Дед архип и ленька учит. Внеклассное чтение: Рассказ А.М

А. М. ГОРЬКИЙ

ДЕД АРХИП И ЛЕНЬКА

Инсценировка С. Шиловского

Ленька - В. Сперантова
Дед Архип - Н. Плотников
РЕЖИССЕР Ф. ТОБИ АС

В 1898 году на прилавках книжных магазинов Москвы и Петербурга появился сборник очерков и рассказов, подписанный небывалым именем - Максим Горький. В этой книги все было ярко и ново. Перед изумленными читателями предстала новая, доселе неведомая Россия - нищая и босяцкая, но гордая и свободолюбивая, страстно бунтующая против всех несправедливостей тогдашней жизни и одновременно жадно тянущаяся к свету и счастью.
Писатель не случайно выбрал себе такой псевдоним. Это имя - ныне известное всему миру - подсказала молодому писателю его жизнь, пол¬ная лишений, горьких обид и жестоких несправедливостей. Алексей Максимович Горький 1868-1936) вырос в старинном приволжском городе - Нижнем Новгороде. О своем безрадостном детстве, о трудной юности писатель рассказал в знаменитых автобиографических повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты». Со страниц этих книг |перед нами предстает привлекательный образ Алеши.Пешкова - смышленого и живого мальчика, рано столкнувшегося с темными сторонами жизни, вынужденного отправиться в «люди», чтобы иметь кусок хлеба. Кем только не был Алеша Пешков: поваренком на пароходе, учеником сапожника, грузчиком, бурлаком, рабочим на рыбных промыслах и в железнодорожных мастерских
Тысячи людей не выдерживали таких суровых, жизненных испытаний - опускались «на дно», спивались. Юного Горького спасли книги. Они открыли ему правду, сделали его широкообразо¬ванным человеком. Энциклопедические знания Алексея Максимовича, которые он приобрел благодаря чтению, поражали всех. С профессио¬нальной глубиной он судил о технике, медицине, истории, литературе…
Тяжелая юность и молодость, полная невзгод, не ожесточили душу Горького. Алексей Максимо¬вич до конца своих дней был добр и приветлив с людьми, что неизменно привлекало к нему серд¬ца. Этот высокий гуманизм - поразительная лю¬бовь к простым и честным людям - присутствует и во всех произведениях Горького. Именно эта черта творческого облика писателя обессмертила его имя.
Алексей Максимович Горький начал писать в юности. Писал много. Писал стихи и рассказы. Его первым опубликованным произведением был рассказ «Макар Чудра». Случилось это в 1892 го¬ду. Тогда начинающий писатель жил а Грузии, в Тифлисе. В следующем году появился один из лучших рассказов раннего периода его творчест¬ва - «Дед Архип и Ленька». Жаркое летнее солнце пылает над степью, над быстронесущимися водами Кубани. Здесь, на паромной переправе, мы впервые встречаемся с героями рассказа; дедом Архипом - костлявым, высохшим от тяжелого недуга стариком и его ма¬лолетним внуком Ленькой. « Ленька, - как описы¬вает Горький, - был маленьким, хрупким, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда -старого иссохшего дерева».
О прошлой жизни деда Архипа и Леньки писатель говорит скупо. Родом Они из центральной России. На Кубань их привела нищета, которая вот уже много лет гоняет их, как ветер перекати-поле, по необъятным просторам России, Тяжелая жизнь глубокими морщинами избороздила лицо деда Архипа, выпила из него соки, пригнуло к земле. Лишь в смерти, видит он избавление…
Не пощадила судьба и Леньку. Он остался сиротой и вынужден жить с нищим дедом, питаясь тем, что подадут из милости чужие люди, Леньке всего 12 лет. Однако многое ему пришлось испытать. Он на собственной шкуре узнал, что такое бедность и богатство, добро и зло, справедли¬вость и жестокость...
Как две скорбные тени, бредут Ленька и дед Архип от деревни к деревне, от станицы к станице. Изредка им подают, чаще смеются, гонят, издеваются. От многих мытарств, выпевших ему на долю, душа деда Архипа иссохла вместе с телом, огрубела и зачерствела. А у Леньки, несмотря на все невзгоды, душе чиста и возвышенна. Оке полна доброты, участия к людям, гордости; Пусть через плечо Леньки перекинута нищенская котомка, он чувствует себя человеком.
Случай в станице (дед Архип был замечен в воровстве) перевернул все в его мальчишеской душе. Ленька понял, что даже его дед способен на явную несправедливость, жестокость. Перед его потрясенным взором открылась бездна…
Рассказ Горького завершается смертью Леньки. Этим трагическим финалом писатель хочет подчеркнуть, что в мире, разделенном на бога¬тых и бедных, в мире наживы и корысти, все чистое и светлое обречено на гибель.
Б. Заболотских

