Понятия. Виды понятий


Дидактическое сопровождение урока по теме «Природная зональность» курса географии материков

Формирование понятий

Инструкция 1-я:

1. Разделить класс на группы по 5-6 человек

2. В течение десяти минут вы будете работать с понятийно-терминологической
картой. Вы видите список из восьми понятий и их определений. Прочитайте эти
определения. (См. Приложение «Определения к теме «Природная зональность»).
Определения к теме «Природная зональность»

Широтная зональность - это закономерная смена крупных природных комплексов от экватора к полюсам в связи с уменьшением солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, и неравномерностью увлажнения.

Природная зона - это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Высотная поясность -чередование природных зон в горах.

Саванна - это тропическая лесостепь, имеющая влажный сезон года и много тепла.

3. В течение десяти минут в группе разберите эти понятия и выделите из них
отличительные признаки.

4.Запишите то, что получилось в тетрадь.

5. Попробуйте сформулировать определения этих понятий своими словами.

6.Разбейтесь на двойки.

7. Опросите друг друга, используя прием «Толстые и тонкие вопросы». (См. Приложение «Толстые и тонкие вопросы»). «Толстые и тонкие вопросы»

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

1 .От чего зависит распространение зон?

1 .Что такое природная зона?

2.Чем отличается широтная зональность от

2.Где расположена зона тропических

высотной поясности?

3. Как выдумаете, могут ли в тропических

З. С какими климатическими

пустынях произрастать

условиями

широколиственные леса?

связано изменение природных зон?

4.Предположите, что будет, если в

4.Где распространяется зона

антарктической пустыне повысится

широколиственных лесов?

температура?

5.Является ли зональность географической

5. Чем объясняется изменение

закономерностью?

природных зон на равнине?

8. Составьте связный текст из этих понятий.

9. Запишите свои баллы в листок учета. (Приложение «Листок учета»)

Листок учета

Чтение и анализ текста

Учащимся предлагается кластер (кластер - «гроздь»), в котором надо увеличить количество «гроздьев»:

Кластер «Природные зоны» Арктические пустыни

Температура

Животный мир

Растительность

Инструкция 2-я

На это задание отводится 5-10 минут 1 1.Разделиться по парам.

2. Сообща дополнить недостающую информацию в кластер. 3.Озвучьте свои «гроздья».

Чтение и размышление

Используем прием « Кубик ». Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1) Почему понижается температура воздуха в горах при подъеме.

2) Чем природный комплекс отличается от географической оболочки.

3) Каковы особенности размещения природных зон на материках и океанах.

4) Что такое широтная зональность и высотная поясность?

5) Покажите на карте природные зоны.

6) Выделите главные признаки понятия «природная зона».

Инструкция 3-я 1.Класс разбивается на команды по 4-6 человек.

2. Ведущий бросает кубик над столом.

З. На выпавший вопрос должен ответить по очереди каждый из учащихся группы.

3. Запишите свои баллы в листок учета.

Резюмирование

Используем прием «синквейн». «Синквейн»- пять (с французского)

Инструкция 4-я

1.В течение пяти минут напишите самостоятельно «синквейн», в котором главное слово «Природная зона».

2. Объединившись в пары, чтобы озвучить и обсудить свои синквейны.

3. Для написания «синквейна» используйте правила. (См. Приложение «Правила
написания «синквейна»).

Правила написания «синквейна»

1. Одним словом называется тема:

2. Описание темы двумя прилагательными

3. Три глагола, называющие самые характерные действия предмета.

4. Фраза, показывающая личное отношение к теме.

5. Синоним темы, подчеркивающий её суть

4. Запишите свои баллы в листок учета.

1. Природные комплексы очень разнообразны. Какие из них называют природными зонами?

Природный комплекс суши, так же как и комплекс географической оболочки в целом, представляет собой неоднородное образование и включает природные комплексы более низких рангов, отличающих ся качеством составляющих комплекс природных компонентов. Такими более низкими по рангу являются природные зоны. Изучив карту природных зон, вы сможете самостоятельно назвать эти природные зоны и проследить закономерности их размещения.

2. Выделите главные признаки понятия "природная зона".

Каждая природная зона отличается от других качеством составляющих ее почв, растительного и животного мира. А качество этих компонентов, в свою очередь, зависит от особенностей климата, совокупности получаемого света, тепла и влаги.

3. Каковы особенности размещения природных зон на материках и в океане?

Границы природных зон на суше наиболее четко прослеживаются по характеру растительности. Не случайно именно растительность взята за основу названия природных зон суши.

В Мировом океане также выделяют природные зоны, но границы этих зон менее четки, и в основе деления на зоны в океане лежит качественная характеристика водных масс (соленость, температура, прозрачность и т. д.).

