День понтонных войск. Бесценный вклад войск

Указ «Об установлении дня инженерных войск» был подписан Президентом РФ 18 сентября 1996 года. Приказом министра обороны РФ от 23 сентября 1996 года предписано ежегодно 21 января отмечать «».

Свою историю инженерные войска ведут со времени Указа Петра Первого от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В этой школе готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.

История инженерных войск

Инженерные войска прошли долгий и славный путь служения Отечеству. Первая инженерная школа, которая готовила военных инженеров для российской армии, была учреждена по указу Петра I от 21 января 1701 года. Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года №1370 установлен День инженерных войск, который ежегодно отмечается в Вооруженных Силах 21 января, что является свидетельством признания боевых заслуг всех поколений военных инженеров с «петровских времен» до наших дней.

Не было ни одного сражения, в котором бы не участвовали инженерные войска. Они верно служили России в Полтавской битве и при взятии неприступной крепости Измаил, на Бородинском поле и при обороне Севастополя в Крымской войне 1853 - 1856 годов, под Порт-Артуром и на полях первой мировой войны.

Родина всегда высоко оценивала вклад инженерных войск в славные победы Русского Оружия. Так, в XIX - начале XX веков 125 воинов инженерных войск за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами.

Видную роль в развитии инженерных войск сыграли выдающиеся полководцы того времени Петр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов.

Петру I принадлежит заслуга в создании регулярных инженерных войск в 1712 году, в применении переправочных средств, полевых укреплений для обеспечения боевых действий, в дальнейшем развитии способов укрепления государственных границ.

Венцом достижений русского военно-инженерного искусства XVIII века явилось взятие русскими войсками под руководством А.В. Суворова крупнейшей турецкой крепости Измаил. Существенное влияние на достижение поставленных целей оказали:

Маскировка районов сосредоточения войск, введение противника в заблуждение путем демонстрации подготовки к длительной осаде, строительство ложных батарей, а также заблаговременная подготовка инженерных средств обеспечения штурма (лестницы, фашины), организация рабочих (саперных) команд, их тренировка в устройстве переходов через рвы и штурме крепостных стен. Инженерные сооружения, оборудованные на реке Дунай, препятствовали проходу кораблей турецкого флота и лишали осажденных в крепости возможности получения помощи от своих войск.

Возрастание роли военно-инженерного искусства и инженерных войск еще более ярко проявилось в Отечественной войне 1812 года. Великий русский полководец фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов в письме императору Александру I отмечал, что занимаемую под Бородино позицию он намеревается усилить искусством. Это искусство нашло выражение в возведении на Бородинском поле знаменитых бастионов русской славы - Багратионовых флешей, батареи Раевского и других укреплений, на которых в дальнейшем французская армия была обескровлена и оказалась не в состоянии продолжать сражение. Попытки Наполеона сокрушить Россию в одном генеральном сражении провалилась.

Во время Севастопольской обороны 1854 - 1855 годах зародилась новая система укреплений войсковых позиций. Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин (крепостных стен) впервые была применена укреплённая полоса глубиной 1000 - 1500 м, создавались защищённые позиции для артиллерии, впервые использован электрический способ взрывания. В конце IXX - начале XX веков ведётся разработка теории инженерной подготовки территории страны к войне, чему посвящены труды военного инженера Константина Ивановича Величко «Инженерная оборона государств и устройство крепостей».

В конце XIX - начале XX веков инженерные войска рассматривались как технический род войск и, в отличие от боевых (пехоты, артиллерии и кавалерии), имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы. В разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделились в самостоятельные войска.

Инженерные войска во время Великой Отечественной Войны

В начальный период Великой Отечественной войны военные инженеры содействовали боевым объединениям, соединениям и частям в подготовке и ведении оборонительных боев, устраивали заграждения и оборудовали многочисленные оборонительные рубежи на пути врага. Вместе со всей армией они сдерживали наступление немецко-фашистских полчищ и изматывали их силы. В ходе наступательных действий Красной Армии инженерные войска обеспечивали штурм и прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей противника.

В летних боях 1941 года остатки инженерных подразделений Западного фронта сражались и в качестве пехоты. Так 57-й отдельный саперный батальон 8-й стрелковой дивизии 10-й армии сдерживал атаки немцев на укрепрайон 22 июня вплоть до 23 часов.

