Святой благоверный князь михаил тверской. Киев город, Михайловская площадь

В год 6621 (1113). Явилось знаменье на солнце в 1 час дня. Было видно всем людям: осталось от солнца мало, вроде как месяц вниз рогами, марта в 19 день, а луны - в 29. Это бывают знаменья не к добру; бывают знаменья с солнцем или с луною, или со звездами не по всей земле, но если в какой стране будет знаменье, та его и видит, а другая не видит. Так вот и в древности, в дни Антиоховы, были знамения в Иерусалиме, стали там являться в воздухе люди, рыщущие на конях с оружием в руках, и грозились оружием, и это было в Иерусалиме только, а в других землях не было того. Так же бывшее в солнце знаменье предзнаменовало Святополкову смерть. После этого знаменья приспел праздник Пасхи, и праздновали его; а после праздника разболелся князь. А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это, Владимир пошел в Киев.

Начало княженья Владимира, сына Всеволодова. Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой. Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих. Когда же услышали половцы о смерти Святополка, собрались они и пришли к Выру. Владимир же, собрав сыновей своих и племянников, пошел к Выру и соединился с Олегом, половцы же бежали.

В том же году посадил (Владимир) сына своего Святослава в Переяславле, а Вячеслава в Смоленске. В тот же год скончалась игуменья Лазарева монастыря, святой жизни, сентября 14, прожив шестьдесят лет в чернечестве, а всего от рожденья девяносто два. В этот же год взял Владимир замуж за сына своего Романа дочь Володаря сентября 11. В этот же год Мстислав заложил церковь каменную святого Николы на княжом дворе, у Торговища в Новгороде. В том же году посадил (Владимир) сына своего Ярополка в Переяславле. В том же году поставили епископа Даниила в Юрьев, а в Белгороде Никиту.

В год 6622 (1114). Скончался Святослав, сын Владимиров, марта 16 и погребен был в Переяславле в церкви святого Михаила; там ведь отец ему дал стол, выведя его из Смоленска. В тот же год Мстислав заложил (город) в Новгороде больше прежнего. В тот же год заложена была Ладога из камня на насыпи Павлом посадником, при князе Мстиславе. Когда я пришел в Ладогу, поведали мне ладожане, что "здесь, когда бывает туча великая, находят дети наши глазки стеклянные, и маленькие и крупные, проверченные, а другие подле Волхова собирают, которые выплескивает вода". Этих я взял более ста, все различные. Когда я дивился этому, они сказали мне: "Это неудивительно; живы еще многие старые, которые ходили за Югру и за Самоядь и видели сами в северных странах, как спустится туча, и из той тучи выпадут белки молоденькие, будто только что родившиеся, и, выросши, расходятся по земле, а в другой раз бывает другая туча, и из нее выпадают оленьцы маленькие и, выросши, расходятся по земле". Этому у меня есть свидетель посадник Павел ладожский, и все ладожане. Если же кто этому не поверит, пусть почитает Хронограф. "В царствование Прова, во время дождя из тучи великой пшеница, с водою многою смешанная, попадала, которую, собрав, засыпали в закрома большие. Так же при Аврелии серебряные крупинки упали (на землю), а в Африке три камня упали громадных". И после потопа и после разделения языков "начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста", которого и Сварогом называли египтяне. "В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелел. Потому и прозвали его бог Сварог". "Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом, 7470 дней, что составляет двадцать лунных лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие (...) днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям. Солнце царь, сын Сварогов, то есть Даждь-бог, был сильным мужем; услышав от кого-то о некоей богатой и знатной египтянке и о некоем человеке, восхотевшем сойтись с нею, искал ее, желая захватить ее (на месте преступления) и не желая отца своего закон нарушить, Сварога. Взяв с собою мужей нескольких своих, зная час, в который она прелюбодействует, ночью в отсутствие мужа застиг ее лежащею с другим мужчиною, которого сама облюбовала. Он схватил ее, подверг пытке и послал водить ее по земле египетской на позор, а того прелюбодея обезглавил. И настало непорочное житье по всей земле Египетской, и все восхваляли его". Но мы не будем продолжать рассказ, но скажем вместе с Давыдом: "Все, что пожелал, сотворил Господь на небе и на земле, в море, во всех безднах, подымая облака от краев земли". Это и была последняя земля, о которой мы сказали вначале.