4. Что такое широтная зональность и высотная поясность?

Закономерность, с которой природные зоны размещены по поверхности Земли, называется широтной зональностью. Изменение качества составляющих природную зону компонентов происходит в зависимости от их географического положения, особенно от географической широты, от которой зависит количество получаемого тепла и влаги.

В горах, в отличие от равнинных территорий, природные зоны меняются с высотой. Изменение природных зон от подножия гор к их вершинам аналогично изменению природных зон от экватора к полюсам. Закономерность изменения природных зон с высотой в горах называется высотной поясностью или высотной зональностью.

5. В каких горах имеется наибольшее количество высотных поясов, в каких - наименьшее? Почему?

Количество природных зон в горах зависит от географического положения гор по отношению к экватору и от их высоты. На южных склонах Гималаев сменяются практически все природные зоны: от влажных экваториальных зон у подножия до арктических пустыынь на вершинах. В горах, расположенных в более высоких широтах, количество природных зон будет меньше. Таким образом, можно проследить зависимость, существующую между количеством природных зон в горах и географическим положением гор по отношению к экватору. Причина такой закономерности - в количестве получаемого тепла и влаги.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Природная зональность уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. По карте определите, в каких климатических поясах находятся тропические пустыни и полупустыни. Для выполнения этого задания вам потребуются карты природных зон и климатических поясов. Определите, в каких климатических поясах находятся данные природные зоны. Почему они сформировались именно в этих климатических поясах? Самой главной причиной является среднегодовое количество осадков, характерное для данного климатического пояса. Уменьшение количества осадков в районе тропиков ведет к образованию полупустынь и пустынь. 2. Пользуясь картами, определите климатические условия
    1. Какое влияние на природу Атлантического океана оказывают его географическое положение и размеры? Меридиональная протяженность Атлантического океана определяет различие его природы по широте. Север океана находится под сильным влиянием Арктики, а юг - Антарктики; океан лежит почти во всех климатических поясах. Различия по долготе не так велики, так как, в отличие от Тихого океана, Атлантический значительно уже. Сильное влияние на природу и климат побережий океана оказывают морские течения, особенно Гольфстрим и
    Тема: «Природные зоны Евразии» Цель: Закрепить понятие о природных зонах, раскрыть связи природозональных особенностей материка с климатическими условиями, особенностями расположения зон. Дать представление о чередовании зон континента. Продолжить формирование умении и навыков работы с атласом, картой и компьютером. Продолжить воспитание заботливого отношения к природе и оосознание собственной возможности сохранения природы. Оборудование: Физическая карта Евразии, карта природных зон мира, атласы, компьютер с электронной энциклопедией «БЭКиМ», мультимедийный проектор. Ход урока. Орг. Момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Изучение нового материала. Сообщение учителя:
    1. Каковы особенности географического положения южных материков? Особенностью географического положения южных материков можно считать их частичное или полное расположение в Южном полушарии. Такое положение оп ределяет особенности климата, сочетание природных зон, характер человеческой деятельности на территории каждого из материков. 2. Назовите общие черты рельефа южных материков. Чем они объясняются? В расположении основных форм рельефа можно выделить такую закономерность: центральные, относительно устойчивые части материков - платформы - занимают равнины; горы располагаются по окраинам материков.
    1. Каковы особенности размещения природных зон в Австралии? Чем они объясняются? Изучив карту природных зон, вы сможете легко определить особенности их размещения. А вот для того, чтобы правильно ответить на второй вопрос этого задания, необходимо внимательно прочитать текст 37 учебника и сопоставить карту природных зон с климатической картой Австралии. Направление преобладающих ветров, рельеф, влияние окружающих Австралию океанов определяют климатические характеристики территории (среднюю температуру воздуха, годовое количество осадков и режим их выпадения,
    1. Назовите черты сходства и различия между природными зонами Южной Америки и Африки. Вы уже знаете, что выделение черт сходства и различия представляет собой метод сравнения. Внимательно изучите карты природных зон Южной Америки и Африки. Выполняя задание 2 после 42, вы сравнивали климат этих двух материков, полученные знания можно использовать, сравнивая природные зоны. Различия в природе материков в наибольшей степени связаны с различиями в климатических условиях. В пределах каждого климатического пояса
    1. В чем проявляется закон природной зональности на территории Евразии? Этот географический закон на территории Евразии наиболее наглядно проявляется в последовательности чередования природных зон. Одна природная зона сменяет другую при движении с севера на юг. 2. Известно, что в лесах образуется больше растительной массы, чем в степях, однако черноземные почвы гораздо плодороднее подзолистых. Чем это объяснить? Каждая природная зона имеет свои географические особенности, тип растительности, почвы и т. д. Почвы лесов, несмотря на

Отличать неживую и живую природу детей учат в начальной школе, но наиболее подробно эту тему рассматривают именно в 3-м классе. Зная главные нюансы, дети научатся правильно воспринимать окружающую среду и бережно относиться к объектам планеты.

