Подруга александры федоровны. Анна вырубова, ближайшая подруга императрицы

В э тот день в Гельсингфорсе (Финляндия) скончалась монахиня Мария (Анна Александровна Вырубова), урожд. Танеева — ближайшая подруга Царицы-Мученицы Александры.

До конца своей жизни Мать Мария сохранила память о прощании в Царском Селе со Святым Семейством 21.3.1917: "Я молила Бога, чтобы мне было дано попрощаться с Их Величествами. .


В конце концов, мне позволили встретиться с Императрицей и девочками. В последний раз я видела Императрицу в ее передвижном кресле. За ней стояла Татьяна. Мы плакали. У нас, было только несколько минут, мы едва успели обняться и обменяться кольцами, и нас разлучили. Мое последнее воспоминание об Императрице: своей белой рукой она показывает на небо и говорит: "Мы будем вместе на небесах".


* * *

Анна Александровна Танеева (29.7.1884 — 20.7.1964 н. ст.) родилась в Ораниенбауме.

Отец ее — Танеев Александр Сергеевич — был статс-секретарем, обер-гофмейстером Двора, главным управляющим Его Императорского Величества канцелярией.
Его дед и отец также занимали эту должность при Александре I, Николае I, Александре II, Александре III.

Мать — Толстая Надежда Илларионовна — была дочерью генерала Толстого, флигель-адъютанта Императора Александра II, прадедом которого был знаменитый фельдмаршал М.И. Кутузов. Надежда Илларионовна относилась к числу Кавалерственных дам ордена Святой Екатерины Малого креста.

В семье было трое детей, Анна была старшей. О том, что значили для неё родители, Анна Александровна пишет в своих воспоминаниях:

«Несмотря на путешествия и полученное образование, больше всего нас, детей, всё-таки воспитали наши родители. Самым большим счастьем для нас было быть в их кругу, и они со своей стороны посвящали нам каждую свободную минуту. Под влиянием наших родителей из нас выросли люди, любящие искусство и всё красивое. Вера в Бога, посещение богослужений, безупречная жизнь, молитва были для нас опорой на жизненном пути. Наш отец подчёркивал важность для человека чувства долга и призывал нас во всех случаях жизни следовать голосу своей совести. Он сам был самозабвенно предан престолу и своему Государю; эту же преданность мы переняли от него, как и он перенял её от своих предков».

В декабре 1903 года Анна получила Знак Государыни, украшенный бриллиантами и инициалами, дающий ей право называться почётной фрейлиной, а через некоторое время её пригласили на службу лично в свиту Государыни.

«Никогда не забуду тот момент, — пишет Анна Александровна в своих воспоминания, — когда Государыня после нашего первого совместного круиза, совершённого в Финляндию, первый раз открыла мне своё сердце. Однажды вечером придя ко мне в каюту и обняв меня, она сказала сердечно: «Тебя мне Бог послал, с этих пор я больше никогда не буду одинокой!». Тогда начались эти близкие и глубокие дружеские отношения, откуда я черпала силу и радость до конца моей жизни».

После развода с мужем, А. В. Вырубовым, Анна, по традициям Двора, уже не могла получить официального места фрейлины. Оставшись подругой Государыни, она безвозмездно Пять раз Анну Александровну арестовывали — вначале Временное правительство, затем большевики. «...Черная, беспросветная скорбь и отчаяние. Боже, сколько издевательств и жестокостей! Но я прощала всем, стараясь быть терпеливой, т.к. не они меня повели на этот крест и не они создали клевету; но трудно прощать тем, кто из зависти сознательно лгал и мучил меня».

Члены Царской Семьи знали об ее страданиях.

Государь Николай Второй 1 декабря 1917 года писал ей: «Очень благодарю за пожелания к моим именинам. Мысли и молитва всегда с Вами, бедный, страдающий человек. Ее Величество читала нам все письма. Ужасно подумать, через что Вы прошли. Нам здесь хорошо — очень тихо. Жаль, что Вы не с нами. Целую и благословляю без конца. Ваш любящий друг Н. Мой сердечный привет родителям».

Чудом ей удалось избежать расстрела. «...Как загнанный зверь, я пряталась то в одном темном углу, то в другом. В черном платке, с мешком в руках, я ходила от знакомых к знакомым. Постучав, спрашивала, как и каждый раз: «Я ушла из тюрьмы, примете ли меня?». Так жила она одним днем более года. За любовь и преданность Царской Семье Господь хранил её на всех путях.

В декабре 1920 года, чтобы спасти Анну и мать, сестра Анны, заплатив большие деньги, настояла на отъезде в Финляндию.

Отправилась она босиком, в рваном пальтишке. 10 января (н. с.) 1921 года двое финнов, на больших санях, по льду переправили Анну Александровну с матерью на финский берег.

Для финских властей она представляла собой важную личность — была фрейлиной и подругой Российской Императрицы Александры Феодоровны, чудом оставшаяся в живых.

В их глазах Анна Александровна была представительницей одного из самых роскошных Дворов Европы, занимавшей значительное положение в семье Царя Николая II и, согласно создавшемуся общественному мнению, влиявшей на политику России.

Во время допроса, как и неоднократно, в России, ей ставились вопросы об ее отношении к Царю, к Г. Распутину, о политике.

На вопрос: «Как вы объясните приход большевиков к власти», Анна Александровна ответила:

«На практике великосветские князья и другие представители высшего общества вели легкомысленный образ жизни, не обращали внимания на народ, который находился на низком уровне жизни, не обращали внимания на его культуру и образование. Большевизм зародился по их вине... Гибель России произошла не с помощью посторонней силы. Надо и признать тот факт, что сами русские, те, что из привилегированных классов, виноваты в ее гибели».

«Как долго продлится власть большевиков?», — поинтересовались на допросе.

«Чтобы возродить былую Русь, надо научиться терпению к другим и покаянию, только тогда начнет проявляться национальная гордость. А пока мы обвиняем друг друга, улучшения не будет, и Божия Благодать не прольет свет на ту пустыню, которая некогда была Государством Российским».

Жизнь в Финляндии была безопасной, но сопровождалась скорбями и страданиями. Надломленное душевное состояние после происшедших в стране событий, арестов и ужасов перенесенных издевательств и страданий в тюрьмах, не оставляло ее. Положение осложняла жизнь с людьми иной культуры, традиций, другого, незнакомого ей языка. Ко всему этому добавлялись материальные лишения, доходящие порой до бедности.

«Среди соотечественников вся любовь к Монарху и его Семье перенеслась на Анну Александровну. Она была центром этой любви, хотя были живы родственники Царя, его ближайшие помощники, друзья. Одни бывали на приемах у Анны, другие плевались при одном упоминании ее имени», — так вспоминали о ней ее современники.

В Финляндии Анна Александровна начинает писать первую книгу своих воспоминаний «Страницы моей жизни». В ней, рассказывая правду о членах Царской семьи, она пытается примирить русский народ с Царем. В ответ — человеческая злоба и новые нравственные испытания. Текст ее воспоминаний подвергся редакционной цензуре и включил якобы ею написанный лжедневник — грязный пасквиль о Царской Чете.

В 1923 году в Смоленском скиту Валаамского монастыря она принимает тайный монашеский постриг с именем Мария.

