Шестой флот сша готовится порвать конвенцию монтрё (фото). Авианосная группа ВМС США

В среду 7 декабря командующий 6-м флотом ВМС США вице-адмирал Джеймс Фогго заявил, что длительность патрулирования американских боевых кораблей в Черном море может быть увеличена до четырех месяцев: «Это зависит от того, станут ли вызовы в регионе более или менее срочными.

Очевидно, когда действия становятся более интенсивными, вы наблюдаете присутствие дополнительных кораблей».

Подобные суждения адмирал допускал и ранее. То есть представитель Пентагона Джеймс Фогго официально предупреждает Европу о количественном и качественном росте присутствия ВМС США в Черном море, куда американцев никто не приглашал. Негативные последствия вполне предсказуемы.

Большинство европейцев считают, что США не справились с ролью мирового лидера. Согласно конвенции Монтрё, корабли ВМС США могут находиться в акватории Черного моря не более 21 дня.

Вероятно, это не смущают американцев. Пентагон намерен активнее проецировать силу в Европе - вопреки общественному мнению и за пределами международных правовых норм.

Североатлантический альянс готов внести свою лепту в этот опасный процесс. 26-27 октября в Брюсселе министры обороны 28 стран-членов НАТО обсудили усиление присутствия в Черноморском регионе.
Реальность всегда сложнее и жестче, нежели представляют себе вашингтонские и брюссельские стратеги. Будет ли реализовано послание вице-адмирала Джеймса Фогго?

© Flickr/ U. S. Naval Forces Europe-Africa/U.S. 6th Fleet
Военнослужащие на ракетном эсминце Porter (DDG 78) 6-го флота США в Средиземном море

Очертания будущего

6-й (Средиземноморский) флот ВМС США - это шесть оперативных групп, серьезная сила. За исключением штаба, отделов обеспечения и флагманского корабля Mount Whitney, комплектуется кораблями, самолетами и частями морской пехоты, прибывающими в Средиземное море на срок 6 - 8 месяцев.

Корабли приходят и уходят, однако их количественный состав практически не меняется.

Основа 6-го флота - оперативное соединение в составе одного-двух авианосцев, двух ракетных крейсеров, шестнадцати фрегатов и эсминцев. Флот располагает подводными лодками, соединениями десантных кораблей с морской пехотой, а также значительным количеством военно-морских баз, пунктов материально-технического обеспечения (Гаэта, Неаполь, Ла-Маддалена, Специя, Таранто, Бриндизи, Аугуста, Рота) и авиабаз в Испании, Франции, Италии, Греции, Турции и других европейских странах НАТО.

Зона ответственности 6-го флота США - Средиземное и Черное моря, прилегающие воды Атлантики, побережье Африки (Гвинейский залив).

Для эффективного управления на этом широком географическом пространстве действиями ВМС и Корпуса морской пехоты имеется штабной корабль Mount Whitney, предельно насыщенный приемно-передающей и разведывательной аппаратурой.

Атомный авианосец - это 70–80 самолетов различного назначения, 1900 тонн боезапаса (включая ядерное оружие), современное оборудование, радары и суперкомпьютеры, завод по опреснению забортной воды, системы пожаротушения, гигантские хранилища и экипаж в пять тысяч человек.

Американские корабли с боевой информационной системой «Иджис» интегрированы в систему ПРО, и способны ослабить ответный ракетный удар со стороны России.

Как правило, вблизи российского Крыма «патрулируют» эсминцы типа «Арли Берк» с крылатыми ракетами «Томагавк» на борту.

Повторюсь: в рамках конвенции Монтрё корабли 6-го флота могут войти в Черное море строго на три недели (кроме авианосцев, которым нельзя зайти даже на один день). Однако американцы не раз нарушали временные рамки, а российская сторона при этом лишь укоряла партнеров по линии МИД, не применяя военную силу в той или иной форме. Союзники по альянсу и другие причерноморские страны просто закрывали глаза.

Возможно, у вице-адмирала Фогго возникла и окрепла иллюзия полной безнаказанности, даже на случай четырехмесячного пребывания в акватории Черного моря группы кораблей 6-го флота США.


Шестой флот ВМС США

Горячий Джеймс

Идеолог революционных перемен в Черноморском регионе - не первое лицо Пентагона, и все же человек серьезный. Уроженец штата Вирджиния Джеймс Фогго - выпускник Военно-морской академии США 1981 года, имеет степень магистра в области государственного управления Гарвардского университета (США) и диплом исследователя в области обороны (Diplôme d’Etudes Approfondies) Страсбургского университета (Франция). Успешно служил на подводном флоте, на ответственных командных и штабных должностях, а также в качестве специального помощника в Канцелярии заместителя министра обороны. Имеет множество наград.

Возможно, Фогго надеется «обойти Монтрё» посредством туманных рассуждений о «праве на свободное морское судоходство».

Черноморский флот России в своей зоне ответственности внимательно наблюдает за кораблями 6-го флота США. И не случайно в одном из интервью вице-адмирал Джеймс Фогго отметил, что американские корабли в Черном море «в девяти случаях из десяти поджидает российский военный корабль…

Это стратегическое послание, меня это всегда впечатляет. Незамедлительно отправить в море корабли не так просто».

Россия оперативно встречает незваных гостей и над акваторией Черного моря, как это было в сентябре с самолетом-разведчиком США Р-8 Poseidon.

Наблюдая реконструкцию южной части «железного занавеса», Москва не стремится к конфронтации с Западом, и все же для обеспечения национальной безопасности принимает ответные меры.

Черноморский флот пополняется новыми кораблями и только в рамках одной федеральной программы получит до 2020 года более 86 млрд. рублей. С марта 2014 года российские противокорабельные комплексы «Бастион» с противокорабельными ракетами «Оникс» в Крыму держит под прицелом большую часть Черного моря до турецких берегов и всё побережье Украины. Вот в чем «стратегическое послание» России.

Если в Вашингтоне присутствует понимание серьезности российских намерений на Ближнем Востоке, там должны ясно представлять последствия неограниченного присутствия в черноморском регионе, непосредственно у российских границ кораблей 6-го флота США.

Надеясь на силу и ловкость в зоне между компромиссом и конфронтацией, Пентагон последовательно повышает опасность прямого военного столкновения с Россией.

Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»

Непобедимый и легендарный Шестой флот ВМС США торопливо покинул Средиземное море при приближении к берегам Сирии российской военно-морской группировки. Собственно, сам Шестой флот и его командующий – вице-адмирал Крейг Пандолф никуда не делись – они по-прежнему находятся во вверенной им зоне ответственности, числясь во всех оперативных сводках и финансовых отчетах. На многочисленных средиземноморских базах Шестого флота жизнь тоже течет в привычном режиме – наряды, увольнительные, охрана периметра, покраска заборов, хищения материальных ценностей, неоплаченные счета за электричество, газ и пресную воду.


Другое дело, что из Средиземного моря странным образом исчезли корабли Шестого флота!
Флот есть, а кораблей нет, - наверняка удивитесь вы, - Разве такое возможно?

Да, возможно, если речь идет об американских военно-морских силах. В отличие от структуры ВМФ России, где каждый флот имеет неизменный список приписанных к нему кораблей, в том числе свой флагман (Северный флот - ТАРКР «Петр Великий», Балтийский флот – эсминец «Настойчивый», Черноморский флот – ГРКР «Москва», Тихоокеанский – РКР «Варяг»), понятие «флот» для ВМФ США – не более чем сфера ответственности. Невозможно дать конкретный ответ на просьбу: «Покажите корабли Шестого флота» - состав флота меняется практически ежедневно. Вот такая квантовая механика!

