Сквернословие у детей. История возникновения сквернословия

Речь - это показатель ума.
Сенека

Нет музыки слаще,
чем ангельские голоса ребятишек,
если не особенно вслушиваться
в произносимые ими слова.

Логан Пирсолл Смит

Перед проведением классного часа по теме «Вирус сквернословия» раздайте учащимся анкеты «Сквернословие в моей жизни» (см. приложение). Анкетирование должно проводиться анонимно. Анкета поможет узнать, насколько эффективно прошло мероприятие, cколько детей действительно задумались над данной проблемой.

Для наглядности я изготовила плакат (стенгазету). Кроме наглядности, плакат выполняет еще одну немаловажную функцию. В нем есть рубрика «Особо заразные», куда классный руководитель записывает фамилии тех ребят, которые склонны к сквернословию. Плакат висит в классе на видном месте, а учащимся я говорю, что вряд ли их родителям будет приятно видеть фамилии своих детей в этом списке.

Что такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Статья опубликована при поддержке интернет-аптеки "ЕвроФарм-UA". Неврология, артрит, аллергология, витамины, противоопухолевые средства, венозный недоcтаток, мезотерапия, наружные средства, гормональные и др. В аптеке Вы можете приобрести такие лекарства как синактен депо , рилутек, амбене, актос, аркоксиа и многие другие из Европы по выгодным ценам. Посмотреть каталог товаров, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.evrofarm-ua.com/.

Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие - далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде) , готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Будьте здоровы!!!

Можно дать домашнее задание или провести акцию во всей школе по теме «Мир без сквернословия - твой рецепт». Это может быть, например, темой сочинения на уроке русского языка или плакат (см. с. 11).

Юлия АНДРОСОВА,
педагог-психолог ГОУ СОШ № 384,
г. Москва

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Класс_______ «___» Пол м / ж

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________

4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!

Информационные источники

Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

И.Г. Отец Виктор, что–то произошло с нашим народом, со всеми нами. То, что научно называется «ненормативной лексикой», стало обычной средой нашей жизни. Это отмечают решительно все: если тридцать - сорок лет назад услышать грязные слова можно было на улице только от сильно выпивших людей, то сейчас - это «нормальный» способ общения во всех социальных и культурных группах, во всех возрастах, в частной и общественной жизни. Их можно услышать и с экрана телевидения. Иногда можно услышать, как молодая мать обращается к своему малышу, используя эти слова. Они так прочно вошли в нашу речь, что их нередко используют даже в церковной среде.

Более того. Многие люди считают что, что это наше наследство, наш язык - зачем же его лексику делить на хорошие и плохие слова? Подростки и даже маленькие дети уже не стесняются ругаться ни на улицах, ни при старших. Как отучить ребенка от этого яда?

О.В. Нужно, чтобы ребенок понимал, что он говорит, зачем и как. Если он сказал какую–то гадость, можно спросить:

А что ты сейчас сказал? Ты можешь понять, что ты сказал?

Часто они не понимают.

Давай сейчас вместе разберемся!

Если это мат, то можно сказать:

Посмотри, ты разрушаешь то, что нельзя разрушать: почтение и любовь к матери. В матерном слове ты говорил не о своей матери, а о матери другого человека. Ты посягнул на самое дорогое, что есть в жизни. Слово должно помогать жить, слово должно творить жизнь, но не разрушать. Когда ты так говоришь, ты разрушаешь жизнь, ты портишь себя, портишь окружающих людей.

Если это стало такой привычкой, от которой ребенок уже не может оторваться то, тут можно сказать:

Если тебя наказать за это, ты не исправишься. Ты должен сам хорошо подумать, что ты делаешь, какая цель этого. Какой смысл каждого твоего слова? Человек может словом обрадовать, утешить, может дать какое–то знание. Но слово дано не для того, чтобы его направлять к злой цели.

Слово - великий дар Божий человеку. Словом творится жизнь. Христос говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» .

Если слово отнять у людей, то вся жизнь превратится в пустыню.

Но человек может неправильно пользоваться ценным даром: он часто направляет слово на разрушение, а не на созидание жизни, т. е. смерть и жизнь во власти языка.

Мы видим, как некоторые люди постоянно сквернословят и находят в этом низменное удовольствие.

В беседах с детьми можно услышать такие слова:

Вчера я ругала учительницу матными словами.

Сквернословящий человек всегда неприятен. Возникает вопрос: откуда в человеке такая тяга к нечистому?

Сквернословие - показатель духовной порчи человека. Язык всегда обнажает сердце человека. Есть гниль в дереве, в теле, в душе. Апостол Иаков говорит, что не может из одного источника изливаться одновременно сладкая и горькая вода.

Если сердце человека чистое, исполнено любви и Духа Святого, духа жизни, то оно никогда не будет источать смрад, каким является мат: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» . Духовный человек творит жизнь в себе и вокруг себя. Все, что он творит, глубоко проникает в его душу, умиротворяет и живит ее.

Но когда в человека вселяется дух злобы, дух смерти, то его сердце уже не источник, из которого течет чистая вода. Дух злобы рождает злое слово, мат, человек находится во власти черной магии, цель которой - разрушать жизнь. Когда сквернословие касается области отношения полов, то это означает стремление разрушить нормальное, естественное состояние пола и привести его в противоестественное.