Первого октября 1925 г. Анну Александровну с матерью с дачи в Терийоки (Зеленогорск) по решению губернатора высылают в Выборг, где они арендуют квартиру в доме «Эден». Самой известной жительницей дома стала Анна Танеева. Юная хозяйка дома Мария Павловна Акутина, брала у Анны Александровны уроки английского языка. Позднее она так напишет об Анне Александровне: «Она была очень религиозна, лето часто проводила в монастырях. Много рассказывала о Царской семье. Я была девочкой, подробности этих рассказов, конечно, стерлись, но осталось впечатление о том, что Царская семья, память о ней — было самое дорогое в ее жизни...

И еще хорошо помню, что она была очень мягким человеком. Несмотря на все пережитое, в ней совсем не было ненависти, озлобленности».

В 1930 годах, имея достаточно времени, чтобы спокойно осмыслить события былого, Анна Александровна начинает писать вторую книгу своих воспоминаний «Фрейлина Государыни».

Самым большим ее желанием было рассказать в воспоминаниях о страдальческой жизни Государыни Александры Федоровны, которой она преданно служила 12 лет, развеять ложь и клевету, которую Государыня кротко и терпеливо несла.

Эту свою мысль Анна Александровна изложила в своем наброске введения к книге в 1938 году:

«Я уверена, что в будущем исторические газеты будут исследовать и много писать о жизни семьи Царя Николая II — и я чувствую, что моей обязанностью является описать и сохранить для истории те обстоятельства, среди которых, идя в ногу с жизнью Царской семьи, мне пришлось биться за жизнь. Воспоминания навсегда сохранятся во мне».

Воспоминания «Анна Вырубова — фрейлина Государыни» под редакцией Ирмели Вихерюри были изданы на финском языке в Финляндии лишь в 1987 году уже после ее смерти.

Весной 1940 года, когда Анна и Вера после Зимней войны вернулись из Швеции в Финляндию, встал вопрос о месте жительства, так как Выборг перешел к Советскому Союзу. Благодаря письму своего хорошего знакомого К. Г. Маннергейма, который в свое время был представлен ей в Царском Селе, Анна Александровна со своей служанкой Верой (Запеваловой) поселяются в Хельсинки.

«Более тридцати лет зная госпожу Танееву, её уважаемых родителей и многих членов её семьи, прошу всех, кому придётся иметь дело с госпожой Танеевой, которая испытывает страдания из-за инвалидности в результате несчастья на железной дороге, относиться к ней с сочувствием и пониманием. Фельдмаршал Маннергейм. Хельсинки, 11 июня 1940 года».

Из 80-ти лет жизни 44 года Анна Александровна прожила в Финляндии. В светлой памяти людей она осталось красивой женщиной с каштановыми волосами, с поразительно красивыми василькового цвета синими добрыми глазами и таким же, поразительно красивым цветом лица. Осталась в памяти ее открытость, любовь к людям, отзывчивость на чужую беду. Еще находясь при Государыне, она из года в год получала письма, в которых люди просили ее о помощи. Она никому не могла отказать в просьбе.

Анна Александровна, несмотря порой на суровую жизнь, когда совершенно не было средств к существованию, неся клевету, презрение, отчуждение соотечественников, терпя болезни, по свидетельству очевидцев, всегда могла простить.

Она никого никогда не винила, не оправдывалась, не жаловалась, молча, кротко и смиренно несла все тяготы жизни, возлагая их на Всемилостивого Господа. В этом ей помогал, давал силы терпеть и всё переносить образ её любимой Государыни.

На протяжении всей своей жизни Анна Александровна, оставаясь с чистой совестью, сохранила верность Богу, Царю.

Большим ее желанием было возрождение любимой ею России:

«...Мы русские часто виним в нашем несчастье других, не желая понять, что положение наше — дело наших же рук, мы все виноваты, особенно же виноваты высшие классы. Мало кто исполняет свой долг во имя долга и России. Чувство долга не внушалось с детства; в семьях дети не воспитывались в любви к Родине, и только величайшее страдание и кровь невинных жертв могут омыть наши грехи и грехи целых поколений. И только тогда встанет великая и могучая Россия, на радость нам и страх врагам нашим».

Вот как пишет князь Николай Давыдович Жевахов об Анне Александровне в своих воспоминаниях: «Общие страдания, общая вера в Бога, общая любовь к страждущим создали почву для тех дружеских отношений, какие возникли между Императрицею и А. А. Вырубовой.

Жизнь А. А. Вырубовой была поистине жизнью мученицы, и нужно знать хотя бы одну страницу этой жизни, чтобы понять психологию ее глубокой веры в Бога и то, почему только в общении с Богом А. А. Вырубова находила смысл и содержание своей глубоко несчастной жизни...

И когда Императрица ознакомилась с духовным обликом А. А. Вырубовой, когда узнала, с каким мужествам она переносила свои страдания, скрывая их даже от родителей, когда увидела ее одинокую борьбу с человеческой злобой и пороком, то между нею и А. А. Вырубовой возникла та духовная связь, которая становилась тем большей, чем больше А. А. Вырубова выделялась на общем фоне самодовольной, чопорной, ни во что не веровавшей знати.

Бесконечно добрая, детски доверчивая, чистая, не знающая ни хитрости, ни лукавства, поражающая своею чрезвычайною искренностью, кротостью и смирением, нигде и ни в чем не подозревающая умысла, считая себя обязанной идти навстречу каждой просьбе, А. А. Вырубова, подобно Императрице, делила свое время между Церковью и подвигами любви к ближнему, далекая от мысли, что может сделаться жертвою обмана и злобы дурных людей».

«...А я, дитя мое, я горжусь тобой. Да, трудный урок, тяжелая школа страданья, но ты прекрасно прошла через экзамен. Благодарим тебя за все, что ты за нас говорила, за то, как защищала нас и столько за нас и за Россию перенесла и перестрадала. Господь один, может, воздаст. Наши души еще ближе теперь, я чувствую твою близость, когда мы читаем Библию, Иисуса Сираха и т.д.

Благодарю за всю твою любовь; как хотела бы быть вместе, но Бог лучше знает».

Игумен Серафим (Кузнецов) в книге «Православный Царь-мученик» вспоминает: «Современная великая подвижница-прозорливица Саровская Парасковья Ивановна, жившая в последние годы жизни в Дивееве, та, которая предсказала Государю и Государыне за год рождение сына, но не на радость, а на скорбь родится этот Царственный птенчик, невинная святая кровь которого будет вопиять на Небо.

Портреты Царя, Царицы и Семьи она ставила в передний угол с иконами и молилась на них наравне с иконами, взывая: «Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас».

В 1915 году, в августе, я приезжал с фронта в Москву, а затем в Саров и Дивеево, где сам лично в этом убедился. Прозорливица при мне несколько раз целовала портреты Царя и Семьи, ставила их с иконами, молясь им как святым мученикам.

Потом горько заплакала.

Эти иносказательные поступки понимались мною тогда, как переживаемые великие скорби Царя и Семьи, связанные с войной, ибо хотя они не были растерзаны гранатой и ранены свинцовой пулей, но их любящие сердца были истерзаны беспримерными скорбями и истекали кровью. Они были действительно бескровные мученики. Как Божия Матерь не была изъязвлена орудиями пытки, но при виде страдания Своего Божественного Сына, по слову праведного Симеона, в сердце Ее прошло оружие.

Затем старица взяла иконки Умиления Божией Матери, пред которой скончался преподобный Серафим, заочно благословила Государя и Семью, передала их мне и просила переслать. Благословила она иконки: Государю, Государыне, Цесаревичу, Великим Княжнам Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии, Великой Княгине Елисавете Феодоровне и А. А. Вырубовой.

