24 марта день штурманской службы ввс. Профессия, которую заменил компьютер: штурман

Приказом Главкома ВВС РФ № 370 от 02.08.2000 г. именно 24 марта объявлен Днем Штурманской службы ВВС России.
Этим подчеркнута особая важность штурманов в летном деле даже в век электроники и искусственного интеллекта, все больше выступающих в роли помощников лётчика. Ведь техника должна кем-то управляться , к тому же она иногда выходит из строя. Поэтому присутствие штурмана на борту воздушного корабля - по-прежнему фактор надежности и качества полетов. Недаром штурманы шутят: летчик - это всего лишь тот, кто нас на работу возит.
Работа воздушного штурмана заключается не только в управлении и обслуживании бортовой навигационной техники, но и в личном счислении (прокладке на карте) пути, который проходит воздушный корабль, выдаче курсов полета для принятия решения командиром экипажа. Проще говоря, штурманы должны привести самолёт к цели в точно определённое время, рассчитать высоту и скорость бомбометания, определить точку сброса и вывести в неё машину, неустанно собирать данные о скорости и направлении ветра, сносе машины, об облаках, воздушных потоках и многом-многом другом. В последнее время в подготовку штурманов ВВС ввели и новое направление - управление беспилотными летательными аппаратами.
Насколько эта работа важна, мне довелось однажды убедиться во время дальнего океанского похода на
большом противолодочном корабле «Адмирал Трибуц». На корабельном вертолёте в Индийском океане мы вылетели на ночную разведку. Понадеявшись на электронику, штурман не стал вести прокладку пути вертолёта. Но когда пришло время возвращаться, вдруг пропал так называемый привод — своеобразная электромагнитная привязка к кораблю. Не зная своего точного места, мы толком не знали точного курса на корабль, а топлива оставалось впритык. Повезло: привод в конце концов заработал, и мы на последних литрах горючки добрались до палубы (об этом РГК подробно писал в статье ). Вот какова роль скрупулезной работы воздушного штурмана!

Это всегда понимали руководители российского военного ведомства. Подготовке штурманов ВВС уделялось необходимое внимание. В советское время шесть высших военных авиационных училищ готовили этих специалистов в нашей стране. Но когда у руля министерства обороны стал деятель, которого в войсках прозвали Табуреткиным, штурманскую службу ВВС (впрочем, как и саму военную авиацию) сократили до неприличного размера. Из шести штурманских училищ осталось только одно высшее учебное заведение, которое пережило трудный период расформирования и последующего восстановления. Сейчас количество выпускников Военно-воздушной академии им. проф. Жуковского Н.Е. и Гагарина Ю.А. (филиал в Челябинске ), единственного в России ВУЗа военных штурманов, едва достигает 30 (это в 12 раз меньше, чем выпускалось в СССР) .
И все-таки Штурманская служба ВВС обретает второе дыхание, развивается и крепнет.
- Штурманская служба в России имеет все перспективы, несмотря на то, что не очень много специалистов пока выпускается ежегодно, - прокомментировал ситуацию главный штурман дальней авиации Р оссии , полковник Федор Сафронов . - Бывший министр обороны России Анатолий Сердюков в свое время требовал сокращения числа военных штурманов, как это было сделано в случае со штурманами гражданской авиации. Однако весь широкий спектр задач показал, что одними летчиками их не решить. Очень большая номенклатура средств поражения, которыми нужно управлять, и обилие других задач, особенно в условиях боевых действий, не позволяют в боевой авиации обойтись без штурманов. Это постоянно озвучивается и на совещаниях главкома. Без штурманов - никуда.
Своим коллегам хочу пожелать крепкого летного здоровья, благополучия в семье и хороших командиров!».

А вот мнение подполковника ВВС в третьем поколении, штурмана Станислава Нестеров а :
- Глядя на то, что сейчас происходит, можно сказать однозначно, что роль штурманской службы возрастает ! Не так давно все было намного печальнее: меньше полётов, обслуживание и авиапарк - на пределе. Но, несмотря на это, руководящий состав делал все возможное по передаче опыта и поддержке боевой готовности. Радует, что роль штурманской службы теперь признана на уровне п равительства РФ, вводятся инновации и модернизации в авиапарк. Что касается сегодняшнего состояния штурманской службы, могу сказать следующее. Т о, с какими задачами экипажи работают, говорит само за себя: постоянные учения, перебазирования, многое другое. Работы стало больше, ответственность возросла. Боевая, тактическая и летная подготовка выросли с большой прогрессией! Самое главное в нашем деле - отвага, достоинство, честь. Преданность делу, профессионализм и любовь к небу!
Желаю всем коллегам здоровья и лётного долголетия, а семьям - радости в праздничные и нелегкие будничные дни, отданные службе!
Использованы материалы и фото

