Для всех и обо всем. Чем запомнился Иоанн Павел II

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Толкование Феофилакта Болгарского

И это, по-видимому, не имеет ничего общего с предыдущим. Но если кто внимательно всмотрится в мысль Господа, то окажется, что и это близко относится к предыдущему.

Поелику Никодим называл Господа Учителем и Пророком, то Он говорит: «Не считай Меня за пророка, сущего от земли, посланного Богом учить, но считай Меня сшедшим свыше, как Сына, а не от земли сущим. Никто из пророков не восходил на небо, а только Я один имею взойти, как и нисшел». Услышав, что Сын Человеческий сшел «с неба», не думай, что плоть сошла с неба. Действительно, Аполлинарий так думал, что Христос, имея тело с неба, прошел чрез Деву, как чрез канал. Но поелику Христос, состоящий из двух естеств, был одна Ипостась или одно Лицо, то названия Человека прилагаются к Слову, и опять названия Слова - к Человеку. Так и здесь говорится, что с неба сшел «Сын Человеческий», потому что Он одно Лицо и одна Ипостась. Потом, чтобы ты, услышав «сшедший», не подумал, что сшедший уже не находится на небе, говорит «сущий на небесах». Итак, услышав, что сшел, не подумай, что Я не нахожусь там; но Я и здесь присутствую телесно и там восседаю со Отцом по Божеству.

Ин.3:14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

Ин.3:15. Дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Сказав прежде о возрождении чрез крещение, говорит потом уже и о благодеянии, совершенном для нас чрез крест. Ибо крест и смерть - причина благодати, подаваемой нам чрез крещение, так как при крещении изображаем смерть Господню.

Не говорит прямо, что Я буду распят, но напоминает о змие и о древней истории (Чис. 21, 5–9) и таким образом за раз, с одной стороны, научает нас, что древнее сродно с новым и что один и тот же Законоположник Ветхого и Нового Завета, хотя Маркион, Манес и остальное собрание подобных еретиков отвергают Ветхий Завет, говоря, что он есть законоположение злого демиурга (художника); с другой стороны, научает, что если иудеи избегали смерти чрез взгляд на медное изображение змия, то тем более мы избежим смерти душевной, взирая на Распятого и веруя в Него. Сличи, пожалуй, образ с истиною. Там подобие змия, имеющее вид змия, но не имеющее яда: так и здесь Господь - Человек, но - свободный от яда греха, пришедший в подобии плоти греха, то есть в подобии плоти, подлежащей греху, но Сам не есть плоть греха. Тогда - взирающие избегали телесной смерти, а мы - избегаем духовной. Тогда повешенный исцелял от ужаления змей, а ныне - Христос исцеляет язвы от дракона мысленного.

Когда слышишь «должно вознесену быть», понимай так: быть повешену. Ибо Он повешен был на высоте, чтобы Освятившему землю хождением по ней освятить и воздух. «Вознестись» понимай и так: быть прославлену. Ибо крест стал поистине высотою и славою Христа. В чем Он казался осужденным, тем осудил князя мира сего.

Объясню несколько. Адам умер по справедливости, потому что согрешил. Господь умер не по долгу справедливости, потому что не согрешил. До распятия Господа смерть справедливо властвовала над людьми. А как Господь оказался безгрешным, то диавол что мог найти в Нем заслуживающего смерти? А как Он был умерщвлен несправедливо, то победил умертвившего Его и таким образом освободил и Адама от смерти, справедливо причиненной ему, как согрешившему.

И иначе. Два предмета господствовали над родом человеческим: удовольствие и скорбь. Господь, прошедши чрез то и другое, оказался непобедим. Искуситель сначала приступал к Нему на горе с предложением удовольствия (Мф. 4:3, 6, 9); но, нашед Его непобедимым чрез это, употребил великую хитрость, навел скорбь, чтобы, по крайней мере, чрез нее овладеть Им, и для сего восставил против Него все: отречение учеников, насмешки воинов, хулу мимопроходящих, смерть от иудеев, но и при этом - нашел Его непобедимым. Ибо скорбь на кресте не могла возбудить в Господе ненависть к распинателям, но Он продолжал любить их и молился за них, говоря: «Отче! Не поставь им греха сего» (Лк. 23, 34). Видишь ли, как Он победил тем, чем, по-видимому, был побежден. Таким образом, крест стал и возвышением Его, и славою.

Ин.3:16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,

Любовь Бога к миру велика и до того простерлась, что Он отдал не ангела, не пророка, но Сына Своего, и притом Единородного (1Ин. 4, 9). Если бы Он отдал и ангела, то и это дело было бы не мало. Почему? Потому, что ангел - верный и покорный Его служитель, а мы - враги и отступники. Теперь же, когда отдал Сына, какое превосходство любви показал Он?! Опять, если бы Он имел много сыновей и отдал одного, то и это было бы очень великое дело. А теперь Он отдал Единородного. Можно ли же достойно воспеть Его благость?

Ариане говорят, что Единородным Сын называется потому, что Он один только произведен и сотворен Богом, а все прочее уже Им сотворено. Ответ им простой. Если бы Он назван был Единородным без слова «Сын», то ваша тонкая выдумка имела бы основание. Но теперь, когда Он называется Единородным и Сыном, слово «Единородный» нельзя понимать так, как вы, но так, что Он один только рожден от Отца.

Заметь, прошу тебя, то, что как выше Он сказал, что Сын Человеческий сшел с неба, хотя плоть не сошла с неба, но принадлежащее Богу приложил к человеку по причине единства Лица и единства Ипостаси, так и здесь опять принадлежащее человеку прилагает к Богу Слову. «Отдал, - говорит, - Бог Сына Своего на смерть». Хотя Бог пребыл бесстрастен, но поелику по Ипостаси Один и Тот же был и Бог Слово, и Человек, подлежащий страданиям, то и говорится, что отдается на смерть Сын, который действительно и страдал в собственной плоти.

дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Какая польза от того, что отдан Сын? Великая и недомыслимая для человека - та, чтобы всякий верующий в Него получил два блага: одно, чтобы не погиб; другое, чтобы имел жизнь, и притом вечную. Ветхий Завет тем, кои в нем благоугождали Богу, обещал долголетнюю жизнь, а Евангелие награждает таких жизнью не временною, но вечною и неразрушимою.

Ин.3:17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Поелику два пришествия Христовы, одно уже бывшее, а другое - будущее, то о первом пришествии говорит, что Сын не послан, чтобы судить мир (потому что, если бы Он для сего пришел, то все были бы осуждены, так как все согрешили, как и Павел говорит (Рим. 3, 23), но преимущественно для того пришел, чтобы спасти мир. Таковая была цель у Него. Но на деле вышло, что осуждает тех, кои не уверовали. Моисеев закон пришел преимущественно для обличения греха (Рим. 3, 20) и осуждения преступников. Ибо он никому не прощал, но как находил согрешающего в чем-нибудь, в то же время налагал и наказание. Итак, первое пришествие не имело целью судить, кроме тех, которые на деле не уверовали, ибо они уже осуждены; а второе пришествие будет решительно для того, чтобы судить всех и воздать каждому по делам его.

January 22nd, 2016

В истории католической церкви немало страниц, о которых стараются вспоминать пореже. Часть их связана с деятельностью римских пап, среди которых, по неподтвержденным данным, была даже женщина. Большинство римских понтификов были людьми достойными, но и среди них встречались преемники Святого Петра, чья святость, мягко говоря, вызывает большие сомнения. Один из них - папа Иоанн XXIII, в миру Бальтазар Косса. Он прошел невероятный путь - от пирата до папы римского…

Бальтазар родился в последней четверти XIV века на небольшом острове Искья в Неаполитанском заливе. Сведений о его детстве практически не сохранилось. Ясно одно, будущий папа не бедствовал, так как островок Искья принадлежал его отцу, потомку древней фамилии, корни которой уходят в эпоху Римской империи.

