Издательства бизнес литературы. Как открыть свое издательство

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!

Кен Робинсон в своих публикациях и выступлениях на конференциях TED неоднократно указывает на весомый, по его мнению, недостаток образовательной системы – в ней мало внимания уделяется развитию творческих способностей. Существующие формы обучения приобщают решать задачи в рамках установленных шаблонов, что негативно сказывается на умении генерировать новые идеи и нестандартно разрешать стоящие перед нами вопросы. А между тем, это важные навыки, необходимые современному человеку. Как развить их самостоятельно? Вооружайтесь следующими советами и приступайте.

Читайте

Чтение – универсальный и работающий метод развития воображения, так как сам процесс связан с активной визуализацией. Другими словами, воспринимая смысл написанного, мы строим в голове картину происходящего. Это одинаково справедливо как для исторического романа, так и для фантастического рассказа. Таким образом, мы и что-то новое узнаем, и креативность тренируем, расширяя границы мышления. Но при этом чтение не должно становиться единственным способом поиска идей и решений, ведь в таком случае оно способно убить креативность.

Пройдите онлайн-курсы по развитию креативности

Человек, никогда не интересовавшийся тематикой, наверняка будет поражен тем количеством материалов по развитию творческих способностей, которые легко можно найти в Интернете. И начать обучаться, не выходя из дома. Эту возможность ни в коем случае нельзя отвергать. Более того – ее нужно активно использовать для обучения. Например, содержащий теоретические сведения и практические упражнения, тренинг развития творческого мышления от 4brain . Или МООК от Миннесотского университета «Creative Problem Solving ». Но это лишь капля в море – возможностей для всестороннего обучения гораздо больше. Главное, не тяните с выбором. Начинайте.

Упражняйтесь и играйте

Одного обучения и знакомства с теориями креативности и методами стимулирования творческой активности недостаточно. Основное внимание следует уделить практике. Нужно постоянно держать свой мозг в тонусе, оттачивая способности и упражняясь в использовании инструментов (коими являются различные техники и методики). Вот некоторые из них:

Шесть шляп мышления

Техника, предложенная британским психологом Эдвардом де Боно. По сути, метод 6 шляп – психологическая ролевая игра, позволяющая преодолеть инертность и рациональность мышления. Примеряя ту или иную шляпу, мы включаем разные режимы мышления и получаем возможность взглянуть на проблематику под разными углами. Подробнее о методе можно прочитать .

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) – метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к нему свойств других, выбранных случайно, объектов. Традиционно проводится так. Из энциклопедии, газеты, книги случайно выбираются любые объекты (3-5 штук, существительные). Для каждого из них записываются характерные свойства, которые затем присоединяются к исходному объекту и развиваются путем ассоциаций. Полученные таким образом варианты оцениваются с точки зрения интересности и жизнеспособности.

Техника 100

Техника 100 – вариант личного мозгового штурма. Суть заключается в том, что, работая над какой-то темой, необходимо найти 100 идей для ее решения/развития. Почему именно 100? Психологи подсчитали, что в среднем 30 первых идей генерируются в рамках привычного образа мышления. Последующие 40 помогают выйти за рамки стандартного, разорвать шаблон. А оставшиеся 30 создаются, когда возможности логики и существующего опыта уже исчерпаны и являются наиболее ценными.

Также отдельно стоит сказать о развивающих творческие способности играх. Их с легкостью можно найти в Сети (есть даже отдельные тематические ресурсы) и отобрать те, которые больше всего вам понравятся. Для традиционалистов не составит труда найти описания и оффлайн игр и упражнений – те же друдлы можно скачать и распечатать. С детьми можно потренироваться в развитии креативности, выполнив простое упражнение, рекомендованное ТРИЗ-педагогами (оно, кстати, отлично подойдет и взрослым) – «фантастическое животное». Берите лист бумаги, карандаши и приступайте. Задача – придумать и нарисовать животное, которое соединяло бы в себе как можно больше черт и внешних признаков других.

Пишите

Еще один способ развития креативности – писательство. Которое, в то же время, является и вариантом проявления творчества. Но для многих, особенно тех, кто в школе терпеть не мог писать сочинения, эта задача покажется сложной, а то и мучительной. Так ли это на самом деле? Не узнаете, пока не попробуете. А начать можно с фрирайтинга – писать обо всем, что вам интересно или просто приходит на ум, не задумываясь о смысле, структуре или грамотности. Или заведите дневник. Здесь главное преодолеть психологический блок – страх перед писательством.

Заведите творческое хобби

Повторимся – лучше всего развивать творческие способности, занимаясь непосредственно творчеством. Отлично подойдут рисование, игра на музыкальном инструменте, танцы. А в качестве дополнения такое хобби еще и позволит вам по-новому взглянуть на многие вещи и познакомит с интересными людьми.

Сергей Крутько,

Делитесь своим опытом и дополняйте статью в комментариях. Успехов в развитии креативности!

