Федор достоевский идиот краткое содержание. Главы I – II
Закончен во Флоренции 29 января 1869 г. Первоначально посвящался любимой племяннице писателя С.А. Ивановой. Сохранилось три тетради с подготовительными материалами к роману (впервые опубликованы в 1931 г.) Ни черновая, ни беловая рукописи романа до нас не дошли.
Сюжет
Часть первая
Действие первой части происходит на протяжении одного дня, 27 ноября. 26-летний князь Лев Николаевич Мышкин возвращается из санатория в Швейцарии , где провёл несколько лет, лечась от эпилепсии . Князь предстаёт человеком искренним и невинным, хотя и прилично разбирающимся в отношениях между людьми. Он едет в Россию к единственным оставшимся у него родственникам - семье Епанчиных. В поезде он знакомится с молодым купцом Парфёном Рогожиным и отставным чиновником Лебедевым, которым бесхитростно рассказывает свою историю. В ответ он узнаёт подробности жизни Рогожина, который влюблён в Настасью Филипповну, бывшую содержанку богатого дворянина Афанасия Ивановича Тоцкого.
В доме Епанчиных выясняется, что Настасья Филипповна там хорошо известна. Есть план выдать её за протеже генерала Епанчина Гаврилу Ардалионовича Иволгина, человека амбициозного, но посредственного. Князь Мышкин знакомится со всеми основными персонажами повествования. Это дочери Епанчиных - Александра, Аделаида и Аглая, на которых он производит благоприятное впечатление, оставаясь объектом их немного насмешливого внимания. Это генеральша Лизавета Прокофьевна Епанчина, которая находится в постоянном волнении из-за того, что её муж общается с Настасьей Филипповной, имеющей репутацию падшей. Это Ганя Иволгин, который очень страдает из-за предстоящей ему роли мужа Настасьи Филипповны, хотя ради денег готов на всё, и не может решиться на развитие своих пока очень слабых отношений с Аглаей. Князь Мышкин довольно простодушно рассказывает генеральше и сёстрам Епанчиным о том, что он узнал о Настасье Филипповне от Рогожина, а также поражает их своим повествованием о воспоминаниях и чувствах своего знакомого, который был приговорён к смертной казни, но в последний момент был помилован.
Генерал Епанчин предлагает князю, за неимением где остановиться, нанять комнату в доме Иволгина. Там князь знакомится с семьёй Гани, а также впервые встречает неожиданно приезжающую Настасью Филипповну. После безобразной сцены с алкоголиком-отцом Гани отставным генералом Ардалионом Александровичем, которого сын бесконечно стыдится, в дом Иволгиных приезжает за Настасьей Филипповной и Рогожин. Он приезжает с шумной компанией, которая собралась вокруг него совершенно случайно, как вокруг любого человека, умеющего сорить деньгами. В результате скандального объяснения Рогожин клянётся Настасье Филипповне, что к вечеру предложит ей сто тысяч рублей наличными.
Тем же вечером Мышкин, предчувствуя что-то нехорошее, очень хочет попасть в дом к Настасье Филипповне и вначале надеется на старшего Иволгина, который обещает проводить Мышкина в этот дом, но на самом деле вовсе не знает, где она живёт. Отчаявшемуся князю неожиданно помогает младший брат Гани, Коля, который показывает ему дорогу в дом Настасьи Филипповны. У неё именины, приглашённых гостей мало. Якобы сегодня должно всё решиться и Настасья Филипповна должна дать согласие выйти за Ганю. Неожиданное появление князя приводит всех в изумление. Один из гостей, Фердыщенко, тип мелкого негодяя, предлагает для развлечения сыграть в странную игру: каждый рассказывает про свой самый низкий поступок. Следуют рассказы самого Фердыщенко и Тоцкого. В форме такого рассказа Настасья Филипповна даёт отказ Гане выйти за него замуж, предварительно спросив совета у Мышкина. В комнаты внезапно вваливается Рогожин с компанией, принёсший обещанные сто тысяч. Он торгует Настасью Филипповну, предлагая ей деньги в обмен на согласие стать «его».
Князь даёт повод к изумлению, серьёзно предлагая Настасье Филипповне выйти за него замуж, в то время как она в отчаянии играет этим предложением и едва ли не соглашается. Тут же выясняется, что князь получает большое наследство. Настасья Филипповна предлагает Гане взять сто тысяч и бросает их в камин. «Но только без перчаток, с голыми руками. Вытащишь - твои, все сто тысяч твои! А я на душу твою полюбуюсь, как ты за моими деньгами в огонь полезешь». Лебедев, Фердыщенко и подобные им в замешательстве умоляют Настасью Филипповну позволить им выхватить из огня пачку денег, но она непреклонна. Иволгин сдерживается и теряет сознание. Настасья Филипповна щипцами вынимает почти целые деньги, кладёт их возле Иволгина и уезжает с Рогожиным.
Часть вторая
Проходит полгода. Князь, живущий в Москве , теперь не кажется совершенно наивным человеком, сохраняя при этом всю свою простоту в общении. За это время он успел получить наследство, о котором ходят слухи, что оно едва ли не колоссальное. Также по слухам известно, что в Москве князь вступает в тесное общение с Настасьей Филипповной, но вскоре она оставляет его. В это время Коля Иволгин, который стал дружен с сёстрами Епанчиными и даже с самой генеральшей, передаёт Аглае записку от князя, в которой он в путаных выражениях просит её вспомнить о нём.
Наступает лето, Епанчины выезжают на дачу в Павловск . Вскоре после этого Мышкин приезжает в Петербург и наносит визит Лебедеву, от которого узнаёт о Павловске и снимает у него дачу в том же месте. Затем князь идёт в гости к Рогожину, с которым у него тяжёлый разговор, закончившийся братанием и обменом нательными крестами. При этом становится очевидно, что Рогожин уже готов зарезать князя или Настасью Филипповну и даже, думая об этом, купил нож. В доме Рогожина Мышкин замечает копию картины Ганса Гольбейна Младшего «Мёртвый Христос» , которая становится одним из важнейших художественных образов в романе, часто поминаемым и после.
Возвращаясь от Рогожина, князь чувствует, что близок к припадку, его сознание мутится. Он замечает, что за ним следят «глаза» - видимо, Рогожин. Дойдя до гостиницы, Мышкин сталкивается с Рогожиным, который уже занёс над ним нож, но в эту секунду с князем случается припадок , останавливающий преступление.
Мышкин переезжает в Павловск, где генеральша Епанчина, прослышав, что он нездоров, немедля наносит ему визит вместе с дочерьми и князем Щ., женихом Аделаиды. Также в доме присутствуют Лебедев и Иволгины. Позже к ним присоединяются генерал Епанчин и Евгений Павлович Радомский, предполагаемый жених Аглаи. Коля напоминает о некоей шутке про «рыцаря бедного», и непонимающая Лизавета Прокофьевна заставляет Аглаю прочесть известное стихотворение Пушкина , что та и делает с большим чувством, заменяя, между прочим, инициалы, написанные рыцарем в стихотворении, на инициалы Настасьи Филипповны.