Например, любой авианосной ударной группировке, которая прошла Гибралтарский пролив, автоматически присваивается обозначение Task Force 60 (Оперативное Соединение 60) и АУГ превращается в главную ударную силу Шестого флота. А командир авианосной группировки, соответственно, получает должность командующего Оперативным Соединением 60, и теперь непосредственно отвечает за ситуацию в Средиземном море.

Следуя этой логике, каждый вошедший в воды Средиземноморья десантный вертолетоносец и его эскорт получают обозначение Task Force 61. Теперь они – главные амфибийные силы Шестого флота.
Любая эскадра эсминцев в Средиземном море превращается в DESRON SIX ZERO (а попросту – «миноносную эскадру 60»), уйдут эсминцы – «миноносная эскадра 60» расформирована.

Как же американцам удается не запутаться в этом круговороте и случайно не потерять свои шесть десятков эсминцев на просторах Мирового океана? Представьте себе такой разговор в кулуарах Пентагона:

Где эсминец «Джон Пол Джонс»?

В прошлом году его видели у побережья Ямайки…

Блин, он же должен был прибыть в Норфолк еще в сентябре. Куда он пропал?

А «Джон Пол Джонс» тихо ржавеет в гавани Перл-Харбора, в ожидании нового приказа, который, может быть, отправит его к побережью Гренландии.

Избежать подобного бардака помогают три вещи: конкретный порт приписки для каждого корабля (стандартная и обязательная мировая практика), довольно нечеткое разделение на Атлантическое и Тихоокеанское командование, и, самое главное, вне зависимости от номера флота, американские корабли сведены в постоянные дивизионы, боевые группы и авианосные ударные группировки.


Заправка на полном ходу


Любой авианосец обычно на протяжении многих лет имеет неизменный список кораблей своего эскорта и четкий состав авиакрыла с постоянными эскадрильями, которые порой десятилетиями приписаны к данному авианосцу. И никак иначе.

Например, авианосец «Абрахам Линкольн» совместно с ракетным крейсером «Кейп Сент Джордж», четырьмя Иджис-эсминцами («Стеррет», «Хэсли», «Момсен» и «Шоуп»), и рядом вспомогательных кораблей и фрегатов, образуют «боевую авианосную группу №9».

Исходя из данной концепции, каждый из шести американских флотов постоянно имеет в своем составе (т.е. – в зоне своей ответственности) одну или несколько авианосных ударных группировок, амфибийных групп или дивизионов эсминцев, из которых и формируется корабельный состав флота. Корабли приходят и уходят, но их количество всегда остается неизменным.

И вот – заметив на горизонте российскую эскадру, большинство американских кораблей поспешило покинуть зону ответственности Шестого флота, оставив средиземноморские рубежи НАТО, пардон, с голым задом. Говоря по-русски – Шестой флот перестал существовать, оставшись только в виде бумажных инструкций и опустевших причалов средиземноморских баз.

Сия не нова – по похожему сценарию действовали бравые британские моряки, которые, едва получив сведения о выходе в море немецкого линкора «Тирпиц», бросили на произвол судьбы безоружные транспорты конвоя PQ-17 и позорно сбежали на 30-узловом ходу. Показательно, что британская эскадра, как минимум, не уступала немецким кораблям и даже имела преимущество за счет наличия палубной авиации. Гибель конвоя PQ-17 легла позорным пятном на всю историю британского флота.

Так случилось и в этот раз: немолодой ракетный крейсер, пара больших противолодочных кораблей, четыре десантных корабля с полными трюмами «черных бушлатов», маленький фрегат и сторожевик, заложенный еще в далеком 1966 году, отогнали от побережья Сирии все супер-корабли «вероятного противника», сорвав уже подготовленные планы вооруженного вторжения. Американские моряки всерьез боятся ВМФ России – они давно уяснили, что когда кончатся снаряды, наши корабли проломят им борт, как это случилось в Черном море.


В дальнем походе

Давайте ради удовольствия посмотрим, кто противостоял маленькой российской эскадре:

Атомный авианосец «Дуайт Эйзенхауэр» - сгусток боевой материи массой 100 тысяч тонн; непобедимый монстр, способный разить врага на расстоянии в тысячу километров и обследовать за сутки всю поверхность Средиземного моря. Два реактора «Вестингауз», неограниченная автономность по запасам топлива. Водоизмещение огромного корабля – вдвое больше полного водоизмещения всех кораблей российской группировки.

Главный аргумент убойной машины – 70…80 самолетов различного назначения, способных высыпать на головы врагов 1900 тонн боезапаса из необъятных погребов супер-авианосца. Самое современное оборудование, радары и суперкомпьютеры, завод по опреснению забортной воды, катапульты, элеваторы боеприпасов, аэрофинишеры и самолетоподъемники, тяжелое бронирование, уникальные системы пожаротушения, гигантские хранилища и холодильные камеры, почти шесть тысяч человек экипажа.


1 декабря 2012 года «Дуайт Эйзенхауэр» прибыл в восточную часть Средиземного моря. 13 декабря 2012 года непобедимый авианосец «Дуайт Эйзенхауэр» неожиданно попрощался со всеми, и пулей вылетел из Средиземного моря, направившись в родную базу Норфолк.
По официальной версии – корабль увели для разряжения напряженной обстановки в этом регионе. Хм…с чего это американцы испугались «напряженной обстановки»?! По-моему, вся их политика направлена на создание напряженностей по всему миру.

Вслед сбежавшему «Эйзенхауэру» грустно смотрели турецкие политики, которым теперь самостоятельно придется разруливать ситуацию на границе с Сирией.


Универсальный десантный вертолетоносец-док «Иводзима». Огромная баржа, сравнимая по водоизмещению и возможностям с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». На борту «Иводзимы» – тридцать летательных аппаратов: самолеты-штурмовики с вертикальным взлетом, тяжелые транспортные вертолеты и конвертопланы, эскадрилья ударных винтокрылых машин. Внизу под полетной палубой скрыты жилые помещения, рассчитанные на размещение 2000 морских пехотинцев. Еще ниже – палубы для перевозки бронетехники. А на уровне ватерлинии – заполняемая водой док-камера, в которой стоят три готовых десантных корабля на воздушной подушке.

Две недели «Иводзима», перегруженная военным снаряжением, важно бороздила сирийские воды, но едва увидав маленькие российские БДК, бросилась бежать на Запад, переваливаясь и пыхтя на 23-узловом ходу.

Вместе с авианосцем «Эйзенхауэр» сирийские воды покинул его личный стражник - ракетный крейсер «Хюэ Сити» с полными погребами «Томагавков», приготовленных для обстрела сирийских городов. Современнейший корабль, оснащенный всевидящей системой «Иджис» и 122 пусковыми установками для запуска любых типов ракет, стоящих на вооружении ВМС США. Но никакие современные технологии не спасли американцев от лютого страха перед российской эскадрой. И неспроста – четверть века назад ракетный крейсер «Йорктаун», аналогичный по конструкции «Хюэ Сити», вернулся из черноморского круиза с разрушенным настилом палубы и проломленными бортами. Хотя казалось бы – всего лишь попытался приблизиться к Севастополю… А тут – целая Сирия, русские моряки чего доброго вообще разрубят пополам таранным ударом.