обитания народов по числу ангелов Божиих, но и каждому верующему человеку

Достался ангел. Ибо когда отроковица стала говорить, причем перед дверями

Стоял апостол Петр, избежавший и Ирода, - ее словам не поверили: это не

Отроковица, а ангел его". Свидетельствует же и этим Господь, говоря:

"Видите, не пренебрегайте и единым от малых сих; ибо говорю вам, что ангелы

Их видят лицо Отца моего, пребывающего на небесах". Еще же и в каждой церкви

Христос поставил хранителя ангела, как открывает он Иоанну, говоря: "Скажи

Ангелу, находящемуся в церкви Измуренской: "Видел нищету твою и скорбь, но

Ты богат..."". Хорошо известно любящим нас ангелам, как молитвенникам за нас

Перед Владыкою. Ибо они служебные духи, как и апостол говорит: "Посылаемые

На служение к тем, кто хочет удостоиться спасения". Им они защитники и

Помощники, как и теперь ты слыхал про Даниила, как он вводит архангела

Михаила к персам в час гнева (Божия) ради нашего освобождения. Ибо (Михаил)

Принуждал людей работать на персов, как было сказано, это (Даниил) старался

Освободить пленных. И одолевает Михаил врага, ибо евреи, перейдя Евфрат, с

Тех пор вновь возымели оседлость и построили и город, и церковь. Также и

Великий Епифаний говорил: "К каждому народу ангел приставлен"; и Писание

Ведь Даниилу говорило: "Ангел и властителя еллинам назначил и Михаила

Властителем иудеям"; говорит же: "И установи места жительства (народам) по

Числу ангелов".

И вот опять же, как Ипполит говорит, толкуя Даниила: "В третий год

Царствования Кира царя я, Даниил, плакал три недели; к концу же первого

Месяца смирился, после того как 21 день молил Бога, прося его открыть тайну.

И Отец, услышав мою мольбу, поведал, чему суждено быть с ними и что сбылось

На великой реке; хорошо было, чтобы Бог явился там, где хотел грехи

Отпустить. И я, подняв глаза свои, увидел: вот муж, одетый во все красное;

На первый взгляд точно Гавриил ангел, когда летит; здесь же не так, но видел

Самого Господа, видел же не настоящего человека, но только образ

Человеческий, как сказано: "И вот муж, одетый во все пестрое, и бедра его

Препоясаны чистым золотом, и тело его, точно топаз, и лицо у него, точно

Молния, и глаза у него, точно свечи огненные, и мышцы и плечи подобны меди

Точно бы рука человеческая, и поставила меня на колени, и сказал мне: "Не

Бойся, Даниил. Знаешь, чего ради я пришел к тебе? Войну хочу начать с князем

Персидским, но поведаю тебе, что написано в Писании истинном, и нет никого,

Кто спорил бы со мною, кроме Михаила князя вашего; ибо его я оставил тут, и

С того дня, как устремился я молиться Богу твоему, услышал он молитву твою и

Отпущен я на брань с князем персидским; некоторые считали, что не следует

Отпускать людей, чтобы скоро исполнилась молитва твоя: и противился этому, и

Оставил Михаила князя вашего". Кто же такой Михаил, если не ангел,

Приставленный к людям?". Как и Моисею говорит (Бог): "Не пойду с вами в

Поход, потому что люди жестоковыйные, но ангел мой пойдет с вами".

Так вот и теперь, с Божьей помощью, по молитвам Богородицы и святых

Ангелов, возвратились русские князья восвояси со славой великою, разнесшейся

Ко всем людям, так и по всем дальним странам, то есть к грекам, венграм,

Полякам и чехам, даже и до Рима дошла она, на славу Богу, всегда ныне и

Вечно и во веки веков, аминь.

В тот же год скончалась вдова Всеволодова, октября в 7 день, и положена

Была у святого Андрея в монастыре. Того же лета скончался Иоанн, епископ

Черниговский, ноября 23.

В год 6620 (1112). Индикта 5. Ярослав, сын Святополка, ходил на ятвягов

И победил их; и, возвратясь с войны, послал в Новгород, и взял себе в жены

Дочь Мстиславову, внучку Владимирову, мая 12, а приведена была июня 29. В

Том же году повели Ефимию Владимировну в Венгрию за короля. В том же году

Скончался Давыд Игоревич месяца мая 25 и погребено тело его 29 в церкви

Святой Богородицы Влахернской на Клове. В том же году скончалась Янка, дочь

Всеволода, сестра Владимира, ноября 3 и погребена была в церкви святого

Андрея, которую создал отец ее; там ведь она и постриглась, в той церкви, в

Девичестве.

