Смелзер социология. Социологические точки зрения

Нейл Смелзер

Социология

Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.

Сканирование и обработка: Анастасия Иванкова.

Предисловие..................................................................................................................

Глава 1. Введение в социологию..............................................................................

Раздел I. Основные составляющие общества..........................................................

Глава 2. Культура.....................................................................................................

Глава 3. Социальная структура..............................................................................

Глава 4. Социализация...........................................................................................

Глава 5. Социальное взаимодействие...................................................................

Глава 6. Организации............................................................................................

Глава 7. Девиация и социальный контроль.........................................................

Глава 8. Поселенческие общности и жизнь в крупных городах.........................

Раздел II. Социальное неравенство........................................................................

Глава 9. Неравенство, стратификация и класс...................................................

Глава 10. Этническое и расовое неравенство.....................................................

Глава 11. Сексуальные роли и неравенство........................................................

Глава 12. Возраст и неравенство.........................................................................

Раздел III. Социальные институты...........................................................................

Глава 13. Семья.....................................................................................................

Глава 14. Образование..........................................................................................

Глава 15. Религия..................................................................................................

Глава 16. Экономическая система........................................................................

Глава 17. Политическая система..........................................................................

Раздел IV. Общества: социальные изменения и социальные сдвиги...................

Глава 18. Динамика народонаселения.................................................................

Глава 19. Коллективное поведение и социальные движения............................

Глава 20. Социальные и культурные изменения.................................................

Терминологический словарь....................................................................................

Приложение...............................................................................................................

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................

Владимир Ядов

Предисловие

Нейл Смелзер и его лекционный курс

Учебное пособие Нейла Смелзера выходит вторым изданием. Как объяснить такой успех Н.Смелзера у российского читателя? Будучи первым зарубежным учебником, переведенным на русский язык, он быстро завоевал популярность, в первую очередь, благодаря тому, что очень уж отличался от отечественных курсов и прежде всего в изложении теоретических проблем социологии. Но главное, видимо, в том, что Н. Смелзер - один из выдающихся социологов современности - десятки лет совмещает свою исследовательскую деятельность с преподавательской, он старается найти наиболее простые образы и аргументы, чтобы дать представление о дисциплине, которой студент

решил себя посвятить. В то же время он стремится довести до студентов широкий объем накопленного в социологии знания, изложить /5/ историю ее становления, увлечь их пониманием гражданской миссии и необходимости профессии социолога для общества. Учебное пособие Н. Смелзера за десять последних лет выдержало в США три издания. Для американской практики с ее высокой конкуренцией - очень хорошая рекомендация качества лекционного курса.

Курс построен таким образом, что в изложение основных понятий и проблем автор вкрапливает исторические справки о классиках социологии. Это делается в тех разделах, в которые великие мыслители внесли наибольший вклад. Например, историческая справка об Эмиле Дюркгейме дана в главе, посвященной социальному контролю и девиациям. Э.Дюркгейм доказал, что теоретическая гипотеза, если она хорошо обоснована, может быть эмпирически проверена и в социальной науке. Он выдвинул предположение, что в странах с господством католицизма, где церковь - сильный инструмент социального контроля, самоубийств должно быть меньше в сравнении со странами протестантской культуры, ибо протестантизм утверждает индивидуальные отношения верующего с богом. Анализ статистики самоубийств убедительно подтвердил эту гипотезу. Достойное место находит автор курса и К. Марксу, естественно, в разделе о теории социальных изменений. Все макросоциологические теории Смелзер классифицирует на теории эволюционные и конфликтологические. Маркс -

крупнейший мыслитель, обосновавший теорию революционных социальных

изменений, прежде всего применительно к развитию капитализма. "Хотя его предсказание мировой пролетарской революции оказалось неверным, его

вклад в социологическое знание - особенно в области социальных классов и социальных изменений – попрежнему остается значительным", -

заключает Н. Смелзер. И здесь он более объективен, нежели некоторые

бывшие российские марксисты, которые еще недавно признавали Маркса единственным /6/ научным авторитетом в области социальной философии, а

сегодня столь же решительно отказывают ему в каком бы то ни было

доверии как социальному мыслителю.