Навигация известна людям с давних пор. Первыми навигаторами были мореплаватели. Водили морские суда по безбрежным просторам морей и океанов капитаны и штурманы (от голландского "штур" - руль, управление и "ман" - человек). С возникновением авиации зародилась воздушная навигация (аэронавигация). Аэронавигация - это наука о том, как безопасно и точно привести самолет из одного места земной поверхности в другое. Русский изобретатель первого в мире самолета А. Ф. Можайский в 1878 году предусмотрел установку на летательном аппарате магнитного компаса, указателя скорости и высоты. Однако в начальном периоде развития авиации основным методом самолетовождения была визуальная ориентировка, и проводил ее летчик. Он имел карту с нанесенными на ней наземными ориентирами - изгибами рек, железной дорогой, населенными пунктами и пр. - и по ним вел самолет. Ведь летали только в хорошую погоду, на незначительной высоте, над местностью, богатой ориентирами. С увеличением скорости и дальности полета летчик, занятый пилотированием воздушного судна, не мог успешно выполнять навигационное обеспечение полета. Поэтому во время первой мировой войны в русской авиации занимался ориентировкой, разведкой и бомбометанием летчик-наблюдатель.

На более совершенных самолетах, конструируемых в годы Советской власти, устанавливались приборы, по которым можно было судить о положении воздушного судна в пространстве даже в условиях невидимого естественного горизонта. Возникла необходимость в специалистах-навигаторах по дальним полетам. Ими стали штурманы.

Основная задача штурмана состоит в том, чтобы указать пилоту верное направление полета, контролировать безопасный и точный полет самолета по заданным маршрутам и высоте, в любое время определить местонахождение воздушного судна и обеспечить его прибытие в пункт назначения в установленное время.

Каждому полету экипажа предшествует тщательная подготовка, в ходе которой штурман подбирает и готовит необходимые карты, таблицы, справочные материалы. Изучает маршрут следования воздушного судна, особенности рельефа местности, над которой будет проходить полет, знакомится с наземными радиотехническими устройствами, расположенными по маршруту, выбирает наземные контрольные ориентиры в пределах трассы, производит предварительные навигационные расчеты, результаты которых записывает в бортовой штурманский журнал, выясняет метеорологическую обстановку на трассе и др. Завершается подготовка розыгрышем полета. Экипажу задаются возможные усложненные условия - отказ отдельных приборов бортового оборудования, средств связи, ухудшение метеорологической обстановки и др. Экипаж вырабатывает способы выхода из этих экстремальных условий. Непосредственно перед вылетом штурман проверяет исправность навигационно-пилотажного оборудования на самолете.

Штурманское кресло в современных самолетах расположено по-разному: в самолете Ил-62 - слева, за спиной командира корабля, в Ту-134 штурман сидит в отдельной застекленной кабине. Перед ним небольшой столик, освещенный лампой. На столике - карты, счетная машинка для производства расчетов в пути, навигационная линейка, простая линейка для промеров расстояний по карте, транспортир, карандаш. Здесь же на столике штурманский журнал - основной бортовой документ, в котором штурман фиксирует всю работу по воздушной навигации, выполняемую экипажем в полете. Перед глазами штурмана - приборная доска, на ней навигационно-пилотажные приборы: указатели скорости, высоты полета, радиокомпасы и др. Он их настраивает и систематически контролирует работу. На этой доске - экран радиолокатора, на котором можно "прочитать" зоны грозовых очагов, видеть отметки от встречных самолетов, просматривать землю. На современных самолетах есть специальный навигационный вычислитель. Он самостоятельно перерабатывает поступившие в него данные о дальности полета, о курсе и угле сноса и подает сигналы в автопилот, который автоматически управляет самолетом.

Полет современного воздушного судна проходит под руководством наземных диспетчерских пунктов управления воздушным движением. Штурман осуществляет взаимодействие диспетчерского и летного состава, находящегося на борту воздушного судна.

На протяжении всего полета штурман проводит ориентировку в пространстве. Обеспечивая точное выполнение полета по заданному маршруту, он фиксирует пролет радиомаяков, которые установлены по всему пути следования, использует необходимую информацию диспетчеров наземных пунктов управления воздушным движением, определяет скорость воздушных течений и вычисляет величину сноса самолета, внося коррективы в дальнейшее его движение. Проверяя точность выполнения графика полета, штурман рассчитывает время пролета очередного контрольного пункта, производит проверку нахождения самолета визуально, путем сличения карты с местностью, где находятся контрольные ориентиры, производит много других измерений и расчетов.