На исходе же этого года поставили Феоктиста епископом в Чернигов,

Были этому князь Давыд и княгиня, ибо был он ей отец духовный, и бояре, и

Все люди радовались; ибо перед ним был епископ больной, не мог служить и

Пролежал в болезни лет 25; потому-то князь и люди ждали епископской службы и

Теперь радовались, славя Бога. Так же оно было и с братией, оставшейся без

Игумена: собралась тогда вся братия и назвала себе игуменом Прохора попа, и

Возвестила о нем митрополиту и князю Святополку. И повелел князь митрополиту

Поставить его с радостью игуменом. И поставлен он был на масленой неделе в

Четверг, февраля 9. И так вступила в пост братия с игуменом.

В год 6621 (1113). Явилось знаменье на солнце в 1 час дня. Было видно

Всем людям: осталось от солнца мало, вроде как месяц вниз рогами, марта в 19

День, а луны - в 29. Это бывают знаменья не к добру; бывают знаменья с

Солнцем или с луною, или со звездами не по всей земле, но если в какой

Стране будет знаменье, та его и видит, а другая не видит. Так вот и в

Древности, в дни Антиоховы, были знамения в Иерусалиме, стали там являться в

Воздухе люди, рыщущие на конях с оружием в руках, и грозились оружием, и это

Было в Иерусалиме только, а в других землях не было того. Так же бывшее в

Солнце знаменье предзнаменовало Святополкову смерть. После этого знаменья

Приспел праздник Пасхи, и праздновали его; а после праздника разболелся

Князь. А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком,

Месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и

Привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему

Бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в

Церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро

Разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились

Люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на

Десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху),

Говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много

Плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор

Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь

Киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то

Знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и

Евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри,

И будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это,

Владимир пошел в Киев.

Начало княженья Владимира, сына Всеволодова. Владимир Мономах сел в

Киеве в воскресенье. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со

Всеми киевлянами с честью великой. Сел он на столе отца своего и дедов

Своих, и все люди были рады, и мятеж утих. Когда же услышали половцы о

Смерти Святополка, собрались они и пришли к Выру. Владимир же, собрав

Сыновей своих и племянников, пошел к Выру и соединился с Олегом, половцы же

Сегодня монастырь принадлежит
Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП)

Храм построен на средства киевского князя Святополка Изяславича. Князь неслучайно возводит церковь в честь архангела Михаила - архистратига, предводителя небесного и земного православного воинства. Святополк, получивший в крещении имя Михаила, почитал архангела своим небесным покровителем и, естественно, посвятил возведенный храм именно ему.

На протяжении всего русского средневековья архистратиг Михаил пользовался наибольшим признанием в высшей феодальной среде. Князья часто взывали к его заступничеству, начиная военные действия.

У Святослава была еще одна причина посвятить храм архангелу Михаилу. В 1103 и 1107 годах он вместе с Владимиром Мономахом и другими князьями одержал две крупные победы над половцами, ожесточенную борьбу с которыми в эту эпоху вела Киевская Русь. Потому вполне закономерно, что храм, поставленный в память о воинских победах, посвящен небесному архистратигу.

Временные рамки строительства собора Архангела Михаила определяются по «Повести временных лет». Под 6616 (1108) годом говорится, что «заложена была церковь святого Михаила, Златоверхая, Святополком князем, 11 июля». А под 6621 (1113) годом летописец еще раз упомянул храм в связи со смертью князя. Он оставил любопытнейшую запись, раскрывающую формы религиозного сознания наших предков: «Бывшее в солнце затменье предзнаменовало Святополку смерть. После этого знаменья приспел праздник Пасхи, и праздновали его; а после праздника разболелся князь. А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день в Вышгороде [в княжеской резиденции под Киевом], привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани [по сохранившемуся языческому обычаю покойника везли к могиле на санях в любое время года]. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил». Для датировки данного архитектурного памятника важно, что церковь к этому времени была уже построена и освещена. Вполне определенно можно утверждать: Михайловский собор был воздвигнут между 1108 и 1113 годами.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. При его строительстве применялась смешанная кладка, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы.