На третий день генеральша Епанчина наносит неожиданный визит князю, хотя и сердилась на него всё это время. В ходе их беседы выясняется, что Аглая каким-то образом вошла в общение с Настасьей Филипповной через посредство Гани и его сестры, которая вхожа к Епанчиным. Также князь проговаривается, что получал записку от Аглаи, в которой она просит его впредь не показываться ей на глаза. Удивлённая Лизавета Прокофьевна, поняв, что тут играют роль чувства, которые Аглая питает к князю, немедленно велит ему идти к ним в гости «намеренно».
Часть третья
Лизавета Прокофьевна Епанчина про себя сетует на князя за то, что по его вине всё в их жизни «вверх дном пошло», и узнаёт, что Аглая вступила в переписку с Настасьей Филипповной.
На встрече у Епанчиных князь говорит о себе, о своей болезни, о том, что над ним нельзя не смеяться. Аглая вступается: «здесь все, все не стоят вашего мизинца, ни ума, ни сердца вашего! Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, добрее всех, умнее всех!» Все потрясены. Аглая продолжает: «Я ни за что за вас не выйду замуж! Знайте, что ни за что и никогда! Знайте это!» Князь оправдывается, что и не помышлял об этом. В ответ Аглая начинает неудержимо смеяться. В конце смеются все.
Позже Мышкин, Радомский и семейство Епанчиных встречают на вокзале Настасью Филипповну. Та громко и вызывающе сообщает Радомскому, что его дядя Капитон Алексеич застрелился по причине растраты казённых денег. Поручик Моловцов, большой приятель Радомского, громко называет Настасью Филипповну тварью, за что та ударяет его тростью по лицу. Офицер бросается на неё, но Мышкин вступается. Подоспевший Рогожин уводит Настасью Филипповну.
Аглая пишет Мышкину записку, в которой назначает встречу на скамейке в парке. Мышкин в волнении: он не может поверить, что его можно полюбить.
У князя Мышкина день рождения. На нём он произносит свою знаменитую фразу «Красота спасёт мир!», на что Ипполит Терентьев заявляет, что знает, отчего у князя такие мысли - он влюблён. Затем Терентьев решается читать «Моё необходимое объяснение» с эпиграфом «После меня хоть потоп».
Князь читает письма Настасьи Филипповны к Аглае. Зачитавшись, заходит к Епанчиным в полночь, думая, что ещё и десяти нет. Александра оповещает его, что уже все спят. Идя к себе, князь встречает Настасью Филипповну, которая говорит, что он видит её в последний раз.
Часть четвёртая
В доме Иволгиных теперь известно, что Аглая выходит замуж за князя и у Епанчиных вечером собирается хорошее общество для знакомства с ним. Ганя и Варя разговаривают о краже денег у Лебедева, в которой, оказалось, виноват их отец. Ганя спорит с генералом Иволгиным до того, что тот кричит «проклятие дому сему» и уходит. Продолжаются споры с Ипполитом, который в ожидании смерти не знает уже никаких мер. Ганя и Варя получают письмо от Аглаи, в котором та просит их обоих прийти к известной Варе зелёной скамейке; брату и сестре непонятен этот шаг, ведь помолвка с князем уже состоялась. На следующее утро, после горячего объяснения с Лебедевым, генерал Иволгин посещает князя и объявляет ему, что он желает «уважать самого себя»; он уходит от князя вместе с Колей и чуть позже переносит апоплексический удар.
Аглая дарит князю ежа в «знак глубочайшего её уважения». У Епанчиных Аглая сразу хочет знать его мнение о еже, отчего князь несколько смущается. Ответ не удовлетворяет Аглаю, и она ни с того ни с сего спрашивает: «Сватаетесь вы за меня или нет?» и «Просите вы моей руки или нет?» Князь убеждает, что просит и очень её любит. Она спрашивает о его денежном состоянии, что другими считается совершенно неуместным. Потом она хохочет и убегает, сёстры и родители вслед за ней. В своей комнате Аглая плачет, мирится с родными и говорит, что князя вовсе не любит и что «умрёт со смеху», когда увидит его снова. Аглая просит прощения у князя; он до того счастлив, что даже не слушает её слова: «Простите, что я настаивала на нелепости, которая, конечно, не может иметь ни малейших последствий…» Весь вечер князь весел, много и оживлённо говорит, затем в парке встречает Ипполита, который, как обычно, язвительно издевается над князем.
Готовясь к вечернему собранию, к «великосветскому кругу», Аглая предупреждает князя о какой-нибудь неадекватной выходке. Князь заключает, что лучше будет, если он не придёт, но тотчас же изменяет мнение, когда Аглая даёт понять, что всё распоряжено отдельно для него.
Вечер в высшем обществе начинается с приятных разговоров. Но вдруг князь начинает говорить: во всём преувеличивает, всё больше и больше горячится и, наконец, разбивает вазу, как сам пророчил. После того, как все прощают ему этот случай, он чувствует себя прекрасно и продолжает оживлённо говорить. Сам не замечая, он встаёт во время речи, и вдруг с ним, как по пророчеству, случается припадок. Аглая потом объявляет, что она никогда не считала его своим женихом.
Епанчины всё же осведомляются о здоровье князя. Через Веру Лебедеву Аглая велит князю не отлучаться со двора. Приходит Ипполит и объявляет князю, что он сегодня поговорил с Аглаей, чтобы условиться насчёт свидания с Настасьей Филипповной, которое должно состояться в этот же день. Князь понимает: Аглая хотела, чтобы он оставался дома и она могла за ним зайти. Так и происходит, и главные лица романа встречаются.
В ходе объяснения Настасья Филипповна, как безумная, приказывает князю решать, с кем он пойдёт. Князь ничего не понимает и обращается к Аглае, указывая на Настасью Филипповну: «Разве это возможно! Ведь она… такая несчастная!» После этого Аглая не выдерживает и убегает, князь за нею, но на пороге Настасья Филипповна обхватывает его руками и падает в обморок. Он остаётся с ней.
Начинаются приготовления к свадьбе князя и Настасьи Филипповны. Епанчины уезжают из Павловска, приезжает врач, чтобы осмотреть Ипполита, а также князя. Радомский жалует к князю с намерением «анализировать» всё происшедшее и мотивы князя к иным поступкам и чувствам. Князь полностью убеждён, что виноват.