К числу «босяцких» рассказов Горького примыкает рассказ «Дед Архип и Ленька», значительный по своим художественным достоинствам и идейному содержанию.

В этом рассказе писатель обращается к теме украденного дет­ства. Горький повествует о странствующих нищих - деде Архипе и его внуке Леньке.

С первых же страниц рассказа у читателя рождается чувство сострадания к этим обойденным судьбой людям.

Архип - человек преклонных лет, в прошлом, наверное, кре­стьянин. Долготерпение, покорность богу, судьбе - все те качест­ва, которые видел в крестьянстве Л. Толстой, сродни деду Архипу. Он ничего от жизни не ждет, ни к чему не стремится. Единствен­ная его цель и забота - прокормить внука-сироту, которого он опе­кает вот уже семь лет.

Ленька иначе смотрит на мир. Очень любознательный, он жаж­дет открытий, тянется ко всему хорошему. Странствуя, Ленька уже достаточно хлебнул горя, не раз сталкивался с несправедливостью, но он мечтает о «больших чудесных городах, населенных невидан­ными или добрыми людьми, у которых не нужно будет просить хлеба.».

Основу рассказа составляет столкновение различных нравствен­ных идеалов деда и внука. Для деда средство поддержания сущест­вования - воровство, а Ленька хочет видеть жизнь чистой и спра­ведливой.

Завязкой в рассказе становится история с платком, который украл у девочки дед Архип. Ленька, движимый благородным чув­ством, пытается успокоить девочку, в страхе ожидающую наказа­ния за утерянную вещь, защитить ее от отца. Мальчик оскорблен, узнав, что платок похитил его дед, но еще большее угрызение со­вести, стыд, возмущение испытывает Ленька, услышав, как дед публично отрицает то, что снял со стены кинжал. Драма в душе Леньки нарастает.

Открытое столкновение между дедом и внуком происходит в степи, в стороне от людей. Это безлюдное пространство усиливает драматизм их конфликта. Ленька, убедившийся в том, что дед его - вор, проклинает его, желая ему смерти и непрощения на не­бесах. Дед почти с отчаянием объясняет внуку, почему он воровал. О своей нечисто прожитой жизни он говорит как о подвиге во имя внука: «Семь лет я тебя нянчил! Все для тебя. и жил. для тебя. Рази мне надо что? Умираю ведь. Умираю. а ты говоришь-вор. Вот возьми. бери. На жизнь твою. на всю. копил. ну и воро­вал. Бог видит все». Как бы в унисон разыгравшейся между людьми драме в степи начинается гроза, во время которой дед и внук гибнут.

Так же как и в рассказах романтических, пейзаж становится здесь одним из важных сюжетных компонентов, организующих по­вествование, хотя природа здесь рисуется в сдержанных, спокой­ных тонах, исключающих всякую экзотику.

Горький стремился показать, что даже у людей, замордованных подневольным трудом, живо чувство прекрасного.

Рассказ «Двадцать шесть и одна» писатель назвал поэмой. По­этическое чувство красоты, щедро насыщающее это произведение, давало полное право на такое жанровое определение.