Помимо ракетного крейсера, в свите американского супер-авианосца числились три эсминца УРО типа «Орли Бёрк» - «Макфол», «Кэрни» и «Фаррагут». Все они, естественно, сбежали вместе со своим флагманом. Потрясающие корабли, шедевры мирового кораблестроения, готовые расстрелять врага пятью десятками крылатых «Томагавков» или сразить цель на низкой околоземной орбите. Наконец, иджис-эсминцы типа «Бёрк» - ключевой элемент американской системы противоракетной обороны. Сильные, крепкие и современные эскадренные миноносцы. И что? Много помогло?

Всего на морских подходах к Сирии американцы сконцентрировали группировку из 17 самых мощных и современных кораблей: авианосец и УДК, Иджис-крейсера, эсминцы, фрегаты, корабли комплексного снабжения и суда Командования морских перевозок. А общая численность кораблей Шестого флота достигала 40 единиц! К настоящему моменту, большая часть из них покинули акваторию Средиземного моря, а остальные кораблики затаились в базах.


Один из военных транспортов Командования морских перевозок (Maritame Sealift Command). Используется для быстрой доставки по всему миру техники, снаряжения и личного состава Армии и Морской пехоты


Американцы – самые скромные и аскетичные люди. В составе Шестого флота постоянно находится всего … один корабль. Специальный командный корабль «Маунт Уитни» - как раз то самое исключение, которое подтверждает общее правило. В отличие от всех остальных кораблей, «Маунт Уитни» редко покидает средиземноморский бассейн и, по факту, является вечным флагманом американской морской группировки в этом регионе.

Идея неплоха – для обеспечения эффективного управления и координации действий сил ВМС и Корпуса морской пехоты было предложено построить специализированный штабной корабль, предельно насыщенный приемно-передающей аппаратурой, с оборудованными комнатами для брифингов и совещаний, комфортными адмиральскими каютами и постами управления войсками. На борту имеется оборудование для приема вертолета. Внешне «Маунт Уитни» отличается плоской просторной палубой, которая буквально усеяна кожухами антенных устройств. В принципе, «Маунт Уитни» трудноотличим от гражданских научно-исследовательских судов или кораблей для связи с космическими аппаратами. Единственное, что выдает в нем военный корабль, – установленные на носу и в корме шестиствольные автоматические зенитки «Фаланкс».


Командный корабль Шестого флота


В 2008 году «Маунт Уитни», забыв про свои флагманские функции, первым доставил гуманитарный груз в Грузию. Попутно пытался пробраться с «дружеским визитом» в Севастополь, но был освистан и выставлен с позором из Черного моря. В этот раз, почуствовав, что русские полны решимости защищать Сирию, флагманский корабль Шестого флота заперся на своей базе в Гаэте (Италия) и не показывается на глаза нашим морякам.

Кстати, о базах, - Шестой флот располагает в Средиземном море значительным количеством пунктов материально-технического обслуживания. Среди них – объекты в Италии: помимо уже упомянутой ВМБ Гаэта, на побережье этой страны расположена крупная ВМБ Неаполь с береговым высокозащищенным командным пунктом и передовой пункт базирования Ла-Маддалена (база атомных подлодок на о. Сардиния). Кроме того, Шестой флот может использовать итальянские ВМБ Специя, Таранто, Бриндизи, Аугуста (крупный пункт снабжения ГСМ). На побережье Испании расположен еще один крупный объект – ВМБ Рота, используется совместно с ВМС Испании. Также, для размещения базовой патрульной и противолодочной авиации, американский флот может использовать многочисленные авиабазы на территории европейских стран (например, АБ Сигонелла на о. Сицилия).


Въезд на территорию ВМБ Рота, Испания


Содержание всех этих военных объектов ложится тяжким бременем на плечи американских налогоплательщиков. Командный состав Шестого флота пытается сократить расходы, и иногда это приводит к веселым результатам – в сентябре 2009 года военно-морская база Гаэта осталась на несколько дней без пресной воды: частная итальянская водоснабжающая компания просто отключила воду за неуплату.

Эпилог

Какие бы события не разворачивались на Ближнем Востоке – побережье Сирии находится под постоянным контролем со стороны ВМФ России. Этот раунд мы выиграли – американские корабли покинули Средиземное море, а без помощи американских авианосцев, УДК и Иджис-эсминцев, НАТО не имеет явного преимущества на море – европейские недо-авианосцы и фрегаты, лишенные какого-либо серьезного ударного вооружения, не представляют угрозы для российской группировки кораблей Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов. Будем надеяться, что скоро в район подойдут моряки-североморцы и наш ВМФ сможет провести по-настоящему грандиозные учения в Средиземном море.

Да, Шестой флот крут и силен, но эпоха атомного гарантированно «умножает на ноль» все неядерные средства в глобальной войне. А в локальных конфликтах преимущество имеет тот, кто более дерзок и решителен. ВМС США имеет обширный опыт ведения боевых действий на море, но американцы не любят воевать неподготовленными, им требуется время на развертывание и тщательную подготовку. Наши моряки, наоборот, готовы драться в любых условиях – это наш главный и единственный козырь; неожиданные приемы и отчаянная храбрость обесценивают любые «Иджисы» и «Томагавки».


Положение крупных авианосных кораблей ВМС США на 5 декабря 2012 г. У берегов Сирии находятся авианосец "Эйзенхауэр" и УДК "Иводзима"


Положение крупных авианосных кораблей ВМС США на 17 января 2013 г. Все, кроме одного, вернулись на свои базы.

Сказ о том как 6-й флот США из Средиземного моря сбежал February 9th, 2013

Сказ о том как «ржавый» ракетный крейсер и «древний как мамонт» сторожевик выгнали из Средиземного моря 6-й флот США

После выхода ГРКР «Москва» из Севастополя и прохода им проливов Босфор и Дарданеллы в начале ноября минувшего 2012 года, по дипломатическим каналам одной из стран Латинской Америки представителям США была передана информация, что на борт ракетного крейсера перед походом были погружены несколько противокорабельных ракет со специальной боевой частью. Якобы, эту информацию послу этой страны на Украине сообщил один из офицеров МО Украины со ссылкой на свои источники в штабе Черноморского флота.



Сложно сказать, было это в действительности или это была утечка информации, сознательно допущенная российскими спецслужбами, но американцы к ней отнеслись серьёзно. Тем более ракетный крейсер «Москва», не смотря на озвученные в российских СМИ планы несения антипиратской вахты в Аденском заливе, не торопился покидать Средиземное море.

Тем временем в начале декабря в Средиземное море вошла авианосная ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр». АУГ присоединилась к группе десантных кораблей в составе универсального десантного корабля LHD-7 »Иводзима», десантного корабля-дока LSD-44 «Ганстон Холл» и новейшего десантно-вертолётного корабля-дока LPD-21 «Нью-Йорк».

В результате в Восточной части Средиземного моря была сформирована группировка ВМС США, имеющая в своём составе 17 боевых кораблей и вспомогательных судов с общей численностью экипажей около 10000 человек, включая морскую пехоту.

Однако Флагман Черноморского флота, так и не пройдя Суэц и не возвращаясь обратно в Севастополь, о чём опять сообщили российские СМИ, упорно держался вблизи американского соединения на границе радиолокационной видимости. В охранении «Москвы» шёл ветеран Черноморского флота сторожевой корабль «Сметливый», а «глазами и ушами» крейсера был средний разведывательный корабль.

