Наследие императорской семьи. Проект «Культурное наследие моей семьи

Презентация книг «Наследие семьи Пестовых и Соколовых» издательства "Никея" состоялась 24 марта в Музее-Храме Святителя Николая в Толмачах.


Семья Пестовых-Соколовых – это три поколения уникальной московской поистине православной семьи. На протяжении многих поколений вера в Бога помогала Соколовым – Пестовым выстоять в непростое время XX века, и только благодаря вере они сохранили стойкость духа и лучшие традиции православной семьи.

На встрече присутствовала Екатерина Соколова-Ткаченко, вторая дочь Натальи Николаевны и отца Владимира, внучка Николая Евграфовича Пестова, протоиерей Николай Соколов а также отец Николай Важнов, настоятель маросейского храма, супруг Любови Владимировны, младшей дочки матушки Наталии Николаевны Соколовой.

10 не придуманных историй веры

Собравшихся приветствовал директор издательства “Никея” Владимир Лучанинов. “Мы видим переход от XX века к XXI в истории одной семьи”, – сказал Владимир, – “сейчас все говорят о разрыве традиций. У нас нет опыта воплощения Евангельских заповедей, на которые мы могли бы опереться”, и все же есть одна семья, в которой традиции веры были удивительным образом сохранены в самые трудные годы.

Владимир Лучанинов вспомнил о психологическом эксперименте, который проводился в XX веке, когда в комнату пускали одного человека и двадцать подготовленных участников, отвечавших неправильно на очевидный вопрос. Выслушав неправильные ответы, ничего не подозревавший человек, тоже говорил неверный ответ, но, если в группе был хоть один участник, отвечавший правильно, тот человек чувствовал поддержку и тоже озвучивал верное мнение. По словам директора “Никеи” собрания воспоминаний Пестовых-Соколовых для многих в годы гонений на Церковь стало именно такой поддержкой. “Эти книги называют белое – белым”, – добавил он.

Владимир Лучанинов вспомнил себя студентом Свято-Тихоновского православного университета. Его факультет перевели на станцию метро Юго-Западная и из центра Москвы теперь до занятий приходилось добираться довольно долго. В мрачном настроении в лифте с друзьями, поднимаясь на пары, он встретил протоиерея Николая Соколова. Шел Великий пост. Отец Николай улыбнулся хмурым студентам “Ешьте шоколад, и все будет хорошо”, – подбодрил протоиерей Николай Соколов, разрешив, чтобы победить уныние, небольшое послабление поста

“Роду Соколовых – 300 лет”, – начал свой рассказ протоиерей Николай Соколов, – “Мои дедушки и бабушки – ‘волжане’, выходцы с Волги, бабушка – из Углича. Я помню, как в моем детстве мы с бабушкой посещали Третьяковскую галерею. Остановившись перед картиной “Утро стрелецкой казни”, бабушка сказала “никогда не выступай против власти. Вот, – расстреливают наших предков”

Рассказывая о Николае Евграфовиче Пестове, протоиерей Николай вспомнил, как видел его горячо молящимся в четыре-пять утра. “Мы просыпались от того, что дедушка плакал и бил поклоны. Он был горящей свечой перед Богом. Бабушка говорила ему: “Оставь ты Бога в покое, Он тебе все простил”. Только после смерти дедушки мы узнали, за что он просил прощения”. Михаил Евграфович сражался против Колчака на стороне Красной армии, но “Бог вернул его на Свою сторону”.

Первым читателем книг Михаила Евграфовича стал его сын Николай Пестов, погибший на фронте в Смоленской области в 1943 году. Получив похоронку, Михаил Евграфович нашел в себе силы сказать “Слава Богу за все”, такова была сила его веры. Письма Коли Пестова с фронта, никогда ранее не издававшиеся, войдут новое издание книги “Жизнь для вечности”. Эти письма - ценнейшее свидетельство не только о самом Коле и его близких, но и о времени, в которое они жили.

Протоиерей Николай Соколов представил также иконы написанные Натальей Николаевной. “Она не могла не писать, писала то, что было у нее на душе”, – сказал отец Николай, показав собравшимся образ Богоматери, написанный Натальей Николаевной под вдохновением от такого же образа, явившегося ей в форме инея на окне морозным утром.

Тепло вспоминал Наталью Николаевну и священник Николай Важнов, называя ее не иначе как “своей второй мамой”.