На Северном и Северо-Западном фронтах инженерные подразделения активно использовались как подвижные отряды заграждений. Прикрывая отход войск, они выставляли на путях движения немцев минные поля, группы мин, разрушали мосты, создавали зоны сплошных разрушений и заграждений. На Кольском полуострове действия инженерных войск смогли вообще остановить наступление немцев и финнов. Красная Армия с незначительным количеством пехоты и артиллерии, при почти полном отсутствии танков, используя естественные препятствия в сочетании с создаваемыми взрывными и невзрывными заграждениями, смогла создать столь несокрушимую оборону, что Гитлер пришел к выводу о нецелесообразности наступательных действий на севере.

Вопросы инженерного обеспечения боевых действий войск и способы применения инженерных сил и средств всегда были в центре внимания руководства Вооруженных Сил. С самого начала Великой Отечественной войны они находились в поле зрения Ставки ВГК, которая своим приказом № 0450 от 28 ноября 1941 года "О недооценке инженерной службы и неправильном использовании инженерных войск и средств" определила значение инженерного обеспечения боевых действий войск, как важного элемента, оказывающего большое влияние на ход и исход военных действий.

Этим приказом была введена должность начальника инженерных войск Красной Армии с правом непосредственного доклада Верховному Главнокомандующему. Начальники инженерных войск фронтов и армий получили статус заместителей командующих с повышением воинских званий до генерал-полковника и генерал-майора соответственно. Была изменена структура инженерных органов центрального управления, управлений фронтов и армий с созданием штабов инженерных войск, как их основы. Комплекс перечисленных мероприятий в значительной степени повысил эффективность управления, авторитет инженерных начальников и инженерных войск в целом.

Забота Верховного Главнокомандования о целесообразном применении инженерных сил и средств способствовала быстрому улучшению инженерной подготовки войск, повышению эффективности выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий.

При подготовке обороны Москвы из числа слушателей Военно-инженерной академии и Московского военно-инженерного училища было сформировано десять подвижных отрядов заграждения по 50 человек в каждом. В ходе боев, неся тяжелые потери, они непосредственно перед наступающими танками выставляли группы мин, подрывали дорожные сооружения. На этих минах подорвалось около 200 танков и 120-150 автомобилей противника.

Задачи инженерных войск несколько изменились с переходом наших войск в наступление. Наряду с решением задачи проделывания проходов в минных полях противника, восстановления мостов и переправ зимой 1941 - 1942 годов инженерные войска прокладывали колонные пути в глубоком снежном покрове. Эта задача была успешно решена. Недооценка немецким командованием природных условий (результат пренебрежения изучением театра военных действий в инженерном отношении) привела к огромным потерям немцев в технике, застрявшей в снегу.

В ходе зимнего контрнаступления 1941 - 1942 годах инженерные войска регулярно забрасывали в тыл противника команды разведчиков-подрывников. Только в феврале 1942 года саперы-подрывники одного батальона подорвали 7 мостов, установили 721 мину. За январь-март 1942 года инженерные войска Западного фронта оборудовали 58 переправ по льду, проложили 5387 километров колонных путей, навели 118 низководных мостов, сняли 21644 мины противника.

В апреле 1942 года было сформировано несколько инженерных бригад специального назначения. Эти бригады предназначались для развертывания минной войны. Каждая бригада состояла из пяти-семи батальонов инженерных заграждений, одного-двух электротехнических батальонов (создание электрилизуемых проволочных заграждений), батальона спецминирования (радиоуправляемые мины и фугасы).

При подходе немцев летом 1942 года к Сталинграду инженерные войска возвели 1200 километров оборонительных рубежей. Особое значение в степных условиях пробрела задача водоснабжения, которую решили рота полевого водоснабжения и три гидротехнические роты. При обороне Сталинграда в полосе обороны 64-й армии саперы установили 140 тыс. мин, 80 фугасов, подорвали 19 мостов. На минных полях 64-й армии противник потерял за месяц 65 танков.

