Основные качества ума в психологии. Индивидуальные особенности мышления

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, наиболее существенными из которых являются широта и глубина, самостоятельность и критичность, гибкость и быстрота ума. Эти качества мышления, или качества ума, становятся своеобразными свойствами личности.

Широта ума выражается, с одной стороны, в широкой познавательной деятельности человека, охватывающей различные области действительности, а с другой - характеризуется всесторонним и творческим подходом к изучаемым вопросам науки и практики, основывается на всесторонних и глубоких знаниях.

Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов жизни, умении увидеть вопрос, проблему там, где у других людей вопросы не возникают; увидеть сложность там, где иные ее не усматривают. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явления и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие, находить правильные пути и способы познания окружающей действительности.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. Люди самостоятельного ума сознательно усваивают и творчески применяют опыт и знания других людей.

Критичность ума характеризуется умением человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно доказывать и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критический ум - это прежде всего дисциплинированный ум; , строгий и ответственный ум, ничего не принимающий на веру.

Гибкость ума характеризуется легкостью, свободой мысли при выборе способа решения новых задач, умением в случае необходимости быстро переключаться с одного способа решения задачи на другой. У людей с негибким умом отсутствуют эти качества. Их мысль инертна (неподвижна), скована, они с трудом переключаются на новый способ доказательства, новый способ решения мыслительной задачи.

Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и немедленно принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди - люди с быстрым умом. От быстроты ума следует отличать : торопливость мысли. Человек с таким качеством ума характеризуется своеобразной ленью ума, отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Для ленивого ума самое блаженное и приятное состояние, - поменьше думать, а если необходимость думать и возникает, т.о. человек с таким умом стремиться быстрее прекратить это занятие.

Память – одна из самых популярных психических особенностей человека. Недаром ещё древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз.



Богиня памяти Мнемозина родила от Зевса девять дочерей – муз, богинь наук и искусств. Музы становятся помощницами каждому, кто стремится к познанию и творчеству. Но если человек лишается дара Мнемозины – памяти, то вся мудрость и вся красота мира становятся для него недоступны, исчезают для него и прошлое, и будущее.

Память форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующим воспроизведении индивидом своего опыта.

Образная память – память, обрабатывающая информацию от анализаторов – зрительная, слуховая, осязательная, обанятельная, вкусовая).

Двигательная память- память на движения и системы формирования двигательных практических навыков.

Словесно-логическая память (специфически человеческая память)- содержанием являются мысли человека, воплощенные в различных языковых формах.

Эмоциональная память – память на чувства и эмоции.

2. В зависимости от характера и целей деятельности:

А) Непроизвольная – память, в которой отсутствует специальная цель – запомнить.

Эффективность непроизвольной памяти зависит от того, входит ли в цель человека материал деятельности, которую он выполняет, от отношения к деятельности, от мотивов деятельности.

Б) Произвольная – целенаправленное запоминание.

Мнемические действия – это действия, требующие постановки специальной цели запомнить, сохранить, но при этом необходимо подобрать наглядную или смешную ассоциацию, перевести запоминаемый материал на стихи или созвучные фразы.). По способу запоминания :

А) механическая - отсутствует опора на понимание;

Б) смысловая – основанная на обобщенных и специализированных ассоциациях.

4. В зависимости от длительности сохранения информации

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.

Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.

Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.

Подробнее остановимся на их рассмотрении.

Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.

Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.

Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.

Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.

Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

Мы часто задумываемся о качестве ума. Проходим различные онлайн-тесты на определение уровня интеллекта. Хотя, они и без того отчетливо проявляются в действительности, посредством реакции и принятия решения человеком в трудной ситуации. Поговорим об этом и особенностях индивидуального мышления.

Немного о мыслительном процессе

Мы познаем мир через ощущения и восприятия и только потом - посредством мышления. Функция последнего заключается в расширении рубежей познания через выход за границы чувствования. То есть, оно помогает путем умозаключений раскрыть то, чего мы не можем узнать, опираясь исключительно на восприятие.

Мышление прокладывает путь к знаниям, которые нельзя получить иным образом. Это процесс решения задач. Последние подразумевают вопросы, на которые нет прямых ответов. Они скрыты в исходных данных. Путем их преобразования посредством логики можно найти решение.

Еще как процесс обобщенного познания действительности. То есть получение общей информации о ней происходит на уровне терминов.

Мыслительные задачи решают с помощью:

  • Анализа. Это умственная операция, посредством которой происходит разделение целого на составные части. С него начинается исследование.
  • Синтеза. Подразумевает мысленный и практический процесс объединения фрагментов в единую картину. Эта операция противоположна анализу, но они обе взаимодополняемые. Если информация по проблеме неясна, сначала требуется анализ.
  • Сравнения. Осуществляется сравнение объектов с целью нахождения общих черт и отличий.

Все люди индивидуальны и с разным мышлением.