“Мы имели счастье ухаживать за ней до последних дней, – сказал отец Николай, – милость Божия – жить в такой замечательной семье Соколовых”. Натальи Николаевны не стало 24 января 2013 года. Она была живым свидетелем эпохи мученичества, исповедничества, писала прекрасные иконы, дарила любовь ближним. Священнику Николаю Важнову при встрече матушка Наталия подарила свой нательный крестик в знак своей любви, который он продолжает носить по сей день.

“Каким счастливым было время нашего детства!”, – вспоминала, выступая на встрече Екатерина Соколова-Ткаченко, – “Мы не видели ни пьянства, ни ссор. Нас оберегали от всего”. Екатерина Владимировна прочитала два отрывка из дневников матушки Наталии, которые та вела с 1936-го года. Трогательные и не по-детски мудрые письма 10-летней девочки и надпись, сделанная рукой ее мамы, – в 11 лет, в день рождения она “убрала навсегда свой кукольный уголок”. Детство кончилось.

“Когда началось “дело врачей”, на кафедре дедушки судили как врага народа ведущего химика. Профессора Юшкевича впоследствии приговорили, но дедушка не принимал в этом участия. Он демонстративно встал и вышел из зала”, – рассказала Екатерина Соколова-Ткаченко.

“Мои родители не были пионерами, но они очень хорошо учились, никаких санкций на них по этому поводу не накладывали. Причин отказа вступить в пионерскую организацию они не называли. Когда их вызывали, просто молчали”, – вспомнила Екатерина.

“В нашу семью часто приезжала монахиня Магдалина Пашкевич из Марфо-Мариинской обители. Она была из дворянского рода. Еще в 1917-1918 году она преподавала математику в Марфо-Мариинской обители. В то время, когда она приходила к нам, мне было 10 лет, а она была уже в возрасте, прошла и тюрьма, и ссылки. У нее не было пенсии, она жила на пожертвования. В Москве она останавливалась у нас, а потом уезжала обратно в неотапливаемый барак, а бабушка посылала ей посылки. Она была человеком необыкновенной души, очень кроткой. В один из визитов дедушка предложил ей принять у нас ванну и попросил меня вымыть ванну. Я почему-то сказала “не хочу”, уже не могу вспомнить почему. Наш кроткий дедушка сам взял специальную мочалку, вымыл ванну, а мне сказал: “сейчас ты отказалась вымыть ванну для святого человека. Ты знаешь, что она прошла страшную ссылку и тюрьмы, а ты не захотела сделать для нее даже такую малость. Подумай, кому ты отказала?”. Я помню об этом до сих пор”.

Бесконечное количество трогательных историй звучало на встрече, но всем было ясно, что их не уместить в формат небольшого диалога. Издательство “Никея” планирует издать серию их десяти книг. Некоторые из них уже издавались, со многими воспоминаниями читатели смогут познакомиться впервые.

Серию «Наследие семьи Пестовых и Соколовых» открывает книга Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего», которая в конце XX века стала бестселлером на церковном рынке. Посвященная “всем православным женщинам”, эта книга стала своего рода духовным руководством по воспитанию детей и семейной жизни уже для нескольких поколений православных семей.

Всего же планируется выпустить около 10-и книг.

Благодаря этим текстам мы сможем соприкоснуться со всем двадцатым веком, от первых его лет до последних. Проникнутые искренней верой, теплотой и любовью к ближним, слова из книг семьи Пестовых-Соколовых всегда будут звучать мощно и современно. Ведь это слова тех, кто жил для Вечности.

Наталия Николаевна Соколова, дочь известного православного подвижника, богослова и ученого Николая Евграфовича Пестова (1892 -1982), вдова священника Владимира Соколова (1920–1995), мать пятерых детей.

Николай (1950г.р.), Серафим (Епископ Сергий) (1951 -2000), Екатерина (1952 г.р.), Любовь (1954 г.р.), Фёдор (1959-2000). Все они посвятили свои жизни служению Церкви: дочери Любовь и Екатерина - регенты церковных хоров, сын Николай - настоятель храма Святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета ПСТГУ, кандидат богословия, профессор, духовник Олимпийской сборной команды РФ.