Слово мат связано со словом мать , и из этого видим, что сквернословы покушаются на самое святое.

У восточных народов мать - величайшая святыня. Почитание родителей - святой закон. И там не позволяют унижать имя матери, за плохое слово о ней можно лишиться жизни.

Как бороться с закоренелой привычкой сквернословия?

Разлияние пошлости, зла, нельзя искоренить внешним образом - запретами, штрафами. Запрет недейственен. Разве он изменит сердце сквернословящего школьника или высокопоставленного чиновника?

Нужно, чтобы человек изменил свою жизнь, стал внутренне чистым, т. е. не прилеплялся ко злу, которое, маскируясь под добро, приходит в такой оболочке, что человек обманывается и принимает его за добро.

Человеку необходимо подняться на ступень духовную. Живя анонимно с Богом, не встретившись с Ним, не впустив Его в свою жизнь, человек отдает себя во власть темных сил, которые делают с ним все, что хотят.

Многие люди имеют все, однако при этом печальны и беспокойны: им не хватает Христа.

На первое место в своей жизни человек должен поставить Бога, а не себя, Бога, а не деньги, власть, пищу, напитки, работу. Все, что не Бог - вторично, и не есть смысл и цель жизни.

Поэтому по зрелому размышлению человек выбирает Бога как высшую ценность, как свою жизнь, и тогда он становится способным жить духовно, в меру своего достоинства.

Человек, живущий с Богом и в Боге, всегда следит за движением своей души, сердца, внимателен к словам, которые он произносит, поэтому он органично не может сквернословить, пользоваться словом недостойно, превращая его во зло. Он не может благословлять Бога и проклинать людей, сотворенных по подобию Божию.

Мудрые взвешивают свои слова, поэтому язык праведного - «отборное серебро» .

Мудрый всегда говорит слово жизни, слово, которое творит жизнь, т. е. добрые отношения, радость, улыбку, взаимопонимание.

Доброе слово преображает и говорящего, и слушающего, созидает жизнь, а не разрушает ее. По слову преподобного Макария Великого: «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».

Но у того, кто отвергает Бога, отнимается и Слово Божие, и слово человеческое.

Будем помнить: словом своим я вхожу в другую личность и что–то оставляю в ней. Что оставляю? Семя добра или зла.

Нечистые разговоры, скверные анекдоты, порождающие нехороший смех, грязнят душу человека, бесчестят слушающего.

Современный человек, к сожалению, утопает в негативных, циничных разговорах, всех критикует, всех высмеивает, жалуется на плохую жизнь.Но важно понять простую истину: хорошая жизнь начинается с исправления самого себя, с нашей доброй совести.

Жизнь каждого человека зависит только от Бога.

Наступает в жизни человека момент, когда он почувствует присутствие Бога, ощутит сердцем Его любовь. Тогда он начнет разговаривать с Ним, т. е. молиться. Он сможет из глубины сердца сказать: «Господи, давай жить вместе!» И тогда Господь даст ему дар чистого слова.

Компьютеры и смартфоны – не редкость в любой семье. Дети едва ли не с пеленок начинают интересоваться гаджетами, следуя примеру родителей. Но вот у «всемирной паутины» есть один весомый недостаток: там практически нет цензуры.
А если взять для примера социальные сети, то туда детям до определенного возраста лучше вообще не заходить, ибо каждый второй комментарий к записи может содержать тонны мата.

В школах распространение бранной ругани очень велико. Практически каждый ребенок пытается «стать круче» и доказать, что он уже взрослый – именно по этой причине даже среди учеников младших классов можно найти несколько ребят, активно использующих в своей речи (хотя бы в кругу одноклассников) ненормативную лексику.

Что говорят дети о сквернословии в своих сочинениях?

Написание сочинения-рассуждения на тему нецензурной брани – прекрасная затея. Ее поддерживают не только учителя и родители, но и сами дети (те, для кого матерщина неприемлема).

В своих рассуждениях дети восхищаются богатством русского языка, его величием. Для них нецензурная брань выступает врагом. При этом, многие ребята считают, что матерные выражения, в первую очередь, обычно приходят из семьи. А там, где всегда выражаются с помощью «крепкого словца», сложно оставаться интеллигентным и не грубым.

Приводятся также и примеры поведения старшеклассников перед малышами. В буфете ученики 10-11 классов общаются, не стесняясь никого, а при том рядом стоят первоклассники. Слова взрослых для них – верх «крутизны», способ выделиться из толпы. Естественно, малыши запомнят эти выражения и будут активно использовать в повседневной жизни.

Каким представляется детям мир без мата?

В своих сочинениях о пользе отказа от мата дети описывают мир, который становится более ярким, и людей, приветливых и добрых. И действительно – чем меньше ненормативной лексики будет, тем лучше будут становиться люди. Агрессия, вызываемая привычкой материться, отупляет и делает человека жестоким.

В качестве рекомендации, как избавиться от матерщины в своей речи, дети советуют читать больше художественных книг – таким образом можно значительно расширить свой лексикон. По их мнению, ничто так не украшает человека, как грамотная и приятная речь.

Как говорится, «устами младенца глаголет истина». Возможно, большинству людей следует прислушаться к детям, к их советам. Только объединение поколений в борьбе с матом принесет победу!

Час общения

«Поговорим о вреде сквернословия»

Мастер производственного обучения Варков А.А.

