Уйти на долгий подвиг и мученье, и в этом видеть свет и благодать. Общественно-политическая газета «Пучежские вести

Учительство - не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать.

Учительство - когда в глазах холодных

Зажжется понимания заря,

И ты поймешь: старался не бесплодно

И знания разбрасывал не зря.

Осыпанный цветным дождем букетов

И озаренный блеском сотен глаз,

Прими, учитель, не слова привета,

А часть души от благодарных нас!
Учить трудиться, думать смело,

Шагать. Дороги хороши...

Нет в мире радостнее дела,

Чем воспитание души!

Наставникам стихи и песни,

Сверканье вдохновенных строк,

Мудрейшей изо всех профессий,

Величью звания: "Педагог!"

Нет в мире должности прекрасней,

Труда отважней и милей...

Сияет синь. Сегодня праздник

Моих друзей, учителей!
В день осенний, когда у порога

Задышали уже холода,

Школа празднует день педагога -

Праздник мудрости, знаний, труда.

День учителя! Вслушайтесь сердцем

В эти звуки, что дороги нам.

Всем, что связанно с юностью, детством

Мы обязаны учителям!

Горечь первой досадной ошибки,

Сладость первых нелегких побед

Пусть же все отразится в улыбке,

Излучающей мудрость и свет.

Вы душою - всегда молодые,

Труд и радости с нами деля,

Наши строгие, наши родные,

Терпеливые учителя!

Сил вы нам отдаете немало

И любви - несмотря ни на что.

Как вы верите в нас! И, пожалуй,

Верить так не умеет никто.

Ни вчера, ни сегодня, ни завтра

Не погаснет той веры свеча

Без учителя - нет космонавта,

Инженера, поэта, врача.

Жизнь велит вам учить, нам - учиться.

Опыт ваш - это мудрости клад.

Все, что взяли от вас, пригодится

И весомее станет в стократ.

Свету, чуткости, правде учите

Наши души и наши умы

Все, что в жизни вы нам зададите,

Постараемся выполнить мы.
Каждый из нас передать вам готов

Тысячу добрых и ласковых слов!

От ваших вчерашних, от нынешних,

От завтрашних ваших учеников!

Мы сегодня от имени каждого сердца,

От имени юности нашей счастливой.

От имени нашего звонкого детства

Вам говорим - спасибо!

Вы всегда рядом с нами останетесь,

Потому что нужны нам всегда.

Значит, вы никогда не состаритесь.

Никогда! Никогда! Никогда!
Мы на уроках, может быть нечасто,

Вас радуем поднятием руки,

Но в этот день немало слов прекрасных

Вам высказать хотят ученики.

Ваш опыт, знанье, щедрость и участье

Оставят в душах наших добрый след.

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед.

И пусть года вперед летят,

Не надо возраста бояться

Пусть в стаже вашем - …надцать,

Но в сердце вашем – только 20!
Какое гордое призванье -

Давать другим образование, -

Частицу сердца отдавать

Пустые ссоры забывать,

Ведь с нами объясняться трудно,

Порою очень даже нудно

Одно и то же повторять,

Тетради ночью проверять.

Спасибо вам за то, что вы

Всегда бывали так правы.

Хотим мы пожелать,

Чтоб вы не знали бед,

Здоровья, счастья на сто лет!
Учитель! Труд твой кропотливый,

С каким трудом еще сравнишь?

Ты словно сеятель над нивой,

Бесценный урожай растишь!

Ты будто первооткрыватель,

Ведешь по жизни молодежь,

Ты в тоннах знаний, как старатель,

Крупицу золота найдешь!

Дорогие наши педагоги!

В этот праздник - День учителей -

Позабудьте все свои тревоги

И на мир смотрите веселей.

Вы для нас всегда источник света,

И ребята все, как сговорясь,

Вам несут красивые букеты.

И для них сиянье Ваших глаз –

Лучшая награда за старанье,

Лучше, чем любая из похвал.

И у них одно желанье:

Только бы доставить радость Вам.

Ради Вашей искренней улыбки

И студент, и каждый ученик,

Вмиг исправит все свои ошибки

И в дальнейшем их не повторит.

Вы для всех несете факел знаний,

Тот, что не погаснет никогда.

