Поймет ли он чем ты живешь. Мысль изреченная есть ложь

Из стихотворения «Silentium!» («Силенциум!» «Молчи!», 183]) Федора Ивановичем Тютчева

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..

Написано на тему стихотворения «Молчи» немецкого поэта, участника революции 1848 г. в Германии Л. Пфау (1821-1894).

***

Знать к Истине придем едва ли!
Какую правду здесь найдешь:
"Мысль изреченная есть ложь"?!
С трудом сей "Афоризм" поймешь,-
Ведь заблуждались, а не лгали!
"Мысль изреченная есть ложь"?! -
Знать к Истине придем едва ли...
А Дагай

Суть в том, что не только мысль облаченная в слова становится ложью, но и сама чистая мысль тоже ложь!!! А если точнее то и слово и мысль одновременно находятся в двух состояниях: истины и лжи!!! Как это может быть? Если мысль или произнесенное слово одинаково воспринимается двумя или группой слушателей, то она становится истинной и наоборот: если то же слово или мысль по разному интерпретируется то становится ложной.

Ложь - намеренное искажение истины, неправда, обман...

Заблуждение - Заблуждение, филос., уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления.… … Википедия

Истина - верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал: "...прав тот, кто считает разделенное (в действительности. - Ред.) - разделенным и соединенное - соединенным..." (Метафизика, IX, 10, 1051 b. 9; рус. пер., М.-Л., 1934). Эта традиция в понимании И. продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.).

Ниже я буду приводить примеры, когда общепринятые мудрые изречения облеченные в слова становятся ложными:

"Не ошибается тот, кто ничего не делает"

Не важно кому на самом деле принадлежит этот фразеологизм, важно, что в конкретных ситуациях он срабатывает, а в общем он ложен. Ведь на самом деле ошибаются все вне зависимости от действия или бездействия. Разница лишь в том, что ошибку гения могут увидеть лишь следующие поколения, а вот ошибку "простого смертного" видно сразу!)

Итальянский поэт ХVI века Джованни Баттиста Пескаторе (Giovanni Battista Pescatore, 15..-1558), у которого в поэме «Смерть Руджеро» (Венеция, 1548) говорится: «Chi non fa, non falla» - «Кто не делает, не грешит»

Но порочные мысли часто более греховны чем сами деяния!!! Да и в жизни часто бездействие не меньший порок чем сам грех!

Для тех, кто не понял как может ошибиться ничего не делающий, привожу текст вот такой притчи:

Набожный христианин всю жизнь молился и уповал на Бога. Однажды в городе, где он жил, началось наводнение. В дом к христианину забегают соседи и говорят:
- Спасайся, наводнение!
- Нет, отвечает христианин, я буду молиться, Бог меня спасёт.
Христианин погрузился в молитвы о спасении, а вода поднимается всё выше. К его дому подплывают на лодке люди и говорят:
- Садись в лодку, мы тебя спасём.
- Нет, отвечает христианин, меня спасёт Бог.
Христианин продолжает молиться, поднялся уже на крышу, вода на уровне чердака. Подлетает вертолёт, спускают лестницу:
- Залезай, мы тебя спасём.
- Нет, я верующий человек, не приму от вас помощь, меня спасёт Бог.
Вертолёт улетает, христианин стоит уже на самой вершине крыши по колено в воде. И тут волны подносят к его ногам вырванное с корнями большое дерево. Но христианин, вместо того, чтобы сесть на дерево и уплыть, отверг дерево. И утонул.
Христианин предстал пред Богом и говорит:
- Я тебе всю жизнь молился, почему ты меня не спас?
- А кто, отвечает Бог, посылал тебе лодку, вертолёт, дерево чтоб ты спасся? О какой помощи ещё ты можешь спрашивать?"

То, что он ничего не делал, а лишь уповал на Бога не спасло его - это и было ошибкой "ничего не делающего") вот тут то и вспомнишь народную поговорку: "На Бога надейся а сам не плошай"

Иоганн Вольфганг фон Гете
"Неблагодарность - род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными.

