Последние слова тараса бульбы когда он умирал. Три смерти в повести гоголя тарас бульба сочинение


Повесть Н.В.Гоголя – это поле битвы. Гибнут атаманы, автор восхищается их крепостью характеров, сравнивает с былинными богатырями.

Героическая смерть Тараса Бульбы – не так страшна, как казнь сына Остапа, но величественна, хотя бесчеловечна.

Символизм смерти

Тарас возвращается поднять люльку для табака, не хочет он, чтобы его вещь досталась ляхам. Верная спутница битв не может попасть в руки врагов, и атаман оказывается в плену. Есть доля трагизма в участи атамана, но в этом реальность жизни. Часто необдуманный поступок, нелепость приводят к трагедии.

Поляки стремятся сделать казнь ненавистного им атамана унизительной. Они надеются, что его смерть станет устрашающей для товарищей, но горько просчитываются. Сами того не осознавая, враги приравнивают Тараса к Христу. Ляхи распяли могучего Бульбу на дереве. В восприятии читателя возникает дуб, крепкое как казак дерево. Оно сопротивляется огню, как и сам герой. Схожесть с религией, за которую борется Тарас, неоспорима. Враги своими руками возводят атамана в ранг святых. Ведет себя казак как Христос. Спокойно стоит в огне. Он как будто не чувствует боли и проникновения пламени в тело. Ему мешает только дым, который не дает видеть, как далеко уплывают его товарищи, чтобы окрепнуть и вернуться отомстить за него. Пламя – символ страсти, вечности, порыва вверх к небу. Истинный русский богатырь не сломлен. Он подсказывает товарищам, как им спастись и избежать гибели и плена.

Мощь духа

Тарас сгорает на костре спокойно, красиво. Создается ощущение, что он счастлив. Враги упустили запорожцев, не смогли уничтожить Русь. Огонь очищает душу храброго казака, успокаивает ее. Крепкий атаман принимает смерть достойно. Он успевает сказать товарищам слова поддержки, а врагам передать весь свой гнев. Пророчество пугает поляков. Страх поселяется в сердцах тех, кто вершит суд над казаком.

Автор проводит параллель с другой смертью – братом панночки. Безрассудно бросается тот за казаками с обрыва, но не рассчитывает силы, разбивается о камни. Не такая смерть у Тараса, в ней - до последнего дыхания есть смысл и стремление помочь, проявить себя.

Покой и необычайный мир предстает после смерти Тараса. Природа, как и казачья душа, горда и красива: речное зеркало, крики лебедей, гордый гоголь, кулики и казаки несли вдаль славу об атамане.


Тарас Бульба – повесть Николая Васильевича Гоголя, идея которой возникла у автора в 1830 году. Написание произведения продолжалось в течение десяти лет. В переделанном автором варианте – двенадцать глав. На протяжении повести рассказывается о том, что происходило во время войны запорожцев с поляками; какие невероятные трудности приходилось испытывать казакам, защищая свою землю, как не сгибались они ни под огнем, ни под мечом, желая остаться верными Отчизне. Только младший сын Тараса Бульбы Андрей оказался предателем и был убит собственным отцом… Подробнее с повестью можно ознакомиться, прочитав краткое содержание.

Меню статьи:

Глава 1

Два сына Тараса Бульбы – Остап и Андрей – после учебы в Киевской бурсе возвращаются домой. Их встречает радостный отец и встревоженная мать. После недолгих приветствий Тарас и старший сын Остап вдруг захотели померяться силами и стали бить друг друга, к большому беспокойству мамы. Наконец, отец оценил силу сына словами: «Да он славно бьется!.. Добрый будет казак!»

Мечта сделать сыновей борцами за родину засела в душе упрямого Тараса Бульбы давно. И он принял решение отправить их на Запорожье. Его не трогают ни слезы матери, и так долго не видевшей Остапа и Андрея, ни то, что они уже столько времени не были дома. «Сыновья должны быть на войне – и точка» – так думает Тарас. В пылу разгоревшихся чувств он внезапно изъявляет желание ехать с ними. Отец и двое молодых казака, к великому горю бедной старушки, уже на следующий день отправляются в путь.

Глава 2

Бурса, где учились Остап и Андрей, не научила их знаниям, но закалила характер. Например, часто избиваемый розгами старший сын стал отличаться твердостью, что приемлемо для казаков, и дорожил товариществом; меньший же учился лучше и умел хотя бы иногда уклоняться от наказания. Кроме жажды подвига, его душе были доступны и другие чувства.

По дороге в Запорожье, сидя на коне, Андрей стал вспоминать первую встречу с красавицей-полячкой, панночкой: как испугалась она, увидев перед собой незнакомца, как надела ему на голову свою блистательную диадему; как по-детски вела себя, вводя его в смущение.

А Запорожье с каждым днем было все ближе. Вот уже повеял холодными волнами Днепр, и казаки, после того, как пересекли его, оказались на острове Хортицы, у Сечи.

Глава 3

Непрекращающееся пиршество Сечи, где Тарас Бульба поселился со своими сыновьями, пьяная веселость людей увлекли Остапа и Андрея настолько, что они с упоением предались разгульной жизни. Жестокие законы казачества, когда проворовавшегося человека забивали до смерти дубиной, а должник был прикован цепью к пушке в ожидании выкупа за него, были еще не настолько суровыми наказаниями в сравнении с тем, которое полагалось за убийство. Совершившего подобное закапывали живьем в землю вместе с убитым. Это произвело неизгладимое впечатление на Андрея.