Цели:

воспитательные:

    формирование навыков здорового образа жизни;

    формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения;

    выявление пути преодоления желания сквернословить;

    студентов об административной ответственности за правонарушения;

    воспитание отрицательного отношения к порокам человечества;

    побуждение к нравственному самосовершенствованию;

    развитие умений рабтать в команде.

развивающие:

    развитие умственных способностей, внимания;

    формирование умения работать с различными источниками, анализировать и систематизировать материал, формулировать самостоятельные выводы, ярко представлять слушателям своё сообщение;

    формирование умения воспринимать информацию на слух.

Оборудование:

методическая разработка классного часа; образец оформления проекта, рекомендации по конспектированию текстов; проекты и презентации, подготовленные студентами, презентация преподавателя, плакаты.

Техническое обеспечение: компьютер, экран, цифровой проектор

Методика мероприятия .

Методы: метод проектов, метод мозгового штурма, иллюстративный (демонстрация наглядности, показ фрагментов фильма, презентаций); исследовательский, репродуктивный (обобщение материала).

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная, интегрированная (связь с дисциплинами: русский язык, информатика).

Технологии : сотрудничества, информационная

Эпиграф

Это так, а не иначе

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I . Слово педагога

1. Объявление темы.

Тему я сформулировал так: «Поговорим о вреде сквернословия».

Объявление цели

Чтение эпиграфа

2. Создание проблемной ситуации

К сожалению, поэт прав. Поэтому сегодня мы поговорим о сквернословии…

Многое изменилось в стране, в обществе. Отменили цензуру, принят закон о печати и других средствах массовой информации. Люди стали свободнее выражать свои мысли, смелее принимать участие в обсуждении общественно значимых вопросов, речь стала раскованнее. Но вместе с тем свободу слова многие восприняли как вседозволенность.

Как же следует все это понимать? Значит, когда человек матерится, он выражает уважительное отношение к собеседнику? Это должно радовать его, быть приятным? А если воспринимается как неуважение, оскорбление? Как плевок в физиономию? А если матерщина повергает в уныние, порождает мысль «как были хамами, так ими и остаемся»?

Итак, сквернословие должно радовать или восприниматься как оскорбление?

Для многих ответ очевиден: мат нужно воспринимать как оскорбление. Но, к сожалению, так считают не все.

3. Словарная работа

Что же такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью и т.д.

Это явление имеет следующие наименования:

сквернословие, нецензурная лексика, ненормативная лексика, нецензурная брань, мат, матерщина.

II . Выступления студентов

Социологи проводят исследования об употреблении нецензурной лексики в наши дни. В роли сегодня социолога выступит ____________________

Выступление 1. «Молодёжь о сквернословии (из опыта социологического исследования

Чтобы выявить, насколько прочно укрепилась нецензурная лексика в молодёжной среде, было проведено исследование.

Задачи исследования:

1) изучить, насколько прочно укоренились бранные слова в лексике молодёжи;

2) определить, в связи с чем происходит довольно частое употребление нецензурных выражений;

Проведено анкетирование и в нашей группе .

(В презентации представлено процентное соотношение ответов)

    Используете ли вы нецензурную лексику?

    Да – 20 чел.

    Нет – 6 чел.

    Ругаются ли матом Ваши друзья, в семье?

    Да – 23 чел.

    Нет – 3 чел.

    Считаете ли вы что материться плохо?

    Да – 26 чел.

    Нет – 3 чел.

    Бывает ли сквернословие к месту? Варианты ответов:

    Не бывает

    Практически во всех случаях

    Можно употреблять при незнакомых людях

    Можно ли обойтись без сквернословия? Варианты ответов:

    Можно обойтись более безобидными словами

    Можно обойтись, мат вызывает негативные эмоции

    Нельзя обойтись, т.к. это помогает сбросить пыл, успокоиться

К последнему утверждению мы ещё обратимся сегодня

В ходе проведения социологического исследования выяснилось, что:

1) бранные слова довольно прочно укрепились в лексике молодежи;

2) нецензурные выражения в основном употребляются из-за неграмотности и отрицательного примера;

3) некоторые ответы внушают оптимизм: не все студенты склонны оправдывать сквернословие.

III . «Мозговой штурм».

Студенты делятся на микрогруппы по 6 человек. В группах обсуждается вопрос «Почему мат занимает такое большое место в нашей жизни?»

Для генерации идей используется мозговой штурм. Предлагаю вариацию мозгового штурма метод «6 – 3 – 6» (письменный мозговой штурм).

Первый этап.

    каждый участник в течение 3 – 5 минут формулирует по одной идее на трёх листах;

    после истечения 5 минут, эти листы передаются по часовой стрелке следующему участнику, который ставит «+», если согласен с идеей «˗», если не согласен.

    итоге группа получает 18 листов с идей по рассматриваемой проблеме.

Второй этап .

    каждый студент берёт по 3 листа и подчёркивает идею, возле которой стоит больше всего «+»;

    эти идеи выписывают на отдельный лист;

    из 18 идей в ходе коллективного обсуждения оставляют по 3 идеи;

Третий этап

Капитаны команд выбранную идею

Выступление капитанов

Студенты группы подготовили интересные презентации по проблеме сквернословия.

Слайды

Слово педагога:

Некоторые молодые люди оправдывают использование мата фразой: «В нашей стране всегда матерились!». Так ли это?

