Самые известные русские масоны. Почему Николай I запретил в России масонство? Масонские организации в современной России

Русская дореволюционная литература была богата всевозможными трудами по масонству вообще и русскому, в частности. Правда, она не поражала своей обширностью и тяжеловесностью, как литература на английском языке, но зато она не была так скучна, казуистична и змиемудра, как английская.
Русская литература по масонскому вопросу отличалась прежде всего своим общим характером и почти полным отсутствуем философской трактовки масонства, хитрых, лукавых и путаных толкований его "мистического смысла" и поисков "тайных знаний", "оккультных доктрин и достижений", "магических действий и воздействия"... Трудов, подобно Пайку и Папусу, у нас не было.
Наряду с такими книгами, как, например, А. Н. Пыпина - "История русского масонства", или М. В. Давнар-Запольского - "Правительственные гонения масонов", или Т. Соколовской - "Русское масонство в истории общественного развития", или С. В. Ешевского - "Масонство в России (Изд. 1882 г.), или, наконец, "Записки Нащокина, им диктованные в Москве в 1830", мы имеем блестящие романы Всеволода Соловьева "Великий Розенкрейцер", "Волхвы", гр. Салиаса - "Два мага" и длинный ряд интереснейших повестей и рассказов различных авторов, печатавшихся в таких популярных прежде журналах, как "Нива", "Огонек", "Природа и люди"...
Во всей этой литературе, простой по мысли и красивой, более или менее обстоятельной по изложению, обрисовываются пути проникновения масонства в Россию, причины его развития у нас и последствия для России увлечения им. Что же именно привлекло в масонство русских людей и кого, главным образом?
Привлекало в масонство русских людей прежде всего новшество и связанная с этим новшеством таинственность, расцвеченная какими-то заумными доктринами, то пышными, то страшными ритуалами, обрядами, нарядами, клятвами и заклинаниями, иерархией и градусами посвящения, широкой филантропией и...чертовщиной. Сильную роль играло обыкновенное любопытство и самое обыкновенное легкомыслие, сдобренное жаждой мистики и познания "тайн природы". В это же течение вплетался карьеризм, надежда "пролезть повыше", завязать и укрепить нужные связи и вообще "выйти в люди". В этом хороводе настроений и мечтаний вертелось и корыстолюбие, и жажда приключений, и просто жульничество. И все это - на почве круглого политического невежества.
Пресыщенную знать и изнеженное барство масонство тянуло к себе новизною ощущений при обрядах "посвящения" - гробы, виселицы с открытой петлей, черные мессы перед лежащей обнаженной женщиной, испытания неофита при прохождении им темных лабиринтов среди то огня, то воды, то провалов, то грохота "рушающихся стен", и прочая театральщина. Все это щекотало нервы и вносило "занятное" разнообразие и развлечение в жизнь избалованных людей, не думающих о "завтра".
Рядовое чиновничество и мещан масонство соблазняло возможностью протиснуться "в ряды господ" и "сильных мира сего" - в балахоне с маской на лице сидеть рядом с тем или иным "сиятельством", называть его "братом" и даже жать ему руку, как равный, и через все это получить повышение в чинах - из писаря в помощники письмоводителя, а, может быть, и выше!
Пройдох, жуликов и охотников до чужого кошелька масонство привлекало к себе широкими перспективами и не менее широким полем успешного действия ка ниве собирания обильной жатвы среди доверчивых, скучающих и близоруких людей.
В эпоху императриц и несколько позже, Москва и Петербург были удивительно богаты представителями всех этих категорий тогдашнего русского общества. И не случайно, конечно, генерал-лейтенант и сенатор Кушелев в своей докладной записке Императору Александру I писал, что "масонские ложи в России наполнены людьми низкого происхождения или, можно сказать, совершеннейшей сволочью" (см. обстоятельную статью Анатолия Маркова в "Русской мысли" №786 от 5 августа 1955 года). Ген. Кушелев сам был масоном и одно время даже председателем одной из петербургских лож, но, разочаровавшись в масонских "прелестях", покинул масонство, и ему, конечно, хорошо был известен состав "братии". Но, по мере роста "общественной" акции масонства в России, - росла и его политическая роль. Это особенно наглядно выявилось в убийстве Императора Павла I и в организации заговора декабристов. Яркое освещение возникновения и роста русского масонства мы находим в пятитомном труде Бор. Башилова - "История русского масонства", недавно вышедшего в издательстве "Русь". Этот труд охватывает период в полтораста лет, о середины XVII века до первых десятилетий XIX века включительно.
Мы не можем в нашей беглой заметке даже кратко перечислить наименования глав этих пяти томов, но должны оттенить добросовестность терпеливой работы Бор. Башилова. По мере своих (эмигрантских) возможностей, он настолько внимательно изучал все, что так или иначе относится к истории проникновения масонства в Россию, его развития у нас в различнейших формах и укрепления его политического влияния на ход русской, не только общественной, но и государственной жизни, - что страницы этого его труда буквально пестрят многими десятками имен, так или иначе освещающих поднятый им вопрос и сущность его.
Мы видим ссылки на историков - Ключевского,. Платонова, Зызыкина, Валишевского, Соловьева, Костомарова, Шмурло, Виппера, Милюкова, Керсновского, Рязановского. И на таких писателей, как Достоевский, Алданов, Ив. Солоневич, Ив. Кириевский, проф. И. А. Ильин, Лосский, Мельников-Печерский, Шубарт, проф. Павел Ковалевский, Герцен, Г. Лукомский, Мельгунов и многих, очень многих других.
Но тут же нужно подчеркнуть, что пятитомный труд Бор. Башилова не есть компиляция - собрание отрывков из сочинений разных авторов. Этого никак нельзя сказать, но можно с некоторой долей уверенности сказать, что этот труд представляет в какой-то мере энциклопедию по русскому масонству, освещающую русское масонство с середины XVII до первых десятилетий XIX века. Пусть эта энциклопедия далека от своей полноты, но в ней ценно усилие ее автора представить историю русского масонства не с.лично своей точки зрения, а в плане ее спокойного изложения, - так, как эта история сама собою слагается по литературно-историческим источникам. Но здесь, сейчас же у некоторых читателей может возникнуть замечание: - "Ведь все это - дела давно минувших дней! Национально-Историческая Россия разрушена и вся ее государственная жизнь раздавлена со всем ее общественно-политическим бытом. Какое значение может иметь сегодня игра в масонство пресыщенной русской знати и изнеженных от безделья русских бар, от которых и следа не осталось?!" Вопрос этот интересный, но он не серьезен для тех, кто его задает, ибо обнаруживает легкомыслие. Надо всегда твердо помнить, что поскольку в процессе своего роста и развития русское масонство сбрасывало показную мишуру своего наигранного мистицизма, фальшивой филантропии и показной нарядной обрядности и круто сворачивало на путь политических интриг и посягательств, постольку оно превращалось и превратилось в силу живучую и действенную...
Наивно искать рождение российских "февралистов" в XX веке, - они появились у нас по меньшей мере лет на полтораста раньше в своих поисках "невыразимо прекрасного будущего". В какие формы может отлиться и уже отливается это "прекрасное будущее", мы можем судить по "Октябрю". Ближе познакомиться со всей этой "кухней" и ее поварами не только разумно, но и спасительно...

Название : История русского масонства.

История русского масонства" - историческое исследование Бориса Башилова, впервые увидевшее свет в Аргентине на средства русских эмигрантов. В пятнадцати выпусках "Истории..." освещены ключевые вопросы русской истории, раскрыты неизвестные широкому кругу читателей тайны политики.