Так и жили относительно спокойно сыновья Тараса, пока не захотел их отец новой войны. Именно он стал подбивать кошевого развязать битву с бусурменами, несмотря на то, что султану был обещан мир. Считая, что, не умея воевать, сгинет человек без доброго дела подобно собаке, Тарас Бульба искал любой повод для вражды с иным народом. Возражения кошевого были встречены им в штыки, и очень скоро предводителем казаков избрали другого –старого товарища Тараса Бульбы по имени Кирдяга. В Сечи праздновали это событие целую ночь.

Глава 4

Как бы это ни казалось странным нормальному человеку, но Тарас Бульба был просто одержим идеей с кем-то воевать. Он сокрушался по поводу того, что «пропадает казацкая сила, нет войны» и стал подговаривать народ к радикальным действиям. Повод вскоре нашелся. На остров прибыл паром с беглыми казаками, которые рассказали о беззакониях «жидов», которые из риз попов шьют себе одежду и налагают запрет на христианские праздники. Это стало сигналом к тому, чтобы развязать новую войну между запорожцами и поляками.

Глава 5

Начинающаяся война удовлетворяла Тараса Бульбу. Он гордился своими возмужавшими сыновьями, хотя считал, что Остап более способен к военному делу, чем Андрей. Романтичная натура младшего сына проявлялась и в тоске по матери, которая передала икону; и в созерцании красивой природы. Мягкое сердце, не до конца ожесточенное битвами, стремилось любить. Именно поэтому Андрей, узнав от татарки, что панночка голодает, решился на отчаянный поступок: забрать у спящего брата мешок с продуктами, пойти вслед за татаркой, увидеться с красавицей-полячкой и помочь ей.

Глава 6

Во время того, как татарка ведет Андрея по подземному переходу, он замечает и молящихся католических священников, и умирающих от голода женщин и детей – страшную картину, от которой стынет сердце. Придя на место, юноша встречается с той, которую не видит уже давно, – и замечает, что она стала еще красивее. Чувства Андрея возобладали над здравым смыслом, и он пошел на то, чтобы ради этой девушки отказаться от всего – Родины, отца, брата, друзей. Без колебаний перешел на сторону врага.

Глава 7

Казаки готовятся к нападению на Дубно с целью нанести удар за взятых в плен казаков. Тарас Бульба волнуется, ведь нигде не видит сына Андрея – ни в отряде казаков, ни среди убитых, ни среди пленных. И вдруг Янкель сообщает страшную новость: видел пана Андрия, но не связанного в плену, а живого, рыцаря, всего в золоте, как самый богатый польский пан. Тараса шокировало подобное известие, и он поначалу не захотел верить своим ушам, обвиняя Янкеля во лжи. А тот приводил факты все более и более ужасные, говоря, что даже от отца и брата отрекся Андрей, сказав, что будет биться с ними.

Завязывается битва между поляками и запорожцами, в которой гибнет много казаков, в том числе и атаман. Остап решает отомстить за него, и за такой подвиг его самого избирают атаманом.

Тарас все переживает за сына, волнуясь, почему его не было среди сражавшихся.

Глава 8

На запорожцев нападают татары, и посоветовавшись, казаки решают прогнать их и возвратить награбленное. Однако, Тарас иного мнения: он предлагает сначала вызволить из польского плена товарищей. Мудрый совет Касьяна Бовдюга – разделиться и идти войной и на тех, и на тех, – оказывается как нельзя кстати. Воины поступают так.

Глава 9

В суровой битве запорожцы несут большие потери: против них применили пушки. Однако, казаки, подбадриваемые Бульбой, не сдаются. Вдруг Тарас видит своего младшего сына, который едет на вороном коне в составе польского полка. Обезумевший от гнева отец догоняет юношу. Он убивает Андрия выстрелом со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Остап видит произошедшее, однако, разбираться нет времени – на него совершают нападение польские воины. Так старший сын становится пленником ляхов. А Тарас получает серьезное ранение.

Глава 10

Бульба, привезенный товарищами в Сечь, спустя полтора месяца оправляется от ран и решает поехать в Варшаву, увидеть Остапа. За помощью он обращается к Янкелю, даже не испугавшись того, что за его голову обещаны немалые деньги. И тот, взяв вознаграждение, прячет Тараса на дне повозки, заложив верх кирпичом.

Глава 11

Остапа собираются казнить на рассвете. Бульба опоздал: освободить его из темницы уже невозможно. Разрешается только повидаться с ним на рассвете. Янкель, чтобы устроить встречу, идет на хитрость: переодевает Тараса в иностранные одежды, но тот, задетый репликой в адрес казаков, выдает себя. Затем Бульба идет на место казни сына. Он стоит в толпе, видит, какие мучения приходится испытывать тому, кто не предал Отчизны, отдает жизнь за неё, и говорит одобрительно: «Добре, сынку, добре».