Выступление 2. «История возникновения сквернословия»

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков

М. Матусовский

Слайд 3

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Слайд 4

Мистические корни сквернословия уходят в далёкую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Подобное можно наблюдать в начале драки. Когда противники, делая свирепую гримасу, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневливой невменяемости, о готовности совершить тот или иной поступок. То есть, придают себе более скверности, чем есть на самом деле. Для страха или от страха. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. Таким образом, так называемый «мат» является языком общения с демоническими силами. Не случайно в философии это явление именуется инфернальной лексикой. (Инфернальной - означает адской, из преисподней). Но силы зла - силы исключительно зла. Добра от них ждать не приходится. Единственная цель демонов - погубить человека, завладеть его душой. Завладеть же демон может только человеком - грешником. И если человек сам свидетельствует о своей скверности, он сам вершит себе приговор и отдаёт себя в руки дьявола..."

Слайд 4

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Слайд 5

Все знали, что

    Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться

    На берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Слайд 6

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному положению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке «сквернословие» постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В России применение нецензурной лексики неизменно было признаком низших классов и элементов преступного мира.

Слайд 7

Значение слова «мат»

Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик”, громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период.

Слайд 8

В Библии сказано:

От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься

Слайд 9

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Слайд 10

Поэтому своё сквернословие не стоит оправдывать тем, что в России всегда ругались матом

[Переход к следующему выступлению]

Ответ на вопрос при помощи сигнальных карточек

Как вы думаете, нецензурная брань влияет на здоровье?

Да – карточка

Нет – карточка

Выступление 3. «Сквернословие и его влияние на здоровье»

Слайд 1-2

Вдумайтесь в факты! Слайд 3. За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери, носители генофонда нации. Ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин. Молодежь, родившаяся в 80-е годы, не способна окончить среднюю школу. Стремительно растет количество алкоголиков, безумцев, самоубийц. Народонаселение сокращается с каждым годом. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность – СКВЕРНОСЛОВИЕ!!! Около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения её никогда не употребляют. Давным-давно В.Даль записал в свой знаменитый словарь поговорку: «Слово не обух, а от него люди гибнут».

Слайд 4. Слово человека – энергия.

    Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает.

    Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

Слайд 5. Народ сочинил много пословиц о силе слова. Назову две: «Слово не обух, а от него люди гибнут». Жестокое слово гнев родит.

ДНК реагирует на нашу речь! Воздействие брани равносильно облучению в 10-40 тысяч рентген – рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы

Слайд 6. [демонстрация фрагмента фильма] Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат.

Слайд 7. Под действием слов хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Постепенно приводит к тому, что создается программа самоликвидации.

Слайд 8. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в в 10-40 тысяч рентген – рвутся цепочки, распадаются хромосомы.

Слайд 9 . Эксперименты с ДНК проводились на растениях. Те растения, которые «слышали» мат, почти все погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом. Наследственные программы повреждались, когда исследователи говорили нечто ужасное, - например, злословили растению, из которого получили препарат ДНК. И тогда провели противоположный эксперимент. Через свой препарат ученые "благословили" семена пшеницы, убитые радиоактивным облучением мощностью в 10 тысяч рентген. Результат превзошел все ожидания: перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Убитые семена ожили и взошли. А в контрольной группе они так и остались мертвыми.

Слайд 10 . Наконец, ученые "благословили" через аппарат здоровые зерна пшеницы. В результате они, в отличие от контрольной группы, стали, бурно расти. Казалось бы, от растений до людей - дистанция огромного размера. Но другие исследования показали, что генетические аппараты всех живых существ работают по универсальным законам. И одинаковые информационные воздействия вызывают очень похожие эффекты у растений, животных и людей.

Ученые уверены, что посланные через аппарат злословия и "благословия" вызвали бы в ДНК человека изменения, подобные тем, что произошли в растениях. Но в принципе ученые не открыли ничего нового. Ведь их аппарат воспроизводит и усиливает способность людей воздействовать словами на программы наследственности. Эта способность человека известна с древних времен. Молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия повреждают. По молитвам многих святых исцелялись безнадежно больные.

Волновые генетики утверждают: генетическому аппарату человека далеко не безразлично, что его хозяин думает, слушает или читает. Ибо любая информация может впечататься в так называемый волновой ген. Другими словами, с кем человек поведется, от того он в итоге и наберется наследственных программ. При этом аппарат ДНК не способен разобрать, от кого вы получаете информацию, будь то живой собеседник или экран телевизора. Любое произнесенное слово - это не что иное, как волновая генетическая программа, способная очень существенно изменить всю вашу жизнь.

Молекулы ДНК способны обмениваться этой информацией с помощью акустических и электромагнитных волн. Но самое поразительное, что многие чудеса ученые вызывали словами. Ученые создали аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания, способные влиять на молекулы наследственности - ДНК. И оказалось, что некоторые слова вызывают мутагенный эффект чудовищной силы. Корежатся и рвутся хромосомы, меняются местами гены. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы, которые тиражируются организмом, передающим потомству программы самоликвидации. По оценкам специалистов, эти странные слова вызывали мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью 40 тысяч рентген! Страшно даже подумать, что стало бы с человеком после такой словесной обработки, если 50 рентген считается для него смертельной дозой. К счастью, эти эксперименты проводили на растениях, в частности, на семенах растения арабидопсис. Они почти все погибли. А выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровых организмов. Такие монстры получают множество болезней, которые передаются по наследству в более тяжелой форме. Потомство полностью вырождается через несколько поколений.