Штурман наряду с другими членами экипажа обеспечивает и безопасность полета: предотвращает попадание воздушного судна в опасные метеорологические условия грозу, интенсивное обледенение воздушного судна, потерю ориентировки. Это одно из наиболее серьезных осложнений полета. Потеря ориентировки может произойти по техническим причинам - при неисправности или полном отказе радиотехнических средств на борту самолета, потери радиосвязи с диспетчерскими пунктами, попадании воздушного судна в опасные метеорологические явления.

В сложных ситуациях полета залогом успешной работы штурмана является не только его профессиональное мастерство, но и определенные качества личности: самообладание, эмоциональная устойчивость, проявление воли, решительности. Только в этом случае он может оценить реально обстановку и принять правильное решение.

Штурман - это оператор. Он воспринимает показания приборов, на основании этого принимает определенные решения и посредством двигательных актов, манипулируя на аппаратуре, подачей речевых сигналов реализует свои решения. На отдельных участках полета (во время взлета и посадки воздушного судна) штурман производит несколько десятков операций в минуту: считывает информацию, выполняет различные расчеты, манипуляции, делает записи в журнале и др. Безошибочность выполнения всех этих операций возможна лишь при хорошем развитии зрительного и слухового восприятия, устойчивости, концентрации и переключаемости внимания, высоком уровне развития оперативной и долговременной памяти.

Труд штурмана на земле и в воздухе - это постоянный поиск. Поиск эффективных методов самолетовождения с учетом погодных условий, сложившихся во время полета, растущего разнообразия полетных заданий, использования постоянно обновляющихся и усложняющихся радиотехнических средств навигации и посадки.

В быстро меняющихся условиях полета особое значение имеет хорошая пространственно-временная ориентировка, которая складывается из восприятия пространственных признаков наземных ориентиров, интервалов времени, образов зрительной оперативной памяти и глазомера. Деятельность опытного штурмана отличает прогнозирование в каждый момент полета предстоящей полетной ситуации и навигационной обстановки на трассе.

Не заменит ли в ближайшее время штурмана автомат - ведь на вооружении экипажа в больших аэропортах в настоящее время самая современная навигационная техника, автоматические устройства, электронно-вычислительные машины? Не уйдет ли в прошлое эта профессия? Не уйдет. Современная техника сделала эту профессию более творческой. Юноши, мечтающие освоить профессию штурмана, еще многие годы найдут, где приложить свои знания, энергию, особенно при полетах на протяженных трассах, в горных районах, в местах, слабо насыщенных наземными средствами навигации.

Тем, кто выберет профессию штурмана, в школе надо особенно глубоко изучать такие предметы, как физика, астрономия, география, основы информатики и вычислительной техники, черчение.

Во время полета все члены экипажа подвергаются воздействиям неблагоприятных факторов: долгого пребывания в сидячем положении, укачивания, перепадов атмосферного давления, шума, вибрации и пр. Противостоять воздействиям этих факторов может здоровый и физически развитый человек. Поэтому при поступлении в учебное заведение абитуриенты подвергаются тщательному медицинскому обследованию.

Штурман гражданской авиации - профессия, требующая высокой умственной работоспособности, оперативного и гибкого мышления, богатых пространственно-временных представлений, длительной и оперативной памяти, исключительной психологической готовности к самодисциплине, строгой самооценки своих решений и действий, неукоснительному выполнению своих профессиональных обязанностей. А так как многие из вышеперечисленных психологических качеств трудно поддаются тренировке, то поступающие в учебное заведение для приобретения профессии штурмана проходят профессионально-психологический отбор.

Инженеров-штурманов готовит Кировоградское высшее летно-штурманское училище гражданской авиации.

24 марта в России отмечается День штурманской службы Военно-воздушных сил. Появился этот праздник в военном календаре страны недавно – в 2000-м году, когда Главнокомандующий ВВС РФ подписал соответствующий приказ. Сам приказ появился в связи с многочисленными обращениями в главное оборонное ведомство страны представителей штурманской службы ВВС, сообщавших о том, что государство могло бы отметить нелёгкий штурманский труд отдельной датой в праздничном календаре Российской Федерации. 2 августа 2000 года тогдашний Главком ВВС Анатолий Корнуков решил удовлетворить просьбу. День штурманской службы ВВС с 2001 года в России отмечается официально.


Почему именно 24 марта стало датой празднования дня авиационного военного штурмана? Дело в том, что именно в этот день в далёком 1916 году подписан приказ о формировании в России Центральной аэронавигационной станции. Ход Первой мировой войны говорил о существенном военном преимуществе тех государств, которые обладали развитым военно-воздушным флотом, основывающимся на стратегически важной информации, в свою очередь получаемой в ходе аэронавигационных наблюдений. Аэронавигационная служба позволяла определять эффективные варианты использования средств военной авиации в тех или иных условиях. Однако в ходе Первой мировой службе так и не суждено было развиться в полноценный сегмент военно-воздушного флота, так как и сам российский воздушный флот не имел полноценной господдержки, да и развитие событий не столько на фронтах, сколько внутри самой России не позволяли уделять должное внимание такому развитию.