Деревеньки, расположенные на острове, давали какой-то доход, но не он был основой благосостояния семьи Косса. Главные доходы приносило морское пиратство, к которому с детства стал готовиться и Бальтазар.

На опасный путь морского разбоя он вступил в 13 лет под руководством старшего брата Гаспара, командовавшего небольшой пиратской флотилией. На Средиземном море пиратство процветало. Богатые приморские городки и поселки, нагруженные товарами и рабами торговые суда становились легкой добычей удачливых разбойников. Главным было умело выбирать объекты для пиратских налетов, чтобы не нарваться на военные корабли.

Разговор с захваченными пиратами был коротким - на рею или в рабство. Но подобная незавидная участь миновала Бальтазара, вскоре ставшего капитаном пиратского корабля, причем, капитаном, которому сопутствовала фортуна.

Внезапно жизнь Бальтазара резко переменилась. Оставив пиратство, он отправился в Болонью, где поступил на теологический факультет местного университета. Считается, что сделал он это по настоянию матери. Но, возможно, он просто почувствовал, что, надев сутану, сможет грабить и развратничать, не опасаясь возмездия.

В принципе, особой необходимости заниматься разбоем у него уже и не было, на родовом острове были накоплены громадные богатства. Сильный, безжалостный и уверенный в себе Бальтазар быстро стал признанным вожаком студентов и грозой болонских обывателей.

Одно имя Бальтазара наводило ужас на добропорядочных отцов семейств, так как о его любовных похождениях в городе рассказывали легенды, а обесчещенных им девиц и совращенных замужних дам считали десятками. А ведь он еще и учиться умудрялся, получив вполне хорошие по тем временам знания. Но всему приходит конец. Родственники очередной любовницы Коссы объявили соблазнителю настоящую войну, вынудив его бежать из города.

Временно Бальтазар укрылся в доме кардинала ди Санта Кьяру. Кроме него в доме оказался еще один человек, спасавшийся от преследования - любовница кардинала красавица Яндра делла Скала, разыскиваемая святой инквизицией по обвинению в чародействе. Как говорится, «благодаря судьбе молодые люди нашли друг друга».

Яндра Капистрана делла Скала

Но не дремала и инквизиция, нагрянувшая с обыском. Несмотря на отчаянное сопротивление Коссы, отлично владевшего оружием, отбиться не удалось. Впереди Бальтазара и Яндру ждал костер. К счастью, головорезы Гаспара, продолжавшего заниматься пиратским промыслом, отбили Бальтазара и его новую любовницу. Пришлось недоучившемуся теологу снова стать пиратом.

Несколько лет корабли Бальтазара наводили ужас на средиземноморских моряков и прибрежные города, в которых Косса с особым удовольствием грабил церкви, видимо, в отместку за свое несостоявшееся священство. Все эти годы его сопровождала Яндра.

Внезапно морские похождения пришлось прервать. Шторм уничтожил корабли Бальтазара, а сам он принял обет стать в случае спасения священнослужителем. Ему, Яндре и нескольким пиратам удалось спастись, но на берегу их опознали местные жители, схватили и поместили в подвал дворца папы Урбана VI.

В это время католический мир находился в расколе, им пытались руководить два папы, из Рима Урбан VI, а из Авиньона Климент VII. Естественно, что между ними шла жесткая борьба. В этой ситуации папе Урбану VI, как говорится, сама судьба послала опытного и безжалостного к врагам помощника, которым и стал Бальтазар Косса.

Папа был стар и немощен, дни его оказались сочтены. Но и в этом случае Бальтазару повезло. Новый папа Бонифаций IX хорошо знал семейство Косса и не просто приблизил к себе бывшего пирата, а возвел его сначала в архидиаконы собора святого Евстафия в Ватикане, а затем, в феврале 1402 года, в кардиналы.

Необычайной судьбе Бальтазара Коссы посвящено несколько книг. Под покровительством папы Бальтазар смог развернуться во всю ширь своих преступных страстей. Вот что писал об этом периоде его жизни секретарь Ватикана Дитрих фон Ним:

«Неслыханные, ни с чем не сравнимые «дела» творил Косса во время своего пребывания в Риме. Здесь было все: разврат, кровосмешение, измены, насилия и другие гнусные виды греха, против которых обращен был когда-то гнев Божий.

… Только в Болонье Коссе удалось совратить более 200 женщин. Он поехал туда по поручению папы для решения различных вопросов, касающихся церкви и политики, но не забыл при этом и своих любовных дел.

Любовницами его были замужние женщины, вдовы, девушки и монашки, жившие в монастырях. Некоторые из них любили его и добровольно становились его любовницами, но некоторые были грубо изнасилованы прямо в монастырях».

Папа решил использовать пиратские навыки Бальтазара, поручив ему привести к покорности области, отпавшие от Ватикана. С задачей бывший пират справился блестяще, но Болонья, Перуджа и Ассизи, вернувшиеся под управление Ватикана, фактически оказались в безраздельной власти папского легата кардинала Коссы. С ним вынужден был считаться и новый римский папа Иннокентий VII, сменивший умершего Бонифация IX, а затем и Григорий XII, избранный при деятельном участии Бальтазара.

Но новый папа надежд Бальтазара не оправдал, став вести самостоятельную политику, затем он и вовсе лишил Коссу сана, прав легата, а заодно и придал анафеме.

Естественно, что бывший пират с этим не согласился. Он объявил себя правителем областей, где был легатом, и созвал дружественных ему кардиналов в Пизу, чтобы вместо двух правивших в то время пап избрать одного. Причем, он отвел свою кандидатуру и настоял на избрании кардинала Петра Филарга, славившегося праведной жизнью, новым папой, получившим имя Александра V.

Карикатура на Иоанна XXIII - папа изображен в роли иудейского первосвященника, осудившего Иисуса Христа на казнь.

Бальтазар просто хотел закрепить папский престол за человеком, к которому в принципе нет претензий, а уже затем забрать его себе.

Сложилась абсурдная ситуация, одновременно в католическом мире стало три папы, причем формально все избраны законно. Естественно, что они не преминули придать друг друга анафеме.

Став папой, Иоанн XXIII не перестал быть пиратом. Вырос только масштаб его разбойничьих операций. Он воевал с неаполитанским королем, грабил и разорял мирное население. Именно при нем торговля индульгенциями и продажа церковных должностей достигли небывалых размеров.

Призывая других к праведности, верховный понтифик вел чудовищно развратную жизнь, которая дала право Карлу Марксу назвать его «циником и развратником с противоестественными похотями».

Впрочем, сам Бальтазар Косса отнюдь не считал себя исчадием ада, и писал своему сопернику на папском престоле:

«Правителю мрака, сатане, обитающему в глубине преисподни и окруженному легионом дьяволов, удалось сделать своего наместника на земле, антихриста Климента VII, главой христианства, дать ему советников — кардиналов, созданных по образу и подобию этого дьявола, сынов бахвальства, стяжательства и их сестер — алчности и наглости».

Председательствуя на Констанцском соборе (1410-1415), Иоанн XXIII принял решение передать знаменитого чешского реформатора Яна Гуса в следственный комитет, тем самым нарушив данное ему обещание о неприкосновенности. Впоследствии они сидели в одной тюрьме.

Встреча антипапы Иоанна XXIII и герм. кор. Сигизмунда в Лоди. Миниатюра из «Хроники Констанцского Собора» Уль-риха Рихентальского.

В частности, ему ставились в вину отравление предыдущего папы Александра V; изнасилование трёхсот монахинь; сексуальная связь с женой своего брата и монахами; растление целой семьи, состоявшей из матери, сына и трех сестер, причем самой старшей из них было всего двенадцать лет; торговля епископскими кафедрами и отлучениями; пытки тысяч невинных людей в Болонье и Риме.

За все эти злодеяния собор объявлял Иоанна XXIII низложенным как «закоренелого грешника, безнравственного негодяя, симониста, поджигателя, изменника, убийцу и растлителя ».