Глава 12

Вся нация под предводительством Тараса Бульбы поднялась против поляков. Он стал очень жестоким, не щадил никого из врагов, сжег восемнадцать городов. За голову Бульбы предлагались немалые деньги, но взять его не могли – до той поры, пока он сам из-за нелепой случайности не попался в руки врагам. У Тараса выпала люлька с табаком, и он остановил коней, чтобы отыскать её в траве. Тогда же и схватили его поляки, и приговорили к суровой смерти – через сожжение. Но не сдался Тарас перед лицом мучений, и даже пылающий костер не остановил его. До последнего дыхания ободрял он казаков, ведущих битву на берегу реки Днестр.

А они потом вспоминали и славили своего атамана.

Повесть начинается с прибытия в родной дом двух сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрия. Они, как и многие другие дети казаков-запорожцев, были отданы в обучение в Киевскую бурсу – в семинарию. Из них не собирались делать священников, однако козацкий полковник Тарас считал, что у его детей должно быть образование. Не менее важным он считал и продолжение их мужского воспитания в Запорожской Сечи, куда он и его сыновья должны были отправиться как можно быстрее.

Уже в первой сцене повести видны характеры главных героев. Остап мужественный, решительный, прямолинейный. Он не терпит шуток и насмешек и готов защищать свою честь всеми силами даже перед отцом. Андрий, напротив, нежный, чувствительный, мечтательный. Тарас – шумный, сумасбродный, не терпит отказа ни в чем, это человек действия.

С огромной нежностью описывает Гоголь мать молодых козаков – жену Тараса Бульбы. Она – тихая, безответная женщина, привыкла подчиняться своему мужу, терпела от него многие обиды. Во время его частых отъездов она сама вела большое хозяйство. Без помощи мужа она и детей вырастила, но не имеет возможности задержать их дома. Ей только и остается одна ночь, чтобы налюбоваться детьми перед отъездом. Бедная мать не знает, вернутся ли ее сыновья домой живыми, ведь запорожцы находились в те времена в состоянии почти непрерывной войны.

В Запорожской Сечи

На следующий день после возвращения молодых людей из бурсы отец увозит их в военный лагерь козаков. В пути разные мысли посещают путешественников. Остап мечтает о воинской славе, Тарас вспоминает свои старые подвиги, а Андрий – прекрасную полячку, которую встретил и полюбил во время учебы.

Тарас привозит своих сыновей в Запорожскую Сечь – лагерь козаков. Здесь они проводят почти все время между сражениями. Это мужское сообщество со своими законами, где ценятся удаль и молодечество, умение пить спиртное и сражаться с врагами. Куренные атаманы здесь выбираются козаками, правила установлены раз и навсегда.

Остап и Андрий, несмотря на все свои различия, приходятся ко двору в Сечи. Их и молодые козаки, и ветераны считают хорошими воинами, уважают и любят. Гордится ими старый Тарас. Радуется, что его дети показывают хорошо себя в мирное время. Он надеется, что и во время войны ему не будет стыдно за своих сынов.

Война началась

Подходящего случая не приходится долго ждать, да и сам Тарас способствует повышению военного пыла запорожцев. По его совету переизбирают главу Сечи – кошевого. Теперь козаками командует воинственный человек, который дает команду готовиться к войне с Польшей.

Однако запорожцы не могут нарушить своего слова, данного полякам и туркам. Они не могут напасть на своих врагов без повода. Но повод тоже вскоре находится. В Сечи появляется отряд козаков, которые рассказывают о бесчинствах поляков и евреев. Это и становится формальной причиной для выступления запорожцев.

Война всегда сопровождается смертями, кровью и пожарами. Запорожцы шли по Польше, не щадя никого, убивая и старых, и молодых. Каждая польская или еврейская семья могла стать жертвой погрома.

Остап и Андрий во время войны

В боях закалились сыновья старого Тараса. Остап показал себя умелым руководителем, и отец уже мечтал о том, что он станет знаменитым полководцем. А Андрий в каждом бою удивлял всех своей безрассудной храбростью, воинской удалью.

Козаки несли с собой страх, пожары, ненависть и убийства. В боях и сраженьях, в дыму и огне запорожское войско пришло к большому городу Дубна. Это был большая и хорошо укрепленная крепость. Козацкое войско не могло его взять сразу, поэтому была организована осада.

Стычки случались редко, а в остальное время козаки жгли деревни вокруг, грабили местных жителей, веселились и ждали настоящего боя. А в осажденной крепости начался настоящий голод. Жители Дубны не сдавались.

Предательство Андрия

В одну из ночей к Андрию пришла пожилая женщина. Он узнал в ней служанку прекрасной полячки. Девушка со стен крепости увидела Андрия и узнала в нем влюбленного в нее семинариста. Она послала свою служанку за помощью. Старая женщина просила дать ей немного продуктов для своей госпожи, но Андрий сделал по-другому. Он решил сам идти к полячке, чтобы еще раз увидеться с ней.

Но, увидев девушку, он уже не смог с ней расстаться, и остался в крепости, чтобы защитить ее от своих товарищей. Андрий отказался от своей Отчизны, от своей семьи и друзей, – он предал свою землю.

Предательство Андрея
Тарас долго не верил этому, но, увидев сына с поляками, поклялся убить его своими руками. В одном из боев, когда отряд из города пытался прорвать осаду, старый козак выполнил обещание – он убил своего младшего сына. В этом же бою Остап Бульба попал в плен.