Американцы поняли — «Москва» пришла по их душу и никуда не уйдёт! Одновременно их разведка доложила — одна из многоцелевых АПЛ Северного флота вышла в полигон боевой подготовки, но обратно в расчётное время не вернулась, контакт с лодкой потерян. Предположительно, АПЛ идёт в Средиземное море.

Не желая более искушать судьбу, корабли ВМС США покинули район боевого патрулирования и направились к выходу из Средиземного моря. Когда 17 и 18 декабря в поход вышли отряды кораблей Балтийского и Северного флота, американская эскадра была уже в Атлантике на подходе к Восточному побережью США.

В результате Восточная часть Средиземного моря, примыкающая к побережью Сирии, перешла под контроль ВМФ России. Убедившись в том, что боевые корабли «вероятных друзей» покинули Средиземное море, «Москва» и «Сметливый» ушли на заслуженный отдых в Грецию, чтобы с 24 декабря приступить к сопровождению больших десантных кораблей.

БДК Черноморского, а чуть позже и подошедшие БДК Балтийского флота приступили к перевозке «народно-хозяйственных» грузов из Новороссийска в порты Сирии. Шестёрка больших десантных кораблей, попеременно сменяя друг друга, совершила с ноября 9 парных рейсов, 20 раз проходя Черноморские проливы. Последними сегодня днём проливы Босфор и Дарданеллы прошли большие десантные корабли Балтийского флота »Александр Шабалин» и «Калининград», возвращаясь из Средиземного моря в Новороссийск.

Успешно выполнив поставленные задачи, »Москва» и «Сметливый» вернулись в Севастополь.

Днём раньше в Севастополь вернулся сторожевой корабль «Сметливый»:

П.С.: комментарии читателей сайта warandpeace.ru:

Сказ о том как «ржавый» ракетный крейсер и «древний как мамонт» сторожевик выгнали из Средиземного моря 6-й флот США. Эта история подводит итоги длительной дискуссии о возможностях «Москвы» утопить АУГ США, наглядно показывая, что главное не техника,а люди — 1000 русских моряков готовы выпустить ракеты и утонуть вместе с кораблем, а вот 10000 пиндосов — нет! Дотянулся таки «Варяг» из глубины веков до сознания штатовских вояк,

При всем моем уважении к флоту США, а это действительно самый многочисленный и мощный флот в мире, кишка у его л/с тонка, что данная история и подтверждает. И это, кстати, прекрасно понимает руководство США, отсюда повальное увлечение беспилотными технологиями и автоматизированными системами оружия. Только Великие Войны выигрывали раньше и будут выигрывать и дальше Страны и Народы, а не компьютеры и связь, особенно если есть средства эту связь уничтожить или как минимум нарушить. А у «серьезных» стран такая возможность конечно же есть, что сводит к нулю вероятность начала войны США с любой крупной державой, способной противодействовать ВС США в воздухе, космосе и киберпоространстве.

Военно-морской флот – это эффективный геополитический инструмент, позволяющий государству отстаивать свои интересы далеко за пределами собственных границ в различных уголках земного шара. Американский адмирал Альфред Мэхэн написал в своей книге «Влияние морской мощи на историю», что военно-морские силы (ВМС) оказывают влияние на политику уже фактом своего существования. В XIX столетии границу Британской империи определяли борта ее военных кораблей , в прошлом веке основным гегемоном Мирового океана стал военно-морской флот США. Подобная ситуация сохраняется и поныне, скорее всего, что ничего не изменится и в ближайшие десятилетия.

В настоящее время США имеют самый многочисленный военно-морской флот на планете. В состав ВМС США входит больше всего авианесущих кораблей, американцы обладают самым мощным подводным флотом и авиацией , по всему миру разбросаны их военно-морские базы. Ни одна страна мира не может сравниться с США по уровню финансирования своих военно-морских сил. Это и есть главная основа этой невиданной мощи, другие государства просто не могут позволить себе и десятой части подобных расходов.

Военно-морской флот и стратегические силы – это основа могущества Америки, с помощью авианосцев она решает свои геополитические вопросы по всему миру и, не стесняясь, использует ВМФ в колониальных «разборках».

Сегодня США обладают самым мощным научно-техническим потенциалом на планете, который также работает на ВМС. Правительство страны финансирует десятки программ, направленных на повышение боевых возможностей, боеспособности и защищенности флота. На воду ежегодно спускаются новые корабли, флот оснащается самыми современными видами вооружений и военной техники .

После окончания Холодной войны флот США подвергся определенному сокращению, но в начале нынешнего столетия он опять стал усиливаться — и количество, и качественно.

История ВМС США

Американский военный флот сравнительно молод, его история началась чуть более двухсот лет тому назад. В 1775 году Континентальный конгресс решил отрядить два небольших парусных корабля для перехвата английских транспортов, снабжавших колониальные войска Великобритании на американском континенте.

За три следующих года войны американцы создали небольшую флотилию, основной задачей которой была «работа» на коммуникациях англичан. После окончания боевых действий (в 1778 году) она была расформирована.

В конце XVIII столетия большой проблемой стали алжирские пираты, нападавшие на американские торговые корабли. Для борьбы с этой проблемой в 1794 году Конгресс принял закон о создании военно-морского флота (Naval Act). Через три года на воду были спущены три фрегата, а в 1798 году появилось отдельное министерство, которое занялось делами флота.

Молодой флот участвовал в нескольких небольших кампаниях, защищал торговые суда от пиратов, воевал с англичанами и ловил работорговцев. Американский ВМФ участвовал в войне с Мексикой, обеспечивая высадку армии США на территории противника.

В ходе Гражданской войны, которая продолжалась с 1861 по 1865 год, большая часть американского флота присоединилась к северянам, что во многом предопределило дальнейшую Севера. Боевые корабли осуществляли блокаду южных портов. В этом конфликте впервые участвовали броненосные паровые корабли, которые получили название «мониторы». В 1862 году произошло первое сражение между подобными броненосными кораблями.

После окончания Гражданской войны американский флот опять пришел в упадок, и эта ситуация начала меняться только к 90-м годам. США стремительно наращивали экономическую мощь и становились сильнейшим государством западного полушария. Для продвижения своих интересов им необходим был эффективный инструмент – мощный военный флот.

В 1898 году американцы разгромили испанцев у Филиппин, а в начале XX века приняли амбициозную программу постройки новых боевых кораблей. В 1917 году флот США вступил в Первую мировую войну . Кроме участия в сражениях, ВМС США обеспечивали доставку американских войск в Европу.

В это время способ ведения боевых действий на море начал стремительно меняться: появились подводные лодки и авиация, совершенствовалось торпедное оружие , закладывались первые авианосцы. Могучие линейные корабли постепенно уходили в прошлое, их место занимали крейсера и эсминцы.

В Атлантике американскому флоту приходилось патрулировать конвои транспортных кораблей и защищать их от немецких подлодок и авиации, а в Тихом океане – проводить классическую морскую кампанию против весьма сильного японского флота. ВМС США участвовали практически во всех десантных операциях союзников в Европе и Северной Африке.

Структура ВМФ США

Военно-морские силы США – один из пяти видов вооруженных сил страны. Их организационная структура мало изменилась за двести лет существования.