Несомненное преимущество этого курса в том, что в нем содержится краткое изложение отшлифованного временем знания. Его автор не склонен к пространным отступлениям, рефлексии по поводу тех или иных концепций и подходов, которые еще не вошли в основной багаж науки. Это способ построения базисного учебного курса для студентов. Учебный курс Нейла Смелзера хорош еще тем, что он прекрасно логически организован, краток, содержит ключевые определения и формулировки основных выводов по всем разделам. Курс как бы содержит готовый конспект всех лекций: о классиках смотри исторические вставки, выводы по каждой главе - в конце глав, основные понятия - в терминологическом словаре. Берите книгу Смелзера, читайте выводы, определения, вспоминайте содержание разделов и - на экзамен! На мой взгляд, книга очень хороша для начинающих социологов. В дальнейшем они сами будут искать ответы на многие вопросы, обращаясь к дополнительной литературе, путем собственных исследований и размышлений.

И, наконец, несколько замечаний, которые я хочу сделать как редактор издания книги на русском языке.

При редактировании были произведены некоторые незначительные сокращения, касающиеся рассмотрения собственно американских

социальных проблем. Во многих других случаях эти разделы даны петитом. Надо иметь также в виду, что адресованный американским студентам учебник, в первую очередь, акцептирует вклад в развитие социологической теории социологов США. Иными словами, в этом аспекте книга не дает полного представления о современных исследованиях европейских социологов и ученых других стран. Естественно, это замечание не относится к классикам социологической теории. В основном тексте имена всех упоминаемых Н. Смелзером авторов даны в русской транскрипции, а список литературы - в оригинале, исходя из того, что владеющие английским языком смогут легко идентифицировать русское написание имени автора и оригинал в английской транскрипции. /9/ У меня был большой соблазн снабдить иллюстративный материал

примечаниями, относящимися к нашей российской действительности. Но, начав эту работу, я понял, что она не только непомерно объемна, но может в чем-то затрагивать и авторскую позицию. Иллюстрации теоретических положений в социологии нередко весьма заметно вплетаются в самую ткань анализа предмета. Скорее всего, решил я, надо дать студентам возможность самостоятельно поразмыслить, в какой мере те или иные частные теории и описываемые социальные тенденции могут служить пониманию и объяснению социальных процессов нашего общества. Естественно, что для этого потребуется знакомство с отечественной социологической

литературой, а это, в свою очередь, станет стимулом для творческого освоения всего курса социологии. /10/

Профессор В.А.ЯДОВ

Социология. Смелзер Н.

Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

Нейл Смелзер - профессор Калифорнийского университета в Беркли, вице-президент Международной социологической ассоциации, один из патриархов современной американской социологии и автор выдающихся работ в области зкономсоциологии, теории коллективного поведения, теории социальных изменений и методологии сравнительных исследований.

Книга Н. Смелзера «Социология», впервые издающаяся на русском языке, представляет курс лекций по общей социологии для студентов высших учебных заведений. Это учебное пособие за последние 10 лет выдержало в США три издания, что свидетельствует о его высоком качестве.

Учебное пособие Н. Смелзера является не только первым переводным, но и вообще первым, и пока единственным в России изданием по курсу «Общая социология». Достоинство книги и в том, что она написана максимально доступным языком и полностью соответствует содержанию курса «Социология», как он отражен в государственном стандарте, а потому может стать базовым пособием по этому курсу.

Книга Н. Смелзера также предназначена для широкого круга читателей и, в первую очередь, для предпринимателей и руководителей.

Формат: doc / zip

Размер: 1,55 Мб

/ Download файл

Формат: pdf / zip

Размер: 9 ,8 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
НЕЙЛ СМЕЛЗЕР И ЕГО ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС 5
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 11
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ 14
Раздел I
ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБЩЕСТВА
Глава 2. КУЛЬТУРА 40
Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 70
Глава 4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ 94
Глава 5. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 130
Глава 6. ОРГАНИЗАЦИИ 168
Глава 7. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 197
Глава 8. ПОСЕЛЕНЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ И ЖИЗНЬ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ 243
Раздел II
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО
Глава 9. НЕРАВЕНСТВО, СТРАТИФИКАЦИЯ И КЛАСС 273
Глава 10. ЭТНИЧЕСКОЕ И РАСОВОЕ НЕРАВЕНСТВО 304
Глава 11. СЕКСУАЛЬНЫЕ РОЛИ И НЕРАВЕНСТВО 328
Глава 12. ВОЗРАСТ И НЕРАВЕНСТВО 361
Раздел III
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Глава 13. СЕМЬЯ 390
Главам. ОБРАЗОВАНИЕ 427
Глава 15. РЕЛИГИЯ 460
Глава 16. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 493
Глава 17. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 521