Слайд11. Волновая генетика обнаруживает, что слова, используемые человеком, влияют на его генофонд. Добрые и красивые слова его выправляют и совершенствуют, бранные и нецензурные, разрушают. Учёные обнаружили связь между сквернословием и болезнью Дауна и ДЦП.

Слайд 12. Хочу напомнить известные слова поэта Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти».

Сквернословие не является человеческим языком!

Слайд 13. Сквернословие приводит к стрессам – к нервным расстройствам, а последние – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, раку, инфаркту и инсульту.

Слайд 14. Самым важным и научно подтверждённым является то, что впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Слайд 15. Часто человек вначале мимоходом, не подозревая по незнанию «сеет» вокруг себя зло, не, только оскверняя свои уста, но и льет грязь в уши окружающих даже сам этого не осознавая.

Слайд 16. Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система, или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека.

Слайд 17. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии.

Слайд 18 . Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний.

Слайд 19 . Что такое духовность? Какие качества нужно развивать? (вопрос учащимся). До необъятных размеров нужно развивать в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.

Слайд 20. Согласно заключению экспертов ВОЗ на здоровье населения влияет

Уровень развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи,

На 20% наследственным фактором,

На 20% состоянием окружающей среды,

На 50% образом жизни.

Слайд 21

Изменение отношения человека к самому себе – очень важный путь, ведущий к здоровью.

Слайд 22. У того, кто сквернословит, есть 2 пути:

    Первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

    Второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты

Слайд 23. Отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Слайд 24 .

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

Преподаватель

Думаю, стоит задуматься над приведёнными фактами.

Выступление 4. «Влияние сквернословия на моральный облик человека»

Влияет ли сквернословие на мораль, нравственность человека, его психику, его речь?

Д.С.Лихачев писал: «Важнейший способ узнать человекам – это умственное развитие, моральный облик, характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Учеными установлено: речь формирует характер человека. То есть человек таков, как и что он говорит! Матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово – не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Нужно помнить: за словами непременно следуют и поступки. Если послушать разговоры молодежи, в которых столько циничного, уничтожающего человеческое достоинство, то можно представить, каков их характер и каким стало наше общество!

Зададимся вопросом «Сквернословие – порок или болезнь?»

Сквернословие

    Это неуважение друг к другу, отсутствие терпимости.

    Это одна из причин разъединения людей.

    Это признак духовного, нравственного разложения нации.

    Это болезнь нации.

    Это «убийство» нации.

Сквернословие – это болезнь души.

Сквернословие произошло от слова «скверна».

Хорошо бы всем запомнить

    Словом можно убить, словом можно спасти.

    Сквернословие не является человеческим языком!

    Сквернословие убивает красоту речи!

При употреблении бранных слов происходит не только упрощение речи, но и упрощение мысли, человеческой психики.

Вы хотите быть глупыми ?

Запомним слова Сенеки: «Речь – это показатель ума». У сквернослова очень быстро разрушается интеллект. Особенно опасно это для ребенка. В медицине известен термин «синдром Туретта». Человек теряет дар речи, но сохраняет способность сквернословить. Журналист «Московского комсомольца» делает интересное психологическое наблюдение: потеряв память, люди в последнюю очередь забывают нецензурные слова».

И ещё: речью можно ранить гораздо сильнее, чем кулаком!

А вы знаете, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Бранные слова – проявление слабости и неуверенности .

Не трудно заметить, что склонность к матерщине чаще всего сопровождается и другими пороками: алкоголизмом, различными формами бытовой агрессии. Человек, употребляющий нецензурную брань – ненадежный человек, ведь он идет на поводу у своих эмоций. Причина сквернословия коренится в грехах: раздражительности, гневе, зависти и злости.

В последнее время к сквернословию пристрастились. Оно охватило все социальные слои общества. Со всех ступеней этой социальной лестницы – снизу доверху – сыпется « непотребное, что мерзит плотски и духовно».

Идут по улице девушки. Прекрасные, юные лица, красивые одежды. Но вот они раскрыли рты – и грязь, пакость полилась рекой. Они ничем не возмущены и не ссорятся между собою, просто это их обычный способ общения.

К сожалению, это обычный способ общения почти всей современной молодежи, и даже дети заражены сквернословием. За них особенно больно, и как их винить, если с детства они окружены матерщиной? Как от нее уберечься? В таких детях заметна какая-то особая черствость, равнодушие и пренебрежительность к окружающим.

Трудно представить их в будущем, создающими теплый семейный очаг, спокойный и уютный.

Скажите, а почему вы используете в своей речи мат?

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моде. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Привычка к сквернословию - признак духовного и нравственного разложения. Границу добра и зла человек переступает чаще всего через слово – через неподобающее слово, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова. А за словами непременно следуют и поступки.

Сквернословие – это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к вам. В основе сквернословия лежат такие проявления души, как ненависть, гнев, зависть и т.д. Если сквернословишь, то превращаешь свой мир в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души.