Американские ВМС поделены на две структурные единицы: военно-морской флот и морскую пехоту, каждая из которых имеет действующий состав и резерв. При этом морская пехота (МП), хотя и действует обычно вместе с ВМФ, но имеет собственное командование и структуру. Она приравнивается к отдельному роду войск, а ее командующий является членом комитета начальников штабов.

Еще существует и береговая охрана (БОХР), входящая в состав министерства внутренней безопасности, но во время войны или чрезвычайных ситуаций она переподчиняется руководству ВМС.

Существует несколько командований ВМС США: Командование сил флота США (это бывший Атлантический флот), Тихоокеанский флот, ВМС в Европе и Командование морских перевозок.

В оперативном отношении американский ВМФ делится на шесть флотов: Второй, Третий, Четвертый, Пятый, Шестой, Седьмой.

Оперативные флоты формируются боевыми и вспомогательными кораблями и личным составом на ротационной основе. Средний срок ротации – шесть месяцев.

Командования сил флота (будем называть его Атлантическим флотом) формирует следующие флоты:

  • Второй флот. Развертывается в северной части Атлантики;
  • Четвертый флот. Развертывается в южной части Атлантического океана, Карибском бассейне;
  • Шестой флот. Его место дислокации – Средиземное море.

Командование Тихоокеанского флота формирует следующие оперативные флоты:

  • Третий. Место дислокации – центральная и восточная часть Тихого океана;
  • Пятый флот. Развертывается в Индийском океане;
  • Седьмой флот. Западная часть Тихого океана.

Обычно суда (в том числе и боевые) делятся между Тихоокеанским и Атлантическим флотом примерно поровну, но в последнее время больше боевых единиц получает Тихоокеанский флот (60%). Существует еще и Десятый флот, который занимается вопросами кибернетической войны и обороны от атак в виртуальном пространстве. В его составе нет кораблей и баз.

Министерство ВМС США – это высший орган военно-морских сил государства. Оно занимается всем спектром вопросов, связанных с повседневной деятельностью, снабжением, мобилизацией и демобилизацией, подготовкой и оснащением флота. Кроме того, министерство разрабатывает программы развития военно-морского флота, занимается ремонтом и модернизацией кораблей, вооружения и береговых сооружений. По сути, министерство – это главный административный орган американского военно-морского флота.

Функции и структура министерства ВМС США остаются неизменными практически с момента его создания.

Главным органом, который занимается непосредственным (оперативным) командованием американским флотом, является штаб ВМС. Его начальник является фактическим командующим ВМС США. Именно он отвечает за выделенные ему ресурсы (материальные и людские). Начальник штаба ВМС является советником президента в вопросах использования военно-морских сил.

В состав штаба ВМС входит несколько отделов, а также четыре межфлотских и десять береговых командований.

Боевой состав ВМФ США

Сегодня ВМС США является самым многочисленным на планете. В начале 2013 года в его составе было 597 кораблей различных типов и классов:

  • 11 атомных авианосцев;
  • 22 крейсера;
  • 62 эсминца;
  • 17 фрегатов;
  • 3 корвета;
  • 14 атомных подлодок-ракетоносцев;
  • 58 многоцелевых подводных лодок;
  • 1 фрегат первого класса;
  • 14 десантных кораблей;
  • 17 вертолетоносцев;
  • 12 тральщиков.

Чтобы дать представление о силе и многочисленности военно-морских сил США, можно привести следующий факт. В 2009 году общее водоизмещение американского флота было в тринадцать раз больше, чем суммарное водоизмещение всех других ВМФ, идущих в рейтинге вслед за ним.

В 2001 году была принята новая программа развития ВМС США – «Си Пауэр-21». Согласно этой программе, структура флота и морской пехоты в ближайшие десятилетия будут значительно усилены. Количество ударных групп будет увеличено с 19 до 36. К 2020 году в составе ВМС США будут находиться 313 боевых кораблей. Приоритетными направлениями этой программы являются:

  • поддержка количества авианосных авиагрупп на уровне одиннадцати единиц;
  • увеличение количества кораблей прибрежной зоны;
  • постройка крейсеров и эсминцев новых видов;
  • строительство десантных кораблей новых модификаций.

Подводный флот ВМФ США

Флот отвечает за один из компонентов ядерной триады – подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Сегодня на вооружении ВМФ США находится 14 подлодок типа «Огайо», каждая из них несет 24 ракеты «Трайдент-2» с восемью боевыми блоками каждая. Подлодки поровну поделены между флотами — Тихоокеанским и Атлантическим. Из четырнадцати подводных ракетоносцев две постоянно находятся на текущем ремонте, а десять – на боевом дежурстве.

По договору СНВ-1 еще четыре подобные субмарины переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк» . Две подводные лодки находятся на Тихоокеанском флоте и две стоят на вооружении Атлантического.

США лидируют по количеству многоцелевых подводных лодок, американский ВМФ имеет их в своем составе 53 единицы. Самыми совершенными из них являются МПЛАТРК типа «Си Вулф», но их всего 3 единицы. Программа строительства данных подлодок была заморожена из-за чрезвычайно высокой цены этих кораблей. Изначально планировалось построить 32 штуки. Вместо этих кораблей в настоящее время строятся подлодки типа «Вирджиния». Их характеристики несколько скромнее, чем у «Си Вулфа», но и стоят они гораздо дешевле. Американцы планируют построить до сорока подлодок типа «Вирджиния».

Большая часть американских многоцелевых подводных лодок – это субмарины типа «Лос-Анджелес». Они считаются устаревшими, их постепенно списывают.

Все американские МПЛАТРК могут стрелять из торпедных аппаратов противокорабельными ракетами «Гарпун» и ракетами «Томагавк» .

Авианосная группа ВМС США

Настоящей гордостью и символом мощи американского флота являются атомные авианосцы. Сегодня в составе ВМС США находятся 11 авианосцев класса «Нимиц». Пять из них стоит на вооружении Тихоокеанского флота, и шесть – Атлантического. В 2013 году в состав Тихоокеанского флота был введен авианосец «Джеральд Р. Форд», относящийся к новому классу авианосных кораблей.

У этого авианосца более совершенна энергетическая установка, для его обслуживания необходим меньший экипаж, паровая катапульта заменена на электромагнитную. По сравнению с предшественниками, эксплуатация «Форда» будет обходиться американским налогоплательщикам в меньшую сумму. Планируется построить три подобных корабля.

Еще несколько авианосцев находятся на консервации.

Авианосцы являются ядром авианосных ударных групп (АУГ), которые, в свою очередь, представляют собой главный ударный компонент каждого из оперативных флотов ВМС США. Один авианосец всегда находится на плановом ремонте.

На каждом авианосце размещено авиакрыло. Оно состоит из нескольких эскадрилий истребительно-штурмовой авиации (от двух до четырех), а также самолетов ДРЛО (Е-2С), самолетов РЭБ и контроля морской обстановки. Также на авианосце базируются противолодочные и ударные вертолеты.

На авианосце, как правило, находятся от 70 до 80 самолетов. Большая часть этих самолетов и вертолетов принадлежат воздушным силам соответствующих флотов, но часть летательных аппаратов находится в подчинении Корпуса морской пехоты.

Как правило, в море одновременно находятся четыре АУГ: по два на каждом из флотов. Однако бывает и так, что в море находится всего лишь одно подобное соединение.