Пусть же Ваши сбудутся желанья,

Пусть Ваш дом не навестит беда

Во дни торжеств и неприметных буден –

Невесть в каком году, в каком краю –

Мы добрым словом вспомнить не забудем

Учительницу первую свою!

Что, как цыплят, нас бережно считала,

Когда к себе под "крылышко" брала,

Когда по осени приветливо встречала

И в стены школьные торжественно вела.

Спасибо Вам за слово, за науку,

За тяжкий труд осиленных азов,

За тот звонок, что предвещал разлуку,

За светлый миг и вечный сердца зов!..

Профессии прекрасней нет на свете -

Источник знаний вы несете детям.

И наш учитель - наш кумир,

С которым познаем мы мир.

И в этот день хотим вам обещать,

Что, поднявшись со школьных парт,

И мы сумеем людям передать

Свой труд, тепло сердец и поиска азарт

Тот, кто берётся учить сам, никогда не должен прекращать учиться. Джон Каттон Дана

Профессия: учитель биологии

Профессиональные интересы: ИКТ в области образования по биологии

Увлечения: цветоводство, фотография, музыка, путешествия, дача,

Регион: Владимирская область

Населенный пункт: д. Пекша, Петушинский район

Место работы: МБОУ "Пекшинская средняя общеобразовательная школа" Владимирской области, Петушинского района"

Навигация

Делюсь тем, что имею, дарю то, что умею, благодарна за то, что узнала.

О себе

Замужем!!! У меня двое замечательны детей: сын и дочь, которые подарили нам по внучке. На протяжении более 40 лет педагогической деятельности я учила и воспитывала детей. Главным своим профессиональным результатом считаю, что мои дети не только поступили в различные высшие учебные заведения, но и состоялись как личности, которым чуждо безразличное отношение к происходящему в стане, в их собственной жизни и жизни их друзей и близких. И, это, является моим главным счастьем и удачей как педагога, так и классного руководителя. Сейчас я выпустила 11 класс. Главное, что я старалась воспитать в них - это умение отличать чёрное от белого, добро от зла, настоящее человееское састье от беспечного прожигания жизни. Хочу, чтобы они были добрыми, гуманными, милосердными, здоровыми духовно и физически.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Н.Островский "Как закалялась сталь"

Ф.Фадеев "Молодая гвардия"

Э.Л.Войнич "Овод"

Д.Лондон "Мартин Иден" рассказы

Л.Н.Толстой "Война и мир"

А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

Стендаль "Красное и чёрное"

К. Маккалоу "Поющие в терновнике"

Э.М.Ремарк "Время жить, время умирать", "Унесённые ветром"

Ш.Бронте "Джен Эйр"

Мой взгляд на мир

Жизнь прекрасна и удивительна. Я люблю жизнь во всех её проявлениях и стремлюсь сделать её интереснее и ярче не только для себя, но и для окружающих меня людей. Каждая утренняя заря для меня будто бы новая жизнь. Стараюсь, чтобы каждый день оставил после себя любовно сделанное дело, новые знания, какие-то хорошие усилия над собой. Важно не опускать руки. Господь не даёт нам на пути непреодолимых препятствий. "ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ".

Научись видеть вокруг себя всё живое и радоваться ему - растению, дереву, птице, животному, земле и небу. Всматривайся в них добрыми глазами и внимательным сердцем - и откроются тебе такие знания, которые не найдёшь в книгах. Прислушивайся к своему сердцу - и тебе откроется то, для чего тебя "призвано", чем измеряется твоё предназначение. Может быть ты будешь полезен одному человеку, может - всему Миру.

Взгляни на мир глазами Бога.

Он видит мир, не так как ты:

Ты говоришь:"Могу немного",

А Он Сказал "Всё можешь Ты!"

Мои достижения

Работа учителя сложна, интересна и увлекательна. И главное достижение - это любовь к профессии и детям. Были поиски, победы, поражения. Но любрвь к профессии была, есть ибудет. Мои достижения - это мои любимые ученики. Все ученики - любимы, какие бы они ни были. Мои достижения - это дети, подростки, а сейчас уже многие взрослые, которым я смогла привить любовь и интерес к моему предмету - БИОЛОГИЯ. А главное - любовь и уважение к Родине и её истории, к достижениям людей великой страны - России, да да именно России, потому что без любви и уважения к собственной стране не может быть уважения к другим народам планеты Земля.