© Copyright: Александр Дагай, 2018
Свидетельство о публикации №218041200140

ИЛЬЯ ТЮРИН МОЛЧАНИЕ ТЮТЧЕВА И МОЛЧАНИЕ МАНДЕЛЬШТАМА Вначале я хотел бы выписать оба стихотворения с тем расчетом, чтобы мы видели их вместе:
SILENTIUM ! Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими - и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими - и молчи. Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум: Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью - и молчи!.. SILENTIUM Она еще не родилась, Она - и музыка, и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. Спокойно дышат моря груди, Но, как безумный, светел день, И пены бледная сирень В черно-лазоревом сосуде. Да обретут мои уста Первоначальную немоту, Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста! Останься пеной, Афродита, И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, С первоосновой жизни слито! Осип Мандельштам, 1910
Федор Тютчев, 1830 Они потому и нужны нам именно вместе, что представить их вместе в другой ситуации себе невозможно. Во-первых, между первым опытом и вторым прошло такое время, что за этот срок автор первого успел состариться и умереть, а автор второго, родиться и вырасти. Во-вторых, кроме случайного исследователя, никто, конечно, не вздумает бросаться на поиски первого опыта сразу после того, как прочтет второй, или наоборот. В-третьих, авторы обоих опытов никогда у специалистов не стояли в одном ряду. Таким образом, ситуация, противоречащая всему, с чем приходится сталкиваться литературе - времени, читателю и литературоведу, уникальна. Смею утверждать, что она уникальна еще по одной причине: она моделирует историю появления второго стихотворения. Дело не закончилось только тем, что Мандельштам прочел Тютчева. Он посчитал свой, второй, взгляд настолько отличным от тютчевского, первого, насколько вообще число 1 отличается от числа 2 - и число взглядов удвоилось. (Он спорил: это я говорю на том основании, что о согласии - если извещают - то извещают в прозе). Вся иноязычная часть стихотворения Мандельштама (то есть название) строится именно в стилистики второй реплики в разговоре. У Тютчева после "Silentium" поставлен восклицательный знак, а у Мандельштама стоит точка, что превращает "молчи" в "молчание"; иными словами, Мандельштам в ответ на призыв молчать действительно умолкает. Но в то время как он вежлив по-латыни, по-русски Мандельштам, как видим, еще и чрезвычайно осторожен сначала. Его, конечно, смущает неловкость положения (минимум дважды в истории некто вынужден говорить о молчании вслух), и он определяет неизреченное местоимением "она", сообщая: "я не знаю точно, о чем мы". Она еще не родилась, Она - и музыка, и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. Молчание можно выдать за все, что угодно. "Она" у Мандельштама созвучно "музыке" и "связи"; но "связь", стоя под ударением в конце, обладает перед "музыкой" преимуществом. К "музыке" же стихотворение еще обратится: И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, - отдавая "музыке" первородство по отношению к "слову", а конструкции возвращая равновесие. Кстати, это последние четверостишие интересно сразу многим. Мало того, что оно обнаруживает в местоимении "она" Афродиту, - оно еще словно осуществляет перевод первых четырех строк с языка "Silentium." на язык "Silentium!", демонстрирует различие между мгновением "до" и мгновением "после": Она еще не родилась, Она - и музыка, и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. ... Останься пеной, Афродита, И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, С первоосновой жизни слито! И здесь Мандельштам почти дерзок с Тютчевым. Он говорит: "Повелительное наклонение - прежде всего знак упущенной вами секунды. Я наблюдаю молчание как участник, а вы - только как исследователь". Мандельштам выполняет требование Тютчева молчать с пользой для себя. 1997

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи!..
_______________
* Silentium — Молчание! (лат.)

Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева

Тютчев стал известен благодаря своим стихотворениям в жанре пейзажной лирики. Но в ранний период творчества он обращался к философским и глубоко личным темам. Эти произведения писались исключительно для себя, поэт не стремился к литературной известности и не пытался опубликовать свои творения. Лишь поддавшись уговорам друзей, Тютчев решился издать некоторые ранние стихотворения. Одним из них было стихотворение «Silentium!», опубликованное в 1830 г. Считается, что написано оно было гораздо раньше. Стих выдержал несколько серьезных авторских правок. Тютчев опасался передать на суд публике некоторые сугубо личные размышления.

Латинское название произведения (в пер. – «молчи», «молчание») сразу же указывает на склонность автора к романтизму, который являлся на тот момент доминирующим направлением в искусстве. Ему был присущи мотивы неудовлетворенности окружающим миром и одиночества лирического героя. Эти мотивы четко прослеживаются в стихотворении. Автор обращается к воображаемому собеседнику с призывом скрывать свои истинные чувства от остального общества. Этот монолог можно считать откровенным разговором Тютчева с самим собой. Сокровенные мечты человека являются его высшей ценностью. Автор сравнивает их со «звездами в ночи», которыми можно только безмолвно любоваться.

Внутренний мир человека уникален и неповторим. Интимные переживания невозможно выразить в словах, а тем более передать другому. Мысли чисты и совершенны, они являются высшим даром природы. Слова — лишь слабое отражение человеческой мысли, они значительно ее искажают и меняют первоначальный смысл на прямо противоположный («мысль изреченная есть ложь»). Поэтому молчание – единственный выход для человека, который хочет сохранить целостность своих сокровенных размышлений.

Внутреннее душевное богатство позволяет человеку существовать независимо от окружающего мира, только этому необходимо научиться. Способность к самосозерцанию и самосовершенствованию – особое качество человека, отличающее его от животного мира. «Наружный шум», который символизирует бессмысленную суету толпы, может повредить гармонию внутреннего мира. Человек должен тщательно беречь свою индивидуальность. В сочетании с молчанием это откроет перед ним все тайны мироздания.