Только теперь мне представляется более ясным, как Богом было открыто этой праведнице все грядущее грозное испытание уклонившемуся от истины русскому народу. Непонятно было для меня тогда, почему она благословила всем, кроме Великого Князя Николая Николаевича, иконки не преподобного Серафима, а Умиления Божией Матери, пред которой скончался преподобный Серафим.

В настоящее время для меня это ясно: она знала вперед, что все они кончат жизнь кончиной праведников-мучеников, как кончил жизнь и преподобный Серафим, и наследуют жизнь вечную в обителях рая вместе с ним.

Целуя портреты Царя и Семьи, прозорливица говорила, что это ее родные, милые, с которыми скоро будет вместе жить.

И это предсказание исполнилось.

Она через месяц скончалась, перейдя в вечность, а ныне вместе с Царственными мучениками живет в небесном тихом пристанище».

«Твой крестный путь принесёт тебе небесные награды, родная, там будешь по воздуху ходить, окружённая розами и лилиями. ...Через крест к славе, все слёзы, тобою пролитые, блестят, как алмазы на ризе Божией Матери; ничего не теряется; за все твои мучения и испытания Бог тебя особенно благословит и наградит».

Могилу подруги Государыни, монахини Марии, посещают все больше и больше людей.

Сюда они приносят свои печали, скорби, болезни.

Как при жизни Анна Александровна не отказывала никому в помощи, так и сейчас она утешает, помогает, исцеляет.

Монахиня Мария, моли Бога о нас!

Я, Наталья Борисовна, мне 64 года, 10 лет страдала отёком, болями и язвами на правой ноге — голекостон. Этим летом месяц, каждый день читала Акафист Царским Мученикам на могиле Анны Александровны Танеевой (Вырубовой). И, о чудо, язвы закрылись, отёк ушел совсем, боли прекратились, и нога приняла нормальный вид. Слава Богу за всё!

Наталья Кайвола. Финляндия, 2006 год.

Мы, прихожане Никольского Храма, Борис и Валентина были должны определённую сумму КЕЛА (социальная служба) не по нашей вине. Длилась долго продолжающаяся переписка о возврате этой суммы. Мы посетили могилку Анны Танеевой, зажгли свечи, читали Акафист об упокоении усопших, молились, просили помощи. В назначенный день КЕЛА, мы ещё раз посетили могилку Анны. А через неделю получили от них положительный результат о прощении долга и назначении Валентине пенсии по возрасту. Решение этого затянувшегося вопроса положительно, мы считаем, что нам помогла св. Анна Танеева.

Борис и Валентина. Финляндия, 2006 год.

На Светлой Пасхальной седмице 2008 года группа паломников из Москвы и Санкт-Петербурга прибыла в Финляндию с целью посетить места пребывания Российских Императоров в Финляндии, в том числе Государя Николая II, а также места, связанные с жизнью Анны Александровны Танеевой и место её захоронения на Ильинском православном кладбище г. Хельсинки. Все очень трепетно ждали «встречу» с Анной Александровной, которая состоялась и была пронизана особой теплотой. Единственное, что не доставало до полной духовной радости — это то, что им не удалось пригласить священника отслужить панихиду у могилы.

И каково же было наше удивление! Нет — чудо! По дорожке кладбища шел отец Павел, протоиерей, настоятель одного из Храмов Санкт-Петербурга.

Вот, что пишет об этом Ольга, одна из паломниц: «Кстати, о. Павел, которого мы встретили на кладбище у Анны Александровны, уже вернувшись в Петербург, еще два дня ходил под впечатлением от случившегося. Видимо, именно ему нужно было в тот день оказаться там, у могилы. Удивительно и то, что он оказался у Анны Александровны именно в момент, когда мы уже украсили могилку цветами и иконами и, были готовы петь Пасхальный Канон.

Дивны дела Твои Господи!».

Лариса Струценко. Москва, 7.05.2008.

Прошлой зимой у меня была межреберная невралгия. Боли были сильные, и я ничем их не могла снять, никакие лекарства не помогали. Так промучилась неделю и вдруг вспомнила, что Аннушка пострадала в катастрофе и тоже мучилась. Решила, что она мне непременно поможет. С верой я приложилась к ее фотографии, которая висит у меня в комнате и которая замироточила в день Ангела Александры Феодоровны. Так Царица прославила свою подругу! На утро я встала здоровая!

Р.Б. Елена В., СПб, 2011.

Анна Александровна с сестрой

«Укоряеми — благословляйте, гоними — терпите, хулими — утешайтесь, злословими - радуйтесь». (Слова о. Серафима Саровского) — вот наш путь с тобой.
Из письма Государыни Императрицы
от 20 марта 1918г. из Тобольска

Анна Александровна Танеева - ближайшая подруга Императрицы Александры Феодоровны. Родилась в семье Александра Сергеевича Танеева, статс-секретаря и главноуправляющего Его Императорского Величества Канцелярией, помимо этого Александр Сергеевич был композитором. Юная Анна была назначена фрейлиной ко двору и императрица сразу же прониклась теплыми чувствами к Анне Александровне: "Вспоминаю наши первые задушевные разговоры у рояля и иногда до сна. Вспоминаю, как мало-помалу она мне открывала свою душу, рассказывая, как с первых дней ее приезда в Россию она почувствовала, что ее не любят, и это было ей вдвойне тяжело, так как она вышла замуж за Государя только потому, что любила его, и, любя Государя, она надеялась, что их обоюдное счастье приблизит к ним сердца их подданных. Моя бабушка Толстая рассказывала мне случай, переданный ей ее родственницей, баронессой Анной Карловной Пилар, фрейлиной Государыни Императрицы Марии Александровны. Во время посещения Государыней Дармштадта в семидесятых годах Принцесса Алиса Гессенская привела показать ей всех своих детей, принесла на руках маленькую принцессу Алису (будущую Государыню Императрицу Александру Феодоровну). Императрица Мария Александровна, обернувшись к баронессе Пилар, произнесла, указывая на маленькую принцессу Алису: «Baisez lui la main, elle sera votre future Imperatrice».(Поцелуйте руку этой девочке, она ваша будущая Императрица)"

Замужество ее оказалось неудачным, вскоре брак был расторгнут. Но Анна Александровна была скорее не фрейлиной, а преданным другом Царской Семьи. Много было вылито грязи на Анну Александровну, в чем ее только не обвиняли: и в шпионаже, и в таких грехах, которые и упоминать стыдно. Она же просто была близка духовно к Царской Семье. Положение Анны Александровны вызывало зависть у многих, многие распространяли гадкие слухи о ней. Она была с Царской Семьей на пышных торжествах, во время полных радости путешествий по финским шхерам или в Крыму, она же пошла с Императрицей работать в госпиталь, пошла бы и на смерть, но не пустили...

2 января 1915 года произошла железнодорожная катастрофа: "Я ушла от Государыни в 5 часов и с поездом 5.20 поехала в город. Села в первый вагон от паровоза, первого класса; против меня сидела сестра Кирасирского офицера, г-жа Шиф. В вагоне было много народа. Не доезжая 6 верст до Петербурга, вдруг раздался страшный грохот, и я почувствовала, что проваливаюсь куда-то головой вниз и ударяюсь о землю; ноги же запутались, вероятно, в трубах отопления, и я почувствовала, как они переломились. На минуту я потеряла сознание. Когда пришла в себя, вокруг была тишина и мрак. Затем послышались крики и стоны придавленных под развалинами вагонов раненых и умирающих."