Гибель Остапа

Тарас был тяжело ранен в бою и долго болел. Ему удалось выздороветь только после продолжительного лечения. И тогда он узнал, что Остап находится в Варшаве, и его должны казнить.

Тарас при помощи еврея, которого он когда-то спас от гибели, приезжает в Варшаву, чтобы попытаться спасти сына. Он дает большую сумму охраннику в тюрьме, чтобы увидеться с Остапом. Но поляк обманывает Тараса. Ему не удается даже увидеть сына.

Больше старый козак ничего не может сделать. Но он хочет хотя бы еще раз увидеть Остапа и идет на площадь, где должна состояться казнь запорожцев. Тарас видит, что Остап и здесь не уронил чести православного воина и выдержал все пытки без просьб и стонов. И только перед самой смертью он громко зовет своего отца. И отец откликается ему, но полякам, которые только и ждали этого, не удается его поймать. Тарас уходит из города, чтобы начать страшную месть за сына.

Читайте краткое содержание “Шинели” Гоголя . Повесть описывает нелегкую жизнь петербургского чиновника, который вынужден ежедневно терпеть лишения ради своей мечты.

Роман-поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” является признанной энциклопедией человеческих душ и характеров, типажей России того времени.

Смерть Тараса

Поляки захватили много украинских городов и сел, убивали и жгли украинцев. На борьбу с ними поднялось все козачье войско. Все воевали отважно, но полк Тараса Бульбы отличался и среди них своей храбростью и жестокостью.

Поляки начали просить пощады у козаков, но те не верили своим врагам. Война продолжалась, и только просьбы православного духовенства смогли дать надежду полякам.

Был подписан мирный договор, по которому козаки получали прежние права и свободы, а православные церкви оставались нетронутыми. Козаки вернулись в лагеря, но Тарас призывал не верить подлым полякам и не прекращать войны с ними.

Он оказался прав: поляки нарушили данное слово, убили козацких атаманов и старшин. Тарас со своим полком гулял по Польше, справляя жестокие поминки по старшему сыну, не жалея никого: ни детей, ни старых, ни молодых.

Долго пытались поляки поймать Тараса. Они послали против него лучшие отряды во главе с гетманом Потоцким. Но и от него бы ушел старый Бульба, его полк уже прорвал окружение врагов. Но стало жаль ему потерянную старую трубку, которую он оставил на поле боя, и вернулся Тарас. Тут его и схватили поляки.

Страшной казнью решили казнить поляки Тараса Бульбу. Так они боялись старого козака, что придумали ему самую ужасную гибель – в огне. Но и из огня он дал указание своим товарищам, как они могут спастись.

Повесть «Тарас Бульба» – страшное повествование о жестоких временах, о верности, о любви, о предательстве. Козак Тарас – это символ несгибаемой воли и преданности православного воина, презрения к страху и любви к родной земле.

4.3 (85.45%) 11 votes


В чем заключается величие Тараса?

(В том, что он не думает о себе, все его мысли - о товарищах, о Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе.)

Опишите, как выглядит Тарас в момент, когда казаки не слышат его слов, в момент, когда он видит уплывающих запорожцев.

Что вы можете сказать заключительных словах повести: «А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву.:. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?

(Смерть Тараса не была напрасной.)

Что говорили про своего атамана, плывшие по Днестру казаки? Почему?

(Память о Тарасе, подобно памяти о героях эпоса, живет в народе.)

IV. Обсуждение домашнего сочинения.

Возможные темы:

«Три смерти», «Запорожская Сечь», «Остап и Андрий».

Домашнее задание.

Написать сочинение по обсужденным темам (желательно разделить класс на 2 группы и каждая группа раскрывает свою тему).

Информация для учителя

Программой А. Г. Кутузова предусмотрено более глубокое изучение повести «Тарас Бульба». Ниже приводится материал, который позволит преподавателю (за счет дополнительных уроков или сокращения другого материала) раскрыть тему более подробно.

Примерное планирование уроков по изучению повести «Тарас Бульба» 1 .

Давая методические рекомендации к изучению «Тараса Бульбы», Г. А. Гуковский указывал на то, что нужно осознать повесть как единое целое, а не сумму отдельных образов-характеристик. Очень часто при изучении повести все внимание учащихся сосредоточено на трех основных образах - Тараса, Остапа и Андрия, раскрытию характеров которых посвящено все основное время анализа произведения. Конечно, эти герои занимают центральное место в образной системе, сюжете произведения, о них много пишет автор, но если рассматривать эти персонажи вне основной идеи автора, то многое в произведении (в том числе и характеры) останется не до конца понятым. Важно помочь учащимся осознать повесть как единое идейно-художественное целое. Именно историко-героический и романтический аспекты определяют разговор о повести Гоголя.

1-й урок. Вступительное слово учителя. История создания повести. Историческая основа и народнопоэтические истоки повести. Роль исторического фона в повествовании, элементы беллетристики.

Выявление первоначального восприятия. Начало работы над первой главой повести.

Так как Гоголь в повести обращается к прошлому, важно понять, в каких отношениях находятся «Тарас Бульба» и исторические повести, такие, как «Капитанская дочка» и др. Показывает ли это произведение подлинную картину исторической жизни людей определенной эпохи?