Нейл Смелзер

СОЦИОЛОГИЯ


Москва: Феникс, 1998

Учебное пособие Нейла Смелзера выходит вторым изданием. Как объяснить такой успех Н. Смелзера у российского читателя? Будучи первым зарубежным учебником, переведенным на русский язык, он быстро завоевал популярность, в первую очередь, благодаря тому, что очень уж отличался от отечественных курсов и прежде всего в изложении теоретических проблем социологии. Но главное, видимо, в том, что Н. Смелзер - один из выдающихся социологов современности - десятки лет совмещает свою исследовательскую деятельность с преподавательской, он старается найти наиболее простые образы и аргументы, чтобы дать представление о дисциплине, которой студент решил себя посвятить. В то же время он стремится довести до студентов широкий объем накопленного в социологии знания, изложить историю ее становления, увлечь их пониманием гражданской миссии и необходимости профессии социолога для общества. Учебное пособие Н. Смелзера за десять последних лет выдержало в США три издания. Для американской практики с ее высокой конкуренцией - очень хорошая рекомендация качества лекционного курса.

Курс построен таким образом, что в изложение основных понятий и проблем автор вкрапливает исторические справки о классиках социологии. Это делается в тех разделах, в которые великие мыслители внесли наибольший вклад. Например, историческая справка об Эмиле Дюркгейме дана в главе, посвященной социальному контролю и девиациям. Э. Дюркгейм доказал, что теоретическая гипотеза, если она хорошо обоснована, может быть эмпирически проверена и в социальной науке. Он выдвинул предположение, что в странах с господством католицизма, где церковь - сильный инструмент социального контроля, самоубийств должно быть меньше в сравнении со странами протестантской культуры, ибо протестантизм утверждает индивидуальные отношения верующего с богом. Анализ статистики самоубийств убедительно подтвердил эту гипотезу. Достойное место находит автор курса и К. Марксу, естественно, в разделе о теории социальных изменений. Все макросоциологические теории Смелзер классифицирует на теории эволюционные и конфликтологические. Маркс - крупнейший мыслитель, обосновавший теорию революционных социальных изменений, прежде всего применительно к развитию капитализма. «Хотя его предсказание мировой пролетарской революции оказалось неверным, его вклад в социологическое знание - особенно в области социальных классов и социальных изменений - по- прежнему остается значительным», - заключает Н. Смелзер. И здесь он более объективен, нежели некоторые бывшие российские марксисты, которые еще недавно признавали Маркса единственным научным авторитетом в области социальной философии, а сегодня столь же решительно отказывают ему в каком бы то ни было доверии как социальному мыслителю.

Несомненное преимущество этого курса в том, что в нем содержится краткое изложение отшлифованного временем знания. Его автор не склонен к пространным отступлениям, рефлексии по поводу тех или иных концепций и подходов, которые еще не вошли в основной багаж науки. Это способ построения базисного учебного курса для студентов. Учебный курс Нейла Смелзера хорош еще тем, что он прекрасно логически организован, краток, содержит ключевые определения и формулировки основных выводов по всем разделам. Курс как бы содержит готовый конспект всех лекций: о классиках смотри исторические вставки, выводы по каждой главе - в конце глав, основные понятия - в терминологическом словаре. Берите книгу Смелзера, читайте выводы, определения, вспоминайте содержание разделов и - на экзамен! На мой взгляд, книга очень хороша для начинающих социологов. В дальнейшем они сами будут искать ответы на многие вопросы, обращаясь к дополнительной литературе, путем собственных исследований и размышлений.

И, наконец, несколько замечаний, которые я хочу сделать как редактор издания книги на русском языке.

При редактировании были произведены некоторые незначительные сокращения, касающиеся рассмотрения собственно американских социальных проблем. Во многих других случаях эти разделы даны петитом.

Надо иметь также в виду, что адресованный американским студентам учебник, в первую очередь, акцептирует вклад в развитие социологической теории социологов США. Иными словами, в этом аспекте книга не дает полного представления о современных исследованиях европейских социологов и ученых других стран. Естественно, это замечание не относится к классикам социологической теории. В основном тексте имена всех упоминаемых Н. Смелзером авторов даны в русской транскрипции, а список литературы - в оригинале, исходя из того, что владеющие английским языком смогут легко идентифицировать русское написание имени автора и оригинал в английской транскрипции.

