить?

Если в вашем непосредственном окружении есть человек, выполняющий служебные обязанности военного штурмана надводного транспорта, перед вами, кроме поздравлений, встает вполне закономерная проблема выбора подарка виновнику праздника 25 января Дня штурмана ВМФ РФ. Профессия управляющего судном связана с морем и является суровым мужским занятием, очень полезным всему российскому народу. Поэтому подарите штурману сувенир, сочетающий в себе романтику и практичность. Пусть это будет, к примеру, миниатюрная подзорная труба, лупа, необычный компас или настенный барометр витиеватой формы. Подарком на День штурмана ВМФ РФ с изюминкой станет модель фрегата, светящегося в темноте, а оригинальным сувениром – глобус-бар. А можно не напрягать свое воображение и вручить фотокалендарь в соответствующем стиле или фотоальбом с изображением герба ВМФ на обложке – получателю будет приятно иметь у себя такую вещицу.



Сувениры и полезные в быту предметы кажутся вам слишком обыденными, чтобы стать подарком на День штурмана ВМФ РФ? Тогда придется обратиться за помощью к загадочному семейству природных минераловдрагоценных камней. Только представьте, как удивится тот, кому вы готовите настоящий сюрприз на праздник 25 января! Единственное, что необходимо иметь ввиду перед походом в ювелирный магазин – вспомнить или осведомиться о знаке Зодиака чествуемого.

Амулетом для штурмана способно стать украшение с аквамарином, хранящим путешествующих в море от всяческих бед; сапфиром, отводящим от мореплавателей кораблекрушения; изумрудом - символом бороздящих океанские просторы.

Праздник День штурмана ВМФ празднует 25 января вся наша огромная страна: от Краснодара до Камчатки. Крайне важно, чтобы мужественные штурманы почувствовали поддержку как близких людей, так и российского народа в целом – это станет для них мощнейшим стимулом к дальнейшей работе во благо Отечества!

Раньше (а неофициально и сейчас) День штурмана праздновался в дни весеннего (21.03) и осеннего (23.09) равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света - Солнце в любой точке восходит строго на востоке, а заходит соответственно на западе. Но с 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота.

Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигацких наук в Сухаревой башне. В указе Петра Первого от 25 января 1701 года было сказано: "Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению". Этот день и является официальной датой основания штурманской службы российского флота.

Надо добавить, что тем же Петром был издан Устав, согласно которому:

- "Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают."

- "Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают."

Вот какие были статьи в уставе Петра Великого. Но это так, к слову и не к празднику.

Воинскую службу многие известные флотоводцы начинали с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России - С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский, и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуостровов, 9 бухт.

Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особо трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ, - "работа штурмана в походе носит творческий характер". Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России.

Профессиональный праздник Военно-Морской Флот впервые в своей истории отметил 25 января 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ, а в 2001 году штурманская служба отечественного флота отметила свое 300-летие. Профессия сегодня

В настоящее время для улучшения подготовки штурманских служб соединений, боевых частей на кораблях, работы по предупреждению навигационной аварийности с использованием современных методов и способов навигации разрабатываются проекты новых руководящих и методических документов по штурманской подготовке в ВМФ: руководство по организации штурманской службы, правила штурманской службы для надводных кораблей и подводных лодок ВМФ. В новом руководстве и правилах впервые сформулировано понятие "штурманская подготовка". Она включает в себя комплексную многоуровневую систему обучения как личного состава штурманских боевых частей кораблей, так и флагманских штурманов, вахтенных офицеров кораблей, командиров соединений, их заместителей, командиров кораблей.

На флотах продолжается работа по совершенствованию существующих и поиску новых способов и методов решения навигационных задач. Исследуются возможности определения места подводных лодок без всплытия под перископ. Внедрены в практику навигации методики решения навигационных задач кораблевождения при плавании под льдами Арктики. Активно ведется освоение электронной информационной навигационной системы. У штурманской службы, как одной из главных составляющих всего российского Военно-Морского Флота - великая история, и нынешнее поколение офицеров-штурманов решает сложные задачи на морях и океанах, продолжая лучшие традиции своих предшественников.

Черный турмалин - Шерл в украшениях из серебра 925 пробы. Лечебные и магические свойства черного турмалина - Шерла.

Между прочим люди этой нужной профессии ценятся на флоте ничуть не меньше, чем отважные капитаны. Их имена навсегда вписываются золотыми буквами в историю того или иного открытия, легендарного плавания или морского сражения.

25 января военные специалисты, чья работа связана с прокладкой новых морских путей, отмечают свой профессиональный праздник – День штурмана ВМФ России. На их плечах не только забота о безопасном, верном направлении движения, но и отслеживание работы навигационного оборудования, его настройка.

Даешь День штурмана ВМФ РФ дважды!

Интересно, что раньше День Штурмана ВМФ РФ праздновался дважды в году, в дни осеннего и весеннего равноденствий. Опытные штурманы прекрасно знают, что это отнюдь не случайно, именно в эти дни можно без наличия специального оборудования, что называется, на глаз верно определить стороны света. Однако позволить подобную роскошь и дважды в году отмечать профессиональный праздник начальники ВМФ не могли. Поэтому, согласно приказу от 1996 года, по которому каждая из важных военных специальностей должна была получить свой отдельный, торжественный день. Таким образом 25 января стал официальным Днем Штурмана ВМФ в России.

История возникновения профессии штурмана ВМФ в России

Эта военная профессия появилась в России одновременно с возникновением флота и первое серьезное учебное заведение, где готовили штурманов самой высшей категории появилось в 1701 году. Тогда по указу Петра Первого в Москве была основана Школа навигационных наук. Находилось это учебное заведение в Сухаревой Башне, которая не дожила, к сожалению, до наших времен и была снесена, согласно генеральному плану развития Москвы. Это важное для флота событие (основание школы) произошло в январе, а если быть точными – 23 января 1701 года.

Этот день можно считать официальной точкой отчета становления отечественного военно-морского флота. Не торгового или научно-исследовательского, а именно военного, призванного защищать морские рубежи страны и если надо дать отпор врагу в нейтральных водах. Петр Первый прекрасно понимал, что хороший штурман – это залог успешного похода или операции. Поэтому, согласно еще одному приказу царя – штурманов нужно было оберегать, как зеницу ока. Причем, не только защищать и прятать во время боя, чтобы враг не смог настигнуть специалиста, но и даже во время гражданской жизни. Штурманов нельзя было пускать в кабаки, чтобы накануне важной битвы или похода они были, что называется в форме.