Умирает генерал Иволгин от второй апоплексии. Лебедев начинает интриговать против князя и признаётся в этом в самый день свадьбы. Ипполит в это время часто присылает за князем, что его немало развлекает. Он даже говорит ему, что Рогожин теперь убьёт Аглаю за то, что он у него Настасью Филипповну отобрал. Последняя, однако, чрезмерно беспокоится, вообразив, что Рогожин прячется в саду и хочет её «зарезать». Перед самой свадьбой, когда князь ждёт в церкви, она видит Рогожина, кричит «Спаси меня!» и уезжает с ним. Реакцию князя на это («в её состоянии… это совершенно в порядке вещей») Келлер считает «беспримерной философией».
Князь покидает Павловск, снимает номер в Петербурге и начинает поиски Рогожина. Когда он приходит в дом Рогожина, служанка говорит, что его нет дома, а дворник, наоборот, отвечает, что он дома, но, послушав возражение князя, полагает, что «может, и вышел». На пути в гостиницу, Рогожин в толпе трогает князя за локоть и говорит, чтобы тот пошёл с ним: Настасья Филипповна у него дома. Они вместе тихо поднимаются в квартиру. На кровати лежит Настасья Филипповна и спит «совершенно неподвижным сном»: Рогожин убил её ножом и накрыл простынёй. Князь начинает дрожать и вместе с Рогожиным ложится. Они ещё долго разговаривают обо всём. Вдруг Рогожин начинает кричать, забыв, что должен говорить шёпотом, и внезапно замолкает. Когда их находят, Рогожина застают «в полном беспамятстве и горячке», а князь больше ничего не понимает и никого не узнаёт - он «идиот», как тогда, в Швейцарии.
Персонажи
- Князь Лев Николаевич Мышкин - русский дворянин, лечившийся четыре года в Швейцарии от эпилепсии . Белокурый с голубыми глазами, ростом чуть выше среднего. Чистый душой и помыслами, чрезвычайно умный своею природой, он не может быть иначе назван в обществе, как Идиот.
- Настасья Филипповна Барашкова - красивая женщина из дворянской семьи. Содержанка А. И. Тоцкого. Она вызывает сострадание и жалость князя Мышкина, который жертвует многим, чтобы помочь ей. Любима Рогожиным.
- Парфён Семёнович Рогожин - сероглазый, тёмноволосый двадцатисемилетний человек из рода купцов. Страстно влюбившись в Настасью Филипповну и получив большое наследство, кутит вместе с ней.
Семейство Епанчиных:
- Лизавета Прокофьевна Епанчина - дальняя родственница князя Мышкина. Мать трёх красавиц Епанчиных. Весьма вздорная порой, но очень ранимая и чувствительная.
- Иван Фёдорович Епанчин - богатый и уважаемый в петербургском обществе, генерал Епанчин. Родился в низшем слое.
- Александра Ивановна Епанчина - старшая сестра Аглаи, 25 лет.
- Аделаида Ивановна Епанчина - средняя из сестёр Епанчиных, 23 года. Увлекается живописью. Помолвлена с князем Щ.
- Аглая Ивановна Епанчина - самая младшая и самая красивая из девиц Епанчиных. Любимица матери. Язвительная, избалованная, но абсолютное дитя. За ней ухаживает Евгений Павлович Радомский, протеже княгини Белоконской. Впоследствии вышла замуж за польского графа «после короткой и необычайной привязанности».
Семейство Иволгиных:
- Ардалион Александрович Иволгин - отставной генерал, отец семейства. Лгун и пьяница.
- Нина Александровна Иволгина - жена генерала Иволгина, мать Гани, Вари и Коли.
- Гаврила (Ганя) Ардалионович Иволгин - амбициозный чиновник среднего класса. Он влюблён в Аглаю Ивановну, но всё равно готов жениться на Настасье Филипповне за обещанное приданое 75 000 рублей.
- Коля Иволгин - младший брат Гани,16 лет.
- Варвара Ардалионовна Птицына - сестра Гани Иволгина. Категорически против женитьбы брата на Настасье Филипповне. Умелая интриганка, вхожа в дом Епанчиных, для того, чтобы свести Аглаю с Ганей.
- Иван Петрович Птицын - ростовщик, муж Варвары Ардалионовны.
Другие немаловажные лица:
- Фердыщенко - арендует комнату у Иволгиных. Сознательно играет роль шута.
- Афанасий Иванович Тоцкий - миллионер. Растил, а затем содержал Настасью Филипповну Барашкову после смерти её отца. Даёт за ней приданое 75 тысяч. Хочет жениться на Александре Ивановне Епанчиной и выдать замуж Настасью Филипповну за Ганю Иволгина.
- Ипполит - чахоточник, друг Коли. Считает себя великим человеком. Не может дождаться смерти, ожидаемой им уже два месяца.
- Келлер - боксёр, «автор знакомой читателю статьи», «действительный член прежней рогожинской компании», поручик в отставке. Шафер на несостоявшейся свадьбе Мышкина.
- Лебедев - чиновник, «дурно одетый господин», «лет сорока, сильного сложения, с красным носом и угреватым лицом», отец большого семейства, сильно пьющий и подобострастный. Постоянно признающий, что он «низок, низок», и тем не менее от своих повадок не отступающийся.
Экранизации
- «Идиот » - фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
- «Идиот» - фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946. В главной роли Жерар Филип , его роль в немецком переводе озвучил актёр Макс Эккард)
- «Идиот » - фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
- «Идиот » - фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
- «Идиот» - телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
- «Идиот» - фильм Александры Ремизовой (СССР, театр им. Вахтангова, 1979)
- «Шальная любовь » - фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
- «Идиот» - телесериал Мани Каула (Индия, 1991)
- «Настасья » - фильм Анджея Вайды (Польша, 1994)
- «Возвращение идиота» - фильм Саши Гедеона (Германия, Чехия, 1999)
- «Даун Хаус » - фильм-пародия Романа Качанова (Россия, 2001)
- «Идиот » - телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
- «Идиот» - фильм Пьера Леона (Франция, 2008)
- В августе 2010 года эстонский режиссёр Райнер Сарнет приступил к съёмкам фильма «Идиот» по одноимённой книге Достоевского. Премьера состоялась 12 октября
Время действия романа: конец 1867 – начало 1868 г., события происходят в Петербурге и Павловске.
Князь Мышкин Лев Николаевич приезжает из Швейцарии в Петербург. Он последний из дворянского знатного рода. Юноше двадцать шесть лет, он рано осиротел, заболел в детстве тяжелой нервной болезнью, и его опекун Павлищев поместил мальчика в швейцарский санаторий. Четыре года Мышкин прожил в санатории и теперь вернулся в Россию, чтобы послужить Родине. Еще в поезде князь познакомился с купеческим сыном Парфеном Рогожиным, унаследовавшим после смерти отца огромное состояние.
Именно от него он впервые услышал имя Барашковой Настасьи Филипповны, любовницы знатного аристократа Тоцкого, которой безумно увлечен Рогожин.