Храм во многом повторяет Великую Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря. Это уже сложившийся строительный тип одноглавого шестистолпного храма с хорами, которые поддерживают своды нартекса. Рядом с собором располагалась четырехстолпная крещальня, что также объединяет композицию церкви с Киево-Печерским собором.

Кладка и внешние формы Михайловского храма воспроизводят особенности византийско-киевского зодчества XI века - для начала нового столетия он уже выглядел старомодным. Но впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил от восхищенных киевлян прозвание - «Златоверхий».

Святополк Изяславич не поскупился на отделку и убранство своего тезоименитого храма. Он пригласил из Константинополя первоклассных мозаичистов и фрескистов, которые украсили собор великолепными настенными изображениями, часть которых чудом уцелела. Фрески и мозаики сочетались с полами, выложенными из красных шиферных плит, инкрустированных мозаикой. Нефы от алтарной части отделяла мраморная преграда, состоявшая из колонн, резных парапетов и архитрава.

Подобно многим ктиторским церквам, связанным с определенным родом и составлявшим как бы собственность наследников, Архангело-Михайловский храм находился в распоряжении рода Святополка. Церковь стала местом захоронения самого Святополка Изяславича и нескольких поколений его потомков.

Собор Михайловского Златоверхого монастыря перенес многие пожары, грабежи, войны, претерпел неоднократные починки и переделки. В 1936 году советская власть уничтожила этот уникальный и прекрасный памятник начальной истории нашей культуры.

В конце 1990-х годов Михайловский Златоверхий монастырь был отстроен заново, причем не в соответствии с научной реконструкцией храма XII века, а в перестроенных формах начала XX столетия.

_______________________________________________________________

St. Michael"s Cathedral was destroyed by the times of USSR in 1935 and anew built in 90th after Ukraine got it"s independence. Inside cathedral there are unique mosaics and wall paintings which were taken out before cathedral devastation and kept safe in the museums of Moscow and St. Petersburg.

Yaroslavovich. In the same year had started the construction of the main monastery temple - St. Michael"s Cathedral. Its creation was commemorated to Russian people victory over polovtsy.

The consecration of St. Michael"s Cathedral took place in 1113. It was constructed on a precipice of Starokievskaya hill, and stood over road down to Dnieper. The monastery ground had become the burial place of several Grand Dukes of Kiev generations.

During the Tatar-Mongol invasion in 1240 the monastery was ransacked and severely damaged by Batiy hordes.

In 17-18 centuries St. Michael"s Cathedral was several times rebuilt - the number of domes was increased and the walls were strengthened.

After the creation of USSR in 1922 St. Michael"s monastery was closed, and in 1934-35 destroyed by the decision of the Soviet communist party. Unique mosaics of St. Michael"s Cathedral were taken out to the museums of Moscow and St. Petersburg.

In January 1996, after Ukraine became a sovereign state it was decided to rebuild St. Michael"s Cathedral. Anew built cathedral looks like as it was reconstructed in XVIII century in Ukrainian baroque style. Mosaics and wall paintings were returned to Ukraine and placed in cathedral.

The St. Michael Cathedral gained its renown due to mosaics and wall paintings. Cathedral"s mosaics is called "flaring painting" - they are hazing enveloping all cathedral"s space with its dying down and again flaring with new volume radiance. They belong to the creation of master Alimpiy, whose name was surrounded by legends already during his life.

В год 6621 (1113). Явилось знаменье на солнце в 1 час дня. Было видно всем людям: осталось от солнца мало, вроде как месяц вниз рогами, марта в 19 день, а луны — в 29. Это бывают знаменья не к добру; бывают знаменья с солнцем или с луною, или со звездами не по всей земле, но если в какой стране будет знаменье, та его и видит, а другая не видит. Так вот и в древности, в дни Антиоховы, были знамения в Иерусалиме, стали там являться в воздухе люди, рыщущие на конях с оружием в руках, и грозились оружием, и это было в Иерусалиме только, а в других землях не было того. Так же бывшее в солнце знаменье предзнаменовало Святополкову смерть. После этого знаменья приспел праздник Пасхи, и праздновали его; а после праздника разболелся князь. А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на жидов, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и жидов пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это, Владимир пошел в Киев.