Согласимся со словами академика Дмитрия Лихачёва: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения , но и нашей личности , нашей души, ума …». Склонность к матерщине всегда сопровождается и другими пороками: алкоголизмом, агрессией. Причина сквернословия коренится в грехах: раздражительности, гневе, зависти и злости.

Что же нас ожидает в будущем?

Неблагополучное состояние языковой среды;

Загрязнение языка и культуры;

Духовная деградация нации, всего народа;

Исчезновение народа, как культурно – исторического и социального феномена;

Ребята, а может быть, лучше будем говорить на человеческом языке?

Ведь не случайно детский писатель Корней Чуковский писал: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей »..

Как быть?

Наверное, каждому из нас нужно помнить

Я - исключение.

Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.

Настоящий контроль – это контроль изнутри.

И ещё:

За тобой – будущее России.

Тебе решать судьбу свою!

V . Слово преподавателя

В презентации представлены фотографии и изображения ругающихся людей. Вы обратили внимание, как они не привлекательны?

Хочу продолжить мысль, высказанную выступающими. Безнравственность, неразборчивость в языке могут обернуться дурными поступками, а то и преступлениями. Специалисты, вспоминая о событиях, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, отмечают: «Когда реактор идёт в разгон, а дежурный кроет матом оператора, давай, подымай ещё давление – ну он и взорвался. Если у реактора, куда должен быть отобран один из тысячи, допустима матерная брань, то допустима в той же мере и авария».

Скверные слова запрещены в религии. Считается, если ты ругаешься, ангел от тебя отвернётся.

Многие учёные, лингвисты, психологи, биологи, исследуют влияние слова на человека.

(Приводится таблица по книге Миртова А.В. «Исправление речи учащихся». – М.;Л.;1929).

Слово обладает эмоциональным содержанием. К больному человеку обращаются с вопросом: «Как ваше здоровье?». И никто не спросит: «Как ваша болезнь?». И это не случайно. Оно может быть положительным или отрицательным.

Какие ассоциации возникают при произнесении этих слов? Обратимся к таблице:

болезнь здоровье

отчаяние мысли о

волнение смерти

разложен страдания

больница брошенная

с её ароматами работа,

одиночество нужда

солнце, уверенность

весна и пр. в будущем

молодость бодрость

радость удача,

жизни работа,

достаток

Если слово болезнь так влияет на человека, то как же влияет нецензурная брань?

[Слайды «Добрые слова», «Скверные слова»]

Слово педагога:

Нам показалась интересной разработанная учёными «Шкала тонов» - шкала эмоционального, энергетического состояния – потенциала здоровья. Ноль – это смерть. Тон 40, когда человек мыслью может управлять другими. Тон 30 «постулаты», т. е. планы. То что энергетически запостулировал – то сбудется. Неоднократно проверено. «Скука 2.5» - это состояние энергетики, когда вы лежите в постели и вам надо идти на работу. Вы лежите и знаете, что вас накажут, а вы лежите! Это состояние можно (как при измерении температуры) принять за точку отсчета. То, что ниже скуки, это не совсем адекватный человек. Это болезни. До человека не «достучаться», с какими либо предложениями ему помочь. Это зона болезней. Его надо «поднять» выше скуки, тогда он вас «услышит».

Шкала тонов:

40,0 % Безмятежность бытия: исполнение (бытия) намерения (управляет другими)

30,0 % Постулаты. Человек планирует (постулирует) и его планы сбываются чудесным образом.

8,0 % Радость, восторг! (творчество)

3,5 % Веселье, бодрость

3,3 % Сильный интерес

2,5 % Скука

2,4 % Монотонность рутина, однообразие

2,0 % Антагониз м

1,9 % Враждебность

1,8 % Боль, раздражени е

1,5 % Гнев злость (болезни печени, артрит)

1,4 % Ненависть

1,3 % Негодование, возмущение

1,2 % Отсутствие сочувствия, отсутствие симпатии

1,15 % Затаенная обида, скрытый протест, не высказанное возмущение (рак)

1,1 % Скрытая враждебность, нигилизм, месть

1,02 % Тревога, беспокойство (язва желудка )

1,0 % Страх

0,98 % Отчаяние

0,03 % Бесполезность

0,01 % Умирание

«Мат» и сквернословие проявляется, когда человек находится между «страхом» и «антагонизмом». «Дежурное» состояние нормального (вменяемого) человека это тон – «интерес». Такой человек никогда не будет сквернословить. Могут мне возразить: «Вот он прекрасный человек, иногда ругается «матом». Все верно! Просто он иногда на короткое время опускается ниже скуки, превращаясь в «животное». Когда человеком управляют эмоции (гнев, страх, секс, негодование) это не человек. Это он находится в состоянии «животных инстинктов». Человек это тот, кто управляет своими эмоциями. Состояние невменяемого – ниже «скуки». Часто возражают. Да как можно руководить? Пока не матом не «покроешь», никто и с места не двинется! Наверно, многие замечали, от одного человека трудно «отлипнуть». Не хочется расставаться. С другим, находясь рядом, даже не общаясь, хочется быстрее «унести» ноги. Это диссонанс по энергетике. Так вот. Люди, находясь ниже тона «скуки», вас не «слышат». И надо войти в их «резонанс», «опустить» до «страха» или сквернословить. Таких работников вы набрали!?