В мае 1415 года свергнутый папа был заключен в крепость Мангейм. Освободившись путем подкупа, Бальтазар Косса добровольно явился к новому папе Мартину V, который назначил его епископом Тускуланским.

Иоанн XXIII умер 22 декабря 1419 года и был похоронен в баптистерии во Флоренции. Величественный монумент над его захоронением был создан скульпторами Донателло и Микелоццо в 1424—1425 годах.

Иоанн XXIII сделал свое имя столь ненавистным, что после него ни один папа больше не называл себя Иоанном. Лишь в 1958 году кардинал Ронкалли взошел на папский престол под именем Иоанна XXIII. Этим церковь хотела подчеркнуть, что не признает законным пиратский понтификат Бальтазара Коссы.

Интересные факты

В 1385 году Бальтазар Косса заключил со своей командой «типовой» договор:

«Все добытое в операциях будет немедленно делиться на 4 части. 2 из них будут получать экипаж, четверть пойдет моим верным и храбрым друзьям, Ренере, Джованни, Аванте, Бернарде и Бйорда, последнюю четверть буду получать я, как капитан корабля и руководитель операции.

Если в нашей операции кто-то потеряет глаз, он получит компенсацию в 50 золотых цихинов, дукатов или флоринов, или 100 скуде или реалов, или 40 сицилийских унций, или, если он это предпочтет, одного раба мавра. Потерявший оба глаза получит 300 цехинов или дукатов, или 600 скуде, или неаполитанских реалов, или 240 сицилийских унций, или, если захочет, 6 рабов.

Раненный в правую руку или совсем ее потерявший получит 100 золотых цехинов, флоринов или дукатов ».

Иоанну XXIII приписывают инициативу создания первого папского банка. Он существует по сей день и называется банком Святого Духа.

Современная католическая церковь называет Иоанна XXIII антипапой, обвиняя во всех мыслимых и немыслимых грехах. Возможно, в чем-то описания его похождений и преувеличены, но, несомненно, он был ярким человеком и сильной личностью, да и жить ему пришлось в эпоху, когда святость и порок шли рука об руку.

Папа Римский - высшая должность в католическом мире, это видимый глава церкви, богословский и канонический символ веры. Учитывая высокий священный статус понтифика и одновременно главы суверенного государства Ватикан, всех, кто носил этот высокий титул, можно назвать воистину выдающимися личностями. Но даже среди церковных патриархов были особенно выдающиеся люди, которых навсегда запомнит история.

К ним можно однозначно отнести папу Иоанна XXIII. Его избрание на престол было судьбоносным, историки до сих пор разделяют историю католической церкви на период до Второго Ватиканского собора, созванного Иоанном XXIII, и период после.
Мудрая и размеренная политика патриарха способствовала возрождению человеческой веры в Высшие силы, в добро и справедливость. Именно эта истинная вера была уже почти погребена под бесконечными религиозными догмами, мертвыми законами праведности и устаревшими доктринами.

Биография святого до избрания на папский престол

Иоанн XXIII, в миру Анджело Джузеппе Ронкалли, выходец из бедной, многодетной крестьянской семьи. Он родился на севере Италии в живописной провинции Бергамо в 1881 году.

Уже в первые годы учебы в провинциальной начальной школе юный крестьянин готовился к поступлению в семинарию. При помощи местного священника мальчик выучил латинский язык. Он успешно окончил Бергамскую семинарию в 1900 году, а через четыре года и теологический факультет Папской семинарии в Риме. В 1904 году он принял сан священника и стал секретарем епископа Д. М. Радини Тедески. Также преподавал историю религии в той же семинарии в Бергамо.

В годы Первой мировой войны он служил в армии санитаром в госпитале, а затем военным капелланом. В 1921 году Анджело Джузеппе Ронкалли был одним из членов Священной конгрегации веры.

Папа Римский Иоанн XXIII: дипломатическая карьера, нунциатура, миротворчество

Успехи Ронкалли как папского посла (нунция) также заслуживают особого внимания. Высокая толерантность, интеллигентность и образованность дипломата помогли ему с успехом общаться с представителями разных конфессий, религиозных взглядов и традиций. Он утверждал, что с людьми нужно говорить не на языке догм, благих советов и табу, а на языке взаимоуважения, прислушиваться к разным мнениям, допускать существование нескольких истин во имя добра и мира.

За время епископства с 1925 года до 1953 он был нунцием в Софии, Анкаре, Афинах, Париже. Его дипломатическая деятельность развертелась в непростые годы, которые сопровождались военными действиями, переворотами, сменами власти и т. д. Он помогал мирно разрешать разного уровня конфликты - от межрелигиозных браков до политических интриг.

А в 1953 году Ронкалли был избран патриархом Венеции, кардиналом.

Иоанн XXIII: начало служения

Выборы папы в 1958 году были непростыми и сопровождались административным кризисом Римской курии. Борьба за высшую патриаршую должность велась в основном между двумя лагерями: кардиналами-консерваторами и «прогрессистами». Каждые имели своего кандидата, но ни одному не было отдано достаточного количества голосов.

В конце концов на 11 туре конклава был избран папой Ронкалли, «темная лошадка» среди кардиналов претендентов. Он стал самым пожилым папой на момент избрания (ему исполнилось 77 лет.) Ронкалли выбрал папское имя Иоанн XXIII. Это популярное когда-то среди пап имя было своего рода «проклятым». До этого 550 лет никто из понтификов не избирал церковное имя Иоанн, поскольку одиозный Бальтазар Косса Иоанн XXIII - антипапа - именно так себя именовал. Но Ронкалли подчеркнул, что он избирает это имя в честь святого Иоанна Предтечи и апостола и в память о своем отце. Он поддерживал тесную связь со своими родителями, братьями и сестрами на всех этапах церковной карьеры. Также патриарх отметил, что Иоанн XXIII (антипапа) не был законным папой, так как «правил» в период Великого западного раскола, был безнравственным грешником и не имел никакого права носить это святое имя.

Избрание папой Иоанна XXIII было своеобразным вынужденным шагом, когда ни один из главных претендентов не смог набрать достаточного количества голосов среди кардиналов. Иоанн XXIII Баден был «переходным папой», который должен был править пока католическая церковь не определится окончательно с идеологическим курсом (консервативным или прогрессивным). Вероятно, некоторую роль в решении кардиналов сыграл и тот факт, что правление Иоанна не могло продлиться долго, ведь ему уже было 77 лет. Но по факту этот «проходящий папа» стал культовой личностью в христианском мире, самой инициативной фигурой своего времени. За короткий период своего понтификата он сумел внедрить множество судьбоносных изменений.

Церковные инициативы папы

Будучи военным врачом, затем нунцием, Иоанн XXIII увидел, почувствовал и пережил много противоречивых истин, познакомился с угрожающими социальными проблемами, общался с людьми разных верований, видел много смертей, конфликтов, разрушений. Он, как человек, понимал, сколько всего переживает человечество в непростые военные и послевоенные разорительные годы: бедность, болезни, нищету. И знал, что сопереживание, благотворительность, прославление понятных истин, таких как добро, справедливость и вера в лучшее - это, то чего ждут люди от церкви, а не очередных канонов, догм, поклонений перед патриархами.

Папа был весьма харизматическим индивидом, он ходил по Ватикану без свиты, он не использовал свою должность, чтобы продвинуть родственников или друзей в политические или церковные круги. Он не отказывался встретиться с мастерами или рабочими и пропустить стаканчик прямо на улице. Но, несмотря на такую эксцентричность, он был верен Законам Божьим.

Он понимал, что истины, заповеди Божье можно донести до людей только общаясь с христианами на их языке, прислушиваясь к трезвому мнению других, уважая братьев по вере.

Он отменил коленопреклонение, традиционное целование перстня, приказал убрать из лексикона витиеватые словеса типа «глубокочтимые уста» и «преподобнейшие шаги».

