Благодаря чему вам удается доказать свою правоту. Умение обосновать - это значит думать или просто опираться на факты? Как доказать свою правоту? Парадокс! Мы соглашаемся с тем, что на свете нет двух одинаковых людей

Умение доказать свое мнение – очень важное деловое качество. Ведь на всякого рода переговорах нужно не только внимательно слушать и задавать вопросы, но и отстаивать свои убеждения. Правильный способ доказать свое мнение предполагает не стремление привести собеседника в замешательство и указать ему на его некомпетентность в чем-либо, а решение важного делового вопроса.

Психология общения говорит о том, что самый эффективный способ убедить кого-то, это, прежде всего, – согласиться с его мнением . Согласиться с человеком еще не означает принять его точку зрения, но это – начало разговора. Будете ли вы спорить с человеком, который согласен с вами? Вряд ли. С ним нельзя спорить - ведь он снова с вами согласится. А если нет сопротивления, нет другого мнения - то нет и спора.

Как только вы начинаете сопротивляться, говорить что-то совершенно отличающееся от мнения собеседника - спор снова возгорается. А в споре человек не принимает чужой точки зрения , будь она трижды правильней, чем у него самого. Поэтому, вам будет достаточно только подтвердить правоту человека, и он будет готов выслушать и принять ваши аргументы и представление ситуации. Фраза: “Ты прав, все так, и я бы хотел просто добавить…”, где первая часть служит присоединением, а вторая - высказыванием вашей точки зрения, - лучшее для этого начало.

Чтобы доказать свое мнение “безболезненно” для окружающих, не стоит торопиться его выложить. Нужно обязательно выслушать аргументы партнера, а затем уже приводить свои собственные. Но как правильно оценить, какие из аргументов сильные, а какие не стоят внимания? Существует несколько критериев оценки аргументов.

Например, хорошие аргументы должны основываться на фактах . Поэтому из списка своих доводов сразу можно исключить те, которые вы не можете подкрепить фактическими данными. Ваши аргументы должны иметь самое прямое отношение к делу. Если это не так, отбросьте их. Ваши аргументы должны быть актуальны для оппонентов, поэтому необходимо заранее выяснить, насколько они могут быть интересны и своевременны для них.

Старайтесь в своей речи использовать простые, ясные и точные понятия . Будьте корректными по отношению к собеседнику – открыто и сразу признавайте правоту партнера, если он прав, продолжайте оперировать только теми аргументами и понятиями, которые уже приняты оппонентом. Важно в любом случае сохранять спокойствие и вежливый тон, пусть даже доводы партнера кажутся совершенно нереальными.

Учитывайте личностные и профессиональные особенности вашего собеседника, связывайте вашу аргументацию с его целями и мотивами . Постарайтесь избегать перечисления фактов, лучше покажите их преимущества, объясняя на конкретном примере. Не используйте в разговоре сложные и непонятные термины, чем доступнее вы будете излагать, тем быстрее сможете найти общий язык.

Чтобы хорошо контактировать с собеседником, попытайтесь добиться его расположения , ведь вы же решаете общий вопрос, здесь задействованы интересы обеих сторон. Если он долго с вами не соглашается, ну а его видение проблемы совершено не устраивает ваши интересы, попробуйте вместе с ним поэтапно проследить решение проблемы и постепенно подвести партнера к противоположным выводам. Если вам достался высокоинтеллектуальный партнер, то в разговоре с ним можно честно и смело указывать как сильные, так и слабые места того, что предлагаете вы. Таким образом, вы будете выглядеть более чем достойно, и заслужите его доверие.

Помните о том, что каждый человек имеет право на свое мнение , и то, что оно отличается от вашего, еще не значит, что оно неправильное.

В статье рассказывается о том, как убедить собеседника в своей правоте.

В жизни нередко появляется необходимость объяснить что-либо человеку, не готовому принять верную точку зрения. Убеждать других в собственной правоте часто приходится тем, кто занимается торговлей или предоставлением каких-либо услуг. Навыки убеждения могут помочь вам при общении с детьми или во время руководства любым коллективом.


Добиться признания человеком истины получится, если он будет принимать во внимание ваши аргументы. Именно поэтому рекомендуется избегать превращения аргументированной дискуссии в обычные споры. Когда кто-то сомневается в вашей правоте, потребуется найти простые и понятные доказательства. Ознакомьтесь с мнением человека и позвольте ему спокойно высказаться. Чтобы подвести его к правильным выводам и разобраться в его позиции, пользуйтесь уточняющими вопросами. Старайтесь подробно объяснить ошибочность мнения, высказанного человеком, чтобы он смог это понять. Важно достигнуть общих выводов, иначе ваши усилия окажутся напрасными.


