На каком уровне начинают проявляться межвидовые отношения. Пептидная связь возникает между


12. Эмбриональный период онтогенеза начинается с образования
14. Возбудители дифтерии по форме клетки относятся к
Подобный материал:
  • Тестовый раунд Часть Перед вами вопросы с несколькими вариантами ответов. Вам предстоит , 192.38kb.
  • , 66.8kb.
  • , 85.91kb.
  • Вопросы задания 4 , 319.54kb.
  • Экзаменационный тест вступительного испытания по Литературе , 71.75kb.
  • Перед вами новый учебник по истории края , 354.13kb.
  • , 132.64kb.
  • «Новая эпоха – новое время» , 53.91kb.
  • Соревнования интеллектуалов , 77.32kb.
  • Ксожалению, сегодня, однозначных ответов на многие вопросы нет , 63.19kb.
Баллы_______

Задание 3. Определите имя великого учёного по описанию его заслуг.

1. ОН ещё при жизни был знаменитейшим из всех наших учёных. ОН создал русскую хирургию. Обезболивающих средств в то время ещё не было, поэтому операции нужно было проводить быстро. Сложные операции – удаление бедра или мочевого пузыря – ОН делал в несколько минут. Когда был ранен национальный герой Италии Гаррибальди, ни один из европейских врачей не смог извлечь пулю из голеностопного сустава. Тогда пригласили ЕГО. Осмотрев рану, великий хирург путем логического рассуждения определил местоположение пули и успешно извлек её. ОН первым разработал и ввел в медицину применение наркоза при операциях, первым применил гипсовую повязку при переломах. В его клинике впервые использовали йодную настойку и спирт для обеззараживания. ОН спас тысячи жизней и в военное и в мирное время. Бескорыстное служение истине и отечеству – вот идеалы великого ученого и гражданина.

Ответ: ____________.

2. За разработки в области кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности ОН первым из русских ученых был удостоен Нобелевской премии. Автор фистульной методики решил вопрос получения чистого желудочного сока и других пищеварительных соков, составил графики сокоотделения и выяснил природу аппетита. В своей научной работе ОН часто придумывал и разрабатывал новые методики и модели физиологических экспериментов, которые ставились в лаборатории как им самим, так и руководимыми им молодыми врачами. Оперируя подопытных животных и выхаживая их, изобретал и изготавливал из подручных средств новую аппаратуру. ЕГО опыты с собаками стали классикой отечественной науки и принесли ЕМУ мировую известность. В течение короткого периода времени ОН был избран членом академий ряда стран и почетным доктором многих университетов. По его инициативе в Петербурге был поставлен памятник его подопытным собакам, отдавшим свою жизнь ради науки.

Ответ: ____________.

Баллы_______

Уважаемый участник!

Олимпиада, задания которой Вам предстоит выполнить, состоит из 2 раундов: тестового и аналитического. Тестовый раунд включает вопросы с несколькими вариантами ответов и задание на определение верности суждений. Аналитический раунд состоит из заданий разнообразного аналитического характера.

Внимательно читайте условия заданий и правила заполнения матриц ответов. Отвечая на вопросы и выполняя задания - не спешите, т.к. ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!

Тестовый раунд

Часть 1. Перед вами вопросы с несколькими вариантами ответов. Вам предстоит выбрать только один правильный ответ. Правильный ответ обведите в кружок. Если ошиблись, зачеркните крестом ошибочный ответ и обведите нужный вариант.

1. Укажите фермент, расщепляющий белки:

А) амилаза; Б) липаза; В) мальтаза; Г) трипсин.

2. Биополимером не является:

А) белок; Б) ДНК; В) глюкоза; Г) целлюлоза.

3.Межвидовые отношения начинают проявляться на уровне организации живого:

А) биогеоценотическом; В) организменном;

Б) популяционно-видовом; Г) биосферном.

4. Углеводами образованы:

А) клеточные мембраны; В) хитиновые покровы;

Б) панцирь черепахи; Г) шерсть млекопитающих.

