С добрым утром есенин. Предварительная работа с лексикой стихотворения

Предварительный просмотр:

Тема урока: Чтение стихотворения Сергея Александровича Есенина «Задремали звёзды золотые...»

Тип урока: комбинированный

Учебник: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова

«Родная речь», 4 класс

Цели урока:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством русского поэта С.А. Есенина;
  • познакомить со стихотворением «Задремали звёзды золотые...»;
  • провести анализ этого лирического произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • совершенствовать выразительное чтение;
  • научить осознанному выбору средств выразительности;
  • научить приёму словесного рисования.

Воспитательные:

  • воспитывать умение ценить красоту природы

Развивающие:

  • развивать воссоздающее воображение;
  • продолжать развивать речь детей.

Оборудование:

  1. Учебник В.Г. Горецкого и др. «Родная речь»

4 класс, 2 часть;

  1. Аудиозапись произведения А. Грига «Утро»;
  2. Фотография с изображением восхода солнца;
  3. Портрет С.А. Есенина.
  4. Демонстрационные карточки

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

С творчеством какого поэта мы начали знакомиться на прошлом уроке? (С.А. Есенина)

Кто запомнил, где родился и вырос Сергей Александрович? (В селе Константиново Рязанской губернии)

В каком году родился Есенин? (1895)

А сколько лет ему было, когда он начал писать стихи?

(9 лет)

В каком году закончилась жизнь Есенина? (В 1925 году.)

Можно ли назвать его жизнь долгой? (Нет, он прожил всего 30 лет.)

Вы правы, но за эту недолгую жизнь С.А. Есенин написал очень много прекрасных произведений. И сейчас люди помнят о нём, и с удовольствием читают его стихотворения.

Что вам было задано на дом? (Выучить наизусть стихотворение «Погасло солнце. Тихо на лужке...»)

Кто хочет рассказать? (учитель спрашивает 3-4 чел.)

Физкультминутка.

III. Подготовительная работа.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством

С.А. Есенина. Послушайте отрывок из музыкального произведения Александра Грига и скажите, что описывает композитор? (Утро, восход солнца)

Какое время суток больше похоже на эту музыку?(Утро)

Правильно, это произведение так и называется «Утро». Скажите, что особенного происходит утром, что композитору Александру Григу даже захотелось написать музыку? (Встаёт солнце, всё просыпается, начинают петь птицы и т. д.)

Посмотрите, пожалуйста на доску, художник-фотограф тоже встречал восход солнца и захотел, чтобы все увидели, как это происходит. Что занимает главное место на этом снимке? (Солнце)

Какое оно? (Яркое, сияющее, жёлтое)

А остальная часть снимка какая? (Не такая яркая, темнее. Всё покрыто туманом.)

Что ещё здесь изображено? (Река, деревья, небо)

Какие они? Каких красок больше? (Яркое солнце, светлое небо, бело-серый туман, тёмные деревья.)

Какое впечатление производит эта фотография? (Ещё не всё проснулось, только яркое солнце появилось на небе, но кажется, что скоро произойдёт пробуждение природы.)

А теперь послушайте, как описывает рассвет, утро Сергей Есенин в своём стихотворении «Задремали звёзды золотые...». Попробуйте представить то, что описывает поэт.

IV. Первичное чтение. (Читает учитель)

С.А. Есенин «Задремали звёзды золотые...»

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром

V. Беседа эмоционально-оценочного характера.

Что вы увидели? (Гаснут звёзды. Показывается солнце. Дует лёгкий ветерок. Небо становится розоватым. Начинают просыпаться птицы, животные. На траве и деревьях лежит роса. Всё кажется нарядным, красивым.)

Какое настроение у вас появилось после прочтения этого стихотворения? (Радость, восхищение красотой природы, ожидание чуда)

VI. Вторичное чтение и анализ.

Откройте учебники на странице 65. Возьмите в руки карандаши, прочитайте произведение ещё раз про себя и подчеркните те слова, которые помогли вам почувствовать радость. (Дети читают по одному четверостишию и объясняют почему они выбрали эти слова: звёзды золотые, свет, небосклон, улыбнулись, горят серебряные росы, яркий перламутр, обрядилась, шаловливо, с добрым утром.)

А теперь объясним значение сложных и незнакомых слов, которые нам встретились в этом произведении. Для этого нам нужно ещё раз обратиться к тексту.