Стараниями Петра удалось воспитать целую плеяду талантливых штурманов, многие из которых впоследствии стали известными мореплавателями и руководителями флота.

Известные штурманы ВМФ России

Среди самых известных фамилий на ум приходят Горшков, Михайлин и Михайловский. Как уже писалось выше, имена знаменитых штурманов стоят в одном строю с именами прославленных капитанов. Всего в России имена наших штурманов носят дюжина островов, несколько десятков мысов, десяток больших и маленьких бухт и даже три полуострова. Люди стремятся попасть в эту профессию, потому что она, как ни одно другое военно-морское дело связано с настоящим творчеством. Грамотно выстроить маршрут, разработать наступление и маневр, могут только по-настоящему талантливые и творческие люди.

Когда День штурмана ВМФ РФ

Ежегодно 25 января в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех российских военнослужащих, чья деятельность непосредственно связана с прокладкой курса кораблей, судов и авиации ВМФ России, а также контролем за исправной работой навигационных приборов и исчислением перемещений. Иногда данный праздник называют также Днем навигатора.

Интересным представляется тот факт, что еще сравнительно недавно День штурмана ВМФ отмечался в нашей стране два раза в год. Для празднования были выбраны даты весеннего (20-21 марта) и осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно было легко без использования специальных инструментов и приборов определить стороны света – Солнце всходило строго на востоке, а заходило, соответственно, на западе. Такая практика существовала вплоть до 1997 года. Изменения в дату празднования внес занимавший в то время пост Главнокомандующего ВМФ РФ адмирал флота Феликс Николаевич Громов, соответствующий приказ «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» он подписал 15 июля 1996 года. В соответствии с приказом День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации следовало отмечать 25 января.


Стоит отметить, что дата празднования была выбрана неслучайно. Именно в этот день 25 января 1701 года Пётр I издал Указ, в котором, в частности, отмечалось: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Для реализации воли царя в стране была образована «Школа математических и навигацких наук», располагалось новое учебное заведение в Москве, в Сухаревской башне. Этот день сегодня справедливо считается официально датой основания штурманской службы российского флота.

Само словом штурман пришло к нам из Голландии (stuurman, от stuur - «руль» и man - «человек»). Буквально его можно было бы перевести, как человек за рулем. Данное определение достаточно точно отражает смысл данной профессии. При этом и несколько веков назад, и сегодня на штурмане лежит огромная ответственность, так как в море корабль всегда может столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Конечно, современное оборудование значительно упростило работу штурманов, но от них все еще требуется умение выполнять свою работу без современной электронной техники, которая может выйти из строя по различным причинам.

Пётр I заложивший основы российского флота прекрасно отдавал себе отчет в важности штурманской службы. При этом обязанности штурмана и подштурмана корабля были документально определены в 1720 году, они содержались в первом для России Морском уставе. На корабле в зависимости от его вооружения (количества орудий) необходимо было иметь 1-2 штурмана, у которых в подчинении находилось по 1-2 подштурмана. К примеру, на линейных кораблях с 50-90 орудиями по штату полагалось иметь двух штурманов и двух подштурманов, при наличии 32 орудий – по 1 штурману и 2 подштурмана, 14-16 орудий – по 1 штурману и 1 подштурману. При этом на тот момент времени должность штурмана на флоте стояла по старшинству между шкипером и боцманом. По вопросам кораблевождения штурман подчинялся непосредственно командиру корабля.

Штурманы обязаны были получать необходимые припасы по штурманской части (компасы, магниты для намагничивания компасных стрелок, лоты, песочные часы и др.). На линейном корабле в те годы полагалось иметь сразу 8 магнитных компасов и до 10 песочных часов разной продолжительности: от полминуты до получаса, включительно. При завершении кампании штурманы докладывали капитану о расходовании припасов, после чего сдавали остатки на склады (в магазины). При этом штурманы должны были иметь свои личные атласы морских навигационных карт, навигационные пособия и инструменты (квадранты, градштоки, ноктуралы, циркули и др.). Также штурманы обязаны были содержать в порядке компасы, периодически заниматься их проверкой, следить за песочными часами.


Непосредственно перед морским походом в обязанности штурману вменялось осматривать руль. В море штурманы отвечали за аналитические расчеты, записывая в свой журнал курс, дрейф корабля, пройденное кораблем расстояние, склонение компаса, течение моря, ветер и множество другой информации. При совершении плавания вблизи побережья штурманы обязаны были его изучать, нанося на карты все незнакомые мели, скалы и крупные камни. При постановке судна на якорь они занимались контролем времени его бросания в зависимости от дрейфа, а после постановки на якорь следили за перемещениями корабля.

В свое время многие известные российские флотоводцы начинали свою воинскую карьеру именно с должности штурмана корабля. Среди них были адмиралы, которые заложили основу современного флота нашей страны, такие как С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стояли в одном ряду с именами командиров кораблей. К примеру, в одном только Приморском крае именами штурманов российского флота были названы 64 мыса, 12 остров, 9 бухт и 3 полуострова, таким образом, их имена были увековечены для истории.

С момента появления в России флота прошло уже более трехсот лет, с тех пор судостроение, наука и морское дело проделали огромный путь, но труд штурмана по-прежнему востребован и почитаем на флоте. По словам главного штурмана ВМФ Российской Федерации контр-адмирала Эдуарда Луйка, штурманская специальность, которая появилась в нашей стране одновременно с появлением первых военных кораблей, в наши дни в высшей степени востребована, эту специальность можно назвать одной из главных морских специальностей в ВМФ России. Адмирал подчеркивает, что без штурмана и в наше время невозможно представить себе ни движение корабля, ни его действия по применению имеющихся на борту штатных систем вооружения. В условиях, когда российские боевые корабли и подлодки снова решают ответственные задачи военно-морского присутствия в Мировом океане, роль и ответственность, которая ложиться на плечи флотских штурманов, только увеличивается.