По прибытии князь останавливается у генерала Епанчина, жена которого, Елизавета Прокофьевна, является дальней родственницей Мышкина. У Епанчиных три дочери: старшая дочь Александра, средняя Аделаида и младшенькая Аглая, всеобщая любимица и красавица. Мышкин поражает всех своей доверчивостью, непосредственностью и наивностью. Его сначала принимают очень настороженно, но затем все видят, что этот юноша весьма неглуп, а в некоторых вопросах даже по-настоящему глубок. В доме Епанчиных князь знакомится с заносчивым и самолюбивым секретарем генерала Иволгиным Ганей.
У него в комнате Мышкин видит портрет Барашковой, ее красивое лицо и гордый взгляд поражают князя до глубины души.
Со временем Мышкину становится известно, что Тоцкий, желая освободиться от Настасьи Филипповны, сватает ее за Ганю и дает богатое приданое, а сам намерен жениться на дочери Епанчина. Ганю привлекают деньги, он мечтает с их помощью выбиться в люди, но предпочел бы брак с Аглаей, тем более что финансовая выгода присутствует и в этом случае тоже. Ганя ждет от Аглаи решающего слова, чтобы в зависимости от него предпринимать дальнейшие действия. Неожиданно Мышкин становится посредником между Аглаей и Ганей (Аглая доверяет ему, а Ганя жутко злится по этому поводу).
Князю предлагают поселиться в квартире Иволгиных. Он постепенно осваивается и знакомится с обитателями дома: родней Гани, женихом его сестры ростовщиком Птицыным и господином Фердыщенко (человеком непонятных занятий). В первый же вечер в доме Иволгиных появляется сама Настасья Филипповна, чтобы пригласить Ганю и его родных к себе на вечер. Неожиданно появляется Рогожин с шумной компанией и предлагает Настасье Филипповне деньги. Она насмешливо и презрительно отвергает такую незначительную сумму, а Рогожин не отступает и готов отдать за нее любые деньги.
Это происходит в присутствии родителей и сестры Гани. Такая ситуация оскорбительна для них: Барашкина – продажная женщина и в приличном доме ей делать нечего. Для Гани Настасья Филипповна – это шанс на обогащение. Он ссорится из-за нее с собственной сестрой и даже готов ударить девушку. Но за Варвару Ардалионовну вступается Мышкин и получает пощечину от Гани. Князь ведет себя очень благородно, он не опускается до рукоприкладства, а обращаясь к Настасье Филипповне, укоряет ее в том, что она показывает себя совсем не такой, какой является на самом деле. Эти слова глубоко затронули чувства гордой женщины, которая и сама страдает от своего позора.
Вечером князь приходит к Настасье Филипповне, где уже собралось разношерстное общество. Вскоре опять появляется компания с Рогожиным во главе, который выкладывает перед Барашкиной уже целых сто тысяч. Князя сильно задевает происходящее, он признается Настасье Филипповне в любви и выражает готовность взять ее в жены. Внезапно оказывается, что Мышкин получил солидное наследство от умершей тетки. Но Барашкина уже приняла решение и идет с Рогожиным. Сверток с деньгами она оставляет Гане в награду за все его мучения (позже он гордо вернет деньги).
Проходит полгода. Князь за это время, поездив по России, приезжает в Петербург. Тем временем Настасья Филипповна (согласно слухам) несколько раз убегала от Рогожина к князю, но через некоторое время возвращалась обратно.
Мышкин наносит визит Рогожину. Их беседа заканчивается тем, что они обмениваются крестами, а затем Парфен и князь идут к матушке за благословением, ведь теперь они стали, как родные братья.
В этот же вечер, возвращаясь в гостиницу, Мышкин сталкивается в воротах с Рогожиным, в руках которого нож, а глаза наполнены яростью. У князя случается припадок эпилепсии, а Рогожин убегает.
После случившегося князь переезжает в Павловск на дачу Лебедева. Там же находятся Епанчины. Вечером у князя собирается много знакомых, чтобы проведать его. Неожиданно появляется компания молодых людей, среди которых есть некий Бурдовский, называющий себя сыном Павлищева. Он требует от князя вознаграждения, как отрок его благодетеля. Однако Ганя, которому было поручено заняться этим делом, доказывает, что Бурдовский лжет. Компания отступает. Мышкин все выслушивает, всех жалеет, а себя чувствует перед всеми виноватым.
Через несколько дней князь Мышкин и все семейство Епанчиных, включая князя Радомского, ухаживающего за Аглаей, и князя Щ., жениха Аделаиды, собираются на прогулку. На вокзале они пересекаются с компанией, в которой находится Настасья Филипповна. Она нагло провоцирует Радомского, его приятель высказывается о Барашкиной в оскорбительной форме, она до крови рассекает лицо офицера тросточкой, тот хочет ее ударить, но Мышкин его удерживает.
На празднике, по случаю дня рождения князя, Терентьев Ипполит, который болен чахоткой, совершает попытку самоубийства, но пистолет оказывается сломанным. Князь защищает молодого человека от насмешек и жалеет его.
Утром в парке происходит свидание князя и Аглаи. Она предлагает ему стать ее другом, а Мышкин чувствует, что по-настоящему влюблен в Аглаю.
Через неделю Мышкин объявлен женихом Аглаи. У Епанчиных собираются знатные гости, так сказать, на «смотрины». Аглая уверена, что князь намного выше и достойнее всех этих людей, но ее пристрастность смущает князя, он боится сделать неверный шаг, поэтому ведет себя странно, а в конце вечера у него снова случается припадок. Присутствующие чувствуют себя неловко.
Аглая назначает встречу Барашкиной, там же присутствуют Рогожин и Мышкин. Девушка открыто спрашивает у Настасьи Филипповны, по какому праву она смеет вмешиваться в личную жизнь других людей (известно, что Барашкина писала Аглае письма, в которых просила ее выйти замуж за князя). Настасья Филипповна оскорблена тоном девушки и в порыве мести предлагает князю остаться с ней, а Рогожина прогоняет. Мышкин разрывается между двумя женщинами. Он любит их обеих, но разной любовью.
Намечается свадьба Настасьи Филипповны и князя. Это событие обрастает различными слухами и сплетнями. Настасья Филипповна готовится к этому событию радостно, но иногда впадает в беспричинную грусть. По пути в церковь она бросает князя и убегает с Рогожиным.
Роман о том, как в Россию попадает некий князь Мышкин, добрый, бескорыстный и глубоко порядочный человек. Его простодушие не понимают, считают его помешанным и беззастенчиво пользуются его добротой. Движимый глубокой любовью к людям, князь Мышкин пытается помочь каждому, кого встречает на своем жизненном пути. Не выдержав испытаний, молодой человек окончательно сходит с ума.