1.Московская Русь до проникновения масонов РУССКАЯ ИСТОРИЯ И ИНТЕЛЛИГЕНТСКИЙ ВЫМЫСЕЛ

СТРАННАЯ ПЕЧАЛЬ ОДНОГО РУССКОГО "БОГОСЛОВА"
ПОЧЕМУ ПОБЕДИЛА МОСКОВСКАЯ РУСЬ
ПОЧЕМУ СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ ЧУЖДАЛАСЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА?
ПО ЗАВЕТАМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ОДНО ИЗ ВЕЛИКИХ РЕШЕНИЙ
НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ РУСИ
ГАРМОНИЧНОСТЬ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ
ОБРАЗОВАННОСТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
ПЛАМЯ В СНЕГАХ
СИЛЬНЫЕ ДУХОМ
МИФ О БЕЗМЕРНОСТИ РУССКОЙ ДУШИ
МИФ О РУССКОЙ ЛЕНИ
ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ МОСКОВСКОЙ РУСИ

2. Тишайший царь и его время

3. Робеспьер на Троне. Петр Первый и результаты свершенной им революции

ПРЕДИСЛОВИЕ
I. КАК ВОСПИТЫВАЛСЯ ПЕТР I
II. "ИДЕЙНЫЕ" РУКОВОДИТЕЛИ ПЕТРА I
III. ХАРАКТЕР ПЕТРА I И ЕГО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
IV. ИСТОКИ НЕНАВИСТИ ПЕТРА I КО ВСЕМУ РУССКОМУ
V. У КАКОЙ ЕВРОПЫ УЧИЛСЯ ПЕТР I
VI. НАЧАЛО РАЗГРОМА НАЦИОНАЛЬНОЙ РУСИ
VII. ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
VIII. ЛОЖЬ О НЕИЗБЕЖНОЙ ГИБЕЛИ МОСКОВСКОЙ РУСИ
IX. СМЯТЕНИЕ НАРОДА. НАРОД ПРИНИМАЕТ ПЕТРА I ЗА АНТИХРИСТА
X. ВСЕШУТЕЙШИЙ СОБОР И ЕГО КОЩУНСТВА
XI. ПЕТР I И МАСОНЫ
XII. ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХАРАКТЕР ЦЕРКОВНОЙ "РЕФОРМЫ" ПЕТРА I
XIII. УНИЧТОЖЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА И ПОДЧИНЕНИЕ ЦЕРКВИ ГОСУДАРСТВУ
XIV. РАЗГРОМ ПРАВОСЛАВИЯ
XV. УНИЧТОЖЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ. ЗАМЕНА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ САМОДЕРЖАВИЯ ПРИНЦИПАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА
XVI. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ "РЕФОРМЫ" ПЕТРА I. СУРОВАЯ ОЦЕНКА ЭТОЙ "РЕФОРМЫ" КЛЮЧЕВСКИМ
XVII. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I - НИЖЕ ПОЛИТИКИ ПРЕДШЕСТВОВАВШИХ ЕМУ ЦАРЕЙ
XVIII. МИФ О "ВОЕННОМ ГЕНИИ" ПЕТРА I
XIX. ВЕЛИКИЙ РАСТОЧИТЕЛЬ НАРОДНЫХ СИЛ. "ПОБЕДЫ", ДОСТИГНУТЫЕ ЦЕНОЙ РАЗОРЕНИЯ СТРАНЫ И МАССОВОЙ ГИБЕЛИ НАСЕЛЕНИЯ
XX. ГЕНЕРАЛЬНАЯ ОБЛАВА НА КРЕСТЬЯНСТВО. ЗАМЕНА КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ КРЕПОСТНЫМ ПРАВОМ
XXI. ЛЖИВОСТЬ ЛЕГЕНДЫ, ЧТО "РЕФОРМЫ ПЕТРА" ДВИНУЛИ ВПЕРЕД РУССКУЮ КУЛЬТУРУ
XXII. "ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ПЕТРОВА" В СВЕТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ
XXIII. "БЛАГОДЕТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ" ИЛИ АНТИНАЦИОНАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ? НЕПОСТИЖИМАЯ ЛОГИКА РУССКИХ ИСТОРИКОВ
XXIV. РОБЕСПЬЕР НА ТРОНЕ
XXV. ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОВЕРШЕННОЙ ПЕТРОМ АНТИНАРОДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
XXVI. ВОПРОС ОТ КОТОРОГО ЗАВИСИТ - "БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ РОССИИ"

4. Русская Европия. Россия при первых преемниках Петра Первого. Начало масонства в России

I. КАША ИЗ ЗАМОРСКИХ КРУП И РЕЗУЛЬТАТЫ ПИТАНИЯ ЕЮ
II. МИФ О ТОМ, ЧТО РОССИЯ ПОСЛЕ ПЕТРА I ОСТАЛАСЬ В РУССКИХ РУКАХ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЗДАННОЙ ИМ "РУССКОЙ ЕВРОПИИ"
III. ЗАКОН ПЕТРА I О ПОРЯДКЕ ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЯ И ЕГО РОКОВАЯ РОЛЬ В РАЗРУШЕНИИ РУССКОЙ МОНАРХИИ
IV. "ЦАРСТВОВАНИЕ" ЕКАТЕРИНЫ I
V. "ЦАРСТВОВАНИЕ" ПЕТРА II
VI. ПОПЫТКИ "ВЕРХНИХ ГОСПОД" УСТАНОВИТЬ КОНСТИТУЦИОННУЮ МОНАРХИЮ
VII. "САМОДЕРЖИЦА" АННА ИОАННОВНА И НЕКОРОНОВАННЫЙ ЦАРЬ БИРОН
VIII. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГРОМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
IX. ПРОДОЛЖЕНИЕ РОКОВОЙ ПОЛИТИКИ НИКОНА И ПЕТРА I ПО ОТНОШЕНИЮ К СТАРООБРЯДЦАМ
X. "ПЕРЕСТАНЬ БЫТЬ РУССКИМ, И ТЫ ОКАЖЕШЬ ВЕЛИКУЮ УСЛУГУ ОТЕЧЕСТВУ"
XI. ПЕРЕРОЖДЕНИЕ ДВОРЯНСТВА - СЛУЖИВОГО СЛОЯ ВОИНОВ - В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ "ШЛЯХЕТСТВО". ПОЯВЛЕНИЕ "КРЕЩЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ"
XII. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МАСОНСТВА В РОССИИ
XIII. ПЕРВЫЕ "УМОНЕИСТОВЦЫ" И ПЛОДЫ ИХ "ХУДОЖЕСТВЕННОГО" ТВОРЧЕСТВА
XIV. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС ПРИ ПРЕЕМНИКАХ ПЕТРА I И ЕГО РЕШЕНИЕ
XV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ "УСПЕХИ" "РУССКОЙ ЕВРОПИИ" К КОНЦУ БИРОНОВЩИНЫ
XVI. ЗАХВАТ ТРОНА ДОЧЕРЬЮ ПЕТРА I
XVII. СМЕНА НЕМЕЦКОГО ЧУЖЕБЕСИЯ - ЧУЖЕБЕСИЕМ ФРАНЦУЗСКИМ
XVIII. ХАРАКТЕР РУССКОГО МАСОНСТВА В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЕГО РАЗВИТИЯ
XIX. УМОНЕИСТОВЦЫ ЕЛИЗАВЕТИНСКОЙ ЭПОХИ
XX. БОРЬБА С "ФАРМАЗОНАМИ" И ПРИЧИНЫ СЛАБОСТИ ЕЕ
XXI. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ УСПЕХИ РУССКОЙ ЕВРОПИИ В ЦАРСТВОВАНИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ

5. Златой век Екатерины Второй. Масонство в царствование Екатерины 2

I. ПЕТР 3 И ПРИЧИНЫ НЕДОВОЛЬСТВА ЕГО ПОЛИТИКОЙ
II. СВЕРЖЕНИЕ ПЕТРА 3
III. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ И МАСОНЫ
IV. НАЧАЛО "ФИЛОСОФСКОГО" ВЕКА В РОССИИ
V. "ИМПЕРАТРИЦА-ФИЛОСОФ" ВЕЛИКАЯ ГОНИТЕЛЬНИЦА И РАЗОРИТЕЛЬНИЦА ПРАВОСЛАВИЯ
VI. ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ РУССКИЕ МАСОНЫ В "ЗОЛОТОЙ ВЕК ВЕЛИКОЙ ЕКАТЕРИНЫ"?
VII. РАСЦВЕТ МАСОНСТВА В ПРАВЛЕНИЕ "ИМПЕРАТРИЦЫ-ФИЛОСОФА"
VIII. "НАКАЗ" ЕКАТЕРИНЫ II И СТРЕМЛЕНИЕ МАСОНОВ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО ДЛЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ
IX. СВЯЩЕННЫМ СИНОДОМ УПРАВЛЯЮТ МАСОНЫ-АТЕИСТЫ
X. ПУГАЧЕВЩИНА И ЕЕ ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ
XI. ПОИСКИ "ИСТИННОГО МАСОНСТВА"
XII. МАСОН НОВИКОВ В РОЛИ "ПРОСВЕТИТЕЛЯ" РУССКОГО НАРОДА
XIII. СОЗДАНИЕ МАСОНАМИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
XIV. КАК ФАНАТИКИ ДОСТИГАЮТ ВЛАСТИ
XV. ПОДГОТОВКА МАСОНАМИ "ВЕЛИКОЙ" ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
XVI. ПОКА БУДУТ ВОЛЬТЕРЫ БУДУТ И МАРАТЫ
XVII. ПРИЗНАНИЯ МАСОНОВ О ТОМ, ЧТО ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - ДЕЛО ИХ РУК
XVIII. КАК ОНИ ЛГАЛИ О ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
XIX. ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РУССКИЕ ВОЛЬТЕРЬЯНЦЫ И МАСОНЫ
XX. ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ МАСОН А. РАДИЩЕВ
XXI. ЗАПРЕЩЕНИЕ МАСОНСТВА
XXII. МИФ О "ЗЛАТОМ ВЕКЕ ЕКАТЕРИНЫ II" И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА
XXIII. ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕСКИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ

5. Рыцарь времён протекших… Павел Первый и масоны

I. НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК ПАВЛА I
II. В СЕТЯХ МАСОНОВ
III. ВОСШЕСТВИЕ ПАВЛА НА ПРЕСТОЛ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ПРИНЦИПА ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЯ
IV. НРАВСТВЕННЫЙ УРОК ЦАРЕУБИЙЦАМ
V. ПАВЕЛ ХОЧЕТ БЫТЬ НЕ ДВОРЯНСКИМ, А НАРОДНЫМ ЦАРЕМ.
VI. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ЕЕ - БОРЬБА С СОСЛОВНЫМИ ПРИВИЛЕГИЯМИ
VII. РАЗУМНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПАВЛА I
VIII. "РЫЦАРЬ ВРЕМЕН ПРОТЕКШИХ..."
IX. БОРЬБА ЗА ПОВЫШЕНИЕ БОЕСПОСОБНОСТИ РУССКОЙ АРМИИ
X. ПАВЕЛ I И СУВОРОВ ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПРОВОКАЦИИ
XI. НАДЕЖДЫ МАСОНОВ НА ПАВЛА I НЕ ОПРАВДЫВАЮТСЯ. РАЗРЫВ ПАВЛА I С МАСОНСТВОМ
XII. МАСОНСКИЙ МИФ О "СУМАСШЕСТВИИ" ПАВЛА I В СВЕТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ
XIII. МАСОНЫ ОРГАНИЗУЮТ ЗАГОВОР ПРОТИВ ОКЛЕВЕТАНОГО ИМИ ПАВЛА
XIV. ВИЛЬЯМ ПИТТ НЕ ЖАЛЕЕТ АНГЛИЙСКОГО ЗОЛОТА
XV. УБИЙСТВО ИМПЕРАТОРА ПАВЛА I
XVI. "ДЛЯ НАС ОН БЫЛ НЕ ТИРАН, А ОТЕЦ"

6. Александр Первый и его время. Масонство во времена Александра 1

I. ХАРАКТЕР АЛЕКСАНДРА I И ЕГО ВОСПИТАНИЕ
II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛЕКСАНДРА I
III. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В НАЧАЛЕ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I
IV. КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРЕДСТОЯЛО РАЗРЕШИТЬ АЛЕКСАНДРУ I И ПОЧЕМУ ОН НЕ СМОГ ИХ РАЗРЕШИТЬ?
V. НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ ИЛИ..."ЯКОБИНСКАЯ ШАЙКА"
VI. ОБЩЕСТВО АЛЕКСАНДРОВСКОЙ ЭПОХИ
VII. ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОГО МАСОНСТВА
VIII. РАЗВИТИЕ МАСОНСКОГО МИСТИЦИЗМА СОДЕЙСТВУЕТ РОСТУ СЕКТАНТСТВА
IX. МАСОН СПЕРАНСКИЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ИМ РЕФОРМ
X. ПОЯВЛЕНИЕ НА СВЕТ ФАЛЬШИВОГО ЗАВЕЩАНИЯ ПЕТРА I
XI. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1812 ГОДА И МАСОНЫ
XII. СОЗДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СОЮЗА И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ
XIII. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I ПОСЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
XIV. УСИЛЕНИЕ ЕВРОПЕИЗАЦИИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ПОСЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
XV. МАСОНЫ ИСПОЛЬЗУЮТ МИСТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ АЛЕКСАНДРА I ДЛЯ НОВОГО НАПАДЕНИЯ НА ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ
БОРЬБА "РУССКОЙ ПАРТИИ" ПРОТИВ МАСОНСТВА В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА I

7. Непонятный предвозвеститель. Пушкин как основоположник русского национального политического миросозерцания

I. РОССИЯ МОЖЕТ СВЕТИТЬ СОБСТВЕННЫМ СВЕТОМ
II. НЕПОНЯТЫЙ ПРЕДВОЗВЕСТИТЕЛЬ
III. ПУШКИН, КАК ВОССТАНОВИТЕЛЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО ОБЛИКА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ
IV. ДУХОВНЫЙ ПУТЬ ПУШКИНА
V. ВЕЛИЧАЙШИЙ РУССКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ XIX СТОЛЕТИЯ
VI. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I

8. Масоны и заговор декабристов

I. У КОГО ЗАИМСТВОВАЛ АЛЕКСАНДР I ИДЕЮ ВОЕННЫХ ПОСЕЛЕНИЙ И ТАЙНАЯ ЦЕЛЬ ИХ
II. КАК ОТНЕССЯ ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I К ЗАГОВОРУ ДЕКАБРИСТОВ КОГДА УЗНАЛ О СУЩЕСТВОВАНИИ ЕГО?
III. МАСОНЫ И ДЕКАБРИСТЫ
IV. ПЕСТЕЛЬ
V. ЧЛЕН МАСОНСКОЙ ЛОЖИ "ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ЗВЕЗДА", "РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ ЗАВАРКИ КАШ, НО НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИХ РАСХЛЕБЫВАТЬ"
VI. ТИРАНОУБИЙЦА
VIII. "ОТЧАЯННЫЕ МЕЧТАТЕЛИ", "ОБИЖЕННЫЕ КЕМ-ТО ИЗ НАЧАЛЬСТВА" И Т. Д.
IX. ПОДОЗРИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ С ЗАВЕЩАНИЕМ АЛЕКСАНДРА I
Х. КАК "РЫЦАРИ СВОБОДЫ" ПОДГОТАВЛИВАЛИ БУНТ НА СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ
XI. КАК "РЫЦАРИ СВОБОДЫ" ВЕЛИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ВОССТАНИЯ
XI. КАК "РЫЦАРИ СВОБОДЫ" ВЕЛИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ СЛЕДСТВИЯ
XIII. КАЗНЬ ГЛАВНЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ ВОССТАНИЯ
XIV. ИСТИННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАГОВОРА ОБНАРУЖИТЬ НЕ УДАЛОСЬ
XV. КАК МУЧИЛИ СОСЛАННЫХ ДЕКАБРИСТОВ В СИБИРИ
XVI. ОЦЕНКА "ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДВИГА" ДЕКАБРИСТОВ ВЫДАЮЩИМИСЯ СОВРЕМЕННИКАМИ И НАРОДОМ
XVII. МИФ О ТОМ, ЧТО ПУШКИН И ГРИБОЕДОВ БЫЛИ ДЕКАБРИСТАМИ
XVIII. ЧТО СЛУЧИЛОСЬ БЫ С РОССИЕЙ, ЕСЛИ БЫ ПОБЕДИЛ НЕ НИКОЛАЙ I, А ДЕКАБРИСТЫ?
XIX. ДЕКАБРИСТЫ И "ПСИХОЗ КРОВИ" У РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
XX. НАПРАСНО ПОГУБЛЕННЫЕ ЖИЗНИ
XXI. ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОЛГ НАШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

9. Почему Николай I запретил в России масонство?

10. Масонские и интеллигентские мифы о Петербургском периоде Русской Истории

11. Русская Европия. К началу царствования Николая 1

РЕЛИГИОЗНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 125-ЛЕТНЕЙ ЕВРОПЕИЗАЦИИ РОССИИ

12. Пушкин и масонство

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НИКОЛАЕВСКОЙ ЭПОХИ
II. ДУХОВНАЯ ПОБЕДА ПУШКИНА НАД ВОЛЬТЕРЬЯНСТВОМ И МАСОНСТВОМ
III. ПОЭТ И ЦАРЬ
IV. В УБИЙСТВЕ ПУШКИНА БЫЛ ЗАИНТЕРЕСОВАН НЕ НИКОЛАЙ I, А ВОЛЬТЕРЬЯНЦЫ И МАСОНЫ
V. ПУШКИН, КАК ВОССТАНОВИТЕЛЬ ТРАДИЦИОННОГО РУССКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
VI. ВЗГЛЯД ПУШКИНА НА ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ
VII. ОТНОШЕНИЕ ПУШКИНА К САМОДЕРЖАВИЮ
VIII. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПУШКИНА
IX. ОТНОШЕНИЕ ПУШКИНА К ДЕМОКРАТИИ
X. ОТНОШЕНИЕ ПУШКИНА К "ВЕКУ ПРОСВЕЩЕНИЯ" И К РЕВОЛЮЦИИ, КАК СПОСОБУ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЗНИ
XI. ОТНОШЕНИЕ ПУШКИНА К СОВЕРШЕННОЙ ПЕТРОМ I РЕВОЛЮЦИИ
XII. КАК ПУШКИН ОТНОСИЛСЯ К ПРЕДКУ РУССКИХ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ А. РАДИЩЕВУ
XIII. ОТНОШЕНИЕ ПУШКИНА К РУССКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
XIV. ПОЧЕМУ МАСОНЫ БЫЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В УБИЙСТВЕ ПУШКИНА?