По данным на 2017 год штурманская служба Военно-морского флота России насчитывала порядка 3000 специалистов, порядка 1000 из них – это офицеры. Также это более 200 человек профессорско-преподавательского состава различных российских военно-морских учебных заведений. Порядка 50 из них имеют ученую степень, а более 30 преподавателей – ученое звание. Сегодня к штурманской службе ВМФ России относится более 10 учебных подразделений, основными из которых можно назвать кафедры штурманской службы ВМФ в Военно-морской академии, кафедры кораблевождения в высших военно-морских учебных заведениях, расположенных в Санкт-Петербурге, Севастополе, Калининграде и во Владивостоке, а также в учебных центрах ВМФ России. В распоряжении штурманской службы российского флота сегодня находятся как специальные тренажеры для морской подготовки будущих штурманов, так и современные учебные лаборатории. Также для морской подготовки штурманов активно используются несколько учебных кораблей и порядка 10 учебных катеров.

При этом престиж и востребованность штурманской профессии по-прежнему велики. Это подтверждается и достаточно высоким конкурсом при поступлении на учебу. Так в 2016 году конкурс в российские военно-морские учебные заведения на штурманскую специальность составлял 3,5 человека на место. Российский флот заинтересован в качественном отборе кандидатов для поступления на первый курс на штурманскую специальность. От качества отбора и подготовки будущих штурманов напрямую зависит успешное выполнение боевыми кораблями и судами обеспечения ВМФ России поставленных задач, без различных происшествий и навигационных аварий, которые в море могут иметь самые печальные последствия и для корабля, и для его команды.

«Подготовка штурманов для ВМФ Российской Федерации учитывает сегодня и активный процесс обновления флота в рамках Государственной кораблестроительной программы, получения в состав флота новых надводных и подводных кораблей нового поколения, оснащения военно-морского флота новыми вооружениями, современными навигационными системами и комплексами. Перед кораблями российского флота все чаще ставятся ответственные задачи, которые напрямую связаны с действиями в составе разнородных, межвидовых и однородных по составу группировок. Все это требует от специалистов штурманских служб всех российских флотов и Каспийской флотилии еще более высокого уровня профессиональной и практической подготовки», – отмечает контр-адмирал Эдуард Луйк. По его словам, навигационное обеспечение выполнения поставленных задач в море приобретает в наши дни еще большее значение, так как российские корабли все чаще появляются в различных районах Мирового океана, зачастую еще малоизученных.

25 января коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех штурманов ВМФ России и ветеранов штурманской службы с их профессиональным праздником. День штурмана ВМФ России – это праздник всех людей, кто по долгу своей службы исполнял или продолжает исполнять очень важные задачи по обеспечению навигационной безопасности плавания надводных кораблей и подлодок, а также различных судов обеспечения российского флота в самых разных регионах нашей планеты – от жарких тропиков до ледяных арктических широт.

По материалам из открытых источников

Кафедра штурманской службы берет свое начало в 1827 г., когда открылся Высший офицерский класс при Морском кадетском корпусе, где началась академическая подготовка офицеров-штурманов для российского флота. Их обучали на гидрографических отделениях сначала Офицерского класса, затем Академического курса морских наук и Николаевской морской академии.

В начале XX в. окончили академию Н. Н. Матусевич (1904 г.) и Н. А. Сакеллари (1913 г.), впоследствии руководившие кафедрой кораблевождения Военно-морской академии. В годы Первой мировой войны Матусевич издал «Записки по мореходной астрономии» и номограммы «Точность определения места корабля по способу Сомнера».

Для подготовки командиров Красного Флота в ноябре 1918 г. открыли Соединенные классы специалистов командного состава РККФ, куда включили штурманский класс. Классы размещались в здании академии. В сентябре 1920 г. произвели первый набор слушателей для обучения штурманской специальности. Для преподавания мореходной астрономии пригласили Н. Н. Матусевича, компасного дела - В. Я. Павлинова. В октябре того же года в академии открылись астрономический и компасный кабинеты.

В августе 1921 г. после кронштадтского восстания занятия временно прекратили, а слушателей и преподавателей подвергли так называемой «фильтрации». Имевших дворянское происхождение репрессировали, а выходцев из рабочих и крестьян оставили для продолжения обучения. В октябре 1921 г. расформировали Соединенные классы специалистов командного состава РККФ, 8 марта 1922 г. возобновились занятия в подготовительных группах всех отделов академии.

30 августа 1923 г. отделы переименовали в факультеты. Гидрографический факультет, на котором обучались штурманы, с 1924 по 1932 г. возглавлял Н. А. Сакеллари, который с 1920 г. читал лекции по штурманскому делу. Он подготовил к печати первые учебники и учебные пособия, такие как «Навигация», «Мореходная астрономия» и др.

В 1923 г. состоялся первый выпуск слушателей гидрографического факультета. Среди выпускников 20-х гг. были Н. Ю. Рыбалтовский, А. Д. Козлов, К. С. Ухов, ставшие впоследствии учеными в области кораблевождения. Наряду с учебной работой профессорско-преподавательский состав большое внимание уделял научной деятельности: создавали капитальные труды, чем вносили значительный вклад в развитие науки. Так, были изданы учебники Б. И. Кудревича «Теория и практика гироскопического компаса» (1921 г.), Н. Н. Матусевича «Мореходная астрономия» (1922 г.), «Учение об ошибках наблюдений и способ наименьших квадратов» (1926 г.) и «Прямоугольные координаты и их применение в гидрографии, картографии и навигации» (1934 г.), Н. А. Сакеллари «Сущность кораблевождения» (1922 г.) и др.

В июне 1927 г. по приказу Реввоенсовета СССР, звание профессора по астрономии и геодезии присвоили В. В. Ахматову, а по астрономии - Н. Н. Матусевичу. Они стали первыми профессорами штурманской специальности в академии в советское время.

Слушатели Военно-морской академии во время практики на заводе Штурманских приборов.


1 сентября 1931 г. на гидрографическом факультете образовали кафедру кораблевождения и кафедру электронавигационных приборов. Начальниками кафедр назначили Н. А. Сакеллари (1932-1936 гг.), Н. Н. Матусевича (1936-1947 гг.) и Б. И. Кудревича (1932-1941 гг.). На этом факультете обучали командиров по штурманской, гидрографической, гидрометеорологической специальностям и по специальности ограждения морей.

Всего с 1929 по 1937 г. произведено 6 выпусков слушателей гидрографического факультета, среди которых были М. А. Воронцов, И. Т. Дорофеев, Я. Я. Лапушкин, Н. И. Сигачев и др. В июне 1935 г. В. В. Каврайский и Н. А. Сакеллари получили звания профессора высших военных учебных заведений, а в следующем году В. В. Каврайскому и Н. Н. Матусевичу присвоили ученую степень доктора астрономии и геодезии. В апреле 1937 г. звание профессора получил Б. И. Кудревич. К началу Великой Отечественной войны в академии была создана и отработана система подготовки высококвалифицированных штурманов и специалистов по техническим средствам навигации.