Папа открыл церковь миру. Если во все века и еще в первой половине ХХ века католичество ассоциировалось с авторитаризмом, то после его правления ситуация сдвинулась с мертвой точки. Церковь продолжала отыгрывать ключевую политическую, идеологическую функцию, но авторитет церковнослужителей перестал быть нерушимым.

Кроме тесного межконфессионального диалога, Иоанн XXIII - папа мира - инициировал новый политический курс в адрес представителей всех нехристианских религий. Он провозгласил принципы уважения их духовых ценностей, культурных обычаев, традиций, социальных устоев.

Впервые был нанесен визит в Иерусалим, произнесены извинения перед иудеями за многолетние гонения, жестокости, антисемитизм. Новое папское правительство признало, что обвинения иудеев в смерти Иисуса Христа безосновательны, и новое католическое руководство к ним не присоединяется.

Папа Иоанн XXIII объявил, что всех людей должны объединять мир, добро, вера в лучшее, взаимоуважение, стремление к сбережению человеческих жизней, а не верность канонам. Он, пожалуй, первым из всех глав Ватикана признал, что не столь важно, на каком языке ведётся церковная служба, стоят или сидят прихожане. Падре так своевременно и честно обратил внимание на то, что церковь, вместо того, чтобы примирять людей, делать их добрее и гармоничнее, еще больше их дезориентирует и раскалывает, подчеркивая необходимость следовать точному перечню церковных традиций, которые разнятся в каждой конфессии: правильно креститься, правильно кланяться и вести себя в соборе.

Он говорил: «В соборе церковных традиций властвует устарелый затхлый воздух, нужно пошире открыть окна».

Второй Ватиканский собор

Папа Римский Иоанн XXIII полностью обрушил надежды кардиналов и курии на его непритязательное нейтральное правление, уже через 90 дней после занятия папского престола, понтифик выразил намерение созвать Реакцию кардиналов было сложно назвать одобрительной. Они сказали, что до 1963 года будет очень трудно подготовить и созвать Собор, на что папа ответил: отлично, подготовим тогда до 1962.

Еще до начала собора Джованни узнал, что болен раком, но он отказался от рискованной операции, потому что хотел точно дожить до дня, когда на открытии собора обратится к честным людям с просьбой о мире, добре и сопереживании.

Задачей собора было приспособить церковь к современному миру, подружиться, наладить диалог, а возможно, и воссоединиться с отделившимися христианами. На Собор были приглашены и представители православных общин из Греции, России, Польши, Иерусалима.

Результатом Второго Ватикана, который завершился уже после смерти папы Иоанна XXIII, было принятие новой пастырской конституции "Радость и надежда", где были рассмотрены новые взгляды на религиозное воспитание, свободу верований, и на отношение к нехристианским церквям.

Итоги и оценки деятельности

Истинные благие результаты деятельности великого понтифика смогли оценить только его последователи несколько лет спустя. Но каждого, кто соберётся подвести какие-то итоги его правления, непременно ждет дивная смесь чувств: что-то на грани восторга и удивления. Ведь результаты деятельности папы просто поражают.

Можно даже сказать, что он продолжал влиять на католический мир еще многие годы после своей смерти. Узнав о своей неизлечимой болезни, папа Иоанн XXIII завуалировано готовил своего последователя кардинала Джованни Баттиста Монтини, который стал новым Папой после Иоанна, завершил Второй собор и продолжил великие добрые дела своего учителя.

Известные европейские политологи, в том числе С. Хантингтон, также делал акцент на роли церкви в развитие социума в ХХ веке. Особенно на том, какую функцию отыграл в этом процессе папа Иоанн XXIII, итоги деятельности этого великого понтифика также нашли отображение в развитие демократии во всем мире.

Зв свою короткую «карьеру» на католическом престоле папа выпустил 8 особых папских документов (энциклик). В них он выразил новый взгляд католической церкви на роль пастыря в современном обществе, на материнство, мир, прогресс. 11 ноября 1961 года он выдал энциклик «Вечная Божественная мудрость», где высказал свой положительный взгляд нам экумени́зм — идеологию всехристианского единства. Он обращался к православным и греко-католическим христианам «братья».

Отношение папы Джованни XXIII к социализму

Еще Иоанна XXIII называли «Папой Мира» или «Красным Папой» из-за его толерантного отношения к странам социалистического лагеря и его стремления внедрить некий «религиозный социализм». Он подчеркивал, что благо всех народов должно основываться на правах, волях и обязанностях каждого человека, но регулироваться моральными и церковными нормами. Пастырь указывал, что в базисе решения проблем общества должны лежать принципы взаимопомощи и гуманизма. Он также выступил за свободу выбора профессий, за равные возможности самореализации для представителей всех стран.

Следует отметить, что материалистические, а потом коммунистические взгляды всегда отметались католической церковью, как еретические. Папа Иоанн XXIII проявил небывалую мудрость, поддержав дипломатические отношения с Кубой, Советским Союзом, как законный правитель государства Ватикан. При этом он подчеркивал, что ни в коем случае не принимает атеистические взгляды и остаётся только истинным католиком и «слугой Бога». Но вместе с тем уважает национальные взгляды всех жителей мира. И делает акцент на роли взаимоуважения и толерантности в предотвращении конфликтов и воин.

В своих праздничных речах Иоанн XXIII называл мир самым великим и драгоценным благом на Земле. В его правление Ватикан перестал быть тоталитарной, зацементированной, верной мертвым традициям организацией, а превратился в авторитетный церковный институт, пропитанный духом сверхнейтралитета.

11 апреля 1963 понтифик издал энциклик «Мир на Земле», где уделил особое внимание социальным вопросам, призвал о необходимости диалога между социалистами и капиталистами и акцентировал на том, что нет идеологических противоречий, которые нельзя решить, если действовать во имя мира и справедливости.

Противники политики понтифика Иоанна XXIII

Предполагалось, что противников Иоанн XXIII Баден так и не сможет нажить, ведь при его избрании, папская канцелярия трезво оценивала его возраст и состояние здоровья. Прибавить к этому его политическую нейтральность и повальную толерантность. Его воспринимали, как такого себе пожилого сельского падре с бедной семьи, чудаковатого старика, непривередливого добряка. Но, кардиналы на конклаве очень недооценили твердость его веры и энтузиазм в творении хороших дел.

Инициативы, энциклики папы были благосклоннее восприняты церквами католических стран «третьего мира», но Римские и Ватиканские кардиналы восприняли многие реформы, мягко говоря, неблагосклонно.

Больше через то, что церковный институт всегда был «туго реформируемым». А к тому же папа Иоанн XXIII инициировал отмену многих церковных почестей и как бы «опустил» авторитет католических церковнослужителей. Больше всего протестов высказывали министры Ватикана, священная канцелярия.

Смерть папы, канонизация, причисление к лику святых

3 июня 1963 году скончался папа Иоанн XXIII. Тело понтифика было сразу забальзамировано в Католическом университете Сердца Иисуса Дженнаро Голья и погребено в гротах Собора святого Петра.

Сегодня останки падре хранятся в хрустальном гробу в базилике собора Святого Петра в Риме. В 2000 году папа причислил своего славного предшественника к лику блаженных, а в 2014 году они оба были причислены к Католическая церковь чтит память папы Джованни XXIII, праздником в его честь 11 октября.

Фильм о папе Иоанне XXIII

В должной мере возблагодарить легендарного Папу Джованни XXIII за его вклад в развитие веры, мира и добра может каждый, если прислушается к его советам, сделает несколько шагов к саморазвитию и человеколюбию. Но из широкомасштабных способов возблагодарить понтифика за заслуги можно назвать киноленту "Иоанн XXIII. Папа мира". Фильм 2002 года рассказывает о Джузеппе Ронкалли, включая его детство в Бергамо, учебу, церковную карьеру и деятельность на папском престоле. Этот прекрасный атмосферный итальянский фильм режиссира Джорджио Капитани талантливо отражает темперамент папы, его верность идеалам молодости, свободы личности, взаимопомощи, толерантности и веротерпимости.