Основная мысль произведения заключается в том, что любовь к человечеству – тяжкая ноша, а люди, ослепленные своими страстями, не всегда готовы простить и понять тех, кто их любит.
Краткое содержание Идиот Достоевского по частям
Часть 1
Первая часть произведения начинается с рассказа о том, как в поезде встречаются князь Мышкин и богатый простолюдин Парфен Рогожин. Князь лечился от нервной болезни в Швейцарии, он сирота и не имеет ни средств к существованию, ни друзей, ни родственников. Парфен собирается унаследовать огромное состояние своего отца. Он влюблен в Настасью Филипповну Барашкову, и за эту любовь отец едва не лишил его жизни. Рассказав друг другу историю своей жизни, молодые люди прощаются на вокзале, после чего князь Мышкин приходит с визитом в семью своих дальних родственников, Епанчиных, где есть три дочери: Александра, Аделаида и Аглая, красивые и умные девушки. У Епанчиных князь всем полюбился благодаря своему простодушию и искренности.
Князя поселили в доме секретаря генерала Епанчина, Гани, и он очень полюбился его семейству. Генерал уговаривал Ганю жениться на Настасье Филипповне, пообещав ему за это большую сумму денег.
Настасья Филипповна рано осталась сиротой, а когда подросла, стала невиданной красавицей. Ее соблазнил сластолюбец Тоцкий, сделав своей содержанкой. После этого, желая избавиться от Настасьи Филипповны, а после выгодно жениться на одной из дочерей генерала Епанчина, затеял совместно с генералом интригу, чтобы выдать Настасью Филипповну замуж.
В доме Гани назревает тяжелая ссора, поскольку его мать и сестра не желают его позорного брака с Настасьей Филипповной. В разгар ссоры в дом приезжает сама нареченная, а вслед за ней туда же прибывает и Парфен Рогожин. Там он при всех предлагает Настасье Филипповне сто тысяч за ее любовь.
На званом вечере у Настасьи Филипповны вновь появляется Рогожин, с огромной пачкой денег. Князь Мышкин, пытаясь спасти заблудшую душу, предлагает ей руку и сердце, но она не соглашается.
Глумясь над присутствующими, Настасья Филипповна бросает все сто тысяч в камин и предлагает Гане вынуть ее голыми руками. Не выдержав подобного испытания, Ганя падает без чувств, а Настасья Филипповна едет с Рогожиным.
Часть 2
Настасья Филипповна надолго исчезает. В это время сватовство Тоцкого расстраивается, он женится на другой девушке и уезжает в Париж. Князь Мышкин получает большое наследство, на которое слетается множество претендентов.
Тем временем Парфен предпринимает попытки жениться на Настасье Филипповне. Парфен мучается от ревности, понимая, что Настасья Филипповна любит князя, но считает себя недостойной его. Стараясь устроить счастье князя, она хочет организовать его брак с красавицей Аглаей Епанчиной.
Между князем Мышкиным и Рогожиным складываются странные отношения. Они одновременно и друзья и соперники. Однажды Рогожин даже пытается убить князя.
Часть 3
Действие происходит на даче приятеля князя Мышкина, Лебедева. Князя окружает множество людей, у каждого из которых свои цели. Кто-то пытается выманить у него как можно больше денег, кто-то ищет у него душевного спасения, кто-то пытается уберечь его от трудностей жизни.
В этой части на авансцене вновь появляется Настасья Филипповна. Она намеренно пытается вызвать скандал в обществе своим вызывающим поведением. Все это направлено на то, чтобы устроить судьбу любимого ею князя с достойной женщиной.
Настасья Филипповна обещает Рогожину, что выйдет за него замуж сразу после венчания князя и Аглаи. Тот всеми силами пытается способствовать этому браку.
Часть 4
Семейство Епанчиных готовится к свадьбе князя и Аглаи. Они пытаются ввести его в высшее общество, но там князь не смог никому понравиться, так как с ним случается приступ эпилепсии.
Настасья Филипповна и Аглая начинают соперничать за князя. Гордость и самолюбие не позволяют им уступить. А князь все больше и больше запутывается в этих отношениях.
В день свадьбы с князем Настасья Филипповна убегает с Рогожиным, тот увозит ее в свой дом и убивает. Князь находит Парфена, и они вдвоем проводят ночь рядом с покойной, а утром Парфена арестовывают. Князь Мышкин сходит с ума, становясь невменяемым.
В конце романа Рогожина приговаривают к каторге, и он умирает от горячки. Аглая выходит замуж за поляка, становится католичкой и становится борцом за освобождение Польши. А князь Мышкин вновь попадает в швейцарскую клинику, откуда ему не суждено вернуться никогда.
Картинка или рисунок Идиот
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Дюма Дама с камелиями
В доме недавно умершей парижской куртизанки Маргариты Готье проводится аукцион, чтобы распродать все ее имущество и оплатить долги. На аукцион приходит мужчина и покупает роман «Манон Леско».
- Краткое содержание Скребицкий Кот Иваныч
Рассказ о коте, который своими повадками, верностью напоминал собаку. Существуют стереотипы, что коты привязываются к дому, а собаки – к людям. Этот кот доказал обратное, ведь он абсолютно спокойно перенёс переезд, не сбежал на старую квартиру
- Краткое содержание Тургенев Вешние воды
Одинокий мужчина, на определенном этапе, своей жизни разбирает свой архив. Он находит в нем маленькую коробочку, в которой хранится крестик. Дмитрия Павловича Санина посещают воспоминания.
- Краткое содержание Аверченко Вечером
Однажды вечером мужчина в возрасте сидит и читает «Историю французской революции» забывая все на свете. К нему во время чтения кто-то подходит и отвлекает царапанием ногтем и попыткой отодвинуть от стула. А он сидит и как будто ничего не замечает.
- Краткое содержание Солженицын Один день Ивана Денисовича
Рассказ «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын написал в 1959 году. Он стал первым произведением о советских концлагерях, принеся ему мировую известность
Роман "Идиот" Достоевского, отзывы о котором вы найдете в этой статье, - одно из самых известных произведений этого русского автора. Впервые он был опубликован в нескольких номерах журнала "Русский вестник" в 1868 году. Считается, что он был одной из самых любимых книг автора, в которой ему в полной мере удалось раскрыть свою нравственно-философскую позицию, а также художественные принципы. Замысел он обдумывал в заграничной поездке, первые записи начал делать в Женеве, а заканчивал произведение уже в Италии.
Персонажи
Отзывы об "Идиоте" Достоевского были преимущественно положительными. Главные герои романа хорошо известны всем знатокам отечественной литературы. Главным героем становится князь Мышкин. В "Идиоте" Достоевского перед нами предстает русский дворянин, который возвращается в Россию из Швейцарии, где на протяжении последних четырех лет лечился от эпилепсии. Автор его описывает как молодого человека невысокого роста, белокурого и с голубыми глазами. Он умен, чист душой и помыслами, поэтому в обществе его и называют Идиотом. У Достоевского князя это нисколько не смущает.
