Мораль басни Крылова помогает жить! Басня - это рассказ, который учит уму-разуму.

Практическая работа по литературе на тему "Творчество И.А. Крылова и В.А. Жуковского" (УМК Т.Ф. Курдюмовой, 6 класс). Развитие умений работы с текстом: понимание морали басни, объяснение ее своими словами, примительно к современной жизни; нахождение и вычленение в тексте художественно-выразительных средств языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

учени_______6 «____» класса ___________________________________________

I вариант

  1. Внимательно прочитайте басню И.А. Крылова «Волк и Кот» и ответьте на поставленный вопрос.

Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая;
За шкуру он свою дрожал:
Охотники за ним гнались и гончих стая.
Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,
Да то лишь горе,
Что все ворота на запоре.
Вот видит Волк мой на заборе
Кота
И молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Всё это ведь за мной».- «Проси скорей Степана;
Мужик предобрый он», Кот-Васька говорит.
«То так; да у него я ободрал барана».-
«Ну, попытайся ж у Демьяна».-
«Боюсь, что на меня и он сердит:
Я у него унес козленка».-
«Беги ж, вон там живет Трофим».-
«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:
Он на меня с весны грозится за ягненка!» -
«Ну, плохо ж!- Но авось тебя укроет Клим!» -
«Ох, Вася, у него зарезал я теленка!» -
«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил»,
Сказал тут Васька Волку:
«Какую ж ты себе защиту здесь сулил?

Нет, в наших мужичках не столько мало толку,
Чтоб на свою беду тебя спасли они.
И правы,- сам себя вини:
Что ты посеял - то и жни».

Вопрос:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу цитатами из очерка «Буран» Т.С. Акскова.

Художественно-выразительные средства

Примеры

Сравнение

Эпитет

Метафора

Олицетворение

25.09.2015 ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема: Творчество И.А. Крылова и В.А. Жуковского

учени_______6 «____» класса __________________________________________________

(фамилия, имя в родительном падеже)

II вариант

  1. Внимательно прочитайте басню И.А. Крылова «Лев и Мышь» и ответьте на поставленный вопрос.

У Льва просила Мышь смиренно позволенья
Поблизости его в дупле завесть селенье
И так примолвила: «Хотя-де здесь, в лесах,
Ты и могуч и славен;
Хоть в силе Льву никто не равен,
И рев один его на всех наводит страх,
Но будущее кто угадывать возьмется -
Ка́к знать? кому в ком нужда доведется?
И как я ни мала кажусь,
А, может быть, подчас тебе и пригожусь».-
«Ты!» вскрикнул Лев: «Ты, жалкое созданье!
За эти дерзкие слова
Ты стоишь смерти в наказанье.
Прочь, прочь отсель, пока жива -
Иль твоего не будет праху».
Тут Мышка бедная, не вспомняся от страху,
Со всех пустилась ног - простыл ее и след.
Льву даром не прошла, однако ж, гордость эта:
Отправяся искать добычи на обед,
Попался он в тенета.
Без пользы сила в нем, напрасен рев и стон,
Как он ни рвался, ни метался,
Но всё добычею охотника остался,
И в клетке на показ народу увезён.

Про Мышку бедную тут поздно вспомнил он,
Что бы помочь она ему сумела,
Что сеть бы от ее зубов не уцелела,
И что его своя кичливость съела.

Читатель,- истину любя,
Примолвлю к басне я, и то не от себя -
Не по́пусту в народе говорится:
Не плюй в колодезь, пригодится
Воды напиться.

Вопрос: Как вы поняли мораль этой басни? Имеет ли она отношение к нашей современной жизни? Приведите конкретные примеры. Почему имена или прозвища героев басен всегда пишутся с прописной (большой) буквы? Как вы это объясняете?

Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит?

Басня осуждает эгоизм, стремление ис­пользовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жад­ность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем.

Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опиши­те характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изо­бретательность, сообразительность, ловкость, со­вестливость, жадность, хитрость, беспечность, за­ботливость, доброта, рассудительность, доверчи­вость, наивность. Какие из качеств, которые названы в этом перечне, подходят для характеристики Сеню­ши, какие — Феди? Попробуйте доказать правиль­ность своего выбора.

Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе кашта­нов. Придумал эту затею Федя. Мы ви­дим, что он изобретателен и находчив, ре­шителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меня­ется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен то­варищ, без которого он не смог бы полу­чить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками.