Начало княженья Владимира, сына Всеволодова. Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой. Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих. Когда же услышали половцы о смерти Святополка, собрались они и пришли к Выру. Владимир же, собрав сыновей своих и племянников, пошел к Выру и соединился с Олегом, половцы же бежали.

В том же году посадил (Владимир) сына своего Святослава в Переяславле, а Вячеслава в Смоленске. В тот же год скончалась игуменья Лазарева монастыря, святой жизни, сентября 14, прожив шестьдесят лет в чернечестве, а всего от рожденья девяносто два. В этот же год взял Владимир замуж за сына своего Романа дочь Володаря сентября 11. В этот же год Мстислав заложил церковь каменную святого Николы на княжом дворе, у Торговища в Новгороде. В том же году посадил (Владимир) сына своего Ярополка в Переяславле. В том же году поставили епископа Даниила в Юрьев, а в Белгороде Никиту.

В год 6622 (1114). Скончался Святослав, сын Владимиров, марта 16 и погребен был в Переяславле в церкви святого Михаила; там ведь отец ему дал стол, выведя его из Смоленска. В тот же год Мстислав заложил (город) в Новгороде больше прежнего. В тот же год заложена была Ладога из камня на насыпи Павлом посадником, при князе Мстиславе. Когда я пришел в Ладогу, поведали мне ладожане, что "здесь, когда бывает туча великая, находят дети наши глазки стеклянные, и маленькие и крупные, проверченные, а другие подле Волхова собирают, которые выплескивает вода". Этих я взял более ста, все различные. Когда я дивился этому, они сказали мне: "Это неудивительно; живы еще многие старые, которые ходили за Югру и за Самоядь и видели сами в северных странах, как спустится туча, и из той тучи выпадут белки молоденькие, будто только что родившиеся, и, выросши, расходятся по земле, а в другой раз бывает другая туча, и из нее выпадают оленьцы маленькие и, выросши, расходятся по земле". Этому у меня есть свидетель посадник Павел ладожский, и все ладожане. Если же кто этому не поверит, пусть почитает Хронограф. "В царствование Прова, во время дождя из тучи великой пшеница, с водою многою смешанная, попадала, которую, собрав, засыпали в закрома большие. Так же при Аврелии серебряные крупинки упали (на землю), а в Африке три камня упали громадных". И после потопа и после разделения языков "начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста", которого и Сварогом называли египтяне. "В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелел. Потому и прозвали его бог Сварог". "Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом, 7470 дней, что составляет двадцать лунных лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие (...) днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям. Солнце царь, сын Сварогов, то есть Даждь-бог, был сильным мужем; услышав от кого-то о некоей богатой и знатной египтянке и о некоем человеке, восхотевшем сойтись с нею, искал ее, желая захватить ее (на месте преступления) и не желая отца своего закон нарушить, Сварога. Взяв с собою мужей нескольких своих, зная час, в который она прелюбодействует, ночью в отсутствие мужа застиг ее лежащею с другим мужчиною, которого сама облюбовала. Он схватил ее, подверг пытке и послал водить ее по земле египетской на позор, а того прелюбодея обезглавил. И настало непорочное житье по всей земле Египетской, и все восхваляли его". Но мы не будем продолжать рассказ, но скажем вместе с Давыдом: "Все, что пожелал, сотворил Господь на небе и на земле, в море, во всех безднах, подымая облака от краев земли". Это и была последняя земля, о которой мы сказали вначале.