Чтобы дети научились легко относить любые предметы к нужной сфере, следует объяснить им различия между разными предметами. Чаще всего проблема в определении сущности возникает при рассмотрении неживых объектов, которые часто путают с искусственными предметами, созданными человеком.

Понятия живой и неживой природы

Под природой понимается окружающая человека среда , которая зародилась и развивается без участия людей. В ней происходит взаимное сосуществование живых и неживых объектов. Живые создания способны дышать, расти, питаться и размножаться, тогда как неживые предметы не обладают такими признаками и практически не меняются.

Природные компоненты - это предметы, которые создаются природой, а не человеком. К живой природе относятся люди, звери, птицы, насекомые, растения, микробы и все, что растет, двигается, питается, развивается, дышит и живет. А к неживой природе относят все остальное.

Если уехать за город и оказаться там, где нет строений и изобретений человека, каждый может заметить, что его окружает множество объектов неживой природы . В стороне можно увидеть струящийся ручей, а вдали - вершины высоких гор. Взглянув вверх, можно лицезреть плывущие по небу облака и ласково пригревающее солнышко.

Эта природа выступает первичной, поскольку именно в ней произошло зарождение жизни на Земле. Все живое использует дары неживой среды и существует за ее счет, а после смерти становится ее частью. Срубленные стволы деревьев, опавшая листва, умершее животное - все это объекты неживой природы.

В рассмотрении темы часто возникают вопросы, к чему относятся такие предметы, как, например, кирпичи, стекло, автомобили, телефоны, дома. Все, что создано, руками человека, является искусственными объектами .

Признаки и особенности объектов

При сравнении неживых организмов с живыми можно сразу сказать, что они не способны дышать, питаться, расти, размножаться и умирать. Например, появившиеся однажды горы всегда будут устремлены своими вершинами в небо. Или планеты со звездами, возникшие миллиарды лет назад и выстроившиеся в определенные системы, так и существуют по сей день.

Объекты этой сферы можно распознать по следующим отличительным признакам:

Классификация

Во всем мире существует большое число предметов неживой природы . Огромное разнообразие объектов изучается специалистами химии, физики, геологии, гидрографии, астрологии и других наук.

Основная классификация объектов включает в себя три основные группы:

У объектов всех трех групп отсутствует потребность в дыхании, питании и размножении, однако многие из них являются жизненно необходимыми для людей, животных и растений.

Взаимосвязь с живыми организмами

Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:

Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов - рыб, животных и микроорганизмов - способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.

Выделите основные признаки понятия "биологическая система"?

    Соглашусь с тем, что главным признаком биологической системы является ее открытость. Ведь невозможно представить себе сообщество организмов, биологическую систему, которая бы не получала питание, не дышала бы, не участвовала в процессах круговорота веществ. То есть биологическая система энергозависима от окружающего мира, а следовательно всегда будет открытой. Это отличает биологическую, живую систему от неживой. Ну и вторым главным отличительным признаком является способность любой биологической системы к самовоспроизводству, то есть к размножению. Ведь отдельные элементы биологической системы как правило очень короткоживущие, и без возможности быстро восстанавливать утраченные элементы любая биологическая система быстро бы уничтожилась.

    Остальные признаки системы не столь важны - это свойства наследственности, изменчивости, роста и развития, наличия рефлексов, дискретность и саморегуляция.

    Биологическая система - это одна их ключевых концепций в современном естествознании. Согласно этой концепции все биологические объекты взаимосвязаны и находятся в определенном порядке или иерархии.

    Основы этой концепции были заложены в середине прошлого века, автором ее является Людвиг фон Берталанфи.

    Основными признаками биологической системы являются следующие:

    Выделяются также уровни биологической системы, хотя и условно, так как на каждом уровне существуют еще и подуровни.

    Они представлены на этом рисунке:

    Основных уровней - четыре:

    первый: молекулярно-генетический,

    второй: онтогенетический,

    третий: популяционно-видовой,

    четвертый: биогеоценотический.

    По информации этого источника: http://biology100.ru/ , признаками биологической системы, которые отличаю ее от неживой природы являются следующие:

    • единство химического состава
    • обмен веществ
    • самовоспроизведение
    • наследственность
    • изменчивость
    • рост и развитие
    • раздражимость
    • дискретность
    • саморегуляция
    • ритмичность
    • энергозависимость
  • Основными признаками любой биологической системы являются два свойства, которые позволяют провести грань между объектами живыми и неживыми - это:

    Кроме того, существует ряд других отличий, более конкретных:

    Более подробный материал на эту тему можно найти вот в этой популярной статье.

