Содержание сту. Анализ рассказа «Студент» (А
Сначала погода была хорошая. Однако потом резко похолодало.
Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращался домой. Он шел
заливным лугом по тропинке. Молодой человек порядком замерз. Вокруг было пустынно и мрачно. По случаю Страстной пятницы (пятница последней недели перед Пасхой) дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть.
Молодой человек “думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой”.
Студент подошел к огороду, где старуха по имени Василиса вместе со своей дочерью Лукерьей жгла костер. Иван сказал, что очень холодно. Василиса едва узнала его. Юноша сказал: “Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!”
Затем он вспомнил о Тайной Вечере, когда Петр сказал Иисусу: “С тобою я готов и в темницу, и на смерть”. А Господь ему на это: “Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня”. Он продолжал рассказывать старухам о том, что было написано в Евангелии.
Василиса заплакала. Лукерья молчала. Юноша пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. Было уже темно, он еще сильнее замерз. Казалось, что вернулась зима, а ведь послезавтра Пасха. Погода была явно не весенняя.
“…Студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…” Юноша думал о том, “что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра”.
Такие мысли вызвали радость в его душе. И дальше, продолжая свой путь, студент “думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла”.
Главный герой рассказа Чехова “Студент” Иван Великопольский очень молод, он полон жизни, ожидания счастья. Жизнь для него прекрасна, будущее героя видится в веселых, ярких красках.
Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша постигает связь веков и поколений. Он понимает, что все происходящее когда-то имеет смысл и для современных людей. Иван в тот день осознал, что правда и красота - главное в жизни человека.
Глоссарий:
- чехов студент краткое содержание
- студент чехов краткое содержание
- студент краткое содержание
- краткое содержание студент чехов
- чехов тоска краткое содержание
(Пока оценок нет)
Другие работы по этой теме:
- У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Сколько ни лечили генерала разными народными средствами все домашние, ничто не могло унять разбушевавшейся зубной боли. Приезжал даже доктор,...
- Краткое содержание На вокзале Николаевской железной дороги встретились два школьных товарища: один толстый, другой тонкий. Толстый производил впечатление человека, который преуспел в жизни, Тонкий же,...
При беглом прочтении краткого содержания рассказа Чехова «Студент», как, впрочем, и полной версии этого произведения, трудно уловить заложенный в нем смысл. Сюжет, охватывающий небольшой промежуток времени, кажется незатейливым и малозначительным. Но, вникнув в суть рассказа, понимаешь, что он вмещает неизмеримую глубину авторского замысла. Недаром сам Антон Павлович называл эту короткую бытовую зарисовку, написанную в 1894 году, своим любимым детищем.
Душевные терзания главного героя
Дело происходит ранней весной в канун Святой Пасхи. В первых строках рассказа «Студент» Чехова, краткое содержание которого предлагается вашему вниманию, описывается стоявшая в тот день погода. Дневное весеннее тепло к вечеру сменилось промозглым, почти зимним холодом, лужицы и проталины затянулись тонким хрупким льдом.
Ивану Великопольскому, возвращавшемуся домой с занятий в духовной академии, было зябко и неуютно. Дувший с востока ветер до боли обжигал его руки и лицо. Юноша шагал по тропинке вдоль заливных лугов, мимо темного недружелюбно шумящего леса. Окружающая обстановка навевала грустные тяжелые мысли. Он вспоминал, как уходя из дома утром, попрощался с матерью, чистящей самовар на холодном полу, и отцом, кашляющем за печкой. Ивану очень хотелось есть, но поскольку наступила Страстная пятница, в доме ничего не готовили.
Но не это тревожило студента. Чехов краткое содержание мыслей своего героя называет тоскливыми и мучительными. В душе Ивана зарождался протест против холода, тьмы, бедности и невежества, существовавших на земле на протяжении многих столетий. Но с сожалением для себя он понимал, что изменить это невозможно. От того, что пройдет еще тысяча лет, жизнь лучше не станет.