Награды и грамоты - это результат упорного и кропотливого труда. Всегда старалась оставаться в тени, пропуская других в очереди к Олимпу славы.

Мои достижения. Участие в профессиональных конкурсах :

Почётная грамота Министерства Образования и Науки РФ №659/к-н 2006г.

Грамота Департамента образования Владимирской области "За успехи в области экологического образования и воспитания школьников" №130 2009г.

Диплом Администрации Владимирской области. Комитет по молодёжной политике. Лауреат областного конкурса социальных инициатив молодёжи на селе "Милый сердцу уголок" 01.10.2013 года.

Дипломы за активное участие в Международных и во Всероссийских Педагогических Видеоконференциях на сайте СМИ "ЗАВУЧ.ИНФО. 2013год.

Диплом 2 степени Общероссийского конкурса "Моя уникальная методика преподавания биологии". Бакалавр. Маунед. РФ 2013год

Диплом лауреата фотоконкурса "Моя профессия учитель" Владимирской областной патриотической общественной организации "Милосердие и порядок" 2010 год.

Грамота Управления образования администрации Петушинского района "За инициативу и творчество в деле воспитания подрастающего поколения" 13.06.2013г. № 352

Моё портфолио

Сегодня уже невозможно представить ни ученика, ни учителя без портфолио. Электронное ортфолио - наиболее современный способ представления достижений учителя в профессиональной сфере. Ты можешь отслеживать свои успехи, победы, начинания. Начало его ведения мотивирует к ещё большей активной деятельности, организует и дисциплинирует учителя. Естественно, такой подход отражается и на наших учениках.

Современное общество хаактеризуется стремительным развитием науки и техники. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. В связи с этим, современный школьник должен обладать возможностью самостоятельного получения и усвоения новых знаний, умений и навыков, а перед учителем стоит задача развития способностей учащихся самостоятельно ставить цели, находить пути их решения, работать с различными источниками информации, оценивать их, формулировать собственное мнение.

В своей работе, как учителя биологии, я ставлю целью развитие познавательного интереса учащхся, их творческой активности и самостоятельности.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Гордино

Афанасьевского района Кировской области

Публичный урок по литературе в 11 классе на тему

Умение всего себя отдать…»

Варина Светлана Георгиевна,

учитель русского языка и литературы, высшая категория,

педагогический стаж -25 лет

2016 г.

Публичный урок в 11 классе на тему

«Учительство – не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать…»

Цели урока:

образовательные:

Совершенствовать умение анализировать текст;

Проанализировать несколько эпизодов;

Показать значение повести Быкова «Обелиск»;

воспитательные:

На примере произведений В.Распутина и В.Быкова показать самоотверженную любовь учителя к детям;

Воспитание уважения к личности учителя в семье, обществе, государстве;

Привлечь внимание педагогов, родителей, учащихся и общественности к проблемам повышения социального престижа профессии учителя

развивающие:

Развитие умений сравнивать, обобщать, выделять главное;

Развитие культуры читательского восприятия художественного текста,

Развитие устной и письменной речи учащихся

Участники урока:

Учащиеся 11 класса;

Учителя;

Библиотекарь школы;

Родители;

Представители общественности.

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текстов.

Оформление класса: фотографии учителей, рисунки по произведениям В. Быкова и В. Распутина, фотографии из к/ф «Уроки французского», эмблема конкурса «Учитель года».

Ход урока

Слово учителя и беседа с участниками.

Дорогие ребята, дорогие гости! Я рада приветствовать всех вас на публичном уроке, тема которого «Учительство – не труд, а отреченье, умение всего себя отдать…». (О годе учителя). Наш урок мне бы хотелось начать с легенды о пеликане.

Легенда о пеликане.