Анна Александровна была долгое время прикована к постели, ее каждый день навещала Александра Федоровна:"Государыня, дети и родители ежедневно посещали меня. Государь первое время тоже приезжал ежедневно; посещения эти породили много зависти: так завидовали мне в те минуты, когда я лежала умирающая!.. Государь, чтобы успокоить добрых людей, стал сначала обходить госпиталь, посещая раненых и только потом спускался ко мне". К счастью, Анна Александровна начала выздоравливать и смогла ходить. Железная дорога выдала ей за увечье 100 000 рублей. На эти деньги она основала лазарет для солдат-инвалидов, где они обучались всякому ремеслу; начали с 60 человек, а потом расширили на 100:" Испытав на опыте, как тяжело быть калекой, я хотела хоть несколько облегчить их жизнь в будущем. Ведь по приезде домой на них в семьях стали бы смотреть как на лишний рот! Через год мы выпустили 200 человек мастеровых, сапожников, переплетчиков."

После февральской революции Анна Вырубова была арестована, несмотря на то, что она была больна, ее увезли в тюрьму.:"Через минуту какие-то военные столпились у дверей, я быстро оделась с помощью фельдшерицы и, написав записку Государыне, послала ей мой большой образ Спасителя. Мне, в свою очередь, передали две иконы на шнурке от Государя и Государыни с их надписями на обратной стороне. Как мне хотелось умереть в эту минуту!.. Я обратилась со слезной просьбой к коменданту Коровиченко дозволить мне проститься с Государыней. Государя я видела в окно, как он шел с прогулки, почти бежал, спешил, но его больше не пустили. Коровиченко (который во время большевиков погиб ужасной смертью) и Кобылинский проводили меня в комнату Е. Шнейдер, которая, увы, встретила меня улыбкой и... улыбаясь, вышла. Я старалась ничего не замечать и не слыхать, а все внимание устремила на мою возлюбленную Государыню, которую камердинер Волков вез на кресле. Ее сопровождала Татьяна Николаевна. Я издали увидела, что Государыня и Татьяна Николаевна обливаются слезами; рыдал и добрый Волков. Одно длинное объятие, мы успели поменяться кольцами, а Татьяна Николаевна взяла мое обручальное кольцо. Императрица сквозь рыдания сказала мне, указывая на небо: «Там и в Боге мы всегда вместе!». Я почти не помню, как меня от нее оторвали. Волков все повторял: «Анна Александровна, никто — как Бог!»
Посмотрев на лица наших палачей, я увидела, что и они в слезах. Я была настолько слаба, что меня почти на руках снесли к мотору; на подъезде собралась масса дворцовой челяди и солдат, и я была тронута, когда увидела среди них несколько лиц." Это был последний раз, когда она виделась с Царской Семьей.

Допросы, унижения, оскорбления посыпались там на ни в чем невиновного человека. В итоге она была признана невиновной.
Однажды,во время прогулки по тюремному двору, к ней подошел часовой: «Я, — говорит, — хочу просить тебя меня простить, что, не зная, смеялся над тобой и ругался. Ездил я в отпуск в Саратовскую губернию. Вхожу в избу своего зятя и вижу — на стене под образами твоя карточка. Я ахнул. Как это у тебя Вырубова, такая-сякая... А он как ударит по столу кулаком: «Молчи, — говорит, — ты не знаешь, что говоришь, она была мне матерью два года», да и стал хвалить и рассказывать, что у вас в лазарете, как в царстве небесном, и сказал, что если увижу, передал бы от него поклон; что он молится и вся семья молится за меня».

Но с приходом власти большевиков Анну Александровну снова арестовали. Ее несомненно собирались расстрелять,но произошло настоящее чудо: " Мы прошли все посты. Внизу маленький солдат сказал большому: «Не стоит тебе идти, я один отведу; видишь, она еле ходит, да и вообще все скоро будет покончено». И правда, я еле держалась на ногах, истекая кровью. Молодой солдат с радостью убежал.
Мы вышли на Невский; сияло солнце, было 2 часа дня. Сели в трамвай. Публика сочувственно осматривала меня. Кто-то сказал: «Арестованная, куда везут?» — «В Москву», — ответил солдат. «Не может быть — поезда туда не ходят с вчерашнего дня». Около меня я узнала знакомую барышню. Я сказала ей, что, вероятно, меня ведут на расстрел, передала ей один браслет, прося отдать матери. Мы вышли на Михайловской площади, чтобы переменить трамвай, и здесь случилось то, что читатель может назвать, как хочет, но что я называю чудом.
Трамвай, на который мы должны были пересесть, где-то задержался, не то мосты были разведены или по какой-либо другой причине, но трамвай задержался, и большая толпа народа ожидала. Стояла и я со своим солдатом, но через несколько минут ему надоело ждать и, сказав подождать одну минуточку, пока он посмотрит, где же наш трамвай, он отбежал направо. В эту минуту ко мне сперва подошел офицер Саперного полка, которому я когда-то помогла, спросил, узнаю ли его и, вынув 500 рублей, сунул мне в руку, говоря, что деньги мне могут пригодиться. Я сняла второй браслет и передала ему, сказав то же, что сказала барышне. В это время ко мне подошла быстрыми шагами одна из женщин, с которой я часто вместе молилась на Карповке: она была одна из домашних о. Иоанна Кронштадтского. «Не давайтесь в руки врагам, — сказала она, — идите, я молюсь. Батюшка Отец Иоанн спасет Вас». Меня точно кто-то толкнул; ковыляя со своей палочкой, я пошла по Михайловской улице (узелок мой остался у солдата), напрягая последние силы и громко взывая: «Господи, спаси меня! Батюшка отец Иоанн, спаси меня!» Дошла до Невского — трамваев нет. Вбежать ли в часовню? Не смею. Перешла улицу и пошла по Перинной линии, оглядываясь. Вижу — солдат бежит за мной. Ну, думаю, кончено. Я прислонилась к дому, ожидая. Солдат, добежав, свернул на Екатерининский канал. Был ли этот или другой, не знаю. Я же пошла по Чернышеву переулку. Силы стали слабеть, мне казалось, что еще немножко, и я упаду. Шапочка с головы свалилась, волосы упали, прохожие оглядывались на меня, вероятно, принимая за безумную. Я дошла до Загородного. На углу стоял извозчик. Я подбежала к нему, но он закачал головой. «Занят». Тогда я показала ему 500-рублевую бумажку, которую держала в левой руке. «Садись», — крикнул он. Я дала адрес друзей за Петроградом. Умоляла ехать скорей, так как у меня умирает мать, а сама я из больницы. После некоторого времени, которое казалось мне вечностью, мы подъехали к калитке их дома. Я позвонила и свалилась в глубоком обмороке... Когда я пришла в себя, вся милая семья была около меня; я рассказала в двух словах, что со мной случилось, умоляя дать знать матери. Дворник их вызвался свезти от меня записку, что я жива и здорова и спасена, но чтобы она не искала меня, так как за ней будут следить.
Между тем к ней сразу приехала засада с Гороховой, арестовали бедную мою мать, которая лежала больная, арестовали ее верную горничную и всех, кто приходил навещать ее. Засаду держали три недели. Стоял военный мотор, день и ночь ожидали меня, надеясь, что я приду. Наш старый Берчик, который 45 лет служил нам, заболел от горя, когда последний раз меня взяли, и умер. Более недели тело его лежало в квартире матери, так как невозможно было достать разрешения его похоронить. Это было ужасное время для моей бедной матери. С минуты на минуту она думала получить известие, что меня нашли. Но в Чрезвычайке предположили, что я постараюсь пройти к белой армии, и разослали мою фотографию на все вокзалы. Мои добрые друзья боялись оставить меня на ночь у себя, и когда стемнело, я вышла на улицу, не зная, примут ли те, к кому шла. Шел дождь, редкие прохожие не обращали внимания. Помню, не сразу нашла дом, блуждала по улице и темным лестницам, ища квартиру, где жили несколько молодых девушек-курсисток, учительниц и два студента. Христа ради они приняли меня, и я оставалась у них пять суток. Одна из них ушла проведать мою мать и так и не вернулась, что доказало мне, что у нас не благополучно." Мать Анны Александровны вскоре отпустили, сама же она как загнанный зверь пряталась то у одних знакомых, то у других еще около года, пока не решилась уехать из России.

