Название первого запущенного в космос. Космические летательные аппараты

Совсем недавно, забыв на выходе из дома мобильный телефон, мы и не думали бежать обратно, сломя голову, чтобы захватить одну из самых необходимых вещей в нашей повседневной жизни. Сейчас же нас не так сильно пугает опоздание на работу, встречу или учебу, главное — взять мобильник.

Сегодняшняя жизнь быстротечна, и обычно нам приходится делать несколько дел одновременно. Нередко в таких случаях выручает телефон, с помощью которого можно пользоваться интернетом практически в любой точке мира. По статистике, больше половины пользователей мобильного интернета, а именно 68%, используют его даже дома во время просмотра ТВ, чтения, серфинга по сайтам на стационарном ПК и так далее.

Кто-то из вас должен помнить, а кто-то еще и не знает, когда и какой вышел самый первый мобильный телефон. Это была настоящая «бомба». Первым в мире сотовым телефоном считается Motorola DynaTAC 8000X, выпущенный в 1983 году. На создание этого телефона было потрачено 15 лет разработок и более $100 млн. Телефон весил около 800 грамм, а зарядки хватало на час в режиме разговора. В розницу телефон стоил $3 995 . И, несмотря на высокую стоимость, успех первого мобильного телефона был настолько ошеломляющим, что для того, чтобы получить его, необходимо было записаться в очередь и ждать несколько месяцев.

Управление репутаций бренда

ORM – один из самых быстро растущих сегментов digital-рынка. Стань экспертом в области управления репутацией вместе с новым курсом Skillbox и Sidorin.Lab (агентством №1 по профильному рейтингу Рувард).

3 месяца онлайн-обучения, работа с наставником, дипломная работа, трудоустройство для лучших в группе. Следующий поток обучения стартует уже 15 марта . Cossa рекомендует!

Вот так выглядел Motorola DynaTAC 8000X:

А в 1990-х годах появилась универсальная система стандартов GSM. Вот тогда-то и началось стремительное бурное развитие мобильных телефонов и сетей.

Давайте посмотрим на мировую эволюцию мобильных телефонов.

Таблица 1. Эволюция мобильных телефонов


1992 г., первый GSM-телефон массового производства 1993 г., первый аппарат, в котором комбинировались функции телефона и КПК 1996 г., первая серия смартфонов 1999 г., первый мобильный телефон с браузером WAP 2000 г., первый телефон на Symbian. Один из «пионеров» среди мобильных ОС
Nokia 1011 IBM Simon Коммуникатор Nokia 9000 Nokia 7110 Ericsson R380s

2003 г., один из первых 3G-смартфонов 2004 г., первый бюджетный телефон с EDGE 2005 г., первый КПК-телефон с технологией 3G на базе Windows Mobile 2007 г., iPhone на базе IOS 2008 г., первый аппарат, выпущенный с рабочей системой Android, разработанной Google
Nokia 7600 Nokia 3220 HTC Universal iPhone 2G T-Mobile G1 (HTC Dream)

С момента выпуска самого первого мобильного телефона прошло 30 лет. И сегодня большинство из нас уже пользуется не сотовыми телефонами, а смартфонами (в переводе smart phone - умный телефон). И мы вряд ли сможем представить свою жизнь без телефона с большим экраном и выходом в нтернет. На конец 2012 года доля смартфонов в общих продажах мобильных составляла 30%, а по прогнозам на 2013 г. их доля увеличится на 8%.

Для того, чтобы смартфон нормально функционировал, нужна полноценная операционная система. По оценкам аналитической компании IDC , мировыми лидерами являются ОС Android, разработанная компанией Google, и ОС iOS от Apple. По итогам 3 квартала 2012 года Android заняла 75% рынка мобильных операционных систем (в 2011 году было 57,5%). На втором месте - iOS, занимающая 14,9% рынка (в 2011 году было 13,8%). Третью строчку занимает BlackBerry с 4,3% (в 2011 было 9,5%). Четвертое место у Symbian с 2,3% (в 2011 было 14,6%). На пятом - Windows Phone 7/ Windows Mobile с 2% (в 2011 году она занимала еще меньше - 1,2%).

В России, по результатам исследований J’son&Partners Consulting , на первом месте также ОС Android - 58% (в 2011 было 29%), на втором - Symbian 18%, что почти в 3 раза меньше, чем в 2011 году. Третью строчку занимает Bada - 12%, и только четвертую - ОС iOS (6%).