Встреча у костра
Дорога к дому, куда юноше не очень-то хотелось возвращаться, проходила мимо крестьянских наделов. Уже стемнело, поэтому посевные работы в полях закончились. Лишь около реки, где находился участок старухи Василисы с дочерью Лукерьей, полыхал костер. Это место в округе называли вдовьими огородами, поскольку обе женщины, оставшись без мужей, обрабатывали землю самостоятельно. Иван отправился к огню, намереваясь немного погреться.
В кратком содержании чеховского «Студента» стоит обрисовать портреты двух новых персонажей. Василиса, старшая из женщин, прислуживала в господском доме, поэтому умела культурно выражаться, держала себя гордо, степенно, но при этом была приветливой и улыбчивой. Ее дочь Лукерья выглядела испуганной и забитой, смотрела на всех с опаской, старалась больше молчать.
Юноша подошел к костру, поздоровался с хозяйками. Чтобы поддержать разговор, он спросил у Василисы, была ли она на «Двенадцати евангелиях», имя в виду церковное богослужение, проводимое в Страстной четверг. Женщина утвердительно кивнула, а студент решил рассказать крестьянкам притчу об отречении Петра. Он всё-таки учился в духовной академии, да и пятничный вечер в преддверии Пасхи вполне к этому располагал.
Реакция слушательниц на рассказ Ивана
Наверное, в кратком содержании «Студента» Чехова нет смысла приводить библейскую историю полностью. Она и так известна многим. Во время Тайной вечери Иисус предсказал одному из своих учеников, что тот отречется от него в эту же ночь до того, как трижды успеет пропеть петух.
Так оно и случилось. Преданный Иудой и взятый на поругание Спаситель терпел муки, а Петр каждый раз, когда его спрашивали, не был ли он вместе с Иисусом, отвечал: «Нет, я не знаю его». И когда понял Петр, что предсказание Учителя полностью сбылось, из его груди вырвались громкие рыдания позднего раскаяния.
Окончил Иван свой рассказ и тяжело вздохнул. Но больше всего его поразило то, что он увидел на лицах слушавших его женщин. Василиса перестала улыбаться, по ее щекам покатились крупные слезы. Лукерья напряглась, покраснела, как бывает с человеком, испытывающим сильную боль.
Переворот мироощущений
Попрощавшись с крестьянками, Иван продолжил свой путь. По-прежнему дул холодный ветер, тяжелая тьма окутывала землю. Но от мрачных мыслей в голове юноши не осталось и следа.
Он понял, что, если история Петра так тронула женщин, значит все люди на планете каким-то образом связаны между собой. А все события с библейских времен и до наших дней составляют одну непрерывную цепь. В душе Ивана нарастало ощущение безмерного восторга, а жизнь начала казаться необыкновенной, наполненной непостижимо высоким смыслом. На этом заканчивается рассказ А. П. Чехова «Студент», краткое содержание которого вы только что прочитали.
В этом рассказе показан небольшой по времени и событийности, но огромный по значению урок для студента духовной семинарии – Ивана. Урок этот он получает по пути в непогоду, подойдя к двум бедным женщинам: старая Василиса и дочь ее Лукерья. Он рассказывает им, как Иисус предсказал, что один из его учеников отречется от него. Василиса заплакала, а ее дочь смутилась… Реакция, которой Иван никак от них не ожидал, поражает его. Он не приписывает себе способность так уж хорошо рассказывать, но понимает теперь связь времен, цикличность. Главное, что люди не теряют способность сочувствовать даже тем, кого они не знают, кого давно уже нет на свете, а, может быть, никогда и не было.
Главная мысль и чему учит рассказ Студент Чехова
Этот рассказ Чехова тонко психологичен, он показывает способность даже простого народа к восприятию того, что было сотни лет назад, к человеческому сочувствию. Также важна здесь мысль о том, что всё в этом мире повторяется.