В июне 1943 года началось формирование инженерно-танковых полков, на вооружении которых стояли танки Т-34, оборудованные минными тралами ПТ-3. Это была новинка, потрясшая немецкие войска. После первого применения этих тралов в Берлин было доложено о применении русскими новых танков, нечувствительных к минам.

Особую роль сыграли инженерные войска при подготовке обороны на Курской дуге. Замысел сражения состоял в том, чтобы упорной стратегической обороной измотать немецкие войска, нанести им большие потери и перейти в контрнаступление. Важную роль в подготовке оборонительных рубежей должны были сыграть инженерные войска.

С апреля по июль было подготовлено восемь оборонительных полос на глубину 250-300 км. Протяженность отрытых траншей и ходов сообщения достигала 8 километров на километр фронта. Было построено, отремонтировано 250 мостов общей длиной 6.5 км. и 3000 км. дорог. Только в полосе обороны Центрального фронта (300км.) было установлено 237 тыс. противотанковых, 162 тыс. противопехотных мин, 146 объектных мин, 63 радиофугаса, 305 километров проволочных заграждений.

Инженерные войска провели громадную работу по маскировке позиций и объектов, только на ложные аэродромы в полосе Воронежского фронта противник сбросил 140 тонн авиабомб.

На позиции 81 гвардейской стрелковой дивизии наступала 19 танковая дивизия немцев. С 5 по 18 июля только на минах дивизия потеряла 100 танков и 1000 солдат. Удачное сочетание минных полей с огнем истребительно-противотанковой артиллерии привело к тому, что до 80% подорвавшихся танков составили безвозвратные потери. Ставкой ВГК было приказано впредь обязательно сочетать огонь артиллерии и минные поля.

Умелое сочетание фортификационных оборонительных сооружений, минно-взрывных заграждений и огня всех видов оружия позволило нашим войскам устоять в обороне впервые за войну.

С началом контрнаступления под Курском изменились задачи инженерных войск. Теперь предстояло не только устанавливать мины, а и снимать их, не разрушать мосты, а восстанавливать. Так с началом контрнаступления только в полосе наступления 11 гв.армии в ночь перед атакой наши саперы сняли 30 тыс. противотанковых и 12 тыс. противопехотных мин.

В ходе наступления впервые были успешно опробовано прикрытие обнажающихся флангов, наступающих соединений минами. Эти мины на путях фланговых контрударов немцев выставляли подвижные отряды заграждений. Эти действия саперов позволяли не отвлекать наступающие части на защиту флангов, не бояться отсечения и окружения. После ряда безуспешных попыток выйти в тыл наступающим советским танкам и пехоте немцам пришлось отказаться от этого тактического приема, который они очень успешно применяли в 1941 - 1942 годах.

Накопленный за 1941 - 1943 годы опыт применения инженерных войск позволил успешно использовать их во всех последующих боях за освобождение страны и европейских стран в 1944-45 годах.

Одной из наиболее сложных и важных задач, возлагавшихся на инженерные войска в наступательных операциях Великой Отечественной войны являлось инженерное обеспечение форсирования водных преград. При форсировании Днепра, Южного Буга, Одера и многих других рек воинами-саперами были проявлены мужество, отвага и массовый героизм.

Осенью 1943 года при форсировании Днепра инженерные войска применили новинку - подводные мосты. Мост строился таким образом, что его проезжая часть была ниже поверхности воды на 30-40см. Мост с воздуха не наблюдался. Не смотря на трудность наведения подобного типа переправ, новинка себя оправдала. Ни один из таких мостов не был разрушен ни авиацией, ни артиллерией противника.

Значимость инженерных войск в достижении победы над врагом была подчеркнута Сталиным введением осенью 1943 года званий "Маршал инженерных войск" и "Главный маршал инженерных войск". Этим актом подчеркивалось, что инженерные войска играют ту же роль в разгроме врага, что и авиация, артиллерия и танкисты.

Впереди наступающих частей активно действовали группы специального назначения. Они вели инженерную разведку местности предстоящих боевых действий, взрывали мосты, железнодорожные сооружения. Главный штаб партизанского движения нацелил партизанские отряды на тесное взаимодействие с группами инженерного спецназа. Во взаимодействии с Инженерным управлением он разработал и осуществил летом-осенью 1943 года план "рельсовой войны".