У меня был большой соблазн снабдить иллюстративный материал примечаниями, относящимися к нашей российской действительности. Но, начав эту работу, я понял, что она не только непомерно объемна, но может в чем-то затрагивать и авторскую позицию. Иллюстрации теоретических положений в социологии нередко весьма заметно вплетаются в самую ткань анализа предмета. Скорее всего, решил я, надо дать студентам возможность самостоятельно поразмыслить, в какой мере те или иные частные теории и описываемые социальные тенденции могут служить пониманию и объяснению социальных процессов нашего общества. Естественно, что для этого потребуется знакомство с отечественной социологической литературой, а это, в свою очередь, станет стимулом для творческого освоения всего курса социологии.

Профессор В.А. ЯДОВ

Появление на русском языке моего учебника для меня радость и большая честь. Это событие исполнено особого смысла как возможность общения с коллегами и студентами, изучающими социологию на русском языке. Но, кроме того, я приветствую перевод моей книги как еще одно подтверждение того, что идеи и перспективы нашей науки все больше становятся интернациональными в условиях, когда медленно и все-таки неминуемо исчезают политические и культурные барьеры на пути распространения общественных наук.

Эта книга - прямой перевод с английского без существенных изменений, и читатели заметят в ней определенные западные пристрастия. Большинство концепций и теорий, рассмотренных в книге, относятся к США. Нет смысла оправдываться: ведь автора сформировал Запад, и книга была написана прежде всего для студентов американских колледжей и университетов. Но пристрастие автора действительно создает некоторые ограничения, поскольку книге не достает сравнительного материала и проникновения в особенности российского общества. В то же время я прошу читателей проявить терпение и учесть два преимущества, которые, быть может, содержит книга для русских читателей. Эти страницы многое расскажут об американском обществе, свободное и объективное знание о котором десятилетиями оставалось для советских студентов недоступным. Еще важнее, я знаю, то обстоятельство, что многие мысли и методы исследования, о которых рассказано в книге, применимы ко всем обществам несмотря на их особую историю и социокультурные традиции. В связи с этим я приглашаю читателей в ходе чтения вести со мной диалог, критически оценивая применимость содержащихся в книге социологических теорий и принципов ко всем другим обществам вообще и к российскому в частности.

Эта книга выходит в то время, когда российское общество переживает период перемен - один из наиболее драматических в своей истории. Несомненно, историки теперь сотни лет будут рассматривать десятилетие после 1985 года как водораздел в российской истории, но мы пишем в середине этого периода и не можем точно предсказать, что принесет следующее десятилетие. Мы, однако, можем предположить, что ряд важных спорных проблем социологии, которые выявила советская и российская история за последние десятилетия, - это проблемы настолько существенные, что они заставляют нас коренным образом изменить самую структуру социологии. Среди этих спорных проблем я считаю наиболее важными следующие.

Исторический опыт Советского Союза окончательно показал непрочность власти государства. Советский эксперимент, быть может, - наиболее экстремальный во всем мире пример проникновения государства в общественные структуры. Многие из нас, считавших советский режим всего лишь альтернативным типом политической системы - и в большой мере так оно и было, - оказались захваченными врасплох, когда в определенный исторический момент он рухнул так быстро и полностью. Мы не знаем, каково будущее государственной власти в России; это, видимо, совершенно открытый вопрос. Но мы твердо знаем, что государство, даже такое всемогущее, как советское, не может существовать, если отсутствуют социальные условия, способные в достаточной мере обеспечить законность.

Социология. Смелзер Н.

Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

Нейл Смелзер - профессор Калифорнийского университета в Беркли, вице-президент Международной социологической ассоциации, один из патриархов современной американской социологии и автор выдающихся работ в области зкономсоциологии, теории коллективного поведения, теории социальных изменений и методологии сравнительных исследований.

Книга Н. Смелзера «Социология», впервые издающаяся на русском языке, представляет курс лекций по общей социологии для студентов высших учебных заведений. Это учебное пособие за последние 10 лет выдержало в США три издания, что свидетельствует о его высоком качестве.