Студент семинарии (будущий церковный батюшка или настоятель монастыря) идёт в непогоду домой. Много внимания уделяет он этому холодному ветру, дождю, грязи. Молодой человек размышляет о том, что и сотни лет назад мог быть точно такой вечер, с такой промозглой погодой и ощущением одиночества. Его одолевают грустные мысли о том, что и через сотни лет будет такая же тоска и грязь. Ему кажется, что самой природе жутко от её состояния. Надвигается зима, всем грустно.
Замерзший и усталый Иван не мог бы не подойти к костру, который развели две женщины в конце огородов. Они встречают его приветливо. Родственницы не очень похожи друг на друга: статная и бодрая Василиса степенна, улыбчива, привыкла к общению с господами, а Лукерья забита мужем, вечно испугана, напоминает глухонемую. Грустные мысли напоминают студенту евангельскую историю о предателе Петре. Иван говорит, мол, вот в такой же промозглый вечер и Петр грелся у костра. Он напоминает женщинам историю того, как Христос был оставлен своим учеником. Женщины очень внимательно слушают. В финале его истории Василиса плачет, а Лукерья смущается.
Реакция крестьянок переворачивает мировоззрение юноши, дарит надежду, вдохновляет… Иван понимает, что всё в этом мире не зря. Не просто так жертвовали собой первые христиане, апостолы, не забыта жертва Иисуса. И не просто это остаётся фактом в людской памяти, а страшное событие через такие долгие годы может вызывать эмоциональный отклик даже у простых людей. Пусть и в будущем будет иногда плохая погода – это не так уж страшно, если людские сердца сохраняют главное. Сердца людей открыты, сопереживание делает его ещё мягче – более живым и настоящим.
Студент получает один из самых важных уроков (о сочувствии, о продолжении жизни) не в духовной семинарии, хотя там, наверняка, много об этом рассказывается, а в жизни – у простых людей.
Представ в начале рассказа грустным и пессимистичным, после разговора с женщинами Иван снова обретает радость, веру в жизнь, надежду на всё хорошее. Студент будто бы, действительно, сдал важный экзамен, получил важнейший урок.
Картинка или рисунок Студент
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Пушкин Русалка
Познакомившись с творчеством А.С. Пушкина с первых строк влюбляешься в его произведения. Они не похожи друг на друга по сюжету, но так узнаваемы по слогу. Русалка Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься
- Краткое содержание Облака в штанах Маяковского
Молодой юноша ждал встречи с любимой. Девушка пришла на свидание с опозданием и заявила герою о своем замужестве с другим. Автор расстроен, его сердце пылает, но он не показывает своих истинных чувств
- Краткое содержание О чем плачут лошади Абрамов
Густым, ярким, по-деревенски сочным языком написан этот рассказ, как и многие другие произведения Абрамова. Дух старого, деревенского быта, печальные, но в то же время светлые, насыщенные описания повседневности, – основные признаки его рассказов
- Краткое содержание Чехов Страшная ночь
В произведении А.П. Чехова «Страшная ночь» Иван Петрович Панихидин рассказывает слушателям историю из своей жизни. Он побывал на спиритическом сеансе в доме своего друга
- Краткое содержание Рюи Блаз Гюго
Испания, 1965 г. Министр полиции Саллюстий де Базан совращает королевскую служанку, и не желает ее брать в жены. Королева Мария разгневана. Она с позором лишает дона Саллюстия его должности и прогоняет с королевства
В начале рассказа описывается природа. Хорошая погода к вечеру значительно ухудшается. От холода лес замирает и опустошается. Главный герой – студент духовной академии и сын дьячка Ивана Великопольского, находился в преддверии изменений своего мировоззрения. Жил он бедно. Мать его, сидя на полу, чистила самовар, его отец лежал на печи и кашлял. Людям далеким от мирской суеты и не звавшим роскоши, открываются иные ценности – духовные.