Обязательно пользуйтесь здравым смыслом и логикой, доказывая собственную правоту. Не стоит доказывать что-либо фразами о том, что такое положение дел существовало всегда. Любые действия людей и их порядок можно объяснить. Многие действия объясняются с точки зрения целесообразности, безопасности и выгоды. Бывают ситуации, когда доказать свою правоту можно с помощью документов или простых вычислений. Пользуйтесь неопровержимыми аргументами, а не пытайтесь просто перекричать оппонентов.


Ведите себя как можно корректнее и уважительнее к собеседнику. Раскрывая отсутствие компетентности человека в каких-либо вопросах, не пытайтесь его оскорбить или принизить. Этим вы можете вызвать ненависть и злобу, не имеющую отношения к обсуждению. В спорах нельзя переходить на личности и вести себя агрессивно, если вам нужно, чтобы человек признал свои ошибки.


Перед тем, как вступать в обсуждение какого-либо вопроса, задумайтесь о его перспективах. Когда оппонент способен признать вашу правоту и изменить собственное мнение, плодотворная дискуссия действительно становится возможной. Существуют люди, которые до конца стоят на своей позиции и не собираются ее менять. Они вполне могут остаться при ошибочном мнении и будут очень резко реагировать на попытки донести правду.


Сложнее всего доказать свою правоту людям, не готовым менять свои убеждения. Даже самые простые аргументы часто не оказывают воздействия на подобных людей. Именно поэтому лучше не тратить время на бесперспективные споры.

Важно не доказать своему собеседнику что он неправ, а показать им всю картину происходящего. Человек обладает способностью к мышлению, и именно это делает мир таким, каким мы его видим сейчас. Однако благодаря мышлению существует у каждого человека своя «правда» и поэтому всегда можно встретиться с несогласием людей друг с другом.

Эта степень несогласия может быть большой или маленькой, но она существует всегда, будь то обсуждение корпоративной стратегии или семейный ужин.

От разногласий нам никуда не деться, поэтому для нас важно научиться искусству правильного убеждения. Однако это убеждение включает в себя не только вашу точку зрения, но и некий компромисс, который понадобиться в большинстве случаев.

Почему не всегда получается убеждать?

Это бывает неприятно, когда ваши идеи и мысли лучше, но другие люди их не принимают, только потому что мы не можем их правильно убедить в своей правоте. Самая частая ошибка, которую совершает убеждающий человек — это доказывает неправоту другого человека. Этот способ действительно работает, но лишь с определенными людьми, которые, как правило менее эмоциональны. Но не все же в мире сразу согласятся в том что они неправы.

Даже если у вас есть убедительные аргументы, вы говорите человеку чтобы они передумали и приняли вашу точку зрения. Это часто ставит их в неловкое положение, потому что им придется признать, что они неправы.

Еще одним важным аспектом является корректировка своих убеждений. Если ваш собеседник видит, что вы немного изменили ваши убеждения и теперь доказываете что-то похожее, но уже другое, то это сразу наведёт на мысль: вы сами не знаете о чём говорите.

Другими словами вы должны быть точно уверены в своих словах и никогда их не изменять и не корректировать, иначе получается ситуация когда вы сами отвергаете идеи, которые доказывали несколько часов назад.

Лучший способ доказать свою правоту

В итоге мы пришли к выводу, что лучшим способ «перетянуть» человека на свою сторону, заключается в описании полной картины происходящего. Вы должны описать вашу точку зрения так, чтобы человека сам понял, что ваша точка зрения действительно более приближена к истине.

Приведите их к обнаружению другой стороны вопроса

Это должно быть что-то о чём ваш собеседник не только не учитывал в своих размышлениях, но и не знал. Вам нужно правильно раскрыть это для собеседника, чтобы он убедился что вы действительно учли в своих размышлениях намного больше, чем он.

Давайте предложения, а не команды

Такой подход позволяет лучше скрывать свои намерения убедить. Вы должны обязательно контролировать свой тон, когда разговариваете с собеседником. Вы должны играть роль повествователя, а не инструктора. Ваша цель — направить человека, вместо того, чтобы навязывать ему свои мысли. Вам будет намного легче общаться с человеком, если вы будете дружелюбным и разносторонним с ними.

