Международный день холокост. В день памяти жертв холокоста в мире вспоминают одну из самых трагических страниц в истории человечества

Страница 4 из 4

Основные свойства внимания

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, како­му-либо событию или факту. Степень или сила сосредото­ченности - это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности яв­ляется невозможность отвлечь внимание от предмета дея­тельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью погло­щен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его мож­но окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого вре­мени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов гово­рил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредото­ченность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой спо­собностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значи­мости, от отношения к выполняемой работе.

Проследить колебания внимания можно при восприя­тии двойственных изображений, например большого и ма­ленького квадратов. Если в течение нескольких минут смот­реть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут - находится перед большим, либо «проваливается» - большой квадрат выдвигается на пере­дний план.

Внимание не может долго задерживаться на неподвиж­ном объекте (например, точка на листе), если мы не мо­жем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче раз­личными своими свойствами объект, тем легче сосредото­чить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спек­такля, беседа с интересным человеком, содержание жи­вописного пейзажа.

Объем - это количество объектов, которые охватыва­ются вниманием одномоментно, одновременно. Объем вни­мания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.

Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Для определения объема внимания пользуются специ­альным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» - быстрейший и «скопео» - смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объек­тов - букв, геометрических фигур, знаков - на 0,1 с. Сколь­ко объектов запомнил человек - таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.

Человек, находящийся на крупном современном про­изводстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.

Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое вни­мание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, сту­дент на лекции распределяет одновременно внимание меж­ду тем, что записывает, и тем, что слышит в данный мо­мент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение рас­пределять внимание у людей различно. Говорят, что Напо­леон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно бу­дет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается посте­пенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо рас­пределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не сле­дует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необ­ходимо.

Переключение - это сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания явля­ется его переключение, т.е. способность быстро перехо­дить от одной деятельности к другой. Сознательное пе­реключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей преды­дущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается неко­торым напряжением, которое выражается в волевом уси­лии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нра­вится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая сме­на видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознатель­но ставит цель заняться чем-то новым.

Внимание быстрее и легче переключается от менее важ­ного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индиви­дуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя -способности распределять внимание.

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противо­поставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бассейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вме­сто валенок перчатки натянул себе на пятки».

Однако рассеянность и невнимательность не всегда со­впадают друг с другом.

Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредо­точиться долгое время, его внимание непрерывно пере­скакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, осо­бенно в состоянии утомления, во время болезни.

Но рассеянность может иметь и совершенно иную при­чину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые со­вершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность явля­ется выражением максимальной собранности и сосредо­точенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» при­водит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит... часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось от­крыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».

Одна из причин невнимания - недостаточная умствен­ная активность. Огромную роль в развитии внимания иг­рает направленность личности.

Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с. С. 143-153.

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Равнодушие и отзывчивость».





Какого человека можно назвать «отзывчивым»?

Какого человека можно назвать «равнодушным»?

Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?

Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?

Чем опасно равнодушие?

Может ли отзывчивость принести разочарование?

Что значит быть отзывчивым?

Может ли равнодушие ранить человека?

Нужно ли учиться сочувствию?

Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?

Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?

Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?

Всегда ли нужно быть отзывчивым?

К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?

Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?

Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни - сочувствие»?

Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?

Можно ли научиться отзывчивости?

Когда отзывчивость может навредить?

Может ли внимательность к людям спасти жизнь?

Как привить чувство сострадания детям?

Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?

Что значит "быть бескорыстным" человеком?

Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?

Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?

Важно ли уметь прощать?

Сочувствие и доброта – это синонимы?

Нужно ли бороться с несправедливостью?

Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?

Что можно привести к равнодушию?

Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?

Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть».

Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?

Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи - явление всеобщее и непреходящее.»

Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»

Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?

Чем опасно равнодушие к своей стране?

Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?

Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?

Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?

Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм - это первопричина рака

Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но
только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?

Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?

Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, являются высшим проявлением человечности?

Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?

Существуют ли люди, недостойные сочувствия?

Что важнее: сочувствие или реальная помощь?

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. "Равнодушие и отзывчивость".