Рассказ автобиографичен и навеян впечатлениями того време­ни, когда А. Пешков работал в крендельной пекарне Василия Се­менова в Казани. А время то было мрачное. Много лет спустя Горький, опровергая утверждение, будто бы его сделали марксис­том лишь произведения великих философов, писал: «Вы скажете марксист! Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдуб­лена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше книг казан­ский булочник Семенов и русская интеллигенция, которая наибо­лее поучительна со стороны своей духовной шаткости».

В рассказе «Двадцать шесть и одна» Горький изображает мрач­ную обстановку булочной Семенова. Огромная печь похожа на чу­довище, готовое поглотить согнанных к нему рабов. А сами рабы, грязные, измученные, ненавидят свой труд.

О труде в капиталистическом обществе, о его подневольном ха­рактере Горький писал неоднократно. Так, в рассказе «Челкаш», воспроизводя музыку трудового дня в порту, он подмечает, что люди незаметно превратились в механические придатки машин.

Труд крендельщиков тяжел. «Изо дня в день в мучной пыли, в грязи, натасканной нашими ногами со двора, в густой пахучей духоте, мы рассучивали тесто и делали крендели, смачивая их на­шим потом, и мы ненавидели нашу работу острой ненавистью. Сидя за длинным столом друг против друга,-девять против де­вяти,- мы в продолжение длинных часов механически двигали ру­ками и пальцами и так привыкли к своей работе, что никогда уже и не следили за движениями своими».

Но даже эти изнуренные люди, «арестантики», у которых не было ни сил, ни желания даже говорить друг с другом, не лишены чувства прекрасного.

Для того чтобы раскрыть внутренний мир своих героев, мир, полный страстей, затаенных дум, Горький использует песню. При­чем он воспроизводит не только ее содержание, но и подробно опи­сывает тембр голоса поющего, выражение его лица, реакцию слу­шающих.

Эти полумертвые люди, «живые машины», иногда начинали петь. И самым замечательным было, когда пели все двадцать шесть. Их «громкие голоса, давно спевшиеся голоса» наполняли помещение; песне становилось тесно в нем, она билась о камень стен, стонала, плакала и оживляла «сердце тихой щекочущей болью», бередила в нем старые раны и будила тоску.

Поющим густая, широкая волна звуков представлялась «доро­гой куда-то вдаль, освещенной ярким солнцем,- широкой дорогой.».

Было у крендельщиков и еще нечто хорошее, заменявшее солнце. Каждое утро к ним заглядывала шестнадцатилетняя горничная Таня, с румяным личиком, толстой косой каштановых волос.

Грязные, темные, уродливые люди ждали с нетерпением ее прихода и говорили ей какие-то особые слова, которые находились у них только для нее. У крендельщиков и голоса становились мяг­че, ласковей и шутки легче, у них для нее все было особое.

Горький утверждал, что все красивое по-настоящему вызывает уважение к себе у людей, даже и у грубых людей. И хотя каторж­ный труд превращал людей в тупых волов, они все-таки оставались людьми и, как все люди, не могли жить без того, чтобы не покло­няться чему бы то ни было.

Горький впервые в русской литературе показал трудовой кол­лектив в своем стремлении к прекрасному.

Проблема активного отношения человека к жизни, которую ставит Горький в своих ранних романтических и реалистических рассказах, сопряжена с требованием героико-романтического искусства, способствующего обновлению жизни.

Эта позиция неоднократно и целенаправленно обосновывалась писателем в его литературно-критических статьях раннего перио­да. Эстетические взгляды Горького нашли также свое выражение в таких его произведениях, как «Читатель», «О Чиже, который лгал, и о Дятле - любителе истины», «Об одном поэте», «О черте», «Еще о черте» и других. Эти выступления были направлены про­тив декадентов и натуралистов, порвавших с демократическими традициями русской литературы, ратующих за искусство, свобод­ное от общественных идеалов и отражающее субъективное восприя­тие действительности.