Еще одним центральным персонажем становится Настасья Филипповна Барашкова. В романе "Идиот" Федора Достоевского мы читаем описание симпатичной женщины из дворянской семьи. При этом она находится в положении содержанки у Афанасия Ивановича Тоцкого. Своим положением Барашкова вызывает жалость у князя Мышкина. В "Идиоте" Достоевского подробно описываются их отношения, то, чем жертвует главный герой, чтобы ей помочь.
Наконец, третий главный персонаж - Парфен Семенович Рогожин. В романе "Идиот" Ф. М. Достоевского он описывается как темноволосый и сероглазый 27-летний купец. Он страстно влюблен в Настасью Филипповну, получает большое наследство, которое целиком готов потратить на объект своей страсти.
Среди остальных героев "Идиота" Достоевского нужно выделить семейство Епанчиных. Оно состоит из дальней родственницы Мышкина Лизаветы Прокофьевны, ее мужа генерала Ивана Федоровича и их трех дочерей - Александры, Аделаилы и Аглаи.
Важную роль среди персонажей "Идиота" Достоевского играет также семейство Иволгиных. Это отставной генерал Ардалион Александрович, его супруга Нина Александровна. Надеждой их семьи является сын - амбициозный чиновник среднего класса Гаврила, которого многие зовут Ганя. Он любит Аглаю Ивановну, но ради денег готов на все, даже на то, чтобы пойти под венец с нелюбимой женщиной. У него есть младший брат Коля 16 лет, а также сестра Варвара с мужем Иваном Петровичем Птицыным, который работает ростовщиком.
Среди остальных ключевых героев "Идиота" Достоевского читателю необходимо помнить о Фердыщенко, который арендует комнату у Иволгиных, умышленно исполняя роль шута, миллионере Тоцком, который воспитал и содержит Настасью Филипповну, чахоточном друге Коли Ипполите, поручике в отставке и боксере Келлере, сильно пьющем и подобострастном чиновнике Лебедеве.
Отзывы
Первые отзывы о книге "Идиот" Достоевского появились от петербургских корреспондентов, когда она только выходила в печати. Опытные критики сразу поняли, что это успех, проявили здоровое любопытство, переживали за героев, отмечая, какую оригинальную и непростую задачу ставит перед собой автор. В отзывах критиков об "Идиоте" Достоевского практически везде можно было встретить неизменный восторг.
Однако когда в "Русском вестнике" появились последние главы произведения, отношение к нему несколько изменилось. Стали появляться совершенно иные отзывы об "Идиоте" Ф. М. Достоевского. Критики писали, что книга производит противоречивое впечатление, во многом из-за того, что посчитали описываемые события слишком фантастическими и неправдоподобными. При этом в отзывах об "Идиоте" Достоевского подчеркивали, что именно Мышкин представляется самым реальным лицом, а все остальные будто живут в некоем фантастическом мире.
Осмыслив произведение, некоторые в корне изменили к нему отношения. Например, в отзывах о книге "Идиот" Достоевского стали появляться мнения, что это несомненная неудача автора. Подчеркивая его разнообразие и обилие идей, но отмечая, что при этом на всех произведениях лежит особый колорит. В отзывах читателей об "Идиоте" Достоевского отмечалось, что многим оказался не ясен авторский замысел, что в очередной раз подтверждало мнение о том, что писатель пишет исключительно для избранных.
Интересно, что сам автор соглашался с некоторыми высказываниями. В частности, он не был до конца доволен книгой. При этом роман был популярен, о чем свидетельствуют отзывы об "Идиоте" Достоевского уже после появления первых глав в печати.
Экранизации
Роман всегда вызывал повышенный интерес у российских и иностранных режиссеров, поэтому был неоднократно экранизирован. Первый фильм "Идиот" по Достоевскому снял режиссер Петр Чардынин в 1910 году. Это короткометражная лента, в которой сыграли Любовь Варягина, Андрей Громов, Павел Бирюков и Татьяна Шорникова. Картина состоит всего из нескольких сцен, ее общая продолжительность 15 минут.
В 1919 году появляется первая экранизация романа "Идиот" Достоевского за границей. Одноименный фильм в Италии снимает Сальваторе Аверсано. Следом появляются лента "Князь-идиот" итальянца Эудженио Перего в 1920 году, "Неверные души" немца Карла Фрелиха в 1921-м.
В 1951 году на экраны выходит одна из самых известных экранизаций романа "Идиот" Достоевского, сделанная культовым японским режиссером Акирой Куросава. Действие фильма перенесено в Японию (например, Мышкин возвращается из плена с острова Хоккайдо).
В 1958 году режиссер Иван Пырьев снимает первую отечественную полнометражную экранизацию "Идиота" Ф. Достоевского с Юрием Яковлевым, Юлией Борисовой, Леонидом Пархоменко и Никитой Подгорным в главных ролях. Однако выпустить удается только первую серию, так как исполнитель роли князя Мышкина Яковлев отказывается сниматься в продолжении из-за тяжелого душевного состояния, а Пырьев отказывается принять другого актера.
В 1966 году в Великобритании на экранах появляется телесериал Алана Бриджеса, в 1968 году телефильм выходит во Франции, над ним трудится режиссер Андре Барсака. В 1985 году во Франции польский режиссер снимает драму "Шальная любовь", которая основана на романе Достоевского. Главный герой по имени Леон возвращается из психиатрической клиники, а действие перенесено в современную Францию.
Историей князя Мышкина интересуются даже в Индии, где в 1991 году завершают съемки сериала Мани Каула. В 1994 году поляк снимает драму "Настасья" в стиле кабуки. По замыслу создателя, японский актер Бандо Тамасабуро играет одновременно две роли - князя Мышкина и Настасьи Филипповны.
В 1999 году свою версию представляет чех Саша Гедеон (картина называется "Возвращение идиота"), а в 2001 году Роман Качанов решается на черную пародийную комедию "Даун Хаус". Действие этой картины разворачивается в России второй половины 90-х годов среди иностранных внедорожников, "новых русских" и тяжелых наркотиков.
Первая полноценная отечественная экранизация романа выходит только в 2003 году усилиями Владимира Бортко. Это 10-серийный сериал с Евгением Мироновым в главной роли. В этом фильме по "Идиоту" Достоевского также играют Владимир Машков, Лидия Вележева, Ольга Будина. Картина получила семь премий "ТЭФИ".
Интерес к произведению не утихает в последние годы. Уже в 2008 году свою версию снял француз Пьер Леон, а в 2011 году -эстонец Райнер Сарнет.