Мобильная аудитория

WapStart и Openstat провели исследование «Мобильная аудитория Рунета » и в октябре 2012 г. объявили результаты, где говорилось, что «число пользователей мобильного Интернета в Рунете составляет более 34,5 млн. Средняя продолжительность визита на мобильной площадке - порядка 5 минут. Практически все браузеры мобильных устройств сейчас поддерживают cookies, а это значит, что рекламодатели смогут точнее таргетировать целевую аудиторию, тем самым повышая эффективность рекламных кампаний. Наибольшая рекламная восприимчивость - некий прайм-тайм мобильной рекламы - выходные и вечер в будни (в эти часы CTR выше среднего). WapStart и Openstat уверены, что мобильный Рунет станет массовым рекламным каналом: объем мобильной аудитории приближается к 35 млн человек, что составляет почти 44% от всего населения страны. При этом число мобильных посетителей год от года прогрессивно увеличивается - прирост в 2012 г. почти 51%.

Портрет пользователя смартфона (по результатам исследований J’son&Partners Consulting):

  • Основные пользователи - мужчины (61%);
  • Среди пользователей смартфонов больше всего людей в возрасте от 18 до 34 лет;
  • 60% пользователей имеют высшее образование;
  • 76% пользователей смартфонов работают, 10% - учатся, 10% - являются безработными, 1% - пенсионерами;
  • 36% обладателей смартфонов являются пользователями меньше 6 месяцев;
  • Для большинства владельцев смартфонов (53%) нынешний многофункциональный гаджет является первым.

Где и для чего нужен мобильный Интернет пользователям смартфонов?

Опять же, согласно результатам исследований J’son&Partners Consulting, 68% пользователей ежедневно используют мобильный Интернет дома, 54% пользуются «на ходу», 52% - на работе.

Самые востребованные функции смартфона связаны с мобильным Интернетом. 75% обладателей смартфонов используют мобильную передачу данных для проверки электронной почты, 73% - для просмотра веб-сайтов, 72% - для поиска информации.

В среднем на смартфоне установлено 19 приложений, из них 7 приложений использовались за последние 30 дней, причем количество установленных платных программ - около 3-х.

Параллельно с использованием смартфона 60% пользователей слушают музыку, 43% смотрят ТВ, 37% выходят в нтернет с другого устройства.

Прогнозы развития мобильного интернета на 2013 г.

  • Число активных абонентов мобильного интернета в России по состоянию на конец 2013 года составит около 79 млн;
  • В 2013 году в России будет продано 16,4 млн смартфонов, по сравнению с 2012 годом рост объема продаж составит около 30%;
  • Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов в 2013 году составит 38%;
  • Количество проданных в следующем году планшетных ПК достигнет 3,5 млн устройств, рост продаж по сравнению с 2012 годом составит около 40%;

  • Стоимость мобильного трафика снизится в среднем до 40 копеек за МБ;
  • Общий объем трафика с мобильных устройств в 2013 году удвоится по сравнению с текущим годом и составит 201 петабайт;
  • Рынок мобильного контента в России в 2013 году вырастет на 30% по сравнению с предыдущим годом и составит $3,2 млрд USD.

Текущий уровень развития технологий позволяет выпускать недорогие смартфоны и планшетные ПК. Поэтому средняя розничная цена смартфона в России падает, и они становятся более доступными для покупателя. Также активно развивается покрытие и качество 3G, 4G, LTE-сетей. Растет популярность мобильных приложений, требующих наличие функционального девайса и доступа в Интернет.

Чтобы охватить всю целевую и дополнительную аудиторию для достижения целей рекламных кампаний и решения бизнес-задач, будь то продажи, брендинг, анонсирование и др., необходимо следовать трендам современного мира. И, судя по прогнозам на 2013 год, можно смело нацеливать свою рекламную деятельность и на мобильную аудиторию ваших потенциальных клиентов.

На данный момент существует несколько вариантов размещения рекламы на мобильных устройствах - это мобильные рекламные сети/площадки, мобильный поиск, мобильные приложения, а также обычные интернет-сайты с мобильными пользователями.

И тут хочется отметить, что для продвижения вашего бизнеса не стоит слепо следовать главному тренду нашего рынка - приложениям, и считать себя обязанным делать их для всех популярных платформ. При этом бытует мнение о том, что «мало кто ориентируется на реальную популярность платформ, в большинстве своем, все считают, что приложение для iPhone должно быть обязательно, ну и особо продвинутые знают, что еще есть Android. Вообще, есть несколько причин появления приложений для того или иного сервиса/сайта, они банальны: директор купил себе iPhone и увидел приложения конкурентов, или желание учитывать тренды, о которых много говорят, и к которым, безусловно, относится мобильный Интернет. На мой взгляд, если в действительности так и есть, то эти директора недолго будут следовать своим убеждениям, не ориентируясь на реальную популярность мобильных платформ. А только до тех пор, пока Android не займет 80–90% рынка. Тогда-то они задумаются и обратят должное внимание на реальные цифры.

Я веду к тому, что приложение нельзя назвать необходимостью, это дополнение. Но, безусловно, не для всех сфер деятельности в мобильном пространстве это утверждение подходит. Например, компьютерным играм без приложений уж никак не обойтись.