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ )

Кафедра общей и педагогической психологии

Практико-ориентированный проект

по курсу «Современные тенденции применения методик в работе педагога-психолога»

тема: « »

выполнил:

педагог-психолог МОУ Голицынская СОШ № 1

г.Одинцово Московской области

Трипуть М.В.

проверил:

старший преподаватель О.А. Ашихмина

Москва 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана в рамках психологического сопровождения учебного процесса и предназначена для развития и стимуляции креативного мышления у старших подростков, принимающих участие в школьной команде КВН. Она составлена на основании запроса педагога-организатора, проводящего репетиции с ребятами.

Основной целью программы является развитие креативности у членов команды, а также создание у них групповой сплоченности.

Задачи программы:

  1. Активизировать творческое мышление: гибкость, беглость мыслей, разработанность идей.
  2. Расширить кругозор подростков по теме креативность, творчество, творческое мышление.
  3. Научить их видеть заданную ситуацию с нескольких сторон.
  4. Расширить у ребят диапазон паттернов поведения и общения.
  5. Научить применять креативное мышление в повседневной жизни.
  6. Научить более спонтанно проявлять себя на репетициях.
  7. Развить у ребят «командный дух», умение действовать сообща, прислушиваться к себе и окружающим в совместной деятельности.

Креативность - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, и на 95% формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности начиная с учебной.

Креативность проявляется в успешном осуществлении трех фаз - умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решение и творчески воплощать их в конкретный продукт. А так же, главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности.

Таким образом, настоящая программа базируется на социально-педагогическом детерменизме и деятельностном подходе в развитии креативности.

Групповая развивающая работа с подростками по этой программе построена в форме тренинга, так как тренинг – это одна из наиболее активных форм обучения, воспитания и развития. Занятия в данной форме позволяют каждому участнику проявить свои индивидуальные качества, работать как в группе, так и самостоятельно, проявлять творчество, реализовать потребности в самораскрытии и самоуважении.

Так как есть дополнительная задача по групповому сплочению, в программу будут включены упражнения не только развивающие креативность школьников, но и упражнения на командообразование. Также в проведение занятий будут включены информационные «раздатки» для подростков, в которых будет рассказываться о креативности как о личностном качестве, как о форме мышления, о способах и рекомендациях к его развитию, и также о некоторых интересных особенностях творческого мышления. Подобного рода информация и обсуждение, особенностей творческого мышления подготовит ребят к более серьезному восприятию проблемы, поможет в будущем возвращаться к этим заметкам, как к уже знакомым точкам отсчета, проверяя правильность научной точки зрения своим опытом.

Структура занятий выглядит следующим образом: 1. Приветствие 2. разминка, 3. Основная часть: 2 упражнения на развитие креативности 4. упражнение на групповую сплоченность 5. Рефлексия (обмен чувствами, эмоциями и мнениями) в кругу 6. прощание. Последнее занятие планируется провести в качестве 1 итоговой игры или выполнения какого-либо – группового/индивидуального итогового проекта.

Осуществлять программу планируется по схеме формирующего эксперимента: О х1 Х О х2 , где О х1(2) – диагностика уровня развития креативности у подростков до и после проведения тренинга, а Х – само формирующее воздействие (тренинг по развитию креативности).

Обработку полученных результатов планируется проводить с помощью Т-критерия Вилкоксона, позволяющего оценить достоверность сдвига показателя (в данном случае уровня развития креативности) на 1 малой выборке.

Программа состоит из 5 разделов: Пояснительная записка (в ней дано описание самой программы, методологии на основе которой разработана программа, цели и задачи программы, а также описаны структура и формы проведения занятий); тематический план (с указанием тем занятий и времени отводимом на них); далее - основное содержание программы (здесь описаны ход проведения занятий и предлагаемые упражнения); завершает структуру программы библиография и приложение, где даны необходимые материалы для диагностики и проведения занятий.

Диагностику уровня развития креативности в начале и в конце тренинга планируется проводить при помощи теста Торренса и его альтернативного варианта.

В группу посещающую тренинг входят подростки 9, 10 и 11 классов, принимающие участие в школьной команде КВН (15 человек).

Занятия планируется проводить 2 раза в неделю по возможности перед репетициями команды.

Условие проведения: для многих упражнений необходимо просторное свободное помещение.

Программа рассчитана на 12 занятий по 1-1,5 часу. Всего 14 часов.

Предполагаемый результат: повышение уровня креативности у подростков, расширение диапазона проявления себя, спонтанности, гибкости и лабильности мышления, а также укрепление чувства «мы» в команде.

Данный результат будет использован педагогом-организатором для повышения продуктивности репетиций и достижения большего успеха школьной команды КВН на выступлениях и соревнованиях.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

« Программа занятий по развитию креативности у подростков »

14 час.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Занятие №1. Знакомство. (с группой, тренингом, групповыми правилами)

Занятие №2. «Разминка креативности».

Занятие №3. «Взгляд с другой стороны»

Занятие №4. «Вот, так ситуация».