Всего роман состоит из четырех частей. остоевский в "Идиоте" начинает повествования с 1867 года, когда Мышкин возвращается в Петербург из Швейцарии, где он проходил лечение. Князь в детстве страдал от нервной болезни, поэтому его опекун Павлищев отправил в заграничный санаторий. Вдали от родины он провел четыре года, теперь возвращается с большими, но неясными планами, которые до конца не понятны даже ему самому.
Краткое содержание "Идиота" Достоевского поможет вам быстро вспомнить основные события романа, чтобы подготовиться к экзамену или зачету. В поезде Мышкин знакомится с Парфеном Рогожиным. Это сын состоятельного купца, которому в наследство досталось огромное состояние. Именно от Рогожина Мышкин впервые слышит имя Настасьи Филипповны, которой тот страстно увлечен, мечтает покорить ее сердце. Парфен рассказывает, что девушка считается любовницей богатого аристократа Тоцкого.
В Петербурге Мышкин первым делом отправляется в дом своей дальней родственницы Елизаветы Прокофьевны Епанчиной. В ее семье растут три дочери - самую старшую зовут Александра, среднюю - Аделаида, а младшую - Аглая. Последняя считается всеобщей любимицей и непревзойденной красавицей.
Князь сразу располагает всех к себе своей доверчивостью, непосредственностью, наивностью и откровенностью. Все это окружающим кажется настолько неестественным, что поначалу они весьма настороженно относятся к его словам, только потом проникаются симпатией и любопытством. Оказывается, что князь, который казался простаком и глупцом, весьма умен, а в отдельных вещах разбирается невероятно глубоко. Например, он проникновенно рассказывает о смертной казни, которую наблюдал за границей.
У Епанчиных Мышкин знакомится с секретарем генерала Ганей Иволгиным, у которого замечает портрет Настасьи Филипповны, во второй раз сталкиваясь с людьми, которые знают ее. Князь внимательно изучает ее гордое и красивое лицо, полное страдания и презрения. Ее вид поражает его до самой глубины души.
Князю открываются некоторые подробности, связанные с жизнью этой женщины. Например, он узнает, что ее обольститель Тоцкий теперь сам хочет от нее освободиться, так как планирует жениться на одной из дочерей Епанчиных. Саму же Настасью Филипповну он сватает за Ганю Иволгина, давая в качестве приданого 75 000 рублей. Ганя не любит Барашкову, но не может устоять перед соблазном в виде денег. Он понимает, что это его шанс выбиться в люди, другого может уже и не быть. Он мечтает заполучить приданое, а в будущем значительно увеличить свой капитал, в то же время Ганя страдает из-за унизительного положения, в котором вынужден из-за этого оказаться. Сам он влюблен в младшую дочь
В результате он снимает с себя ответственность за принятие решения, возложив ее на Аглаю, от нее Ганя ждет решающего слова. Мышкин невольно становится посредником между ними. Аглая неожиданно решает сделать его своим поверенным лицом, а у секретаря он вызывает только злобу и раздражение.
Рогожин и Настасья Филипповна
При этом самому Мышкину предлагают снять комнаты именно у Иволгиных, так что они непременно будут вынуждены встречаться. Мышкин приезжает на место, начинает знакомиться с родными Гани, а также остальными жильцами, среди которых разгильдяй и лоботряс Фердыщенко, который умышленно выставляет себя шутом. В это время случаются два неожиданных для всех события. Во-первых, в дом приезжает сама Настасья Филипповна, которая приглашает Ганю с родственниками к ней на вечер. Генерал Иволгин в ответ начинает фантазировать, она же его выслушивает откровенно забавляясь. Из-за этого атмосфера в доме накаляется до предела. Следующими незваными гостями оказывается шумная компания во главе с Рогожиным. Влюбленный купец сразу выкладывает перед Барашковой 18 000 рублей. Начинается что-то наподобие торга, в котором сама Настасья Филипповна принимает участие с презрительным и насмешливым отношением ко всем. Она не соглашается, что ее хотят купить так дешево. Тогда Рогожин поднимает ставки до 100 000.
Родные Гани понимают, насколько оскорбительно выглядит все происходящее. Все знают, что Барашкова - продажная женщина, которую не стоит принимать ни в одном приличном доме. Для Гани же она становится единственной надеждой сколотить начальный капитал и выбиться в люди. В результате начинается грандиозный скандал. Сестра Гани Варвара Ардалионовна плюет ему в лицо, в ответ брат собирается ее ударить. Но тут неожиданно для всех за нее вступается Мышкин, который и получает пощечину от секретаря. Мышкин не собирается давать сдачи, отмечая, как тот в будущем будет стыдиться своего поступка. В этот момент проявляется вся суть Мышкина, который даже в минуту собственного унижения сострадает обидчику. Затем он обращается к Барашковой, утверждая, что в действительности она совсем не такая, какой хочет всем казаться. Эта фраза становится ключом к ее гордой душе, которая страдает от позора. За признание ее чистоты она и влюбляется в Мышкина.
Тем же вечером князь, покоренный ее красотой, приходит к ней. Там уже все - от генерала Епанчина до шута Фердыщенко. Внезапно она решает посоветоваться с Мышкиным, выходить ли ей за Ганю, на что князь отвечает отрицательно. Около полуночи заявляется Рогожин, который выкладывает на стол 100 000 рублей, о которых договаривался днем.
Князя ранит происходящее, он признается в любви Настасье Филипповне, выражая готовность взять ее в жены. При этом выясняется, что и самому Мышкину досталось солидное наследство от дальней родственницы. уезжает с Рогожиным, а сверток с деньгами бросает в камин, предлагая Гане достать их оттуда. Тот с трудом сдерживается. Тогда Барашкова сама выхватывает их щипцами, оставляя упавшему в обморок Гане в награду за муки. Позже он гордо вернет их.
Спустя полгода
Перед второй частью романа проходит полгода. Все это время князь путешествует по стране. Все это время о Настасье Филипповне ходят небывалые слухи. Рассказывают, что она уже несколько раз убегала от Рогожина к Мышкину, причем однажды чуть ли не из-под венца. Но каждый раз она возвращается обратно к купцу.
На вокзале Мышкин чувствует на себе чей-то взгляд, из-за которого начинает томиться предчувствием смерти. Он едет к Рогожину в дом на Гороховую улицу, который Мышкину больше напоминает тюрьму. Во время их беседы главного героя все время беспокоит садовый нож, лежащий на столе, он постоянно берет его в руки, пока его с раздражением не забирает Рогожин.
Примечательно, что в доме купца князь обращает внимание на копию картины Ханса Гольбейна на стене, на которой запечатлен только что снятый с креста Спаситель. Купец признается, что любит смотреть на эту картину, князь этому удивлен, он считает, что кто-то может вообще лишиться веры от ее вида. В завершение они обмениваются крестами, а Рогожин приводит Мышкина к своей матери для благословения. Теперь они становятся назваными братьями.