Обеспокоенный бесплодными поисками пищи, страдающий от голода, тяжело опустился пеликан на гнездо, где его нетерпеливо ждали пятеро птенцов. Голоса голодных детей терзали материнское сердце. Усталая птица тяжело поднялась в небо и снова устремилась на поиски. Облетела окрест и вернулась с пустым клювом. Малыши шумно встретили свою мать, щипали, били её в грудь. Бедная птица, одержимая одной страстью, - накормить своих детей, не чувствовала боли. Сильным движением клюва разорвала она свою грудь. Тёплые струйки материнской крови потекли прямо в клювы голодных птенцов. Их жизнь была спасена.

Легенда о пеликане, жертвующим собой для спасения потомства, пережила века и дожила до наших дней. Сегодня пеликан в европейской культуре – это символ благородства, самопожертвования и милосердия.

Как вы думаете, какое отношение имеет эта птица к теме сегодняшнего урока?

- (ответы участников)

Я абсолютно с вами согласна. Учитель, как пеликан, отдаёт себя работе, детям. Неслучайно пеликан – символ самоотверженной любви к детям, символ гуманизма в образовании. А ещё он – символ всероссийского конкурса «Учитель года».

- (на экране высвечиваются строки из стихотворения)

Учительство – не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать!

Объясните, пожалуйста, значение этих строк.

На сегодняшнем уроке мы с вами попробуем выяснить, действительно ли «Учительство – не труд, а отреченье, умение всего себя отдать…» на примере произведений В.Распутина «Уроки французского» и В.Быкова «Обелиск». Кажется, это два таких разных произведения, но в течение урока мы попробуем разобраться, что же их объединяет.

В.Быков и В.Распутин – это писатели, жизнь которых опалена войной.

Василь Быков добровольцем ушёл на фронт, участвовал во многих боях, был дважды ранен. Однажды даже попал в список погибших. Пережитое явилось для Быкова главным источником знания войны и природы человеческого поведения на войне. В 1972 году он пишет повесть «Обелиск», за которую был удостоен Государственной премии СССР.

Валентин Распутин относится к тому поколению, которое из-за войны лишилось детства. Военное и послевоенное время для детей того времени – это суровое испытание, опустившееся тяжёлым бременем на хрупкие детские плечики. Именно об этом рассказ Распутина «Уроки французского».

Беседа по рассказу «Уроки французского»

    О чем говорит название рассказа? (это пр-е о школе, уроках, сверстниках, учителях).

    От чьего лица ведется повествование? (от лица автора). Почему? (п.ч. рассказ автобиографичен, многое, что описано в рассказе, происходило с самим автором в тяжелое послевоенное время – в 1948 году).

    Какие испытания выпали на долю главного героя? (голод, одиночество, разлука с домом, матерью, острое переживание несправедливости, горечь обмана, игра на деньги, унижение и избиение, болезнь)

    Кто приходит на помощь герою в его трудные минуты жизни

    Как она пытается помочь мальчику?

(- занимается после уроков;

Приглашает на занятия домой;

Хочет его накормить;

Присылает посылку, и, в конце концов решается на самый отчаянный шаг: играть с героем на деньги – в пристенок.

6) Как вы расцениваете поступок Л. М.?

7) – Правильно ли она поступила?

8) А что бы сделали вы, если бы оказались на ее месте?

9) Чем закончились «уроки французского»?

10) Почему Л. М. не пытается оправдать себя в глазах директора школы, объяснить ему

суть произошедшего?

(Да потому п.ч. он бы ничего не понял, он не такой человек. Оправдываться ей было не в чем. В коротких и правдивых ответах Л. М. проявляется чув - во собственного дост – ва. В этом она сходна со своим учеником).

11) Почему всю вину она берет на себя?

12) Какую роль играет послесловие?

(Послесловие отрывает новые черты лич – ти учит – цы: она обладает выдержкой, чув – м ответ – ти. Она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком, поддержала его, ободрила.

Подведем итоги нашего разговора о Лидии Михайловне, заполнив схему.

Итак, какие качества вы бы выделили в Лидии Михайловне?

Доброта

Бескорыстие

Умение прийти на помощь

Чувство ответственности

«Умение всего себя отдать

К какому литературному герою вы бы еще отнесли эти строки?

(к А. И. Морозу из повести В. Быкова «Обелиск»)

Беседа по повести «Обелиск»

    Почему повесть называется «Обелиск»?