В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «У меня не было влечения к прошедшему. Предмет мой была современность и жизнь в ее нынешнем быту, может быть, от того, что ум мой был всегда наклонен к существенности и к пользе, более осязательной. Чем далее, тем более усиливалось во мне желание быть писателем современным».

В «Тарасе Бульбе» нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда - с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображенное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: ХV-ХVII века. Ни одного определенного исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать картину исторического прошлого. Исторический фон достаточно условен. Это связано с тем, что Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, именно поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры. Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство - Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения. Один из уроков, посвященных изучению повести, обязательно отведен изучению быта и нравов Запорожской Сечи (вторая, третья, четвертая главы). Рисуя устройство Сечи, Гоголь обращает внимание на то, что это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам. По мнению Гоголя, только такой уклад жизни, такие обстоятельства могут создать сильных и могучих людей, какими были Тарас, Остап и другие запорожцы. «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» Возникает вопрос: была ли настоящая Сечь такой, какой ее описывает Гоголь, или это больше утопия? Конечно, Сечь в повести - это поэтическая картина идеализированного общества, рождающего героические характеры. В ней воплотилась мечта Гоголя о свободной, вольной жизни, основанной на равноправии и братстве.

2-й урок. Анализ первой и второй глав. Первое знакомство с героями повести. Встреча отца с сыновьями. Бытописание семьи Тараса. Роль ин терьера, художественной детали в создании национального и исторического колорита и создании характеров. Сопоставление двух братьев - Остапа и Андрия: разница характеров, поведения во время приезда в родительский дом, во время учебы в бурсе. Описание степи как выражение авторского лирического чувства, эмоционально-художественный подтекст повести. Мастерство Гоголя в изображении природы. Соотнесенность картин природы с судьбой героев.

Сюжет «Тараса Бульбы» образуется линиями Тараса и двух его сыновей - Остапа и Андрия. Путь Остапа - это путь верного воина Сечи, а судьба Андрия - судьба изменившего ей ради страсти. Оба брата сравниваются на протяжении всего повествования: их внешний облик, характеры, поведение в различных жизненных ситуациях. Учащиеся работают над сравнительной характеристикой Остапа и Андрия, рассматривая следующие вопросы: какое впечатление оставляет первое знакомство с братьями? Что отличало их во время учебы в бурсе? В чем различие поведения Остап и Андрия в Запорожской Сечи, в бою? Как погибли братья?

Андрий привлекателен своей красотой, страстью, он более нежен с матерью, более чувствителен к прекрасному. Но страсть к женщине усиливает в нем индивидуалистические начала, заставляя изменить товарищам, братству Сечи, Отчизне.

В ходе изучения повести учитель работает над эпизодом, обращает внимание на художественные средства и приемы, используемые автором: пейзаж, интерьер, гипербола, художественная деталь.

В первую главу повести Гоголь вводит великолепное описание степи, которое занимает важное место в повествовании. В связи с ним учащиеся вспоминают, что такое пейзаж и какую роль он играет в художественном произведении. Как описывает Гоголь степь? На что обращает внимание, рассказывая о ней? Как помогает увидеть богатство ее красок? С какими событиями связан пейзаж?

Текст насыщен художественными деталями. К художественной детали относятся подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а так жеста, действия, речи: Деталь помогает уточнить, понять авторский замысел. На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали: «Светлица была убрана во вкусе того бранного времени...» Учитель помогает ученикам увидеть, как с помощью деталей интерьера автор воссоздает облик эпохи и характер героя.

Автор использует также такой прием, как гипербола. Писатель прибегает к ней для усиления впечатления, для заострения образа. Это важный способ передачи авторской мысли, построения сюжета, образной системы. Найдите в тексте повести гиперболы. Какую важную функцию они выполняют? «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов...»; «...запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли»; «шаровары шириною с Черное море».

После второго урока можно дать задание составить сюжетные линии Остапа и Андрия и ответить на вопросы, какая их них наиболее динамична, в какой из них больше важны события.

3-й урок . Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи. Политическое и экономическое устройство Сечи. Воплощение в ней мечты Гоголя о справедливом, вольном обществе.

Каково первое представление о Сечи? Какой рисует ее Гоголь?

Обратимся к общественному устройству Сечи ее правам и обычаям. Здесь нет сословной вражды и зависимости людей друг от друга, нет имущественных окон. Эта военная организация вольного народа противопоставлена Гоголем миру, где есть господа и холопы, князья и слуги, миру вражды, рабства. «Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников». Описывая политическое устройство Сечи, Гоголь подчеркивает демократизм казачье го общества: «...гетьманы, избранные из среды самих же Козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи». Неугодный или провинившийся в чем-то перед народом начальник сразу же переизбирается (сцена избрания нового кошевого: кошевой беспрекословно явился на собрание и после смещения «поклонился очень низко и скрылся в толпе», в четвертой главе он говорит «я слуга вашей воли... Уж умнее того нельзя выдумать, что глас народа - глас Божий»). Народ избирает правителей, защищающих их интересы. Таков Тарас, который, будучи полковником, защищает права народа, таков выбранный командиром Остап.