Государственное управление образования Псковской области <#"center">Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Невеля Псковской области

Акция «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны»

Семейное наследие

Туриада - 2013

Не так давно мои родители осиротели. Не стало бабушек, умер дедушка….. Мама часто говорит, что вещи смогли пережить своих хозяев. И сейчас решается их судьба. Что-то мы выбрасывали, что-то отдали людям. А некоторые вещи мама и папа оставили как память. Среди них оказались фотоальбомы. Сначала я не поняла, на что нам эти толстые, потрепанные, с пожелтевшими страницами толстые книжки, ведь теперь такие яркие, с блестящими страницами, да цветными фотографиями. И зачем хранить с незнакомыми лицами фотографии? Но как-то летним вечером я застала маму и папу за очень увлекательным занятием. Они смотрели фотографии. Тут без меня не обошлось. Оказывается, мама и папа тоже когда-то были маленькими и такими смешными. А моя любимая бабушка Эмма с фотографии смотрит таким похожим на меня ребенком. Еще мама, часто перекладывая фотографии, бабушку и дедушку называла «дети войны». Я раньше слышала, что у бабушки Тамары и дедушки Пети не было папы. А почему, не знала. Когда-то бабушка Эмма много рассказывала о себе. Свое детство называла голодным и трудным. Я и это понять не могла. Разложенные веером на полу фотографии. У меня вопросы: «Кто это? Где это? Когда это?..»

семья наследие память

Эта фотография одна из старейших в альбоме. Справа мой прапрадедушка Иван Чичикалов. Здесь он сфотографировался, когда закончилась Первая мировая война. Мама говорит, что это где-то 100 лет назад. Он был настоящим солдатом: Первая мировая, потом гражданская война, война с Финляндией, а погиб где-то под Витебском в 1941 году. Похоронка пришла на без вести пропавшего солдата.

На этой довоенной фотографии - портрете прабабушка Женя Чичикалова и прадедушка Роман Захаров. На начало Великой отечественной войны их дочке Нине было 5 лет, а сыну Пете 1 неделя (мой дедушка). Прадед так и не узнал, что у него родился сын. Он был в командировке и без вести пропал в первые дни войны, а прабабушка осталась с двумя детьми одна.

Горбачев Иван Филиппович. Во время Великой Отечественной войны был помощником машиниста поезда. В 1943 году под Новосокольниками их поезд разбомбили фашисты. 22 января 1944 года родилась дочь Тамара (моя бабушка), а погиб прадед в эти же дни под деревней Маево Псковской области.

Брат Павел моей прапрабабушки Жени. Имел многочисленные ранения. Умер после окончания войны. И подпись интересная. Ведь эта одна из первых мирных фотографий. Она уже вся поврежденная, но надпись чернильная и карандашная осталась.

Это любимая тетя Граня бабушки Эммы. Вторая справа в среднем ряду. Калугина Глафира Васильевна прошла всю войну медсестрою (и там же служила до пенсии) в рядах 7 гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова дивизии г. Каунас, Литовской ССР.

Антроповский Гаргоний Николаевич (слева) - это старший брат Бабушки Эммы. Он тоже был участником Великой Отечественной войны. О нем в нашей семье говорят мало, потому что сразу после войны он трагически погиб. Всю войну прошел, а в мирное время пожить не удалось.

Это начало 50 годов прошлого столетия. Бабушка Тамара маме рассказывала, что она участвовала в открытии памятника братского захоронения на гражданском кладбище в деревне Трехалево Невельского района Псковской области. Бабушка несет венок в первом ряду.

А фотографии этого памятника - тоже живая история.

Начало 70-х годов прошлого столетия. Деревня Турки - Перевоз Невельского района Псковской области. Здесь из остатков боевого снаряжения и разорвавшихся снарядов, покореженного оружия был создан памятник. Создавали его сами солдаты своим погибшим товарищам, о чем свидетельствует надпись на фото. В 80-е годы это место было благоустроено и памятник реставрирован. Эту фотографию моя бабушка подготовила сестре одного из погибших на этом месте солдат, которая приехать на могилу брата не могла. К сожалению, кроме фамилии Иноземцев, других сведений не сохранилось. Это фото - одно из нескольких, по каким-то причинам бабушка его не послала. На этих фотографиях его первоначальный вид на начало 70-х годов. В наши дни это место изменилось. Когда мы едем в деревню к родственникам, мы проезжаем мимо целого сквера памяти, но об этом мой следующий репортаж, если он вас заинтересует.