Координаты: 43°46?24 с. ш. 11°15?17 в. д. / 43.773224° с. ш. 11.254602° в. д. / 43.773224; 11.254602 (G) (O)

Гробница антипапы Иоанна XXIII

Гробница антипапы Иоанна XXIII - надгробный памятник из бронзы и мрамора, созданный Донателло и Микелоццо и находящийся в баптистерии собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо), где покоится антипапа Иоанн XXIII (Бальтазар Косса, около 1360-1419). Её сооружение было заказано душеприказчиками Иоанна вскоре после его кончины 22 декабря 1419 года и завершено в 1420-е годы; таким образом, она стала вехой в истории раннего Ренессанса во Флоренции. По Фердинанду Грегоровиусу, гробница представляет собой «одновременно могилу Великой схизмы в Церкви и последнюю гробницу папы за пределами Рима».

В свое время Иоанн был тесно связан с Флоренцией, считавшей его законным понтификом во время Великой схизмы. Существует мнение, что захоронение во флорентийском баптистерии было попыткой придать легитимность его понтификату, связав его с почитаемым святым местом. Использование папской символики в надгробии, как и сама связь Флоренции с Коссой, были истолкованы как оскорбление избранного на Констанцском соборе Мартина V и попытка поднять авторитет Медичи, а сама гробница была признана неподобающей для гражданина Флоренции.

В оформлении гробницы использованы стоящие в нишах статуи трех христианских добродетелей (Веры, Надежды и Любви), фамильный герб Коссы, а также бронзовая позолоченная фигура, лежащая на покоящемся на консолях саркофаге; над ней находится изображение Мадонны с младенцем в полумесяце, а всю композицию осеняет балдахин. На момент завершения это было самое высокое скульптурное сооружение во Флоренции и одно из немногочисленных захоронений, расположенных в баптистерии или находящемся по соседству соборе. Это была также первая из нескольких совместных работ Донателло и Микелоццо, и принадлежность резцу того или другого некоторых элементов гробницы в свое время была предметом дискуссий в среде искусствоведов.

Антипапа Иоанн XXIII

Антипапа Иоанн XXIII Основная статья: Иоанн XXIII (антипапа)

Жизнь антипапы Иоанна XXIII, в значительной степени связанная с Флоренцией, была богата событиями, и оставленному им наследию трудно дать однозначную оценку. Бальтазар Косса был по происхождению неаполитанским аристократом; свою молодость он провел в Болонье. В 1396 году папа Бонифаций IX передал в его управление архидиоцез Болонья, а в 1406 году сделал его кардиналом. После Пизанского собора 1409 года Косса возглавил движение против папы Григория XII, отказавшегося сложить с себя сан. Косса был лишен сана кардинала, но избранный собором антипапа Александр V вернул ему эту должность.

После смерти Александра V в 1410 году Косса был избран его последователями новым папой. Его признали как папу Франция, Англия, Богемия, Португалия, некоторые части Священной Римской империи и некоторые города Северной Италии, в том числе Флоренция и Венеция. Авиньонского папу Бенедикта XIII признавали Арагон, Кастилия и Шотландия. Григория XII поддержали Владислав Неаполитанский, Карло I Малатеста, князья Баварии, пфальцграф Людвиг III, некоторые области Германии и Польши.

Папа Мартин V, избранный Констанцским собором, низложившим Иоанна XXIII

После того как в 1413 году Владислав Неаполитанский взял Рим, Иоанн XXIII спешно бежал во Флоренцию. Император Сигизмунд вынудил его в 1414 году созвать Констанцский собор, откуда он сбежал в 1415, увидев реальную угрозу своему понтификату, а может быть, и жизни. Хотя он ожидал, что его исчезновение расстроит работу собора, участников которого он призвал присоединиться к нему под защитой Фридриха IV Австрийского, собор продолжал работу в Констанце. Когда Иоанн XXIII попытался достичь земель, где правил Иоанн Бургундский, Фридрих передал его в руки Сигизмунда и собора, и Людвиг III заточил его в тюрьму.

Тем временем 29 мая 1415 года собор низложил Иоанна и 11 ноября 1417 избрал папой Мартина V. В феврале 1419 года Мартин приехал во Флоренцию, и в том же году Косса был выкуплен Флорентийской республикой (в 1417 Людвиг III отказался от верности Сигизмунду) при содействии Джованни ди Биччи де Медичи. Вероятно, его выкуп был наградой за помощь Флоренции в прошлом или же средством давления на Мартина V, к тому времени ещё находившегося во Флоренции (в Рим он прибыл в сентябре 1420), а может быть, сочетал обе причины. Косса помогал Флоренции при завоевании Пизы в 1405 году, будучи легатом в Болонье, а в бытность папой определил банк Медичи в качестве основного хранилища папской казны.

Во Флоренции 14 июня 1419 Косса признал верховенство Мартина V и 26 июня получил кардинальскую шапку, но 22 декабря того же года скончался. Несмотря на полученный титул кардинала-епископа Тускуланского, Косса именовал себя «кардиналом Флорентийским».

Похороны

Тело Коссы было перенесено в баптистерий и, как предписывалось сборником ритуальных установлений Ordo Romanus, спустя девять дней погребено при участии флорентийской знати и папской курии. Во время погребальных ритуалов, проходивших исключительно внутри Дуомо и баптистерия, на голове лежащего в гробу умершего покоилась белая митра, а в ногах лежала кардинальская шапка. Первые три дня церемоний были посвящены соответственно служению Коссы в сане кардинала и папы, его роли друга Флоренции и его частной жизни. Он был погребен во временном захоронении до того, как будет закончена его гробница.

Заказ на работы

Джованни ди Биччи де Медичи, один из душеприказчиков Коссы

Договор о создании надгробного памятника Коссы был заключен спустя примерно десять дней после его смерти. Последняя воля покойного, которую он изложил в своем завещании на смертном одре 22 декабря 1419, включала некоторые продиктованные флорентийским этикетом распоряжения, благотворительные и церковные пожертвования, но большая часть имущества отошла к его племянникам Микеле и Джованни. При разделении наследства его племянники имели преимущество; пока велись работы над гробницей Коссы, права на его имущество оспаривались кредиторами.

Косса назначил исполнителями своей воли четырёх влиятельных флорентийцев: Бартоломео ди Тальдо Валори, Николло да Уццано, Джованни ди Биччи де Медичи и Вьери Гуаданьи, уполномочив любых двух душеприказчиков из их числа действовать от имени всех четырёх, что, по-видимому, и было исполнено Валори и Медичи. Валори умер 2 сентября 1427 года; к этому времени Гуаданьи уже упокоился с миром, а Уццано давно потерял интерес к работам, оставив их исполнение Джованни - или, вероятнее, Козимо Медичи.

Душеприказчики Коссы объявили, что тот желал быть погребённым в баптистерии, но был слишком скромным, чтобы указать это в своем завещании. Исследователи доверяют этому свидетельству, считая Коссу «тактичным тактиком», хотя историк Хорст Дженсон предположил, что те выбрали баптистерий как место погребения вопреки воле покойного.

Косса завещал баптистерию реликвию, считавшуюся указательным пальцем Иоанна Крестителя (на илл.)

Записи в документах сообщают, что 9 января 1421 года Палла Строцци от имени цеха торговцев тканями Арте ди Калимала (Arte di Calimala), ответственного за состояние баптистерия, согласился на постройку небольшого неприметного (breve et honestissima) надгробия, но не дал разрешения на создание капеллы, в которой желал быть похороненным Косса; современная наука приписывает отказ Строцци тому, что погребение в баптистерии было большой честью, которой Косса, возможно, не заслуживал. Других посвященных гробнице записей цеха не сохранилось, поскольку большинство документов 1420-х утрачено, хотя сохранились заметки сенатора Карло Строцци, читавшего эти документы.