К моменту революции 1917 года, в результате которой к власти пришли большевики, от имевшегося в российской армии отряда осталась лишь его треть, причём уровень подготовки тех, кто поддержал революционный раскол, оставлял желать лучшего. Ещё хуже дела обстояли со штурманами, который в те годы именовались аэронавигаторами. К 1920 году на всю страну таких специалистов было около 46 человек. К 1923 году ситуация стала выправляться, так как в начавшем формироваться Советском Союзе появились первые лётные школы, а также на самом высоком уровне было принято решение о выделении в эскадрильях должностей аэронавигаторов. Эти специалисты готовились по программе так называемых лётчиков наблюдателей, которые накапливали опыт по пилотированию самолётов, придерживаясь наиболее значимых ориентиров на земной поверхности. По понятным причинам, речи о наличии каких-либо "продвинутых" штурманских приборов, которые могли бы в автоматическом режиме помогать лётчику вести самолёт, не шло. Вся навигационная работа велась при помощи инструментов, которые сейчас можно увидеть в музеях военной авиации. Уже через несколько месяцев было принято решение о том, что специальность аэронавигатора должна быть приравнена к лётному составу.

Огромный вклад в развитие штурманской службы ВВС на начальном этапе её становления в Советской России внёс Борис Стерлигов. Его по праву можно назвать отцом-основателем штурманской службы в том виде, в котором она начала своё полноценное развитие в структуре отечественной военной авиации. Борис Васильевич известен своим авиаперелётом по маршруту Москва-Нью-Йорк в 1929 году, совершённом с командиром экипажа С.А.Шестаковым. В начале 1930-х он становится Главным штурманом Военно-воздушных сил. В воздушный флот страны Борис Стерлигов пришёл в 1923 году – после обучения в Петроградской технической артиллерийской школе, боёв на фронтах Гражданской войны, окончания Высшей военно-педагогической школы Москвы и преподавательской деятельности на пехотно-пулемётных курсах в Баку. После того, как Борис Васильевич оказался Главвоздухфлоте Советской России, его назначили на должность заместителя начальника Центральной аэронавигационной станции. Через два с небольшим года Борис Стерлигов с командиром экипажа В.О.Писаренко осуществил перелёт Москва-Севастополь-Киев общей протяжённостью 3000 км. Борис Васильевич прокладывал маршрут, не имея в своём распоряжении ни радиотехнических средств, ни карты, а используя лишь компасный курс и наземные ориентиры.

Борис Стерлигов руководил главной штурманской службой страны до второй половины 40-х годов. За это время он успел разработать собственную методику самолётовождения по компасу (как в дневное, так и в ночное время суток), которая стала единой для лётного состава и штурманов ВВС. Под его руководством были разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолёта, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.

В 1930 году в Советском Союзе появляется, по сути, первое издание, целиком и полностью посвящённое работе авиационных штурманов. Это «Руководство по воздушной навигации», а затем и «Наставление по аэронавигационной службе НАНС-30», которые на несколько лет стали полноценными учебными пособиями для отечественных (и не только отечественных) штурманов. Кстати, именно в этих учебных материалах впервые в СССР упоминается понятие авиационного штурмана.

1930-й год можно считать особым для штурманской службы. Именно в 1930 году благодаря личному обращению Бориса Стерлигова к руководству ВВС устанавливается организация аэронавигационной, аэрофотосъёмочной и метеорологической служб.

Через пару лет появляется НАНС-32, благодаря которому должности лётчиков наблюдателей заменяются должностями штурманов. В 1933 году Борис Стерлигов и получил должность главного штурмана (флагштурмана) ВВС.

Нельзя не отметить и ещё одно выдающееся достижение первого главного штурмана военно-воздушного флота страны. Речь о разработке уникальной операции по доставке из США в СССР самолётов по ленд-лизу через Аляску. Это знаменитый Алсиб – воздушная трасса от Аляски до Сибири, начавшая действовать в 1942 году. В США начало трасса брала в городе Грейт-Фолс (Невада), а заканчивалась в Номе и Фэрбанксе на Аляске. Оттуда самолёты двигались до Чукотки и Якутии. Для этого в СССР были построены несколько аэродромов в Сеймчане, Киренске, Уэлькале. Действовали и вспомогательные ВПП – Оймякон, Олёкминск, Марково, Сусуман, Алдан. Ещё целая серия аэродромов готовилась к приёму самолётов в Зырянке, Анадыре и других населённых пунктах северной части Дальнего Востока. Советские лётчики перегоняли американские самолёты, за которые правительство СССР расплачивалось с Вашингтоном золотом и другими материальными ценностями, из Нома и Фэрбанкса на территорию Советского Союза.