РОССИЯ МОЖЕТ СВЕТИТЬ СОБСТВЕННЫМ СВЕТОМ .
Вместе с новой мощной волной европейских идей, проникнувших в Россию после Отечественной войны, увеличивается и отрицание их. В "Пантеоне славных российских мужей" подчеркивалась идея, что "высокая мораль французской философии была первой причиной двадцатипятилетнего во всем мире кровопролития".

И это не единичные высказывания подобного рода против духовного подражания Европе, которые можно встретить в русской печати, издававшейся после Отечественной войны. И если еще в 1823 году П. Вяземский пишет Жуковскому, что в своих трудах он намеревается "разливать по России свет европейский", то в эти же годы крепнет и противоположное настроение, что Россия может светить собственным светом.

Масонство в России - явление общественной жизни России, которое охватывает период истории от начала XVIII века и по наши дни. Русское масонство преследовало гуманистические и просветительские цели , больше внимания уделяло этическим вопросам. Фактически оно представляло собой более духовное сообщество людей, единых в стремлении способствовать процветанию своего Отечества и просвещённости людей живущих в нём.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Масонство в России (рассказывает Алексей Болдырев)

    ✪ Российские масоны - кто они и как давно в нашей стране?

    ✪ Масонство в России. Лекция 1

    ✪ Зачем масонам нужна Россия?

    ✪ Тайна Клуба Вольных Каменщиков. Масоны в России

    Субтитры

В XVIII веке

Масонство в России появилось в середине XVIII века . В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона . Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения .

Первое достоверное упоминание о появлении первой масонской организации в России относится к 1731 году , когда великий мастер Первой великой ложи Англии , лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для России . Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких масонских лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах . В документах Первой великой ложи Англии указывается, что в 1741 году он был назначен провинциальным великим мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами - офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Воронцова .

Впервые правительство Российской Империи обратило внимание на масонов в 1747 году . Есть известие о существовании в Санкт-Петербурге ложи «Молчаливость», в Риге - «Северной звезды », в 1750 году . В 1756 году существовала петербургская ложа, где мастером ложи состоял граф Р. Л. Воронцов, а членами - преимущественно молодые гвардейские офицеры, многие со значимыми впоследствии для истории именами: князь Щербатов , Болтин , Сумароков и другие. Тогда уже масоны были под надзором правительства и «внушали панический страх» обществу. По преданию, император Пётр III учредил масонскую ложу в Ораниенбауме и подарил дом Санкт-Петербургской ложе «Постоянство». В 1762 году существовала в Санкт-Петербурге ложа «Счастливого согласия», признанная в 1763 году берлинской Великой национальной материнской ложей «Три глобуса» . Во время розыска по делу Мировича у его сообщника, поручика Великолуцкого полка, нашли отрывок масонского катехизиса (первая русская рукопись франкмасонов). В 1766 году существовала в Архангельске ложа «Святой Екатерины». В 1770 году открыта в Петербурге великая провинциальная ложа. С этого года появляются систематические записи по истории масонства. По суждению Елагина, франкмасонство в России до 1770 года не носило серьёзного характера: Обращали внимание на обрядовую сторону, слегка благотворили, занимались пустыми спорами, оканчивавшимися иногда празднествами Вакха .

Елагинские масонские ложи

Устав Циннендорфа

В 1784 году из «Дружеского общества» выделилась «Типографическая компания», исключительно для печатания книг, из 14 членов, в том числе 12 франкмасонов. Вдохновителем этой компании был Н. И. Новиков. Дружеское общество и Типографическая компания выпустили множество книг, частью общего содержания, частью специально масонских. В том же году, по требованию комиссии народных училищ в Петербурге, были уничтожены некоторые учебники и запрещено печатание «Истории ордена иезуитов ». В 1785 году к франкмасонству присоединились Карамзин и некоторые другие замечательные личности. Но развитию франкмасонства грозила сильная опасность. Императрица Екатерина II , относившаяся к нему подозрительно в последнее время, предписала произвести обыск в книжной лавке Н. И. Новикова и поручила митрополиту Платону испытать Новикова в Законе Божием и осмотреть изданные им книги. Новикова митрополит признал верным правилам церкви, но четыреста шестьдесят одно сочинение было опечатано.

В XIX веке

Великая ложа Астрея

Согласно циркулярному письму от 30 сентября 1815 года , все великие ложи Европы были уведомлены об образовании на Востоке Санкт-Петербурга «Великой ложи Астрея». Была она образована по примеру Великой ложи Англии , и также выступили её учредителями четыре ложи: «Пётр к порядку», «Палестина» в Петербурге, «Изида» в Ревеле и «Нептун к надежде» в Кронштадте . Великим мастером Великой ложи Астрея стал граф В. В. Мусин-Пушкин-Брюс .

Организационная структура, порядок и характер работ нового союза подробнейшим образом были регламентированы в «Уложении Великой ложи Астрея». Первые 16 пунктов его были приняты братьями 13 августа 1815 года. Работа над уложением продолжилась после принятия его. 20 августа того же года к документу прибавилось ещё 156 параграфов. 20 января 1816 года число параграфов увеличилось до 389. В результате число параграфов «Уложения» составило 561. Характерно, что «Уложение Великой ложи Астрея» было рассчитано всего на 6 лет. Это означало, что братья отнюдь не намеревались останавливать свою законотворческую реформаторскую деятельность. Е. А. Кушелев писал в связи с этим:

«Потом ещё сочинили под названием „Прибавление к книге законов“, присовокупляя к сему последнему ещё и разные дополнения. Что утвердили подписанием: первое дополнение - 14 октября 1816 года, второе дополнение - 14 апреля, третье - 21 апреля 1817 года и, наконец, четвёртое - 24 марта 1818 года».

Таким образом, руководители Астреи демонстрировали братьям свою приверженность курсу реформ в возглавляемом ими масонском сообществе.

Проводимые реформы Астреи привели к отпадению от Великой провинциальной ложи «Владимир к порядку» и переход в Астрею лож «Пламенеющая звезда» и «Соединённые друзья ». Особенно влиятельной среди них была последняя, среди членов которой в 1816 году значились имена гвардейских офицеров Грибоедова , Чаадаева , Норова , Бенкендорфа , Пестеля и ряда других.

Реестр Великой ложи Астрея насчитывал к моменту закрытия 1404 масона, которые были объединены в 19 лож. Соперница ВЛ Астреи - Великая провинциальная ложа «Владимир к порядку» насчитывала всего 7 лож и 230 масонов.

В начале ХХ века

Первые ложи в России, после их запрета в 1822 году , начинают вновь открываться в 1905 году . Эти ложи открывают Великий восток Франции и Великая ложа Франции . Первые ложи учреждаются в Санкт-Петербурге и Москве. Известными ложами о которых сохранилась достоверная информация были «Возрождение» , «Северное сияние» и «Астрея », которые были открыты под эгидой Великого востока Франции, и ложа «Феникс » , которая была открыта в двух городах Москве и Санкт-Петербурге под эгидой Великой ложи Франции. Ложи были немногочисленны, так в ложах «Возрождение», «Северное сияние» и «Астрея» насчитывалось около 94 масонов. Информация о ложе «Астрея» весьма скупа. Известно, что ложа работала в 1916-1917 годах, в Москве и Санкт-Петербурге, и вероятно по Шотландскому уставу . В 1908 году для работ в дополнительных степенях ДПШУ был открыт капитул «Астрея», работы в котором проводились с 4 по 18 градусы . Ложи Великого востока Франции были закрыты в 1910 году, после появления парамасонской политической организации Великий восток народов России (ВВНР). Причиной закрытия лож стал переход 37 (из 94) членов лож ВВФ в ВВНР. И поскольку ВВНР заявил о разрыве отношений с иностранными масонскими организациями, то целесообразность нахождения лож ВВФ в Российской Империи потеряла свою актуальность. Ложи Великой ложи Франции вероятно проработали до 1917 года и после были запрещены .

Великий восток народов России

Как пишет историк масонства В. С. Брачёв , в 1910 году , членами лож Великого востока Франции начинают образовываться ложи, которые к 1912 году составили основу новой организации, получившей название Великий восток народов России .

Великий восток народов России был создан на учредительном съезде в Москве летом 1912 года . Характерным отличием лож ВВНР от лож ВВФ являлась отмена ряда обязательных пунктов в работе масонских лож . Такими пунктами стали: упразднение степени подмастерья , упрощение ритуалов , написание политических программ вместо зодческих работ, обсуждение политических вопросов на собраниях, работа не во имя Прогресса , как в ложах Великого востока Франции, а политическая активность в Государственной думе . Ложи ВВНР носившие название «масонские» таковыми не являлись, а члены ВВНР не признавались масонами Великим востоком Франции и другими масонскими организациями, а считались политическими кружками. Это привело в будущем часть бывших членов ВВНР, когда после Октябрьской революции 1917 года они покинули Россию, к прохождению ими заново ритуала масонского посвящения .