Сосредоточив силы на наиболее вероятных направлениях движения советских войск, немцы не предполагали продвижения танков и тяжелой артиллерии через болота. Но советские инженерные войска справились с труднейшей задачей устройства дорог через болота и смогли вывести танки и пехоту в тыл обороняющихся немцев.

Штурмовые инженерные бригады в ряде случаев кроме выполнения задач инженерного обеспечения штурма и прорыва укрепленных позиций противника выполняли и задачи общеармейские. Так в боях за Вильно в июне 1944 года 4-я штурмовая инженерно-саперная бригада прорвалась в центр города, уничтожив 2092 солдата противника, взяв в плен 3116 солдат и освободив концлагерь с 2800 заключенными.

За подвиги и воинский труд во славу Родины в годы Великой Отечественной Войны 100 тыс. воинов инженерных войск награждено орденами и медалями, 655 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы. В годы войны 196 инженерных соединений, частей и подразделений удостоены звания гвардейских. Многим из них присвоены почетные наименования, отражавшие славный боевой путь Советских Вооруженных Сил. Подвиг инженерных войск в годы Великой Отечественной войны будет жить в веках.

После окончания войны инженерные войска широко привлекались к разминированию местности, обезвреживанию громадного количества неразорвавшихся снарядов и бомб, восстановлению мостов, дорог, железнодорожного транспорта, расчистке русел судоходных рек, обеспечению населенных пунктов и промпредприятий электроэнергией и водой. Много инженерных частей было передано в систему военно-строительных отрядов. Это и породило ошибочное мнение, что инженерные войска и строители, это одно и то же.

Афганская война

Особая страница истории инженерных войск Советской Армии - афганская война. Противник очень быстро оценил, что в условиях подавляющего превосходства русских в авиации, артиллерии, бронетехники едва ли не единственным средством лишить советские войска возможности использовать свои преимущества является минная война.

Разрешение войскам на применение мин для защиты блок-постов, перекрытия путей душманских караванов, установку минных полей дистанционным способом на путях движения бандформирований, быстро привело к значительному снижению их активности.

В ходе войны инженерные войска кроме минной и противоминной войны решали задачи восстановления дорог и мостов, добычи и очистки воды, оперативной и тактической маскировки. Однако нерешительность тогдашнего руководства страны, половинчатость принимаемых мер, попытки сэкономить средства и деньги за счет перенапряжения сил войск не позволяли в полной мере решать, в том числе и задачи инженерного обеспечения боя (операции).

Последней задачей инженерного обеспечения, которую пришлось решать саперам в Афганистане было обеспечение отвода войск с занимаемых позиций и обеспечение марша через перевал Саланг на територию СССР. Несмотря на обещания душманов "устроить русским кровавую баню" они так и не решились приблизиться к советским колоннам, настолько плотно были закрыты минно-взрывными заграждениями все подступы к основным маршрутам движения советских войск.

За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в республике Афганистан, воины-саперы сержанты Н.П. Чепик, В.П. Синицкий, Н.И. Кремениш и А.И. Исрафилов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а полковник Г.К. Лошкарев стал первым в Сухопутных войсках полным кавалером ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР».

Военные конфликты в наши дни

Воины-саперы принимали активное участие в вооруженных конфликтах в Таджикистане, Приднестровье, Северной Осетии, Абхазии, Боснии и Герцеговине, Косово, обеспечивали группировку федеральных сил в Чеченской Республике, проявив при этом мужество, профессионализм и высокое чувство воинского долга.

За успешное обеспечение действий федеральных сил в Чеченской Республике более 700 воинов-саперов награждены государственными наградами. Ярким свидетельством преданности Родине и военной присяге явилось присвоение звания Героя России десяти представителям инженерных войск. Их имена золотыми буквами вписаны в героическую летопись России. Это: генерал-майор Красников Александр Алексеевич; полковник Ростовщиков Валерий Александрович; подполковник Крюков Олег Васильевич; старший лейтенант Берсенев Роман Генрихович (посмертно); капитан Журавлев Александр Юрьевич (посмертно); подполковник Жуйков Сергей Васильевич (посмертно); старший лейтенант Колгатин Александр Михайлович (посмертно); майор Кобин Александр Иванович (посмертно); старший лейтенант Мариенко Виталий Леонидович (посмертно); младший сержант Борисов Евгений Германович.