В 1944 году по Алсибу перелёт осуществил самолёт, на борту которого находился вице-президент США Генри Уоллес. Всего же за годы существования воздушной трассы (1942-1945) по ней было перевезено 128 371 пассажира, и 18 753 тонн грузов. В Красноярске есть мемориальная доска, посвященная лётчикам, участвовавших в так называемых перегонных командах по Алсибу.

Значимость штурманской службы для ВВС РФ и безопасности страны в целом сложно переоценить. Челябинский филиал Военно-воздушной академии им.проф.Жуковского Н.Е. и Гагарина Ю.А. выпустил 29 штурманов, четверо из них отправились для несения службы на Крымский полуостров.

Главный штурман ВВС РФ Михаил Звягин:

На военном штурмане лежит основная нагрузка по применению , средств разведки, десантированию, применению радиоэлектронных средств борьбы. Поэтому роль штурмана непременно будет повышаться. Те, кто расформировывали училища, или укрупняли образовательный статус подготовки лётных кадров, убирая из этого процесса штурманский вуз, наверное, в этом плане ошибались, считая, что эпоха штурмана заканчивается. К счастью, это не так. Я как руководитель штурманской службы глубоко уверен, что специальность эта будет очень востребована и в настоящем, и в будущем.

«Военное обозрение» поздравляет штурманов ВВС РФ и ветеранов штурманской службы с профессиональным праздником!

18-22 февраля 2015 года в индийском Бангалоре на авиабазе ВВС Индии «Елаханка» прошла выставка Aero India 2015. Основной тематикой выставки является авиационная военная техника и вооружение. В работе салона приняли участие 623 компании, в том числе 295 индийской и 328 иностранных компаний. Общая площадь экспозиций составила 4,4 га, российские стенды с 274 образцами военной продукции удалось разместить на 800 кв метрах («Рособоронэкспорт», «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), «Ростех», холдинг «Вертолеты России» и др.). Такое скопление военной техники и людей, не могло оставить безучастным Армейского репортера.

История военно-технического сотрудничества (ВТС) между Россией и Индией тянется со времен СССР (1960-е гг.). ВТС охватывает все сферы — ВВС, ВМФ, ПВО, сухопутные войска. Лично выяснить нынешнее состояние дел в области военной авиации оказалось для меня большой удачей. Удивительно, но первым с кем мне удалось обстоятельно поговорить об этом, оказался главный штурман ВВС России — генерал-майор Михаил Звягин. Мы поговорили о планах главного штурмана на 2015 год, целях и задачах генерал-майора на авиасалоне Aero India 2015, о современной технике в ВВС России.



— Как давно вы в этой должности?

— Летом 2009 года был назначен указом президента РФ — Дмитрием Медведевым. В то время (министр обороны Анатолий Сердюков) были сложные времена у всех вооруженных сил страны — оптимизация, штатные мероприятия. Тем не менее штурманская служба сохранила свои позиции. Вначале пришлось серьезно ужаться. Сейчас имеем штатную структуру. Проводим все мероприятия, которые положены штурманской службе, в плане обеспечения.

— За что отвечает главный штурман ВВС?

— Он отвечает за три направления: а) штурманская подготовка летного состава, б) штурманское обеспечение принятие решения на военно-боевые действия, в) обеспечение безопасности штурманского отношения. Безопасность — это самая важная сфера ответственности: не столкновение летательных аппаратов между собой, не столкновение летательных аппаратов с земной и водной поверхностью — это целые методики. Кроме этого — это непопадание в зону разлетов своих авиационных средств поражения, исключение применения оружия вне полигонов (не по заданным целям), исключение потери ориентировки.


— Какие планы у главного штурмана ВВС на 2015 год?

— Мои планы не могут быть отдельны от планов ВВС. Все планы главного штурмана направлены на боевую и оперативную подготовку ВВС. Большое количество учений, показов, демонстраций и, возможно, внезапных проверок. Мои личные планы четко скоординированы со штурманской службой, которую я возглавляю. Все детально расписано: кто, когда и чем занимается. И поэтому иных планов нет.

— Наиболее важным в этих планах является подготовка кадров. В России сейчас определилось одно штурманское училище — Челябинское. В следующем году училище отметит 80 лет. Пока оно не стало самостоятельным — идет процесс аккредитации. По сути это было штурманское училище, которое утратило свой статус. Его не стало при прошлом руководстве вооруженными силами страны. Уже благодаря нынешним руководителям буквально за 2 года, мы возродили это училище. Сейчас активно проводим набор и нам удалось набрать необходимое количество абитуриентов. Было не все так просто. Собрать толковый коллектив и все возродить, это же огромное количество технических средств обучения.