Занятие №5. Ассоциативное мышление

Занятие №6 . «Творим своими руками»

Занятие №7. «Креативность в движениях»

Занятие №8. Музыкальное восприятие

Занятие №9. Словесное творчество

Занятие № 10. Словесное творчество (продолжение)

Занятие №11. «Скульпторы и Пантомимы»

Занятие №12. Итоговое. «КВН креативности»

Итого:

Занятия по развитию креативности у подростков.

Занятие №1.

«Знакомство».

1. Приветствие ведущим участников тренинга, приглашение к началу занятий.

Каждое занятие будет начинаться с приветствия в круге и поочередного ответа всех участников на вопрос: «Какого цвета мое настроение сейчас?»

Ознакомление ребят с целью тренинга.

Упражнение 1: «Что в имени тебе моем?» (стр. 7 )

Цель: упражнение на знакомство группы, содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, образной.

Материалы: ватман, фломастеры.

Время : в зависимости от кол-ва участников.

Упражнение 2. « Необычное имя» (стр.36 )

Цель: знакомство, изготовление бейджиков.

Материал: карточки для бейджиков, фломастеры.

Время: 5 мин.

Представление ведущим правил тренинговой группы и обсуждение их с ребятами:

Доверительный стиль общения

Конфиденциальность

Персонификация высказывания (от собственного имени)

Недопустимость оценок в адрес другого

Уважение к говорящему, активное слушание, или правило 1 голоса (когда 1 говорит – другие слушают)

Активное участие во всех упражнениях

Добровольность участия.

2. Основная часть:

Упражнение 3. «Человек-цифра» (стр. 12 )

Цель: развить способности к визуализации образа, содействовать переходу от обычной форме мышления к необычной.

Ресурсы: просторное помещение или открытая площадка.

Время: 7 - 15 мин.

Упражнение 4. «Чудо-стул» (стр.10 )

Цель: стимуляция творческой работы группы, с помощью театральной игры, импровизации; поощрение непринужденности; развить способности по визуализации образа; содействовать от обычной формы мышления к необычной.

Материалы: стул

Время: 10 – 20 мин.

3. Упражнения на сплочение коллектива

Упражнение 5 «Что дальше?» (стр.82 )

Цель: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении; ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах.

Материалы: легкий мячик из резины, или теннисный мячик.

Время: 20 мин.

4. Завершение тренинга.

Прощание.

Занятие№2.

«Разминка креативности»

1.Приветствие

Упражнение 1. «10 сек». (стр.9 )

Цель: снизить тревожность участников; помочь участникам лучше узнать друг друга; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ресурсы: свободное помещение.

Время: 5-15 мин.

2. Упражнение 2 «Добраться до клада»(стр.21 )

Цель: раздвинуть границы креативности путем погружения в игру для снятия страха

Перед неизвестным, перед поставленной проблемой; создать проблемную и не директивную среду, способствующую самостоятельному поиску решению проблемы.

Материалы: не требуется.

Время: 10-20 мин.

Упражнение 3 . « Ширма превращения» (стр.35)

Цель: мобилизовать творческие возможности участников; побудить участников тренинга к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности, воображения; развить путем упражнения спонтанность участников тренинга.

Материалы : ширма или переносная кулиса, желательно - размером не менее полутора-двух метров в ширину и высотой около 2-х метров.

Время: до 20 мин.

Упражение 4. «Волшебный обруч» (стр.17 )

Цель: к концу игры участники должны ощутить себя более сплоченной группой; определить лидеров группы и выявить господствующие в команде настроения; проверить эффективность группового взаимодействия на основе договора между участниками.

Материалы: большой пластмассовый обруч деаметром около метра.

Время: 10 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №3

«Взгляд с другой стороны»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. « Стаканчик» (стр.38 )

Цель: снять напряжение; облегчить вхождение в групповой тренинг; поддержать открытое выражение положительных эмоций; способствовать развитию не стандартного творческого мышления участников.

Материалы: Стул для каждого из участников и несколько разовый пластиковых стаканчиков.

Время: до 10 мин.

Упражнение 2. «Рефрейминг» (стр.17 )

Цель: освоить на практике методику рефрейминга, позволяющего отказаться от прошлого опыта и увидеть предмет исследования по новому, в многообразии признаков; продемонстрировать в ходе игры различия, присущие подходам различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы ее разрешения.

Материалы: Листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цвет. ткани, парики, и др.театральные атрибуты. + информационная раздатка «Рефрейминг».

Время: 60- 90 мин.

Упражнение 3. « Путаница» (стр.88)

Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

Материалы: не требуется.

Время: 20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №4.

«Вот так ситуация!»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Передай рукопожатие»

Цель: способствовать созданию благоприятной и дображелательной атмосфере группе.

Инструкция участникам: «По кругу передайте рукопожатие и улыбнитесь друг другу».

Упражнение 2. «Ситуации»

Цель: Тренировать подвижность мышления как фактор криативного поведения; стимулировать не стандартный подход к решению проблемы.

Материалы: не требуется.

Время: 15 мин.

Упражнение 3 . «Проблемы, проблемы» (стр.47)

Цель: Развить у участников тренинга спонтанное и органическую реакцию на событие; стимулировать не стандартный подход к решению проблемы.