5. В световой фазе фотосинтеза происходит фотолиз молекулы:

А) хлорофилла; Б) глюкозы; В) АТФ; Г) воды.

6. Пептидная связь возникает между:

А) радикалами соседних аминокислот;

Б) карбоксильными группами;

В) аминогруппами;

Г) карбоксильной группой одной и аминогруппой другой аминокислоты.

7. В процессе специализации утрачивают ядра клетки:

А) эритроцитов; Б) лейкоцитов; В) нейронов; Г) гладкой мышечной ткани.

8. Среди перечисленных ниже наиболее крупной систематической единицей в царстве растений является:

А) род; Б) класс; В) семейство; Г) отдел.

9. Структурной единицей живого считают клетку, потому что:

А) все клетки имеют сходное строение;

Б) все организмы состоят из клеток;

В) клетки способны к делению и росту;

Г) в клетке происходит обмен веществ;

10. Какой тип питания не свойственен грибам?

11. У людей с I (00) группой крови в плазме содержится:
А) агглютиноген А; Б) агглютиноген В; В) агглютинины ά и β; Г) агглютинин ά.

12. Эмбриональный период онтогенеза начинается с образования:
А) гамет; Б) зиготы; В) гаструлы; Г) нейрулы.

13. Конечными продуктами обмена белков являются:
А) аминокислоты; В) вода и углекислый газ;
Б) мочевина, мочевая кислота, вода; Г) полипептиды.

14. Возбудители дифтерии по форме клетки относятся к:
А) бациллам; Б) спириллам; В) вибрионам; Г) диплококкам.

15. Аппендикс человека является примером:

А) атавизма; Б) рудимента; В) адаптации; Г) дегенерации.

Баллы_______

Часть 2. Выберите верные и неверные утверждения

1. Для березы характерно супротивное листорасположение.
2. Спирогира размножается обрывками таллома, апланоспорами и зиготами, возникающими в результате конъюгации.
3. Неполнозубые млекопитающие (броненосцы и ленивцы) обитают лишь в Западном полушарии.
4. Воск, необходимый для сооружения ячеек сот, медоносные пчелы вырабатывают самостоятельно.
5. Поражения лобных отделов коры головного мозга приводит к нарушению
эмоционально-волевой сферы человека.
6. Первым российским учёным, получившим Нобелевскую премию был И.П. Павлов.
7. Эритроциты - это прокариотические клетки.
8. Кобальт входит в состав витамина B12.

9. Поскольку цикл Кребса протекает в митохондриях, его ферменты закодированы в митохондриальной ДНК.

10. Самые длинные молекулы РНК – рибосомные.

Верные утверждения ________________________

Неверные утверждения________________________

Баллы_______

Аналитический раунд

Задание 1. Установите соответствие между видом животного или характеристикой его индивидуального развития и ти­пом индивидуального развития.

Виды животных и характе­ристики Тип индивидуального

их индивидуаль­ного развития развития

  1. азиатская саранча А) неполное превращение
  2. колорадский жук Б) полное превращение
  3. личинка превращается во взрослое насекомое
  4. личинка не похожа на взрослое насекомое
  5. куколка отсутствует

1

2

3

4

5

Баллы_______

Задание 2. Сопоставьте болезнь и способ переноса возбудителя.

1) чума, дифтерия, туберкулез

2) сальмонеллез, холера, бактериальная дизентерия.

3) сибирская язва, туляремия, бруцеллез, гонорея.

А) через пищу и воду, загрязненные фекалиями.

Б) при укусе животного.

В) при попадании в рану нестерильного материала.

4) бешенство, африканская сонная болезнь, малярия.

5) столбняк, газовая гангрена.

Г) при непосредственном контакте.

Д) воздушно-капельный путь.


1

2

3

4

5

Баллы_______

Задание 3.

1) Перед вами следующее оборудование: стандартная сыворотка II и III групп крови, две пипетки, две стеклянные палочки, предметные стекла, восковой карандаш, донорская кровь. Опишите алгоритм определения групп крови. Для этого последовательно расположите ниже перечисленные действия.