А.Н. Островский «Гроза»
В.К. Железников «Чучело»
А.П. Чехов
«Вишневый сад», «Палата № 6» , «Дама с собачкой»
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
М.А.Шолохов «Судьба человека»
Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание»
М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»
Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
К. Г. Паустовский «
»
А.В. Вампилов «Старший сын»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
А.С. Пушкин
«Капитанская дочка» , «Евгений »
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
И.С. Тургенев
«Отцы и дети»
И.А. Гончаров
« »
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
М. Горький
«На дне» , «Старуха Изергиль»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Г.Х. Андерсен « »
В. Гюго «Отверженные»
Х. Ли «Убить пересмешника»
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
Э. М. Ремарк «Возлюби ближнего своего»
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»,
« »
С. Коллинз «Голодные игры»
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
М.А. Булгаков
« и »
Ф.М. Достоевский «Идиот»
Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту»,
«И грянет гром» , «Все лето в один день»
М. Гелприн
«Свеча горела столе»
А.П. Платонов
«Юшка»
Б. Фредерик

27 января во всем мире отмечается День памяти жервт Холокоста. Именно в этот день в 1945 году были освобождены заключенные крупнейшего нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау в Освенциме.

История почитания

"Невозможно рассказать о геноциде, но и замалчивать его нельзя". Эти слова принадлежат бывшему узнику Освенцима Ели Визель. Он выжил в лагере смерти, чтобы стать писателем и журналистом, а в 1986 году - лауреатом Нобелевской премии мира.

Несмотря на то, что Холокост состоялся в 1933-1945 годах, чтение памяти жертв этих трагических событий началось только в ХХ веке, когда Генеральная Ассамблея ООН 1 ноября 2005 года приняла резолюцию № 60/7. Начиная с 2012 года, согласно постановлению Верховной Рады Украины от 5 июля 2011 года "О 70-летии трагедии Бабьего Яра" Международный день памяти жертв Холокоста отмечается и в Украине.

Происхождение термина

Слово "холокост" происходит от английского Holocaust и латинского holocaustum от греческого ὁλόκαυστον. Оно представляет собой форму среднего рода существительного ὁλόκαυστος, образованного от ὅλος - "целый" или "полный" и καύστος - "сожженный", "испепеленный" (в контексте ритуального жертвоприношения).

В целом под Холокостом понимается систематическое преследование и уничтожение европейских евреев и цыган нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933-1945 годов.

Кроме того, еще употребляется Шоа (ивр. שׁוֹאָה - бедствие, катастрофа) - термин, употребляемый евреями на иврите и реже на некоторых других языках для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса.

Решение "еврейского вопроса" в нацистской Германии

31 июля 1941 года президент Рейстаха и ближайший соратник Гитлера Герман Геринг подписал приказ о назначении главы РСХА Рейнхарда Гейдриха ответственным за "окончательное решение еврейского вопроса". В январе 1942 года на Ванзейской конференции была одобрена программа "окончательного решения еврейского вопроса". Это определение не афишировали. Евреев Германии, Франции, Голландии, Бельгии посылали на восток, в лагеря и гетто Польши и Беларуси, рассказывая им о временности такого переселения. Первые депортации начались еще в середине октября 1941 года.

Лагеря смерти

В 1933-1945 годах было создано примерно 5 тысяч концентрационных лагерей нацистами в Германии и в оккупированной ими Европе. В Польше создавались лагеря смерти, которые вообще не были рассчитаны на проживание большого количества людей - только на быстрое уничтожение новоприбывших. Места для строительства первых из них (Хелмно и Белжец) было выбрано еще в октябре 1941 года. Уничтожение евреев Польши получило название "Операция Рейнхард" в честь убитого в мае 1942 году в Праге нацистского главаря Рейнхарда Гейдриха. По распоряжению Адольфа Эйхмана в первую очередь уничтожению подлежали польские евреи и евреи, изгнанные из Рейха.

В начале декабря 1941 года начал действовать первый лагерь смерти в Хелмно. Там евреев и цыган убивали угарным газом в закрытых грузовиках газенваген - "душегубках".