В год 6623 (1115), индикта 8, собрались братья, русские князья, Владимир, называемый Мономахом, сын Всеволодов, и Давыд Святославич и Олег, брат его, и решили перенести мощи Бориса и Глеба, ибо построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их. Сначала они освятили церковь каменную мая 1, в субботу; потом же во 2-й день перенесли святых. И было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду: митрополит Никифор со всеми епископами — с Феоктистом черниговским, с Лазарем переяславским, с попом Никитою белогородским и с Данилою юрьевским — и с игуменами — с Прохором печерским и Сильвестром святого Михаила — и Сава святого Спаса, и Григорий святого Андрея, Петр кловский и прочие игумены. И освятили церковь каменную. И, отпев им обедню, обедали у Олега и пили, и было выставлено угощение великое, и накормили нищих и странников в течение трех дней. И вот на следующий день митрополит, епископы, игумены, облачившись в святительские ризы и возжегши свечи, с кадилами благовонными, пришли к ракам святых и взяли раку Борисову, и поставили ее на возила, и поволокли их за веревки князья и бояре; впереди шли чернецы со свечами, за ними попы, и игумены, и епископы перед самою ракою, а князья шли с ракою между переносными оградами. И нельзя было везти из-за множества народа: поломали переносную ограду, а иные забрались на городские стены и помосты, так что страшно было смотреть на такое множество народа. И повелел Владимир нарезанные куски паволоки, беличьи шкурки разбрасывать народу, а в других местах бросать серебряные монеты людям, сильно налегавшим; и легко внесли раку в церковь, но с трудом поставили раку посреди церкви, и пошли за Глебом. Таким же способом и его привезли и поставили рядом с братом. И произошла ссора между Владимиром, с одной стороны, и Давыдом и Олегом, с другой: Владимир хотел раки поставить посреди церкви и терем серебряный поставить над ними, а Давыд и Олег хотели поставить их под сводом, "где отец мой наметил", на правой стороне, где и устроены были им своды. И сказали митрополит и епископы: "Киньте жребий, и где угодно будет мученикам, там их и поставим", и князья согласились. И положил Владимир свой жребий, а Давыд и Олег свой жребий на святую трапезу; и вынулся жребий Давыда и Олега. И поставили их под свод тот, на правой стороне, где и теперь лежат. Принесены же были святые мученики, 2 мая, из деревянной церкви в каменную в Вышгороде. Слава они князей наших и заступники земли Русской, ибо славу мира этого они попрали, а Христа возлюбили, по стопам его решились идти. Овцы Христовы добрые, они не противились, когда влекли их на заклание, не уклонились от насильственной смерти! Потому-то и с Христом воцарились в вечной радости и дар исцеления приняли от Спаса нашего Иисуса Христа, обильно подавая это исцеление больным, с верою приходящим во святой храм их, поборников отечества своего. Князья же, и бояре, и все люди праздновали три дня, и воздали Богу и святым мученикам. И затем разъехались каждый восвояси. Владимир же оковал раки серебром и золотом и украсил гробы их, также и своды оковал серебром и золотом, и поклоняются им люди, прося прощения грехов.

В тот же год было знамение: погибло солнце и стало как месяц, про который невежды говорят — объеденное солнце. В тот же год скончался Олег Святославич, месяца августа в первый день, а во второй был погребен у святого Спаса. у гроба отца своего Святослава. В том же году (Владимир) построил мост через Днепр.

В год 6624 (1116). Ходил Владимир походом на Глеба (Всеславича), Глеб ведь воевал с дреговичами, Случеск пожег, и не каялся в этом и не выражал покорности, но еще больше перечил Владимиру, укоряя его. Владимир же, надеясь на Бога и на правду, пошел к Минску с сьновьями своими, и с Давыдом Святославичем, и Ольговичами. И взял Вячеслав Оршу и Копысу, а Давыд с Ярополком взяли Дрютск на щит, а Владимир сам пошел к Смоленску; и затворился Глеб в городе. Владимир же начал ставить избу в своей стоянке против города. Глеб же, увидев это, пришел в ужас и стал слать к Владимиру послов с мольбами. Владимир же пожалел проливать кровь в дни Великого поста и помирился с ним. Глеб же, выйдя из города с детьми и с дружиною, поклонился Владимиру, и договорились с ним о мире, и обещался Глеб во всем слушаться Владимира. Владимир же, дав мир Глебу и дав ему наставление обо всем, дал ему Минск, а сам возвратился в Киев. Ярополк же построил деревянный город Желди для дрючан, которых он взял в плен. В этот же год Мстислав Владимирович ходил на Чудь с новгородцами и псковичами, и взял город чудской по имени Медвежья Голова, и погостов бесчисленное множество взяли, и возвратились домой с большой добычей. В этот же год ходил Леон царевич, зять Владимира, на Алексея царя, и сдалось ему несколько дунайских городов; и в Дерестре городе хитростью убили его два сарацина, подосланные царем, месяца августа 15. В тот же год князь великий Владимир послал Ивана Войтишича, и тот посажал посадников по Дунаю. В тот же год послал Владимир сына своего Ярополка, а Давыд сына своего Всеволода на Дон, и взяли они три города: Сугров, Шарукан и Балин. Тогда же Ярополк взял себе жену очень красивую — пленную дочь ясского князя. В том же году и Предслава, монахиня, дочь Святослава скончалась. В том же году ходил Вячеслав на Дунай с Фомою Ратиборичем и, придя к Дерестру, не успели ни в чем, вернулись обратно. В тот же год был бой (у Владимира) с половцами, и с торками, и с печенегами у Дона, и бились два дня и две ночи, и пришли на Русь к Владимиру торки и печенеги. В тот же год скончался Роман Всеславич. В тот же год скончался Мстислав, внук Игорев. В том же году Владимир выдал дочь свою Агафью за Всеволодка.