"В декабре пришло письмо от сестры, настаивавшей на нашем отъезде: она заплатила большие деньги, чтобы спасти нас, и мы должны были решиться. Но как покинуть Родину? Я знала, что Бог так велик, что если Ему угодно сохранить, то всегда и везде рука Его над нами. И почему же за границей больше сохранности? Боже, чего стоил мне этот шаг!..
Отправились: я босиком, в драном пальтишке. Встретились мы с матерью на вокзале железной дороги и, проехав несколько станций, вышли... Темнота. Нам было приказано следовать за мальчиком с мешком картофеля, но в темноте мы потеряли его. Стоим мы посреди деревенской улицы: мать с единственным мешком, я со своей палкой. Не ехать ли обратно? Вдруг из темноты вынырнула девушка в платке, объяснила, что сестра этого мальчика, и велела идти за ней в избушку. Чистенькая комната, на столе богатый ужин, а в углу на кровати в темноте две фигуры финнов в кожаных куртках. «За вами приехали», — пояснила хозяйка. Поужинали. Один из финнов, заметив, что я босиком, отдал мне свои шерстяные носки. Мы сидели и ждали; ввалилась толстая дама с ребенком, объяснила, что тоже едет с нами. Финны медлили, не решаясь ехать, так как рядом происходила танцулька. В 2 часа ночи нам шепнули: собираться. Вышли без шума на крыльцо. На дворе были спрятаны большие финские сани; Также бесшумно отъехали. Хозяин избы бежал перед нами, показывая спуск к морю. Лошадь проваливалась в глубокий снег. Мы съехали... Крестьянин остался на берегу. Почти все время шли шагом по заливу: была оттепель, и огромные трещины во люду. Один из финнов шел впереди, измеряя железной палкой. То и дело они останавливались, прислушиваясь. Слева близко, казалось, мерцали огни Кронштадта. Услыхав ровный стук, они обернулись со словами «погоня», но после мы узнали, что звук этот производил ледокол «Ермак», который шел, прорезывая лед, за нами. Мы проехали последними... Раз сани перевернулись, вылетели бедная мама и ребенок, кстати сказать, пренесносный, все время просивший: «Поедем назад». И финны уверяли, что из-за него как раз мы все попадемся... Было почти светло, когда мы с разбегу поднялись на финский берег и понеслись окольными дорогами к домику финнов, боясь здесь попасться в руки финской полиции. Окоченелые, усталые, мало что соображая, мать и я пришли в карантин, где содержали всех русских беженцев. Финны радушно и справедливо относятся к ним, но, конечно, не пускают всех, опасаясь перехода через границу разных нежелательных типов. Нас вымыли, накормили и понемногу одели. Какое странное чувство было — надеть сапоги...
И у меня, и у матери душа была полна неизъяснимого страдания: если было тяжело на дорогой Родине, то и теперь подчас одиноко и трудно без дома, без денег... Но мы со всеми изгнанными и оставшимися страдальцами в умилении сердец наших взывали к милосердному Богу о спасении дорогой Отчизны.
«Господь мне Помощник и не убоюся, что мне сотворит человек».

В Финляндии Анна Александровна прожила еще долгую жизнь, написала воспоминания, а после смерти матери приняла монашеский постриг под именем Марии. Должна предупредить, что так называемый "Дневник" Анны Вырубовой - это большевистская фальшивка, к изготовлению которой приложил руку даже красный граф Алексей Толстой.

Последняя русская императрица называла свою фрейлину «моей большой бейби» и «милой мученицей». Анна Вырубова была для Александры Федоровны главной подругой жизни.

Придворная простота

Анна Вырубова (в дев. Танеева) была прапраправнучкой Михаила Илларионовича Кутузова . Её отец на протяжении 20 лет занимал ответственный пост статс-секретаря и главноуправляющего Его императорского Величества Канцелярией. Этот же пост занимали его отец и дед при Александре I, Николае I, Александре II и Александре III. При этом в общественном сознании об Анне Вырубовой закрепилось мнение, что она была простолюдинкой. Это по меньшей мере неверно. Даже перестав быть фрейлиной по причине замужества, Анна Вырубова оставалась, по сути, главной подругой императрицы. Александра Федоровна называла её «большая бейби». «Маленьким бейби» был императрицы был сын - царевич Алексей.

Трижды воскресшая

Александра Федоровна, приехав в Россию, приняла православие и отнеслась к этому со всей ответственностью. Однако окружавшие её люди были в служении не столь ревностны и скорее больше любили поговорить о Боге, чем вести богоугодную жизнь. Все, кроме Анны Вырубовой - фрейлины императрицы, а потом её верной подруги.

Императрица называла Анну «моей милой мученицей». И это не было преувеличением. Вся жизнь Анны Вырубовой - череда испытаний, которые она принимала с поистине христианским смирением.

В 18 лет она переболела тифом. От смерти её спасло, как она сама считала, духовное заступничество Иоанна Кронштадского.

Через 11 лет Анна Вырубова попала в железнодорожную катастрофу и её, лежавшую без сознания, с множественными переломами «оживил» Григорий Распутин . Наконец, в 1918 году, когда её вел на расстрел красноармеец, Анна увидела в толпе женщину, вместе с которой часто молилась в монастыре на Карповке, где покоятся мощи святого Иоанна Кронштадтского. «Не давайтесь в руки врагам, - сказала она. - Идите, я молюсь. Батюшка Иоанн спасёт Вас». У Анны Вырубовой получилось затеряться в толпе. А потом ещё один встреченный знакомый, которому Вырубова когда-то помогла, передал её 500 рублей.

«Бо не ведают, что творят»

Не было, пожалуй, в русской истории женщины, на оклеветание имени которого было бы брошено столько сил. Слухи о порочной жизни Анны Вырубовой курсировали в народе ещё до революции. Про нее говорили, что это именно она ввела в окружение царя Распутина, что она с самим Распутиным участвует в разных бесчинствах, что она якобы соблазнила саму императрицу.

Вырубова в своей книге рассказала, как появлялись подобные слухи в предреволюционной России.

Она писала со слов своей сестры: «Утром ко мне влетела г-жа Дер­фельден со словами: „Сегодня мы распускаем слухи на заводах, что Императрица спаивает Государя, и все этому верят“.