Сенюша пострадал от жадности и пред­приимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, до­верчивый, наивный и нерешительный Се­нюша вызывает нашу симпатию, а хит­рый Федя перестает нам нравиться.

Придумайте рассказы о том, как мальчики со­бирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши. Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать?

Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так: «Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каш­танов. Для этого нужно было залезть на дерево. Я это сделал и наелся каштанов вволю». После этого рассказа некоторые ученики возмутились. Они обиделись за Сенюшу, о котором Федя даже не упомянул. Но после споров все согласились с тем, что жадный Федя наверняка не стал бы рассказывать, что ему кто-то помогал. Рассказ от лица Сенюши может выглядеть так: Сенюше было обидно, что не уда­лось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя — плохой товарищ.

Как вы думаете, какой диалог мог бы про­изойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана?

Можно выбрать один из вариантов отве­та. В первом случае: Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант: Сенюша высказал одно­класснику свою обиду. Ученики чаще вы­бирают этот вариант и предлагают Сене такие слова: «Почему ты не принес и мне немного каштанов?», «Где же те кашта­ны, которые ты сорвал для меня?», «Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!».

Найдите рифмы в стихотворных строках басни.

Рифмы в этой басне расположены за­тейливо. Проследите за тем, как это сде­лано в первой и второй строфах:

«………………………как баранов,

…………………………….в класс,

…………………………..каштанов!»

………………………….не про нас!

……………………………недалеко.

……………………………..высоко:

……………………………… влезть

…………………………..не есть!»

…………………………..догадка!

…………………………..ухватка.

………………………….погоди!

………………………..подсади.

………………………..умудримся

………………………..наедимся».

В первой строфе рифмуются первая и третья, вторая и четвертая, пятая и шес­тая, седьмая и восьмая строки. То есть сначала идет перекрестная, а затем парал­лельная рифмовка.

Во второй строфе строки рифмуются па­раллельно (первая и вторая, третья и чет­вертая, пятая и шестая).

…………………………………. ног,

…………………………принялся,

………………………….обливался,

……………………………….. помог.

………………………….приволье:

………………………..раздолье!

………………………….не съесть,

…………………………..перечесть!

………………………….поживиться,

Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление использовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жадность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем. Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опишите характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изобретательность, сообразительность, ловкость, совестливость, жадность, хитрость, беспечность, заботливость, доброта, рассудительность, доверчивость, наивность. Какие из качеств, которые названы в этом перечне, подходят для характеристики Сенюши, какие - Феди? Попробуйте доказать правильность своего выбора.

Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе каштанов. Придумал эту затею Федя. Мы видим, что он изобретателен и находчив, решителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меняется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен товарищ, без которого он не смог бы получить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками.

Сенюша пострадал от жадности и предприимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, доверчивый, наивный и нерешительный Сенюша вызывает нашу симпатию, а хитрый Федя перестает нам нравиться.

Придумайте рассказы о том, как собирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши. Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать?

Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так: "Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каштанов. Для этого нужно было залезть на дерево. Я это сделал и наелся каштанов вволю". После этого рассказа некоторые ученики возмутились. Они обиделись за Сенюшу, о котором Федя даже не упомянул. Но после споров все согласились с тем, что жадный Федя наверняка не стал бы рассказывать, что ему кто-то помогал. Рассказ от лица Сенюши может выглядеть так: Сенюше было обидно, что не удалось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя - плохой товарищ.

Как вы думаете, какой диалог мог бы произойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана?

Можно выбрать один из вариантов ответа. В первом случае: Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант: Сенюша высказал однокласснику свою обиду. Ученики чаще выбирают этот вариант и предлагают Сене такие слова: "Почему ты не принес и мне немного каштанов?", "Где же те каштаны, которые ты сорвал для меня?", "Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!".

Найдите рифмы в стихотворных строках басни.

Рифмы в этой басне расположены затейливо. Проследите за тем, как это сделано в первой и второй строфах:

"………………………как баранов, …………………………….в класс, …………………………..каштанов!" ………………………….не про нас! ……………………………недалеко. ……………………………..высоко:……………………………… влезть …………………………..не есть!"…………………………..догадка! …………………………..ухватка. ………………………….погоди! ………………………..подсади. ………………………..умудримся ………………………..наедимся".