(Во – первых, это памятник мальчишкам, который был поставлен хлопотами Миклашевича в Сельце школьникам, расстрелявшим в 42 г.)

Во – вторых, этот же Миклашевич хлопотал всю жизнь о том, чтобы здесь появилось еще одна фамилия – сельского учителя А. И. Мороза.

    Кто такой Мороз?

    Как произошло первое знакомство Ткачука с Морозом? (при распилке дерева)

    Почему личность учителя Мороза казалась Ткачуку неординарной?

    Как повел себя Мороз, когда началась война?

    Кто входил в группу, принадлежавшую Морозу? (Коля Бородин, Тимка и Остап Кажины, Николай и Андрей Смурные, Павел Миклашевич)

    Как дети оказались в руках фашистов?

    Что случилось с Морозом?

    Почему Мороз принимает решение покинуть партизанский отряд?

    Мог ли иначе поступить Алесь Иванович?

    В. Быков строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука

Давайте обратимся к последним страницам повести и посмотрим,

Что утверждает Ксендзов?

А что заявляет Ткачук в конце произведения?

    Так почему же для Ткачука, Миклашевича было важно, чтобы имя Мороза было в списках на обелиске? (П. ч. Мороз – действительно настоящий герой. Необязательно убивать, чтобы совершить героический поступок. По словам Ткачука, он сделал больше, чем если бы убил 100 врагов. « Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно». И как знаменательно, что спасенный Миклашевич в свою очередь сделался учителем и, главное, таким же неутомимым борцом за правду и справедливость, каким был Мороз…

«Бывало, смотрю и не могу нарадоваться, говорит о Миклашевиче Ткачук, - ну словно он брат Морозу А.И.. Всем: и характером, и добротой, и принципиальностью».

Давайте мы с вами снова обратимся к схеме. Какими же качествами обладал учитель Мороз. (теми же, что и Л.М.)

Доброта

Бескорыстие

Умение прийти на помощь

Чувство ответственности

«Умение всего себя отдать

«Учительство не труд, а отречение…»

Давайте достроим схему.

Вот они образы героических учителей, которые ценой своей жизни приносят себя в жертву детям, как великая и могущественная птица пеликан. И это жертвоприношение не напрасно.

Писатель Валентин Распутин навсегда запомнил жизненный урок Лидии Михайловны. Эта учительница действительно учила его в 5 классе французскому языку, последние годы жизни она провела во Франции. Может быть, благодаря ей, он верен правде жизни. В своих произведениях он поднимает вопросы нравственности, совести, памяти. Его рассказы и повести учат нас жить.

Не прошли бесследно и уроки Алеся Ивановича Мороза. Герой повести Ткачук решительно размышляет: «Я так думаю: в том, что мы сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей. Пусть, может, я и ошибаюсь, но так считаю.»

Согласны ли вы с этим высказыванием?

В чём заключается заслуга учителей, в том числе и сельских?

Какими качествами должен обладать учитель?

Доброта

Бескорыстие

Умение прийти на помощь

Чувство ответственности

«Умение всего себя отдать

«Учительство не труд, а отречение…»

Легко ли быть учителем?

Да, быть учителем трудно. Нужно отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, мыслить об учениках, как о собственных детях, воспринимать близко к сердцу их трудности. Но в то же время быть учителем благородно и почётно.

В нашей стране всегда ценили учителей, потому что «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!».

Быть учителем – это призвание. Человек обязан ощущать себя таким в душе.

Назовите имена педагогов, которые действительно являются учителями с большой буквы. Можно привести примеры как из жизни, так и из произведений художественной литературы, кинофильмов, средств массовой информации. (Звучат сообщения и рассказы родителей, учителей, детей о педагогах, которые всю свою жизнь посвятили детям. Были названы имена таких известных педагогов, как Ильина, Сухомлинского, Макаренко. Прозвучали имена педагогов школы Гординой Л.Я., организатора школьного музея, Гордина П.А., учителя истории, участника Великой Отечественной войны и многих других. Вспомнили художественные фильмы «Первый учитель», «Доживем до понедельника», «Вам и не снилось» и другие.)