    Системность свойственна абсолютно всем биологическим объектам. Людвиг фон Берталанфи разработал общую теорию системы, в которой выделил различные системы: биологические, экономические, космические, физические и другие, который объединяются в такие категории, как микромир (молекулы, атомы...), макромир (материки, океаны...) и мегамир (Вселенная).

    Биологическая система открыта, взаимодействует с другими системами, это совокупность биологических элементов, которые имеют определенную иерархическую структуру. Основные ее признаки:

    Чем же отличается биологическая система от других неживых систем?

    Прежде всего способностью к дыханию, к размножению, к анализу ситуации, также к раздражимости. Вообще рост и развитие. Более подробно и продолжение написано ниже:

  • Основные:

    1. Обмен веществ. Любая биологическая система является открытой системой.
    2. Самовоспроизведение с изменением.
    1. Особенности химического состава. В состав биологических систем входят вещества (биологические молекулы), которые в неживой природе не обнаруживаются: нуклеиновые кислоты, белки, углеводы, липиды, разнообразные низкомолекулярные органические вещества.
    2. Биологические системы характеризуются такой высокой степенью упорядоченности, такой строгой системой соподчинения (иерархичностью), которые никогда не встречаются в неживой природе.
    3. Биологические системы представляют собой продукт реализации генетической программы строения, развития и функционирования.
    4. Биологические системы являются открытыми проточными системами. Они постоянно поглощают высокоорганизованную энергию.
    5. Биологические системы это саморегулирующиеся системы, способные поддерживать свою структуру в условиях изменяющейся внешней среды. В основе саморегуляции биологических систем лежит множество обратных связей между составляющими их элементами.
    6. Рост и развитие.
    7. Целостность и дискретность. Любая биологическая система является целостной системой, реагирующей на воздействия как единое целое. В то же время, биологические системы одного уровня дискретны, то есть более или менее отграничены друг от друга.

Похожие вопросы

  • Раскрой смысл слов французского философа Ж.-П Сартра:"Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю".
  • Помогите выполнить задания. Прочтите еще одну сцену с Петей Трофимовым из второго действия u подчеркните то, что покажется вам наиболее важным в его словах. «Любовь Андрeе внa. Нет, давайте продолжим вчерашний разговор. Tрофимов. O чем это? Гaев. О гордом человеке. Tpофимов. Мы вчера говорили долго, но ни к чему не пришли. B гордом человеке, в вашем смысле, есть что-то мистическое. Быть может, вы и ‚правы по-своему, но если рассуждать попросту, без затей, то накал там гордость, есть ли в ней смысл, если человек физиологически устроен неважно, если в своем громадном большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив. Hallo перестать восхищаться собой. Надо бы только работать. Гaев. Все равно умрешь. Tpофимов. Кто знает? И что значит - умрешь? Быть может, у человека сто чувств и со смертью погибают только пять, известных нам, а остальные девяносто пять остаются живы. Любовь Андреевна. Какой вы умный, Петя! Лопаxин (иронически). Страсть! Трофимов. Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим. Укажите мне, где у нас ясли, о которых говорят так много и часто, где читальни? О них только в романах пишут, на деле же их нет совсем. Есть только грязь, пошлость, азиатчина... Я боюсь и не люблю очень серьезных физиономии, боюсь серьезных разговоров. Лучше помолчим!» Как вам кажется, почему в пьесе, главное событие которой - продажа имения, Чехову понадобился этот монолог о «гордом человеке», о будущем человечества и о настоящем России? К кому обращены слова Пети Трофимова?
  • Расскажите про индийские касты, структуру общества и научные открытия.
  • Объясните понятия и термины: АГРАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ, ФАБРИКА, ЛУДДИЗМ
  • выполните пожалуйста. Во второй половине XIX века Россия силой присоединила Среднюю Азию и Кавказ. Это вызвало неоднозначную реакцию народов. Необходимый уровень. Одобрил бы ли ты политику самодержавия на Кавказе и в Средней Азии? Отрази в таблице свою позицию, обосновав ее двумя-тремя аргументами. Я бы одобрил (не одобрил) ... потому, что... Программный уровень. Исходя из данной исторической ситуации, сформулируй правило своего поведения в жизни. Где ты можешь его применить? Максимальный уровень. Выполни задание на программном уровне, но используй дополнительную информацию, не изученную на уроках. Мое правило поведения в жизни... Его можно применить...
  • Составьте в тетради синхронистическую таблицу "Основные события в США и Латинской Америке во второй половине 19 – в начале 20 в. (Во все периоды)" 1. Годы 1800 – 1840 1841 – 1870 1871 – 1912 2. США 3. Страны Латинской Америке (История Нового Времени 8 класс)