Игроки рынка должны понимать: не стоит упускать возможностей мобильных сайтов, потому что они, как и обычные сайты, являются неотъемлемой частью современного Интернет-пространства. Мобильные сайты предназначены для всех покупателей, тогда как приложение - это скорее программа лояльности для постоянных покупателей. То есть, если ваш бизнес не связан исключительно с постоянными покупателями, то стоит заняться созданием мобильной версии сайта и использовать все возможные ресурсы мобильной сети.

Чтобы ваш сайт соответствовал всем потребностям и желаниям посетителей, важно помнить о стандартных правилах создания мобильной версии сайта. В первую очередь, про небольшой размер экрана мобильных устройств и характер действий их пользователей.

Итак, каким должен быть мобильный сайт?

1. Одно из главных условий - скорость . Мобильный сайт должен загружаться быстро, и всю информацию пользователь должен получать в «2 клика»:

  • Конкретный, краткий и понятный контент;
  • Избегайте крупных блоков текста и используйте списки;
  • Используйте изображения в сжатом формате.

2. Сократите путь до конверсии , чтобы посетителям сайта было легко совершать покупки и связываться с вами. Для этого необходимо:

  • Обеспечить четкое описание товаров;
  • Использовать короткие формы для заполнения;
  • Использовать флажки, списки и меню с прокруткой;
  • Сделать все номера телефонов интерактивными.

3. Максимально упростите навигацию:

  • В идеале все содержание страницы должно помещаться на одном экране. Если не получается, то использовать только вертикальную прокрутку;
  • Четкая иерархия пунктов меню;
  • Откажитесь от всплывающих элементов над ссылками, кнопками и т. д.;
  • Используйте кнопки «Назад» и «Главная страница», чтобы упростить перемещение по уровням иерархии;
  • На странице не должно быть более семи навигационных ссылок.

4. Ориентированность на сенсорные экраны. Важно помнить о том, что просмотр на мобильных устройствах осуществляется пальцами, поэтому элементы сайта должны быть достаточно крупными.

5. Сайт должен быть универсальным и подходить для любых типов устройств - лучше отказаться от Flash-элементов, так как они доступны не для всех платформ.

6. Сделайте так, чтобы пользователи могли с легкостью найти ваши офисы или торговые точки:

  • Укажите адрес или разместите инструмент поиска филиалов на целевой странице;
  • Добавьте на сайт карту и подробный маршрут проезда;
  • Дайте пользователям возможность проверить наличие товаров в ближайших магазинах.

7. Интеграция с основным сайтом:

  • В мобильном варианте должно быть реализовано как можно больше функций основного ресурса;
  • Разрешите посетителям сохранять корзину покупок и частые запросы.

8. Переадресация : пользователи, открывающие сайт с мобильных устройств, должны быть перенаправлены на его мобильную версию.

9. Обратная связь. На основной версии сайта рекомендуется провести опрос и выяснить: чего ждут пользователи от мобильного сайта.

Есть несколько сервисов, где можно бесплатно сделать мобильный сайт. Одни из них - Google сайты и Dudamobile . Но, если вы используете бесплатную версию, то к названию вашего домена будут добавлены названия доменов этих сайтов, например: dudamobile.com/yoursite. За мобильные версии с m.yoursite.com придется доплачивать.

Еще есть другой бюджетный вариант. При размещении мобильной рекламы в системе Бегун, если у вас нет мобильной версии сайта, Бегун в партнерстве с Мобильной кухней предлагает следующее: вы определяете эффективное действие, которое должен совершить пользователь на мобильном сайте, после этого Мобильная кухня разрабатывает сайт бесплатно, далее запускают рекламу, и в течение 3-х месяцев собирается статистика эффективных действий. Если мобильный сайт окажется по-настоящему эффективен для вашего бизнеса, то нужно будет оплатить стоимость разработки сайта, чтобы продолжить им пользоваться.

Кстати сказать, в январе 2013 г. Mail.Ru Group представила итоги опроса, проведенного командой Рейтинга Mail.ru среди веб-мастеров о наличии мобильных версий у сайтов. Из результатов опроса видно, что доля сайтов с мобильной версией существенно вырастет. 72% ответили, что у них нет пока мобильной версии сайта, но 23% из них планируют ее запустить в ближайшее время. 26% считают, что их сайт оптимизирован под просмотр с телефона, а 23% уверены, что мобильная версия им не нужна. Уже у 17% опрошенных существует мобильная версия, а у 11% она намного проще по функционалу по сравнению с основным сайтом.

А теперь к главному вопросу о мобильной рекламе

  • Реклама в приложениях в Интернете, видеореклама, медийная реклама;
  • Сообщения - рекламные SMS- и MMS-рассылки, «SMS-хвосты», ICB, USSD1;
  • Контекстная реклама - реклама, показываемая при поиске на телефонах, и на сайтах партнеров;

Но в своей статье я подразумеваю мобильную рекламу как услугу, которая позволяет демонстрировать объявления на мобильных сайтах, в мобильных приложениях и на веб-сайтах при просмотре с мобильных устройств.