В период начавшейся Великой Отечественной войны подготовку штурманов и специалистов по техническим средствам навигации осуществляли контр-адмирал В. А. Березкин, инженеры-контрадмиралы Б. И. Кудревич и В. В. Каврайский, инженер-вице-адмирал Н. Н. Матусевич.

В 1941 г. приема на первые курсы не было. Немногочисленный прием слушателей провели весной и осенью 1942 г. 10 августа 1941 г. состоялся первый (военный) выпуск. Среди выпускников-штурманов (набор 1938 г.) И. И. Аргунов, Л. С. Вайсман, Н. Ф. Гончар, В. Д. Шандабылов и др. За время войны произвели всего два выпуска штурманов высшей квалификации: в 1943 (набор 1940 г.) и в 1945 г. (набор 1942 г.). Среди выпускников В. Ф. Яросевич (1945 г.), впоследствии контр-адмирал - главный штурман ВМФ.

С созданием в 1945 г. Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова офицеров-штурманов высшей квалификации начали обучать на кафедре кораблевождения и навигационных приборов (до 1949 г.), а позднее - на кафедре военного кораблевождения (до 1958 г.).

До 1947 г. начальником кафедры являлся Н. Н. Матусевич, инженер-вице-адмирал, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор физико-математических наук, профессор, автор множества работ по кораблевождению, гидрографии, небесной механике, теории ошибок и картографии. В 1947-1952 гг. кафедру возглавлял капитан 1 ранга Н. Ю. Рыбалтовский, доктор технических наук, профессор, автор трудов по магнитно-компасному делу. В 1952 г. начальником кафедры военного кораблевождения стал специалист в области кораблевождения, флагманский штурман Северного флота в годы войны, капитан 1 ранга П. П. Скородумов.


Изучение деталей компаса под руководством капитана I ранга Н. Ю. Рыбалтовского.


Преподавателями кафедры являлись А. П. Демин (1949-1960 гг.), Е. В. Кузнецов (1951-1959 гг.), Б. П. Новицкий (1945-1948 гг.), И. В. Юхов (1952-1960 гг.). При кафедре создали кабинет военного кораблевождения. Ведущей кафедрой по подготовке офицеров - специалистов высшей квалификации по техническим средствам навигации считалась кафедра электронавигационных приборов, образованная в 1949 г. Возглавлял ее капитан 1 ранга Н. И. Сига- чев, доктор технических наук, специалист в области гироскопических навигационных приборов.


Начальник кафедры кораблевождения профессор, инженер-контр-адмирал Б. И. Кудревич консультирует слушателей по устройству гирокомпаса.


Преподавателями кафедры были И. Т. Дорофеев, Д. Н. Иконников, С. С. Матвеев.

В 1956 г. кафедру электронавигационных приборов ликвидировали, а создали кафедру радионавигационных систем и навигационного оборудования театров, которую возглавил капитан 1 ранга В. П. Грек, ученый в области радионавигации. В феврале 1956 г. на кафедру кораблевождения перевели преподавателей ликвидированных кафедр электронавигационных приборов, океанографии и метеорологии. В 1958 г. кафедры военного кораблевождения и гидрографии объединили в кафедру военной гидрографии и кораблевождения. Однако эта кафедра просуществовала менее года (возглавил ее инженер-контр-адмирал В. А. Снежинский, доктор военно-морских наук, профессор, ученый в области гидрометеорологии и океанографии). В августе 1959 г. на ее базе создали кафедру океанографии и кафедру военной гидрографии.

Профессорско-преподавательский состав наряду с учебной работой большое внимание уделял научной деятельности. Так, были изданы учебники Н. Н. Матусевича «Система таблиц для вычисления линий положения астрономических и навигационных» (1946 г.), «Основы мореходной астрономии» (1956 г.), учебное пособие П. П. Скородумова « Мореходная астрономия» (1963 г.) и др.


Занятия по изучению метеорологических приборов проводит профессор, инженер капггтан 1 ранга В. А. Березкин (крайний слева).


Выпускниками этих лет стали А. Н. Мотрохов - впоследствии контр-адмирал, доктор военных наук, главный штурман ВМФ, А. В. Федотов - в дальнейшем контр-адмирал, начальник Научно-исследовательского навигационно-гидрографического института ВМФ, А. С. Алексеев, Э. С. Бородин, Ю. М. Иванов, В. Ф. Паластров, Н. И. Шаповалов, Д. Э. Эрдман, А. Н. Яковлев - будущие главные штурманы флотов, В. С. Болдырев, Н. М. Груздев, О. А. Мрыкин, М. И. Скворцов, ставшие затем докторами наук, внесшими значительный вклад в теорию кораблевождения.

В 1951 - 1955 гг. в академии на 3-месячных курсах при кафедре военного кораблевождения повысили свою квалификацию 45 флагманских штурманов флотов, флотилий и соединений ВМФ.

После объединения командной и инженерной академий гидрографический факультет ликвидировали, а подготовку офицеров-штурманов высшей квалификации на время прекратили. В объединенной академии на факультете радиоэлектроники создали кафедру технических средств навигации, где обучали офицеров - специалистов высшей квалификации по техническим средствам навигации. Возглавлял кафедру с 1961 по 1971 г. капитан 1 ранга С. С. Матвеев, доктор технических наук, профессор, ученый в области гироскопии, автор многочисленных трудов по гироскопическим навигационным приборам.

Преподавателями кафедры были Л. В. Данишевский, А. Е. Кораблев, В. Ф. Массаров, Б. И. Савин, Р. С. Кабиров, Ф. С. Павлов, Г. Я. Башилов. Под руководством С. С. Матвеева ученые кафедры выполнили более 30 научно-исследовательских работ, написали и издали 2 учебника. Слушателями являлись командиры штурманских боевых частей надводных кораблей и подводных лодок. Среди выпускников кафедры Ю. И. Жеглов (вице-адмирал, начальник Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны), В. И. Алексин и Р. А. Зубков (контрадмиралы, главные штурманы ВМФ), Р. В. Балтушка, В. В. Колтуненко (флагманские штурманы флотов).