При описании Сечи звучит и тема плодотворного труда свободных людей. Эта тема звучала и прозвучит еще не раз в различных произведениях, рисующих устройство утопического общества будущего. Каким показан народ Сечи в труде? В какой момент все запорожцы дружно принимаются за работу?

Гоголь не идеализирует Сечь, показывая ее стихийность, своевольство, необузданность. Но все это исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают все и берутся за оружие: «Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».

Воинская служба в Сечи - это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Не случайно Тарас, почти не дав отдохнуть сыновьям после приезда, отправляет их в Сечь, а они с готовностью соглашаются. Это зов сердца, а не принуждение. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа: Гоголь описывает жестокие наказания за кражу, за невыплату долга, за убийство. Общество, где нет неравенства, рабства, где люди свободны, должно быть нравственным, здесь нет оснований для вражды, здесь высока общественная мораль и именно это общество рождает героические характеры.

4-й урок. Отец и сыновья. Конфликт Тараса и Андрия. Его романтическая трактовка. Различие жизненных позиций Тараса, Остапа и Андрия. Романтические элементы в истории персонажей. Продолжение сравнительной характеристики братьев.

5-й урок. Романтическая героика и пафос повести. Тарас и Остап как героические и эпические характеры. Авторский идеал, воплощенный в людях и жизни Запорожской Сечи.

Сильные и могучие характеры повести - это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас - сын своего времени, и его дикость и необузданность - результат дикости этой эпохи («тяжелый ХV век», «полудикий век», «тогдашний грубый век»). Черты дикой эпохи не раз встречаются в повести: жестокость запорожцев во время боя и захвата городов, страшные муки, которым они подвергают врагов, среди которых женщины в дети. Обращает на себя внимание грубость Тараса к жене, не имеющей права голоса в своей семье, разнузданность поведения в доме: «...начал колотить и швырять горшки и фляжки».

Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы - Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Им так же свойственны пороки времени. Еще в конце второй главы Гоголь пишет, что Сечь умела «только гулять и палить из ружей». Не отказывались казаки и от выпивки. «Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак, где мрачно-искаженными чертами веселия забывается человек: это был тесный круг школьных товарищей». Веселость и разгульность рождены широтой души, ощущением вольности в товарищества. Самое главное, что появляется в обществе равных, - чувство товарищества. «Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища...» - так говорит старый Касьян Бовдюг.

Центральным монологом повести является речь Тараса о товариществе перед последней битвой под Дубно (девятая глава). В этой речи проявляются и патриотические чувства героя, и его мужество, и жизненный опыт, и страстная убежденность в правоте своего дела. Восклицательные интонации передают глубину волнения героя.

Чувство коллективизма делает героев «Тараса Бульбы» сильными. Современней человек, живущий сам по себе, своими личными интересами, оторванный от других, слаб, а герои Гоголя сильны, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей.

Запорожцам в повести противопоставлено польское панство. Докажите, что не все полячество осуждается Гоголем. Найдите в тексте подтверждение этой мысли. Как рисуются в сражениях польские воины? Они рисуются как достойные соперники, как доблестные витязи, проявляющие мужество и храбрость. Какие средства использует писатель в сцене схватки польского рыцаря с Кукубенко (сравнения, эпическая анафора, инверсия, эпитеты)? Осуждает ли Гоголь польскую панну, возлюбленную Андрия? Прочитайте, как автор описывает ее. Она воплощает собой красоту, страсть, любовь, и никакого осуждения по отношению к ней нет.

Противопоставление запорожцев польскому панству проявляется уже в описании их внешнего вида. Гоголь изображает поляков кричащими, пестрыми красками: «...медные шапки сияли, как солнце, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые золотом и просто выложенные шкурками; у тех сабли и оружья в дорогих оправах, за которые дорого приплачивали паны, - много было всяких других убранств...» Как меняется Андрий, попав в польскую среду? Как меняется его внешний облик? У него появляется «медная шапка», «дорогой шарф на руке...». В польской среде подчеркнута сословная разобщенность: господа - слуги. Примечательно, что вся иерархическая пестрота - ремесленники, шляхта, паны - иронически венчается образом сокола, находящегося над всеми ними.

Сравните описание поляков и запорожцев, в которых писатель подчеркивает простоту, строгость, объединенность общей идеей, чувством народного блага. В чем смысл подобного противопоставления? Единство Сечи противопоставлено разобщенности, внутренней разлаженности современного Гоголю общества.

6-й урок. Обобщающий урок. Тематика и проблематика повести.

7-й урок. Традиции героической эпики прошлых веков в повести «Тарас Бульба».

В хорошо подготовленном классе можно предложить более сложные поисковые задачи, связанные с межтекстовым сопоставительным анализом, с вопросом о традициях героической эпики прошлых веков в повести Гоголя.

Работа строится следующим образом. Учитель предлагает ученикам несколько отрывков: фрагменты из «Илиады» Гомера (например, бой Гектора с Диомедом), фрагменты боя из «Песни о Роланде», отрывок из русской былины (например, из былины об Илье Муромце и Калине-царе). При выборе отрывков учитель опирается на сходство языковых формул, сходство некоторых сюжетных ситуаций (спор и поединок между героями, гибель одного из них). Из повести «Тарас Бульба» можно предложить эпизод боя из седьмой главы. Учащимся предлагается найти общее в этих отрывках: в сюжете, развитии действия, конфликте (противоборство сторон), в поступках и идеалах героев, в языковых формулах, художественных приемах, используемых автором (гипербола и др.), в авторских идеалах. Далее ученики вместе с учителем пытаются разрешить вопрос о том, почему возникает это общее, и вместе приходят к пониманию того, что любое литературное произведение создается на фундаменте глубоких литературных, культурных, философских, эстетических традиций и что каждый писатель стремится в своем творчестве воссоздать идеал эпохи, воплощающий различные духовные, нравственные ценности.

