Глаголы отвечающие на вопрос что сделать примеры. Виды, формы и примеры глаголов

Предлагаемый вниманию читателя учебник посвящен одной из важнейших дисциплин образовательной программы подготовки современных менеджеров - исследованию систем управления. В нем рассмотрены такие вопросы, как методология исследования систем управления, планирование и организация исследования, диверсифицированные методы исследования систем управления, эффективность исследования. Текст проиллюстрирован большим количеством схем, которые являются не просто демонстрационным материалом или приложением, но и дополнением к изложенному материалу. Важным компонентом учебника является глоссарий - система определений ключевых категорий, который поможет обучающемуся овладеть терминологией курса.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Категория вида

    • Несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос что делать?) (рисовать , петь ).
    • Соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос что сделать?) (нарисовать , спеть ).

    Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида:

    • принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид);
    • грянуть, зашагать, очутиться (только совершенный вид).

    Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида - двувидовые глаголы (велеть , обещать , ранить ).

    Переходные и непереходные глаголы

    Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога: 1) если есть отрицательная частица "не" перед переходным глаголом: понял задачу - не понял задачи; читал роман - не читал романа; терять время - не терять времени;

    2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) - выпил воды (часть), принести дрова - принести дров.

    При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа - оно должно называть объ­ект действия. Ср.: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море), где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В.п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью.

    Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем?) спортом, разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.

    Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом - непереходным. Ср.: Я говорю правду (говорю - «высказываю» - переходный глагол). Ребёнок уже говорит (говорит - «разговаривает» - непереходный глагол); Завтра я поеду од­на, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна; учить уроки (переходный глагол).

    Спряжения глаголов

    Спряжение - это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам (аналогично склонению для имен существительных). Спряжениями (спряжение как категория) также называются группы глаголов, окончания которых при изменениях в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам меняются одинаково.

    Регулярные спряжения

    Существует два спряжения (две категории глаголов): I и II.

    Определяют спряжение следующим образом - если у глагола в форме 3-его лица множественного числа ударное окончание -ут , -ют , то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат , -ят , то это глагол II спряжения. Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями: из проверки описанным ниже приёмом глагола шить следует, что он II спряжения, а из проверки описанным выше - I спряжения.

    Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:

    1. Инфинитив оканчивается на -ить (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить , стелить , редко встречающихся глаголов зиждиться" («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зы­биться употребляются только в форме 3-го лица единственного и множественного числа, остальные формы не употребляются.).
    2. Глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -еть (смотреть, видеть, тер­петь, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть ) и на -ать (гнать, держать, слышать, ды­шать ).

    Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

    Приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать - догнать - пере­гнать - выгнать и т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение). Спряжение - это постоянный признак глагола.

    Нерегулярные спряжения

    Основная статья: Неправильные глаголы

    В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся:

    1. бежать , который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению);
    2. чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;
    3. брезжить («рассветать, чуть светиться») - имеет все формы, как у глаголов II спряжения (брезжу - брезжишь - брезжит - брезжим - брезжите), кроме 3 лица множ. числа - брезжут (по I спряжению). В I-II лицах употребляется крайне редко: «Забрезжишь силуэтом робким // Забрезжишь невпопад мольбой» (Светик Фомичёва).

    Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть , надоесть , дать , создать (и их приставочные производные: переесть , заесть , сдать , отдать , предать , воссоздать и др.), а также обсценный глагол ссать (сцать) (спряжение на -ы- ).

    Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени - есть и суть . Вот пример употребления этих форм: «Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками»; «Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура» (Лев Толстой). Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). Будущее же время образуется от другого корня : буду - будешь - будет - будем - будете - бу­дут.

    Глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и будущем времени. Причем если форма будущего времени сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол находится в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам), однако изменяются по родам и числам: он взял , она взяла́ , оно взяло , они взяли .