Были проделаны некоторые эксперименты: экспериментатор идёт на рынок, женщина продает бананы. Он ее «поднимает» по тону. Говорит, какие золотистые бананы, я таких еще не видел! Она готова отдать их даром. Другой продает курагу. Прекрасная курага. Продавцу говорят, что курага какая-то скользкая, пахнет не очень. Продавец готов пойти на сказавшего это с кулаками. Вот с машины продают картошку. Прекрасный картофель! А продавцу говорят, что картофель какой-то грязный. Он в ответ «А не хотите отсюда!». Потом продавцу говорят, что картофель какой-то кривой. Он в ответ «А возьмите вот здесь!». Этот продавец профессионал! Его не «опустишь» по тону.

Например, если вы идете к начальнику подписать заявление на загранкомандировку вы должны обратить внимание, в каком он тоне находится. Вы определили, что он находится в тоне «гнева». Поругался с женой, вышестоящий начальник «собак спустил». Вам бы убираться «восвояси». Но, так как вы «вооружены» знаниями, вы как бы стараетесь «опуститься» по тону и вызвать резонанс по отношению к начальнику. Вы говорите, что такой сякой дворник замарал вашу обувь (как бы опускаетесь до «гнева»). Начальник вас услышал. Теперь ваша задача поднять его по тону вверх. Вы интересуетесь, как его сын сдал экзамены, как прошла рыбалка, как чувствует себя, и сколько выучил новых слов его любимый попугай Кеша. Начальник вдруг спрашивает, а собственно, зачем ты пришел? Заявление подписать? И подписывает не глядя.

Или вы гуляете с ребенком. Ребенок в прекрасном тоне (интерес) гоняется за птичками. Вдруг он падает, ушибается и «опускается до тона «боль». Начинает плакать. «Глупая» мама начнет его ругать, и причитать «опуская» его еще ниже по тону. Ребенок не скоро «выйдет» из этого состояния или останется там… «Умная» мама как бы опустится к тону «боль». Подойдет к ребенку, возьмет, потрогает больную коленку. Ой, как больно моему маленькому! А потом вдруг скажет «Смотри! Смотри! Вон, какая птичка полетела,… Ребенок поднимется к тону «интереса» и забудет про боль.

Что же человеку делать! Надо просто оглядеться вокруг себя, посмотреть на себя со стороны. Найти интерес в жизни и вокруг себя. Творить добро и больше отдавать, и оно вернется сторицей. Это не мораль и не «пустые» слова нравоучений. Это проверено на практике, это мудрость веков! Чем умный человек отличается от глупого? У умного большая разрешающая способность. Если для глупого все черные кошки одинаковы, то умный найдет много отличий. У одной газа зеленые, у другой подшесток не такой…. Поднимайтесь по шкале тонов. Там настоящий «рай». Вы будете радоваться, и наслаждаться жизнью, она прекрасна!!! И тогда и в голову не прейдет желание сквернословить.

Выступление 5 «Как избавиться от сквернословия?»

Как же избавиться от сквернословия?

Первое – не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть «белой вороной». Скажите себе: «Все пусть говорят, а я не буду!». Конечно, для этого нужно мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться: «Ах, ты не пьёшь? До сих пор не куришь? Не ругаешься?».

Молодой человек должен знать, что в жизни бывают периоды (и год, и два), когда рядом нет друзей. Но есть же семья, учёба, работа. Отсутствие таких друзей можно и нужно выдержать.

Есть одна притча о том, как отучиться сквернословить. Одна женщина пришла к бабке и говорит: «У меня муж страшно злой. Помоги мне избавиться от его матерщины». Бабка была мудрая. Она дала женщине две бутылки воды и говорит: «Когда придёшь домой, и муж начнёт устраивать скандалы, набери в рот воды и молчи. Как две бутылки закончатся, приходи, я тебе ещё дам». Когда вода закончилась, пришла женщина к бабке, а та её спрашивает: « Ну, как?» Женщина отвечает: «Не поверишь, он уже наполовину перестал ругаться» Тогда бабка говорит: «Вот тебе ещё водичка, глядишь, он совсем перестанет ругаться»

Второе .

Умей противостоять среде. Не думайте, что вас никто никогда не выругает, не обидит. Но нужно давать достойный ответ. Уверенный в себе человек умеет сохранить чувство собственного достоинства и не обидеть других, независимо от поведения собеседника.

Третье .

Тренируйте себя говорить вежливо и красиво. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний: похвалу, поощрение, высказывание добрых мыслей. Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям. Например, «Ты сегодня хорошо выглядишь», «Рад тебя видеть!», «Ты сегодня потрясающе отвечал» и т.д. со временем вы увидите, говорить комплименты становится вашей привычкой, которая вам очень нравится.

Четвёртое .

Сквернословие – не способ расслабления. Может показаться, что расслабиться – это пить пиво и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка и другие интересные занятия.

Пятое

В прошлом говорили: «Не сквернословь, а то ангел от тебя отвернётся. Не будет защиты». Иными словами: человеку будет посылаться удача, если он будет достоин этого.

Поэтому, если мы действительно хотим добиться успехов в семье, в делах, то нужно работать над собой, в том числе и над своей речью.

Пока будет сохраняться мнение, будто мата избегают лишь слабаки, а сильные, серьёзные люди не должны стесняться употреблять нецензурные слова, мы будем слышать ругань везде и всегда.