Материалы: не требуется.

Время: 15-20 мин.

Упражнение:4. «Пишущая машинка»

Цель: Развитие внимания членов группы друг к другу, сосредоточения всех участников на одной коллективной цели; создание групповой сплоченности.

Материалы : листы ф.А4 с буквами использующимися в предложении на всех участников группы и предложения записанное на доске.

Время : 15 мин.

Ход упражнения: На доске пишется какое либо сложное предложение со знаками препинания. Всем участникам группы раздаются карточки с используемыми буквами в предложении, по 1-2 карточке участнику (в зависимости от кол-ва участников и букв). Далее группе необходимо «напечатать» предложение, называя каждому свою букву. Пробелы между словами и знаки препинания обозначаются всей группой одновременно, путем притопа: пробел – 2 притопа, запятая – 1 притоп.»

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 5.

«Ассоциативное мышление»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1 . «Если нравиться тебе, то делай так..»

Цель: разогрев группы перед началом занятия; создание атмосферы принятия в группе.

Материалы: не требуются.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Каждому участнику необходимо придумать и продемонстрировать какое либо движение со словами «Если нравиться тебе, то делай так…». А группе необходимо запомнить и повторить показанное движение. И так по кругу все участники группы. Затем всей группе одновременно нужно восстановить всю цепочку движений по памяти».

Упражнение 2 . « Ассоциации» (стр.77)

Цель: через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций; способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Материалы: не требуются.

Время :30 мин.

Упражнение 3 . «Игра в цвета» (стр.25).

Цель : тренировать подвижность мышления как фактор креативного поведения;

Побудить участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.

Материалы : не требуется.

Время : 15 мин.

Упражнение 4 . «Считалка»

Цель : Создание доверительной атмосферы в группе и эффекта группового сплочения.
Материалы : не требуется

Время : 10 мин.

Ход упражнения : Группе с закрытыми глазами необходимо поочередно называя числа (не договариваясь о последовательности) сосчитать по порядку до 20. Если два человека называют число одновременно игра начинается сначала».

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №6

«Творим своими руками»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1 . «Подарок»

Цель : разогрев группы стимулирование творческого мышления, развитие способов не вербального общения.

Материалы : не требуется

Время : 10 мин.

Инструкция : « Сидя в кругу, подарите своему соседу слева воображаемый подарок, пользоваться словами при описании подарка нельзя, а только мимикой и жестами. Соседу необходимо угадать, что за подарок ему подарили, и поблагодарить за него. И т.д. по кругу».

Упражнение 2 . «Патентное бюро» (стр. 31 )

Цель : мобилизовать творческие возможности участников; развить спонтанность участников тренинга; участников к активному проивлению криативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.

Материалы : (из расчета на каждую подгруппу): одно сырое яйцо, 4 трубочки для коктейля, 10 деревянных палочек для эскимо, 10 аптечных резинок,2 шарика из пенопласта или для настольного тенниса (пластиковые),3 воздушных шарика, 2 деревянных карандаша, катушка ниток, 4 метллические скрепки, клей ПВА, ножницы, клейкая лента, коробок со спичками.

Кроме того, цветная бумага, листы ватмана, фломастеры, гуашь, ножницы и прочие оформительские материалы для этапа рекламы.

Время : 60 мин.

Упражнение 3 . «Шарик»

Цель : создание групповой сплоченности, побуждение группы действовать сообща.

Материалы : теннисный шарик, пластиковая крышка диаметром 10-12 см, с привязанными к ней нитками по количеству участников тренинга.

Инструкция : «Необходимо всем участникам вместе держа за нитки подставку с шариком поднять ее от пола на высоту прямого угла вытянутых рук и пронести по комнате в направлении двери, не уронив при этом мячик. Если мячик упал – упражнение начинается сначала».

Время :15 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 7.

«Креативность в движениях»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Одно из 3-х» (стр.106)

Цель : тренировать подвижность мышления и адекватную самооценку; способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Ресурсы : свободное помещение.

Время : 15-20 мин.

Упражнение 2. «Флеш» (стр.49)

Цель : мобилизовать творческие возможности участников; развить спонтанность участников тренинга; участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения; развить спонтанность участников тренинга.

Материалы : не требуется

Время : 15-20 мин.

Упражнение 3 . « А что это вы тут делаете? » (стр.52)

Цель : содействию от обычной формы мышления к необычно; развить готовность отказаться от прошлого опыта полученного при решение сходных задач.

Материалы : не требуется

Время : 20 мин.

Упражнение 4. «Упрямая сороконожка » (стр.12)

Цель : проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации и в ее отсутствии, влияние договора на достижение групповой цели; выявить лидерские возможности игроков; побудить командные эмоции взаимоподдержки ответственности и сплоченности.

Материалы : просторное помещение.

Время : 10 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №8

«Музыкальное восприятие»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Броуновское движение»

Цель : Разогрев группы.

Материалы : просторное помещение

Время : 5 мин.