2) Отметьте наличие (знаком «+») или отсутствие (знаком «-») агглютинации в каплях сыворотки.


Группы крови

Агглютинация эритроцитов

Сыворотка II группы + кровь

Сыворотка III группы + кровь

I

II

III

IV

Баллы_______

Задание 4. Постарайтесь кратко, но аргументированно ответить на вопросы конкурса «Почемучка».

1.Почему с точки зрения биохимии название продукта питания «масло сливочное» является ошибочным?

3.Почему молекулу АТФ называют энергетической «валютой» клетки?

5.Почему в мельчайших сосудах капиллярах скорость кровотока самая низкая, хотя по законам физики в трубе меньшего диаметра скорость жидкости увеличивается?

«Экономическая биология» - «Максимального результата» «минимальных затрат» «разделения труда и специализации» «взаимозависимости и сотрудничества» «спроса и предложения». Кости выполняют пассивную функцию рычагов, а мышцы, сокращаясь, совершают работу и являются активной частью опорно-двигательного аппарата. Задачи урока: – Процессы обратного развития, характеризующие процесс старения.

«Наука о живой природе» - Животные. Подготовить сообщение о растении (по выбору: комнатное, лекарственное, пищевое, ядовитое, насекомоядное и т..). Бактерии. Грибы. Вопрос: Что изучает биология? Заполните таблицу. «Значение растений, бактерий и грибов в природе». Биология изучает живые организмы. Вопрос: Назовите признаки живых организмов.

«Бионика» - электроникой, навигацией, связью, морским делом и другими. Костная структура головки бедренной кости. Основные направления работ по бионике охватывают следующие проблемы: Взаимосвязь природы и техники. Нейробионика изучает работу мозга, исследует механизмы памяти. Присоски. Присоска слегка закруглена и расправляется при столкновении с преградой.

«Методы исследования в биологии» - Тема: Комплекс биологических наук: Вывод: История развития биологии как науки. Что такое биология? Выдвижение гипотез. Эффективность урока: Ваш варинт научного эксперимента: План урока: «Биология: предмет, задачи, методы исследования. Этапы научного исследования: Актуализация знаний. Агрономии ветеринарии зоотехнии звероводства рыбоводства лесоводтства птицеводства.

«Молекулярная биология» - Экзон – интронное строение эукариотических генов. . Классификация генов. План лекции: Ген. Промотор эукариот. Молекулярная организация гена эукариот (схематически). Определение гена. Состоит из 6 или 7 пар оснований 2)-35 последовательность. Промотор имеет 2 консервативные последовательности: 1)бокс Прибнова или -10 последовательность.

«Изучение биологии» - Система манипуляций с отдельной или группой клеток многоклеточных животных и растений. Нарушение работы стволовых клеток. Снижение вывода шлаков. Методы геномики. Познание –это весь мир. Накопление ошибок. Генетический механизм. Хроматография. Секвенирование ДНК. Организмы должны постоянно приспосабливаться.

Вопрос 1. Какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений вам известны?

Все биотические связи (в том числе по­ложительные и отрицательные) можно разделить на шесть типов.

Нейтрализм (00). В природе ис­тинный нейтрализм очень редок, посколь­ку между всеми видами возможны опосре­дованные взаимодействия, эффекта кото­рых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний. Например, на коже китов часто поселяются усоногие рачки — «морские желуди» и «морские уточки». В дан­ном случае это можно рассматривать как проявление нейтрализма, так как их посе­ление является случайным и не связано ни с получением пищи, ни с расселением.

Лменсализм (-0). Светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затенения, ель же не испытыва­ет никакого неудобства.
Комменсализм (+0). Крупные мле­копитающие (собаки, олени) служат раз­носчиками плодов и семян с зацепками (вроде репейника), не получая от этого ни ущерба, ни преимуществ. Примером также является так называемое «сотрапезничество», наблюдающееся во взаимо­отношениях львов и гиен, питающихся пищевыми остатками.
Симбиотические взаимоотно­шения (++). Сожительство зеленых рас­тений (прежде всего деревьев) и грибов при образовании микоризы.Протокооперация (++). Распростра­нение муравьями семян некоторых расте­ний леса, опыление пчелами разных луго­вых растений.