— У нас свои учебные самолеты, которые предназначены только для обучения штурманов. Это своеобразная техника: самолеты Ту-134 и Ан-26 в салонах, которых установлены рабочие места с имитацией рабочего оборудования штурмана экипажа. Самолет сам по себе летит и выполняет задание. Там же находятся инструкторы. На рабочих местах есть радиотехническое, геотехническое, или астрономическое оборудование. Штурман должен знать множество способов позиционирования, поэтому самолеты свои. Вот такая несколько отличная от подготовки летчиков процедура. Поэтому одной из главных задач считаю курирование этого училища, я же его закончил — оно родное. Необходимо обеспечить нормальное функционирование подготовки кадров.


— Недавно вы заявили о необходимости пересмотра программы вооружения до 2020 года. Что требуется изменить?

— Я имел в виду обновление нашего парка учебных самолетов. Мы им продлили назначенный ресурс по техническому состоянию. Но нам надо думать о перспективах. Техника, которая сейчас поступает в войска — это абсолютно другое поколение самолетов — 4+ и далее. А мы пока продолжаем учить на самолеты 2 и 3 поколения. Нынешние штурманы сейчас летают на самой современной технике. У нас в России на Су-30СМ в задней кабине летает штурман. Потому как самолет многоцелевой и очень большой спектр задач по земле идет. Там как раз нужен оператор с серьезной подготовкой, со знанием прицела локационного. Поэтому главком ВВС принял решение, что там будет летать штурман.

— Обновление учебных самолетов — это не простой процесс. Я сегодня подходил к ильюшинским специалистам. Их перспективные Ил-112 и Ил-114 мы давно облюбовали. Эти самолеты, по сути дела, возобновляют нашу программу обновления парка учебных самолетов для штурманов. Я говорил с генеральным директором, высказал ему свои пожелания, что бы мы хотели видеть. Вопрос не простой и ни одного года срока, надо очень серьезно этим заниматься, насколько хватит ресурсов в бюджете. Но это очень важная тема. У нас проведены исследования, написаны научные работы по размещению штурманского оборудования и адаптации. Мы подготовили технические требования с учетом того, что должны быть многофункциональные индикаторы в адаптированной современной технике.


— У вас есть информация о военной штурманской службе других стран?

— Во многих странах штурман как профессия не существует, а в некоторых штурман возведен в достаточно высокий ранг. В США штурман исполняет роль командира экипажа. Они серьезно подошли к процессу подготовки. У них сильная подготовка. Штурман принимает решения, он командир и пилот. В нашей стране штурман никогда не летает командиром и им не является. Во многих странах, я думаю, что это не от хорошей жизни, особенно в странах развивающихся, там штурманской службы нет вообще. Мне некоторое время назад довелось быть советником в алжирской народной республике (два года служил). Они серьезно не занимались штурманской подготовкой, и я предложил им подготовить специалистов на базе нашего Челябинского училища. В конце концов — это получилось. Теперь там порядка трех десятков штурманов. Они действительно поняли, что это очень важно.

— Повторюсь, что далеко не во всех странах профессия штурмана существует. Не каждая страна может себе позволить иметь дальнюю авиацию со стратегической доставкой оружия. Дальние полеты вокруг земного шара, автономные патрули просто не справятся без такого члена экипажа. Это реалии нашей российской армии. Только сильная страна может позволить себе иметь такой род авиации. А здесь формируется соответствующий подход к экипажу.


— С какой целью вы здесь и как регулярно посещаете такие выставки?

— В этом случае я здесь не как главный штурман. Я возглавляю делегацию министерства обороны. Поскольку эта выставка военно-авиационной направленности было принято решение направить сюда представителя главнокомандующего вооруженными силами. В этих рамках я и выполняю свои обязанности. У меня подобрана достаточно серьезная группа специалистов разных направлений. Мы интересуемся современными достижениями аэродромного и оружейного комплексов, боевой подготовкой пилотов, оружием и новой техникой. Я лично стараюсь больше узнать о навигационных комплексах и системах наведения оружия. Мне очень интересно как построены прицельно-навигационные комплексы. По мере возможности стараюсь собрать доступную информацию. Мы обошли практически все стенды выставки. Побывали на борту американских самолетов. Большой интерес у нас вызвал противолодочный самолет разведки P-8A «Посейдон». В начале нас встретили не очень любезно — наложили ограничения на проход в определенные отсеки. В конце концов, достаточно любезно пообщались.