Я сделала для себя открытие: семейное наследие - это не только дома, машины и прочее, но память поколений, передающаяся по наследству. Эти семейные фотографии хранились родителями моих родителей, а теперь их буду хранить и я.

Министру культуры Российской Федерации

Мединскому Владимиру Ростиславовичу

от Атаманенко Николая Ивановича

Уважаемый Владимир Ростиславович!

В средствах массовой информации в последние годы все чаще появляется противоречивая информация о судьбе Наследия семьи Рерихов. Многих граждан нашей страны и соотечественников за ее пределами волнует участь и перспективы развития созданного два года назад филиала Государственного музея Востока – Государственного Музея Рерихов. Система управления: Государственный Музей Востока – Музей Рерихов не отвечает текущим задачам становления Музея и планам его перспективного развития.

Возглавляющий Государственный Музей Востока — Александр Всеволодович Седов практически передал руководство деятельностью Музея своей бывшей жене – Анне Сергеевне Ковалец, которая работает в музее заместителем генерального директора по науке. После запрещения родственникам руководящих работников работать на руководящих должностях в одной государственной бюджетной организации культуры, А.В. Седов и А.С. Ковалец развелись, сохранив при этом семейные отношения на прежнем уровне с совместным ведением хозяйства. Фактически все вопросы, и не только семейные, но и служебные, решаются теперь только после одобрения Анны Сергеевны Ковалец.

С ее подачи появилась новая идея создания буддийского центра на базе здания, где расположился сейчас Музей Рерихов (Малый Знаменский пер., дом 3/5). Эта идея была сразу поддержана Седовым А.В. и к её реализации уже приступили. Таким образом, план становления Государственного Музея с коллекцией произведений и уникальным материалом философского Наследия семьи Рерихов оказывается под угрозой забвения. Последствия такого изменения в судьбе Усадьбы Лопухиных не ждут ни противники, ни сторонники идеи создания Музея Рерихов. Скандал неизбежен, и в него будут вовлечены и руководители Министерства культуры РФ, как вышестоящей организации — инициатора решения о создании Филиала ГМВ.

Обращаю внимание, что решение о месте размещении Наследия Рерихов в усадьбе Лопухиных (Малый Знаменский пер., дом 3/5) было принято руководством СССР (М.С. Горбачевым и Н.И. Рыжковым) после того, как Святослав Николаевич Рерих лично выбрал и одобрил размещение Архива и культурно-художественного Наследия семьи Рерихов, передаваемого в дар советскому народу, в этот вариант размещения. Это было одно из условий С.Н.Рериха по передаче Наследия из Индии в СССР с целью создания Центра-Музея Рерихов, концепцию которого он изложил в своей знаменитой статье «Медлить нельзя!» (опубликована в газете «Советская культура», 29 июля 1989 г.). Этот же вариант места размещения Наследия Рерихов в усадьбе Лопухиных, был подтвержден Вами 16.02.2016 года решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов».

В сложившейся ситуации становится окончательно понятно, что судьба Наследия Рерихов руководителей ГМВ совершенно не интересует. Об этом можно судить и по проходящей сейчас выставке на ВДНХ. В павильоне, до сих пор не принятом по акту, не приспособленном для проведения выставок живописных работ и их хранения согласно музейным требованиям, плохо работают системы вентиляции и климатического контроля, практически отсутствует противопожарная и охранная системы, т.е. в любой момент страна может лишиться картин Рериха.

Вопросами приспособления павильона к выставочной деятельности ведал заместитель директора по эксплуатации музейного оборудования Александр Александрович Лемещук. Генеральный директор А.В. Седов доверил право подписи финансовых документов и распоряжение большими бюджетными средствами человеку сомнительной репутации. Выясняется, что А.А.Лемещук не имеет высшего образования, а диплом, предъявленный им в отдел кадров ГМВ, является подделкой. Через него фактически идут потоки средств, что позволяет ему «рулить» не только по хозяйственным вопросам, но и вмешиваться в решение вопросов, не имеющих отношение к его обязанностям.

Прошу Вас принять меры по защите Музея Рерихов – Филиала Государственного музея Востока от некомпетентного руководства, не заинтересованного в развитии Государственного Музея и сохранении Наследия семьи Рерихов.

PS: Также ставлю Вас в известность, что данное письмо и Ваш ответ будут опубликованы на интернет-сайте «Агнивести» (Новостной канал Рериховского движения).