О качестве ума

Персональные различия мыслительного процесса индивида проявляются в разных качествах ума, которые он демонстрирует при осуществлении деятельности. Наиболее значимые из них - это:

  • Самостоятельность мышления. Выражается в умении человека высказывать свое мнение, ставить цели и задачи, находить ответы и принимать решения, при этом, не прибегая к помощи других людей. Самостоятельность ума неразрывно связана с его критичностью, способностью не принимать чужие суждения, а строго и правильно их оценивать, разграничивать сильные и слабые стороны, выделять главные мысли, и ошибки, которые в них допущены.
  • Широта. Характеризуется всеобъемлющим кругозором, стремлением к познанию нового, самосовершенствованием в разных областях науки и практики.
  • Глубина. Величайшее свойство, позволяющее человеку заглянуть вглубь проблемы, увидеть детали, которые другие не замечают, найти выход и спрогнозировать дальнейшее развитие.
  • Гибкость. Позволяет человеку быстро пересматривать принятые решения, исправлять неправильные, причем новым неординарным способом. Индивид не использует шаблонные приемы решения задачи. К примеру, ученик, обладающий с легкостью может найти ответ разными способами.
  • Быстрота. Выражается в скорости решения задач и мыслительного процесса. Зависит от опыта, накопленных знаний и умений. Быстрота мысли требуется от индивида в случае принятия скорого решения. Не имеет ничего общего с торопливостью мышления, когда решение принимается «наспех», «кое-как», человек цепляется за первые мысли, пришедшие в голову, не проверяя их, и не учитывает все данные, необходимые для решения задачи.
  • И критичность. Это свойство позволяет индивиду давать объективную оценку отрицательным и положительным характеристикам явлений. А также скрупулезно, выдержано и хладнокровно, проверять истинность решений.

Итак, мы пробежались кратко по качествам ума, основным. Подробнее остановимся на последнем.

Критичность

Человек, обладающий критическим умом, тщательно проверяет свои предположения, не принимая каждое пришедшее умственное решение за истину до тех пор, пока не удостоверится в его правильности. Критический ум - организованный ум, широко использующий воображение, опираясь на него в творении нового. И при этом он обладает способностью и умением придерживать работу фантазии, которая уводит по ложному пути к нереальным несбыточным проектам.

Самостоятельность и критичность ума - прекрасный тандем предпосылок творческой, новаторской деятельности личности.

Другие индивидуальные качества ума

Итак, в мыслительной работе людей проявляются личностные особенности их мышления. К ним относятся качества ума, о которых мы говорили выше, а также:

  • Любознательность. Выражается в стремлении человека познавать новое. Но может носить и поверхностный характер.
  • Пытливость - желание всесторонне изучить явление в существенных отношениях.

Оба эти качества являются основой активной познавательной деятельности.

Последовательность мысли

Еще одно качество человеческого ума. Это строго последовательный ум. Проявляется в умении следовать строгой логической цепи в изучении явления, а также закономерной аргументированности размышлений и четкому логическому процессу.

Человек последовательного ума в размышлениях придерживается одной проблемы, не перескакивая на другую. Изучая непростую задачу, следует конкретному методу рассмотрения. Сформировав мысли, прослеживает порядок выхода информации, придерживаясь намеченного плана. В его размышлениях не бывает логических ошибок. Если он посчитал истинными определенные умозаключения, то без страха и опасений делает все выходящие из них выводы. Он стремится найти больше доказательств суждениям.

Ум необходимо тренировать

Известны шесть основных качеств ума в психологии, которые следует развивать - глубина, широта, гибкость, самостоятельность, быстрота и последовательность. Пока нет задачи, ум будет деградировать!

Как это сделать

  1. Главное - ставьте перед собой задачи! При этом они должны быть интересными.
  2. Пополняйте словарный запас. Читайте книги, изучайте иностранные языки. Таким образом, вы научитесь четко и правильно излагать мысли, тем самым разовьете ум.
  3. Рисуйте. При помощи яркой палитры, можно на листе бумаги изобразить свое будущее, мечты, эмоциональное состояние. Живопись развивает воображение и мышление.
  4. Решайте ребусы, головоломки, кроссворды.
  5. Слушайте классическую музыку.
  6. Пишите стихи, а если получится, поэмы. Этот процесс способствует развитию не только памяти, но и воображения и творческих способностей.
  7. Увлекайтесь кулинарией. Отступайте от рецептуры, включайте фантазию и воображение.
  8. Играйте с друзьями в шашки и шахматы. Не умеете? Тогда это прекрасный повод этому научиться.
  9. Решайте математические задачи, чтобы развить аналитическое мышление, которое способствует улучшению ума.
  10. Узнавайте каждый день новое слово. Неважно, из какой области вы разучите термин, главное - познание и самосовершенствование.

И думайте самостоятельно. Сегодня нет проблем к доступу любой информации, благодаря Интернету, где можно отыскать даже решение школьных задачек. Старайтесь не обращаться за ответами к различным источникам. Чем меньше мы начинаем думать, тем слабее развиваются наша память и ум. И, конечно же, не забываем про правильное питание, избавление от вредных привычек. Больше отдыхайте и полноценно высыпайтесь, занимайтесь спортом, прогуливайтесь на свежем воздухе, наслаждайтесь жизнью, поднимайте себе настроение и у вас все получится.