И все этому действительно верили. Все, кто не знал Вырубову лично. Знакомство с ней меняло людей. Следователь Руднев вспоминал, как он шел допрашивать Вырубову и был к ней настроен негативно - наслушавшись всего, что о ней рассказывали. Он пишет: „Когда же вошла г-жа Вырубова, то меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости, это первое благоприятное впечатление в дальнейших беседах моих с нею вполне подтвердилось“.

Вырубову сажали в тюрьму пять раз. И при Керенском, и при большевиках. Её пытали. Однажды в тюрьме рябой солдат, один из самых злостных гонителей Анны, вдруг резко переменился. В гостях у брата он увидел на стене фото Анны. Тот сказал: „Целый год в госпитале она была мне как мать“. С тех пор солдат изо всех сил помогал лучшей Вырубовой.

Уже упомянутый следователь Руднев вспоминал, что он узнал не от самой Вырубовой, а от ее матери, что в тюрьме Анна подвергается издевательствам. На допросе Анна это лишь кротко подтвердила и сказала: „Они не виноваты, не ведают бо, что творят“.

Благотворительница

В 1915 году в качестве компенсации от железной дороги за увечья, полученные во время аварии, Анна получила огромные по тем временам деньги - 80 тысяч рублей. Полгода Анна была прикована к кровати. Всё это время императрица посещала фрейлину ежедневно. Потом Анна Александровна передвигалась на инвалидном кресле, а в дальнейшем на костылях или с палочкой. Все деньги бывшая фрейлина потратила на создание госпиталя для инвалидов войны, где бы их обучали ремеслу, чтобы они могли себя в дальнейшем прокормить. Ещё 20 тыс. рублей добавил Николай II . Одновременно в госпитале находилось до 100 человек. Анна Вырубова вместе с императрицей и дочерями служили там и в других госпиталях сестрами милосердия.

Старец и Анна

Вопреки расхожему заблуждению, не Анна Вырубова ввела в дом императрицы Распутина, а Александра Федоровна познакомила свою фрейлину с „сибирским старцем“. При первой же встрече старец пообещал, что желание Анны „всю жизнь положить на служение Их Величеством“ осуществится. Позже он предскажет, что фрейлина выйдет замуж, но счастлива не будет.

Так и случилось. В 1907 году Анна Танеева вышла замуж, но развелась уже через год.

Распутин сыграл в жизни Вырубовой огромную роль. Именно он, как она считала, спас её после железнодорожной катастрофы в 1915 году, однако именно слухи об их отношениях сделали Вырубову „нерукопожатной“ у значительной части эмигрантов.

Все разговоры о якобы бесчинствах, в которых она участвовала с Распутиным опровергаются одним простым фактом: медицинское освидетельствование в 1918 году устнановило, что Вырубова была девственницей.

»Дневник Вырубовой»

В декабре 1920 года вместе со своей матерью Вырубова бежала из Петрограда по льду Финского залива за границу.

В 1923 году на Валааме в Смоленском скиту Анна приняла монашеский постриг с именем Мария, но по состоянию здоровья ни в какую обитель не поступила и осталась тайной монахиней в миру. Под своей девичьей фамилией она прожила в Финляндии более четырёх десятилетий. Скончалась в 1964 году в возрасте 80 лет.

В эмиграции Анна Танеева написала автобиографическую книгу «Страницы моей жизни». В 1922 году она была издана в Париже. В Советском Союзе, видимо, решили, что такое представление о царской семье может идеологически навредить и издали так называемый «Дневник Вырубовой», мистификацию, где все царское окружение и сам царь представлены в наихудшем свете.

Несмотря на то, что сегодня уже доказана поддельность «Дневника», до сих пор в научной среде можно встретить выдержки из него. Наиболее вероятными авторами «Дневника Вырубовой» считаются советский писатель Алексей Толстой и профессор истории, эксперт по концу XIX века Павел Щёголев.

У последнего русского царя Николая II и его супруги Александры Федоровны (немецкой принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской) было довольно мало как верных друзей, так и людей, которым они всецело доверяли. Но таковые были. Роль же ближайшего человека монаршей четы играла фрейлина Ее Величества Анна Александровна Вырубова.

Враги Николая II и его семьи нена­видели Анну Вырубову едва ли не больше, чем самого русского императо­ра и его супругу. Сегодня же поклонни­ки последнего русского царя, наоборот, подняли на щит не только царскую чету, но и оставшуюся верной им до их по­следних дней Вырубову. Правда, как это почти всегда бывает, располагается где- то посередине.

Анна Вырубова принадлежала к тому типу людей, которых можно на­звать вечными помощниками, спутни­ками, служителями сильных мира сего. Многие сомневались в ее ис­кренности. А зря. Существа подоб­ного склада отличаются абсолют­но собачьей преданностью по отношению к тем, кого они избра­ли себе в «хозяева». И полностью подчиняют свою жизнь их интере­сам. Не стоит, конечно, игнориро­вать тот факт, что фрейлина вы­брала себе в повелители не кого-нибудь, а императора и им­ператрицу Российской империи. Но сомневаться стоило бы скорей не в искренности ее, а в уме.

Анна Танеева родилась в 1884-м в семье управляющего император­ской канцелярии. Мать ее была праправнучкой великого полко­водца Кутузова. Девочка отлича­лась кротостью и… неуклюжестью: круглолицая, грузная, с нежными голубыми глазами, Анна принадле­жала к тем, кого, фигурально выра­жаясь, в оркестрах не назначают первы­ми скрипками.

И образование она получила не бог весть какое: в начале XX века девица Та­неева стала обладательницей диплома домашней учительницы. Ее звездный час пробил в 1904 году, когда девятнадцати­летнюю аристократку взяла во фрейли­ны Александра Федоровна — супруга им­ператора Николая II. К тому моменту царица жила в России уже десять лет. Она приняла православие, не только офици­ально, но и душой: супруга царя соблю­дала обряды и много говорила и писала о своей преданности новой вере.

Не меньше, чем новую религию, цари­ца любила своего мужа. Их брак был счастливым: каждый из супругов стал лучшим другом для другого. А вот осо­бенно близких друзей императрице до встречи с Вырубовой найти как-то не уда­валось. Ее не любили ни при дворе, ни тем более вне его — за то, что немка, за то, что держалась высокомерно, холодно и чопорно, за то, что была истерична, за то, что была ограниченна: рассматривала поступки людей исключительно с рели­гиозной точки зрения — что есть грех, а что нет. Председатель Совета министров Российской империи граф Сергей Витте прямо именовал царицу «не­нормальной» и считал, что именно союз с ней усугубил недостатки безвольного царя.

В такой обстановке и с подоб­ным набором личных качеств ца­рица весьма нуждалась в близкой подруге, которая приняла бы ее такой, какая она есть, слушала бы ее, соглашалась бы с ней и была бы ей предана всегда. Такого че­ловека Александра нашла в лице Анны Танеевой. Тут недостатки фрейлины обернулись ей же на пользу. Императрице в наперсни­цах не нужна была ни красавица, ни умница, ни светская львица. Царица сама звезд с неба не хва­тала и окружала себя себе же по­добными.

Кроме того, у Александры Фе­доровны и ее ближайшей подруги была общая страсть: привязан­ность к мистике. В царице это увлечение расцвело особенно сильно после того, как стало ясно: наследник престола це­саревич Алексей страдает гемофилией.

Итак, 1904 год стал поворотным для двора: в том году родился больной на­следник, и Вырубова оказалась самой близкой к императорской семье.