Руководящей структурой ВВНР был верховный совет, во главе которого стоял генеральный секретарь , а не великий мастер , как в масонских великих ложах. Первым генеральным секретарем Верховного совета ВВНР был Н. В. Некрасов , с по 1914 годы А. М. Колюбакин , левый кадет , далее на пост руководителя организации вернулся Н. В. Некрасов, а начиная с Конвента 1916 года - эсер А. Ф. Керенский . После того, как А. Ф. Керенский стал во главе Временного правительства России, в июле 1917 года , пост руководителя ВВНР перешёл к управляющему делами Временного правительства меньшевику А. Я. Гальперну.

ВВНР объединял несколько десятков лож , приблизительно по 10-15 человек каждая. Ложи создавались по территориальному принципу. В ВВНР было несколько специальных лож - «Военная», «Литературная», и думская ложа «Роза». Численность членов ВВНР составляла около 400 человек. ВВНР прекратил свою деятельность после революции 1917 года .

В конце ХХ

В 1990 году, с посвящения первого масона в новейшей истории, Георгия Дергачёва , началось возрождение масонства в России. 28 апреля 1991 года, в Москве, под эгидой Великого востока Франции была открыта первая масонская ложа. Всего было открыто, с 1991 по 1997 год, 6 лож ВВФ: «Северная звезда », «Свободная Россия», «Девять муз», «Северные братья», «Полярная звезда» и «Москва». С 1991 по 1993 год Великая ложа Франции открывает свои ложи. Ею были открыты 3 ложи: «Николай Новиков», «Сфинкс» и «Лютеция».

После перехода в Великую национальную ложу Франции Георгия Дергачёва и части масонов из лож ВВФ, в 1992 году Великая национальная ложа Франции начинает открывать свои ложи. В 1992-93 годах она открыла 4 ложи: «Гармония », «Лотос », «Новая Астрея », «Гамаюн » .

Когда в 1995 году проходит учреждение первой национальной великой ложи - Великой ложи России , то отток масонов из лож ВВФ и ВЛФ усиливается, что приводит к закрытию почти всех лож ВВФ и ВЛФ на территории России.

В 1996 году декретом великого мастера ВВФ были закрыты все ложи ВВФ на территории России. Ложа «Полярная звезда» ВВФ в полном составе перешла в ВЛР . До 1998 года также были закрыты ложи ВЛФ «Лютеция» и «Сфинкс». Ложа «Николай Новиков» продолжала свои работы под юрисдикцией ВЛФ.

В 1997 году ВВФ разрешил открыть новую ложу в России, ею стала ложа «Москва». В 1998 году было дано разрешение от ВВФ на возобновление работ ложи «Северная звезда».

С 1995 по 1999 годы Великая ложа России открыла 7 новых лож: «Аврора» № 5 (Москва, 1996 г.), «Полярная звезда» № 6 (Архангельск, перешла в полном составе из ВВФ в 1997 г.), «Юпитер » № 7 (Москва, 1997 г.), «Четверо коронованных» № 8 (Москва, 1998 г.), «Северное сияние » № 9 (Москва, 1998 г.), «Братская любовь» № 10 (Москва, 1998 г.), «Александр Сергеевич Пушкин » № 11 (Москва, 1999 г.).

В конце 1999 года в России было 12 лож ВЛР, 2 ложи ВВФ и 1 ложа ВЛФ.

В ХХI веке

С 2000 года ВЛР активно продолжила открывать новые ложи в разных городах России и за её пределами. всего ею было открыто 42 ложи.

Ложи ВЛР открытые после 2000 года:

  • «Тихоокеанское побережье» № 12 (Владивосток, 2000 г.),
  • «Фёдор Волков» № 14 (Ярославль, 2001 г.),
  • «Орион» № 15 (Москва, 2001 г.),
  • «Феникс» № 16 (Москва, 2001 г.),
  • «Изида и Озирис» № 17 (Москва, 2001 г.),
  • «Сер» № 18 (Москва, 2001 г.),
  • «Северные братья» № 19 (Мурманск, 2002 г.),
  • «Доблесть» № 20 (Москва, 2002 г.),
  • «Созвездие» № 21 (Москва, 2002 г.),
  • «Под тремя коронами» № 22 (Калининград, 2002 г.),
  • «Альфа и Омега» № 23 (Новосибирск, 2002 г.),
  • «Дружба» № 24 (Москва, 2003 г.),
  • «Белый рыцарь» № 25 (Москва, 2004 г.),
  • «Треугольник Хирама» № 26 (Москва, 2005 г.),
  • «Цитадель» № 27 (Москва, 2006 г.),
  • «Святой Грааль» № 28 (Воронеж, 2007 г.),
  • «Акация» № 29 (Сочи, 2008 г.),
  • «Форпост» № 30 (Магнитогорск, 2008 г.),
  • «Каменный пояс» № 31 (Екатеринбург, 2009 г.),
  • «Франция» № 32 (Москва, 2009 г.),
  • «Муз» № 33 (Санкт-Петербург, 2010 г.),
  • «Совершенное согласие» № 34 (Москва, 2010 г.),
  • «Дельта» № 35 (Краснодар, 2011 г.),
  • «Фёдор Ушаков» № 36 (Краснодар, 2011 г.),
  • «Клио» № 37 (Москва, 2011 г.),
  • «Два орла» № 38 (Минск, 2012 г.),
  • «Святой Давид - Строитель» № 39 (Тбилиси, 2013 г.),
  • «Леон Великий» № 40 (Сухуми, 2013 г.),
  • «Святая Тамара» № 41 (Тбилиси, 2013 г.),
  • «Арарагат» № 42 (Москва, 2013 г.),
  • «Павел Павлович Демидов» № 43 (Екатеринбург, 2013 г.),
  • «Золотой ключ» № 44 (Пермь, 2013 г.),
  • «Александр Сергеевич Грибоедов» № 45 (Санкт-Петербург, 2014 г.),
  • «Череп и крест» № 46 (Нижний Новгород, 2014 г.),
  • «Братская цепь» № 47 (Челябинск, 2014 г.),
  • «Георгий V Блистательный» № 48 (Тбилиси, 2015 г.),
  • «Джузеппе Гарибальди» № 49 (Москва, 2015 г.),
  • «Шипка» № 50 (Москва, 2015 г.),
  • «Алихан Бокейханов» № 51 (Алма-Ата, 2015 г.),
  • «Свет Востока» № 52 (Алма-Ата, 2016 г.),
  • «Конкордия» № 53 (Шахты (Ростовская область), 2016 г.),
  • «Восходящего Солнца» № 54 (Казань, 2016 г.),
  • «United Nomadic Brothers» № 55 (Алма-Ата, 2016 г.).

По разным причинам были приостановлены работы в следующих ложах ВЛР: «Полярная звезда» № 6, «Тихоокеанское побережье» № 12, «Фёдор Волков» № 14, «Изида и Озирис» № 17, «Северные братья» № 19, «Доблесть» № 20, «Созвездие» № 21, «Под тремя коронами» № 22, Треугольник Хирама № 26, «Святой Грааль» № 28 .

От ВЛР отошли ложи перешедшие к другим великим ложам при их создании: «Сер» № 18 (к Великой ложе Армении), «Дружба» № 24 (к Великой национальной ложе Азербайджана) «Святой Давид - Строитель» № 39, «Святая Тамара» № 41, «Георгий V Блистательный» № 48 (к Великой ложе Грузии) , «Алихан Бокейханов » № 51, «Свет Востока» № 52 и «United Nomadic Brothers» № 55 (к Великой ложе Казахстана) .

В марте 2001 года, из Великой ложи России вышло около 100 человек. Как утверждалось вышедшими из ВЛР, причиной выхода стало: несогласие братьев с внутренней политикой проводимой тогдашним руководством ВЛР . Из трёхтомника «История русского масонства в XX веке» историка масонства А. И. Серкова следует, что во время раскола ушли члены следующих лож: «Гармония», «Лотос», «Астрея », «Юпитер», «Орион» .

16 апреля 2001 года вышедшие провели свою первую ассамблею, после которой было объявлено о появлении «Русской регулярной великой ложи» (РРВЛ) . Согласно материалам словаря «Масоны», историка масонства С. П. Карпачёва , РРВЛ стала добиваться признания Объединённой великой ложи Англии и регулярных великих лож , и добивалась его вплоть до июня 2007 года. РРВЛ не признала ни одна великая ложа в мире .

В 2006 году ложа «Северная звезда» в связи с малочисленностью прекратила свои работы, а оставшиеся члены ложи перешли в ложу «Москва» (ВВФ).