— С определенной регулярностью в СМИ появляются статьи о поступлении в войска не совсем современной техники. Что вы скажите на это?

— Нет оснований для такого рода заявлений. Техника идет достойная, сразу говорю. Есть некоторые проблемы с надежностью, но это детские болезни любой новой техники. В прежние годы было точно так же. Эти моменты в частном порядке устраняются. Сейчас мы в больших объемах получаем технику, и полным ходом идет её освоение летным составом. Поверьте мне, я бываю во многих частях и слышу только положительные отзывы. Уверяю вас, верить тем, откуда поступает информация о недостойной технике, нет никаких оснований. В эту технику заложено много потенциала, не до конца готового к реализации. Мы же технику делаем не на год — два, и даже не пять лет. Заранее закладываются какие-то потенциальные возможности оружия. Поэтому сейчас эта техника используется не на полную мощность. Идут войсковые испытания, освоение летным составом. И это понятно профессионалам и специалистам, но не всем журналистам.

— Есть ли у вас отзывы по Су-35С?

Общие сведения, конечно, есть. Мы обсуждаем все вопросы. Я и говорю, что они носят несистемный характер. Никто не оспаривает замечательные возможности Су-35С — самолета многоцелевого назначения с высокими пилотажными свойствами.


— Ходят слухи, что в ОАКе есть негласная конкуренция самолетов Су-30СМ и Су-35С. Говорят, что Су-30СМ лучше, чем Су-35С.

— Нет, я бы не стал так говорить. Абсолютно беспочвенное заявление. Оно не связано с заложенными в техническое задание для этих самолетов качествами. Если и есть, какие-то огрехи, помарки на начальном этапе освоения, то только потому, что самолет Су-35С стал несколько позднее осваиваться летчиками. Поэтому в рабочем порядке идет притирка. Наладка этой техники. Но, я не скажу, что она ненадежна. Этот самолет уже освоен летчиками и используется по основному предназначению. Но это не так быстро делается. Я даже не хочу комментировать, какие-то слухи о конкуренции самолетов. Я вас уверяю, что в среде военных летчиков центрального аппарата, где я прохожу службу, достаточно конструктивно идет разговор, и нет никакого предпочтения или сравнения. Мы прекрасно знаем, какой самолет для чего предназначен и у нас в этом плане все хорошо. Уверяю вас, я это абсолютно искренне говорю.


ЗВЯГИН Михаил Иванович: 1957 года рождения. Выпускник Челябинского ВВАУШ 1978 года. Прошел все штурманские должности — от штурмана самолета до главного штурмана объединения. С 2009 года — главный штурман ВВС. Освоил более десятка самолетов: Ан-26, Ан-30, Ту-134, Як- 28 (и его модификации), самолеты фронтовой авиации снятые с производства. В настоящее время выполняет полеты на самолетах Су-24 (всех модификаций), Миг-31 и Су-34 с боевым применением в полном объеме. Военный штурман-снайпер, заслуженный военный штурман России.

Posted on Mar. 3rd, 2015 at 03:24 pm | | |

А также отвечает за фотосъемку, сброс бомб, наведение и пуск ракет. Штурман умеет управлять самолетом, в нужный момент он должен заменить пилота.

История

В Российской Империи

В Российской Империи должность штурмана в авиации была введена в 1912 году одновременно с выделением авиации в отдельный род войск. В связи с увеличением дальности полётов и трудностью в ориентировке на незнакомой местности, пилоту бомбардировщика понадобился помощник, ведущий разведку и обстрел противника, в то время как пилот управляет самолётом .

В СССР

В Российской Федерации

В современной гражданской авиации бортовые штурманы всё больше вытесняются техническими средствами навигации, позволяющими командиру экипажа получать всю нужную информацию «одним нажатием» (в будущем «одним словом»). И тем не менее в ВВС должность бортового штурмана ещё долго будет востребована .

Лётчик-наблюдатель лесного хозяйства

В составах лётных экипажей, осуществляющих лесопатологический мониторинг , обязательно присутствует лётчик-наблюдатель, чья деятельность включает как ориентирование экипажа на местности, так и контроль с воздуха с целью оперативного обнаружения вновь возникших пожаров, разведки и слежения за действующими лесными пожарами. Наблюдение осуществляется как визуально, так и с помощью технических средств. В соответствии с положениями Лесного кодекса РФ , авиационную охрану лесов на территории субъектов РФ осуществляют региональные авиабазы.

День штурмана

Напишите отзыв о статье "Штурман (авиация)"

Примечания

Литература

  • Церковный М. Ф., Шиганов А. Д., Юрьев Б. Ф. Мастер бомбометания // Героев подвиги бессмертны. - 2. - К. , 1982.
  • Ефимов А. Н. Роль Советских Военно-Воздушных Сил в Великой Отечественной войне. - М ., 1986. - 28 с. - (По материалам IX военно-научной конференции ВВС).