Стихотворение «Silentium!» очень важно для понимания внутреннего мира Тютчева. Можно предположить, что поэт стал по преимуществу «певцом природы» потому, что не хотел больше делиться с окружающими своими философскими размышлениями.

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. В этих строках Тютчева заключается глубокий смысл. В душе у нас рождаются разные образы. Откуда они берутся? То ли это просто работа электромагнитных импульсов в мозге, то ли это Бог что-то вкладывает в нас. Когда-нибудь, люди узнают это лучше. Но если то, что мы думаем, чувствуем, не напрямую заимствовано из окружающего нас мира, то наши мысли и душевные движения нуждаются в том, чтобы быть сформулированными. Дело даже не в необходимости это кому-то рассказывать. Главное - самому распознать собственные идеи и чувства, разобраться кто ты сам таков. И довольно часто появление в голове, в душе каких-то идей требует и их внешнего выражения. Человек - социальное существо. Мы нуждаемся в том, чтобы обмениваться своими мыслеобразами, своими суждениями с другими людьми. Прежде всего, это нужно нам самим. Многие даже могут лучше разобраться в своих внутренних движениях, если будут их кому-то высказывать. "Как сердцу высказать себя?" Это не так легко во многих случаях! Как мы мыслим? Часто мыслим словами. Математики мыслят числами. Музыканты - звуками. Но чаще всего мы все мыслим образами. И если мы не понимаем их до самого конца, до самого донышка, то бывает очень трудно перевести их с языка образов на язык слов. Например, даже самая обычная фраза "я тебя люблю". Один человек, когда это говорит, подразумевает "мне приятно твоё общество". Другой человек под этими же самыми словами подразумевает "ты мне настолько нравишься, что я хочу тебя поцеловать". А третий человек вкладывает смысл: "я хочу, чтобы ты всегда был счастлив, и я готов положить жизнь на то, чтобы уберечь тебя от всех невзгод". И вот один человек говорит это другому, выражает своё сердце, подразумевает, например, приятное необременительное общение с поцелуйчиками. А другой человек в этот момент думает, что ему полностью отдали сердце и будут о нём заботиться всю оставшуюся жизнь. "Другому как понять тебя?" Человечество изобрело так много слов! А между тем, из до сих пор не хватает, чтобы выразить даже простые вещи. "Поймёт ли он, чем ты живёшь?" У каждого из нас своё воспитание, свои, если так можно выразиться, речевые привычки, словесные шаблоны. И почти каждое слово можно понять по-разному. Особенно, каждое важное, значимое слово. Мне очень нравится фраза "мысль изреченная есть ложь". В ней заключается какой-то трагизм и даже обречённость. Но на самом деле, в этой мысли заключается и большое обещание. Точнее, надежда, что постепенно в своей жизни ты можешь найти людей, которые будут понимать тебя по-настоящему. Которые вкладывают тот же смысл в слова, что и ты сам. Или даже которые могут понять тебя без слов. Такие люди - большая редкость и ценность. Поэтому я буду их беречь и любить.

Читать стих “Silentium!” Тютчева Фёдора Ивановича сложно и легко одновременно. Это глубокое философское произведение увидело свет в 1830 году. Однако написано оно было несколько раньше, после чего неоднократно редактировалось самим автором. Он крайне трепетно отнесся к этой работе, поскольку она стала проявлением его внутренних чувств и понимания жизни. Кроме того, творение раскрывало личные особенности жизни поэта. Именно тогда Тютчев испытывал некоторые сложности в отношениях со своей будущей супругой Элеонорой Петерсон. Свои тревоги и волнения он решил выразить на бумаге. Именно эта искренность стала причиной того, что стихотворение принесло автору огромную популярность.

В начале произведения Фёдор Иванович побуждает читателя молчать о своих чувствах и эмоциях. Учитывая дипломатический род деятельности поэта, такая жизненная философия абсолютно логична. Однако проявления романтизма в следующих строчках крайне нетипичны для него. Он пишет о мечтах, о звездах ночью и прочих явлениях, которые так далеки от прагматичной реальности. Судя по тому, что текст стихотворения Тютчева “Silentium” обращен к мужчине, можно предположить, что поэт говорит сам с собой. Ведь он не собирался демонстрировать своё творение публике. Говоря о лживости высказанной мысли, автор, скорее всего, взывает к библейским мотивам. Только богу подвластно то, что происходит в голове человека. Слова же доступны и дьяволу.

Произведение вызывает противоречивые ощущения. Возникает теория о том, что поэт сам боится своих мыслей. Он говорит о том, что им необходимо “внимать”, но высказывать их не стоит. Ведь только тогда счастье и радость останутся внутри. Спугнуть их так просто, а Тютчев боится потерять ту, которую так любит. Стихотворение очень любят учить на уроках литературы в старших классах. А прочесть его онлайн или скачать полностью можно на нашем сайте.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью – и молчи!..