Согласие Арте ди Калимала на строительство гробницы традиционно объясняется тем, что Косса в свое время передал баптистерию правый указательный палец Иоанна Крестителя и 200 флоринов на создание подобающего реликвария. Считалось, что этим пальцем Иоанн указал на Христа, сказав: «Ecce Agnus Dei» («Вот Агнец Божий» (Ин. 1:29)). Долгая и сложная история реликвии создавала вокруг неё дополнительный ореол легенды: константинопольский патриарх Филофей преподнес её в 1363 году в дар папе Урбану V, тот передал её своим преемникам Григорию XI и Урбану VI; последний лишился её во время осады Ночера-Инферьоре, а Иоанн XXIII купил её за 800 флоринов и носил при себе, пока не спрятал в монастыре Санта-Мария-дельи-Анджели.

Возведение гробницы

Надгробный монумент гармонично вписан в интерьер флорентийского баптистерия

Хронология последнего этапа сооружения гробницы точно не известна, но кое-что можно установить по различным источникам. Судя по случайной заметке флорентийского нотариуса, в 1424 году (по флорентийскому календарю) была возведена часть гробницы. Кадастр Микелоццо за июль 1427 показывает, что Микелоццо был партнёром Донателло уже около двух лет (due anni o incircha) и что потрачено уже три четверти бюджета в 800 флоринов. Объяснить несоответствие дат можно или неточностью записей Микелоццо, или тем, что Донателло начал работы ещё до партнёрства с Микелоццо, или тем, что 1424 год в флорентийском календаре соответствует 1425 году в современном.

2 февраля 1425 года Бартоломео Валори и Козимо де Медичи запросили 400 из 800 флоринов, отданных ранее в задаток цеху Арте ди Калимала, видимо, как стоимость уже проведённой работы. Этот задаток был страховкой на случай, если бы заказчики оставили гробницу незавершенной и цех был бы вынужден оплачивать её достройку, поскольку был обязан Иоанну XXIII реликварием. Этот запрос - наиболее явное подтверждение участия Козимо в возведении гробницы. Несмотря на это, утверждение Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях», что Козимо был ответственным руководителем работ, оспаривалось некоторыми исследователями.

Вероятно, саркофаг был установлен 2 мая 1426 года или незадолго до того, поскольку в этот день Арте ди Калимала заключила договор с двумя капелланами о проведении ежедневной службы о спасении души Коссы. Записи мастерской при Дуомо свидетельствуют, что 28 января 1427 Валори приобрёл четыре блока белого мрамора для надгробия.

Точная дата окончания работ неизвестна, но они были завершены не позже 1431 года - в этом году умер папа Мартин V, о котором достоверно известно, что он посещал готовую гробницу; другие данные позволяют отодвинуть эту границу ещё на несколько лет раньше. Наиболее достоверный из таких фактов - тот, что в сентябре 1428 Якопо делла Кверча, вернувшись в Болонью, создал нагробный памятник с фигурами добродетелей, воспроизводящих мелкими деталями своих сестёр с гробницы Коссы.

В труде Вазари упоминается, что гробница обошлась дороже первоначального бюджета - в 1000 флоринов, хотя неясно, кто покрыл недостачу. Несмотря на то, что автор этого утверждения неизвестен, оно принимается на веру современной наукой, поскольку стоимость одних лишь скульптур должна была составлять 500 флоринов; однако всё же к этому свидетельству следует подходить с осторожностью.

Внешний вид

Близкая по времени создания (1423 г.) гробница дожа Венеции Томазо Мочениго; возможно интересное сопоставление, см. текст

В баптистерии уже находилось три саркофага: в одном из них был похоронен епископ Раньери (умерший в 1113), два других были изготовлены ещё в римское время и использованы вновь в средние века. Но гробница высотой 7,32 м была самой высокой в баптистерии, а в своё время и во всей Флоренции. Захоронений в самом Дуомо мало, и они представляют собой скорее исключения - например, могила Альдобрандино Оттобони.

Внешний вид надгробного памятника соответствует условиям, предъявленным цехом Арте ди Калимала, и органично вписан в интерьер баптистерия. Монумент помещён между двумя коринфскими колоннами, находящимися между северными вратами работы Лоренцо Гиберти и алтарной апсидой; он занимает треть одной из стен восьмиугольного помещения и обращён к «Райским дверям». Такое расположение лишает гробницу света, в особенности когда врата баптистерия закрыты, что является их обычным состоянием. Надгробие могло бы выглядеть ещё темнее, если бы его задняя часть не выступала из стены баптистерия на 48,4 см. Белый и коричневый мрамор способствует гармоничному сочетанию сооружения с общим интерьером баптистерия, оформленного в полихромном бело-зелёном стиле. Некоторые ученые считают цветной эскиз, выполненный Бонаккорсо Гиберти, доказательством того, что «оригинальная утраченная полихромия» гробницы ещё более гармонировала с интерьером, хотя другие считают этот рисунок неточным. Венчающий сооружение балдахин закреплен на колоннах, а карниз баптистерия создает иллюзию опоры; по образному выражению современной исследовательницы, надгробный памятник Коссы - «супруг окружающей его архитектуры», даже если считать этот брак морганатическим. За исключением покоящейся на саркофаге статуи, все скульптуры выполнены в виде горельефов.

Хотя гробница выполнена полностью в классическом стиле, её общая композиция находится в русле монументальной надгробной архитектуры средневековой Италии - с характерными для стенных гробниц ярусами различных декоративных элементов. Итальянская готическая скульптура сохранила многие элементы классицизма; Донателло и Микелоццо не требовалось настолько резко менять стиль, как их предшественнику, сиенскому скульптору Тино ди Камаино, чьи стенные гробницы оказали ещё за век до того большое влияние на искусство Италии. Типична мраморная фигура, выполненная в натуральную величину и возлежащая на поднятом над полом саркофаге. Мотив занавеса, осеняющего памятник, характерен для готических памятников, а его форма напоминает вимперг; порой в готике такой занавес поддерживают стоящие по бокам от саркофага ангелы. Могилу Коссы часто сравнивают с построенным в 1423 году надгробием венецианского дожа Томазо Мочениго, где горельефные фигуры святых стоят в нишах по сторонам саркофага и над ним, а занавеси сходятся в вершине памятника; однако детали там выполнены в готическом стиле. Надгробный памятник Коссы был построен под влиянием предыдущего творения Микелоццо и Донателло, гробницы кардинала Бранкаччи в Неаполе, и в свою очередь повлиял на гробницу Леонардо Бруни во флорентийской базилике Санта-Кроче, построенную Бернардо Росселлино двадцатью годами позже.

Основание памятника

Основание надгробного памятника опирается на высокий плинт (38 см), отделенный вогнутыми карнизами. Высота основания - 1,39 м, ширина - 2,02 м; оно украшено фризом с крылатыми головами ангелов (предположительно, серафимов), гирляндами и лентами.

Фигуры добродетелей

Над основанием, отделенные ещё одним карнизом, в нишах стоят фигуры трех добродетелей - слева направо Вера, Любовь и Надежда; они разделены коринфскими пилястрами, украшенными каннелюрами. Такой мотив не встречается в тосканской надгробной скульптуре, но популярен в это время в Венеции, Падуе и особенно в родном городе Коссы Неаполе. Возникает мысль, что и Микелоццо, и Донателло предпринимали путешествие в Венецию; впрочем, Дженсон замечает на это, что «необязательно ездить в Венецию», чтобы найти подобные мотивы. Надгробные фигуры добродетелей были распространены за пределами Флоренции, причем над могилами мирян устанавливались статуи кардинальных добродетелей (благоразумие, мужество, сдержанность и справедливость), а над могилами духовных лиц - теологических (вера, надежда и любовь), как, например, над гробницей кардинала Бранкаччи. Однако статуи на надгробии Коссы носят значительно больше античных черт. Кроме того, Донателло создал две похожие бронзовые фигуры добродетелей для баптистерия Сиенского собора, но их связь со статуями на гробнице Коссы неясна.