Мутуализм (++). Взаимоотношения узко специализированных к опылению растений (инжир, купальница, дурман, орхидные) с опыляющими их видами на­секомых.

Вопрос 2. Что представляют собой лишайники с точки зрения взаимоотношений организмов?

Вопрос 3. Какова главная особенность сим­биоза?

Обязательное условие симбиотических отношений — совместная жизнь, опреде­ленная степень сожительства организмов.

Вариант I

Метод биологической науки, заключающийся в сборе научных фактов и их исследования, называется:

А) моделирование В) описательный

Б) исторический Г) экспериментальный

А) Аристотеля В) Теофаста

Б) Гипократа Г) Галена

Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости, называется:

А) экологией В) генетикой

4. Свойство организмов избирательно реагировать на внешние и нутренние воздействия называется:

А) самовоспроизведение В) обмен веществ и энергии

Б) открытость Г) раздражимость

5. Идею об эволюции живой природы впервые сформулировал:

А) В) Ч. Дарвин

Б) Г) К. Линней

6. К клеточному уровню жизни не относится:

А) кишечная палочка В) полеозийский псилофит

Б) бактериофаг Г) клубеньковые бактерии

7. Процессы расщепления белков под действием желудочного сока протекают на уровне организации жизни:

А) клеточном В) малекулярном

Б) организменном Г) популяционном

8. Круговорот веществ и потоки энергии происходят на уровне организации живой природы:

А) экосистемном В) популяционно-видовом

Б) бисферном Г) молекулярном

9. К клеточному уровню жизни относится:

А) туберкулезная палочка В) полипептид

10. Живые системы считаются открытыми, потому, что они:

А) построены из тех же химических жлементов, что и неживые системы

Б) обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой

В) обладают способностью к адаптациям

Г) способны размножаться

Тест к обобщающему уроку на тему «Введение» 10 кл.

Вариант II

Общая биология изучает:

А) общие закономерности развития живых систем

Б) общие признаки строения растений и животных

В) единство живой и неживой природы

Г) происхождение видов

2. Закономерности передачи наследственных признаков изучает наука:

А) эмбриология В) эволюционная теория

Б) полеонтология Г) генетика

3. Уровень организации жизни, на котором проявляется такое свойство, как способность к обмену веществ, энергии, информации -

Б) организменный Г) клеточный

4. Высший уровень организации жизни – это:

А) клеточный В) популяционно-видовой

Б) биосферный Г) организменный

5. На ранних стадиях развития биологии основным методом научного исследования был:

А) экспериментальный В) микроскопия

Б) сравнительно-исторический Г) наблюдения и описания объектов

6. Факт сезонной линьки у животных был установлен:

А) экспериментально В) сравнительно-историческим

Б) методом наблюдения Г) методом моделирования

7. Межвидовые отношения начинают проявляться на уровне:

А) биогеоценотическом В) организменном

Б) популяционно-видовом Г) биосферном

А) Луи Пастер В) Ч. Дарвин

Б) К. Линней Г)

9. Основоположнтики клеточной теории:

А) Г. Мендель В) Т. Шванн

Б) Г) М. Шлейдер

10. Выберите правильное утверждение:

А) только живые системы построены из сложных молекул

Б) все живые системы обладают высокой степенью организации

В) живые системы отличаются от неживых составом химических жлементов

Г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы

Вариант I.

1..Живое отличается от неживого:

А) составом неорганических веществ С) обменом веществ

В) наличием катализаторов Д) взаимодействием молекул друг с другом

2. Основными веществами в живых организмах являются:

A ) Углеводы. B ) Витамины. C ) Жиры. D ) Белки.

3. Биологической системой называют:

А) объединение однородных клеток С) несколько рядом расположенных органов

В) органы живого организма Д) любые биологические объекты

4. Межвидовые отношения начинают проявляться :

A ) На биогеоценотическом уровне.