Вплоть до середины 80-х годов прошлого столетия большинство кораблей ВМС США (эсминцы, крейсера, фрегаты) выполняли вспомогательную роль по охране авианесущего корабля в составе АУГ, но потом ситуация несколько изменилась. На вооружение была принята система управления «Иджис», которая существенно повысила боевую роль эсминцев, крейсеров и фрегатов. «Иджис»позволяет обнаруживать и уничтожать (в воздухе, на суше и на море) различные цели на больших дистанциях. Корабли получили установку вертикального пуска (УВП) Мк41, которая имеет 32 или 64 ячейки для размещения зенитных («Стандарт»), крылатых («Томагавк») или противолодочных («Асрок») ракет.

После этого крейсера и эсминцы получили возможность не только наносить ракетные удары по суше с помощью «Томагавков», но и осуществлять прикрытие (ПВО и ПРО) сухопутных и корабельных группировок. Если раньше основным ударным средством ВМС США были боевые самолеты с авианосцев, то теперь нанести массированный удар по группировке противника может и крейсер, и эсминец.

В настоящее время в состав ВМС США входят 22 крейсера типа «Тайкондерога», двенадцать из которых числятся в составе Тихоокеанского флота, а десять – Атлантического. Каждый подобный крейсер оснащается системой «Иджис» и двумя установками Мк41 по 61 ракетной ячейке в каждой.

Несколько лет назад было начато строительство крейсеров нового проекта CG (X), который по замыслу американских флотоводцев должен заменить «Тайкондерога». Однако неизвестно, будет ли выделено финансирование на этот проект.

Основным кораблем надводного флота США является эсминец типа «Арли Бёрк». Сегодня американский флот располагает 62 подобными кораблями, последний из них был принят на вооружение в 2012 году. 27 эсминцев находятся в составе Атлантического флота, 35 – Тихоокеанского. Программа строительства этих кораблей еще далека от завершения, всего планируют спустить на воду 75-100 эсминцев. Каждый из этих кораблей имеет систему «Иджис», пусковую установку Мк41 и может нести около 90 ракет. 22 эсминца имеют систему «Иджис», способную выполнять задачи ПРО.

Реализуется программа строительства нового эсминца «Зумвалт», который имеет весьма футуристический внешний вид из-за применения технологий «стелс». «Зумвалты» имеют очень высокие боевые и технические характеристики, но этот проект вызывает много критики из-за его высокой стоимости. Изначально планировалось построить 32 подобных корабля, но пока намечено строительство только трех.

Эсминцы «Зумвалт» отличаются не только своим внешним видом, на этих кораблях также планируют установить новые системы вооружения, работающие на инновационных физических принципах, в частности рельсотрон . Именно поэтому эсминцы оснащены очень мощной (для кораблей этого класса) энергетической установкой. Каждый эсминец имеет пусковую установку Мк41 и способен нести до 80 ракет.

Фрегаты в американском флоте представлены кораблями типа «Оливер Перри». Многие эксперты называют этот корабль самым неудачным за послевоенный период. Сейчас в строю 15 таких кораблей, еще 16 находятся в резерве. Эти фрегаты, скорее всего, в ближайшие годы будут выведены из состава флота.

На сегодняшний день корветы являются самыми распространенными боевыми кораблями во всех флотах мира — но только не в американском. Их разработка и строительство началось только в нынешнем столетии. Это корабли, способные эффективно действовать в прибрежной зоне. Сегодня в США реализуются два проекта корветов: «Фридом» и «Индепенденс». Построено два корабля «Фридом» и один «Индепенденс». Американское военное руководство пока не может сделать выбор в пользу одного из них.

Планируется построить 55 кораблей, но скорее всего, и эта программа будет урезана – корабли очень дорого стоят.

В настоящее время Америка располагает самым мощным в мире флотом десантных судов. ВМС США имеет в своем составе несколько видов десантных кораблей. Самыми крупными являются универсальные десантные корабли, еще есть вертолетно-десантные суда и десантные транспорты-доки.

Тральщики ВМС США представлены кораблями типа «Авенджер». Все они базируются на Тихом океане.

Авиация ВМС США

Одной из основных ударных сил американского флота является авиация. Кроме истребительно-штурмовых функций, она выполняет еще и множество других.

Флотская авиация имеет весьма сложную структуру управления и подчинения. Она состоит из двух групп: авиация флота и авиация Корпуса морской пехоты.

Часть самолетов ВМС США находится на базе хранения Дэвис-Монтан.

Основным боевым самолетом американского флота и Корпуса морской пехоты является F/А-18 «Хорнет». Его последние модификации (Е и F) имеют весьма высокие характеристики, это практически новый самолет («Супер Хорнет»), а машины ранних серий (А, В, С) постепенно переводят в Дэвис-Монтан. Сегодня на вооружении авиации ВМС находится примерно 1 тыс. самолетов F/А-18, еще сотня хранится в Дэвис-Монтане.

Вторым по численности является самолет AV-8 «Харриер». Этот британский самолет производится в США по лицензии, им вооружен Корпус морской пехоты. Американцы несколько модернизировали эту машину, сегодня ВМС США располагают 138 единицами «Харриера».

В дальнейшем «Харриеры» планируют заменить самолетами пятого поколения F-35 , но пока эта программа идет с сильным отставанием от намеченного графика. КМП поставлено 27 F-35В, авиации флота - всего шесть F-35C.

Самым современным американским противолодочным самолетом является Р-8А «Посейдон», пока их принято на вооружение 19 единиц. В дальнейшем они полностью заменят легендарные «Орионы». Всего планируется построить 117 «Посейдонов».

Основным самолетом радиоэлектронной борьбы является ЕА-18G. Сегодня на вооружении сотня таких самолетов, их количество увеличится до 117 единиц.

Основным палубным самолетом ДРЛО является Е-2С «Хокай», в наличии имеется 61 подобная машина.

На вооружении ВМС США есть конвертоплан MV-22В «Оспрей», который может садиться на палубу авианосца. Эта машина является своеобразным гибридом самолета и вертолета, она может взлетать вертикально и лететь со скоростью самолета. Сейчас на вооружении находятся 184 конвертоплана.

Также на вооружении флота стоят вертолеты АН-1W/Z «Кобра», несколько сот вертолетов Н-60 «Блэк Хок», более двухсот транспортных вертолетов Н-53, включая 56 вертолетов-тральщиков.

Корпус морской пехоты состоит из четырех дивизий, по две на каждый флот. На вооружении морских пехотинцев числятся 447 танк «Абрамс» , более 4 тыс. БМП, 1,5 тыс. орудий, РСЗО, противотанковые комплексы, ЗРК. КМП превосходит по своей мощи большинство современных европейских армий.

Видео о шестом флоте ВМФ США

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В ходе Второй мировой войны американцы ввели десятки кораблей на Средиземное море, а после войны вообще решили превратить его в собственное озеро. В конце 1946 г. Пентагон сформировал Средиземноморскую эскадру. В июне 1948 г. она была преобразована в 6-й оперативный флот, который с 1950 г. именуется 6-м флотом США. Американские корабли базируются в Испании, Франции, Италии, Греции и Турции. Несколько раз отряды кораблей 6-го флота, в составе которых были крейсера и даже линкоры, заходили в Константинополь.

6-й флот обычно комплектуется кораблями, самолетами и частями морской пехоты Атлантического флота США, прибывающими в Средиземное море на 6-8 месяцев. Флагманский ракетный крейсер находится там 2-3 года.