Во время канцлерства Гитлера в 1933 среди наиболее печально известных немецких лагерей существовали Белжец, Бухенвальд, Дахау, Майданек, Собибор, Треблинка. Здесь в живых временно оставляли только тех, кто помогал убирать с газовых камер и сжигать трупы, а также сортировать вещи убитых, и тех, кто обслуживал охрану лагерей. Все остальные подлежали немедленному уничтожению

Крупнейшим лагерем смерти был Аушвиц; к весне 1943 года там работали четыре газовые камеры, в которых использовался газ Циклон Б. В период, когда в лагерь поступало больше всего заключенных, ежедневно травили газом до 6 тысяч евреев. К ноябрю 1944 года в Освенциме погибло более миллиона евреев, а также десятки тысяч цыган, поляков и советских военнопленных. Всего в лагере смерти Аушвиц-Биркенау за время его существования погибли, по разным оценкам, от 1,5 до 2,2 миллиона человек.

Число жертв Холокоста

Жертвами Холокоста считаются 6 миллионов евреев в Европе, где вместе с 4,5 миллионами взрослых, было уничтожено 1,5 миллиона детей. Именно такое количество указано в приговорах Нюрнбергского трибунала. Однако это число является условным, ведь полного поименного списка жертв этой трагедии нет. Все потому, что к концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти. Кроме того, часто еврейские общины уничтожали целиком, и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших.

В Национальном мемориале катастрофы (Шоа) и Героизма "Яд-Вашем" в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о примерно 4 миллионах жертв, которые поименно идентифицированы.

По оценкам "Энциклопедии Холокоста" (издана музеем Яд-Вашем), погибло до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев, из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии.

Еврейское население СССР уничтожалось, как правило, непосредствено в местах его проживания айнзатцгруппами (нем. Einsatzgruppen) СС и коллаборационистами. По всей Украине почти возле каждого небольшого города, возле многих сел находятся "ямы" - овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей. Многие общины были уничтожены бесследно. С 70 еврейских центров довоенной Украины, судьба которых неизвестна, 43 были уничтожены еще в 1941 году, а остальные - до середины 1942 года.

Холокост в Украине. Бабий Яр

За период с 1941 по 1945 года на украинских землях погибло около 1,5 миллиона евреев и более 4 миллионов украинцев и представителей других национальностей.

Истребление евреев, которое уже проходило в Польше и других оккупированных нацистами территориях, было расширено и на Украине сразу после вторжения нацистских войск на территорию СССР 22 июня 1941 года. Инициированы нацистами еврейские погромы, в которых участвовали местные жители, в частности погром во Львове в конце июля 1941 года, который длился несколько дней и во время которого погибло от двух до шести тысяч евреев. Организаторами погрома выступали немецкие войска, некоторые представители польского и украинского населения тоже участвовали в погроме.

После погрома конца июня, в начале августа 1941 года украинская вспомогательная полиция уничтожила около 5 тысяч львовских евреев, преимущественно из интеллигенции. Всего в первые дни немецкой оккупации погромы произошли в 58 украинских населенных пунктах, в ходе которых погибли 24 тысячи евреев.

В Киеве в ответ на акты саботажа советских партизан 29-30 сентября 1941 года киевские евреи были собраны нацистами под предлогом переселения и расстреляны в Бабьем Яру. По донесениям немецкого офицера Блоделя, за два дня количество уничтоженных евреев составило 33 771 человек.

Массовые расстрелы в Бабьем Яру и расположенном рядом с ним Сырецком концлагере проводились и позже, вплоть до освобождения Киева от оккупации. В 1941-1943 годах здесь расстреляно 621 члена ОУН, среди них и известную украинскую поэтессу Елену Телигу вместе с мужем.

В октябре 1941 года в селе Богдановка румынскими оккупантами был создан лагерь уничтожения. В декабре этого же года после вспышки эпидемии тифа было решено уничтожить всех заключенных. Румынские власти (по некоторым источникам - с участием немецких войск) начали массовое убийство евреев 21 декабря 1941 года. Операция уничтожения евреев, приуроченная ко дню рождения Сталина, была назван "Подарок Сталину". Заключенные были вынуждены копать голыми руками ямы в промерзшей земле и складывать в них тела только что расстрелянных или сожженных заживо в сараях товарищей по заключению. Число жертв, уничтоженных в Домановском районе, превышает 115 тысяч человек, из них около 55 тысяч - непосредственно в Богдановке.