Фигура Веры слева, высотой 1,05 м, держит в руках потир для причастия; стоящая в центре фигура Любви, высотой 1,07 м, держит рог изобилия и жаровню; наконец, фигура Надежды справа, высотой 1,06 м, сложила руки в молитве. Статуя Любви выполнена в наиболее античном духе, восприняв элементы классических изображений Изобилия, Цереры и Юноны, у которых в левой руке всегда находился рог изобилия. Связь с античностью подчеркивает также то обстоятельство, что хотя и высокие, но недостаточно проработанные фигуры добродетелей создают дополнительную вертикальную дистанцию между зрителем и фигурой Коссы, скрадывая непосредственность позы лежащей статуи покойного - в отличие от других стенных гробниц эпохи Кватроченто, для которых такая поза является доминантой. Сама фигура призвана скрыть личные качества Коссы, представляя его как обычного понтифика и первого представителя флорентийской «династии» пап.

Саркофаг и надпись

Над фигурами добродетелей находится саркофаг, поддерживаемый четырьмя классическими консолями, украшенными акантом. В триптихе, образованном консолями, изображены слева направо фамильный герб Коссы с папской тиарой, папский герб и фамильный герб Коссы с кардинальской шапкой. Стенка саркофага, шириной 2,12 м и высотой 70 см, украшена rilievo schiacciato («сплющенным рельефом», тип барельефа, изобретенный Донателло) с изображением двух путти или, иначе, spirateli («маленьких духов»); они держат оформленный в виде папского бреве лист пергамента с начертанной на нём надписью. Путти позаимствовали многие черты у своих античных предшественников, за исключением скрещенных ног.

Надпись гласит:

IOANnES QVOnDAM PAPAXXIIIus. OBIIT FLORENTIE ANnO DomiNI MCCCCxVIIII XIKALENDAS IANVARII

Что значит:

Иоанн, бывший папаУмер во Флоренциив 1419 г. от Р. Х. за 11дней до январских календ.

Марцокко - символ власти Флоренции

Папа Мартин V возражал против первой строки надписи, которую, по его мнению, можно было истолковать как знак того, что Косса умер законным папой (латинское слово «quondam» значит как «бывший», так и «покойный»). Возможно, его сомнения развеялись бы, если была бы использована часто встречавшаяся в документах того времени формула «olim Papa» (лат. некогда папа) вместо «quondam Papa». Мартин предложил назвать Коссу в эпитафии не папой, а кардиналом Неаполитанским, подчеркивая таким образом его подчинение истинному папе. Источники того времени сообщают, что синьория Флоренции практически дословно повторила ему ответ Понтия Пилата о надписи на кресте: «Что написано, то написано». Сам Мартин V был погребен под простой бронзовой плитой; это единственный случай плоской гробницы римского понтифика, но также и первый случай, когда надгробие папы было помещено в центральном нефе «базилики майор» (базилика Сан-Джованни ин Латерано) и отлито из бронзы (возможно, тем же Донателло).

По мнению историка Чарльза Эйвери, рельеф Донателло «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру» первоначально предназначался также для стенки этого саркофага и был призван усилить ассоциации с папским престолом. Ассоциации вызывались и тем, что дата смерти Коссы была указана в эпитафии с использованием римских календ, что было нетипично для флорентийских погребений, но вполне обычно для папских.

Статуя Иоанна XXIII

Над саркофагом располагаются львы, поддерживающие катафалк со статуей покойного и напоминающие формой консоли эпохи Треченто. Возможно, львы изображают Марцокко (Marzocco), льва, символизирующего Флоренцию, и воплощают таким образом связь покойного Иоанна с городом. Для папских апартаментов в базилике Санта-Мария-Новелла Донателло создал бронзового Марцокко, отражавшего двойственное отношение флорентийцев к Мартину V, который повышал своим визитом престиж города, но в то же время был потенциальным противником Республики. Подобно ему, львы, поддерживающие катафалк, могут символизировать поддержку Флоренцией претензий Иоанна XXIII на папскую кафедру. Однако символический смысл львов неясен, и интерпретировать его необходимо с осторожностью; следует помнить и о том, что львы в качестве опоры использовались в гробницах и раньше, к примеру, в надгробии Лапо де Барди (умер в 1342) в Барджелло.

Катафалк и укрывающий его покров слегка наклонены к зрителю, а поддерживающий изголовье лев сделан на 2 см короче, чтобы лучше была видна скульптура умершего и в особенности голова. Фигура, выполненная из позолоченной бронзы в натуральную величину, облачена в явно кардинальское одеяние и не содержит намеков на возможную легитимность понтификата Коссы; её ложе также выполнено из бронзы, но не позолочено. Когда саркофаг был вскрыт в XVI веке, выяснилось, что погребальное одеяние Коссы соответствует облачению статуи. До того в Италии не существовало гробниц с объемными скульптурами из позолоченной бронзы, хотя на балконе палаццо делла Бриада в Болонье уже находилась такая скульптура высотой 1,83 м, изготовленная по заказу папы Бонифация VIII. Некоторые ученые предполагают, что Донателло создал скульптуру Иоанна XXIII по посмертной маске, но другие возражают им.

Балдахин

За статуей расположен пилон высотой 1,34 м, состоящий из трех частей, с утопленными рельефными границами, поддерживающий карниз и обрамленный двумя дополнительными коринфскими пилястрами. Над ним находится антаблемент с полумесяцем, в который вписано изображением Мадонны с Младенцем - типичный мотив для гробниц, символизирующий заступничество небесных покровителей. Ещё выше располагается мраморный балдахин с позолоченными краями, украшенный узорчатыми цветами со стеблями и словно висящий на ребристом латунном кольце (на самом деле это невозможно из-за тяжести балдахина). Исследовательница Сара Мак-Хэм предполагает, что балдахин символизирует небесный свод и, следовательно, тот baldacchino, который несли над головой папы при интронизации. Однако историк Рональд Лайтбоун настаивает, что подобный балдахин, укрепленный на карнизе и на колоннах, не имеет отношения к церкви и представляет собой вариацию балдахина, укреплявшегося над постелью.

Авторство гробницы

Основные статьи: Донателло, Микелоццо Наружная кафедра собора Прато, ещё одно совместное произведение Донателло и Микелоццо

Надгробный памятник Бальтазара Коссы был первой совместной работой скульпторов Донателло (1386-1466) и Микелоццо (1391-1472), которые в дальнейшем создали вместе гробницу кардинала Ринальдо Бранкаччи в церкви Сант-Анджело а Нило в Неаполе, гробницу папского секретаря Бартоломео Арагацци в соборе Монтепульчано, а также наружную кафедру собора Прато. К этому времени Донателло уже прославился своими статуями пророков и святых, созданными для Санта-Мария-дель-Фьоре и Орсанмикеле, в то время как Микелоццо был мало известен. Оба некоторое время работали в мастерской Гиберти, занимавшей ведущее положение во флорентийской скульптуре того времени.

Почти все элементы гробницы приписывались различными историками искусства как Микелоццо, так и Донателло. Классификация по автору основана большей частью на субъективных критериях: как правило, исследователь приписывает Донателло те детали, которые высоко оценивает, а Микелоццо временами прямо называют автором тех элементов, которые «не так хорошо проработаны».

Описания, составленные между 1475 и 1568 годами, приписывают Донателло всё убранство гробницы, за исключением статуи Веры. Некоторые современные исследователи придерживаются кардинально противоположной точки зрения, считая Микелоццо создателем всего надгробного памятника, кроме скульптуры Иоанна XXIII. По мнению Дженсона, из мраморного декора только путти могут быть приписаны «руке самого Донателло». Предполагают, что причиной сотрудничества с Микелоццо могли стать недостаточные знания Донателло в области литья и архитектуры, а также его напряжённый график заказов.