Существует уже множество сервисов и площадок для размещения мобильной рекламы. Одни из них - сервисы контекстной рекламы - Google AdWords и Бегун. Также появляется все больше рекламных мобильных сетей - Plus1 WapStart, Mobiads, Adcast и др.

Я постаралась собрать все возможности, настройки и другие особенности нескольких сервисов в одну таблицу для наглядности (табл.2). Но сервисы охвачены не все, а только несколько (для примера). Возможно, я что-то упустила, не серчайте =).

Для кого же подходит мобильная реклама?

В принципе, для любой online- и offline-деятельности, в особенности:

  • Сфера розничной торговли;
  • Автомобильная сфера;
  • Финансовая сфера;
  • Сфера путешествий;
  • Для локальных бизнесов;
  • Продвижение и монетизация мобильных приложений.

Почему мобильная реклама?

1. Всегда прайм-тайм в режиме 24 часа 7 дней в неделю.

3. Интерактивность канала. После просмотра рекламы и клика на баннер абонент сразу попадает на мобильный сайт, где может взаимодействовать с рекламодателем в режиме онлайн.

5. Целевой контакт с аудиторией.

6. Пока еще низкая стоимость контакта с аудиторией.

8. Мобильная реклама отлично подходит для вывода новых брендов и продуктов, поддержки кино- и аудио-новинок, знакомству потребителей с инновационными технологиями, продажей контента, вовлечение в интерактивные сервисы и многое другое.

Практика

Приведу в пример кейс нашего клиента. Тематика - финансовые услуги. Рекламодатель - банк. Рекламировал новый банковский продукт - срочный кредит за 5 минут до 100 000 руб. Задача - охватить целевую аудиторию и увеличить продажи продукта. Рекламодатель сделал мобильную страничку сайта, где посетителю необходимо было заполнить форму из 2-х полей - ФИО и номер телефона.

  • Бюджет 55 686 руб. за один месяц;
  • Количество переходов - 18 562;
  • Конверсия - 24%.

Около 4 500 пользователей оформили заявку на сайте.

Подведем итоги

Эта ознакомительно-информационная статья говорит о том, что мобильный «умный» рынок стремительно растет и, чтобы не оказаться на «дне колодца», мы должны использовать современный и, самое главное, эффективный канал для решения наших задач. Мобильная реклама обеспечивает контакт с активной и продвинутой аудиторией, даёт возможность мгновенного отклика.

Я не утверждаю, что надо прекратить размещение привычной нам контекстной и медийной рекламы в сети Интернет на стационарных ПК, потому что она уже не эффективна. Ни в коем случае! Мобильная реклама может отлично работать и в дополнение к другим видам интернет-рекламы. Приведу несколько примеров: как правило, стационарным ПК пользуются больше днем (на работе или учебе), вечером же, наоборот, берут в руки планшетники и смартфоны. Поэтому, если посетители наткнулись на ваш сайт и что-то захотели приобрести в течение рабочего или учебного дня, но по каким-то причинам не смогли/не успели/не захотели этого сделать, а по приходу домой уже забыли, каким сайтом заинтересовались, то наша задача - снова поймать этого пользователя, показав ему рекламу на мобильном устройстве. Или же другая ситуация: образовалась пробка на дороге, владельцы смартфонов и планшетов сразу заходят в Интернет. Одни - просто посерфить, другие - поискать то, что давно собирались, но не было времени. И тут у нас есть возможность привлечь этих пользователей. Согласно статистике, 61% потребителей, нажав покупку на мобильном устройстве, продолжили затем на ПК, а 21% пользователей смартфонов совершали покупки онлайн на ПК после просмотра мобильных объявлений.

Я призываю вас обратить должное внимание на мобильную рекламу, тем самым завоевать новые ниши, охватить новую целевую/дополнительную аудиторию и не упустить старую - быть выше всех, громче всех, заметнее всех!

Источник картинки на тизере: 3 fat birds

Производители телефонов, пытаясь продать свои устройства, часто прибегают к небольшим маркетинговым хитростям, чтобы завлечь покупателей. Ничего плохого в этом, конечно же, нет. Но в последнее время я стал замечать, что количество некоторых фраз в рекламных роликах и пресс-релизах начало зашкаливать (появились штампы). Поэтому сейчас хочу рассказать вам о пяти самых популярных маркетинговых уловках, с которыми вы наверняка сталкивались.

5 место. Интеграция с социальными сетями

В современном мире интеграция с социальными сетями – необходимая вещь. Мало кто может прожить день без Твиттера, ВКонтакте или Facebook. Маркетологи не дремлют, поэтому появление этой фразы в рекламе вполне ожидаемо. Но есть то самое “но”. К любому телефону, смартфону, планшету можно применить шаблон “интеграция с социальными сетями”. Ведь получается, что, установив клиент социальной сети, ты уже наградил его этой волшебной возможностью. Единственные устройства, которые с гордостью могут называться социально активными – и .