    Непостоянные признаки

    Наклонения

    • Изъявительное наклонение (индикатив) описывает действие. Изъявительное наклонение имеет формы времени: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (настоящую, прошедшую и сложную форму будущего, состоящую из двух слов (спрягаемый глагол «быть» и инфинитив данного глагола) - читаю, читал, буду читать ), а глаголы совершенного вида - только две формы времени (прошедшую и простую форму будущего - прочитал, прочитаю ).
    • Условное (реже сослагательное ) наклонение (кондиционалис) обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий. Оно формально строится из формы прошедшего времени и раздельно пишущейся частицы бы (читал бы, написала бы ).
    • Повелительное наклонение (императив) выражает волю говорящего - просьбу, приказание, побуждение к действиям. Оно образуется от основы настоящего или будущего простого времени при помощи суффикса -и- или нулевого окончания (пиши, читай, оставь, ложись ). Форма единственного числа имеет нулевое окончание , а форма множественного числа - окончание -те (бери - берите, беги - бегите, рисуй - рисуйте ).Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, стремиться, жаждать, желать, читать, брезжить.

    Времена

    • Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи (делаю это сейчас, пишу письмо, ремонтирую холодильник ).
    • Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи (сделал это вчера, написал письмо, отремонтировал холодильник ). У большинства глаголов форма прошедшего времени строится от основы инфинитива добавлением суффикса . Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам (в единственном числе), принимая соответствующие окончания.
    • Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи (сделаю это завтра, напишу письмо, отремонтирую холодильник ).

    Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.

    Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенно­го вида (такая форма называется формой составного будуще­го времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.

    Лица

    Лицо указывает на говорящего (я, мы) (1-е лицо), собеседника говорящего (ты, вы) (2-е лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (он, она, оно, они) (3-е лицо). Не все глаголы обладают полным набором личных форм в парадигме спряжения . Существуют так называемые недостаточные глаголы , у которых некоторые формы отсутствуют. Так, у глагола победить не употребляется (в связи с затруднениями при ее образовании) форма 1-го лица единственного числа будущего времени : вместо я побежу используется оборот я одержу победу .

    Существуют также безличные глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя (вечереет, знобит, рассветает, смеркается ). Парадигма спряжения этих глаголов также неполная - в ней присутствуют только формы 3-го лица единственного числа среднего рода , - но по причинам не словообразовательным, а семантическим.

    У некоторых глаголов в парадигме используются супплетивные формы , то есть формы, образованные от разных основ: иду - шёл .

    Число глагола различается на единственное и множественное во всех временах, например, прошедшее (я сделал, мы сделали), настоящее (я делаю, они делают), будущее (я сделаю, они сделают). Глагол зависит не только от себя, но и от существительного, например: я иду (кто?)я, он играет (что делает?)играет

    Литература

    • Пирогова Л. И. Русский глагол: Грамматический словарь-справочник. - М .: Школа-Пресс, 1999. - 416 с. - 5 000 экз. - ISBN 5-88527-144-5
    • Розенталь Д. Э. Русский язык: Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. - М .: Издательский дом «ОникС 21 век», 2000. - 416 с. - (Поступающим в вузы). - ISBN 5-329-00232-X

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Глагол в русском языке" в других словарях:

      У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.Служебные слова, выражающие главным… … Википедия

      Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках. Классификация частей речи «Российская грамматика» М. В. Ломоносова… … Википедия

      Является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Глагол (значения). Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?. Глагол может быть… … Википедия

    §1. Общая характеристика глагола как части речи

    Глагол - это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.

    Обсуждаем проблему толкования

    Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:

    • начальную форму - неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
    • спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
    • склоняемую форму - причастие,
    • неизменяемую форму - деепричастие.

    А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.

    Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.

    1. Грамматическое значение: «действие».
    К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать? , что сделать?

    2. Морфологические признаки:

    • постоянные - вид: совершенный-несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
    • изменяемые
      • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
      • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
      • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) - нет.

    Внимание:
    Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме.

    3. Синтаксическая роль в предложении:

    Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.

    Я люблю Петербург.
    Светает.

    Неопределённая форма глагола - сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже - главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.

    Я люблю гулять по Петербургу.
    Гулять по Петербургу - огромное удовольствие.
    Быть дождю!
    Дети просили нас поехать в Петербург.
    У нас возникло желание поехать в Петербург.
    Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.

    Внимание:
    Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола.

    Причастия бывают: полные - определением, краткие - сказуемым.

    Петербург - город, основанный Петром I.

    Петербург основан Петром I.

    Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.

    Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.

    §2. Виды глагола

    Вид - это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:

    • СВ - для глаголов совершенного вида,
    • НСВ - для глаголов несовершенного вида.

    Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? - отражают деление глаголов по видам.

    Образование видов

    Большинство непроизводных русских глаголов - это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать.
    От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:

    есть → поесть, доесть, переесть,
    жить → пожить, дожить, пережить,
    любить → полюбить,
    прыгать → прыгнуть,
    кричать → крикнуть.

    Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

    переписать → переписывать,
    сбить → сбивать,
    решить → решать.

    Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:

    делать - сделать,
    писать - написать,

    прыгать - прыгнуть,
    расписывать - расписать.

    Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс - результат, многократное - однократное действие.
    Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:

    • писать (НСВ)
    • дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
    • переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
    • списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
    • исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

    Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:

    • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени, например:
      • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
      • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть , называется составной формой),
      • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
    • у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы : будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению. Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
      • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
      • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.

    Внимание:

    В русском языке есть двувидовые глаголы . Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:

    В конце концов преступников казнили (СВ).
    Преступников казнили целый месяц (НСВ).
    Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.
    Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.

    Не удивляйся:

    Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.

    Например:

    Учить (НСВ) - выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой).
    Учить (НСВ) - научить (СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.

    §3. Переходность

    Переходность - это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:

    любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколад
    смотреть фильм, журналы, фотографии
    читать книгу, доклад, записку, поздравление
    есть мороженое, курицу, суп, торт
    пить воду, чай, кофе, сок

    Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.

    В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не , существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:

    Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.

    Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.

    Внимание:

    Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий.

    §4. Возвратность

    Глаголы делятся на возвратные и невозвратные. Формальным показателем является формообразующий суффикс -ся (-сь), стоящий в конце слова. Если форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс -ся -сь следует за ним, например:

    одевал ся, одевалась, одевалось, одевались.

    Внимание:

    • суффикс -ся бывает после согласных, например: купался , купается ,
    • суффикс -сь - после гласных: купалась , купались .

    Значения возвратных глаголов может быть разным, например:

    • Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя),
    • встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой),
    • удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта),
    • ткань мнётся, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта),
    • смеркается - безличность.

    Запомните:

    Возвратные глаголы непереходные.

    §5. Спряжение

    Спряжение глагола - это характер изменения глагола в форме настоящего времени по лицам и числам. Спряжений два, отнесённость к одному из двух видов производится по набору окончаний. Это означает, что глаголы не изменяются по спряжениям, они относятся к ним. Спряжение, таким образом, постоянный морфологический признак глаголов.

    Образцы спряжений

    Внимание:

    Если окончания ударные, то определение спряжения не вызывает проблем. Не нужно ставить глаголы в неопределённую форму: окончания ясно слышны, поэтому вы не ошибётесь ни в написании, ни в разборе.
    Проблема может возникнуть лишь с глаголами, у которых окончания в безударном положении.

    Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол на -ить , то это глагол 2 спряжения.
    Исключение : брить, стелить и устаревшее слово зиждиться . Также ко 2 спряжению относятся

    • 7 глаголов-исключений на -еть : вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть ,
    • 4 глагола-исключения на -ать : гнать, держать, слышать, дышать .

    Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

    Внимание:

    Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1 спряжения, а в других - 2. Проспрягаем эти глаголы:

    хотеть - хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1 спр., во мн. - 2).
    бежать - бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)
    чтить - чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)

    Внимание:

    Глаголы есть и дать не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний.

    Есть - ем, ешь, ест, едим, едите, едят,
    Дать - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

    Так же изменяются глаголы, являющиеся производными от есть и дать, например: поесть , доесть , съесть , передать , подать и т.п.

    Знать спряжение глаголов нужно, поскольку это знание позволяет правильно писать личные окончания глаголов, а также суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Умение определять спряжения глаголов нужно и при выполнении морфологического разбора.

    §6. Наклонение

    Наклонение - это изменяемый морфологический признак. Он выражает отношение действия к реальности. Наклонений в русском языке три:

    • изъявительное,
    • повелительное,
    • условное (также распространён термин "сослагательное").

    Изъявительное наклонение

    Глаголы в изъявительном наклонении выражают реально происходящие действия и изменяются по временам.

    Времён в русском языке три: настоящее, прошедшее и будущее. Формы настоящего и будущего времени могут совпадать. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. Окончания, таким образом, служат не только показателем лица и числа, но и времени и наклонения. В прошедшем времени глаголы изменяются . Окончания служат показателями числа и рода, а формообразующий суффикс -л - показателем времени и наклонения.

    Повелительное наклонение

    Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение. Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа 1, 2 и 3 лица. Примеры:

    • пойдём, пойдёмте, давай пойдём, давайте пойдём - формы 1 лица выражают побуждение к совместному действию;
    • иди, идите - формы 2 лица выражают побуждение к действию;
    • пусть (пускай) идёт , идут , да здравствует - побуждение относится к 3 лицу.

    Формы повелительного наклонения со словами давай , давайте , пусть , пускай , да называются аналитическими формами. Эти слова участвуют в образовании форм 1 и 3 лица и являются показателями повелительного наклонения вместе с глаголами, с которыми они употребляются.

    Условное наклонение

    Глаголы в условном наклонении могут выражать:

    • условие,
    • действие, возможное при каких-либо условиях.

    Если бы ты позвонил , мы бы встретилис ь. Если бы мы встретились , я бы вернула тебе книгу.

    Форма глаголов в условном наклонении такая же, как в прошедшем времени изъявительного наклонения*, но с частицей бы . Если форма выражена двумя словами, то считается аналитической. Значит, показателем условного наклонения является формообразующий суффикс -л и частица бы .

    * Мнения относительно формы глагола в условном наклонении различны. Одни авторы полагают, что это форма прошедшего времени, а другие считают ее омонимичной форме глагола в прошедшем времени.

    §7. Время

    Время - это изменяемый признак. Время, как и наклонение, глагольная категория. Они не свойственны другим частям речи.
    Время глагола выражает соотношение времени действия и момента речи. Формы времени различаются только в изъявительном наклонении. Времён три:

    • прошедшее,
    • настоящее,
    • будущее.

    Не у всех глаголов есть формы всех трёх времён. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.

    Реальное время и грамматическое время могут не совпадать. Например:

    Вчера он приходит и говорит : - Сегодня я пришёл вовремя

    (действие в прошедшем выражено формами настоящего времени).

    Будущее время может быть выражено аналитически, двумя словами: глаголом быть в нужной форме и глаголом несовершенного вида в неопределённой форме, например:

    У глаголов совершенного вида образуется только простое будущее время, например: уеду , напишешь , посмотрим.
    По-русски нельзя сказать: будешь написать, будем посмотреть. Это грубое нарушение морфологической нормы.

    §8. Лицо

    Лицо - это изменяемый признак у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и глаголов повелительного наклонения. Лицо обозначает производителя действия.
    Если действие совершается говорящим, то глагол ставится в форму 1 лица.
    Если действие совершается слушающим, то глагол ставится в форму 2 лица.
    Если действие совершается другими лицами, не участвующими в разговоре, то глагол ставится в форму 3 лица.

    Я люблю апельсины. (1 л., ед.ч.)
    Мы любим апельсины. (1 л., мн.ч.)

    Ты любишь апельсины. (2 л., ед.ч.)
    Вы любите апельсины. (2 л., мн.ч.)

    Он любит апельсины. (3 л., ед.ч.)
    Они любят апельсины. (3 л., мн.ч.)

    В русском языке возможны глаголы, обозначающие действие, у которого нет производителя. Такие глаголы называются безличными.

    Безличные глаголы

    Безличные глаголы обозначают состояние природы или человека, которое не зависит от их воли. Поэтому и природа, и человек не рассматриваются как производители действия.

    Темнеет.
    Смеркалось.
    Меня тошнит.
    Мне нездоровится.

    Формы глагола в безличной форме не могут быть сказуемым в двусоставном предложении. Они являются главными членами односоставных безличных предложений.

    §9. Род

    Род - это изменяемый морфологический признак глагола. Глаголы имеют формы рода в ед.ч. прош. времени изъявительного наклонения и формы ед.ч. условного наклонения.

    Урок прошёл , лекция прошла , собеседование прошло , встречи прошли (в прош. времени изъявит. накл. род различается только в ед.ч.).
    Если бы урок прошёл (лекция прошла , собеседование прошло) , мы бы ушли домой (в усл. накл. род различается только в ед.ч.).

    §10. Число

    Число - морфологический признак, свойственный всем глагольным формам, кроме неопределённой формы глагола и деепричастия.

    Формы глагола

    Проба сил

    Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

    1. Верно ли считать, что глагол - это знаменательная часть речи?

    2. Какие морфологические признаки объединяют все глагольные формы?

      • Непостоянные (изменяемые) признаки
    3. Глаголов какого вида больше среди русских производных глаголов?

    4. Формы какого времени нет у глаголов СВ?