В 1971 г. главнокомандующий ВМФ принял решение о возобновлении обучения морских офицеров штурманской специальности в Военно-морской академии. Для этого на кафедре технических средств навигации была открыта вторая специальность, по которой начали готовить флагманских штурманов соединений и объединений ВМФ. Начальником кафедры назначили флагманского штурмана Северного флота контр-адмирала Д. Э. Эрдмана. Ученые кафедры разработали новые учебные планы и программы, издали курсы лекций, учебные пособия, учебники. Заместителями начальника кафедры были капитаны 1 ранга А. Е. Кораблев (1971 -1982 гг.), Р. С. Кабиров (1982-1987 гг.), В. М. Спригуль (1987-1992 гг.); преподавателями - капитаны 1 ранга Ю. Д. Баранов (1970-1989 гг.), Б. А. Войцеховский (с 1976 г.), А. И. Гаврилов (с 1986 г.), В. В. Кенарский (1985-2000 гг.), В. Я. Комин (1980-1996 гг.), В. П. Луконин (с 1977 г.), В. Ф. Массаров (1958-1984 гг.), Л. А. Нахатович (с 1981 г.), С. Н. Некрасов (1978-1997 гг.), Б. И. Савин (1960-1978 гг.), В. Н. Трунов (1985-2003 гг.), Е. М. Фалин (1974-1990 гг.), Л. И. Филонов (с 1981 г.).

В 1988 г. начальником кафедры назначили флагманского штурмана флотилии подводных лодок Северного флота капитана 1 ранга Б. Е. Дегтярева (выпускника академии 1977 г.). В 1989 г. кафедру переименовали в кафедру кораблевождения и продолжили обучение слушателей по тем же двум специальностям - командно-инженерной оперативно-тактической штурманской и инженерной оперативно-тактической технических средств и систем кораблевождения.


Участник похода кораблей во Владивосток через Панамский канал доцент, капитан 1 ранга Н. Ю. Рыбалтовский рассказывает слушателям академии о маршруте похода.


С 1974 г. по 1991 г. на кафедре подготовлено 87 специалистов по техническим средствам навигации и 137 штурманов. Среди выпускников Е. Г. Бабинов (контр-адмирал, главный штурман ВМФ), В. А. Солодов (контр-адмирал, заместителя начальника Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны), В. С. Макода (контр-адмирал, доктор технических наук, начальник Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института Министерства обороны), С. П. Алексеев (контр-адмирал, доктор технических наук, профессор, начальник Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института Министерства обороны), С. И. Гарматенко, А. Э. Железняков, Ю. И. Кобзарев, В. А. Кондратьев, Б. Г. Кучин, В. С. Мальцев, Н. С. Торопов, Е. И. Худояров, А. В. Шемитов, Д. Б. Штефанов (главные штурманы флотов).

Профессорско-преподавательский состав кафедры наряду с учебной работой большое внимание уделял научной деятельности. Так, были разработаны основы теории комплексирования корабельных навигационно-измерительных систем (С. Н. Некрасов), теоретические основы методов создания измерителей путевой скорости корабля на основе использования стационарных электромагнитных полей радионавигационных систем (Р. С. Кабиров), эффективности системы кораблевождения надводных кораблей и подводных лодок (Д. Э. Эрдман, Ю. Д. Баранов, В. М. Спригуль, В. Я. Комин, Л. А. Нахатович).

В 1991 г. срок обучения слушателей увеличили до 3 лет. В связи с этим разработали новые учебные планы и программы. Сохранялась преемственность в подготовке слушателей по предыдущим учебным планам и программам. На третьем курсе проводилась стажировка слушателей на тех должностях, на которые предполагалось их назначать после окончания академии. Однако такая практика продолжалась недолго. В 1999 г. в связи с экономическими трудностями в стране ее сократили.


Профессорско-преподавательский состав кафедры с выпускниками /975 г.: Ю. Д. Баранов, А. Е. Кораблев, Д. Э. Эрдман, Л. В. Даиишевский, В. Ф. Массаров (первый ряд, слева направо); Ю. К. Кореневский, И. Ф. Величко, В. И. Баранец, В. М. Богданов, А. И. Гедзюра, В. К. Подосенов (второй ряд, слева направо); В. М. Приступа, В. М. Спршулъ, А. В. Шевченко, Ю. А. Сыздыков, Е. М. Фалин, Л. А. Мусояи (третий ряд, слева направо).


В 1995 г. начальником кафедры стал контр-адмирал Д. Б. Штефанов, главный штурман Северного флота, работавший всего 2 года; в 1997 г. его назначили главным штурманом Морской охраны Федеральной пограничной службы, а начальником кафедры - капитана 1 ранга Л. А. Нахатовича. В 1998 г. кафедру кораблевождения переименовали в кафедру штурманской службы ВМФ и начали обучать слушателей специальностям организации управления кораблевождением, организации разработки и эксплуатации средств и систем навигации. Создали новые учебные планы и программы (срок обучения уменьшили до 2 лет). Характерной особенностью обучения на кафедре явилась ориентация на подготовку офицеров к управленческой деятельности.

С 2001 г. кафедра перешла на обучение слушателей по государственным образовательным стандартам по специальности управление штурманской службой ВМФ. Подготовку специалистов по техническим средствам навигации свернули. Преподаватели кафедры написали 2 учебника, посвященных вопросам организации эксплуатации и ремонта технических средств навигации, теории радиоэлектронных навигационных систем; руководили комплексными научно-исследовательскими работами, направленными на автоматизацию навигационно-гидрографического обеспечения боевых действий и операций. В 2001 г. начальником кафедры назначили капитана 1 ранга А. Ю. Тихонова, кандидата военных наук, доцента. На кафедре продолжают трудиться А. Р. Косульников (с 1996 г.), К. И. Шарапов (с 1997 г.), С. А. Ярошенко (с 2000 г.), М. А. Чичин (с 2001 г.), С. П. Курбатов (с 2003 г.), Б. А. Войцеховский, А. И. Гаврилов, В. П. Луконин, Л. А. Нахатович, Л. И. Филонов. В адъюнктуре обучались капитаны 2 ранга Б. Б. Борисенко, Д. С. Герег и В. В. Матвеев. Учебную лабораторию возглавляет В. М. Булгаков.


Коллектив кафедры штурманской службы ВМФ: Р. С. Кабиров, Л. А. Нахатович, Б. Е. Дегтярев, В. П. Луконин (первый ряд, слева направо); Л. И. Филонов, Ю. А. Тихонов, С. Н. Некрасов, В. В. Кенарский, А. Р. Косульников, В. Н. Трунов, А. И. Гаврилов, В. Я. Комин, В. М. Спригуль, С. Е. Дмитриев (второй ряд, слева направо). 1993 г.