Ход упражнения: Участники тренинга начинают двигаться по комнате в хаотичном порядке. По хлопку они объединяются в малые группы (по 2,3, и тд. человек, в зависимости от называемой тренером цифры), а затем продолжают движение дальше. Желательно последнее число назвать равное количеству участников, тогда упражнение несет дополнительный эффект группового сплочения.

Упражнение 2 . «Звуки музыки » (стр.59)

Цель : Развить способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.

Материалы : магнитофон, запись музыкального произведения без слов, бумага, краски, фломастеры, карандаши, резинки, пластилин.

Время : 60 мин.

Ход упражнения: Упражнение состоит из 5 взаимодополняющих этапов с различными способами восприятия - ассоциативного мышления и выражения возникающих ассоциаций и чувств.

Упражнение 3. «Контакт » (стр.78)

Цель : Создать в группе эмоциональной свободы открытости и дружелюбия: преодолеть тревожность участников группы, интеграция группы за счет постоянной включенной в совместную деятельность.

Ресурсы : свободное пространство

Время : 20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 9

«Словесное творчество»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. « Эстафета движений » (стр.32)

Цель : Снять напряжение участников тренинга, способствовать возникновению партнерских отношений; поощрять эффективное использование языка тела в коммуникации, способствовать физическому раскрепощению.

Материалы : свободное пространство.

Время : 10 мин.

Упражнение 2 . «Мозговой штурм » (стр.40)

Цель : Генерировать максимальное количество идей на заданную тему; развить способность видеть проблему в многообразии подходов.

Материалы : Доска или листы ватмана, фломастеры для записи.

Время : 30 мин.

Упражнение 3. «Акулы пера » (стр.100)

Цель : Обеспецить новый опыт анализа ситуации возникающей из сочетания новых понятий, образов, идей;

Материалы : Масса самых различных предметов, различных по виду, употреблению, размерам, новизне.

Время : 30 мин.

Упражнение 4 . «Переправа » (стр.25)

Цель : Интеграция группы за счет постоянной включенности в совместную деятельность. Создание условий взаимопомощи и партнерства и позитивного эмоционального единства группы

Материалы : Стулья для каждого участника.

Время : 10 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 10.

«Словесное творчество (продолжение)»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Построение спектрограмм »

Цель : Разогрев группы.

Материалы : не требуется.

Время : 10 мин.

Ход упражнения: Участникам группы необходимо распределиться на воображаемой шкале (0 -100) в зависимости от степени выраженности у них каких-либо качеств (любовь к шоколаду, зиме, школе, каникулам и т.д.). Тренер интервьюирует подростков, занимающих крайние позиции.

Упражнение 2. «Словесная эстафета » (стр.73)

Цель : раздвинуть границы креативности путем погружения в игру импровизацию; научиться связывать воедино новое и старое.

Материалы : не требуется

Время : 15 мин.

Упражнение 3. «В кругу проблем » (стр.84)

Цель : Обратить внимание игроков друг на друга; способствовать интеграции группы совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.

Материалы : 5 стульев.

Время : 30 мин.

Упражнение 4. «Три движения » (стр.66)

Цель : развивать логику мышления и действия в игровой ситуации; раздвижения границ креативности.

Материалы : не требуется

Время : 20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №11

«Скульпторы и Пантомимы»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. Разминка

Цель : разогрев группы.

Материалы : карточки с заданием по количеству участников.

Время : 5 мин.

Ход упражнения: Участники группы получают карточки, где каждому предлагается, входя поочередно в кабинет, произносить фразу, которую может составить группа (все произносят одно и тоже), как:

Робот,

Влюбленный,

Директор школы,

Младенец и т.д.

Упражнение 2. «Скульптура чувств» (стр.68)

Цель : тренировать подвижность мышления; побудить проявления криативных качств.

Материалы : не требуется

Время : 15-20 мин.

Упражнение 3. «Крокодил »

Цель : расширить диапазон проявления себя участниками засчет использования мимики, жестов и пантомимы; стимулировать креативное мышление участников, способствовать спонтанности поведения.

Материалы : заранее приготовленные карточки с названиями профессий.

Время : 15 мин.

Инструкция : «Используя невербальные способы коммуникации изобразить написанную на бумажке профессию, остальные члены группы угадывают».

Упражнение 4. «Фотография группы » (стр.103)

Цель : Через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие всех участников группы; активизировать ассоциативное мышление.

Материалы: не требуется

Время : 20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 12. (Итоговое)

«КВН Креативности»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. Разминка

Цель : Разогрев группы.

Инструкция : Каждый участникпо кругу не вербально изображает какое-либо дело, которое ему приходиться выполнять чаще всего. Другие участники угадывают, что изображается.

Время : 10 мин.

Упражнение 2 . «На творческой волне » (стр.43)

Цель : Развить способность к соединению противоположных идей; тренироваться смотреть на задачу глазами друзей; создать проблемную и не директивную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы.

Материалы : ручки, фломастеры, карандаши, листы бристоля, лоскуты цвет. ткани, обрывки веревки, сухие ветки деревьев, и любой иной реквизит.