Помните, что успешного убеждения могут быть достигнуты только действительно правильные мысли. Не позволяйте другим людям менять вашу правильную точку зрения, ведь именно мысли и идеи могут сделать поистине потрясающие вещи. Будьте смелыми, и научитесь правильно говорить, только тогда вы сможете убедительно демонстрировать свои потрясающие идеи.

Признайтесь: когда ваши аргументы отвергаются один за другим, кулаки сжимаются сами собой. Особенно хорошо такая ситуация знакома мужчинам. Кажется, так бы и двинул строптивому оппоненту в челюсть. Может, и правда, это самый действенный способ как доказать свою правоту?

Подойдите к ситуации конструктивно

На самом деле конфликты и споры неизбежны, и разрешать их, найти варианты решения конфликтов - целое искусство. Подумайте, что вам важнее - продемонстрировать свой пылкий темперамент и недюжинную физическую силу или убедить противника принять вашу сторону? Уверены, что второе. Тогда забудьте о кулаках. Разумеется, речь не идет о ситуациях, когда к вам в темной подворотне подходят ищущие приключений молодые люди или когда хулиганы обижают женщину.

Итак, при возникновении противоречий очень важно подойти к ситуации конструктивно. Что это значит? Прежде всего успокойтесь, забудьте об эмоциях. Если это невозможно, по крайней мере, умерьте пыл - страстные речи убедительны, когда вы выступаете с трибуны перед большой толпой поклонников вашего таланта. Если же задача - доказать свою правоту в споре, очень важно сохранять бесстрастность.

Сформулируйте для себя, к какому выводу вы хотите привести оппонента. Помните: только ясность мысли порождает четкость речи и, добавим, позволяет выглядеть убедительно.

Стратегия и тактика ведения конфликта

Прежде чем затевать конфликт, подумайте хорошенько, насколько вам важно настоять на своем, стоит ли предмет спора ваших сил и нервов. Помните: очень важно отличать главное от второстепенного. Может быть, разумнее «спустить на тормозах», сделать вид, что вас все устраивает? Бывают случаи, когда самая верная тактика - избегать конфликта. Особенно это актуально, если вы не сходитесь мнениями с членами собственного семейства в каких-то бытовых вопросах.

Скажем, в разгар ремонта обсуждается вопрос о цвете и рисунке обоев. С одной стороны, ежедневно в течение многих лет смотреть на стены, которые вас раздражают, - пытка пострашнее многих. Но с другой - человек ко всему привыкает. Привыкнете и вы к этим обоям. Неужели собственное спокойствие вам не дороже? И потом, отношения с близкими - самое ценное, что у нас есть. Стоит ли жертвовать ими ради мелочей? В такой ситуации вряд ли стоит решать вопрос: как доказать свою правоту.

Но вот вы все же вступили в словесную баталию, однако в самый ее разгар поняли, что аргументов у вас маловато, сил тоже не так чтобы очень много, а стало быть, зря вы все это затеяли. Что ж, уступите. Но не просто уступите! Вы же стратег! Отойдите на заранее подготовленные позиции. Подчеркните, что делаете это сознательно. Особенно выигрышна такая позиция, если вы - мужчина, а ваш оппонент - представительница прекрасного пола. Так вы убьете сразу двух зайцев: продемонстрируете свою галантность и рыцарство, а кроме того, когда речь пойдет о чем-то действительно для вас важном, с полным моральным правом сможете настаивать на своем.

Торг уместен!

Если же уступка неприемлема, и вы на 300% уверены, что пресловутые обои, которые так милы сердцу ваших домашних, отравят вам жизнь, предложите оппонентам компромисс - они позволяют вам выбрать обои, зато уж вы не будете спорить по поводу чего-то другого (торг, как говорится, уместен, договаривайтесь, на какие взаимные уступки вы пойдете). Или вы готовы смириться с цветом обоев, но уж узор на них выберете сами - словом, вариантов для компромисса множество.

И помните: уступить или выбрать компромисс - не означает «прогнуться». Вы всего лишь рационально подходите к решению проблемы.

Но бывают ситуации, когда конформизм неприемлем. Скажем, речь идет о каких-то принципиальных производственных проблемах и вы видите, что коллега неправ, его позиция может навредить общему делу. Или ваш ребенок собирается на ночную дискотеку, и вы уверены, что этот культпоход для него добром не закончится. Или жена решила потратить все семейные сбережения на новую шубу, а вы чувствуете, что не сегодня-завтра вас уволят, и тут уж будет не до шуб. Словом, пришло время продемонстрировать стойкость и непоколебимость. Что ж, попробуйте выиграть в споре по всем правилам.