4 место. Необходимый набор функций

Еще одна фраза-пустышка. Услышать “В этом устройстве есть весь необходимый набор функций” чаще всего можно в рекламе недорогих телефонов, где набор этих самых функций не очень то и большой. Ведь если в смартфоне (планшете) есть какая-то изюминка, то в ролике (тексте) о ней обязательно расскажут, если нет – “необходимый набор функций”. Такое выражение, скорее всего, заменяет правду, а звучит она приблизительно так: “В устройстве есть минимальный набор функций”.

3 место. Большой экран

Большой экран – это очень субъективная фраза. Вы можете назвать дисплей 4,5″ большим? А 5,5″? А если сравнивать его с 6,3″? Заметьте, что речь о планшетах даже не шла. Я веду к тому, что большой экран или нет, определяет непосредственно сам пользователей. Хотя все-таки очень забавно, когда наши любимые китайские компании (обойдемся без упоминания брендов) могут прислать пресс-релиз, где назовут 3,5-дюймовый дисплей большим (особенно доставляет, когда речь идет о копии iPhone).

2 место. Дизайн выделяется из серой массы

Мне всегда было интересно, что подразумевают компании под словосочетанием “серая масса” и почему они так стремятся из неё выделяться? Это уже не просто штамп, это какой-то бред. Даже устройства Samsung линейки Galaxy нельзя назвать “серой массой”, потому что каждый смартфон имеет небольшие отличия. Но вот с психологической точки зрения такая фраза положительно склоняет потребителя к продукту, ведь подсознательно у каждого из нас есть это самое стремление к “выделению из серой массы”.

1 место. Поможет проявить свою индивидуальность

Показывать свою уникальность – это, конечно, хорошо. Но кто сказал, что в этом вам должен помогать телефон? Как голубенькая задняя панелька или рисунок со слоником (если речь идёт о чехле) поможет вам “проявить свою индивидуальность”? Скажите еще, что iPhone хорошо подчеркивает неповторимость вашей личности. Ситуация напоминает историю с рингтонами. Нельзя поставить себе на звонок саундтрек из популярного фильма, а потом бегать и рассказывать о своей неординарности. Ведь такая мелодия стоит еще у миллиона людей по всему миру. Отличаться от других людей – хорошо, но не стоит делать это при помощи телефона.

Разумеется, таких фраз-шаблонов куда больше. Можно вспомнить и “постоянно оставаться на связи”, и “оснащен виджетами”. В любом случае, правила бизнеса сейчас таковы, что если устройство не обладает функциями, интересными для конечного потребителя, то маркетологи найдут, под каким углом показать продукт. И помните: не существует дешевых смартфоном, есть недорогие!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Большинство из них сосредоточено в промежутке между орбитами Марса и Юпитера, известном как пояс астероидов. К сегодняшнему обнаружено более 600 000 астероидов, но на самом деле счет их идет на миллионы. Правда в основной своей массе они невелики - существует всего две сотни астероидов диаметров больше 100 километров.

Динамика открытия новых астероидов в период с 1980 по 2012 год.


Но пояс астероидов это не единственное место, где можно встретить подобные объекты. Существует множество "семейств", разбросанных по разным частям Солнечной системы. Например Кентавры, чьи орбиты лежат между Юпитером и Нептуном, или т.н. троянские астероиды, находящиеся в окрестностях точек Лагранжа L4 и L5 различных планет. У Юпитера например открыто порядка 5000 троянских астероидов.


Розовый цвет - троянские астероиды Юпитера, оранжевый - Кентавры, зеленый - объекты пояса Койпера

Первым космическим аппаратом пересекшим основной пояс астероидов был "Пионер-10". Но поскольку тогда о его свойствах и плотности в нем объектов было недостаточно данных, инженеры предпочли перестраховаться и разработали траекторию, державшую аппарат на максимально возможном удалении от всех известных на тот момент астероидов. По такому же принципу пояс астероидов пролетали "Пионер-11", "Вояджер-1" и "Вояджер-2".

По мере накопления знаний, стало понятно что пояс астероидов не представляет большой опасности для космической техники. Да, там миллионы небесных тел, что кажется большой цифрой - но лишь пока не оценишь объем пространства, приходящегося на каждый такой объект. К сожалению, или скорее к счастью, но картинки в стиле “Империя наносит ответный удар” где можно увидеть в одном кадре тысячи астероидов, в зрелищной манере сталкивающихся между собой не слишком похоже на реальность.

Так что через некоторое время парадигма изменилась - если ранее космические аппараты сторонились астероидов, то теперь наоборот, малые планеты стали считаться дополнительными целями для изучения. Траектории аппаратов стали разрабатываться таким образом, чтобы по возможности можно было пролететь вблизи какого-то астероида.