В первой строфе рифмуются первая и третья, вторая и четвертая, пятая и шестая, седьмая и восьмая строки. То есть сначала идет перекрестная, а затем параллельная рифмовка.

Во второй строфе строки рифмуются параллельно (первая и вторая, третья и четвертая, пятая и шестая).

…………………………………. ног,…………………………принялся,………………………….обливался,……………………………….. помог.

………………………………..мал:…………………………………губки;……………………………….убирал,…………………………..скорлупки.

В этой строфе рифмы расположены перекрестно.

В последней строфе рифмовка параллельная:

…………………………….на свете я,…………………………………друзья………………………………помогали,……………………………….не видали. Прочтите вновь басню И. А. Крылова "Два мальчика". Как поступки характеризуют Сеню и Федю? Нет ли противоречия между речью и поступками Феди? Ответ аргументируйте.

Федя быстро придумал поход за каштанами. Он же решил, что Сеня сможет ему помочь, и подсказал, как это сделать. Мы убедились в его сообразительности, но когда он, при помощи Сени взобравшись на дерево, забыл о своем друге и стал в одиночку поедать каштаны, мы убедились, что он жаден, неблагодарен и вообще плохой товарищ. Сеня же так и не попробовал плодов, но он и не пытался просить их у товарища, не хотел ссориться с ним.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к басне И. А. Крылова «Два мальчика» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Поэт обращается к сестре и обещает ей "пук стихов". Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? "Пук стихов" - это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о себе: "поэт младой", "мечты невольник милый", "твой друг", "чернец небогатый", а сестра, к которой он обращается, -
    Ход размышлений популярного пушкиниста С. Бонди более чем странен, потому что весь роман насыщен как раз конкретными идеями, которые А. С. Пушкин проговаривает открытым текстом. Выводы популярного пушкиниста справедливые, остаётся посожалеть, что ему пришлось внимательно всматриваться в текст романа, чтобы узреть очевидное. Например: Но если б не страдали нравы,Я балы б до сих пор любил.(1 глава, XXX стих) Условий света свергнув бремя...(1 глава, XLV стих) Кто жил и мыслил, тот
    Вам знакома инверсия - перестановка слов, которая может придать стиху большую выразительность. Проверьте это на примерах инверсии из стихов Н. Заболоцкого. Что создает в каждой строчке инверсия? Приближался апрель к середине…Лоб его бороздила забота…Непочатого хлеба ковригу…Бил ручей, упадая с откоса… "Апрель приближался к середине…" - инверсия придает фразе медитативность, лиричность размышлений. "Забота бороздила его лоб…" - инверсия помогает достичь впечатления о напряженности мысли героя. Перестановка слов подчеркивает важность забот героя. "Ковригу непочатого хлеба…"
    На мой взгляд, осень - это лучшее время года. Каждый её месяц по-своему хорош. Увядающая природа в сентябре полна печального очарования. Листва меняет зелёный цвет на жёлтые, красные, багряные и многие другие краски и оттенки. Особенно в начале осени привлекательны остролистные клёны. Своей восхитительной окраской они напоминают жаркие языки пламени огромного костра, перед сиянием которого меркнут все другие цвета осенней палитры. С усилением контраста дневных и ночных температур кленовый "пожар" разгорается
    Сказочные герои в этом стихотворении взяты из "бабушкиных сказок". Какие это герои? Докажите, что поэт доброжелательно подсмеивается над детскими страхами. Ведьма, леший, змей - герои сказок, которых вспоминают детишки в ночном. Темнота пугает, и ребята быстро и умело разводят костер ("огонек"), свет от которого помогает им справиться со своими страхами. Мы чувствуем, как доброжелательно подсмеивается автор над героями стихотворения. В каких сказках встречались вы с героями стихотворения? Леший, змей и ведьма -
    Почему каждая строфа завершается одними и теми же строками, относящимися и к простому солдату, и к следователю, и к конвоиру, и к "вождю народов"? Здесь явная пародия на идеологическую пропаганду, утверждавшую, что в нашем социалистическом государстве все делается во благо народа и во имя народа, в том числе и ведется борьба с так называемыми "врагами народа". Вместе с тем Окуджава намекает и на личную заинтересованность следователя, конвоира и вождя в ведении
    Поэма Шота Руставели - свидетельство высокого уровня грузинской культуры XII века. (Поэма могла появиться лишь в период расцвета грузинской культуры, ибо создать столь великое произведение мог не просто одаренный мастер художественного слова, а гений, опиравшийся на многовековую культурную традицию родного народа. Автор, безусловно, был знаком с творениями грузинских писателей и поэтов. Руставели глубоко освоил достижения всемирной культуры своего времени.) "Витязь в тигровой шкуре" - памятник грузинской культуры. Воссоздание древней истории
  1. Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит?
  2. Басня осуждает эгоизм, стремление ис-пользовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жад-ность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем.
  3. Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опиши-те характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изо-бретательность, сообразительность, ловкость, со-вестливость, жадность, хитрость, беспечность, за-ботливость, доброта, рассудительность, доверчи-вость, наивность. Какие из качеств, которые названы в этом перечне, подходят для характеристики Сеню-ши, какие — Феди? Попробуйте доказать правиль-ность своего выбора.
  4. Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе кашта-нов. Придумал эту затею Федя. Мы ви-дим, что он изобретателен и находчив, ре-шителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меня-ется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен то-варищ, без которого он не смог бы полу-чить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками.