Читает первое четверостишие. Скажите, а как вы понимаете значение слов «задремали звёзды»? (потухли, исчезли)

Золото – драгоценный металл жёлтого цвета.

Следующая фраза «задрожало зеркало затона» вам понятна? (нет)

Посмотрите на доску. Я для вас выписала сложные слова.

Затон – это вдавшийся в берег речной залив, заводь.

Почему же водная гладь задрожала, заколебалась? (Подул ветерок)

Как вы понимаете слова «брезжит свет на заводи речные»? (дети затрудняются ответить)

Брезжит – чуть светится Заводь = затон

Откуда же берётся этот свет? (Солнце появляется из-за горизонта и отражается в воде.)

Обратите внимание на следующую фразу «и румянит сетку небосклона». Что значат эти слова: румянит, сетка, небосклон?

Румянит – делает красным, румяным

Сетка – расчерченная, обычно в клетку, поверхность

Небосклон – часть неба над горизонтом

Попробуйте сказать эту фразу своими словами. (Солнечные лучи, попадая на небо, окрашивают его в розовый цвет, но при этом яркие лучи «расчерчивают» небо жёлтыми полосками.)

Кто может своими словами описать то, что хотел нам рассказать Есенин? (Встаёт солнце, гаснут звёзды. Солнечные лучи пронзают небо, расчерчивая его и освещая розовым цветом. Солнце отражается в воде. Дует лёгкий ветерок.)

Какие краски здесь преобладают? (Жёлтый,розовый, красный, голубой.)

Читает второе четверостишие. Что описывает автор в этом четверостишии? (Берёзы)

С кем он их сравнивает? (С человеком, с девушками)

Как называют этот приём, когда изображают неживые предметы в виде живых существ? (олицетворение)

А кто был внимательным и может ответить, был ли такой же приём в первом четверостишии? (Да, звёзды задремали.)

А как вы догадались, что Есенин сравнивает человека с девушками? (Улыбнулись, сонные, косы, серёжки)

А берёзы на самом деле умеют улыбаться или могут быть сонными? (Нет. Автор приписывает берёзам характерные черты поведения человека по утрам.)

А почему росы «серебряные»? (В росинках отражается солнце, они блестят и кажутся серебряными.)

Серебро – благородный металл серовато-белого цвета

Что значит «горят»? (Переливаются разными цветами, очень яркие.)

А этом четверостишии какие краски преобладают? (зелёный, серебристый, белый)

Кто может своими словами рассказать, что описал автор?

Читает последнее четверостишие.

Посмотрите на иллюстрацию. Здесь изображён плетень.

Плетень – это изгородь, сделанная из веток и сучьев

Замените слово «заросшая» другими, близкими по смыслу словами: густая, частая, большая. Меняется смысл? Какое слово точнее, ярче? (Смысл меняется. Слово автора лучше подходит.)

Как вы понимаете фразу «обрядилась ярким перламутром»?

Обрядить – нарядить, надеть

Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, внутренний слой некоторых раковин

(Мелкие капельки росы и солнечный свет создают впечатление того, что крапива стала перламутровая)

Что значит «шаловливо»?

Шаловливо – легкомысленно-игриво

А почему крапива качается? (Дует ветер.)

А крапива может разговаривать? (Нет. Это тоже олицетворение.)

А всё-таки крапива может издавать какие-либо звуки?(Крапива качается от ветра и листья шелестят. Этот шелест похож на шёпот человека – олицетворение.)

О чём говорит нам фраза «С добрым утром!»? (Всё живое, и даже крапива, радуется наступлению нового дня, солнцу и желает всем добра.)

А в этом четверостишии какие цвета преобладают? (Зелёный, перламутровый.)

Кто может описать своими словами эту картину?

Физкультминутка.

Итог анализа.

Мы говорили, что стихотворение вызывает у вас радость, даже крапива желает всем добра, какой мы можем сделать вывод? (Это доброе, радостное стихотворение, описывающее красоту природы, лирическое.)

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

С каким стихотворением мы сегодня познакомились? («Задремали звёзды золотые...»)