27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Это дата – первый всемирный день памяти, посвящённый жертвам нацисткой жестокости. В 2007 году его утвердила Генеральная Ассамблея ООН. Это было необычное заседание, оно началось минутой молчания в память о жертвах Холокоста. И самое главное – на нём присутствовали не только политики, там были люди, которые знают о Холокосте не понаслышке: им удалось пережить пытки нацистов. Заседание Ассамблеи в тот день было настоящим историческим событием.

Что такое "Холокост"

Слово «Холокост» было заимствовано в английский из латинской Библии, оно означает «всесожжение» или «жертва всесожжения». Хо-ло-кост, прислушайтесь, как страшно оно звучит… Сегодня под этим термином понимают массовое уничтожение различных социальных и этнических групп во время существования нацистской Германии.

Холокост представляет собой чудовищную попытку нацистов полностью истребить еврейский народ. Гитлеровцы сумели создать масштабную, хорошо отлаженную систему по уничтожению людей, которая почти никогда не давала сбоев. Бесперебойно функционировали гетто, концентрационные лагеря, создавались бесчисленные списки потенциальных жертв.

Холокост по праву может быть назван одним из самых чудовищных и непростительных преступлений, которые когда-либо были совершены человечеством. Сегодня уже очень трудно говорить о точных цифрах жертв Холокоста. Общепринятыми считаются данные о шести миллионах загубленных судеб. Это число фигурировало в обвинительных заключениях Нюрнбергского процесса. Шесть миллионов - это лишь сухие цифры. Горе нельзя измерить. За этими цифрами кроется боль, отчаяние, сломанные жизни.

Концлагерь "Освенцим"

Дата 27 января выбрана неслучайно. Именно в этот день произошло освобождение Освенцима . Генеральная Ассамблея призывала страны-участники никогда не забывать страшные уроки Холокоста, проводить активную просветительскую работу среди населения, в особенности, среди молодёжи. Создание памятников, мемориалов, проведение траурных мероприятий позволит предотвратить геноцид в будущем.

Освенцим – это самый большой по количеству жертв концентрационный лагерь в истории. Это целый комплекс, состоящий из нескольких подсистем. Туда входили: лагеря смерти, лагеря принудительного труда и, собственно, концентрационный лагерь.

Одной из форм геноцида в лагере являлся труд, который между собой нацисты именовали «уничтожением работой». Условия содержания заключённых были поистине нечеловеческими. Бараки были всегда переполнены, на одну койку приходилось около пяти пленников. Бараки не защищались ничем ни от холода, ни от жары, ни от влаги. Заключённые испытывали постоянный голод. Скудная еда зачастую вызывала у них диарею. В таких условиях молниеносно развивались инфекционные заболевания. Большинство пленных в Освенциме оставались в живых всего несколько недель. «Механизм смерти» работал на полную мощность.

Побег из Освенцима был нереален. Лагерь окружали заборы с натянутой под напряжением колючей проволокой. Было возведено большое количество вышек с часовыми.

27 января концлагерь Освенцим был освобождён советскими войсками под командованием маршала Конева. И по сей день страшные снимки огромных груд личных вещей жертв Холокоста сеют подлинный страх в душах людей всего мира.

Сегодня в Освенциме открыт музей. Его посещают те, чьи близкие провели здесь последние дни своей жизни. Сюда приходят и те, чьи судьбы Бог уберёг от этого зловещего места, где много лет назад все человеческие ценности утратили всякий смысл.

День памяти жертв Холокоста в разных странах чаще всего приурочен к событию, произошедшему в этом государстве. Так, в Венгрии это 16 апреля. Именно в этот день 1944 г. евреи стали массово переселятся нацистами в гетто.

В Израиле это 27 нисана по еврейскому календарю. В этот день произошло восстание в Варшавском гетто.

Латвийский день памяти жертв Холокоста отмечается 4 июля. В этот день в 1941 г. все рижские синагоги были сожжены нацистами.

Для нас Холокост сегодня – это память. Память о торжестве человеческого духа над палачами, о непростительном и чудовищном преступлении. Это и предостережение для каждого из нас.

(International Holocaust Remembrance Day). Резолюция об этом была принята Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций (ГА ООН) 1 ноября 2005 года. Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США, а их соавторами — еще более 90 государств.

Холокост (Holocaust) — от древнегреческого holocaustosis, означающего "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение". В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению шести миллионов евреев в 1933-1945 годах.