Пролетные миссии

Первым космическим аппаратом, пролетевшим вблизи астероида, стал “Галилео”: на пути к Юпитеру он посетил 18-километровую Гаспру (1991 год) и 54-километровую Иду (1993 год).

У последней обнаружился 1.5 километровый спутник, получивший название Дактиль

В 1999 году "Deep space 1" пролетел вблизи двухкилометрового астероида Брайль.

Аппарат должен был сфотографировать Брайль практически в упор, но из-за программного сбоя камера включилась когда он уже удалился от него на расстояние в 14 000 километров.


На пути к комете Вильда, аппарат "Стардаст" сфотографировал шестикилометровый астероид Аннафранк, названный так в честь Анны Франк.

Снимок сделан с расстояния в 3000 километров

Зонд “Розетта”, который сейчас находится на подходе к комете Чурюмова-Герасименко, в 2008 году пролетел на расстоянии 800 километров от 6.5 километрового астероида Штейнс.

В 2009 он прошел на расстоянии 3000 километров от 121 километровой Лютеции.

Отметились в изучении астероидов и китайские товарищи. Незадолго до конца света 2012 года их зонд "Чанъэ-2" пролетел рядом с астероидом Таутатис.

Прямые миссии по изучению астероидов

Впрочем, все это были пролетные миссии, в каждой из которых изучение астероидов было лишь бонусом к основной задаче. Что касается непосредственных миссий по изучению астероидов, то к настоящему моменту их насчитывается ровно три.

Первой была стартовавшая в 1996 год “NEAR Shoemacker”. В 1997 году данный аппарат пролетел вблизи астероида Матильда.

Тремя годами спустя он достиг своей основной цели - 34 километрового астероида Эрос.

“NEAR Shoemacker” изучал его с орбиты целый год. Когда топливо подошло к концу, NASA решило поэкспериментировать с ним и попытаться посадить его на астероид, хотя и без особых надежд на успех, так как аппарат не был предназначен для таких задач.
К удивлению инженеров, им удалось осуществить задуманное. “NEAR Shoemacker” без каких-либо повреждений совершил посадку на Эрос, после чего еще две недели передавал сигналы с поверхности астероида.

Следующей миссией была весьма амбициозная японская "Хаябуса", стартовавшая в 2003 году. Ее целью был астероид Итокава: аппарат должен был достигнуть его в середине 2005 года, несколько раз сесть, а затем взлететь с его поверхности, высадив при этом микроробота "Минерву". И самое главное - взять при этом образцы астероида и в 2007 году доставить их на Землю.


Итокава

С самого начала все пошло не так: вспышка на Солнце повредила солнечные батареи аппарата. Ионный двигатель начал барахлить. Во время первой посадки "Минерва" был утерян. Во время второй связь с аппаратам полностью прервалась. Когда ее удалось восстановить, никто в центре управления не мог сказать удалось ли аппарату вообще взять пробу грунта.


Из-за очередного сбоя в работе двигателей стало казаться, что аппарат уже никогда не сможет вернуться на Землю. Тем не менее, пускай и с огромными усилиями, и на три года позже срока, но спускаемая капсула "Хаябусы" все же вернулась домой. Основная интрига заключалась в том, удалось ли аппарату взять хоть какие-то образцы или же семилетняя миссия прошла впустую. К счастью для ученых, Хаябуса все же доставил на Землю несколько частиц Итокавы. Меньше чем планировалось, но все же этого хватило для кое-каких анализов.

И наконец, миссия “Dawn”. Этот аппарат тоже был оснащен ионным двигателем, который к счастью сработал не в пример лучше японского. Благодаря ионнику, Dawn смог добиться того, что еще не удавалось ранее ни одному другому аналогичному космическому аппарату - выйти на орбиту небесного тела, изучить его, а затем покинуть ее и направиться к другой цели.

А цели у него были весьма амбициозные: два самых массивных объекта пояса астероидов - 530-километровая Веста и почти 1000-километровая Церера. Правда, после реклассификации, Церера теперь официально считается не астероидом, а как и Плутон карликовой планетой - но не думаю что перемена названия что-то меняет в практическом плане. "Dawn" был запущен в 2007 году и достиг Весты в 2011, произучав ее целый год.

Считается, что Веста и Церера могут являться последними уцелевшими протопланетами. На стадии формирования Солнечной системы таких образований было несколько сотен по всей Солнечной системе -они постепенно сталкивались между собой, образуя более крупные тела. Веста, может быть одним из реликтов той ранней эпохи.

Затем "Dawn" направился к Церере, которой он достигнет в следующем году. Так что, впору называть 2015 годом карликовых планет: мы впервые увидим как выглядит Церера и Плутон, и еще неизвестно, какое из этих тел преподнесет больше сюрпризов.