Из числа выпускников кафедры 15 человек стали докторами и более 50 - кандидатами наук; 22 выпускникам кафедры присвоены адмиральские звания. Лауреатами Государственной премии СССР стали выпускники и сотрудники кафедры В. П. Заколодяжный, А. П. Князев, В. С. Макода, Л. К. Овчинников, Н. И. Сигачев, Е. Ф. Суворов, В. Д. Теплов, В. А. Фуфаев; заслуженными деятелями науки и техники РСФСР - В. В. Березкин, Б. И. Кудревич, И. Н. Матусевич; заслуженными работниками высшей школы - Р. С. Кабиров. За достигнутые успехи в учебной и научной работе в Исторический журнал Военно-морской академии занесены имена А. Е. Кораблева, Л. В. Данишевского, В. Ф. Массарова, Р. С. Кабирова, Д. Э. Эрдмана, Ю. Д. Баранова. Только за послевоенный период кафедрой подготовлено около 700 специалистов высшей квалификации по штурманской специальности и по техническим средствам навигации. При этом 18 офицеров окончили академию с отличием и золотой медалью. Первым золотую медаль получил в 1952 г. И. В. Юхов. Все ведущие должности штурманской службы на флотах, значительная часть в Главном управлении навигации и океанографии и Государственном научно-исследовательском навигационно-гидрографическом институте заняты выпускниками кафедры.

КАБИРОВ Рашид Садвакасович (1928-2003)


Деятель российского ВМФ, капитан 1 ранга, ученый в области радионавигационных систем и эксплуатации технических средств навигации и океанографии, педагог, доктор технических наук (1985 г.), профессор (1987 г.), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (1998 г.), член-корреспондент Российской академии естественных наук и Петровской академии наук и искусств (1998г).В 1952 г. окончил с отличием гидрографический факультет Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. В течение последующих 8 лет служил в штурманских частях районов Гидрографической службы военно-морских баз Балтийск и Свинеуйсьце Балтийского флота, где успешно работал по обеспечению внедрения и освоения новейших образцов поступающих на вооружение ВМФ технических средств навигации, обучению специалистов кораблей и соединений флота методам эксплуатации штурманского вооружения. В 1963 г. окончил с золотой медалью Военно-морскую академию. Параллельно в 1961 г. заочно окончил Ленинградский электротехнический институт связи имени профессора Бонч-Бруевича, получил квалификацию радиоинженера. Начиная с 1964 г. - на педагогической работе на кафедре технических средств навигации Военно-морской академии (в настоящее время - кафедра штурманской службы ВМФ), где последовательно занимал должности преподавателя, старшего преподавателя и заместителя начальника кафедры. Являлся крупным специалистом и ведущим педагогом в области радиоэлектронных навигационных средств, надежности технических средств навигации, организации эксплуатации и ремонта морских средств навигации. Разработал и внедрил в учебный процесс профилирующие дисциплины по указанным научным направлениям.

В своих диссертационных работах разработал методы создания измерителей абсолютной скорости движения корабля на основе использования стационарных электромагнитных полей, методы комплексирования инерциальных навигационных систем с системами радионавигации, методы повышения помехоустойчивости радионавигационных систем, их радиоэлектронной защиты и боевого использования в условиях радиоэлектронной борьбы. В списке его научных трудов более 90 наименований научных и более 50 учебно-методических трудов. Успешно руководил адъюнктской подготовкой, являлся руководителем и научным консультантом 14 кандидатов и 4 докторов наук. Состоял членом ряда диссертационных советов в нескольких вузах. После увольнения в запас в 1989 г. до последнего дня своей жизни продолжал научно-педагогическую деятельность в Военно-морской академии в должности профессора кафедры штурманской службы ВМФ. Автор учебников «Теория радиоэлектронных навигационных систем» (1996 г.), «Организация эксплуатации и ремонта технических средств навигации и океанографии» (1992 г.), «Радиоэлектронное подавление радиосвязи и радионавигации ВМС противника» (1984 г.), монографий «Кораблевождение. Практическое руководство для штурманов» (1972 г.), «Руководство по исследованию и контролю радионавигационных систем дальнего действия с наземными станциями (РИК РНС-90)» (1995 г.), справочного пособия «Основные термины и определения в области радионавигации» (1999 г.) и др. Награжден медалями. Умер в Петербурге. Похоронен на Северном кладбище.

КУДРЕВИЧ Борис Иванович (1884-1960)


Специалист в области проектирования и использования навигационных приборов, педагог, доктор технических наук (1939 г.), профессор (1934 г.), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947 г.), инженер-контр-адмирал (1940 г.). В 1909г. окончил физико-математический факультет Харьковского университета. В ВМФ с 1913 г. В мае 1913 г. направлен для усовершенствования знаний в Пулковскую астрономическую обсерваторию. В августе 1913 г. по приглашению Главного гидрографического управления занял должность заведующего Инструментальной камерой Депо карт и книг Либавского порта. В 1915-1918 гг. помощник заведующего компасным делом на флоте. В 1916 г. в Гельсингфорсе организовал первую ремонтную базу по гирокомпасам и «гирокласс», в котором была подготовлена первая группа отечественных специалистов-техников по гироскопическим компасам. В 1919-1920 гг. начальник гирокомпасной части флота. С 1920 г. по совместительству преподавал в Военно-морской академии. Старший руководитель (1937 г.), начальник кафедр навигационных приборов и инструментов (1937-1939 гг.), кораблевождения 1939-1943 гг.), стабилизации (1943-1945 гг.) Военно-морской академии. С 1945 г. - начальник кафедры стабилизации Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А. Н. Крылова. В 1916-1938 гг. одновременно преподавал в Штурманских офицерских классах, Школе подводного плавания, Военно-морском инженерном училище, в нескольких институтах Ленинграда. Автор 5-томного труда «Теория и практика гироскопического компаса» (1921 - 1945 гг.), трудов «Подводная звуковая сигнализация и ее современное применение» (1926 гг.), «О применении гирокомпаса в высоких широтах» (1932 г.), «Баллистическая девиация гирокомпаса и метод ее предупреждения» (1932 г.), «Дополнительные вопросы теории гирокомпасов и гировертикалей» (1941 г.) и др. С 1948 г. в отставке. В 1948-1953 гг. преподавал в Ленинградском высшем мореходном училище. Награжден орденом Св. Станислава 3-й степени, советскими орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красного Знамени, медалями. Его именем названо учебное судно ВМФ. Умер в Ленинграде, похоронен на Богословском кладбище.