Управление конфликтом - наука и искусство

Чтобы научиться управлять конфликтами, можно пройти тренинг по конфликтологии или изучить соответствующую литературу. Для начала усвойте несколько очень простых правил - они вам непременно помогут.

Во-первых, исходите из того, что спор - не война, а ваш оппонент - не представитель вражеской армии. Относитесь к нему нейтрально. Дайте себе установку: мне не нравится позиция коллеги, а не он сам. Предположим, если вас не устраивает, как коллега составил презентацию вашего общего проекта, не позволяйте себе уничижительных замечаний о его интеллекте и профессионализме. Так вы ничего не решите, а отношения испортите серьезно.

Во-вторых, не расширяйте предмет спора. Если вы уверены, что ребенку не следует идти на ночную дискотеку, постарайтесь его убедить, что именно это мероприятие надо проигнорировать. Не надо «заодно» упрекать его, к примеру, в том, что он ленив и плохо учится. Отложите это на потом.

Еще одно правило. Проявляйте максимальный такт - так вы обезоружите противника, снимите накал борьбы. Говорите тихо, не повышайте голос, не переходите на личности. Пусть сначала вам кажется, что вас не слышат - спустя несколько фраз к вашей рассудительной аргументированной негромкой речи прислушаются обязательно: и оппонент, и руководство.

Шах и мат

И наконец, последнее: спор подобен шахматной партии. Старайтесь вычислить очередной выпад собеседника и предупредить его, озвучив контраргумент. Таким образом инициатива будет у вас в руках - позиция нападающего всегда более выгодна, чем позиция обороняющегося. При этом она требует большего знания и быстроты реакции - всему этому можно научиться, стоит лишь захотеть.

Итак, если вы не знаете, как доказать свою правоту, но уверены, что это необходимо, действуйте хладнокровно и расчетливо, не давайте волю эмоциям и уж тем более не пускайте в ход кулаки - это неконструктивный подход, который заведет вас в тупик. Репутация склочника и скандалиста приобретается в два счета, а избавиться от нее почти невозможно - это практически диагноз.


Вы правы, другой человек заблуждается, но упорствует. В какой-то момент вы понимаете, что не можете доказать свою правоту. Если человек взрослый – можно подобрать инструменты, чтобы он признал, что вы правы; либо найти способы просто заставить сделать, как вы считаете нужным (подобрать инструменты управления – грубые или мягкие).

Впрочем, в отношениях с ребенком или родителем – то же самое. Или наехать и напугать, принудив сделать по-вашему, или убедить. Давайте посмотрим, как и чем человек доказывает свою правоту в разных ситуациях.

Манипуляции – не плохое слово

Есть прекрасная история про неопытную бухгалтершу взяли главбухшей, потому что у нее муж крутой юрист. Он ей помогал доказывать правоту в налоговой: например, не платить налог с похоронного венка и ленты для погибшей сотрудницы. Полная история – по ссылке .

Манипулировала ли она (с помощью мужа) налоговиками? Да, и еще как!

Манипуляции – не просто “плохое слово”. Именно с помощью воздействия а) на себя, б) на других можно доказать свою правоту и быть услышанным. Посмотрите, как это делать правильно.

Эмоции и правота

Почему в конфликте одна сторона не слышит другую (или обе – друг друга)? Потому что люди редко руководствуются логикой и разумом, когда приходят в “точку конфликта”. Они “садятся” на эмоции и на них пытаются доказать свою правоту противоположной стороне.

Ни шагу назад, ни пяди земли врагу!

Поэтому первое, что нужно сделать, когда человек доказывает свою правоту, – убрать эмоции. Отложить их на потом. По-бытовому говоря, “остыть”.

То же самое лучше всего сделать и для другой стороны: не просто дать остыть, а еще и временно согласиться с частью убеждений. Например, “я знаю, ты хочешь для ребенка только лучшего”. Или: “Я понимаю, что тебе важно доказать свое мнение. Я готов(а) тебя выслушать”.

Когда эмоция стихает – к человеку возвращается логика.

То же касается и сложных ситуаций, например, когда надо доказать свою правоту в суде. Пока вы дрожите, боитесь, гневаетесь, орете, возмущаетесь – вы можете наделать ошибок.

Готовность к провалу

Если работа с эмоциями – это была первая часть подготовки, то готовность к отказу, провалу и пр. – вторая часть. Те, кто прут напролом, обычно с очень большим удивлением обнаруживают, что проиграли. Поэтому перед тем как доказывать правоту, постарайтесь просмотреть, какие самые худшие реальные (!) последствия будут, если не докажете. Это поможет:

а) снизить градус обсуждений;

б) понять, где заканчиваются ваши границы, и не загонять другого человека в угол.