После того как в мае-июне 2007 года члены РРВЛ пытались перейти в ВЛР и принять участие в выборах нового великого мастера, в ВЛР произошёл раскол . Иностранные наблюдатели от великих лож признающих ВЛР не допустили к участию в ассамблее ВЛР членов РРВЛ, которые попытались принять участие в голосовании на выборах великого мастера ВЛР. По итогам голосования великим мастером был избран Андрей Богданов , что и было подтверждено наблюдателями . Итогом избрания А. Богданова новым великим мастером стал уход 30 членов лож «Гармония», «Лотос», «Феникс» и «А. С. Пушкин» из ВЛР и объединение их с членами РРВЛ. Новое объединение решило использовать название Великая ложа России , только добавила к нему уточнение: руководимая великим мастером А. С.

Поскольку новому объединению отказали в признании все регулярные великие ложи, то в июне 2008 года, некоторыми членами объединения, было принято решение установить отношения с Великой ложей Франции.

История окончательного оформления и появления ОВЛР в её нынешнем качестве описывается историком масонства А. И. Серковым так: 11 октября 2008 года, на своей торжественной ассамблее, под патронажем Великой ложи Франции была учреждена Объединённая великая ложа России . Объединённой великой ложе России был выдан патент Великой ложи Франции на право проведения работ по ДПШУ. В Объединённую великую ложу России вошли при учреждении 11 лож .

В январе 2009 года в состав ОВЛР вошли две харьковские ложи - «Геометрия» и «Феникс Украины».

Масонские организации в современной России

По состоянию на июль 2016 года в России представлены следующие масонские организации:

См. также

Примечания

  1. Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. - М.: «Яуза-Пресс», 2007. - с. 29. - ISBN 978-5-903339-28-0 , (неопр.) . Проверено 6 июля 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.
  2. Захаров В. Ю., Основные этапы развития масонства в России (неопр.) . Проверено 6 июля 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.
  3. НП ИнфоРост. ГПИБ | Пыпин А. Н. Русское масонство: XVIII и первая четверть XIX в. - Пг., 1916. (неопр.) . elib.shpl.ru. Проверено 4 февраля 2016.
  4. Лонгинов, Михаил Николаевич «Новиков и московские мартинисты. 1867»
  5. Вейдемейер, «Двор и замечательные люди в России», ч. 1, стр. 197, 198
  6. Романченко Н. Ф. Материалы по масонству в России. - Б. м., б. г., с. 61; Серков А. И. 250 лет масонства в России. - М., 1993, с. 88
  7. Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. - М.: «Яуза-Пресс», 2007. - с. 34. - ISBN 978-5-903339-28-0
  8. см. «Вестник Европы», 1868 г., кн. 6, стр. 574; «Русский Вестник», 1864 г., кн. 8, стр. 375; «Сочинения» Державина, изд. 1 акад. наук, 1 т., 793 стр.
  9. Аржанухин С. В. Шварц Иван Григорьевич. МегаЭнциклопедия Кирилл и Мефодий
  10. см. Новиков, Шварц, Дружеское общество

Опять масоны ОЛЕГ ПЛАТОНОВ ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ МАСОНСТВА

Без понимания роли масонов русскую историю последних двух веков понять невозможно.

Оплотом воздействия европейского масонства на Россию всегда были Франция и Британия.

Недаром есть все основания полагать, что знаменитый двойной агент Евно Азеф, работавший и на эсеров, и на охранку, на самом деле работал на англичан, стравливая российских политиков между собой, и был отравлен немцами.

____________________________________________________

http://www.rus-sky.com/history/library/plat1-1.htm

Низшие степени посвящения представляли собой сложные, многослойные образования самых разных людей. Это своего рода кадровый резервуар масонства, часть содержимого которого отсеивается, а часть никогда даже на средние степени не поднимается.

Последние чаще всего состоят из лиц, которых по большому счету к масонам и отнести нельзя, это преимущественно духовно, нравственно дезориентированные люди, сбитые с толку псевдоидеалистическими и псевдоромантическими заявлениями масонских орденов. Эти люди нередко за чистую монету принимают ритуальные игры и охотно участвуют в них. Но именно эта часть масонов низшей степени имеет для масонских орденов особое практическое значение - она служит интересам создания положительного имиджа этой преступной организации, представляя ее как безобидное собрание романтических чудаков, мечтающих о совершенствовании человечества. Нередко это просто приманка для вступления в орден известных людей литературы, искусства и др. Таких людей мы назвали бы масонами для отвода глаз. Они служат невольным прикрытием масонских преступлений и подпольных дел, хотя сами о них совершенно не осведомлены. Именно такую роль в масонстве выполняли некоторые деятели русской культуры, например архитектор Баженов, художник Левицкий, писатель Вересаев. Пользуясь возвышенными романтическими настроениями этих людей, масонские конспираторы обещали им открыть "бесконечные горизонты совершенствования души" и самосовершенствования. Конечно, все это был обман, ибо мошенники не могли им дать ничего положительного, зато получали их славные имена для использования в своих спекуляциях. Масоны не гнушались даже приписывать к своим рядам людей, которые либо в масонстве вообще не состояли, либо состояли непродолжительный срок и никакого участия в масонской работе не принимали. Совершенно безосновательно, в целях повышения престижа своей организации "вольные каменщики" приписывали себе Петра I и многих из его соратников, поэтов Державина и Жуковского и даже Николая II.

Не подтверждается фактами и участие в масонских ложах великих русских полководцев Суворова и Кутузова. Легенда об их принадлежности к масонству - яркий пример обмана, на который шли "вольные каменщики", чтобы возвеличить себя и скрыть свою преступную сущность.

Случайный, эпизодический характер носила причастность к масонским ложам Пушкина, Карамзина и Грибоедова, хотя "вольные каменщики" до сих пор в рекламных целях приводят их как пример своих "образцовых братьев".

Пушкин был записан в ложу в середине 1821 года, а в конце этого же года ложа распалась, так и не начав работать. Конечно, масоны и позднее всячески старались привлечь великого поэта в свои ряды, но ему был глубоко противен характер масонского подполья, дух интриг, отдававший государственной изменой, и их попытки остались безуспешными.

Позднее масоны сыграли трагическую роль в судьбе Пушкина (окружение Нессельроде).


Сторонился масонства (хотя незначительное время и состоял в низшей степени в одной из лож) и А.С. Грибоедов. Никакой реальной масонской работы он не вел. Более того, в комедии "Горе от ума" он по сути дела высмеивает "вольных каменщиков" и их собрания, стремившиеся определять политику ("У нас есть общество и тайные собранья по четвергам. Секретнейший союз...").

В юные годы короткое время состоял в одной из лож Карамзин, который быстро понял антирусскую сущность масонства и вышел из его членов. В зрелом возрасте масоны предлагали русскому историку вновь вступить в ложу, суля высокие масонские степени и поддержку, но он отказался. В отместку за это масоны стали травить его.

Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731 - 1996. Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Москва: "Родник", 1996.-704 с.


Русские масонские тайны оберегались так надежно, что не случись вторая мировая война, мы, скорее всего, ничего не узнали бы до сих пор. Дело в том, что архивы масонских лож (а русские ложи были филиалами западных) и разных секретных организаций и спецслужб были захвачены Гитлером во время оккупации Европы. А после нашей победы оказались в руках Красной Армии. В качестве трофея их вывезли в Москву, где хранили под строгим секретом вплоть до 1991 года, используя преимущественно как оперативный материал для КГБ.

Десятки, сотни тысяч дел с середины XVIII века по 1939 год, а в них - протоколы заседаний масонских лож, документы, циркулярные письма и инструкции, финансовые отчеты и переписки, позволяющие с полной определенностью говорить о преступном, заговорщическом характере этой тайной организации, ставящей главной целью достижение политического влияния и господства темных закулисных сил.

В отличие от западного масонства, преимущественно игравшего роль закулисного идеологического и политического лобби, русское масонство имело свои характерные особенности. Сохраняя все черты закулисного лобби, русское масонство в силу своей зависимости от зарубежных масонских орденов было средоточием лиц, лишенных национального сознания, а нередко просто откровенно антирусской ориентации. Для многих из них масонство было формой русофобии - ненависти к русскому народу, его традициям, обычаям и идеалам, попрания национальных интересов России. В масонстве русская интеллигенция отчуждалась от русского народа, уходила от него в подполье, выдумывая там разные проекты и комбинации "обустройства" России на западный лад.

Главное, конечно, состояло в том, что русское масонство, начиная с XVIII века, всегда было только филиалом масонских орденов Западной Европы, тщательно исполняя все инструкции их руководителей.


Даже в те короткие моменты, когда оно получало относительную автономию, внутренняя жизнь русского масонства полностью контролировалась зарубежными центрами. Об этом уже неопровержимо свидетельствуют переписка российских масонов со своими руководителями из-за рубежа, а также отчеты о проводимой работе. Из-за рубежа русским масонам поступают инструкции и циркулярные письма, из которых видно, какую позицию следует занимать российским братьям.