Канонизация двух бывших понтификов прошла после ночных служб в , а также в ряде других церквей, в ходе которых верующие не только читали молитвы и исповедовались на нескольких языках, но и поклонялись святым дарам, а также посещали выставку личных вещей канонизируемых Пап.

Решение о возведении двух своих предшественников в лик святых принял нынешний в ходе консистории Ватикана. Он же и настоял на дате проведения торжественной церемонии, которая ранее была назначена на 30 сентября 2013 года. Франциск пояснил, что решение перенести это событие было продиктовано плохими погодными условиями осенью, что могло препятствовать тысяч пилигримов, путешествующих из самых отдаленных уголков Земли, приехать в Ватикан.

Для проведения канонизации всегда требуются основания. Не стал исключением и этот год: была создана специальная комиссия, которая занималась изучением жизненных путей Иоанна XXIII и Иоанна Павла II позже признавшая, что оба понтифика на самом деле совершили чудеса и поэтому достойны причисления к лику святых.

Бывший католический патриарх Венеции Анджело Джузеппе Ронкалли (Angelo Giuseppe Roncali), который при восхождении на Священный престол выбрал себе имя Иоанн XXIII, считался «переходным» папой, которого избрали из-за трудностей с поиском преемника Пия XII. Однако никто не мог предположить, что временный Папа кардинальным образом изменит весь католический строй. Иоанн XXIII родился в 1881 году в семье верующих крестьян в провинции (Bergamo). Глава католической церкви нарушил негласное правило своих предшественников держаться на некотором расстоянии от обычных верующих, он всеми силами старался вступить в полноценный диалог с католиками и даже созвал Второй Ватиканский собор, который открылся в Риме 11 октября 1962 года, с целью обновить весь институт церкви и обсудить все правила его существования и деятельности в мире. Именно Иоанн XXIII впервые призвал к сотрудничеству всех представителей иных христианских вероисповеданий, что в корне изменило дальнейшую судьбу католической церкви.

Чудо Иоанна XXIII

Стоит отметить, что для причисления к лику святых Папы Римские должны сотворить два чуда, однако случай с Иоанном XXIII считается практически беспрецедентным: ведь бывший понтифик лишь раз совершил чудо: в 1966 году он излечил монахиню от серьезного заболевания желудка. Как вспоминала родственница исцеленной монахини Катерины Капитани (Caterina Capitani), врачи обнаружили у Сестры Катерины это заболевание, когда она находилась к крайне тяжелом состоянии. Двадцатитрехлетняя служительница католической церкви безуспешно перенесла около 14 операций и находилась между жизнью и смертью. Когда ее подруги заглянули проведать больную, они принесли ей портрет Папы Иоанна XXIII.

И через несколько дней монахине приснился сон:
«Я видела Папу Иоанна, стоящего возле моей кровати в его папских одеяниях. Я смотрела на его улыбающееся лицо, и он сказал мне: «Ты столько молилась, как и твои сестры. Теперь все позади, с тобой будет все в порядке.»

И именно в этот момент Сестра Катерина проснулась и сразу же осознала, что она исцелилась. Как вспоминают очевидцы, монахиня расцветала на глазах, у нее изменился цвет лица. Вскоре Катерина заявила, что она голодна, что само по себе было удивительно при такого рода заболевании. «Папа Иоанн сказал мне, что я исцелена,» – поведала монахиня своим сестрам.

Папа Римский Иоанн XXIII умер в июне 1963 года и был признан блаженным Иоанном Павлом II 3 сентября 200 года. Несмотря на то, что у понтифика «не хватает» чудес, Папа Франциск все же решил причислить его к лику святых за его особый вклад в развитие католической церкви.

Чем запомнился Иоанн Павел II

В отличие от Иоанна XXIII, Иоанн Павел II (до папства Кароль Юзеф Войтыла) до того, как возглавил Священный престол был не очень известной фигурой. О нем было мало что известно кардиналам Ватикана, не говоря уже о верующих, которые были несколько удивлены его избранием и не могли ничего сказать о новом Папе.

Но уже в скором времени энергичный понтифик заставил о себе говорить. Его отличительной чертой стало умение воодушевлять верующих и за пределами церкви.

Харизматический Папа регулярно отправлялся в поездки, знакомился с новыми людьми и старался принести максимальную пользу церкви, за что получил прозвище «Его Спешность». Иоанн Павел II выступал за социальные реформы, вовсю критиковал потребительское общество. Понтифик всегда устремлял свой взор в будущее, уделяя огромное внимание молодежи. В 1984 году именно по его инициативе в Италии впервые прошел Всемирный день молодежи.

Папа Римский Иоанн Павел II скончался 2 апреля 2005 года спустя несколько десятилетий невыносимой боли из-за ранения, которое он получил во время террористического акта 1981 года. В последние часы жизни понтифика верующие со всего мира молились за его душу, а после того, как Папа Иоанн отошел в мир иной, католики потребовали провести немедленную канонизацию.

Стоит отметить, что, как правило, с момента смерти канонизации и до его причисления к лику святых проходит в среднем 50-100 лет, поэтому случай Иоанна Павла II можно с уверенностью назвать уникальным в истории католической церкви.

Чудеса Иоанна Павла II

На счету этого понтифика имеется необходимое для канонизации количество совершенных им чудес, которые, к слову говоря, произошли после его смерти. Первое из них случилось еще в 2005 году, когда Иоанн Павел II исцелил французскую монахиню от болезни Паркинсона.

Сестра Марие-Симон-Пьер (утверждает, что она чудесным образом вылечилась от страшного заболевания как только написала на бумаге имя Иоанна Павла II.

Как утверждает монахиня, в 2005 году ее состояние настолько ухудшилось, что она решила уйти из церкви на покой. Такое решение она приняла спустя два месяца после смерти понтифика. Когда Марие начала улаживать все формальности, одна сестра призвала ее не терять надежды и посоветовала написать на бумаге имя Иоанна Павла II, чтобы тот придал ей сил. «Я не хотела ничего писать при ней, потому что это дается мне с трудом, особенно, когда кто-то за мной наблюдает. Но я все же написала. Надпись была практически неразборчивой,» – вспоминает монахиня. Но позже она ощутила потребность писать дальше, с удивлением отметив, что этот процесс больше не приносит ей неудобств, а все выводимые ей буквы можно с легкостью разобрать. Утром Марие ощутила вместо привычного недомогания и боли некий прилив сил. «Мое тело изменилось. И я поняла, что я излечилась.»

Второе чудо случилось когда уже умерший Папа чудесным образом исцелил женщину из Коста-Рика, страдавшую аневризмой мозга.

Три года назад Флорибет Мора Диаз (Floribeth Mora Diaz) услышала от врачей ужасные слова: она неизлечимо больна, и ее кончина всего лишь вопрос времени. Частично парализованная женщина находилась на лечении дома. И 1 мая 2011 года ей в руки попал журнал с фотографиями Иоанна Павла II, его образ мгновенно возник перед ее глазами.

Совпадение или нет, но именно в этот день в Ватикане проводилась беатификация понтифика. «Флорибет, вставай, что ты здесь делаешь? Почему ты не сходишь на кухню к своему мужу?» – спросило больную женщину ее видение. «И я ответила, что теперь я отлично чувствую, и я иду, иду,» – вспоминает Флорибет, с уверенностью заявляя, что на следующий день она полностью исцелилась. Она незамедлительно обратилась к медикам, которые были просто шокированы: женщина была абсолютно здорова. Сегодня Флорибет была почетной гостьей на канонизации понтифика, которому обязана жизнью.

Канонизация

Торжественную церемонию вознесения к лику святых двух Пап провел нынешний наследник Священного престола, Франциск. Уникальное событие также посетил , который отрекся от Священного престола в прошлом году. По случаю торжества в Рим приехали делегации из 122 стран, 24 главы государств и представители королевских семей. Предполагается, что церемонию канонизации Иоанна Павла II и Иоанна XXIII посмотрели около 2 миллиардов людей.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