В год 6625 (1117). Привел Владимир Мстислава из Новгорода, и дал ему отец Белгород, а в Новгороде сел Мстиславич, сын его, внук Владимиров. В том же году ходил Владимир на Ярослава к городу Владимиру, с Давыдом и Ольговичами, и Володарем, и Васильком, и окружили они его во Владимире, и стояли дней шестьдесят, и заключили мир с Ярославом. Когда Ярослав покорился и ударил челом дяде своему Владимиру, Владимир дал ему наказ обо всем, повелев ему приходить к нему, "когда тебя позову". И так мирно разошлись всяк восвояси. Тогда приходили половцы к болгарам, и выслал им князь болгарский питье с отравою, и, выпив, Аепа и прочие князья половецкие все умерли. В том же году скончался Лазарь, епископ переяславский, сентября 6. В том же году пришли беловежцы на Русь. В тот же год взял Владимир за Андрея внучку Тугорканову. В тот же год тряслась земля сентября 26. В том же году вывел Глеба из Минска Владимир, и церковь заложил на Льте мученику... Владимир же послал сына Романа во Владимир княжить. В том же году умер царь Алексей, и воцарился сын его Иоанн.

Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг.

Св. благоверный князь Михаил Ярославич тверской был сыном князя Ярослава Ярославича – брата св. Александра Невского и родился в 1272 г., когда отец его уже умер. Воспитывала его мать, княгиня Ксения, принявшая впоследствии иночество. Образ жизни его был в юности почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее сбылось. В 1285 г. он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора. В 1294 г. он женился на ростовской княжне Анне Димитриевне (память ее 2 окт.) и имел от нее четверых сыновей и дочь. Он был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. Народ любил его.

В 1304 г. настала его очередь, как старшего в роде, стать вел. князем владимирским. Но теперь великокняжеский престол зависел от произвола хана, и князь Юрий Даниилович московский, сын младшего сына св. Александра Невского (женатый на сестре хана Узбека, Кончак-Агафии), своими происками добился того, что великое княжение было предоставлено ему. Михаил Ярославич готов был уступить, дабы избежать пролития русской крови, но московский князь вторгся в Тверскую землю с большим войском и стал ее опустошать. В 40 верстах от Твери, при деревне Бортенево, князь Михаил разбил его, причем взял множество пленных, среди которых была княгиня Агафия, посол хана Кавгадый и брат князя Юрия – Борис. Князь принял знатных пленников с почетом и готов был их отпустить, но, к несчастью, княгиня Агафия в Твери скоропостижно скончалась, и князь Юрий обвинил тверского князя перед ханом в том, что он ее отравил. Возвели на него и другие клеветы, и хан Узбек вызвал князя Михаила в Орду на суд.

Близкие его и сыновья умоляли не ездить туда самому, а послать одного из них, но князь отвечал им: «Дети мои, хан зовет не вас и никого другого, а моей головы хочет; не поеду, так вотчина моя вся будет опустошена и множество христиан избито; после когда-нибудь надобно же умирать, так лучше теперь положу душу мою за многие души». Клеветы князя Юрия и личного врага князя Михаила, свирепого Кавгадыя, кончились тем, что хан выдал его им, и они велели его заковать, наложили на его шею тяжелую колоду и прогнали от него духовника его и приближенных. В это время хан отправился со всем двором охотиться на Терек, и узника повлекли вслед за ним. Утешением ему было там, что к нему допустили его двенадцатилетнего сына Константина, жившего в Орде заложником, и духовенство. Целые дни проводил страдалец в чтении ежедневных служб и Псалтири.