Суровая правда жизни.Рассказ короткий,но с большим смыслом.

Недостатки

Подробности

Ещё в школьные годы, пришлось мне познакомиться с рассказом Максима Горького -"Дед Архип и Ленька", и хоть прошло уже много лет, я до сих пор вспоминаю о нём, с грустью в сердце.
Главные герои дед и внук-нищенствуют. Просят милостыню, для того, чтобы прожить и не умереть с голода.
Дед понимает, что совсем близко его смерть и отчаянно, пытается хоть как -то обеспечить существование своему десятилетнему внуку, что толкает его на воровство.
Ленька не в силах оценить такую пожертвованность от деда, что приводит их к сильной ссоре. В результате которой, двое умирают на чужбине.
Признаюсь рассказ довел меня до слёз. Уж больно много в нем задето тонких струн человеческой души. Трагический финал окончательно поставил точку, в отношении благодарности человеческого сердца. Люди редко ценят добрые поступки, заботу, любовь, иной раз даже от родных людей. Мне искренне было жаль чувства деда Архипа, которого бросил маленький Ленька в ночь смерти.

Но всё же слишком жестоко Горький, преподал урок для маленького мальчика, который в итоге умер в ту же ночь, захлебнувшись в луже грязи.
Хотелось бы более светлой концовки!
Всем советую почитать!

Ожидая паром, дед Архип и Ленька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Ленька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Ленька был маленький, хрупкий (ему шел 11-й год), в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слезы.

Описывается степное марево (мутность воздуха, сухой туман), которое закрывало все вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было более плохо, чем всегда, он чувствовал, что скоро умрет, но его сильно смущала мысль о внуке. Куда денется Ленька? От этой мысли становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь по Кубани подают хорошо, хотя нищих не любят, потому что богаты.

Проснулся Ленька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, так как его никто не звал. Ленька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к ноге Леньки поясок и держать, но Ленька сообразил, что так река унесет их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея уловить свою мысль, замолчал.

Дед похвалил его за ум и согласился, что все вокруг и они, и города, и все люди пыль. Пожалел, что мальчик не может учить грамоту, и уже в который раз перевел разговор на тему собственной смерти и судьбы Леньки. Леньке надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, так как в начале их ему было страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Ленька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу.

Ленька думает пойти работать в трактир, но его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В монастырь лучше, думал дед. Тут появился казак (сытый, сильный, здоровый) на арбе (двухколесная телега) и позвал паром. Дед пожаловался, что в России (то есть в центральных областях) голод и люди мрут как мухи. Дед обвинил землю, мол, люди её высосали, а казак, сказал, что все от рук, от хороших рук и камень родит. На пароме Ленька задремал (видимо, стоя) и упал.

Казак довез их до станицы. По дороге Ленька подумал, что снова придется просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подают еду, но она портится, и её никто здесь не покупает, а лучше бы давали деньгами. По приезду казак назвал себя (Андрей Черный) и сказал, чтобы они пришли к нему на ночлег. Дед и Ленька разошлись (по желанию Леньки, хотя отдельно он собирал намного меньше), дед затянул свою песню, а Ленька нашел кусты и в них заснул.

Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с чёрными глазами шла по дороге и плакала. Ленька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла платок, который купил отец и она его первый раз надела. Ленька решил, что отец побьет её, но все равно сказал ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить её перед отцом. Но девочка отказалась, так как её мать не любит нищих, и ушла. Ленька пришел к церкви (они условились с дедом здесь встретиться), по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет.

Деде много подавали, и он решили идти искать Андрея Черного. Но подошедший к ним казак повел их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Леньке сверток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Ленька заметил голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед своровал белье, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Леньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывел из станицы.

По дороге дед подобрал сверток с платком и кинжалом и показал Леньке. Мальчик сразу же представил, что все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза. Ленька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что все ради Леньки, его будущего. Мальчик испугался, звал деда в станицу, а тот все говорил и говорил. Гроза была в разгаре. Со страху Ленька не выдержал и убежал.