Учебное пособие Н. Смелзера является не только первым переводным, но и вообще первым, и пока единственным в России изданием по курсу «Общая социология». Достоинство книги и в том, что она написана максимально доступным языком и полностью соответствует содержанию курса «Социология», как он отражен в государственном стандарте, а потому может стать базовым пособием по этому курсу.

Книга Н. Смелзера также предназначена для широкого круга читателей и, в первую очередь, для предпринимателей и руководителей.

Формат: doc / zip

Размер: 1,55 Мб

/ Download файл

Формат: pdf / zip

Размер: 9 ,8 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
НЕЙЛ СМЕЛЗЕР И ЕГО ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС 5
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 11
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ 14
Раздел I
ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБЩЕСТВА
Глава 2. КУЛЬТУРА 40
Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 70
Глава 4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ 94
Глава 5. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 130
Глава 6. ОРГАНИЗАЦИИ 168
Глава 7. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 197
Глава 8. ПОСЕЛЕНЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ И ЖИЗНЬ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ 243
Раздел II
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО
Глава 9. НЕРАВЕНСТВО, СТРАТИФИКАЦИЯ И КЛАСС 273
Глава 10. ЭТНИЧЕСКОЕ И РАСОВОЕ НЕРАВЕНСТВО 304
Глава 11. СЕКСУАЛЬНЫЕ РОЛИ И НЕРАВЕНСТВО 328
Глава 12. ВОЗРАСТ И НЕРАВЕНСТВО 361
Раздел III
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Глава 13. СЕМЬЯ 390
Главам. ОБРАЗОВАНИЕ 427
Глава 15. РЕЛИГИЯ 460
Глава 16. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 493
Глава 17. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 521

Нейл Смелзер (р. 1924 г.)

Патриарх современной американской социологии и автор выдающих-ся работ в области экономической социологии, теории коллективного поведения, теории социальных изменений и методологии, сравнительных исследований. С 1986 г. Смелзер – член исполкома Международной социологической ассоциации, доктор социологических наук, преподаватель в Калифорнийском университете в Беркли.

Социология – научное изучение социальных отношений (Смелзер Н. Социология.М., 1994. С. 14).

5. Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900)

Русский социолог и философ, литературный критик, революционный деятель.

Социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями. (Лавров П.Л. Философия и социология. Изб. произведения в 2 т. Т. 2. М. 1965. С. 639).

6. Евгений Валентинович Де Роберти (1843 – 1915)

Русский социолог, представитель психологического направления в социологии, видевший одну цель социологии – познание законов психологического взаимодействия. Он был типичным русским либералом, в 1905г. примкнул к партии кадетов.

Сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова. (Роберти Е.В. Социология и психология // Новые идеи в социологии. СПб., 1914. Сб. 2. С. 8).

7. Николай Иванович Кареев (1850 – 1931)

Видный русский историк и социолог. Он преподавал в Варшавском, а затем в Петербургском университете, позже стал членом-корреспондентом Российской академии наук (с 1910) и почетным академиком наук СССР (с 1929 г.). Сторонник крайне скромных социальных реформ. Выступил с нападками на учение К. Маркса.

Социология должна быть учением об обществе подобно тому, как существует общее учение о жизни (Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. СПб. 1397. С. 3).

8. Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1915)

Он является крупнейшим русским буржуазным социологом, историком, этнографом и правоведом. Кареев называл Ковалевского "историком-социологом". Он писал, что "если в своих социологических изысканиях Ковалевский был преимущественно историком, то с другой стороны, и в исторических своих работах он был, прежде всего, социологом".



Социология – наука о порядке и прогрессе человеческих обществ (Ковалевский М.М. Социология. СПб. 1910. С. 30).

9. Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968)

Русско-американский социолог. Эмигрировал в США в 1922 г. Критиковал господствующую в США эмпирическую социологию и развивал учение об интегральной социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятной культуры.

Социология изучает взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой. (Сорокин П.А. Система социологии. М. 1993. Т. 1. С. 57).

10. Азер Гамидович Эфендиев

Современный российский ученый Эфендиев, доктор философских наук, член общества "Знаний" России в Москве.

Социология при изучении того или иного социального явления стремится познать конкретные механизмы, зависимости, связи, влияющие на изучаемый предмет.

(Эфендиев А. Г. Основы социологии.М., 1993. С. 11).