Небесный покровитель инженерных войск

17 марта 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II объявил Небесным покровителем инженерных войск России святого благоверного князя Даниила Московского - это понимание и признание заслуг инженерных войск Русской православной церковью.

Служба в инженерных войсках

В инженерных войсках проходили службу прославленные ученые, изобретатели и композиторы, выдающиеся полководцы и военачальники. В их числе фельдмаршал М.И.Кутузов, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Н.В.Огарков, заместитель Министра обороны по строительству и расквартированию войск маршал инженерных войск Н.Ф. Шестопалов, а также маршалы инженерных войск М.П. Воробьев, А.И. Прошляков, В.К. Харченко, С.Х. Аганов, и многие другие.

По количеству Героев России в пересчете на тысячу человек в Вооруженных Силах РФ инженерные войска имеют один из самых высоких показателей, что подтверждает их приверженность славным традициям и героике военных инженеров .

Свой профессиональный праздник отмечают работники и военнослужащие инженерных войск России . Эта памятная дата в Вооружённых Силах РФ - День инженерных войск - установлена Указом Президента Российской Федерации № 1370 от 1996 года, учитывая их вклад в развитие оборонного потенциала страны и исторических традиций.

Свою историю инженерные войска ведут со времени Указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В этой школе готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.

В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Следом по его Указу была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск.

Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии.

Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина.

Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн.

Особенно отличились воины инженерных войск в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. За подвиги во славу Родины более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск были награждены орденами и медалями, около 700 удостоены высокого звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, сыграли важную роль в обеспечении боевых действий войск в Афганистане, в разрешении конфликтов в Республике Таджикистан, Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии, миротворческих операциях в Боснии, Герцеговине и Косово. И сегодня они продолжают славные боевые традиции предыдущих поколений, с честью выполняя стоящие перед ними задачи.

В настоящее время Инженерные войска России - это специальные войска Вооруженных Сил РФ, предназначенные для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (боевых действий), требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь противнику путем применения инженерных боеприпасов.

В состав инженерных войск входят: инженерно-разведывательные, инженерно-саперные, инженерно-дорожные, понтонные и другие подразделения, а специалистов для инженерных войск в России готовит Военно-инженерный университет, образованный 1998 года на базе Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева.

Уж в лету канули былые войны,
Походы прошлого ушли в века
Но службу трудную несут достойно
Всё так же инженерные войска.

Мы знаем, как же это сложно
Идти одним из первых в бой
Без вас – победа невозможна!
В эпоху современных войн.

Мы благодарны вам без меры,
За труд, что не назвать простым.
Поэтому военных инженеров
Поздравить с праздником сегодня мы хотим!

Сейчас мы не воюем. По крайней мере мы не воюем здесь, в своем доме. Отшумела Великая Отечественная война, прошла Первая мировая и вторжение Наполеона. Жизнь идет своим чередом, а мы с благодарностью и гордостью думаем о тех, кто помогал добывать победу и защищал свою Родину - о служащих инженерных войск России.

История этой ветки армии начинается с Петра I, того самого великого царя, который сумел преобразовать Русь. В 1701 году Петр I издает указ о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили первых саперов. В 1712 году император приказал разделить инженерную школу и школу пушкарского приказа. Чуть позже была создана инженерная школа в Санкт-Петербурге, и уже через года московскую школу перевели в Санкт-Петербург и объединили с существовавшей там.

Служащие в инженерные войсках принимали участие во всех сражениях, происходивших на территории России, как в времена империи, так и потом, выполняя свой долг перед Родиной и соотечественниками. Первый президент России Борис Ельцин отметил заслуги инженерных войск в своем указе от 18 сентября 1996 г., установив отмечать День инженерных войск 21 января.

Как минимум поздравьте тех пользователей Windows, кто хоть один раз играл в сапера.

Инженерные войска,
Поздравляем вас, ура!
Храбрости и силы,
Были, чтоб счастливы!

В гору пусть идут дела,
Дома ждет всегда семья,
Мира вам, тепла, покоя,
Чтобы вы были здоровы!