МАТВЕЕВ Серафим Семенович (1916-2000)


Деятель российского ВМФ, капитан 1 ранга, ученый в области гироскопических навигационных приборов и систем, педагог, доктор технических наук (1964 г.), профессор (1966 г.), заслуженный деятель науки и техники РФ (1993 г.). Окончил в 1936 г. Боровский техникум землеустройства и мелиорации и поступил в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. В 1939 г. был призван на военную службу и зачислен слушателем гидрографического факультета Военно-морской академии. После окончания Военно-морской академии с 1942 по 1947 г. проходил службу в должностях инженера и старшего инженера части штурманских приборов Гидрографического отдела Северного флота. За отличное навигационное обеспечение боевых операций кораблей Северного флота в 1944 г. награжден орденом Красной Звезды. С 1947 г. - адъюнкт Военно-морской академии. С 1951 г. по 1971 г. - преподаватель, старший преподаватель, заместитель начальника кафедры, начальник кафедры технических средств навигации Военно-морской академии. С 1971 г. после увольнения в запас работал в должности профессора кафедры технических средств кораблевождения Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. Автор трудов «Теория и основы проектирования гироскопических навигационных приборов», (1963, 1966 гг.), «Гирокомпасы и гиро-горизонткомпасы»(1974 г.), «Навигационные комплексы» (1983 г.), «Математические модели и характеристики погрешностей двухрежимных гироскопических курсоуказателей» (1983 г.), «Математические модели погрешностей корабельных инерциальных навигационных систем» (1989 г.). Награжден орденом Красной Звезды, медалями. Умер в Петербурге. Похоронен на кладбище Петербургского крематория.

МАТУСЕВИЧ Николай Николаевич (1879-1950)


Гидрограф-геодезист, исследователь Севера, педагог, доктор астрономии и геодезии (1935 г.), профессор (1927 г.), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1944 г.), капитан дальнего плавания (1930 г.), почетный полярник СССР, инженер-вице-адмирал (1944 г.). В 1898 г. окончил Морской корпус, в 1904 г. - гидрографическое отделение Николаевской морской академии, в 1909 г. - Петербургский университет, а в 1911 г. - курсы при Пулковской обсерватории. В составе 2-й Тихоокеанской эскадры принимал участие в Цусимском сражении (1905 г.). С 1912 г. руководил съемкой Белого моря. В 1909-1918 гг. организатор и заведующий временным Штурманским офицерским классом, а с осени 1918 г. заведовал штурманским отделением Соединенных офицерских классов. В 1915-1920 гг. возглавлял гидрографические экспедиции в Белом море. Одновременно на преподавательской работе в Штурманском офицерском классе (1911-1918 гг.), заведующий штурманским классом и преподаватель Соединенных классов (1918-1923 гг.), преподаватель (1920-1929 и 1932-1935 гг.), главный руководитель (1922-1924 гг.), старший руководитель (1924-1925 гг.), начальник кафедры гидрографии (1935-1936 гг.), начальник кафедры кораблевождения (1936-1947 гг.) Военно-морской академии. По совместительству в 1920-1924 гг. преподавал в Военно-морском гидрографическом училище. С 1924 г. начальник Северной гидрографической экспедиции Главного гидрографического управления. С 1931 г. штатный преподаватель Военно-морской академии. В 1935 г. получил степень доктора астрономии и геодезии, стал председателем отделения математической географии и картографии Географического общества СССР, а в 1947 г. - его вице-президентом. С 1947 г. в отставке, профессор Высшего арктического морского училища им. адмирала С. О. Макарова, вице-президент Географического общества СССР. Автор трудов «Мореходная астрономия»(1922 г.), «Прямоугольные координаты и их применение в географии, картографии и навигации» (1934 г.), «Основы мореходной астрономии» (1956 г.) и др. Награжден орденами Св. Владимира 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 3-й степени, советским орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями. Его именем названы несколько географических пунктов и гидрографическое судно. Умер в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища.

НЕКРАСОВ Сергей Николаевич (Родился в 1945 г.)

Специалист в области кораблевождения, педагог, доктор технических наук (1993 г.), профессор (1996 г.), действительный член Академии навигации и управления движением, капитан 1 ранга. В 1969 г. окончил Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе, а в 1976 г. - Военно-морскую академию. С 1976 г. - адъюнкт, преподаватель, старший преподаватель кафедры кораблевождения Военно-морской академии. Автор более 50 научных работ, в том числе учебника и 6 учебных пособий. Награжден медалями.

РЫБАЛТОВСКИЙ Николай Юльевич (1896-1969)


Специалист в области мореходной астрономии и магнитно-компасного дела, педагог, доктор военно-морских наук (1949 г.), профессор (1950 г.), капитан 1 ранга. В 1917 г. окончил Морской корпус, а в 1925 г. - Военно-морскую академию. Вахтенным начальником линейного корабля «Гангут» участвовал в Ледовом походе Балтийского флота (1918 г.). С 1918 г. командир эскадренного миноносца «Ретивый». В годы Гражданской войны командовал эскадренными миноносцами «Ретивый», «Яков Свердлов» и «Карл Либкнехт». С 1925 г. служил в Главном гидрографическом управлении. В 1928 г. прикомандирован к Пулковской обсерватории. В 1930 г. был начальником отдельного гидрографического отряда Балтийского моря. С 1937 г. на преподавательской работе в Военно-морской академии. В 1941-1943 гг. флагманский штурман морской обороны Ленинграда и озерного района. С 1943 г. снова на преподавательской работе в Военно-морской академии, с 1944 г. начальник гидрографического факультета, а в 1947-1952 гг. - начальник кафедры кораблевождения. С 1952 г. в отставке. После увольнения возглавлял кафедру мореходной астрономии в Ленинградском высшем морском инженерном училище им. адмирала С. О. Макарова. Автор трудов «Уничтожение четвертной девиации магнитами» (1930 г.), «Практическая девиация» (1932 г.), «Лекции по мореходной астрономии» (1939 г.), «Мореходнаяастрономия» (1950 г.), «Кораблевождение» (1952 г.), «Магнитно-компасное дело» (1952 г.), «Практическая мореходная астрономия» (1964 г.). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. Его имя присвоено учебному судну. Умер в Ленинграде. Похоронен на Сера- фимовском кладбище.