Кто запомнил, какое музыкальное произведение мы слушали сегодня на уроке? («Утро»)

Как зовут композитора? (Александр Григ)

В этом году мы познакомились только с двумя стихотворениями Есенина. За свою короткую жизнь он успел написать много стихотворений и поэм. Есенин очень любил природу, видел красоту родного края и умел описать её. Есть такое выражение: «Любить и понимать природу, значит любить свою Родину.»

Откройте дневники и запишите домашнее задание: стихотворение «Задремали звёзды золотые...» выучить наизусть, найти и прочитать другие стихотворения о природе С. А. Есенина. Урок окончен.


Сергей Александрович Есенин

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.

Стихотворение «С добрым утром!», написанное в 1914 году, позволяет в полной мере судить о поэтическом таланте Есенина и его трепетному отношению к родине. Небольшая поэтическая зарисовка, в которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнышка , наполнена лиризмом и удивительными по красоте метафорами.

Так, в каждой строфе стихотворения присутствует свойственная Есенину образность. Поэт осознано наделяет неодушевленные предметы качествами и способностями, которые присущи живым людям. Утро начинается с того, что «задремали звезды золотые», уступив место дневному светилу. После этого «задрожало зеркало затона», на поверхность которого опустились первые солнечные лучи. Дневной свет у Есенина ассоциируется с природным источником жизни, который дарит тепло и «румянит» небосклон. Восход солнца автор описывает так, словно бы это привычное природное явление представляет собой некое чудо, под воздействием которого весь окружающий мир преображается до неузнаваемости.

Особое место в творчестве Сергея Есенина занимает образ русской березы , которая выступает в различных ипостасях. Однако чаще всего поэт приписывает ей черты юной хрупкой девушки. В стихотворении «С добрым утром!» именно березы являются одним из ключевых персонажей, «оживших» по воле автора. Под воздействием теплых солнечных лучей они «улыбнулись» и «растрепали шелковые косы». То есть, поэт умышленно формирует у читателей привлекательный женский образ, дополняя его «зелеными сережками» и каплями росы, сверкающими, словно бриллианты.

Обладая ярким поэтическим талантом, Сергей Есенин без особого труда совмещает в своих произведениях волшебство русской природы и вполне обыденные, повседневные вещи . К примеру, в стихотворении «С добрым утром!» на фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает обычный деревенский плетень с зарослями крапивы. Однако даже это колючее растение, которое у Есенина также ассоциируется с барышней, поэт наделяет первозданной красотой, отмечая, что крапива «обрядилась ярким перламутром». И этот необыкновенный наряд словно бы преобразил жгучую красавицу, превратив ее из злобной и сварливой фурии и светскую кокетку, которая желает случайным прохожим доброго утра.

В итоге данное произведение, состоящее всего из трех коротких четверостиший, очень точно и полно воспроизводит картину пробуждения природы и создает удивительную атмосферу радости и умиротворения. Словно романтичный художник, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. Автор умышленно оставил «за кадром» многие нюансы и не рассказал о том, каким будет предстоящий день, и что именно он принесет. Потому как подобное повествование наверняка разрушило бы тонкое очарование того мгновения, которое отделяет ночь ото дня и именуется утром. Но при всем этом стихотворение выглядит вполне полноценным произведением, логическим завершением которого является пожелание «С добрым утром!», адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне, и может по достоинству оценить момент пробуждения природы, волнующий и великолепный.

«С добрым утром!» Сергей Есенин

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!»

Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.

Стихотворение «С добрым утром!», написанное в 1914 году, позволяет в полной мере судить о поэтическом таланте Есенина и его трепетному отношению к родине. Небольшая поэтическая зарисовка, в которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнышка , наполнена лиризмом и удивительными по красоте метафорами.

Так, в каждой строфе стихотворения присутствует свойственная Есенину образность. Поэт осознано наделяет неодушевленные предметы качествами и способностями, которые присущи живым людям. Утро начинается с того, что «задремали звезды золотые», уступив место дневному светилу. После этого «задрожало зеркало затона», на поверхность которого опустились первые солнечные лучи. Дневной свет у Есенина ассоциируется с природным источником жизни, который дарит тепло и «румянит» небосклон. Восход солнца автор описывает так, словно бы это привычное природное явление представляет собой некое чудо, под воздействием которого весь окружающий мир преображается до неузнаваемости.