Инженерные войска - это вам не грусть-тоска,
Это сила, это смелость, это ловкость и умелость,
Это жизненное кредо - быть всегда и во всем первым,
Помогать в боях в войну, в мир - поддерживать страну.
Честность, мужество, отвага - ваша главная задача,
Пусть же в вашем деле правом Вам сопутствует удача!

Поздравляю с Днём инженерных войск и хочу пожелать всегда быть на уверенных позициях при верных целях и бравых силах. Пусть судьба уберегает от опасностей и бед, пусть сердце греет любовь близких, пусть рядом будет всегда дружеский совет.

Страна спокойно спит пока
Есть инженерные войска.
В день этих войск желаю Вам,
Чтоб в страхе не спалось врагам.

Когда наследники Петра
На пост торопятся утра.
Желаю здравия и мира,
И рядовым, и командирам!

Поздравляем инженерные войска
От души с их праздником великим.
За заслуги вам спасибо, за дела
Да за честные награды без ошибок.
Рады мы поздравить вас, друзья,
А ведь с вами нам никто не страшен.
Вас оставить без внимания нельзя,
Очень уважаем службу вашу.
К вашему столу приносим яства.
Развести все тучи и препятствия,
Устранить желаем все опасности.

С Днем войск инженерных!
Желаем вам всем
Побед ежедневных
Над морем проблем!

Ночами пусть спится,
Мечтается днем,
А войн не случится
Теперь и потом!

Поздравляем с уваженьем
Инженерные войска,
Сил желаем и везенья,
Всем здоровья на века.

Уникальных разработок,
Мощи, мужества, ума,
Чтобы вашею работой
Возгордилась вся страна!

Воля будет пусть железной,
Сила будет пусть крепка.
Поздравляю вас сегодня,
Инженерные войска.

Службы только интересной
Пожелать хочу я вам,
Жизнь пускай не будет пресной.
Слава дерзким всем бойцам!

Нелегко догнать пока
Инженерные войска,
Здесь умение, старанье,
И стратегий пониманье,
Так что будем поздравлять,
Вас, ребята, так держать.
Распишитесь в полученьи
Счастья, радости, везенья.
Жить желаем вам без бед,
Много ярких, долгих лет,
Служба будет пусть легка,
Без задоринки, сучка!

21 января в России отмечают День Инженерных войск. Военторг Военпро представляет обзор истории и современности Инженерных войск и поздравляет всех военных инженеров с профессиональным праздником!

Впервые день инженерных войск в РФ был отмечен в 1997 году. Подпись под соответствующим указом поставил российский президент годом ранее. Не все знают какого числа день инженерных войск - этот праздник, отмечается ежегодно 21 января. Он является подтверждением огромных заслуг данного рода войск перед собственной страной, их неизмеримого вклада в совершенствование армии РФ.

День инженерных войск в России отмечается всеми, кто имеет отношение к этому роду войск нашей армии. Близкие поздравляют военнослужащих, особо отличившиеся получают награды от командования. День инженерных войск в 2018 году не станет исключением.

История инженерных войск

В день инженерно-сапёрных войск важно вспомнить об истории этого подразделения. Своими истоками войска уходят в далекий 1701-й год. Именно тогда Петр I своим указом объявил об основании в российской столице «Школы пушкарского приказа». Молодые люди поступали сюда, становясь военными инженерами, а также офицерами артиллерии. Те, кто оканчивал это заведение, поступали на службу в российские минерные части.

В 1712 году, согласно решению царя, эта школа претерпела ряд изменений и стала действовать отдельно от инженерной школы. Семь лет спустя Петром I было принято решение об основании в стране Санкт-Петербургской инженерной школы. Прошло четыре года, и Московская школа стала принимать учащихся в северной столице России. Обе школы стали единым целым. Их выпускники пополняли ряды инженерных войск в качестве обер- и унтер-офицеров.

Для большей популяризации в стране этих школ Петр I распорядился, чтобы офицеры данного рода войск рангом стали числиться выше, чем офицеры, представляющие кавалерию и пехоту. Соответствующее изменение было внесено в «Табель о рангах». Функция главного органа таких войск была возложена на Канцелярию главной артиллерии и фортификации. Во главе инженерной школы встал известный А.П. Ганнибал (1753-й год).