    Сенюша пострадал от жадности и пред-приимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, до-верчивый, наивный и нерешительный Се-нюша вызывает нашу симпатию, а хит-рый Федя перестает нам нравиться.

  5. Придумайте рассказы о том, как мальчики со-бирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши. Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать?
  6. Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так: «Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каш-танов. Для этого нужно было залезть на дерево. Я это сделал и наелся каштанов вволю». После этого рассказа некоторые ученики возмутились. Они обиделись за Сенюшу, о котором Федя даже не упомянул. Но после споров все согласились с тем, что жадный Федя наверняка не стал бы рассказывать, что ему кто-то помогал. Рассказ от лица Сенюши может выглядеть так: Сенюше было обидно, что не уда-лось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя — плохой товарищ.

  7. Как вы думаете, какой диалог мог бы про-изойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана?
  8. Можно выбрать один из вариантов отве-та. В первом случае: Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант: Сенюша высказал одно-класснику свою обиду. Ученики чаще вы-бирают этот вариант и предлагают Сене такие слова: «Почему ты не принес и мне немного каштанов?», «Где же те кашта-ны, которые ты сорвал для меня?», «Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!».

  9. Найдите рифмы в стихотворных строках басни.
  10. Рифмы в этой басне расположены за-тейливо. Проследите за тем, как это сде-лано в первой и второй строфах:

    «………………………как баранов, …………………………….в класс, …………………………..каштанов!» ………………………….не про нас! ……………………………недалеко. ……………………………..высоко: ……………………………… влезть …………………………..не есть!» …………………………..догадка! …………………………..ухватка. ………………………….погоди! ………………………..подсади. ………………………..умудримся ………………………..наедимся».

    В первой строфе рифмуются первая и третья, вторая и четвертая, пятая и шес-тая, седьмая и восьмая строки. То есть сначала идет перекрестная, а затем парал-лельная рифмовка.

    Во второй строфе строки рифмуются па-раллельно (первая и вторая, третья и чет-вертая, пятая и шестая).

    В этой строфе рифмы расположены пе-рекрестно.

    В последней строфе рифмовка парал-лельная:

    …………………………….на свете я, …………………………………друзья ………………………………помогали, ……………………………….не видали.
  11. Прочтите вновь басню И. А. Крылова «Два мальчика». Как поступки характеризуют Сеню и Фе-дю? Нет ли противоречия между речью и поступка-ми Феди? Ответ аргументируйте.
  12. Федя быстро придумал поход за кашта-нами. Он же решил, что Сеня сможет ему помочь, и подсказал, как это сделать. Мы убедились в его сообразительности, но ког-да он, при помощи Сени взобравшись на дерево, забыл о своем друге и стал в оди-ночку поедать каштаны, мы убедились, что он жаден, неблагодарен и вообще пло-хой товарищ. Сеня же так и не попробо-вал плодов, но он и не пытался просить их у товарища, не хотел ссориться с ним.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • обоснование афоризмы басни и.а. крылова два мальчика
  • басня эгоист
  • "два мальчика" и.а.крылов
  • нарисуйте портреты феди и сенюши.
  • мораль на басню крылова два мальчика