Отрывок, характеризующий Штурман (авиация)

– Но вы un philoSophiee, [философ,] будьте же им вполне, посмотрите на вещи с другой стороны, и вы увидите, что ваш долг, напротив, беречь себя. Предоставьте это другим, которые ни на что более не годны… Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили; стало быть, вы можете остаться и ехать с нами, куда нас повлечет наша несчастная судьба. Говорят, едут в Ольмюц. А Ольмюц очень милый город. И мы с вами вместе спокойно поедем в моей коляске.
– Перестаньте шутить, Билибин, – сказал Болконский.
– Я говорю вам искренно и дружески. Рассудите. Куда и для чего вы поедете теперь, когда вы можете оставаться здесь? Вас ожидает одно из двух (он собрал кожу над левым виском): или не доедете до армии и мир будет заключен, или поражение и срам со всею кутузовскою армией.
И Билибин распустил кожу, чувствуя, что дилемма его неопровержима.
– Этого я не могу рассудить, – холодно сказал князь Андрей, а подумал: «еду для того, чтобы спасти армию».
– Mon cher, vous etes un heros, [Мой дорогой, вы – герой,] – сказал Билибин.

В ту же ночь, откланявшись военному министру, Болконский ехал в армию, сам не зная, где он найдет ее, и опасаясь по дороге к Кремсу быть перехваченным французами.
В Брюнне всё придворное население укладывалось, и уже отправлялись тяжести в Ольмюц. Около Эцельсдорфа князь Андрей выехал на дорогу, по которой с величайшею поспешностью и в величайшем беспорядке двигалась русская армия. Дорога была так запружена повозками, что невозможно было ехать в экипаже. Взяв у казачьего начальника лошадь и казака, князь Андрей, голодный и усталый, обгоняя обозы, ехал отыскивать главнокомандующего и свою повозку. Самые зловещие слухи о положении армии доходили до него дорогой, и вид беспорядочно бегущей армии подтверждал эти слухи.
«Cette armee russe que l"or de l"Angleterre a transportee, des extremites de l"univers, nous allons lui faire eprouver le meme sort (le sort de l"armee d"Ulm)», [«Эта русская армия, которую английское золото перенесло сюда с конца света, испытает ту же участь (участь ульмской армии)».] вспоминал он слова приказа Бонапарта своей армии перед началом кампании, и слова эти одинаково возбуждали в нем удивление к гениальному герою, чувство оскорбленной гордости и надежду славы. «А ежели ничего не остается, кроме как умереть? думал он. Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».
Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшиеся команды, повозки, парки, артиллерию и опять повозки, повозки и повозки всех возможных видов, обгонявшие одна другую и в три, в четыре ряда запружавшие грязную дорогу. Со всех сторон, назади и впереди, покуда хватал слух, слышались звуки колес, громыхание кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, крики понуканий, ругательства солдат, денщиков и офицеров. По краям дороги видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки, у которых, дожидаясь чего то, сидели одинокие солдаты, то отделившиеся от команд солдаты, которые толпами направлялись в соседние деревни или тащили из деревень кур, баранов, сено или мешки, чем то наполненные.
На спусках и подъемах толпы делались гуще, и стоял непрерывный стон криков. Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры; бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди. Офицеры, заведывавшие движением, то вперед, то назад проезжали между обозами. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам их видно было, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок. «Voila le cher [„Вот дорогое] православное воинство“, подумал Болконский, вспоминая слова Билибина.
Желая спросить у кого нибудь из этих людей, где главнокомандующий, он подъехал к обозу. Прямо против него ехал странный, в одну лошадь, экипаж, видимо, устроенный домашними солдатскими средствами, представлявший середину между телегой, кабриолетом и коляской. В экипаже правил солдат и сидела под кожаным верхом за фартуком женщина, вся обвязанная платками. Князь Андрей подъехал и уже обратился с вопросом к солдату, когда его внимание обратили отчаянные крики женщины, сидевшей в кибиточке. Офицер, заведывавший обозом, бил солдата, сидевшего кучером в этой колясочке, за то, что он хотел объехать других, и плеть попадала по фартуку экипажа. Женщина пронзительно кричала. Увидав князя Андрея, она высунулась из под фартука и, махая худыми руками, выскочившими из под коврового платка, кричала:
– Адъютант! Господин адъютант!… Ради Бога… защитите… Что ж это будет?… Я лекарская жена 7 го егерского… не пускают; мы отстали, своих потеряли…
– В лепешку расшибу, заворачивай! – кричал озлобленный офицер на солдата, – заворачивай назад со шлюхой своею.
– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.