Быстрота ума - эта способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота ума зависит от знаний, степени развития мыслительных навыков, привычки думать, от подвижности нервных процессов.

Критичность ума - это умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять выдвигаемые положения и выводы.

Оригинальность мысли характеризуется необычностью, нестандарт-ностью находимых решений. Это своеобразие творческого мышления.

Самостоятельность - умение человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей.

Человек, который не обладает самостоятель­ным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении жизненных вопросов опирается на готовые формулы, шаблонные решения.

Глубина – умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Это яркая потребность понять причины, умение пред­видеть дальнейшее развитие событий.

Широта ума – широкий кругозор челове­ка, активная познавательная деятельность, знания в самых различных областях науки и практики (истории, психологии, математики, литературы и др.).

Гибкость ума – умение быть свободным от шаблонных приемов и способов решения задач, умение быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключаться с одного способа решения, поведения на другой, находить быстрее новые пути решения.


Представления воображения. Понятия о воображении и его физиологическая основа. Значение воображения. Виды воображения: произвольное, непроизвольное, воссоздающее и творческое воображение.

Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никог­да не воспринимались человеком раньше.

Человек может представить себе то, что он никогда не воспринимал ранее, счем никогда в жизни не сталкивался, или то, что еще будет создано. Такого рода представления называют представлениями воображения .

Ихвиды:

1. П. того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал (тундры, Парижа, планеты);

2. П. исторического прошлого (боярина, Петра I, крестьянского быта);

3. П. бу­дущего (модели одежды, строящегося дома);

4. П. того, чего никогда не было в действительности (сказочных образов).

Представления воображения опираются на представления памяти, подвергаясь глубокому изменению. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, с чем он в прошлом не встречался. Тем ни менее, все новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим и строится на основе прошлых восприятий, сохраненных в памяти.


Так образы литературных героев имеют реальный прототип; технические приборы изобретаются на основе наблюдений за природой (птица - самолёт); и сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием реальных элементов (русалка, избушка на курьих ножках и др.).

Ф.О. воображения – про­цесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложив­шихся нервных связей в коре головного мозга.

Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Без воображения был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения был бы невозможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Все школьные предметы не могут полноценно усваиваться без деятельности воображения. И учитель, проектируя личность ученика, представляет, предвидит результаты воспитательных воздействий.

Виды воображения

Непроизвольное (пассивное) воображение - это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны.

Например, …

Сновидения . Представляют собой активность изолированных групп нервных клеток коры в условиях, когда вторая сигнальная система затормаживается. У спящего человека отсутствует критическое отношение к возникающим образам (сновидениям).

Галлюцинации. Возникают у психически нездоровых людей, под влиянием сильных переживаний – страха, тоски, навязчивых мыслей, на почве алкоголизма. Образы фантазии приобретают черты реальности.

Произвольное (активное) воображение – это преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной целью.

Например, …

Воссоздающее воображение - это представление новых для человека объектов в соответствии с их словесным описанием, по чертежу, схеме, картинке.

Учащиеся представляют себе материал, выраженный в словесной форме (моря, озера, горы, незнакомые растения, животных, исторические события, литературных героев).

Воссоздающее воображение опирается на имеющиеся знания. Если знания недостаточны, то, и представления могут быть искаженными. Поэтому учителю важно не только ясно и точно рассказывать материал, но и использовать наглядность.

Творческое воображение (активное) – самостоятельное создание новых, оригинальных образов в процессе творческой деятельности (произведений искусства, литературы, научные изобретения).

Источник творческой деятельности - общественная необходимость, потребность в новом продукте. Роющая рука стала прообразом лопаты; растопыренные пальцы - граблей; сжатая в кулак рука – молоток).

Творческое воображение, конечно, гораздо более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее. Представить модель по чертежу гораздо проще, нежели сконструировать его.

Мечта – это особый вид воображение, связанный с созданием образов желаемого будущего.

Мечта может поддерживать и усиливать энергию человека, давать возможность заглянуть в буду­щее, помогать человеку доводить до конца уто­мительную работу, бороться с трудностями. Но мечта может быть пустой, бесплодной, необоснованной мечтательностью, не побуждающей к деятельности, а уводящей от действительности, расслабляющей человека.


Общее понятие об эмоциях и чувствах, их физиологическая основа. Значение эмоций и чувств. Особенности эмоций и чувств: положительные и отрицательные, стенические и астенические эмоции.

На все, что нас окружает, мы каким-то образом реагируем, выражая тем самым своё отношение к действительности.

Эмоции (от лат. emovere - потрясаю, волную) - простое, непосредственное переживание в данный момент; это неравнодушное отношение к событиям жизни.

Чувство - более сложное, постоянное эмоциональное отношение человека к чему-то или кому-то.

Т.о. чувства и эмоции – это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе.

В основе эмоций – удовлетворение или нет потребностей человека.

Эмоции и чувства полярны: радость -грусть, любовь - ненависть, удовольствие - страдание, страх - смелость, благодарность - неблагодарность и т.п. В этой связи их принято делить на