      • Настоящего
      • Прошедшего
      • Будущего
    5. Могут ли непереходные глаголы управлять существительными в В.п.?

    6. Верно ли считать, что переходные глаголы невозвратные?

    7. Как называются глаголы, имеющие в одних формах окончания 1-го спряжения, а в других - 2-го?

      • Безличные
      • Переходные
      • Разноспрягаемые
    8. Как изменяются глаголы в настоящем времени?

      • По лицам и числам
      • По числам и родам
    9. Могут ли безличные глаголы быть сказуемым в двусоставных предложениях?

    10. Является ли время постоянным (неизменяемым) признаком глагола?

    11. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

      • По лицам и числам
      • По числам и в единственном числе по родам
    12. Являются ли однокоренные глаголы с разными приставками и разным значением видовой парой: переписать - дописать ?

    Правильные ответы:

    1. Постоянные (неизменяемые) признаки
    2. Настоящего
    3. Разноспрягаемые
    4. По лицам и числам
    5. По числам и в единственном числе по родам

    Вконтакте

    Оглавление

    Глаголы — это слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать? ) , например: говорить, читать, привезти, расти, сберечь, таять, задуматься . Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.

    В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться . Он не мог участвовать в турнире ), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача ), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться ), обстоятельства (Он уехал учиться ), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать ).

    Переходные и непереходные глаголы

    Глаголы бывают переходные и непереходные . Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты .
    Все остальные глаголы — глаголы непереходные, например: расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю .

    Возвратные глаголы

    Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь) , называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить) . Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается , купаются , купался , купаются .

    Все возвратные глаголы — непереходные.

    Виды глаголов

    Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный .

    Совершенный вид

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть . Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели ) и будущее простое , состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют ). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

    Несовершенный вид

    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь . Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели ), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — слова буду , будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь ).

    Наклонения глаголов

    Глаголы имеют формы наклонений , которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:

    1. изъявительное наклонение, показывающее. что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет, например: Мы врагов встречаем просто: били, бьем и будем бить . В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (см. предыдущий пример);
    2. сослагательное (условное) наклонение, показывающее, что действие возможно лишь при определенном условии, например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы . В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени), например: рассказывать — рассказывал бы (м. р.), рассказывала бы (ж. р.), рассказывало бы (ср. р.), рассказывали бы (мн. ч.) (обратите внимание на раздельное написание частицы бы);
    3. повелительное наклонение наклонение, обозначающее действие, которое велят, просят, советуют совершить, например: Виски ей уксусом потри . Опрыскивай водой. Поклон, сударь, отвесьте ! ; При нем не спорь ты вкривь и вкось и завиральные идеи эти брось ! Повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса, например: нести — несут — неси , привезти — привезут — привези ; рассказывать — рассказывают — рассказывай ; готовить — готовят — готовь . Во множественном числе прибавляется -те : несите , привозите , рассказывайте , готовьте .

    В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.

    В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).

    Спряжение глаголов

    Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.

    Число Лицо Окончания I спряжения Окончания II спряжения
    Единственное 1-е
    2-е
    3-е
    (я) -у (-ю)
    (ты) -ешь (-ёшь)
    (он, она, оно) -ет (-ёт)
    -у (-ю)
    -ишь
    -ит
    Множественное 1-е
    2-е
    3-е
    (мы) -ем (-ём)
    (вы) -ете (-ёте)
    (они) -ут (-ют)
    -им
    -ите
    -ат (-ят)

    Примечания

    1. Глаголы хотеть , бежать относятся к разноспрягаемым . В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет ) , во множественном — по второму (хотим, хотите, хотят ). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (1 спр.), остальные формы — второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите .
    2. Глаголы дать и есть (принимать пищу) относятся особому спряжению и спрягаются так: в единственном числе: 1-е л.- дам, ем ; 2-е л.- дашь, ешь ; 3-е л.- даст, ест ; во множественном числе: 1-е л.- дадим, едим ;2-е л.- дадите, едите : 3-е л.- дадут, едят . Те же окончания сохраняются и в глаголах с приставками: подашь, поем…, подадите, поедите…

    Безличные глаголы

    Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:

    1. в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени, например: светает, рассветает, рассветет; знобит; смеркается;
    2. в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело; знобило;
      смеркалось.

    В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило ; Мне нездоровится что-то; Не спится , няня.