Время : 70 мин.

Ход упражнения: КВН состоит из 9 творческих заданий – соревнований. На каждое из которых отводиться около 10-20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание. Подведение итогов тренинга.

Библиография

  1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение подростков в школе. Методические рекомендации по организации групповой работы. - М., 2000. – 68 с.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.//Вопросы психологии. – 2007. - №4. – С16-24.
  3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.,2003. – 304 с.
  4. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М., 2005. – 128 с.
  5. Кипнис М. Тренинг креативности. – М.,2005. – 128 с.
  6. Психокоррекционная работа со старшиклассниками. Тренинги, авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград, 2008. – 99 с.
  7. статья « Современные концепции обучения»

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Методики для диагностики творческого мышления

Ф. И. О. .____________________Дата.___________________

Возраст Класс Пол __________

Вырази свои идеи

с помощью рисунков!

Тебе предстоит выполнить три увлекательных задания. Тебе по-требуются воображение и творческие способности для того, чтобы придумать новые идеи и выразить их с помощью рисунков, изобра-жений. При выполнении каждого задания попробуй придумать что-то интересное и необычное, чего бы не смог придумать никто другой, кроме тебя. Постарайся дополнить и развить свои идеи так, чтобы у тебя получились интересные рассказы-картинки. Ты сможешь хоро-шо справиться с этими заданиями. Но главное, что ты получишь при этом настоящее удовольствие.

Время выполнения заданий будет ограничено, поэтому старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появятся вопро-сы во время выполнения заданий, не задавай их с места. Подними руку, и ведущий к тебе подойдет.

СОЗДАНИЕ РИСУНКА

Возьми цветную фигуру. Придумай любое изображение, частью которого могла бы стать эта фигура. Ты можешь нарисовать любой предмет или целый рассказ.

Приклей эту фигуру на листе в любом месте - там, где тебе больше нравится. А затем дорисуй ее карандашами или фломастерами так, чтобы получилась задуманная тобой картинка. Рисовать можно и внутри, и за пределами наклеенной фигуры.

Постарайся придумать такую картинку, которую никто другой придумать не сможет. Дополни ее разными деталями так, чтобы получилась как можно более интересная и увлекательная история.

Когда ты закончишь свой рисунок, придумай к нему название и запиши его внизу страницы. Постарайся, чтобы название было интересным, необычным и помогало понять то, что ты нарисовал.

Начинай работать над рисунком. Сделай его не похожим на другие, пусть он расскажет увлекательную и необычную историю.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ФИГУРЫ

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории.

Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку подробной и интересной, добавляя к ней разные детали.

На выполнение задания отводится 10 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя возникли вопросы, задай их сейчас.

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ЛИНИИ

На этих трех страницах изображены пары прямых линий. Нарисуй как можно больше предметов или историй, используя эти линии.

Прямые линии должны быть основной частью того, что ты хочешь нарисовать. К каждой паре линий с помощью карандашей или фломастеров добавь другие линии так, чтобы получились законченные изображения. Можно рисовать между линиями, над линиями - везде, где ты захочешь.

Старайся придумать такие рисунки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Нарисуй как можно больше различных картинок, вырази все идеи, которые у тебя появятся.

Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу.

На выполнение задания отводится 10 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя возникли вопросы, задай их сейчас.

Начинай работать над рисунками.

ТЕСТ ТОРРЕНСА

ОК

баллы

бонусы

Образная креативность

Сумма баллов

Т-баллы

6-12

13-19

20-26

27-33

9-17

18-28

29-39

40-50

8-16

17-27

28-37

38-47

Графическое представление результатов

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Предлагаемые темы для информационных «раздаток»:

  1. Что такое креативность, креативное и творческое мышление?
  2. Сравнение творческого и логического мышления.
  3. Рефрейминг.
  4. Цветовые ассоциации и предпочтения и характер человека.
  5. Рекомендации по развитию креативного мышления.
  6. Правое и левое полушарие.
  7. Влияние метафоры в понимании событий, предметов, явлений. Интересные притчи и метафоры в литературе.
  8. Использование невербальной коммуникации.
  9. Рекомендации по проведению презентации и самопрезентации.

И т.п.


Креативность часто путают с творчеством. Безусловно, эти понятия тесно связаны, но все-таки это не одно и тоже. Творчество – это процесс создания субъективных ценностей. Это больше про эмоции и их выражение любыми созидательными способами. Результаты творческой деятельности, в первую очередь, доставляют эмоциональное удовлетворение (от умиления детскими рисунками до наслаждения сложными музыкальными произведениями, художественными образами и т.д.). Для творчества важным фактором является наличие природных способностей, но не обязательным, если относиться к творческому процессу, как возможности самовыражения, «отреагирования эмоций». При этом можно быть творческим человеком и даже «творческим работником», но не креативным.

Креативность в большей мере относится к определенным способностям мышления. В целом, креативность - это набор способностей человека, которые помогают ему создавать и воплощать в жизнь новые идеи, которые не вписываются в традиционные схемы.