Будущие миссии

Что касается будущих миссий, то в настоящее время NASA планирует миссию "OSIRIS-REx", которая должна стартовать в 2016 году, в 2020 году встретиться с астероидом Бенну, взять пробу его грунта и доставить ее на Землю к 2023 году. В ближайшей перспективе планы есть и у японского космического агентства, которое планирует миссию "Хаябуса-2", которая в теории должна учесть многочисленные ошибки предшественника.

Ну и наконец, уже несколько лет ведутся разговоры про пилотируемую миссию на астероид. В частности, план NASA заключается в захвате небольшого, диаметром не более 10 метров астероида (или в качестве альтернативного варианта - фрагмента крупного астероида) и доставке его на лунную орбиту, где он будет изучен астронавтами космического корабля "Орион".

Разумеется, успех такого начинания зависит от ряда факторов. Во-первых, нужно найти подходящий объект. Во-вторых, создать и отработать технологию захвата и транспортировки астероида. В-третьих, корабль "Орион", чей первый тестовый полет намечен на конец этого года, должен продемонстрировать свою надежность. В настоящий момент ведутся поиски подходящих для такой миссии околоземных астероидов.


Один из возможных претендентов для изучения - шестиметровый астероид 2011 MD


Если данные условия будут выполнены, то подобная пилотируемая миссия может ориентировочно состояться после 2021 года. Время покажет, насколько реализуемыми окажутся все эти амбициозные планы.

14 лет прошло со дня первой мягкой посадки земного аппарата на астероид. 14 февраля 2001 года на околоземный астероид Эрос сел космический аппарат NEAR Shoemaker . А годом ранее, 14 февраля 2000, аппарат вышел на орбиту Эроса, где сделал первые снимки и собрал данные о поверхности.


Эрос - первый открытый околоземной астероид. Его обнаружил астроном Карл Витт в 1898 году. В далеком будущем, как считали в 1996 году ученые, возможно столкновение Эроса с Землей. Первым искусственным спутником астероида стал аппарат NEAR Spacecraft.

Корпус аппарата имел форму призмы, сверху установили солнечные батареи. На верхнем основании призмы - антенна диаметром 1,5 метра. Общая масса с топливом - 805 кг, без топлива - 487 кг. Для исследований он использовал мультиспектральную камеру, ИК-спектрометр, лазерный высотометр, гамма-рентгеновский спектрометр, магнитометр и радиоосцилятор.

17 февраля 1996 года запустили космический аппарат NEAR, он направился в сторону астероида Матильда. Путь занял 16 месяцев. В 1997 году аппарат пролетел на расстоянии 1200 километров от астероида, сделав пятьсот снимков.

14 февраля 2000 NEAR Shoemaker вышел на орбиту Эроса с периодом обращения 27,6 дней, где провел следующий год. Тогда он сделал первые снимки астероида и собрал данные о его поверхности и геологии. Ниже - первый снимок после выхода на орбиту.

14 февраля 2001 года вышла новость об успешной мягкой посадке космического аппарата на поверхность астероида. Посадка состоялась в 15:01:52, завершив путь аппарата в 3,2 миллиарда километров. Вертикальная скорость составила меньше четырех миль в час.

Космический аппарат NEAR Shoemaker изначально имел имя Spacecraft, позже был назван в честь погибшего в автокатастрофе в 1997 году американского геолога Юджина Шумейкера . Он основал новое направление в науке - астрогеологию. Останки ученого были похоронены на Луне, в «кратере Шумейкера».