- Подведение итогов

На сегодняшнем уроке мы затронули очень важную тему – тему учительства. Мы постарались рассмотреть, что учитель – это не только человек, дающий знания, но и обладающий «умением всего себя отдать», как это сделали герои книг Быкова и Распутина.

Но героизм педагогов можно рассматривать не только по книгам. Вспомните сентябрьские события 2004 года в Беслане. Тогда вместе с детьми гибли и учителя. Ни один педагог не бросил своих ребят. Все были вместе. Давайте и мы все вместе составим синквейн (малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок на стадии рефлексии):

1 строчка - Учитель:

2 строчка -2 прилагательных или причастия

3 строчка -3 глагола (описание темы, слова можно соединять с союзами и предлогами)

4 строчка – 4 слова –предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-й строчке)

5 строчка –одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-й строчке, обычно существительное

В конце урока предлагается посмотреть презентацию об учителях школы, который сопровождается песней.

Вручение пеликанов

Домашнее задание: Написать эссе на тему «Есть такая профессия – учить детей».

Цели урока:

образовательные:

    совершенствовать умение анализировать текст;

    проанализировать несколько эпизодов;

    показать значение повести Быкова “Обелиск”;

воспитательные:

  • на примере произведений В.Распутина и В.Быкова показать самоотверженную любовь учителя к детям;
  • воспитание уважения к личности учителя в семье, обществе, государстве;
  • привлечь внимание педагогов, родителей, учащихся и общественности к проблемам повышения социального престижа профессии учителя

развивающие:

  • развитие умений сравнивать, обобщать, выделять главное;
  • развитие культуры читательского восприятия художественного текста,
  • понимания авторской позиции, образного и аналитического мышления, читательских интересов,
  • развитие устной и письменной речи учащихся

Участники урока:

    учащиеся 11-го класса;

  • библиотекарь школы;

    родители;

    представители общественности.

Методические приёмы:

рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текстов.

Оформление класса:

фотографии учителей, рисунки по произведениям В. Быкова и В. Распутина, фотографии из к/ф “Уроки французского”, эмблема конкурса “Учитель года”.

Ход урока

Слово учителя и беседа с участниками.

Дорогие ребята, дорогие гости! Я рада приветствовать всех вас на публичном уроке, тема которого “Учительство – не труд, а отреченье, умение всего себя отдать…”. Наш урок мне бы хотелось начать с легенды о пеликане.

Легенда о пеликане

Обеспокоенный бесплодными поисками пищи, страдающий от голода, тяжело опустился пеликан на гнездо, где его нетерпеливо ждали пятеро птенцов. Голоса голодных детей терзали материнское сердце. Усталая птица тяжело поднялась в небо и снова устремилась на поиски. Облетела окрест и вернулась с пустым клювом. Малыши шумно встретили свою мать, щипали, били её в грудь. Бедная птица, одержимая одной страстью, - накормить своих детей, не чувствовала боли. Сильным движением клюва разорвала она свою грудь. Тёплые струйки материнской крови потекли прямо в клювы голодных птенцов. Их жизнь была спасена.

Легенда о пеликане, жертвующим собой для спасения потомства, пережила века и дожила до наших дней. Сегодня пеликан в европейской культуре – это символ благородства, самопожертвования и милосердия. Как вы думаете, какое отношение имеет эта птица к теме сегодняшнего урока?

- (ответы участников)

Я абсолютно с вами согласна. Учитель, как пеликан, отдаёт себя работе, детям. Неслучайно пеликан – символ самоотверженной любви к детям, символ гуманизма в образовании. А ещё он – символ всероссийского конкурса “Учитель года”.

На экране высвечиваются строки из стихотворения:

Учительство – не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать!
- Объясните, пожалуйста, значение этих строк.

-(заслушиваются ответы участников урока)

На сегодняшнем уроке мы с вами попробуем выяснить, действительно ли “Учительство – не труд, а отреченье, умение всего себя отдать…” на примере произведений В.Распутина “Уроки французского” и В.Быкова “Обелиск”. Кажется, это два таких разных произведения, но в течение урока мы попробуем разобраться, что их объединяет.

В.Быков и В.Распутин – это писатели, жизнь которых опалена войной.