Авторитет зарубежных масонских начальников был у российских масонов очень высок, чаще гораздо выше, чем авторитет законной русской власти. Сколько раз за свою историю российские масоны вступали в тайный сговор с зарубежными собратьями, чтобы проводить линию, которая на их языке называлась "большая масонская правда"!

Российских масонских братьев совершенно не смущало, что они по своей сути являлись агентами зарубежных правительств и, выполняя установки зарубежных центров, подрывали национальные интересы России.

История масонства в России - это история заговора против России. Архивные данные свидетельствуют, что практически нет ни одного важного для России события, в котором масонские ордены не сыграли особую, всегда отрицательную для нее роль. Масонство было главной формой незримой духовной оккупации России, формой реализации антирусских импульсов Запада.

По отношению к России деятельность масонских орденов носила в чистом виде заговорщический характер, ибо предполагала тайные действия, не соответствовавшие национальным интересам России. способствовала ее ослаблению, поражению в войнах, разрушению национальных идеалов, традиций и обычаев.

По сути дела, "работа" масонских орденов велась параллельно подрывной деятельности зарубежных спецслужб, а часто и переплеталась с ними. Известно множество случаев, когда члены масонских лож и агенты иностранных разведок выступали в одном лице. Кстати говоря, зарубежные спецслужбы всегда рассматривали масонов как резерв для подбора кадров в борьбе против России.

Сами масоны всегда пытались представить свое преступное сообщество как идейную организацию. Однако никакой положительной идеи в умственных рассуждениях масонов не существовало, а только сатанинская жажда господства над другими людьми.

Идеология масонства - это идеология избранничества, предполагающая господство над человечеством. Цель масонов - установление мирового порядка, в котором им будет принадлежать господствующая роль. В масонской литературе это символически изображается как строительство храма, вольными каменщиками которого являются масоны. Своим отцом они считают Адонирама (или Адорама), которому Соломон поручил строение храма. Этот Адонирам "должен был великому числу работников производить плату, которых он всех знать не мог". Каждому строителю соломонова храма масонская система обещает вознаграждение в зависимости от внесенного вклада. С этого обещания вознаграждения собственно и начинается масонская доктрина, которая подробно расписывает мзду каждого. "Дабы ему (Адонираму) ученикам не заплатить столько, сколько следует товарищам, а товарищам столько, сколько следует мастерам, то принужден он был с каждым из них согласиться о некоторых словах, знаниях и осязаниях для различения каждого в особенности".

.

__________________________________________________

Зависимость русского масонства от иностранного проявлялась совершенно очевидно и во всем, причем иностранные "братья" не доверяли своим русским подопечным и постоянно проверяли их, посылая своих тайных эмиссаров.

Своего рода контрольными органами служили собственно иностранные ложи, действовавшие на территории России и состоявшие только из иностранцев. Такими ложами, например, были "Народ Божий" или "Новый Израиль", "Единства", "Тамплиеров", "Трех Глобусов", "Трех Мортир", "Якорей и Короны", "Соединенных французов и поляков", "К Трем Ключам", "Тайное общество иллюминатов" и др. *1 Причем практически все высокопоставленные российские масоны принимали участие в работе иностранных лож *2 и числились в составе разных Директориальных, Теоретических, Мистических и тому подобных капитулов и орденов.

Масонское "государство", внедрившееся в российское государство, на какое-то время идеологически и политически парализовало деятельность национального механизма России. Абсолютное большинство общественных организаций были либо под влиянием, либо под контролем масонских лож, либо просто масонскими образованиями.

Внутренние масонские источники приводят длинный список таких организаций. И хотя часть этих организаций относится к последним десятилетиям XVIII века, большинство из них приходится на царствование Александра I.

Общества и организации, находившиеся под контролем или под влиянием масонских лож

Академия Художеств Арзамас Беседа любителей русского слова Библейское общество Военное общество Вольное общество любителей словесных наук и художеств Вольное общество любителей российской словесности и соревнователей просвещения и благотворения Вольное собрание любителей российского слова (Вольное российское собрание) Вольное экономическое общество Географическое общество Дружеское литературное общество Дружеское ученое общество Императорское общество испытателей природы Комиссия об училищах и призрения требующих Короля Саксонского Медицинское и экономическое общество Минералогическое общество Московское земледельческое училище Московское общество испытателей природы Московское общество сельского хозяйства Общество военных людей при гвардейском штабе Общество друзей природыОбщество Зеленой Лампы Общество истории и древностей российских Общество (Рос.) любителей садоводства Общество московских практических врачей Общество распространения ланкастерских школ Педагогическая семинария Переводческая семинария Петербургское археологическое общество Российская Академия наук Северное общество Собрание университетских питомцев (студенческое собрание) Соединенных Славян Союз Благоденствия Союз истинных и верных сынов отечества Союз Освобождения Союз Спасения Типографическая Компания Университетский Благородный пансион Ученое Собрание Физико-медицинское общество Харьковское филотехническое общество Человеколюбивое общество Южное общество

Как писал об этом в 1825 году масон С.Д.Нечаев, будущий обер-прокурор Синода: "Невидимые министры, управляющие миром, прозорливее и дальновиднее обыкновенных вельмож, которые приписывают своему благоразумию сохранение общественного порядка. Есть и невидимая полиция, с которой мирская полиция есть один сколок, весьма несовершенный и часто карикатурный".

Проследим подробнее каждое из этих направлений "невидимой полиции".

Касаясь "обволакивания масонскими кадрами" государственного аппарата России, следует отметить, что оно в это время приобрело для масонов победоносный характер. С момента образования в 1802 году министерской системы многие ключевые посты, вплоть до запрещения тайных обществ в 1822 году, занимали высокопоставленные масоны.

Министерство внутренних дел: Кочубей В.П. (1802-1807), Куракин А.Б. (1807-1810), Козадавлев О.П. (1810-1819), Голицын А.Н. (1819), Кочубей В.П. (1819- 1823);

министерство иностранных дел: Воронцов А.Р. (1802-1804), Чарторыжский А.А. (1804-1806), Будберг А.Я. (1806-1807);

министерство юстиции: Лопухин П.В. (1803-1810), Дмитриев И.И. (1810-1814).

В масонских ложах состояли многие товарищи министров, а также руководители департаментов.

Особое значение во властных структурах того времени имело министерство внутренних дел. Глава этого министерства был своего рода премьер-министром государства. С первых дней существования главой этого учреждения стал масон с 1786 года (ложа "Минерва") граф В.П. Кочубей, а его товарищем (заместителем) - граф П.А. Строганов. Последний жил в Париже без перерыва с 1781 по 1796 годы, участвуя в работе масонских лож с юношеского возраста. Принадлежал он к ордену Великий Восток Франции. Ввел его туда отец, А.С. Строганов, масон международного класса, принадлежавший к верхушке Великого Востока Франции и принимавший участие в редактировании его Устава. В Россию П.А. Строганов приезжает как готовый агент влиятельного зарубежного ордена.

При масоне-министре Кочубее в министерстве внутренних дел все ключевые посты занимались "вольными каменщиками". Собственно говоря, карьера в этом ведомстве не могла состояться вне принадлежности к ложам. Так, например, секретарем департамента государственного хозяйства и публичных зданий в 1-м отделении канцелярии министра внутренних дел был при Кочубее некто Н.С. Кожухов, позднее правитель дел Тайного департамента и тайный советник. Этот масон за 1815-1819 годы преодолел все масонские ступени и достиг должности обрядоначальника в ложе "Умирающего Сфинкса".

С 1811 по 1819 годы масонскую эстафету на посту министра внутренних дел принял старейший масон (посвященный в 1775 году в ложе "Равенства") О.П. Козадавлев. Этот масон участвовал в самых разных государственных работах, а также был известен общественной деятельностью. Хотя не прославился на ниве науки, но состоял членом Российской Академии наук и других ученых обществ. После его смерти пост министра еще на четыре года вернулся к Кочубею.

В числе первых инициатив Министерства внутренних дел среди множества проблем, ставших перед государством, - создание "Комитета о благоустроении евреев", в который, в частности, вошли масоны Кочубей, Чарторыжский, В.А. Зубов, С.О. Потоцкий.

И хотя Кочубей утверждал, что собирается "следовать национальной системе", характер проводимых им реформ имел антирусскую направленность.

Одной из главных фигур в министерстве внутренних дел стал М.М. Сперанский, масонским опекуном которого был один из главных руководителей российских "братьев" И.В. Лопухин. Свой идеологический багаж Сперанский формулировал так: "Вся наша духовность, собственно, сводилась к теософии. К ней же относятся творения Беме, Сен-Мартена, Сведенборга и т.п. Это лишь азбука. Десять лет провел я в ее изучении...".
Таким образом, вместо святоотеческого опыта и национальных духовных ценностей Сперанский руководствовался в своей деятельности оккультной литературой.