С середины 1960-х годов основой 6-го флота являлось оперативное соединение в составе двух многоцелевых авианосцев, двух ракетных крейсеров, шестнадцати фрегатов и эсминцев. Из 140-160 базировавшихся на двух авианосцах самолетов около половины способны нести ядерное оружие. 6-й флот также располагает подводными лодками и соединениями десантных кораблей с морской пехотой.

С 1964 г. в испанском порту Рота базировалась американская 16-я эскадра атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами, а сейчас там базируются крейсера и эсминцы, оснащенные системой ПРО «Иджис-3».

Напомню, что 21 февраля 2008 г. ракетой SM-3, входящей в состав «Иджис-3», был разрушен вышедший из строя американский разведывательный спутник весом 5 т на высоте 247 км над поверхностью земли. Таким образом американцы продемонстрировали возможности системы «Иджис» сбивать баллистические ракеты не только на разгонном участке, но и на больших высотах. Вскоре морская и сухопутная (в странах Восточной Европы) американская система ПРО может представлять серьезную угрозу существующим межконтинентальным ракетам России.

В марте 2011 г. в Средиземное море вошел крейсер «Монтерей», оснащенный системой ПРО. А в настоящее время там базируются 4 корабля с системой «Иджис-3».

Каково же сейчас соотношение сил между Черноморским и 6-м американским флотами?

К августу 1991 г. Черноморский флот имел 1300 с лишним соединений, частей и подразделений, 500 самолетов, более 100 кораблей, более 70 тысяч человек личного состава, в том числе 2 тысячи морских пехотинцев, и имел операционную зону, включавшую Черное, Азовское и Средиземное моря и часть Атлантического океана.

Увы, распад СССР и либеральные реформы в РФ привели к уменьшению боевой мощи Черноморского флота более чем на порядок. Ну а передача Украине Крыма сделала Черноморский флот условно боеспособным.

Раздел Черноморского флота привел не к упорядочиванию ситуации в Черном море и Крыму, а к какому-то неустойчивому равновесию или, как говорят физики, к метастабильному состоянию.

Исключительно нестабильным стало и базирование российского флота в Севастополе.

Все ведущие державы мира издавна содержали свои военно-морские базы на территории других стран. Причем, делалось это как с согласия этих стран, так и без оного. Характерный пример - Гибралтар, где Испания уже 200 лет пытается выставить англичан, и Гуантанамо, откуда кубинцы полвека мечтают изгнать янки. Но во всех случаях эти военно-морские базы представляют собой компактные куски побережья.

Собственно, также и хотели сделать наши военные в 1990-х годах при разделе Черноморского флота. Они хотели получить всю Большую Севастопольскую бухту. Замечу, что в Севастополе 21 бухта, из них шесть такой величины, что в любой из них может разместиться весь флот Украины. Я уж не говорю о том, что Украина получила ВМБ в Одессе, Донузлаве, Феодосии и Керчи.

Россия же кроме Севастополя не имеет ни одной ВМБ на Черном море. В Новороссийске по целому ряду причин возможна лишь временная стоянка боевых кораблей.

Однако украинская сторона настояла на том, чтобы военные объекты обеих сторон в Севастополе напоминали чересполосицу. Я сам почти ежегодно бываю в Севастополе, но до сих пор не могу точно понять, где кончалась территория одного флота и начиналась территория другого флота. То же положение и с причалами, со складами, различными береговыми службами, культурными объектами и т. д.

Сразу же после захвата Киева проамериканской хунтой украинские СМИ запестрели статьями, предсказывающими гибель Черноморского флота. С сарказмом рассматривались варианты, когда Россия будет умолять Соединенные Штаты разрешить ей сохранить Черноморский флот для поддержания престижа и т.д. Увы, авторы этих статей были совершенно правы.

Боевикам-западэнцам даже не потребовалось бы штурмовать военные объекты Черноморского флота. Им достаточно было перекрыть несколько улиц баррикадами и полностью парализовать функционирование российской военно-морской базы. Заранее ясно, что вторжение боевиков не дало бы увести российские корабли без крови. Но даже в случае фантастической удачи - согласия Киева на вывод российских судов в течение недели и даже месяца - вывести удалось бы менее трети кораблей Черноморского флота и до 20% вспомогательных судов.

К примеру, если крейсер «Москва» находился в полной боевой готовности, то второй по величине боевой корабль Черноморского флота БПК «Керчь» своим ходом может выйти лишь через несколько месяцев. То же можно сказать об огромном плавучем госпитале «Енисей» и десятках других судов.

Не стоит забывать о том, что значительная часть экипажей вспомогательных судов Черноморского флота имеют семьи и имущество в Севастополе. Они ненавидят майданщиков, но согласятся ли они бросать всё и уходить из Севастополя? А вообще, куда уходить Российскому флоту? - Некуда!

Не следует забывать и о том, что Киев как при Ющенко, так и при Януковиче своеобразно трактовал соглашение о базировании Черноморского флота в Севастополе. Так, РФ не могла вводить новые корабли в Севастополь, даже взамен сдаваемых на лом. Нельзя было даже проводить модернизацию кораблей или перевооружать их на новые типы оружия.

С 2002 года украинские власти не давали коридоры для испытаний корабельных ракет Черноморского флота: ПКР «Вулкан», «Раструб-Б», ЗУР «Форт», «Шторм» и др.

Россия тратила большие деньги на содержание ракетного полигона ВМФ «Песчаная балка» в районе Феодосии, но с 2002 года, когда украинская зенитная ракета С-200 сбила российский самолет Ту-154, пуски ПКР (не ЗУР!) Украиной запрещены, из-за чего, в частности, задержалось принятие на вооружение ПКР «Уран», который пришлось доводить уже у берегов Кавказа. А вот для своих ВМС, ВВС и ПВО Киев таких ограничений не ставил.

В Севастополь был запрещен вход российским кораблям со спецбоеприпасами на борту. В результате 9-й отдел ЧФ вынужден был перебазироваться из Севастополя на Кавказ.

Зато натовские корабли с середины 1990-х годов стали регулярно заходить в Севастополь. Почти в каждой моей краткосрочной поездке (5-12 дней) я видел натовские корабли в Севастопольской бухте, включая крейсера и эсминцы, оснащенный ракетами «Иджис» и «Томагавк». Замечу, что более полувека США никогда не объявляют о наличии или отсутствии на борту своих кораблей ядерного оружия. Но Киев и не спрашивал никогда. Американцам можно было ввозить в Севастополь ядерное оружие, а русским - нет.

Каждый визит натовских кораблей в Севастополь вызывал возмущение горожан. Их встречали толпы возмущенных людей с плакатами «Янки - гоу хоум» и куда более обидного содержания.

Я сам видел приход натовских кораблей. По бортам выстроились морпехи в бронежилетах с автоматами наизготовку. Обычно натовские корабли причаливали к стенке Морского пассажирского порта рядом с Графской пристанью. Территория порта огорожена высоким забором, и сотням милиционеров и агентов СБУ удавалось сдержать возмущенную толпу. В ряде случаев, как, например, в ходе Сирийского кризиса, толпа севастопольцев не давала пройти в город американцам. Тогда украинские власти переодевали их в штатское и выпускали небольшими группами под видом служащих пассажирского порта. Но разглядев среди них хотя бы одного негра, народ лез в драку, и милиция заводила «экскурсантов» обратно в порт.