САКЕЛЛАРИ Николай Александрович (1880-1936)


Специалист в области навигации, капитан дальнего плавания, педагог, профессор (1935 г.), флагман 2 ранга. В 1901 г. окончил физико-математический факультет Новороссийского университета. С 1903 г. - юнкер флота. В 1904 г. сдал экзамены за полный курс Морского корпуса и был произведен в мичманы. На броненосце «Орел» совершил переход на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и принял участие в Цусимском сражении (1905 г.). После Русско-японской войны был штурманским офицером на крейсерах «Россия» и «Диана». В 1913 г. окончил гидрографическое отделение Николаевской морской академии и был назначен преподавателем навигации в Морской корпус. Получил чин старшего лейтенанта. В 1913-1914 гг. исполнял должность флагманского штурмана штаба командира учебного отряда Морского корпуса, в 1914-1915 гг. был флагманским штурманом бригады крейсеров Балтийского флота. В 1915 г. командовал учебным судном «Астарта», а в 1916 г. - учебным судном «Рогнеда». Произведен в капитаны 2 ранга. С 1916 г. находился на преподавательской работе в военно-морских учебных заведениях. В 1924-1932 гг. - начальник гидрографического факультета, а затем начальник кафедры кораблевождения (1932-1936 гг.) Военно-морской академии. Преподавал кораблевождение в Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе и в Гидрографическом институте Главного управления Северного морского пути. В 1924 г. - штурман посыльного судна «Боровский» во время перехода из Архангельска во Владивосток. В 1929-1930 гг. обеспечивал переход линейного корабля «Парижская коммуна» и крейсера «Профинтерн» из Кронштадта в Севастополь. В 1934 г., несмотря на болезнь и физическое недомогание, в качестве флагманского штурмана экспедиции принял участие в спасении челюскинцев. Автор трудов «Сущность кораблевождения» (1922 г.), «Записки по девиации компаса» (1932 г.), «Описание мореходных инструментов» (1933 г.), «Навигация» (1938 г.). Награжден орденами Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й степени. За выдающиеся заслуги в штурманском деле был дважды награжден Реввоенсоветом СССР золотыми часами, грамотой ЦИК ССР и др. Именем С. назван полуостров в Антарктиде. Похоронен в Ленинграде на Смоленском лютеранском кладбище.

СИГАЧЕВ Николай Иванович (1905-1994)


Деятель российского ВМФ, инженер-капитан 1 ранга, педагог, ученый в области технических средств навигации, доктор технических наук (1963 г.), профессор, дважды лауреат Государственной премии. В 1923 г. поступил в Военно-морское училище, после окончания которого в 1926 г. служил штурманом на эскадренном миноносце «Артем» Балтийского флота. В 1927 г. - слушатель Штурманского класса Соединенных классов специалистов командного состава РККФ. После окончания курсов был назначен штурманом подводной лодки «Большевик» Балтийского флота. С 1930 по 1932 г. - слушатель Гидрографического факультета Военно-морской академии. В период учебы по приглашению Гидрографического управления ВМС РККА участвовал в высокоширотных испытаниях первого отечественного гирокомпаса «ГУ марка 1» на гидрографическом судне «Таймыр». После окончания Военно-морской академии в 1932 г. направлен на Черноморский флот, где служил флагманским штурманом бригады подводных лодок. В 1934 г. был назначен в Гидрографическое управление ВМФ, где занимал должности: помощника начальника сектора (1934-1935 гг.), военпреда (1935 г.), помощника начальника НИБ (1935-1938 гг.), помощника начальника Гидрографического управления по исследовательской части - начальника научно-испытательной базы (1938-1939 гг.). Плодотворно трудился над созданием первых отечественных лагов, гирокомпасов и эхолотов, в испытаниях которых принимал непосредственное участие. В марте 1939 г. возглавил вновь образованный Научно-исследовательский штурманский институт. Под его руководством были развернуты первые крупные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области штурманского вооружения. В годы Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) был начальником Завода штурманских приборов, приложил большие усилия по организации серийного производства штурманской техники на эвакуированном в тыл заводе и по созданию новых образцов штурманских приборов. В ноябре 1942 г. назначен начальником научно-исследовательского отдела, заместителем начальника Гидрографического управления по научно-исследовательской работе, а в 1943 г. - снова начальником Научно-исследовательского штурманского института. В 1946 г. переведен па должность заместителя начальника кафедры кораблевождения Военно-морской академии, затем возглавил гидрографическо-штурманскую секцию Научно-технического комитета ВМС (1946-1949 гг.). С 1949 г. - начальник кафедры электронавигационных приборов Военно-морской академии. В 1956 г. назначен заместителем начальника по научно-исследовательской работе Вычислительного центра Министерства обороны. За участие в открытии глубоководного звукового канала и создание малогабаритного гирокомпаса «Гиря» дважды удостоен Государственной премии СССР. После увольнения в запас в 1 959 г. преподавал на кафедре технических средств кораблевождения в Высшем военно-морском училище им. М. В. Фрунзе и работал в НИИ физики Земли АН СССР. Автор около 50 научных трудов, в том числе «Гирорулевые» (1935 г.), «Гироскопические навигационные приборы» (1954 г.), «Гирокомпасы и другие гироскопические приборы» (1961 г.). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

ЭРДМАН Дмитрий Эрнестович (1925-1992)


Штурман, педагог, кандидат военных наук (1982 г.), профессор (1984 г.), почетный полярник (1964 г.), контр-адмирал (1969 г.). Окончил Каспийское Высшее военно-морское училище имени С. М. Кирова (1947 г.), Специальные курсы офицерского состава ВМФ (1952 г.) и Военно-морскую академию (1959 г.). С 1947 г. командир штурманской боевой части подводной лодки, дивизионный штурман, флагманский штурман бригады подводных лодок Северного флота. В 1956-1964 гг. - флагманский штурман дивизии подводных лодок, затем штаба подводных сил Северного флота, флотилии атомных подводных лодок Северного флота. В 1962 г. обеспечивал поход атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» к Северному полюсу. В 1964-1971 гг. - флагманский штурман Северного флота. В 1966 г. участвовал в первом кругосветном групповом плавании атомных подводных лодок. С 1971 г. начальник кафедры технических средств навигации Военно-морской академии. С 1988 г. в отставке, профессор кафедры. Автор более 60 научных работ. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями. Умер в Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.

Вперед
Оглавление
Назад