Василь Быков добровольцем ушёл на фронт, участвовал во многих боях, был дважды ранен. Однажды даже попал в список погибших. Пережитое явилось для Быкова главным источником знания войны и природы человеческого поведения на войне. В 1972 году он пишет повесть “Обелиск”, за которую был удостоен Государственной премии СССР.

Валентин Распутин относится к тому поколению, которое из-за войны лишилось детства. Военное и послевоенное время для детей того времени – это суровое испытание, опустившееся тяжёлым бременем на хрупкие детские плечики. Именно об этом рассказ Распутина “Уроки французского”.

Беседа по рассказу “Уроки французского”

  1. О чем говорит название рассказа? (это произведение о школе, уроках, сверстниках, учителях).
  2. От чьего лица ведется повествование? (от лица автора).
  3. Почему? (потому что рассказ автобиографичен, многое, что описано в рассказе, происходило с самим автором в тяжелое послевоенное время – в 1948 году).
  4. Какие испытания выпали на долю главного героя? (голод, одиночество, разлука с домом, матерью, острое переживание несправедливости, горечь обмана, игра на деньги, унижение и избиение, болезнь).
  5. Кто приходит на помощь герою в его трудные минуты жизни? (учитель Лидия Михайловна)
  6. Как она пытается помочь мальчику?
  7. (- занимается после уроков;

    Приглашает на занятия домой;

    Хочет его накормить;

    Присылает посылку, и, в конце концов, решается на самый отчаянный шаг: играть с героем на деньги – в пристенок.

    Как вы расцениваете поступок Лидии Михайловны?

  8. Правильно ли она поступила?
  9. А что бы сделали вы, если бы оказались на ее месте?
  10. Чем закончились “уроки французского”?
  11. Почему Лидия Михайловна не пытается оправдать себя в глазах директора школы, объяснить ему суть произошедшего?
  12. (Да потому что он бы ничего не понял, он не такой человек. Оправдываться ей было не в чем. В коротких и правдивых ответах Лидии Михайловны проявляется чувство собственного достоинства. В этом она сходна со своим учеником).

  13. Почему всю вину она берет на себя?
  14. Какую роль играет послесловие?

(Послесловие отрывает новые черты личности учительницы: она обладает выдержкой, чувством ответственности. Она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком, поддержала его, ободрила).

Подведем итоги нашего разговора о Лидии Михайловне, заполнив схему.

Итак, какие качества вы бы выделили в Лидии Михайловне?

Бескорыстие

Умение прийти на помощь

Чувство ответственности

“Умение всего себя отдать

К какому литературному герою вы бы еще отнесли эти строки?

(к А. И. Морозу из повести В. Быкова “Обелиск”)

Беседа по повести “Обелиск”

  1. Почему повесть называется “Обелиск”?
  2. (Во-первых, это памятник мальчишкам, который был поставлен хлопотами Миклашевича в Сельце школьникам, расстрелянным в 1942 г.

    Во-вторых, этот же Миклашевич хлопотал всю жизнь о том, чтобы здесь появилась еще одна фамилия – сельского учителя А. И. Мороза).

  3. Кто такой Мороз?
  4. Кто рассказывает автору о Морозе? (Ткачук Тимофей, бывший заведующий районо)
  5. Как произошло первое знакомство Ткачука с Морозом? (при распилке дерева)
  6. Почему личность учителя Мороза казалась Ткачуку неординарной?
  7. Как повел себя Мороз, когда началась война?
  8. Кто входил в группу, принадлежавшую Морозу? (Коля Бородин, Тимка и Остап Кажины, Николай и Андрей Смурные, Павел Миклашевич)
  9. Как дети оказались в руках фашистов?
  10. Что случилось с Морозом?
  11. Почему Мороз принимает решение покинуть партизанский отряд?
  12. Мог ли иначе поступить Алесь Иванович?

В. Быков строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука

Давайте обратимся к последним страницам повести и посмотрим:

Что утверждает Ксендзов?

А что заявляет Ткачук в конце произведения?