Инженерные войска в современную эпоху

21 января, когда празднуется день инженерных войск, стоит поговорить о деятельности военных инженеров в современную эпоху. На российские инженерные войска возложено несколько наиважнейших функций: они призваны разведывать местность, собирать информацию об объектах врага, возводить заграждения, создавать объекты, позволяющие переправляться по воде, устраивать пути, обеспечивающие передвижение войск, ликвидировать заводы химической промышленности.

Кроме того, такие войска должны обеспечивать армии очищенную воду, зачищать местность, где было использовано оружие массового поражения, контролировать фортификационные сооружения. И это далеко не весь список.

В настоящее время составными частями российских инженерных войск являются соединения, подразделения и части, каждая со своим прямым назначением. По этому показателю различают следующие типы войск:

  • амфибийные;
  • инженеры по сбору и очистке воды;
  • мостовые;
  • позиционные;
  • инженеры штурмовых заграждений;
  • инженерно-строительные;
  • понтонные;
  • инженеры маскировочного назначения;
  • инженерно-саперные.

Представители всех этих военных профессий ежегодно получают поздравления с днём инженерных войск. Данные войска входят в такие структуры, как ВВ МВД, Минобороны, ФПС РФ. Представители этого рода войск призваны решать задачи наивысшего уровня сложности. Несомненно, такие войска укомплектованы настоящими профессионалами своего дела, современной технической базой, оружием нового поколения.

Поскольку сегодня одной из главных опасностей в мире является терроризм, первостепенная задача инженерных войск - эффективная борьба с минным террором. 21 января, в день инженерных войск Российской Федерации нельзя не вспомнить о множестве терактов, предотвращённых бойцами таких подразделений.

Инженерно-саперные войска продемонстрировали все свое мастерство в Отечественную войну. Они защищали тыл, возводили автодороги, проводили их ремонт, подготавливали для передовой инженерные подразделения. Все это необходимо было выполнять в короткий срок. Эти войска участвовали в разминировании фронтовой территории. Благодаря им не только российская столица, но и прочие города страны оказались отлично подготовленными к обороне в инженерном плане.

1-я и 3-я саперные армии совместно с населением возвели под столицей России порядка 4000 огневых конструкций, прорыли противотанковые рвы протяженностью более 300 км, расчистили свыше 1300 км завалов леса. В саперной армии сосредотачиваются военные, которых готовят к отправке в инженерную часть. Отсюда фронтовым соединениям было передано свыше 150 тыс. человек.

В инженерных войсках было представлено немало прославленных личностей, включая ученых, полководцев и музыкантов. В их числе маршалы В.К. Харченко, С.Х. Аганов, Н.Ф. Шестипалов, сам фельдмаршал Кутузов. Звание героя России было присвоено большому количеству служащих инженерных войск. В день инженерно-сапёрных войск России необходимо вспомнить всех этих людей.

Задачи и роль Инженерных войск в современной армии России


В мирное время инженерные войска выполняют следующие задачи:

  • поддерживают армию в постоянной готовности к потенциальному конфликту;
  • подготавливают управленческие органы к возможным военным действиям;
  • контролируют требуемое количество оружия, техники;
  • восстанавливают и поддерживают мир;
  • ликвидируют причиненный катастрофами ущерб.

В случае войны эти войска выполняют следующие задачи:

  • действуют наступательно и оборонительно, прибегая к помощи прочих войск;
  • уничтожают врага;
  • противостоят вражеской агрессии;
  • не дают военным конфликтам разгореться с новой силой;
  • следуют обозначенным в плане по стратегическому развертыванию задачам.

На протяжении всей своей истории инженерные войска необычайно эффективно, с полной самоотдачей выполняли возложенные на себя функции. Они успешно защищали страну в период Отечественной войны, обороняли Севастополь, боролись с врагом в русско-японскую войну и в Первую мировую. Именно Отечественная война позволила им продемонстрировать всю свою значимость для России.

Очень много представителей этих войск получили различные награды и звания, включая орден Славы и звание Героя. В свое время войска принимали участие в осаде Измаила, отличились в Таджикистане, Афганистане, способствовали разрешению проблем на территории Герцеговины, Абхазии и прочих государств. Уже не одно столетие инженерные войска занимают лидирующее место в ВС России.