B ) На популяционно-видовом уровне.

C ) На организменном уровне.

D ) На биосферном уровне.

5. Предметом изучения биологии является :

A ) Строение и функции организма.

B ) Природные явления.

C ) Закономерности развития и функционирования живых систем.

D ) Строение и функции растений и животных.

6. В 1988 году вышел 4-томный труд А.А.Слудского и А.Бекенова :

A ) «Флора Казахстана».

B ) «Заповедники Казахстана».

C ) «Биологические открытия Казахстана».

D ) «Млекопитающие Казахстана»

7. К прокариотам относятся :

А) растения В) животные С) грибы Д) бактерии и цианобактерии

8. Только у прокариот встречаются органоиды :

А) пластиды С) клеточный центр

В) митохондрии Д) рибосомы

9. Рибосомы участвуют в синтезе :

А) АТФ В) белков С) липидов Д) углеводов

10.Размножение - это процесс : А) увеличения числа клеток; В) воспроизведения себе подобных;

С) развития организмов в процессе эволюции; Д) усложнения строения и функций органов

11. Набор половых хромосом у мужчин : А) XX ; В) XY ; С) ХО; Д) YY .

12.Клетка - структурная и функциональная единица живого, так как :

А) в состав клетки входит около 70 химических элементов;

В) все белки клеток построены из 20 аминокислот;

С) в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада;

Д) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.

13.Тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки : А) митоз; В) мейоз; С) амитоз; Д) биоценоз.

14. При каком клеточном делении количество хромосом не уменьшается?
А) митоз; В) митоз и мейоз; С) мейоз и амитоз; Д ) мейоз.

15. Белки - биологические полимеры, мономерами которых являются :
А) нуклеотиды; В) аминокислоты; С) пептиды; Д ) моносахариды.

16.Какое число хромосом у человека ?

А) 46; В) 25; С) 47; Д) 48

17. Уровень, являющийся высшим уровнем организации жизни:

А) биосферный; В) биогеоценотический; С) популяционно-видовой; Д) организменный.

18. Ядро – это:

А) двумембранная структура; В) одномембранная структура; С) немембранная структура; Д) трехмембранная структура.

19. Ассимиляция – это процесс:

А) катализа; В) распада; С) биосинтеза; Д) гидролиза.

20. В реакциях распада веществ:

А) энергия накапливается; В) энергия не изменяется; С) энергия выделяется; Д) энергия сохраняется.

21. Один триплет ДНК содержит информацию:

А) о последовательности аминокислот в белке; В) об одном признаке организма; С) об одной аминокислоте, включаемой в белковую цепь; Д) о начале синтеза и-РНК,
22. Количество этапов в энергетическом обмене:

А) один; В) два; С) три; Д) четыре.

23. Автотрофные организмы получают энергию:

А) за счет органических веществ, синтезированных из неорганических; В) из готовых органических веществ; С) за счет распада неорганических веществ; Д) за счет распада воды.

24. К гормонам не относится:

А) инсулин; В) окситоцин; С) меланин; Д) прогестерон.

25. Индивидуальное развитие организма называется:

А) филогенез; В) овогенез; С) метаморфоз; Д) онтогенез.

26. У всех цветковых растений происходит:

А) двойное оплодотворение; В) двойное опыление; С) простое оплодотворение; Д) тройное оплодотворение.

27. Оплодотворенная яйцеклетка называется:

А) гамета; В) гаструла; С) бластула; Д) зигота.

28. Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, зубная эмаль образуются во время органогенеза:

А) из эктодермы; В) из мезодермы; С) из энтодермы; Д) из гаструлы.

29. Способность организма на должном уровне поддерживать постоянство своего строения и функциональных возможностей называется:

А) гомеостаз; В) раздражимость; С) онтогенез; Д) обмен веществ.

30. Заключительной фазой в митозе является:

А) анафаза; В) профаза; С) телофаза; Д) метафаза.