Спору нет, подавляющее большинство жителей не ходили на эти митинги по принципу «плетью обуха не перешибешь». Но вот я, наглядевшись на американский эсминец в пассажирском порту, еду в переполненном городском автобусе. Сильно пьяный парень лет 25 кроет матом американских военных. Старушка начинает урезонивать его, мол, американцы плохие, но не надо матом ругаться. Сразу же половина автобуса ополчается на… бабусю: правильно, мол, парень говорит, и не надо замечание делать.

О «покорении Крыма» весной 2014 года скоро будут написаны увесистые тома. Я же скажу, что не случись это, уже сейчас не было бы Черноморского флота.

Воссоединение Крыма с Россией само по себе во много раз увеличило возможности Черноморского флота. Подобные случаи уже имели место в истории. Так, пока Норвегия оставалась нейтральной, возможности германского флота в Северном море и Атлантике были крайне ограничены. Чтобы заблокировать Германию, англичане и французы с конца сентября 1939 г. планировали оккупировать Норвегию. Причем, в начале апреля 1940 г. союзные войска уже погрузились на транспорты, направлявшиеся в Норвегию. Но тут выяснилось, что немцы уже там.

В результате ситуация в Северном море и Атлантике кардинально изменилась несмотря на то, что флоты союзников по-прежнему в несколько раз были сильнее германского.

С марта 2014 г. российский противокорабельный комплекс «Бастион», оснащенный ракетами «Оникс» с мыса Фиолент держит под прицелом большую часть Черного моря вплоть до турецких берегов и все побережье Украины, включая Одесский порт.

По планам в конце 2014 г. ЧФ пополнят две новые подводные лодки проекта 636.3 «Б-261» «Новороссийск» и «Б-237» «Ростов-на-Дону», и еще четыре такие лодки будут введены в строй в 2015-2017 гг. В это же время планируется ввод в строй и новых фрегатов.

Однако и с введением в строй новых кораблей Черноморский флот по-прежнему будет уступать по тоннажу и по огневой мощи 6-му флоту как минимум на порядок. Но означает ли это, что американцы будут доминировать в Черном море и решатся проводить там какие-либо силовые акции?

На мой взгляд, это невозможно. Начнем с того, что конвенция Монтрё 1936 года запрещает военным кораблям нечерноморских государств находиться в Черном море свыше 21 дня. А суммарный тоннаж таких кораблей не должен превышать 30 тыс. тонн. Причем, на одно государство не должно приходиться более 20 тыс. тонн.

Таким образом, янки могут одновременно держать в Черном море лишь два корабля класса крейсер или эсминец и не более трех недель. Замечу, что Турция, исходя из своих собственных стратегических интересов, будет всеми силами противодействовать любому нарушению конвенции Монтрё.

Соответственно, Конвенция лишает американцев возможности вводить в Черное море авианосцы. Поэтому в феврале-мае 2014 г. американский атомный авианосец «Джордж Буш» околачивался в Эгейском море. При этом Крым и южная часть Украины оказались в радиусе действия его самолетов.

В свою очередь многочисленные аэродромы Крыма позволяют существенно увеличить там авиационную группировку. Например, там срочно восстанавливается большой аэродром в Гвардейском, где до 1991 г. базировалась дальняя морская авиация. Теперь там ожидают Ту-22М3.

Стоит обратить внимание на инцидент 12 апреля 2014 г., когда у берегов Румынии российский истребитель-бомбардировщик Су-24 двенадцать раз в течение полутора часов пролетал на высоте 150 метров на расстоянии около километра от американского эсминца «Дональд Кук», оснащенного системой ПРО «Иджис-3». Как известно, американские самолеты регулярно пролетали и пролетают над советскими и российскими кораблями, едва не касаясь верхушек мачт, и о таких рутинных делах в прессе не сообщается, ноты не посылаются.

Казалось бы, пролет старого самолета на расстоянии 1000 метров от эсминца - прекрасная тренировка для комплекса «Иджис» и комплекса ближней самообороны «Вулкан-Фаланкс». Янки должны были радоваться, а не психовать.

Тем не менее, Госдепартамент разразился истеричным заявлением о русской провокации, «непрофессиональных действиях русских летчиков» и т.д. Интересно, что янки не делают акцента о нахождении второго Су-24 в районе инцидента. Как утверждают бабушки на севастопольском центральном рынке, вторая машина была Су-24МП, оснащенная комплексом радиолокационной борьбы «Хибины» КС418Е. После включения оного комплекса все американские системы ПВО и ПРО потеряли цель и временно вышли из строя. Видимо, до янки дошло, что аборигены вполне могут слопать Кука.

На мой взгляд, при учете соотношений сил на Черном море надо учитывать и географический фактор. Наши адмиралы и профессора Военно-морской академии с 1950-х годов зациклились на сражениях 1941-1945 гг. на Тихом океане. Там линкоры и крейсера постоянно становились легкой добычей авианосцев. Но вот боевая служба 1967-1990 гг. на Средиземном море опровергла все положения кабинетных теоретиков.

Наши крейсера пр. 68бис во время слежения за авианосцами находились в боевой готовности № 2 или № 1, что позволяло через 15 секунд после получения приказа открывать по противнику огонь главным калибром. Предполагалось, что за несколько минут интенсивной стрельбы крейсер выведет авианосец из строя. Вспомним, как в ходе Вьетнамской войны американские авианосцы сутками горели из-за случайного взрыва одной маленькой неуправляемой ракеты под крылом собственного штурмовика.

В Средиземном море наши моряки считали оружием первого удара по кораблям не противокорабельные ракеты П-35, а ЗРК «Волна». Почему? У первой время реакции - 5 секунд, у второй - 40 секунд. И когда до супостата от 1 до 8 км, «Волна» куда эффективнее, а П-35 будет добивать уже горящую цель.

Но это все - элементы большой войны. А что бы ни делала Россия на Черном море и Украине, США никогда не решатся начать тотальную термоядерную войну. Локальная же ядерная война не страшна ни США, ни РФ. Так, взрыв 200-500 тактических ядерных боеприпасов в Черном и Средиземном морях оставят в пределах нормы радиационный фон как в Вашингтоне, так и в Москве. Но на локальную войну в Европе никогда не согласятся европейские державы. Так что на Черном море могут возникнуть лишь отдельные конфликтные ситуации.

Так, к примеру, американцы могут зайти в территориальные воды в районе Крыма. В этой ситуации можно обойтись без «Оникса» или «Москита». Достаточно «случайного» навала, а лучше тарана севастопольским буксиром американского крейсера, а корпуса у наших буксиров достаточно крепкие. В конце концов, стоимость буксира раз в 100 ниже стоимости крейсера.

Думаю, американским адмиралам следует хорошо подумать, прежде чем отправлять свои корабли «с дружественными визитами» в украинские порты. На Украине фактически идет гражданская война. Люди в униформе без опознавательных знаков жгут БМП и БТР, сбивают вертолеты. Явится крейсер янки в Одессу и попадет под обстрел крупнокалиберной снайперской винтовки, а лучше - из РПГ или переносного ПТУРСа. Так что почитали бы адмиралы 6-го флота Грибоедова: «Друзья, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок».

И вот сейчас, 14 мая 2014 г., в Черном море нет ни одного корабля янки. Фрегат «Тейлор» прошел Босфор 12 мая, и сейчас, видимо, уже в Эгейском море. И, между прочим, с 1 января 2014 г. ни один американский корабль не то что не зашел в украинский порт, но даже не приблизился к их территориальным водам. С чего бы?