Удивительно ли, что и круг его сотрудников и друзей, готовивших российские реформы, был в основном масонским, часть из них входила в ложу, членом которой с 1810 года был и сам Сперанский, ("Полярная Звезда"). Руководил ложей преподаватель еврейского языка в Петербургской Духовной Академии И.А. Фесслер. Из сотрудников Сперанского здесь числились, в частности, Ф.М. Гауеншильд и Г.А. Розенкампф.

Под особым контролем масонских лож находились финансовая и экономическая сферы. Директором Государственного Банка в 1810-ые - 1820-ые годы был масон Н.С. Липкин, устраивавший у себя на дому собрания ложи. Кстати, и в ложе он состоял по финансовой части - был казначеем. Вольное экономическое общество с самого начала было захвачено масонами. Достаточно сказать, что его непременным секретарем с 1793 года был убежденный розенкрейцер, состоявший в высоких масонских степенях, писатель В.А. Левшин.

Трагедия России этого времени состояла в том, что космополитически настроенные подпольные силы пытались навязать ей чуждые по духу западнические реформы и вместе с тем сознательно торпедировали осуществление необходимых национальных реформ, и прежде всего отмены крепостного права на основе дальнейшего развития самоуправления крестьянской общины.

культура искусство общество общество Масоны

Как и многое другое, что вошло в русскую жизнь со времен Петра I, масонство проникло к нам с Запада. "Любимец Петра Великого Лефорт был масон и, вероятно, сообщил сведения о масонстве своему великому монарху, так как тогда учрежден был масонский орден Святого Андрея", - читаем мы в "Кратком очерке истории масонства в России" (1827).

Конечно, масоны в России во времена Петра I быть может и были, однако первое документальное упоминание о существовании масонской ложи в нашем Отечестве относится только к 1731 году в связи с назначением Великой ложей Англии капитана Джона Филипса Провинциальным Гроссмейстером для России.

В целом историю русского масонства XVIII века условно можно разделить на два периода. Первый из них (1731 - 1770-е гг.) - это период становления и укрепления масонских лож на русской почве. Само масонство в эти годы было скорее модой, чем потребностью определенной части русского общества.

Преобладающим было масонство английское первых трех степеней. Второй период (конец 1770-х - 1780-е гг.) - это, безусловно, время расцвета русского масонства, господства в ложах мистики и повсеместного распространения так называемых рыцарских или высоких степеней: шведская система и розенкрейцерство.

Настоящая история русского масонства начинается только с 1770-х годов с внедрением в него Елагинской и Циннендорфской (Берлинско-Шведской) систем.

Ведущую роль среди русских масонов этого времени играл Иван Перфильевич Елагин (1725-1794). Писатель, сенатор, управляющий императорскими театрами (1766-1779), он был, в то же время, и одним из самых деятельных пропагандистов вольного каменщичества в нашем отечестве (30) 22 мая 1770 года в Петербурге была открыта Великая Провинциальная ложа России, работавшая по системе трех иоанновских степеней и имевшая непосредственную связь с берлинской ложей "Ройял Йорк" - филиалом Великой ложи Англии в Пруссии.

Общее число членов елагинских лож едва ли превышало, согласно современным оценкам, 400 человек (47, С. 44). А между тем в это же время в Петербурге наряду с ложами И.П.Елагина росли и множились ложи другого, враждебного ему масонского союза во главе с гвардейским генерал-аудитором немцем бароном П.-Б.Рейхелем, работавшие по системе так называемых рыцарских степеней. Мода на них пришла в Россию из Германии. Приехавший оттуда 12 марта 1771 года бывший гофмейстер двора принца Брауншвейгского П.-Б.Рейхель учредил в том же году в Санкт-Петербурге ложу "Аполлона" Циннендорфской (Шведско-Берлинской) системы, известной в литературе как система "слабого наблюдения". Успех шведской системы в России не был, однако, достаточно прочным. Дело в том, что интерес и внимание шведских начальников ордена к Росси и русским преследовал не только и не столько масонские, сколько далеко идущие политические цели - упрочение братского союза знатного дворянства двух стран на основе вольнокаменщических идей.

Подводя итог деятельности елагинских, рейхелевских и шведских масонских лож в России в 1770-х - 1780-х гг. можно констатировать, что, несмотря на внушительный размах движения, сколько-нибудь заметного следа в истории русской культуры, просвещения или общественной мысли их деятельность не оставила, да и едва ли могла оставить при той постановке дела, которая была характерна для этих масонских сообществ и при тех лидерах, которые их возглавляли. Совсем в другом ключе развивалась в эти годы деятельность другого, во многом отличающегося от них масонского сообщества - ордена розенкрейцеров.

Речь идет о московских розенкрейцерах, или мартинистах, как их еще называли. Как и близкие к ним по духу адепты других масонских систем, цель свою московские розенкрейцеры видели, прежде всего, в собственной внутренней духовной работе, заключающейся в познании Бога через познание натуры и себя самого по стопам христианского вероучения (16, С.475).

Однако реальная, практическая деятельность розенкрейцеров 1780-х годов была связана не столько с их моральным самоусовершенствованием, сколько с усилиями братьев, направленными (прежде всего, путем массового издания книг и журналов) на просвещение русского общества и возбуждение в нем широких умственных интересов. Огромную роль в этом повороте сыграл выдающийся русский просветитель второй половины XVIII века Николай Иванович Новиков.

Любопытна динамика внедрения отдельных масонских систем в России в 1770-е - 1780-е годы: 1775 год - 13 лож первого Елагинского союза и 18 Рейхелевых лож; 1777 год - 18 лож Елагинско-рейхелевого союза; 1780 год - 14 лож Шведской системы; 1783-1786 гг. - 14 (только явных) лож розенкрейцерских;1787-1790 гг. - 22 ложи второго Елагинского союза и не менее 8 розенкрейцерских тайных лож (теоретических собраний).

О.Ф Соловьев считает, общая численность масонов в XVIII веке вряд ли превышала одну тысячу человек (47, С. 69). Как бы то ни было, и одна тысяча братьев-масонов, учитывая их высокий социальный статус и положение в тогдашнем обществе для России было немало.

При сложившихся обстоятельствах знаменитые указы Екатерины II от 23 января 1787 года о запрещении печатать, а 27 июня того же года уже и продавать партикулярным людям книги духовного содержания, напечатанные в светских типографиях, были как нельзя кстати: ведь под них едва ли не полностью подпадала и специальная масонская литература. Следующим шагом государыни в этом направлении стало ее запрещение от 15 октября 1788 года Московскому университету продлить договор с Н.И.Новиковым об аренде его типографии, срок аренды которой истекал 1 мая 1789 года (55, С. 12-13).

С началом царствования Александра I оживились и "уснувшие" было во времена Екатерины II ложи и других масонских "систем".

Русские розенкрейцеры начала XIX века не представляли собой в идейном отношении единого целого и колебались между двумя идеологами масонства того времени: Н.И.Новиковым, представлявшим, по сути дела, левое крыло движения, и И.А.Поздеевым, придерживавшимся открыто консервативных взглядов.

Общим же для русского масонского сообщества первой четверти XIX века было засилье иностранцев (до 50% состава) и невиданный ранее наплыв в ложи буржуазного элемента, главным образом, немецкого происхождения. Характерно, что русские представители "третьего сословия", как люди богобоязненные, православные, в масонские ложи шли неохотно, в то время как для иностранцев пребывание в масонской ложе было делом очень даже обыкновенным.

1 августа последовал высочайший рескрипт на имя управляющего министерством внутренних дел графа В.П.Кочубея "О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ". "Все тайные общества, - читаем мы здесь, - под какими бы они наименованиями ни существовали, как то: масонские ложи или другими - закрыть и учреждения их впредь не дозволять" (42, С. 579).

Характерно, что в самом тексте рескрипта в качестве причины закрытия лож прямо были выставлены "беспорядки и соблазны, возникшие в других государствах от существования тайных обществ" и желание царя "дабы твердая преграда полагаема была по всему, что к вреду государства послужить может". "Истинной причиной указа 1 августа 1822 года, конечно же был страх императора перед тайными обществами и сходное направление политики европейских дворов", - замечает Кондаков Ю. Е. (22, С. 126).

Загнанные в подполье и лишенные внутреннего импульса, масонские кружки этого времени тихо угасали. Последнее ритуальное посвящение в ложе относится к 1850 году. И хотя некоторые исследователи (А.И.Серков) подчеркивают, что "масонские встречи продолжались по 1899-й год" (45, С. 3), для всякого непредвзятого историка очевидно, что ни о каких прямых продолжателях дела Н.И.Новикова далее 1860-х гг. не может быть и речи. Последним масонским актом в России стало закрытие ими работ "Теоретического градуса" в 1863 году (11).