Особое место в творчестве Сергея Есенина занимает образ русской березы , которая выступает в различных ипостасях. Однако чаще всего поэт приписывает ей черты юной хрупкой девушки. В стихотворении «С добрым утром!» именно березы являются одним из ключевых персонажей, «оживших» по воле автора. Под воздействием теплых солнечных лучей они «улыбнулись» и «растрепали шелковые косы». То есть, поэт умышленно формирует у читателей привлекательный женский образ, дополняя его «зелеными сережками» и каплями росы, сверкающими, словно бриллианты.

Обладая ярким поэтическим талантом, Сергей Есенин без особого труда совмещает в своих произведениях волшебство русской природы и вполне обыденные, повседневные вещи . К примеру, в стихотворении «С добрым утром!» на фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает обычный деревенский плетень с зарослями крапивы. Однако даже это колючее растение, которое у Есенина также ассоциируется с барышней, поэт наделяет первозданной красотой, отмечая, что крапива «обрядилась ярким перламутром». И этот необыкновенный наряд словно бы преобразил жгучую красавицу, превратив ее из злобной и сварливой фурии и светскую кокетку, которая желает случайным прохожим доброго утра.

В итоге данное произведение, состоящее всего из трех коротких четверосиший, очень точно и полно воспроизводит картину пробуждения природы и создает удивительную атмосферу радости и умиротворения. Словно романтичный художник, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. Автор умышленно оставил «за кадром» многие нюансы и не рассказал о том, каким будет предстоящий день, и что именно он принесет. Потому как подобное повествование наверняка разрушило бы тонкое очарование того мгновения, которое отделяет ночь ото дня и именуется утром. Но при всем этом стихотворение выглядит вполне полноценным произведением, логическим завершением которого является пожелание «С добрым утром!», адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне, и может по достоинству оценить момент пробуждения природы, волнующий и великолепный.

Мы писали, что лирические тексты сложны для восприятия детьми. Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над выразительными средствами языка, так называемыми тропами.

Часто младшему школьнику бывает трудно уловить и осмыслить переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако именно с помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и музыкальную выразительность, завораживающие читателя. Поэтому учителю необходимо обучать юных читателей чувствовать красоту, необычность, выразительность и многозначность этих средств поэтического языка.

Рассмотрим, как такую работу можно организовать при изучении хрестоматийного произведения С.А. Есенина, которое включено во все учебные хрестоматии для начальной школы.

Стихи С. Есенина, знакомые нам с детства, обладают обманчивой простотой. Однако поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями, которые не просто осмыслить младшему школьнику.

Как работать с текстом, чтобы юный читатель проникся красотой и глубиной есенинских строк?

Прочитаем стихотворение и попытаемся выявить художественную функцию специальных выразительных средств в создании эмоционально-образной картины произведения.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. В этом стихотворении нет, пожалуй, ни одной строки без специальных выразительных средств. Природные образы изображаются с помощью:

  • эпитетов («звезды золотые» , «сонные березки» , «шелковые косы» , «серебряные росы» );
  • олицетворений («задремали звезды» , «улыбнулись... березки» , «растрепали... косы» , «крапива обрядилась» , «шепчет шаловливо» );
  • метафор («зеркало затона» , «горят... росы» , «сетку небосклона» ).

Все это создает насыщенное экспрессивно-ассоциативное «поле», помогающее читателю вообразить и эстетически оценить данную картину жизни. Мир красочной, праздничной, блистающей («румяной» , «золотой» , «серебряной» ) природы изображается автором как мир живой, просыпающийся, наполненный ласковой дремой, улыбающимся уютом и свежестью.

Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к явлениям земным - озеру, березкам, а затем к предметам, казалось бы, нарочито будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде - от звездного беспредельного неба до шалуньи-крапивы - мир наполнен трепетной гармонией и красотой. Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в этот празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы, в котором все ценно, все вызывает любовь и теплую нежность.

Во многом именно выразительные средства поэтического языка воссоздают в читательском воображении ассоциативные ряды «природное - человеческое», в контексте которых березки волшебным образом оборачиваются красными девицами, а заросшая крапива шаловливой кокеткой.

Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву - качаться.

Необходимо обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как постоянно повторяющиеся инверсии (нарушение порядка слов в предложении): каждая строка первых двух строф начинается с глагола («задремали» , «задрожали» , «брезжит» , «румянит» и т. д.). Благодаря глагольным инверсиям в сознании читателя рождается ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни.