Схема, чтобы доказать свою правоту

Порядок действий на самом деле простой:

1. Выясните точку зрения другого человека. Многие этого не делают. И только после некрасивой ссоры выясняется, что второму просто хотелось, чтобы перед ним извинились, и этого было достаточно. Или сделали для него какую-то другую, достаточно мелкую вещь.

2. Запомните, чего хотите от конфликта вы (уважения, мира-дружбы-жвачки, правильного решения на работе / в семье). Держите в голове 2 установки: программу-минимум (без которой вы вообще не будете больше общаться с человеком), и программу-максимум (чего вы хотите добиться в идеале). Держитесь одной линии, не перескакивайте с “ресторана давно не было” на “цветочки не даришь” или “совсем мою маму не уважаешь”. Это разные послания, конфликты и результаты.

3. Найдите конструктив . Например, чтобы доказать начальнику свою правоту, достаточно сказать: “Я заинтересован, чтобы компания получила больше прибыли, а вы – премию, респект и уважение от руководителя”. Или, чтобы доказать правоту в ДТП, не обязательно “наезжать и требовать”. Порой достаточно рассказать, как будут обстоять дела: “Если вы сейчас будете добиваться своей правды, это прекрасно. Но готовы ли вы потратить 10 часов на ГИБДД, 2 месяца на разбирательства, а деньги будут снимать еще полгода? Могу предложить вам 100$ и разъезжаемся, вы сэкономите еще на 500$ времени и сил”.

4. Подготовьте аргументы в свою пользу. Только если вы уверены и подготовлены, а ваша точка зрения подкреплена фактами, у вас сильная позиция и есть шансы. В противном случае, если у вас “вожжа под хвост влетела”, и аргументов нет, то стоит ли доказывать свою правоту вообще?

5. Когда перестать доказывать свою правоту: правило компромисса . Есть масса ситуаций, когда впору задуматься: а нужно ли доказывать свою правоту. Так ли важен цвет обоев, оттенок краски для пола, рисунок ламината или штор? Вы привыкнете к нему за 2 недели и перестанете замечать. Так ли значимо, “кубиками” или “соломкой” порезана морковка в суп – ведь он съестся и удалится из организма через сутки максимум? Постарайтесь чаще соглашаться в мелочах – и почти никогда не соглашаться в крупном.

6. Тактика и стратегия. Тактика: не оскорблять, не обострять, не приваливать новых претензий (не расширять тему). Стратегия: выгодно согласиться сейчас, получив “респект”, либо выгодно доказать сейчас правоту (на работе, в семье), чтобы ситуация не повторялась (решение системной проблемы).

7. Закрепить успех. Договоренность, какой бы она ни была (невыгодной или максимально выгодной для вас) – это успех. Поэтому ее стоит проговорить конкретно и четко (“ребенка в садик отводишь ты, а я за это коплю и отправляю его летом в лагерь, плюс навещаю его там”). Если ситуация склонна к повторению (велик шанс нарушения договоренности), то после доказательства правоты закрепляются еще и “санкции”, т.е. наказание за нарушение. Оно должно быть разумным и посильным для исполнения.

Упрямые барашки: желание доказывать свою правоту везде и всегда

Кроме адекватных людей, есть еще и упрямые барашки. Им свойственно желание доказывать свою правоту “на пустом месте” и “чтобы было”. То есть, они готовы тратить время и силы, чтобы “показать кузькину мать”. Что это могут быть за люди:

  • эмоционально нестабильные (“вспыльчивые”, “холерики”);
  • с мощной параноидной частью (“кругом враги”);
  • с нарциссической частью (“если я не прав, то я г…о”);
  • ради показухи (спорщики ради эмоций, люди, которым важно быть на виду, показать себя жертвой или наоборот сильным).

Сражаться с такими или нет – дело ваше. Просто помните, что некоторым людям, причем среди них могут быть и ваш партнер, родитель, друг или подруга, коллега, начальник – доказать свою правоту невозможно. Постарайтесь, а когда надоест, попробуйте оставить человека с его убеждениями. Совсем не обязательно тратить жизнь на то, чтобы показать другому правду, открыть ему глаза и т.д.

Ваша жизнь и интересы важнее, чем правда. Например: как доказать родителям свою правоту? Да просто хорошо жить, работать, учиться, рожать детей, строить дом. А уж как именно вы это делаете – только ваше дело!