Впервые термин был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. После всемирной премьеры в 1978 году одноименного американского многосерийного телевизионного фильма термин "Холокост" активно применяется для названия музеев, мемориалов и образовательных центров. В Израиле и некоторых других странах используется также термин Шоа (Shoax), обозначающий "Катастрофа европейского еврейства".

Дата памятного дня выбрана не случайно; именно в этот день 27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша), в котором погибло, по разным оценкам, от 1,5 до 4 миллионов человек. Точное количество погибших в Освенциме так и не удалось установить, поскольку многие документы были уничтожены, а сами немцы не вели учет жертв, направляемых в газовые камеры сразу по прибытии.

Как свидетельствуют документы Нюрнбергского трибунала, погибло 2,8 миллиона человек, 90 процентов из которых были евреи.

Освенцим, известный также под немецким названием Аушвиц, задумывался как лагерь для политзаключенных-поляков. Первый период функционирования (до середины 1942 года) историки называют "польским", поскольку на этот момент большинство заключенных были жителями Польши. Второй этап в истории лагеря называют "еврейским". Роль Аушвица как центра уничтожения евреев неизмеримо возросла после совещания, состоявшегося 20 января 1942 года в пригороде Берлина на озере Ванзее. Оно было посвящено уничтожению целого народа — "окончательному решению еврейского вопроса".

Впоследствии его назовут "Ванзейской конференцией". Ее протокол фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из важнейших доказательств в разделе "Преследование евреев".

В резолюции от 1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем.

"Холокост, приведший к истреблению одной трети еврейского народа и несчетного числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем людям предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предрассудки", — говорится в резолюции ГА ООН.

В память о шести миллионах евреев, жертв нацизма, воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд Вашем в Иерусалиме, Центр документации и мемориал в Париже, Дом-музей Анны Франк в Амстердаме, Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне, Музей памяти 1,5 миллиона еврейских детей в Хиросиме, Музей еврейского наследия и Холокоста в Москве.

Для обеспечения исторической истины о событиях Второй мировой войны, решающей роли стран антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом, а также сохранения памяти об ужасах Холокоста, с 2005 года проводится серия высокого уровня под названием Всемирный форум памяти Холокоста (Международный форум "Жизнь народу моему!").

Первый Всемирный форум памяти Холокоста прошел 27 января 2005 года в Кракове (Польша) и был посвящен 60-й годовщине освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау. В его работе принял участие президент России Владимир Путин, вице-президент США Ричард Чейни, президент Польши Александр Квасьневский и многие другие. Всего более 30 официальных делегаций и глав государств.

Второй Всемирный форум состоялся 27 сентября 2006 года в Киеве в память о 65-й годовщине трагедии Бабьего Яра. В работе этого форума приняло участие более 40 официальных делегаций.

Третий международный форум "Жизнь народу моему!", приуроченный к 65-й годовщине освобождения советскими войсками нацистского концлагеря Аушвиц-Биркенау, состоялся в Кракове 27 января 2010 года.

Четвертый международный форум "Жизнь народу моему! " прошел 26-27 января 2015 года в Праге и Терезине (Чехия) в ознаменование 70-й годовщины освобождения нацистских лагерей смерти.

В Форуме приняли участие более 900 приглашенных, среди которых 30 официальных делегаций и представители парламентов, главы европейских государств, а также мировые знаменитости, эксперты и ученые. Россию представляли заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов и президент мирового общественного форума "Диалог цивилизаций" Владимир Якунин.

Тема Международного дня памяти жертв Холокоста 2016 года — "Холокост и человеческое достоинство " (The Holocaust and Human Dignity).

Международный день памяти жертв Холокоста является не только свидетельством уважения к тем, кто выжил и данью памяти жертвам Холокоста, он содержит призыв к действию. Он дает государствам-членам возможность участвовать в дальнейшей борьбе с антисемитизмом и расизмом и разрабатывать образовательные программы, которые позволят предотвратить повторение подобных злодеяний в будущем. Образование играет жизненно важную роль в создании потенциала противодействия таким преступлениям. В частности, оно помогает формировать "культуру предупреждения", избавиться от предрассудков, поощрять мирное сосуществование и права человека и содействовать уважению всех народов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников