Моло без семьи. «Без семьи

1911-1912 - арх. Мейбом К. К. - перестройка в неоготическом стиле

База отдыха Балтийского морского пароходства

1986-1989 - реконструкция (уничтожены интерьеры)

объединение "Реставратор", арх. Морозова Н. В.

Дом приемов УД Президента РФ

2006-2007 - реконструкция

Служебный корпус

Ограда

1904 - арх. Прейс К. Г. (Список...)

1911-1912 - арх. Мейбом К. К.

Дача Л. Чинизелли

1909 - арх. фон Постельс Федор Федорович модерн

1978 - разобрана

2006-2007 - воссоздана

Объединенный клуб домов отдыха на Каменном острове (1920-..)

Общежитие завода "Электрик" (после ВОв-1969)

База отдыха Балтийского моского пароходства (1990-..)

Дом приемов УД Президента РФ (2007?-..)

Особняк Клейнмихель, замечательный памятник архитектуры, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу р. Крестовки, притока Малой Невки, разделяющей Каменный и Крестовский острова. Освоение этих территорий началось после проведения в 1810-х гг. больших землеустроительных работ, в результате которых подтопляемые участки Каменного острова были осушены.
К 1827 г. около 1-го Елагина моста сформировался архитектурный ансамбль Театральной площади. В него входили Летний или Каменноостровский театр, дом театральной дирекции, дача для воспитанниц Театрального училища, домики для смотрителя театра и охраны, Кофейный домик и Дача Э. Женьеса . Именно Женьес, руководитель и актёр французской труппы, выступления которой пользовались успехом в Летнем театре, стал в 1834 г. первым владельцем участка, где позднее появился особняк М. Э. Клейнмихель. Позднее дача Женьса принадлежала Н. А. Верховцевой

"Петербургская газета" в июне 1910 г. писала: "...многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона".

В мемуарах М. Э. Клейнмихель рассказывается об одно из костюмированных балов, устроенном ею в начале 1914 г. Тогда же произошел случай, казавшийся тогда незначительным, но имевший для графини трагические последствия и едва не стоивший ей жизни. С началом войны стал распространяться слух о якобы переданном ею в Германию русском мобилизационном плане («в коробке с шоколадом»). Информация шла от брата председателя IV Государственной думы Павла Родзянко, мстившего ей за то, что он не получил приглашения на этот костюмированный бал.

(Клейнмихель М., гр. Из потонувшего мира. Мемуары . Берлин, 1918?. С. 195-198, Mary)

С начала Первой мировой войны в особняке был госпиталь, который графиня сама организовала, и сама же его финансировала. В 1918 г., перед тем как навсегда покинуть Россию, графиня закрыла ставни, заперла все двери и вывесила над входом собственноручно написанное объявление: «Вход строго воспрещён. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость». Мистификация остроумной графини помогла ей упаковать ценные вещи и без лишних хлопот выехать из страны.

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2008
    Добавил -

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2009
    Добавил -

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2012
    Добавил -

В 1918 г. дачу национализровали. Весной 1920 г. особняк, отремонтированный участниками коммунистических субботников, был приспособлен под объединенный клуб домов отдыха для рабочих на Каменном острове. Именно здесь на маленьком концерте вечером 19 июля 1920 г. побывал В. И. Ленин, знакомясь с первым опытом организации домов отдыха для рабочих в нашей стране (Ленинград. Путеводитель). Благодаря этому событию в 1976 г. особняк Клейнмихель включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как памятник истории.

После войны в доме находилось общежитие завода "Электрик". Все залы были разделены перегородками на маленькие комнаты, но вестибюль не тронули, там находился великолепный камин, стены были отделаны дубовыми панелями, наверх вела дубовая лестница с резными перилами, а под ней находились очаровательные, такие же резные беседки. Я родилась в этом доме в 1952 г. и жила там до его расселения в 1969 г., как из " дома угрозы". В доме было печное отопление, но всё равно было очень холодно, по утрам по углам лежал снег. Там жили простые рабочие люди, но никому в голову не приходило испортить стены, камин или лепнину на потолке. Зато при реставрации всё растащили, легче всего сказать, что " всё было утрачено". Адрес у нас был наб. р. Крестовки д. 10. (архитектура)

С 1986 по 1989 г. объединение "Реставратор" проводило работы по реконструкции по проекту арх. Н. В. Морозовой. При этом были уничтожены интерьеры дома графини, особняк Клейнмихель стал зелёным. Пока разрабатывался проект реконструкции дачи Клейнмихель, в 1978 г. дачу Л. Чинизелли разобрали.

после которых особняк Клейнмихель стал зелёным, а дом Чинизелли был просто уничтожен.
В 1990 г. здание передали Балтийскому речному пароходству, здесь открылась База отдыха.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7802225001)

Место отдыха:

Санкт-Петербург, Ленинградская обл.

Вид отдыха:

Музеи. Интересные люди

Семейный, отдых с детьми

Количество дней:

Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель была знаменита на весь Петербург. По словам великой княгини Ольги Александровны, сестры Николая II, о ее балах и маскарадах «говорил весь петербургский свет».

Портрет княгини Клейнмихель в музее Орсэ в Париже.

«Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом… Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками…» (Йен Воррес «Последняя Великая Княгиня»).

Особняк графини Клейнмихель и сегодня стоит на Каменном острове. Он напоминает сказочный дворец, и неудивительно, что здесь любил бывать весь высший свет Петербурга.

Архитектурный облик особняка сложился не сразу, к созданию этого шедевра приложил руку не один архитектор.

Особняк был возведен в 1834-1835 годах для руководителя и актера французской театральной труппы Э. Женьеса, автором проекта был архитектор А. Штакеншнейдер. Позже домом владела жена серебряных дел мастера И. А. Верховцева. При ней особняк был перестроен, а с западной стороны пристроена обширная столовая из дерева (автор – архитектор А. Г. Трамбицкий).

Графиня Клейнмихель арендовала особняк «сроком на 90 лет» в 1893 году. Она была замужем за полковником Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля. Его отец, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель, за героизм, проявленный во время тушения пожара Императорской резиденции в 1837 году, получил право по именному указу императора Николая I изобразить на своем гербе Зимний дворец, объятый пламенем. Этот герб красуется над входом в дачу графини Клейнмихель.

В 1904 году архитектор К.Г. Прейс перестроил дом Верховцевой, выделив парадный вход обширным вестибюлем, а в 1909 году архитектором Ф. фон Постельсом был возведен двухэтажный деревянный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увенчанной башенкой. Дом построен для Л. Чинизелли, дочери владельца цирка.

По причине резкого контраста стилей, в которых были выполнены дома Клейнмихель и Чинизелли, решено было перестроить дачу графини в неоготическом стиле, что и было осуществлено в 1911 – 1912 годах архитектором К.К. Мейбомом. Именно ему принадлежит идея крыши с высоким шпицем, угловой башенки и обрамление пинаклями лепного картуша над входом с гербом Клейнмихелей.

Важнейшей частью композиции дачи является ажурная кованая решетка с калиткой и двустворчатыми воротами, в звенья которой вплетены монограммы «МК» (Мария Клейнмихель). Она была установлена в 1904 году по проекту К.Г. Прейса. А в 1912 году по проекту К. Мейоба были изготовлены неоготические ворота с круглыми стобами, увенчанными фонарями.

К сожалению, интерьеры особняка графини не сохранились до наших дней. Внутренний облик дома был не менее великолепен. Стены особняка декорированы дубовыми панелями. В Большой гостиной – камин с атлантами, изготовленный из белого мрамора, а перед ним - сфинксы на низких постаментах.

фото начала XX века

Из Большой гостиной в Малую, а затем в столовую вел переход в виде пологой арки. Там хранился коллекционный фарфор, а также живопись, гобелены и восточные ковры на полу. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, графиня Клейнмихель организовала в своём особняке госпиталь, а убранство интерьеров было перевезено в другой её дом, расположенный на Сергиевской улице (ныне – улица Чайковского).

В октябре 1917 года к дому пришли погромщики, однако до их прихода графиня повесила табличку с надписью "Вход воспрещен. Здание принадлежит Петроградскому совдепу. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость". Таким образом она, можно сказать, спасла себе жизнь. В 1918 году графиня, продав дом и коллекцию, навсегда покинула Россию.

Дом графини Клейнмихель на Сергиевской улице

Дом графини на Сергиевской улице (ныне – улица Чайковского) менее известен, чем особняк на Каменном острове. Он был возведен в 1893 году архитектором В.Е. Патером. Графиня занимала 15 комнат на 2ом этаже.

Здесь также проходило множество мероприятий, куда была приглашена вся петербургская элита. Так, например, в этом доме отмечали золотую свадьбу князь Анатолий Александрович и княгиня Елизавета Михайловна (урождённая Волконская) Куракины.

На решетке одного из балконов сохранился вензель «МЭК» (Мария Эдуардовна Клейнмихель).

Адрес дома на Каменном острове : наб. реки Крестовки, 12 М. Крестовский Остров

Адрес дома на Сергиевской улице (ул. Чайковского) : ул. Чайковского, дом 33 – 37 М. Чернышевская

Мария Эдуардовна Клейнмихель, урожденная фон Келлер, родилась в 1846 году в Киеве. Ее отец был губернатором Минска, с 1863 года - сенатором, действительным статским советником. В 1872 году она вышла замуж за генерал-майора графа Николая Петровича Клейнмихеля, а через шесть лет овдовела.


Александр Кабанель. Портрет Марии Эдуардовны Клейнмихель (Келлер). 1873. Музей д’Орсэ

В 1893-м 47-летняя графиня арендовала особняк на реке Крестовке, который при ней стал настоящим центром светской жизни.«Самой знаменитой хозяйкой того времени была графиня Клейнмихель, о балах-маскарадах которой говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. Это была гранд-дама до кончиков ногтей, - свидетельствовала великая княгиня Ольга Александровна, - и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками», - писал в своей книге «Последняя Великая княгиня» Йен Воррес.



Общий вид особняка. Фото: Карл Булла

А вот что писала «Петербургская газета» в июне 1910 года: «...многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона». Графиня состояла в родственных отношениях со многими аристократическими фамилиями. Говорили, что она была на дружеской ноге с кайзером Вильгельмом, что чуть не погубило ее в годы Первой мировой войны. Но все обошлось - и в те годы графиня на собственные деньги организовала в особняке госпиталь.


Архитектурный облик особняка складывался постепенно, в его создании участвовал не один архитектор. Изначально он был возведен по проекту архитектора Штакеншнейдера в 1834-1835 годах для руководителя и актера французской театральной труппы Женьеса. Позже дом принадлежал жене серебряных дел мастера Верховцевой. При ней особняк был перестроен, с западной стороны появилась просторная столовая из дерева.



Гостиная. Фото: Карл Булла

Графиня Клейнмихель решила придать дому неоготический стиль: это осуществил архитектор Мейб в 1911-1912 годах. По его проекту появился высокий шпиц - кровля пирамидальной формы, угловая башенка и лепные детали. Ажурная кованая решетка с калиткой и двустворчатыми воротами с монограммой хозяйки дома «МК» была установлена в 1904 году по проекту архитектора Прейса. В 1912 году на заводе «Сан-Галли» по проекту Мейба были изготовлены неоготические ворота с круглыми столбами, увенчанными фонарями.



Терраса. Фото: Карл Булла

Интерьеры особняка не сохранились, но зато в качестве документального свидетельства остались фотографии Карла Буллы, сделанные для журнала «Столица и усадьба» - его владелицей была сама графиня. Внутренний облик дома был тоже весьма впечатляющим. Стены особняка декорировали дубовыми панелями, большую гостиную украшал беломраморный камин с атлантами, перед ним - сфинксы на низких постаментах.



Одна из комнат особняка. Фото: Карл Булла

На масленицу в 1914 году графиня Клейнмихель устроила в особняке грандиозный костюмированный бал - было приглашено триста гостей. В качестве главного дизайнера выступал сам Лев Бакст - он сделал эскизы некоторых костюмов. Гости выступали в роскошных восточных нарядах, было устроено шествие в духе «Тысячи и одной ночи». Фотографии бала сохранились до наших дней. Среди гостей были великие княгини Ольга Александровна, Мария Павловна, Виктория Федоровна, великие князья Кирилл Владимирович и Борис Владимирович, принц Александр Баттенбергский, петербургские красавицы княгиня Орлова и Олив и другие светские знаменитости.



Участники бала в костюмах Бакста

По некоторым свидетельствам, в дни февральской революции 71-летнюю графиню арестовали. Ее якобы обвиняли в том, что она стреляла по революционным отрядам, но вскоре отпустили. Когда она вернулась в особняк на Каменном острове, то увидела жуткую картину: винный погреб разграблен, революционные солдаты на парадной лестнице, украшенной портретами представителей рода Романовых, устроили пальбу и варварски изуродовали живопись. А в октябре 1917-го графине пошла на хитрость. До прихода погромщиков она повесила на ограду табличку: «Вход воспрещен. Здание принадлежит Петроградскому совдепу. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость». Так она спасла свою жизнь.

В 1918 году графиня, продав дом и коллекцию, навсегда уехала из России во Францию, с трудом получив паспорт через посольство Швеции. Она умерла 19 ноября 1931 года в Париже и похоронена на кладбище в Версале.

Особняк после эмиграции хозяйки национализировали и передали Объединенному клубу домов отдыха рабочих.В 1980-х годах интерьер особняка реставрировали, что окончательно его погубило, и особняк стал клубом отдыха Балтийского речного пароходства. Сегодня здание снова принадлежит частным владельцам и попасть в него посторонним посетителям невозможно.

(1819-1903), находился на службе в канцелярии киевского губернатора , принадлежал к русской ветви прусского рода Келлеров . Он сделал блестящую карьеру, став в 1863 году сенатором. Мать, Мария Ивановна Ризнич (1827-1895/1914), имела сербско-польские корни. Её родители: одесский негоциант Иван Степанович Ризнич и Полина Ржевуская , сестра Эвелины Ганской и Каролины Собаньской . Восприемниками Марии Эдуардовны стали киевский генерал-губернатор Дмитрий Гаврилович Бибиков , под началом которого служил отец, и бабушка Софья Михайловна Келлер (1795-1880), дочь польского графа-просветителя Борха . Дети Келлеров получили достойное образование и воспитание.

Семья много путешествовала, вынужденная следовать к новому месту назначения отца. Мария Эдуардовна вспоминала о визите императора Александра , который посетил семью в Минске , куда в 1858 году граф Келлер был назначен Минским гражданским губернатором, и пообещал десятилетней Марии фрейлинский шифр, а её братья Фёдор и новорожденный Александр были пожалованы в пажи . Находясь в Польше , Мария Эдуардовна с сёстрами была приглашена к двору наместника великого князя Константина Николаевича , чтобы составить компанию его дочерям великим княжнам Ольге и Вере . Келлеры жили широко, и их дом был открыт для польской и русской аристократии. В числе гостей бывала и Мария Калергис , которая «часто играла у нас на рояле ».

Находясь с матерью и сестрой в Париже, 16-летняя Мари увлеклась сорокапятилетним советником посольства графом Эбергартом Сольмс -Зонненвальде, «высоким, стройным блондином, обладавшим изысканной внешностью», младшим сыном многочисленного семейства. Он вёл рассеянную жизнь аристократа: служил в конно-гвардейском полку, делал долги и волочился за женщинами. Истолковав интерес графа как залог помолвки , Мария написала письмо императору Вильгельму , в котором просила о новом назначении для Сольмса, чтобы улучшить его материальное положение и сделать возможной их официальную помолвку. Несмотря на то, что Сольмс получил назначение «заведующего делами императора Максимилиана Мексиканского », о чём Вильгельм и сообщил в ответном письме, помолвки не последовало, а скандал, вызванный безрассудным поступком дочери, вынудил графа забрать девушку в Петербург .

Вернувшись в Россию, Мария Эдуардовна стала фрейлиной императрицы Марии Александровны . Её подругами были княжна Мещерская и Саша Жуковская , которые в итоге были вынуждены покинуть двор из-за своих романов с членами императорской семьи . Со временем Мария Эдуардовна была назначена к двору великой княгини Александры Иосифовны , где заменила Прасковью Ильиничну Бибикову , ставшую женой князя А. И. Кропоткина (1816-1903).

В 1872 году Мария Эдуардовна покинула двор, чтобы выйти замуж за графа Николая Петровича Клейнмихеля (1836-1878), сына Петра Андреевича Клейнмихеля и Клеопатры Петровны, урождённой Ильинской (1811-1865). Однако она оставалась в курсе всего происходящего: великая княгиня часто приглашала её «поболтать», да и место графини заняла её сестра Анна Эдуардовна. Брак Клейнмихелей долго не продлился: вскоре Николай Петрович заболел скоротечной чахоткой и скончался во время лечения в Метоне . В этом же, 1878 году, произошёл развод родителей: Мария Ивановна Келлер оставила мужа и детей и вышла замуж за Александра Сент-Ива , который был моложе невесты на 15 лет. Супруги поселились в Италии и использовали фамилию д’Альвейдр по одноименному поместью, приобретённому Марией Ивановной . Под влиянием отчима Мария некоторое время увлекалась оккультными науками . Ещё одним увлечением графини с детских лет были лошади, позднее - автомобили. Так, 29 мая (11 июня) 1903 года «Русский листок » сообщал: «26-го мая на автомобильном корсо в Петербурге первый приз в виде серебряной вазы для фруктов получил роскошный автомобиль графини Клейнмихель, второй приз (ваза) получил москвич Солдатенков, машина которого представляла собой роскошный букет лиловой сирени ».

Овдовев, Мария Эдуардовна часто путешествовала, посещая разбросанных по Европе многочисленных родственников. Вместе с братом Фёдором она отправилась в Константинополь , куда Келлер был отправлен военным атташе . Везде она находилась в центре светской жизни, нередко выполняя личные поручения членов императорской семьи. Себя графиня считала космополиткой , приписывая это тому обстоятельству, что в ней «течёт кровь различных национальностей» и у неё «такое разнородное родство» .

В 1893 году графиня Клейнмихель арендовала сроком на 90 лет дом на Каменном острове , который стал одним из центров светской жизни тех лет, равно как и особняк Марии Эдуардовны на Сергиевской улице , 33-37. Дачу неоднократно перестраивали, пока архитектор И. А. Претро придал дому черты готического стиля : кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объёмом и неоготические ворота, изготовленные в 1912 году на заводе «Сан-Галли» по проекту Мейбома. Интерьеры особняка были переданы на фотографиях К. К. Буллы , опубликованных в журнале «Столица и усадьба » .

Всем здесь поставили памятники, а вот старуху Клейнмихель забыли… а уж она заслужила перед немцами.

На масленицу , в конце января 1914 года Мария Эдуардовна «устроила у себя костюмированный вечер, который стал происшествием в петербургском большом свете». Бал был устроен с целью представить свету племянниц графини, дочерей В. П. Клейнмихеля . Было разослано свыше 300 приглашений, но желающих было намного больше и, по словам Марии Эдуардовны, «каждый оставлявший у меня свою визитную карточку рассчитывал на приглашение и, не получив такового, становился моим врагом». Костюмы для праздника в стиле «Тысячи и одной ночи » разрабатывал Леон Бакст . Исполнительницами танцев были выбраны самые красивые дамы высшего света: « великая княгиня Виктория Федоровна , супруга великого князя Кирилла Владимировича , вместе с великим князем Борисом Владимировичем стала во главе восточной кадрили . Всех красивейших, изящнейших женщин Петербурга великая княгиня просила принять участие в этом танце. Среди них назову княжну Ольгу Орлову, графиню Марию Кутузову, мисс Муриель Бьюкенен, княгиню Наталию Горчакову, мистрисс Джаспер Ридлей (дочь нашего посла в Париже, графа Бенкендорфа) и многих других».

С началом войны положение графини Клейнмихель стало ухудшаться. По Петербургу стали распространяться слухи о том, что Мария Эдуардовна «послала графиня Клейнмихель, предупреждённая прислугой, покинула свой дом и провела несколько дней сначала в соседнем доме у барона Пиллар фон Пильхау , наблюдая из окна за разграблением особняка и винных погребов, а позднее перебралась в китайское посольство. Через три дня она была задержана и доставлена в Государственную Думу для допроса, где ей предъявили обвинения в том, что она якобы стреляла с крыши дома из пулемёта по революционным отрядам , а также по телефону ведёт переговоры с германским императором Вильгельмом. Из-за абсурдности обвинений вскоре Мария Эдуардовна была освобождена. Во время октябрьской революции графиня Клейнмихель удерживалась под арестом в своём доме под охраной из тридцати трёх матросов. Вскоре охрана была усилена, прибыли ещё 15 солдат Волынского полка . Они устроили призовую стрельбу на парадной лестнице, выбрав целью портреты императорской семьи. Мария Эдуардовна вместе с компаньонкой и двумя горничными запиралась на ключ и устраивала около двери баррикады из стульев. После семинедельного ареста графиня была освобождена. Вскоре всё имущество Клейнмихелей было в «Истории русской революции» отзывался о книге так:

Последние годы графиня Мария Клейнмихель провела во Франции , где и скончалась 19 ноября 1931 года. Она похоронена на кладбище в Версале рядом со своим братом Александром.

Особняк Марии Эдуардовны Клейнмихель, один из замечательных памятников эпохи романтизма, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу речки Крестовки.
Когда то на этом месте находился редкой красоты дом, построенный архитектором профессором Петербургской академии художеств Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. В Таганроге есть дом авторства этого выдающегося архитектора, известный как Дворец Алфераки.

В 1893 г. дом и право аренды земельного участка (сроком на 90 лет) приобрела графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. М. Э. Клейнмихель - хозяйка великосветского салона в Петербурге, член редакции журнала "Столица и усадьба", человек глубокого ума и независимых мыслей. Дом был её перестроен, но это тот случай, когда на месте одного архитектурного шедевра появился шедевр другой, ничем не уступающий первому.


Облик усадьбы Клейнмихель формировался постепенно. В 1904 г. арх. К. Г. Прейс перестроил дом Верховцевой (прежней владелицы). Прейс выделил парадный вход с обширным вестибюлем в отдельный объем и увенчал его картушем с гербом Клейнмихель.

Окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл в 1904 г., когда арх. И. А. Претро перестроил дом в готическом стиле: кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объемом.

Интерьеры особняка Клейнмихель известны благодаря серии фотограий К. К. Буллы в журнале "Столицы и усадьбы". Стены вестибюля были обшиты дубовыми панелями, справа от входа находился массивный камин, облицованный узорчатой керамической плиткой. Лестница с резными перилами вела на галерею. Резные столбы лестницы были декорированы мужскими головками в широкополых шляпах. Анфиладу парадных помещений украшали коринфские пилястры, лепные фризы в виде венков с гирляндами.

В Большой гостиной находился мраморный камин с атлантами, перед ним на низких постаментах лежали два сфинкса с женскими головами. Переход в виде пологой арки вел в Малую гостиную, затем в гостиную, где огромный световой фонарь потолка овещал гобелены, живопись, наборный паркет.
Там хранился коллекционный фарфор, а также живопись, гобелены и восточные ковры на полу.

Монументальная решетка с двумя парадными воротами. По проекту К. Г. Прейса (1904) выковали великолепную ажурную кованую решетку с растительным орнаментом и саламандрами, калитку и двустворчатые ворота с монограммой "МК" (Мария Клейнмихель). Установлена в 1909 г.

В 1912 г. на заводе "Сан-Галли" по проекту К. К. Мейбома изготовили неоготические ворота, круглые столбы которых увенчаны кованными фонарями.

Мария Эдуардовна Клейнмихель (урожденная Келлер), родилась в 1846г. в Киеве.
Ее отец — гр. Келлер Эдуард Федорович (1819-1903), Минский губернатор, с 1863г. сенатор, действительный статский советник.
Русская ветвь Келлеров восходит к гр.Людвигу-Христсфору, прусскому посланнику в Санкт-Петербурге. Семья Келлеров была лютеранского вероисповедания.

Брат Марии Эдуардовны— гр. Келлер Федор Эдуардович (1850-1904), генерал-лейтенант, герой балканской и русско-турецкой войн, кавалер многочисленных боевых наград. Погиб смертью героя в русско-японскую войну.

В 1872г. Мария Келлер вышла замуж за Н.П.Клейнмихеля, полковника Преображенского полка. Через пять лет после свадьбы она овдовела.
К моменту покупки дома на Каменном острове графиня была известна в столице как гостеприимная хозяйка великосветского салона. Кроме того, она занималась коллекционированием, являлась членом редакции популярного глянцевого журнала «Столица и усадьба», который знакомил читателей с наиболее интересными памятниками архитектуры, художественными коллекциями, новостями искусства. Среди друзей Марии Эдуардовны были великие князья, дипломаты, политики, библиофилы и коллекционеры. Их привлекал её стойкий характер, глубокий и разносторонний ум.