Так как руки его были закованы, отрок держал перед ним книги, переворачивая страницы. Иногда Кавгадый приказывал выводить его в колоде на площадь и в присутствии любопытной и равнодушной толпы всячески издевался над ним. Раз князь, измученный этими пытками, хотел сесть и отдохнуть, но отрок его предложил ему лучше вернуться в палатку, чтобы избегнуть нескромного любопытства посторонних. Князь отвечал ему: «Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими» (Пс. 108, 25) – и, встав, пошел в палатку. С этого дня слезы были непрестанно на глазах его.

Он предвидел свой конец. Надзора за ним почти не было, бежать было возможно, но тогда пострадали бы приближенные, и он решил остаться. В ночь с 21 ноября на 22-е было ему откровение о его близкой кончине. Он прослушал в последний раз Божественную литургию, исповедался и причастился Святых Христовых Тайн, обнял все духовенство и приближенных своих, потом велел позвать сына своего Константина, который жил заложником в Орде, сделал ему последнее наставление, благословил его и отослал под покровительство ханши. «Дайте мне Псалтирь, – сказал он, – сердце мое смущается!» Псалтирь открылась на словах: «Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня» (Пс. 54, 5). «Скажите мне, что значат эти слова?» – спросил он священников. «Государь, пусть сердце твое не смущается, – ответили они. – Дальше в том же псалме сказано: „Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст поколебаться праведнику"" (Пс. 54, 23). Ободренный страдалец продолжал чтение.

Вдруг в палатку вбежал отрок, бледный и взволнованный. «Государь, – сказал он, – Юрий и Кавгадый идут с большой толпой к твоей палатке!» – «Знаю, зачем идут: хотят убить меня!» – кротко отвечал страстотерпец. В это время Юрий и Кавгадый остановились и послали вперед убийц, а сами остались ждать. Убийцы сначала разогнали окружающих, а в это время св. князь, стоя неподвижно, молился в последний раз на земле. Потом они набросились на него, как звери, схватили его за колоду и бросили о стену палатки с такой силой, что он упал, а стена проломилась. Князь сейчас же встал, но они опять бросили его на землю, топтали ногами, осыпали ударами. Наконец один из убийц вонзил ему в бок нож и, перевернув несколько раз, вырезал ему сердце. Это произошло 22 ноября 1318 г., между двумя и тремя часами пополудни. Палатка была ограблена, одежды с князя сорваны.

Те из приближенных, кто успел уйти с князем Константином к ханше, были спасены, но остальные были избиты, ограблены и закованы. После этого пошли сказать Юрию и Кавгадыю, что приказание их исполнено. Они приблизились к палатке. Кавгадый казался смущенным и сказал Юрию: «Не старший ли он тебе брат, не должен ли он бы быть тебе вместо отца? Зачем же его тело обнажено, на поругание всех? Отвези его в твою землю и погреби по обычаю вашему!» Тогда Юрий приказал прикрыть тело мученика плащом. Затем тело его повезли на телеге в Москву. Жители тех городов и деревень, через которые его провозили, хотели накрыть его драгоценными тканями и поставить на ночь в церковь. Стража Юрия им в этом отказывала, но раз на нее напал такой страх, что она вся разбежалась. Великие знамения сопровождали святые мощи: над ними видели облако светлее света солнечного, радугу, огненный столп, таинственную толпу со свечами и кадилами; светозарные всадники летели по воздуху, охраняя их. В Твери ничего не знали об убиении св. князя и узнали лишь тогда, когда вернулся князь Юрий и привез с собой князя Константина и тверских бояр.

6 сентября 1320 г. святые мощи князя мученика были перевезены из Москвы в Тверь и положены с честью в Спасо-Преображенском соборе. Тление совершенно не коснулось их. Чудеса и исцеления начались тотчас же, и в Твери князя Михаила стали почитать святым, но причислен к лику святых он был только в 1549 г. Во время польско-литовского нашествия неприятели видели св. князя на коне вооруженным, выезжавшим из города и узнали его по его святой иконе. В 1655 г. после молебна благоверному князю Михаилу прекратился мор. В память его в Твери совершался ежегодно крестный ход.

Его святые нетленные мощи почивали до нашего времени в открытой раке.

Св. князь был погребен в Спасском монастыре в Московском Кремле, после святые мощи его перенесены в Тверь.