На следующий день деда нашли там же (под деревом), он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер и его похоронили под тем же деревом (на погосте нельзя, так как вор: платок и кинжал нашли рядом с ним). Леньку нашли через 2-3 дня: он лежал возле оврага лицом вниз в грязи. Его похоронили рядом с дедом и поставили каменный крест.

На берегу Кубани, поджидая паром, отдыхают дед Архип и его внук Ленька. Старика мучает кашель, он не может уснуть. С каждым днем ему становится все хуже, дед предчувствует свою скорую смерть, и его печалит мысль о дальнейшей судьбе внука, который останется совсем один.

Из голодной России они пришли на богатую Кубань, и дед стремится изо всех сил хоть как-то облегчить будущее внука. Ленька - маленький хилый парнишка, ему всего лишь одиннадцатый год, всю свою жизнь он ходит с дедом, собирая подаяния.

Когда Ленька проснулся, дед Архип завел разговор о своей кончине, спрашивая внука, что тот будет без него делать. Леньке не нравятся такие разговоры, обычно приводящие к ссоре, да и что может ответить ребенок, сам не представляющий жизни без деда. Их разговор прервал чей-то крик, призывающий паром, и они увидели въезжающую на песок арбу со здоровенным казаком, стоявшим на ней в полный рост. Архип успел поговорить с казаком об их нелегкой доле, пожаловаться на голодную жизнь, и тут прибыл паром. Погрузившись и устроившись на пароме, они поплыли на ту сторону Кубани. Переплыв на тот берег, казак предложил деду подвезти их до станицы, а когда довез, то позвал и на ночлег, назвавшись Андреем Чёрным.

Архип с Ленькой договорились встретиться у церкви, и разошлись по разным сторонам собирать подаяния. Когда старик ушел, Ленька присел в тени плетня, а потом и вовсе уснул. Он проснулся от детского плача. Ленька встал, и увидел маленькую девочку, которая шла по дороге и горько плакала. Ему стало жаль девчонку, и он спросил у нее, что случилось. Девочка рассказала Леньке, что отец подарил ей платок, а она его потеряла и теперь боится наказания. Мальчишка, как мог, успокоил ребенка, и отправился к церкви. К паперти уже подходил и дед с полной котомкой, довольный щедрыми пожертвованиями.

Немного отдохнув, странники уже собрались идти на ночлег к Андрею Черному, пригласившему их, но тут подошел казак и потребовал идти с ним в правление. Ленька понял, что дед опять что-то украл, как это было уже не раз, и ему стало страшно. Дед сунул ему какой-то сверток, и велел незаметно выбросить. Выбрасывая свёрток, мальчик увидел платок, и сразу вспомнил девочку. Когда их привели в правление, их обыскали, стали бить деда, и Ленька потерял сознание. Когда он очнулся, старик сказал, что их отпустили. Они находились на выходе из селения, сидели под деревом. Дед похвастался Леньке кинжалом и платком, которые он украл в станице. Мальчишка начал ругать деда, за то, что тот украл платок у ребенка. Дед начал объяснять внуку, что он это делает ради него, Лёньки. Внезапно началась сильная гроза, в страхе мальчик бросился бежать, сам не зная куда.

Старика нашли назавтра, у него отнялась речь, а рядом с ним нашли платок и кинжал. Вечером он умер, и его закопали там же, под деревом, рассудив, что вору не место на кладбище. Через несколько дней нашли труп мальчика и похоронили рядом с дедом, поставив над холмиком крест.

Рассказ учит чуткости и милосердию, состраданию к людям.

Картинка или рисунок Дед Архип и Лёнька

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Готорн Алая буква

    Действия романа разворачиваются в пуританском городе Северной Америке XVII века. В произведение описывается жизнь молодой женщины Эстер Прин. Так вышло, что Эстер забеременела и родила при неизвестных обстоятельствах