Возле своей гостиницы, где он остановился, Мышкин замечает знакомый женский силуэт, он бросается вдогонку по узкой и темной лестнице. Но и тут ему мерещится занесенный нож и сверкающие глаза Рогожина. С ним внезапно случается припадок эпилепсии, Парфен убегает.
Князь приходит в себя после припадка только через три дня на даче Лебедева в Павловске, где в это же время отдыхает все семейство Епанчиных, а, по слухам, даже Настасья Филипповна. В тот же вечер он собирает знакомых, среди которых Епанчины, которые решают проведать больного Мышкина.
На вечере брат Гани Коля Иволгин начинает подшучивать над Аглаей из-за "рыцаря бедного", который упоминается в ее стихах, намекая на симпатию князю. Дочь вынуждена объясняться, так как интерес проявляется у ее матери.
Позже появляется шумная компания молодых людей, среди которых выделяется Бурдовский, который называет себя сыном Павлищева. Они ведут себя и рассуждают подобно нигилистам, но при этом, как отмечает Лебедев, пошли еще дальше, потому что являются деловыми людьми. Кто-то читает грязный пасквиль о князе, который был напечатан в газете, а после от него требуют, чтобы он вознаградил сына своего благодетеля как честный человек.
Князь поручает во всем разобраться Гане, который выясняет, что Бурдовский не сын Павлищева, после чего явно смущенная компания отступает. В центре внимания оказывается только страдающий от чахотки Ипполит Терентьев, который произносит речь, чтобы самоутвердиться. Он желает, чтобы его похвалили и пожалели, в то же время стыдится своей открытости. В результате его воодушевление сменяется яростью, которая направлена в адрес князя. Мышкин поступает в своем обычном стиле: всех внимательным образом выслушивает, чувствует себя виноватым перед ними и жалеет.
Настасья Филипповна и Радомский
Через несколько дней Мышкин с визитом приезжает к Епанчиным. Все вместе отправляются на прогулку, к ним присоединяются князь Евгений Павлович Радомский, который добивается расположения Аглаи, князь Щ., которого все считают женихом Аделаиды.
На вокзале они сталкиваются с компанией Настасьи Филипповны. Та фамильярно окликает Радомского, рассказывая о том, что его дядя покончил с собой, потратив большую сумму казенных денег. Это провокация, которая всех возмущает.
Приятель Радомского в негодовании заявляет, чтобы необходим хлыст, чтобы унять эту женщину. В ответ на это оскорбление сама Барашкова выхватывает у кого-то из рук трость, с помощью которой рассекает лицо обидчику. Офицер в ответ готов ударить Настасью Филипповну, но его удерживает от этого поступка Мышкин.
День рождения
Следующая важная сцена происходит на праздновании для рождения Мышкина. Ипполит Терентьев читает "Мое необходимое объяснение", написанное им. По сути, это исповедь, которая потрясает всех до глубины души. В ней Терентьев откровенно рассказывает о себе, практически не жившем, но много передумавшем человеке. Теперь же он из-за чахотки обречен на тяжелую болезнь и скорую смерть.
Закончив читать, он совершает попытку покончить с собой, но и тут терпит неудачу. В пистолете не срабатывает капсюль. Князь пытается всеми силами защитить Ипполита, для которого страшнее всего показаться смешным в глазах окружающих. Он не перенесет, если снова будет подвергаться насмешкам и нападкам.
Утром в парке Аглая встречается с князем и предлагает ему стать ее другом. Мышкин чувствует, что начинает любить девушку, проникаясь к ней искренней симпатией. Позже в этом же парке князь видится с Настасьей Филипповной. Она становится перед ним на колени, требуя сказать правду, счастлив ли он с Аглаей, после она снова исчезает с Рогожиным. Становится известно, что Барашкова переписывается с младшей дочерью Епанчиных, уговаривая ту выйти замуж за Мышкина.
Между двух женщин
Буквально через неделю Мышкина официально объявляют женихом Аглаи. На своеобразные "смотрины" князя к Епанчиным приглашают высокопоставленных гостей. Сама Аглая считает, что князь выше всех них, но как раз из-за этой ее пристрастности тот боится любого неверного жеста, больше молчит.
Но затем все-таки воодушевляется, начав говорить о католицизме как антихристианстве. Объясняется всем в любви, разбивает драгоценную а после падает в очередном эпилептическом припадке. На всех присутствующих это производит неловкое и удручающее впечатление.
Аглая договаривается встретиться с Настасьей Филипповной в Павловске. Но туда же приходит и князь, и Рогожин. Аглая надменно спрашивает, на каком основании Барашкова пишет ей письма, вмешиваясь в ее личную жизнь. Настасья Филипповна оскорблена поведением и тоном соперницы. Желая отомстить, она уговаривает князя остаться с ней, а после прогоняет Рогожина. Мышкин оказывается между двумя женщинами. Он любит Аглаю, а к Настасье Филипповне относится с любовью-жалостью, считая ее помешанной, понимая, что никогда себе не простит, если сейчас бросит ее. При этом состояние самого князя ухудшается.
Развязка романа
Все готовятся к свадьбе Мышкина и Барашкиной. Вокруг этого события циркулирует большое количество слухов, но Настасья Филипповна по крайней мере внешне рада происходящему. Она заказывает наряды, но при этом временами пребывает то в грусти, то в воодушевлении. В день свадьбы она бросается к Рогожину, который стоит в толпе, тот хватает ее на руки и увозит на экипаже, стоящем наготове. Ее поступок поражает окружающих до глубины души, до последнего большинство верило, что она действительно выйдет замуж за Мышкина и утихомирится.
Наутро после ее побега Мышкин приезжает в Петербург и сразу идет к Рогожину. Того нет дома, но князю постоянно кажется, что тот наблюдает за ним из-за шторы. Князь ищет. Он несколько раз приходит к дому Рогожина, но по-прежнему безрезультатно. Князь в течение всего дня бродит по городу, надеясь, что Парфен рано или поздно появится. Так и происходит, на улице его встречает Рогожин, который просит князя шепотом следовать за ним. Он приводит князя в комнату, где на кровати лежит мертвая Настасья Филипповна под белой простыней, а вокруг специальная жидкость, чтобы не чувствовалось запаха тления. Оказывается, что он сам ее зарезал из того самого ножа, который несколько дней назад забирал у него князь.
Рогожин и князь проводят ночь над трупом, а на следующий день полиция, которая вскрывает дверь, обнаруживает мечущегося в бреду Рогожина и успокаивающего его князя, который никого не узнает и ничего не понимает. Все происходящее окончательно разрушает психику Мышкина, превращая его в идиота, в чем его подозревали изначально.
Роман в четырех частях