Иван шел по отцовскому пути. Его семья чтила церковные традиции. С наступлением страстной пятницы, не смотря на ощущение голода, семья ничего не ела. В это время люди должны утолять духовный голод и заниматься служением Господу. Двадцати двух летнему Ивану не хотелось возвращаться домой, не смотря на непогоду. Он желал общения с другими простыми людьми, также страдающими от голода и бедности.
Иван, подойдя к огню, заводит беседу с двумя женщинами. Это были праведница Василиса и ее дочь Лукерья. Иван рассказывал о библейских событиях, происходящих двенадцать веков назад. Его проповедь произвела сильно впечатление на Василису, которая слушая Ивана, не смогла сдерживать слез. Глухонемая Лукерья тоже изменилась в лице. Поведанные многовековые события имели отношение к этим женщинам и самому студенту. Еще давным-давно апостол Петр грелся у костра. Его отречение от Иисуса тесно связано с сегодняшним днем. Истина всегда направляла человеческую жизнь в нужное русло. Происходящая беседа преображает Ивана. Он переполняется чувством молодости и счастья, готов противостоять любой природной стихии. Напоследок Иван Великопольский идет на гору и величественно смотрит на свою родную деревню. Студент сделался участником легендарных библейских событий, повествующих о противостоянии добра и зла, в котором зло стало победителем. Пугает мысль о том, что пустыня с невыносимым чувством гнета останется навсегда. Есть надежда, что этого не будет. Каждое поколение сможет учитывать ошибки предыдущего, находить правильный путь в бурлящих жизненных событиях.
Благополучное существование всех живых существ зависит только от них самих. Ведь удалось же найти общую тему для разговора столь разным людям – Ивану, Василисе и ее дочери.
Студент Иван, вошедший на гору, Василиса, очистившаяся слезами, становятся настоящими праведниками, без которых ничего не стоит земля наша.
(Пока оценок нет)
Другие сочинения:
- Смерть чиновника В данном рассказе не называется чин главного героя, а указывается его небольшая должность. Он был хозяйственным исполнителем “при канцелярии или присутственном месте”. Эта должность позволяла Ивану Дмитричу посещать театр. О чем Акакий Акакиевич не мог и мечтать. Социальный Read More ......
- Произведение начинается с описания пейзажа. Чехов начинает свой рассказ именно с этого, чтобы показать внутренне состояние души главного героя. Вначале, погода “хорошая, тихая”, и настроение у студента тоже радостное. Но стемнело, и подул пронизывающий ветер, Иван вспомнил, как тоскливо было, Read More ......
- Мне повезло. Впервые познакомился я с рассказом А. П. Чехова “Студент” на концерте замечательного чтеца Александра Познанского. Тогда, давно, услышав этот рассказ вместе с “Иудой Искариотом” Л. Н. Андреева и стихо-творениями Бориса Пастернака, я, наверное, впервые увидел в Чехове не Read More ......
- Этот рассказ о человеке, который пришел к пониманию истинной веры и окружающего мира. Этим произведением Чехов хотел показать путь перерождения человека. Главный конфликт в рассказе Чехова этический – человеческая ошибка. Студент усомнился в гармонии природы, бытия. Сын дьячка и будущий Read More ......
- Палата № 6 В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там “воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите Read More ......
- Злоумышленник Перед следователем суда стоял очень тощий мужичек. В глазах его угрюмая суровость просматривалась из-за густых бровей. Волосы путанные и нечесаные, что придавало ему паучью суровость. – Григорьев Денис, иди сюда и отвечай на мои вопросы – говорит ему следователь. Read More ......
- Человек в футляре Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с Read More ......
- Каштанка Жила в семье столяра Луки Александровича собака дворняга, помесь таксы с чем-то, Каштанкою ее звали. Не важно там жила она, Федюшка, сын столяра, иногда очень жестоко с ней играл. Но любила она свою семью, преданной была. И вот однажды Read More ......