Завершая размышления о повести, возвратимся к мысли Г. А. Гуковского о том, что можно и должно вести изучение повести не путем вырывания из общего повествования отдельных персонажей и их характеристик, не путем повторения сюжета с наивно-психологическими объяснениями поступков героев, которые приводят к тому, что перед учениками предстает раздробленное на части, а не целое, единое, яркое произведение, а путем осмысления идейной основы произведения через уяснение смысла ряда элементов текста.

Шесть дней уходили козаки проселочными дорогами от всех преследований; едва выносили кони необыкновенное бегство и спасали козаков. Но Потоцкий на сей раз был достоин возложенного поручения; неутомимо преследовал он их и настиг на берегу Днестра, где Бульба занял для роздыха оставленную развалившуюся крепость.

«Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

Над самой кручей у Днестра-реки виднелась она своим оборванным валом и своими развалившимися останками стен. Щебнем и разбитым кирпичом усеяна была верхушка утеса, готовая всякую минуту сорваться и слететь вниз. Тут-то, с двух сторон, прилеглых к полю, обступил его коронный гетьман Потоцкий. Четыре дни бились и боролись козаки, отбиваясь кирпичами и каменьями. Но истощились запасы и силы, и решился Тарас пробиться сквозь ряды. И пробились было уже козаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома. А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» – сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам. «Попалась ворона! – кричали ляхи. – Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать». И присудили, с гетьманского разрешенья, сжечь его живого в виду всех. Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костер. Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно как на ладони.

– Занимайте, хлопцы, занимайте скорее, – кричал он, – горку, что за лесом: туда не подступят они!

Но ветер не донес его слов.

– Вот, пропадут, пропадут ни за что! – говорил он отчаянно и взглянул вниз, где сверкал Днестр. Радость блеснула в очах его. Он увидел выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы, собрал всю силу голоса и зычно закричал:

– К берегу! к берегу, хлопцы! Спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтобы не было погони!

На этот раз ветер дунул с другой стороны, и все слова были услышаны козаками. Но за такой совет достался ему тут же удар обухом по голове, который переворотил все в глазах его.

Пустились козаки во всю прыть подгорной дорожкой; а уж погоня за плечами. Видят: путается и загибается дорожка и много дает в сторону извивов. «А, товарищи! не куды пошло!» – сказали все, остановились на миг, подняли свои нагайки, свистнули – и татарские их кони, отделившись от земли, распластавшись в воздухе, как змеи, перелетели через пропасть и бултыхнули прямо в Днестр. Двое только не достали до реки, грянулись с вышины об каменья, пропали там навеки с конями, даже не успевши издать крика. А козаки уже плыли с конями в реке и отвязывали челны. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному козацкому делу и думая: прыгать ли им или нет? Один молодой полковник, живая, горячая кровь, родной брат прекрасной полячки, обворожившей бедного Андрия, не подумал долго и бросился со всех сил с конем за козаками: перевернулся три раза в воздухе с конем своим и прямо грянулся на острые утесы. В куски изорвали его острые камни, пропавшего среди пропасти, и мозг его, смешавшись с кровью, обрызгал росшие по неровным стенам провала кусты.

Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.

– Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..

А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!

Немалая река Днестр, и много на ней заводьев, речных густых камышей, отмелей и глубокодонных мест; блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячаньем лебедей, и гордый гоголь быстро несется по нем, и много куликов, краснозобых курухтанов и всяких иных птиц в тростниках и на прибрежьях. Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели, всполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана.

(См. краткое содержание и полный текст повести Гоголя «Тарас Бульба».)

«Мы вспомним Тараса и песню споем…». Читаем отрывок из повести со слов «Тут же стояло нагое дерево…» до слов «…которая бы пересилила русскую силу!» и затем анализируем его. Например, пленение Тараса и приговор ему вызывают тяжелые переживания и автора, и читателя. Нам жаль Тараса, нам трудно примириться с мыслью, что он умрет в страшных муках. Одновременно мы испытываем чувство возмущения и гнева по отношению к врагам. Не о себе думает Тарас перед смертью. Тарас страстно хочет, чтобы его товарищи ушли от преследования, и нас наполняет чувство гордости за человека, любящего Отчизну и товарищей больше, чем себя. Когда в первый раз голос Тараса не был услышан казаками, его охватывает душевная боль. Но боль сменяется радостью, когда Тарасу бросились в глаза «выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы», появилась надежда, что казаки могут спастись. Радость сменяется глубоким удовлетворением от того, что на этот раз его призыв услышан.