Как определяется креативность

Существует несколько важных критериев (признаков), определяющих креативное мышление:

· Беглость - способность продуцировать большое количество идей (примечательно, что за короткий отрезок времени)

· Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем

· Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи

· Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи (один из самых значимым критериев, обеспечивает результат воплощения идеи)

· Умение мыслить абстрактно - это способность оперировать понятиями и категориями, не существующими в реальном мире и умение «переводить» их на вербальный уровень, превращать в понятные слова.

· Сопротивление шаблонам - способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.

Последний из критериев, пожалуй, самый базовый, поскольку связан с осознанием собственных ограничений и влияет на развитие способностей мыслить креативно. В отличие от природных талантов, креативное мышление – это способности, которые можно развивать в любом возрасте (лучше, конечно, с детства, но начинать никогда не поздно). Некоторые из техник, которые позволяют делать это успешно, мы рассмотрим ниже, но, прежде, важно остановиться на барьерах, которые мешают процессу креативного мышления.

Что мешает развитию креативности

Барьеры креативности – это условное название препятствий, искусственных ограничений, «внутренних ловушек», которые мы сами себе создаем и всю жизнь старательно укрепляем.

Один из таких «барьеров» - это стремление к определенности . Состояние неопределенности вызывает у человека дискомфорт, и он всегда стремится его ликвидировать. Как только «задача» становится определенной, как правило, находится понятное решение. Но в этом и заключается ловушка: слишком четкими формулировками и условиями, мы закрываем пути к решению задачи. Подобные вещи случаются сплошь и рядом, и главное неосознанно! А креативность как раз любит неопределенность. Неопределенность - это тот кислород, который позволяет креативному началу гореть ярче. Чем больше неопределенности, тем больше возможностей найти новое неожиданное, свежее решение, казалось бы, уже давно исследованной со всех сторон проблемы. Другими словами, как только мы выходим из привычной «зоны комфорта», у нас есть все шансы попасть в «зону чудес».

Вторым значимым барьером является страх оценки другими людьми . В любом новом деле всегда есть риски, связанные с ошибками и неудачами. Поэтому большинство людей предпочитает идти к цели старыми проверенными способами, а не экспериментировать или искать новые возможности. Этот барьер увеличивается вдвое, если страх связан с оценкой значимых для нас людей (близкие, друзья, руководитель, значимые коллеги и т.д.)

Из этого препятствия автоматически вытекает следующее – это заниженная самооценка . Отсутствие доверия к самому себе также является препятствием на пути к развитию креативного мышления

К последнему «барьеру креативности» можно отнести все стереотипы , которые влияют на наше сознание. В полной мере сюда попадают как половые, возрастные, социальные стереотипы, так и устойчивые идеи, принципы, привычки и внутренние установки. «Гремучая смесь стереотипов» в голове каждого из нас влияет на процесс мышления и существенно ограничивает возможности поиска креативных идей и решений.

Постепенно избавиться от накопленного багажа ограничений и развивать способности мыслить креативно можно, как уже говорилось, в любом возрасте. Это потребует от вас осознанного контроля ваших внутренних процессов восприятия информации и мышления.

Самый простой способ– это «смена привычек» (можно сказать «распривычивание» привычек). Хотя простой-то он условно, поскольку усилий потребуется достаточно, чтобы делать это постоянно.

Основной смысл в том, что вы ежедневно осознанно не просто вводите новые принципы, правила или привычки, а постепенно меняете существующие (не обязательно кардинально).

Как развивать креативность

Вот несколько простых способов как это можно делать и постоянно тренировать мозг и органы чувств:

- Смена рабочей руки.

Попробуйте делать привычные действия другой рукой (если вы правша – активно задействуйте левую руку, если левша – наоборот. Начните с процесса чистки зубов и постепенно пробуйте в других действиях).

- Новые запахи.

Приобретайте различные эфирные масла, духи и пр. Начинайте ваш день с новых ароматов (вдыхайте сразу после пробуждения и это позволит «разбудить» ваш мозг).

- Новое окружение .

Посещайте места, в которых никогда не были, выбирайте каждый раз новую дорогу. Новым место может быть даже продуктовый магазин в соседнем районе или парк, где вы никогда не были раньше. Новая дорога – это возможность постоянно быть во внимание и замечать много мелочей вокруг себя.

- Развитие тактильных ощущений

Научитесь определять наощупь монеты разного достоинства. Перемещайтесь по квартире закрытыми глазами, ориентируясь по «памяти тела».

- Меняйте стиль в одежде .

Добавляйте в свой гардероб новые, необычные для вас вещи. Это совсем не обязательно должно быть что-то «ультрамодное» или яркое. Главное условие – новые элементы, новый стиль. В зависимости от одежды человека меняются не только его ощущения, но и образ мыслей.

- Меняйте темп .

Если вы обычно все делаете медленно, старайтесь ускорить темп в 2 раза. Если же вы привыкли все делать очень быстро, заставьте себя делать какие-то из действий медленнее. Это требует большой концентрации внимания и осознанности.