В следующем году в семье императо­ра случилось еще одно знаменатель­ное событие: Милица Николаевна, су­пруга великого князя Петра Николаевича, познакомила царя и его жену с Григорием Распутиным. «Ста­рец» говорил, что он лечит все болезни, и гемофилию в том числе. По слухам, Распутин на самом деле «заговаривал» кровотечения малолетнего Алексея.

Кроме безумно склонной к мистике Милицы, в «рекламной кампании» ку­десника приняла активное участие и Танеева. В 1907 году ее выдали замуж за офицера Вырубова. Но брак, не просу­ществовав и года, распался. Тут-то Анна и вспомнила о предсказании «старца». Вот как она писала об этом в своих ме­муарах: «Я попросила его (Распутина. — Прим. авт.) помолиться, чтобы я всю жизнь могла положить на служение Их Величествам. «Так и будет», — ответил он, и я ушла домой. Через месяц я написа­ла Великой Княгине, прося ее спросить Распутина о моей свадьбе. Она ответи­ла мне, что Распутин сказал, что я вый­ду замуж, но счастья в моей жизни не будет». Григорий напомнил ей ее куми­ра Иоанна Кронштадтского, который, по ее мнению, в 1902 году исцелил ее от брюшного тифа.

В общем, Вырубова после развода с еще большим пылом разделила страсть царицы к «старцу». Теперь одинокая и преданная царской семье Анна Александровна всегда жила поблизости от августейшего семейства. С императри­цей и ее дочерьми она вышивала, вела повседневные беседы, читала религи­озные книги. Григорий Распутин назы­вал ее по-свойски Аннушкой. Фрейли­на успешно выполняла роль посредницы между «старцем» и цари­цей, посылая за ним, когда он был ну­жен Александре или наследнику.

Странный «квартет» — царь, царица, Распутин и Вырубова — выводил из со­стояния равновесия не только предста­вителей либеральной и высокообразо­ванной русской интеллигенции. Придворная знать и члены царского семейства не понимали этой дружбы. Другие фрейлины открыто ревновали царицу к ее лучшей подруге и наперс­нице.

Россия полнилась ужасными слуха­ми: будто «старец» пребывает в интим­ных отношениях и с Вырубовой, и с ца­рицей, и даже с ее дочерьми. Страна же содрогалась от разных катаклизмов: революции 1905 года, войны 1914 года, постоянных общественных волнений.

Но уютный мир тихого дворца в Цар­ском Селе как будто не знал никаких потрясений. И его оплотом была во многом кроткая и голубоглазая Аннушка Вырубова. Впрочем, спустя годы она писала: «Когда я вспоминаю все события того времени, мне кажется, как будто Двор и высший свет были как бы большим су­масшедшим домом, настолько запутан­но и странно все было».

В 1914 году Вырубова вместе с цари­цей и ее дочерьми работала сестрой ми­лосердия в госпитале для раненых. Но и этот гуманный и бескорыстный труд не поднял в глазах общественности пре­стиж двора Романовых. Репутация августейшего семейства и их фаворитки ока­залась подорвана бесповоротно.

В начале 1915 года Анна Алексан­дровна на пути из Царского Села в сто­лицу попала в страшную железнодо­рожную катастрофу. Ее, серьезно пострадавшую, истекающую кровью, вытащили из покореженного состава. Лечение заняло несколько месяцев. Те­перь Вырубова передвигалась в инва­лидном кресле или на костылях. Желез­ная дорога выплатила императорской фаворитке огромную компенсацию. На эти деньги Анна организовала госпи­таль для военных.

Во время болезни царь и в особенно­сти царица ежедневно проводили часы у постели любимой Аннушки. Постепен­но ей становилось лучше…

Но уютный мирок рушился на глазах. В декабре 1916 года группа дворян-заговорщиков, недовольных активной деятельностью энергичного «старца» при дворе, убили его. Это стало чем-то вроде сигнала к началу революции в России.

После февральских событий 1917 года Вырубову арестовали. На проща­ние она успела только обменяться ико­нами с царем и царицей. Она хорошо запомнила их заплаканные лица — боль­ше Анна Александровна своих ближай­ших друзей не видела.

Ее ненадолго отпустили. Но после Ок­тябрьской революции фрейлину заклю­чили под стражу уже большевики.

В тюрьме всеобщее любопытство было удовлетворено: Вырубову прове­рили на предмет связи с Распутиным. Подозрения оказались ложными: фрей­лина была девственницей.

Из-под ареста ей удалось сбежать. Многие месяцы «вечная тень» импера­трицы пряталась по чужим людям. В 1920 году верные люди помогли быв­шей фрейлине и ее матери бежать в Финляндию по льду Финского залива.

Остаток своей долгой жизни — до 1964 года — Анна Александровна прове­ла в Хельсинки. После смерти матери Вырубова приняла постриг и стала мо­нахиней Марией. Она написала воспо­минания, в которых изъяснялась в своей любви к монаршей чете. Но в то же вре­мя сама лучшая подруга царицы призна­вала: катаклизмы, произошедшие в Рос­сии, во многом были спровоцированы неправильным поведением ее лучших друзей.

Оклеветанная почитательница оклеветанного старца. Писатель Игорь Евсин о судьбе праведной монахини Марии (Анны Александровны Танеевой-Вырубовой).

В начале XX века Анна Танеева-Вырубова, как и Григорий Распутин, оказалась в самом центре масонской клеветнической кампании по дискредитации русской монархии, Царицы Александры Федоровны и Царя Николая II.

А после революции 1917 года ненавистниками Царской власти был окончательно сформирован клеветнической миф о «прогнившей монархии», «распутстве Распутина» и его «корыстолюбивой и любвеобильной подруге» Вырубовой, которой якобы владела еще и страсть к власти.

Однако на сегодня документально известно, что специальными комиссиями было проведено несколько официальных медицинских освидетельствований Танеевой-Вырубовой, которые констатировали одно и то же: Анна Александровна девственница.

И уже при ее жизни стало ясно, что утверждение об её интимных связях с Распутиным – клевета.

Что же касается корыстолюбия и мнимых миллионов, накопленных Вырубовой, то надо сказать следующее.

Сбежав от советской власти в Финляндию, она получала отказ в выдаче финского гражданства из-за отсутствия достаточных средств к существованию. А получив гражданство, жила в Финляндии весьма скромно, почти нищенствовала.

Не было у нее никаких накопленных миллионов, полученных якобы за свои ходатайства о тех или иных людях перед Царём Николаем II.

А значит, не было у нее и движимого корыстью влияния на Царицу Александру Федоровну.

Вот как характеризовал Анну Александровну товарищ Обер-прокурора Святого Синода князь Н.Д. Жевахов: ««Войдя в лоно Православия, Императрица прониклась не только буквою, но и духом его, и, будучи верующей протестанткой, привыкшей относится к религии с уважением, выполняла её требования не так, как окружающие её люди, любившие только «поговорить о Боге», но не признававшие за собою никаких обязательств, налагаемых религией.

Исключение составляла только Анна Александровна Вырубова, несчастно сложившаяся личная жизнь которой рано познакомила её с теми нечеловеческими страданиями, какие заставили её искать помощи только у Бога».

Отметим, что Жевахов здесь говорит о страданиях, которые претерпевала Танеева-Вырубова, после страшной железнодорожной катастрофы.

Эта катастрофа практически убила ее и только молитвы старца Григория Распутина воскресили Анну Александровну к жизни.