Страшный удар обухом по голове заставил Тараса потерять на какое-то время сознание. Но когда он очнулся и увидел, что его товарищи ушли от погони, радость вновь овладела им. А читатель в этот момент восхищается мужеством Тараса, его отвагой, чувством товарищества и презрением к смерти, проникается его ненавистью к врагам, презрением к ним и верой в торжество правого дела. Рассматривание и сопоставление иллюстраций П. П. Соколова, Е. А. Кибрика и Д. А. Щмаринова, изображающих гибель Тараса, дает учащимся возможность зримо представить себе эту, быть может, самую сильную сцепу повести, соотнести свои зрительные представления с видением художников-иллюстраторов, подумать над тем, кому из художников удалось ярче и вернее передать гоголевский текст, эмоционально убедительнее воссоздать последний подвиг Тараса.

Сопоставляя иллюстрации, все приходят к выводу, что более сильное впечатление производят те рисунки, где все внимание художника сосредоточено на самом Тарасе, его переживаниях, где Тарас дан крупным планом. Художник Соколов слишком многое включает в сферу изображения, тем самым рассеивая внимание зрителя. Он подробно выписывает развалившуюся крепость, поляков, привязывающих Тараса веревками к разбитому молнией дереву, другую группу поляков, замахивающихся на Тараса дубинами. Иллюстрация в целом производит впечатление стилизации, все в ней выписано слишком тщательно, даже несколько декоративно, она мало волнует.

О каких делах и подвигах своего атамана вспоминали казаки, плывя на челнах

по Днестру? И вот пальба ляхов прекратилась, казаки живо поплыли на узких челнах, дружно гребли веслами, осторожно минуя отмели, всполашивая подымавшихся птиц и говоря о подвигах своего атамана. Они вспоминали, как Бульбу выбрали кошевым под Дубно, когда все разделились на две группы, как славно говорил он о русском товариществе. А тем, кто не участвовал битве под Дубно, рассказывали некоторые эпизоды из нее. Один уже немолодой, понюхавший пороху казак, рассказывал двум молодым запорожцам о том, как Тарас, спасая товарища, один бросился на отряд всадников.

Несколько запорожцев вспомнили его речь под Дубно, они понимали тогда, что для многих это будет последний бой, но за святую Русь они готовы были отдать свои жизни. «Да,- говорили казаки,- хороший товарищ был Тарас. Не зря говорил слова о товариществе: он вдохновлял нас на подвиг и сам совершил много подвигов во славу товарищества и родной земли. Ведь как он рубился с ляхами, сколько их в капусту искрошил? И вот не уберегли мы его. Не хотел Тарас люльку оставлять на чужой земле, а пришлось оставаться самому. Но и в последние минуты свои не думал он о смерти, а думал о нас, о своих товарищах: «К берегу, хлопцы, к камышу, там челны, берите все и уходите!» - кричал Тарас. И вот мы на свободе, а он в сырой земле. А когда казнили Остапа,- говорили другие казаки,- хоть и сильно тосковал Тарас, но не пал духом, ие пошел отлеживаться в свой хутор, а стал страшно мстить врагам за Остапа и убитых товарищей».
И еще о многом говорили они. О том, откуда и когда пришел Тарас с сыновьями на Сечь, вспомнили, как ради Отчизны не пожалел Тарас жизни своего младшего сына-предателя. «Не пожалели бы и мы жизни за Тараса. Теперь наша очередь мстить за него врагам и оберегать любимую Отчизну». Жизнь Тараса Бульбы подвиг, а подвиги достойны песни. Кто же такой Тарас Бульба? Это представитель жизни целого парода, целого политического общества в известную эпоху жизни. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей.

Дружно гребут казаки. Они плывут на своих узких челнах, подымая в воздух огромные стаи птиц, и говорят про своего атамана. Живет народ, живет его подвиг. Живут в памяти народном, и песнях и сказаниях его лучшие сыны. Так «бессмертная душа» старого Тараса оживает в творчестве поэтов, писателей и художников, создавших свои произведения во время Великой Отечественной войны. Повесть живет и в сознании наших современников, духовно обогащая каждое новое поколение. Героическое прошлое, открывающееся пытливой и взыскательной юности, не может не окрылять своим примером, прекрасным и суровым, а удивительный талант Гоголя сделал идею служения Родине яркой, волнующей и вечно живой.

В. Г. Белинский называет «Тараса Бульбу» «дивной эпопеей, написанной кистью смелою и широкою», «огромной картиной в тесных рамках, достойною Гомера». Не нужно давать учащимся в связи с этим определение «эпопея», тем более что Белинский употребляет слово «эпопея» не в современном его смысле, а скорее подчеркивая внутреннюю близость повести Гоголя к народно-героическому эпосу.

Чем же напоминает «Тарас Бульба» народно-героический эпос? Выясняем, что герои повести - сильные, могучие люди, устремленные к высокому гражданскому идеалу, совершающие легендарные подвиги во славу Отчизны. Особенно сильно сказались народно-поэтические традиции в описании битвы под Дубно. Гиперболизированный портрет Тараса напоминает портреты былинных богатырей, а изображение Тараса в бою сходно с изображением Ильи Муромца, бившегося с несметной вражьей силой, Бросается в глаза также явное сходство других запорожцев с былинными богатырями.

В заключение еще раз надо подчеркнуть, что замечательная повесть Гоголя, явившаяся столь полным выражением народного духа, на все времена вошла в сокровищницу народной культуры как одно из ценнейших ее достояний.