Клементина — 25 января1994 года. Цель — картографирование и наблюдение Луны в различных диапазонах: видимом, УФ, ИК; лазерная альтиметрия и гравиметрия. Впервые была составлена глобальная карта элементного состава Луны, были обнаружены большие запасы льда на её южном полюсе.
  • Lunar Prospector — 7 января1998 года. Был уточнён возможный объём льда на южном полюсе Луны, его содержание в грунте оценили в 1—10 %, ещё более сильный сигнал указывает на наличие льда на северном полюсе. На обратной стороне Луны магнитометром были обнаружены сравнительно мощные локальные магнитые поля — 40 нТл, которые сформировали 2 небольшие магнитосферы диаметром около 200 км. По возмущениям в движении аппарата было обнаружено 7 новых масконов. Была проведена первая глобальная спектрометрическая съёмка в гамма-лучах, по итогам которой были составлены карты распределения титана, железа, алюминия, калия, кальция, кремния, магния, кислорода, урана, редкоземельных элементов и фосфора, и создана модель гравитационного поля Луны с гармониками до 100-го порядка, что позволяет очень точно рассчитывать орбиту спутников Луны.
  • Смарт-1 — 27 сентября2003 года. Аппарат создавался как экспериментальная АМС для отработки перспективных технологий, в первую очередь — электрореактивной двигательной установки для будущих миссий к Меркурию и Солнцу.
  • Кагуя — 14 сентября2007 года. Полученные данные дали возможность составить топографическую карту Луны с разрешением около 15 км. При помощи вспомогательного спутника «Окина» удалось составить карту распределении сил тяжести на обратной стороне Луны. Также полученные данные позволили сделать выводы о затухании вулканической активности Луны 2,84 миллиарда лет назад.
  • Чанъэ-1 — 24 октября2007 года. Планировалось, что аппарат выполнит несколько задач: построение трёхмерной топографической карты Луны — для научных целей и для определения места посадок будущих аппаратов; составление карт распределения химических элементов типа титана и железа (необходимы для оценки возможности промышленной разработки месторождений); оценка глубинного распределения элементов с помощью микроволнового излучения — поможет уточнить как распределяется гелий-3 и велико ли его содержание; изучение среды между Землёй и Луной, например, «хвостовой» области магнитосферы Земли, плазмы в солнечном ветре и т. д.
  • Чандраян-1 — 22 октября2008 года. В число основных целей запуска «Чандраян-1» входит поиск полезных ископаемых и запасов льда в полярных регионах Луны, а также составление трёхмерной карты поверхности. Часть программы — запуск ударного зонда. Он был запущен с окололунной орбиты и в течение 25 минут достиг поверхности Луны, совершив жёсткую посадку. Выбросы лунной породы на месте падения модуля будут проанализированы орбитальным аппаратом. Данные, полученные при жёсткой посадке ударного зонда, будут использованы для мягкой посадки будущего индийского лунохода, доставка которого на Луну запланирована в ходе полёта следующего зонда «Чандраян-2».
  • Lunar Crater Observation and Sensing Satellite — 18 июня2009 года. От полёта LCROSS ожидалось получить окончательные сведения о наличии водяного льда на южном полюсе луны, который мог бы сыграть важную роль для будущих пилотируемых экспедиций на Луну. 9 октября 2009 года в 11:31:19 UTC в районе кратераКабеус упал разгонный блок «Центавр». В результате падения выброшено облако из газа и пыли. LCROSS пролетел сквозь выброшенное облако, анализируя вещество, поднятое со дна кратера и упал в тот же кратер в 11:35:45 UTC, успев передать на Землю результаты своих исследований. С лунной орбиты за падением следил зонд «LRO», с околоземной — космический телескоп Хаббл и европейский спутник «Odin». С Земли — крупные обсерватории.
  • Gravity Recovery and Interior Laboratory — 10 сентября2011 года. Программа изучения гравитационного поля и внутреннего строения Луны, реконструкции её тепловой истории.
  • — 4 сентября2013 год. После завершения миссии 17 апреля2014 годаLADEE столкнулся с поверхностью Луны
  • Чанъэ-5Т1 — 23 октября 2014 года. Китайская автоматическая лунная станция для испытаний возвращения на Землю спускаемого аппарата. Китай стал третьей после СССР и США страной, выполнившей возвращение аппарата который облетел Луну и двигался со скоростью близкой ко второй космической.
  • Текущие миссии

    • Lunar Reconnaissance Orbiter — 19 июня2009 года. Аппарат будет производить следующие исследования: изучение лунной глобальной топографии; измерение радиации на лунной орбите; изучение лунных полярных регионов, включающее в себя поиск залежей водяного льда и исследование параметров освещённости; составление сверхточных карт с нанесением объектов не менее 0,5 метра с целью найти лучшие посадочные площадки.
    • ARTEMIS P1 и ARTEMIS P2 — 17 февраля2009 года. Изучения магнитного поля Луны.
    • Чанъэ-2 — 1 октября2010 года. 27 октября аппарат начал фотосъёмку участков Луны, пригодных для посадки следующих космических аппаратов. Для решения данной задачи спутник приблизится к Луне на расстояние 15 километров.
    • Чанъэ-3 — Запуск аппарата осуществлён 1 декабря 2013 года с космодрома Сичан.
    • Юйту — первый китайский луноход , запущен вместе с Чанъэ-3.

    Марс

    Успешные миссии

    Текущие миссии

    • Марс Одиссей — 7 апреля2001 года. Искусственный спутник Марса.
    • Марс-экспресс — 2 июня2003 года. Искусственный спутник Марса.
    • Оппортьюнити — 7 июля2003 года.Марсоход.
    • Mars Reconnaissance Orbiter — 12 августа2005 года. Искусственный спутник Марса.
    • Кьюриосити — 26 ноября2011 года. Марсоход.
    • Mangalyaan — 4 ноября2013 года, искусственный спутник Марса.
    • — 18 ноября 2013 года, искусственный спутник Марса.
    • Трейс Гас Орбитер — запущен 14 марта 2016 года. Аппарат исследует и выяснит природу возникновения в атмосфере Марса малых составляющих метана, других газов и водяного пара, о содержании которых известно с 2003 года. Наличие метана, быстро разлагающегося под ультрафиолетовым излучением, означает его постоянное поступление из неизвестного источника. Таким источником могут быть ископаемые или биосфера — живые организмы.

    Юпитер

    Успешные миссии

    Текущие миссии

    Сатурн