Однако эстетический смысл этих ассоциаций шире смысла тех живых картинок, которые рождаются в воображении читателя. С помощью этих конкретных образов автор воплощает основное лирическое переживание: поэтическое воспевание истинной красоты и возвышенности одухотворенного мира природы, сливающегося в гармонии с пробуждающейся и открытой этому миру душой лирического героя.

Назовем ряд ключевых вопросов, которые помогут учащимся воспринять и осмыслить функции изобразительно-выразительных средств поэтического языка.

Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?

1 строфа - небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.

2 строфа - взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.

3 строфа - около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

Вывод : поэт охватывает взглядом весь мир - от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет» , «зеленые сережки» , «заросшая крапива» ), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.

Как поэт изображает природу? С помощью каких слов он ее одушевляет?

Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы» , «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.

Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?

Подчеркивание аллитераций в словах «ш елес тят», «с ереж ки» , «ш епчет» , «ш аловливо» . Подчеркнутые буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.

Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?

Для ответа на этот вопрос учащиеся должны внимательно перечитать стихотворение и найти следующие цветовые эпитеты: «золотые» , «румянит» , «зеленые» , «серебряные» , «перламутром» . Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина?

Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую. В конце пусть зазвучит мелодия, передающую восторженную влюбленность поэта в мир.

В заключение обобщим, каковы основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.

  • Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века.
  • Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения.
  • Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении.
  • Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.
  • Совершенствовать выразительность чтения.
Это стихотворение Сергея Александровича Есенина относится к его ранней лирике, так как написано в самом начале его творческого пути. Юный автор сочинил его в четырнадцатом году прошлого столетия.

Поэт легко и непринуждённо мог писать о природе, ведь он вырос близко к земле. Он хорошо знал, быт и уклад сельской жизни, так как только несколько лет прошло с той поры, когда он впервые покину свою малую родину.

Произведение «С добрым утром» имеет оптимистическую направленность. Основа сюжета передана в виде жизненного утверждения. Следует отметить, что в строчках прослеживается особенное эмоциональное состояние автора, которое свойственно было ему именно с десятых годов прошлого столетия.

Первая книга, которую создал Сергей Есенин, называлась «Радуницей». В названии просматривается радость восприятия, а также полнота ощущения всех прелестей жизненного пути. Именно такие принципы были свойственны стихотворениям, которые создавались в дореволюционный период молодым автором.

Если стих прочитать поверхностно, то сразу же возникает ощущение того, что произведение имеет прямое отношение к лирике пейзажного плана. Есенин на главный сюжетный план вынес изображение постепенно пробуждающейся природы. Здесь наблюдаются явно выраженные чувства восхищения ее красотой.

Чтобы наиболее точно провести анализ стихотворения, потребуется рассмотреть особенности языковых уровней. Как показывает практика, именно эти особенности позволяют наиболее точно охарактеризовать сам текст, прийти к наиболее глубокому пониманию и восприятию мировоззренческих форм в поэзии.

Анализ стихотворения «С добрым утром!»

После прочтения первых строк произведения сразу же становится понятно, что поэт акцентирует внимание именно на красоте природы. Следует отметить, что в строках изобилует буква «з» - это своеобразное выделение определенных слов и фраз в тексте. Такой приём: «Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона» - называемый аллитерацией, говорит о профессионализме автора.

Если произвести анализ фонетического плана, читатель сможет установить, что сюжетная линия стихотворения весьма инструментирована. Вся ритмичная мелодика представляет собой два эксклюзивных ряда звукового сопровождения. Первый – это использование при создании рифм звонких согласных – «з», «д», «б», а также сонорных букв – «р», «л», «м», «н». Они придают шарм и выделяют стихотворение из многообразия аналогичных. Вышеописанные согласные, для достижения большего эффекта, поддерживаются различными ассонансами – «а», «э», «о».

Второй ряд звукового сопровождения отличается использованием глухих шипящих звуков – «с», «т», «п», «ш». Эти буквы предназначены для создания своеобразной затушёванности в произведениях, а также придания картине пастельности, туманность образов природы, которая еще полностью не пробудилась после ночной спячки.