"Петербургская газета" в июне 1910 г. писала: "...многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона".

КОСТЮМИРОВАННЫЙ БАЛ 1914 ГОДА
На масленицу в конце января 1914г. графиня Клейнмихель устроила в своем особняке грандиозный бал-маскарад для трехсот персон, ставший событием в большом петербургском свете.
Дизайнерское решение бала выполнил сам Лев Бакст. Украшением бала стали роскошные восточные костюмы участников и шествие из «Тысячи и одной ночи»

Вот строки из «Петербургской газеты»: «Светлейшая княгиня Наталья Павловна Горчакова была в оригинальном серебряном с белым индийском костюме,выполненном по рисунку Бакста, с вставками из золота и серебра, изображавшими горельефные арабские орнаменты, широко вырезанный корсаж отделан синим бархатом bleu person с оригинальными наплечниками из белого лебяжьего пуха, на голове индийская чалма,ослепительно белая и легкая, с белыми токами и эспри, жемчугом и бриллиантами, обрамлявшими лицо по-восточному. Изумруды, сапфиры и
серебряные кисти и бульонэ, также по Баксту, дополняли сказочное впечатление этого оригинального костюма».

Сохранилась фотография вел.княгини Виктории и вел.князя Бориса Владимировича в восточных костюмах

Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель оставила нам несколько прекрасных домов в Петербурге и книгу мемуаров "Souvenirs d"un Monde englouti" («Из потонувшего мира»). Отдельные главы этой интереснейшей книги вышли в издательстве «Петроград» в 1923г.

Лев Троцкий в «Истории русской революции» отзывался о книге так: «Циничные мемуары старой интриганки Клейнмихель с замечательной яркостью показывают, какой сверхнациональный характер отличал верхи аристократии всех стран Европы, связанные узами родства, наследования, презрения ко всему нижестоящему и... космополитического адюльтера в старых замках, на фешенебельных курортах и при дворах Европы».

В «великую и бескровную февральскую революцию» графиню, которой исполнился 71 год, арестовали. Она якобы стреляла с крыши дома из пулемета по революционным отрядам. Ее доставили в Думу, но вскоре отпустили, убедившись в абсурдности обвинения.

И она увидела результаты «революционного творчества масс». Винный погреб разграблен, повсюду беспорядок и разорение. Особенно старались солдаты Волынского полка — того, где унтер-офицер Кирпичников выстрелом в спину убил своего командира. В особняке на Каменном острове они устроили состязания по стрельбе на парадной лестнице, украшенной портретами Государей из Дома Романовых. В глаза Императрицы Елизаветы Петровны тыкали горящими окурками, у Екатерины II вырезали нос, немыслимо изуродовали портрет Александра I.

В конце 1918г. Клейнмихель уехала из России во Францию по паспорту, который с трудом получила через посольство Швеции.

В 1918 году дача была национализирована. Отремонтированную участниками коммунистических субботников, её передали Объединённому клубу домов отдыха для рабочих на Каменном острове. 19 июля 1920 года здесь побывал В. И. Ленин, и потому более полувека спустя дачу Клейнмихель включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как памятник истории. Именно это и спасло её от неминуемого разрушения.
С 1986 по 1989 год на даче объединением «Реставратор» по проекту Н. В. Морозовой велись ремонтные работы. При этом был уничтожен дом Чинизелли (примыкающий), не были сохранены интерьеры особняка графини. В 1990 году здание передали Балтийскому речному пароходству для организации в нём базы отдыха.

В особняке снимался эпизод фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» - Особняк-зверинец чучельника Шермана («Сокровища Агры»). Сюда Ватсон был прислан сыщиком за псом по кличке Тори.

Потом была в частном владении, принадлежала Федеральной миграционной службе...

В 2006-2007 гг. была завершена новая реконструкция здания. Главный дом, служебный флигель и кованую ограду восстановили. Долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 г. дом был восстановлен в первозданном виде. Дача Л. Чинизелли воссоздана. Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в которую входит и особняк М.Э.Клейнмихель.

Сейчас это особняк Управления делами Президента РФ, именуемый Домом приемов.