Они прекрасно справляются с ликвидацией последствий различных катастроф, аварий, уничтожают взрывоопасные объекты. Одним из таких примеров может служить Чернобыльская АЭС, когда войска устранили аварию на этом важном объекте. Это был их неоценимый подвиг, о котором мы должны обязательно вспомнить во время празднования дня инженерных войск.

В настоящее время особым уважением пользуется инженерно-саперный батальон, принимающий участие в разведке и разминировании территории. Он действует в необычайно опасных условиях, и российские граждане очень сильно гордятся им. По плану мероприятий в день инженерных войск 2018 служащие этого подразделения удостоятся поздравления от высшего командного состава.

На сегодняшний день в его распоряжении имеется самая современная техника, работать с которой не так уж и просто. Однако профессионалы превосходно управляются с ней. Инженерные войска в России - это особая категория бойцов. Благодаря этим войскам россияне могут чувствовать себя в безопасности, зная, что их всегда защитят отважные и любящие Родину люди.

Сегодня эти войска являются достойной сменой своим отцам и дедам. Они спасают людей от гибели при стихийных бедствиях, отправляются служить в самые опасные места нашей планеты, устраняют техногенные катастрофы.

Как отмечают День инженерных войск?

21 января, в день инженерных войск, просто необходимо сделать подарки военным инженерам к этой знаменательной дате. В военторге Военпро вы найдёте интересные подарки на день инженерных войск. В нашем ассортименте флаги, значки и прочая атрибутика данного рода войск. Кроме того, мы можем изготовить памятную атрибутику ко дню инженерных войск РФ на заказ. Проявите свою фантазию и порадуйте солдат и ветеранов в дни воинской славы инженерных войск.

21 января военторг “Военпро” поздравляет всех военных инженеров с профессиональным праздником!

ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!

Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.

День инженерных войск 2020 отмечается в России 21 января. В праздничных мероприятиях участвуют военнослужащие и работники этого рода войск: инженеры, саперы, минеры, водолазы и другие. К торжествам присоединяются бывшие служащие, курсанты профильных специальностей ВУЗов Министерства обороны.

История праздника

День инженерных войск учредил Президент России Б. Ельцин Указом от 18 сентября 1996 г. № 1370. Указ Президента России В. Путина от 31 мая 2006 г. № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в ВС РФ» провозгласил эту дату памятным днем.

Дата события имеет символическое значение. 21 января 1701 года Петр Великий учредил в Москве «Школу пушкарского приказа» по подготовке военных инженеров. Ее выпускниками стали укомплектовывать минерные подразделения армии. В 1712 году царь приказал отделить от нее инженерную школу и увеличить ее. В 1719 году аналогичное учебное заведение открылось в Санкт-Петербурге. В 1723 году эти два учреждения объединились в одно - Санкт-Петербургскую инженерную школу. В 1722 году Петр I издал Табель о рангах, в которой офицеры инженерных войск были поставлены выше ранга офицеров кавалерии и пехоты.

Традиции праздника

В этот день президент РФ благодарит солдат, офицеров и ветеранов инженерных войск за мужество, верность долгу и добросовестную службу. Лучшие специалисты получают внеочередные звания, награды, ордена, звание Героя России. Проводятся показательные выступления. Устраиваются праздничные концерты. В эфире телевидения и радио транслируются передачи о подвигах служащих этого рода войск. Ветераны делятся историями из своей службы.

О профессии служащих инженерных войск

Военнослужащие инженерных войск идут одновременно или вперед мотострелковых и танковых формирований. Они возводят оборонительные сооружения, постройки для укрытого применения орудий, устраивают понтонные переправы, строят мосты, минируют, разминируют и маскируют территории и объекты, осуществляют инженерную разведку врага. В мирное время уничтожают оставшиеся с великих воин боеприпасы, участвуют в ликвидации ЧС, последствий аварий и катастроф, оказывают помощь населению.

Военнослужащих инженерных войск в XVIII-XIX веках именовали Пионерами.

665 служащих этих формирований удостоены звания Героя Советского Союза.

М. Кутузов начинал службу в инженерных войсках.

Небесный покровитель инженерных войск России - святой благоверный князь Даниил Московский.