Так почему же для Ткачука, Миклашевича было важно, чтобы имя Мороза было в списках на обелиске? (Потому что Мороз, действительно, настоящий герой. Необязательно убивать, чтобы совершить героический поступок. По словам Ткачука, “он сделал больше, чем если бы убил 100 врагов”. “Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно”. И как знаменательно, что спасенный Миклашевич в свою очередь сделался учителем и, главное, таким же неутомимым борцом за правду и справедливость, каким был Мороз…

“Бывало, смотрю и не могу нарадоваться, - говорит о Миклашевиче Ткачук, - ну словно он брат Морозу А.И.. Всем: и характером, и добротой, и принципиальностью”.

Давайте мы с вами снова обратимся к схеме. Какими же качествами обладал учитель Мороз? (теми же, что и Лидия Михайловна).

Бескорыстие

Умение прийти на помощь

Чувство ответственности

“Умение всего себя отдать

“Учительство не труд, а отречение…”

Вот они образы героических учителей, которые ценой своей жизни приносят себя в жертву детям, как великая и могущественная птица пеликан. И это жертвоприношение не напрасно.

Писатель Валентин Распутин навсегда запомнил жизненный урок Лидии Михайловны. Эта учительница действительно учила его в 5 классе французскому языку, последние годы жизни она провела во Франции. Может быть, благодаря ей, он верен правде жизни. В своих произведениях он поднимает вопросы нравственности, совести, памяти. Его рассказы и повести учат нас жить.

Не прошли бесследно и уроки Алеся Ивановича Мороза. Герой повести Ткачук решительно размышляет: “Я так думаю: в том, что мы сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей. Пусть, может, я и ошибаюсь, но так считаю”.

Согласны ли вы с этим высказыванием?

В чём заключается заслуга учителей, в том числе и сельских?

Какими качествами должен обладать учитель?

Бескорыстие

Умение прийти на помощь

Чувство ответственности

“Умение всего себя отдать

“Учительство не труд, а отречение…”

Легко ли быть учителем?

Да, быть учителем трудно. Нужно отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, мыслить об учениках, как о собственных детях, воспринимать близко к сердцу их трудности. Но в то же время, быть учителем благородно и почётно.

В нашей стране всегда ценили учителей, потому что “Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!”.

Быть учителем – это призвание. Человек обязан ощущать себя таким в душе.

Назовите имена педагогов, которые действительно являются учителями с большой буквы. Можно привести примеры как из жизни, так и из произведений художественной литературы, кинофильмов, средств массовой информации. (Звучат сообщения и рассказы родителей, учителей, детей о педагогах, которые всю свою жизнь посвятили детям. Были названы имена таких известных педагогов, как Ильина, Сухомлинского, Макаренко. Прозвучали имена педагогов школы Гординой Л.Я., организатора школьного музея, Гордина П.А., учителя истории, участника Великой Отечественной войны и многих других. Вспомнили художественные фильмы “Первый учитель”, “Доживем до понедельника”, “Вам и не снилось” и другие. )

А сейчас я предлагаю вам посмотреть фотографии сельских учителей, которые работали в нашей школе в семидесятые-восьмидесятые годы. И хотя они не очень хорошего качества, черно-белые, но очень дороги, потому что это наша история. (К уроку была подготовлена презентация о педагогах. Фотографии собирали учителя, ученики, родители. Во время показа презентации звучит “Журавлиная песня”).

Подведение итогов

На сегодняшнем уроке мы затронули очень важную тему – тему учительства. Мы постарались рассмотреть, что учитель – это не только человек, дающий знания, но и обладающий “умением всего себя отдать”, как это сделали герои книг Быкова и Распутина.

Но героизм педагогов можно рассматривать не только по книгам. Вспомните сентябрьские события 2004 года в Беслане. Тогда вместе с детьми гибли и учителя. Ни один педагог не бросил своих ребят. Все были вместе. Давайте и мы вместе составим синквейн (малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок на стадии рефлексии):

1 строчка - Учитель

2 строчка -2 прилагательных или причастия

3 строчка -3 глагола (описание темы, слова можно соединять с союзами и предлогами)

4 строчка – 4 слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-й строчке)

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-й строчке, обычно существительное

В конце урока предлагается посмотреть видеоролик об учителях школы.

В память о сегодняшнем уроке каждому участнику я хочу подарить символ благородства - пеликана (вручение эмблемы с пеликаном).

Домашнее задание: Написать эссе на тему “Есть такая профессия – учить детей”.