Это только часть возможных способов изменения привычек, находите для себя «свои» методы, которые будут продвигать вас на пути к развитию креативного мышления, а значит раскрытию новых возможностей, ваших потенциальных ресурсов, которые пока «спят».

О том, как устроен, собственно, сам креативный процесс поиска идей и решений (индивидуальный или в группе), а также техниках и методах, которые позволяют сделать этот процесс более эффективным читайте в нашей следующей статье «Механика креативного процесса».

Как методы «ничегонеделание», «прыжок лосося» и «ментальные стулья» помогают развивать креативное мышление? Об этом рассказывают в «Креативити» - блоге о методах развития креативного мышления и решении творческих задач. Кстати, с методами определиться очень просто, так как они сгруппированы по конкретным критериям:

  • По количеству участников: групповой, одиночный.
  • По времени до получения результата: долгий, быстрый.
  • По сложности: сложный, простой.
  • По ключевой деятельности: писать, читать, рисовать, петь, гулять и так далее.

Помимо методов, в блоге есть ещё несколько рубрик: приложения, интервью, обзоры курсов. В общем, всё, что нужно для развития креативности!

Быть креативным, уметь планировать время, работать в команде, развивать - это навыки, которых требует современный мир, a MindTools помогает их осваивать. На сайте проекта вы найдёте целую базу инструментов для развития полезных навыков. Например, для развития креативного мышления есть обратный мозговой штурм. Его суть заключается в том, что сначала мы ищем худшие решения проблемы, а затем плохие идеи преобразуем в хорошие решения.

Проект помогает развивать необходимые современному человеку компетенции - хорошую память, ораторское мастерство - с помощью тренингов, кейсов, игр. А самое классное, что здесь есть целый раздел о развитии креативного мышления: ТРИЗ, ментальные карты, метод шести шляп и вот это всё.

Шесть шляп мышления - ролевая игра, которая помогает преодолеть три основных препятствия, связанных с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. С помощью метода мы разделяем наше мышление на шесть типов, или режимов, за каждым из которых закреплена «шляпа», и, надевая её, человек включает этот режим.

Telegram-каналы

4. Креативность 101

Telegram-канал от автора блога «Креативити». Здесь он ежедневно на связи и советует книги, фильмы, лекции, рассказывает об интересных креативных методологиях (ТРИЗ, CRAFT, латеральное мышление, дизайн-мышление) и инструментах.

5. ТРИZ

ТРИЗ - полноценная наука о развитии творческого мышления с помощью решения противоречия, со своими тонкостями, сложностями, терминами. В открытом доступе очень много информации, из которой бывает сложно выделить главное и понять, как при помощи какого-то метода, например, приготовить суп без воды или пиццу без теста. Автор даёт систематизированную информацию без лишних слов.

6. ТРИЗ. Творчество. Задачи

А этот канал отличается от предыдущего тем, что здесь, помимо законов и методик, есть много задач. Да будет практика, друзья!

Приложения

7. Oflow

Генератор вдохновения. Здесь более 150 методов развития креативности. Несколько классных фишек этого приложения:

  • Создавайте закладки с вашими любимыми методами - будут под рукой, когда настигнет ступор.
  • Настройте ежедневные творческие напоминания для вдохновения.
  • Делайте заметки с идеями и делитесь ими с другими.

8. Brainsparker

Для тех, кто долго думал и зашёл в тупик. Посмотреть на проблему под другим углом помогут ассоциативные карточки со случайными словами, цитатами и картинками. Как это работает? Вы формулируете вопрос, случайным образом вытаскиваете карточку с наводкой из набора, получаете импульс для размышлений.

9. Inspiration Maps

Помогает разложить все свои мысли по полочкам с помощью интеллект-карт. В приложении можно создавать неограниченное число графиков, диаграмм, карт, к которым можно приложить заметки, аудио, добавить гиперссылки и многое другое. Всё это помогает более детально представить нашу карту, она становится понятной. Этот метод можно использовать во время мозгового штурма.

Книги

10. «CRAFT: как создавать большие идеи» Василия Лебедева

Помогает переосмыслить привычные формы социального взаимодействия между людьми и создать новые. Например, придумать концепцию парка, школы или своего стартапа - чего угодно.

11. «Латеральный маркетинг. Технология поиска революционных идей» Филиппа Котлера

Книга о развитии нешаблонного мышления для бизнеса.

Я проснулся, и это был не я? Почистил зубы, а потом зубы почистили меня? Латеральное мышление - это не только весело, но и очень полезно. В этой книге вы найдёте подробное руководство по внедрению латерального маркетинга в практику вашей компании.

12. «Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач» Генриха Альтшуллера

Что делать, если дверь должна быть одновременно открыта и закрыта? Без ТРИЗ не обойтись. ТРИЗ - теория развития творческого мышления с помощью решения противоречий.

Источник вдохновения

Если нужно найти архивный ролик, которого на YouTube точно нет. Крупнейшая онлайн-коллекция креативных рекламных материалов со всего мира.

На этом всё! Помните: придумывать может каждый, важно лишь постоянно тренировать свою креативную мышцу и расширять кругозор.