Стоит отметить, что природа здесь показана весьма изысканно. В начале стихотворения, когда спать отправляются звёзды, вся остальная природа совсем сонная, только начинает пробуждаться. Она заявляет о своем существовании и в стихотворении начинают проявляться все новые и новые разнообразные голоса. Это достигается с помощью использования при создании рифм различных звонких букв, а также сонорных звуков, дополненных повторяющимися гласными.

Использование в тексте различных взаимоисключающих звуков придает исключительную особенность стихотворным строкам. Звуковые ряды в данном случае не диспонируются, а создают эксклюзивную мелодику самого стихотворения, позволяя автору произведения передать читателю все внутренние мысли, созданные на основе гармонии природы и человеческой натуры. Явно выражено соединение смыкающихся звуковых рядов в первой строке стихотворения:

«…С добрым утром!...»

Особенная структура стихотворных строк

Произведение имеет в своем составе большое количество всевозможных форм. Это и разнообразные олицетворения, которые представлены постоянно дремлющими звездами, улыбками и растрепанными косами милых берёз, нарядной крапивой и шепотом натуральной природы.

В стихотворении имеются и эксклюзивные эпитеты, придающие произведению отличительную пикантность. Они представлены в виде золотых звезд, сонных берез, шелковых кос, серебристой росы, ярко-перламутровой природой, а также шаловливым шепотом рассвета.

В творении Сергея Есенина имеются и метафоры, которые придают произведениям некий шарм. Они представлены в виде зеркального затона, сетей небосклона, пылания росы, а также перламутровыми каплями росы в виде жемчуга.

Следует отметить, что автор смог написать стихотворение так, как будто природа в нем выступает в роли живого существа. Даже сережки на березе воспринимаются не в качестве семян, а как особенное украшение, отдельный предмет бижутерии. Значение его переносно, и относится к женственности самого природного ландшафта.

Использование тропов в стихотворении придает произведению красочность, пластично передвигая сюжет от начала до конца. Сергей Есенин сумел передать читателю всю полноту жизни, происходящую при формировании натуральной природы. Все до мелочей в строках приобретает живой, очеловеченный характер.

Стоит отметить, что пробуждающая природа выражается и с использованием разнообразных фигур стилистики. В произведении присутствуют разнообразные инверсии. К примеру, золотые звезды, брезжание света. Такие особенности позволяют отражать необычность природного ландшафта, придавая ему свежесть.

Присутствуют в строках и сквозные приемы, которые автор использовал максимально искусно. Наиболее распространенный прием – это синтаксический параллелизм. На главном месте здесь выступает глагол, который несет мысли о движении, имитируя жизнь как форму существующей материи.

Следует особое внимание уделить первой строфе. Здесь присутствует глагол, подлежащее, а также второстепенный член предложения. Однотипной является и следующая строфа, которая имеет слегка смещенные акценты. В первом случае ключевая роль отведена глаголу, а во второй строфе – трехчленной структуре самого прилагательного. Это связано с тем, что во второй строчке особенное внимание уделяется жизни самой природы, и она здесь наиболее проявлена. Природа здесь уже проснулась и каждое ее проявление, каждая отдельная частица представлена читателю в своем изысканном и натуральном виде.

Особенности строения стихотворных строк


Если посмотреть на произведение, с точки зрения строения, наиболее выделяется именно последняя строфа. Здесь присутствует лишь одно подлежащее, а именно - крапива. Данный образ является живым и сопровождается дополнением в виде четырех слов-глаголов. Каждая отдельная фраза содержит в себе определенное действие, даже наречие – шаловливо – подразумевает в своем смысле глагол «шалит». Именно благодаря этой живучести у автора получилось передать мысль, которая присутствует в заглавии.

Следует отметить, что строка «С добрым утром!» заметно выбивается из общего ритма стихотворения. Она, если сравнивать с остальными словосочетаниями, имеет структуру пятистопного хорея, совмещенного с двустопным. «Усеченность» данного словосочетания прибавляет дополнительной энергетики во все стихотворение.


Интонационно выделяются последние строки, придавая особое звучание произведению. И это создано автором совершенно неслучайно. Он старается передать читателю мысли, переходящие от доброты к силе и благодати. Это придает произведению особую поэтичность.

Стихотворение «С добрым утром!», созданное Сергеем Есениным, представлено в виде кольцевой композиции. Главная цель такой формы – это отражение целостности жизненного пути, а также гармония природы и человека, с элементами, указывающими на вечность её существования.