Старец Григорий свершил тогда чудо, которое потрясло всех очевидцев.

Однако Вырубова навсегда осталась инвалидкой и была вынуждена претерпевать сильные боли.

«Жизнь А. А. Вырубовой, – пишет далее князь Жевахов, – была поистине жизнью мученицы, и нужно знать хотя бы одну страницу этой жизни, чтобы понять психологию её глубокой веры в Бога и то, почему только в общении с Богом А. А. Вырубова находила смысл и содержание своей глубоко несчастной жизни. И когда я слышу осуждения А. А. Вырубовой со стороны тех, кто, не зная её, повторяет гнусную клевету, созданную даже не личными её врагами, а врагами России и христианства, лучшей представительницей которого была А. А. Вырубова, то я удивляюсь не столько человеческой злобе, сколько человеческому недомыслию…

Императрица ознакомилась с духовным обликом А. А. Вырубовой, когда узнала, с каким мужеством она переносила свои страдания, скрывая их даже от родителей. Когда увидела её одинокую борьбу с человеческой злобой и пороком, то между Нею и А. А. Вырубовой возникла та духовная связь, которая становилась тем больше, чем больше А. А. Вырубова выделялась на общем фоне самодовольной, чопорной, ни во что не верующей знати. Бесконечно добрая, детски доверчивая, чистая, не знающая ни хитрости, ни лукавства, поражающая своей чрезвычайной искренностью, кротостью и смирением, нигде и ни в чём не подозревающая умысла, считающая себя обязанной идти навстречу каждой просьбе, А. А. Вырубова, подобно Императрице, делила своё время между Церковью и подвигами любви к ближнему, далёкая от мысли, что может сделаться жертвою обмана и злобы дурных людей».

По сути, князь Жевахов рассказал нам о жизни праведницы, Божией угодницы.

В свое время Следователь Николай Руднев, возглавлял один из отделов учреждённой Временным правительством Керенского чрезвычайной комиссии.

Отдел назывался «Обследование деятельности тёмных сил» и расследовал, кроме прочих, дела Григория Распутина и Анны Вырубовой. Руднев честно и непредвзято вел расследование и пришел к выводу, что материалы против Распутина были клеветой.

А по поводу Анны Вырубовой он написал следующее:

«Много наслышавшись об исключительном влиянии Вырубовой при Дворе и об отношениях её с Распутиным, сведения о которых помещались в нашей прессе и циркулировали в обществе, я шёл на допрос к Вырубовой в Петропавловскую крепость, откровенно говоря, настроенный к ней враждебно.

Это недружелюбное чувство не оставляло меня и в канцелярии Петропавловской крепости, вплоть до появления Вырубовой под конвоем двух солдат.

Когда же вошла г-жа Вырубова, меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости.

Это первое благоприятное впечатление в дальнейших беседах моих с нею вполне подтвердилось.

Мои предположения о нравственных качествах г-жи Вырубовой, вынесенные из продолжительных бесед с нею в Петропавловской крепости, в арестантском помещении и, наконец, в Зимнем дворце, куда она являлась по моим вызовам, вполне подтверждались проявлением ею чисто христианского всепрощения в отношении тех, от кого ей много пришлось пережить в стенах Петропавловской крепости.

И здесь необходимо отметить, что об этих издевательствах над г-жой Вырубовой со стороны крепостной стражи я узнал не от неё, а от г-жи Танеевой.

Только лишь после этого г-жа Вырубова подтвердила всё, сказанное матерью, с удивительным спокойствием и незлобивостью заявив: «Они не виноваты, не ведают бо, что творят».

По правде сказать, эти печальные эпизоды издевательства над личностью Вырубовой тюремной стражи, выражавшиеся в форме ПЛЕВАНИЯ В ЛИЦО, СНИМАНИЯ С НЕЁ ОДЕЖДЫ И БЕЛЬЯ, СОПРОВОЖДАЕМОЕ БИТЬЁМ ПО ЛИЦУ И ПО ДРУГИМ ЧАСТЯМ ТЕЛА БОЛЬНОЙ, ЕДВА ПЕРЕДВИГАВШЕЙСЯ НА КОСТЫЛЯХ ЖЕНЩИНЫ, И УГРОЗЫ ЛИШИТЬ ЖИЗНИ «НАЛОЖНИЦУ ГОСУДАРЯ И ГРИГОРИЯ» побудили следственную комиссию перевести г-жу Вырубову в арестное помещение при бывшем Губернском жандармском управлении».

Здесь мы видим настоящий христианский подвиг мученицы Анны. Подвиг, повторяющий подвиг Самого Христа.

«Фрейлина Её Величества Анна Вырубова».

Однако, хотя там действительно большей частью присутствует текст оригинала, редакторская правка привела к его сокращению наполовину!

Мало того, в него включены вымышленные абзацы, которые Анна Александровна никогда не писала. Так по иезуитски изощренно продолжается дело по дискредитации праведной мученицы.

Издатели всеми силами постарались исказить нравственный облик Вырубовой, создать у читателя впечатление о ней, как человеке недалёкого ума.

Особенно нацелен на это помещенный в книге подложный дневник «Дневник Анны Вырубовой».

По сути это продолжение дьявольской работы по дискредитации как самой Анны Александровны, так и Григория Распутина и святой Царской семьи.

Написали эту гнусную фальшивку известный советский писатель А.Н. Толстой и историк П. Е. Щёголев, бывший член Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства.

Увы, увы и увы – тексты книги «Фрейлина Её Величества Анна Вырубова» и помещенного в ней фальшивого дневника до сих пор перепечатываются в различных солидных изданиях и выдаются за оригиналы.

Однако архивные документальные свидетельства о Вырубовой-Танеевой создают истинный образ праведницы.

Основываясь на них, современный историк Олег Платонов пишет:

«Образцом самой строгой жизни была одна из ближайших почитательниц Распутина, подруга Царицы Анна Вырубова. Свою жизнь она посвятила служению царской семье и Распутину. Личной жизни у неё не было. Здоровая, красивая женщина полностью подчинялась самым строгим монастырским требованиям. По сути дела, она превратила свою жизнь в монастырское служение, а в это время клеветники в левой печати публиковали самые гнусные подробности о её якобы развратной интимной жизни. Как велико было разочарование этих пошляков, когда медицинская комиссия Временного правительства установила, что Вырубова никогда не была в интимных отношениях ни с одним мужчиной. А ведь ей приписывали … десятки любовных связей, в том числе и с Царём. И с Распутиным. После счастливого бегства из России, где ей угрожала неминуемая смерть, Вырубова постриглась в монахини, соблюдая самый строгий устав и ведя одинокую жизнь. Монахиней она умерла в Финляндии в 1964 году».

Погребена была подвижница на Ильинском кладбище г. Хельсинки. Прихожане хельсинской Покровской церкви считают ее праведницей и говорят: «Приходите на православное Ильинское кладбище к её могилке, постойте и помолитесь. И вы почувствуете, как легко молиться здесь, как тихо и умиротворенно становится на душе».

У нас в России, монахиню Анну (Танееву-Вырубову) так же считают за праведную мученицу. Некоторые священники даже благословляют при всякой нужде молитвенно обращаться к ней за помощью.

Воззовем и мы в простоте сердца – Господи, Иисусе Христе, молитвами Царственных мучеников, мученика Григория и мученицы Анны, спаси и помилуй нас грешных.