Прислушайтесь к советам. И пусть всё в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.

III . Тренинги

1. Придумайте ответы в следующих ситуациях. Вы говорите не употребляя ненормативной лексики слов и слышите следующее

1 группа

Что ты мудришь? Ты что, не мужик то ли?

2 группа

Говорить по-русски разучился?

3 группа

Ты нас не уважаешь! Мы с тобой, как свои, а ты что? Презираешь нас.

4 группа

Что сегодня с тобой? Как воды в рот набрал.

Выступление капитанов команд

2. Попробуйте поговорить с людьми в следующих ситуациях.

1 группа

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

2 группа

Вам продали несвежий продукт

3 группа

Кто-то почистил зубы вашей зубной щёткой.

4 группа

Кто-то грубо обругал вас в автобусной давке.

Выступление капитанов команд

Через полтора года вы станете молодыми специалистами. Поэтому каждому необходимо задуматься, каких специалистов ждут на производстве.

Мы с вами знакомились с требованиями, которые предъявляют работодатели к молодым специалистам.

Напомню некоторые из них:

Культура поведения

Культура речи

Гуманность (человеколюбие)

Человек, позволяющий себе нецензурно выражаться, этими компетенциями не обладает.

Хочу напомнить: нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по статье 20.1. Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство.

IV . Обобщение.

Вопросы

    В чём опасность сквернословия?

    Для чего же человеку дан язык?

Язык дан человеку не для того, чтобы ругаться и сквернословить, а разговаривать… договариваться

Недаром великий мудрец Омар Хаям говорил:

Не зли других, и сам не злись,

Мы ж гости в этом мире бренном,

И, если что не так, сдержись,

Будь умнее – улыбнись!

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно

В заключении звучит песня в исполнении Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»


Поле брани

Существует несколько слов и выражений, общеизвестных, хотя и не общепринятых, которые занимают особое положение в языке. Издавна считается неприличным и недопустимым вслух называть некоторые предметы и явления, связанные со строением человеческого тела и половой функцией. В рамках европейской культуры закрепилось отношение к сексу как чему-то постыдному, поэтому при освещении этого вопроса пишущая братия по сей день

разрывается между сухой научной лексикой и так называемыми непечатными словами. Впрочем, в последние годы эти слова перестали быть непечатными в буквальном смысле: уже никого не удивляет, когда герои современных литературных произведений и кинофильмов не стесняют себя в выражениях. Российское законодательство предусматривает ответственность за сквернословие в общественных местах и оскорбление словом. Однако даже опытные юристы затрудняются припомнить, чтобы кто-либо был ощутимо наказан за словесную невоздержанность. Сквернословие стало, увы, чрезвычайно распространенным, будничным. Одни считают это нормальным, другие, как говорится, притерпелись.

Взрослые люди как в делах, так и в словах проявляют себя по-разному. У одних сквернословие вошло в привычку, и в любой обстановке (даже в семейном кругу) они не могут связать двух слов без того, чтобы не выругаться. Впрочем, ругательство при этом даже не выступает как таковое, а является своего рода междометием, заполняющим неизбежные пустоты в убогой речи. Другие обычно ведут себя более сдержанно, но непременным атрибутом «чисто мужского» (а все чаще, увы, и «чисто женского») разговора считают соленое словцо, с помощью которого стремятся подчеркнуть доверительный и раскованный характер беседы. Люди достаточно воспитанные относятся к брани брезгливо; для них выругаться столь же немыслимо, как, скажем, высморкаться в занавеску.

Однако и те, и другие, и третьи сходятся в едином мнении: нецензурные слова - это «взрослая» лексика и ребенку употреблять их непозволительно ни в коем случае. Если же из детских уст вылетает запретное слово, немедленно следует резкая, отрицательная реакция: взрослые стремятся пресечь и наказать подобную распущенность.

Попытаемся разобраться, насколько справедлив и эффективен этот подход.

В первые годы жизни ребенок - существо поначалу бессловесное - стремительно овладевает родным языком. Все слова для него - новые. Он активно, как губка, впитывает их и усваивает, с каждым днем обогащая свой словарный запас. Уже трехлетний малыш в состоянии внятно выразить достаточно сложную мысль, пользуясь большим набором слов. Конечно, понадобится еще долгое время, чтобы он овладел богатством языка во всем многообразии и сложности. И ребенок прислушивается к речи окружающих, улавливает незнакомые слова, как бы пробует их на вкус и пытается включить в свой словарь. Причем малыш слышит не только те слова, с которыми обращаются к нему родители и которыми они обмениваются между собой, но и те, что на улице бормочет неопрятный красноносый дядя с нетвердой походкой. Маленький ребенок еще не может понять, почему одни слова хуже, чем другие. Для него все они интересны и достойны внимания.

Можно, конечно, поставить перед собой задачу оградить ребенка от нежелательного словесного фона. Однако едва ли эта задача выполнима на практике. Конечно, плохо, если малыш находит себе развлечения, крутясь возле пивного ларька и ловя многоэтажные тирады его завсегдатаев. Там ему не место, и это большинство родителей, к счастью, понимает и без дополнительных разъяснений. Однако невозможно посадить ребенка под стеклянный колпак, непроницаемый для бацилл сквернословия. Так или иначе, ребенок столкнется с дурными словами, которые, увы, нынче просто витают в воздухе.